Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Особенности налогообложения командировочных «излишеств. Расходы на такси в командировке. Документальное подтверждение

— 1. По разъяснениям Минфина, расходы налогоплательщика на проезд работника на такси к месту командировки и обратно к месту постоянной работы учитываются при налогообложении при условии их оформления документами, соответствующими требованиям, установленным действующим законодательством <Письмо Минфина России от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223>.

По нашему мнению, при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на такие поездки в такси, подтвержденные распечатками сообщений от электронных приложений такси. Однако официальных писем контролирующих органов по данному вопросу нет.

Как правило, при оплате наличными водитель должен выдавать кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси <п.111 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, Приложение № 5 к этому Постановлению>. Поэтому расходы на проезд сотрудника в такси, услуги которого оплачены наличными, можно учесть на основании квитанции или кассового чека, напечатанного таксометром <Письмо УФНС по г. Москве от 06.10.2011 N 17-15/096363>.

Однако такие правила перевозок, установленные в 2009 году, учитывают лишь наличные расчеты: и БСО, и кассовый чек подтверждают внесение оплаты наличными.

Если оплата списывается со счета банковской карты, такие документы не требуются.

Для такси, работающих в системе Яндекс-такси, Гет-такси или Убер, отслеживание маршрута и километража происходит централизованно по навигационным системам. По итогам каждой поездки пассажиру приходит на электронную почту письмо с данными о поездке (конкретным маршрутом, километражом и временем поездки). Если деньги списываются с банковской карты, то приходит сообщение на номер телефона о сумме, списанной в качестве оплаты поездки.

Отметим, что Минфин в аналогичной ситуации - при покупке компьютерных программ через Интернет, считает расходы подтвержденными, если имеются <Письма Минфина от 28.09.2011 N 03-03-06/1/596, от 05.03.2011 N 03-03-06/1/127>:

(и) документы на оплату,

(и) распечатка электронного письма, подтверждающего поставку программы, заверенная в установленном порядке.

Таким образом, распечатка письма, поступившего по электронной почте, а также банковская выписка подтвердят реальность поездки и ее стоимость. Согласны с этим и специалисты Минфина.

БУЛАНЦЕВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА - Государственный советник РФ 2 класса, заслуженный экономист России

Расходы организации на проезд командированного работника на такси к месту командировки и обратно, из места командировки к месту постоянной работы могут быть учтены при налогообложении, если они документально подтверждены <Письмо Минфина России от 27.06.2012 N 03-11-04/2/80>.

По моему мнению, для подтверждения произведенных расходов на такси будет достаточно распечаток, полученных из электронной системы такси (Яндекс-такси, Гет-такси или Убер), и выписки с банковского счета.----

Некоторые организации предпочитают составить в качестве первичного документа справку бухгалтера, в которой они описывают сложившуюся ситуацию (кто из работников, куда и зачем ездил), проставляют подписи лиц, ответственных за оформление операции и прикладывают к этой справке распечатки электронных писем и выписок с банковского счета <ч.1, 2 ст.9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ст.313 НК РФ>. Распечатки надо заверить подписью, указать Ф.И.О. и должность работника, проставившего подпись, также надо указать дату распечатки. Таким работником может быть как тот, кто непосредственно воспользовался услугами такси, так и бухгалтер организации, отвечающей за отражение данной операции в учете - если у бухгалтера есть доступ к личному кабинету в системе Яндекс-такси, Гет-такси или Убер, либо доступ к электронной почте, на которую приходят письма с подтверждением данных о поездках.

2) По общему правилу не облагается НДФЛ возмещение работникам командировочных расходов на проезд <абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ>:

До места назначения и обратно;

В аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок.

Это правило, как и действующее Положение о командировках <утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749>, не содержит ограничений в отношении транспорта, которым может воспользоваться работник. В связи с этим, если работник в приведенных случаях пользовался такси, оплата проезда НДФЛ не облагается <Письма Минфина от 27.11.2013 N 03-04-05/51373, от 25.04.2012 N 03-04-05/9-549>.

Вы можете вычесть из налогооблагаемой прибыли расходы на такси, которым воспользовался командированный. Однако на случай проверки нужно запастись документами, доказывающими обоснованность подобных затрат. Например, в приказе директора о направлении в командировку можно написать, что сотрудник берет такси для сокращения потерь рабочего времени. ИСТОЧНИК: письмо Министерства финансов РФ от 13.04.07 № 03-03-06/4/48.
РАСХОДЫ НА ТАКСИ МОЖНО УЧЕСТЬ

Работник при перелете к месту командировки доезжает до аэропорта на такси. Минфин России рассмотрел эту конкретную ситуацию и занял совершенно новую для себя позицию: расходы на такси до аэропорта можно учитывать при налогообложении прибыли.

В подпункте 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ говорится, что расходы организации на командировки складываются в том числе из расходов на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

А как налоговики отнесутся к тому, чтобы учесть стоимость такси не до, а от аэропорта, а также до и от вокзала, автовокзала или порта?

С таким вопросом редакция «ДК» обратилась в Минфин России. Вот что ответил С.В. Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

Минфин России уточнил позицию в отношении проезда на такси. И это касается проезда до любого места, откуда работник едет в командировку, а не только проезда до аэропорта.

Ранее в отношении расходов на такси использовалась инструкция № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (Утв. Министерством финансов СССР, Государственным Комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов 7 апреля 1988 г.) Вместе с тем критерии признания расходов сформулированы в главе 25 НК РФ. Расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

И если расход на такси удовлетворяет таким критериям, налогоплательщик вправе его учесть при исчислении налога на прибыль.

Итак, до последнего времени чиновники ни при каких условиях не соглашались с тем, чтобы увеличивать расходы на стоимость проезда на такси. Основанием для этого служила инструкция двадцатилетней давности (В пункте 12 инструкции № 62 сказано, что командированному работнику возмещаются расходы на проезд до основной станции отправления при условии, что он добирался до нее транспортом общего пользования. Такси к такому транспорту не относится. На этом основании налоговики не признавали в расходах по налогу на прибыль расходы на такси. Аналогичную позицию Минфин России высказывал в своем письме от 26 января 2005 г. № 03-03-01-04/2/15).

И только сейчас в Минфине России решили, что ориентироваться на нее больше не будут. Однако помните, что остается требование о документальном подтверждении и экономической оправданности расходов на такси.

КАК ОБОСНОВАТЬ И ПОДТВЕРДИТЬ РАСХОДЫ

Обоснованием экономической оправданности может быть приказ директора, составленный на конкретную командировку. В приказе должно быть указано, почему необходимо привлекать такси. Например, для сокращения потерь рабочего времени, если сотрудник выезжает в командировку в рабочий день, а до этого работает. Также для своевременного прибытия сотрудника на место выезда в командировку (в аэропорт, на вокзал и т. д.), если выезд ночью.

Кроме того, для отдельных категорий работников (директоров, топ-менеджеров) в организации может быть установлен проезд на такси. Список таких работников следует закрепить во внутренних документах организации (например, в положении о командировках).

Допустим, экономическую оправданность расходов на такси вы обосновали. Теперь их надо подтвердить документами. Какими?

Если ваша организация пользуется такси по договору с транспортной организацией, тогда такими документами являются акты об оказании услуг. А в случаях, когда работник рассчитался за такси наличными, это кассовый чек, приложенный к авансовому отчету (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (опубликован в «ДК» № 12, 2003) не освобождает такси от применения контрольно-кассовой техники. И бланки строгой отчетности для использования их в такси Минфин России не утвердил. Поэтому в такси должен быть установлен кассовый аппарат и клиентам должен выдаваться кассовый чек).

В этом случае даты пересечения границы РФ определяются по проездным документам (билетам) (абз. 1 п. 19 Положения о служебных командировках).

Можно ли принять в расходы затраты на оплату такси командированным работником? Если да, то какими документами их подтвердить?

Затраты на такси можно принять в расходы, если они были экономически обоснованы и документально подтверждены (ст. 168 ТК РФ , п. 1 ст. 252 НК РФ , письмо Минфина от 2 марта 2017 г. N 03-03-07/11901). Подтверждающими документами при этом будут кассовые чеки или квитанции об оплате проезда, которые таксист обязан выдать. Вместе с ними сотрудник должен приложить служебную записку с пояснениями расходов на такси, указав маршрут и обоснование использования именно этого вида транспорта (например, отсутствие возможности добраться до аэропорта на другом транспорте).

Как оформить использование личного автомобиля работника в служебной командировке и компенсировать ему затраты?

Необходимо заключить дополнительное соглашение с работником, в котором нужно определить размер компенсации за использование, амортизацию личного транспорта, условия ее выплаты, а также размер иных расходов, связанных с использованием транспорта (ст. 188 ТК РФ).

Как будут возмещаться расходы на оплату проживания двух командированных сотрудников, если фактическая оплата производилась с банковской карты одного сотрудника?

Т.к. один из сотрудников оплатил расходы за проживание в гостинице за себя и за коллегу, то он должен предоставить в бухгалтерию авансовый отчет с банковской выпиской со счета или квитанцией, счет из гостиницы на обоих командированных сотрудников, или два разных счета на каждого из них, и написать пояснительную записку с указанием причин, вызвавших необходимость оплаты проживания за себя и за коллегу. После предоставления авансовых отчетов, со всеми подтверждающими документами, и служебной запиской, бухгалтерия возместит сотруднику, оплатившему всю сумму расходов на проживание в полном объеме. Т.к. командировка была экономически оправдана, а расходы, понесенные сотрудниками в ней документально подтверждены, организация может учесть возмещение затрат на проживание в полном объеме (п. 1 ст. 252 НК РФ , подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Можно ли учесть в расходах по УСН 15% суммы затрат на командировки ИП?

Согласно ТК РФ, командировка - это поездка работника по поручению работодателя. ИП работает сам на себя и не является наёмным работником и поэтому он не может учесть затраты на свои поездки как командировочные расходы.

Однако суды находятся на стороне предпринимателей и разрешают учитывать расходы на командировки в налоге УСН (постановления ФАС Уральского округа от 06.06.2011 № Ф09-3147/11-С3 и от 16.05.2011 № Ф09-819/09-С3 , постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 № 12АП-4368/13, постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 24.05.11 № А19-14278/09 и от 21.06.07 № А78-6556/06-С2-24/354-Ф02-3683/07, Дальневосточного от 05.04.06 № Ф03-А73/06-2/628 и Поволжского от 25.01.05 № А65-12447/2004-СА1-19 округов).

Командировка внешнего совместителя оформляется по общим правилам или есть какая-то разница?

По общим правилам. Никакой разницы нет.

Каков максимальный срок пребывания сотрудника в командировке?

В Положении о командировках максимальный срок командировки не установлен. Такой срок определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения (п. 4 Положения о командировках).

Как определить день отъезда, если самолет вылетает в начале первого ночи?

Днем отъезда будет день, предшествующий дню вылета самолета.

Согласно пункту 4 Положения о командировках при определении дня отъезда нужно учитывать время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта, если данные объекты находятся за чертой населенного пункта. Поскольку аэропорты почти всегда находятся загородом, то днем отъезда будет тот день, когда сотрудник начнет свое движение в сторону аэропорта. Т.к. день отъезда не будет совпадать с датой, указанной в авиабилете, нужно попросить сотрудника сохранить и представить в бухгалтерию билет на транспорт, с помощью которого сотрудник добирался до аэропорта.

Как рассчитать средний заработок для оплаты командировочных, если работник был принят на работу и в тот же день отправлен в командировку?

Поскольку в расчетном периоде нет начислений, средний заработок нужно рассчитывать исходя из оклада (и/или других начислений, предусмотренных трудовым договором).

Как оплатить работнику выходной день, если этот день приходится на день выезда в служебную командировку?

1 вариант. Возмещать данные дни по нормам ст. 153 ТК РФ (не менее, чем в двойном размере), но следует учитывать, что в расходы по налогу на прибыль такие выплаты можно включить только в случае, если правилами внутреннего распорядка предусмотрен режим работы в выходные и праздничные дни, а также если указанные выплаты связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, и являются экономически обоснованными (письмо ФНС от 20.08.2014 № СА-4-3/16564).

2 вариант. Возмещать данные дни путем их оплаты исходя из среднего заработка. Тогда возможны споры с контролирующими органами, даже если организация указанные выплаты закрепит в своих локальных нормативных актах. Средний заработок выплачивается за все дни работы по графику ().

Почему OZON.travel?

Выпуск подготовили специалисты OZON.travel. Если сотрудники вашей организации часто отправляются в командировки, то организацию процесса можно упростить. Сервис OZON.travel на одном ресурсе: бронирование авиа и ж/д билетов, гостиниц, организация трансфера, оформление страховок и тп.

Расходы на такси в налоговом учете - щекотливый вопрос, вызывающий массовый интерес бухгалтеров, вынужденных принимать такого рода расходы в учете. Рассмотрим основные случаи использования такси в хозяйственной жизни организации в этой статье. Раскроем, как можно учесть эти расходы при налогообложении прибыли, какие условия должны быть при этом выполнены, что должны знать сотрудники, пользующиеся услугами такси. А также коснемся бухгалтерского учета данного вида расходов.

Расходы на проезд в такси командированного работника

Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.

В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно - при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.

Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.

В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных реквизитов документ считается непригодным для подтверждения расходов работника организации на проезд в такси.

Для экономического обоснования поездок на такси во время нахождения в командировке стоит получить от работника служебку с пояснениями выбора именно этого вида транспорта: график работы, при котором сложно добираться на общественном транспорте, удаленность места работы или временного проживания от остановок общественного транспорта. В противном случае от поездок в такси или от признания платы за них в расходах для прибыли лучше отказаться.

Ознакомиться с тем, какие расходы возмещаются командированному работнику, облагаются ли они НДФЛ, можно в статье .

Расходы на такси до работы и обратно

Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:

  1. Использование такси оправдано неудобным территориальным расположением места работы по отношению к остановкам общественного транспорта либо производственным графиком работы, при котором возникают трудности с проездом на общественном транспорте. Данные основания должны быть обоснованы в приказе руководителя, который закрепляет порядок использования такси в служебных целях.
  2. Доставка работника на работу и (или) с нее с использованием такси предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором как система оплата труда и при этом возможно определить сумму дохода каждого работника.

Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.

Подробнее об удержании НДФЛ с компенсации проезда в статье .

Расходы на такси для работников в служебных целях

Для расширения клиентской базы, с целью улучшения качества услуг, увеличения продаж организации направляют работников к своим клиентам (заказчикам). Производственной необходимостью может быть вызвана не признаваемая командировкой поездка работника на такси до контрагента, с которым фирма сотрудничает. Можно ли учесть эти расходы при налогообложении прибыли?

Можно, в случае если поездки на такси работник применял именно для служебных целей, эти поездки документально подтверждены и их служебное предназначение письменно обосновано. Руководителю следует издать приказ с указанием работников, которые для выполнения своих должностных обязанностей могут пользоваться услугами такси. А работники должны предоставлять служебные записки с обоснованием необходимости поездки на такси.

См. также: .

Если должностные обязанности работника в принципе предусматривают регулярные поездки, организации необходимо в трудовом договоре или локальном нормативном акте указать разъездной характер его работы. И документально подтвержденные расходы на такси принимать к налоговому учету.

Если работники организации в ходе своей работы вынуждены часто прибегать к услугам такси, для безболезненного принятия к налоговому учету таких расходов организации желательно заключить договор на оказание услуг такси с соответствующей фирмой. Расчеты с такси производить по банку на основании выставленных счетов или согласно условиям договора. В этом случае для подтверждения расходов у организации будет банковская выписка со списанными на оплату услуг суммами, а также подтверждающие осуществление данных поездок первичные документы, предоставленные службой такси.

Расходы на такси как представительские расходы

Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:

  • приказ руководителя о проведении данного мероприятия и осуществления соответствующих расходов;
  • смета представительских расходов;
  • отчет о представительских расходах, который должен включать: цель и результаты мероприятия, дату и место проведения, программу мероприятия, список участников и величину расходов, подтвержденных первичными документами.

Подробнее о представительских расходах, особенностях их оформления читайте в статье .

Если расходы на доставку с использованием такси упомянуты в отчете, имеются подтверждающие документы, то такие расходы учитываются в прочих расходах, связанных с реализацией и производством.

ВАЖНО! Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Подробнее читайте в статье .

Расходы на такси в бухгалтерском учете

Порядок использования такси работниками организации в служебных целях определяет ее руководитель. Его решением с изданием соответствующего приказа или разработкой локального нормативного акта, регламентирующего использование службы такси в служебных поездках, проезд сотрудников в такси может подлежать оплате.

Такие расходы, подтвержденные соответствующими документами, в бухгалтерском учете учитываются, согласно пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина от 06.05.1999 № 33н), как расходы по обычным видам деятельности.

Отражение в учете данных расходов, произведенных за наличный расчет, происходит на основании авансового отчета работника с приложением подтверждающих документов.

В бухучете проводки следующие:

Дт 26 Кт 71 - отражены представительские расходы на такси;

Дт 20 (26, 44) Кт 71 - отражены расходы работника на такси во время командировки.

Точно также проводятся расходы работников на такси в связи с выполнением служебных обязанностей:

Дт 71 Кт 50 - компенсированы расходы сотруднику.

Для отражения затрат на такси в бухгалтерском учете, как и в налоговом, сотрудник должен представить подтверждающие документы, а также служебку с пояснением маршрута следования.

Если организацией заключен договор со службой такси, расходы, связанные с передвижением сотрудников на такси, отражаются проводкой:

Дт 20 (26, 44) Кт 60 - отражены расходы, связанные с рабочими поездками сотрудников на такси.

Итоги

Расходы на оплату такси, связанные с хозяйственной деятельностью организации, привлекают особое внимание бухгалтеров и проверяющих. Для возможности их учета при расчете налога на прибыль, а также во избежание начисления НДФЛ и взносов с сумм компенсации расходов на такси работникам в организации должен быть проработан регламент пользования службой такси в рабочих поездках. С данным регламентом должны быть ознакомлены все сотрудники, чтобы не попасть на оплату проезда в такси за свой счет.

Наш сотрудник заказывает такси в аэропорт во время командировки через Интернет "Такси Gett", оплата была картой сотрудника, на которую мы переводим денежные средства на командировку. На данном заказе указано время, стоимость поездки, маршрут и оплата. Что нам необходимо еще приложить к данному заказу, что бы расходы на такси во время командировки учесть в расходах для налога на прибыль?

заказ-наряд и Правилами , утвержденными , а также чеки ККТ.

И .

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как учесть при расчете налогов и взносов расходы на проезд командированного сотрудника на такси

При соблюдении определенных условий компенсацию сотруднику затрат на такси учтите в расходах при расчете налога на прибыль. НДФЛ и взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не облагайте.

По Трудовому кодексу РФ при направлении сотрудника в командировку организация обязана возместить ему соответствующие затраты, в том числе расходы на проезд (). Порядок и размеры возмещения командировочных расходов определяются в коллективном договоре (локальном нормативном акте). Поэтому в данный документ могут быть включены положения о компенсации затрат командированных сотрудников на такси. В частности, может быть предусмотрено, что организация компенсирует сотруднику проезд на такси:

  • до места командировки и обратно к месту постоянной работы;
  • до места отправления в командировку или до места выезда из командировки (например, из гостиницы до аэропорта, вокзала);
  • по служебным делам во время командировки.

Такие затраты можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль. Это объясняется так.

Аналогичные выводы есть в разъяснениях Минфина России (письма от 14 июня 2013 г. № 03-03-06/1/22223 , от 8 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/720 , от 27 августа 2009 г. № 03-03-06/2/162).

Суды также признают, что на сумму компенсации расходов на такси во время командировки можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (см., например, постановления ФАС , Поволжского округа от 19 декабря 2007 г. № А72-2117/2007 , Северо-Западного округа от 27 апреля 2007 г. № А05-11584/2006-31).

Документами, подтверждающими расходы сотрудника на такси, могут быть заказ-наряд и квитанция на оплату пользования легковым такси , оформленные в соответствии c Правилами , утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 , а также чеки ККТ.

Такие выводы следуют из писем Минфина России от 27 июня 2012 г. № 03-11-04/2/80 , от 4 октября 2011 г. № 03-03-06/1/621 и ФНС России от 30 декабря 2011 г. № АС-302/4415 .

Данные документы сотрудник должен приложить к авансовому отчету по окончании служебной командировки (указания , утвержденные постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55 , Методические указания , утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н).*

НДФЛ с компенсации документально подтвержденных командировочных расходов и затрат, связанных с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей, удерживать не нужно (п. 3 ст. 217 НК РФ). В том числе и с компенсации расходов на такси – как при поездках по служебным делам во время командировки и до места отправления (вокзала, аэропорта), так и в случае, если сотрудник использует такси для проезда к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Поскольку законодательство не содержит ограничений в отношении видов транспортных средств, используемых для проезда в командировку и служебных поездок.

Аналогичные выводы подтверждает Минфин России в письмах от 27 июня 2012 г. № 03-04-06/6-180 , от 25 апреля 2012 г. № 03-04-05/9-549 , от 28 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-241 . При этом в письме от 14 мая 2010 г. № 03-04-06/1-97 финансовое ведомство пояснило: оплата услуг такси в связи со служебной необходимостью (в производственных целях) происходит в интересах самой организации, а не сотрудника. Поэтому компенсация таких расходов не включается в его налогооблагаемый доход.

Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не начисляйте с сумм документально подтвержденных и экономически обоснованных расходов на проезд командированного сотрудника:

  • до места назначения и обратно;
  • в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.

Такой вывод следует из буквального толкования части 2 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. При этом вид транспорта, которым должен воспользоваться сотрудник, не уточняется. Следовательно, он вправе добираться до места командировки и обратно, а также до вокзала или аэропорта любым способом, в том числе на такси. Аналогичные выводы следуют из письма Минздравсоцразвития России от 5 августа 2010 г. № 2519-19 .

Что касается поездок сотрудника на такси по служебным делам во время командировки, то их можно квалифицировать как расходы, связанные с выполнением сотрудником трудовых обязанностей. И не облагать взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Правомерность такого подхода подтверждают судьи в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 16 июня 2014 г. № Ф03-1879/2014 .

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер»

Реквизиты квитанции на оплату пользования такси, которые помогут избежать налоговых споров

- наименование, серия и номер квитанции;
- наименование фрахтовщика;
- дата выдачи квитанции;
- стоимость пользования легковым такси;
- фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

При этом на практике есть решения, в которых суды указывали, что сам по себе факт нарушения перевозчиком порядка заполнения подтверждающих документов не свидетельствует о том, что расходы необоснованны (апелляционное определение Саратовского областного суда от 06.03.13 № 33-1292).

Рассмотрим, на какие реквизиты квитанции на оплату пользования такси обратить внимание, чтобы избежать претензий налоговиков (см. образец документа ниже).*

1. Дата оформления квитанции определяет период включения затрат на такси в налоговые расходы компании, а также момент возникновения дохода у работника. По общему правилу компания, применяющая метод начисления, учитывает расходы в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Соответственно расходы на оплату услуг такси компания отражает в налоговом учете в периоде оформления квитанции.*

Кроме того, УФНС России по г. Москве в письме от 14.07.06 № 28-11/62271 указало, что компенсация стоимости поездок на такси в командировке, за исключением компенсации расходов на проезд на такси в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, является доходом работника, полученным в натуральной форме. Следовательно, такая компенсация облагается НДФЛ. Учитывая это мнение налоговиков, при удержании НДФЛ со стоимости поездки на такси компания определяет момент возникновения дохода в натуральной форме именно на основании даты выставления квитанции.

Отметим, что по вопросу возникновения налогооблагаемого дохода работника Минфин России придерживается противоположного мнения. В частности, финансовое ведомство в письме от 27.06.12 № 03-04-06/6-180 указывает, что компенсация командированному работнику стоимости услуг на такси не облагается НДФЛ независимо от маршрута поездки (п. 3 ст. 217 НК РФ). Ведь такая поездка связана с выполнением работником своих трудовых обязанностей. Суды, как правило, в этом вопросе поддерживают налогоплательщиков (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.06.09 № Ф03-2484/2009).

2. Время поездки подтвердит реальность и экономическую обоснованность расходов на такси. Несмотря на то что налоговики не вправе оценивать деятельность налогоплательщика с точки зрения ее целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (определение Конституционного суда РФ от 04.06.07 № 366-О-П), контролеры зачастую отказывают компании в признании расходов по причине их необоснованности. Кроме того, проверяющие нередко оспаривают реальность затрат. Судебная практика показывает, что компаниям удается подтвердить реальность понесенных расходов на такси квитанцией, в которой указаны дата и время начала и окончания поездки.*

Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17.07.08 № А19-11498/07-Ф02-3302/08 признал правомерными расходы работника на такси, поскольку дата поездки совпадала с датой судебного заседания, на которое был отправлен сотрудник. А Пермский краевой суд в определении от 08.06.11 № 33-5680 согласился с реальностью факта использования командированным работником такси, поскольку даты отлета и прилета в командировку совпали с датами поездок, указанными в квитанциях.

Отметим, что время поездки не поименовано в Правилах перевозок среди обязательных реквизитов квитанции. Однако указание в квитанции этих сведений поможет компании избежать споров с проверяющими.* В частности, указание в квитанции времени поездки подтвердит, что поездка осуществлялась именно в ночное время. В этом случае суды признают правомерным учет расходов на такси при налогообложении прибыли. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 05.06.09 № 09АП-8089/2009-АК (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 24.09.09 № КА-А40/9145-09) согласился с правомерностью включения в налоговые расходы стоимости проезда работников организации на такси. Суд установил, что технологические особенности деятельности компании требуют установления круглосуточного или многосменного режима работы персонала отдельных подразделений общества. Следовательно, компании необходимо обеспечивать доставку до дома работников, заканчивающих смену в ночное время, поскольку в указанное время общественный транспорт прекращает свою работу.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 11.09.12 № А05-2053/2012 также указал, что работодатель вправе учесть при налогообложении прибыли затраты на такси. Ведь доставку сотрудников на такси компания осуществляла исключительно в ночное время, когда общественный транспорт уже не работает и добраться до места жительства сотруднику иными способами, кроме как на такси, невозможно.

3. Указание в квитанции маршрута поездки подтвердит производственную направленность расходов на такси. Маршрут поездки также не является обязательным реквизитом квитанции. Однако отсутствие в квитанции ссылки на место посадки и высадки пассажира зачастую приводит к доначислению налога на прибыль.* Так, в одном из дел инспекторы посчитали, что компания необоснованно включила в расходы на командировку стоимость услуг такси. Поскольку в представленных квитанциях отсутствовало указание на пункт отправления и пункт назначения. Чтобы подтвердить производственный характер спорных расходов, компании пришлось представить в суд счета с указанием в них уплаченных за проезд сумм, пунктов назначения и времени оказания услуг такси (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.05 № А56-17467/04).

В другом деле Восьмой арбитражный апелляционный суд отказал компании в возмещении расходов на проезд представителя на такси (в составе судебных расходов). Поскольку представленная в подтверждение спорных расходов квитанция не позволила объективно установить связь таких расходов с проездом представителя компании от аэропорта до гостиницы - маршрут следования в квитанции был не указан (постановление от 17.02.10 № А46-8154/2007).

А в деле, которое рассматривал суд Московской области, налогоплательщик представил квитанции на оплату услуг такси, в которых, помимо стоимости проезда, были указаны пункты отправки и назначения. Суд признал такие квитанции надлежащими подтверждающими документами. И согласился с учетом затрат на проезд работника на такси в составе командировочных расходов в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ (решение Арбитражного суда Московской области от 24.11.08 № А41-1899/08).

4. Отражение в квитанции тарифа поездки и данных таксометра поможет обосновать стоимость услуг такси. В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации такси по отношению к иным транспортным средствам легковое такси должно быть оборудовано таксометром.* Таксометр предназначен для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством (подп. «д» п. 1 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.11 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). При отсутствии в квитанции показаний таксометра или размера установленного тарифа компании будет труднее обосновать стоимость поездки на такси.

Так, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд признал документально подтвержденными и экономически обоснованными судебные расходы на использование представителем услуг такси. Поскольку указанный в квитанции тариф за ожидание был предусмотрен прейскурантом цен на услуги (постановление от 26.08.11 № А13-3653/2010).

Кроме того, большинство перевозчиков оказывают услуги на автомобилях различного класса («эконом» или «бизнес»). В зависимости от выбранного класса автомобиля определяется стоимость поездки (тарифы на перевозку пассажиров в автомобилях бизнес-класса, как правило, значительно выше). Если услугами такси пользуется директор компании или иные сотрудники руководящего состава, обосновать поездку в автомобилях повышенной комфортности компания сможет необходимостью поддержания имиджа компании и ее деловой репутации в глазах партнеров.

5. Указание в квитанции перечня дополнительных услуг поможет подтвердить разницу в стоимости поездки и показаниях таксометра. Многие компании предлагают пассажирам дополнительные услуги (услугу «трезвый водитель», кондиционирование салона, детское кресло и т. д.). Как правило, такие услуги оказываются за дополнительную плату. Нам не удалось найти официальных разъяснений или судебной практики по вопросу правомерности учета при налогообложении расходов на такие услуги. При этом существует множество судебных решений, в которых арбитры соглашаются с правомерностью включения в налоговые расходы стоимости кондиционеров и обогревателей (например, постановления ФАС Поволжского от 26.07.06 № А55-32558/2005 и Западно-Сибирского от 22.03.06 № Ф04-1851/2006(20801-А45-40) округов). Обоснованность таких расходов объясняется созданием комфортных условий труда работникам (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). По мнению автора, создание комфортных условий поездки работника на такси также можно отнести к созданию комфортных условий труда. Ведь поездка осуществляется в рамках исполнения служебных обязанностей. Следовательно, расходы на охлаждение или отопление салона автомобиля, указанные в квитанции, компания вправе учесть при налогообложении прибыли.

6. Подпись пассажира подтвердит, что услугами такси воспользовался именно сотрудник компании. Подпись клиента, который воспользовался услугами перевозки, не является обязательным реквизитом квитанции. Однако при ее отсутствии налоговики не смогут установить работника, который фактически воспользовался услугой такси. УФНС России по г. Москве в письмах от 27.06.08 № 20-12/060976 и от 27.01.06 № 20-12/5434 указало, что расходы на доставку работников можно учесть в налоговых расходах только при условии ведения персонифицированного учета в отношении каждого работника.*

Второй арбитражный апелляционный суд отметил: если по содержанию квитанции такси невозможно сделать вывод, что именно представитель организации воспользовался данной услугой, такая квитанция признается недопустимым доказательством расходов компании на оплату услуг такси (постановление от 18.07.11 № А82-4808/2010). Следовательно, во избежание разногласий с налоговиками пассажиру (работнику компании) целесообразно проставить в квитанции свою подпись и расшифровку.