Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Переход к индустриальному обществу в ведущих. Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен. Общей особенностью всех значительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизационные изменения XX века, как впрочем и все предшествующие социокультурные трансформации, были неожиданны для человека.

Модернизация выступает в виде систематического процесса эпохальных и долгосрочных изменений, захватывающего вслед за индустриально развитыми странами также полупериферию современного мира. В структуре модернизирующихся обществ существуют особые социальные институты, которые выполняют функции каналов социальной и политической модернизации. Человек традиционной культуры, оказавшись в сфере влияния этих институтов, включается в процесс интенсивной адаптации к условиям и требованиям современного общества. Одним из таких каналов является система формального образования, которая, в отличие от традиционного образования, ориентирует индивида не на жизнь в локальном семейном, этническом или каком-то подобном коллективе, а на всеобщие для данного сообщества стандарты. Она воспитывает гражданина, способного взаимодействовать с институтами современного общества, вырабатывает модернизированный комплекс политических ценностей Нуреев Р. Становление индустриального общества и поиски богатства народов // Terra Economicus. - 2012. - Т.10. - №1. - С. 187..

А. Турен доказывает, что новации, возникающие в процессе модернизации, являются альтернативой традиции и делом государства, делом правящей элиты. Происходит навязывание "запланированных потрясений" пассивному социуму Рахманин В. Философские парадигмы модернизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2011. - №2. - С. 80..

По мнению представителей консервативного направления (Дж. Нельсон, Х.Линц, С. Хантингтон), главным источником модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. В то же время неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти приводит к тому, что ожидания людей от включения их в политику не оправдываются, и это способствует дестабилизации режима правления. В силу этого модернизация, по словам С. Хантингтона, вызывает "не политическое развитие, а политический упадок". То есть, в тех странах, где качественные преобразования экономической и социальной жизни не ложатся на почву демократических традиций, на приверженность населения праву, идею компромисса, любые попытки реформ будут иметь негативные для общества последствия Рахманин В. Философские парадигмы модернизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2011. - №2. - С. 81.. По мнению представителей данного направления, необходимо обращать внимание на создание прочных политических институтов, гарантирующих стабильность общества. Только жесткий авторитарный режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство.

Политическая модернизация сталкивается с двумя основными группами противоречий.

Первая группа связана с конфронтацией универсальных стандартов и местных (традиционных) ценностей. Универсальные стандарты, по мнению теоретиков политической модернизации, необходимы для экономической эффективности, а традиционные ценности определяют политическую лояльность и национальное единство. Вступление на путь модернизации приводит к росту технократических требований к экономике, технологии и принципам эффективности, ассоциируемым с рациональной общественной политикой. Рациональным силам противостоит фундаменталистская вера в коллективную уникальность национального единства, его чувство общности и соответствующие патронируемые государством каналы для самоидентификации.

Вторая группа связана с противоречивым взаимодействием между процессом дифференциации (специализация ролей и функций в политической системе), императивами равенства (политическое участие, равенство в требованиях распределения ресурсов) и возможностями политической системы к интеграции (эффективность принимаемых политических и административных решений). Вторая группа противоречий получила название "синдрома модернизации" Силова Е. Развитие теоретических концепций модернизации // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №9. - С. 10..

Современный этап развития политических систем связан с проявлением в жизни не-западных обществ все более явных признаков отторжения чуждых ценностей, образа жизни, стандартов потребления и поведения. Кроме этого, появилось множество подтверждений тому, что демократизацию нельзя рассматривать как необходимое условие экономического роста. На первый план выступает проблема политической стабильности, без решения которой трудно рассчитывать на социально-экономический прогресс. Национальная политика в модернизирующихся не-западных обществах сосредоточена главным образом в крупных городах, в которых (прежде всего, в столице) формируются своеобразные элитарные сообщества. Между городскими и сельскими сообществами существует большой разрыв в уровне жизни, что вызывает широкомасштабную миграцию сельских жителей в города, превышающую возможность их трудоустройства. В городах формируются большие социальные группы, ориентирующиеся на политическую культуру протеста Мухаметжанова В. Социальное управление в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе: перспективы развития систем управления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2010. - №3. - С. 85.. Процесс коммерциализации и индустриализации не способствует социальной интеграции или появлению политически значимого среднего класса. Измененная процессом модернизации социальная структура, тем не менее, не обеспечивает социальную и политическую интеграцию в обществе. Все эти следствия процесса модернизации связаны со следующими условиями:

  • - неодинаковые объемы ресурсов, доступных для модернизации и институционального строительства, которыми располагают различные страны, сталкиваясь с вызовами модернизации;
  • - разнообразный фон исторических традиций;
  • - многообразие стартовых условий, связанных с социально-экономической структурой;
  • - разнообразные формы воздействия сил современности на то или иное традиционное общество, поливариантные структуры ситуации перемен, в которой они захвачены;
  • - существование организационных и культурных различий между национальными элитами, что определяет неодинаковое восприятие ими возможностей выбора в данной исторической ситуации, и различия в способности усвоить содержание, социокультурный смысл ситуации выбора Нуреев Р. Индустриальное общество и его социально-экономические противоречия. Политическая экономия труда // Terra Economicus. - 2012. - Т.10. - №2. - С. 130.. модернизация индустриальное общество социокультурная

Выделим следующие структурные компоненты традиционных обществ, накладывающие наиболее значительный отпечаток на характер политической модернизации.

В политической сфере:

  • - природа выдвижения и принятия социальных инноваций, а также характер центров принятия политических решений;
  • - тип отношений между центром и периферией;
  • - приверженность элит тому или иному типу активности центра;
  • - тип правительственной политики;
  • - некоторые аспекты политической борьбы и политической организации Там же. - С. 136..

В сфере стратификации особое значение имеют следующие структурные элементы:

  • - атрибуты, утверждающие основу общественной оценки различных социальных групп и их иерархии;
  • - степень автономности отдельных социальных групп в структуре общественного взаимодействия от того, насколько доступными для них оказываются центры распределения политической власти и иных форм влияния в обществе;
  • - степень общественного взаимодействия относительно близких социальных групп Нуреев Р. Индустриальное общество и его социально-экономические противоречия. Политическая экономия труда // Terra Economicus. - 2012. - Т.10. - №2. - С. 138..

Модернизация бывает двух видов:

А) органическая – изменения в культуре и сознании общества приводит к изменениям в экономике и политике. Примером такой модернизации являются Англия в 18 веке, США в 19 веке.

Б) неорганическая - изменения сначала происходят в экономике и политике, обычно предпринимаемые правительством, а затем меняется общество. Примером может служить Россия в 17 веке при Петре I, и в 19 веке при Александре II. Положительным примером неорганической модернизации является Япония 50-х годов 20 века. Реформы изменили страну и общество, и неорганическая модернизация сменилась органической.

Первой страной перешедшей к индустриальному обществу является Англия. В 18 веке там происходит промышленный переворот и все меняется. Постепенно в этой стадии оказались все передовые страны Европы и Северной Америки. Россия вступила в эту стадию в начале 20 века.

Переход к постиндустриальному обществу произошел в 70-х гг. 20 в. В эту стадию пока вступили страны Европы, Северной Америки, Япония.

Характеристики постиндустриального общества:

1) Увеличение числа работников умственного труда и автоматического производства;

2) Новых информационных технологий и технологий в производстве;

3) Сфера промышленности сокращается. В Японии в промышленности занято 35% населения, в Германии – 45%, в США – 30%, в Великобритании – 41%.

4) Сфера обслуживания растет. В США в сфере обслуживания занято – 65% населения, в Япония – 50%, в Германии – 45%, в Великобритании – 43%.

5. Основные типы общества

Тема 11: Социальная стратификация и мобильность.


7-5 тыс. Р.Х. сер. 15 в. кон. 18 – нач. 19 вв. 50-е - 70-е гг. 20 в.


Вехами аграрной цивилизации являются:

VII-V тыс. до н.э. - «неолитическая революция»;

Середина XV в. - изобретение печатного станка, великие географические открытия.

Со второй половины XV века начался переход к индустриальной цивилизации, который завершился на рубеже XVIII-XIX вв. в результате промышленной революции. Индустриальная цивилизация хронологически охватывает период с конца XVIII века до середины XX века, когда началось становление постиндустриального общества. Границу индустриальной и постиндустриальной цивилизаций определяет научно-техническая революция середины XX века. Наиболее развитые страны вступили в новую эпоху развития человечества в последней четверти XX века. Этот процесс продолжается и по сей день.

Итак, как следует из приведенной схемы, за аграрной в истории общества последовала индустриальная цивилизация. Переход от традиционного к индустриальному обществу осуществлялся в XV-XVIII вв. Ключевыми событиями в этом процессе явились: Великие географические открытия, духовные революции – Возрождение, Реформация, Просвещение; Промышленная Революция и буржуазные революции XVII-XVIII вв.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.).

Родиной Возрождения была Италия, поэтому эпоху часто называют итальянским словом "Ренессанс". В итальянском Возрождении можно выделить своеобразные этапы:

Проторенессанс - вторая половина XIII-XIV вв.;

Раннее Возрождение - XV в.;

Высокое Возрождение - конец XV-первая треть XVI вв.;

Позднее Возрождение –XVI в.

Характерные черты этой эпохи:

1. возрождение античных ценностей (отсюда название эпохи);

2. гуманизм (от лат. humanitas – человечность): деятели Возрождения провозгласили культ человека, воспевалась духовная и физическая красота человека, говорилось о самоценности личности;

3. интерес к человеку способствовал развитию наук: желание изучить физическую природу человека привело к развитию естественных наук, а интерес к духовной стороне человека, к культуре стал основой для развития общественных наук. Следовательно, знания становятся одной из основных ценностей;

4. зарождаются рационалистические воззрения, начинает цениться время.

Возрождение заложило основу для развития культуры Нового Времени, выдвинуло на первый план идеи антропоцентризма и индивидуализма.

Эпоха Возрождения оставила плеяду замечательных мыслителей и художников, прославивших свои имена в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре: Данте, Петрарка, Ариосто, Тассо, Лоренцо Валла, Мазаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Брунеллески, Альберти и многие другие.

Сдвиги в общественном сознании во многом были связаны с Великими географическими открытиями второй половины XV- начала XVI в. К ним относят открытие Америки Колумбом (1492 г.), первое кругосветное путешествие Магеллана (1519-22 гг.) и др.

В результате Великих географических открытий происходит накопление капиталов и формируется слой предпринимателей, которые вкладывали деньги в производство, для получения прибыли. Таким образом, возникли первые мануфактуры (в Италии в конце XIV в., в Англии, Франции, Германии в XV-XVI вв.), то есть Великие географические открытия повлияли на формирование капиталистического уклада в экономике. Кроме того, Великие географические открытия способствовали освоению мирового пространства, развитию торговли, складыванию национальных и мирового рынков. В отличие от древних "речных", теперь формируется "океаническая цивилизация".

Следующей составляющей процесса модернизации явилась Реформация . Реформация - это борьба за переустройство католической церкви, в результате которой возникла новая конфессия христианства (наряду с православием и католицизмом) – протестантизм. Началась Реформация в Германии (в 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против католической церкви), затем охватила большинство стран Европы. Победила Реформация в Германии, Нидерландах, Шотландии, Англии, Скандинавских странах. В этих странах установились протестантские церкви (лютеранская, кальвинистская, цвинглианская, англиканская и др. церкви). В середине XVI-XVII вв. в противовес Реформации в Европе началась Контрреформация – церковно-политическое движение, направленное на укрепление власти католической церкви. Возглавляло это движение папство. Большую роль в осуществлении Контрреформации сыграли инквизиция и Орден иезуитов. Контрреформация победила в некоторых странах Европы, например, во Франции и в Испании.



Реформация была связана с развитием буржуазных отношений, с изменением менталитета. Католическая церковь закрепляла сословное деление общества, что вызывало недовольство формирующейся буржуазии. Церковь дискредитировала себя продажей индульгенций, инквизицией и т.п. Реформация выступила под лозунгами удешевления церкви, упрощения обрядов, использования национальных языков в богослужении. Сторонники реформации – протестанты – считали, что между человеком и Богом не должно быть посредников, все люди равны перед Богом, спастись человек может только при помощи веры (идея Мартина Лютера). Земные успехи (слава, богатство), по мнению протестантов, – символы богоизбранности человека (идея Жана Кальвина). Поэтому человек должен активно трудиться, стремиться к накопительству, бережливости, профессиональному успеху. Протестантскую этику иногда называют трудовой. Реформация поставила проблему ответственности человека за личное счастье.

Духовный переворот, заложенный Возрождением и Реформацией, завершило Просвещение.

Просвещение – это идейное общественное движение в странах Европы и Америки в XVII-конце XVIII вв. (наиболее активно между Английской и Французской буржуазными революциями). Зародилось Просвещение в Англии, а наибольшего развития достигло во Франции, где появилась целая плеяда мыслителей (французский язык был в те времена международным, поэтому идеи французских философов стали широко известны в других странах). Просветители были людьми разного социального происхождения, выдвигали новые идеи, резко контрастировавшие с духовными установками средневековья. Эти идеи оказали исключительное влияние на формирование миропонимания человека в эпоху индустриальной цивилизации:

Идея разума: человек сам может познать мир посредством своего разума (рационализм, гносеологический оптимизм);

Идея прогресса: человечество движется в направлении к лучшему, к более совершенному состоянию;

Идея естественных прав, согласно которой человек от рождения имеет право на жизнь, свободу и собственность;

Теория общественного договора, смысл которой состоит в том, что государства возникли в результате добровольного соглашения между гражданами, большинство передало власть меньшинству в обмен на гарантии личных прав и безопасности. Следовательно, просветители считали, что источником власти является народ, поэтому власть должна быть выборной, должен быть установлен принцип верховенства закона. По мнению некоторых просветителей (например, Ж.-Ж.Руссо), в случае узурпации власти народ имеет право на сопротивление тирану. Чтобы не происходило узурпации, власть необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную;

Идея разделения властей: впервые предложена Д.Локком, а разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную предложил Ш.Монтескье в работе "О духе законов" в 1748 г.;

Просветительскими многие философы, экономисты и социологи считают также теории А.Смита и Д.Юма, которые выдвинули идею существования рынка, самоуправляющегося на основе закона спроса и предложения. Смит назвал этот закон «невидимой рукой» рынка. Просветители заложили основы экономического либерализма, т.е. они выступали за свободу торговли, свободу предпринимательства;

В этическом смысле просвещение выдвинуло идею "разумного эгоизма", согласно которой каждый человек, стремясь к личному благу, невольно содействует процветанию всего общества.

В отношении к религии и церкви просветители утверждали, что религия необходима, как моральная опора общества, но при этом активно критиковали церковь (Вольтер говорил: "Раздавите гадину!"), выступали за веротерпимость, за секуляризацию церковных земель.

Просветители ратовали также за развитие образования и внесли конкретный вклад в этот процесс: в 1751-1780 гг. была составлена 35-томная "Энциклопедия" под редакцией Д. Дидро. Деятели Просвещения полагали, что первоочередной задачей является просвещение населения, повышение уровня культуры общества (отсюда и название эпохи).

Таким образом, можно сказать, что просветители заложили основы концепций правового государства и рыночной экономики, которые стали фундаментом для всей индустриальной цивилизации.

Завершающим этапом на пути формирования индустриального общества былапромышленная революция , то есть коренное преобразование в экономике, в результате которого возникло крупное машинное производство (в контексте данной темы термины «промышленная революция» и «промышленный переворот» употребляются как синонимы). Родиной промышленной революции была Англия (60-80 гг. XVIII в), затем промышленный переворот произошел во Франции, Германии, Чехии, Бельгии и других странах (в развитых странах Европы он завершился в середине XIX века). Начался промышленный переворот с текстильной промышленности, затем охватил угледобычу, машиностроение и транспорт. Промышленная революция имела две стороны: техническую и социальную:

1) техническая сторона заключалась в переходе от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному;

2) социальная сторона заключалась в том, что изменилось соотношение сил в обществе: основную роль в экономической и политической жизни общества начинают играть буржуазия и пролетариат.

В результате промышленного переворота промышленность стала основой экономики, изменилась социальная структура общества. С развитием крупного капиталистического производства и института частной собственности утвердились либерально-демократические ценности не только в экономической, но и в политической и духовной сферах жизни общества.

Распространение буржуазных свобод, конституционализма, парламентаризма происходило в ходе буржуазных революций XVI-XIX вв., которые также были свидетельствами глубокой общественной трансформации. Первая буржуазная революция произошла в Голландии (1566-1609гг.), затем в Англии (хронологические рамки в истории остаются спорными, примерно 1640-1660гг., отдельно следует сказать о "Славной революции" 1688г.), война за независимость Североамериканских колоний также рассматривается как буржуазно-демократическая революция (1775-1783гг.) и, наконец, Великая французская буржуазная революция (1789-1794гг, дата завершения революции спорна).

§5. Современные цивилизации. Глобальные проблемы современности

Термин "индустриальное общество" в научный оборот был введен Анри Сен-Симоном. Формирование индустриального общества завершается в эпоху промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в. в Великобритании. Иногда в развитии индустриального общества выделяют этапы:

Конец XVIII – середина XX вв. – раннее индустриальное общество;

Середина XX в. – по сей день – зрелое индустриальное общество.

Однако второй период в обществознании часто рассматривают как самостоятельную ступень развития - постиндустриальное, информационное общество.

Индустриальное общество сложилось в результате Великих географических открытий, Возрождения, Реформации, Просвещения, Промышленной и буржуазных революций, поэтому для него, в первую очередь, характерно:

1) в экономической сфере : преобладание промышленности над сельским хозяйством, машинного труда на ручным, высокий уровень разделения труда, высокая производительность труда, массовое производство, использование научных технологий в производстве, высокий уровень развития конкуренции, формирование рыночной экономики;

2) в социальной сфере : урбанизация, высокая социальная мобильность, социальная защищенность личности;

3) в политической сфере : приоритетное положение прав и свобод личности, существование гражданского общества и правового государства, с признанием верховенства закона, принципа разделения властей и демократических ценностей;

4) в духовной сфере : ценности гуманизма, индивидуализма, признание самоценности личности (доктрина: "Человек-творец своей судьбы!"), свобода (идеологический плюрализм), терпимость, рационализация жизни, секуляризация культуры, высокий уровень развития образования. Негативная сторона технического прогресса выражается в распространении утилитарных ценностей, в тиражировании культуры.

В результате научно-технической революции (НТР) середины XX в. человечество вступило в фазу постиндустриального, информационного общества. Основная заслуга в этом процессе, по мнению социолога З. Бжезинского, принадлежит США: "Если Рим дал миру право, Англия - парламент, а Франция - культуру и национальную республику, то современные Соединенные Штаты Америки дали миру научно-технический прогресс и массовую культуру". Жизнь отдельного человека в постиндустриальном обществе находится в тесной зависимости от СМИ (средств массовой информации), информация становится одним из основных ресурсов и ценностей, сфера знаний и науки начинает преобладать в жизни общества, формируется массовая культура. Для производства на этой стадии характерно использование высоконаучных технологий, вытеснение человеческого труда (обезличенный труд, автоматизация производства), постоянное обновление технической базы. Высокий уровень развития техники и средств массовой информации способствует возрастанию интеграции мирового сообщества.

По уровню научно-технического развития современное общество зачастую называется технотронным, но высокий уровень развития техники имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С ним связаны глобальные проблемы современности. Глобальные (от лат. globus terrae – земной шар) проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества или значительной его части, решение этих проблем возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

К важнейшим глобальным проблемам относят:

Экологическую;

Демографическую;

Топливно-сырьевую;

Проблему третьей мировой войны;

Проблему "Севера и Юга", и др.

Многие проблемы порождены, как уже отмечалось выше, уровнем развития техники. Однако, решение этих проблем, как предполагают оптимистические прогнозы, также возможно при помощи техники.

Глобальные проблемы современности прогнозировались еще на рубеже XIX-XX веков. Представители "русского космизма" – философы Н. Федоров, К. Циолковский и В. Вернадский -видели решение демографической и экологических проблем в освоении космического пространства. Преодолеть проблемы, по мнению Н. Федорова, можно только совместными усилиями человечества как целого.

Современные исследователи считают, что этические проблемы на поверку опасней технических и решение последних возможно только с изменением отношения людей к друг к другу и к природе. В частности, говорится о том, что западному обществу необходимо воспринять восточную философию с ее бережным отношением к природе.

Цивилизации Востока

Современные цивилизации на основе локального подхода делят на западные и восточные. Восточная цивилизация имеет длительную историю развития, она древнее западной, ведет начало от Древнего Востока (Египта, Месопотамии, Индии, Китая и др.). Различия между западной и восточной цивилизацией и путями их развития были заложены еще в глубокой древности, окончательно сложились в средние века и в новое время, когда страны Азии проводили политику самоизоляции, пытаясь сохранить самобытность и неповторимость. Однако, западная и восточная цивилизация всегда подвергались взаимному влиянию. Западная цивилизация выступала более агрессивной и нетерпимой: достаточно вспомнить о "насильственном открытии" восточных стран, о создании колониальных империй. Тем не менее, Восток сохранил свои особые черты, которые во многом связаны с религией и философией.

По религиозному принципу восточные цивилизации делят на арабо-исламские, китайско-конфуцианские и индо-буддистские. Существует и другая классификация современных восточных цивилизаций, в зависимости от уровня развития и интеграции в мировое сообщество, среди них выделяют: страны в экономическом и политическом развитии сравнявшиеся с индустриальными западными странами (Япония, Южная Корея); страны, которые подвергаясь влиянию Запада, сохраняют восточную самобытность (Индия, Турция, Египет и др.); страны, замкнувшиеся в традиционной модели развития (большинство африканских стран, Камбоджа, Бирма и др.).

Несмотря на общность развития Запада и Востока, выделяют и специфические черты. Они отражены в сравнительной таблице признаков западной и восточной цивилизаций в новое время.

Критерии для сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
Отношение к природе Потребительское отношение к природе, которое можно выразить фразой известного героя: «Природа не храм, а мастерская». Человек – господин и покоритель природы. Общество стремится к подчинению природы, окультуриванию. Идея созерцательного, бережного отношения к природе. Понятие «естественной красоты». Принцип единения (слияния) человека с природой. Идея гармонии всего существующего. Мысль о растворенности сверхестественного в природе.
Отношение к человеку Человек – венец природы, мера всех вещей. Основной единицей общества является - самостоятельная личность. Общество для человека, а не наоборот. Культура антропоцентричная. Приоритет общества и общественных ценностей над личными. Понятия автономной личности не существует.
Особенности экономическо го развития Священным и неприкосновенным считается институт частной собственности, который составляет ядро экономической системы. Институт частной собственности относительно слабо развит, основой экономической системы является государственная собственность.
Политический строй Представление о том, что государство должно служить для обеспечения прав и свобод личности. Демократические традиции в управлении. Склонность к реформизму. Всевластие государства. Деспотические традиции в управлении.
Социальная структура Высокая социальная мобильность. Наличие разнообразных социальных статусов, возможность перемещений из одной социальной группы в другую. Низкая социальная мобильность. Четкое деление общества на группы, между которыми существуют жесткие границы.
Особенности духовного развития Доминанта рационалистических воззрений на мир. Прагматизм. Индивидуализм. Историческое изменение ценностных установок общества. Следование вековым, традиционным ценностям, обычаям. Консерватизм. Коллективизм.
Исторический процесс, прогресс Относительно быстрая смена культур. Скачкообразное развитие. Отрицание старых ценностей и замена их новыми в результате войн и революций. Представление о том, что общество развивается от низших форм к высшим. Преемственность, эволюционизм развития. Передача традиционных основ из поколения в поколение. Отрицание линейного характера развития. Цикличность истории.

Вряд ли возможно оценить какой путь развития (западный или восточный) является лучшим. Каждая из цивилизаций имеет как положительные, так и отрицательные черты. Западная цивилизация всегда считала лучшей и прогрессивной себя, а Восток отсталым, архаичным. До сих пор в западных странах доминирует европоцентристское понимание истории, философии и культуры, однако, нам следует признать, что восточные цивилизации продемонстрировали вековую стабильность, преемственность культуры. С них началось мировое цивилизационное развитие. Многие современные философы говорят о том, что мировоззрение будущего также должно быть основано на восточных ценностях. Недаром на сегодняшний день огромной популярностью в мире пользуются восточные религии, религиозно-философские системы и неориенталистские культы (нетрадиционные религии, основанные на сочетании восточных религий с западным менталитетом). Пути решения глобальных проблем человечества многим также видятся в традициях и образе жизни Востока.

Непохожесть восточной и западной культур создает неповторимый колорит, но к сожалению порождает и серьезные конфликты. До сих пор, как и в эпоху колонизации, Запад пытается насильственно насадить Востоку свой образ жизни, что вызывает самое ожесточенное сопротивление и неприятие. Хочется верить, что никогда не оправдаются прогнозы политологов, которые говорят о том, что в XX веке были войны между странами, а в XXI веке будет война цивилизаций. Несложно догадаться, что в такой войне не будет победителей, она приведет к гибели или вырождению мировой цивилизации в целом. Поэтому будем полагаться на то, что сохраняя уникальность, восточная и западная цивилизации найдут точки соприкосновения и будут существовать в режиме диалога и сотрудничества друг с другом.

1.Аверинцев С.С. Древние цивилизации. М., 1989.

2. Античная цивилизация. М., 1973.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

4. Глобальные проблемы и будущее человечества. Выпуск 1-4. М., 1991.

5. Европейская цивилизация и капитализм: культура и экономика в развитии общества. М., 1992.

6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 2000.

8. Цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизационные отношения. Выпуск 1. М., 1994; выпуск 2. М., 1995.

Сегодня индустриальное общество - понятие, знакомое во всех развитых и даже многих развивающихся государствах мира. Процесс перехода на механическое производство, падение прибыльности сельского хозяйства, рост городов и четкое разделение труда - все это основные черты процесса, меняющего социально-экономическую структуру государства.

Что такое индустриальное общество?

Кроме производственных характеристик, это общество отличается высоким уровнем жизни, становлением гражданских прав и свобод, появлением сервисной деятельности, доступной информации и гуманных экономических отношений. Предшествующие традиционные социально-экономические модели отличались сравнительно низким средним уровнем жизни населения.

Индустриальное общество считается современным, в нем очень быстро развиваются как технические, так и социальные составляющие, влияющие на повышение качества жизни в целом.

Основные отличия

Главное отличие традиционного аграрного общества от современного заключается в росте промышленности, потребности в модернизированном, ускоренном и эффективном производстве и в разделении труда.

Основными причинами разделения труда и поточного производства можно считать как экономические - финансовая выгода механизации, так и социальные - рост населения и повышение спроса на товары.

Индустриальное общество характеризуется не только ростом промышленного производства, но и систематизацией и поточностью сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в любой стране и в любом обществе процесс промышленной реконструкции сопровождается развитием науки, технологий, средств массовой информации и гражданской ответственности.

Изменение структуры социума

Сегодня для многих развивающихся стран характерен особенно ускоренный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Немалую роль в изменении социально-экономических структур играет процесс глобализации и свободное информационное пространство. Новые технологии и научные достижения позволяют совершенствовать процессы производства, что делает ряд отраслей особенно эффективными.

Процессы глобализации и международного сотрудничества и регулирования также влияют на изменение социальных уставов. Индустриальное общество характеризуется уже совсем другим мировоззрением, когда расширение прав и свобод воспринимается не как уступка, а как нечто должное. В сочетании такие изменения позволяют государству стать частью мирового рынка как с экономической точки зрения, так и с социально-политической.

Основные черты и признаки индустриального общества

Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.

Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:

  • механизация производства;
  • реорганизация труда;
  • разделение труда;
  • повышение производительности.

Среди экономических характеристик необходимо выделить:

  • рост влияния частного производства;
  • появление рынка конкурентных товаров;
  • расширение рынков сбыта.

Основная экономическая черта индустриального общества - неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства - все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности.

Главная черта индустриального общества в плане его социального развития - изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет:

  • развитие и доступность образования;
  • повышение качества жизни;
  • популяризация культуры и искусства;
  • урбанизация;
  • расширение прав и свобод человека.

Стоит отметить, что индустриальное общество характеризуется также безоглядной эксплуатацией природных ресурсов, в том числе и невосполнимых, и практически полным пренебрежением к окружающей среде.

Исторические предпосылки

Кроме экономической выгоды и роста населения, индустриальное развитие общества было обусловлено рядом других причин. В традиционных государствах большинство людей было способно обеспечить себе средства к существованию, и только. Комфорт, образование и удовольствия могли позволить себе лишь немногие. Аграрное общество было вынуждено перейти к аграрно-индустриальному. Этот переход позволил увеличить производство. Однако аграрно-индустриальное общество характеризовалось негуманным отношением хозяев к рабочим и низким уровнем механизации производства.

Доиндустриальные социально-экономические модели держались на тех или иных формах рабовладельческого строя, что говорило об отсутствии универсальных свобод и низком среднем уровне жизни населения.

Промышленная революция

Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII-XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав.

В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития.

Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.

Индустриализация

В составе как мировой, так и государственной экономики выделяются три основных сектора:

  • Первичный - добыча ресурсов и земледелие.
  • Вторичный - переработка ресурсов и создание продуктов питания.
  • Третичный - сфера услуг.

Традиционные общественные структуры основывались на превосходстве первичного сектора. Впоследствии, в переходный период, вторичный сектор стал догонять первичный, стала расти и сфера услуг. Индустриализация заключается в расширении вторичного сектора экономики.

Этот процесс проходил в мировой истории в два этапа: техническая революция, включающая в себя создание механизированных фабрик и отказ от мануфактуры, и модернизация устройств - изобретение конвейера, электроприборов и двигателей.

Урбанизация

В современном понимании урбанизация представляет собой прирост населения больших городов за счет миграции из сельских районов. Однако переход к индустриальному обществу характеризовался более широкой трактовкой понятия.

Города становились не только местами работы и миграции населения, но и культурно-экономическими центрами. Именно города стали границей истинного разделения труда - территориального.

Будущее индустриального общества

Сегодня в развитых странах наблюдается переход от современного индустриального общества к постиндустриальному. Наблюдается изменение ценностей и критериев человеческого капитала.

Двигателем постиндустриального общества и его экономики должна стать индустрия знаний. Поэтому научные открытия и технологические разработки нового поколения играют большую роль во многих государствах. Ценным рабочим капиталом считаются профессионалы с высоким уровнем образования, хорошей обучаемостью, и творческим мышлением. Доминирующим сектором традиционной экономики станет третичный, то есть сфера услуг.

В XVIII-XIX вв. в мире произошли принципиальные изменения. К концу этого периода на европейском континенте в целом завершился переход от аграрного общества к индустриальному. Хозяйственный подъем, связанный с завершением промышленного переворота, позволил Европе добиться не только экономического процветания, но и превратиться в бесспорного мирового лидера. Если в 1750 г. на долю европейских стран в целом приходилось 23,2% мирового ремесленного и промышленного производства, Китая -32,8%, Индии - 24,5, Японии -3,8, США - 0,1%, то в 1900 г. в Европе уже производили 62% промышленных товаров планеты, Китае - 6,2, Индии - 1,7, Японии - 2,4, США - 23,6%.

Опираясь на научные открытия, быстрое развитие техники и производственных технологий, европейцы в сравнительно короткий срок - к началу XX в. - сумели взять под контроль около 80% политической карты мира. Экономическое и военное превосходство европейцев подкреплялось широкомасштабной культурной экспансией. Практически все народы мира оказались вовлеченными в единый хозяйственный процесс. Появились развитые и отсталые страны, богатые и бедные регионы.

Успехи европейцев прямо зависели от особенностей общественного развития. В средние века Европа заметно уступала странам Востока. Благодатность почв и климата позволяла


получать более обильные урожаи при меньших затратах труда. Это в свою очередь давало возможность гораздо большей части населения (и значительно раньше, чем на Западе) заниматься несельскохозяйственным трудом (ремеслом) и непроизводитель­ной деятельностью (торговлей, управлением, наукой, служени­ем культам, войной и т. п.). Соответственно уровень жизни в арабском мире или Китае был выше, чем в Европе.

В XIV в. на континенте обнаружились признаки эконо­мического упадка: натуральное хозяйство исчерпало свои возможности, прекратилось освоение новых земель, сокра­щалась численность населения, обезлюдели многие деревни. Осложняли положение дел эпидемии чумы. Городские бунты и крестьянские восстания стали частым явлением. Для выхода из сложившейся ситуации требовалось найти пути повышения эффективности экономической деятельности.

Сама жизнь заставляла европейцев проявлять больше инициативы, предприимчивости, способствовала развитию товарно-денежных отношений. Достижение экономической эффективности виделось в утверждении частной собственности, хозяйственной свободы. Уже в XV в. в Европе отчетливо обоз­начилась тяга к кардинальной реорганизации как материальной, так и духовной жизни. Великие географические открытия отра­зили наметившиеся тенденций и сами стали важным стимулом к дальнейшим переменам.

Конечно, Запад не сразу перешел на рыночные рельсы и добился высокой степени эффективности своей экономики. Старое и новое сосуществовали достаточно долгое время. Этот своеобразный переходный период, растянувшийся примерно на три столетия, в рамках которого осуществлялась смена общественного строя и политических структур, завершился в конце XVIII в.

Однако уже в XVI в. в европейских странах наметились хозяйственный подъем и рост народонаселения, расширилась международная торговля, увеличилась масса драгоценных металлов на денежном рынке (благодаря все возраставшему притоку золота и серебра из испанских владений в Америке), возросла продуктивность сельского хозяйства, умножилось число производимых товаров.

Получили распространение идеи гуманистов, прежде все­го восприятие человека как индивидуальности, обладающей


самостоятельной ценностью и правом на личную свободу и «свободу производителя». Уникальной чертой Западной Европы стали утверждавшиеся принципы плюрализма и общественного согласия. Появился стержневой политический институт - пар­ламент. На повестке дня оказался вопрос о разделении духовной и светской властей.

Важнейшим событием стала Реформация. В результате отделения от римско-католической церкви оформились новые вероучения, ставшие известными под именем протестантизма (от лат. protestari - возражать). Протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, месте ре­лигии в обществе, равно как и предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли нового времени.

Протестантские учения быстро распространились и утверди­лись в Пруссии, Саксонии, Бранденбурге и других германских государствах, в Швейцарии, Голландии, Англии, Шотландии, Скандинавских странах. Не последнюю роль в этом сыграла протестантская этика - неформальная система норм и духов­ных ценностей, регламентирующих отношения между людьми, их поведение в обществе.

Согласно новым представлениям, место человека в обще­стве оценивается не по его происхождению и сословной при­надлежности, а по тому, что он умеет делать, чем может быть полезен другим. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Стремление верующего доказать свою богоизбранность создава­ло сильнейший стимул к предпринимательской деятельности. Новые нормы поведения освятили труд и осудили «праздность». Обретение специальности, профессии и постоянное совершен­ствование своих умений считались выполнением долга перед Богом. Особое место отводились дисциплине как производ­ственной, так и социальной (законопослушание).

Немецкий социолог М. Вебер весьма убедительно показал, что из всех мировых религий протестантизм в наибольшей степени соответствовал духу рыночных отношений и пред­принимательства, с чем он связывал быстрый экономический прогресс Западной Европы и США.

Современные исследования подтверждают важную роль протестантизма в истории Европы, поскольку страны, где он возобладал, добились наивысшего уровня развития. Несколько


отстали народы, традиционно тяготевшие к католицизму. А за­мыкают этот ряд христианских наций православные.

Новый общественный порядок, складывавшийся в ряде протестантских стран Европы, подвергся серьезному испытанию в годы тридцатилетней войны (1618-1648). Кровавая борьба между католиками и протестантами (по сути между старым и новым порядком) завершилась миром, установившим на кон­тиненте статус-кво.

После этого во второй половине XVII в. в Европе окончатель­но сформировалось ядро нового порядка, территория которого рас­пространялась на Нидерланды, Англию, Скандинавские страны, прирейнскую Германию, северо-восточную Францию, США.

В XVIII в. на европейском континенте вновь наблюдался общий хозяйственный подъем, связанный с быстрым развити­ем рыночных элементов в экономике, которые теснили старые феодальные отношения и создавали предпосылки для промыш­ленного переворота.

Мануфактурное производство в это время достигло вершины своего развития. При сохранении и дальнейшем распростране­нии рассеянных мануфактур в Европе резко возрос удельный вес централизованных мануфактур. Крупное производство на­чинает преобладать над средневековым ремеслом, способствует разделению труда и его специализации. Множество новых узких специальностей, которых не было раньше, подготовило в конце концов возможность заменить на многих операциях труд человека машиной.

Однако экономика продолжала носить аграрный характер, и во всех западноевропейских странах, за исключением Голлан­дии, примерно 80% населения было занято в сельском хозяй­стве. Но и здесь происходили существенные изменения - так называемый «аграрный переворот».

Переворот заключался в переходе к интенсивному земледе­лию, т.е. замене двух- и трехпольных севооборотов многополь­ными, что предполагало умение воостанавливать плодородие, чередуя выращивание разных культур. В результате за счет сокращения пара расширялись посевные площади, увеличивал­ся объем сельскохозяйственной продукции. Появились новые высокоурожайные культуры - гречиха, кукуруза и картофель, ставшие важнейшими продуктами питания беднейших слоев населения.


XVIII столетие было также веком торговли, поскольку ее развитие обгоняло даже развитие мануфактур. В сравнительно небольшие сроки значительно увеличилось количество мест­ных и областных рынков, оказавшихся прочно связанными. Концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленности. Сложился международный рынок, на который все большее влияние оказывало мануфак­турное производство.

Рождение и формирование западного индустриального общества оказалось неотделимо от рождения и формирования колониальной системы. Если Древний Рим косвенно влиял на положение огромного числа окружающих его племен и народов, то новая Европа существенно превзошла его в своем воздействии на судьбы народов мира. К концу XVIII в. значительная часть земного шара была так или иначе порабощена. Это не всегда выражалось в прямом захвате других стран; значительный эффект обеспечивали торговые фактории, неравноправные дого­воры. Высокие темпы роста внешней торговли стали возможны благодаря ввозу колониальных продуктов в страны-метрополии и их последующему реэкспорту в другие государства.

Иногда захваченные земли становились, как это произошло в североамериканских колониях Англии, местом переселения значительного количества европейцев, захватывавших у корен­ного населения земли и другие природные богатства. Таким образом, там к началу XVIII в. сложился очаг европейской цивилизации. В дальнейшем англичанам удалось превратить владения в Америке в обширный, быстро расширяющийся рынок для своих мануфактурных товаров. Тем не менее во второй половине века у местных предпринимателей и торгов­цев появились собственные интересы. Рост экономической самостоятельности колоний, налаживание внутренних связей, создание национального рынка, языковые и культурные осо­бенности, связанные с взаимодействием в Северной Америке разных народов, вызвали к жизни процессы формирования североамериканской нации.

В результате крупнейшим событием эпохи стала война колоний за независимость от Англии (1776-1783) и появление на политической карте мира нового государства - Соеди­ненных Штатов Америки, на базе которого развилась северо­американская ветвь западной цивилизации.


В политической сфере европейского общества в XVIII в. продолжал господствовать абсолютизм, что объясняется сосу­ществованием в то время старых и новых социально-экономи­ческих отношений. Реорганизация управления европейскими монархиями, отвечавшая интересам феодального дворянства, вместе с тем позволяла удовлетворять пожелания верхушки непривилегированных сословий. В свою очередь абсолютизм мог выполнять свои задачи, лишь опираясь на материальные ресурсы рыночного, частнопредпринимательского сектора эко­номики. В то же время у абсолютизма появилась альтернатива в виде английской конституционной монархии и республиканской формы правления по типу Голландии или США.

Развитие мануфактур и фермерских хозяйств привело к существенным изменениям в структуре европейского общества. Рядом с финансистами и торговцами, представлявшими новые социальные силы, прочно обосновались достаточно многочис­ленные классы мануфактуристов и фермеров. Умножились и ряды мануфактурных рабочих, концентрировавшихся в новых промышленных центрах.