Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основным инструментом государственного регулирования экономического роста. Факторы и основные направления устойчивого развития экономики россии

С начала XXI в. российская экономика демонстрирует достаточно успешное поступательное развитие. В 2008 г. объем производства ВВП в стране превысил предкризисный уровень 1990 г. (однако по самому главному компоненту экономического роста - производству промышленной продукции он до сих пор не достигнут). Иными словами, преодоление спада и его последствий охватило период 8 лет (следует напомнить, что уровень производства 1941 г., несмотря на колоссальные разрушения, вызванные войной, был достигнут уже в 1949 г., т.е. за 3,5 г.).

Практика последнего десятилетия показала, что либеральнорыночная модель трансформации хозяйственной системы оказала противоречивое воздействие на развитие экономики и социальной сферы в России. Все больше усиливается неравномерность социально-экономического развития отраслей, регионов. Отчетливо прослеживается нелинейность изменения количественных и качественных параметров их функционирования.

В значительной степени это связано с тем, что на первом этапе экономических преобразований (1991 - 1998 гг.) в хозяйственной системе наблюдался стабильный трансформационный спад производства во всех отраслях экономики. И лишь по мере овладения инструментами регулирования экономики в течение 1999-2008 гг. реальностью стал устойчивый экономический рост, характеризующийся приростом ВВП около 6-7% и более в год.

В то же время потенциал экономического роста этих лет был обусловлен наличием незадействованных производственных мощностей, эффектом почти пятикратной девальвации рубля и благоприятной конъюнктурой мировых рынков топливно-энергетических ресурсов. Поэтому подавляющая часть роста была связана с количественным увеличением их производства (например, добыча нефти выросла в 1,5 раза, выплавка стали и чугуна более чем в 1,7 раза и т.д.).

Анализ, проведенный учеными РАН, показал, что указанные факторы обеспечили не менее 4 процентных пунктов роста, следовательно, фондовый рост, связанный с внутренними факторами экономической динамики, не превышал 4% годовых, т.е. его величины в 2012 г. Таким образом, необходима смена парадигмы экономического роста, ориентирующаяся на его фундаментальные, а не конъюнктурные факторы. В сложившихся условиях выход России на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, что невозможно в полной мере с помощью одних лишь рыночных механизмов, а требует государственного регулирования.

Необходимо окончательно перейти в практике государственного регулирования экономического роста к применению многофакторной модели, в отличие от используемой в настоящее время модели «дерегулирования», результатом которой стало неоправданное увеличение доли посреднических услуг в структуре ВВП.

Усиление государственного регулирования экономического роста требует радикальной реорганизации финансовых потоков, значительного увеличения бюджетных расходов на модернизацию наукоемких отраслей, включая инфраструктурные, на реализацию национальных инвестиционных проектов высокой социальной значимости, активизацию демографической политики, использование новых форм поддержки науки, образования, здравоохранения.

Несмотря на колоссальные разрушения, понесенные в годы ельцинских реформ, российская экономика все еще обладает научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ: высоким уровнем образования населения; значительным творческим потенциалом работников; сохранившимися научно-техническими заделами, уникальными технологиями по ряду направлений, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка; свободными производственными мощностями в ряде передовых отраслей (прежде всего оборонно-промышленного комплекса), позволяющими быстро увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью; богатыми природными ресурсами, обеспечивающими большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях; крупными валютными резервами; огромной территорией и емкостью внутреннего рынка; историческими традициями великой державы; большим объемом несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно существенно (примерно в 3 раза) поднять уровень инвестиционной активности.

Государственное регулирование может содействовать наиболее полному использованию этих ресурсов, что позволит внести в динамику хозяйственных процессов устойчивые тенденции, ускорить темпы роста.

Известные прецеденты высоких темпов экономического роста таких стран, как СССР, Япония, Корея и другие, обычно были связаны со значительной ролью государства в деле выработки стратегии развития национальной экономики. Именно с помощью государства можно было концентрировать (при ограниченном внутреннем спросе на ранних стадиях развития) инвестиционные ресурсы на перспективных направлениях. Внутренний потребительский спрос подтягивался по мере экономического роста - таково классическое «экспортное решение» в Юго-Восточной Азии.

Можно выделить следующие возможные формы и основные направления политики Российского государства, обеспечивающей благоприятные условия экономического роста:

  • 1. Согласование приоритетов развития на всех уровнях и во всех сферах экономики. Государство ответственно за поддержание оптимальных внутри- и межотраслевых пропорций производства, равно как и за сбалансированность развития ее регионов, оптимизацию структуры экспорта. Коррективы в динамику пропорций могут вноситься двояким образом. С одной стороны, путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций тем отраслям или регионам, которые, по мнению Правительства, нуждаются в государственной поддержке. С другой стороны, путем предоставления льготных кредитов или государственных гарантий частным кредиторам, ссужающим им свои капиталы в их развитие, и, наконец, путем прямого или косвенного субсидирования их из государственного бюджета.
  • 2. Структурная перестройка экономики. Государственная структурная политика должна быть в современных условиях направлена на то, чтобы, с одной стороны, сохранить потенциал перспективных производств и создать условия для их роста не только при благоприятной, но и при неблагоприятной экономической конъюнктуре. С другой стороны - облегчить процессы высвобождения капитала и труда из устаревших и бесперспективных сфер и отраслей, обеспечить их санацию и перепрофилирование и в последующем ускоренный рост.
  • 3. Выработка в рамках промышленной политики ориентиров, достижение которых будет способствовать экономическому росту. К ним могут относиться:
    • снижение материальных затрат (на топливо и энергетику, транспорт);
    • улучшение использования производственных мощностей;
    • ограничение и снижение внутренних цен на энергоносители, сырье, электроэнергию и транспорт, отказ от их ориентации на так называемый мировой уровень, загоняющей отечественную экономику и социальную сферу в тупик (в настоящее время, к сожалению, государственная политика реализуется в противоположном направлении);
    • стимулирование развития крупных корпораций в передовых сферах народного хозяйства, которые могут послужить для нее своего рода локомотивом.
  • 4. Обеспечение более активного включения отечественной экономики в международное разделение труда и мирохозяйственные связи, преодоление ее сырьевой ориентации.
  • 5. Расширение производства наукоемкой продукции, отвечающей требованиям мирового рынка, что прежде всего стимулировало бы соответствующие технологические сдвиги в смежных производствах и модернизацию последних. Тем самым передовые в научно-техническом отношении секторы стали бы двигателями прогрессивных структурных сдвигов и перестройки промышленной организации, повышения эффективности общественного производства, ускорения темпов его роста.
  • 6. Проведение грамотной инвестиционной политики. Главным стимулом для улучшения инвестиционного климата в стране является рост отечественных капиталовложений. В условиях сегодняшнего оживления после достаточно глубокого инвестиционного кризиса в России первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, действие которого основывается на непосредственной государственной поддержке высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.

При этом важно отметить, что инвестиции должны осуществляться в передовые отрасли, обеспечивающие конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, а также инфраструктурные объекты - дороги, водные пути, гидротехнические сооружения, железные дороги, трубопроводный транспорт, в то, что пока остается в руках государства.

  • 7. Разработка государственной научно-технической и инновационной политики, которая заключается в определении приоритетов развития всей экономики, поддержке инноваций, способствующих повышению конкурентоспособности производственного потенциала страны. Высокотехнологический сектор должен занять главенствующее место в экономике России, поскольку именно здесь может быть достигнут самый высокий уровень производительности труда и эффективности инвестиций.
  • 8. Активизация кредитно-денежной политики с целью обеспечения условий кредитования экономического роста и приведения объемов денежного предложения в соответствие со складывающимся спросом на кредитные ресурсы. В качестве основного инструмента здесь можно использовать систему государственных банков развития.
  • 9. Создание условий для развития предпринимательства, что подразумевает: ликвидацию накопившихся ценовых диспропорций; санацию излишних посреднических звеньев; регулирование цен на продукцию естественных монополий; увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования в целях обеспечения общественных нужд.
  • 10. Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа

Вопросы и задания

  • 1. Раскройте содержание понятия «экономический рост» и укажите его цели.
  • 2. Назовите прямые и косвенные факторы экономического роста.
  • 3. Перечислите основные разновидности интенсивного экономического роста и перечень показателей, характеризующих интенсивность роста экономики.
  • 4. Охарактеризуйте основные виды экономических циклов.
  • 5. Рассмотрите основные фазы экономического цикла и раскройте их содержание.
  • 6. Объясните, в чем заключается содержание и методы государственной политики в сфере регулирования циклического развития экономики.
  • 7. Укажите основные формы и направления политики экономического роста России.
  • III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  • V. Цена экономического продукта. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
  • X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  • Автоматическое регулирование температуры печей сопротивления
  • Как уже отмечалось, обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости и стабильности цен выступает важнейшими задачами правительства. Хозяйственная практика свидетельствует о том, что не­посредственно рыночный механизм не в состоянии обеспечить устойчивую динамику экономического роста, не говоря уже о переходе к его новому качеству. Поэтому решение задачи обеспечения положительной динамики хозяйственного развития всегда будет сферой высокой активности государства. Исходя из того, что в целом экономический рост желателен, естественно возникает вопрос, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс? Различные теории экономического роста дают неодинаковые рекомендации по этому поводу.

    Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

    В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Под воздействием этих факторов кривая совокупного предложения сдвигается вправо. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и- капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл, этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

    К числу важнейших направлений деятельности государства по стимулированию экономического роста можно отнести следующие.

    Во-первых, для ускоренного хозяйственного развития любому государству необходимо наращивать потенциал факторов возможности экономического роста или факторов со стороны совокупного предложения. С помощью комплекса со­циальных, экономических и других мер государство способствует росту предложения труда. Целенаправленная деятельность соответствующих государственных структур по количественно-качественному совершенствованию рабочей силы способствует росту производительности труда. Причем инвестиции в конкретного работника порождают положительные внешние эффекты: растет производительность труда не только данного индивидуума, но и других людей. На рост производительности труда влияют также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Финансируется же фундаментальная наука государством.

    Во-вторых, государство обеспечивает устойчивую динамику экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Экономика, как известно, не застрахована от периодических спадов и подъемов производства. Государство помогает рыночной системе как преодолевать спад хозяйственной активности, так и сдерживать его чрезмерный рост, причем главными способами антициклического регулирования в данном случае являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика.

    Осуществляя денежную политику, государство быстро и эффективно воздействует на совокупный спрос путем сжатия либо расширения денежной массы в обращении. В случае недостаточной эффективности денежно-кредитных регуляторов государство увеличивает свои бюджетные расходы, выходя порой за пределы доходной части бюджета. Создаваемый таким образом добавочный спрос также стимулирует производство и продажи, то есть обеспечивает экономический рост.

    Решая задачи хозяйственной стабилизации, государство проводит гибкую налоговую политику. При спаде производства оно уменьшает налоги, стимулируя тем самым население к увеличению объема покупок, а фирмы - к росту производства и продаж. В условиях бурного экономического роста, напротив, налоговые ставки возрастают, сдерживая увеличение объемов производства. Здесь реализует себя известная недискреционная налогово-бюджетная политика, или "встроенный стабилизатор", в форме прогрессивного налогообложения.

    В-третьих, положительный тренд хозяйственного развития достигается также проведением государством прогрессивной структурной экономической политики. С помощью широкого спектра денежно-кредитных и налогово-бюджетных регуляторов государство стимулирует бизнес расширять производство качественно новых товаров и услуг, осваивать перспективные сферы экономики, внедрять безотходные технологии и т.д. В этих и других целях используется конкурсное распределение государственных заказов, финансирование кон­версионных программ; причем государство может само выступать как инвестор, создавая предприятия госсектора в определенных отраслях национального хозяйства, формируя тем самым требуемую структуру экономики и обеспечивая новое качество экономического роста. Кроме того, если фирмы инвестируют свои ресурсы туда, куда их зовет государство, то для них создаются льготный налоговый и кредитный режимы.

    В-четвертых, чтобы не сужалась финансовая основа экономического роста, государству необходимо постоянно обеспечивать баланс инвестиционного спроса и предложения сбережений. Последние могут сократиться вследствие целого ряданеобдуманных решений государства, в первую очередь в сфере налоговой политики: рост налоговых ставок приводит в основном к сокращению той части дохода, которая предназначалась для финансирования инвестиций. Уровень сбережений снижается и вследствие инфляционных ожиданий. Инфляция, с одной стороны, способствует росту потребительских расходов при одновременном уменьшении сберегаемой части дохода; с другой - приводит к росту процентных ставок, что делает кредит недоступным для предпринимателей. Но даже при наличии требуемого объема сбережений последним не всегда уда­ется "прорваться" в инвестиционный сектор экономики. Этому нередко мешает само государство, размещая свои долговые обязательства на денежном рынке и вытесняя тем самым оттуда частных инвесторов. Таким образом, для обеспечения экономического роста следует создать благоприятные макроэкономические условия, совершенствовать налоговую систему, научиться эффективно управлять государственным долгом, осуществлять научно обоснованную структурную и социальную политику.

    Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизво­дительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных, отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда,

    При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического, роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей. В рамках той модели роста, которая выбрана для России, обеспечить полную занятость, регулировать капиталоемкость и склонность к сбережениям будет весьма непросто.

    Причины регулирования и его виды

    Экономический рост является одним из важнейших звеньев социально-экономической системы страны. Необходимость регулирования темпов экономического роста обусловлена растущими потребностями экономики. Экономическое регулирование являются универсальным инструментом поддержки экономики страны. В условиях трансформации российской экономики, данный метод регулирования требует постоянных изменений и совершенствования.

    Экономический рост содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести расширение перспектив общества и создание благоприятных условий для решения проблемы ограничения ресурсов страны. Помимо достоинств экономического роста существуют и недостатки. К ним относятся негативные воздействия на окружающую среду и невосполнимость потребляемых ресурсов, а также к одной из самых острых проблем относится увеличение безработицы в стране и вытеснение работников техникой.

    Регулирование темпов экономического роста позволяет осуществлять программы борьбы с загрязнением окружающей среды, а также решать социально-экономические проблемы общества. К основным видам регулирования темпов экономического роста относят:

    • увеличение расходов, связанных с человеческими ресурсами (образование, профессиональное повышение квалификации, переподготовка кадров). Это позволяет повысить рост производительности и качество рабочей силы;
    • перестройка налоговой системы;
    • увеличение расходов на научные исследования, стимулирование научно-технического прогресса, поощрение грантами научных достижений.

    Еще одним из основных направлений регулирования темпов экономического роста является в поддержании государством конкурентоспособности и оптимальной структуры производства за счет нормативного регулирования, стабилизации налогообложения, предоставления преимуществ и льгот, прямое или косвенное субсидирование за счет государственного бюджета. В частности, это касается развития транспорта и коммуникаций.

    Особенности регулирования на современном этапе

    Современное регулирование темпов экономического роста носит глобальный характер, которое зависит от конкурентоспособности определенных национальных экономик и определяется сложной системой детерминант, связанных между собой. Многолетний опыт регулирования не обеспечивает на современном этапе необходимого равновесия. Из-за этого возникают так называемые «побочные эффекты». Государству необходимо наращивать потенциал возможных факторов экономического роста инвестируя в производство и в каждого работника, в частности.

    Еще одним из основных факторов регулирования является обеспечение динамики экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Большинство экономистов в условиях мирового кризиса рекомендуют использовать различные методы стимулирования темпов экономического роста. В частности, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой государство взяло бы на себя активную роль в регулировании темпов экономического роста.

    Современному экономическому росту присущ неравномерный процесс и системообразование. При развитии его регулирования необходимо учитывать стратегические первоисточники и саморазвитие мировых национальных экономик. Это ядро является особым интегративно-инновационным образованием, единым и противоречивым сплавом наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

    Несмотря на то, что регулирование темпов экономического роста призвано развивать экономическую систему, в ее регламентировании имеются серьезные недостатки. Отсутствует комплексный подход в сфере реформ. Отсутствие комплексного подхода привело ко множеству противоречий в методики регулирования, что осложняет развитие экономического сектора.

    Замечание 1

    Регулирование темпов экономического роста создало хорошие макроэкономические предпосылки для роста конкурентоспособности государства в мировом сообществе. На современном этапе развития необходим кратный рост объемов финансовой поддержки сфер регулирования.

    Экономический рост и его государственное регулирование.

    План

    ВВЕДЕНИЕ.

    Глава I. Общая характеристика экономического роста.

    1.1. Понятие экономического роста.

    1.2. Факторы экономического роста.

    Глава II. Теории экономического роста.

    2.1. Кейнсианские модели экономического роста.

    2.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.

    2.3. Теория нулевого экономического роста.

    Глава III. Государственное регулирование экономического роста.

    Заключение.

    Список использованной литературы.

    ВВЕДЕНИЕ.

    Экономический рост составляет центральную задачу для всех наций.

    В России в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. При этом снижение доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста.

    Экономический рост - увеличение ВНП на душу населения. Увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета.

    Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства, чему способствуют различные теории экономического роста, в той или иной мере применяемые экономистами на практике.

    В данной работе я хотела бы рассмотреть понятие экономического роста, теории, с ним связанные, а также то, как государство воплощает их в жизнь в своей регулирующей деятельности.

    Глава I . Общая характеристика экономического роста.

    1.1. Понятие экономического роста.

    Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост- это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.

    Большинство моделей роста исходит из того, что увеличение реального объема, с выпуска происходит прежде всего под влияни-ем роста основных факторов производства -- труда (L) и капитала (К). Фактор "труд" обычно слабо поддаётся воздействию извне, тогда как величина капитала может быть скорректирована опре-деленной инвестиционной политикой (6, с. 93) . Как известно, запас капи-тала в экономике со временем сокращается на величину выбытия (амортизации) и увеличивается за счет роста чистых инвестиций. Вполне очевидно, что ценен не сам по себе, а в качестве основы повышения благосостояния населения, по-этому качественная оценка роста часто дается через оценку ди-намики потребления.

    Анализ со стороны спроса необходимо соединить с факторами, опреде-ляющими динамику предложения, и выяснить условия дина-мического равновесия спроса и предложения в экономике. Стратегической переменной, с помощью которой можно управлять экономическим ростом, являются инвестиции.

    Наиболее простой кейнсианской моделью роста являет-ся модель Е.Домара, предложенная в конце 40-х годов. Технология производства представлена в ней производст-венной функцией Леонтьева с постоянной предельной про-изводительностью капитала (при условии, что труд не явля-ется дефицитным ресурсом). Модель Домара исходит из того, что на рынке труда существует избыточное предложе-ние, что обусловливает постоянство уровня цен. Выбытие капитала отсутствует, отношение К/У и норма сбережений - постоянны. Выпуск зависит фактически от одного ресур-са - капитала. Для простоты можно принять также инве-стиционный лаг равным нулю.

    Фактором увеличения спроса и предложения в экономике служит прирост инвестиций. Если в данном периоде инвести-ции выросли на, то, и соответствии с эффектом мультипли-катора, совокупный спрос возрастет на ДI , то в соответствии с эффектом мультипликатора, совокупный спрос возрастет на

    ДYAD=ДIm=ДI(l/l-b)=ДI(l/S),

    m- мультипликатор расходов,

    b- предельная склонность к потреблению,

    S -предельная склонность к сбережению.

    Увеличение совокупного предложения составит ДYAS=aДK, где а - предельная производительность ка-питала (по условию - постоянна). Прирост капитала ДK обес-печивается соответствующим объемом инвестиций I, потому можно записать: ДYAS=aI.

    Список использованной литературы.

    Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - М., БГЭУ, 1997.

    Берман Б. , Дж. Р.Эванс. Маркетинг - М., 1990

    Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрист, 1997

    Булатов А.С. Экономика - М: Бек, 1997.

    Булатов А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов - М.: 1995

    Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М., 1996.

    Кемпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л. Экономикс., т.1. - М., 1992.

    Киселева Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории - “АСА”, Киров, 1997г.

    Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 1998.- № 4.

    Райхлин Э. Основа экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2001г.

    Роббинс Л. Предмет экономической науки., т. 1. - М.: 1993

    Чепурин М. Н. Курс экономической теории. - Киров: 1995

    Некрашевич Анна Викторовна

    Прохоренко Вероника Сергеевна

    студенты 3 курса, экономического факультета ПолесГУ, г. Пинск

    Германович Наталья Евгеньевна

    научный руководитель, ассистент кафедры финансов ПолесГУ, г. Пинск

    Основной институтом структуры общества с точки зрения политической сферы является государство.

    Основной задачей для каждого государства является обеспечение устойчивого экономического роста и Республика Беларусь также не исключение. Спорными являются проблемы экономического роста в Республике Беларусь, так как согласно официальным данным Беларусь показывает положительную динамику экономического роста, но этот факт вызывает сомнения, так как снижаются реальные доходов населения и повышаются цены. Из этого можно сделать вывод, что одной из основных задач государственной политики в сфере экономики является поддержание стабильности экономического роста, а также применение мер для его положительного изменения.

    Как цель работы можно определить следующее: необходимо рассмотреть особенности экономического роста в Республике Беларусь в настоящее время, определить его основные факторы, методы государственного регулирования экономического роста. А также необходимо сформировать предложения по совершенствованию политики государства в области стимулировании экономического развития страны.

    Выделим также объекты исследования : ими являются экономический рост и его регулирование с помощью государства в Республике Беларусь.

    Факторы, которые влияют на изменение экономического роста, а также методы государственного регулирования, которые воздействуют на экономический рост, являются предметом исследования .

    Также были выделены задачи исследования:

    · необходимо раскрыть содержание понятия, выделить типы и факторы экономического роста;

    · очень важно рассмотреть государственное регулирование экономического роста;

    · определить пути и механизмы совершенствования государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.

    В качестве методов были выбраны общенаучные методы и метод сравнительной статистики.

    У величение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства есть ни что иное как, экономический рост . Структуру экономического роста можно представить следующими направлениями: повышение показателя уровня занятости населения, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других макроэкономических показателей экономики любой страны.

    Экономический рост представляет собой тенденцию на длительный срок, которая приведет к увеличению потенциального выпуска, соответствующего состоянию полной занятости в стране.

    Показатель темпов роста ВВП используется для характеристики динамики объемов выпуска - это выраженное в процентах отношение величины изменения реального ВВП (ВНД, ЧНД), происшедшего за какой-либо период, к его первоначальному значению

    Например, темп роста ВВП вычисляется по формуле:

    Темп роста ВВП = * 100% [ 2](1.1)

    ВВП предыдущего года

    Естественно, что темп экономического роста и количество товаров и услуг, поступающих в распоряжение людей, находятся в прямой зависимости. Это приводит все к тому, что повышается уровня. Также расширяется круг проблем в сфере общества, экономики, которые можно решить. Вследствие чего, складываются благоприятные условия для дальнейшего роста экономики страны .

    Чтобы оценить достигнутый уровень жизни в стране чаще всего используются такие показатели как величина национального дохода в расчете на душу населения и рост ВВП в расчете на душу населения:

    (на душу населения) (на душу населения)

    Темп роста ВВП = ВВП отчетного года – ВВП предыдущего года * 100%(1.2)

    ВВП предыдущего года (на душу населения)

    Разные группы факторов влияют на экономический рост.

    По способу воздействия факторы можно подразделить на:

    1. Прямые

    2. Косвенные

    К прямым факторам относят: увеличение числа рабочих и контроль качества трудовых ресурсов, улучшение качественного состава основного капитала, а также рост его объема, модернизация и внедрение инноваций в производство, и др.

    К косвенным факторам относят: снижение количества субъектов монополистов на рынке, понижение цен на ресурсы, используемые в производстве, снижение суммы налогов выплачиваемых из прибыли, увеличение возможностей для получения кредитов и др.

    Будет происходить сдерживание экономического роста, когда косвенные факторы изменяются в обратном направлении. Наличие природных и трудовых ресурсов нельзя назвать решающим фактором экономического роста в настоящее время. Например, в Японии почти отсутствуют природные ресурсы, но, несмотря на это в период после Второй мировой войны страна могла похвастаться высокими темпами экономического роста .

    В настоящее время западные исследователи выделяют 3 группы факторов, влияющих на экономический рост: факторы предложения, спроса и распределения .

    Наличие природных ресурсов; наличие трудовых ресурсов; наличие основного капитала; уровень технологий можно отнести к факторам предложения .

    К факторам спроса относятся: уровень цен; потребительские расходы; инвестиционные расходы; государственные расходы; чистый экспорт.

    Рациональность и полноту вовлечения ресурсов в экономический оборот; эффективность утилизации вовлекаемых в экономический оборот ресурсов считают главными из факторов распределения .

    Также выделяют факторы экономического роста, которые часто группируют в соответствии с типами экономического роста. Экстенсивные факторы : рост затрат капитала, труда. Интенсивные факторы: технологический прогресс, рост квалификации работников, повышение мобильности и улучшение распределения ре­сурсов, совершенствование управления процессом производства, улучшение законодательства и др., т. е. всё, что позволяет качественно совершенствовать факторы производства и процесс их использования.

    Можно также выделить типы экономического роста, которые впервые были сформулированы К. Марксом: экстенсивный и интенсивный экономический рост. Они различаются соотношением результатов и факторов производства.

    Приэкстенсивном экономическом росте происходит увеличение экономических ресурсов, при условии, что средняя производительность труда в обществе остается неизменной. Исторически сложилось, что экстенсивный рост идет перед интенсивным ростом. Экстенсивный рост можно выразить следующей формулой:

    V i /K i =const или V i =K i (1.3)

    где: V i -объем ВВП за период i;

    K i -количество используемых ресурсов .

    Приинтенсивном экономическом росте внедряются в производство более совершенные факторы и новые технологии. Т. е. интенсивный экономический рост существует, когда происходит опережение роста занятых экономических ресурсов ростом ВВП:

    V i > K i (1.4)

    Основой повышения благосостояния населения может служить экономический рост.

    Также можно выделить основные модели экономического роста: кейнсианские (Е. Домара и Р. Харрода), неоклассическая модель роста Р. Солоу и теорию нулевого экономического роста.

    Модель Харрода-Домара в литературе часто представляют как объединение обеих кейнсианских моделей, потому что модели Е. Домара и Р. Харрода являются схожими по содержанию. Но можно также выделить и различия: для определения нормы роста инвестиций в модели Е. Домара используется мультипликатор, а модель Р. Харрода включает в себя в себя заданную изнутри функцию инвестиций. Также в модели Р. Харрода на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимателей определяется норму сбалансированного роста

    Р.Солоу в своей неоклассической модели объяснил механизм непрерывного экономического роста, когда можно наблюдать равновесие при полной занятости ресурсов. Известно, что в кейнсианских моделях норма сбережения была задана извне, также она определяла величину равновесного темпа роста дохода. По мнению Р. Солоу, при любой норме сбережения рыночная экономика всегда стремится к соответствующему устойчивому уровню вооруженности основными фондами и сбалансированному росту (доход и капитал растут с темпом). Норма накопления является объектом экономической политики, и является важным показателем для оценки экономического роста в стране. Можно выделить также недостатки неоклассической модели Р. Солоу. Данная модель анализирует состояние устойчивого равновесия, которое рассматривается в долгосрочном периоде, в то время как для экономиче­ской политики более важным является проведение анализа состояния развития производства и уровня жизни в краткосрочном периоде. Более удобным было бы многие переменные модели Р. Солоу заданные извне определять внутри модели, так как они являются тесно связанными с другими ее параметрами и могут преобразовывать конечный результат. Необходимо отметить, что в модели экономического роста Р. Солоу отсутствует целый ряд факторов, которые являются ограничителями для роста и являются довольно существенными в современных условиях - это ресурсные, экологические и социальные факторы. Функция Кобба-Дугласа, которую Р. Солоу использует в своей модели, описывает лишь определенный тип взаимодействия факторов производства и не всегда отражает реальную ситуацию в экономике страны. Сторонниками современных теорий экономического роста делаются попытки преодолеть эти и многие другие недостатки .

    По мнению сторонников «нулевого экономического роста», должно происходить сдерживание экономического роста. Также они признают, что экономический рост обеспечивает увеличение объема товаров и услуг. Но, несмотря на это согласно теории «нулевого экономического роста» высокое качество жизни не всегда может создаваться экономическим ростом. Сторонники этой теории также считают, что загрязнение окружающей среды не является следствием экономического роста, а является результатом неправильного ценообразования. Чтобы решить эту проблему необходимо ввести ограничения посредством законов и провести формирование рынка прав на загрязнение .

    Государственным регулированием называется система мер, которые осуществляют государственные учреждениями и общественные организации для стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям .

    В государственном регулировании можно выделить две основные функции: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы.

    Большинство исследователей классифицируют методы государственного регулирования следующим образом:

    · прямые: включают в себя административное воздействие на то, как происходит функционирование субъектов. Прямое воздействие на экономику государство осуществляет путем инвестирования в определенные отрасли хозяйства.

    · косвенные: их осуществление происходит с помощью фискальной и денежной политик, социальной политикой и политикой регулирования доходов и политикой в сфере внешней экономики .

    Для того чтобы измерить количественно-качественное соотношение экономического роста используется система индикаторов качества экономического роста . Показатели, характеризующие изменение состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени называются индикаторами устойчивого развития. Данные показатели количественно и качественно оценивают проблемы экономики в стране и с помощью них можно оценить ситуацию, проследить произошедшие изменения за отчетный период. Устойчивое развитие определяется как такое развитие, при котором не происходит истощение как природного, так и ресурсного потенциала, происходит приумножение физического капитала и ресурсы присутствуют в достаточном количестве для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений в государстве.

    Система индикаторов качества экономического роста включает в себя: показатели, которые показывают изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др.

    Особого внимания требуют системы показателей, которые отражают качество экономического роста и проблемы использования природных ресурсов. Основными проблемами являются устойчивый экономический рост, проведение реструктуризации экономики, связь окружающей среды и экономики, состояние человеческих ресурсов или здоровье населения и т. д. Совокупность проблем и индикаторов, которые их отражаю, может изменяться со временем и в зависимости от задач. Основными являются индикаторы показывающие качество экономического роста.

    Для Республики Беларусь это следующие показатели:

    · доход на душу населения;

    · структура инвестиционных вложений;

    · производство основных видов продукции;

    · развитие малого бизнеса;

    · объемы загрязнений и площади нарушенных земель;

    · уровень бедности;

    · природоохранные затраты;

    · состояние общественного здоровья и др. .

    Развитие Беларуси происходит в непростых как природных, так и экономических условиях. Свидетельством этому является прошлый 2011 год. Произошел рост ВВП на 5,3 %, увеличились объемы выпуска промышленной продукции на 9,1 %, а объемы выпуска сельскохозяйственной продукции на 54, 1 %.

    Объем промышленного производства в текущих ценах составил в январе-сентябре 2012 г. 473,9 трлн. рублей. Индекс промышленного производства к январю-сентябрю 2011 г. составил 107,7 %.

    Производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в январе-сентябре 2012 года по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. в текущих ценах составило 79,8 трлн. рублей и значит, повысилось в сопоставимых ценах на 5 %. Особое внимание в Республике Беларусь в 2011 году уделялось развитию строительного комплекса, преодолению негативных процессов в жилищном строительстве. В 2011 году введено в эксплуатацию 5 480,1 тыс. кв. м. жилья. В январе-сентябре 2012 года было введено в эксплуатацию 3409,7 тыс. кв. м. жилья.

    В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю - индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала .

    В 2011 году розничный товарооборот повысился на 107,5 % по сравнению с 2009 годом, а платные услуги населению увеличились на 7,3 трлн. рублей по сравнению с 2009 годом. Рост внутреннего спроса обусловлен повышением реальных денежных доходов населения, которые возросли на 19,3 % по сравнению с 2009 годом. Был обеспечен существенный рост общего объема иностранных инвестиций, привлеченных в экономику республики (без банков). За 2011 год из-за рубежа поступило более 13432,9 млрд. долларов США. Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь-август 2012 г. составили 956,5 млн. долларов США.

    Произошло повышение розничного товарооборота в 2011 году на 107,5 % по сравнению с 2009 годом, а также на 7,3 трлн. рублей по сравнению с 2009 годом увеличилась стоимость платных услуг населению. Вырос внутренний спрос, что было вызвано повышением реальных денежных доходов населения, сумма которых увеличилась по сравнению с 2009 годом на 19,3 %. Увеличился объем иностранных инвестиций, которые были привлечены в экономику республики (без банков). Поступление иностранных инвестиций за 2011 составило более 13432,9 млрд. долларов США. Поступление прямые иностранных инвестиции на чистой основе за январь-август 2012 г. составило 956,5 млн. долларов США.

    Таблица 1.

    Основные социально-экономические показатели развития Республики Беларусь за 2009 -2011 годы

    2009 г.

    2010 г.

    2011 г.

    Денежные доходы населения в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

    Реальные денежные доходы населения,

    Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

    Реальная начисленная заработная плата,
    в процентах к предыдущему году

    Валовой внутренний продукт в текущих ценах, млрд. руб.

    в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

    Продукция промышленности, млрд. руб.

    в процентах к предыдущему году

    Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

    в процентах к предыдущему году

    Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

    в процентах к предыдущему году