Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Примеры прямых методов государственного регулирования экономики. Экономические науки

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов — экономических, административных, административно-экономических, а также технических приемов, форм и способов целесообразного действия. Опыт исторического развития свидетельствует, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причи-нами; во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики . Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предска-зуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономиче-ской ситуации должно быть по возможности опережающим.

В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций при-меняемых методов воздействия, соответствующих специфике регу-лируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определённый период. При выборе конкретных методов воздействия важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность раз-личных механизмов и инструментов регулирования, непротиворе-чивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

1. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают-ся методы прямого и косвенного воздействия (рис, 5.2).

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйст-вующих субъектов, вынуждая их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструмен-тов и методов воздействия государства на частное предпринима-тельство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропор-ций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их при-менении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпо-сылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.


Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реаль-ными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошли-ны, например, воздействуют достаточно активно, а предоставление экономической информации рыночному сектору, хотя и экономи-чески реализуется в интересах государственной политики, не вызы-вает столь серьезной реакции рыночных агентов .

2. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы государст-венного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность таких методов охватывает регулирующие дей-ствия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и име-ет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для ча-стного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защите конкурентной среды, гарантировании права собст-венности и свободы принятия экономических решений.

В развитых странах административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в за-висимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социаль-ной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защи-щенных слоев населения. Административные методы подразделя-ются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государствен-ного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры связаны или с созданием дополни-тельного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реали-зации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической поли-тики, а с другой — как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к ме-рам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов, являясь составным зве-ном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной? (Независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование эконо-мики. Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет реко-мендательный характер для частного сектора и ориентировано на
обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвен-ное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обес-печивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях трансформируемой экономики (или в случае кризиса) со-отношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих атияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метод, структурную соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

I. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписание государства.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг, между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы государственного регулирования экономики могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору, хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов.

2. По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы государственного регулирования экономики базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой ин-фоструктуры, и имеет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для частного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защите конкурентной среды; гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.

В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование экономики.

Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решении. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

Государство в современных условиях, как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.

Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

Определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

Государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

Государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;

Правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

Лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.



Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

Налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;

Регулирование цен, их уровня и соотношений;

Платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

Таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

213. Административные средства, экономические методы: денежно-кредитные и бюджетные.

Прямые (административные) методы

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение -- это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение -- это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Косвенные (экономические) методы

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

* операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;

политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

среднесрочные программы, рассчитанные на 3--5 лет.

долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Бюджетно – налоговая система.

Бюджетно – налоговая система – одна из существенных рычагов

реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы.

Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в

валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на

социально – экономические процессы.

Основным источником доходовой части бюджета являются налоговые

поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством

формирования структуры расходной части бюджета. Учитывая, что налоги

являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом

перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо

постоянное совершенствование налоговой системы, приведение её в

соответствие с задачами социально – экономического развития страны.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации

существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести

перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура

доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы

наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного

хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка

налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве

страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования

доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для

государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием

размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного

определения объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению

государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы

можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора

налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль,

государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы:

товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о

том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким

образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут

изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на

цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда

облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли

времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их

собственной выгоды.

Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций

государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы

налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со

стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного

денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль

практический весь совокупный общественный спрос.

(В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных

сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему

налогообложения..

(В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:

V налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на

прибыль и др.);

V налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от

капитала, в том числе на процент и др.);

V налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение

капитала, на покупку земли и т.д.);

V налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);

налог с продаж и акцизный налог (являются «скрытыми» или косвенными

налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов и производителей

через более высокие цены на непосредственных потребителей).

Денежно – кредитная политика.

Денежно–кредитная политика - является важнейшим средством воздействия

государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком.

Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена прежде

всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно

связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой

национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти

цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы,

борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания

финансовых условий выхода из кризиса..

В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования

экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

Целевое кредитование;

Установление кредитных «потолков»;

Прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании

специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той

или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило,

пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование

осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.

Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как

ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать

чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной

деятельности.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением

Центральным банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за

кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам), с определением

нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в

Центральном банке.

Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного

регулирования:

Регулирование минимальных резервных требований;

Осуществление дисконтной политики (регулирование учётных

ставок по кредитам);

Купля – продажа иностранной валюты;

Регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

Изменение курса национальной валюты;

Эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;

продажа – скупка государственных ценных бумаг.

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную

(кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического

общества инструмент государственного регулирования национальной экономики,

не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению

хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении

стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-

денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на

годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с

этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и

доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию

количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или

нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником монетарной политики является

центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на

денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег,

находящихся в обращении.

Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство

обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения

сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на

активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Инструментарий кредитно-денежной политики

В мировой экономической практике используются следующие инструменты

регулирования денежной массы в обращении:

операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных

бумаг; политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам

коммерческих банков у центрального банка;

изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным

инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом

рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных

бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную

систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно

совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации

излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка

денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует

предложение денег на денежном рынке.

Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это

процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим

банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный

банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь

тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные

трудности.

Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает

для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит.

При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая

увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной

ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки,

имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся

очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению

денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок

занимает второе по значению место после политики центрального банка на

открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом

управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с

деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого

инструмента кредитно-денежной политики таков:

если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это

приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного

предложения;

при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение

предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению

специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно

грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

Прямые методы государственного регулирования экономики

Прямое воздействие ведется административными и экономическими методами. Основные средства:

1. Законодательство

2. Государственные заказы . Должен обеспечивать сбалансированность и пропорциональность экономического развития, решает в фиксированные сроки социальные, производственные, научно-технические и другие проблемы. Охватывает те сферы, где потребителем выступает государство (здравоохранение, образование, культура, базовые отрасли, имеющие особое значение для национального развития, проведение научно-исследовательских работ). Система государственных заказов может способствовать выходу из кризиса, в период спада роль заказа повышается. Модель государственного заказа включает функции, заказчика и потребителя, объем финансирования, ограничивается суммой бюджетных средств. Состав государственного заказа обусловлен структурой государственных потребностей. Государственный заказ строится на договорных ценах и имущественной ответственности за его выполнения. При выполнении заказа выполняется система стимулирования. Государственный заказ может быть директивным и конкурсным. При директивном заказе государство не несет ответственности за принимаемые решения. Если заказ выдается на конкурсной основе, взаимная ответственность возрастает, т.к. здесь включаются экономические интересы. Заказы связаны с целевыми комплексными программами. Применение заказа шире, чем осуществление программы, т.к. заказ удовлетворят постоянные потребности, а программа имеет временные ограничения. Тем не менее, применение заказа должно быть ограниченным, иначе он превращается в разновидность плана. Недостатки заказа: ограниченность средств бюджета, трудности выбора приоритетных направлений; трудность контроля принятых исполнителем обязательств и денежных средств (соответствие расходов целевому направлению).

3. Контракты . Как инструмент включает все, что необходимо для государственных заказов. Структура контракта отражает правовые, социальные, экономические, производственные, научно-технические требования. За нарушение контрактных условие предусматривается широкая система санкций (прекращение исполнения контракта без компенсации затрат или передача контракта другому подрядчику с возмещением ущерба за счет не выполнившего контракт).

4. Социально-экономические программы высшая форма государственного регулирования, так как задействует все его элементы. Программы разрабатываются с учетом стратегии национальной социально-экономической политики. Программы могут быть национальные, среднесрочные, чрезвычайные, целевые. Объектами целевых программ выступают отрасли, регионы, социальная сфера, направление научных исследований. В программе определяются цели, порядок их достижения, органы, ответственные за выполнение работ, устанавливаются источники финансовых средств и порядок финансирования. За составление программ отвечают специальные государственные органы (министерство экономики, комитет по планированию и т.п.). Принимают участие в составлении Центральный банк, союзы предпринимателей, профсоюзы, специальные комиссии, экспертные советы. Программы утверждаются парламентом, результаты заслушиваются также в парламенте.

5. Государственные закупки и ассигнования из бюджета . Государственные закупки – денежные платежи правительства за товары и услуги текущего производства. Как инструмент, он воздействуют на экономическую номенклатуру, обеспечивают рынок сбыта для продукции частных фирм и стимулируют производство в необходимых отраслях. Ассигнования могут принимать форму дотаций, субсидий и субвенций. Дотации выделяют из вышестоящего бюджета нижестоящему на сумму недостающих доходов при невозможности сокращения расходов, строго целевого назначения не имеют. Субсидии выделяются по текущему бюджету на финансирование конкретных учреждений или мероприятий, имеют целевой характер. Субвенции носят строго целевой характер, предусматриваются по бюджету развития на основе долевого участия в финансировании предусмотренных расходов.

6. Ускоренная амортизация основного капитала важное средство стимулирования накопления и структурных изменений в экономике. Суть в отрыве физического процесса снашивания оборудования от калькулируемого в издержках производства. Изменяя ставки и порядок амортизации, государство определяет ту часть чистой прибыли, которая освобождается от налогов путем включения в издержки производства.

7. Пределы в оплате труда . В рыночной экономике действует тщательно сбалансированная система регулирования трудовых отношений. Государство нормирует трудовые отношения в той мере, в которой это необходимо дл предотвращения негативных воздействий рынка. В целом контроль государства осуществляется в 3 вариантах: налоговая система, фонд оплаты труда и темп инфляции, использование законодательства. Тарифные ставки и оклады выполняют функцию обеспечения воспроизводства рабочей силы работников конкретной квалификации. Государство ожжет устанавливать верхний предел установления номинальной зарплаты. Методы государственного регулирования оплаты труда должны быть нейтральными по отношению к инфляции. Для этого государство контролирует состояние рынка рабочей силы, финансирует исследование проблем занятости, персональное обучение и переквалификацию, налаживает работу бирж труда, разрабатывает программы трудоустройства населения, создают рабочие места в государственном секторе. Государство развивает систему страхования безработицы, например, в период спада работников переводят на неполный рабочий день, а часть зарплаты компенсируется государством. Это требует меньше расходование средств, чем выплаты по безработице.

8. Регулирование колебания цен . Ценовое регулированиеважный вид государственного воздействия на экономику. Цены – основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, они связывают возможности потребителя с денежными запросами производителя. Цены выполняют важную социальную функцию, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, потребительский бюджет семьи и на уровень жизни. Государство отслеживает изменение цен на товары, анализирует причины изменения, а уровень и структура цен являются важнейшими характеристиками состояния экономики. Влияние на цены – это составная часть государственного воздействия на развитие всей экономической ситуации. Регулирование цен государственными органами носит ограничительный характер, преимущественно охватывает цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение для общества: топливо, энергия, потребительские товары первой необходимости, услуги жилищно-коммунального комплекса. В мировой практике широко представлено регулирование цен:



· в США регулируется 5-10% цен в сельском хозяйстве. Министерство сельского хозяйства определяет уровень залоговых цен для фермеров, следит за паритетным соотношением между ценами на фермерскую продукцию и на продукцию, приобретаемую фермерами;

· в Японии создан орган (Бюро по ценам), который создает макроэкономические прогнозы динамики цен и разрабатывает предложения по политике цен в той или иной отрасли, дает заключение по установлению минимальных цен на продукцию отраслей; в основном это тарифы на коммунальные услуги и цены в энергетике;

· ЕС устанавливают максимальные и минимальные цены в сельском хозяйстве, черной металлургии, около 15% цен регулируются.

Прямое регулирование цен может носить законодательный, административный и судебный характер. Ценовое право является частью гражданского права. Исходя из сложившейся практики, выделяют методы прямого ценового государственного регулирования:

· установление потолка цен для отдельных видов продукции, в основном социального назначения или с целью недопущения перепроизводства товаров;

· определение верхней и нижней границ колебания цен в рыночном секторе;

· установление фиксированных цен в государственном секторе;

· государственные закупки товаров стратегического назначения по выгодным для производителя ценам;

· государственные ценовые субсидии (доплата производителю или потребителю)

· санкционированное правительством завышение издержек производства, ведущих к повышению цен.

Государственная ценовая политика может быть реализована только при эффективном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Для контроля создаются межминистерские советы по ценам, которые выполняют наблюдательно-совещательные функции; создаются также экспертные советы, органы контроля за ценам могут применять финансовые санкции.

9. Государственный сектор экономики является как объектом регулирования, так и самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ. Во всех промышленно развитых странах государственный сектор охватывает отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения рыночного механизма.