Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Учетная (дисконтная) политика. Валютная политика Дисконтная политика представляет

Тема 2: Валютная политика и валютное регулирование

Общие сведения

1. Сущность и формы валютной политики

2. Международные и региональные организации, регулирующие валютные отношения

3. Валютное регулирование в России

4. Валютный контроль в России

Для самооценки знаний по теме необходимо ответить на вопросы:

1. Что представляет собой валютная политика и каковы ее задачи?

2. Какие основные формы валютной политики используются в мировой практике?

3. В чем сущность дисконтной валютной политики?

4. Каким образом проводится девизная валютная политика?

5. С какой целью осуществляется диверсификация валютных резервов страны?

6. Каковы цели валютных ограничений?

7. Какие меры могут приниматься в рамках валютных ограничений?

8. Каковы возможные формы валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям?

9. В чем состоят основные предпосылки введения конвертируемости национальной валюты?

10. Какие режимы валютных курсов используются в настоящее время в мировой практике?

11. Что означают девальвация и ревальвация валюты и для чего они используются?

12. Каковы особенности современной валютной политики России?

13. Каковы основные направления деятельности МВФ?

14. В чем сущность международной расчетной единицы SDR и каким образом рассчитывается ее курс?

15. Каковы основные направления деятельности европейской системы центральных банков в реализации валютной политики?

16. Какова нормативная база валютного регулирования в РФ?

17. Какие организации являются органами валютного регулирования в РФ?

18. Что в ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” отнесено к валютным ценностям?

20. Какие операции по ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” признаются валютными?

21. Какие основные виды валютных ограничения установлены ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”?

22. Какие правила установлены для вывоза наличной иностранной валюты из РФ?

23. Каким образом осуществляется обязательная продажа части валютной выручки?

24. Каковы цели и основные направления валютного контроля в РФ?

25. Какие организации являются органами и агентами валютного контроля в РФ?

26. Каковы обязанности агентов валютного контроля?

Сущность и формы валютной политики

Валютная политика представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере валютных отношений для достижения целей экономической политики страны.

Задачи и формы валютной политики определяются состоянием экономики страны и ее ролью в мировом хозяйстве. На разных этапах развития страны задачами валютной политики могут быть:

· полное регулирование валютных отношений;

· обеспечение желаемой динамики курса национальной валюты;

· либерализация валютных отношений;

· переход к частичной, а затем к полной конвертируемости национальной валюты и др.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. В зависимости от целей и сроков осуществления валютная политика делится на структурную и текущую.

Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в валютной системе и реализуемых в форме валютных реформ.

Текущая валютная политика связана с осуществлением краткосрочных мер оперативного регулирования валютного курса, валютного рынка и валютных операций.

В мировой практике используются следующие основные формы валютной политики :

· дисконтная валютная политика;

· девизная валютная политика;

· диверсификация валютных резервов;

· использование валютных ограничений;

· регулирование степени конвертируемости валюты и режима валютного курса;

· девальвация или ревальвация национальной валюты.

Дисконтная валютная политика

Дисконтная валютная политика связана с изменением учетной ставки центрального банка, по которой он покупает (переучитывает) дисконтные долговые обязательства у коммерческих банков, с целью регулирования валютного курса. Если центральный банк стремится снизить курс национальной валюты, он снижает свою учетную ставку, Снижение учетной ставки, являющейся индикатором доходности финансового рынка страны, стимулирует отток иностранного капитала, снижение спроса на национальную валюту и падение ее курса. Для роста курса национальной валюты центральный банк может повысить учетную ставку, что приведет к повышению доходности национального финансового рынка, стимулирует приток иностранного капитала, увеличение спроса на национальную валюту и рост ее курса. В практике проведения валютной политики развитых стран такая ее форма существенно влияет на изменение курсов национальных валют.

Дисконтная (учетная) валютная политика

Дисконтная (учетная) политика - изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой.

Платежный баланс страны - это соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц).

В платежном балансе находят стоимостное выражение все внешнеэкономические операции страны. В большинстве стран мира платежный баланс составляется по форме, рекомендованной Международным валютным фондом. Различают: внешнеторговый баланс, баланс услуг и некоммерческих платежей, баланс движения капиталов и кредитов. При этом активный платежный баланс - баланс, в котором поступления превышают платежи. Активное сальдо платежного баланса способствует укреплению экономического положения страны. Пассивный платежный баланс - баланс, в котором платежи превышают поступления. Обычное пассивное сальдо платежного баланса покрывается за счет использования своих валютных резервов либо с помощь иностранных займов и кредитов или ввоза капитала.

Например, при пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется, прежде всего, противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать процентные ставки вопреки национальным интересам. В итоге периодически разгорается война процентных ставок.

Политика кредитной рестрикции (дорогих денег) используется, как правило, в условиях стремительного промышленного бума и роста хозяйственной активности. Ее цель - приостановить процесс активного использования кредита хозяйствующими субъектами и промышленный бум, который часто приводит к перегреву «экономики».

Политика кредитной экспансии (дешевых денег) направлена на стимулирование кредитных операций в расчете на то, что более привлекательные условия кредитования будут способствовать хозяйственной активности, росту производства и привлечению иностранного Капитала.

Повышение учетной ставки стимулирует приток капитала при пассивном платежном балансе, сдерживает отток национального капитала, повышает валютный курс.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снижается из-за противоречия между внешнеэкономическими и внутриэкономическими целями. Повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику, находящуюся в состоянии застоя. Это мера, скорее, кратковременная.

Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга: в условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, при улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере, но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика – совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

Валютная политика в зависимости от целей и форм подразделяется на следующие виды:

      Структурная валютная политика – совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе, которая реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют.

      Текущая валютная политика – совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках "магического многоугольника": обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса.

На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации, валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и другие.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, эволюцией мирового хозяйства и расстановкой сил на мировой арене.

В валютной политике совмещаются две противоположные тенденции: координация действий и поиск совместных путей решения валютных проблем, с одной стороны, и разногласия в силу стремления каждой страны получить преимущества за счет других, навязать им свою волю, с другой. В этой связи периодически возникают валютные войны между странами за рынки сбыта, сферы приложения капиталов, источники сырья путем различных форм валютной политики.

Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством–совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями (двух–и многосторонними) между государствами по валютным проблемам.

Формы валютной политики

    Дисконтная политика;

    Девизная политика и валютная интервенция;

    Диверсификация валютных резервов;

    Валютное регулирование;

    Валютные ограничения.

Дисконтная (учетная) политика

Дисконтная (учетная) политика – это форма валютной политики, основанная на изменении учетной ставки центрального банка с целью регулирования валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса–с другой.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась, так как в условиях снижения процентных ставок в целях оживления конъюнктуры происходит отток капиталов, что отрицательно влияет на платежный баланс.

Девизная политика

Девизная политика – это форма валютной политики, в рамках которой курс национальной валюты устанавливается под воздействием купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девизов).

Девизная политика осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, то есть вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям "своп".

Девизная политика непосредственно влияет на валютный курс, но временно и в ограниченных масштабах.

Диверсификация валютных резервов

Диверсификация валютных резервов – это форма валютной политики государства, банков и ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь.

Диверсификация валютных резервов проводится путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.

Валютное регулирование – государственная регламентация условий международных расчетов и порядка проведения валютных операций.

Валютное регулирование бывает прямым – действие законодательных актов и исполнительной власти, и косвенным – валютно-кредитные методы воздействия на поведение экономических агентов рынка, и содержит несколько уровней:

    Национальный уровень;

    Региональный уровень;

    Межгосударственный уровень.

Национальный уровень включает в себя частные предприятия, национальные и международные банки, корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях и государство (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля).

Межгосударственное валютное регулирование (МВФ, G7) регламентирует структурные принципы мировой валютной системы, координирует валютную политику отдельных стран, согласовывает валютные политики ведущих стран мира и реализует совместные мероприятия по преодолению валютного кризиса.

Основными причинами межгосударственного регулирования являются усиление взаимозависимости национальных экономик, изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в условиях либерализации хозяйственных отношений, изменение расстановки сил на мировой арене и формирование трех центров: США, Западной Европы, Японии, увеличение масштабов мировых валютных, кредитных и финансовых рынков.

Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС.

Основным объектом валютного регулирования как формы валютной политики является режим валютных паритетов и валютных курсов. В мире существует около десятка режимов валютного курса, поскольку измененный Устав МВФ (1978) предоставил странам-членам свободу их выбора.

В конце 90-х годов 51 валюта "плавала" самостоятельно (США, Великобритания, Швейцария, Япония, Канада и другие), в 49 странах практиковалось регулируемое "плавание" курса (Бразилия, Венгрия, Китай, Россия и ряд стран СНГ), 20 валют – привязаны к доллару США, 12 валют – к ЕВРО, 18 валют – к различным валютным корзинам.

В рамках валютного регулирования могут применятся девальвация и ревальвация –традиционные формы валютной политики.

Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее и к золоту. Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным валютным единицам, ранее и к золоту.

Валютные ограничения – форма валютной политики, включающей в себя законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Цели введения валютных ограничений:

    Выравнивание платежного баланса;

    Поддержание валютного курса;

    Концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Основными инструменты валютных ограничений:

    Регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг;

    Запрет свободной купли-продажи иностранной валюты;

    Концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей, в том числе платежных документов (чеки, векселя, аккредитивы и другие), ценных бумаг, драгоценных металлов

Сферы применения валютных ограничений:

    Текущие операции платежного баланса:

    блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

    обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному и уполномоченным (девизным) банкам, имеющим валютную лицензию центрального банка в установленные сроки (например, в течение 30 дней);

    ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля);

    ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

    запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;

    запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

    множественность валютных курсов (дифференцированные курсовые соотношения валют по различным видам операций, товарным группам и регионам).

    Финансовые операции платежного баланса:

Активный платежный баланс:

    депонирование на беспроцентном счете (депозите) в центральном банке новых заграничных обязательств банков и организаций;

    запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам;

    обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке;

    запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев в национальной валюте;

    введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте, которые платит либо вкладчик банку, либо сам банк государственному валютному учреждению;

    ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам.

Пассивный платежный баланс:

    лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

    контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков, на которых операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом, привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля;

    ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте;

    принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа на валюту;

    полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности или разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу.

Принципы валютных ограничений:

    Централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;

    Лицензирование валютных операций;

    Полное или частичное блокирование валютных счетов;

    Ограничение обратимости валют и введение различных категорий обратимости валют: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и прочие.

Валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и крупных предприятий за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте. Валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекционизма и дискриминации торговых партнеров.

Таким образом, валютные ограничения – составная часть общеэкономической и валютной политики. При переходе к конвертируемости валюты большинство стран предпочли вариант, который обеспечивает ее стабилизацию, а не стремительное падение курса.

Постепенно расширяется число стран, присоединившихся к Статье VIII Устава Международного валютного Фонда, в которой записан ориентация на рыночный механизм конкуренции и регулирования валютных отношений, дерегулирование валютных операций сочетается с сохранением валютного контроля для надзора и учетно-статистических функций: в 1965 году – 27, в 1978 – 46, (1/3 стран-членов МВФ), в 1985 – 60 (40%), в 1994 – 88 (49%), в 1999 – 147 (80%), в том числе с июня 1996 – РФ.

Валютный контроль – система мероприятий, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.

В процессе валютного контроля проверяется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям.

Функции валютного контроля традиционно возлагаются на центральный банк, хотя в ряде стран создаются специальные органы.

В России органами валютного контроля являются Правительство и Банк России, агентами валютного контроля – Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет (ГТК), федеральные органы налоговой полиции и прочие, непосредственными исполнителями валютного контроля – уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России.

Органы валютного контроля строго следят за соблюдением соответствующего законодательства, ценами, счетами, применяют штрафы и санкции при нарушениях.

Учетная (дисконтная) политика

Учетная политика, будучи составной частью государственной процентной политики, является важным инструментом денежно-кредитного регулирования, основные направления которой разрабатываются и реализуются Центральным банком. Учетная политика проводится Центральным банком посредством установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).

Ставка по рефинансированию, или уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, несколько выше учетной ставки (на 0,5-2 процентных пункта), так как ссудные операции банков (ломбардный, бланковый, контокоррентный и другие виды кредитов) являются более дорогими, чём торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг). Поэтому коммерческие банки прибегают к получению межбанковских кредитов после того, как использованы все возможности по переучету ценных бумаг.

Центральные банки устанавливают несколько официальных учетных ставок в зависимости от срока, надежности, "классности" и т.д., равно как и несколько ставок по ломбардному кредиту, исходя из вида обеспечения, сроков и прочих условий.

Регулируя уровень ставок по рефинансированию и редисконтированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять масштабы операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем Центрального банка.

Величина процентных ставок Центрального банка не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок коммерческих банков. Она может отклоняться от нее в ту или иную сторону. Однако установление и объявление Центральным банком уровня официальных ставок процента является для коммерческих банков одним из главных индикаторов, характеризующих основные направления политики Центрального банка в области контроля за динамикой денежной массы.

Изменяя уровень официальных ставок, в зависимости от приоритетов экономического развития, Центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем:

  • 1. изменения стоимости предоставляемых кредитов;
  • 2. регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность и объем денежной массы в стране;
  • 3. предоставляет кредитным институтам экстренную финансовую помощь;
  • 4. поддерживает ликвидность банковской системы в целом.

В период проведения жесткой рестрикционной политики Центральный банк индексирует величину официальных ставок:

  • 1. устанавливает "надбавку" к их обычному уровню;
  • 2. ужесточает условия учета и переучета векселей:
    • - повышает требования к качеству векселей;
    • - устанавливает ограничения контрагентов переучета;
    • - вводит лимиты переучета (например, запрещение учета векселей неперспективных отраслей) и т.д.

Стимулирование конъюнктуры достигается обратными мерами.

При реализации установленных направлений учетной политики Центральный банк может использовать как косвенные, так и прямые методы регулирования деятельности банков. Это осуществляется посредством установления как базовых процентных ставок (по учетным операциям, по ломбардному и банковскому кредиту), так и количественных ограничений в отношении размеров и видов ценных бумаг, принимаемых к переучету Центральным банком и под залог которых он может предоставлять кредит коммерческим банкам.

Например, учетную политику Центральный банк осуществляет либо путем установления официальной ставки по редисконтированию ценных бумаг (косвенный метод), либо при помощи изменения условий их переучета (прямой метод) -- контингентирование, квотирование и т.д. Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может включать регулирование величины процентных ставок и банковской ликвидности посредством установления базовой ставки по централизованным кредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков (их групп) в отношении их величины, видов, сроков и других условий их предоставления (прямой метод).

При проведении государственной политики Центральный банк также использует не только экономические инструменты (изменение уровня официальных ставок), но и административные -- прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное определение кредитной маржи (разница между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам и т.д.

Предоставление дисконтного и ломбардного кредита. Дисконтный (учетный) кредит предоставляется на срок до трех месяцев. Причем в этом случае дисконтная (учетная) политика оказывает воздействие не только на динамику процентных ставок по краткосрочным кредитам, но и среднесрочным и долгосрочным. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита также в большинстве случае не превышает трех--шести месяцев. Кроме того, устанавливается минимальный размер покрытия при предоставлении ломбардного кредита. Например, в отношении казначейских векселей ломбардный кредит может быть предоставлен на сумму, равную 90 % номинальной стоимости данных ценных бумаг.

К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардного кредита могут быть приняты лишь ценные бумаги, "качество" которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных стран в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения -- не более.3 месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

В целях регулирования размеров денежно-кредитной экспансии коммерческих банков Центральный банк, как для банковского сектора в целом, так и для каждого коммерческого банка в отдельности, устанавливает определенные квоты переучета государственных ценных бумаг, а также условия предоставления ломбардного кредита, которые могут меняться в зависимости от направлений денежно-кредитной политики на конкретном историческом этапе и ситуации на денежном рынке страны.

Отечественный опыт проведения учетной политики.

В нашей стране с переходом к двухуровневой банковской системе (1988 г.) Центральными банками СССР и России в качестве экономического инструмента регулирования банковской деятельности использовалось установление официальной ставки по рефинансированию, предоставление коммерческим банкам ссуд под залог ценных бумаг, а также контокоррентного кредита по резервно-корреспондентскому счету не практиковалось. Это связано, с одной стороны, с отсутствием резервно-корреспондентских счетов с клиринговым режимом работы, с другой стороны -- полноценного рынка ценных бумаг, неразвитости вексельного обращения. В этих условиях по мере развития данных операций в качестве ценных бумаг, принимаемых к переучету в Центральном банке, в ближайшее время могут использоваться лишь государственные ценные бумаги или ценные бумага, гарантированные государством. Наилучшим образом этим целям отвечают краткосрочные казначейские векселя, выпускаемые в форме записей на счетах, которые должны составлять один из важных элементов в составе наиболее ликвидных активов коммерческих банков.

Что касается практики предоставления бланковых кредитов Центрального банка, то начиная с конца 80-х годов до 1990 г. процентные ставки по рефинансированию устанавливались дифференцированно для различных групп банковских учреждений; для коммерческих банков устанавливались лимиты централизованных бланковых ссуд в размере от 50 до 75 % уставного фонда или собственных средств.

По отношению к коммерческим банкам Центральный банк применял преимущественно косвенные методы регулирования уровня процента, к государственным спецбанкам -- в основном прямые. Так, если на протяжении 1988-1989гг процентная ставка по централизованным ресурсам дифференцировалась для коммерческих банков, исходя из многих факторов, и колебалась от 5 до 7 %, то для спецбанков ставки были жестко фиксированы независимо от класса конкретного пользователя ссудой, срока кредита и состояния денежного рынка. Уровень процентных ставок по активным операциям спецбанков устанавливается директивно, в то время как коммерческие банки определяли его самостоятельно.

В итоге в конце 80-х годов преобладающей формой движения кредитных ресурсов среди государственных банков осталась система их ведомственного распределения при административном управлении уровнем ставки по рефинансированию. Рынок кредитных ресурсов формировали только коммерческие банковские структуры. Спецбанкам кредитные ресурсы фондировались также по резко дифференцированным ставкам.

С 1990 г. осуществлен переход от отраслевого (ведомственного) планирования к территориальному распределению кредитных ресурсов через региональные учреждения Центрального банка. Ставка по рефинансированию как для трансформированных спецбанков, так и для вновь созданных коммерческих банков составляла в 1990г. 6 %, в первом полугодии 1991 г.--8, во втором--12 %. По мере расширения состава институциональных участников рынка кредитных ресурсов (включение в него всех банковских учреждений второго уровня) относительно уменьшилась доля централизованных кредитов в общем объеме межбанковских ссуд (с 93 до 46 %), которыми пользуются коммерческие банки, что ослабляло влияние официальных ставок на формирование рыночной цены процента, которая складывалась под воздействием высокого уровни спроса на межбанковский кредит и достигла во втором полугодии 1991г. 17-20 %.

В 1992 г. Центральным банком России введена единая ставка по рефинансированию всех банковских институтов второго уровня в размере 20 % годовых, а затем повышена до 80 %. Действовавшее в 1991 г. 25-процентное ограничение ставок процента коммерческих банков по активным кредитным операциям отменено.

Среди регулирования денежно-кредитной сферы Центробанками особое место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определенную направленность движению кредита по горизонтали (банк-заемщик) и по вертикали (Центробанк - коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; ее изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика «дорогих денег» ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика «дешевых денег», наоборот, выступает фактором развертывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Формы валютной политики. Применяются следующие основные ее формы: дисконтная, девизная политика и ее разновидность - валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, ва­лютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, девальвация, ревальвация.

Дисконтная политика (учетная) - изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой. Например, при пассивном платежном балансе в условиях относи­тельно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных ка­питалов, что способствует улучшению состояния платежного ба­ланса и повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется прежде всего противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицате­льно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низ­кая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать про­центные ставки вопреки национальным интересам. В итоге пери­одически разгорается война процентных ставок.

В 30-40-е годы центральные банки в соответствии с кейнсианскими рекомендациями проводили политику «дешевых денег», низ­ких процентных ставок. Так, переучетная ставка Банка Англии сохранялась на уровне 2% в 1932-1952 гг.. Федеральной резерв­ной системы (ФРС) США - 1% в 1937-1948 гг. С 50-х годов происходит активизация дисконтной политики под влиянием ряда факторов: введения обратимости валют, либерализации междуна­родных валютно-кредитных отношений, развития рынка еврова­лют, ускорения перемещения капиталов, в том числе нефтедол­ларов, между странами. В связи с усилением глобализации хозяй­ственных связей центральные банки вынуждены учитывать эволюцию учетных ставок в других странах. Например, в начале 80-х годов ФРС США повысила процентную ставку с целью сдержать кредитную экспансию и инфляцию в стране, а также укрепить курс доллара. Это вызвало цепную реакцию в виде повышения процентных ставок и снижения курса валют, «бегства» капиталов из стран Западной Европы, которые стали жертвой протекционистской политики США. В этих странах уменьшились капиталовложения и возросла безработица. С середины 80-х и в начале 90-х годов уровень процентных ставок в США ниже, чем в Западной Европе и Японии.

Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами ино­странной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Девизная полити­ка осуществляется преимущественно в форме валютной интервен­ции, т. е. вмешательства центрального банка в операции на валют­ном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Ее характерные чер­ты - относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золото-валютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям «своп».

Валютная интервенция стала применяться с XIX в. Например, Госбанк России, Австро-Венгерский банк прибегали к ней для поддержания курса национальной валюты. После отмены золото­го монометаллизма валютная интервенция получила широкое рас­пространение. В условиях мирового экономического кризиса в 1929-1933 гг. центральные банки использовали валютную ин­тервенцию с целью снижения курса своей валюты для содействия валютному демпингу.

Материальной базой проведения валютной интервенции слу­жили созданные в 30-х годах в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде и других странах валютные стабилизационные фонды - государственные фонды в золоте, иностранной и наци­ональной валютах, используемые для валютной интервенции в це­лях регулирования валютного курса. В современных условиях назначение и роль этих фондов имеют особенности в отдельных странах. Во Франции это целевой фонд, выделенный в рамках официальных золото-валютных резервов. Банк Франции не пуб­ликует данных о его размерах, чтобы не раскрывать характер и масштабы своих интервенционных операций. В США валютный стабилизационный фонд утратил реальное значение (его объем в 2 млрд долл. остается неизменным с момента создания в 1934г.), так как федеральные резервные банки осуществляют валютную интервенцию в основном за счет кредитов иностранных центральных банков по соглашениям «своп». В Великобритании валютный стабилизационный фонд ныне объединяет все официальные золо­то-валютные резервы страны.

Новым явлением после второй мировой войны стало создание межгосударственного органа валютного регулирования - МВФ, а также регионального - ЕФВС, который в 1994 г. заменен Европейским валютным институтом, а с июля 1998 г. - Европейс­ким центральным банком.

В рамках Бреттонвудской системы валютная интервенция си­стематически проводилась в целях поддержания фиксированных валютных курсов. Поскольку основной валютой интервенции был доллар, тем самым США возложили на другие страны заботу о поддержании его курса. С переходом к плавающим курсам в Ямайской системе валютная интервенция направлена на сглажи­вание резких курсовых колебаний. В ЕВС валютная интервенция применяется для поддержки валютных курсов в установленных пределах их колебаний. В качестве интервенционной валюты стала использоваться наряду с долларом немецкая марка.

С середины 70-х годов иногда применяется коллективная ва­лютная интервенция центральных банков ряда стран. В мае 1974г. подписано Базельское соглашение о коллективной интервенции США, ФРГ, Швейцарии, к которому в феврале 1975 г. присо­единилась Франция. На совещании в Рамбуйе (1975 г.) главы правительств шести стран подтвердили необходимость совмест­ной валютной политики и взаимной поддержки. С декабря 1975 г. страны «группы десяти» проводили совместно валютную интервен­цию на основе соглашений «своп». С 1985 г. пять ведущих промышленно развитых стран периодически осуществляют совместную валютную интервенцию в целях регулирования курса ведущих валют. Девизная политика непосредственно влияет на валютный курс, но временно и в ограниченных масштабах. Огромные затра­ты на валютную интервенцию не всегда обеспечивают стабилиза­цию валютных курсов, если рыночные факторы курсообразования сильнее государственного регулирования. Например, Банк Японии продал на валютном рынке более 21 млрд долл. (10% валютных резервов) в апреле 1998 г., но не сдержал падение курса иены до рекордно низкого за предыдущие 8 лет уровня (1380 иен за долл.) и решил ограничить валютную интервенцию.

Диверсификация валютных резервов - политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валют­ных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интер­венции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международ­ных расчетов. Нестабильность доллара США обусловила колеба­ние его доли в официальных валютных резервах капиталистичес­кого мира (84,5% - в 1973 г., 71,4% - в 1982 г., около 60% - в 90-х гг.). Постепенно повышается доля марки ФРГ (20% в 1998г.), японской иены, швейцарского франка в официальных резервах в условиях относительного укрепления их позиций.

Режим валютных паритетов и валютных курсов является объектом национального и межгосударственного регулирования. В соответствии с Бреттонвудским соглашением страны фиксиро­вали в МВФ курсы национальных валют на основе рыночного курса по отношению к доллару и в соответствии с официальной ценой золота (35 долл. за тройскую унцию) установили золотое содержание валют. Государства - члены Фонда обязались не допускать отклонений курса своих валют на рынке свыше ± 1 % от паритета (по Европейскому валютному соглашению ±0,75% для стран Западной Европы). При режиме фиксированных валютных курсов периодически возникали «курсовые перекосы» - расхожде­ние официального и рыночного курсов валют, что обостряло валютные противоречия.

После девальвации доллара США в декабре 1971 г. были расширены пределы колебаний валютных курсов до 4:2,25% (Смитсоновское соглашение). Одновременно был введен центральный курс - условный расчетный курс. С прекращением размена доллара на золото для иностранных центральных банков в ав­густе 1971 г. большинство стран перешли к плавающим валют­ным курсам, что было закреплено Парижским совещанием «груп­пы десяти» 16 марта 1973 г.

Страны ЕС ввели режим «европейской валютной змеи» - ре­жим совместно колеблющихся валютных курсов при узких пре­делах их взаимных колебаний. Вначале (апрель 1972 г. - март 1973 г.) применялся режим «змеи в туннеле». В графическом изображении «змея» обозначала узкие пределы колебаний курсов валют шести стран ЕС (ФРГ, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга) между собой (± 1,125%), а «туннель» - внешние пределы их совместного плавания к доллару и другим валютам (±2,25%). «Европейская валютная змея» как бы сим­волизировала солидарность коллективно плавающих европейских валют. С отменой «туннеля» с 19 марта 1973 г. были сохранены пределы колебаний курсов ряда валют между собой (±1,25%, а с января 1976 г. ±4,5%, с 1993 г. ±15%). Если курс валюты страны опускался ниже этого предела, центральный банк был обязан осуществлять валютную интервенцию - скупать наци­ональную валюту на иностранную. Колебания определялись че­рез кросс-курс с участием доллара в качестве промежуточного соизмерителя курсов. Для координации валютной интервенции, регулирования: расчетов и взаимной кредитной поддержки был создан ЕФВС (1973-1995 гг.), а затем Европейский валютный институт (1994 г.), с июля 1998 г. - Европейский центральный банк.

Состав участников «европейской валютной змеи» расширялся: в мае 1972 г. к ней присоединились Великобритания, Ирландия, Дания, а с марта 1973 г. - Норвегия, Швеция. Однако этот состав оказался нестабильным: постепенно из него вышли все перечис­ленные страны, кроме Дании. Франция дважды покидала «змею» (19 января 1974 г. и 16 марта 1976 г.) и один раз возвращалась (9 июля 1975 г.). Причиной частых выходов стран из системы являлось их нежелание тратить золото-валютные резервы для поддержания узких пределов колебаний курса своих валют. После утверждения в мае 1998 г. состава зоны евро (11 из 15 стран ЕС) введена жесткая взаимная связанность курсов их валют до января 1999 г. во избежание осложнений перехода к единой валюте - евро. Одновременно сближены процентные ставки. Европейский центральный банк устанавливает единые валютные курсы и про­центные ставки, отдавая приоритет общим целям ЕС по сравне­нию с национальными интересами.

В мире существует около десятка режимов валютного курса, поскольку измененный Устав МВФ (1978 г.) предоставил странам-членам свободу их выбора.

В конце 90-х годов 51 валюта плавала самостоятельно (США, Великобритания, Швейцария, Япония, Канада и др.,) в 49 странах практиковалось регулируемое плавание курса (Бразилия, Венгрия, Китай, Россия и ряд стран СНГ), 20 валют привязаны к доллару США, 14 - к французскому франку, 4 - к СДР, 12 валют - к ЭКЮ (до перехода к евро), 18 - к различным валютным корзинам.

Двойной валютный рынок - форма валютной политики, зани­мающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов; введен в начале 70-х годов в Бель­гии, Италии, Франции. Сущность его заключается в делении ва­лютного рынка на две части: по коммерческим операциям и услу­гам применяется официальный валютный курс; по финансовым (движение капиталов, кредитов и др.) - рыночный. Заниженный курс по коммерческим сделкам используется для стимулирования экспорта товаров и выравнивания платежного баланса. Когда расхождения коммерческого и финансового курсов были значи­тельны, центральный банк осуществлял валютную интервенцию, чтобы их выравнять. Двойной валютный рынок обеспечивал неко­торую экономию валютных резервов, так как уменьшилась потре­бность в валютной интервенции. С переходом к плавающим ва­лютным курсам двойной валютный рынок был ликвидирован в Италии в 1973 г и Франции в 1974 г., позднее в Бельгии и применяется лишь в некоторых развивающихся странах.

Девальвация и ревальвация - традиционные методы валют­ной политики. Девальвация - снижение курса национальной валю­ты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация - повышение курса национальной ва­люты по отношению к иностранным валютам или международ­ным счетным валютным единицам, ранее и к золоту.

Эволюция понятий девальвации и ревальвации отражает изме­нения в экономике, в том числе в денежно-кредитной и валютной системах. При золотом стандарте девальвация означала снижение, а ревальвация - повышение государством официального золото­го содержания денежной единицы, служила методом не только валютной, но и денежной стабилизации. С крахом золотого стан­дарта в результате мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг. до отмены золотых паритетов в 1976-1978 гг. деваль­вация и ревальвация сопровождались изменением золотого содер­жания и курса национальных валют к иностранным валютам. В условиях плавающих валютных курсов они происходят повсед­невно стихийно на рынке, и лишь периодически законодательно фиксируется официально изменение курсов по отношению к ино­странным валютам. Так, с 1979 по 1993 г. в ЕВС 16 раз официально проводились ревальвации и девальвации. Термин «девальвация» в современном понимании означает также относитель­но длительное и значительное снижение рыночного курса валюты.

Рассмотрим пример использования девальвации как метода воздействия на международные операции страны. 18 ноября 1967 г. курс фунта стерлингов официально снизился с 2,8 до 2,4 долл. Чтобы определить процент девальвации валюты, необходимо принять данную валюту за единицу, разделить курсовую разницу на первоначальный курс и умножить на 100.

Если обозначим старый курс Кс, а новый курс после деваль­вации - Кн, то формула подсчета процента девальвации (Д) может быть представлена следующим образом:

В данном примере размер девальвации фунта стерлингов со­ставил

Валюты иностранных государств, которые не провели деваль­вацию одновременно с фунтом стерлингов, подорожали. Чтобы определить процент ревальвации валюты, необходимо принять данную валюту за единицу, разделить курсовую разницу на исход­ный курс и умножить на 100 по формуле

Определим курс 1 долл. в фунтах стерлингов:

1 ф. ст. = 2,8 долл.

х = 1 долл.

Следовательно, до девальвации фунта стерлингов 1 долл. рав­нялся 0,35 ф. ст., после девальвации - 0,41 ф. ст. . Размер вынужденной ревальвации доллара равен

Английские экспортеры выиграли в принципе от деваль­вации своей валюты, так как при обмене инвалютной (долла­ровой) выручки они получили девальвационную премию в размере 16,7% (0,41 ф. ст. за 1 долл. вместо 0,35 ф. ст.). Английские импортеры, напротив, проигрывают, так как им дороже обходит­ся покупка валюты платежа на 14,3% (2,4 долл. за 1 ф. ст. вместо 2,80 долл.). Английские должники выигрывают, расплачиваясь по международной задолженности подешевевшими фунтами стерлингов, но проигрывают, если внешний долг выражен в долларах.

Рассмотрим условный расчет потерь и выгод США от фак­тической ревальвации доллара, вызванной девальвацией фунта стерлингов с точки зрения курсовой разницы.

1. Внешняя торговля. Предположим, что сумма невыполнен­ных контрактов по экспорту США в Великобританию составляет 20 млн ф. ст. Убытки американских экспортеров (при отсутствии защитной оговорки) достигнут 8 млн долл., так как они обменива­ют вырученные фунты по курсу 2,4 вместо 2,8 долл. за 1 ф. ст.:

20 млн ф. ст. (2,8 - 2,4) = 8 млн долл.

Сумма невыполненных контрактов по импорту из Великобри­тании - 15 млн ф. ст. Американские импортеры получат допол­нительно 6 млн долл., так как приобретение девальвированной валюты на собственную подорожавшую им обходится дешевле:

15 млн ф. ст. (2,8-2,4) = 6 млн долл.

2. Международный кредит. Американским должникам выгод­но расплачиваться по задолженности в фунтах стерлингов, так как им меньше приходится затрачивать долларов на погашение долга: при погашении долга в 5 млн ф. ст. выгода равна 2 млн долл. (5 млн ф. ст. умножим на курсовую разницу 0,4). Но американские кредиторы несут убытки, так как получают номинально прежнюю, а реально меньшую сумму в девальвированной валюте: при тре­бованиях кредитора США в 10 млн ф. ст. потери составят 4 млн долл. Несут убытки также владельцы наличной девальвированной валюты и стерлинговых счетов. Различаются агрессивные и обо­ронительные девальвации и ревальвации.

Результаты девальвации и ревальвации зависят от конкретных условий и проявляются через определенное время (лаг), если не противодействуют иные факторы. Так, девальвация доллара в 1971 г. способствовала активизации платежного баланса США лишь в 1973 г., когда было повторное снижение его курса. Валют­ная политика США, направленная на повышение курса доллара (фактически на 80% в 1980-1984 гг.), принесла им выгоды в виде притока иностранных капиталов и дешевых товаров, что способ­ствовало снижению темпа инфляции.

Девальвация способствует росту цен и снижению жизненного уровня трудящихся, а ревальвация - увеличению безработицы в отраслях, которые не выдерживают конкуренции с дешевыми иностранными товарами. Девальвация вызывает обострение кон­курентной борьбы между странами. Потери стран Западной Ев­ропы от двух девальваций доллара составили около 10 млрд долл. Развивающиеся страны несут убытки от девальваций ведущих валют.

В валютной политике переплетаются две противоположные тен­денции: координация действий, поиск совместных путей решения валютных проблем, разногласия в силу стремления каждой страны получить преимущества за счет других, навязать им свою волю. В этой связи периодически вспыхивает валютная война стран за рынки сбыта, сферы приложения капиталов, источники сырья путем различных форм валютной политики. В этой борьбе используются девальвация и ревальвация, множественность режимов валютных курсов, валютная интервенция, валютные ограничения.

К содержанию книги: