Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Оценка социально-экономического развития территории. Экономическое развитие территорий

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом социально-экономическое развитие региона , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 14 за период c 2008 по 2017 год).

4. Руднева Л.Н., Кудрявцев А.М.
// Российское предпринимательство. (№ 8 / 2014).
В статье представлена авторская методика комплексной оценки эффективности функционирования транспортной инфраструктуры региона. Определены показатели функционирования транспортной инфраструктуры. Предложена матрица оценки влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона.

Руднева Л.Н., Кудрявцев А.М. Методика комплексной оценки эффективности функционирования транспортной инфраструктуры региона // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 8. – с. 109-121. – url: .

5. Угрюмова М.Н., Пиковский А.А.
// Креативная экономика. (№ 11 / 2011).
Неравномерность социально-экономического развития территорий, характерная для России, свойственна и Новгородской области. Уровни этого развития в 21 районе области существенно различаются. Исследуются факторы, оказывающие наиболее заметное влияние на уровень развития районов.

Угрюмова М.Н., Пиковский А.А. Анализ факторов, определяющих неравномерность социально-экономического развития районов территории (на примере Новгородской Области) // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 11. – с. 24-29. – url: .

3. Социально-экономическое развитие территории

В настоящее время г. Белый является хозяйственным центром местного значения. Основу промышленного производства составляют предприятия деревообработки . Также хозяйственная деятельность представлена предприятиями пищевой индустрии, производством и распределением электроэнергии и воды.

Таблица 3.1.

Объем отгруженной продукции организаций по видам деятельности , млн. рублей

2011г.

2012г.

Обрабатывающие производства

35,66

35,74

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

12,96

12,67

Обработка древесины и производство изделий из дерева

22,71

23,07

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

15,12

16,33

Всего по г. Белый

50,78

52,07

Промышленность.

На территории г. Белый ведут хозяйственную деятельность 3 крупных и средних предприятия: ООО «Леспромсервис», ООО «Бельские двери» (оба – «Обработка древесины и производство изделий из дерева») и ПО «Хлебопек» («Производство пищевых продуктов»).

Таблица 3.2.

Показатели деятельности промышленных предприятий в 2008 году

Наименование предприятия

Основные виды деятельности

Объем продукции, тыс. руб.

Среднесписоч - ная численность работников

ПО «Хлебопек»

Производство хлебобулочных, макаронных, кондитерских, сухарных изделий

10709

Леспромсервис»

Древесина деловая;

Древесина дровяная

4079

Двери»

Производство дверей (более 50 видов) и столярных изделий

Нет данных

В последние годы на территории Бельского района растут объемы лесозаготовки . Однако, бóльшая часть леса перерабатывается на остальной территории района, в связи с чем объемы производства лесоматериалов в г. Белом сокращаются. В связи с этим, приоритетом является внедрение современных технологических линий деревообрабатывающих производств г. Белый.

Несмотря на снижение объемов лесопереработки, объем отгруженных товаров и услуг собственного производства по виду деятельности «Обрабатывающие производства» ежегодно растет. Так, в 2006 году объем производства в действовавших ценах составил 14,5 млн. рублей, в 2007 году – 15,4 млн. рублей. Основной причиной роста объемов выпускаемой продукции в денежном выражении является удорожание конечной продукции при снижениях объемов реального производства.

Среднесписочная численность занятых на обоих предприятиях в последние три года существенно не изменялась и составляла от 34 до 37 человек в ПО «Хлебопек» и 36-33 человек в ООО «Леспромсервис».

В настоящее время Администрацией Бельского муниципального района проводится работа по привлечению инвестиций и созданию новых предприятий на базе современных технологий и оборудования, в том числе по переработке молока и выпуску молочной продукции, предприятия по переработке отходов лесопиления и производству новых видов топлива (гранулы, брикеты).

В г. Белый компания «ЭкоПауэр» реализует инвестиционный проект по созданию предприятия по производству биотоплива из древесных отходов и несортовой древесины. Объем инвестиций более 70 млн. рублей. Количество новых рабочих мест 50-60 человек.

Торговля . Сеть объектов розничной торговли г. Белый, согласно данным администрации района, в настоящее время состоит из 58 торговых объектов.

Действующими документами стратегического и территориального планирования проектное развитие хозяйственной деятельности определяется по следующим направлениям:

- Туристско-рекреационная деятельность.

- Деревообрабатывающая промышленность.

- Пищевая промышленность.

Так, согласно схеме территориального планирования Бельского муниципального района (далее – Схема) промышленное развитие г. Белый основывается на двух инвестиционных проектах – компании «ЭкоПауер» и -Гранул» (проект заморожен). Схемой отмечается, что «дальнейшее развитие промышленности в г. Белый должно проходить с учетом того, что он является селитебной зоной». Основные мероприятия должны быть направлены на экологическую модернизацию существующих производств, т. е. на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, биологическую очистку сточных вод ».

Основу промышленного развития муниципального района по материалам Схемы должны составить лесопереработка с выпуском конечной продукции, добыча полезных ископаемых и производство строительных материалов (кирпич).

Размещение кирпичного завода предлагалось в д. Демяхи на базе местного месторождения кирпичных глин.

Гипотеза хозяйственного развития генерального плана .

Природно-ресурсный потенциал и демографическая ситуация Бельского муниципального района определяют проектную хозяйственную функцию города. Генеральным планом функция города определена как промышленный узел с размещением средних и малых предприятий. Основной специализацией города на перспективу сохранится деревообработка и производство конечной продукции (пиломатериалы, двери и т. д.). Сопутствующей специализацией генеральным планом выделяется производство строительных материалов и пищевая промышленность . Также генеральным планом прогнозируется размещение трудно предсказуемого спектра машиностроительных производств.

Предусматривается дальнейшее развитие деревообработки на территории г. Белый с созданием новых технологических линий и расширением номенклатуры выпускаемой продукции. По данным лесохозяйственного регламента Западно-Двинского лесничества имеются перспективы увеличения объемов рубок главного пользования, что создает перспективы для дальнейшего развития переработки. Основной ориентацией новых технологических линей должна стать конечная продукция (напр., сборные конструкции для индивидуального строительства).

Переработка ископаемого сырья в Бельском районе может базироваться на базе ряда месторождений и перспективных площадей кирпичных глин и суглинков, разведанных в окрестностях г. Белый, на расстоянии 6-15 км от него. Все они характеризуются хорошими условиями транспортной доступности.

В схеме территориального планирования Бельского муниципального района размещение кирпичного завода на базе месторождения кирпичных глин в д. Демяхи. Однако, генеральным планом определяется, что населения в трудоспособном возрасте поселения (200-250 человек) будет недостаточно для реализации намеченного проекта. Показательно, что в г. Белый ранее работал кирпичный завод на базе Бельского месторождения суглинков, но производство было прекращено из-за низкого качества сырья.

Наиболее перспективным объектом является месторождение суглинков «Бокачевское», на базе которого и рекомендуется организация производства производительностью около 5 млн. шт. кирпича в год. Также в качестве сырьевой базы кирпичного производства могут быть вовлечены в эксплуатацию перспективные площади распространения глинистого сырья в Бельском районе, наиболее крупной из которых является Демяховская с прогнозными ресурсами категории Р-1 42,8 млн. м3.

Подробная характеристика месторождений и прогнозных площадей приведены в главе 2.3.

Развитие пищевой промышленности в городе ограничено малым количеством тяготеющих к городу сельского населения и сельскохозяйственных предприятий. Основным направлением развития переработки сельскохозяйственной продукции может стать создание небольших производств по переработке мясомолочной продукции.

Размещение малых и средних машиностроительных производств (напр., по производству оборудования) возможно обосновать прежним хозяйственным профилем города - наличием квалифицированных кадров и обеспеченных инфраструктурой промзон.

Приоритетной площадкой для размещения новых производств генеральным планом выделяется южная промзона. В качестве резервных территорий под промышленное освоение рассматривается также промзона в северной части города.

3.3. Численность населения

Численность постоянного населения г. Белый по состоянию на 01.01.2013г. составила 3558 человек. Начиная с 1990 года, наблюдается стабильное снижение численности населения города. Так, за последние 20 лет численность постоянного населения сократилась в 1,5 раза.

Рисунок 3.1. Динамика численности населения г. Белый.

Основной причиной снижения численности постоянного населения г. Белый является естественная убыль . За последние 15 лет средний уровень естественной убыли составил -15 ‰. Вместе с естественным снижением, с 1997 года сальдо миграции является стабильно отрицательным.


Рисунок 3.2. Естественное движение численности городского населения
Бельского района (гг.)

В структуре естественного движения населения г. Белый в последние годы смертность превышает рождаемость в среднем в 2,5 раза. За последние 15 лет демографические показатели города являются одними из худших среди большинства городов и поселков городского типа Тверской области .

В 2012 году родилось – 43 человека (11,9 ‰), умерло – 67 человек (18,6 ‰), прибыло – 22 человека (6,1 ‰) и выбыло – 94 человека (26,1 ‰).


Рисунок 3.3. Динамика движения населения г. Белый за период гг.

Современная возрастная структура населения г. Белый несбалансированна. В последние десять лет наметилась устойчивая тенденция старения населения и значительное сокращение доли населения младше трудоспособного возраста. Данная специфика движения населения внутри возрастных групп характерна для всей Тверской области, однако в г. Белый старение населения имеет более выраженный характер. Средний возраст населения г. Белый составляет ~42 года.

По статистическим данным 2009 года, возрастная структура населения г. Белый выглядела следующим образом: младше трудоспособного населения – 15,2%, в трудоспособном возрасте – 57,9%, старше трудоспособного населения – 26,9%.

Таблица 3.3.

Динамика возрастной структуры населения, %

1990 г .

2000 г .

2007 г .

г. Белый

18,3

18,2

13,4

В трудоспособном возрасте

64,1

59,0

61,7

17,6

22,8

24,9

Тверская область

Моложе трудоспособного возраста

21,3

16,1

14,4

В трудоспособном возрасте

57,1

60,2

60,4

Старше трудоспособного возраста

21,6

23,7

25,2

По половой структуре населения в г. Белом отмечается превышение численности женщин над численностью мужчин – 130 женщин на 100 мужчин, как и в целом по Тверской области – 126 женщин на 100 мужчин. Среди населения в трудоспособном возрасте на 100 мужчин в городе приходится 103 женщины (по области 98 женщин). В возрастной группе населения «старше трудоспособного возраста» на 100 мужчин в г. Белый приходится 339 женщин, в то время как по области – 208 женщин.

В целом, демографические процессы г. Белый за последние 20 лет привели к тому, что в настоящее время имеются ярко выраженные тенденции к снижению населения как из-за характера естественного и миграционного движения, так и процесса старения населения.

Однако, убыль населения определяется естественным движением только на 25 %, а на 75 % – механическим оттоком. В связи с этим, прогнозируемое социально-экономическое развитие города может способствовать существенному снижению темпов убыли населения.

Современная возрастная структура населения и сложившаяся тенденция миграционного движения населения определяют следующие особенности демографической ситуации на период реализации генерального плана:

- сохранение превышения смертности над рождаемостью;

- сохранение отрицательного сальдо миграции;

- сохранение тенденции старения населения города;

- при этом - сравнительное выравнивание коэффициентов естественного и миграционного движения населения;

Тем не менее, неизбежно общее снижение численности населения города.

Прогноз численности населения г. Белый подтвержден протоколом рабочего совещания о ходе разработки генплана г. Белый при Администрации муниципального района от 01.01.2001 г. Согласно указанным материалам численность постоянного населения поселка составит:

· на 2024г. – 3200 человек;

· на 2034г. – 3000 человек.

Таблица 3.4.

Движение населения по проектным этапам в год, человек

2012 г .

2024 г .

2034 г .

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост (+) / убыль (-)

-24

-15

-15

Прибытие

Выбытие

Сальдо миграции

-72

-20

-5

Численность населения

3600

3200

3000

Таблица 3.5.

Прогнозируемая возрастная структура населения г. Белый, человек

2009 г .

2024 г .

2034 г .

Младше трудоспособного возраста

15,2

16,6

17,4

В трудоспособном возрасте

2073

1740

1570

Доля в структуре всего населения, %

57,9

54,4

52,3

Старше трудоспособного возраста

Доля в структуре всего населения, %

26,9

29,0

30,3

Современный жилищный фонд г. Белый составляет около 100 тыс. м2, в том числе муниципальный – 50,45 тыс. м2. Средняя жилищная обеспеченность населения оценивается в 28 м2 на одного жителя, что является достаточно высоким показателем, свойственным для населенных пунктов данного масштаба.

Жилищный фонд города преимущественно представлен индивидуальной застройкой. Так, общая площадь индивидуального фонда составляет около 80 тыс. м2, а капитального многоквартирного фонда - ~20 тыс. м2.

В ветхом и аварийном жилом фонде в настоящее время проживает 117 человек: в ветхом – 85 человек, в аварийном – 32 человека. Общая площадь ветхого и аварийного фонда оценивается в 15 тыс. м2. Данные по благоустройству жилищного фонда отсутствуют.

Современная плотность жилой застройки составляет:

- индивидуальный фонд ~ 550 м2/га.

- многоквартирный капитальный фонд ~1500 м2/га.

Низкий показатель плотности многоквартирного капитального жилищного фонда объясняется тем, что в нем представлены малоэтажные дома .

Новое строительство в городе ведется низкими темпами и представлено исключительно индивидуальным фондом. За 2012 год было построено менее 0,5 тыс. м2. Низкие темпы строительства объясняются достаточно высокой существующей жилищной обеспеченностью населения.

Проектные предложения

При определении объемов нового строительства за основу были приняты показатели в соответствии с Протоколом от 01.01.2001 г. Однако, с учетом проведенных обмеров, анализа существующего характера и плотности застройки, проектные показатели были уточнены. В проекте принято:

- необходимость увеличения жилищной обеспеченности по проектным этапам до 36 м2/чел.;

- соотношение нового многоквартирного и индивидуального строительства на уровне 10/90 %% соответственно.

Для нового строительства в проекте приняты следующие показатели плотности застройки:

- индивидуальное строительство – 700 м2/га. Рекомендуемый размер участка – 12 соток;

- капитальное многоквартирное строительство – 2500 м2/га Рекомендуемый тип застройки – 3 этажные секционные дома.

Таблица 3.6.

Расчет потребности в новом жилищном строительстве

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

2024 г .

2034 г .

Проектная численность населения

чел.

3200

3000

Жилищная обеспеченность

м2 общ. пл./1 чел.

Требуемый жилищный фонд

тыс. м2

102,4

Существующий жилищный фонд на начало периода

–//–

Убыль жилищного фонда

–//–

Существующий сохраняемый жилищный фонд

–//–

92,5

Новое строительство

–//–

Жилищный фонд на конец периода

–//–

102,4

Территории новой застройки

га

13,4

30,5

Многоквартирное строительство реализуемо в рамках федеральных и региональных целевых программ ; генпланом резервируются участки для строительства трех многоквартирных домов в течение расчетного срока реализации проекта в юго-восточной и южной частях города суммарной площадью ~2300 м2.

Территории для индивидуального строительства намечены с резервом, преимущественно в юго-западной и северо-восточной частях города; также будет осуществляться выборочная реконструкция существующей застройки.

Современное состояние учреждений обслуживания

Здравоохранение. На территории г. Белый располагается Центральная районная больница (далее – ЦРБ), в состав которой входят стационар и поликлиника. Коечный фонд составляет 58 коек, а поликлиника рассчитана на 101 посещение в смену.

Общая численность медицинских кадров составляет 56 человек, из них: врачей всех специальностей – 10 человек, среднего медицинского персонала – 46 человек. ЦРБ ориентирована на предоставление медицинских услуг населению Бельского муниципального района.

Образование. На территории г. Белый действует 7 учреждений образования:

- МОУ Бельская средняя общеобразовательная школа.

- МДОУ «Детский сад № 2».

- МДОУ «Детский сад № 3».

- МОУ ДОД Дом школьников.

- МОУ ДОД Детская юношеская спортивная школа.

- МБОУ ДОД «Бельская детская школа искусств».

- ГБОУ СПО «Нелидовский техникум» (филиал).

Физическая культура и спорт. На территории г. Белый по материалам формы государственного статистического наблюдения № 1-МО «Сведения об объектах инфраструктуры муниципальных образований » за 2011 год располагается 36 спортивных сооружений:

- 1 стадион с трибунами;

- 19 плоскостных спортивных сооружений;

- 16 спортивных залов.

Данные по мощности объектов физической культуры и спорта и физическом износе их зданий и сооружений отсутствуют.

Социальное обслуживание. В городе расположено ГБУ «Социальный приют для детей и подростков» Бельского района.

Культура. Учреждения культуры на территории г. Белый представлены1:

- МУК «Бельский районный межпоселенческий центр культуры и досуга».

- МУК «Межпоселенческая центральная библиотека Бельского района».

- МБОУ «Бельская детская школа искусств».

- Бельский краеведческий музей.

Кинотеатр.

Данные по емкости учреждений культуры и физическом износе их зданий и сооружений отсутствуют.

Коммерческие виды обслуживания включают:

11 объектов бытового обслуживания, оказывающих услуги по ремонту и пошиву одежды, ремонту машин и оборудования, парикмахерские и косметические услуги, фото-услуги, ритуальные услуги, баню на 28 мест;

58 объектов торговли торговой площадью 2744 кв. м.;

5 предприятий общественного питания общей емкостью 228 мест.

Проектные предложения

Перечень и номенклатура учреждений социальной сферы города соответствует статусу районного центра и его положению в системе расселения. Приоритетными мероприятиями по развитию сферы являются плановый ремонт и развитие материально-технической базы существующих объектов.

В связи со стесненным расположением существующей больницы целесообразно строительство нового комплекса ЦРБ в южной части города, однако данный объект капитального строительства регионального значения не предусмотрен документами стратегического и территориального планирования. Генпланом указанная территория резервируется для размещения ЦРБ при условии последующего включения в перечень ОКС регионального значения.

В таблице приведены нормативные показатели емкости учреждений социального и культурно-бытового обслуживания населения.

Таблица 3.7.

Нормативная емкость учреждений социального и культурно-бытового обслуживания г. Белый на расчетный срок

Наименование объектов

Ед. изм.

Норматив на 1000 жителей

Сущ. мощность

Проектная потребность

Городская больница:

Стационар

коек

13,47

57

Поликлиника

пос./смена

18,15

Дошкольные учреждения

мест

н/д

Общеобразовательные учреждения

мест

435 обучающихся

Спортивные залы

м2 пола

н/д

1050

Плоскостные сооружения

га

н/д

Бассейны

м2 зеркала воды

Учреждения культуры клубного типа

зрит. мест

н/д

Библиотеки

тыс. томов

н/д

13,5

Также генеральным планом на расчетный срок предусматривается строительство плавательного бассейна с площадью зеркала воды до 200 м2.

Городское население

Данные официального сайта Администрации Бельского муниципального района

Приведен расчет для численности обслуживаемого ЦРБ населения. По оценке генерального плана численность сопряженного населения к 2034 году составит ~1200 человек.

Социально-экономическое развитие территории характеризу­ется системой общепринятых в национальной статистике пока­зателей. Они могут быть годовыми, квартальными, месячными, декадными, суточными. В странах со стабильной экономикой на­иболее распространенным является анализ развития за год и по­лугодие. При неустойчивой экономике приходится использовать квартальные и месячные наблюдения, чтобы оперативно выяв­лять новые тенденции социально-экономического развития.

Совокупность статистических показателей можно разбить на группы экономических и социальных показателей, выделив при этом основные параметры развития страны и ее регионов.

Национальное богатство страны - обобщающий показатель экономического потенциала страны. Оно образуется совокупно­стью материальных ресурсов, включающих:

Запасы материальных благ, накопленных в результате предшествующего труда населения (национальное имущество);

Учтенные (оцененные) и вовлеченные в экономический оборот природные ресурсы.

Размер национального богатства определяет экономическую мощь, ресурсно-экономический потенциал страны.

В натурально-вещественный состав национального богатства включаются:

Основные фонды производственного и непроизводственного назначения;

Оборотные фонды (материальные и нематериальные активы, средства в расчетах);

Запасы и резервы (золотые и валютные запасы страны, культурные и иные ценности, товарные государственные резервы и т.д.);

Земля и природные ресурсы (экономически оправданные для эксплуатации, хозяйственного освоения).

Количественная оценка величины национального богатства достаточно условна. При сведении в один стоимостной показа­тель приходится решать проблему сопоставления и измерения разнокачественных его компонентов. Более точно можно оценить отдельные элементы национального богатства.

В региональном аспекте аналогом национального богатства является социально-экономический потенциал региона (СЭП).

Социально-экономический потенциал региона - это совокуп­ность элементов национального богатства, обеспечивающих ре­гиональное воспроизводство и нормальные условия жизнедея­тельности населения.

На региональном уровне может использоваться более дробная компоновка натурально-вещественного состава СЭП:

Основные производственные фонды в материальном произ­водстве и оказании производственных услуг; материальные оборотные средства;

Используемые природные ресурсы;

Основные непроизводственные фонды жилищно-коммунального хозяйства, сферы услуг, образования, культуры и др.;

Имущество домашних хозяйств.

Показатели национального богатства страны и СЭП региона редко применяются в экономическом анализе, так как имеют ста­тичную природу.



Наибольшее распространение, как в мировой, так и в отече­ственной макроэкономической статистике получили два других показателя: национальный доход (НД) и валовой национальный (внутренний) продукт (ВНП или ВВП). Эти показатели характе­ризуют обобщающий стоимостный результат функционирования национальной экономики за определенный период времени (как правило, за год).

В отечественной экономике валовой продукт и националь­ный доход являются показателями баланса народного хозяйства (БНХ), в котором отражаются только материальное производ­ство.

В мировой практике в 1970-е г. сформировалась универсальная стандартизированная система статистической информации - система национальных счетов (СНС). Ее целью является ин­формационное обеспечение многостороннего анализа процесса создания и использования национального продукта и националь­ного дохода. СНС позволяет упорядочить и классифицировать экономическую информацию, согласовать данные, относящиеся хотя и к взаимосвязанным, но различным аспектам воспроизвод­ственного процесса: производству, распределению и перераспре­делению доходов, потреблению, накоплению, внешнеторговым операциям ит.д.

Развитие в экономике России рыночных отношений обусло­вило необходимость перехода отечественной статистики на ре­комендуемую Статистической комиссией ООН методологию, основанную на национальном счетоводстве и принятую в между­народной практике. Этим достигается единство системы стати­стических показателей экономической деятельности и ее резуль­татов, теоретических и методологических основ их расчета, при­емов и методов ведения учета и получения необходимой инфор­мации о состоянии и изменениях в экономике и о результатах ее функционирования. Единство статистической методологии обес­печивает сопоставимость показателей всех стран, определение места и роли национальной экономики в мировой, что значительно упрощает решение проблемы международных сопоставлений, способствуя их достоверности.

СНС - это интегрированная система внутренне связанных и совместимых макроэкономических показателей, она представ­ляет собой вид балансовых построений в виде счетов балансов итаблиц, разработанных на основе понятий, определений, клас­сификаций и правил бухгалтерского учета. Основу этой системы составляет блок наиболее общих макроэкономических показате­лей, который включает ряд подсистем, при этом каждая из них характеризует те или иные аспекты социально-экономического процесса. СНС и ее подсистемы связаны с другими блоками со­циально-экономической статистики, что позволяет проводить глубокий анализ для принятия решений в сфере социально-эко­номической политики.

В России реализуется долгосрочная программа перехода на принятую в международной практике систему учета и статисти­ки, отвечающей требованиям рыночной экономики.

Основным макроэкономическим показателем в статистике большинства зарубежных стран и международных организаций является валовой внутренний продукт.

Валовой внутренний продукт - итоговая стоимость всех про­дуктов и услуг, созданных на территории данной страны в тече­ние определенного срока, за вычетом стоимости их промежуточ­ного потребления. Иными словами, ВВП - суммарная добавлен­ная стоимость, созданная всеми экономическими субъектами или резидентами данной страны.

Резиденты - отечественные и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории данной стра­ны, кроме иностранцев, приезжающих в нее на временный срок.

Валовой национальный продукт характеризует стоимостной объем конечной продукции и услуг, созданных гражданами дан­ной страны как в ее пределах, так и за границей. Следовательно, в зачет ВНП идет вся продукция, произведенная на территории страны (ВВП), к которой присоединяются доходы граждан и вы­читаются доходы иностранцев внутри страны.

Совокупность показателей можно условно разделить на эко­номические и социальные индикаторы:

Экономические индикаторы:

Показатели масштабов производства - объем промышлен­ной продукции, объем сельскохозяйственного производства, объ­ем грузоперевозок, розничный товарооборот и объем платных услуг, внешнеторговый оборот, сальдо «вывоза - ввоза» и др .;

Финансовые показатели - доходы и расходы бюджета территории, объем инвестиций, размеры прибыли по всем видам деятельности и др.;

Ценовые показатели - уровень и индексы оптовых и розничных цен (уровень - это абсолютное значение цены, индекс - отношение двух показателей, характеризующих одно явление объекта или процесс, но различающиеся во времени).

В статистику промышленного производства, кроме общих сто­имостных показателей, включаются также стоимостные объемы в отраслевом разрезе, выпуск основных видов промышленной про­дукции в натуральном выражении; процентное сравнение (темпы ииндексы роста) с предшествующим периодом.

Развитие сельского хозяйства характеризуется такими пара­метрами, как производство продуктов животноводства, валовой сбор продукции растениеводства, средняя урожайность сельско­хозяйственных культур, средняя продуктивность животновод­ства.

К показателям капитального строительства относятся капи­тальные вложения производственного и непроизводственного на­значения, объем строительно-монтажных работ, ввод в действие основных фондов по отраслям экономики и социальной сферы.

В капитальные вложения включаются затраты на новое строи­тельство, реконструкцию, расширение и техническое перевоору­жение действующих предприятий всех народнохозяйственных отраслей, в том числе на жилищно-коммунальное и культурно-бытовое строительство.

Сумма капитальных затрат складывается из стоимости при­обретенного оборудования и стоимости строительно-монтажных работ.

В показатель ввода в действие основных фондов включается стоимость введенных в эксплуатацию зданий, сооружений, обо­рудования и других объектов.

Розничный товарооборот определяется как продажа потреби­тельских товаров населению официально зарегистрированными предприятиями торговли и общественного питания независимо от их организационно-правовой формы, а также продажа товаров населению непосредственно на предприятиях и в организациях.

Платные услуги населению включают бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяй­ства, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-рекреационные, учреждений культуры, искусства, образования, просвещения, здравоохранения, физкультуры и спорта и т.п.

Внешнеторговый оборот складывается из экспорта и импорта продукции. В объеме экспорта выделяется централизованный экс­порт, осуществляемый по заказу и обязательствам государства, а также экспорт по прямым связям предприятий. Экспортно-им­портные поставки детализируются по товарным группам, фикси­руется также географическая структура экспорта и импорта. Финансовое положение региона описывается:

Показателями прибыли в целом по хозяйственному комплексу и ведущим отраслям, измеренными в текущих ценах и с помощью индекса дефлятора;

Объемом бюджетных поступлений в федеральный и местный бюджеты;

Исполнением местного бюджета и соотношением доходов и расходов с выявлением дефицита и профицита.

Индексы цен являются обобщающими показателями динамики и соотношения уровня цен. Они могут быть индивидуальными, определяемыми для отдельных видов товаров и услуг, и сводны­ми, характеризующими соотношения уровней цен по совокупности различных товаров и услуг.

Социальные показатели:

Сводный индекс потребительских цен;

Объем и структура денежных доходов и расходов населения;

Уровень безработицы;

Стоимость потребительской корзины или размер прожиточного минимума;

Средняя заработная плата и т.д.

Сводный индекс потребительских цен рассчитывается по пол­ному кругу товаров и услуг как отдельно за каждый период вре­мени (неделя, декада, месяц, квартал), так и нарастающим итогом на базе статистических наблюдений за изменением розничных цен во всех видах торговли, а также в сфере услуг на основе фак­тически сложившегося в наблюдаемом периоде уровня потребле­ния товаров и услуг.

Индексация цен проводится также по группам товаров (про­довольственных и непродовольственных) и отдельно по платным услугам.

Денежные доходы и расходы населения характеризуют вели­чину и источники денежных доходов, а также объем и структуру расходов граждан.

Понятие «потребительская корзина» включает набор жиз­ненно необходимых товаров и услуг в объемах, соответствующих физиологическим нормам потребления человека за определен­ный период времени (неделю, месяц, год).

Основные параметры, описывающие состояние и динамику социально-экономического развития территорий, дают общее представление об уровне и тенденциях развития страны и регионов.


Литература

1. Региональная экономика: учеб. для вузов / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова.- М. : ИНФРА-М, 2009

2. Региональная экономика и управление: учеб. пособие для вузов / Е. Г. Коваленко, Г. М. Зинчук, С. А. Кочеткова [и др.] .- 2-е изд.- СПб. : Питер, 2008

3.Желтиков В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для студ. вузов /.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.; Дашков и К; Академцентр, 2009

4. Основы демографии учеб. пособие / Е. Б. Бреева.- 4-е изд., перераб. и доп.- М. : Дашков и К, 2009

5. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Н.Г. Кузнецова и С.Г. Тяглова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2003

6. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие/ А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. – М.: КНОРУС, 2007. – 336с.

7. Батмак М., Малов В. Сибирь и ее проблемные регионы: подходы к разработке программ их развития // Экономист. 1997. №4.

8. Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. для вузов. - М.: Палеотип; Деловая литература: Логос, 2002.

9. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 12 августа.

10. Варламов В.С., Трейвиш А.И. Федеральные целевые программы развития регионов России и их роль в смягчении межрегиональной ассиметрии. .

11. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

12. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов/ А.Г. Гранберг; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 5-е изд. [стер.]. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006. – 495 с.

13. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2001.

14. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

15. Дмитриева М., Бычкова Е. Экологические аспекты государственного регулирования // Экономист, 2005. №4.

16. Иоффе И. Ассоциации экономического взаимодействия и промышленная политика // Экономист. 2005. №1.

17. Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Региональная экономика: универсальный учебный экономический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

18. Кистанов В.В. Региональная экономика России: учебник. М.: Финансы и статистика, 2004.

19. Климанов В., Лавров А. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Вопросы экономики. 2004. №11.

20. Климов С.М. Государственное регулирование экономики в регионе: курс лекций для экономических специальностей. СПб., 2005.

21. Региональная экономика. Основной курс: Учебник/ под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 686 с.

22. Региональная экономика: Учеб. для вузов/ Под ред. Т.Г. Морозовой. - М..: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

23. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 472 с.

24. Регионы России: социально-экономические показатели. .

25. Регионы России: социально-экономические показатели. М.: Госкомстат России, 2003.

26. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства: учебное пособие/ под ред. В.Г. Глушковой. М.: КНОРУС, 2005.

27. Скрябина Т.Л. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2004.

28. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ под ред. А.Г. Гранберга. М.: Наука, 2004.

29. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. №803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации» // Информационно-справочная система «Консультант плюс».

30. Экономическая статистика: Учебник/ под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 1999 г. – 480 с.

31. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов/ под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.

Сорокин Роман

Введение

Термин "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

· рост производства и доходов;

· перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

· перемены в общественном сознании;

· перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

· повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

· создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

· увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.

Развитие любого региона - многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

Развитие социальной сферы

Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, охраны здоровья, досуговой деятельности до социально-культурных и национальных отношений. К целям развития социальной сферы относятся: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни. Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии - алгоритмов и процедур развития объектов социальной сферы, таких как: сфера услуг, образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт и связь. При этом одной из ключевых технологий развития социальной сферы региона является разработка и реализация программ его перспективного развития.

Особенностью социальной сферы российских регионов является преобладающая доля государственного участия в ее развитии. Поэтому все большая роль в процессе совершенствования социальной сферы региона отводится программам межрегионального сотрудничества, обеспечивающих улучшение отраслевой инфраструктуры региона. Использование данного механизма развития социальной сферы региона способствует интенсификации социально-экономических взаимосвязей между субъектами различных регионов и повышает качество услуг социального характера.

Цели развития регионов состоят их системы критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии.

Используются три показателя экономического развития:

· ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

· интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

· величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

На ряду с ними можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

· национальный доход на душу населения;

· уровень потребления отдельных материальных благ;

· степень дифференциации доходов;

· продолжительность жизни;

· уровень физического здоровья;

· уровень образования;

· степень счастья населения.

Каждый гражданин нуждается в социальной поддержке государства, особенно в начале и конце жизни. Преимущественно именно в детстве и юности, а также в старости он получает от общественного сектора максимальное количество благ такого рода. Компенсация социальных благ осуществляется в основном в серединном отрезке жизни посредством взимания налогов и социальных взносов. Это вполне разумно, так как в этот период человек имеет наивысшую способность к труду.

Территория, чаще всего, представляет собой административно-территориальное образование в рамках государства (федеральный округ, группа субъектов федерации, субъект федерации, муниципальное образование) или муниципалитета (район города, отдельное поселение в муниципальном образовании и т.п.).

Субъекты социально-экономического развития -государства, их административно-территориальные единицы, муниципалитеты, коммерческие и некоммерческие организации и предприятия, общественные организации граждан и отдельные граждане, реализация целей которых ведет к СЭР территории.

Улучшение городской среды

Мероприятия, направленные на повышение качества городской среды, должны быть рассчитаны на длительный срок и регулярное пристальное внимание со стороны местных властей. Поскольку городская среда – это очень сложный многоуровневый феномен, скорее, социально-психологического, чем материального характера. Понятия «город» и «городская среда» различаются тем, что город существует объективно, а городская среда возникает тогда, когда появляются субъекты, для которых она является средой, то есть жители, прежде всего, и гости города.

Вместе с этим, городскую среду формируют вполне конкретные элементы, от состояния (наличия) которых зависит уровень комфортности жизни и отдыха в городе. Соответственно, качественная городская среда – это пространство для максимально безопасной, комфортной и интересной жизни и отдыха.

Учитывая сложность регулируемого явления, целесообразно распределить необходимые для улучшения качества городской среды мероприятия на следующие группы:

1) институциональные мероприятия,

2) инвестиционные проекты,

3) идеологические мероприятия.

Основной задачей институциональных мероприятий в сфере повышения качества городской среды является выработка и устойчивая реализация системной градостроительной политики, направленной на развитие города комфортного и привлекательного для жизни и отдыха. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию пространственного развития с функциональной, производственной парадигмы на градостроительное освоение и переосвоение городских территорий в названном направлении.

Важнейшим первоочередным мероприятием является корректировка и утверждение нового Генерального плана города, включая проект его реализации, а также систему норм и требований к проектам нового строительства, реконструкции, развитию общественных мест и т.п., предполагающих общественный контроль.

Задачей инвестиционных проектов является, помимо общих элементов благоустройства (скамеек, клумб, элементов освещения, системы пешеходных дорожек, объектов розничной торговли и т.п.), обустройство пространства городской площади должно быть осуществлено с учетом потребностей отдельных групп населения – детей, молодежи, пожилых людей.

Группу идеологических мероприятий составляют мероприятия, связанные с формированием идентичности населения по признаку принадлежности к городу, осознания участия в жизни городского сообщества и ответственности за его будущее.

В настоящее время существует множество проектов, с помощью которых можно решать различные городские проблемы, например:

* Проект «РосЯма» - объединяет граждан, столкнувшихся с некомпетентностью дорожных служб, которые не выполняют свои обязательства. На сайте пользователям доступна вся сопутствующая информация и поддержка по данной проблеме.

* Доступность средств передвижения (проект «Метро для всех»).

* Эффективность работы коммунальных служб (проект «РосЖКХ») и др.

Экономическое развитие территорий

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

Стратегическое рыночное планирование

Конкуренция за ресурсы (материальные и нематериальные, финансовые и трудовые) заставляет территории искать новые пути повышения ее инвестиционной привлекательности.

Выделяют четыре сферы деятельности по созданию факторов привлекательности: развитие социальной среды, улучшение городской среды, экономическое развитие и стратегическое рыночное планирование. Первые три привычно являются показателями уровня развития современного города, однако цели и методы стратегического рыночного планирования требуют более четкого определения. Именно долгосрочное планирование развития становится в настоящее время «точкой роста» для территории, ее конкурентным преимуществом и фактором привлекательности для инвестиций.

Для каждого города или района цель и масштаб стратегического планирования зависят от достигнутого уровня развития. Исследователи выделяют три «поколения» рыночного планирования территорий

Поколения стратегического рыночного планирования развития территории
Поколение Цели Методы Ресурсы
“ охота за дымовыми трубами “ Создание рабочих мест в промышленном производстве Переманивание предприятий у других территорий Низкие операционные издержки, субсидии от государства
Целевой маркетинг Создание рабочих мест в производстве и обслуживание отраслей, находящихся на стадии эффективного роста. Улучшение физической инфраструктуры Переманивание предприятий и расширение уже существующих. Повышение качества трудового обучения. Частно – государственное партнерство. Преимущества места для елевых отраслей. Высокое качество жизни (с акцентом на климатические условия и инфраструктуру развлечений)
Создание конкурентной ниши Подготовка территории для появления рабочих мест в развивающихся отраслях. Рабочие места а производстве и обслуживании перспективных отраслей. Ключевые цели – избирательность и совершенствование Удержание и развитие предприятий. Поощрение всяческой предпринимательской деятельности и инвестиционной активности. Создание отраслевых, территориальных кластеров. Привлечение предприятий из других территорий. Совершенствование образовательных программ. Готовность к росту. Конкурентоспособные операционные издержки. Высококачественные человеческие ресурсы способные адаптироваться к будущим переменам. Высокое качество жизни (с акцентом на культурное и интеллектуальное развитие)

Процесс стратегического рыночного планирования состоит из пяти стадий, отвечающих на следующие вопросы:

1. Аудит территории: Каково сравнительное состояние города сегодня? Каковы его основные сильные/слабые стороны, возможности/угрозы (SWOT)?

2. Концепция развития и цели: Каким хотят видеть город находящиеся здесь компании и жители?

3. Формулирование стратегии: Какие широкие стратегии помогут городу достичь своих целей?

4. План действий: Какие конкретные действия должен предпринять город для реализации стратегии?

5. Реализация и контроль: Что должен сделать город, чтобы обеспечить успешную реализацию стратегии?

Обычно существует местная или территориальная организация, занимающаяся проблемами экономического развития. Слишком часто чиновники на этом уровне плохо делают свою работу. Эта проблема может быть вызвана, по крайней мере, пятью причинами:

1. Слишком редко происходит переосмысливание системы стимулирования. Чиновники могут думать, что какая-то правительственная организация примет спасительные меры.

2. Возможна нехватка опыта в сфере подготовки и осмысления прогнозов.

3. Часто не существует диалога между местными ведущими предприятиями и государственными чиновниками. Информация о первых тревожных сигналах не распространяется и не обсуждается.

4. Слабость местных лидеров может подорвать самые лучшие попытки прогнозирования и решения проблем.

5. Планы тщательно разрабатывают и надеются на их полное исполнение. Но никто не обладает способностью к реальным действия, и планы пылятся на полке.

Заключение

Слишком многие места не успевают распознать угрозу, пока она не станет огромной, если не непреодолимой, и в результате они реагируют на удар, а не предупреждают его. Но такая пассивность не неизбежна. Некоторые места в Европе решили применять активные подходы, такие как развитие местного управления, улучшение городской среды, городское планирование и экономическое развитие. Стратегическое рыночное планирование помогает месту создать проект лучшего будущего. Он требует анализа ситуации, в которой находится место: определения его сильных/слабых сторон, возможностей/угроз и основных узких мест; разработки концепции развития, постановки целей и задач; определения эффективных стратегий для достижения этих целей; разработки соответствующих действий и реализации плана и контроля за реализацией.

В процессе этого даже места, не обладающие на первый взгляд сильными сторонами, могут пересмотреть свою ситуацию и найти новые комбинации факторов привлекательности, которые придадут ему уникальную ценность на рынке мест.

Хотя этот вариант стратегического планирования чересчур упрощает многие из проблем, связанных с управлением сложными объектами, такими как города, муниципалитеты и регионы, это более перспективный подход, чем любая другая альтернатива, включая метод проб и ошибок с его риском опасных перемен. Многие европейские места уже ввели в практику важные элементы стратегического рыночного планирования.

| следующая лекция ==>
Свойства хромосом и ДНК человека |
  • III Развитие студенческого спорта, физической культуры и формирование ценностей здорового образа жизни у обучающихся
  • III. Развитие рынка труда и гарантии занятости населения
  • III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг
  • IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму. Развитие речи. В мире книг