Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Методы моделирования в экономике. Экономическое моделирование


Теория

1.

Модель - это упрощенное представление реального устройства и протекающих в нем процессов, явлений. Моделирование – это процесс создания и исследования моделей. Моделирование облегчает изучение объекта с целью его создания, дальнейшего преобразования и развития. Оно используется для исследования существующей системы, когда реальный эксперимент проводить нецелесообразно из-за значительных финансовых и трудовых затрат, а также при необходимости проведения анализа проектируемой системы, т.е. которая ещё физически не существует в данной организации.

Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Модель имеет следующие функции:

1)средство осмысления реальности 2)средство общения и обучения 3)средство планирования и прогнозирования 3)средство совершенствования (оптимизации) 4)средство выбора (принятия решения)

Во время моделирование знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, исправляются, и моделирование проводится снова. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.

2.

Моделирование в экономике – это пояснение социально-экономических систем знаковыми математическими средствами. Практическими задачами экономико-математического моделирования являются: анализ экономических объектов и процессов, экономическое прогнозирование, предсказание развития экономических процессов, подготовка управленческих решений на всех уровнях хозяйственной деятельности.

Особенностями экономики как объекта моделирования являются:

1) экономика, как сложная система, является подсистемой общества, но, в свою очередь, она состоит из производственной и непроизводственной сфер, которые взаимодействуют между собой;

2)эмерджентность, означающая, что экономические объекты, процессы и явления обладают такими свойствами, какими не обладает ни один из элементов их образующих;

3)вероятностный, неопределенный, случайный характер протекания экономических процессов и явлений;

4) инерционный характер развития экономики, в соответствии с которым законы, закономерности, тенденции, связи, зависимости, имевшие место в прошлом периоде, продолжают действовать некоторое время в будущем.

Все вышеперечисленные и другие свойства экономики усложняют ее изучение, выявление закономерностей, динамических тенденций, связей и зависимостей. Математическое моделирование является тем инструментарием, умелое использование которого позволяет успешно решать проблемы изучения сложных систем, в том числе таких сложных, как экономические объекты, процессы, явления.

3.

Экономическая система это сложная динамическая система, включающая процессы производства, обмена, распределения, перераспределения и потребления благ (система субъектов экономических отношений, взаимодействующих на рынке).

Микроэкономические системы - (корпорации и объединения; предприятия; организации; учреждения; отдельные субъекты экономических отношений).

Макроэкономические системы - (регион; национальная экономика; мировая экономика; система взаимодействующих рынков;)

Методология: отрасль знаний, исследующая условия, принципы, структуру, логическую организацию, способы и методы деятельности.

Механизм: система способов практической направленности, имеющих целью обеспечение практического использования методов и моделей для решения проблем управления экономическими системами.

Метод: совокупность инструментов, направленных на решение определенной проблемы.

Математический метод: способ исследования, направленный на анализ, синтез, оптимизацию или прогнозирование состояния, структуры, функций или поведения экономической системы, последствий и перспектив ее функционирования, управления или развития, использующий формальные методы и аппарат математических исследований.

Математическая модель: математическое описание объекта (процесса или системы), использующаяся в исследовании вместо объекта-оригинала, с целью анализа, определения количественных или логических связей между его частями.

Комплекс математических моделей: совокупность совместно применяющихся математических моделей, которые используют или обмениваются общими данными и направлены на достижение общей цели или решения общей проблемы.

4.

Существует два базовых подхода к моделированию экономики: микроэкономический и макроэкономический. Микроэкономический подход отражает функционирование и структуру отдельных элементов изучаемой системы (так например, при исследовании банковского сектора таким элементом является коммерческий банк) или состояние и развитие отдельных социально-экономических процессов, происходящих в ней, и реализуется, прежде всего, путем разработки прикладных методик анализа результатов деятельности. Так, например, применительно к банку - это анализ ликвидности банка, оценка банковских рисков и т.д. Задачи в рамках микроэкономического подхода реализуются также путем разработки специальных экономико-математических моделей. Макроэкономический подход предполагает анализ специфики функционирования изучаемой системы во взаимосвязи с основными макроэкономическими показателями развития национальной экономики. Применительно к анализу деятельности банковского сектора такой подход состоит в рассмотрении его во взаимодействии с различными сегментами финансового рынка и, соответственно, во взаимосвязи показателей банковского сектора с макроэкономическими показателями хозяйства в целом. В данном случае макроэкономический подход практически может быть реализован посредством построения моделей факторного анализа, таких как факторная модель рынка государственных краткосрочных обязательств, модель рынка ссудных капиталов, а также при построении и оценке прогнозных значений динамики отдельных показателей банковского сектора.

Ряд направлений в моделировании опирается на микроэкономику, ряд – на макроэкономический. Нет четких граней, например, можно сказать, что экономика промышленного предприятия, экономика труда, экономика коммунального хозяйства относятся к микроэкономике, монетарная экономика, инвестиции сфера потребления это макроэкономика, а финансовый рынок, международная торговля экономическое развитие это область перекрытия.

5.

В самом общем виде равновесие в экономике - это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения.

Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению. Обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей (на рынке они всегда выступают в виде платежеспособного спроса), либо увеличения и оптимизации использования ресурсов.

А. Маршалл рассматривал равновесие на уровне отдельного хозяйства или отрасли. Это микроуровень, который характеризует особенности и условия частичного равновесия. Но общее равновесие - это согласованное развитие (соответствие) всех рынков, всех секторов и сфер, оптимальное состояние экономики в целом.

Причем равновесие системы нац. хозяйства это не только рыночное равновесие. Т.к. нарушения в сфере производства неизбежно ведут к неравновесности на рынках. И в реальной действительности экономика испытывает влияние других, нерыночных факторов (войны, социальные волнения, погода, демографические сдвиги).

Проблему рыночного равновесия анализировали Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, Дж. Кларк. Однако пионером в исследовании этого вопроса был Л. Вальрас.

Что касается состояния равновесия, то оно, по Вальрасу, предполагает наличие трех условий:

1) спрос и предложение факторов производства равны; на них устанавливается постоянная и устойчивая цена;

2) спрос и предложение товаров (и услуг) также равны и реализуются на основе постоянных, устойчивых цен;

3) цены товаров соответствуют издержкам производства.

Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.

6.

ЗАКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА - модель замкнутой экономической системы, ориентированной на исключительное использование собственных ресурсов и отказ от внешнеэкономических связей. Эта модель реализовалась, как правило, в условиях подготовки к войне или войны. В частности, к ней приближались экономика фашистской Германии, довоенная экономика СССР.

Закрытая экономика это экономика, отгороженная от мирового экономического сообщества высоким уровнем таможенных пошлин и нетарифных барьеров. Все большее число развивающихся стран переходит от закрытой к открытой экономике. Закрытой остается пока еще экономика некоторые страны бедного Юга, в первую очередь, страны Африки южнее Сахары. Экономика этих стран не затронута увеличением международных экономических обменов и движения капиталов. Закрытый характер экономики усиливает глубокую отсталость, которая, в свою очередь, не позволяет им адаптироваться к структурным изменениям на мировых рынках.

ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА - экономика страны, тесно связанная с мировым рынком, международным разделением труда. Выступает противоположностью замкнутых систем. Степень открытости характеризуется такими показателями, как: отношение экспорта и импорта к ВВП; движение капитала за границу и из-за границы; обратимость валюты; участие в международных экономических организациях. В современных условиях становится фактором развития национальной экономики, ориентиром на лучшие мировые стандарты.

Многие направления экономической мысли Запада (представители стран открытой экономики) развивало собственную модель открытой экономики. Эта тема остается актуальной и по сей день т.к. модели открытой экономики открывают такой спектр вопросов, как взаимодействие между национальными хозяйствами, сочетание макроэкономической и внешнеэкономической политики, а в случае ее неравновесного уровня - вопрос выработки собственной стабилизационной политики.

Модели закрытой и открытой экономики:

Принципиальная неравновесность экономики (неравномерность развития)

Государственное вмешательство (протекционизм и антидемпинговая политика) и глобализация (борьба за ресурсы)

Импорт и экспорт – признаки открытой экономики

Взаимная зависимость стран (международное разделение труда)

Транснациональные корпорации (перетоки капитала)

7.

Разработка технологических моделей – один из самых последовательных методов в макроэкономическом моделировании.

Эти модели непосредственно связывают выпуски и затраты производства с его технологией, позволяют использовать соотношения материального и финансового баланса, проводить прогнозирование, оптимизацию и анализ развития.

Технологические модели могут быть статическими и динамическими .

-Статические модели оперируют постоянными величинами А и В, описывают существующий баланс затрат и выпусков и предназначены для краткосрочных прогнозов или оптимизации (например, модель МОБ Леонтьева)

- Динамические модели включают динамику цен (и возможно – автономный тех.прогресс), дают возможность исследовать экономический рост и устойчивость экономики (модель фон Неймана, Моришимы и др. )

Вместе с тем технологическому подходу присущ ряд недостатков: в технологических моделях обычно не рассматривается: -Географическое положение объекта; -Реальный технический прогресс; -Динамика цен; -Ограниченность трудовых ресурсов и т.п.

Модель фон Неймана - это модель расширяющейся экономики , в которой все выпуски и затраты возрастают в одинаковой пропорции. Модель замкнута, то есть все выпуски одного периода становятся затратами следующего периода. Также в ней не используются первичные факторы и потребление рассматривается как затраты в технологическом процессе, поэтому все затраты являются воспроизводимыми, и нет необходимости рассматривать первичные ресурсы.

Допущения модели: Реальный уровень зарплаты соответствует прожиточному минимуму и весь избыточный доход реинвестируется; Реальный уровень зарплаты задан и доходы имеют остаточную природу; Нет различий между первичными факторами производства и объемами производства; Нет “исходных” факторов производства, таких как труд в традиционной теории.

Модель описывает экономику, характеризуемую линейной технологией производственных процессов.

моделирования в экономике . 2.1. Понятие “модель” и “моделирование ”. С понятием “моделирование экономических систем” (а также математических и др.) связаны...
  • Экономико -математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности

    Реферат >> Экономика

    Ред. Л. Н.Чечевицыной – М.: Феникс, 2003 Математическое моделирование в экономике : Учебное пособие/ под ред. Е.С. Кундышевой... под ред. Л. Т. Гиляровской – М.: Проспект, 2007 Математическое моделирование в экономике : Учебное пособие/ под ред. В.И. Мажукина...

  • Применение экономико -математических методов в экономике

    Контрольная работа >> Экономико-математическое моделирование

    ... : "Экономико -математические методы и моделирование" 2006 г. Содержание Введение Математическое моделирование в экономике 1.1 Развитие методов моделирования 1.2 Моделирование как метод научного познания 1.3 Экономико -математические ...

  • Экономическое моделирование является крайне важной составляющей многих процессов этой научной области, позволяющей анализировать, прогнозировать и оказывать влияние на те или иные процессы или явления, протекающие в ходе экономического движения. В данной статье эта тема будет рассмотрена максимально подробно.

    Определение

    Математическое моделирование социально-экономических процессов представляет собой повтор (иначе говоря - воссоздание) тех или иных объектов или явлений, напрямую связанных с экономикой, в уменьшенном масштабе (то есть в контролируемых со стороны того, кто занимается построением этой модели, условиях, созданных и поддерживаемых искусственно). Чаще всего подобный метод воспроизведения, анализа и решения каких-либо возникающих экономических задач используется именно при помощи математических приемов, формул, зависимостей и т. д.

    Общие моделирования заключаются в анализе экономической системы в целом и отдельных ее процессов и явлений в частности, прогнозировании каких-либо событий, возможном благодаря выкладкам, выводимым математически, а также составлении и ведении разнообразных планов по управлению и влиянию на экономику, ее составные части и производные задачи. Подробнее об этих функциях будет написано под соответствующими заголовками статьи.

    Как правило, конечный результат-продукт экономического моделирования (то есть сама модель) имеет фундаментальную поддержку, состоящую из реальной информации, выведенной из статистических и эмпирических исследований. На основании полученной модели можно с высокой точностью прогнозировать те или иные процессы или явления, а также оценивать какие бы то ни было факторы, связанные с экономической теорией.

    Экономическая теория

    Важной особенностью любой модели является тот факт, что с ее помощью могут быть выявлены основные свойства изучаемого в процессе моделирования объекта или явления, а значит, что могут быть определены и конкретные закономерности, свойственные данному объекту или явлению. Например, если у какого-то товара произошел спад его цены, с высокой долей вероятности экономистом может быть определено, что представители любой из соответствующих потребителям этого товара категории граждан в дальнейшем будут производить его покупку гораздо чаще. Это, в свою очередь, является наглядным отражением сути закона спроса.

    Реальный человек в экономической теории заменяется на свою “улучшенную”, более рациональную копию - экономический субъект, который руководствуется исключительно разумом, исключая любое чувство, и принимающий каждое решение на основе выводов из тщательно выверенных рассуждений и сравнений, элементами которых являются выгоды, потери, полезность и другие задействованные в данном процессе понятия. Такие субъекты добираются до намеченных ими целей с наименьшими на то затратами или с наибольшими результатами, если действовать они должны в рамках определенных ограничений.

    Цель производителя в данной системе - добиться получения максимально возможной в его случае прибыли или каких-то иных показателей, необходимых для успеха. Потребитель же должен найти того производителя или тот продукт, который предоставит максимальную полезность и наилучшим образом закроет потребительские потребности.

    Сложные процессы из области экономики чаще всего упрощаются посредством применения такого метода, как частичный анализ, суть которого заключается в принятии большинства воздействующих на объект исследования факторов в качестве неизменных и постоянных, в то время как те факторы, влияние которых на объект исследования необходимо определить, могут изменяться. Результат, выведенный из частичного анализа, становится первой ступенькой в осуществлении более сложного, общего анализа, при котором в расчет в ходе исследования принимаются абсолютно все факторы. Экономический анализ в методах моделирования также играет очень важную роль.

    Требования к моделям

    В математическом моделировании экономических процессов крайне важно, чтобы результаты-модели соответствовали определенному перечню требований, который выглядит следующим образом:

    • Содержательность.
    • Реалистичность всех результатов, а также специально допущенных погрешностей.
    • Возможность для дальнейшего прогнозирования.

    А также некоторые другие.

    Ученые-экономисты не сошлись в одном общем умозаключении относительно того, какие критерии из данного списка являются наиболее важными. Кто-то делает ставку на возможность прогнозирования, кто-то - на допустимую реалистичную величину погрешностей (например, чтобы найти объяснение уже свершившимся экономическим событиям). Большинство же, впрочем, признает, что экономическо-математическое моделирование предназначено для решения конкретных прикладных задач, и если модель их выполняет - не имеет значения, соответствует ли она другим, менее важным, чем основные, критериям.

    Этапы создания модели

    Любая теоретическая модель проходит похожие этапы, и модели экономического моделирования не стали исключением. Этапы эти в хронологическом порядке выглядят следующим образом:

    1. Отбор необходимых для дальнейшей работы и удачного составления модели переменных.
    2. Определение допустимых погрешностей, применение которых облегчает структуру модели и исследовательскую деятельность на ее основе.
    3. Разработка одной, а в некоторых случаях и нескольких объясняющих взаимосвязанные и взаимоисключающие процессы и факторы гипотез.
    4. Заключение на основе проведенных исследований конкретных выводов.

    Классы экономических моделей

    Основы экономического моделирования условно можно поделить на два крупных класса, каждый из которых необходим к детальному рассмотрению. Эти классы представляют собой идеальное и материальное моделирование.

    Материальное моделирование (иначе его называют физическим или предметным) - это то моделирование, в процессе которого существующий в реальности объект сопоставляется с его копией в уменьшенной или увеличенной версии. Такое экономическое моделирование допускает перенос свойств с прототипа модели на ее объект по принципу подобия (как правило, все это происходит в лабораторных условиях). В пример можно привести какие-либо макеты, физические модели и т. д.

    Идеальное же моделирование берет за основу не физическую аналогию прототипа модели с самой моделью, а аналогию, проводимую на мысленном уровне в форме идеальной, то есть без каких-либо погрешностей. Чаще всего оно используется в настоящих исследованиях по части экономических явлений, поскольку натурные эксперименты всегда ограничивают проводящих их ученых в возможностях, в то время как идеальные модели могут быть построены со значительно меньшими затратами.

    Виды идеального моделирования

    Идеальное моделирование в свою очередь также делится на несколько подвидов: интуитивное, знаковое и имитационное. Поскольку последнее является синтезом первых двух, подробнее мы рассмотрим именно их:

    • Интуитивное моделирование - это та основа моделирования социально-экономических процессов, которая основана на мыслях того, кто ее строит. Иначе говоря, это образная модель, которая применима там, где познавательная база знаний недостаточно обширна или находится в стадии своего первоначального развития.

    В пример того, что может быть изучено посредством интуитивного моделирования, можно привести такую науку, как физика - несмотря на колоссальную теоретическую базу этой науки и конкретизацию знаний и теорий о ней и ее производных, в ней остается множество областей, в которые человек не может заглянуть без применения собственного воображения, которое вкупе с объективными знаниями о реальности и может подтолкнуть исследователя к какому бы то ни было выводу. Если же говорить об экономике, то очень долгий период времени интуитивное моделирование было в принципе одним и единственным доступным вариантом для проведения аналитической работы с сопутствующими выкладками в рамках исследования учеными процессов, касающихся непосредственно экономики и законов и правил ее формирования, движения и развития. Любое лицо, принимающее какое-либо решение в области экономики, так или иначе основывается на модели, построенной раньше им же самим или другим, более компетентным лицом, в отношении той конкретной ситуации, которую ему необходимо решить.

    Однако в сфере серьезных экономических операций использование данного метода, предполагающего опору на личный опыт человека, как правило приводит к ошибкам, потому что субъект экономики может быть недостаточно объективен или по крайней мере не так объективен, как субъект, принимающий те или иные решения на основании знакового моделирования. Также интуитивные модели в корне мешали экономике как науке беспрепятственно развиваться в ходе ее исторического роста, по той простой причине, что разными исследователями-экономистами одна и та же модель подобного типа может восприниматься совершенно по разному, а значит, и выводы, сделанные ими на ее основе, будут разниться между собой.

    • Знаковое моделирование - это та основа социально-экономического моделирования, которая подразумевает собой использование моделей, основанных на точных науках, а в частности - математики.

    Именно математический подход позволил экономике создать базу из конкретных методов и способов построения максимально приближенных к настоящему положению дел моделей, а также научил экономистов, как с его помощью заключать из этих методов правильные выводы. Впрочем, превалирование знаковых моделей в работе профессионалов, в том числе и в моделировании социально-экономических систем нисколько не умаляет пользу и значимость их интуитивных “коллег”, которые не менее важны в своих определенных областях.

    Группы элементов в моделях

    Любая модель того экономического процесса или явления, который подвергается изучению со стороны занимающихся этим на профессиональной основе людей, а также любых заинтересованных в данной науке и решении ее прикладных задач энтузиастов и любителей, содержит в себе элементы, в свою очередь подразделяющиеся на две группы по степени известности своих параметров.

    1. Если к моменту построения экономической модели все ее параметры и какие-либо математические выкладки и зависимости уже известны, то эти параметры называются экзогенными переменными. Формируется группа этих элементов после основательного наблюдения за объектом исследования и изучения со стороны ученых, вследствие которого ими выдвигается ряд определенных гипотез о его свойствах и других показателях, которые могут быть рассмотрены в модели этого объекта.
    2. Если к моменту построения экономической модели все ее параметры и какие-либо математические выкладки и зависимости еще не известны, то эти параметры называются эндогенными переменными. Эта группа основывается уже на аналитической работе, проводимой над конкретной моделью с целью решения связанных с ней вопросов.

    Если экзогенные переменные каким-либо образом изменить, так или иначе на них повлияв, то можно будет обнаружить определенные свойства, которые присущи эндогенным переменным, которые, собственно, и являются непосредственным объектом экономического исследования.

    Типы экономических моделей

    Существует два типа рассматриваемых в данной статье продуктов моделирования экономической деятельности. То, к какому виду относится конкретная модель, определяется сущностью объекта исследования, в котором и было задействовано моделирование как способ решения поставленной задачи. В соответствии с методами экономического моделирования, эти два типа выглядят так:

    1. Оптимизационный. Модели, основанные на данном типе, ответственны за фактическое описание мотивов в поведении определенных экономических агентов (этот термин обозначает субъект экономики и отношений в рамках данной научно-социальной отрасли, который принимает непосредственное участие в процессах производства и дальнейшего распределения материальных благ), которые достигают поставленные перед ними задачи в рамках определенных условий, стоящих перед ними, и сдерживающих факторов.
    2. Равновесный. Модели же этого типа представляют тому специалисту, который их построил, конечный результат комплекса взаимных действий и перечня связей между хозяйствующими субъектами, после чего разрабатываются условия, в которых все их экономические действия будут совместимы и не будут мешаться между собой.

    Здесь следует пояснить, что хозяйствующий субъект - это субъект экономики, занимающийся производством или реализацией каких-либо материальных ценностей. Это может быть как гражданин, осуществляющий на самостоятельной основе рабочую деятельность в сфере индивидуального предпринимательства, так и организация или предприятие, разнообразные фонды, биржи, объединения, банки и т. д.

    Также существует важный термин, который звучит как экономическое равновесие. Этим термином называется то состояние экономической среды, в котором ни один субъект экономических отношений не заинтересован в том, чтобы что-либо в ней изменить или заняться моделированием экономического развития. Это не стоит расценивать так, будто все участники экономических отношений полностью удовлетворены своими экономическими результатами, просто в данном состоянии ни один из них не в силах увеличить уровень своего материального достатка путем влияния на объем приобретений или продаж тех или иных товаров или структуру их распределения при определенным образом сложившейся системе цен на них. Точка данного равновесия находится в перекрестном пересечении двух кривых, одна из которых ответственна за показатель спроса, а другая - за предложение.

    в моделировании

    Методы социально-экономического моделирования подразумевают использование двух видов анализа. Разберем их для полноты обсуждаемой картины более детально:

    • Позитивный анализ - это такой вид анализа, который занимается установкой истинных цепочек, состоящих из причин какого бы то ни было экономического процесса или явления, а также его следствий, не вдаваясь при этом в следующую за этими ориентировочными постановками оценку.

    Данный анализ может дать ответы на такие вопросы, как “Что?”, “Почему?”, “Что будет, если?..” в коннотации экономического рассуждения и исследования проблемных вопросов и ситуация в этой сфере научного познания. Стандартная схема причины и следствия (например: “совершишь преступление - будешь наказан”, “проспал будильник - опоздаешь на работу” и т. п.) является самым усредненным и представительным примером утверждения, которое может лежать в корне позитивного анализа основы экономического моделирования.

    • Нормативный же анализ - это анализ, который содержит в себе в том числе и определенный рекомендательный массив, представляя аналитику оценку полезности или, иначе говоря, желательности каких бы то ни было последствий, вытекающих из экономического процесса или явления.

    Данный анализ ставит своей задачей ответить на вопросы по типу: “Что необходимо совершить для того, чтобы?..” Здесь, само собой, не обойтись без уже упомянутых рекомендаций, которые могут объяснить суть того или иного экономического действия в перспективе его потенциального свершения или намерения свершить со стороны того субъекта экономических отношений, который воспользовался данным аналитическим методом.

    Согласно основам моделирования экономических процессов, позитивный и нормативных анализы связаны между собой самым тесным и крепким образом, поскольку утверждения, вытекающие из нормативных выкладок, оказывают самое прямое непосредственное влияние на предмет анализа, проводимого при помощи позитивной методики, а также на выбор этого предмета. Исходные итоги позитивного же анализа способны в значительной мере облегчить аналитику желаемое им достижение тех намеченных целей, которые могут быть решены в ходе данного экономического исследования. Это важная особенность экономического метода математического моделирования.

    Приведем пример. Возьмем одно конкретное утверждение, которое звучит следующим образом: ученые со всего мира назвали необходимостью сокращение в экономике такого явления как инфляция. Это типичный пример нормативного утверждения, особенно учитывая то, что достичь цели, которую оно собой обозначает, можно при помощи разных средств и методов, в число которых могут быть вхожи:

    • Увеличение налоговых ставок для сокращения острого финансового дефицита в рамках бюджета какого-то определенного государства, в котором и рассматривается данная ситуация.
    • Сокращение всех излишних или наименее необходимых для поддержания экономики в стране статей государственных расходов на какие бы то ни было материальные ценности.
    • Заморозка всех имеющихся на данный момент цен, указывающих стоимость основных экономических видов сырья или иных объектов первостепенной рыночной важности.
    • Ограничение или иное влияние подобного толка на курс доллара или евро в его коррелирующем отношении к русскому рублю.

    И так далее. За выбор лучшего варианта из всех представленных способов ответственен как раз позитивный анализ, потому как каждый из них в таком случае будет в обязательном порядке подвержен прохождению через цепочку причин и следствий, что позволит узнать, к чему может привести каждая из этих позиций на практике. “Если произвести увеличение налоговых ставок, то…”, “Заморозка всех цен на сырье приведет к тому, что…” - вот, как это будет выглядеть на практике после “просеивания” определенной проблемы через два сита разных, но работающих в тандеме методов проведения анализа. Моделирование экономических процессов - это крайне многогранная вещь.

    Таким образом экономическая теория ни в коем случае не лишает субъекта экономических отношений какого-либо выбора и не ограничивает его в свободе действий, касающихся совершения любых действий экономического толка, а наоборот дает толчок к тому, чтобы совершить данный выбор в ситуации большей осознанности человека и по крайней мере осознании им полной ответственности, которую он может понести в случае, если его действия или решения окажутся неправильными, или же наоборот улучшат ситуацию на рынке или в определенном его сегменте.

    Уровни экономических процессов

    Любая экономическая система (то есть совокупный перечень всех процессов в области экономики, которые совершаются в каком-то отдельно взятом конкретном государстве или во всем мире на основе сложившихся определенным образом отношений между участниками экономического взаимодействия, их собственности и механизма функционирования хозяйственных аппаратов и подразделений) содержит в себе два уровня экономических процессов.

    • Производственно-технологический уровень - он описывает возможности каждой из изучаемых систем экономики в плане осуществления производственной деятельности.

    При построении модели, основанной на математических данных и относящейся к этим самым возможностям производства определенной системы, ее (систему) принято делить на несколько отдельных друг от друга, самостоятельных единиц, осуществляющих производство; эти единицы называют элементарными. Затем каждая из этих элементарных единиц подвергается анализу и специалист, занимающийся непосредственно постройкой данной модели, описывает их возможности в плане производства и возможности по движению ресурсов и конечных материальных продуктов между собой (посредством торговых отношений). Первые возможности должны быть представлены в виде разнообразных производственных функций, а вторые - при помощи так называемых балансовых математических соотношений.

    • Социально-экономический уровень - он описывает, посредством каких действий возможности по производству, вытекающие из производственно-технологического уровня, приходят к своей реализации.

    В данном случае математического моделирования социально-экономических процессов должны быть найдены определенные переменные значения, которые напрямую определяют всеобщее развитие экономического процесса в целом или в отдельно взятом случае; производственные возможности каждой из систем задают такие ограничения, в рамках которых можно найти большое множество решений разнообразных экономических задач. Переменные эти называются управлениями или же, иначе говоря, управляющими (влияющими на изучаемые факторы) воздействиями. Механизм, согласно которому будет осуществляться выбор между разными управлениями, должен быть определен как раз-таки на социально-экономическом уровне протекающих в экономике процессов.

    Таким образом, создание моделей двух данных процессуальных уровней напрямую необходимо в том случае, если экономисту требуется описать, как функционирует сама экономическая система. Моделирование социально-экономического уровня, как правило, проходит с куда большими трудовыми затратами, потому как это достаточно сложный и трудоемкий процесс.

    В основах моделирования экономики есть, впрочем, достаточно обширный перечень проблемных явлений, которые не обязательно должны быть описаны посредством моделирования второго рассмотренного уровня экономических процессов. Эти явления носят название нормативных, то есть в них как раз и задаются те самые управления, которые в ходе дальнейшего развития модели и приводят исследователя к каким бы то ни было положительным результатам. Формулировка критериев, то есть непосредственных описательных определений того, что экономистом может быть принято, как положительный результат, лежит на совести самого специалиста на этом же этапе работы.

    Итог

    Подводя итоги статьи, можно отметить, что все продукты деятельности по математическому моделированию экономических процессов так или иначе можно условно разделить на два обширных класса. Вот как они выглядят:

    1. В первый класс включаются те модели, построение которых обусловлено достижением цели по осуществлению процесса познания систем, относящихся к экономике (будь то реальные системы или те, что целиком и полностью основаны на какой-либо гипотезе), их свойств и других немаловажных факторов.
    2. Ко второму классу относятся те модели, отдельные технические параметры которых могут быть подвержены исследовательской оценке, основанной на данных, исходящих из настоящих, уже проведенных экономических опытов.

    Представители моделей от обоих этих классов могут быть полезны в случае необходимости проведения каких-либо экономических прогнозов или тогда, когда экономическая проблемная ситуация нуждается в том, чтобы кто-то нашел ее решение.

    Второй класс подразделяется на три порядковых подкласса уровнем меньше:

    1. Модели организации (компании) используются в качестве фундамента для вынесения каких-либо экономических решений на уровне производственных предприятий.
    2. Модели народного хозяйства используются в качестве фундамента для вынесения каких-либо экономических решений на уровне центрального органа, ответственного за планировку хозяйственного производства.
    3. Модели экономики в децентрализованном состоянии присущи методам экономического моделирования, реализующим возможность прогноза или управления экономических процессов и явлений.

    Проблема методологического толка, с которой чаще всего сталкиваются специалисты при попытке построить какую бы то ни было экономическую модель - это проблема того, какие именно математические уравнения подходят в данном случае для описания непосредственно самой модели. Варианта всего два: это могут быть дифференциальные уравнения, а могут быть и так называемые конечно-разностные уравнения.

    Таким образом, экономическое моделирование - это сложный многоступенчатый процесс, требующий тщательной подготовки со стороны специальных специалистов, ответственных за данные экономические методы решения или прогнозирования текущих проблемных ситуаций в данной научной отрасли. В данной статье были рассмотрены самые основные ключевые моменты, которые необходимо уяснить для полного понимания самого методологического процесса социально-экономического моделирования а также некоторых других моментов, проясняющих данный вопрос. Надеемся, вы нашли в этой работе все ответы, которые вас интересовали и теперь сможете на практике воплощать решения каких бы то ни было экономических задач или же просто быть осведомленными в сей непростой теме. Изучив методы моделирования экономических процессов, вы можете приступать к освоению более серьезных и сложных тем.

    Метод моделирования может применяться для исследования объектов любой природы, и с свою очередь любой объект в принципе может стать средством моделирования.

    Все множество моделей принято делить на два больших вида: модели материальные (предметные) и модели идеальные (мысленные) . Первые воплощены в каких-либо материальных объектах, имеющих естественное или искусственное происхождение (отобранные в природе или созданные человеком для целей исследования); вторые являются продуктом человеческого мышления; операции с такими моделями осуществляются в сознании человека. В соответствии с этим различают две формы моделирования: материальное (если используются материальные модели) и идеальное моделирование (при использовании идеальных моделей).

    В классе материальных моделей наиболее характерны физические модели. Они представляют собой материальные объекты той же природы, что и объект-оригинал. Подобие оригинала и модели в данном случае заключается в подчинении одним и тем же законам соответствующей области явлений. Физическое моделирование особенно распространено в технических науках.

    В экономике физическому моделированию близко соответствует понятие реального (полевого) экономического эксперимента. Например, результаты эксперимента на одном предприятии (по вопросам совершенствования системы учета, планирования, финансирования, оплаты труда) переносятся на всю отрасль (на совокупность объектов близкой экономической природы). Но в экономике возможности физического моделирования (экспериментирования на реальных объектах) принципиально ограничены. Это объясняется тем, что изучение отдельных частей народного хозяйства не может дать полного и правильного представления об экономической системе в целом. Кроме того, проведение крупных реальных экспериментов требует больших затрат (ресурсов и времени) и связано с существенным риском.

    В качестве других материальных моделей, применяемых в экономике можно назвать гидравлические модели. В этих моделях потоки воды имитируют потоки денег и товаров, а резервуары отождествляются с такими экономическими категориями как объем промышленного производства, объем личного потребления и т.д.

    Были попытки создать модели экономических процессов на основе электрических схем (знаменитая модель «Эконорама», США). Однако эти и аналогичные им попытки создания экономических материальных моделей искусственной природы потерпели неудачу, т.к. они в лучшем случае имели демонстрационное применение, своей основной функции – быть средством получения новых знаний – эти модели выполнить были неспособны.

    Таким образом, можно сделать вывод, что материальное моделирование экономических процессов и явлений непродуктивно.

    Как социально ориентированное ни одно хозяйственное действие не осуществляются безотносительно к другим (прошлым, настоящим, будущим): между ними имеет место каузальная (причинно-следственная) связь. Иными словами, реально существует причинная детерминация (обусловленность) событий. В простейшей форме это положение можно выразить так. Ни одно действие (событие) не является произвольным, всякое действие имеет в виде иного действия причину, является следствием этого (т.е. иного) действия. Если событие В возникает как устойчивая (типичная) реакция на событие Л, то В есть следствие (причины) А; значит, А - это детерминанта (условие) возникновения события В. Можно сказать также, что событие В причинно обусловлено событием А. Таким образом, идея причинной детерминации означает, что экономические события последовательны (упорядочены) как причины и следствия, или иначе, между этими событиями имеет место временная последовательность (следствие не может предшествовать своей причине).

    Познать экономику - значит объяснить суть и типичные каузальные связи событий; установить детерминанты (часто говорят, основные факторы) экономических действий, явлений. Возникает, однако, вопрос: как теоретики изучают экономику?

    Разнообразную и изменчивую реальность познать во всей ее полноте невозможно: каждое явление имеет множество свойств, обусловленных связями с другими явлениями, изменчиво и в этом смысле качественно неоднородно, а потому многозначно (неопределенно). Человек имеет дело с конкретными целостными событиями, а не с отдельными их частями, свойствами. Но эмпирически (чувственно) сущность и причинность событий неочевидны: сам по себе набор фактов ничего не значит, он приобретает смысл, только будучи объяснен; любой факт подлежит изучению с точки зрения определяющих его условий - иных фактов, связей с ними. Поэтому возникает необходимость в теории как в особом способе (методологии) познания.

    Методология - это совокупность методов познания. Метод - совокупность приемов (допущений), правил (последовательности наблюдения, изучения, измерения, проверки) исследования и особого языка (символов) выражения представлений, регулирующих процесс познания и обеспечивающих его целенаправленность. Методология позволяет дать некоторую предварительную характеристику еще ней та пни о, в самом общем виде задать необходимое направление научного поиска и ограничить его диапазон.

    При изучении явлений теоретики отвлекаются от случайного и выделяют типичное, используя научные понятия. Понятие - это абстракция, логический образ реального объекта. Его содержание - совокупность признаков и связей, характеризующих изучаемый объект. Оно является средством однозначного познания неопределенной действительности: посредством понятия изучаемые факты действительности мысленно упорядочиваются (связываются). В этом отношении теоретическое познание представляет собой оперирование логическими образами явлений действительности.

    Понятия - это «идеальные типы», или «идеально-типические» конструкции. Идеальные в том смысле, что являются продуктами мышления (интеллектуальными конструкциями) и фиксируют лишь часть действительности, а типические - потому что отражают именно типичный аспект. Поскольку теоретическое познание означает абстрагирование от конкретной целостности (многогранности) явлений, с которой имеет дело эмпирическое познание, теоретический и эмпирический языки разные.

    Познание предполагает изолированное от многих реальных факторов (обстоятельств) рассмотрение отдельных явлений, без которого невозможно выявление однозначности (определенности) связей, и представляет собой моделирование.

    Моделирование - это процесс замещения реального объекта идеальным, подобным в том или ином отношении первому объекту. Первый объект называется оригиналом (прототипом), а второй - моделью. Модель, таким образом, - это логическая система, замещающая объект познания. В ходе моделирования устанавливаются некоторые исходные допущения - условия, упрощающие анализ. Затем выясняется: есть ли при данных условиях связь между изучаемыми явлениями; каким было бы при этих (идеальных, не идентичных реальным) предпосылках поведение экономических субъектов. Именно модель (условный образ реальности) - непосредственный предмет анализа; реальный объект является предметом лишь косвенно.

    Моделирование как последовательный поиск предполагаемой связи не ограничивается констатацией фактов и представляет собой их интерпретацию (истолкование в соответствующих терминах, символах). Получаемые представления фиксируется в форме понятий, принципов и научных теорий, объясняющих сущность и связи изучаемых явлений. В дальнейшем эти представления соотносятся с оригинальным объектом на основании аналогии и проверяются.

    Моделирование может быть словесным, графическим, математическим. Слова, как правило, многозначны: имеют множество смысловых значений. Между тем задача теории - однозначное объяснение явлений. Математический язык (язык формул) в большей мере отвечает требованию однозначности. Математика, оперирующая понятиями, принимающими численные значения, - это не только способ измерения, но и особая логика анализа, умозаключения и доказательства. Однако познание не может быть сведено к математическому мышлению. (Математическую модель не всегда можно построить, в частности потому, что изучаемая система может быть нелинейной; о нелинейности речь пойдет ниже.) Многообразие типов моделирования обусловлено неоднородностью действительности и тем, что ни один из них не является самодостаточным. Общий недостаток различных моделей - результаты в значительной мере зависят от исходных допущений.

    Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

    1.3 Роль моделирования в экономике

    Экономические теории используются для производства нетривиальных выводов относительно хозяйственных отношений между людьми и развития экономики государства. Мир взаимодействий между людьми бесконечно сложен, и для того, чтобы иметь возможность сделать выводы и дать предсказания, экономист вынужден идеализировать этот мир, строя модели и вводя предпосылки. Экономист Милтон Фридман считал, что экономические модели не должны обязательно строиться на реалистичных предпосылках. Самое главное, что они должны делать, это давать нетривиальные выводы относительно взаимодействий между людьми, и рекомендации политикам по улучшению этих взаимодействий, выходу из тупиковых ситуаций.

    Главная цель моделирования – объяснить сложные феномены окружающего нас хозяйственного мира. Чтобы это сделать, учёные прибегают к упрощению, выделяя параметры, которые они хотят наблюдать и объяснить, и оставляя все прочие параметры за рамками исследования. Экономистов ругают за то, что их модели сводят сложность и глубину личности человека к рациональному максимизирующему поведению. Но если мы отбросим эти модели, мы рискуем остаться вообще ни с чем – все же модели, пусть даже и нереалистичные, помогают рассуждать о реальном поведении человека и делать полезные выводы. В качестве аналогии можно привести средневековые карты, которые также являются моделями, упрощенным представлением реальности. Эти карты сейчас вызывают у нас улыбку, но когда-то они очень помогли людям исследовать окружающий мир.

    Экономические модели можно построить двумя способами.

    1. 1 способ идет от наблюдений. Ученый наблюдает поведение экономических переменных на длительном промежутке времени и собирает статистику. Получаются временные ряды данных, по которым можно сделать выводы о зависимостях между экономическими переменными. Например, если потребление человека растет со временем, и доход человека растет со временем, то экономическая модель, построенная на наблюдениях, будет содержать положительную зависимость между потреблением и доходов. В чем беда подобных моделей? Они не объясняют, почему существует положительная зависимость между потреблением и доходом. Может быть, потребление зависит от дохода. А может быть, доход зависит от потребления. Но скорее всего, обе этих показателя зависят от набора третьих переменных. И изменение в этих третьих переменных может привести к тому, что существовавшая ранее положительная зависимость между потреблением и доходом может не повториться в будущем. Иными словами, нам никогда не хватит размера наблюдаемой выборки данных, чтобы быть полностью уверенными в выводах, которые мы хотим сделать. Это так называемая «проблема индукции».

    Индукция – переход от частных наблюдений к общим выводам. Например, если я вижу одного белого лебедя, потом еще одного, и вообще за свою жизнь я вижу только белых лебедей, то я делаю вывод, что ВСЕ лебеди белые. Это типичное индукционное знание. Или, например, если в Москве летом зелено, а зимой лежит снег, и в Петербурге также, а я побывал только в Москве и Петербурге, то я делаю вывод, что ВЕЗДЕ летом зелено, а зимой лежит снег. Индукционные знания всегда асимметричны. Миллиона наблюдений нам не хватит для того, чтобы подтвердить нашу теорию, и лишь одного контрпримера нам хватит для того, чтобы ее опровергнуть. Это проблема индукционного знания, по-другому она формулируется как «проблема черного лебедя».

    В средневековой Европе считалось, что все лебеди являются белыми. Просто потому что на протяжении многих веков европейцы видели только белых лебедей. Это знание было разрушено, когда была открыта Австралия, и в ней обнаружили черных лебедей.

    Почему вообще тогда существует тип моделирования, который основан на обобщении наблюдаемых фактов? – Потому что у нас пока что нет идеальной теории всего, которая объяснила бы все наблюдаемые явления из первых принципов, и иногда нужно позволять данным «говорить самим за себя».

    При этом нужно быть очень аккуратным при попытках установить причинно-следственную связь между явлениями. Важная ошибка, которой подвержены почти все люди, в том числе и ученые, состоит в путанице корреляции (correlation) и причинно-следственной связи (casualty). Проблема является такой важной, что ее необходимо рассмотреть более подробно здесь, в вводной части данного пособия.

    Корелляция – это ситуация, когда две переменные показывают определенную связь в поведении на каком-то промежутке времени. Например, если переменная А и переменная В растут с течением времени, то между ними существует положительная корреляция. Если переменная А растет, а переменная В падает с течением времени, то между ними существует отрицательная корреляция. Когда ученый обнаруживает такое устойчивое поведение переменных, у него часто возникает соблазн установить причинно-следственную связь между ними, что может привести к фатальным ошибкам. Причинной связи может не быть вообще или же она может работать в обратную сторону.

    Второй способ моделирования можно назвать теоретизированием, и он больше отражает суть экономической науки.

    Второй способ построения моделей - это построение теорий. По сути, это и есть экономика. Ученый-экономист вводит экономические концепты, и потом строит связи между ними с помощью математики. Сейчас общепризнанным считается подход, что модели нужно строит от стимулов экономических агентов. За каждой экономической переменной стоит поведение людей, которые реагируют на стимулы - то есть делают то, что считают для себя выгодным. Люди меняют свое поведение, поэтому модели без реакции людей строить бессмысленно. Когда-то экономисты этого не понимали, что завело экономическую науку в тупик в 1970-е годы. Тогда экономические теории не смогли объяснить существование одновременно высокой инфляции и безработицы, то есть стагфляции.
    Когда экономист строит теорию, и получает общую модель, он начинает проверять модель на реальных данных и определять параметры данной модели для конкретной экономики. Это занятие называется эконометрикой, которую сейчас преподают на любом экономическом факультете. Эконометрика - это соединение экономической науки и статистики. То есть проверка гипотез на реальных данных и подбор параметров моделей.

    Человеческое поведение является сложным, и про него мы пока что знаем не так уж и много. Строя модели, пользуясь способом логических и математических обобщений, важно не утратить связи результатов модели с реальностью. Большинство экономических моделей, основанных на логических обобщениях, на текущий момент исходят из предпосылки о рациональном поведении человека. Несмотря на то, что многие исследователи ругают сложные автоматизированные модели, основанные на рациональном поведении экономических агентов, альтернативу им на текущий момент найти трудно. Ученые просто не имеют на текущий момент тех инструментов, которые позволили бы включить сложные аспекты человеческого поведения, например, эмоции, в экономические модели. Хотя пионерные работы в этом направлении уже проведены, и они обобщены в новую дисциплину – поведенческая экономика.

    При построении моделей, основанных на анализе данных за долгий промежуток времени, возникают другие проблемы. Строя такие модели, следует помнить про так называемую проблему индукции: миллиона наблюдений не достаточно для того, чтобы подтвердить зависимость, но одного наблюдения достаточно для того, чтобы ее опровергнуть 1 . Когда ученые забывают об этом, нередко случаются казусы. Для иллюстрации этого в экономических университетах сейчас разбирается случай кривой Филлипса. Анализируя данные по экономике Англии за несколько десятков лет, О. Филлипс эмпирически (то есть путем наблюдений) установил отрицательную зависимость между инфляцией и безработицей. Найденная зависимость была не теоретической, а индукционной (то есть основанной на наблюдениях). Тем не менее, она была взята на вооружение правительствами Англии и США, которые при проведении экономической политики стали делать выбор между инфляцией и безработицей. Но подобная связь, как это обычно бывает, существует до тех пор, пока экономические агенты придерживаются определенного поведения. Как только агенты меняют поведение, ранее существовавшие закономерности разбиваются в прах. Так и произошло, когда развитые страны столкнулись одновременно с ускоряющейся инфляцией и безработицей 2 .

    Еще одна проблема, характерная для эконометрических исследований – это путаница корелляции и причинно-следственной связи. Корелляция – это ситуация, когда две переменные показывают одинаковое поведение во времени. Например, если переменная А и переменная В растут с течением времени, то между ними существует положительная корелляция. Если переменная А растет, а переменная В падает с течением времени, то между ними существует отрицательная корелляция. Когда ученый обнаруживает такое устойчивое поведение переменных, у него часто возникает соблазн установить причинно-следственную связь между ними, что может привести к фатальным ошибкам. Например, экономист наблюдает за поведением двух переменных: уровнем капитала в экономике и темпом экономического роста. На протяжении нескольких десятилетий уровень капитала в экономике рос, а темп экономического роста устойчиво повышался. Ученый делает вывод о том, что причина экономического роста заключается в уровне капитала, и дает политикам рекомендацию: поддерживайте рост капитала, и вы обеспечите рост экономики. Политики так и делают, однако через какое-то время рост экономики замедляется, а потом становится и вовсе отрицательным. Политики, как обычно, ругают экономиста, и нанимают новых экономических советников. Что было не так в выводах экономиста? Он принял корелляцию между переменными за их причинно-следственную связь. Возможно, на обе этих переменных влияла третья переменная, ускользнувшая от внимания экономиста. И как только она поменяла свое поведение, корелляция между экономическим ростом и уровнем капитала в экономке разрушилась.

    Маленькие причины могут иметь большие последствия – люди знали это издавна. В физике эта концепция обобщена в теории хаоса . В некоторых физических системах, таких как атмосфера Земли, небольшие изменения переменных с течением времени приводят к сложным труднопрогнозируемым последствиям. В результате долгосрочный прогноз поведения подобной системы невозможен. Долгосрочные прогнозы невозможны не потому, что ученым не хватает точного оборудования, а по причине чувствительной зависимости от начальных условий. Экономика является подобной системой, и долгосрочные прогнозы здесь еще менее вероятны, следует помнить об этом. На страницах данного пособия мы еще не раз поговорим о границах экономических моделей и прогнозов.

    2 Этот феномен называется стагфляцией.