Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Неверно указан октмо в платежном поручении. Фатальные и не фатальные ошибки налогового платежа

Несмотря на то что сейчас процесс перечисления налогов в бюджет полностью автоматизирован, бухгалтеры все равно допускают ошибки при оформлении платежных документов на перечисление налогов в бюджет. Ведь прежде чем запус­тить процесс формирования платежки, нужно внести все необходимые реквизиты. Так что и сейчас человеческий фактор играет свою роль. Давайте посмотрим, какие ошибки приведут к негативным налоговым последствиям, а какие можно безболезненно исправить.

С 1 июля 2015 г. налоговые органы начинают поэтапное внедрение в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы нового поколения «Налог-3». В ней подъем данных из предыдущих программных комплексов будет производиться не более чем за три года, предшествующих подъему, а именно за 2012, 2013, 2014 гг. В связи с этим ФНС России в письме от 02.04.2015 № ЗН-4-1/5411 настоятельно рекомендовала налогоплательщикам до 1 июля 2015 г. произвести уточнение платежных до­кумен­тов, оформленных до 1 января 2012 г.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет суммы налогов. При этом на расчетном счете организации должно находиться достаточное количество денежных средств (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Случаи, когда обязанность по уплате налога не будет признаваться исполненной, перечислены в п. 4 ст. 45 НК РФ. Их всего пять. Среди них неправильное указание налогоплательщиком (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ):

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименования банка получателя.

Исходя из формулировки данной нормы, ошибки или неточности в других реквизитах платежного поручения на перечисление налога вполне допустимы. Речь идет о КБК, ИНН, КПП, кодах ­ОКАТО и др. Разберемся, так ли это. Сразу отметим, чтобы избежать проблем с налоговиками, лучше произвести уточнение платежа.

Казнить, нельзя помиловать

Как мы уже сказали, если платеж ушел не на тот счет Федерального казначейства или налогоплательщик допустил ошибку в наименовании банка получателя, то налог не будет считаться уплаченным. Это, безусловно, приведет к возникновению недоимки, начислению пеней.

Суд выиграть можно, но сложно

Доказывать, что ошибка не повлекла неперечисление денег в бюджет долго и, как показывает практика, нецелесообразно. Решения арбитражных судов в пользу налогоплательщика в этих случаях крайне редки. Тем не менее они есть. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 плательщик перепутал счета Федерального казначейства Москвы и Московской области. Инспекция не могла провести межрегиональный зачет налога. Фирма, признав ошибку, уплатила налог по правильным реквизитам. Но, естественно, с опозданием. Налоговый орган по заявлению компании вернул ошибочно перечисленный платеж, при этом начислил ей пени за пропуск срока платежа.

Обратившись в суд с требованием признать начисление пени незаконным, фирма выиграла процесс. Суд решил, что «указание в платежном поручении номера счета одного органа Федерального казначейства вместо другого еще не означает непоступление денежных средств в бюджетную систему, поскольку УФК по г. Москве, так же как и УФК по Московской обл., осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации».

Отметим, что на беспроблемный пересчет пени при «фатальной ошибке» фирма может не рассчитывать. Такой пересчет может быть проведен только при условии, что обязанность по уплате налога признана исполненной (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Виной всему банк

Бывает, что в неправильных реквизитах виноват не плательщик, а банк. Тогда фирма может требовать возмещения убытков в виде пеней со своей кредитной организации в судебном порядке.

Обосновать свое требование нужно положениями ст. 60 НК РФ. В ней указано, что банки обязаны исполнять поручение на перечисление налога в бюджетную сис­тему на соответствующий счет Федерального казначейства, а также нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. А для налогового органа совершенно не важно, по чьей оплошности деньги не попали в бюджет (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@).

Правила исправления

Для того чтобы исправить «фатальную» ошибку и избежать начисления пеней и обвинений в недоимке, необходимо уплатить налог повторно по правильным реквизитам (письмо ФНС России от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228). Напомним, что при перечислении налогов и сборов в бюджетную систему РФ расчетные до­кумен­ты заполняются в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Возврат ошибочно перечисленных денежных средств проводится по заявлению налогоплательщика, которое нужно представить в налоговый орган по месту учета и приложить к нему копию платежного до­кумен­та, подтверждающего уплату (письмо ФНС России от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@).

Механизм возврата налога довольно детально прописан в письме Минфина России от 02.11.2011 № 02-04-10/4819 . В нем подробно описаны процедуры взаи­модействия УФК и налогового органа. А основное действие, которое для этого требуется совершить налогоплательщику, — подать заявление

Обратите внимание: при возврате налогов, в том числе ошибочно уплаченных «не туда», заявление подается по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ . Соответствующее решение принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления от компании или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов. Сумма налога возвращается в течение одного месяца с даты, указанной в заявлении.

Эти правила установлены ст. 78 НК РФ. При подаче заявления на возврат необходимо придерживаться нескольких прос­тых правил.

Во-первых, заявление на возврат излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня его уплаты. Пропуск трехлетнего срока влечет отказ в возврате.

Во-вторых, о принятом решении налоговый орган обязан уведомить компанию в течение трех дней.

В-третьих, пропуск месячного срока на возврат влечет начисление процентов. В такой ситуации инспекция обязана сразу приплюсовать проценты, рассчитанные со дня, когда налог должен быть возвращен, по день фактического возврата к той сумме, которая перечисляется организации (письмо Минфина России от 29.10.2014 № 03-02-08/54846). Никакого дополнительного заявления для этого подавать не нужно.

Казнить нельзя, помиловать

Как мы уже сказали в начале статьи, при оформлении поручений на уплату налогов плательщики часто путают КБК, коды ­ОКАТО и ­ОКТМО, ИНН налоговых органов и др. Из-за этого возникают споры с инспекциями по признанию обязаннос­ти об уплате налога исполненной.

Плательщики настаивают на том, что требования п. 4 ст. 45 НК РФ выполнены и претензии чиновников необоснованны. Довольно часто эти споры доходят до самой высокой инстанции.

­ОКАТО и ­ОКТМО

Наибольшее количество споров возникает при перечислении ­НДФЛ за работников общества в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения компании. Как показывает практика, компании указывают правильный КБК, но допускают ошибки в ­ОКАТО (с прошлого года — ­ОКТМО).

У судов долго не было единой позиции о том, считается ли в данном случае обязанность налогового агента исполненной или нет, возможен ли межбюджетный зачет и обоснованны ли пени. Яркий пример — постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13. Неправильный ­ОКАТО в платежке привел к начислению пени по ­НДФЛ. Фирма оспорила их в суде, и первая инстанция ее поддержала, а вот апелляция и кассация высказались против. Они указали, что предприятие нарушило требования п. 7 ст. 226 НК РФ, согласно которому «налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога по месту своего нахождения и по мес­ту нахождения каждого обособленного подразделения». А задолженность перед муниципальными бюджетами влечет начисление пеней.

А вот надзор отменил решения нижестоящих судов и достаточно логично сформулировал свою позицию. Среди оснований для признания обязанности по уплате налога неисполненной неправильное указание кода ­ОКАТО не названо. Раз сумма налога поступила в бюджетную систему РФ, значит, она считается уплаченной и задолженность у предприятия отсутствует. Пени могут быть начислены только на неуплаченную сумму налога. Аналогичный подход ранее был продемонстрирован в Определении ВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-16910/10, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 № А56-48850/2011, Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 № A45-15055/2011 и др.

Вроде бы постановление надзорной инстанции должно было привести к единообразию в решениях судов. Но не тут-то было. Буквально в следующем после выхода вышеназванного постановления Президиума ВАС РФ году появилось Определение ВАС РФ от 22.05.2014 № ВАС-3838/14, в котором тройка судей в похожем споре поддержала противоположную позицию и отказала в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмот­ра в порядке надзора.

В данном деле фирма настаивала, что переплату ­НДФЛ по обособленному подразделению можно было зачесть в счет недоимки по головной организации, а начисление пени неправомерно. Первые две инстанции встали на сторону компании. Они указали, что бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов — федерального, субъектов РФ, местных, а это значит, что система не может страдать, если налог в нее в принципе поступил (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Однако, кассационная инстанция, а вслед за ней и надзор приняли другое решение. Они посчитали пени обоснованными. Так как «компенсация соответствующему бюджету непоступивших сумм налогов обес­печена пеней — суммой, которую налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки».

Но на радость плательщикам сейчас позиция о том, что ошибка в ­ОКТМО (ранее — ­ОКАТО) не является основанием считать налог неперечисленным, подтверждена Верховным судом РФ (Определение от 10.03.2015 № 305-КГ15-157). На наш взгляд, эта позиция более обоснованна. Так как платежи зачислены на единый бюджетный счет, соответствующий КБК, то неверное указание кода ­ОКАТО или ­ОКТМО в платежном до­кумен­те не может служить причиной для признания обязанности по уплате налога неисполненной. Кстати, ФНС России, в отличие от налоговых органов на местах, уже как полтора года вполне с этим согласна (письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Неверный КБК

Не секрет, что коды бюджетной классификации для уплаты налогов изменяются чуть ли не ежегодно. Поэтому бухгалтеры следят за ними очень пристально. Тем не менее ошибки происходят.

Бояться проставления в платежном поручении на уплату неправильного КБК не стоит. Минфин России еще в письме от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977 разъяснил, что в случае неправильного указания налогоплательщиком КБК, не повлекшего неперечисления налога в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства, следует руководствоваться п. 7 ст. 45 НК РФ. То есть подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением до­кумен­тов, подтверждающих уплату, с просьбой уточнить принадлежность платежа. Также можно попросить инспекцию о сверке расчетов, после которой налоговики примут решение об уточнении платежа.

Напомним, что порядок сверки расчетов проводится по Регламенту, утвержденному приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@. Срок процедуры не должен превышать десяти дней. Если же выявлены расхождения в данных плательщика и инспекции, он увеличивается до 15 дней. Результаты сверки должны быть оформлены актом и соответствующей справкой, подписанной руководителем инспекции.

Отметим, что уточнение КБК может производиться только в пределах одного и того же налога. На это обратила внимание ФНС России в письме от 22.12.2011 № ЗН-4-1/21889.

Правда, территориальные налоговые органы не всегда готовы так просто решать подобные вопросы, что подтверждается арбитражной практикой. Налогоплательщики вынуждены отстаивать свои платежи в судах и, надо сказать делают это довольно успешно. Приведем примеры.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012 суд указал, что исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания КБК в платежных до­кумен­тах. Ведь этот код необходим лишь для правильного распределения средств между бюджетами. Аналогичное мнение — в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2013 № А32-31731/2012, Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012, Центрального округа от 08.10.2013 № А14-18051/2012 и др.

И несколько слов об указании КБК, которого не существует (код отменен или изменен). Несмотря на мнение ФНС России, суды считают, что такая ошибка также не приводит к фатальным последствиям и налоговый орган вполне в состоянии идентифицировать платеж при прочих правильных реквизитах. В частности, такой вывод содержат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2006 № Ф04-8059/2006(29059-А81-33), Северо-Западного округа от 07.10.2008 № А42-1319/2008. Решения, хоть и приняты довольно давно, содержат ссылки на действующие нормы НК РФ, а значит, вполне актуальны и в 2015 г.

Платите налоги сами!

Рассмотрим еще один вопрос, касающийся порядка заполнения поручения на перечисление налогов в бюджет в случае, если плательщиком является третье лицо. Такая ситуация может возникнуть, например, при уплате налогов за компанию директором или учредителем.

Позиция Минфина России достаточно определенна. Во-первых, при перечислении налогов и сборов в бюджетную сис­тему РФ расчетные до­кумен­ты заполняются в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Во-вторых, в платежке должны быть указаны реквизиты налогоплательщика — юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые позволяют его идентифицировать. В-третьих, обязанность по уплате налога возложена на налогоплательщика. А это значит, что ее исполнение должно быть подтверждено до­кумен­тами, по которым можно четко установить, что причитающаяся сумма уплачена именно им (письмо Минфина России от 22.12.2014 № ­03-02-08/66327).

Ошибка в ОКТМО в платежном поручении в ИФНС является довольно серьезной. Данный код позволяет отнести платежи в бюджет того или иного муниципального образования. А неверное указание кода приведет к тому, что платеж будет отнесен в бюджет иного муниципалитета. В статье рассмотрим, что делать, если в платежном поручении допущена ошибка при указании ОКТМО.

Что такое код ОКТМО

ОКТМО представляет собой цифровое обозначение, которое присваивается каждому муниципальному образованию в РФ. В платежном поручении код ОКТМО проставляется в соответствии в правилами заполнения платежек (приказ Минфина №107н). Согласно данных правил, поля и строки платежного поручения заполняются определенным образом, а в том случае, если какой либо из обязательных реквизитов в документе не указан, то платежка не будет принята банком к исполнению.

Важно! Код ОКТМО является одним из обязательных реквизитов и его указание в платежном поручении необходимо.

Для чего ОКТМО нужен в платежном поручении

ОКТМО – это указание на ту территорию, на которой определенный налогоплательщик осуществляет свою деятельность, а также получает от доход. Данный код был введен для того, чтобы поступивший платеж возможно было довольно быстро идентифицировать, а также отнести его в бюджет конкретного муниципального образования.

Важно! Если учесть, что ОКТМО представляет собой указание на отнесение платежа в определенный бюджет, то в случае неправильного указания кода, денежные средства просто поступят в бюджет другого муниципалитета.

Как найти свой ОКТМО

При заполнении платежки могут возникать сложности с определением кода ОКТМО. Значения данных кодов указаны в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований (ОКТМО), утвержденный приказом Росстандарта №159-ст от 14.06.2013. Данный классификатор пришел на смену Классификатора административно территориального деления (ОКАТО), то есть если ранее в платежке указывали ОКАТО, то сейчас следует указывать код ОКТМО. В платежном поручении ОКТМО указывается в поле 105.

Важно! Платежное поручение компании оформляют по налогам и сборам, либо в адрес своего контрагента. Составлен такой документ должен быть правильно, без ошибок. В противном случае получатель денежных средств их просто не получит.

Ошибка в ОКТМО в платежном поручении в ИФНС

Если в платежке ОКТМО указан неверно, то на поступление денежных средств в бюджет это никак не повлияет. Если организация обнаружит в своей платежке ошибку, то ей потребуется обратиться в налоговый орган и подать заявление об уточнении реквизитов (ст. 45 НК РФ). Составить такое заявление можно в свободной форме, так как специальных бланков для него не предусмотрено. В документе следует указать следующую информацию:

  • дата платежа, сумма, указанная в платежке, а также назначение платежа;
  • неверно указанный реквизит;
  • верное значение реквизита;
  • ссылка на нормативный документ, на основании которого платеж можно уточнить;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Помимо заявления предоставить следует копию платежного поручения, в котором была допущена ошибка, а также выписку из банка, подтверждающую перечисление указанной суммы.

Если ошибку в ОКТМО в платежке обнаружит налоговая, то она может предложить провести сверку расчетов. Решение о сверке налоговая принимает в срок до 10 рабочих дней с момента получения соответствующего заявления от работодателя. О принятом решении налоговая обязана оповестить налогоплательщика.

Важно! Если ошибка в ОКТМО допущена в платежном поручение на уплату страховых взносов, то направлять уточнение не потребуется. Это связано с тем, что налоговая не учитывает при распределении взносов значение ОКТМО. Данная оплата не попадет в невыясненные платежи, она будет учитываться в специальной карточке расчетов с бюджетом, где будет указан ОКТМО в соответствии с местом деятельности организации.

Штраф за неверно указанный ОКТМО в платежном поручении

Организациями и предпринимателями довольно часто допускаются ошибки в реквизитах платежек в налоговою, поэтому ФНС требует разработать законопроект о введении штрафа за неверно указанный ОКТМО. На сегодняшний день платежи по налогу должны быть исполненными даже в случае неверно указанного ОКТМО, однако, если законопроект будет утвержден, то за ошибки придется платить.

В Государственную думу поступил законопроект, в соответствии с которым предлагается наказывать налогоплательщиков за ошибки в указании ОКТМО в платежных поручениях на уплату НДФЛ. В настоящее время ошибка в данном реквизите не приводит к наложению на налогоплательщика штрафа. Налоговые органы данную ситуацию улаживают самостоятельно путем перенаправления денежных средств в нужный бюджет. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что ситуации, когда налог фактически оплачивается не по месту ведения деятельности компании, довольно часто. В связи с этим, местные бюджеты несут постоянные потери, например, по налогу НДФЛ, который для многих регионом является бюджетообразующим. Поэтому, для снижения числа ошибок в платежных поручениях, в будущем возможно установление реальной ответственности налогоплательщика.

При принятии законопроекта, в Налоговом кодексе будет дополнительное основание для признания обязанности уплате налога неисполненной в случае допущении ошибки в ОКТМО. Штраф предлагается ввести в размере 20% от суммы неуплаченного налога.

Какие поля в платежном поручении исправлять не нужно

Важно! Если компания перечисляет налог на основании предоставленной декларации, то ОКТМО в платежке следует указать в соответствии с этой декларацией.

В платежном документе довольно много полей, в которые необходимо вносить определенные реквизиты. Среди них есть и такие, на которых налоговики не заостряют особо внимание. К ним относят поля, в которые вносят:

  • налоговый период;
  • статус налогоплательщика;
  • дата, номер документа;
  • основание платежа, тип платежа.

Указанные ошибки исправлять не обязательно. Несущественной является ошибка и в очередности платежа. За исключением ошибок, допущенных компаниями, которые в настоящее время имеют некоторые финансовые сложности. Например, на расчетном счете компании нет достаточных денежных средств, либо по счету установлено ограничение по расходным операциям. В этом случае данное поле будет проверяться в первую очередь.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Какой код ОКТМО указывать обособленной организации, свой или ОКТМО головного офиса?

Ответ: ОКТМО следует указать в соответствии с кодом местности, в которой находится обособленное подразделение.

Если при перечислении налогов компания допустила ошибки в ОКТМО в платежках, деньги «зависнут» в невыясненных платежах. Но это не повод для начисления Доказать это помогут три аргумента.

Аргумент 1 — налог оплачен при предъявлении платежки в банк

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления платежки в Есть только две ошибки, при которых налог признается неуплаченным. Это неверный номер счета казначейства и неправильное название банка получателя (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). При прочих недочетах налог считается уплаченным. А раз задолженности нет, то нет и оснований начислять пени.

Аргумент 2 — ошибки в ОКТМО в платежках можно исправить

При неверном коде ОКТМО компания вправе подать заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Устраняя в поручении неточность, компания тем самым исправляет ошибку в уже свершившемся платеже. И заново платить налог от нее не требуется. Значит, ранее уплаченную сумму инспекция обязана отразить по дате платежки, а пени пересчитать.

Аргумент 3 — по ошибкам в ОКАТО есть арбитраж в пользу компаний

Раньше при неточных кодах ОКАТО в платежках судьи подтверждали, что оснований для начисления пеней нет (постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.13 № 784/13). А с мнением судей соглашались в ФНС (письмо от 02.08.13 № БС-4-11/14009). При ошибках в ОКТМО практика еще не сложилась, но наверняка судьи будут придерживаться аналогичных выводов. Ведь от переименования кода его суть не изменилась.

Ниже приведены типовые ошибки в платежных поручениях, которые приводят к нежелательным последствиями, а также способами их устранения.

Если ФНС не может идентифицировать платеж, возможны два варианта развития событий:

  1. ФНС сообщит компании о зависшем платеже.
  2. ФНС не станет уведомлять о зависшем платеже. Чаще всего налогоплательщики узнают об ошибках в платежном поручении, когда получают требование об уплате недоимки по налогу и пеней.

Самой распространенной ошибкой, ведущей к уточнению платежа, можно считать неверный КБК. Иногда контролирующие органы уточняют платежи самостоятельно и уже по факту уведомляют налогоплательщика.

С 01.12.2017 в силу вступил Приказ ФНС РФ от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ , который подробно описывает порядок уточнения платежей. Согласно этому приказу, ФНС информирует плательщика о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. Для уведомления разработана специальная форма. Налоговый орган укажет причину, по которой платеж не прошел. В приказе приведен перечень возможных ошибок. Всего их 16.

Коды ошибок о неуплате налога и их расшифровка:

  • 01 - КБК не указан или указан с ошибкой
  • 03 - ОКТМО не указан или указан с ошибкой
  • 05 - ИНН налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой
  • 06 - указанный ИНН принадлежит другой компании
  • 07 - КПП налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой
  • 08 - ИНН получателя отсутствует или указан с ошибкой
  • 09 - КПП получателя отсутствует или указан с ошибкой
  • 10 - налогоплательщик не состоит на учете в ИФНС
  • 11 - перечислен налог за третьих лиц
  • 12 - в поле 106 платежного поручения основание платежа отсутствует или указано неверно
  • 13 - присутствуют ошибки в наименовании получателя и в номере расчетного счета
  • 14 - в ФНС не открыта карточка расчета с бюджетом
  • 15 - в поле 101 платежного поручения указан неверный статус плательщика или поле пустое
  • 16 - в поле 107 платежного поручения налоговый период не указан или указан с ошибкой

Зная коды ошибок, налогоплательщик сможет оперативно найти допущенную ошибку и написать . Письмо составляется в произвольной форме.

Информация о назначении платежа по своей сути является справочной. Не обязательно писать письмо об уточнении платежа, если в поле «назначение платежа» допущена ошибка. ФНС идентифицирует платеж по указанному КБК и другим параметрам.

Чтобы избежать пеней из-за невыясненных налоговых платежей, рекомендуем периодически проводить сверку расчетов с контролирующими органами. А лучше получить ЭЦП и открыть личный кабинет юридического лица или ИП. Там всё видно!

Уточнение страховых взносов

Если сведения об уплаченных «пенсионных» взносах уже учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то уточнить платеж нельзя. Кроме этого, важно помнить, что правила уточнения реквизитов платежек на уплату взносов за периоды до 01.01.2017 и после этой даты существенно различаются.

Так, чтобы уточнить реквизиты платежных поручений на перечисление взносов, деньги по которым поступили в ПФР до 01.01.2017 года , заявление об уточнении нужно подать в Фонд. В течение 5 рабочих дней Фонд рассматривает полученное заявление, выносит решение об уточнении платежа и направляет это решение налоговикам. Одновременно с решением ПФР отправит в инспекцию уточненную сумму пени, пересчитанную по состоянию на 01.01.2017.

Уточнение реквизитов платежа по взносам, отправленного после 01.01.2017 в ИФНС, происходит так:

  • плательщик подает заявление в ИФНС;
  • ИФНС направляет запрос в ПФР;
  • после получения запроса Фонд в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и направляет в инспекцию сообщение о возможности/невозможности уточнения;
  • в случае положительного ответа из Фонда налоговики принимают решение об уточнении платежа.

к меню

к меню

Ошибки, приводящие к неуплате налога в бюджет

В эту первую группу ошибок включены 2 пункта.

Первый пункт гласит о том, что налог будет считаться не уплаченным в случае допущения ошибки в номере счета Федерального Казначейства.

Второй ошибкой считается неверное написание наименования банка-получателя .

Третьей ошибкой считается неверное указание ОКТМО .

С 2019 года НДФЛ посчитают неуплаченным, если в платежке будет неверный ОКТМО. Поправки к подпункту 4 пункта 4 и статье 123 НК уже находятся в Госдуме (законопроект № 445467-7). Если из-за ошибки в ОКТМО инспекция не засчитает платеж, оштрафуют налогового агента (ст. 123 НК).

Если допустили такие ошибки, то платеж вообще не будет проведен банком или же средства поступят на другой счет Казначейства России. В любом случае сумму придется заплатить заново.

В соответствии с этим, если вышеназванные ошибки не будут замечены и исправлены вовремя, то они повлекут за собой возникновение недоимки. И, как следствие, на плечи налогоплательщика лягут еще и штрафы, блокировка счета и необходимость в повторной уплате налога.

В случае обнаружения таких ошибок после того, как поручение будет исполнено банком, исправление их возможно только одним способом - повторным перечислением денег по верным реквизитам. А первоначально уплаченную сумму придется возвращать как уплаченную излишне.

В налоговую инспекцию по месту учета . В течение 10 рабочих дней с момента получения этого заявления инспекторы письменно обратятся в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению они приложат копию заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России перешлет их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.

к меню

Ошибки, не приводящие к неуплате налога в бюджет

По замыслу законодателя все остальные ошибки, которые может допустить бухгалтер, заполняя платежное поручение, не могут привести к возникновению недоимки и не должны требовать уплаты налога в повторном порядке. Иными словами, если в процессе заполнения был неверно указан КПП, КБК, ИНН, назначение платежа, наименование плательщика, то в данном случае налог будет считаться уплаченным вовремя.

Получается, что эти ошибки не влекут за собой серьезных проблем. Однако на практике все обстоит несколько иначе. Довольно часто инспекциями начисляются штрафы и пени налогоплательщикам, которые допустили такие ошибки в процессе заполнения . И чтобы добиться справедливости приходится решать данный вопрос уже в судебном порядке.

Данная ситуация связана с тем, что в Налоговом кодексе Российской Федерации обязанности налогоплательщика и налоговой инспекции в случае допущения ошибок в платежном поручении, прописаны не особенно четко. И получается, чтобы перечисленная по ошибочной платежке сумма была признана корректным налогом и верно учтена на лицевом счете плательщика, инициативу должен проявить именно налогоплательщик.

В Налоговом кодексе обязательства по уплате налогов считаются исполненными даже не смотря на содержащие ошибки в платежном поручении. Ведь сумма со стороны плательщика была предназначена для перечисления в бюджет. И поэтому подача заявления об уточнении платежа, согласно п.7 считается правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Согласно теоретической информации, сумма, которая была направлена в пользу бюджета по ошибочной платежке, должна признаваться налогом даже без участия налогоплательщика. По мнению судей, налоговики вместе с органом Федерального казначейства обязаны самостоятельно распределять в соответствующие бюджеты сумму, которая поступила по ошибочному платежному поручению. И соответственно не может быть и речи о пенях и недоимке в случае возникновения второй группы ошибок.

Но в то же время обязанность налоговиков в виде распределения сумм, которые поступили по платежным поручениям с ошибками в Налоговом кодексе не зафиксированы. И в итоге до момента, пока казначейство и инспекция разберутся со статусом платежа по ошибочной платежке, на лицевом счете будет числиться недоимка и .

Именно поэтому, как только вы обнаружили ошибку, не стоит дожидаться результатов деятельности инспекции и казначейства, а следует срочно заняться подачей заявления на уточнение платежа в ИФНС, к которому нужно приложить платежку с отметкой банка. На основании данного заявления инспекция сможет инициировать сверку уплаченных налогов, штрафов и пеней или же немедленно вынести решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. И, само собой, пени, которые были начислены по лицевому счету, должны будут пересчитаться.

Согласно указанию Минфина, инспекция должна провести вышеназванные действия в течение 10 дней с момента получения заявления налогоплательщика или же с момента подписания акта сверки.

Примечание : Письмо Минфина России от 31.07.08 № 03-02-07/1-324

Итак, налогоплательщик, узнавший, что из-за ошибки, допущенной в платежном поручении налог не отражен на лицевом счете, должен совершить следующие действия:

  1. Обратиться в банк и получить подтверждение своевременного перечисления налога в письменном виде. Проще говоря, платежку с отметкой банка об исполнении.
  2. Направить . Если есть необходимость, то можно подать заявление о проведении сверки платежей.

Если допустили такие ошибки, то платеж вообще не будет проведен банком или же средства поступят на другой счет Казначейства России . В любом случае сумму придется заплатить заново.

Кроме того, нельзя уточнить платеж по пенсионным взносам, если перечисленная сумма учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (абз. 2 п. 9 ст. 45 НК РФ).

Если перечисляете платеж повторно, за возвратом первоначально уплаченной суммы обращайтесь:

  • в банк – если платеж не исполнен;
  • в налоговую инспекцию по месту учета организации – если средства списаны с расчетного счета организации, но на счет Казначейства России не попали.

В налоговую инспекцию по месту учета подайте заявление. В течение 10 рабочих дней с момента получения этого заявления инспекторы письменно обратятся в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению они приложат копию заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России перешлет их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.

Бывает, что к моменту подачи заявления в налоговой инспекции еще нет сведений о том, зачислен ли платеж на счет Казначейства России. Тогда в течение двух рабочих дней с момента поступления заявления инспекция направит в региональное УФНС России соответствующий запрос. Ответить на этот запрос (подтвердить зачисление платежа) региональное УФНС России должно в течение двух рабочих дней с момента его получения. После этого возврат ошибочно зачисленной суммы произведут в том же порядке.

Примечание : Письма Минфина России от 2 ноября 2011 г. № 02-04-10/4819 , от 10 августа 2011 г. № 02-04-09/3641 и ФНС России от 6 сентября 2013 г. № ЗН-3-1/3228 .

к меню

Ошибка или не указан УИН

УИН - это уникальный идентификатор начисления . УИН содержит 20 или 25 знаков. В платежке для него отведено поле 22 «Код» (п. 12 Правил, утвержденных приложением №2 к приказу Минфина России ).

По номеру УИН происходит автоматический учет уплаченных страховых взносов и иных платежей в бюджет. Сведения о платежах в бюджет передаются в ГИС ГМП. Это Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.

Если в платежке указать неверный УИН , ГИС ГМП платеж не идентифицирует. Обязанность по уплате страховых взносов и других платежей в бюджет будет считаться неисполненной.

Где взять УИН.

УИН устанавливает ФСС или ПФР. Если вы получили требование об уплате налогов или сборов, УИН возьмите из требования.

При за автомобиль компании УИН возьмите из постановления. Иначе штраф будет считаться неуплаченным.


к меню

Когда ошибка при указании КБК в платежке на уплату страховых взносов не влечет начисление пеней

Если при перечислении «медицинских» взносов (в бюджет ФФОМС) в платежном поручении указан КБК, администратором доходов по которому является ПФР, то у страхователя не возникает недоимки по страховым взносам. Соответственно, пени в такой ситуации начисляться не должны. К такому выводу пришел Верховный суд в определении от 15.10.15 № 310-КГ15-12541 .

При неправильном указании КБК в платежке обязанность по уплате страховых взносов может быть признана неисполненной только в том случае, если это повлекло неперечисление необходимой суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. Если, несмотря на неверное указание КБК в платежном документе, денежные средства поступили на единый счет пенсионного фонда, который выполняет функции единого администратора поступлений и если в платежке верно отражены назначение платежа, счет администратора и его наименование, то сам по себе факт неправильного указания разряда КБК, обозначающего администратора поступлений, не свидетельствует о непоступлении платежа единому администратору. Платеж в любом случае поступил управлению фонда, которое в силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса могло не только определить назначение платежа, но и самостоятельно распределить поступившую сумму между бюджетами соответствующих внебюджетных фондов.

Сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной, сделал вывод АС Северо-Западного округа в постановлении от 13.07.2016 N Ф07-4923/2016 по делу N А56-82352/2015 .


к меню

Когда налог считается уплаченным?

Минфин России в письме от 19.01.17 № 03-02-07/1/2145 напоминают, что налог считается уплаченным, как только плательщик предъявляет в банк платежное поручение на перечисление денежных средств со своего счета (если нужная сумма на нем есть) в бюджет на счет казначейства.


к меню

Нарушение срока оплаты налога или страховых взносов по вине банка

Платежное поручение по взносам за ноябрь 2016 организация представила в банк 10 декабря 2016 года. Но в бюджет ФНС деньги поступили лишь 20 декабря 2016 года. В итоге с 16 по 20 декабря организации начислили пени.

Если деньги поступили в бюджет с опозданием по вине кредитной организации, то ситуацию можно исправить так.

1. Потребуйте от банка письменное объяснение, по какой причине был задержан платеж. Ведь банковские сотрудники обязаны исполнить поручение за один операционный день.

2. Напишите в отделение ФНС заявление с просьбой пересчитать сумму начисленных пеней по взносам в связи с тем, что деньги поступили в бюджет не вовремя по вине банка.

К заявлению приложите:

  • то самое письменное объяснение банка;
  • платежное поручение на уплату взносов с отметкой банка;
  • договор с банком на обслуживание;
  • выписку по расчетному счету, чтобы было видно, когда вы подали поручение, и что деньги на счете вашей компании действительно были.

ВНИМАНИЕ!

Пишите в обосновании платежа подробно страховой номер, за что и за какой период идет уплата страховых взносов.

Итак мы рассмотрели важный вопрос

В платежном поручении на уплату налогов есть ошибка. Что делать?

Дабы не допускать проблем подобного рода и не создавать себе дополнительные трудности, лучше несколько раз проверить правильность заполнения платежного поручения, а затем уже совершать по нему оплату.


к меню

Как уточнить платеж

  • со дня уплаты прошло не более трех лет;
  • уточнение не приводит к образованию недоимки;
  • деньги поступили в бюджет, несмотря на ошибку.

Если платеж не поступил в бюджет, то уточнить его нельзя. Придется оформить новое платежное поручение и обратиться в ИФНС за возвратом денег по старой платежке.

Уточнить можно не только основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, но и номер счета Федерального казначейства. П. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ

Если налогоплательщик перечислил деньги в бюджет вовремя, но по неверным реквизитам, а позднее платежа, то датой уплаты налога будет считаться дата перечисления некорректного платежа, а значит не должно. Но, так просто избежать денежных санкций можно не всегда.

Примечание : Письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853

Будут ли пени при Уточнение налогового платежа и зачет переплаты в счет недоимки

Есть две ситуации, когда уточнение реквизитов платежа от пеней за просрочку не спасет.

1. Если ошибка была допущена в номере счета Федерального казначейства или в реквизитах банка получателя, то заявление об уточнении вообще подавать бесполезно – обязанность по уплате налога в любом случае будет считаться неисполненной (пп.4 п.4 ). Сумму налога придется отправить в бюджет заново, причем датой оплаты будет считаться день перечисления второго исправительного платежа. Т.е. если корректный платеж был отправлен после установленного законодательством крайнего срока уплаты налога, налоговики начислят пени за несвоевременную уплату.

2. Если ошибочный платеж изначально был перечислен с опозданием. В этом случае, налоговики сторнируют начисленные пени только за период со дня фактического перечисления денег до даты принятия решения об уточнении. Соответственно, за первоначальное опоздание пени все равно придется уплатить.

Зачет имеющейся переплаты в счет недоимки

в данном случае пени однозначно будут. Ведь, при проведении такого зачета, обязанность по уплате налога считается исполненной с даты вынесения ИФНС решения о проведении зачета. Правда, и здесь есть свои нюансы. На принятие решения о зачете переплаты у налоговиков есть 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления от плательщика (п.4 ). Соответственно, если плательщик подаст заявление о зачете как минимум за 10 рабочих дней до наступления крайнего срока уплаты налога, возникновения недоимки по которому он опасается, а налоговики вынесут положительное решение, то никаких пеней не будет. Ведь недоимка просто не возникнет – налог будет «уплачен» в срок за счет зачтенной переплаты.

Налог на имущество организаций: когда ошибка в платежке не приведет к пеням

Если организация заплатила налог на имущество вовремя, но указала в платежном поручении вместо данных «обособки» сведения о головном офисе, пеней быть не должно.

Это правило действует лишь в случае, когда и компания, и ее ОП находятся в одном субъекте РФ, и в этом субъекте не предусмотрено межбюджетное распределение имущественного налога.

Если эти условия соблюдены, а допущенная в платежке ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, но инспекция по месту нахождения обособленного подразделения все равно насчитала пени за неуплату, компания может подать в ИФНС заявление о допущенной ошибке. На основании этого заявления налоговики должны признать сумму пеней излишне начисленной и произвести перерасчет обязательств компании перед бюджетом.

к меню


  • Приведен бланк заявления, который подается в налоговую для уточнения ошибочно проведенного платежа по налогам.
  • Вам необходимо подать заявление об уточнении реквизитов платежного поручения. Образец такого заявления можно найти по ссылке http://www.1gl.ru/#/document/118/19363/ .

    На основании заявления и акта совместной сверки уплаченных налогов (если такая сверка проводилась) инспекция примет решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

    Ситуация: Какие последствия может повлечь за собой неправильное указание КБК или ОКТМО в платежном поручении на перечисление налогов

    Неправильное указание КБК или ОКТМО может привести к тому, что перечисленная сумма налога хотя и попадет в бюджетную систему, но будет зачислена:

    • либо в бюджет другого уровня (например, вместо федерального в региональный);
    • либо в бюджет одного уровня, но в другом муниципальном образовании;
    • либо в бюджет одного из внебюджетных фондов;
    • либо на невыясненные поступления.

    КБК и ОКТМО входят в группу реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа. Если в этих данных допущена ошибка, ее можно исправить. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать заявление об уточнении реквизитов платежного поручения. На основании заявления и акта совместной сверки уплаченных налогов (если такая сверка проводилась) инспекция примет решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. В результате обязанность организации по уплате налога будет признана исполненной, а пени, начисленные организации, должны быть списаны.* Уточнить платеж можно и в том случае, если сумма налога была перечислена в бюджет другого уровня или во внебюджетный фонд. Это следует из положений пункта 7 статьи 45 и пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 марта 2012 г. № 03-02-08/31 и от 15 апреля 2010 г. № 03-02-08/23 .

    Устойчивая арбитражная практика подтверждает, что обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от правильности указания КБК (ОКТМО) в платежном поручении. Опираясь на положения пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ, суды признают неправомерным взыскание штрафов, недоимок и начисление пеней, если сумма налога с ошибочным КБК (ОКТМО) поступила в бюджетную систему (была зачислена на соответствующий счет казначейства). Даже если организация не обращалась в инспекцию с заявлением об уточнении платежа. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 г. № 784/13 , определениях ВАС РФ от 10 июня 2010 г. № ВАС-4111/10 , от 24 ноября 2008 г. № 15056/08 , постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. № Ф03-8247/2009 , от 15 сентября 2009 г. № Ф03-4703/2009 ,от 30 марта 2009 г. № Ф03-1121/2009 , Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2009 г. № Ф04-5714/2009(20002-А45-34) , от 12 марта 2009 г. № Ф04-1367/2009(1886-А45-29) , Северо-Западного округа от 4 июля 2011 г. № А05-5601/2010 , от 14 марта 2011 г. № А05-4762/2010 . А в постановлении от 31 января 2013 г. № А64-5684/2012 ФАС Центрального округа прямо указал, что только два вида ошибок, допущенных при составлении платежных поручений на перечисление налогов, приводят к возникновению недоимки и, как следствие, являются основанием для начисления пеней. Во-первых, это неправильное указание номера счета Казначейства России, а во-вторых - неправильное указание наименования банка получателя платежа.

    Кроме того, на практике суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» и «ошибочно перечисленные» налоги. Например, если в платежном поручении на перечисление транспортного налога ошибочно указан КБК по НДС (плательщиком которого организация не является), то ограничения, установленные статьей 78 Налогового кодекса РФ (о невозможности зачета между налогами разных видов (федеральные, региональные, местные)), применяться не должны. В таком случае суммы, перечисленные по неправильно указанному КБК, не являются «излишне уплаченными». Ведь организация намеревалась исполнить обязанность по погашению другого обязательного платежа. Переплата же стала следствием технической ошибки, допущенной при заполнении платежного поручения. В этих условиях организация вправе потребовать зачета ошибочно перечисленной суммы в счет платежа, который она собиралась перечислить первоначально. Суды подтверждают правомерность таких требований (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 февраля 2008 г. № Ф03-А73/07-2/6284 , Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2012 г. № А41-23154/11).

    Налог может быть зачислен на ошибочный КБК по вине банка. Например, если банк неправильно сформировал электронный платежный документ. В этом случае по заявлению организации налоговая инспекция должна уточнить платеж, запросив в банке бумажную копию оригинала платежного поручения. Уточнение платежа производится на день фактической уплаты налога, то есть без начисления пеней. Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/2-92 .

    Олег Хороший,

    государственный советник налоговой службы РФ III ранга