Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем. Методология исследования национально-государственной экономической системы

1. Понятие об экономической системе и модели национальной экономики.

2. Классификация экономических систем.

Понятие об экономической системе и модели национальной экономики

Исходным понятием для анализа современных моделей национальных экономик дефиниция "экономическая система общества". Экономическая система общества и модель национальной экономики соотносятся как общее и специфическое.

Некоторые ученые отождествляют эти понятия, определяя экономическую систему как форму организации национальной экономики, ее хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) производственных ресурсов. Однако анализ сущностных черт дефиниции "экономическая система", ее составляющих, структуры и форм проявления свидетельствует, что экономическая система может отображать тенденции развития как отдельных экономик, так и их групп, цивилизации в целом.

Экономическая система - понятие, отражающее закономерности развития человеческого общества в целом и отдельных наций на определенном уровне социально-экономических отношений, в нем сложились на основе общих для них характеристик. Это своего рода теоретическая модель, которая отражает общие закономерности эволюции экономической подсистемы человеческого общества или отдельных групп обществ, отдельных обществ. Основные элементы экономической системы: производительные силы, технико-экономические отношения, социально-экономические отношения (отношения собственности), организационно-экономические отношения, хозяйственный механизм в наиболее общем виде их проявления в определенный момент развития человеческого общества.

Модель национальной экономики - отражает тенденции развития отдельных хозяйственных систем с учетом как общеэкономических особенностей развития общества (экономическая система), так и специфических, присущих только данной хозяйственной системе на определенном этапе ее эволюции. Эта дефиниция определяет, как проявляются общие закономерности развития экономической составляющей общества в отдельно взятых хозяйственных системах определенного общества. Основные элементы национальной экономики: производительные силы, технико-экономические отношения, социально-экономические отношения (отношения собственности), организационно-экономические отношения, хозяйственный механизм, экономический потенциал, особенности государственного устройства, традиции, менталитет, культура общества в их динамике, развитии с учетом наиболее общих закономерностей развития экономических систем и их преломление (изменение, эволюция, дополнения новыми признаками и т.д.) в отдельных обществах.

Классификация экономических систем

Экономические системы общества имеют несколько классификаций. Приведем примеры наиболее употребляемых из них.

По типу собственности на средства производства (формационный подход):

o Первобытнообщинный строй - экономическая система первобытной общины основывалась на общей собственности. Средства труда были общей собственностью, а произведенный продукт распределялся в интересах всей общины в целом. Наибольшую долю получали вожди, охотники, воины. Между всеми другими членами общины продукт распределялся поровну. Через эту экономическую систему прошли все общественные образования, однако с разной продолжительностью временного лага.

o Рабовласниький строй - рабство означало переход к частной собственности в ее абсолютной форме. Собственностью рабовладельца является не только земля, средства производства, но и сам человек, который на него работает. Раб не имеет семьи, дома, хозяйства. Он - вещь среди вещей. Эта система была присуща не всем общественным образованием. Так, в Греции, Китае, Риме рабовладельческий строй отличался по своей сути - в Греции система рабовладельческого строя, например, была более демократичной, чем в Китае. Некоторые народы обошли стадию рабовладельческого строя, например, славянские народы от стадии первобытного общества перешли к феодализму.

o Феодализм - феодализм развил частную собственность в абсолютной форме и в то же время ослабил ее абсолютный характер. Работник выступает как субъект и как объект собственности. Как субъект собственности он имеет определенный надел, сельскохозяйственный инвентарь и тому подобное. В качестве объекта собственности работник вынужден отрабатывать на своего хозяина повинность (например, Отработочная оброк, и / или денежный оброк). При таком типа общественно-экономической формации человек-работник так же сохраняет низкое положение в структуре средств производства. Как и рабовладельческий строй, был присущ не всем обществам и имел свои отличия (крепостничество было отменено в европейских странах раньше, чем у славян).

o Капитализм - при капиталистическом хозяйствования, чтобы организовать производство материальных благ, владелец средств производства должен купить рабочую силу (физические и умственные способности человека), а не человека. Таким образом, осуществляется купля-продажа рабочей силы (наем на работу) и начинается капиталистическое производство. При этом стремительно развиваются рыночные отношения, бартер заменяется товарно-денежным обменом. Но при таком способе производства, как показывает марксизм, человек-рабочий все еще остается от своей деятельностной сущности. Капитализм в европейских странах распространялся различными темпами, иногда разрыв в развитии капиталистической системы хозяйствования между странами продолжался сотни лет.

o Социализм - концепция идеального общества: бесклассовое общество, обобществленная собственность на средства производства и результаты труда, равное распределение национального богатства, отсутствие антагонистичности во взаимоотношениях производительных сил и производственных отношений, отказ от услуг стоимости, всестороннее развитие производительных сил общества. Подобный строй была попытка построить в ряде стран Европы и Азии.

По структурно-управленческим аспектом развития экономики экономическая система рассматривается как социально создан механизм для принятия экономических решений во всех сферах общественного производства: собственно производстве, обмене, потреблении и распределении. То есть экономические системы различаются по структуре хозяйственного механизма: рыночная экономика, нерыночная экономика.

Институциональное направление рассматривает развитие экономических систем и отдельных типов национальных экономик как комплекс экономических отношений между хозяйственными единицами и экономическими агентами, развиваются под влиянием экономических, политических, социальных, экологических, культурных, географических и других институциональных и природно-социальных факторов.

По степени индустриально-экономического развития различают доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (информационное, знаниевую). Специфику каждого из них определяет уровень технико-экономических отношений, ведущий сектор в экономике и общий уровень развития производительных сил общества. Это технократические концепции развития общества.

В зависимости от развития человеческой цивилизации (цивилизационный подход) различают следующие стадии развития экономических систем:

o 1 группа - доиндустриальную (традиционный цивилизацию, индустриальную цивилизацию, постиндустриальную (постэкономического) цивилизацию;

o 2 группа - традиционную (патриархальную или авторитарную) цивилизацию, либеральную и демократическую цивилизации;

o 3 группа - постоянный поиск путей формирования единой мировой цивилизации.

Так, достаточно интересна концепции циклического развития общества или изменения цивилизаций (Л. Морган, А. Тойнби, Н. В. Данилевский, А. М. Ковалев, Ю. В. Яковец). Согласно некоторым из этих теорий, человечество в своем развитии прошло 7 стадий (то есть на смену друг другу прошло 7 цивилизаций): неолитическая, рабовладельческая, античная, раннефеодальное, перединдустриальна, индустриальная и постиндустриальная, соответствующие эволюции общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Они не отражают эволюции конкретных типов национальных экономик, но все же дают определенным образом обоснованное логическое объяснение всеобщим закономерностям развития человеческой цивилизации, в т.ч. и ее экономической составляющей.

Существует также классификация экономических систем в соответствии с взаимосвязей между производством и потреблением в обществе. Она была разработана К. Бюхера в начале XX в. Он выделил следующие типы экономических систем: замкнутый домашнее хозяйство городское хозяйство и народное хозяйство, отличающиеся между собой по уровню потребления и производства товаров и услуг, а также продолжительности и количеству стадий, проходящих между ними.

Однако наибольшее распространение получила классификация экономических систем и типов национальных экономик по уровню развития социально-экономических отношений и способом координации и управления экономической деятельностью, поскольку именно эти аспекты экономического бытия определяют и характеризуют уровень развития производительных сил общества и взаимосвязи в экономике.

По этому критерию определяют следующие типы экономических систем:

o "Чистая" "рыночная экономика (свободный рынок, саморегулируемая экономика," чистый "капитализм, эпоха свободной конкуренции) - частная собственность на факторы производства; самокоординации экономической деятельности на основе действия общих объективных закономерностей развития (экономический порядок) максимальное невмешательство государства в экономические взаимоотношения, свобода предпринимательства и выбора деятельности (принцип демократии и экономической свободы выбора); общая цель для всех субъектов хозяйствования - получение максимальной прибыли и действуя на свой страх и риск; свободные входы и выходы с рынка за счет действия свободной (чистой или совершенной) конкуренции; обеспечивается господство потребителей на производителями, то есть производится только то, что покупается; ценовой механизм является основным координационным механизмом урегулирования экономических отношений (экономический порядок) рынок для всех его участников является "черным ящиком", он неизвестен, и все суб объекты вынуждены объективно подчиняться его законам; распылена экономическая и рыночная власть; единичная планомерность экономической деятельности (на уровне отдельных предприятий).

o Командная экономика (командно-административная, социалистическая плановая система хозяйствования) - огосударствленная общественная собственность на факторы производства и результаты труда; господство централизованного планирования и распределения экономических ресурсов и коллективное принятие хозяйственных решений путем тотальной централизации планирования экономической деятельности; подавление механизмов рыночного саморегулирования (свободной конкуренции, ценообразования, распределения и обмена); отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей и работников; государственный контроль над всеми сферами общественной жизнедеятельности; господство единой идеологии развития и исключения принципов функционирования других экономических систем (закрытая экономическая система) господство производителя над потребителем (на рынках при такой системе покупается только то, что производится, выбора у потребителя нет). Такая модель экономической системы была воплощена в СССР и странах социалистического содружества и сохранялась до начала рыночного реформирования этих экономик.

o Традиционная экономика - господство частной собственности; низкий уровень экономического и социального развития общества; многоукладность экономики с преобладанием сырьевой составляющей; зависимый (колониальный) характер социально-экономического развития; преобладание традиционного (обычного) права в координации экономических отношений; технический прогресс резко ограничен; демографические кризисы (обычно темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства); низкий уровень развития науки и образования; низкая производительность труда за счет устаревших способов управления и технологического устаревания; большой государственный долг; исключительно высокая роль государства и силовых структур в экономике и политике. Такая экономическая система и до сих пор существует почти в 100 странах мира. Страны традиционной системы являются поставщиками сырья и материалов для мирового хозяйства, служат рынком сбыта готовой продукции и полностью зависимыми от внешних источников финансирования.

o Смешанные системы (принципы "смешанной экономики" разрабатывали А. Вагнер, С. Чейз, Дж. М. Кейнс, Э. Хансен, П. Самуэльсон и др.). Для этой системы характерны следующие процессы: на микроекономич ном уровне отношения регулируются преимущественно рыночными способами и альтернативными к ним внерыночными методами (корпоративная координация) а на макроэкономическом уровне - синтезированной системой государственного и корпоративного управления и регулирования хозяйственных процессов; плюрализм форм собственности; переплетение, взаимопроникновение и взаимодополнение коллективного, частного и государственного хозяйств, но также взаимный переход одного типа хозяйства в другой; социальная ориентация экономики, повышения на ее основе жизненного уровня людей; признание человека и его способностей главной ценностью и производительной силой; их формирования определяется переходом от одной системы хозяйствования к другой (переходный период). Демократическая форма управления способна обеспечить экономические, политические и духовные гарантии для полнейшей реализации возможностей каждого человека. Смешанными есть все современные экономики - как развитых государств, так и стран с трасфор-ционной экономикой и даже слаборазвитых. Однако все смешанные экономики отдельных стран (модели национальных экономик) имеют свои специфические черты.

Так, страны бывшего СССР начали экономическое реформирование с целью построения социально-ориентированной рыночной экономики с преобладанием принципов рынка над государственным вмешательством в экономику. Темпы и последствия этих трансформаций, их цели и механизмы внедрения были существенно различными, в результате чего часть стран смогла быстрее адаптировать собственные хозяйственные системы к условиям мирового рынка, а другая часть все еще находится на первых ступенях этих реформ.

Южная Корея при переходе к новым условиям хозяйствования стала на путь формирования рыночной экономики с преобладанием государственного вмешательства в экономику и значительным государственным сектором экономики и одновременной развитием частного малого и среднего бизнеса, расширила внешние контакты с другими хозяйственными системами.

Китай в этом аспекте является государством, которое, формально основываясь на принципах коммунизма и социализма, строит реальную смешанную рыночную экономику. В экономической политике Китая принципы планомерности и жесткого государственного контроля за экономической деятельностью органично сочетаются с принципами свободного рынка. Экономическая политика Китая неразрывно связана с демографической, политической, социальной, культурной, научной, технологической и экологической и постоянно стремится найти баланс между уровнями функционирования национальной экономики. Для Китая, как и других азиатских стран (бывшие командные и традиционные экономики), проблемы экономического развития при формировании современных смешанных систем заключаются в решении таких проблем: преодоление экстенсивного характера экономического роста; поиск быстрых путей выравнивания экономических диспропорций, связанных с низким стартовым уровнем развития; признание активизации развития образования и науки двигателем устойчивого экономического роста нации; преодоление идеологии закрытой экономики и переход к открытой системе хозяйствования.

Современные смешанные экономики развитых стран характеризует понятие "модель современных рыночных экономик". К таким можно отнести США, ЕС, Японию, Корею и некоторые другие государства, в своем социально-экономическом развитии рационально смогли совместить национальные особенности с общецивилизационными тенденциями развития. их модели государственных экономик нельзя отождествлять с понятием современной смешанной экономики.

Следует отметить также, что ни одна из названных выше основных экономических систем фактически существовала и сейчас не существует в чистом виде. Это связано с такими особенностями развития человеческого общества:

o специализацией и кооперацией хозяйственных процессов в мировых масштабах;

o аккумуляцией усилий человечества в решении глобальных экономических, социальных и экологических проблем;

o формированием единого глобального информационного и научного пространства;

o поиском оптимальных путей координации ограниченных ресурсов и более оптимального их использования, поиском альтернативных источников ресурсов;

o объективным характером постоянных трансформаций национальных хозяйств и под их влиянием - мирового хозяйства и др.

В последнее время значительный круг экономистов определяет тот факт, что большинство национальных экономик движется в направлении формирования "экономики согласований" (новая модель смешанной экономики). Концепция "экономики согласований" разрабатывалась для стран Скандинавии на базе специальных экономических исследований с учетом национальной специфики этих стран и общих цивилизационных тенденций развития. Эта концепция исходит из факта появления синергетического эффекта от рационального сочетания рыночного саморегулирования, государственного вмешательства и корпоративной координации современной экономики ("рациональная смешанность"), что проявляется в появлении механизмов переговорного характера - согласования. Они, по мнению западных ученых, смогут решить проблему экономических систем на макро- и микроуровне, оптимально соединив цели субъектов национальной экономики для достижения общей конечной цели функционирования.

Итак, модели национальных экономик формируются с учетом мировых достижений практики хозяйствования и учитывают свои особенности развития: исторические, политические, демографические, экологические, природные, социально-культурные, психологические и тому подобное. их структура является отражением диалектического взаимодействия общего (модели экономических систем) и специфического (их проявления в отдельных странах) экономического развития общества.

Базовой моделью для различных типов национальных экономик, как показывает сама эволюция современной экономики, является модель смешанной экономической системы, стремится как наиболее рационально и оптимально совместить в единой системе экономических взаимоотношений принципы рыночного саморегулирования и государственного вмешательства в экономику, не отвергая возможности появления альтернативных них механизмов координации, а также обосновать необходимость и наиболее рационально использовать возможности производительных сил общества, традиционных и новых средств производства с учетом общих и специфических черт различных по своим характеристикам национальных хозяйственных систем. Модель смешанной экономики наиболее адекватно объясняет современные тенденции к интеграции и глобализации, при этом не унифицирует отдельных экономик, а приближает их к пониманию того, что человечество может выработать единые принципы поступательного развития и решения общих социально-экономических и других проблем в направлении формирования постиндустриального общества.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования « Кубанский государственный университет»
Специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру

2014-2015 учебный год
Экономическая теория


  1. Структура и закономерности развития экономических отношений. Соотношение материального и нематериального в экономических отношениях.

  2. Биосоциальная природа человека. Место и роль человека в экономике. Мотивация и целевая функция экономической деятельности человека. Внеэкономические факторы в мотивации экономической деятельности

  3. Способ производства как социально-экономическая и технико-производственная целостность. Индивидуальное и общественное производство и воспроизводство в структуре способа производства.

  4. Воспроизводство общественного и индивидуального капитала. Эффективность общественного производства.

  5. Факторы трансформации способов производства. Влияние технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур.

  6. Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем. Факторы и закономерности эволюции экономических систем.

  7. Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании».

  8. Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Универсальное и национально-специфическое в экономических системах.

  9. Роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем.

  10. Теория государственного (общественного) сектора в экономике.

  11. Формирование экономической политики (стратегии) государства.

  12. Гуманизация экономического роста.

  13. Социальная подсистема экономики: элементы и отношения. Экономическая система и хозяйственный механизм.

  14. Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем.

  15. Теоретическая проблема экономической безопасности.

  16. Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Состав, структура и динамика национального богатства.

  17. Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие.

  18. Сравнительная статика рынка. Динамическое равновесие.

  19. Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение.

  20. Поведение потребителя в рыночной экономике: постановка проблемы и основные предпосылки анализа.

Государственное управление социально-экономическим развитием


  1. Государственное регулирование рынка

  2. Эволюция теорий государственного регулирования

  3. Экономика федеративных отношений. Проблемы разграничения полномочий и предметов ведения/сфер компетенции между федеральной, региональной, муниципальной властью.

  4. Бюджетно-налоговые отношения в федеративном государстве. Разграничение федеральных, региональных и местных налогов и сборов в налоговом и бюджетном законодательстве.

  5. Межбюджетные отношения. Принцип равенства бюджетов. Финансовая помощь территориям. Отчисления в процентах от налогов. Метод дотаций. Предоставление бюджетных ссуд.

  6. Бюджетный процесс в РФ, его участники и полномочия. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

  7. Содержание стратегического планирования в РФ. Закон о стратегическом планировании в РФ. ФЗ № от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

  8. Стратегии, программы, проекты: соотношение понятий. Особенности разработки и реализации на различных уровнях управления.

  9. Цели и механизмы федеральной политики регионального развития. Формы и механизмы взаимодействия Федерации и ее субъектов при решении ключевых вопросов социально-экономического развития.

  10. Экономические и социальные проблемы местного самоуправления.

  11. Организация системы местного самоуправления в РФ. Эволюция законодательной базы местного самоуправления в РФ. Современные типы муниципальных образований.

  12. Современная административная реформа в РФ: основные направления, промежуточные итоги и проблемы осуществления.

  13. Организация и оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администраций муниципальных образований; применение таких оценок в системе государственного управления и контроля.

Региональная экономика и управление


  1. Развитие теории пространственной и региональной экономики; методы и инструментарий пространственных экономических исследований; проблемы региональных экономических измерений.

  2. Соотношение между региональной экономикой и пространственной экономикой. Место региональной экономики в системе экономических наук.

  3. Пространственная организация национальной экономики; формирование, функционирование и модернизация экономических кластеров и других пространственно локализованных экономических систем.

  4. Пространственно-экономические трансформации; проблемы формирования единого экономического пространства в России; региональная социально-экономическая дифференциация; пространственная интеграция и дезинтеграция страны.

  5. Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем. Формирование сетевых структур в экономическом пространстве России.

  6. Региональные особенности социально-экономического развития; типы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и диверсифицированные, с крупными городскими агломерациями и без них и др.), методические проблемы классификации и прикладные исследования особенностей развития различных типов регионов.

  7. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Теория экономического районирования и образования региональных комплексов. Энергопроизводственный цикл. Методы планирования и регулирования территориального и регионального развития.

  8. Современное развитие теорий региональной экономики. Новые парадигмы и концепции региона. Регион как квазигосударство. Регион как квазикорпорация. Подход к региону как рынку. Подход к региону как социуму. Размещение деятельности. Теория диффузии инноваций. Теория регионального жизненного цикла. Пространственная организация экономики. Теория полюсов роста. Оси развития. Теории взаимодействия центра (ядра) и периферии. Межрегиональные экономические взаимодействия.

  9. Инструменты сглаживания пространственной поляризации (федеральные трансферты, инвестфонд, фонд региональной поддержки, налоговая система и др.), эффективность их применения; полюса и центры роста в региональном развитии.

  10. Региональная бюджетная система. Бюджет региона. Собственные доходы территориальных бюджетов. Регулирующие доходы. Дотации. Субвенция. Субсидия. Бюджет развития.

  11. Налоговые доходы бюджетов. Фискальная функция. Регулирующая функция. Региональные налоги и сборы.

Муниципальная экономика и управление


  1. Общая характеристика местного сообщества: признаки, критерии определения границ.

  2. Общее понятие «местного хозяйства». Теоретическая модель местной экономики.

  3. Современное понятие развития местного сообщества. Типы реакции местного сообщества на изменения. Развитие как процесс, метод, программа, движение.

  4. Система показателей социально-экономического развития местного сообщества. Специфические инструменты анализа местного сообщества: шкалограммы и демографическая таблица.

  5. Основные типы политики экономического развития местных сообществ. Самопомощь. Техническое содействие.

  6. Управление развитием как особый вид деятельности

  7. Факторы спроса и предложения рабочей силы, сегментация рынка труда.

  8. Местная политика на рынке труда: методы и инструменты регулирования занятости.

  9. Особая роль рынка жилья в развитии местного сообщества. Структура и специфика рынка жилья.

  10. Регулирование рынка жилья. Проблемы становления рынка жилья в России.

  11. Структура рынка капитала и особенности его функционирования в местном сообществе.

  12. Инструменты развития инвестиционной привлекательности местного сообщества.

  13. Сущность и роль местных финансов, их понятие, проблемы их становления в системе местного самоуправления.

  14. Гарантии федеральных органов государственной власти и субъектов РФ муниципальным образованиям в части самостоятельности рассмотрения, составления, утверждения и исполнения бюджета.

  15. Доходы местных бюджетов. Их виды в зависимости от источника образования.

  16. Расходные обязательства местных бюджетов. Реестр расходных обязательств: принципы составления.

  17. Взаимодействие местного и национального правительств в предоставлении услуг населению. Взаимосвязи трех секторов местного хозяйства.

  18. Основные экономические субъекты местного хозяйства, их взаимодействие.

  19. Технология планирования экономического развития местного сообщества. Цели и результаты. Ресурсы. Организация.

  20. Типы организаций содействия развитию местного сообщества.

  21. Стратегическое планирование в управлении местным развитием. Организация планирования на основе принципа партнерства и участия.

  22. Типы стратегий развития местных сообществ. Стратегические проекты.

Литература


  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Юрайт, 2011.

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [официальный текст: по состоянию на 31 января 2011 г.]. - М. : Омега-Л, 2011. - 218 с. - (Кодексы Российской Федерации). - ISBN 9785370022449.

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Части первая и вторая] : [официальный текст] : по состоянию на 20 марта 2009 г. : комментарий последних изменений. - М. : [Юрайт-Издат] , 2009. - 675 с. - (Правовая библиотека). - ISBN 97859778801163

  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.08.2003г. – ФЗ - №131// СЗ РФ. 2003. - № 25. – ст.4567

  5. Федеральный закон от 27.05.2014г. № 136 ФЗ «О внесении изменений в ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

  6. Федеральный закон от 23.06.2014г. № 165 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  7. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : [ЮНИТИ-ДАНА] , 2008. - 703 с. - (Золотой фонд российских учебников).

  8. Николаева И.П. Экономическая теория.Учебник. М. Дашков, 2013

  9. Маховикова Г.А. . Экономическая теория.Учебник. М.: 2011

  10. Региональная экономика. Основной курс: учебник для студентов вузов под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. / - М. : ИНФРА-М, 2009. - 685 с. - (Высшее образование). - ISBN 9785160037219.

  11. Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева Основы развития местного хозяйства. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2011. – 276 с.

  12. Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: Учеб. пособие. - Белгород: Обл. типография, 2009.

  13. Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление: учебник. М.: КНОРУС, 2010. – 244 с.

  14. Филиппов Ю.В. Авдеева Т.Т., Лаврова Т.Г. Теории местного экономического развития:Учеб.пособие. М.:Кнорус,2011.-100с.

  15. Попов Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение; Л.Л. Попов Ю.И. Мигачев С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

  16. Добрынин Н.М. Государственное управление: теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: учебник для студентов вузов. Т. 1-2. Новосибирск: Наука, 2010.

  17. Авджян Г.Д. Основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие. Краснодар, 2013

Декан факультета управления

и психологии А.М. Ждановский
Председатель учебно-методической

комиссии факультета управления

и психологии А.Н. Кимберг

Исследование экономических систем относится к числу фундаментальных проблем. Современная эпоха характеризуется глобальными изменениями прежде казавшихся незыблемыми основ общества. В этих условиях трансформируются внутренние механизмы и побудительные мотивы функционирования национально-государственных экономических систем, что предполагает необходимость анализа их экономических и неэкономических факторов развития.

В условиях глобализации, когда усиливается взаимозависимость экономик, особую значимость приобретает их национально-государственная специфика. Глобализация усиливает иерархичность во взаимоотношениях стран, предопределяя необходимость обеспечения их конкурентоспособности и экономической безопасности. Глобализация мировой экономики актуализирует проблему специфики функционирования национальной экономики на фоне общемировых тенденций. При этом реальная экономика воспроизводится через деятельность не просто институтов, а конкретной, определенной спецификой страны и структурированной их совокупности. В процессе общественного развития на формирование форм и методов хозяйствования оказывают влияние природно-климатические условия, сформировавшие в обществе культурные и хозяйственные традиции, психологический генотип нации, религиозно-нравственные устои. Универсально не только наличие общих закономерностей, тенденций экономики, но и своеобразие национально-государственных экономических систем. Это та основа, которая дает возможность определить сущность категории «национально-государственная экономическая система» и раскрыть ее содержание, отличное от таких понятий, как экономическая система, национальная модель экономики.

Экономическая наука ХIХ в. предложила различные подходы к определению сути и структуры экономической системы, факторов и критериев ее эволюции, что получило дальнейшее развитие в ХХ в. Эти подходы различаются большим многообразием. Одни представляют историю человечества и развитие экономики не как закономерный естественноисторический процесс, а как совокупность сосуществующих, рождающихся и умирающих культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский), локальных культур (О. Шпенглер) или культурных суперсистем (П. Сорокин), каждая из которых совершает свой самостоятельный путь. А. Тойнби отрицает общий критерий прогресса. В качестве основной единицы исторического процесса он рассматривает локальную цивилизацию, понимая под этим проживающую на определенной территории общность людей, объединенных духовными традициями, а движущей силы развития цивилизации - творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении; упадок цивилизации объясняет недостатком созидательной силы творческого меньшинства, отводя особую роль в развитии цивилизации религии, церкви. В качестве факторов развития общества и экономики рассматриваются также рост населения, географическая среда, формы обмена, религия, технический прогресс, научно-технические факторы, инновации.

В рамках формационного подхода экономическая система соотносится со способом производства, который определяет экономический базис, фундамент общества. При этом национальную специфику экономики определяют элементы надстройки (в том числе государство, религия, культура и т.п.), производные от способа производства, но, в то же время, воздействующие на него тем или иным образом. Акцент диалектико-материалистического метода на объективные законы функционирования экономики, по нашему мнению, не утратил своей актуальности и сейчас.

В традиционных западных работах по компаравистике экономическая система определяется как эмпирически данный феномен, наблюдаемый и исследуемый на уровне явления: нечто вроде системы принятия и реализации решений по проблемам производства, доходов и потребления внутри определенной географической сферы или комбинации взаимосвязанных и функционирующих элементов (ресурсов, участников, институтов и т.п.). При этом практически все авторы различают теоретические модели систем и реальные экономические системы. Модели, как правило, выстраиваются как набор более или менее детализированных групп, расположенных в промежутке между двумя возможными крайностями.

Достаточно полная характеристика национально-государственных экономических систем невозможна без современного осмысления выше перечисленных концепций, но несомненный интерес вызывает институциональный подход, в рамках которого отрицается обусловленность общественного развития производственными отношениями и в качестве движущей силы признаются неэкономические факторы: психобиологические (Т.Веблен), социально-правовые (Дж.Коммонс), государственные (К.-А.Виттфогель) и др. институты. Особое место в институциональной теории занимает характеристика таких институтов, как фирмы, профсоюзы, права собственности, законы, нормы, традиции и другие явления, оказывающие воздействие на экономическое поведение. К подобному пониманию экономической системы примыкают модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля и концепция «экономического порядка» (германский ордолиберализм).

Понятия «экономическая система» и «социально-экономическая система» существенно различаются. Первое есть эмпирически наблюдаемый и описываемый на уровне явления набор экономических институтов и форм хозяйствования в рамках некоторой страны или системы стран. Второе понятие отражает реально, действительно существующую конкретную всеобщность – инвариантную, независимую от национальных и иных особенностей систему материальных производственных отношений, диалектически взаимосвязанных с производительными силами. Следовательно, сравнению подлежат как различные системы производственных отношений, так и их варьирующие проявления в разных странах и регионах в различные периоды времени. При этом параметры, по которым сравниваются системы, будут детерминированы, в конечном счете, именно системой производственных отношений в их связи с технологическими укладами и т.п.

Глобальным прорывом в познании хозяйства стала попытка использовать общую теорию систем для определения хозяйственной реальности. Теория системного анализа, используя кибернетические, информационные и организационно-теоретические принципы, разработала общую терминологию для анализа и сравнения хозяйственных систем. Под экономической системой теория системного анализа понимает совокупность элементов, находящихся в системной и смысловой взаимосвязи друг с другом, происходящие между ними взаимодействия и проистекающие из этих взаимодействий процессы.

Системный подход к анализу хозяйственной реальности оказал значительное воздействие на теорию хозяйственного порядка. В своей концепции экономических порядков В. Ойкен исходит из институциональной парадигмы регулирования хозяйственной деятельности в отличие от формационной парадигмы, характеризующей понятие экономический строй. По мнению В.Ойкена, каждая экономическая система имеет свои отличия и особенности, свои формы экономических порядков, то есть формы организации и разделения труда, кредитных отношений, заработной платы, ценообразования и др. Экономический порядок – это система экономических и иных общественных институтов, регулирующих (регламентирующих) хозяйственную деятельность. Необходимо обратить внимание на идентификацию институциональной среды с понятием система, так как она является не набором случайных правил, а совокупностью взаимоувязанных по характеру институтов, цель ее функционирования – обеспечение взаимодополняющих, непротиворечивых по сути условий осуществления деятельности на всех уровнях, в любых комплексных и простых экономических единицах (агентах).

Существенный вклад в развитие системного диалектического метода исследования оказали Н.А. Цаголов и представители его школы. Они рассматривают экономику как сложную совокупность качественно различных, диалектически развивающихся (через противоречия, генезис, расцвет и закат) и потому исторически ограниченных («смертных») систем. К числу таких систем цаголовская школа относила, в частности, натуральное, товарное и плановое хозяйства.

Анализ выше перечисленных концепций сущности экономических и социально-экономических систем показывает их некоторую ограниченность, несоответствие современным реалиям. В настоящее время особое значение приобретает необходимость учета национальной специфики, своеобразия той или иной экономики. В связи с этим необходимо выявить сущность и составляющие такой категории как национально-государственная экономическая система.

По нашему мнению, национально-государственная экономическая система – это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах специфическая совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к общей экономической среде обеспечивается соответствующими государственными институтами. «Национальный» в данном случае означает «общегосударственный»; под «нацией» понимается народ, население страны, какой бы сложностью, гетерогенностью ни отличалась его социально-этническая структура. При этом в сферу научного рассмотрения вводятся все экономические субъекты, функционирующие в любых формах собственности, и отношения, складывающиеся на разных уровнях, в различных отраслях и регионах. Национально-государственная экономическая система (далее – НГЭС) характеризует конкретно-историческое состояние и развитие отдельно взятой страны (государства) с позиции не столько общих, сколько особенных и специфических закономерностей (или же в плане формы проявления общих закономерностей в конкретно-исторических обстоятельствах).

На абстрактно-теоретическом, политэкономическом уровне под НГЭС можно понимать общественный, макроэкономический масштаб производства и воспроизводства в отличие от «экономики фирмы (предприятия)». НГЭС как теоретическую модель можно характеризовать трояким образом: в логико-методологическом плане – как единство 1) общего, 2) частного и 3) единичного, отдельного; в содержательно-теоретическом аспекте – единство а) общих для всех НГЭС закономерностей и принципов рыночной экономики, б) ее видовых особенностей, присущих группам НГЭС (не обязательно одного региона) и в) национальной специфики данной страны.

Оба ряда категорий взаимоадекватны, поскольку определенному содержательному моменту соответствует и определенный логический статус путем их взаимодополнения и взаимодействия, дающих элементарное суммативное представление о НГЭС в целом. Помимо этого, более высокая ступень этого единства, обладающего признаком интегральности, обеспечивается их «взаимопроникновением», когда каждый из моментов, проявляясь через другие и обогащаясь за счет них, сам в свою очередь влияет на форму их проявления.

Следует различать теоретический и конкретно-экономический анализ НГЭС. Конкретно-экономический анализ опирается на учение об экономическом строе общества, взятое в единстве с его особенностями, обусловленными как неэкономическим своеобразием данной страны, так и своеобразием преобладающего типа экономической системы. В силу этого НГЭС есть одновременно продукт и экономического строя общества, и национальной модели экономики, и национальных неэкономических особенностей страны.

НГЭС есть совокупность взаимодействующих систем, представляющих собой, в свою очередь, системы элементов (или подсистемы), которые могут объединяться в метасистемы. НГЭС ограничена, локализована во времени и пространстве. Она включает всю совокупность экономических отношений и институтов в рамках государственных границ территории, в нее входят различные типы экономических укладов, существующих в данное время, конкретные формы организации экономики и управления, специфические институциональные нормы и т.д. НГЭС отражает особенности экономики с присущими данной стране неэкономическими факторами (природно-климатическими, географическими, историческими, социокультурными и пр.). Этим НГЭС отличается от национальной модели экономической системы, которая характеризует национальную экономику как проявление господствующего типа экономической системы, присущего тому или иному этапу развития общества. НГЭС включает в себя своеобразное сочетание не только отношений и институтов, присущих данной модели, но и другие формы и институты, которые прямо не вытекают из господствующей системы отношений. По сути, в основе НГЭС находится национальная модель экономики. В современных условиях разновидности западных экономик представляют собой национальные модели смешанной экономики.

Таким образом, от исследования экономических систем к исследованию национальной модели экономики, а затем к национально-государственной экономической системе - таково направление развития экономической теории. Это означает, что теоретическое раскрытие основ НГЭС - составная часть экономической теории, призванная дать ответ на вопрос о том, как общие экономические закономерности трансформируются в экономический строй данного общества.

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Возникшая как альтернатива известным в своё время экономическим системам. На сегодняшний день смешанная экономика приобрела глобальный и скорее естественный, нежели исключительный характер. Именно такая модель представлялась наиболее оптимальным и адекватным спутником государственного регулирования в рамках XXI века, именно она была призвана решать задачи, которые поставило перед развитыми и развивающимися странами постиндустриальное общество.

Что такое смешанная экономика

Смешанная экономика - это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Данный вид экономики включает как частную и корпоративную, так и общественную либо государственную собственность на средства производства .

Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночного инструментария, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных рычагов и директивов . В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые нередко весьма плодотворны в своём сочетании.

При таком виде экономике действуют различные типы хозяйств и предпринимательств:

  • Крупное предпринимательство
  • Мелкое предпринимательство
  • Среднее предпринимательство
  • Государственные организация и учреждения
  • Муниципальные предприятия

При смешанном виде экономике интересы личности, с ее многочисленными потребностями находятся в центре социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что смешанная экономика в разных странах на различных этапах развития отличается. К примеру, в США государство в меньшей степени, чем в остальных государствах осуществляет контроль в этой области. Частный капитал играет первостепенную роль, а его развитие и стимулирование является первостепенной задачей государства.

Стоит, однако, отметить, что чистая рыночная экономика, — скорее, утопия, и на практике под этим знаменем зачастую выступают смешанные экономические системы. В свою очередь, сами они возникли как синтез экономик командного типа и классической рыночной.

В государствах со смешанным типом экономики решается сразу несколько важнейших задач:

  • Обеспечение занятости
  • Стабилизация цен
  • Взаимосвязь заработной платы и производительности труда
  • Равновесие платежного баланса
  • Использование производственных мощностей в полной мере

В таких странах уровень жизни каждого человека определяется его стремлением к заработку, если есть желание зарабатывать деньги, его можно реализовать в полной мере, создав свой личный бизнес. Кроме того, появляются дополнительные рабочие места, что понижает уровень безработицы.

Также важно заметить, что в подобных условиях возникает здоровая конкуренция, при которой цены на товары и услуги социально доступны. При этом любой человек может спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что находится под защитой государства. Именно поэтому многие страны пришли к данному виду экономической системы.

Нельзя не отметить, что особенно выгодным решением смешанный тип экономики представляется, вероятно, для государств с развитой промышленной сферой, наибольшей покупательской способностью в рамках которых обладают крупные корпорации. Смешанная экономика позволяет в этой связи сохранять разветвлённую структуру рынка и распределённые отношения между его участниками, не рискуя впасть в экономический тоталитаризм или быть чрезмерно раздробленной .

Государству в рамках такой системы отведена функция активного координатора и планировщика, а также гаранта стабильности в случае провалов рынка. Наиболее популярным механизмом компенсации подобных провалов служит в этой связи налогообложение, которое позволяет и корректировать мнение и активность общественности, и аккумулировать материальные средства в государственных целях.

Этапы возникновения

Базой для формирования нового, смешанного типа экономики послужили её отдельные элементы, нарождавшиеся в конце XIX и в немалой степени оформившиеся к середине века XX.

Теория современной смешанной системы экономики формировалась в три этапа, которые были тесно связанные с переломными моментами в становлении традиционной рыночной экономики. Каждый из этих периодов характеризуется возникновением новых форм рыночной экономики, что постепенно меняло ее механизм функционирования.

Кризис 30-х годов минувшего столетия выявил следующие потребности экономики:

  • невмешательство государства в экономику
  • установление рыночного равновесия

Важно уточнить вместе с тем, что в соответствии со своей не жёстко детерминированной идеей, в зависимости от временных, национальных, исторических и иных условий смешанные экономические системы развиваются по различным сценариям. Кроме того, в разных регионах с течением времени формируются весьма специфические, свойственные главным образом для того или иного континента, государства и народа особенности. Это проявляется в степени выраженности элементов рынка, частной и госсобственности в пределах той или иной экономики. В то же время смешанная экономическая система оставляет за отдельными составляющими права исключительного доминирования.

Такая разница обеспечивается множеством факторов, ключевыми из которых являются геополитическая ситуация , уровень и качество материально-технического оснащения, политических тенденций, социокультурной обстановки в регионе, и других.

Модели в смешанной экономике

Несмотря на точто существует общее определение смешанной экономике, это не значит, что во всех странах она происходит по одному пути. Процесс ее внедрения в разных странах складывался различным способом, это объясняется следующими особенностями:

  • различными уровнями материально-технической базы
  • особенностей геополитического развития
  • Особенностями политического развития
  • Социально-культурных особенностей
  • Особенностями формирования общественного устроя

На сегодняшний день существует несколько сформировавшихся моделей смешанной экономики.

Американская, или либеральная модель — как уже было указанно выше, она основывается на частной собственности. Ни в одной другой модели экономике не уделяется такого внимания частному бизнесу, как в Соединенных Штатах. Для данной модели характерно активное регулирование экономических переменных со стороны правительства посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки налоговых и законодательных положений. Примечательно, что во главу угла «американская» смешанная экономика ставит индивидуальное предпринимательство, всячески стимулируя население, особенно представителей среднего и высшего классов, на активность в данном направлении, конечной целью которого является исчерпывающий материальный достаток. Социально незащищённые слои населения при этом обеспечиваются различного рода льготами и пособиями, промышленность ориентирована главным образом на высокий уровень производительности. Классовое равенство в рамках такой экономической системы весьма и весьма вторично.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая связывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, способной смягчить или нивелировать недостатки капитала и рынка посредством формирования разнородной субъектной структуры общественной сферы. При такой модели, государство не ставит цели и задачи для бизнеса — это относится к компетенциям субъектных рыночных решений, — а создает условия для реализации экономических инициатив. Для этого государство обеспечивает всех равноправными стартовыми возможностями и правовой защитой. Таким образом, рамочные условия германской модели состоят из двух ключевых компонентов: мер, направленных на стимулирование конкуренции, и хозяйственного и гражданского права. Государству в этой связи отводится роль медиатора, должного обеспечивать необходимый баланс между эффективностью рынка и справедливостью социальной среды. Аналогичное распределение функциональных обязанностей характерно для западной экономической традиции и социал-демократических моделей в целом , однако германская модель предполагает на их фоне более активную позицию государства в финансовых вопросах.

Таким образом, для данной модели характерны: относительная субъектная свобода в рамках децентрализации рыночных механизмов при стимуляции конкуренции со стороны государства; социальное равенство, обусловленное прямой связью между величиной затрачиваемых ресурсов, в частности капитала, и доходностью. Стоит отметить, что последняя особенность, помимо прочего, требует от государства также и весьма динамичной социальной политики, фундаментом для которой служат как непосредственная поддержка малообеспеченных и нуждающихся граждан, так и поиск и реализация компромиссов с целью снижения разобщённости между представителями различных социальных субгрупп. Кроме того, «германская» экономическая модель ориентируется также на поощрение высококонкурентной среды, проведение структурных политических реформ, новаторскую деятельность в организационной и технической сферах.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, при которой государству отводится место главенствующей экономической силы. Власть, избранная демократическим путем , наделяется огромными полномочиями в социально-экономической сфере. Нельзя не отметить то же время, что в действительности социальная рыночная экономика имеет немало точек соприкосновения со «скандинавским социализмом».

Японская, или патриархально-корпоративная модель - это модель гибкого корпоративного капитализма, в рамках которой возможность накопления капитала активно регулируется государством, программирующим экономическое развитие. Подобная позиция с культивированием корпоративных начал касается и иных сфер: внешнеэкономической, структурной и инвестиционной политики.

Стоит отметить, что экономика России наряду с экономиками иных развивающихся и в том числе постсоциалистических общества относится в большей мере к переходному типу. Для данной модели также характерны сочетание централизованного регулирования с рыночным, изобилие типов хозяйства и форм собственности, однако, в отличие от смешанной переходная экономика отличается высокой нестабильностью.

Роль государства в смешанной экономике

Роль государства трудно переоценить, именно оно имеет полномочия контролировать распределение национальных богатств, а через таможенные пошлины, налоги и государственные расходы влиять на внутриэкономические процессы. Основные функции, которые ему отведены - это функции регулирования, справедливости и эффективности. Чтобы наиболее эффективно и в полной мере исполнять свои обязанности, ему необходимо минимизировать все государственные расходы, сделать все , для того чтобы максимально приблизиться к социально-политической стабильности, при которой все экономические субъекты будут нормально функционировать и развиваться.

При смешанной экономике перед государством встают следующие задачи:

  • Поддержание стабильного, эффективного и устойчивого развития хозяйственных единиц;
  • Законное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;
  • Гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами деятельности;
  • Внедрение и осуществление политики по защите населения с низким доходом;
  • Использование конкурентного механизма цен, прибыли и убытков, а также ограничение монополии государства.
  • Только при соблюдении вышеуказанных пунктов политика государства при смешанной экономике будет наиболее эффективна.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш