Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Модели развития национальных экономик развитых стран. I.II. Основные модели социально-экономического развития в современную эпоху

Лекция 1 Общая характеристика стран и регионов мира

Модели социально-экономического развития ведущих стран мира. Конкурентоспособность национальных экономик. «Конкурентный ромб» М. Портера. Конкурентоспособность ведущих стран мира. Вопросы для самоконтроля.

Модели социально-экономического развития ведущих стран мира

В современной глобальной системе мирохозяйственных связей сложилось несколько моделей макроэкономического развития. Естественно, что каждая страна имеет свои индивидуальные особенности развития, но для ведущих стран мира обобщенно можно выделить следующие модели. Во-первых, для стран с развитой экономикой принято говорить о трех основных моделях: неолиберальная экономика англосаксонского типа (США, Великобритания, Ирландия, Новая Зеландия), социально-рыночное хозяйство (континентальные страны ЕС, Канада, Израиль) и восточноазиатская модель (Япония и ведущие страны Юго-Восточной Азии).

Неолиберальная англосаксонская модель сложилась к концу 1980-х - началу 1990-х гг., она отличается относительно невысокой ролью государства в экономике и высокой предпринимательской активностью. По сравнению с остальными развитыми странами в отмеченных государствах довольно значительно сократилась доля государственной собственности, уменьшились по отношению к доходам государственные расходы, несколько снизился уровень социальной защиты населения. Англосаксонские страны демонстрируют в настоящее время довольно высокую динамику экономического развития. Недостатком модели является неоднородность общества, довольно резко дифференцированного по уровню доходов.

Второй моделью является социальное рыночное хозяйство, характерное для континентальных европейских стран, Канады и Израиля. Здесь исторически велика роль государства, соответственно большая доля государственной собственности, высокий уровень государственных расходов, широкомасштабные программы социальной защиты населения. Доходы частного сектора экономики государство перераспределяет через налоговую систему, которая довольно обременительна для предпринимателей и круга лиц с высоким заработком. По существу, такая модель - это социал-либерализм, своеобразный компромисс между социализмом и капитализмом, она способствует достижению общественной гармонии. Говорить о том, что такая модель идеальна, преждевременно. К числу ее недостатков относятся высокий уровень безработицы, дефицит государственных финансов, неэффективность государственного предпринимательства в ключевых отраслях экономики.



Третья модель действует в странах Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Её особенности - в своеобразной восточной клановости, тесном переплетении интересов предпринимателей и государства, экспортной ориентации национальной экономики. Совсем недавно такая модель считалась «азиатским чудом», но валютно-финансовый кризис конца 1990-х гг. и 20 летний экономический спад в Японии на исходе второго тысячелетия показали ее отрицательные черты.

Делать вывод о том, какая модель является самой лучшей, довольно затруднительно. У каждой страны есть свои неповторимые особенности, и применять одну и ту же, пусть даже самую идеальную модель ко всем странам мира одновременно просто невозможно. Едва ли конкурентоспособная неолиберальная американская модель понравится жителям Германии или Франции, которые привыкли к государственной опеке и поддерживают «государство благоденствия». Маловероятно, что коммунистический Китай полностью откажется от государственной поддержки своей экономики и изберет для себя социально-ориентированный рынок по-европейски, в котором крайне велика доля частной собственности. В России, несмотря на некоторое сходство с кумовским капитализмом по-азиатски, не удалось реализовать его основные характерные черты и положительные последствия и т.п.

Стоит также заметить, что на протяжении всей истории развития капиталистической экономики случаются волнообразные откаты то к свободному рынку, то к этатизму(расширение государственного предпринимательства). Никто не будет спорить о том, что рыночное развитие прогрессивно. Крах СССР продемонстрировал несостоятельность социалистической модели экономики, и страны с нерыночными принципами развития изменили курс - так на руинах социализма появился глобальный капитализм. Действительно, свобода рыночных отношений дает национальному хозяйству значительные конкурентные преимущества, способствует стабильному экономическому росту, развитию научно-технической базы.

Встав на путь догоняющего развития, страны с нарождающейся рыночной экономикой (особенно Азиатского региона) стали эксплуатировать свое естественное конкурентное преимущество - дешевую рабочую силу. Неудивительно, что за последние несколько десятилетий развивающиеся экономики оказались в лидерах экономического роста. Догонять легче, чем прокладывать дорогу.

За исключением нескольких примеров, в первую очередь «азиатских тигров», которые уже прошли весь путь «из третьего мира в первый», большинство развивающихся стран все еще находятся в начале пути, однако существующая модель роста постепенно перестает работать. На очередном витке технологической революции относительно низкая себестоимость труда, определяющая роль этих стран в глобальной экономике, перестает быть конкурентным преимуществом.

Если ранее большинство производств переместилось в страны с дешевой рабочей силой, так как дополнительная стоимость транспортировки готовой продукции оправдывалась экономией на трудозатратах, то в последнее время ситуация стала меняться.

В течение предыдущих 200 лет станок, за которым стоял человек, становился все более сложным. За современным станком человек зачастую вовсе не нужен. Промышленные роботы становятся все более сложными, а их стоимость постоянно снижается. На смену людям, делающим машины, приходят машины, делающие машины.

Автоматизация производства, как в формате роботизированных промышленных конвейерных лент, так и в виде локальных производственных точек, основанных на технологии 3D-печати, начинает затрагивать большинство индустрий - от производства автомобилей и электроники до производства одежды и музыкальных инструментов.

Важность труда как определяющего фактора производства, как и во времена индустриальной революции, снова отходит на второй план. Размещать новые производства и даже переносить существующие становится экономически выгоднее рядом с рынками потребления (Америка, Европа), а не в места сосредоточения дешевой рабочей силы (Азия). Знаменитое «Made in China» вследствие конкуренции между развивающимися рынками уже постепенно уступает место «Made in Vietnam», а в будущем, скорее всего, все больше будет встречаться «Сделано в (стране потребления)».

Технологический прогресс уже не в первый раз в истории выводит важность знаний как фактора производства на первый план. Производство знаний становится источником роста. «Экономика знаний» нужно все меньше людей, которые бы стояли у станка, и все больше людей, которые бы эти станки создавали. XXI век предъявляет запрос на инженеров, дизайнеров и программистов, в то же время существенно повышая требования к компетенциям «синих воротничков».

Все это означает, что догоняющим странам необходимо менять модель развития. В то время как лидерство развитых стран, активно включенных в производство знаний, будет только усиливаться. Разница в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами в течение последних десятилетий сокращалась, но это не означает, что эта разница может двигаться только в одном направлении. Со сменой приоритетов в средствах развития (от труда к знаниям) «развивающимся рынком» XXI века может оказаться не Китай, а США.

Рыночное общество порождает побочные эффекты в виде резкой дифференциации доходов, низкого качества общественных товаров и услуг (в том числе образования). Именно социальное рыночное хозяйство призвано сгладить такие отрицательные результаты неолиберализма. Таким образом, компромисс идёт между моделями социально-рыночной и либерально-рыночной экономики. Причем даже на протяжении 1990-х гг. можно наблюдать откаты как в ту, так и в иную сторону.

Выбор соответствующей модели развития страны зависит от многих факторов: географического положения страны, особенностей развития её национальной культуры, социально-экономических факторов и т.д.

К критериям типологизации национальных моделей относятся : соотношение государственного и частного секторов хозяйства, характер социальной политики государства, масштабы государственного участия в экономике.

Факторы экономического роста: исторические, географические, социально-культурные.

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

Более 30 государств Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна.

Критерии включения страны в группу развитых:

1. Высокий уровень социально экономического развития

2. Рыночная система хозяйствования

3. Открытость экономики

4. Преобладание отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП

5. Переход в промышленности от добывающих и металлоемких отраслей к новым высокотехнологичным наукоемких отраслям

6. Высокий уровень механизации и продуктивности сельско-хозяйственного производства

7. Высокое качество и уровень жизни населения.

Промышленно развитые страны характеризуются интенсивным развитием экономики, высоким уровнем развития производительных сил, капиталистическим способом производства (единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений), ростом производства, не владеющие средствами производства рабочие продают свою рабочую силу. До XIX в. существовала свободная конкуренция, потом был осуществлен переход к олигополии. Наблюдается централизация и укрупнение производства, развитая тенденции к монополизации, увеличение доли финансового капитала.

Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистем по уровню экономического развития ВВП на душу населения, который почти в 5 раз превышает среднемировой уровень, наличием гражданского общества, характерными общественными отношениями, связанными с социальной структурой общества.

В конце XX в. доля 23 промышленно развитых стран с населением 14,1 % от населения мира составила 53,4 % в мировом валовом продукте и 67,6 % – в мировом экспорте товаров и услуг. Удельный вес Европейского союза (ЕС) в составе 15 государств несколько ниже доли США – 20,3 % мирового ВВП, в мировом экспорте товаров и услуг доля ЕС превосходила долю США в 2,8 раза и равнялась 39,3 % в том же году. В группе развитых стран можно выделить «Большую семерку» (США, Японии, Германии,Франции, Италии, Великобритании и Канады) стран, занимающих ведущие позиции в мировой экономике, совместные решения которых в значительной мере влияют на ее развитие.

Доля «Большой семерки» ведущих стран мира в составе США, Японии, Германии,Франции, Италии, Великобритании и Канады в мировом валовом продукте и мировом экспорте товаров и услуг соответственно составила в 1999 г. 45,8 и 48,9 %. Сопоставление долей стран в мировом валовом продукте и мировом экспорте позволяет определить уровень их участия в международном разделении труда и роль внешнего рынка в национальной экономике. Если страна имеет долю в мировом ВВП выше, чем в мировом экспорте, то это указывает на преобладание внутреннего рынка в ее экономическом развитии, как, например, в США и Японии. Что касается других стран «Большой семерки», то они более втянуты в международное разделение труда и более зависимы от внешнего рынка.

Хозяйственные механизмы

Хозяйственный механизм включает в себя систему экономических взаимодействий и надстроечных форм, наиболее тесно связанных с воспроизводственным процессом. В системе экономических взаимодействий во всех развитых странах выделяются три основных блока отношений и соответствующих им форм регулирования. Первый блок – это стихийный рыночный механизм, который формировался в течение многих предшествующих веков и в наиболее полной степени реализовал свой потенциал к середине XIX в., в условиях свободно- конкурентного рыночно-капиталистического хозяйства. Свойственные этой хозяйственной системе механизмы экономического регулирования основаны на свободном изменении рыночных цен в условиях колебания спроса и предложения и на конкуренции производителей, стремящихся увеличить свои доходы, главным образом, за счёт снижения издержек. Данным механизмам регулирования и в настоящее время подчинена подавляющая часть хозяйствующих субъектов в развитых странах, особенно предприятия малого бизнеса, доля которых в общем числе предприятий остаётся преобладающей.

Второй блок – это экономические отношения, возникающие в условиях монополизации хозяйства. Монопольные фирмы, а чаще – различные их объединения или участники олигополистических структур, начиная с рубежа XIX-ХХ вв., ставят под свой контроль рыночные взаимодействия; основным методом регулирования хозяйственных процессов становится экономическая политика крупнейших фирм, устанавливающих цены, формирующих спрос и определяющих динамику предложения. В то же время, формируется разветвлённая система взаимодействия малого и крупного бизнеса, возникают различные формы их кооперации и координации хозяйственной деятельности. Часто крупнейшие фирмы взаимодействуют с десятками тысяч малых и средних контрагентов, предоставляя им заказы на производство деталей и различного рода полуфабрикатов и включая их, тем самым, в орбиту своего экономического влияния, даже если юридически эти контрагенты остаются полностью самостоятельными.

Третий блок системы экономических взаимодействий и регулирования в развитых странах– это государственное воздействие на хозяйственные процессы, которое получило развитие ещё в первой половине ХХ в., но особенно усилилось после II мировой войны. Основным инструментом хозяйственного регулирования при этом становится государственная экономическая политика, осуществляемая в координации с политикой крупных фирм и приобретающая форму государственно-монополистического хозяйственного механизма. Одним из основных обобщающих показателей расширения экономических функций государства является динамика доли государственных расходов в общей величине валового продукта, которая по совокупности развитых стран составляла в 1870 г.- 9%, в 1920 г.- 17%, в 1940 г. – 20%, в 1980 г. – 45%, в 2000 г.- примерно 50%, а в настоящее время превышает половину валового продукта.

Роль государства в хозяйственном механизме отражается также в показателях доли государственного сектора в производстве валового продукта (у большинства развитых стран – в интервале 7-10%). Как правило, в рамках этого сектора функционируют предприятия отраслей инфраструктуры – энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства, а также предприятия новейших отраслей на стадии становления, пока они нерентабельны и не привлекательны для частного бизнеса. Взаимодействие хозяйственных механизмов развитых стран обеспечивается посредством общих принципов организации налоговых систем; в большинстве стран этой группы доля налогов в валовом продукте составляет от 35 до 50%. В США, Японии, Канаде и Австралии этот показатель тяготеет к нижней границе данного интервала; у западноевропейских стран – к верхней. В странах Западной Европы проводится политика «социального государства» и «социально-ориентированного рынка» - здесь в расходах центральных (федеральных) бюджетов на социальные нужды приходится 60-80%. В США бо льший упор делается на индивидуализм, частную инициативу и предприимчивость – здесь удельный вес социальных расходов – порядка 55% расходной части федерального бюджета. Ещё ниже эта цифра в Японии – примерно 45%; решение значительной части социальных вопросов в этой стране по традиции возлагается на фирмы (в соответствии с практикой «пожизненного найма» и установкой «фирма – одна семья»). Отмеченные особенности отражают важные элементы специфики так называемых «моделей», различных вариантов организации и функционирования хозяйственного механизма в рамках «триады» ведущих развитых стран.

Важное место в системе современного хозяйственного механизма занимает также бюджетная и денежно-кредитная политика государства, ставшая ключевым элементом антикризисного регулирования экономики. В первые послевоенные десятилетия наблюдалась асинхронность кризисов в ряде ведущих стран, объяснявшаяся различиями в их экономическом развитии после II мировой войны. К 60-м гг. произошло выравнивание объёмов и темпов воспроизводства и наметилась тенденция к синхронизации

Цикличности; к настоящему времени в большинстве развитых стран утвердился тип воспроизводства с умеренными и достаточно близкими темпами роста. В то же время, стало проявляться влияние различного рода структурных кризисов – в 70-е гг. в наибольшей степени сказывалось воздействие энергетического и сырьевого кризиса; в 80-е – экологического; в 90-е – глобальных финансовых проблем, также требующих совершенствования механизмов государственного регулирования экономики.

Социально-экономические модели

К основным социально-экономическим моделям современности относят англосаксонскую либеральную (протестантский капитализм), обобщенную западноевропейскую социал-демократическую (континентальную) модель (католико-протестантский капитализм), дальневосточную патриархально-корпоративную (конфуцианский капитализм), мусульманскую авторитарную. 1

Безусловно, в рамках каждой из перечисленных моделей можно выделить существенные отличия между отдельными странами и группами стран. Так, континентальная модель включает шведское «государство всеобщего благосостояния», немецкое социальное рыночное хозяйство, французский дирижизм, итальянский кооперативизм. Существенные отличия имеются между социально - экономическими моделями стран Юго-Восточной Азии. Мусульманская авторитарная модель в наиболее выраженном виде принята лишь в нескольких странах Среднего Востока.

Таким образом, каждая страна имеет свой тип влияния экономики на социальную сферу. Рассмотрим наиболее известные национальные модели на примере конкретных государств.

Первая модель, используемая в США, построена на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров и услуг. Государственная собственность в США практически полностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран.

Главные достоинства американской модели:

Большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;

Высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.

Принципиально важным является повышение степени приоритетности в бюджете данного государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение. Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации - массовую ориентацию на достижение личного успеха.

Вторая модель рыночной экономики - японская. Ей свойственны:

Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей;

Дух коллективизма и патернализма на производстве;

Внушительный упор на человеческий фактор.

Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров - Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи.

Третья модель - латиноамериканская. Ее характеризуют:

Сильное и не всегда грамотное вмешательство государство в экономику;

Коррупция, даже криминализация общества, включая хозяйственные связи;

Ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих две предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.

Четвертая модель капиталистической экономики - африканская - базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается, прежде всего, малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд ли вообще могут создать современную экономику.

Картину мира, по признаку взаимодействия государства и экономики, невозможно понять без некоторой типологизации национальных примеров взаимодействия. В экономической литературе такая этимологизация связана с использованием устоявшегося термина «модель экономики»

Термин становая или национальная модель», был введен в научный оборот относительно недавно в последней четверти XX века.

Само понятие «модель» имеет несколько трактовок. Среди них к реалиям мировой экономики применимы лишь две. В первой модели – это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. Вторая модель – это образец, служащий эталоном для воспроизведения.

Модель -это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

Модель - это упрощенное представление объекта, используемое для имитации возможных состояний этого объекта.

Известный российский ученый Н. Моисеев писал: «Модель можно рассматривать как специальную форму кодирования информации... С помощью моделей из старых знаний могут возникать новые знания. И потому одной из важнейших задач науки является не только систематизация, кодирование известной информации и построение на этой основе системы моделей (теорий), но и создание методов теоретического анализа, т. раскодирования той информации, которая потенциально содержится в моделях и приводит к получению нового знания».

Модель в научно-исследовательских программах выполняет три основные функции: прогностическую, имитационную и проективную.

Прогностическая функция, основана на свойстве модели предсказывать вероятные изменения свойств и параметров исследуемых процессов и явлений с учетом действия различных факторов среды .

Имитационная функция концентрирует внимание исследователя исключительно на искусственном воспроизводстве естественных свойств исследуемого объекта, что является крайне важным при сложном характере объекта и неопределенности проблемной ситуации.

Проективная функция предполагает исследование возможности интродукции в исследуемый объект, явление или процесс предварительно заданных свойств, чья реализация позволит достичь позитивных результатов. Конструируя модели, исследователь реализует процедуру моделирования.

Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Понятие моделирования тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза.

Всплеск научного и практического интереса к имеющимся в мировой экономике национальным моделям возникает тогда, когда в той или иной стране происходит глубокое реформирование стратегии и механизма наиболее достижимого и привлекательного образца подражания .

Понятие становой модели используется в случае, если социально-экономическое и политическое развитие того или иного национального государства в течении достаточно длительного периода экономического развития и, естественно, возникает проблема выбора демонстрирует стабильность ключевых параметров, заложенных в основу модели. Если воспроизводство этих параметров нарушается, можно ожидать либо частичную модификацию модели роста либо ее полную трансформацию.

Не менее важным компонентом понятия становой модели является характеристика ее особенностей, иными словами, ее специфика. Это дает возможность проводить сравнительный анализ национальных моделей, существующих в мировом хозяйстве с учетом его эволюционного развития. Сравнительные исследования проводятся по одному или нескольким критериям. Результатом таких разработок могут быть предложения по этимологизации национальных моделей .

Становая (региональная, субрегиональная) модель экономического развития – это совокупность элементов, формирующих целостность национального хозяйства, и механизм, обеспечивающий тесную связь и взаимодействие этих элементов. По своему характеру они являются природно-естественными, технологическими, экономическими, социальными, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными .

Экономическая модель Германии. Движущую силу возрождения и развития Западной Европы составили рынок, частное предпринимательство, конкуренция, интеграционные процессы при разумном государственном регулировании. Только на этой основе и могла быть создана эффективная современная экономика, достигнуты благополучие и процветание широких масс людей.

Вторая движущая сила послевоенного укрепления Западной Европы - развитие демократизации и правового государства, обеспечившее реальную свободу и суверенитет личности, защиту человеческих ценностей, попранных войной и фашистской диктатурой до войны. Оба фактора тесно взаимосвязаны. Экономическое развитие Западной Европы в послевоенный период прошло 5 этапов:

Первый этап экономического развития (1945-1950 гг.) . Данный этап связан с восстановлением довоенного (1936г.) уровня экономического развития региона, который был, достигнут уже в 1949г . Важным событием в рассматриваемом периоде явились экономические реформы в Западной Европе, получившие название шоковой терапии. Эти реформы были связаны с именем директора Управления хозяйства, объединенных зон оккупации, Людвига Эрхарда - впоследствии канцлера Западной Германии (1963-1966 гг.) после К. Аденауэра. Однако инициатива в проведении реформ принадлежала США, которые через административные органы своих оккупационных войск в Германии давали необходимые консультации и импульс немецким специалистам. Главные рычаги экономического возрождения страны Л. Рихард видел в свободной частной инициативе, конкуренции, в сочетании с активной, но не командной ролью государства в хозяйственной жизни. Экономическая реформа основывалась на денежной реформе, свободных ценах и свободной предпринимательской деятельности.

Второй этап экономического развития (1950-1974 гг.) Этот этап характеризуется длительным, почти 25-летним подъемом экономики стран западноевропейского региона на здоровой конкурентной основе практически без серьезных перерывов или спадов. За весь период прирост совокупного ВНП стран Западной Европы увеличился почти в 4 раза.

Третий этап экономического развития (1974-1984 гг.) Этот этап связан с серьезным замедлением темпов экономического роста и интеграционных процессов. Причины столь неблагополучного периода в развитии экономики Западной Европы, который продолжался 10 лет, до конца не ясны. Специалисты обычно ссылаются на "нефтяные шоки" 1973-1974 и 1978-1979 гг., которые были созданы странами-нефтеэкспортерами, членами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Четвертый этап экономического развития(1985-1990 гг.) В этот период вновь начался довольно быстрый экономический рост стран Западной Европы, стали укрепляться ее позиции в мировой экономике, завершился переход к интенсивному типу экономического развития. Западная Европа укрепила свои позиции в области НИОКР, приступила к широкомасштабному выпуску собственной наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Значительно расширились и укрепились интеграционные процессы на континенте. Практически было завершено создание Европейского внутреннего рынка (ЕВР) и стало форсироваться создание Европейского валютного союза. Существенными факторами в экономическом развитии Западной Европы в конце рассматриваемого периода стали объединение Германии (октябрь 1990 г.) и "бархатные" революции в Восточной Европе в 1989-1990 гг., приведшие к развалу социализма в этом регионе.

Пятый этап экономического развития (1991 г.)

Будучи лидером Западной Европы по экономической мощи, Германия явно испытывает серьезные трудности в экономическом развитии.

По мнению многих немецких экономистов и наших российских германоведов, эти трудности связаны не только с бременем восточных земель, нарастанием социальных расходов, бюджетного дефицита и безработицы, но и с самой моделью экономики, противоречиями в ходе проведения экономических реформ в Германии, гипертрофированной ролью государства в экономике. Достаточно сказать, что с 1991 по 2001г Западная Германия заплатила за трансформацию социалистической экономики бывшей ГДР в рыночную не менее 1 трлн долл. Перестройка и очищение неэффективной экономики восточных земель Германии с помощью финансовых трансфертов, идущих из ее западных земель, не знают аналогов в новейшей истории. Ни одна постсоциалистическая страна в мире, ставшая на путь рыночной трансформации, не проводила у себя такой чистки неэффективной производственной «базы» социализма, какая имела место в восточных землях Германии.

Несмотря на это, восточные земли Германии и сегодня продолжают оставаться бездонной бочкой для всей страны. К чистке производственной базы добавилась перестройка облика городов, поселков и бывшей страны в целом, которая когда-то была, чуть ли не флагманом в мировой социалистической системе. Своеобразие экономики ФРГ заключается в том, что послевоенное устройствa.Германии было сформировано в соответствии с неолиберальной концепцие«социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей как альтернатива тоталитарнойэкономикефашисткойГермании.Основой этой политики стал следующие принципы: государствонепосредственноне занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Таким образом, старые либеральные идеи свободного рынка были дополнены новыми: об ответственности государства за решение социальных проблем, что позволило назвать эту политику неолиберализмом (т. е., новым либерализмом).

В рамках каждой экономической системы существуют свои нацио­нальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что страны отличаются историей, уровнем экономи­ческого развития, социальными и национальными усло­виями. Чем выше уровень развития государства, тем большую значимость приобретает дальнейшее его социально-экономическое совершенствование. Направление этого совершенствования для каждой отдельно взятой страны всегда особенно.

Подавляющее большинство экономистов вне зависимости от взгляда на классификацию экономических систем видит единственную возможность детализации вариантов экономического развития в их соотношении с национальными социально-экономическими моделями , и это вполне обосновано. Да, на первый взгляд, все имеющиеся сегодня системы – смешанные. Однако каждой из них присуща своя, особенная пропорция «смеси». Проблема заключается в способе определения этой пропорции, и разрешение поставленной проблемы не найдено и сегодня. В некоторой степени это объясняется существующим мнением, согласно которому отдельные экономисты убеждены в невозможности смешивания административной и рыночной экономики, то есть смешанную систему таковой по сути они не представляют. Речь в данном случае может вестись лишь о мирном сосуществовании отмеченных ранее систем экономического развития.

Итак, социально-экономическая модель являет собой конкретный пример национального развития государства.

Используя метод научной абстракции, можно предположить, что под социально-экономической моделью понимается комплекс хозяйственных институтов, определяющих дееспособность хозяйственной и социальной систем в конкретных условиях развития страны или региона. Это взаимосвязанное единство правил, норм и обычаев хозяйствования, институтов, обеспечивающих их соблюдение, форм и механизмов воздействия субъектов экономической жизни, регулирование хозяйственного порядка и хозяйственных процессов со стороны государства и других организационных структур.

Теоретически каждую модель следует рассматривать в рамках отдельно взятой экономической системы, и именно этот принцип будет заложен в качестве основы представленной классификации. Добавим, что, на наш взгляд, при дальнейшем исследовании рационально использовать классическую разбивку социально-экономических систем.

Прежде всего, отметим, что и социально-экономическая система и модель социально-экономического развития, как и другие экономические и социально-экономические категории, могут рассматриваться с общеэкономических позиций - без учета конкретных форм осуществления. Карл Маркс назвал такие категории абстракцией, но абстракцией «разумной». Значимость, «разумность» категорий в данном случае состоит в том, что они показывают, какой срез, какие элементы экономических отношений рассматриваются. В то же время любая категория, в том числе система развития экономики, исторична, привязана ко времени, то есть выражает исторически определенные экономические отношения. В соответствии с этим целесообразно выделить два глобальных подхода к анализу и изучению моделей развития государства – назовем их национальным и территориальным.


Подход, называемый национальным , выявляет именно национальные особенности социально-экономического развития отдельно взятой страны. Вследствие этого количество социально-экономических моделей может быть ограничено лишь количеством государств. Однако, как правило, экономистами рассматриваются лишь конкретные, особенно показательные примеры развития. Остановимся на наиболее известных из них.

Во-первых, государства в целом можно разделить на две группы - по господствующим экономическим системам (рыночной и плановой). В первую группу включим так называемые развитые страны с преимущественно рыночной системой национального хозяйства. Соответственно модели развития этих стран характеризуются в экономической литературе следующим образом (порядок исследования обычно произвольный).

1. Американская модель базируется на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Для нее характерны всемерная развитая система поощрения деловой активности, минимальная регулирующая роль государства в экономике, малый удельный вес государственной собственности, умеренное государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. В американской стратегии неоконсервативной политики заслуживают внимания высокая степень проработки программ социального развития и помощи (особенно образовательных и здравоохранительных), хорошо отлаженная организация негосударственных структур, частного сектора экономики, деятельность крупнейших фирм и компаний по оказанию социальной помощи. Первостепенное внимание оказывается социальным программам, которые повышают экономическую самостоятельность бедных и малообеспеченных слоев населения, имеет большое значение строгая адресность программ социальной помощи. В качестве недостатка назовем слабое воздействие государства на социальные процессы - задача социального равенства вообще не ставится.

2. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства. Значительны широта охвата населения программами социальной защиты и щедрая помощь государства социально слабому населению. Модель организации экономической жизни позволила обеспечить этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Главной политической задачей выдвигается обеспечение полной занятости, велика роль государства. Однако реализация подобной модели требует особой социально-экономической культуры нации, хорошо организованных государственных структур и учреждений.

3. Японская модель характеризуется, прежде всего, повышением технико-экономической и социальной эффективности производства. Основная особенность – самостоятельность и независимость от государственного бюджета.

В качестве одной из важнейших черт японской модели можно выделить высокий уровень государственного воздействия на выбор основных направлений развития национальной экономики (особенно жесткие меры принимаются при регулировании аграрного сектора – в процессе поддержания цен, осуществления государственных закупок, ограничения импорта сельскохозяйственных товаров). Об эффективности подобной политики свидетельствует, к примеру, тот факт, что Япония экспортирует продукты питания и, в частности, рис.

Об универсальности японской модели экономического развития в начале 70-х годов говорил профессор университета Хитоцубаси Кадзуси Окава. При оценке национальных моделей развития он выделил два ключевых момента – гипотезу «ускорения развития», утверждающую ускорение темпов роста как долговременную тенденцию, и «двухструктурный экономический рост» как источник ускорения, механизм индустриализации, базирующийся на сочетании современных и традиционных элементов. При этом под современными элементами К. Окавой понимаются передовые формы производства, характерные преимущественно для промышленности; традиционная же структура присуща сельскому хозяйству.

4. Германская модель - социальное рыночное хозяйство Германии формировалось как система, имеющая, прежде всего, четкую нацеленность системы социальной защиты на государственную поддержку малообеспеченных и социально слабых слоев населения. Модель социальной защиты в этой стране представляет собой смешанное государственно-частное решение социальных проблем, где ответственность отдельного предпринимателя заменена системой их коллективной ответственности под контролем государства.

«Экономические концепции и экономические уклады всегда были и будут подвержены изменениям, однако вечной останется цель экономической деятельности – служить и содействовать благосостоянию людей. Наилучшим … является такой экономический строй, … при котором экономические цели гармонично сочетаются с реальными условиями, а также с социальными целями», - отметил в своем выступлении по радио 8 декабря 1945 года автор германского «экономического чуда» Людвиг Эрхард. При социальном рыночном хозяйстве в Германии особым покровительством пользуются мел­кие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

Далее, выделим вторую группу, содержащую модели развития стран «бывшего социалистического лагеря» - государств Восточной Европы, стран СНГ, то есть государств, осуществляющих (в отдельных случаях весьма успешно) переход от плановой системы к рынку. В качестве примера приведем модели экономического развития Польши, Венгрии, Украины, России, Северной Кореи, Сингапура, Китая.

Китайскую модель развития рассмотрим отдельно. Основная причина особого положения этой модели – невиданные до нашего времени темпы экономического развития (с 1978 по 1998 год среднегодовые темы экономического роста составили 8%, а в промышленности – до 16%). По мнению китайских экономистов, развитие осуществлялось за счет совершенствования производительных сил, наращивания и укрепления совокупной мощи государства, ориентации экономики страны на достижение высокого уровня благосостояния всех ее граждан.

В современных условиях в подавляющем большинстве стран мира действуют достаточно жесткие рыночные законы как для частных, так и для государственных предприятий, однако распределение ресурсов по мере необходимости в той или иной степени регулируется государством с помощью командных механизмов.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое экономическая система?

2. Какова структура экономической системы?

3. Что понимают под хозяйственным механизмом?

4. Сформулируйте основные принципы формирования традиционной экономической системы.

5. Назовите достоинства и недостатки административно-командной экономической системы.

6. Что представляет собой рыночная экономическая система?

7. Опишите смешанную экономическую систему.

8. Какие классификации систем экономического развития государств вы можете назвать?

9. Модель экономического развития государства: что это такое?

10. Опишите известные вам модели социально-экономического развития.


Оглавление

Введение

Как правило, индустриально развитые страны характеризуются довольно высоким уровнем дохода на душу населения. В таких государствах большая часть населения имеет высокий уровень жизни, и проживает около 15% населения мира. Так же индустриальные страны имеют большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. Данная группа стран функционирует за счёт инновационных и тщательно разработанных моделей экономического развития, которые во многом могли бы послужить хорошим примером в развитии любой отстающей страны.
Таким образом, предметом моего исследования является социально-экономические модели индустриально развитых стран. Социально-экономическая модель – это совокупность форм организации экономической и социальной жизни тех или иных стран обладающая определённым набором характеристик, отличающих её от соответствующих характеристик других стран.
Объект моей работы – индустриально развитые страны, а именно Канада, Швеция, Япония и Австралия. Данные страны отличаются высочайшим уровнем жизни, развитой и прогрессирующей экономикой. К тому же выбранные мною государства находятся на четырёх разных континентах, что делает их интересным объектом исследования, так как этот факт предоставит широкий контраст особенностей благодаря влиянию культур и национальных обычаев.
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать и сравнить системы социально-экономического развития Канады, Австралии, Японии и Швеции, а так же проанализировать их сходства и различия.
Для этого были исследованы процессы общественного развития в каждой отдельной стране, оценены результаты и перспективы основных черт хозяйственных механизмов, используемых в странах. Речь идет об исследовании государственных социально-экономических моделей развития, их национальной специфике, о региональной и даже глобальной общности, сложившейся в современном мире.
Данная работа по изучению экономического развития индустриально развитых стран в данный момент очень актуальна. Её актуальность заключается в том, что в данный момент существует необходимость привлечения полезного зарубежного опыта к реформированию экономики нашей страны. При сравнении моделей ведущих мировых держав станет возможным выявить перспективные решения для развития и прогрессирования социально-экономической системы Российской Федерации. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты понятия «социально-экономическая модель»

      Определение «модели» и социально-экономических процессов в развитии потенциала страны
Понятие «модель» имеет несколько трактовок. Среди них к реалиям мировой экономики применимы лишь два. В первой, модель - это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. По второй трактовке модель - это образец, служащий эталоном для воспроизведения.
Страновая (региональная, субрегиональная) модель экономического развития - это совокупность элементов, формирующих целостность национального хозяйства, и механизм, обеспечивающий тесную связь и взаимодействие этих элементов. По своему характеру они являются природно-естественными, технологическими, экономическими, социальными, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными.
Понятие страновой модели используется в случае, если социально-экономическое и политическое развитие того или иного национального государства в течение достаточно длительного периода демонстрирует стабильность ключевых параметров, заложенных в основу модели. Если воспроизводство этих параметров нарушается, можно ожидать либо частичную модификацию модели роста либо ее полную трансформацию. Сам термин «страновая или национальная модель», был введен в научный оборот относительно недавно в последней четверти XX века.
Не менее важным компонентом понятия страновой модели является характеристика ее особенностей, иными словами, ее специфика. Это дает возможность проводить сравнительный анализ национальных моделей, существующих в мировом хозяйстве с учетом его эволюционного развития. Сравнительные исследования проводятся по одному или нескольким критериям. Результатом таких разработок могут быть предложения по типологизации национальных моделей.
Всплеск научного и практического интереса к имеющимся в мировой экономике национальным моделям возникает тогда, когда в той или иной стране происходит глубокое реформирование стратегии и механизма экономического развития и, естественно, возникает проблема выбора наиболее достижимого и привлекательного образца подражания.
Социально-экономическая модель (СЭМ) - комплекс институтов, определяющих характер социальной и хозяйственной системы, механизмы, обеспечивающие их дееспособность, единство правил, норм и обычаев хозяйствования, форм взаимодействия субъектов хозяйственной жизни, регулирование хозяйственного порядка и хозяйственных процессов со стороны государства. Институциональная структура СЭМ включает ценностный уровень, а так же уровни идеологических, правовых, политических институтов. Основополагающее значение в формировании институтов СЭМ играют ценностные ориентиры. Под ценностями понимают стабильные, объективированные, субъективно-психологические регулятивные внутренние отношения личности, определяющие ее мировоззрение, нацеленность и характер хозяйственной активности. Ценностные ориентации представляют целостную, иерархическую систему, составными частями которой являются праценности первобытного общества, как основа этносных ценностей, индивидуальные эстетические, индивидуально-коллективные моральные, групповые правовые, политические и религиозные, интегративные экзистенциальные и художественные ценности.
Особенности ландшафта, природно-климатических условий, религиозных представлений, исторического пути развития оказывают определяющее влияние на формирование национальных культур. Оно проявляется в специфике социально-экономических моделей.

1.2 Виды и примеры моделей экономического развития

Картину мира, по признаку взаимодействия государства и экономики, невозможно понять без некоторой типологизации национальных примеров взаимодействия. В экономической литературе такая типологизация связана с использованием устоявшегося термина «модель экономики»
К основным социально-экономическим моделям современности относят англосаксонскую либеральную (протестантский капитализм), обобщенную западноевропейскую социал-демократическую (континентальную) модель (католико-протестантский капитализм), дальневосточную патриархально-корпоративную (конфуцианский капитализм), мусульманскую авторитарную. 1
Безусловно, в рамках каждой из перечисленных моделей можно выделить существенные отличия между отдельными странами и группами стран. Так, континентальная модель включает шведское «государство всеобщего благосостояния», немецкое социальное рыночное хозяйство, французский дирижизм, итальянский кооперативизм. Существенные отличия имеются между социально - экономическими моделями стран Юго-Восточной Азии. Мусульманская авторитарная модель в наиболее выраженном виде принята лишь в нескольких странах Среднего Востока.
Таким образом, каждая страна имеет свой тип влияния экономики на социальную сферу. Рассмотрим наиболее известные национальные модели на примере конкретных государств.
Первая модель, используемая в США, построена на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров и услуг. Государственная собственность в США практически полностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран.
Главные достоинства американской модели:
-большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;
- высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.
Принципиально важным является повышение степени приоритетности в бюджете данного государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение. Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации - массовую ориентацию на достижение личного успеха.
Вторая модель рыночной экономики - японская. Ей свойственны:
- четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей;
- дух коллективизма и патернализма на производстве;
- внушительный упор на человеческий фактор.
Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров - Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи.
Третья модель - латиноамериканская. Ее характеризуют:
- сильное и не всегда грамотное вмешательство государство в экономику;
- коррупция, даже криминализация общества, включая хозяйственные связи;
- ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих две предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.
Четвертая модель капиталистической экономики - африканская - базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается, прежде всего, малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд ли вообще могут создать современную экономику.
Африканской экономике присущи:
- нещадная эксплуатация неквалифицированного труда;
- широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;
- неразвитость трудовых отношений и демократии вообще;
- крайне низкая эффективность.
Пятая модель, созданная после Второй мировой войны в Германии и Франции, получила название социально-ориентированной рыночной экономики. Она отличается от остальных следующими параметрами:
- «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности;
- макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);
- особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;
- высокая доля госбюджета в ВВП;
- развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого по этой линии составляют значительную часть государственного бюджета;
- функционирование института производственной демократии.
Пять вышепредставленных примеров экономических систем государства лишь наиболее отличающиеся друг от друга модели развития. Если рассматривать более подробно, то каждая страна имеет свою специфику в развитии.

Глава 2. Анализ функционирования социально-экономических систем индустриально развитых стран

2.1 Модель развития Канады на современном этапе

Экономика Канады является весьма интересным объектом исследований, который имеет много общего с Россией. Канада является страной с наиболее схожими с Россией сырьевыми ресурсами и климатическими условиями.
Канада входит в «семерку» наиболее крупных развитых стран. Территория страны - 9,97 млн. км 2 . Население Канады на начало 2010 года составляет 34 миллиона человек, в основном потомки переселенцев из Европы и США. Ее номинальное ВВП в 2009 г. составило 1 319 млрд. долл., а ВВП на душу населения в 2008 г. - около 41,730 долл., что свидетельствует о высоком уровне экономического развития страны. Традиционно на экономику Канады оказывали влияние два главных фактора - наличие богатых природных ресурсов и соседство с могущественными США.
Формированию и становлению современной модели экономического развития Канады предшествовал ряд исторических, политических и социально-экономических событий в жизни государства, которые, в свою очередь, предопределили стратегию развития высокоразвитого государства.
Период 1980–1985 гг. можно назвать канадской «рейганомикой», характеризуемой как продвижение свободного предпринимательства, дерегулирование, приватизация, стимулирование капиталовложений и проведение налоговой реформы. А период 1990–1995 гг. характеризуется демонтажем механизма государственного регулирования экономики.
Особенностью современного этапа развития экономики (с 1996 г. и до настоящего времени) является ликвидация дефицита государственного бюджета и государственного долга, децентрализация управления.
Итогом реформ в канадской экономике, проводящихся с середины 1980-х гг. стало ее общее оздоровление и значительное улучшение в сфере государственных финансов. Главные достижения реформ сводятся к следующему:
– произошло разгосударствление экономики;
–ликвидированы прямые субсидии в сельском хозяйстве и транспорте;
– ликвидирован бюджетный дефицит в большинстве провинций;
– сокращен государственный аппарат;
– созданы новые прогрессивные секторы экономики;
– увеличена численность занятых в частном бизнесе.
Несмотря на достигнутые заметные успехи одной из нерешенных проблем остается проблема достижения социального согласия и консолидации общества.
Модель экономического развития Канады можно назвать как «экспортно-ориентированное хозяйство, обусловленное узким внутренним рынком и огромным государственным потенциалом».
Страна богата полезными ископаемыми (полуметаллами, никелем, ураном, железной рудой, медью, нефтью, природным газом, золотом, платиной, асбестом, калийными солями), водными и лесными ресурсами. Все большее значение приобретает использование природных ресурсов труднодоступных северных территорий.
Канада располагает высокоразвитой обрабатывающей промышленностью, занимая одновременно ведущие позиции в мире по добыче и производству многих видов сырьевых материалов - никеля, урана, асбеста, алюминия. Традиционно лидерами по темпам роста производства и инвестиций выступали корпорации «ресурсных» отраслей - нефтяной и газовой промышленности, лесопромышленного комплекса, цветной и черной металлургии. Важнейшей особенностью канадской промышленности является то, что доля принадлежащих иностранным компаниям активов в промышленности страны превышает 40%, из них свыше 70% являются собственностью корпораций США.
По производству и экспорту сельскохозяйственной продукции Канада занимает одно из ведущих мест в мире. К особенностям организации труда в сельском хозяйстве следует отнести ярко выраженную территориальную и отраслевую специализацию: около 90% всех канадских ферм специализированы на определенных видах растениеводства и животноводства.
Государство традиционно играет активную роль в хозяйственной и социальной жизни. Деятельность государственных органов направлена в первую очередь на поощрение развития обрабатывающей промышленности, освоение производства наукоемких изделий, укрепление позиций национальных фирм и ограничение экспансии иностранного капитала.
Бюджет Канады распределяется так, что максимальную пользу от этих денег получают сами жители. Канада содержит небольшую армию, не тратит деньги налогоплательщиков на поддержание на плаву убыточных предприятий, а численность государственного аппарата настолько мала, что его содержание обходится канадцам гораздо дешевле, чем россиянам.
Эти и другие преимущества хорошо продуманной канадской системы управления экономикой, обществом и государством позволили Канаде создать одну из наиболее гуманных социальных систем. Суть этой системы заключается в том, что государство гарантирует определенный уровень жизни любому человеку, будь он гражданином Канады, постоянно проживающим на территории страны или беженцем.
Собирая подоходный налог по прогрессивной шкале со всего работающего населения, государство оказывает финансовую помощь (WELFARE) всем, кто по какой-либо причине нетрудоспособен или не может найти себе работу. Таким способом Канада исключает на своей земле появление класса людей, находящихся за чертой бедности.
Налоговый климат в Канаде менее благоприятен, чем в США. Прямые налоги на зарплату составляют в Канаде 46%, а в США – менее 30%. Тем не менее от высоких налогов население получает отдачу в виде бесплатного здравоохранения и недорогого высшего образования. Налоги идут в основном на социальные программы. Канадцы часто называют свою систему социального обеспечения "системой социальной безопасности". Программы помощи рассчитаны на все слои общества, особенно на несовершеннолетних детей, безработных и пожилых людей.
За счет этого государство получило возможность контролировать уровень преступности и предупреждать социальную напряженность, неизбежно возникающую в обществе, в котором живут бедные и отчаявшиеся люди.
Такая социальная политика, в сочетании с высоким уровнем моральной устойчивости и четкой работой правоохранительных органов, позволяет Канаде оставаться одним из самых безопасных государств в мире, в котором уровень преступности невероятно низок, а социальные конфликты практически отсутствуют.
Интенсивно растут инвестиционные потоки в Канаду и из Канады. В качестве инвесторов на канадском рынке выступают главным образом американские корпорации. И канадская модель экономики интересна тем, что страна находится в очень большой зависимости от экономических успехов в США. Пока американская экономика растет, и пределы этого роста не проявились, канадская экономика также будет идти в одной упряжке с США. А как только в экономике США возникнут трудности, пострадает и Канада.
Большое значение в экономике страны играет туризм и иммиграция. Иммиграционная программа приносит ежегодно большие доходы в казну государства. Привлеченные лучшим в мире качеством жизни богатые инвесторы из многих стран вносят огромные суммы в развитие страны.
Значительно способствует развитию внешнеэкономической деятельности канадских компаний участие страны в НАФТА. В своей современной внешнеэкономической политике правящие круги Канады считают перспективным направлением развитие отношений с развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

2.2 Социально-экономическая модель Австралии

Австралия - единственная страна в мире, полностью охватывающая целый континент. Она шестая по размерам территории на земном шаре (7.7 млн. кв. км). Это - стабильное, демократическое государство с сильной и конкурентоспособной экономикой, с многонациональным обществом, состоящим из сравнительно небольшого коренного населения (аборигенов) и мигрантов почти из 200 стран.
Экономика современной Австралии отличается высокой конкурентоспособностью, открытостью и гибкостью. Успешные результаты хозяйствования - следствие эффективного управления экономикой и непрекращающихся структурных реформ. На 2008г. Австралии принадлежит 14-е место в мире по размерам ВВП на душу населения -40,350 долл..
В Австралии успешно внедряются достижения научно-технической революции, она располагает развитым наукоемким производством и передовым машиностроением. По числу компьютеров на 1 тыс. человек населения Австралия занимает второе место в мире после США. Уверенный экономический рост на протяжении последних 10-15 лет сопровождается низкой инфляцией, низкими процентными ставками и постоянным ростом производительности труда.
Расчеты ООН на 2009 г. по рейтингу "где лучше всего жить в мире" Австралии принадлежит второе место, тогда как ещё в 2004 г. оно было шестым. Этот рейтинг включает в себя такие жизненно важные показатели, как уровень заработной платы, жилищные условия, масштабы и качество обучения, состояние здравоохранения, экологии и др.
Достижения Австралии в социально-экономической сфере проистекают главным образом из активной и плодотворной деятельности государства, направленной на всемерное поддержание и стимулирование частного предпринимательства во всех отраслях национального хозяйства, работающих как на внутренний, так и особенно на внешний рынок.
В результате сложились очень тесные экономические связи Австралии с внешним миром, играющие огромную роль в подъеме ее хозяйства и благосостояния населения. Эти отношения охватывают взаимную торговлю и инвестиции, разнообразные услуги, включая туризм, обучение сотен тысяч иностранцев в австралийских университетах и колледжах, а также другие формы сотрудничества.
Одной из причин уверенного экономического развития Австралии вообще и особенно диверсификации ее промышленности, равно как и высокой степени интеграции в мировое хозяйство, являются систематически возрастающие громадные иностранные инвестиции, на конец 2007 г. превысившие 1,8 трлн. долл. В течение последнего десятилетия, несмотря на периодические спады на глобальном рынке, Австралия практически неуклонно увеличивала объемы внешней торговли, завоевывая новые и расширяя старые рынки для своих товаров и капиталов. Результатом стабильного экономического, политического и социального развития за последние годы стал рост притока иностранного капитала. Австралия обладает одним из наиболее открытых и инновационных хозяйств мира, и ее правительство продолжает активно следовать этому курсу. Происшедшая за сравнительно недолгий период диверсификация экспортной базы означает, что хотя страна продолжает в основном оставаться экспортером сырья, она все больше опирается на предоставление внешнему миру различных услуг и поставку самых разнообразных и сложных видов промышленной продукции.
Таким образом, вытекает еще одна из причин - исключительно богатые минеральные ресурсы, из-за чего страну зачастую именуют кладовой мира. Австралия обладает крупнейшими запасами урана (30%), а по размерам его добычи и экспорта уступает только Канаде, занимает второе место в мире после ЮАР по добыче золота, второе место по запасам железной руды, причем очень высокого качества. Австралия - крупнейший в мире экспортер каменного угля. Достойно утаившая то, что мощная черная металлургия Японии и Китая в значительной мере функционирует за счет австралийского угля и железной руды. Австралия располагает большими запасами нефти и природного газа. По запасам последнего она занимает второе место в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Страна входит в пятерку наиболее крупных мировых производителей цинка и свинца. Велики запасы никеля, меди, титановой руды, алмазов. Резкий рост в последние годы цен на минералы и возросший уровень их добычи в Австралии принесли ей много миллиардные валютные доходы.
В стране весьма преуспевающее сельское хозяйство, хотя обрабатываемые земли невелики: они занимают лишь около 6% территории (из них примерно половина - под пшеницей). Весьма развиты животноводство и виноделие.
Исключительно важным в социально-экономическом развитии является человеческий фактор. По авторитетным свидетельствам, австралийцы сохраняют культурно-этические ценности, выработанные еще ее пионерами в XIX в., а именно, выносливость и способность к физическому труду, мужество, готовность к взаимопомощи в трудных и тем более экстремальных обстоятельствах и эгалитарность - ироническое отношение к аристократическим и другим наследственным привилегиям.
В течение ряда послевоенных десятилетий Австралия с ее ограниченными людскими ресурсами энергично поощряла приток иммигрантов, особенно из Европы. Это были большей частью квалифицированные рабочие и дипломированные специалисты разных областей знаний. В результате почти 60-летней плановой миграции в Австралию прибыло свыше 7 млн. человек. Чтобы понять значение этого, следует отметить, что к концу Второй мировой войны население страны насчитывало всего примерно 7 млн. человек, а сейчас оно превышает 20 млн. при естественном приросте за этот период около 7 млн. человек. Остальные - это мигранты. Австралия - страна многонациональная: здесь, как было сказано ранее, проживают выходцы из почти 200 стран мира. Массовый приток иммигрантов обогатил ее как в хозяйственном, так и в культурном отношении, влил в нее свежую кровь. Новые жители принесли с собой разнообразные экономические и технические знания, нередко крупные капиталы, и, что очень важно, способствовали укреплению связей, в том числе экономических, со странами, откуда они приехали. Страна располагает значительными и квалифицированными кадрами. Многие менеджеры и технический персонал обладают опытом работы за границей. Почти половина работающих имеет дипломы различных учебных заведений, в том числе университетов. Хорошие познания в области науки и инноваций привели к появлению в стране значительного слоя научных работников и технических специалистов, пользующихся международным признанием.
В результате действия вышеперечисленных причин Австралия уже в конце прошлого столетия уверенно вошла в число экономически развитых государств мира. Спектр сложившихся отраслей обрабатывающей промышленности весьма широк: от продуктов питания и модной одежды, электроники и предметов домашнего обихода до сложнейших изделий точного приборостроения и современных комплексов для нефтеперерабатывающей промышленности. Наиболее развиты машиностроение (автомобилестроение, а также станкостроение, локомотивостроение и судостроение), электротехническое производство, химическая отрасль (изготовление серной кислоты, суперфосфата, синтетического каучука, пластмасс) и пищевая промышленность. По производству электроэнергии на душу населения Австралия занимает одно из первых мест в мире.
Центральное звено экономики Австралии - внешняя торговля. Экспорт создает около 1/4 национального дохода страны. Несмотря на периодические спады на мировом рынке, Австралия практически неуклонно увеличивает объемы внешней торговли, завоевывая новые и расширяя старые рынки для своих товаров и капиталов.
и т.д.................