Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Роль государства в командной экономике. Экономическая роль государства

Может, но только очень примитивная. Проблема заключается в том, что без государства невозможно организовать разделение капитала на низкорисковый и высокорисковый. Низкорисковый - это пенсионные накопления, банковские вклады и т.д.

Если бы не было возможности отделить низкорисковый капитал от остального, то он вообще выпал бы из оборота. Обычные люди, не склонные к предпринимательству, не готовы отдавать кому-то свои деньги без гарантий возврата. В такой ситуации имел бы место постоянный отток капитала "под матрас". Что не очень хорошо для развития. Ведь инновации требуют инвестиций. В принципе, отток капитала "под матрас" можно было бы остановить, не платя людям лишних денег, которые они могли бы копить. Но и это тоже плохо для прогресса. Деньги на инновации у производителей были бы, но у инновационных товаров не было бы покупателей. Когда у людей есть деньги только на еду, они не смогут покупать айфоны и гироскутеры. Вкладывать деньги в инновации в такой ситуации бессмысленно.

Однако государство обеспечивает возможность разделить капитал. Оно выстраивает некоторую схему, в рамках которой часть капитала оказывается защищена от рисков самим государством. Что бы ни случилось, государство гарантирует сохранность этого капитала. Способы обеспечить такие гарантии зависят от ситуации, но они всегда внеэкономические. Государство просто тупо вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов, навязывая им своё видение того, как делаются дела. Задача при этом всегда одна и та же: снизить общие риски. Иногда для этого нужно максимально регламентировать бизнес-процесс, чтобы он протекал без неожиданностей. Иногда, когда регламентировать сложно, можно просто замедлить его. Тогда будет больше времени на реакцию в случае неожиданностей. Другими словами, государство всеми доступными способами стремится уменьшить число банкротств в тех отраслях, которые используют низкорисковый капитал. Иногда даже напрямую субсидирует эти отрасли, или же даёт им явные нерыночные преимущества. И всё для того, чтобы не доводить до ситуации, когда придётся выполнять взятые на себя обязательства по гарантиям, тупо печатая деньги.

Благодаря этой схеме, некоторая часть общего капитала может быть использована для инвестиций с высокими рисками. Грубо говоря, появляются деньги на то, чтобы разработать и произвести айфоны, которые не так уж необходимы, но очень нравятся людям. И благодаря тому, что лишние деньги этих людей не оседают у них под матрасами, а так или иначе работают в экономике, исчезает объективное препятствие к тому, чтобы вообще им их выплачивать. Почему бы и не выплатить, если они либо отнесут их банк, либо потратят на айфон? В любом случае экономику они покинут ненадолго. Проблемы оттока "под матрас" не будет.

Кашаев Ш.Р. Роль экономики в развитии государства / Ш.Р. Кашаев, В.Ю. Петров, Т.Р. Шарапов // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 122-124

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

Ш.Р. Кашаев , преподаватель

В.Ю. Петров, студент

Т.Р. Шарапов , студент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г . Казань )

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль экономики в развитии государства , т ак же описаны возможные формы экономики, их положи тельные и отрицательные стороны. Представлен анализ экономически и социально развитого государства. Ра с смотрены предпосылки для развития мощного экономического государства в зависим о сти от превалирующий в стране формы экономических отношений.

Ключевые слова: экономическая политика, социальное государство, смешанная эк о номика, командная экономика, экономическая опора, капитал.

Трудно представить в наше время гос у дарство, в котором бы отсутствовала эк о номическая составляющая. Все сферы жизни человека, так или иначе, связаны экономическими отношениями. В совр е менных реалиях каждое государство стр е мится создать мо щ ную экономическую базу, которая необходима для обеспечения безопасности, как внутри, так и вовне страны . Примечателен и тот фактор, что органы государственной власти опр е деляют экономическую политику страны, и как следствие вектор ее развития.

На сегодняшний день существуют ч е тыре формы экономики. К ним относят: тр а диционную , рыночную, командную, смешанную. Традиционная экономика полностью опирается на существующие традиции в обществе. Таких государств в наше время практически нет. Основу р ы ночной экономики составляет капитал, к о торый сосредоточен в руках частных лиц. Такая форма экономики обеспечивает б ы стрый рост государства, о д нако, вместе с тем это приводит к значительному разр ы ву ме жду доходами разных слоев и ра с пределение благ происходит в пользу ч а стных лиц и компаний, а не государства. Фа к тически государство теряет контроль над частью некоторых важных сфер . Такая экономика опасна тем, что в коне ч ном итоге она приве де т к власти богатых, которые подчинят себе все структуры вл а сти и буду т диктовать условия государс т венному аппарату. Командная экономика или как ее еще называют социалистич е ская, направлена, в первую очередь, на с о циальное развитие общества. При такой экономической форме управления собс т венность и капитал находятся в руках вл а сти, а их распределение определяет гос у дарство. При этом нет огромного разрыва между доходами среди населения. Гос у дарство с такой экономи кой считается с о циально развитым , однако имеется ряд н е достатков. Например, отсутствие конк у ренции, ограниченный доход у предпр и ятий и компаний, поскольку выпуск пр о дукции контролирует государство, относ и тельно небольшая разнообразность пр о дукции в магазинах. Смешанная же эк о номика является переходной от капитал и стической к социально ориентированной. В этой форме экономики примерно один а ково распределяется собственность и к а питал между государством и частными лицами, однако, чтобы не терять контроль над сферами экономики, государство з а бирает себе, так называемый, контрольный пакет. Исходя их нынешних реалий, такая форма экономики в данный момент самая оптимальная, поскольку государство м о жет влиять на частные компания и пре д приятия, а предприятия на государство нет . Таким образом, аппарат управления остается неподконтрольным для капитал и стов и сами органы власти могут регул и ровать доходы среди населения , предо т вращая сильное расслоение общества , с ф и нансовой точки зрения.

Примечательно то, что в большинстве стран смешанная форма экономики. То есть государство сознательно переходит от капитализма к более прогрессивному ве к тору ра з вития.

Некоторые люди полагают, что экон о мика не является наукой, поскольку «сч и тать» умеет каждый. Это заблуждение. Экономика такая же древнейшая наука, как и философия ил и м атематика. Она возникла в период , когда л юди занялись товарообменном и накоплением собстве н ных материальных благ. То есть , с возни к новением первой государственности зар о дилась и экономика, как наука. Примеч а тельно и то, что в любом древнейшем г о сударстве экономика всегда была на пе р вом плане, поскольку основным дох о дом государства всегда будет налогообложение собственных граждан .

Говоря о роли экономики в развитии государства необходимо учитывать н е сколько основополагающих факторов. А именно то, что без сильной экономической опоры ни одно государство не сможет проводить свою политику. Например, для того, чтобы создать хорошую социальную базу необходимо постоянное вливание средств из федерального бюджета. А где взяться деньгам в бюджете без грамотной экономической политики? Отсюда и в ы вод, что если государство будет выносить экономику на второй план в своей полит и ке, то такое государство долго не прост о ит. Поэтому в любом государстве за эк о номическим сектором следит несколько обособленных друг от друга структур, что дает преимущество. Так же следует пон и мать, что для развития любых отраслей государства н е обходимы финансы, а если у государства не будет финансов, напр и мер, для развития той же нефтяной отра с ли, то другое государство на выгодных для себя условиях «поможет» поднять на ст у пень выше этот самый сектор. Говоря пр о стыми словами, если, у России нет средств и технологий для развития Сибирских м е сторождений, то наше государство будет искать инвесторов, которые помогут, за счет предоставления и использования н о вейшего оборудования и вливания опред е ленных денежных средств. Но такая п о мощь чревата тем, что условия для такого развития могут быть самыми разными, н а чин ая с того, что контроль над месторо ж дением будет в частных руках, заканчивая тем, что государство просто потеряет ко н троль над данной сферой. Именно поэтому для минимизации развития таких событий нужна сильная экономика.

Наглядно можно показать роль экон о мики в развитии и жизни государства на пр и мере социального и экономического развития общества. Прожиточный мин и мум, показатель уровня безработицы, и н фляция, уровень образования, разность м е жду доходами самых богатых и самых бе д ных – все это и многое другое, вплоть до качества дорог, зависит от благосостояния государства. Развитие промышленности, научные открытия, система обр а зования, социальные реформы – все это требует о г ромных капиталовложений. Именно поэт о му, государство всегда опирается в своем управлении на экономику . Планиров а ние доходов и расходов государства, явл я ется одним из важнейших обязательств п е ред своим народом, потому что бездумное растрачивание национального благососто я ния приведет к развалу страны и массо во й нищете.

В экономической теории принято сч и тать, что государство и экономика нера з рывно связаны между собой. Поскольку для объединения людей и создания гос у дарства н е обходимы материальные блага и общая цель. Как только возникает гос у дарство, с ним же возникают отношения, в первую очередь рыночные. Отсюда и в ы вод, что любое общество зависит от эк о номики, а экономика, напротив, зависит от общества и государства в целом.

Так же, свободное развитие общества понимается и как социальная, и как эк о номическая категория. Чем ценнее призн а ется свобода отдельного человека в общ е стве, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве . Поэтому, гос у дарство заинтересовано в обеспечении правовой надежности экон о мической деятельности отдельного суб ъ екта или лица, для того чтобы в будущем пользоваться его результатами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое развитое государство, з а кладывает основу своего развития, опир а ясь на действующие экономические отн о шения в стране. Стремление развивать все отрасли экономики, приносящие прибыль, нормальное явление для государства. Дв и гаясь вперед, экономика развивает как о т дельные сферы общества, так и его в ц е лом. Знание, понимание экономики позв о ляет людям осознанно совершать свой экономический выбор. Приведение в ра в новесие экономической и социал ь ной сфер позволит избежать конфликтов в общес т ве.

Библиографический список

1. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах применения «ручного управления» органами российской государственно-муниципальной власти / В.В. Шлычков, И.К. Киямов , С.М. Кулиш, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3 (39). С. 39-54.

2. Батайкин П.А. Особенности реализации функций государства в системе распредел е ния доходов // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 16-18.

3. Шлычков В.В. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева // Актуальные пр о блемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.

4. Батайкин П.А. Проблемы сохранения унифицированной налоговой системы Росси й ской Федерации // Вестник Казанского государственного энергетического университ е та. 2011. № 4 (7). С. 92-97.

5. Х асанова А.Ш. К вопросу о формировании новой экономической парадигмы / А.Ш. Хасанова, Н.В. Ведин // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 106-111.

6. Шлычков В.В. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и св о ей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-100.

ECONOMY ROLE IN DEVELOPMENT OF THE STATE

S.R. Kashayev , lecturer

V.Y. Petrov , student

T.R. Sharapov , student

Kazan state power university

(Russia, Kazan)

Abstract. In this article the economy role in development of the state is considered, possible forms of economy, their positive and negative sides are also described. The analysis economica l ly and socially developed state is submitted. Prerequisites for development of the powerful ec o nomic state depending on prevailing in the country of a form of the economic relations are co n sidered.

Keywords: economic policy, social state, mixed economy, command economy, economic su p port, capital.

Национальная экономика: конспект лекций Кошелев Антон Николаевич

1. Государство в российской экономике

Национальная экономика представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа хозяйствующих субъектов и разнохарактерных экономических процессов. Вместе с экономически независимыми существуют и регулирующие хозяйствующие субъекты. Одним из наиболее крупных и значительных регулирующих субъектов национальной экономики является государство, которое сосредоточивает значительную часть национального богатства, устанавливает нормативно закрепленные правила поведения других хозяйствующих субъектов, посредством государственного бюджета искусственно перераспределяет валовой внутренний продукт, формирует и поддерживает систему социальных гарантий населению.

Существуют следующие подходы к определению роли государства в национальной экономике:

1) меркантилистский, доминировавший в XVI-XVII вв., основанный на признании целесообразным активного вмешательства государства в национальную экономику. Он исходит из понимания национального богатства как количества драгоценных металлов, находящихся в стране, чему соответствует занятие государством такой позиции, которая способствует экспорту и минимизирует импорт товаров;

2) классический, основанный на теоретических разработках А. Смита, который полагал, что роль государства в экономике сводится к обеспечению безопасности населения, созданию механизмов защиты права собственности. Государство должно создавать только условия для нормального функционирования национальной экономики, но при этом по возможности ограничить степень своего вмешательства;

3) кейнсианский, доминировавший в начале ХХ в. в западных странах. В соответствии с ним государственное вмешательство в национальную экономику необходимо по причине несовершенства рыночных механизмов. Для этого государство должно использовать финансово-кредитные инструменты;

4) неоклассический, исходящий из отказа государства от прямых методов воздействия на национальную экономику и сводящий их к косвенным методам – налогообложению, фискальной политике.

Исторически обусловлено, что государство является в национальной экономике основным регулирующим субъектом, что проявляется в создании им условий функционирования других хозяйствующих субъектов. Изначально роль государства сводилась к определению фискальной политики, сбору налогов, но с усложнением и увеличением масштабов национальной экономики значение государства существенным образом увеличилось.

С начала ХХ в. с образованием СССР государство занимало позицию тотального регулятора экономики, что существенным образом отразилось на менталитете российских граждан. Начиная с 1990 г. Россией взят курс на снижение доли государственного воздействия на экономику.

На современном этапе развития России происходит своеобразный возврат к существовавшей ранее практике тотального государственного регулирования, в связи с чем доля и значение частного бизнеса в национальной экономике устойчиво снижается. По оценкам Министерства Финансов РФ на начало 2000 г. только половина национальной экономики находилась под контролем государства. На 2007 г. этот показатель существенным образом возрос и составляет более половины. В этом контексте большое значение имеет предложение представителей «Единой России» о разработке системы государственного планирования национальной экономики.

Увеличение роли государства, начинающее возрастать с 2004 г., сопровождается одновременной приостановкой процессов приватизации. Г. О. Грефом и А. Л. Кудриным на официальном уровне поставлен вопрос о необходимости усиления степени государственного воздействия на экономику. Логическим продолжением стал фактический переход под государственное управление таких нефтяных компаний, как «Сибнефть» и «Газпром», что оценивается специалистами неоднозначно. С одной стороны, это положительное явление, так как позволяет сконцентрировать в руках государства добычу и продажу полезных ископаемых, которые по Конституции РФ являются национальным достоянием. С другой стороны, мировая практика показывает, что государство не может обеспечить эффективного менеджмента, что усугубляется кризисом самого государственного аппарата.

Нахождение в собственности государства хозяйствующего субъекта или владение контрольным пакетом акций не единственная форма государственного вмешательства в экономику. Фактически государство контролирует большую часть рынка и распоряжается собственностью по своему усмотрению. Примером тому может служить ЮКОС и проект «Сахалин-2», когда государство, пренебрегая правовыми нормами, взяло их под полный контроль.

Предложение Президента РФ о переходе к трехлетнему бюджетному планированию является основной предпосылкой формирования плановой экономики. По оценкам многих специалистов столь долгосрочное бюджетное планирование в России невозможно по причине нестабильности экономической ситуации.

Вполне обоснована политика государства по полной национализации таких стратегических областей, как атомная энергетика, оборонная промышленность, железные дороги. Но в существующих условиях тотального государственного контроля рынка развитие частной собственности в других отраслях становится невозможным, так как в них отсутствует концентрация капитала.

По оценкам А. Н. Илларионова в 2002 г. наметилась устойчивая тенденция роста совокупной доли государственного сектора в валовом внутреннем продукте, а за тот же период доля государственного сектора экономики увеличилась с 45 до 47,6%.

А. Л. Кудрин считает, что государственный аппарат из совокупного количества нарушений занимает в сфере: антимонопольного законодательства – 90%, на рынке страховых услуг – 80%, на рынке банковских услуг – 76%, на рынке других финансовых услуг – 50%. Эти показатели имеют устойчивую тенденцию к увеличению. За 2005 г. совокупная прибыль 10 крупнейших государственных компаний составила более 20% от валового внутреннего продукта.

Значение государства в российской экономике достаточно велико не только в направлении создания условий функционирования хозяйствующих субъектов и системы минимальных социальных гарантий, но и в форме прямого государственного вмешательства. Имеет место повсеместное объединение государственных и бизнес-структур, что приводит к монополизации государством рынка. Происходящий начиная с 2002 г. явный возврат к существовавшей государственной экономике все более обострился в 2007 г. Одновременно повышение значение государства в национальной экономике сопровождается снижением степени эффективности функционирования государственного аппарата. Государство, пытаясь занять позиции активного регулирования, не способно по объективным причинам обеспечить рационального управления национальной экономикой в интересах устойчивого экономического роста и выхода из затяжного экономического кризиса. Это связано с наличием таких проблем государственного аппарата, как бюрократизация, взяточничество, коррупция и т. д.

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

Часть III Экономический прогресс и роль государства Государство, защищающее правопорядок и предоставляющее блага, которые общество не может получить "на рынке", способствует благосостоянию всей страны, НО… Государство - затычка не для каждой бочки. Оно не может быть

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

ГОСУДАРСТВО часто создает угрожающий экономике бюджетный дефицит Если расходы государства превышают его доходы, возникает бюджетный дефицит, для финансирования которого государство, как правило, выпускает облигации. Такие облигации являются государственным долгом.

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

3. Монополия и конкуренция в российской экономике Государство как один из ведущих субъектов рынка стремится законодательно урегулировать конкуренцию. Одновременно с этим разработка и последовательная реализация актуальных мероприятий против монополизации

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

41. Государство в российской экономике С начала ХХ в. с образованием СССР государство занимало позицию тотального регулятора экономики, что существенным образом отразилось на менталитете российских граждан. Начиная с 1990 г. Россией взят курс на снижение доли

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

55. Монополия и конкуренция в российской экономике Государство как один из ведущих субъектов рынка стремится законодательно урегулировать конкуренцию. Одновременно с этим разработка и последовательная реализация актуальных мероприятий против монополизации

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

89. СТРУКТУРНЫЙ КРИЗИС В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ За годы реформ Россия претерпела гигантский промышленный спад. Особенно сильным было падение промышленного производства 1993–1994 гг., его темпы приобрели катастрофический масштаб, и спад приобрел самовоспроизводящийся

Из книги НАРОДНОСТЬ, НАРОД, НАЦИЯ... автора Городников Сергей

15.3.2. Государство в командной экономике Оно обладает неограниченной политической, административной и экономической властью. Будучи политическим органом, государство относится к надстройке общества, но его деятельность глубоко проникает в экономические (базисные)

Из книги Ваш сосед - Миллионер автора Данко Уильям Д.

15.3.3. Государство в переходной экономике Оно переживает кардинальные изменения в создании новых политических, административных и экономических основ. Трудности этого периода состоят в том, что старый институциональный каркас уже сломан, а новый еще не выстроен. Это

Из книги Реконизм. Как информационные технологии делают репутацию сильнее власти, а открытость - безопаснее приватности автора Сименко Илья Александрович

Приложение 14 СВИДЕТЕЛЬСТВО о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской

Из книги автора

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги автора

4. Государство родовой знати и общественное государство Противоборство между господствующим классом родовой знати и ещё сохраняющей большое влияние родоплеменной общественной властью оказалось главной внутренней причиной развития изначальной государственной власти

Из книги автора

Налоги, государство... снова государство Многих американцев с высокими доходами, как ОНБ, так и ПНБ, беспокоят действия федерального правительства. Частное лицо бессильно перед этой не зависящей от него силой. Доктор Юг указал, что боится действий государства в четырех

Из книги автора

Государство Тотальный учет приведет к упрощению системы сбора налогов, сборов, алиментов. Они будут списываться автоматически. Неплательщиков не будет вообще. Прозрачность минимизирует коррупцию. Какая бы материальная ценность ни была обнаружена у человека, можно

Современная рыночная экономика не может существовать полноценно сама по себе. В той или иной степени рыночные экономики разных стран регулируются государством. В результате формируются не столько рыночные экономики, сколько смешанные. Государства влияют на экономику с целью уменьшения негативных проявлений рынка.

Масштаб влияния государства на экономику - вопрос спорный, во многом определяемый национальными особенностями страны, путем и этапом ее экономического развития.

Считается, что рынок - это саморегулирующаяся система. Во многом свои экономические функции он способен выполнять без какого-либо регулирования из вне. Однако нередко рынок приводит к таким негативным социальным проявлениям как рост цен, безработица, перепроизводство, монополизация рынка и др. Поэтому государство должно влиять так, чтобы обеспечить необходимые условия функционирования рынка и при этом регулировать рынок, чтобы он не нарушал социальную стабильность и защиту национальных интересов.

Обычно государство ставит перед рынком общенациональную цель развития. В остальном ему дается свобода, и рынок функционирует по своим законам. Однако, что это за общенациональная цель, преследуя которую государство осуществляет влияние на рынок? Целью является достижение благосостояния, которое определяется как потребление населением товаров и услуг. В результате государство влияет на рынок так, чтобы рос национальный доход, промышленность, возрастали производительность труда и жизненный уровень, производимые в стране товары были конкурентоспособными.

Достижение благосостояния - это общая цель для рынка. Далее государство ее конкретизирует. Так целями могут быть обеспечение высокой занятости и экономического роста, укрепление собственной денежной единицы на международном рынке и др.

Во влиянии государства на экономику существует своеобразный парадокс. Государство не может поставить перед экономикой одновременно две цели: экономический рост и стабилизация цен. Обе одновременно не могут быть достигнуты. Это связано с тем, что в условиях экономического роста почти всегда растут и цены. Если же начать контролировать цены, то снизится производство, так как оно станет менее прибыльным.

И всё же в большинстве стран разрабатываются комплексные меры влияния на экономику. Обычно эти меры включают политику, направленную на экономический рост, предупреждение кризисов, изменение отраслевой структуры экономики, выравнивание уровней развития регионов, привлечение инвестиций в страну, сдерживание инфляции, увеличение занятости населения, уменьшение дифференциации доходов.

Следует отметить, что в XX веке влияние государства на экономику усилилось.

Кроме того что государство контролирует рынок, оно еще и участвует в нем в качестве собственника. Доля государственной собственности в некоторых развитых странах превышает 50% в основном капитале.

Также государство влияет на экономику так, чтобы происходило развитие сферы общественных благ, то есть товаров и услуг, которые предоставляются всем гражданам страны, обычно бесплатно. В первую очередь к ним относятся здравоохранение и образование. Предоставление общественных благ связано со сбором налогов.

Деятельность государства в командной экономике

Замечание 1

Государство имеет неограниченную политическую, административную и экономическую власть в командной экономике.

Как политический орган, государство является надстройкой общества , однако его деятельность проникает во все базисные экономические отношения. Необходимость всеохватывающего присутствия государства в экономике советские экономисты обосновывали следующим образом: после социалистической национализации средства производства стали достоянием народа, они должны быть использованы не в интересах каких-либо частных лиц, а для реализации целей всего общества и нации в целом.

В силу данного обстоятельства распоряжение и управление общими средствами производства осуществляется из единого центра, который представляет интересы всех трудящихся в одинаковой степени. Поэтому в данной ситуации интересы государства отождествлялись общественным и общенародным интересам. Поскольку государственные средства производства играют ведущую и преобладающую роль в командной экономике, постольку система государственного управления охватывает общественное производство полностью.

Бездефицитность государственного бюджета командной экономики объяснялась тем, что в него направлялось не 10 %, а почти 90 % прибыли функционирующих субъектов хозяйствования.

Управление командной экономикой

Замечание 2

В модели командно-административного управления преобладают распорядительно-приказные механизмы и методы внеэкономического принуждения.

Характерные черты системы государственного управления командной экономикой :

  • осуществление прямого управления предприятиями из единого центра;
  • наличие полного контроля государства за сферами производства и распределения;
  • использование в управлении административно-приказных методов.

Система государственного управления командной экономикой состоит из связующих элементов - структур, осуществляющих руководство из единого центра народного хозяйства.

Распорядительно-приказные механизмы управления возможны в странах имеющих разное социальное устройство. Они могут совмещаться с общественной собственностью на основные производственные фонды (как это было в России), или элементами частной собственности (как это было в фашистской Германии).

Использование приказного управления оправдано в случае чрезвычайных обстоятельств, которые вызваны военными действиями, хозяйственным разорением или голодом. В таких условиях оно позволяет оперативно сосредоточить людские и материальные ресурсы на значимых участках, с успехом решать актуальные проблемы народного хозяйства. Для экстремальных условий этот тип может стать более эффективным и единственно возможным.

Бюджетные ограничения в командной экономике

Повсеместное внедрение централизованных механизмов загоняет все структуры предпринимательства в рамки специальной системы бюджетных ограничений, которая препятствует ответственному хозяйствованию.

Формами бюджетных ограничений являются:

  1. установление директивных цен;
  2. жесткая система налогообложения;
  3. отсутствие государственной помощи на безвозмездной основе;
  4. отсутствие возможностей для получения кредита;
  5. невозможность финансовых вложений из внешних источников.

Рыночная экономика имеет представленную жесткую систему бюджетных ограничений, которая стимулирует эффективность хозяйствования, материальную ответственность и заинтересованность в использовании денежных активов. Для командно-административной экономики характерна ориентация на «мягкую» систему бюджетных ограничений: налоговые льготы или отсрочка уплаты налогов; дотации и субсидии как безвозмездная финансовая помощь; выдача кредита при отсутствии гарантий или обоснованного целевого назначения и т.п.