Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налогообложение в странах англосаксонской системы права. Налоговые системы зарубежных стран. Унификация

Налоги и налогообложение

2.1. Англосаксонская модель

Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности, была снижена ставка личного подоходного налога с 27 до 20%, устранена многоступенчатость деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним (вместо действовавшей ранее шкалы установлены три ставки подоходного налога в размере 20, 24 и 40%), введено раздельное налогообложение доходов супругов, значительно увеличены личные налоговые ставки и т.д.

Налоги Великобритании формируют ее государственный бюджет на 90%. На долю подоходного налога с населения приходятся до 64% поступлений в госбюджет, в то время как на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%.

Британский парламент обладает законодательной властью и уполномочен ежегодно вносить поправки в налоговое законодательство, которое утверждается правительством. Право регулировать вопросы применения налогового законодательства предоставляется специальному органу - тайному совету, министерствам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены четко парламентом.

Организация налоговой службы возложена на два правительственных департамента, подчиненных казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением, и главной его функцией является контроль над взиманием налогов с юридических и физических лиц. В ведении УПА находится система косвенного обложения.

Личный подоходный налог уплачивают все граждане, получающие доход. Согласно законодательству, налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидентов подлежат обложению независимо от их источников его получения. Нерезидент уплачивает налог лишь с доходов, полученных на территории этой страны.

Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям (шедулам). Таких шедул в налоговом законодательстве установлено шесть: А, В, С, Д, Е, F. По шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, на строения и др.; по В - доходы от лесных массивов; по С - доходы от ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты; по Д - облагается также прибыль от торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.; по Е - доходы от заработной платы и пенсий, по F - доходы от дивидендов и т.д.

Из подлежащей уплате суммы подоходного налога вычитаются налоговые льготы, так называемые личные скидки. Не облагаются подоходным налогом пособия, проценты по национальным сертификатам, стипендии и другие выплаты. Подоходный налог начисляется с учетом совокупного годового дохода. Отчет о налоге осуществляется посредством подачи декларации.

Налог с наследства начинает действовать после 7 лет получения наследства при условии, если даритель в течение этих лет остается живым. Ставка налога устанавливается на уровне 40% от суммы имущества, превышающей 200 тыс.ф.ст.

Подоходный налог с компаний (корпоративный налог) применяется по всем прибылям компаний резидентов, полученных ими в течение всего налогового года. Корпоративный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компании. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год. Ставки налога приняты в размере 33% и 24% для предприятий малого бизнеса. Компания уплачивает корпоративный налог по единой ставке со всех видов прибылей, но при этом не взимается у источника налога с дивидендов. Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных расходов. Вычету подлежат:

Текущие расходы (аренда, стоимость ремонта, потери от валютных займов в результате изменения валютного курса, расходы по модернизации, платежи разного характера, налоговые штрафы и т.д.);

Компенсационные платежи при увольнении рабочих, затраты на техническую и профессиональную переподготовку кадров, премии и подарки;

Расходы на юридическое обслуживание и оплату услуг по бухучету, транспортные расходы;

Лицензионные и подобные им платежи;

Представительские расходы;

Расходы на заработную плату сотрудникам;

Расходы на электроснабжение, газ, водоснабжение, освещение, отопление и т.д.;

Взносы и пожертвования в благотворительные фонды,

Коммерческие и некоммерческие убытки;

Подоходный налог и другие виды налогов;

Просроченные долги.

Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Управления таможенных пошлин и акцизов Министерства финансов.

Предприниматели, как правило, ежеквартально заполняют декларацию и переводят налог в Управление. Регистрации в Управлении для уплаты налога подлежат все налогоплательщики.

В стране действуют три ставки НДС: 0, 8 и 17,5%. Нулевая ставка налога применяется к 17 группам товаров: продуктам питания; водоснабжению и канализации; книгам и пособиям для слепых; топливу и отоплению; транспортным средствам; международным услугам; одежде и обуви; благотворительности. Ставка в 8% применяется к услугам по коммунальным видам обеспечения. Ставка в 17,5% применяется ко всем иным видам товаров (услуг и работ).

Освобождается от уплаты налога земля, страхование, почтовые услуги, игорный бизнес, финансы, образование, здравоохранение, ритуальные услуги и др.

Гербовые сборы взимаются при оформлении лицами гражданско-правовых сделок в твердых ценах или в процентах от стоимости услуг. Ставка гербового сбора составляет 1% стоимости собственности, по ценным бумагам - 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.

Источником налоговых поступлений являются платежи с недвижимого имущества (земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик).

Влияние англосаксонской муниципальной системы на российскую

Англосаксонская модель распространена в Великобритании,США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно в пределах своих полномочий...

Зарубежные модели местного самоуправления

Сложилась в Великобритании и распространена в странах входивших в Британскую империю. Великобритания состоит из административно-территориальных единиц, в которых формируются выборные органы местного самоуправления - Советы...

История реформирования системы государственного управления за рубежом

Данная модель использовалась только в США. Американское правительство приступило к реформам, получившим наименование "создание управления заново" (reinvention) значительно позднее, чем правительства "вестминстерского мира"...

Модели социального государства

«В основе данной концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие в индустриальных странах Запада уже достигнуто...

Налоги и налогообложение

Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности...

Налоги и налогообложение

Ярким представителем данной модели является Франция. Систему налогообложения Франции условно можно разделить на три крупных блока: - косвенные налоги, включаемые в цену товара...

Основные правовые системы в современном мире

правовой система административный страна Романо-германская правовая система относится к западной традиции правопонимания, согласно которой право рассматривается как модель социальной организации...

Особенности правовой системы Российской Федерации

В состав англосаксонской семьи права входят Великобритания и страны, которые исторически входили в британскую колониальную систему (США, Австралия, Канада и др.). В настоящее время в британское Содружество входят 36 государств, треть мира...

Правовая система и правовая семья

Правовая система общества

Предпосылки возникновения. Становление и развитие англосаксонского права, как и других правовых систем, связано со множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов. Как известно...

Правовые системы и правовые семьи современности

Происхождение англосаксонской правовой системы. Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов. С исторической точки зрения...

Правовые системы современности

Англосаксонская правовая семья является одной из старейших в мире. Основа данной правовой семьи, ее основной элемент - прецедентное право (judge-made law), состоящее из общего права (common law) и права справедливости (equity)...

Современные правовые семьи: общая характеристика

Англосаксонская правовая семья является одной из старейших и самых влиятельных правовых семей современного мира. Она действует на территориях Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и других государств...

Формы (источники) права

Англосаксонская правовая семья наряду с романо-германской является одной из наиболее распространенных правовых семей современности. К англосаксонской правовой семье принадлежат такие государства как Англия, США, Канада, Австралия и др...

Характеристика романо-германской правовой системы

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др...

Налоговая система (от греч. systema — целое, составленное из частей) — это совокупность налогов, взимаемых государством, форм и методов их установления, изменения и отмены уплаты, организация налогового контроля, формы ответственности за нарушение налогового законодательства.
При сравнительном анализе эффективности налоговых систем используется понятие «экономический потенциал». Составляющими экономического потенциала системы налогообложения являются:
. инвестиционный потенциал налоговой системы — способность изменять темпы и объемы инвестиций. Он осуществляется через систему льгот и скидок.
. региональный потенциал — совокупность возможностей распределения и перераспределения налогов между экономическими субъектами. Эта задача решается на основе установления налогов различных уровней. Налоговый механизм может использоваться для выравнивания уровня развития отдельных регионов страны.
. отраслевой потенциал — воздействие на отраслевую структуру экономики, согласно установленным целям и задачам. Здесь используются различные, отраслевые нормы амортизации, налоговые скидки т. д.
. конкурентный потенциал — способность налоговой системы обеспечивать равные условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов. Конкурентный потенциал реализуется в основном через два налога: прогрессивное налогообложение доходов корпораций и налог на сверхприбыль.
Известны четыре базисных модели налоговых систем: англосаксонская, евро-континентальная, латиноамериканская и смешанная.
Англосаксонская модель сориентирована на прямое налогообложение. Основное бремя налогов несут физические лица. Доля косвенных налогов (НДС, налог с продаж, акцизы) незначительна.
Особенностью евроконтинентальной модели является высокий удельный вес налогов на социальное страхование. Значительная доля налогов на социальное страхование объясняется социально ориентированной политикой государства. Поступления от прямых налогов значительно меньше сборов от косвенных налогов.
Специфичность латиноамериканской модели предопределена высокой инфляционностью экономики. Косвенные налоги лучше приспособлены к условиям высокой инфляции. Эти налоги лучше защищают бюджетные поступления от инфляции.
Налоговая система России является одной из самых молодых в мировой фискальной политике. Россия использует смешанную систему налогообложения. Изучение международного опыта налогообложения дает возможность создать такую налоговую систему, которая не усложняет процесс вступления нашей страны в ВТО и способствует интеграции России в мировое экономическое сообщество.
Общим принципом всех налоговых систем является то, что, во- первых, налоговые нормы представлены в виде специальных налоговых законов и утвержденных, как правило, парламентом страны; и, во-вторых, принцип законодательного оформления налога дополняется требованием регулярности их пересмотра.
В России использование рычагов инвестиционного потенциала затрудняется чрезмерной государственной зарегулированностью экономики. Региональный потенциал следует оценивать как средний. Экономическим субъектам предоставляются ограниченные возможности для проведения самостоятельной региональной экономической политики. Отраслевой потенциал используется бессистемно, носит лоббистский характер. Высокий уровень монополизации российской экономики существенно снижает конкурентный потенциал. Оценка эффективности фискальной функции налоговой системы складывается во многом из целесообразности распределения налоговой нагрузки между объектами налогообложения.
Существенным недостатком налоговой системы России является доминирующая роль государственного интереса в налогообложении. Это проявляется в чрезмерном налоговом бремени на производителя, снижении стимулов к развитию реального сектора производства. До сих пор сказывается эффект инфляционного налога, значительный удельный вес теневой экономики и сложности ее легализации.
Стратегией реформирования налоговой системы РФ является согласование интересов государства и производителей, стимулирование научно технического прогресса, возрастание удельного веса и роли предпринимательского сектора и сокращение государственного присутствия в экономике. Реформирование налоговой системы в России идет по нескольким направлениям: во-первых, ослабление налогового бремени на производителей, с одновременным усилением налогового контроля за предприятиями, занятыми в отраслях со значительным теневым оборотом; во-вторых, переложение налогового бремени с физических лиц с низкими и средними доходами на граждан, получающих сверхвысокие доходы. Эту проблему можно решить с помощью перехода от единой ставки к прогрессивной ставке обложения доходов; в-третьих, постепенное сокращение индивидуальных льгот для отдельных предприятий и переход к налоговым льготам функционального характера; в-четвертых, оптимизация налогообложения доходов полученных от производственной деятельности и «рентоориен- тированного поведения» экономических субъектов; постепенное устранение искажающего действия налоговой системы; в-пятых, установление исчерпывающего перечня налогов; в-шестых, постепенный переход от контроля за доходами к налогообложению имущества, рентных доходов; в-седьмых, использование разновекторной модели налогообложения, когда незаконное уменьшение одного налога автоматически ведет к увеличению налогооблагаемой базы другого налога. Так налог на добавленную стоимость и налог на прибыль являются одновекторными налогами. Но, введение налога на потребление (расходы), например, в сочетании с НДС позволит существенным образом решить проблему уклонения от налогов, так как уменьшение налогооблагаемой базы по одному налогу автоматически ведет к увеличению другого налога. Так минимизация налога на добавленную стоимость за счет увеличения затрат сырья, материалов, дополнительных работ и услуг ведет к увеличению налога на потребление.
Сбережения — важнейший источник инвестиций, определяющих в конечном итоге рост производительности труда. Рост сбережений, при прочих равных условиях, ведет к увеличению ВВП, а затем и к улучшению благосостояния. Многие экономисты высказывают предположение, что низкая норма сбережений частично обусловлена налоговой политикой, не ограничивающей текущее потребление. Оптимальная налоговая система должна способствовать привлекательности сбережений. Существует несколько способов решения данной проблемы. Во-первых, замена существующего НДФЛ налогом на потребление. Такой подход исключает обложение дохода налогом, направленным на сбережения. Эта радикальная мера по сути своей похожа на налог с продаж. Во-вторых, открытие специальных счетов, позволяющее не платить налоги с части сбережений. Ослабление налогового пресса стимулирует население к сбережению и увеличению предложения денег на рынке заемных средств, при каждой ставке процента. Поскольку изменения в налогообложении сами по себе не увеличивают сберегаемых доходов и количество заемщиков, постольку этот процесс ведет к снижению процентной ставки и росту инвестиций.
Формирование эффективной налоговой системы предполагает укрепление налоговой дисциплины и повышения собираемости налогов. Как показывает налоговая отчетность, значительная часть налогоплательщиков минимизирует свои налоги незаконными способами.

Система налогов - это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава.

Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов - только элемент налоговой системы.

Система налогов - плод исторического национального развития. Однако есть и общеэкономические факторы, обусловливающие выбор конкретных видов налогов, их соотношение и значение.

В мировой практике выделяют четыре базисные модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов - 22%, а от прямых налогов - всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, - Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии.

Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.

Доли косвенных налогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и Перу составляют соответственно 46, 42 и 49%.

Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.

В России используется смешанная модель системы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц.

Экономическое единство системы налогов - непременное условие реализации принципа обоснованности в макроэкономическом масштабе. При разработке системы налогов должно учитываться влияние налогообложения на экономику страны в целом.

Наиболее обобщенным показателем, характеризующим это влияние, является налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется через бюджетные механизмы. Без этого показателя «невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет права переступать».

Налоговый гнет в странах с развитой экономикой колеблется от 54,2% в Швеции до 28,6% в Японии. Мировая практика показывает, что если у налогоплательщика изымается более 40-50% доходов, то эффективность системы налогов снижается из-за подрыва стимулов к предпринимательству, расширения практики уклонения от налогообложения, сужения налоговой базы.

Этот показатель ориентирован на среднестатистического налогоплательщика. Реальное налоговое давление на конкретного налогоплательщика может существенно различаться. Так, в России уровень налоговых изъятий за годы налоговой реформы не превышал 33% ВВП, однако реальное налоговое давление на предприятия (особенно законопослушные) в значительной степени выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

Еще по теме 1. Понятие системы налогов и ее модели.:

  1. 1. Понятие налоговой системы. Виды налогов и сборов РФ (система налогов и сборов)
  2. § 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Установление, введение и отмена налогов
  3. § 1. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в Российской Федерации
  4. Глава 13. Налоговое право: общие положения § 1. Понятие налогов, их роль и система

Англосаксонская модель

Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности, была снижена ставка личного подоходного налога с 27 до 20%, устранена многоступенчатость деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним (вместо действовавшей ранее шкалы установлены три ставки подоходного налога в размере 20, 24 и 40%), введено раздельное налогообложение доходов супругов, значительно увеличены личные налоговые ставки и т.д.

Налоги Великобритании формируют ее государственный бюджет на 90%. На долю подоходного налога с населения приходятся до 64% поступлений в госбюджет, в то время как на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%.

Британский парламент обладает законодательной властью и уполномочен ежегодно вносить поправки в налоговое законодательство, которое утверждается правительством. Право регулировать вопросы применения налогового законодательства предоставляется специальному органу - тайному совету, министерствам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены четко парламентом.

Организация налоговой службы возложена на два правительственных департамента, подчиненных казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением, и главной его функцией является контроль над взиманием налогов с юридических и физических лиц. В ведении УПА находится система косвенного обложения.

Личный подоходный налог уплачивают все граждане, получающие доход. Согласно законодательству, налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидентов подлежат обложению независимо от их источников его получения. Нерезидент уплачивает налог лишь с доходов, полученных на территории этой страны.

Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям (шедулам). Таких шедул в налоговом законодательстве установлено шесть: А, В, С, Д, Е, F. По шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, на строения и др.; по В - доходы от лесных массивов; по С - доходы от ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты; по Д - облагается также прибыль от торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.; по Е - доходы от заработной платы и пенсий, по F - доходы от дивидендов и т.д.

Из подлежащей уплате суммы подоходного налога вычитаются налоговые льготы, так называемые личные скидки. Не облагаются подоходным налогом пособия, проценты по национальным сертификатам, стипендии и другие выплаты. Подоходный налог начисляется с учетом совокупного годового дохода. Отчет о налоге осуществляется посредством подачи декларации.

Налог с наследства начинает действовать после 7 лет получения наследства при условии, если даритель в течение этих лет остается живым. Ставка налога устанавливается на уровне 40% от суммы имущества, превышающей 200 тыс.ф.ст.

Для того, чтобы разобраться в особенностях налогообложения в международном бизнесе, нам необходимо иметь хоть малейшее представление о налоговых системах зарубежных стран.

В настоящее время в зависимости от роли различных налоговых платежей в доходах бюджетной системы различают четыре вида моделей налоговых систем.

· Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц. В то время как доля косвенных налогов в доходах незначительна. Данная модель применяется в Великобритании, Дании, Канаде, США и др.

· Евроконтинентальная модель отличается высокой долей социальных платежей и значительным удельным весом косвенных налогов. По данной модели построены налоговые системы Германии, Франции, Испании и др.

· Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. В связи с малыми доходами населения прямым налогам не отводится существенная роль. В то время как косвенные налоги существеннее реагируют на инфляцию, благодаря чему защищают бюджет от инфляции. Косвенные налоги не требуют развитого аппарата налоговых служб и сложной системы расчетов. Поэтому данная модель применяется в менее развитых странах. Например в Чили, Перу и др.

· Смешанная модель сочетает в себе черты предыдущих моделей и применяется многими государствами, для того, чтобы избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов и диверсифицировать структуру доходов.

Изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что за счет прогрессивного налогообложения экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов.

Глобализация современной экономики, расширение международных хозяйственных связей, участие в многосторонних операциях все большего числа стран приводят к необходимости постоянного внесения изменений в налоговые системы государств.

Различия налоговых систем влияют на их конкурентоспособность, которая определяется способностью хозяйственного комплекса производить поступающие в международный оборот товары и услуги с меньшими издержками, чем другие страны. Очевидно, что при прочих равных условиях страна с меньшим налоговым бременем получает преимущества, поскольку цены на поставляемые на мировой рынок товары ниже, чем у конкурентов.

Совсем недавно (90-е годы) активизировалось стремление государств к гармонизации (унификации) своих налоговых систем, главными задачами которой являются координация налоговой политики всех государств, сближение принципов и методов налогообложения, установление одинаковых налоговых ставок, т.е. придание налоговым системам единообразия.

Гармонизация - согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений. Данные процессы должны происходить последовательно и синхронно.

Унификация - введение в действие общеобязательных юридических норм и правил. Основными целями унификации являются установление единообразного порядка регулирования межгосударственных налоговых отношений, создание единого рынка со здоровой конкуренцией, без предоставления кому-либо преимуществ.

Основными направлениями гармонизации являются:

унификация косвенных налогов;