Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сельское хозяйство великобритании кратко. Сельское хозяйство великобритании

Территория Великобритании

Государство на Британских островах общей площадью 244,7 тыс. кв. км. Состоит из четырех историко-географических областей: Англии , Уэльса (завоеван в 1264 г.), Шотландии (присоединилась в 1707 г.), Северной Ирландии . Под контролем Великобритании остаются 15 зависимых территорий с населением менее 200 тыс. человек, в основном маленькие острова в Атлантическом океане.

Население Великобритании

61,4 млн человек (2008 г.), темпы его прироста в 2004- 2008 гг. составляли 0,6%. Ожидаемая продолжительность жизни высокая — 79,01 года (мужчины — 76,52 года, женщины — 81,63 года) (на июнь 2009 г.). Внешняя миграция положительная, так как приток превышает отток. Большая часть населения — англичане (80%), шотландцы — 15%, остальные — ирландцы, валлийцы (уэльсцы).

Государственное устройство Великобритании

Парламентская монархия . В стране нет конституции в виде основного закона, но законы, которые принимает парламент, имеют конституционное значение. Глава государства — монарх. На практике все прерогативы осуществляет кабинет министров.

Парламент состоит из палаты лордов (пожизненные и наследственные лорды — 618 человек) и палаты общин (выборный орган из 659 депутатов). Исполнительный орган — правительство. Оно формируется лидером партии, получившей на выборах наибольшее количество мест в палате общин. Правительство состоит из членов кабинета и министров, не входящих в кабинет.

Административно-территориальное деление Великобритании

Страна делится на 47 графств (7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов и 3 островные территории). Столица — Лондон. Другие крупные города: Бирмингем, Лидс, Ливерпуль, Глазго.

Объем , темпы экономического роста и другие статистические показатели Великобритании

Показатель

Темпы прироста. %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП, млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса, % ВВП

Средний обменный курс, ф. ст./долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). % ВВП

Налогово-бюджетная сфера Велокобритании

Дефицитен.

Доходы в 2008 г. составили 1,107 трлн долл., расходы в том же году — 1,242 трлн долл.

— 47,2% ВВП.

Налоги в Великобритании в 80-е годы были значительно снижены, особенно налоги на прибыль. Корпоративный налог на прибыль крупных предприятий был снижен в январе 2008 г. с 30 до 28%. Подоходное налогообложение носит прогрессивный характер, в настоящее время сохраняются две ставки: 20% (снижено с 22% в апреле 2008 г.) и 40% (очень высокие доходы). Ставка в 10% была ликвидирована. В апреле 2010 г. планируется внедрить новую, более высокую ставку для больших доходов: 45%. Стандартная ставка НДС должна быть снижена с 17,5 до 15% до конца 2009 г. Акцизы на табак и алкоголь — одни из самых высоких в Западной Европе.

Отраслевая структура экономики Великобритании

Структура ВВП:

  • сельское хозяйство — 1,3%;
  • промышленность — 24,2%;
  • услуги — 74,5%.

В Великобритании производится порядка 3,1% общемирового ВВП. В общемировом экспорте товаров и услуг доля Великобритании составляет 4,5%, а в импорте — 5,1 %.

В промышленности Великобритании большую роль играют добывающие отрасли. Но надо заметить, что при одновременном закрытии шахт идет наращивание добычи нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря. Нефтедобыча ведется с применением самых передовых технологий бурения на буровых платформах. British Petroleum и англо-голландская компания Royal Dutch/Shell входят в число лидеров в своем сегменте рынка. В обрабатывающей промышленности приоритетом пользуются следующие отрасли:

  • транспортное машиностроение (12,4% всего промышленного производства), где выделяются автомобилестроение (национальные компании и филиалы иностранных компаний Rover, Ford, Jaguar, Vauxhall, Honda, Nissan, Toyota), судостроение (в том числе производство судового оборудования и строительство буровых платформ), аэрокосмическая промышленность — третья в мире после США и Франции, производящая гражданские и военные самолеты (British Aerospace, Harrier, Tornado, Euro fighter), вертолеты «СиКинг» и «Линко», авиадвигатели «Роллс-Ройс», оборудование для европейского концерна Airbus Industry;
  • пищевая промышленность (12,5% всего производства), включая производство знаменитого шотландского виски, джина и молока;
  • общее машиностроение: производство сельскохозяйственной техники и станков, включая производство текстильного оборудования (Великобритания — седьмой в мире производитель в мире станков);
  • электроника и электротехника: компьютеры (включая таких производителей, как IBM и Compaq); программное обеспечение, средства телекоммуникаций (волоконная оптика, радары и т.п.); медицинское оборудование; бытовая техника;
  • химическая промышленность: фармацевтика (Великобритания — четвертый в мире производитель лекарств); агрохимия; парфюмерия; новые материалы и биотехнологии;
  • производство металлов (10,8% всего промышленного производства);
  • целлюлозно-бумажная промышленность.

Развитие современной промышленности Великобритании определяется уровнем развития высоких технологий. Великобритания обладает в Европе самым высоким научно-техническим потенциалом и занимает второе место в мире после США по числу Нобелевских премий, полученных ее учеными. Важнейшими открытиями британцев являются структура ДНК, суперпроводимость, радиоастрофизика, клонирование, озоновая дыра, компьютерная томография. Общепризнано мировое господство Великобритании в электронике и телекоммуникациях (одна только British Telecom осуществляет около тысячи научно-исследовательских открытий в год), химии (фармацевтика, новые материалы, биотехнологии), аэрокосмической промышленности (самолеты Concord, самолеты вертикального взлета и посадки, радары, системы слежения за воздушным движением).

Расходы на научно-исследовательские работы (НИОКР) составляют 1,88% ВВП в год, в том числе 31,36% всех расходов финансируется государством.

Хорошо зарекомендовала себя строительная отрасль Великобритании. Мировым признанием высокого качества построек британцев служит тот факт, что Евродиснейленд под Парижем, олимпийские объекты в Атланте, аэропорт в Гонконге построены английскими фирмами.

В то же время в Великобритании низкая квалификация рабочей силы в промышленности, однако в последние годы в связи с действием широкомасштабных государственных программ инвестирования НИОКР это положение улучшается.

Сектор услуг представлен такими отраслями, как финансы и туризм. 25% ВВП страны создает сектор финансовых услуг. В нем занято 12% людей трудоспособного возраста, а Лондон является мировым финансовым центром, одной из финансовых столиц планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (кроме британских банков в Лондоне представлены 50 крупнейших банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, глобальные депозитарные расписки), рынок облигаций (еврооблигации), валютный рынок (операции с евровалютами), финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными акциями, операции с драгоценными металлами. Вторая по значимости отрасль сферы услуг — туризм, здесь занято 7% трудоспособного населения, а ежегодный доход превышает 8 млрд долл. Лондон — крупнейший туристический центр мира.

В энергетике страны большую роль играет частный сектор, представленный компаниями British Petroleum, Shell, British Gaz, British Oil, Enterprise Oil.

Сельское хозяйство Великобритании высокотоварно, при этом его доля в ВВП страны самая маленькая среди развитых стран, меньше только у Германии. Великобритания обеспечивает себя продуктами питания наполовину. Основные сельскохозяйственные культуры — пшеница, овес, сахарная свекла, ячмень, пшеница. Животноводству страны был нанесен значительный ущерб из-за эпидемии губчатого энцефалита («коровье бешенство»), поразившей крупный рогатый скот. В целях безопасности была уничтожена одна треть поголовья коров.

Великобритания, как и все ведущие страны мира, обладает развитой транспортной инфраструктурой. Открытие Евротоннеля под английским каналом сделало связь Великобритании с континентом еще более устойчивой. Показательны успехи страны в развитии гражданской авиации. British Airways на сегодняшний день — одна из крупнейших авиакомпаний мира (если считать долю се участия в иностранных и английских компаниях), а лондонский аэропорт Heathrow — очень важная авиационная гавань мира.

Крупнейшие порты страны: Абердин, Белфаст, Бристоль, Кардифф, Дувр, Глазго, Гул ль, Ливерпуль, Лондон, Манчестер, Плимут, Питерхэд, Скапа Флоу, Саутгемптон, Фалмут, Тис, Тайн. Торговый флот Великобритании состоит из 155 кораблей.

Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия Великобритании

Развитие малых и средних предприятий в Великобритании в последние годы стимулируется государством, для них предоставляются различные налоговые льготы. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в Великобритании находится на среднем уровне в ЕС. Так, в расчете на тысячу жителей в Великобритании 46 малых и средних предприятий (общий уровень по ЕС — 45). Вместе с тем их доля в ВВП не очень значительна (50-53%).

Британские компании являются очень крупными, и в списке 500 крупнейших компаний мира на 2007 г. их 33. Серьезная цифра, если учесть, что итальянских в этом списке — всего 10.

Крупнейшие компании Великобритании, вошедшие в список Fortune Global 500 в 2007 г.

Особенности экономической политики и основные экономические проблемы

Хотя Великобритания с 1973 г. является членом ЕЭС, она традиционно с давних пор геополитически, впрочем, и экономически, больше тяготеет к США, чем к Европе. Львиная доля английских инвестиций приходится отнюдь не на Старый Свет, а на США и страны Содружества, включая Канаду, Австралию и бывшие колонии британской короны.

Великобритания представляет собой страну с высокоразвитой, сильной и независимой экономикой. Но сегодня обращает на себя внимание несоответствие между серьезно подорванными позициями страны в промышленном производстве, международной торговле и валютной сфере, с одной стороны, и слабеющими, но все еще весьма сильными позициями в вывозе капитала, а также сохраняющейся ролью Лондона как одного из ведущих финансовых и товарно-биржевых центров — с другой стороны.

Если до начала 70-х годов XX в. Великобритания дистанцировалась от ЕС, то начиная с этого времени на фоне «развития интеграционных процессов в регионе» Великобритания начинает все теснее сотрудничать со странами Западной Европы, видя в них не конкурентов, как раньше, а взаимовыгодных партнеров. Нельзя не отметить своеобразную культуру Великобритании — обычаи и традиции британцев влияют на политику, экономику, праздники и повседневный быт англичан.

За последние 20 лет в английской экономике были проведены следующие преобразования: 1) сокращен государственный сектор (были проданы такие гиганты английской экономики, как British Telecom, British Coal); 2) снижены налоговые ставки с физических и юридических лиц; 3) проведено дерегулирование экономики (с одновременным снижением государственных расходов); 4) осуществлено некоторое ужесточение системы социального обеспечения.

Огромную роль для Великобритании сыграл приход к власти М. Тэтчер в 1979 г. Важным направлением политики повышения конкурентоспособности британской экономики и обеспечения экономического роста стало дерегулирование хозяйства. В 80-90-е годы были сняты многие административно-правовые ограничения деятельности бизнеса, упрощены процедуры регулирования. Упразднен контроль над заработной платой, ценами и дивидендами, существенному дерегулированию подвергся рынок труда. Ликвидированы сертификаты на промышленное строительство, служившие административным инструментом региональной политики. Было ослаблено регулирование сферы НИОКР. Политика дерегулирования охватила банковско-кредитную и валютную сферы. В 1979 г. был ликвидирован валютный контроль, сдерживавший движение капиталов между Великобританией и другими странами.

В результате проведения реформ неолиберального толка в Великобритании руководству этой страны в лице М. Тэтчер удалось достичь впечатляющих успехов. После стагнации конца 70-х годов XX в. через несколько лет после начала реализации реформ экономическая ситуация в стране стала улучшаться: ускорился экономический рост, снизилась безработица, уменьшилась дефицитность государственного бюджета. Впрочем, безработица в Великобритании и сейчас находится на более низком уровне, чем в среднем по ЕС. Интересен с социальной точки зрения и эффект от так называемой демуниципализации. Стремясь приобщить основные категории рабочего класса и «новых средних слоев» к собственности, правительство в 80-е годы осуществляло распродажу в частное пользование муниципального жилого фонда, причем по санкционированным из центра льготным ценам. В результате за 80-е — начато 90-х годов свыше 1,2 млн британских семей смогли выкупить дома, в которых они проживали, и стать их владельцами. Всего же благодаря этой и другим мерам 70% из 20 млн.британских семей владеют собственным домом. Не случайно популярность М. Тэтчер резко возросла.

М. Тэтчер могла бы возглавить правительство страны в нынешних условиях. Так считают 27% британцев, выяснили эксперты, проводившие опрос для газеты The Daily Telegraph. М. Тэтчер признана лучшим премьер-министром Великобритании со времен Второй мировой войны (1979-1990 гг.). Такого мнения придерживаются 34% британцев. Уинстон Черчилль (1951 — 1955 гг.) набрал 15% голосов. Еще 18% затруднились с ответом.

Экономические проблемы Великобритании

В последние годы значительно интенсифицировался приток рабочей силы в Великобританию. Иногда это порождает межэтнические столкновения. В Британии насчитывается 700 медресе, где по аналогии с христианскими воскресными школами после занятий в обычных школах обучается около 100 тыс. детей. Расширение ЕС привело и к значительному увеличению белой иммиграции.

Неравномерными были и показатели прироста населения по территории страны. В Англии, в которой проживает более 80% граждан Соединенного Королевства, темпы прироста населения в 1991-2003 гг. превысили 4%, однако если в Лондоне эта цифра была выше 8%, то количество жителей на северо-востоке региона упало на 1,8%. В Уэльсе население выросло на 2,3%, достигнув порядка 3 млн человек, в Северной Ирландии — на 5,9% (1,7 млн), а в Шотландии сократилось на 0,5% (более 5 млн). В то же время из-за внутренней миграции единственным британским регионом, теряющим население, была Англия, а из городских центров наибольшая депопуляция наблюдалась в Лондоне, из которого в 2002 г. выехало на 100 тыс. человек больше, чем въехало в столицу.

Низкая производительность труда в промышленности, несколько ниже, чем во Франции и в Германии.

Однако наиболее острой текущей проблемой для Великобритании на 2009 г. является преодоление спада, вызванного текущим мировым экономическим и финансовым кризисом. Снижение ставки рефинансирования, скупка государством неликвидных активов еще пока не дают ожидаемых результатов.

Среди достижений последних лет в Великобритании можно отмстить улучшение условий ведения малого бизнеса, упорядочение системы социальных льгот, все более растущий уровень толерантности в обществе (разрешены однополые партнерства, относительно благополучны вопросы национальных отношений), уровень демократии и зашиты прав человека в Великобритании, что может являться образцом не только для России, но и для ряда стран ЕС.

Внешнеэкономические связи Великобритании

Внешняя торговля Великобритании отличается отрицательным балансом.

Экспорт в 2008 г. составил 464,9 млрд долл., импорт — 636 млрд долл., что имело следствием ощутимый дефицит в размере 171 млрд долл.

В связи с резким скачком цен на нефть в конце XX в. и развитием месторождений североморской нефти доля полуфабрикатов в товарном экспорте Великобритании к 1999 г. достигла 86% по сравнению с 70% в 80-х годах XX в. В том же году на машины и транспортные средства приходилось 48% экспорта. В последние пять лет в экспорте Великобритании возрастает значение продукции аэрокосмической, химической и электронной промышленности, и в то же время уменьшается доля текстильных товаров.

Поданным Международного торгового центра, в последние годы на мировом рынке Великобритания была крупным поставщиком авиационного оборудования, турбореактивных двигателей, навигационного оборудования, а также предметов искусства, спиртных напитков, книг, бриллиантов.

География экспорта: страны ЕС — 56% (Германия — 12%, Франция — 10%, Нидерланды — 8%), США — 12%.

Импорт состоял из промышленных товаров (около 50% импорта), продукции машиностроения, продовольствия.

География импорта: страны ЕС — 53% (Германия — 14%, Франция — 10%, Нидерланды — 7%, Ирландия — 5%), США — 13%.

Очень высока вовлеченность в международный оборот британской электронно-вычислительной техники, за границу вывозится около 90% продукции данной отрасли. На экспорт идет свыше 70% продукции экспортной промышленности, более половины изделий приборостроения. Среди отраслей общего машиностроения с очень высокой экспортной ориентацией — тракторостроение, производство текстильного и горношахтного оборудования. Великобритания занимает одно из первых мест по экспорту вооружения.

Сдвиги в экспортной структуре внешней торговли сопровождались изменениями в ее географическом направлении. В последние десятилетия происходит «европеизация» внешнеторговых связей Великобритании. То есть доля Западной Европы в британском экспорте достигла 63% в 2005 г. по сравнению с 48% в 1999 г. Подтверждением этого факта служит сравнительная характеристика взаимной торговли товарами в Европе.

Хозяйство

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судо-фрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45% - от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную торговлю, страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и образование. Доля сферы обслуживания в валовом национальном продукте увеличивается значительно быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности, которая даже несколько снижается. Уменьшилась также доля сельского хозяйства - до 3% и добывающей промышленности - до 1,4%.

Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет вывоз промышленных товаров и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие страны.

С образование мирового социалистического лагеря и независимых национальных государств в Азии, Африке и Латинской Америке многие связи британского капитала оборвались, но общие размеры заграничных инвестиций Великобритании растут, превысив даже по номинальной стоимости 20 млрд. ф. ст.

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала превысила 3/5. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала вывозимого в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.

Национализация по капиталистически, проведенная в конце 40-х годов в электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и в автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные компенсации с ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию этих отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия работали с убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом экономии отказывали в повышении зарплаты. Потеряв почти все свои колонии, Великобритания утратила многие экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими мировыми месторождениями - цветных металлов, нефти, важными источниками натурального каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки сбыта промышленных товаров и безграничные возможности вывоза капитала на все континенты. Будучи должником США и их "младшим" партнером и взяв на себя значительные расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с проникновением в ее экономику американского капитала, роль которого возрастает с каждым годом. Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро развивающиеся современные отрасли промышленности. Американскими фирмами выпускается свыше половины автомобилей, 3/ 5 ЭВМ и такая же доля медикаментов. Более половины компаний, занятых разведкой месторождений нефти и газа в Северном море - также американские.

Сельское хозяйство

Великобритания выделяется в сельском хозяйстве среди европейских стран тем, что в этом секторе экономики у нее занято 3% работающего населения страны. Великобритания производит боле половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части острова Великобритания. Англия является одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти.

При коммерческой интенсификации урожаев и высоком уровне механизации по некоторым позициям объемы агропромышленного производства превзошли уровень спроса в стране. Постепенно снижается уровень занятости в этой области. Чтобы создать альтернативную работу для людей в сельской местности, правительство предпринимает попытки перебросить рабочую силу в другие отрасли. Площадь земли, используемой в сельском хозяйстве (около трех четвертей всей площади), тоже уменьшается, при этом земли, пригодные для выращивания злаков отдают под пастбища.

Государственная политика по отношению к сельскому хозяйству предполагает повышение уровня производительности и уровня жизни занятых в агропромышленном комплексе людей, в то же время сохраняя разумные цены на товары. Чтобы этого достичь, была создана система минимальных цен на внутренние товары и пошлин на импорт. Производителям говядины и баранины специально доплачивается, чтобы сделать их товар конкурентоспособным на европейском рынке. Из недавно принятых мер можно упомянуть ограничения на производство молока и компенсации фермерам за неиспользуемые земли.

Наиболее важными злаками являются пшеница, овес, рожь. Значительная часть злаков идет на прокорм скота, однако остальное идет на производство хлеба, крупы и т.д. В животноводстве наиболее важными является рогатый скот. В сельском хозяйстве стараются поддерживать высокий уровень самодостаточности, за исключением производства сахара и сыра, которые импортируются.

Промышленность

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье, и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал КемикалИндастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компани", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие поъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации ЗападныйМидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности.

Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и, прежде всего, сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы трудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива.

Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в ВосточномМидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1 6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако, в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередачи ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер". Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю. К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Тулоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстлендэркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британских островов. Самый крупный центр судостроения - устье р. Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикалиндастриз".

К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-восток Англии, Ланкашир и Чешир.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании - текстильная промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития живот­новодства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Земледелие в Великобритании развивается очень низкими темпами, можно даже сказать, что оно деградирует, что сопровождается непрерывным сокращением числа мелких ферм, их разорением, непрекращающимся сокращением пахотных земель.

В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство(14,2 млн. т пшеницы и 7,4 млн. т ячменя); развито возделывание сахарной свеклы, картофелеводство, рыболовство.

Наиболее распаханы земли в восточной части Англии, к северу от Темзы; больше всего пустошей и неиспользуемых земель в горных районах Северной Шотландии и Уэльса.

Развитие Англии преимущественно в направлении промышленности породило то, что страна крайне зависит от импорта многих важных продуктов(импортируется 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пше­ницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины). Но в тоже время полностью обеспечиваются потреб­ности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем мо­локе.

Также сильным тормозом в развитии растениеводства является высокая цена земли (что ещё и является причиной высоких цен на продукты) и конкуренция более дешевого импортного продовольствия.

Зерновые культуры занимают около 2/5 посевной площади, травы – 1/3, корнеплоды и овощи – около 1/5. Посевы пшеницы сосредоточены преимущественно в восточной, менее влажной, части Великобритании. На западе и севере преобладают посевы овса. Огородничество в Британии развито повсеместно, садоводство – главным образом на юго-востоке.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве Великобритании. Главная отрасль – мясомолочное и молочное животноводство. Поголовье (в млн.) крупного рогатого скота 11,6, свиней 75, овец 28,9, домашней птицы 131. Большую часть поголовья составляет племенной скот. Разведение крупного рогатого скота сосредоточено главным образом в юго-западной Великобритании и в меньшей мере на крайнем юго-востоке Великобритании и в Шотландии. Овцеводство сосредоточено в основном в горных районах Шотландии, Северной Англии, Уэльсе(Англия является одним из самых крупных мировых поставщи­ков овечьей шерсти); развито оно также в Северной Ирландии.

Рыболовство играет не главную, но важную роль в продовольственном балансе и внешней торговли. Мелководные моря, окружающие Британские острова, богаты рыбой особенно выделяется отмель Доггер-Банк на Северном море.

Главные рыболовные порты на Северном море: Халл, Гримсби, Ярмут, Ярмут, Лоусторф, Абердин; на Ирландском море: Флитвуд и Милфорд. Почти весь улов рыбы контролируется крупными фирмами, имеющими современное оборудование. Около 1/3 улова Великобритания вывозит.

ТРАНСПОРТ.

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние пере­возки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере не­посредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспорт­ными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Ха­ридж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

Внутренние водные пути, судоходные реки, шлюзовые реки и каналы, соединяющие все крупные реки острова в единую разветвленную водную сеть, играют важную роль в жизни англичан. Сеть водных путей Великобритании реконструирована и практически везде соответствует требованиям современного судоходства, но зачастую движению крупных судов препятствует узость каналов, а скорости - обилие шлюзов.

Морской транспорт сохраняет решающее значение(наряду с воздушным) во внешних экономических связях. Вплоть до Второй Мировой войны Британия владела крупнейшим в мире торговым флотом. Судоходство контролируется крупными компаниями.

Воздушный транспорт не играет большой роли во внутренних сообщениях Великобритании ввиду малых расстояний, но он имеет крупное значение внешних связях, где воздушные пути дополняют морские коммуникации.

С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочислен­ными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наиболь­шую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть авто­мобильных дорог и происходит их реконструкция. Почти все дороги Великобритании покрыты асфальтом, остальные – гравием. Все дороги пригодны в течение круглого года. Автомобильный парк насчитывает несколько миллионов машин.

Железные дороги имеют важную роль во внутренних перевозках по стране. Железнодорожный транспорт находится на высоком уровне, дороги электрифицированы и сосредоточены в руках нескольких крупных предприятий.

Длина (тыс. км) железных дорог 37,8, автодорог 358. Тоннаж морского торгового флота 4,3 млн. т. дедвейт.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (млрд. долларов США, 1994г.):

Экспорт: 204,0

Импорт: 226,4

Сальдо: -22,4

ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Великобритания - высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. В последние десятилетия страна пережила сильный экономический подъём и стала одной из самых передовых державой в мире. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции.

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы - лишь США, ФРГ и Японии. Первенствующее положение Великобритании в международной экономической жизни создало ей репутацию «мастерской мира», а также «мирового банкира».

Лондон - один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.

5.1k (96 за неделю)

В расположенной на островах Великобритании есть своя специфика, отличающая местное сельское хозяйство. В настоящее время в нём занято порядка 2% работоспособного населения, а на каждого подданного британской короны приходится меньше половины гектара пригодных для обработки земель. Но при всём этом сельское хозяйство Великобритании производит три четверти потребляемой населением сельхозпродукции, а картофелем, овсом, ячменём, молоком, яйцами, домашней птицей и свининой покрывает всю потребность населения. В то же время в страну ввозится 50% пшеницы, 65% сахара, 80% сливочного масла, четверть потребляемой телятины и говядины.
Под сельскохозяйственные цели на острове подготовлены 19 млн гектаров земли, из них 7 млн приходится на возделываемые культуры, а 12 млн гектаров являются естественными пастбищами для скота.

Растениеводство

Природные условия на Британских островах более подходят для животноводства, нежели для земледелия. Поэтому на долю первого приходится 65% стоимости производимой в королевстве сельхозпродукции, а на долю второго - лишь 23%.
Вообще про британское земледелие мало можно сказать хорошего - темпы его развития настолько низкие, что можно даже говорить о его деградации. При этом наблюдается картина разорения и неуклонного сокращения количества мелких фермерских хозяйств; отсюда следует и сокращение площадей пахотных угодий.

В основном британское растениеводство представлено зерновыми культурами, здесь выращивают 14,2 млн тонн пшеницы и примерно вдвое меньше ячменя. Также выращивается картофель и сахарная свекла. Следует отметить рыболовство. Больше всего пахотных земель расположено в восточной Англии, севернее Темзы (Кент, Восточный Йоркшир, Линкольншир), а также на востоке Шотландии. А вот в гористых районах Уэльса и северной Шотландии неиспользуемых земель и пустошей намного больше.
Значительно тормозит развитие растениеводства и высокая стоимость земли (отсюда же проистекают и высокие цены на британское сельхозпродукты), а также мощная конкуренция со стороны поставщиков более дешёвых импортных продуктов.
40% посевных площадей здесь отданы под зерновые культуры, на трети растут травы, а остальные 20% заняты овощами и корнеплодами. Пшеницу выращивают в основном в менее влажной восточной части острова Великобритания, а овёс чаще можно увидеть на полях, расположенных в северной и западной частях страны. Ячмень находит применение для изготовления солода для производства пива, а также для изготовления виски, но также он используется как пища для скота и населения.
Как и у нас, картофель стал в Великобритании повсеместной культурой, но особенно его много выращивают на восточном побережье Шотландии и Англии, а также в Северной Ирландии. Капусту и кормовую свеклу здесь выращивают на корм скоту. Однако собственных ресурсов для кормления скота не хватает, поэтому очень много фуража ввозится из-за границы.
Если садоводство в Британии более всего развито на юго-востоке, то огороды более равномерно разбросаны по всей территории страны. Под сады, парники и огороды отведено всего 1,5% сельхозугодий, зато доля стоимости получаемого с них урожая тянет на 12%. Преимущественно они расположены в тёплых районах страны: на полуострове Корнуолл и в Кенте, который называют иногда «садом Англии».
Юго-западнее Западного Мидленда выращивается хмель. Британцы также склонны выращивать цветы, особенно любимые англичанами нарциссы. На востоке острова высаживают тюльпаны. Тюльпанами и гиацинтами занята половина угодий на крайнем юго-западе Великобритании и на островах Силли. Очень популярными стали английские лавандовые фермы, которые сделали доступными для посещений туристами.

Животноводство

Как уже отмечалось, для животноводства природные условия Британских островов подходят несколько лучше. Животноводческие фермы наиболее густо расположены в более влажной западной части страны. Здесь пасётся 13 млн голов крупного рогатого скота и 36 млн овец, а также 8 млн свиней. Птицефермы, насчитывающие 130 млн. голов, и сопутствующее им производство яиц группируется вокруг крупнейших центров потребления.
В Англии в своё время были выведены некоторые породы крупного рогатого скота, ставшие известными в мире. Вообще, разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота стало главной фишкой британского животноводства.

Нужно отдать должное англичанам, которые научились производить качественную мясную и молочную продукцию. Тем не менее, львиную долю сливочного масла им приходится завозить из-за границы. В определённых районах разводятся специфические породы скота: красные девонские коровы на юге Девоншира, чёрно-белые - в Дорсете. Также были специально выведены мясные породы: шортхорн (короткорогая), абердин-ангусская и герфордширская. За последние полтора века торговля племенным скотом стала значительной статьёй британского торгового дохода. Так, например, в результате этого на территории СНГ сформировалось самое крупное стадо герфордширской породы коров.
Ещё в XIII веке Англия стала крупнейшим в Европе производителем овечьей шерсти. От этого уцелела традиция усаживать председателя палаты лордов - лорд-канцлера в зале заседаний на мешок с овечьей шерстью. Теперь доходы от шерсти составляют всего 1% от всей выпущенной в стране сельхозпродукции, а овец производят скорее для получения нежного мяса ягнят. Наиболее развито овцеводство в горных местностях Шотландии, северной Англии и Уэльса.

Проблемы сельского хозяйства

Почти вся землеобработка опирается на фермеров. Британские фермы по размерам средние - крупнее европейских, но меньше американских (средняя площадь 100 га). Хотя встречаются и объединённые крупные землевладения, достигающие 1600 гектаров. В Уэльсе и Англии только около 40% фермеров трудятся на собственной земле, а остальные арендуют её у крупных лендлордов. Поэтому высокой оказывается себестоимость местной сельхозпродукции.
Чтобы фермы оставались рентабельными, им требуются правительственные субсидии, выплаты по линии Евросоюза (пока не оформлен выход из него) и также фиксированные цены на ряд сельхозпродуктов. Британское фермерство требует высоких закупочных цен, в то время как регулирование европейского аграрного рынка приводит к усреднению и снижению цен на продукты. Кроме того, Евросоюз ввёл систему квот, которая заставила фермеров уменьшить выпуск продукции. В этих условиях неконкурентоспособное британское сельское хозяйство стало расплачиваться крахом мелких и средних фермерских хозяйств. Несколько тысяч таких хозяйств оказались на грани разорения. Сейчас британские фермеры надеются, что после выхода из Евросоюза у них появится возможность восстановить объём производимой сельхозпродукции.

Несмотря на то, что население Великобритании составляет всего лишь 1% населения земного шара, Соединённое Королевство занимает 4-ое место в мире по торговле. Машиностроение и транспорт, промышленные товары и химикаты являются основными статьями экспорта Великобритании. Начиная с 1970-х годов, добыча нефти не только позволила сократить импорт нефтепродуктов, но и принесла существенную прибыль в торговле. British Petrolium является крупнейшей промышленной корпорацией Великобритании и занимает второе место в Европе.

Британия осуществляет 10% мирового экспорта услуг - банковских, страховых, брокерских, консультативных, а также в области компьютерного программирования.

Великобритания импортирует в 6 раз больше промышленных товаров, чем сырья. Самым значительным экспортёром Великобритании являются США. Семь из десяти ведущих поставщиков товаров в Великобританию - это страны ЕС. Ведущим сектором британской экономики является сфера услуг (74% ВВП), темпы роста которой в 2006г. (3,6%) превышали темпы роста ВВП в целом (2,8%). Лидирующее положение в ней занимает её финансовая составляющая (27,7% ВВП), определяющая специализацию страны в системе международных экономических отношений. На транспорте (7,8% ВВП) рост составил 2,9%. Вторая по значимости отрасль британского хозяйства - промышленность (18,6% от ВВП, сокращение объёма выпуска продукции в 2006г. на 0,1%) представлена двумя подотраслями: горнодобывающим производством (2,2% ВВП, сокращение на 9,2%) и обрабатывающей промышленностью (14,7% ВВП, прирост на 1,4%). На сельское хозяйство, которое удовлетворяет порядка двух третей внутренних потребностей в продуктах питания, приходится всего лишь 1% ВВП (объём производства сократился на 1,8%), строительство (6,1%, рост на 1,1%).

Промышленность Великобритании

Промышленность играет ведущую роль в экономике страны (почти треть ВВП). Она создает 26,5% ВВП и 84% экспорта страны. В ней занято около 18% экономически активного населения. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение (доля в общем объеме промышленного производства - 25%), химическая и фармацевтическая (10%), горнодобывающая (10%), пищевая и табачная (10%), металлургическая (9%).

Объемы годового производства важнейших видов продукции: нефти - 138,2 млн.т, природного газа – 108,5 млн.т (в нефтяном эквиваленте), угля – 21,9 млн.т (в нефтяном эквиваленте), электроэнергии - 345,3 млрд.квт/час, автомобилей – 1,79 млн.шт.(1,14 млн.шт. экспортировано), аэрокосмической продукции – 37,4 млрд.долл. (16,5 млрд.долл. экспортировано), продукции электронной промышленности – 133,8 млрд.долл. (67,1 млрд.долл. экспортировано).

В течение последнего десятилетия в промышленности произошла существенная структурная перестройка. Основными секторами промышленности стали химическая, аэрокосмическая, электронная, электротехническая, автомобильная, швейная, обувная и пищевая А в таких отраслях, как химия и нефтехимия, приборостроение, транспорт (железнодорожный, авиа-, трубопроводный), нефте- и газодобыча, лёгкая промышленность, Великобритания занимает передовые позиции в мире. Относительно высокими темпами росли объемы производства в обрабатывающей промышленности за счет опережающего развития химической и нефтеперерабатывающей промышленности и машиностроения. Так, темпы роста объемов производства в химической промышленности составили 104,6%, в машиностроении – 104,1%.

Статистические показатели Великобритании
(по состоянию на 2012 год)

В условиях замедления общемировой экономической активности физический объем промышленного производства в первом полугодии 2001 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.) снизился на 0,5% (в 2000 г. на фоне благоприятной мировой общехозяйственной конъюнктуры темпы прироста составили 1,6%). Объемы производства сократились в текстильной, швейной и кожевенной промышленности (на 10,5%), а также в добывающей промышленности (на 6,5%), что произошло, в первую очередь, за счет резкого сокращения объемов нефте- и газодобычи (на 7,1%).

Снижение объемов производства в обрабатывающей промышленности составило 0,1%. При этом возросли объемы производства в химической промышленности и общем машиностроении, а снизились в транспортном и электротехническом машиностроении, металлургии.

С 2000 г. наметилась тенденция снижения рентабельности в обрабатывающей промышленности. В условиях жесткой ценовой конкуренции и при росте затрат на сырье и энергоресурсы британские товаропроизводители вынуждены сдерживать рост цен на готовую продукцию. Так, в первом полугодии 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года затраты на топливо и сырье увеличились на 4,7%, а прирост цен на готовую продукцию составил 1%.

Энергетический сектор экономики страны даёт 5% ВВП. Для электроэнергетики Великобритании в последнее десятилетие характерен переход от использования традиционных энергоносителей (уголь, нефть) к природному газу, применяемому в газотурбинных установках комбинированного цикла. В настоящее время в стране эксплуатируется около 20 таких электростанций, на них вырабатывается 28% всей электроэнергии. Эффективность станций такого типа равняется 70% и превышает аналогичный показатель для традиционных электростанций почти в 2 раза. Значительной остаётся и доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС – 27,3%. В планах правительства Великобритании предусматривается постепенное снижение доли АЭС в производстве электроэнергии к 2005 г. до 18,5% и к 2010 г. - до 13,1%.

Великобритания обладает развитым нефтегазовым комплексом, который создан, главным образом, благодаря освоению крупных месторождений нефти и газа на британской части шельфа Северного моря. Согласно последним данным, Великобритания располагает разведанными запасами нефти в объёме 1,39 млрд.т и газа - от 0,76 до 1,4 трлн.куб.м. С начала 90-х гг. она входит в первую десятку крупнейших нефте- и газодобывающих стран мира и полностью удовлетворяет свои потребности в энергоносителях за счёт собственной добычи.

В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн. м? и извлекаемыми – 0,8 трлн. м?. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объем добычи за 1990–2003 гг. возрос до 103 млрд м?. Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт – 8 млрд м?. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.

Электроэнергетика Великобритании

Серьёзным достижением британской экономики является то, что весь производственный и потребительский сектор полностью обеспечены электроэнергией. 86 % электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12 % - атомными и 2 % - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) находятся на реке Трент и около Лондона. Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье.

Транспорт Великобритании

Территория Великобритании покрыта густой сетью железных и автомобильных дорог. Несмотря на сокращение за последнее десятилетие тоннажа британского торгового флота (почти на 33%), на морской транспорт ныне приходится около 95% (по весу) и 75% (по стоимости) перевозок внешнеторговых грузов Великобритании. Железнодорожный транспорт - один из старейших видов транспорта имеет среднегодовой объём транспортных перевозок свыше 650 тыс.тонно-километров.

Страна является крупным авиаперевозчиком (140 аэропортов). Авиационные перевозки, в первую очередь пассажирские, являются важным направлением в транспортной политике правительства страны. В июне 1998 г. принято решение об открытии практически всех британских гражданских аэропортов для иностранных авиакомпаний, страны которых заключили соответствующие двусторонние соглашения. Крупнейшим авиаперевозчиком страны является компания “Бритиш Эрвейз”, в которой занято около 60 тыс. служащих.

Автомобильный транспорт в Великобритании играет основную роль во внутренних перевозках. Ежегодный объём грузооборота превышает 650 тыс.тонно-километров.

Сельское хозяйство Великобритании

Великобритания занимает шестое место среди стран-членов ЕС по объему производства сельхозпродукции. В среднем на одного работника с полной занятостью здесь производится продукции на 25,7 тыс. евро (в валовом исчислении). Сельскохозяйственные земли в Великобритании насчитывают 18,5 млн. га, что составляет около 77% территории страны. Общая динамика развития сельского хозяйства Великобритании в 2006 году по стоимости производства основных видов сельхозпродукции в рыночных ценах имела следующие показатели: производство пшеницы увеличилось на 16% и составило 1,2 млрд.ф.ст.; ячменя - на 9,8% до 412 млн.ф.ст.; рапса для производства растительного масла - на 17% до 307 млн.ф.ст.; сахарной свеклы снизилось на 37% до 168 млн.ф.ст.; свежих овощей увеличилось на 9,1% и достигло 986 млн.ф.ст.; растений и цветов снизилось на 4,4% до 744 млн.ф.ст.; картофеля увеличилось на 24% до 625 млн.ф.ст.; свежих фруктов снизилось на 1,2% до 377 млн.ф.ст.; свинины увеличилось на 1,3% до 687 млн.ф.ст.; говядины - на 13% до 1,6 млрд.ф.ст.; баранины - на 2,7% до 702 млн.ф.ст.; мяса птицы - на 1% до 1,3 млн.ф.ст.; молока снизилось на 3,6% до 2,5 млн.ф.ст.; яиц увеличилось на 2,0% до 357 млн.ф.ст.

Сельское хозяйство Великобритании в настоящее время - одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Доля занятости в отрасли составляет 2% от общей занятости в стране. Общая площадь сельскохозяйственных угодий - 58,3 млн. га (76% всех земель страны). В структуре сельскохозяйственного производства преобладает - животноводство. Молочное и мясомолочное скотоводство, развито также свиноводство (беконный откорм), мясное овцеводство и птицеводство. Англия является одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Традиционно животноводство концентрируется в бассейнах рек. В растениеводстве почти 60% пашни занято многолетними травами, свыше 28% – под зерновыми культурами (в том числе 15%– пшеницей, 11% – ячменем); 12% – под техническими (рапсом, сахарной свеклой, льном) и кормовыми культурами (включая картофель), а также огородами и ягодниками. Основные земледельческие районы – Восточная Англия и Юго-Восток. В стране много фруктовых садов. Сельское хозяйство пользуется большой поддержкой государства и получает дотации из бюджета ЕС. По таким продуктам, как пшеница, ячмень, овёс и свинина, объёмы производства превышают объём потребления; по таким, как картофель, говядина, баранина, шерсть, сахар и яйцо, объём производства ниже объёма потребления.

Таким образом, многие необходимые продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Великобритания в системе международных экономических отношений

Великобритания (население – менее 1% от мира в целом) сохраняет важную роль в мировой экономике. Страна входит в пятёрку наиболее развитых стран мира и производит порядка 3% (2000г. – 3,2%) общемирового ВВП (по паритету покупательной способности национальной валюты). В экспорте товаров и услуг её доля равна 4,6% (2000г. – 5,2%), в их импорте - 5,1% (5,6%). При этом имеет место сокращение удельного веса страны в мировой торговле. Макроэкономическая ситуация в Великобритании в последнее десятилетие оставалась стабильной. Рост реального ВВП на душу населения в среднем был выше, чем в других странах «семёрки», безработица и инфляция - ниже.

В 2006 году прирост ВВП Великобритании повысился до 2,8%, что соответствует уровню экономического роста в странах «семёрки». При этом уровень инфляции в Великобритании был ниже (2,3% против 2,5%). С 2001/2002 финансового года в Великобритании ухудшалась ситуация с размером дефицита государственного бюджета, и в 2004/2005 финансовом году его величина достигла 3,3% ВВП. Однако в 2006/2007 финансовом году этот показатель снизился до 2,8% ВВП. Страна продолжает сохранять доминирующее положение на мировом рынке финансовых услуг. В Великобритании сосредоточено три пятых мировой торговли международными облигациями (1-ое место в мире, первичный рынок), две пятых - иностранными активами (1-ое место) и деривативами (1-ое место, т.н. «торговля через прилавок»), немногим менее трети валютных операций (2-ое место после США), осуществляется пятая часть международных заимствований (1-ое место).На Великобританию приходится две пятых мирового рынка авиастрахования (1-ое место) и одна пятая - морского страхования (2-ое место). Лондон также лидирует в области управления активами состоятельных людей мира.

В Великобритании расположены важнейшие товарные и фондовые биржи мира: Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа (торговля морскими судами).

Великобритания - член ООН, постоянный член её Совета безопасности (общие выплаты страны по линии ООН равны 0,4 млрд. долл.), НАТО, «восьмёрки», Британского Содружества (добровольная ассоциация Великобритании и 53 других государств, которые в прошлом находились под управлением Великобритании), Организации за безопасность и сотрудничество в Европе. Великобритания - один из ведущих членов Европейского союза (вступила в 1973г.). Великобритания является членом Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также ряда региональных банков реконструкции и развития (африканского, европейского, стран Карибского бассейна, латиноамериканского, азиатского), Европейского инвестиционного банка, Парижского и Лондонского клубов-кредиторов. Она играет ключевую роль в принятии различных коллективных решений в рамках этих международных экономических и финансовых организаций и соглашений. Великобритания активно участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - “FATF”), “G20” или “Egmont Group of Financial Intelligence Units”, насчитывающей 58 государств-участниц.

Придавая важное значение борьбе с изменениями климата, британское правительство выработало меры по охране окружающей среды, которые предполагают: - поддержку разработки альтернативных источников энергии, а также реализацию мер по утилизации вредных выбросов; - развитие энергосберегающих технологий, в т.ч. путём внедрения схемы «Green Landlord Scheme» и создание фонда «Carbon Trust» с целью предоставления беспроцентных кредитов национальным компаниям для внедрения указанных технологий; - предоставление льгот предприятиям, внедряющим технологии, основанные на «чистом» топливе.