Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сбор аналогов. Основные черты сбора. О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве

Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

4.Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;

налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

5.Виды налогов и сборов в России

В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы

Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

водный налог;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

государственная пошлина.

Региональные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

транспортный налог.

Местные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСНХ);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик – получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

К числу прямых налогов относятся : подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т.п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог и т.п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога – относительно сложный расчет его суммы.

Прямые налоги – налог на прибыль; ЕСН; налог на имущество; налог на доходы физического лица.

Налог на прибыль – облагается налогом прибыль, полученная налогоплательщиком. ЕСН – с 1/01/2001г.- объект налогообложения- выплаты и иные вознаграждения

Налог на имущество организаций - облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС. Налоговый период – календарный год. Налог на доходы физических лиц – объектом налогообложения являются доходы, полученные от всех источников.

Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть по существу он является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога.

В РФ эти налоги преобладают.

Основные виды косвенных налогов:

Акциз - вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги;

Налог на добавленную стоимость - вид косвенного налога; форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации;

Таможенная пошлина - вид косвенного налога, в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета;

Экологический налог - вид косвенного налога, связанный с охраной окружающей среды.

Составитель:

преподаватель кафедры УиИМК

капитан внутренней службы Т.В. Данилова

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований(МО).

Сбор(С) - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия

1. Налог индивид. безвозмездны; С уплач. в связи с оказанием их плательщику гос-ом нек публично-правовых услуг, в кот. плательщик индивидуально заинтересован.2. При уплате С большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с гос-ом.

3. Н уплачивается для фин обеспечения деят-ти гос-ва и МО. Целевое назначение С – компенсировать доп издержки гос-ва на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового хар-ра. 4. Н счит устан тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении С их плательщики и элементы обложения опред применительно к конкретным сборам.

5. Уплата Н предполагает опред регулярность, систематичность, периодичность. С носят разовый характер, уплачиваются в строго опред ситуациях.

6. Если объект Н как юр факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обяз-ти, то объект С как право на юрид значимые действия со стороны гос-ва – уже после уплаты С.

7. Размер Н зависит от платежеспособности налогоплательщика. Размер С одинаков для всех плательщиков.



8. Неуплата Н влечет за собой принудит изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных S к налоговой ответ-ти. При неуплате С гос-во отказывает плательщику в совершении юрид значимых действий без применения санкций.

Классификация налогов (сборов). Принципы налогообложения.

Подоходно-имущественные (прямые)- взим в процессе приобретения и накопления матер благ.

Личные(уплач с действительно полученного дохода-Н на прибыль предприятий)

Реальные(облагается предполагаемые средний доход-Н на игорный бизнес)

Раскладочные (взим при возн-и потребн-ти совершить конкр расход-благоустр тер-

Количественные (исходят от возможности налогопл-ка, его сост-я)

Закрепленные (на долгий срок закр за конкр источником)

Регулирующие(распред-е сумм бюджета исходит на год)

Регулярные (периодичность)

Разовые (нет системы)

Гос/местные (орган в завис-ти от уровня)

Налоги с реализации(косвенные)- в процессе расходования(НДС оплач потребителем, когда стоимость налога включена)

Принципы, обеспеч защиту конст прав:

П публичной цели взимания Н и С (Н устан с целью обесп-я платежесп-ти публичной власти)

П приоритета фин цели взимания Н и С (Н устан с целью получ-я дохода, а не принуждения)

П усатн/изм/отмены Н и С законами (платим законно устан Н и С)

Принципы, обесп реализ-ю П и С налогопл-ка

П равенства плательщиков Н и С

П всеобщности налогообложения (индивид наравне с др)

Запрет произвольности налого-я (Н и С д иметь эконом обосн-е)

Принципы, обеспеч реализ-ю и собл-е начал рос федерализма:

Единство налоговой политики(единство экон пространства)

Единство системы налогов

Разграничение полномочие между РФ И S

Принципы по НК РФ (стабильность, гибкость, равновесие, подвижность, удобство, стимулирование, экономичность)

Налоговое право. Понятие и виды источников налогового права (Конституция РФ, законодательство о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, международные договоры (соглашения)).

Налоговое право -подотрасль фин. права, предст собой сов-ть прав норм, регулир общ отн-я, возник в процессе устан-я, введения в действие и взимание налог платежей, налог контроля и привлечения к отв-ти за совершение налог правонарушения.

Источники - формы выражения норм действующего права. Система источников в структурном отношении делится: нац и медж.

Определяющая роль - внутригос Ист. (З, подзаконные правовые акты, суд практика (решения органов конституционной юстиции и акты иных судебных органов), правовой обычай). Осн Ист. НП явл законы, доминирующая - Конституция.

Подзак акты издаются на основе и во исполнение З, имеют «подчин» хар-р.

Судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.

Правовой обычай в налоговом праве применяется редко, в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате Н.

Основ развития иных источников НП-научн доктрины.

Международно-правовые источники налогового права представлены двух- и многосторонними договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения. Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов.

Налоговое правоотношение. Субъекты налогового права. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Сроки в налоговом праве (понятие, порядок исчисления и виды сроков)

Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами НП общ отношения, возник по поводу установления и взимания налогов с организаций и ФЛ. Содержанием налогового правоотношения явл обяз-ть налогоплательщика внести опред денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с устан ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компет органов обеспечить уплату налога.

S НП - внешне обособленное, способное самостоят вырабатывать, выражать и осущ единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.

Согласно НК «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ФЛ, на кот в соотв с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Указанные плательщики именуются налогоплательщиками.

Наряду с организациями и ФЛ плательщиками Н явл и ИП - ФЛ, зарег в устан порядке и осуществляющие предпринимат деят-ть без образования ЮЛ, а также ФЛ, самостоят осуществляющие на свой страх и риск деят0ть, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве. Субъектами НП РФ явл гос органы и ОМС

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога

ФЛ м.б. привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста

Обязанность по уплате налогов и сборов ФЛ, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет ден средств этого недеесп лица

Сроки, определяемые календарной датой, обычно устанавливаются для предоставления отчетности. В этом случае в акте законодательства четко указан день для совершения какого-либо действия.

Наиболее часто встречается порядок определения срока истечением периода времени (недели, месяца, квартала, полугодия, года и т.д.).

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС (акцизов и НДС), применяются положения, установленные ТЗ ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

Такие понятия, как налог и сбор, в экономике применяются практически везде. Они предполагают уплату конкретной суммы в бюджет. В законодательстве закреплено понятие налога и сбора. Отличие налога от сбора тоже существует.

Понятие налога

Налогом называется конкретная сумма, которая платится юридическими и физическими лицами в бюджет страны. Эта плата считается обязательной и безвозмездной. Сейчас налоги платят с заработной платы, продажи недвижимости, осуществления сделок.

Средства тратятся на нужды страны. Получается, что государство изымает некоторую часть денег у населения для обеспечения своей деятельности. Расчет размера налога определяется

Виды и функции налогов

В России налоги бывают:

  • федеральными: платятся по всей стране;
  • региональными: существуют в субъектах РФ;
  • местными: утверждаются местными органами власти.

Необходимы для перераспределения денежных ресурсов. Также они служат для регулирования экономических процессов, отслеживания своевременного пополнения бюджета.

Определение сбора

Понять отличие сбора от налога поможет толкование обоих понятий. Для получения какой-либо услуги от государственных органов производится платеж, называемый сбором. Средства перечисляют физические и юридические лица. Такая оплата выполняется единовременно и добровольно.

Если необходима услуга, то граждане за нее платят, поскольку это предусмотрено при сотрудничестве граждан с государственными органами. Сбор представлен в виде конкретной суммы, которая переводится за определенную работу. Его платят за получение лицензий, разрешений.

Сравнение

В чем отличие сбора от налога? Между этими понятиями нет большой разницы, поскольку они предусматривают уплату средств в бюджет. Но есть и различия между этими терминами. Отличие сбора от налога обусловлено тем, что вторые платежи считаются обязательными, а первые платятся при необходимости. А их оплата происходит одинаково.

Другое отличие сбора от налога заключается в том, что первые могут изыматься без разрешения гражданина, а для второго требуется согласие плательщика. Также платежи имеют разницу в расчете суммы. Налог представлен в виде процента, а сбор - в установленной сумме. Поэтому суммы могут отличаться.

Еще одно отличие сбора от налога заключается в том, что первый платеж безвозмездный, а по второму гражданин получает какую-либо информацию или услугу. Определяются оба они законодательством. Налог платится периодически, а сбор - только один раз.

На чем основаны налоги и сборы?

Правила начисления налогов и сборов заключены в главном документе - Налоговом кодексе РФ. Но есть вопросы, которые решаются на региональном и местном уровнях. Для этого выпускаются соответствующие документы.

По закону, региональные и местные власти могут сами утверждать принципы взимания платежей. Осуществляется это с помощью нормативных актов. В Налоговом кодексе устанавливается или сбора, правила их расчета, оплаты, а местные власти утверждают дополнения к нормам.

Информация о налогах

Оплата налогов является обязанностью граждан, поскольку эта норма прописана в законодательстве. Необходимо своевременно вносить средства, поскольку при задолженности предусмотрены штрафы и пени. Узнавать об их наличии и размерах получится несколькими способами. Можно обратиться в налоговую инспекцию, где сотрудник предоставит необходимую информацию.

Можно определять наличие и суммы налогов с помощью современных сервисов. Для этого работают порталы, помогающие быстро узнать нужную информацию по ИНН. После получения сведений будет понятно, какую сумму нужно внести.

Оплата налогов

Способов оплаты налогов существует множество. Использовать можно любой из них, поскольку средства все равно будут зачислены. У каждого предприятия есть специальный счет, который будет служить для обязательных платежей. Если наблюдается задержка, то происходит начисление пени. Тогда оплата производится с помощью судебных приставов.

Физическим лицам уведомления об оплате налогов поступают по месту регистрации. Гражданин может и самостоятельно обратиться в налоговую службу для получения необходимой информации. Оплата может выполняться с помощью любого банка, почтой, интернет-сервисами.

Ответственность за просрочку

Для своевременной оплаты государственными органами могут применяться следующие меры:

  • оповещение о срочной оплате;
  • начисление штрафов;
  • арест собственности;
  • приостановление процедур по банковским счетам.

Эти меры применяются только в крайних случаях. Обычно плательщику направляется уведомление о наличии задолженности. Ее нужно лишь оплатить удобным способом. Своевременное погашение обязательных платежей позволит не допускать начисления пени и штрафов.

Экономическая литература содержит понятия «налог» и «сбор» неделимо друг от друга, подразумевая их общую природу. Это вполне логично, ведь оба термина подразумевают собой какой-либо обязательный бюджетный платёж. Однако, существуют различия, характеризующие их назначение и суть.

Определение понятий

Законодательство определяет налог, как определённый денежный платёж, уплачиваемый в бюджет всеми лицами, как физическими, так и юридическими. К его особенностям относят обязательность и безвозмездность, то есть плательщик не получает взамен уплаченной суммы какой-либо услуги или товара.
В зависимости от вида платежа, уплаченные деньги могут пойти местному бюджету, так и государственному.

По сути, институт налогообложения обеспечивает функционирование государственных структур, так как заключается в изъятии части средств лиц в пользу государства для его нужд.

Законодатель определяет следующие характеристики налога:

  • Обязательность уплаты. Если он не уплачивается лицом, имеющим обязательство к его оплате, то государство может использовать свои полномочия для императивного взыскания.
  • Безвозмездность. За уплату налога не следует никаких действий или услуг со стороны государства.
  • Нецелевое использование. Суммы уплаченных налогов формируют бюджет, но не идут на конкретные цели.
  • Регулярность. Уплачивается с установленной законодательством периодичностью.
  • Финансовый эквивалент. Уплачиваются всегда в денежной форме, государственной валютой.

Основные черты сбора

Сбор — это платёж в бюджет различного уровня, цель уплаты которого — получить какую-либо услугу от государственных и муниципальных органов. По сути, это единовременная добровольная выплата. Если он не будет уплачен, лицо просто не получит необходимую услугу, однако, никто не будет требовать с него его оплаты против воли.

Сбор, как правило, представляет собой фиксированную сумму, то есть по сути он является платой за конкретную услугу от государства или муниципалитета. Может определяться не только в денежной форме, однако, такая возможность должна быть прямо установлена законодателем.

Отличие налога от сбора

Сначала может возникнуть мнение, что не существует особой разницы между понятиями, однако, это не так. Эти два понятия хоть и имеют общее назначение, но разнятся по своей природе, сути. Любые платежи поступают в итоге в бюджет определённого уровня, но разница отражается не в назначении данных платежей, а характеризуется возникающими между плательщиком и государством правоотношений.

Проанализировав законодательство, можно сделать вывод о следующих различиях:

Таким образом, отличия понятий достаточно существенны и определяются основами каждого института и их структурами.

Отличия налога, сбора от пошлины

Пошлина — это платёж, уплачиваемый государству в финансовом эквиваленте при вступлении лица в определённые правовые отношения с ним. Пошлина — платёж обязательный, но только в случае, если лицо вступает в эти отношения, в противном случае она не подлежит уплате.

Как правило, пошлина взыскивается в случае обращения за некоторыми услугами, такими как:

  • Обращение к нотариусу с целью совершения каких-либо действий.
  • Оформление документов, например, визы, паспорта.
  • Обращение в суд с заявлением, если данное обращение облагается уплатой пошлины (например, иски о защите прав потребителя не оплачиваются).
  • Оформление гражданства.

Пошлина имеет свои отличительные черты:

  • Выплачивая пошлину, плательщик выражает свою волю для вступления с государством в определённые правоотношения.
  • Сумма, уплачиваемая плательщиком, напрямую поступает в бюджет.
  • Уплата пошлины носит возмездный характер, то есть, за ней следует какое-то действие со стороны государства.

Общей чертой всех понятий является оплата государству. В остальных признаках понятия содержат множество отличий, хотя сразу может показаться, что они имеют одинаковую природу.

По своей сути, понятия пошлины ближе к понятию сбора. Они оба носят добровольный характер, являются разовыми платежами, а не регулярными, если сравнивать с налогом.

Но существует и существенное различное, которое не сразу может показаться очевидным: в случае уплаты сбора плательщик получает какую-то «привилегию», например, при покупке авиабилетов дополнительно взимается сбор, либо за получение лицензии на определённую деятельность тоже придётся уплатить сбор, а при оплате пошлины государство выполняет какое-то юридически значимое для плательщика действие, например, выдаёт документ или принимает исковое заявление.

Законодательство РФ о налогах и сборах

Основой налогового законодательства в России является Налоговый Кодекс. Однако, это не единственный акт, регулирующий налоговую сферу. В дополнение к федеральному законодательству, региональные и местные органы власти также имеют свои акты, регулирующие данную сферу.

Федеральная власть прямо предусматривает возможность региональных и местных властей устанавливать какие-то особенности налогообложения на своей территории, о чём говорит Налоговый Кодекс РФ. Однако, есть условие — местные законы не должны противоречить Федеральному законодательству.

По сути, федеральное законодательство содержит виды налогов и сборов, а местное конкретизирует нормы, касающиеся исполнения данного законодательства. Даже региональные и местные законы закреплены в Налоговом кодексе, не регион или муниципальное образование их устанавливает.

Если рассмотреть конкретнее, то виды налогов и сборов закрепляются в 12 статье Налогового Кодекса РФ, которая устанавливает трёхступенчатую налоговую систему, включая налоги:

  • местные;
  • региональные;
  • федеральные.

Тип налога зависит именно от бюджета, в который они уплачиваются. Тоже можно сказать и про сборы, которые также установлены кодексом и имеют такую же иерархию.

Любой местный или региональный налог определён в кодексе, при этом субъект или муниципалитет также имеют законодательный акт, регулирующий их взыскание, имея некоторые особенности.

Например, Федеральным законодательством может быть установлен верхний предел ставки, тогда как муниципалитет имеет право установить меньшую. При этом нарушать верхний предел запрещено.

Устанавливает местный или региональный налог или сбор законодательный орган муниципального образования (или региона). Он издаёт соответствующий законодательный акт.

На определённой территории может быть введёт специальный налоговый режим, который заключается в каком-либо послаблении, либо, наоборот, введении на данной территории дополнительных сборов. Однако, возможность установления такого режима есть только у Федеральной власти.

Система налогообложения в России представляет собой иерархию, включающую ступени разных уровней, такие как федеральные налоги, региональные и местные. При этом закон чётко определяет возможность установления основ законодательства о налогах и сборах только Федеральной властью. Кроме того, законодательство РФ содержит общие черты и различия налогов, сборов и пошлин, что позволяет последовательно выстроить налоговую структуру.

Вконтакте

Понятие налога, его признаки

Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников - юридических и физических лиц - определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов - бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».

И из самого определения понятия «налог», данного законодательством в кодексе, можно выделить основные четыре его признака:

  • обязательность характера платежа;
  • форма уплаты - денежная (основная для налогов и пошлин);
  • цели налогообложения - публичные.

Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) - обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.

Источник налогов и их структура

Источник налога - это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два - прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера - источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога - это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Классификация налогов и их виды

Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:

1. В соответствии со способом изъятия:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные - в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.

Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.

2. В соответствии с воздействием:

  • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
  • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
  • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
  • твердые (ставка в абсолютной сумме).

3. В соответствии с назначением:

  • общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
  • маркированные (закреплены по целевому назначению).

4. В соответствии с субъектом:

  • с физических лиц;
  • с юридических лиц;
  • смешанные.

5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

  • федеральные (на всей территории Российской Федерации);
  • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
  • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц - на местном.

Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.

Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи - единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов - без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков - физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

Понятие налоговой системы

Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков - организаций и физических лиц - в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

  • принцип справедливости;
  • принцип определенности;
  • принцип удобства;
  • принцип экономии.

То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

Понятие и признаки сбора

Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • свобода выбора;
  • компенсационный характер;
  • состав элементов ограничен;
  • разовый характер;
  • предварительный характер уплаты;
  • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
  • отсутствие штрафов.

Виды и система сборов

В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина. Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина - федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.

Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве сборов.