Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Почему лизинг выгоден. Лизинг автомобилей для юридических лиц – условия покупки автомобиля в лизинг, плюсы и минусы, сравнение с арендой. Недостатки и подводные камни сделки

Эксперты считают лизинг весьма удобным для малого бизнеса. Российский рынок подобных операций ежегодно увеличивается на 30-40%. Такие тенденции сделали его привлекательным не только для небольших игроков, но и для влиятельных финансовых структур.

Кредитование выходит вперед

Рынок лизинговых операций все еще находится в процессе формирования. Поначалу этим видом деятельности занимались по воле случая. В конце прошлого века довольно частыми были ситуации, когда крупное предприятие хотело что-то продать, но у покупателя не было необходимой суммы денег. Лизинг виделся ими как выход из положения.

Через некоторое время ситуация поменялась, лизинговые операции вошли в перечень продуктов банков. Рост спроса стал стимулом для создания соответствующего законодательства. В 1998 году приняли Закон «О лизинге». Это дало возможность ему оформиться как отдельному и самодостаточному направлению деятельности.

Спрос и предложение

На рынке присутствует три вида игроков. Первый - это дочерние компании банков, деятельность которых посвящена лизингу. Эти организации лидируют на рынке. Ко второй категории относятся крупные производители промышленного оборудования и техники. Для них лизинг является одним из способов стимуляции продаж продукции. В третью категорию вошли независимые фирмы, которые занимаются в первую очередь рассматриваемыми операциями.

Подобная ситуация позволяет сформировать нормальную конкурентную среду и создать более приемлемые условия для клиентов: уменьшить ставки, продлить сроки. Развитие рынка неизбежно ведет к улучшению условий лизинга, расширению перечня продуктов и услуг, которые предоставляют лизингодатели.

Преимущества и недостатки лизинга

Насыщение рынка выгодно и для лизинговых компаний, так как они получают доступ к более дешевым и длинным денежным средствам. Лизинг стал привлекательным для капиталовложений. Некоторые компании, занимающиеся подобной деятельностью, провели первое размещение своих облигаций. Это стало началом их утверждения на фондовом рынке.

В нашей стране лизинг в большей степени сосредоточен на . Однако наметилась тенденция развития и других направлений. В первую очередь речь идет о строительном и промышленном оборудовании.

Весьма перспективными направлениями является лизинг энергетического, пищевого, полиграфического оборудования, машиностроительной техники, IT-обеспечения. Это обусловлено возрастающим просом соответствующих предприятий.

Выгоден ли лизинг малому бизнесу?

Спрос на лизинговые услуги со стороны крупных предприятий стабилизировался, так как они уже обновили основные средства. Теперь эта финансовая услуга поворачивается лицом к предприятиям среднего и малого бизнеса.

Лизинг для них является средством приобретения или обновления основных средств без выведения значительных сумм из состава оборотного капитала. В данном ракурсе услуга представляет собой универсальный инструмент и доступный способ модернизации производственных мощностей. Это великолепная альтернатива классическому варианту с банковским кредитованием.

Это не единственное преимущество данного вида финансовых операций по сравнению с банковскими кредитами. Сотрудничать с лизинговыми компаниями представителям малого и среднего бизнеса гораздо проще и выгоднее, чем с банками.

Однако не все вложения денег в основной капитал можно профинансировать посредством лизинговых операций. Согласно закону, земельные участки не могут быть предметом такого договора.

Но все равно в большинстве случаев лизинг более доступен и удобен. По статистике 30-40% заявок, поступающих от компаний малого бизнеса, удовлетворяют лизинговые компании. Банки не могут похвастаться таким количеством положительных решений по предоставления кредитов этому виду клиентов. А все потому, что в случае с лизингом не требуется залог, а с банком трудно построить отношения без него.

Лизинговые компании выдвигают более лояльные требования к партнерам и учитывают их неофициальные доходы. Решение о сотрудничестве принимается в несколько раз быстрее, чем решение о предоставление займа, и, соответственно, требует меньших затрат времени на всевозможные бюрократические проволочки.

В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, клиент имеет возможность разорвать договор лизинга и вернуть объект аренды лизингодателю. В случае с кредитом так поступить нельзя.

Но у лизинга есть и недостаток: ставки платежей по нему пока превышают кредитные. Но лизингодатели всеми силами пытаются решить эту проблему и сделать эти операции еще более привлекательными для клиентов.

Либеральное законодательство дает лизинговым компаниям ощутимое налоговое преимущество. Если компания берет банковский кредит, суммы, идущие на его погашение, нельзя отнести к затратам, а проценты по займу необходимо платить из прибыли компании.

Что касается платежей в счет погашения, то их можно относить к затратам, что дает возможность предпринимателям платить меньшую сумму налога на прибыль. Вообще в этом отношении (учет платежей в качестве расходов) законодательство достаточно благоприятно. В большинстве случаев даже нецелевое расходование кредита не будет помехой для уменьшения налога ().

С объекта лизинга не нужно платить налог на имущество, так как клиент не является его собственником до момента окончания действия договора. Предмет договора принадлежит компании, которая имеет право применить коэффициент ускоренной амортизации, уменьшая собственную налоговую нагрузку.

Единственный минус законодательства в том, что оно не предоставляет возможности для развития столь перспективного направления как лизинг недвижимости. Это могло бы помочь малому бизнесу решить проблему обретения пространства для действий, что весьма сильно сдерживает развитие малого бизнеса. Это прекрасная альтернатива не только ипотеке , но и аренде.

Оценка перспектив

По мнению экспертов, рынок лизинга еще несколько лет будет активно развиваться, если в финансовом мире не произойдет никаких глобальных потрясений. Далее последует фаза постепенной стабилизации. Сейчас игрокам этого рынка самое время развивать и наращивать портфель. Каждый год появляется несколько десятков компаний, заинтересованных в работе на данном рынке. Однако вскоре начнутся процессы консолидации рынка, пойдет волна слияний и поглощений.

Развитие малого и среднего бизнеса способствует росту лизинговых сделок, ведь это удобный и апробированный способом обновления основного капитала, помогающим оптимизировать его оборот.

Несмотря на то, что в нашей стране не так распространен, как автокредитование, рост лизинговых договоров на покупку транспортных средств растет. Мы уже рассказывали вам о выгодных новых программах лизинга, которые появились на Российском рынке. Но, к сожалению не всегда лизинг имеет преимущество перед автокредитованием.

В последние годы многие автомобильные дилеры часто предлагают нам не с помощью банковского кредита, а по программе лизинга для физических лиц. Согласно условием лизинга, любой желающий может за минимальный первоначальный взнос и за низкие ежемесячные платежи по договору.

На первый взгляд лизинг имеет преимущество перед . Но не все так просто. На самом деле лизинг не беспроигрышный способ купить машину. Так что прежде чем бежать в банкомат и снимать наличность на первоначальный 10-20 процентный взнос, прочитайте наш материал, который расскажет вам, что приобретение автомашины в лизинг не наилучшее решение, которое идеально подходит автолюбителям.

4. Вы не владелец автомобиля

Вы когда-нибудь арендовали микроволновую печь? Вы когда-нибудь брали в прокат микроволновую печь?

К чему мы задали эти вопросы? Для того, чтобы дать понять, что лизинг эта та же аренда (прокат). То есть вы вносите первоначальный платеж, начинаете выплачивать ежемесячные платежи, получив транспортное средство в пользование, но юридически остаётесь простым арендатором собственности, не являетесь владельцем автомобиля.

Согласитесь что брать в прокат, чайник и любую бытовую технику это абсурд. Если нелогичным кажется, решение взять в прокат микроволновку или чайник, то также бессмысленно брать автомобиль в долгосрочную аренду для частных нужд в вашей жизни.


Конечно, все зависит от условий договора лизинга, поскольку в нашей стране действуют несколько программ автолизинга для частных лиц. Также смысл лизинга зависит от предполагаемого срока использования автомобилем. Если вы хотите и эксплуатировать ее долгое время (больше 5 лет), то приобретать транспортное средство в лизинг нет смысла, поскольку все эти годы вы будете платить одинаковый ежемесячный взнос и значительно .

Если же вы любите владеть практически новым автомобилем и рассчитываете пересесть на другой новый автомобиль в течение 3 лет, то есть смысл рассмотреть лизинг для частных лиц, но только при наличии у дилера или в лизинговой компании выгодной программы.


Но помните, что ощущение нового быстро стирается. Несмотря на сложность и технологичность транспортных средств, приятные чувства после покупки нового очень быстро испаряются, точно также как и при покупке нового телевизора, стиральной машины, телефона и т.п. Поэтому есть риск, что спустя очень короткое время вы захотите приобрести очередной новый автомобиль. Конечно, прежде чем приобрести новый автомобиль вы будете вынуждены расплатиться с лизинговой компанией. Но помните, что при договоре лизинга машина не принадлежит вам, и вы не сможете просто ее , чтобы вырученные деньги использовать для покупки новой модели.

Естественно этот вопрос решаем, даже если вы не можете расплатиться за лизинг досрочно. Для этого достаточно найти покупателя на автомобиль, который просто при сделке внесет деньги на имя лизинговой компании. Но все-таки в отличие от того когда вы являетесь полноправным владельцем автомашины, при действии договора финансовой аренды (лизинга) вы ограничены в своих правах и не сможете многого сделать.

3. Вы раб дилера

Приобретая автомобиль за свои собственные наличные деньги (или которые получили в банке для нецелевого использования) мы свободны от различных ограничений, которые на нас накладываются, когда мы приобретаем машину в лизинг. Купив машину за наличные, вы можете по своему желанию заменить двигатель, провести тюнинг, установить любую сигнализацию и т.п. В случае покупки в лизинг вы будете привязаны к дилеру. в определенном месте, вы не сможете без разрешения в любом автосервисе проводить, какие-то модификации и дополнения в автомашине.

Кроме того когда вы являетесь собственником (покупка за наличность или ) вы можете проезжать в день/месяц/год сколько угодно километров. Но при договоре лизинга дилер или лизинговая компания могут ограничить вас эксплуатации ТС, установив лимит суточного/месячного или годового пробега.

Этот лимит зависит от условий договора и срока его действия.


Несомненно, вы заранее можете рассчитать свой максимальный пробег за год и согласовать его с лизингодателем. Но помните чем больше пробег, тем стоимость финансовой аренды будет больше. А что если в течение действия договора вам может понадобиться выйти за пределы ограничения пробега? Тогда придется заново, согласовывать все с организацией, которая предоставила лизинг, и пересчитывать стоимость ежемесячных платежей. Это очень неудобно. При такой «кабале» вы будете себя чувствовать не свободным владельцем автомобиля.


Кроме того помните что если условия лизинга предусматривают возврат автомашины через некоторое время, то при возврате автомобиля лизинговая компания может в одностороннем порядке уменьшить (которая заранее была рассчитана в договоре при его подписании), которая пойдет в зачет возврата. Что это означает на практике?

Это означает, что при возврате автомашины вам могут предложить доплатить, к примеру, за возможные потертости на центральной консоли или трещины на обшивки салона. Таким образом, компания увеличит в одностороннем порядке сумму амортизации транспортного средства за весь срок действия договора. А что если за время владения машиной вы побывали в аварии. В таком случае даже маленькая царапина может повлиять на оценку автомобиля лизинговой компанией, что также может увеличить итоговую сумму, которую вы должны отдать.

2. Если вы не сможете выплачивать ежемесячные платежи, то потеряете все

Приобретая автомашину в лизинг, вы должны помнить, что весь срок действия договора вы не являетесь владельцем машины. Так что заплатив первоначальный взнос, выплачивая ежемесячные платежи, в случае проблем с оплатой в соответствии с графиком платежей, вы можете потерять все выплаченные деньги и автомобиль.

К примеру, если вы вдруг потеряете работу, то конечно не сможете выплачивать каждый месяц, установленную лизинговой компанией, сумму. Если бы вы были владельцем машины то в случае финансовых проблем, вы, всегда являясь собственником подержанного автомобиля, сможете продать его по своему усмотрению на любых условиях на подержанном рынке.

Даже если вы приобрели машину с помощью п , и столкнулись с финансовыми проблемами, то сможете реструктурировать кредит и получить льготный период кредитования, а также, в крайнем случае, получить в банковской организации одобрение на продажу транспортного средства на авторынке.


С лизингом при таком положение дел будут проблемы. В основном лизинговые компании в этом случае просят вас либо отдать автомобиль, либо найти другого человека, который согласиться перевести финансовую аренду на свое имя. Поверьте в условиях когда рынок лизинга для физ.лиц практически не развит в нашей стране, найти желающих перевести на себя договор финансовой аренды будет практически не возможно. Если вы думаете что сможете при таком положении найти какую-нибудь организацию (компанию), которая согласиться перевести на себя лизинг, то поверьте, сделать это будет тяжело, поскольку различные юридические лица предпочитают покупать транспортные средства новыми у дилеров.

Также помните, что лизинговая компания может наложить на вас штраф за досрочное расторжение договора (зависит от формы и условий договора), который может составлять практически полную сумму автомобиля. Знаете что удивительно. Многие финансисты и экономисты серьезно считают покупку в лизинг мудрой инвестицией. Вы видите здесь выгоду? Мы нет.

1. Вы в буквальном смысле выбрасываете деньги

Давайте проведем мысленный эксперимент, что получается в перспективе, если приобретать автомобиль за свои деньги, с помощью или покупать машину в лизинг и эксплуатировать ее три года.

Покупатель «А» - приобретает трехдверный Форд стоимостью 18,000 долларов за свои наличные деньги.

Покупатель «В» - Покупатель приобретает трехдверный Форд стоимостью 18,000 долларов с помощью автокредитования на три года (под ставку 12 процентов годовых), внеся первоначальный взнос 8,000 долларов. Ежемесячный платеж составит 377,7 долларов.

Покупатель «С» - Заключает договор лизинга и берет трехдверный Форд стоимостью 18,000 долларов в финансовую аренду на три года. Первоначальный взнос составит 8,000 долларов. Ежемесячный платеж составит, к примеру, 125 долларов. Условия договора - возврат машины лизингодателю через три года.

Теперь давайте сравним, что выгодней при владении автомобилем 3 года?

Покупателю «А» машина обходится в сумму 18,000 долларов, за исключением косвенных расходов за три года, связанных с техническим обслуживанием и другими эксплуатационными расходами. По истечении трех лет среднерыночная составит 10,000 долларов. Покупатель «А» может в любой момент продать автомобиль по рыночной стоимости .

Покупатель «В» заплатит первоначально 8,000 долларов, в качестве первого взноса, и каждый месяц будет выплачивать по 377 долларов. В итоге владелец машины заплатить в течение трех лет 21,597 долларов. Если спустя три года владелец решит продать свою машину, то продав ее по среднерыночной цене в размере 10,000 долларов, итоговые потери из-за автокредита составят 11,597 долларов. . В пересчете на каждый месяц владелец машины будет терять примерно 322 доллара в месяц .

Покупатель «С» при заключении договора лизинга внесет свои личные средства в размере 8,000 долларов, и каждый месяц будет выплачивать по 125 долларов в течение всех трех лет. В итоге покупатель потеряет за три года пользования автомобилем 12,500 долларов, в конце срока договора отдав автомашину компании.


Также если пользователь автомобиля решит оставить его после трех лет владения себе, то ему придется выкупить машину у лизинговой компании по среднерыночной цене в размере 10,000 долларов. В итоге покупателю «С» автомашина Форд обойдется в 22,500 долларов, что больше на 907 долларов.

Конечно, если сравнивать автокредит и лизинг то итоговая переплата по лизинговому договору не особо большая, но, тем не менее, не забывайте что при покупке в кредит у вас больше свободы выбора, где обслуживать машину, нет ограничений по суточному, ежемесячному или годовому пробегу. Также купив машину в кредит, вы вправе в любой момент выплатить полную сумму долга и стать полноправным владельцем машины. В том числе во время действия договора кредитования, вы вправе с разрешения банковской организации продать автомобиль по своему усмотрению на выгодных для себя условиях.


Примечательно, что даже если вы заключите договор лизинга, который предусматривает что после окончания действия лизинга (к примеру, через 3 года) машина переходит в вашу собственность, то все равно значительно переплатите по сравнению с автокредитованием. Причем переплата может быть еще больше. К тому же при таком виде лизинга размер ежемесячного платежа будет в несколько раз больше, что в итоге фактически делает договор лизинга практически договором автокредитования.

Также не забывайте, что, как правило, договор лизинга имеет различные или повышающие коэффициенты, которые могут привести к увеличению стоимости финансовой аренды (лизинга). К примеру, за повреждение автомашины по своей вине, за превышение установленного лимита пробега транспортного средства и по многим другим причинам, указанные лизингодателем в договоре.

Поэтому прежде чем подписывать договор лизинга взвесьте все за и против, внимательно рассчитав все свои траты, переплаты и в целом все условия договора (в том числе обязательно читайте текст составленный мелким шрифтом). Сравните условия лизинга с автокредитованием и с обычной покупкой за наличный расчет.


Сделайте покупку автомобиля, используя рациональный подход, и не соблазняя себя низкими ежемесячными платежами по договору лизинга. Смотрите на условия лизинга «трезвым взглядом» и не поддавайтесь на различные особые условия, которые вам предлагает дилер или лизинговая компания.

Чтобы принять окончательное решение о форме покупки автомобиля, нужно определить для себя предполагаемый срок владения автомашиной.

Если вы хотите купить новый автомобиль, и предполагаете заключить договор лизинга на 3 года, то тогда конечно вы переплатите по лизингу по сравнению с кредитным договором в банке, но сумма не будет значительной.

Но если вы хотите каждые три года отдавать автомобиль лизинговой компании, в обмен на новый автомобиль (по новому договору лизинга), то вы будете терять значительно больше, по сравнению с автокредитованием.

Подводя итог, хотели бы отметить, что покупка автомобиля не на свои деньги в любом случае ведет к переплате и потери ваших денег. Помните что помимо , вы теряете деньги на переплате по договорам лизинга или кредитования. Ведь никто не предоставит вам деньги совершенно бесплатно. Банк и лизингодатель должны зарабатывать, чтобы оправдывать свою деятельность.


Поэтому при любой возможности приобретайте автомобиль за свои собственные средства или за наличные средства, которые вы взяли в банке на нецелевое использование. При такой форме покупки вы теряете только разницу между ценой покупки транспортного средства и рыночной ценой, за которую можно продать автомобиль через три года. и другое не берем. Это тема отдельного материала.

Так на основе нашего примера, который указан выше, купив за свои деньги, трехдверный Форд стоимостью 18,000 долларов, через три года вы сможете его продать по среднерыночным ценам (примерно за 10,000 долларов). Из-за естественной амортизации транспортного средства, вы теряете 8,000 долларов (без учета всех остальных затрат связанных с владением автомашины). Согласитесь это намного лучше, чем потерять гораздо больше на автокредите или лизинге.

Глядя на ценники новых авто, понимаешь, что линия партии и правительства на автомобилизацию страны качнулась не в сторону простого гражданина, а потому автомобиль если еще и не стал роскошью, то на роскошное средство передвижения тянет вполне. хоть за какие-то деньги, наш «типичный» гражданин фактически будет иметь несколько вариантов выбора нового авто.

1. Покупаем новую, но ниже классом.
Минусы: потеря привычных объемов салона, багажника, комфорта, снижение «социального» статуса в глазах окружающих.

2. Покупаем свежую б/у такого же класса.
Минусы: частично выработанный ресурс, остатки гарантии, не всегда можно быть уверенным в истории, скорее всего, будут неизбежные мелкие ремонты после ДТП, ограниченность выбора.

3. Покупаем новую такого же класса, но в низкой комплектации.
Минусы: потеря привычных дополнительных опций, качества отделки салона, более низкая ликвидность при продаже.

4. Покупаем новую такого же класса в хорошей (максимальной) комплектации.
Минусы: дорого!

5. Покупаем новую выше классом, но в низкой комплектации.
Минусы: скорее всего, машина окажется еще дороже, чем в п.4!

Итак, практически все варианты не позволяют поменять машину, просто продав старую. Если у вас в тайнике подвала своей загородной виллы уже припрятан мешок с недостающими купюрами - дальше можете не читать. Остальным надо придумать способ быстро найти недостающую сумму. Самый удобный вариант - занять у родственников, друзей, знакомых, взять ссуду на работе в конце концов. В этом случае, как правило, и проценты небольшие и сроки возврата гибкие, но такой вариант есть далеко не у всех, поэтому мы, наконец-то, подошли к основному вопросу нашей статьи - заемные на стороне деньги.

До недавнего времени для физических лиц был доступен один вариант — банковский кредит, целевой или общего назначения. Но теперь есть и второй вариант - . Ранее этот весьма интересный финансовый инструмент был доступен только для юридических лиц (согласно закону о лизинге, использование получаемой в лизинг техники было возможно только в предпринимательских целях, а физические лица для занятия предпринимательской деятельностью обязаны зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели, не включая адвокатов, нотариусов и т.п.). В развитых странах такого ограничения давно нет и доля лизинговых сделок достигает зачастую половины от общей массы продаж новых авто. Сейчас это ограничение из формулировки закона убрано и обычный гражданин может выступать участником лизинговых сделок. Еше один момент: прежде, лизинговые компании хотя и называли свои услуги лизингом, фактически же это была обыкновенная аренда транспортного средства с правом последующего выкупа.

Рассмотрим сначала основные отличия продуктов, а затем расскажем, чем банки и лизинговые компании напоминают кота Базилио и лесу Алису, а покупатель - Буратино.

Главное отличие кредита от лизинга заключается в том, что при покупке авто в кредит право собственности сразу принадлежит покупателю, а в случае лизинга - до окончания договора лизинга всеми правами собственника обладает лизинговая компания. Об этом никогда нельзя забывать и всегда помнить о том, что в случае неуплаты взносов сначала вы останетесь без машины, а затем уже начнутся обсуждения о возврате первоначального взноса (выплаченная часть аренды и вовсе не возвращается), если у лизинговой компании начнутся финансовые трудности вплоть до банкротства - вы можете остаться и без машины и без денег (первоначального взноса).

Но почему все же при таких рисках доля лизинга увеличивается? Ответ прост - помимо меньших процентных ставок клиент при желании получает дополнительные удобства в виде общения только с «одним окном» — менеджером лизинговой компании. Все вопросы по организации покупки авто, страхованию, постановке на учет продавец готов взять на себя, да и подтверждение платежеспособности клиента минимально — ведь предмет сделки остается в собственности продавца, а это для него лучшая гарантия спокойствия.

За счет чего лизинговая компания может предложить такие бонусы? Все просто - при таком количествах сделок большинство дилеров предоставляют скидки, а если лизинговая компания является партнером или частью крупного автохолдинга и т.п. — то дополнительно клиент получает скидки на проведение технического обслуживания, зачастую страхования и преференции по выкупу авто по системе trade-in, чего при самостоятельной покупке в кредит он лишен в принципе — там все проблемы приходится решать по отдельности и самостоятельно.

Немного особняком стоит вариант, когда покупаемое в лизинг авто передается во владение (право владения - это не право собственности!) покупателю, т.е. лизингополучателю и он уже на себя ставит ТС на учет в ГАИ и выступает страхователем по ОСАГО и КАСКО, а так же самостоятельно занимается организацией и оплатой технического обслуживания. В этом случае теоретически можно немного сэкономить, но при этом пропадают удобства комплекса услуг от лизинговой компании и все штрафы за нарушения ПДД платит уже лично он (в первом же случае лизинговая компания хотя и снимет с вас сумму штрафа, но история нарушений останется чиста).

Теперь рассмотрим разные варианты покупки на примере популярного Nissan Qashqai.

Как теперь ясно видно, стоимость варианта с последующим выкупом авто мало отличается от банковского кредита, хотя он более удобен с точки зрения сервисного сопровождения эксплуатации автомобиля —если вы спокойны за то, что с лизинговой компанией будет все в порядке в течение трех лет - почему нет?

Про вариант с возвращением авто по окончанию договора лизинга надо сказать отдельно — важно понимать, что никакого автомобиля у вас нет! Вы просто платили компании за право кататься на принадлежащем ей автомобиле и по окончании срока сделки она забирает его себе как собственник. Если хотите выкупить — пожалуйста, доплачивайте в кассу 670 000 рублей, как в нашем примере. Однако такой вариант неплох для тех, кому нравится часто менять авто — они сразу по окончанию одного лизинга могут брать следующий уже без подготовки документов и прочего: если сделать заявку заранее, приехав сдавать старое авто, можно сразу уехать на новом!

И напоследок… еще полгода назад в большинстве случаев варианты с лизингом были самыми интересными, но в нынешней экономической ситуации самое разумное временно и вовсе отказаться от жизни взаймы… Если же вы готовы, выбирайте в первую очередь между одинарным риском (не выплат по кредиту банку), но дороже, и двойным риском (не выплат взносов лизинговой компании и ее банкротства), но чуть дешевле…

Мы ответили на вопрос «Как выгоднее купить автомобиль — на себя или на фирму?» и пришли к выводу, что вы, как предприниматель, можете сэкономить до 46% при приобретении транспортного средства на фирму.

Между тем, у небольших компаний часто не бывает свободных денег. В этой ситуации приходится брать автомобиль при помощи заемных средств — то есть в кредит или в лизинг.

Мы рассмотрели оба варианта по 8 параметрам, важным для любой компании. В каждом раунде мы присуждаем 1 очко либо лизингу, либо кредиту, а в конце статьи подводим итоги «матча» и определяем победителя.

Итак, гонг!

Раунд 1. Внесение первоначального взноса

  • В автокредите стандартный первоначальный взнос на приобретение автомобиля — от 15%. Однако юридические лица, как правило, берут нецелевые кредиты, в которых первоначальный взнос, естественно, отсутствует. Полная сумма на покупку может быть получена в банке и в том случае, если компания имеет открытую кредитную линию. Здесь необходимо учитывать, что этот кредитный инструмент, как правило, требует ликвидного обеспечения, т.е. внесения залога. А получение определенного объема банковских займов затруднит последующее финансирование, что тоже должно быть учтено при выборе такого способа получения денег.
  • В лизинге стандартный первоначальный взнос — от 5%. Кроме того, крупные лизинговые компании регулярно (каждый месяц на разные виды автомобильной техники) запускают специальные программы и акции, в рамках которых первоначальный взнос не требуется. Обеспечение в лизинге не требуется (см. ниже пункт «Обеспечение кредита и залог»).

Вывод : при наличии требуемого обеспечения и низкой закредитованности кредит, с точки зрения первоначального взноса, удобнее. В обратном случае удобнее лизинг, так как первоначальный взнос в нем небольшой, а обеспечение не требуется.

Тем не менее, кредит открывает счет и зарабатывает первое очко!

Раунд 2. Получение скидки на автомобиль

  • В кредите скидки на автомобили являются скорее исключением, чем правилом. Автокредитные продукты (а также акции и спецпредложения) банков, как правило, рассчитаны на физических лиц, и редкие скидки (в виде сниженных процентных ставок) для юридических лиц незначительны. Однако и при кредите есть свои нюансы: компании с большими автопарками, регулярно закупающие большие объемы техники, часто имеют собственные скидки от автопроизводителей.
  • В лизинге покупка автомобиля в 90% случаев происходит со скидкой. Дело в том, что крупные лизинговые компании сами получают от автопроизводителей огромные скидки за счет регулярных покупок техники. И, для повышения конкурентоспособности своего предложения, «делятся» ими с клиентами. Пример: лизинговая компания ежегодно покупает для своих клиентов 5 000 автомобилей Audi. Конечно, при таких объемах Audi дает лизинговой компании «оптовую» скидку — допустим, 10%. И 5% из них — выгода клиента, для которого компания покупает автомобиль.

Вывод : в лизинге большинство автомобилей продаются со скидкой от рыночной стоимости, поэтому он выгоднее. Исключение — если вы «попали» в какую-либо банковскую акцию или ваша компания закупает такие объемы техники, что сама обладает скидками на уровне лизинговых компаний.

Лизинг отыгрывает 1 очко у кредита. Счет 1:1!

Раунд 3. Обеспечение кредита и залог

  • В кредите в качестве обеспечения выступает финансируемое транспортное средство или техника. Если кредит нецелевой, то в качестве залога могут быть использованы основные средства или товары в обороте. Кроме того, банк-кредитор может потребовать перевода оборотных средств компании на свои счета с условием поддержания на них определенного остатка. «Дисконты» при кредите (разница между реальной стоимостью и стоимостью, по которой залог оценивает банк) имеют размер порядка 20% по основным средствам или 50-60% для товара, находящегося в обороте.
  • В лизинге обеспечением является финансируемое транспортное средство — дополнительного обеспечения не требуется.

Вывод : с точки зрения обеспечения лизинг и кредит равны, когда кредит целевой (на конкретную технику). В обратном случае лизинг выгоднее — он не требует дополнительных залогов. С учетом того, что автокредиты для бизнеса — редкость, и чаще всего кредитование именно нецелевое, преимущества лизинга становятся намного весомее.

Лизинг уверенно вырывается вперед. 2:1 в пользу лизинга!

Раунд 4. Балансовые показатели и возможность дополнительного финансирования

  • При кредите банк проводит оценку платежеспособности компании-заемщика на основании балансовых показателей. Один из таких показателей — это доля заемных средств, то есть отношение заемных средств к активам. Если это отношение, с точки зрения банка, слишком велико (компания «закредитована»), то банк может отказать в кредите. Соответственно, покупая автомобиль в кредит, компания увеличивает свою «закредитованность» и тем самым понижает возможность в дальнейшем брать другие кредиты.
  • При лизинге имеется возможность «снять» сумму задолженности с баланса (она переходит на баланс самой лизинговой компании), «открыв путь» для дополнительного кредитного финансирования.

Вывод : каждый новый кредит повышает «закредитованность» баланса компании и препятствует последующему привлечению финансирования. Если вы планируете в дальнейшем получать другие кредиты (или случается форс-мажор), то лизинг вам это точно позволит, а текущий кредит — возможно, что и нет.

Лизинг продолжает теснить противника — 3:1!

Раунд 5. Налогообложение

  • При кредите на себестоимость списывается амортизация автомобиля, размер которой определяется правилами бухгалтерского учета, установленными Министерством финансов. Кредитные проценты свыше ставки рефинансирования ЦБ РФ, умноженной на 1,8, выплачиваются из прибыли заемщика.
  • Лизинг позволяет применять к приобретаемым транспортным средствам (кроме легковых авто с объемом двигателя менее 3,5 л) механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3. Срок амортизации для грузовой и спецтехники (4-я и 5-я амортизационные группы) в случае лизинга составляет 21 и 29 месяцев соответственно. При стандартном кредитовании этот срок будет равняться 5-7 и 7-10 годам.
    Лизинговые платежи, включая аванс, налог на имущество и на транспорт, страховку и т.д., включаются в себестоимость. Компания, берущая транспорт в лизинг, получает при этом возможность подбирать авансовые и лизинговые платежи таким образом, что налог на прибыль будет снижен до минимума.

Вывод : лизинг позволяет больше расходов относить на затраты и потому — экономить на налоге на прибыль.

Лизинг уверенно получает еще 1 очко. Счет 4:1.

Раунд 6. Время, затраченное на сделку

  • При нецелевом кредите банк несет определенные риски, для анализа и минимизации которых он берет дополнительное время.
  • В лизинге , с учетом пониженных рисков (см. выше пункт «Обеспечение кредита и залог»), пакет требуемых документов уменьшается, а рассмотрение заявки выполняется оперативно — в течение 1-3 дней.

Вывод : без наличия открытой кредитной линии срок получения автомобиля в лизинг в разы меньше, чем в кредит.

Еще одно очко в пользу лизинга — сумеет ли кредит реабилитироваться? Счет 5:1.

Раунд 7. Дополнительные услуги

  • В кредите банк обычно обеспечивает только финансирование приобретения автомобиля и его страхование.
  • Лизинговая компания , как правило, оказывает не только услуги финансирования и страхования, но и регистрации, сервисного обслуживания, предоставляет выгодные топливные программы и программы помощи на дорогах. Кроме того, возможно заключение договора оперативного лизинга, когда по окончании срока договора клиенту нет необходимости выкупать автомобиль и самостоятельно продавать его на вторичном рынке. В этом случае клиент оплачивает лишь часть стоимости автомобиля, и лизинговые платежи будут до 2 раз меньше по сравнению с финансовым лизингом или кредитом. Также лизинговая компания может полностью взять на себя функцию управления автопарком компании, своевременно обеспечивая сервисное обслуживание и оплату топлива, предоставляя подменные авто и т.д.

Вывод : лизинг удобнее, так как дает возможность получить комплексное обслуживание, максимально упростив процесс получения и эксплуатации как отдельного автомобиля, так и целого парка техники.

Лизинг получает еще 1 очко! Неужели кредиту совсем нечем ответить сопернику? Счет 6:1 в пользу лизинга.

Раунд 8. Изъятие транспортного средства при невыполнении обязательств

  • Банк , предоставивший кредит, имеет право изъятия автомобиля в судебном порядке. Кроме того, кредитный договор может предусматривать дополнительные обеспечительные меры:
    • безакцептное списание (как правило, со счета в банке-кредиторе);
    • направление всех средств, поступивших на счет должника, на погашение задолженности по кредиту.
  • Лизинговая компания , при наличии существенных просрочек по платежам, имеет право на расторжение договора и изъятие транспортного средства во внесудебном порядке. Как и в случае с кредитом, лизинговая компания имеет право на безакцептное списание средств должника — причем в любом банке клиента. В то же время предмет лизинга является собственностью лизинговой компании на протяжении всего срока договора, поэтому имущество, полученное в лизинг, не подлежит аресту или изъятию кредиторами при возникновении экономических споров между лизингополучателем и его кредиторами. Предмет лизинга может продолжать эксплуатироваться и приносить доходы.

Вывод : процедура изъятия при неплатежах в лизинге зачастую проще, но, при наличии претензий со стороны других кредиторов, лизингополучатель сохраняет свою технику в работе и не теряет прибыль от нее — что в конечном итоге может помочь расплатиться с кредиторами.

Наконец-то кредит смог вырвать хоть одно дополнительное очко, кроме как за первый раунд! Счет 6:2.

Итого — что же выгоднее?

Кредит набрал 2 очка благодаря преимуществам по таким параметрам, как:

  • Внесение первоначального взноса
  • Изъятие транспортного средства при невыполнении обязательств

Лизинг набрал 6 очков из-за преимуществ по следующим параметрам:

  • Получение скидки на автомобиль
  • Обеспечение кредита и залог
  • Балансовые показатели и возможность дополнительного финансирования
  • Налогообложение
  • Время, затраченное на сделку
  • Дополнительные услуги

Результат: 6:2 в пользу лизинга.

Как видите, по большинству параметров лизинг оказывается выгоднее и удобнее кредита. Хотя есть и исключения — кредит хорош при наличии открытой кредитной линии и обеспечения.

Некоторым для покупки нового автомобиля не хватает совсем чуть-чуть. Но зачастую бывает так, что «совсем чуть-чуть» – это вся сумма. Когда собственных средств недостаточно, но возникла необходимость обновить личное авто, можно выбрать одну из программ финансирования: взять кредит на покупку авто или же воспользоваться альтернативой – купить автомобиль в лизинг.

Практически для всех кредит может стать реальной помощью. Некоторые, наученные горьким кредитным опытом люди, приравнивают такую форму покупки к капкану. Отчасти это так и есть, особенно в том случае, когда ваших личных средств хватает только на первый взнос. С другой стороны, кредит может быть отличной «палочкой-выручалочкой» в тех случаях, когда для покупки вожделенного не хватает «жалких» 30-40%.

Однако, есть еще один способ приобретения авто, о котором многие забывают. Крупные банки и финучреждения кроме классического автокредитования предлагают услуги покупки автомобиля в лизинг. Лизинг машин в современном мире считается наиболее удобным способом приобретения транспортного средства. Стоит сказать что, по сути, лизинг – это долгосрочная аренда оборудования, транспортного средства или недвижимости, предусматривающая возможность их последующего выкупа.

В этом материале мы попробуем разобраться, в чем же отличие лизинга от «классического» кредита. И есть ли смысл сегодня покупать автомобиль именно по программе лизинга.

Сама схема приобретения автомобиля в лизинг всегда казалась непонятной. Машина покупается лизинговой компанией и является ее собственностью, а клиент «катается» на ней, оплачивая лизинговые платежи в течении 1-5 лет. И только после того, как клиент вносит последний платеж, он получает право выкупить авто по остаточной «символической» стоимости. С другой стороны, схема кредита выглядит намного яснее и прозрачнее. Автомобиль с самого начала оформляется на заемщика и является его собственностью, но до погашения кредита находится в залоге банка.

Эксперты отмечают, что спрос на лизинг со стороны наших сограждан в последнее время уверенно растет. Зачастую физлица обращаются к лизинговым компаниям, поскольку они более лояльно относятся к клиентам, чем банковские учреждения. Лизинговые компании индивидуально рассматривают заявки на получение финансирования, понижая ставку для клиентов с хорошей кредитной историей. На сегодняшний день услуги лизинга для физлиц активно предлагают около шести благонадежных компаний.

Однако, стоит помнить некоторые нюансы при обращении к лизинговым компаниям. Как мы уже писали выше, полное право владения на транспортное средство при лизинге переходит к клиенту только после полного расчета с компанией, в то время как по условиям кредита – залоговое имущество принадлежит клиенту после оплаты первоначального взноса. По условиям лизинга, клиент обязан не превышать фиксированный ежегодный пробег, обслуживаться и проходить техосмотр на тех станциях, которые укажет лизинговая компания. Данные требования более чем оправданы. Поскольку все лизингодатели заинтересованы в товарном виде автомобиля, на тот случай, если клиент по истечению нескольких лет вернет его в «нетоварном» состоянии.

Еще одним не очень приятным, для клиента, нюансом лизинга является то, что, если Вы задержите хоть на месяц платеж, лизингодатель заберет автомобиль и разорвет договор, даже не обращаясь в суд. В случае кредита, клиент всегда может продать автомобиль и погасить задолженность, а разницу забрать себе. Еще один риск – валютный. Если лизинговый договор имеет привязку к валютному курсу, то при девальвации гривны все риски несет клиент (платежи могут возрасти).

Но есть и вторая сторона медали, более приятная. Важным плюсом лизинга является то, что расходы по регистрации транспортного средства, сбор в пенсионный фонд и страхование распределяются во времени и платятся в составе утвержденных ежемесячных платежей. По условиям кредита все вышеуказанные траты клиент должен оплатить сразу.

Еще один немаловажный нюанс – взаимоотношения со страховщиками, если лизинговый автомобиль попадает в ДТП. Все администрирования страховых случаев берет на себя лизинговая компания. Как правило, машину ремонтируют еще до получения страхового возмещения. Кроме того, клиент избавлен от процедуры «бумажной волокиты» для выплат и «выбивания» денег из страховщика. Также клиента обеспечивают круглосуточной технической поддержкой, а в случае неисправности автомобиля, выдается временная замена транспортного средства. Банк такие условия не обеспечивает.

Н еобходимый перечень документов для получения финансового лизинга для физических лиц:

  • заявление-анкета с согласием на обработку персональных данных;
  • копия паспорта;
  • копия идентификационного кода;
  • справка о доходах (иногда могут затребовать справку о доходах заемщика/супруги/поручителя);
  • свидетельство о регистрации брака;
  • копия паспорта супругов;
  • копия идентификационного кода супруги/супруга;
  • копия водительского удостоверения.

В связи с возрастанием спроса на лизинговые услуги, в последнее время очень много появилось так называемых «псевдолизинговых» компаний (проще говоря мошенников). Мы дадим несколько важных рекомендаций, чтобы Вы не попались к ним на «крючок».

  1. Прежде чем начинать разговор о финансировании, попросите показать сертификат Нацкомфинуслуг о включении данной лизинговой компании в реестр компаний, которые имеют право предоставлять лизинговые услуги.
  2. Очень внимательно читайте договор, а лучше всего покажите его грамотному и доверенному юристу. Договор должен быть набран читаемым шрифтом. Особое внимание обратите на пункт одностороннего изменения процента подорожания.
  3. Попросите для ознакомления договор поставки техники между дилером и лизинговой компанией. Вы имеете право на включение в вышеуказанный договор как третья сторона сделки.
  4. Обязательно запросите реквизиты компании, в которою вы обратились. Очень внимательно проверьте их по разным базам (фискальная служба, судебные решения, исполнительная служба). Если вы заметите больше количество судебных исков, где выбранная Вами лизинговая компания является ответчиком – повод задуматься.
  5. Не прибегайте к услугам лизинговых брокеров. На практике брокер порекомендует ту компанию, которая ему больше заплатила (комиссионные). Не ленитесь, всю информацию и документы проверяйте сами.
  6. Не особо верьте отзывам о компании в интернете. Поводом задуматься будет ситуация, когда на сайте компании большое количество хвалебных од.
  7. До оплаты авансового платежа Вы должны иметь на руках подписанные оригиналы документов. Не лишним будет запросить документы человека, который подписал документы со стороны компании, на право подписи.
  8. Обязательно проверьте в Бюро кредитных историй кредитный рейтинг выбранной лизинговой компании.

Не лишним будет узнать не было ли у выбранной компании дефолта по облигациям и не реструктуризировала ли она задолженность по кредитам и облигациям. Ведь в случае банкротства вашей лизинговой компании, будет не меньше проблем нежели с мошенниками.

Помните, отказ по любому из вышеуказанных пунктов – повод задуматься. Ведь это ваши деньги. Благонадежным лизинговым компаниям скрывать нечего.

Так стоит брать автомобиль в лизинг или нет?

На самом деле – да. Допустим, вы захотели купить себе Volkswagen Polo в кузове седан (отбросим предрассудки, нам нужна «рабочая лошадка» для передвижения по городу).

Сегодня цена такого автомобиля начинается с отметки в 327 тысяч гривен. Ниже можно увидеть предварительные расчеты, в случае если вы будете покупать данную модель в кредит или лизинг. Условия одинаковые: первоначальный взнос 15% и срок кредитования 36 месяцев. Способ погашения – аннуитетная схема, то есть равные платежи на весь период кредита/лизинга.