Основными инструментами денежно кредитной политики являются. Денежно-кредитная политика, ее инструменты и типы
Денежно-кредитную политику проводит государство через двухуровневую банковскую систему. Первый ярус данной системы представлен центральным банком.:
Центральный банк является: эмиссионным центром страны; банком банков; банкиром правительства, органом регулирования экономики страны денежно-кредитными методами
Цели ЦБ:
1. Стратегические: достижение стабильности цен, полной занятости, рост реального объема производства
2. промежуточные: изменение денежного предложения и темпов его роста.
3. Тактические: изменение ставки процента, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке.
Инструменты денеж.кред.полит.:
1. учетная политика . Учетная ставка (ставка рефинансирования) - ставка процента за кредит, предоставляемый центральным банком коммерческим банкам. Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки, по которой коммерческие банки могут заимствовать средства у центрального банка под определенный залог. если произошел экономический спад, и наступила депрессия, то учетная ставка сокращается. И наоборот, если на гребне подъема ускоряются темпы инфляции, то центральный банк поднимает размер дисконта.
2. регулирование банковских резервов. Обязательные резервы - это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов в центральном банке. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Для того, чтобы увеличить (уменьшить) денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить (увеличить) норму резервов, а эмиссия становится лишь техническим мероприятием, предназначенным для замены износившихся денежных знаков.
3. операции на открытом рынке . Политика открытого рынка выражается, прежде всего, в выпуске, продаже и погашении центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти коммерческим банкам, населению. Иначе говоря, центральный банк в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу государственного долга. Для увеличения денежного обращения ЦБ покупает ценные бумаги, в целях уменьшения денежного предложения он их продает. Особенность инструмента – высокая мобильность, т.е. возможность ежедневного изменения направления ДКП.
Первый и второй инструменты денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия. Используя же третий инструмент, центральный банк уже прямо, непосредственно влияет на денежную массу.
Политика «дешевых денег»: уменьшение учетной ставки, нормы обязательных резервов, скупка ценных бумаг. Политика «дорогих денег»: увеличение учетной ставки, нормы резервов, продажа госценных бумаг.
Дополнительные способы ДК регулирования:
1. Установление экон нормативов для банка
2. Усложнение процедуры лицензирования банковской деятельности.
3. простое увещевание, т.е. «дружеское убеждение» коммерческих банков центральным банком не допускать излишнего увеличения или сокращения банковского кредита для противодействия инфляции или безработице.
Монетарная политика базируется:
1) на возможности центрального банка воздействовать на ставку процента через мультипликативное увеличение или сокращение предложения денег;
2) на связи ставки процента с инвестициями;
3) на мультипликативном воздействии инвестиций на национальный продукт.
В результате складывается некий трансмиссионный механизм, через который монетарная политика воздействует на национальный продукт, занятость и уровень цен. Центральный банк своими действиями увеличивает (в фазе кризиса) или уменьшает (в фазе подъема) денежную массу. Происходит мультипликативное расширение банковских депозитов, увеличение денежного предложения. Рост предложения денег при неизменном спросе на них ведет к удешевлению денег, т.е. к падению процентной ставки. Результатом снижения процентной ставки будет увеличение частных и государственных инвестиций. Рост капиталовложений повлечет за собой повышение доходов, расширение производства и занятости.
Регулирующий потенциал центрального банка ограничен. Рыночное хозяйство устроено так, что центральный банк не полностью контролирует движение денежной массы. Дело в том, что в обращении находятся не только деньги, выпущенные центральным банком, но и деньги, «выработанные» коммерческими банками (прежде всего банковские чеки), т.е. увеличение кол-ва денег за счет мультипликативного расширения банковских депозитов.
Депозитный мультипликатор (m) - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему на одну денежную единицу:
m = 1/R х 100 , где R - обязательная резервная норма;
В общем виде связь предложения денег (Мs) c денежной базой (В) можно представить следующим образом: ΔMs = m ΔB,
В реальной жизни банковский мультипликатор во многом зависит от так называемых «утечек» денег в систему текущего обращения: не все деньги, взятые в банках, возвращаются в кредитную систему в виде депозитов; часть их циркулирует в виде наличных.
Денежный мультипликатор, который является усложненным вариантом депозитного, учитывает поведение как банков, так и населения:
m* = 1 + d / R + d ,
где m* - денежный мультипликатор,
d - отношение наличных денег к депозитам;
R - норма обязательных банковских резервов.
Кейнсианская денежная политика . Ликвидная ловушка.
Государство имеет возможность изменять предложение денег. Но воспользоваться данной возможностью оно может по-разному:
Разумное увеличение предложения денег обеспечивает устойчивое неинфляционное развитие экономики;
Безмерное наращивание денежного предложения порождает ускоряющуюся инфляцию, тормозящую экономический рост.
r MD1 MD2 r1 А В r2 r0 Ms1 Ms2 Ms3 Msn M |
Исходное состояние равновесия денежного рынка - в точке А. Пусть государство довело предложение денег от уровня МS1 до Мs2 при неизменном спросе на них. Тогда процентная ставка движется от r1 к r2 вдоль кривой МD1 .
На товарных рынках удешевление кредита отразится на увеличении инвестиций, объема производства и занятости. Результатом станет рост совокупного дохода, что приведет к росту спроса на деньги на денежном рынке (который будет описываться кривой МD2). Вследствие этого вновь повысится процентная ставка до уровня r1, и равновесие будет достигнуто в точке В.
Кейнсианская денежная политика есть систематическое преднамеренное нарушение равновесия денежного рынка с тем, чтобы повлиять на уровень процента, привести инвестиционный спрос в соответствие с предложением сбережений. Главным недостатком кейнскианской политики является увеличение инфляционных процессов.
Расширение денежного предложения сопровождается все менее значительным понижением процентной ставки, а значит, все меньшим приростом инвестиций, производства, занятости и совокупного дохода. Такую ситуацию называют ликвидной ловушкой :
а) на денежном рынке продолжает нарастать предложение денег при стабильно низкой норме процента;
б) на товарных рынках останавливается рост инвестиций, производства и предложения.
Тогда в экономику поступает возрастающая денежная масса при явно недостаточном ее товарном покрытии. Формируется инфляционный «навес».
В открытой здоровой рыночной экономике существует механизм автоматического выхода из ликвидной ловушки, связанный с проявлением эффекта Пигу - прирост дохода складывается из прироста текущего потребления и прироста сбережений, а сбережения увеличиваются быстрее, часть сбережений превратится в дополнительный спрос на деньги, и ставка процента увеличится. Условие – отсутствие инфляционных ожиданий.
При ожидании дальнейшего повышения общего уровня цен у субъектов экономики возрастает, наоборот, предельная склонность к потреблению, что исключает выход из ликвидной ловушки.
Монетаристы же считают, что спрос на деньги в долговременном аспекте стабилен, а его динамика вполне может быть предсказана. С точки зрения монетаристов кейнсианская функция спроса на деньги характеризует только краткосрочные колебания денежного рынка. Если же брать длительную перспективу, то спрос на деньги определяется иначе. В этом пункте монетаристы полагаются на эффект Фишера : . Если государство прибегает к денежной экспансии, то в результате роста денежного предложения произойдет временное сокращение процентных ставок. Однако параллельно с этим усиливается инфляционный процесс. Он воздействует на ожидания субъектов экономической системы, которые, планируя рыночные решения, основываются на последнем инфляционном опыте и рассчитывают на очередное расширение денежной массы и темпа роста цен. Это порождает увеличение спроса на деньги, что через определенное время приводит к повышению процентных ставок. В конечном счете, устанавливается норма процента, уравновешивающая денежный рынок. Теперь для того, чтобы все-таки достичь своей цели (снизить ставки процента), государству надо вызвать денежный шок, резко и неожиданно увеличив денежное предложение. И пока не перестроятся инфляционные ожидания (ориентирующиеся временно на прежний темп роста инфляции), процентные ставки будут снижаться. Но когда в инфляционных ожиданиях будут учтены последняя денежная инъекция и предстоящий скачок инфляции, спрос на деньги снова подскочит, и процентные ставки пойдут вверх опять-таки к уровню равновесия (который определяется, прежде всего, уровнем национального дохода и уровнем ожидаемой инфляции).
Условие долгосрочного равновесия денежного рынка (уравнение Фридмана ):
Δ Ms = Δ Y + Δ Pе, где
ΔMs - предписываемый ежегодный темп прироста денежного предложения;
ΔY - исчисленный за длительный период среднегодовой темп прироста реального ВВП;
Δ Pе - темп ожидаемой инфляции.
Итак, в отличие от кейнсианцев, провозглашающих дискреционную (неавтоматическую) денежно-кредитную политику, монетаристы доказывают преимущества твердого курса в ее осуществлении - поддержания постоянных темпов роста предложения денег.
При осуществлении ДКП монетаристы выдвигают свод правил:
1. отвергаются любые формы использования денежной политики для финансирования бюджетных дефицитов, если они вызывают колебания денежной массы, неадекватные требованиям основного денежного закона;
2. налагается запрет на денежное регулирование процентных ставок (по рекомендациям кейнсианцев);
3. в обязанности государства закладывается устранение любого нерыночного и неденежного влияния на цены, что означает разрешение применять только монетаристские средства антиинфляционного регулирования экономики и т.п.
1) быстрота и гибкость
2) изоляция от политического давления
Слабые стороны:
1) трансмиссионный механизм крайне сложен. Слабость одного звена способен повлечь за собой сбой всего механизма.
2) политика дорогих денег в целом достаточно результативна, А вот политика дешевых денег не всегда способствует экон росту
3) не вполне ясно, увеличивается или сокращается потребление в результате уменьшения процентной ставки.
4) некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном предложению денег
22 . Инфляция, ее причины и виды.
Инфляция - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и, соответственно, рост товарных цен.
Цены в рыночной экономике изменяются постоянно - и в этом состоит одно из преимуществ данного типа экономической системы. Однако далеко не всякий рост цен свидетельствует о наступлении инфляции, а потому среди причин роста общего уровня цен необходимо выделить сугубо инфляционные факторы.
В условиях невысокой инфляции цены на отдельные товары могут и снижаться. Именно поэтому необходимо рассматривать инфляцию как рост именно общего уровня цен, причем рост непрерывный, происходящий в течение значительного промежутка времени.
В противоположность инфляциидефляция - это повышение ценности (покупательной способности) денег. Кроме того, выделяют еще и дезинфляцию - замедление темпа инфляции.
Общиепричины инфляции:
1) Дисбаланс совокупного спроса AD и совокупного предложения AS.
а) увеличение AD при постоянстве AS (или превышение темпов роста первого над вторым). Такой
тип инфляции получил название инфляции спроса, представляющей собой нарушение равновесия между AD и AS со стороны спроса
б) сокращение AS при постоянстве AD (или превышение темпов сокращения первого по сравнению со вторым). Этот тип инфляции называется инфляцией предложения и представляет собой нарушение равновесия между AD и AS со стороны предложения
2) Несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета и государственном долге. из-за разрыва во времени правительство вынуждено оплачивать свои расходы по новым ценам, однако из налоговых поступлений, сформированных на базе цен предыдущего периода. В существовании такой обратной связи «инфляция - бюджетный дефицит» состоит суть эффекта Оливьера-Танзи. Данный эффект проявляется в высокой степени зависимости реальной величины бюджетных поступлений от уровня инфляции и от задержек внесения в бюджет налоговых платежей
3)диспропорциональность военно-промышленного и гражданского секторов экономики в связи с милитаризацией последней.
4)Несовершенная конкуренция, т.е. монополизация (олигополизация) экономики:
а) монополизм государства (эмиссия денег, рост непроизводительных расходов, налогов).
б) монополизм профсоюзов, активно влияющих на величину заработной платы - через договоры с союзами предпринимателей
в) монополизм фирм, которые в условиях несовершенной конкуренции имеют возможность назначать цены в весьма широких пределах
5) Инфляционные ожидания, увеличивающие скорость обращения денег V и тем самым самоподдерживающие инфляцию.
6) Стратегические просчеты в реализации государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Причем ошибками можно признать как чрезмерное увеличение денежной массы в обращении, так и ее необоснованное урезание.
7) Внешнеэкономические факторы - «внешние ценовые шоки» (удорожание на мировых рынках топлива, сырья и т.п.), порождающие так называемую импортированную инфляцию. К числу внешних, пришедших из-за границы факторов инфляции можно отнести и проникновение в страну более стабильной иностранной валюты (доллара, евро и др.), которая постепенно начинает замещать отечественную валюту в осуществлении функций денег.
Виды инфляции:
С позиции темпа роста цен открытая инфляция подразделяется на:
1) умеренную, «ползучую» инфляцию (до 10% в год). Кейнсианская (но не классическая) теория рассматривает ее как неизбежный спутник экономического развития, а в определенных условиях и как благо - ведь такая инфляция позволяет быстро корректировать цены применительно к изменяющимся условиям спроса и предложения. В условиях «ползучей» инфляции стоимость денег остается почти стабильной.
2) галопирующая инфляция (до 100% в год). : деньги начинаются ускоренно превращаться домохозяйствами в потребительские, а фирмами - в инвестиционные товары. В условиях галопирующей инфляции уже четко выделяются 2 стадии инфляционного процесса: начальная и основная. На начальной стадии масса денег растет быстрее, чем уровень цен. На основной стадии: незначительное увеличение денежной массы вызывает всплеск цен: резкий рост скорости обращения денег обусловлен стремлением хозяйственных субъектов во что бы то ни стало превратить деньги в любые товары. Стремительно расширяется натуральный обмен, процветают бартерные сделки.
3) гиперинфляция (свыше 100% в год). В рамках нее выделяют еще супер- или супергиперинфляцию. Критерием гиперинфляции является прогрессирующая утрата деньгами своих функций. Деньги теряют цену и перестают выполнять функцию меры стоимости. Вместо денег как средства обращения и средства платежа используются талоны, купоны, нормы распределения. Не реализуется и их функция как средства сбережения: держать средства в национальной валюте домохозяйствам бесперспективно. Характерное явление для состояния гиперинфляции: темпы роста цен многократно опережают темпы роста количества денег в обращении.
Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.
В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.
Прямые методы денежно-кредитной политики носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.
Косвенные методы денежно-кредитной политики регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Помимо прямых икосвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методырегулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
В мировой экономической практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:
Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;
Процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;
Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.
Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;
При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.
Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное предложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.
Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.
Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Учетная ставка – процент (дисконт), по которому Центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Вместе с тем именно использование этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к расширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается – мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном – сдерживающей.
Депозитные операции Центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а Центральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.
Операции Центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема осуществления этих операций следующая.
1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвидировать этот излишек. В данном случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно возрастает их привлекательность для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.
2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного предложения. При этом процентная ставка падает.
Можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредитной политики в связи с тем, что открытый рынок – это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.
Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются Центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики . Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли центрального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями центрального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.
Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.
Управление наличной денежной массой – регулирование обращения наличных денег, эмиссия, организация их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые Центральным банком.
Пример 1. Из российской практики: регулирование наличной денежной массы. В условиях, когда в России, по существу, был один Государственный банк, не возникала проблема кредитных ресурсов для его филиалов, ибо эти ресурсы автоматически создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборотов. В этот период Правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, так как в России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам – это лишь обращение банковских записей, но не денег. Современная деятельность Банка России в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением нашей страны в международное экономическое сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики.
В настоящее время Банк России проводит прогнозные расчеты кассовых оборотов, целью которых является определение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и банкам. С помощью таких расчетов определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы Банка России, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег организациям и гражданам, а также налично-денежный эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска наличных денег в обращение или их изъятия из обращения.
Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной политики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX века как реакция на «бегство капиталов» в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завышении курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией.
Под денежно-кредитной политикой (ДКП) понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики - стабилизацию общего уровня цен.
Промежуточные целевые ориентиры - определенная денежная масса, ставка процента, обменный курс национальной валюты.
Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляется в рыночной экономике с помощью, в основном, косвенных инструментов.
Инструментами денежно-кредитной политики при прямом регулировании являются лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента и др.
При косвенном регулировании используют: а) изменение нормы обязательных резервов; б) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); в) операции на открытом рынке.
Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.
Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов, а также от размеров банков (для мелких банков они обычно ниже, чем для крупных). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако, это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается. Изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег во всей экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального банка допускаются не все банки, так как характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального банка.
Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.
В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения проходят по цепочке достаточно быстро.
Операции на открытом рынке - третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком ценных государственных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит на наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует уровень денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставление взамен ценных бумаг денежных средств служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.
С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика ) или ставки процента (гибкая монетарная политика) .
Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка.
Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки (рис. 9.8).
Рисунок 9.8 - Гибкая монетарная политика
Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы (рис. 9.9).
Рисунок 9.9 - «Жесткая» денежно-кредитная политика
В долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег Центральный банк не в состоянии, так как он не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, Центральный банк проводит эластичную ДКП. Она заключается в том, что Центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя ее, по мере надобности (рис. 9.10).
Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанная непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег).
Рисунок 9.10 - Эластичная денежно-кредитная политика
Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширить предложение денег.
Между процентными ставками в длительном периоде складываются определенные соотношения (в порядке их роста): наименьшая ставка процентов - по депозитам населения, выше - доходность казначейских векселей, далее - учетная ставка Центрального банка, несколько выше ее - межбанковская процентная ставка, доходность долгосрочных ценных бумаг и самая высокая - ставка по ссудам частному сектору.
Изменение учетной ставки ведет к изменению всех остальных ставок процента.
Стабилизационная денежно-кредитная политика на разных фазах экономического цикла использует соответствующие инструменты.
В состоянии экономического спада и безработицы Центральным банком проводится «политика дешевых денег» . Центральный банк скупает облигации, понижает резервную ставку, снижает учетную ставку, денежное предложение возрастает. В данной ситуации увеличиваются инвестиции в экономику, безработица снижается, реальный ВВП возрастает.
В состоянии инфляционного подъема Центральный банк проводит «политику дорогих денег» : проводится продажа ценных бумаг, увеличивается резервная ставка, растет учетная ставка. Денежное предложение сокращается, инвестиционные расходы также уменьшаются, снижается совокупный спрос и уровень инфляции.
Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.
Высшая цель денежно-кредитной политики государства, как было отмечено ранее, заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП.
Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.
Рассмотрим теперь сам механизм регулирования денежной массы в обращении, т. е. предложения денег.
Инструменты регулирования денежного обращения.
В мировой практике используются следующие инструменты:
Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
Политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по ссудам коммерческих банков у Центрального банка;
Изменение норматива обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для коммерческих банков.
й Операции на открытом рынке
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.
Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Схема проведения этих операций такова.
1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.
2. Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.
Политика учетной ставки (ставки рефинансирования)
Ставка рефинансирования - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - это процент или дисконт, по которому Центральный банк учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке, а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке.
Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.
Изменение нормы обязательных резервов
В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:
а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;
б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее долгим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских депозитов и всей денежной политики.
В современных условиях обязательные резервы выполняют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей поддержания необходимого уровня ликвидности. С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия. Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует долговременно, используется довольно редко.
Три классических инструмента денежно-кредитной политики дополняются действием других инструментов. Существуют инструменты, связанные с прямой формой государственного регулирования денежного обращения. Это, например, лимиты кредитования, устанавливаемые Центральным банком. Смысл таких ограничений двоякий: воздействие на решения банков с точки зрения поддержания ликвидности; кроме того, нормирование кредитной экспансии банков сдерживает нежелательный рост денежной массы.
Инструментарий денежно-кредитного регулирования предполагает реализацию не только стратегических целей макроэкономики. Конкретно эти цели реализуются через решение промежуточных задач. Такими промежуточными задачами являются изменение объема и структуры денежной массы, изменение ставок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воздействие на обменный курс национальной денежной единицы.
Достижение промежуточных целей есть конкретный подход к реализации коренной макроэкономической цели. Здесь мы видим столкновения кейнсианских и монетаристских подходов. Императив монетаризма - денежно-кредитная конституция. Это понятие предполагает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться стихийно, как бы сама, вырабатывая инструменты своей реализации. Поэтому монетаристы считают, что государственное регулирование привносит лишь хаос. Многие монетаристы признают, что стихийная денежно-кредитная политика не в состоянии поддержать необходимый параметр экономического роста в течение относительно длительного периода времени. Поэтому концепция кейнсианцев, направленная на осуществление активной макроэкономической политики, представляется более жизненной. Следует указать хотя бы на два основных, но постоянно действующих источника нестабильности - недостаточная гибкость рынка труда и недостаточная степень эластичности цен в сторону снижения. Вспомним знаменитый «эффект храповика».
В реальной экономической практике очевидны недостатки и в осуществлении кейнсианской политики. Поэтому отметим, что абсолютно эффективной экономической политики не существует. Она всегда есть синтез различных средств, связывающих стихийные и сознательно осуществляемые экономические формы.
Любые меры экономической политики, в том числе в денежно-кредитной области наталкиваются на некоторые объективные препятствия. К ним следует отнести фактор времени (временные лаги), несовершенство (асимметрия) экономической информации, изменчивость экономических ожиданий.
Здесь фактор времени следует рассматривать как объективное расхождение между моментом какого-либо экономического действия и моментом принятия соответствующих мер экономической политики. Например, если увеличилась инфляция, то для того, чтобы нейтрализовать некоторый рост цен Центробанк увеличивает ставку рефинансирования. Такое решение Центробанком принимается не сразу. Он реагирует на изменение экономической ситуации по прошествии некоторого времени. Это есть внутренний лаг. А внешний лаг - это время между моментом принятия меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Действие лага времени особенно ярко проявляется в планировании крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на долгий срок реализации. Ведь такие проекты сами по себе есть форма изменения совокупного спроса. Изменяя величину процентной ставки или структуру денежной массы, мы изменяем экономические условия реализации проекта. В связи с этим мы вынуждены корректировать рентабельность проекта и другие его характеристики.
Огромное воздействие на поведение экономических агентов имеет полнота и точность экономической информации. Если экономическая информация искажена и неполна, то это крайне затрудняет проведение мер стабилизационной политики. Это можно сравнить с действиями врача, который лечит человека. Если приборы (например, тонометр) неверно показывает артериальное давление, то в силу этого врач не сможет принять верных решений по лечению больного и вместо пользы принесет вред здоровью пациента.
На оценку макроэкономической ситуации влияют ожидания в экономике. Ожидания складываются как оценка данной ситуации потребителем, производителем и инвестором. Оценка адекватности ожиданий - дело непростое. Ожидания формируются из той объективной ситуации, которая складывается на рынке.
Но туда примешиваются последствия мер государственной политики. Особенно важно учесть уровень ожидания при разработке стратегии антиинфляционной политики.
Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий правительства в денежно-кредитной сфере с целью управления экономикой. Она является важной составной частью экономической политики правительства вобще.
Основные цели проведения денежно-кредитной политики таковы:
Ø Устойчивый экономическй рост, опережающий прирост населения;
Ø Достижение умеренной инфляции;
Ø Высокий естественный уровень занятости экономически активного населения;
Ø Регулирование внешнеэкономической деятельности, достижение положительного сальдо платежного баланса с другими странами.
Промежуточными целями денежно-кредитной политики являются: позитивное воздействие на объем денежной массы в обращении и уровень процентной ставки.
Денежно-кредитная политика проводится Национальным банком. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе Национальный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором - изменения в названных факторах передаютя в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.
Инструменты денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Инструменты воздействия на обращение денег и кредитных ресурсов можно разделить на общие методы и селективные. Общие инструменты позволяют воздействовать на параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные же инструменты направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д.
К числу основных общих инструментов денежно-кредитной политики относятся: изменение учетной процентной ставки и нормы обязательных резервов, операции на финансовом рынке. Это косвенные методы регулирования. Рассмотрим их применение более подробно.
В основе изменения учетной процентной ставки лежит право Национального банка предоставлять ссуду коммерческим банкам. За предоставление ссуд Национальный банк, естественно, взимает с заемщиков определенный процент. Норма такого процента и называется учетной процентной ставкой . Она, по сути, - «цена» дополнительных резервов, которые Национальный банк предоставляет коммерческим банкам. Национальный банк имеет право изменять учетную процентную ставку, воздействуя тем самым на предложение денег в стране.
Если, например, учетная процентная ставка понижается, тогда увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Взятые у Национального банка ссуды, коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, не направляя их, хотя бы частично, в обязательные резервы. Тем самым в стране увеличивается предложение денег. Рост предложения денег, в свою очередь, приводит к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, под который предоставляются ссуды предпринимателям и др. субъектам хозяйствования. Кредит становится дешевле и тем самым стимулирует развитие производства.
При повышении учетной ставки мы имеем обратную картину. Ссуды Национального банка сокращаются, что замедляет рост предложения денег и повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предприниматели берут уже меньше, поэтому меньше средств они вкладывают и в развитие производства.
До недавнего времени считалось, что обязательные резервы коммерческих банков нужны для того, чтобы гарантировать владчикам выплату денег в случае банкротства. В действительности это не совсем так, поскольку для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое предназначение: с их помощью осуществляется контроль за величиной денежной массы в обращении и за кредитом.
Изменение нормы обязательных резервов позволяет Национальному банку управлять предложением денег, влиять на способность банков создавать дополнительные денежные средства. Как это происходит?
Предположим, что Национальный банк повысил норму обязательных резервов. Что в этом случае произойдет? Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы с тем, чтобы выполнить требования Национального банка. Для этого им понадобятся свободные средства. Где они их возьмаут? Они будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели же ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс приведет к сокращению вкладов на текущих счетах и к снижению способности банков к созданию денег. В ответ на повышение нормы резервов, как правило, банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.
В противоположной ситуации понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков по созданию денег путем кредитования. Будем также иметь в виду, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет и величину денежного мультипликатора.
Национальный банк может также совершать операции на фондовом рынке: покупать или продавать ценные бумаги. Для применения этого инструмента, естественно, нужен развитый фондовый рынок.
Покупая или продавая ценные бумаги, Национальный банк воздействует тем самым на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. Если денежную массу нужно, например, увеличить, тогда Национальный банк покупает государственные ценные бумаги. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то Национальный банк увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.
Национальный банк покупку государственных ценных бумаг у населения оплачивает чеками. Как это происходит? Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате Национальному банку. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческого банка. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.
Если же количество денег надо сократить, тогда Национальный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в Национальном банке. Националььный же банк учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.
Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Национальный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящихся на его счетах, а, следовательно, и предложение денег.
Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Национального банка на денежно-кредитную сферу.
Наряду с косвенными инструментами, могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по отдельными видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов состоит в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.
К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов, например, ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам. Кроме того, таким методом является установление лимитов по учету векселей для отдельных банков.
Типы денежно-кредитной политики. Различают два типа денежно-кредитной политики: «дорогих» и «дешевых» денег.
Политика «дорогих» денег проводится в условия инфляции. Она направлена на ужесточение условий и ограничений кредитных операций коммерческих банков, т.е. сокращение предложения денег. Национальный банк, проводя такую политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную процентную ставку. Если же такие меры оказываются недостаточно эффективными, то Национальный банк использует и административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих» денег - основной метод антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых» денег. Суть ее состоит в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Национальный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает норму резервов и учетную ставку. Создаются льготные условия для предоставления кредитов субъектам хозяйствования.
Национальный банк выбирает тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При этом надо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время. Во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.