Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что такое индивидуальный персонифицированный учет граждан

Индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования ведет Пенсионный фонд РФ (ст. 5 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Зачем нужен этот учет? На основании индивидуальных сведений ПФР назначает страховые и накопительные пенсии по результатам труда каждого застрахованного лица (ст. 3 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). То есть благодаря данным персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования каждый человек, имеющий право на пенсию, может это право реализовать.

Необходимые сведения в ПФР обязаны представлять страхователи, т. е. работодатели тех самых застрахованных лиц (ст. 11 , 15 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Персонифицированная отчетность в ПФР

Основные индивидуальные сведения на своих работников работодатели подают в рамках ежеквартального расчета РСВ-1 (в последний раз его нужно представить по итогам 2016 года) и ежемесячных форм СЗВ-М. Однако далеко не всю информацию, которая должна быть отражена в базе ПФР, можно передать посредством РСВ-1 и СЗВ-М. Поэтому ПФР разработал и утвердил достаточно большое количество иных форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Последнее их «переутверждение» произошло летом 2016 года (Постановление Правления ПФ РФ от 01.06.2016 № 473п). Среди обновленных форм, с которыми приходится сталкиваться работодателям, такие как:

  • анкета застрахованного лица ();
  • заявление об обмене страхового свидетельства ();
  • заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства ();
  • опись документов, передаваемых страхователем в ПФР ();
  • сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К);
  • сведения о страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии ();
  • и другие.

Отметим, что по сравнению с ранее действовавшими формами их новые версии принципиально не изменились.

Ответственность в системе обязательного пенсионного страхования

За непредставление данных персонифицированного учета в срок и представление неполных или недостоверных данных Законом 27-ФЗ предусмотрены в размере 5% от суммы взносов, начисленных за последние 3 месяца отчетного периода (ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). На практике этот штраф применяется в основном при отражении недостоверной информации в разделе 6 расчета РСВ-1, где как раз указываются индивидуальные сведения на работников.

Сущность и значение индивидуального (персонифицированного учета) в системе государственного пенсионного страхования

Смысл проекта индивидуального (персонифицированного) учета заключается в том, что показатели, определяющие пенсионные права каждого застрахованного лица, фиксируются не в момент обращения этого лица за пенсией, как было до 1995 года, а в реальном времени его трудовой деятельности. Персональные данные накапливаются и хранятся исключительно в электронной форме в Пенсионном фонде Российской Федерации. На сохранность, целостность и защищенность информации, поступившей в систему персонифицированного учета ПФР, не влияет качество последующей деятельности и существование организаций, представивших сведения персонифицированного учета за своих работников. Информация обо всех уплаченных за застрахованное лицо страховых взносах хранится в единственном индивидуальном лицевом счете гражданина, даже если у него одновременно несколько работодателей, находящихся в разных субъектах Российской Федерации. Люди избавлены от необходимости приносить справки от страхователей (работодателей) за период после 1 января 2002 года, даже если обращающийся за пенсией в каком-то регионе гражданин в этот период жил и работал на территории другого субъекта Федерации. Это стало нормой деятельности пенсионной системы и включено в нормативные документы, регулирующие ее работу. Сейчас не вызывает удивления, что человек, проработавший всю жизнь в Магаданской области, может, переехав в Краснодарский край, обратиться за пенсией в таком же порядке, как местные жители, и пенсия ему будет назначена в те же сроки.

Информация о пенсионных правах граждан, включаемая в их индивидуальные лицевые счета, носит объективный характер, поскольку подтверждена суммами поступивших в ПФР страховых взносов страхователей. Поэтому внедрение персонифицированного учета и назначение пенсий на его основе остановило и предотвратило массовое распространение фальшивых справок о заработке от работодателей, которые появлялись в начале 90-х годов (к 1997 году, по данным Главного контрольно- ревизионного управления ПФР, такие справки составляли 17, 2% от числа проверенных).

Ежегодно информационные ресурсы персонифицированного учета пополняются данными около 85 млн. документов, которые поступают от страхователей практически полностью в электронной форме, в том числе и через Интернет. При этом используется электрона цифровая подпись (в 2007 году 69 тыс. страхователей представили сведения персонифицированного учета в электронной форме с электронной цифровой подписью на 19, 8 млн. застрахованных лиц).

Для пенсионной системы Российской Федерации реализованный в ПФР проект персонифицированного учета создал механизмы и технологии заблаговременной подготовки информационно-правовой основы для назначения пенсии по старости тем гражданам, у которых приближается пенсионный возраст. Персонифицированный учет - это один из тех факторов, который обеспечил возможность к середине 2007 года назначать до 94% пенсий в течение 10 дней. Сиваков А.С. Индивидуальный (персонифицированный учет) // Труд и социальные отношения.-2007.-№1.-С.23-25

Благодаря онлайновому доступу к информационным ресурсам персонифицированного учета в настоящее время имеется возможность предоставлять государственные социальные услуги населению на качественно новом уровне: непосредственно в процессе обращения граждан в территориальные органы ПФР, в том числе через информационные терминалы самообслуживания (инфоматы). Более того, такие услуги оказываются мобильными клиентскими службами ПФР, которые систематически приезжают в малочисленные намеленные пункты для предоставления консультаций гражданам этих населенных пунктов и приема от них документов и работают в удаленном защищенном режиме с базами данных, находящимися в отделениях ПФР на расстоянии до нескольких сот километров. Аналогичным образом из мобильных клиентских служб производится доступ и к информационным ресурсам получателей пенсий.

В системе персонифицированного учета ПФР хранятся сведения заявлений, в которых застрахованные лица изъявляют свою волю в выборе управляющих компаний для инвестирования средств пенсионных накоплений, учтенных в их индивидуальных лицевых счетах, или в передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды для осуществления обязательного пенсионного страхования. Без персональных данных, содержащихся в системе индивидуального (персонифицированного) учета, реализация пенсионного законодательства в части накопительной составляющей пенсии не могла бы быть осуществлена.

Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определил порядок преобразования (конвертации) пенсионных прав, заработанных гражданами до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, являющийся основным показателем новой пенсионной формулы. В ПРФ обеспечивается информационная и технологическая готовность для включения в систему персонифицированного учета соответствующих данных. Проблема конвертации пенсионных прав граждан должна найти свое завершение в 2013 году. До этого года согласно статье 30 вышеназванного Федерального закона конвертация осуществляется для тех граждан, которым назначаются пенсии, в процессе назначения (одновременно с назначением).

Таким образом, после рассылки результатов конвертации застрахованным лицам с целью проверки ими этих результатов и возможных уточнений будет в полной мере реализована возможность назначения трудовых пенсий по старости без предоставления документов, подтверждающих стаж и заработок, в том числе и за период до 2002 года, поскольку все данные о страховом стаже и расчетном пенсионном капитале уже будут содержаться в актуальном и проверенном гражданами состоянии в системе персонифицированного учета.

С использованием данных индивидуального (персонифицированного) учета осуществляется информационное обеспечение ежегодного процесса корректировки и перерасчета страховой части трудовых пенсий. Так, для проведения указанных работ в 2007 году из информационных ресурсов персонифицированного учета получено 8 241 848 выписок из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Полномасштабное внедрение персонифицированного учета дало возможность принять соответствующие нормы федерального законодательства - Федеральный закон от 24.07.2002г.№ 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2003г.№ 422 и с 2003 года информировать все занятое население Российской Федерации о заработанных гражданами пенсионных правах путем рассылки извещений с персональными данными о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Ежегодно осуществляется информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов (до 1 сентября) и о состоянии общей (страховой) части их индивидуальных лицевых счетов (до 31 декабря).

Информация, содержащаяся в извещении Пенсионного фонда, создает возможность работающим гражданам контролировать уплату страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осознанно принимать решения о выборе управляющей компании и инвестировании страховых взносов на накопительную часть пенсии. Увидев из извещений ПФР, что работодатель не уплачивает за них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, граждане обращаются в суд с исками об обязании работодателей к уплате страховых взносов. Как правило, третьей стороной по этим искам выступает соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Но зачастую граждане не отслеживают данную информацию, что приводит к весьма неблагоприятным последствиям в будущем.

Существует более перспективная и экономичная технология информирования граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов - это использование социальной карты и сети информационных терминалов. В 2007 году данную технологию ПФР отработал с правительством Ханты-мансийского автономного округа. Фактически впервые были объединены информационные сети субъекта Российской Федерации и федерального ведомства для предоставления государственных информационных услуг гражданам.

Ценность информационных ресурсов персонифицированного учета заключается не только в использовании в установленном законодательством порядке содержащихся в них персональных данных граждан, но также и в обеспечении обезличенными статистическими данными процессов составления бюджета ПФР и актуарных расчетов, позволяющих оценить финансовое состояние пенсионной системы на перспективу. На основе этих ресурсов рассчитывается численность работающих граждан в стране по категориям и определяется средняя официальная заработная плата (доход) по этим категориям. Поскольку эти данные подтверждены уплатой страховых взносов, достоверность их достаточно высока, что предопределяет и точность расчетов. Межотраслевое использование статистики персонифицированного учета, в том числе для анализа рынка труда и миграции населения, занятого в официальном секторе экономики, может быть расширено при соответствующем обеспечении ПФР ресурсами. К этому, безусловно, следует стремиться.

На основе анализа данных персонифицированного учета могут быть получены даже несколько неожиданные результаты. Например, эти данные свидетельствуют, что в одном из регионов Приволжского федерального округа в 2006 году среднемесячная заработная плата была меньше или равной среднему по стране размеру трудовой пенсии по старости (3378, 16 руб.) у 51,19% от общего количества работавших в регионе граждан.

Система персонифицированного учета позволяет отделениям ПФР решать следующую важную проблему - определять начисленную среднюю заработную плату по каждому страхователю и на этой основе совместно с органами власти субъекта Федерации добиваться, чтобы эта заработная плата была не ниже минимума, установленного в субъекте Федерации. Например, отделением ПФР по Республике Башкортостан на 01.01.2006г. было выявлено 5467 страхователей, у которых начисленная заработная плата была ниже минимума, установленного в республике, и за год (к 01.01.2007г.) это количество было снижено до 3016. Такая работа многими отделениями ПФР осуществляется совместно с профсоюзными организациями и трехсторонними комиссиями в субъектах Российской Федерации.

Подобное использование данных персонифицированного учета в управленческой деятельности в субъектах Российской Федерации, по-моему мнению, повышает эффективность контроля за соблюдением прав работающего населения.

Необходимо отметить, что проект персонифицированного учета в силу объема информации, количества клиентов мог быть реализован только с использованием современных информационных технологий. Колесник А.П. Персонифицированный учет как отображение в пенсионной системе России трудовой деятельности каждого гражданина // Пенсия.-2008.- №3.-С.43-47

Поименный индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляет ПФР согласно требованиям ст. 5 Закона № 27-ФЗ от 01.04.96 г. (далее – Закон). Для чего необходим такой учет? Кто отвечает за передачу данных в Пенсионный Фонд? Какие виды отчетности существуют? Разберемся подробнее.

Что такое система обязательного пенсионного страхования

Финансовая система обязательного пенсионного страхования – это комплекс государственных мероприятий (экономических, правовых, организационных), целью выполнения которых является формирование источников финансирования пенсионных выплат физлиц (ст. 3 Закона № 167-ФЗ от 15.12.01 г.). Основные участники – страхователи-работодатели и застрахованные лица, включая граждан, работающих на основании ТД и ГПД; ИП; частнопрактикующих специалистов; членов КФХ и др.

Подтверждением того, что человек стал участником ОПС служит страховое свидетельство (ст. 7 Закона). Документ содержит личные данные о физлице, а также № лицевого счета и дату регистрации в системе. Взносы, перечисляемые страхователями за сотрудников, фиксируются на индивидуальных счетах граждан для обеспечения будущих пенсий. Управление средствами в ОПС выполняет ПФР, но обязанность по передаче данных персонифицированного учета в контрольные органы лежит на работодателях (ст. 11 Закона).

Для чего нужен индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования

Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования ведется для формирования достоверной информации о доходах и стаже работников, определяющих размер начисления будущих пенсий (ст. 3 Закона). Дополнительно ПФР получает данные для создания единой базы по назначению срочных пенсий, единовременных выплат застрахованным лицам. Доступность сведений обеспечивается регулярным представлением страхователями отчетности, которая с 2017 г. подается в ИФНС в форме единого расчета (РСВ) по страховым взносам. Бланк утвержден приказом № ММВ-7-11/551 от 10.10.16 г.

Пенсионным фондом разработаны специальные виды отчетности по индивидуальному учету в системе ОПС. Актуальное переутверждение бланков произошло в 2017 г. (Постановление Правления ПФ РФ № 2п от 11.01.17 г.). В частности, переизданы следующие отчетные формы:

  • АДВ-1 – анкета по застрахованному лицу.
  • АДВ-2, АДВ-3 – заявления по СНИЛС (выдаче дубликата СНИЛС).
  • АДВ-6-1, АДИ-5 – опись передаваемой страхователем документации, сопроводительная ведомость.
  • СЗВ-К – подается по данным о стаже занятости физлица до момента регистрации в ОПС.

Обратите внимание! В рамках ведения индивидуального учета работодатели также обязаны ежегодно отчитаться по форме СЗВ-СТАЖ. Бланк утвержден Постановлением Правления ПФР № 3п от 11.01.17 г. и сдается до 1 марта. А ежемесячно в ПФР предоставляется отчет СЗВ-М. Форма введена в действие постановлением Правления ПФ РФ № 83п от 01.02.16 г. и сдается до 15-го числа каждого месяца.

Ответственность в системе обязательного пенсионного страхования

Если страхователь уклоняется от подачи достоверных данных или предоставляет сведения не в полном объеме, ему грозит ответственность по ст. 17 Закона:

  • 500 руб. за каждое застрахованное лицо – при нарушении сроков сдачи информации, за подачу неполных или ложных данных в СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.
  • 1000 руб. – при нарушении установленного регламента отправки данных в электронном формате.

При выявлении указанных правонарушений сначала составляется акт, который вручается страхователю в 5-дневный срок с даты подписания. На обжалование нарушителю отводится 15 дней. Если документ не обжалован, выносится решение и только затем направляется требование по уплате санкций. На исполнение работодателю отводится 10 дней.

В рамках системы индивидуального персонифицированного учета в 2019 году, работодатели, уплачивающие страховые взносы, обязаны ежемесячно подавать в контролирующие органы индивидуальные данные по каждому сотруднику. Сегодня мы расскажем, что такое индивидуальный персонифицированный учет, какую форму отчетности он предусматривает, когда и куда следует предоставлять сведения персонифицированного учета.

Что такое индивидуальный персонифицированный учет

Под понятием индивидуального (персонифицированного) учета понимают систему консолидации информации о гражданах, которые являются застрахованными лицами в системе ПФР. Ведением индивидуального учета застрахованных лиц занимается работодатель (как юрлица, так и ИП и физлица). Также на работодателя возложена функция передачи сведений в ПФР.

Цель данной системы – определить показатели, влияющие на размер пенсии каждого застрахованного лица. Таким образом, сведения индивидуального учета объединяют данные о страховом стаже сотрудника и размере уплаченных взносов. На основании предоставленной информации, ПФР рассчитывает и назначает гражданам пенсию.

Как работает система персонифицированного учета

Реализация системы персонифицированного учета осуществляется следующим образом:

  1. При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, т.п.).
  2. Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной форме, так и на бумажном носителе.
  3. В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Предоставленный документ (в электронном виде или на бумаге) представляет собой консолидированную персональную информацию обо всех работниках предприятия.
  4. На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат. Читайте также статью о

Учет персонифицированных данных предусматривает их постоянную актуализацию. При смене ФИО, утере свидетельства о присвоении СНИЛС, а также о прочих случаях, влияющих на данные персонифицированного учета, сотрудник уведомляет работодателя, который, в свою очередь, отражает изменения в базе и передает актуальные сведения в ПФР.

Какие сведения относятся к персонифицированному учету

К сведениям персонифицированного учета относится следующая информация о застрахованном лице:

  • дата и место рождения;
  • ИНН (при наличии);
  • СНИЛС;
  • сумма дохода по итогам отчетного периода (зарплата и прочие выплаченные вознаграждения);
  • размер уплаченных страховых взносов;
  • период трудового стажа.

На основании сумм страховых взносов, перечисленных страхователем за сотрудника, ПФР рассчитывает показатель пенсионных баллов. При наступлении страхового случая (например, пенсионный возраст) данный показатель учитывается при расчете пенсии. Кроме того, для назначения страховой пенсии показатель пенсионных баллов, накопленных сотрудником за период трудовой деятельности, не может быть меньше предельного значения (при выходе на пенсию в 2017 – минимум 11,4).

Также при расчете и назначении пенсии учитывается показатель трудового стажа. Для назначения пенсии в 2017 гражданин должен иметь стаж не менее 8 лет.

Формы персонифицированного учета

Работодатель, имеющий наемных работников, по отношению к которым он выступает страхователем, обязан подавать в ПФР данные персонифицированного учета в соответствии с порядком, утвержденным ФЗ-27 от 01.04.1996. По состоянию на 2017 сведения индивидуального учета подаются в двух формах – СЗВ-М и КНД 1151111.

Форма СЗВ-М

С 2017 года работодатели заполняют и подают объединенную форму СЗВ-М (ранее подавалось три отдельных бланка). Документ содержит следующую информацию о застрахованных лицах:

  • СНИЛС.

Также документ содержит обязательные реквизиты с информацией о страхователе (наименование, регистрационный номер в ПФР, ИНН, КПП). При заполнении документа работодателю следует сделать отметку о типе предоставляемой формы (первоначальная, повторная, корректирующая). Срок подачи документа – ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Расчет по страховым взносам в составе персонифицированного учета

Форма КНД 1151111 входит в состав документов, предоставляемых работодателем в рамках персонифицированного учета застрахованных лиц. Бланк, также называемый РСВ (расчет по страховым взносам), содержит развернутую информацию о суммах страховых взносов, начисленных и выплаченных работодателем за каждое застрахованное лицо. Форма имеет 3 раздела, каждый из которых заполняется в соответствии с видами начисляемых и выплачиваемых взносов.

В приложениях к разделу 1 отражаются сведения о страховых взносах, уплаченных как в общем порядке, так и по дополнительным, льготным тарифам. Также в разделе 1 указывают суммы, начисленные с доходов сотрудников без гражданства, иностранным гражданам, студентам, т.п. Раздел 2 заполняется работодателями, которые ведут деятельность в с/х сфере (фермерские хозяйства)

Основная информация, содержащая данные персонифицированного учета, содержится в разделе 3 бланка КНД 1151111. При заполнении раздела работодатель:

  • указывает данные о получателе дохода (ФИО, ИНН, СНИЛС, дата рождения, гражданство), а также отражает информацию о признаке страхования (пенсионное, социальное, медицинское);
  • размер вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица (зарплата и выплаты по договорам подряда);
  • сумма страховых взносов с базы в рамках предельно установленной величины.

Отдельно в разделе 3 документа отражается информация о взносах, начисленных по дополнительному тарифу.

Бланк подается работодателем ежеквартально до конца месяца, следующего за отчетным. Если штатное количество сотрудников предприятия не превышает 25 человек, то бланк может быть заполнен и подан на бумажном носителе. Если в компании работает большее количество сотрудников, то документ оформляется в электронном виде и подается в контролирующий орган по телекоммуникационным каналам связи.

Куда подавать индивидуальные сведения о застрахованных лицах

Контролем за полнотой и своевременностью предоставления данных персонифицированного учета занимается ПФР в лице территориальных органов. Именно туда до 01.01.17 подавались все документы, связанные не только с персональными данными сотрудников, то и с суммами уплаченных страховых взносов.

В связи с изменениями в законодательстве, с 01.01.17 порядок уплаты взносов в ПФР контролирует ИФНС. Поэтому отчетность в форме КНД 1151111 следует предоставлять в органы фискальной службы по месту регистрации предприятия. Данное правило касается отчетов за период с 01.01.17 (за 1 квартал 2017 и далее). Персонифицированные данные по форме СЗВ-М по-прежнему подаются в ПФР.

Ответственность за непредоставление данных индивидуального учета

Вести индивидуальный персонифицированный учет и своевременно предоставлять сведения в контролирующие органы имеют все работодатели, которые выступают страхователями. Таким образом, обязательства по подаче сведений присваиваются:

  • юрлица, имеющие в штате работников;
  • компании, выплачивающие гражданам вознаграждения по гражданско-правовым договорам;
  • ИП с наемными работникам и/или выплачивающие страховые взносы за себя;
  • физлица, не зарегистрированные в форме ИП, имеющие наемных работников и выплачивающие им зарплату.

В случае нарушения порядка предоставления сведений к работодателю применяются штрафные санкции. Взыскания возможны в случае:

  • просрочки подачи отчетов;
  • недостоверности предоставленной информации;
  • неполноты сведений (данные о сотрудниках предоставлены частично).

В каждом из перечисленных случая, а также в иных ситуациях нарушения порядка подачи персонифицированных данных с работодателя взымается штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо, по которому обнаружено нарушение.

Если человек занят трудовой деятельность и заключил для этого трудового договор или договор гражданско-правового характера, вся его трудовая деятельность должна быть зафиксирована, а сведения переданы в Пенсионный Фонд России – для этого и существует индивидуальный персонифицированный учет.

Главной целью это системы является строгая и точная фиксация всех сведений о трудовом стаже граждан с тем, чтобы в будущем обеспечить прозрачное и своевременное начисление пенсии.

Нормативно-правовая база

В основе функционирования этой системы лежит несколько нормативно-правовых документов:

  • , принятый в 1996 году, далее по тексту будет использоваться сокращение 27-ФЗ.
  • Далее в 1997 году была принята инструкция, которая предусматривала создание системы мер для организации всей системы персонифицированного учета, в настоящее время эта инструкция не работает.
  • В 2009 году была утверждена инструкция, в которой устанавливался порядок ведения персонифицированного учета. Она также не работает сейчас, и в настоящее время действует одноименная инструкция, принятая 6 февраля 2019 года.
  • Постановление Правительства РФ, который утверждает формы документов, используемых для организации учета. Он принят в 2006 году.

О системе ОПС в России

Вся система учета граждан создавалась с единственной целью – систематизировать и унифицировать процесс передачи сведений для облегчения дальнейшего . В организации всего процесса есть единственный страховщик – это Пенсионный фонд России . Он отвечает за управление нашими пенсионными отчислениями.

Сам термин появился еще в 1998 году. Тогда была создана система унифицированного документооборота, которая обеспечивала полный сбор всех сведений о каждом работающем и неработающем гражданине. В этих сведениях учитывался каждого человека, а также выплачиваемые работодателями суммы взносов.

Что такое индивидуальный персонифицированный учет

Вся система ОПС состоит из следующих структурных элементов:

  1. Система регистрации застрахованных лиц, деятельность которой организовывает ПФР. Сейчас сразу при рождении ребенку оформляется пенсионное свидетельство СНИЛС. В момент регистрации человеку присваивается уникальный номер и открывается лицевой счет. На этом счете хранятся все сведения гражданина о его трудовой деятельности и отчислениях работодателей.
  2. Система сбора сведений . Такие сведения подает работодатель, и на основании их формируется информация лицевого счета работника. Сведения также можно подтвердить уже позже. Для этого необходимо обратиться в отделение ПФР с документами, которые подтверждают трудовой стаж.
  3. Система информирования застрахованных лиц. Сейчас такие сведения можно получить в отделении ПФР, в личном кабинете на их сайте, а также в личном кабинете портала Госуслуг.
  4. Система информационного обеспечения работает для установления и корректировки трудовых пенсий.

Вся эта структура направлена на решение одной задачи – зарегистрировать гражданина, учесть всю его трудовую деятельность и пенсионные накопления, чтобы при достижении рассчитать его пенсию.

Пенсионное свидетельство СНИЛС

Это подтверждающий факт регистрации гражданина индивидуальный документ, показывающий внесение его данных в систему индивидуального персонифицированного учета. Свидетельство можно получить через 3 недели после дня подачи заявления .

Такое свидетельство может получить взрослый и ребенок. Для взрослого есть два варианта получения:

  1. Он может получить СНИЛС во время трудоустройства, если до этого не был зарегистрирован в системе. В данном случае передачей сведений в систему персонализированного учета занимается сотрудник кадровой службы организации.
  2. Также есть вариант личного обращения в отделение ПФР. Тогда гражданин заполняет заявление самостоятельно.

В случае если СНИЛС необходимо оформить для ребенка, то это за него делают родители, поскольку до достижения 14 лет они являются его официальными представителями. Как только ребенок достигает 14 лет, он вправе получить его самостоятельно.

Потеря документа не означает утрату свидетельства, номер уникальный и сохраняется за человеком навсегда. А сам документ можно восстановить, обратившись в службу кадров или непосредственно в отделение ПФР. Еще одним основанием для замены документа является смена фамилии.

Порядок учета пенсионных прав граждан

Под учетом пенсионных прав понимается фиксация всех данных гражданина , которые потребуются для того, чтобы назначить и выплатить ему пенсию, а в некоторых случаях – пересчитать. Такими данными являются:

  • человека;
  • периоды его трудовой деятельности, а также места работы;
  • информация о суммах страховых взносов, которые выплатили за него работодатели за весь период его трудовой деятельности;
  • данные о заработанных пенсионных баллах.

Участники системы обязательного пенсионного страхования

Все участники делятся на три больших группы:

  1. Застрахованные лица. Все граждане, работающие по трудовому контракту или гражданско-правовому договору, должны быть застрахованы в индивидуальной персонифицированной системе. Это могут быть как граждане РФ, так и граждане без гражданства или иностранцы. Факт того, что они зарегистрированы в системе ОПС, – это свидетельство СНИЛС.
  2. Страхователи – это ключевые участники пенсионных отношений. Страхователями являются все организации-работодатели, которые трудоустраивают застрахованных лиц и выплачивают за них страховые взносы.
  3. Страховщики . Поскольку речь идет о пенсионных накоплениях граждан, государство является основным гарантом исполнения обязательств, и основным страховщиком является государственная структура – Пенсионный фонд России. Именно эта организация распоряжается средствами. Кроме ПФР страховщиками могут быть различные негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании. В такие организации застрахованными лицами могут быть передана накопительная часть пенсии.

Права и обязанности субъектов

Каждый из участников системы имеет определенные права и обязанности. Полная версия всех прав и обязанностей участников перечислена в . Перечислим основные.

Страховщик:

  • вправе проверять страхователей, правильность заполнения данных о застрахованных; может запрашивать информацию о налогоплательщиках у налоговых органов и в случае выявления нарушений, требовать их устранения;
  • обязан контролировать все полученные сведения, обеспечивая их верность, а также своевременно назначать и выплачивать пенсии.

Страхователь:

  • вправе принимать участие в управлении обязательной частью пенсий;
  • обязан быть зарегистрирован в качестве страхователя, предоставлять все сведения в срок и в полном объеме и уплачивать взносы.

Застрахованные лица

  • вправе получать полную информацию о состоянии своего лицевого счета, а также получать страховую и управлять накопительной частью своей пенсии;
  • обязаны предоставлять достоверные сведения, соблюдать все условия назначения и выплаты пенсии, в случае изменения данные, которые влияют на выплату пенсии, сообщать ее страховщику.

Предоставление сведений в ПФР и уплата взносов

Все сведения должны предоставляться в ПФР в установленные сроки:

  • страхование работника должно проводиться в течение двух недель ;
  • страхователь ежеквартально предоставляет обязательные сведения – суммы страховых взносов и страховой стаж работников.

В настоящее время вся отчетность оформляется по единой форме, в которой объединены все данные – суммы начисленных и уплаченных взносов, а также данные о застрахованных лицах.

Видео: Пенсионный фонд разъясняет