Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Реформа жкх - современные тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в рф

Для специалистов в жилищном праве, тех, кто не любит читать комментарии и измышления других юристов, предлагаем текст Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (т.к. изменения внесены федеральным законом, то по тексту будем этот документ называть «Закон об изменениях»), и продолжим разговор с остальными читателями. В тексте будем использовать ссылки на Жилищный кодекс РФ в действующей сейчас редакции и Закон об изменениях.

§ об исключение из квитанции ОДН

§ как ОДН считается сейчас

§ как будут считать ОДН

§ об изменении состава платы за содержание жилого помещения

§ о компенсации расходов на проведение общего собрания

§ о требовании собственников провести общее собрание и обязанности УК это сделать

§ о расширении полномочий совета МКД и его председателя

§ о форме протокола решений общего собрания собственников

§ об очно-заочном голосовании на общем собрании собственников

Платы за содержание жилого помещения и ее изменения

Исключение из квитанции ОДН

Наверное, одним из самых значимых и заветных изменений для нанимателей и собственников в многоквартирных домах (МКД), является исключение строчки ОДН (общедомовое потребление) из квитанций за коммунальные услуги. Да, Вы не ослышались, с 01 января 2017 года ОДН в квитанциях не будет.

Но перед тем как радоваться данному обстоятельству посчитаем, как ОДН считается сейчас. А самые нетерпеливые, или просто знающие, читатели могут перескочить этот материал и сразу начать читать « Как будут считать ОДН «.

Как ОДН считается сейчас

Для правильного понимания этого вопроса рассмотрим пример с цифрами. Итак, условия задачи: двухкомнатная квартира, Приморский край, общая площадь квартиры 50 м2., вся площадь МКД 3500 м2, площадь общих помещений МКД 1000 м2, размер платы за содержание на 01.04.2016 г. составляет 29 рублей за 1 м2. Эти значения будем использовать по ходу изложения.

Теперь необходимо разобраться с нормативами, и для этого посмотрим постановления Департамента по тарифам Приморского края.

Комментарий. Если кто не знает, то на домах где можно поставить общедомовой прибор учета (ОДПУ), но его не ставят, применяются повышенные нормативы ОДН. И эти повышенные нормативы периодически увеличиваются. Для исключения ошибок в расчетах мы будем использовать не их, а нормативы установленные для домов где нет возможности поставить ОДПУ. Повышенные нормативы можно посмотреть в приложенных нами постановлениях.

В нашем примере применяются следующие документы:

Холодное водоснабжение и горячее водоснабжение — Постановление Департамента по тарифам Приморского края «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 26 июня 2013 года № 39/49 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Приморского края» . В приложении №1 указаны простые нормативы, а в приложении №2 - повышенные.

Электроэнергия - Постановление Департамента по тарифам Приморского края «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 01 августа 2012 года № 39/4 «Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением Приморского края». В приложении №1 указаны простые нормативы, а в приложении №2 и далее - повышенные.

Имеющиеся у нас другие постановления мы выкладываем на отдельной странице — Перечень постановлений по нормативам в Приморском крае (перечень не полный, будет дополняться и изменяться.)

Продолжаем наш анализ и выбираем необходимый нам норматив ОДН. Подчеркиваем, что это норматив на общедомовые нужды в многоквартирном доме:

§ Электричество 3,24 кВт*ч/м2

§ Холодное водоснабжение 0,022 м3/м2

§ Горячее водоснабжение 0,02 м3/м2

Теперь посчитаем ОДН по тому способу, как он считается сейчас. Например, рассмотрим электрическую энергию:

§ всего на МКД поступило 25 000 кВт*ч

§ по приборам учета у потребителей (по ИПУ) насчитали 17500 кВт*ч

§ по нормативам (из-за отсутствия ИПУ) насчитали 5000 кВт*ч

§ Итого: 25 000 - 17 500 - 5 000 = 2 500 кВт*ч

т.е. 2500 кВт*ч является тем, что приборы не посчитали и это должно распределяться на собственников. Однако, существующие правила возлагают ответственность за ОДН не только на собственников дома, но и на управляющую компанию обслуживающую дом.

Дополним наш пример ответственностью управляющей компании.

§ площадь МКД 3500 м2

§ площадь общих помещений в доме (лестницы, подъезды, подвал, чердак и т.д.) 1000 м2

Управляющая компания отвечает за то, чтобы общее имущество многоквартирного дома работало с полной отдачей. Если сети в хорошем состоянии, приборы учета настроены и нет воровства - ОДН будет минимальным. Поэтому ответственность управляющей компании ограничена нормативным ОДН.

§ В нашем примере: 1000 м2 х 3,24 кВт*ч = 3240 кВт*ч

Т.к. в нашем примере ОДН составил 2 500 кВт*ч, а ответственность УК начинается после достижения ОДН отметки 3240 кВтч, то весь объем ОДН будет распределен между жильцами.

На нашу 2-х комнатную квартиру площадью 50 м2 достанется ОДН в размере:

§ 2500 кВт*ч (весь ОДН) разделить на 3500 м2 (весь дом) и умножить на площадь квартиры, 2500/3500*50=35,72 кВт*ч

Как видно из нашего примера, каждый месяц ОДН может быть разным. Это зависит от множества обстоятельств. Основными причинами большего ОДН являются:

§ передача показаний ИПУ в разное время - причина, по которой в одном месяце ОДН может быть нулевым, а в следующем выйти за нормативный предел;

§ отсутствие в квартирах ИПУ, когда в них прописано меньше, чем фактически проживает - причина, по которой на бесприборные квартиры начисляют меньше, чем они фактически потребляют. Нормативы потребления завышены, и они отражают фактическое потребление, но только если ошибка не более чем в одного жильца, например, прописано 2, а живет 3. Если ошибка больше, когда прописан 1 человек, а фактически проживает 3-4, то данное потребление уже не учитывается нормативами и разница переходит в ОДН;

§ воровство - причина, по которой происходит «чистое» воровство электрической энергии, когда ушлые собственники подключаются мимо счетчика. Подобные случаи распространены при подключении рядом находящихся с домом гаражей, или мастерских в подвале.

В настоящее время управляющие компании заинтересованы в том, чтобы ОДН не превышал нормативные значения. Правило простое: превысил ОДН — заплати. Но управляющие компании не заинтересованы в снижении ОДН. Если собственники не потребляют ОДН больше нормативного, то они же его и оплачивают. Именно поэтому управляющие компании особо не заинтересованы в налаживании учета в МКД и определении фактического количества проживающих граждан. А это в свою очередь не дает ОДН полностью исчезнуть.

Все вышеперечисленные нами основные причины являются следствием ненадлежащей работы управляющей компании и именно с этими явлениями призвано бороться изменение Жилищного кодекса РФ. Однако, как это обычно происходит, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Смотрим, что нас ждет в будущем.

Как нами было сказано ранее, с 01 января 2017 года ОДН исчезнет из наших квитанций. Можно было бы радоваться данному обстоятельству, но к сожалению ОДН никуда не делся. Правительство РФ, точнее те специалисты кто готовил данный законопроект, просто спрятали данную строку от потребителей. Применив простое правило «с глаз долой из сердца вон» законодатель решил обойти эту острую проблему.

Куда же денется ОДН? Все будет просто, с 01 января 2017 года, ОДН будет включен в состав платы за содержание. Согласно пункта 10 статьи 12 «Закона об изменениях» - плата за содержание изменится на размер нормативов ОДН действующих в городе по состоянию на 01 ноября 2016 года. Т.е. примерно с 01 января 2017 года (все будет зависеть от расторопности управляющих компаний) плата за содержание неожиданно вырастет, за то исчезнет строка в квитанциях - ОДН. Т.е. выглядеть это будет примерно следующим образом:

§ дополняем наш пример тарифом на электроэнергию - 2,52 руб. / кВт*ч.

Как мы помним, в нашем примере, ответственность управляющей компании ограничена нормативным значением ОДН, т.е. в денежном выражении это будет:

§ 3,24 кВт*ч (норматив ОДН) х 1000 м2 (площадь общих помещений МКД) х 2,25 руб. / кВт*ч = 8164,8 рублей.

Согласно Закона об изменениях этот размер ответственности управляющей компании с 01 января 2017 года должен быть включен в размер платы за содержание! Вот и все, все просто.

§ 8164,8 руб. / 3500 м2 (площадь МКД) = 2,33 рубля.

Т.е. был размер платы 29 руб./м2, а станет 31,33 руб./м2. Зато строчка ОДН исчезнет из квитанций.

Но это еще не все, таким же образом к плате за содержание жилого помещения добавится нормативный ОДН по холодной и горячей воде. В нашем примере это:

§ Холодное водоснабжение 0,022 м3/м2 (норматив ОДН) х 22,90 руб./м3 (тариф Примтеплоэнерго) = 0,50 руб. / м2 — нормативное ОДН

§ Горячее водоснабжение 0,02 м3/м2 (норматив ОДН) х 260 руб./м3 (Примтеплоэнерго) = 5,2 руб. / м2 — нормативное ОДН

Теперь добавим эти значения к нашему примеру:

§ 0,50 + 5,2 = 5,7 руб./м3 умножим на площадь общего имущества 1000 м2 и получим ОДН на весь дом 5700 рублей;

§ теперь разделим его на всю площадь дома 3500 рублей, и получаем:

§ 5700 / 3500 = 1,63 руб. / м2, т.е. плата за содержание увеличится еще на 1,63 рубля

Вывод: с 01 января 2017 года с 29 рублей за м2 размер платы полностью на законных основаниях увеличится до 32,96 рублей, т.е. плюс 13,5 %

И это увеличение пройдет по всем многоквартирным домам. Вопрос только в расторопности управляющих компаний, успеют ли они рассчитать необходимое увеличение и уведомить об изменении собственников. Да, еще одна неприятная новость, согласия собственников, согласно пункта 10 статьи 12 Закона об изменениях - не требуется.

Самым большим минусом нового способа расчета будет то, что теперь собственники не будут заинтересованы в улучшении учета коммунального ресурса. Если раньше ОДН платили непосредственно они, и все были заинтересованы платить меньше, то теперь собственникам будет все равно - любой ОДН будет платить управляющая компания, т.к. нормативный ОДН уже заложен в размер платы за содержание. И если раньше можно было платить меньше, т.к. ОДН изменялся, то теперь этого не будет.

Отсюда изменится поведение собственников. Если сейчас ответственный председатель совета дома, чувствует ответственность за ОДН и в один день снимает показания приборов учета, фиксирует незарегистрированных жильцов и оперативно сообщает в УК об утечках, то в 2017 году он постепенно перестанет это делать. Зачем что-то делать, если это ни на что не влияет? Не за чем…

Итак, подведем итог:

— но увеличится размер платы за содержание;

Управляющая компания будет очень заинтересована в хорошем состоянии учета;

— но собственники перестанут нести ответственность, что скорее всего увеличит ОДН.

Прогноз, на наш взгляд, к сожалению печальный - в таких условиях система учета коммунальных услуг будет ухудшаться.

Изменение состава платы за содержание жилого помещения

Как уже было сказано выше, с 01 января 2017 года произойдет значительное изменение размера платы. Выше мы рассмотрели изменение размера платы из-за включения в нее ОДН.

Согласно статьи 154 Жилищного кодекса РФ, в полной редакции с 01 января 2017 года, плата за содержание будет включать в себя:

плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом;

плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - т.е. ОДН по всем видам услуг.

Соответственно в квитанциях должны исчезнуть все дополнительные начисления, а собственники будут оплачивать только фиксированные суммы.

Общее собрание собственников и некоторые изменения

В новой редакции статьи 44 Жилищного кодекса РФ положение, о том что общее собрание собственников является органом управления, дополнено предложением, что общее собрание собирается для решения вопросов управления домом. Это техническая правка и подобные изменения не имеют какого-то значения для простых собственников.

Включено положение, позволяющее компенсировать расходы на проведение общего собрания собственников.

Ранее все расходы на проведение собрания, относились на счет того, кто является инициатором. Теперь же данные расходы можно зафиксировать общим собранием собственников и определить порядок их компенсации. Для управляющих компаний появилась дополнительная лазейка для обоснования повышения платы, т.к. хоть на пару копеек, но плату за содержание они поднимут по данному основанию.

Комментарий. По тексту мы говорим только об управляющих компаний, но по закону эти изменения распространяются не только на управляющие компании, но и на товарищества собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Если мы будем указывать все формы, то «зальем текст водой», поэтому указываем только управляющие компании (УК), а Вы уж знайте, что мы говорим и о других.

Также включено наконец-то положение, согласно которого собственники могут обратиться в управляющую компанию с требованием о проведении собрания, и управляющая компания обязана обеспечить его проведение.

До изменения статьи 45 Жилищного кодекса РФ вся забота о проведении собрания, уведомлении собственников, подготовке документов возлагалась на инициатора собрания, и собственники зачастую не могли собрать общее собрание из-за отсутствия денег или необходимой информации о собственниках. В настоящее время ситуация меняется и законодатель ввел возможность собственникам обратиться в управляющую компанию с требованием о проведении собрания и обязанность управляющей компании его провести. Введение данной нормы происходит с учетом возможных злоупотреблений правом. Для исключения ситуаций, когда разные собственники каждую неделю будут заваливать управляющую компанию требованием о проведении общего собрания, предусмотрено ограничение - собственников должно быть не менее 10%.

У управляющей компании есть 45 дней на то, чтобы подготовить документы и уведомить собственников о собрании и повестке дня. Также на них возлагается ответственность за оформление всех документов по результату собрания и обязанность уведомить собственников об этих результатах. В связи с тем, что нарушения проведения собрания можно квалифицировать по статье 14.1.3. КоАП РФ (нарушение лицензионных требования, нарушение иных требований установленных Правительством), где наказанием предусматривается дисквалификация руководителя, надеемся, что управляющие компании не будут допускать нарушений в проведении процедуры общего собрания собственников.

Включено положение о расширении полномочий совета МКД и председателя совета МКД

До Закона об изменениях, решение вопросов о проведении текущего ремонта МКД относились к исключительной компетенции общего собрания. С одной стороны, в МКД где активный совет дома и председатель совета, когда они отстаивают интересы всего дома и не работают на управляющую компанию - иногда возникали проблемы с оперативным изменением плана текущего ремонта. Однако, с другой стороны, именно это позволяло уменьшить коррупцию в управлении многоквартирным домом. Сейчас же будет происходить увеличение коррупции, т.к. управляющей компании легче договориться с советом дома и уговорить их на изменение плана, чем объяснять все проблемы собственникам.

Убрали лазейку, для управляющих компаний, о сроках проведения отчетного собрания.

Ранее в статье 45 Жилищного кодекса РФ указывалось, что собрание проводится в сроки установленные общим собранием. Такой текст статьи позволял управляющей компании ссылаться на непринятие специального решения общим собранием и проводить отчетное собрание зимой или в иное неудобное собственникам время. Сейчас же, в статье 45 ЖК РФ установлено, что если собственники не приняли специального решения, то отчетное собрание должно быть проведено во втором квартале года.

Наконец-то исправляют бардак с отсутствием формы протоколов общих собраний собственников и сомнением в их легитимности

Как все знают, раньше не было установлено обязательных требований к протоколам общих собраний собственников. Этот вопрос почти никак не контролировался. Только при наличии жалобы в органы жилищного надзора, органы прокуратуры или судебные органы - протоколы общих собраний проверялись на их законность. Теперь же ситуация меняется.

Согласно новой редакции статьи 46 Жилищного кодекса РФ протоколы общих собраний должны соответствовать «требованиям, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства». На сегодняшний день, каких либо новых требований мы не нашли, а на наш запрос Минстрой РФ пока не ответил, по этому рекомендуем пока придерживаться Приказа Минстроя России № 411/пр от 31.07.2014 г. «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах». (ссылка)

Положения статьи 46 Жилищного кодекса РФ не только устанавливают требование к оформлению протоколов решений общих собраний, но также и предусматривают обязанность по размещению указанных протоколов в информационных системах. Теперь контролировать легитимность и законность протоколов решений собственникам будет легче, т.к. все новые протоколы должны будут размещаться в системе. И если собственник увидит, что собрания не было, а протокол есть - это повод писать заявление в полицию по признакам преступления. Закон об изменениях установил срок - с 01 июля 2016 года все новые протоколы должны быть в системе, так-что тем, у кого управляющая компания прячет информацию — остается подождать. Но многие управляющие компании уже размещают протоколы в системе — https://www.reformagkh.ru

И еще одним важным правилом, которое включается в статью 46 Жилищного кодекса РФ, это обязанность органа государственного жилищного надзора провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов при проведении общих собраний на МКД, если от него поступит в течение трех месяцев подряд два и более протоколов общего собрания, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня. Простыми словами - надеемся, что война управляющих компаний за дома прекратится, т.к. теперь жилищный надзор будет внепланово проверять дома, если по ним слишком много и часто появляются протоколы общих собраний.

Очно-заочное общее собрание собственников

Закон об изменениях законодательно закрепил и такую форму проведения общего собрания, как проведение очно-заочного собрания. До 06 июля 2015 года общее собрание проводилось в двух форах - очное общее собрание и заочное общее собрание.

Главной проблемой проведения очного общего собрания являлось и является проблема достижения необходимого кворума на собрании. В многоквартирных домах, где количество несколько десятков, крайне проблематично собрать собственников в одном месте в одно время. Обычно на собрании участвует максимум 30% от всех собственников. Для решения это проблемы в 2011 году было введено заочное голосование, а в 2014 году - заочное голосование с использованием системы. Но главным условием для проведения заочного общего собрания являлось отсутствием кворума на очном общем собрании. Управляющие компании, чтобы не тратить силы и время, стали использовать схему двух собраний - сначала назначают на неудобное время очное собрание, а затем уже проводят заочное.

Для исключения этой проблемы законодатель ввел понятие - очно-заочное голосование. Теперь схема проведения собрания более приближена к нашим реалиям и процедура голосования может проходить в заочной форме. Т.е. сначала будет собрано очное общее собрание, все обсудят повестку дня и варианты решений, а голосовать каждый будет дома и передавать оформленные письменные решения.

Считаем, что данный способ проведения общего собрания будет самым востребованным в ближайшее время и более контролируемым. Это вязано с тем, что с одной стороны очно-заочное голосование упрощает процедуру проведения собрания, а с другой стороны форма протокола заочного голосования предусматривает указание результата по каждой квартире и после размещения протокола в системе, факты фальсификаций будет видны и доказуемы.

Реформа ЖКХ 2015-2017 г.г. Анализ изменений ЖК РФ. Часть 2.

В июле 2015 года ГД РФ приняла большое изменение в Жилищный кодекс РФ. Поговорим об уже вступивших в силу изменениях в ЖК РФ и тех, что еще не заработали, в нашем анализе «Анализ изменений ЖК РФ». Т.к. материала получается много, то разбиваем его на части.

Часть 2. ТКО, повышенные нормативы и капитальный ремонт

Анализ изменений ЖК РФ. Часть 2 «ТКО, повышенные нормативы и капитальный ремонт»

§ ТБО и ТКО, в чем разница?

§ ТКО как коммунальная услуга

§ Квитанции за ТКО

§ Договор о вывозе ТКО

ТБО и ТКО, в чем разница?

Для того, чтобы перейти к рассмотрению следующих изменений жилищного законодательства необходимо уточнить понятия ТБО и КБО, т.к. именно про них мы будем рассказывать в дальнейшем.

Как наверное все привыкли знать, ТБО переводится как «Твердые бытовые отходы», а термин ТБО применяется в понимание - вывоз мусора. Именно такой термин существует в Постановлении Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов». Точнее он изложен так:«твердые и жидкие бытовые отходы» — отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Именно руководствуясь этим документом управляющие компании включают услугу по вывозу ТБО от многоквартирных домов (МКД) в состав платы за содержание и текущий ремонт. Заметим, что показателем качества нормативно-правового акта (НПА) (к НПА относятся законы, постановления, указы и т.п., подробнее можно прочитать в энциклопедии ) является количество изменений внесенных в этот НПА. т.е. чем изменений меньше, тем документ качественный. Постановление Правительства РФ № 155 на редкость оказался очень качественным документом, т.к. за период с 1997 по 2016 г.г. в него было внесено всего три изменения, причем два из них - технических.

Отступление от автора. Примером идеального НПА является Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 «Положение о переводном и простом векселе» - этот документ применяется до сих пор и за 79 лет в него не внесено ни одного изменения.

Казалось бы, что вопрос о вывозе мусора законодательно урегулирован, но законодатель решил ввести понятие ТКО. Итак, согласно Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об отходах производства и потребления»твердые коммунальные отходы отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Как Вы видите, ТБО и ТКО - очень схожие понятия и мы предполагаем, что в скором будущем произойдут какие-то изменения: либо в Постановлении правительства РФ № 155, либо в Федеральном законе № 89-ФЗ, либо примут Проект Постановления правительства. о котором мы будем говорить дальше. А может быть появится чей-то комментарий позволяющий более корректно разграничивать эти понятия.

В настоящее время следует знать, что потребители в многоквартирных домах скоро будут оплачивать услугу по вывозу ТКО, и именно о ней мы будем говорить дальше.

ТКО как коммунальная услуга

Изменения Жилищного кодекса РФ разрешают давно существующую проблему расчета вывоза мусора - ТБО ил ТКО, по площади или по мусорящим гражданам. Проблема заключалась в формулировке пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, до принятия Закона об изменениях коммунальными услугами являлись:

§ горячее водоснабжение;

§ холодное водоснабжение;

§ водоотведение;

§ электроснабжение;

§ газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);

§ отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Все коммунальные услуги имели норматив который, за исключением отопления (т.к. при отоплении отапливается не только одна квартира, но и соседние), рассчитывался по количеству проживающих граждан. Это было вполне справедливо, сколько человек потребляет холодную воду, столько и должны ее оплачивать. Казалось, подобное правило должно было применяться и для мусора, ведь один человек произведет мусора меньше чем два, и площадь квартиры никак не будет влиять на объем производимого мусора. Но из-за отсутствия вывоза мусора в перечне коммунальных услуг, рассчитывать норматив по количеству граждан было нельзя. Сейчас ситуация меняется.

Новая редакция части 4 статьи 154 ЖК РФ относит к коммунальным услугам следующий перечень:

§ плату за холодную воду;

§ плату за горячую воду;

§ плату за электрическую энергию;

§ плату за тепловую энергию;

§ плату за газ, бытовой газ в баллонах;

§ плату за твердое топливо при наличии печного отопления;

§ плату за отведение сточных вод;

§ плату за обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

Как мы видим, плата за мусор теперь относится к коммунальным услугам. Отнесение вывоза ТКО к коммунальной услуге имеет свои положительные и отрицательные последствия:

§ + плата за содержание жилого помещения уменьшится, т.к. ранее вывоз мусора включался в нее;

§ — появится новая квитанция.

Квитанции за ТКО

Читая текст Закона об изменениях, мы видим следующее: «Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года

Из данного текста можно сделать следующие выводы:

§ оказывать услугу по вывозу ТКО будет региональный оператор;

§ тариф на вывоз ТКО будет единым для субъекта РФ (край, область);

На момент написания данного материала нам не удалось найти на территории Приморского края данных о выборе регионального оператора и об установленном тарифе.

Делаем вывод - в течение 2016 года у нас должна появиться новая квитанция, с новым тарифом и уменьшится (совсем немного) размер платы за содержание жилого помещения.

Договор о вывозе ТКО

На сегодняшний день вопрос с определением региональных операторов еще не закончен, так же как еще не создана необходимая правовая база. Вопросы заключения договора на вывоз ТКО будут регулироваться Постановлением правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами», которое еще не принято. Не совсем корректно оперировать нормативным актом, если он еще не принят, но будущие общие черты взаимоотношений сторон он позволяет определить.

Почитаем Проект Постановления правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» разработанный Минстроем России.

Рассмотрим основные положения, которые будут в будущем постановлении.

Региональные операторы будут заключать договор:

§ по МКД с тем, кто управляет домом — управляющей компанией (ТСЖ, ЖСК и т.п.) или непосредственно с собственниками;

§ по частному дому - с собственником жилого дома;

§ по иным производственным и нежилым зданиям — с лицами, владеющими такими зданиями, сооружениями на законных основаниях, в том числе с арендаторами зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков (все будет зависеть от заключенного договора между арендатором и собственником).

Договор на вывоз ТКО будет типовым, публичным и заключаться по фиксированной цене - это значит, что региональный оператор не сможет отказаться от заключения договора или изменить его текст утвержденный Правительством РФ.

Обязанность по обеспечению места для сбора отходов возлагается на собственников и управляющие компании , а региональный оператор будет отвечать за вывоз ТКО и их утилизацию.

Объем ТКО и его учет будет регулироваться отдельным Постановлением Правительства. Рабочее название этого будущего документа — правила коммерческого учета объема или массы твердых коммунальных отходов.

Если за вывоз ТКО не платить, то региональный оператор не сможет отказаться от его вывоза. Это будет парадоксом, но в проекте постановления установлено ограничительное правило для регионального оператора - он может отказаться от исполнения договора если есть просрочка, но не может отказаться если это приведет к нарушению санитарных правил. А как все понимают, если мусор не вывозить, то санитарные правила будут нарушаться. По всей видимости, эту коллизию исправят в окончательной редакции, т.к. если нет, то очень многие просто перестанут платить.

Право собственности на отходы переходит к оператору после того как их поместят в контейнер. Очень проблемный вопрос до недавнего времени, момент перехода права собственности, т.к. именно с этого момента собственник отвечает за отходы и все экологические платежи. Законодатель решил урегулировать эту проблему, но на наш взгляд интересным способом. По действующему законодательству экологические платежи оплачивает собственник отходов, думается, что введение этого правила увеличит стоимость услуг по вывозу ТКО на размер экологических платежей в бюджет.

Это основные положения, на которые мы решили обратить внимание в проекте постановления, а интересующиеся могут почитать сам проект отдельно . Весь проект мы рассматривать не будем, т.к. он еще не принят и его объем в формате pdf занимает 39 страниц. Там же можно взять к применению «Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» и спокойно, без спешки, ознакомиться с ним до его принятия.

После принятия НПА в окончательной форме мы постараемся вернуться к данному документу, если у читателей будут какие-то вопросы.

Уменьшение ответственности управляющих компаний

Несмотря на то, что изменение жилищного законодательства идет по пути усиления ответственности управляющих компаний перед потребителями, в Законе об изменениях неожиданно появилась норма, которая позволяет управляющим компаниям частично уйти от ответственности за некачественные услуги.

Реформирование жилищного хозяйства во многих муниципальных образованиях происходит с большими трудностями. В первую очередь это связано с отсутствием надлежащего финансирования со стороны региональных и федеральных властей реконструкции и модернизации коммунальных систем. Характерным примером подобной ситуации может служить отсутствие станции обезжелезивания в Воздвиженка Уссурийского городского округа. На протяжении многих лет жители военного городка получают ржавую воду и ситуация не стремится к улучшению. До принятия закона об изменениях в подобных ситуациях управляющие компании раз за разом получали штрафы за неоказание услуг надлежащего качества, но не могли ничего исправить, т.к. для решения подобных вопросов необходимо федеральное или региональное многомилионное финансирование.

Сейчас ситуация меняется. Нет, к сожалению не в пользу потребителя, а наоборот. Согласно новой редакции статьи 157 Жилищного кодекса РФ, если управляющая компания может доказать, что нет технической возможности предоставлять услугу надлежащего качества, и жилищный надзор это подтвердит - она не несет ответственность за качество предоставляемой услуги.Простыми словами - как текла ржавая вода, так она и будет течь, только за это теперь не кого наказать.

Увеличение ответственности потребителя (повышенные нормативы)

Стоит дополнительно остановится на увеличении ответственности потребителя за несоблюдение требований законодательства об обеспечении жилых помещений индивидуальными приборами учета.

Новые редакции статьи 157 Жилищного кодекса РФ и других, разрешают для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применять повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги.Простым текстом — если можно поставить прибор учета. но его не ставят, то будут повышенные нормативы.

Нормативы для коммунальных услуг мы уже приводили в материале « Реформа ЖКХ 2015-2017 г.г. Анализ изменений ЖК РФ. Часть 1. » и повторно не будем указывать ссылки на нормативные акты.

В качестве примера рассмотрим, Постановление Департамента по тарифам Приморского края № 33/4 от 12.08.2015 г. Итак, как мы видим, норматив на общедомовые нужды по холодной воде для многоквартирного дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением до 5-ти этажей - составляет 0,022 м3/м2. Этот норматив применяется если будет подтверждено, что на многоквартирный дом нельзя установить общедомовой прибор учета по холодной воде. А если можно?

Если собственники не захотели ставить на дом общедомовой прибор учета, при наличии возможности его поставить, то в этом же постановлении открываем Приложение №2 и читаем:

§ с 01.09.2015 по 31.12.2015 - 0,026 м3/м2 (+18%)

§ с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 0,031 м3/м2 (+40%)

§ с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 0,033 м3/м2 (+50%)

§ с 01.01.2017 - 0,035 м3/м2 (+60%)

Как ясно видно из приведенного примера, только за счет того, что собственники не поставили приборы учета их норматив на ОДН увеличивается на 60% с 01 января 2017 года. А многие удивляются почему цифры в квитанциях растут.

Такая же картина будет при анализе нормативов по другим коммунальным услугам и в отношении непосредственно собственников. Например, по электрической энергии, норматив для квартиры с 373 кВт*ч (1 ком. квартира, 1 человек, дом с ГВС и ЭП) увеличивается к 01.01.2017 г. до 596,8 кВт*ч, т.е. также на 60%.

Очень рекомендуем всем поставить приборы учета в своих квартирах, а также на многоквартирных домах, если до сих пор этого не сделано. Не стоит дарить деньги ресурсоснабжающим организациям и управляющим компаниям.

Увеличение количества квартир в домах для непосредственного управления

Небольшое изменение в Жилищном кодексе РФ, которое имеет положительные последствия. Как многие знают, такая форма управления многоквартирным домом, как непосредственное управление, очень хорошо себя зарекомендовала, т.к. позволяла избежать управляющим компаниям необоснованных штрафов, а жильцам — долгов за нерадивых соседей. Но после изменения 2014 года, законодатель ввел ограничение для многоквартирных домов, разрешив им выбирать непосредственное управление, только если квартир не больше 16.

Новое изменение расширяет перечень домов, для которых возможно непосредственное, и увеличиваетминимальное количество квартир до 30 , так-что многие дома могут вернуться обратно к этой форме управления. Будем надеяться, что законодатель все-таки увеличит количество квартир до 60, что позволит большинству многоквартирных домов использовать непосредственное управление.

Изменения о капитальном ремонте МКД

В завершении второй части нашего материала поговорим об изменениях в капитальном ремонте МКД.

Некоторые изменения носят чисто технический характер, например:

§ в региональную программу будут включать дома находящиеся в федеральной собственности (где один собственник);

§ региональная программа наконец-то имеет цель «контроль своевременности проведения капитального ремонта»;

§ дополнительные доходы от использования общего имущества можно направлять в фон капитального ремонта, не только в размере фонда, но и сверх него;

§ исключена возможность собственникам взять кредит на одних условиях, под установленный высокий размер отчисления на капремонт, а потом изменить способ отчисления и поставить банк перед фактом;

§ регламентирован порядок действий при банкротстве или ликвидации владельца специального счета;

§ региональным оператором разрешили объединяться в союзы, ассоциации и объединения;

§ региональный оператор также должен участвовать в контролируемых закупках;

§ гарантийный срок на капитальный ремонт составляет 5 лет.

Наряду с техническими ошибками, внесено и несколько важных моментов:

§ в региональную программу проведения капитального ремонта больше не будут включать дома, в отношении которых принято решение об их реконструкции или сносе;

§ ранее изменить срок капитального ремонта на более поздний могли только собственники, теперь и субъект. Хотя перечень для изменений небольшой, но он есть, а значит может быть изменен в будущем;

§ предусматривается возможность льготы для пенсионеров на оплату взносов за капитальный ремонт, для 70-ти лет - 50%, для 80-ти лет - 100%. Данные льготы должны будут предоставляться субъектом РФ на основании закона в виде компенсации. Надеемся. что в ближайшее время соответствующие законы будут приняты и льгота заработает;

§ ранее собственники не только принимали решение о формировании специального счета для капитального ремонта, но и определяли для каких работ этот счет формируется и в какой срок будет ремонт произведен. Теперь же, введено разделение: если собственники установили отчисление на спецсчет в размере минимального регионального уровня, то сроки и перечень работ определяются в соответствии с региональной программой, а если же собственники решили взнос увеличить, то только в этом случае они могут сократить сроки для капитального ремонта и увеличить объем работ.Простыми словами - если размер на капремонт, оставлять как у всех, то сроки и работы будут как у всех. Если хотите капремонт быстрее и лучше, то взнос надо увеличить.

§ установлен максимальный срок, в течение которого собственники новых домов не платят взносы на капитальный ремонт - это 5 лет;

§ ранее собственники. выбравшие способом формирования отчислений на капремонт «специальный счет» могли не оплачивать эти взносы и им ничего за это не было (достаточно известная схема ухода от оплаты взносов), теперь законодатель пресекает подобные действия. Орган жилищного надзора обязан принимать меры к выявлению задолженности по взносам и предупреждать владельца счета о необходимости устранять недостатки. Если задолженность не будет погашена, то денежные средства на капитальный ремонт переводят на регионального оператора.

§ введен интересный запрет для банков, теперь они не могут отказаться от заключения договора на ведение специального счета. Это значит, что можно обращаться в любой банк, а высокие проценты оспаривать в суде. Надеемся, что введение подобной практики уменьшит расходы собственников при ведении специального счета.

§ региональным операторам предоставлены права на получение процентов с банков за пользование денежными средствами собственников. Если денежные средства копятся, и временно не нужны региональному оператору, он может их положить в банк под процент. Почему то нам думается, что теперь свободных денег у операторов станет меньше.

§ если региональный оператор признается банкротом, то это не касается денег собственников. Очень большой плюс.

§ собственники могут провести какие-то работы по капитальному ремонту самостоятельно. Если это произошло без привлечения бюджетных средств или средств регионального оператора, то стоимость этих работ засчитывается региональным оператором. Стоимость работ засчитывается по предельным размерам в счет будущих платежей, что в свою очередь должно уменьшить взнос на капитальный ремонт.

§ установлен 10-ти дневный срок для регионального оператора, в течение которого он обязан передать все документы по произведенному капитальному ремонту тем, кто управляет домом (УК, ТСЖ. ЖСК и т.п.).

В следующей части поговорим об изменениях затронувших не только Жилищный кодекс РФ, но и другие федеральные законы.

1. На сайте Реформа ЖКХ п.5 (формы 1.2) = п.7 (формы 2.8) «Начислено за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту» + п.40 (формы 2.8) «Начислено потребителям (коммунальные услуги)» по каждому МКД. В соответствии с п.23 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в отчете о финансовых результатах выручка от реализации отражается без НДС. П.5 формы 1.2 «Сведения о доходах, полученных в связи с оказанием услуг по управлению МКД» должен совпадать со строкой 2110 «Выручка» отчета о финансовых результатах. На вебинаре 02.03.2016г. было оговорено, что форму 2.8 необходимо заполнять с учетом НДС. Но, тогда не будет достигнуто вышеуказанное равенство. В связи с этим у Нас возникает вопрос: как правильно заполняется форма 2.8? С учетом НДС или без? Просьба прислать аргументированный ответ, ссылаясь на законодательство.

Изучив Ваш вопрос и законодательство РФ пришли к следующим выводам:
Мы предполагаем, что в форме 2.8 нужно размещать сведения с НДС в связи с тем, что (из первого пункта следует второй и т.д.):
1) форма 2.8 - это бухгалтерский учет;
2) квитирование собственников также является бухгалтерским учетом;
3) квитирование является информацией о товаре, услуге (чеком, договором и т.д.);
4) в соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" информация о товаре обязательно должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Под полной суммой подразумевается стоимость услуги, включая НДС .

2. Ответьте пожалуйста на два вопроса (наше ТСЖ "Сатурн" находится в Московской области):
1. Обязаны ли мы размещать информацию в ГИС ЖКХ?
2. Наступит ли с 1 июля 2016 г. административная ответственность для ТСЖ и ЖСК Московской области, не разместивших или неполностью разместивших информация в ГИС ЖКХ

1. Все УК, ТСЖ и другие организации, занимающиеся деятельностью по управлению МКД обязаны регистрироваться в ГИС ЖКХ и размещать в системе информацию о своей деятельности.
2. Ответственность за неразмещение либо неполное размещение поставщиками информации в ГИС ЖКХ наступает с 01.07.2016г. в соответствии со ст. 13.19.2 КоАП РФ.

3. Подскажите, у нас как у управляющей компании заключен договор с ТСЖ.
У них подвязаны дома к себе на портале ГИС ЖКХ. Мы к себе эти дома подвязать не можем, чтобы размещать информацию. Размещаем договор, но он не переходит в статус действующий т.к. не можем подкрепить дома. Что нам делать?

После принятия решения о смене способа управления, т.е. переходе МКД к УО, Вы должны предоставить сведения в ГЖИ. ГЖИ вносит сведения о МКД в реестр лицензии и только после этого Вы можете размещать на ГИС ЖКХ информацию по новому дому.
ТСЖ, в свою очередь, должно внести изменения в систему и "расторгнуть" договор управления с МКД, тем самым, “открепить” от себя дома.

4. Подскажите, пожалуйста, включать ли с 01.04.2016 в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды,электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Если у вас появились вопросы, пишите нам на электронную почту . Ответы вы увидите у себя на почте или в блоге в виде постов. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

В течение последних 6 лет в России системно формируются благоприятные и комфортные условия для ведения бизнеса в сфере ЖКХ. Приняты решения для активного привлечения в отрасль частных инвестиций. Рынок концессионных проектов в сфере ЖКХ сформирован и активно развивается. За 6 лет количество аварий в сфере жилищно-коммунального хозяйства на объектах теплоснабжения снизилось в 1,6 раза, на объектах водоснабжения - в 1,9 раза (на 39% - с 9397 единиц до 5738 единиц и на 48% - с 142 893 единиц до 74 412 единиц соответственно). Программы переселения из аварийного жилья выполнены на 97,8% плановых показателей: расселено 673,3 тыс. человек из 10,55 млн кв. м аварийного жилья.

Системно формируются благоприятные и комфортные условия для ведения бизнеса в сфере ЖКХ. Приняты решения для активного привлечения в отрасль частных инвестиций. Рынок концессионных проектов в сфере ЖКХ сформирован и активно развивается. По данным на январь 2018 года, в России заключено 1831 концессионное соглашение в сфере ЖКХ в 72 регионах страны на сумму инвестиционных обязательств 257 млрд рублей.

В регионах, в которых реализуются концессии, аварийность в теплоснабжении снизилась на 47%, потери в сетях сократились на 18%. В сфере водоснабжения аварийность снизилась на 21%, сократились потери на 14%.

В целом за 6 лет количество аварий в сфере жилищно-коммунального хозяйства на объектах теплоснабжения снизилось в 1,6 раза, на объектах водоснабжения - в 1,9 раза (на 39% - с 9397 единиц до 5738 единиц и на 48% - с 142 893 единиц до 74 412 единиц соответственно).

Годовой оборот рынка управления жильём в России составляет 500 млрд рублей. В стране 2,4 млн многоквартирных домов. С мая 2015 года введено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, которое ещё на первом этапе не прошли 13% управляющих компаний. Уже после введения лицензирования по тем или иным причинам, в том числе по жалобам граждан, лицензий лишились 437 управляющих компаний. По данным государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, на 1 ноября 2017 года в стране действует 20 448 лицензий.

За период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года органы государственного жилищного надзора провели 837 988 проверок (по лицензионному контролю - 610 724 проверки, по жилищному надзору - 227 264 проверки), по итогам которых выявлено 1 561 260 нарушений (из них по лицензионному контролю - 1 119 885 нарушений, по жилищному надзору - 441 375 нарушений).

В региональные программы капремонта включено более 745 тыс. многоквартирных домов. В 2017 году капитальный ремонт выполнен в 46 251 многоквартирном доме общей площадью 172,8 млн кв. м, в которых проживают 6,3 миллиона человек.

Средний размер минимального взноса на капитальный ремонт в 2017 году составлял 6,59 рубля за 1 кв. м (в 2016 году - 6,28 рубля за 1 кв. м, в 2015 году - 6,26 рубля за 1 кв. м). Важным показателем является рост собираемости взносов на капитальный ремонт. За 2017 год начислено 186 323,3 млн рублей, собрано 171 621,57 млн рублей, показатель собираемости взносов достиг 92,11%, тогда как в начале действия программы он был 75,8%. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 6,38%. Правительство следит за тем, чтобы платежи за капремонт были посильны для населения. Расширяется число категорий населения, имеющих льготы по оплате капитального ремонта.

Установлен многоступенчатый контроль качества ремонта: 5 лет гарантии на все работы; в приёмке работ участвуют представители собственников, управляющей компании; проводится предварительный отбор добросовестных подрядчиков, а затем сам конкурс проводится только среди компаний, уже доказавших свою компетентность и надёжность.

Принята нормативно-правовая база, направленная на стимулирование проведения капитального ремонта с использованием энергоэффективных технологий, утверждён примерный перечень действий при капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов, осуществление которых в большей степени способствует энергосбережению и эффективности.

На федеральном уровне введён единый подход по определению размера предельной стоимости услуг (работ) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Создан механизм реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2016 года по исполнению обязанности проводить капитальный ремонт бывшим наймодателем и усилению работы по информированию собственников о работе региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов.

Действует государственная информационная система ГИС ЖКХ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Система состоит из открытой части, в которой размещена общедоступная информация, и закрытой, где используются личные кабинеты граждан, органов власти и участников рынка ЖКХ. Каждый человек может узнать в системе полные и актуальные сведения о выполняемых по дому работах, в том числе по капитальному ремонту, и оказываемых услугах, о начислениях за жилищно-коммунальные услуги, об управляющих и ресурсоснабжающих организациях своего дома. Органам власти система помогает принимать взвешенные управленческие решения на основе актуальной аналитической информации. Работа по созданию ГИС ЖКХ велась в течение трёх лет. 1 июля 2016 года система была введена в промышленную эксплуатацию на всей территории страны. Обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ наступила с 1 июля 2017 года, а административная ответственность за её неразмещение - с 1 января 2018 года. Теперь граждане имеют удобный и всегда актуальный инструмент контроля и мониторинга потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за них.

Источник - government.ru

Реформы, ожидающие в ближайшее время ЖКХ, призваны повысить его прозрачность, усилить конкуренцию между управляющими компаниями, а заодно и контроль над ними со стороны государства и собственников жилья.

Неблагополучие ситуации в ЖКХ, отсутствие видимой положительной динамики в развитии и его высокая социальная значимость служили и служат стимулом постоянных реформ, предпринимаемых государством. К указанным факторам стоит также добавить и высокую фрагментарность комплекса – число игроков здесь исчисляется десятками тысяч: по данным главного государственного жилищного инспектора РФ Николая Васютина, в сфере управления жилищным фондом в настоящее время работают 14,8 тысячи управляющих компаний, 73,3 тысячи ТСЖ и еще 11,5 тысячи ЖСК. Уследить за таким числом сравнительно небольших компаний у муниципальных властей получалось и получается далеко не всегда. Как следствие – постоянные жалобы собственников жилья, лжебанкротства УК, низкая платежная дисциплина при расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

На таком фоне введение обязательного лицензирования для управляющих компаний, которое должно пройти до 1 мая 2015 года, выглядит как шаг к упорядочению отраслевых игроков. Как сказал на всероссийском совещании «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных условий проживания граждан», проходившем в начале октября 2014 года, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис, основная цель лицензирования – «создать удобный, работоспособный механизм очищения рынка от недобросовестных участников; запустить конкуренцию в этой сфере». Предполагается, что с введением лицензирования ужесточится и ответственность УК перед собственниками жилья. По новым правилам, если управляющая компания получает два административных взыскания по одному дому, права управлять этим домом она лишается. Если соответствующая управляющая компания управляет несколькими домами и таких домов набирается порядка 15 процентов, то она лишается лицензии полностью, а ее руководитель теряет право возглавлять подобного рода организации.

По словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, планируется создать единый открытый федеральный реестр всех, кто будет лицензирован, а также единый открытый федеральный реестр по дисквалифицированным руководителям управляющих компаний. Эти реестры будут размещены на сайте Минстроя, а также на портале Государственной информационной системы ЖКХ.

Еще одной реформой, которая надвигается на ЖКХ, может стать изменение порядка расчетов управляющих компаний с поставщиками ресурсов. Согласно данным доклада Центра изучения региональных проблем, по итогам 2013 года задолженность за услуги и ресурсы ЖКХ в России выросла до 886 млрд рублей. Одна из причин такого положения состоит в том, что, по действующему законодательству, управляющие организации обязаны оплатить весь поставленный ресурс (воду, тепло) вне зависимости от того, сколько средств им в свою очередь перечислили за это жильцы. Разницу между собранными с собственников деньгами и счетом, выставленным ресурсниками, УК обязаны покрывать из своих средств. В результате, по оценке Фонда содействия реформированию ЖКХ, более 40% УК страны уже находятся в дефолтном или преддефолтном состоянии. Существующий механизм приводит также к тому, что в условиях крайней непрозрачности финансовых потоков в ЖКХ и отсутствия у всей цепочки участников рынка четких критериев ответственности есть где разгуляться недобросовестным УК. Новый механизм (соответствующие поправки сейчас рассматриваются Госдумой), как предполагается, избавит управляющие компании от функций посредника по этим платежам – средства за ресурсы, потребленные квартировладельцами, пойдут напрямую поставщикам.

УВЕЛИЧЕНИЕ ТАРИФОВ ЖКХ

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 № 2464-р, опубликованное на официальном портале правовой информации, установило повышение тарифов на коммунальные услуги в стране по всем регионам. В среднем «коммуналка» для жителей страны подорожает на 4 %.

Рост цен запланирован с 1 июля 2017 года. Меньше всего ЖКУ подорожают в Северной Осетии, там тарифы вырастут на 2,5 %. «Лидером» по увеличению цен стала Москва - столичным жителям придется платить на 7 % больше.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И «ОБЩИЙ КОТЕЛ»

Справороссы в Госдуме России добились сокращения срока перевода взносов за капремонт со счета регионального оператора на спецсчет многоквартирного дома. Это время сокращено с двух лет до года. Кроме того, теперь разрешено в случае аварийной ситуации или стихийного бедствия проводить экстренный капремонт за счет собранных средств.

ЗАМЕНА КИЛОВАТТ И КУБОМЕТРОВ НОРМАТИВОМ

Решение о переносе ОДН из коммунальных услуг в жилищные было принято Федеральным законом от 29.06.2015 №176-ФЗ заменяет плату за общедомовое потребление электроэнергии и воды с киловатт и кубометров на плату по нормативу.

Теперь мы с вами будем платить в УК или ТСЖ одну и ту же сумму, а управляющая организация рассчитается за воду и свет с ресурсниками по общедомовому счетчику. Если общий счетчик накрутит больше «кубов» или киловатт, чем значится по нормативу, за излишки рассчитается управляющая компания. Если меньше, то оставшиеся деньги останутся на балансе УК.

ПЛАТИМ ЗА ОБЩЕДОМОВЫЕ УНИТАЗЫ?

С 1 января в указанные общедомовые расходы включают помимо расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии также расходы на отведение сточных вод.

Плата за общедомовое водоотведение, против которой столько боролись справедливороссы и которая в итоге была признана незаконной, снова возвращается в квитанции? При этом никаких унитазов в подъездах, разумеется, не установлено. С какой стати жильцы должны оплачивать эту мифическую услугу?

Более того, до сих пор нет норматива на общедомовое водоотведение. Выходит, плату будут брать с «потолка»? Многие регионы уже объявили: сейчас деньги за ОДН-канализацию брать не будем. Решили ввести эту строчку в квитанцию с 1 июля 2017 года. А пока придумывают норматив. А в вашей квитанции уже появилась такая строчка?

НОРМАТИВ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

Первыми, кто публично вздрогнул после получения январских квитанций, стали Омская и Псковская области. И есть от чего! К примеру, в Псковской области буквально накануне 1 ноября Госкомитет по делам строительства и ЖКХ принял Приказ №123-ОД «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН».

Ранее, например, норматив ОДН для ХВС был установлен 0,035 куб. м на 1 кв. м уборочных площадей для всех домов, а теперь для 5 этажек этот норматив составляет 0,223 - рост в 6,4 раза! Теперь, согласно норматива ОДН на воду, однокомнатная квартира в 5-этажной хрущевке в 32 кв. м «потребляет» почти 7,5 кубометра воды в месяц.

Вдумайтесь: 7,5 «куба» в месяц! Только с одной квартиры. На площадке 4 квартиры, в подъезде - 20 квартир. Если даже с «однушки» по нормативу 7,5 «куба» берут, это же можно прачечный комбинат открыть, а не раз в неделю ведром воды влажную уборку всего подъезда делать!

Минстрой РФ увещевает, что переезд ОДН из коммунальной в жилищную строчку на стоимости квитанции не скажется. А если она и подрастет, то несущественно. Организация, призванная защищать права жителей, под названием «ЖКХ-контроль» поддерживает коллег из Минстроя: дескать, новые правила не ударят по кошельку россиян, а в случае бешеных платежей гражданам следует жаловаться в Госжилинспекцию.

Есть подозрение, что в феврале все ГЖИ страны будут завалены жалобами людей, которые не понимают, почему за общедомовую воду и свет берут такие бешеные платежи.

ПРИВАТИЗАЦИЯ

Правительство одобрило идею бессрочной бесплатной приватизации жилья для всех категорий граждан, которую много лет подряд озвучивала партия «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым.

В начале февраля 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал бессрочное продление бесплатной приватизации. Хотя совсем недавно правительство, напротив, выступало за ее прекращение. Ранее Госдума приняла в первом чтении инициированный «Единой Россией» законопроект, согласно которому возможность бесплатно приватизировать жилье после 1 марта 2017 сохранялась лишь за отдельными категориями граждан.

Теперь благодаря справороссам приватизация станет бессрочной для всех жителей страны.

РЕГИСТРАЦИЯ В АПАРТАМЕНТАХ

Среди проблем сферы ЖКХ Галина Хованская назвала продажу апартаментов гражданам в качестве жилья. Ведь апартаменты - это объекты нежилого фонда и, продавая их гражданам, строительные компании просто обманывают людей.

Граждан вводят в заблуждение строительные компании, занимающимиеся такого рода деятельностью сознательно, - предупредила Галина Хованская . - Они не объясняют людям, что им придется платить налог не на жилые помещения со всеми льготами, а для нежилых помещений. За коммунальные услуги придется платить по значительно более высоким тарифам. Возможности зарегистрироваться, чтобы отправить ребенка в детский сад или школу, тоже нет. То есть граждане лишены в большом объеме жилищных и социальных прав.

Кроме того, документация для строительства жилого и нежилого дома существенно отличается, пояснила депутат, так как к жилому дому требования гораздо выше, и, следовательно, цена выше. Депутат направила парламентский запрос председателю правительства Дмитрию Медведеву с просьбой разъяснить позицию кабмина.

В лучшем случае - это введение в заблуждение застройщиком публичной власти, а в худшем - сговор и коррупция.