Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сущность черты типы переходной экономики. Понятие переходной экономики и ее черты

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представ­ляет собой преобразование всей системы экономических отно­шений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это пере­ходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчи­ва. Переходная экономика предполагает поиск новых более эф­фективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное дви­жение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуа­цию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития пе­реходной экономики могут быть вариантны. Экономические ре­формы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожида­ний. Многие экономические преобразования либо не дали поло­жительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяй­ственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер про­тиворечий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (меж­ду новыми и старыми элементами производственных отноше­ний), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из­менить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобра­зование одной экономической системы и формирование другой.

Но одновременно этот «компромиссный» путь позволил сохранить социальную стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной экономики, имеющая следующие основные черты:

1. союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов - группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть этих элит;

2. номенклатурное предпринимательство - участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;

3. нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.;

4. неравные условия конкуренции - как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства - подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;

5. сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По этой причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;

6. высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);

7. слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, которая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «своих» нормами;

8. значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности. В сложившейся в России системе теневая экономика представляет собой реакцию субъектов рынка на чрезмерную бюрократизацию хозяйственной жизни, высокое налогообложение и т.д. Неэффективность государственных структур обусловливает поиск экономическими агентами субститутов (заменителей) правового государства. Теневая деятельность присутствует в работе практически всех организаций, включая государственные учреждения.

Таким образом, сложившаяся в России модель переходной экономики, представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них является стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для своих», т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку государства. Это модель, при которой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете - на экономический застой.

Преодоление этих недостатков достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил игры».

Экономическое развитие неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Сегодня пристальное внимание как российских и зарубежных ученых, так и широкой общественности, привлекают сложные и противоречивые преобразования, проходящие в постсоциалистических странах, в том числе и в России. В этой главе мы рассмотрим сущность переходной экономики, ее основные черты, варианты перехода к рынку, а также специфику реформ в ряде постсоциалистических стран.

Переходная экономика: сущность и особенности

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансформации. Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны или стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика много- укладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей ак­цент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального об­щества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансфор­мации.Транзитология (экономика переходного периода) - эконо­мическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к каче­ственно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представ­ляет собой преобразование всей системы экономических отно­шений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это пере­ходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчи­ва. Переходная экономика предполагает поиск новых более эф­фективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное дви­жение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуа­цию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития пе­реходной экономики могут быть вариантны. Экономические ре­формы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожида­ний. Многие экономические преобразования либо не дали поло­жительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяй­ственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер про­тиворечий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (меж­ду новыми и старыми элементами производственных отноше­ний), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из­менить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобра­зование одной экономической системы и формирование другой.

Вопрос 12

Денационализация (Разгосударствление ) - процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

1) снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

2) о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.

Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

Вопрос 13

Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Разгосударствление и приватизация - не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой - форм и содержание отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным объектам аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной в огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов - государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Цели и задачи приватизации были определены в Государственной программе приватизации - это:

1. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.

2. Создание конкурсной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.

3. Привлечение иностранных инвестиций.

4. Социальная защита народа и развитие инфраструктуры за счет приватизации.

5. Содействие процессу стабилизации финансового положения.

6. Создание условий и организационных структур для приватизации 93, 94 г.

7. Создание широкого слоя собственников.

Были созданы органы для проведения приватизации:

1. ГосКомИмущество.

2. Федеральный фонд имущества.

Этапы приватизации государственных и муниципальных предприятий:

1. Определение адресности собственности и подведомственности.

2. Оформление заявки на приватизацию. (ГосКомИмущество).

3. Создание комиссии по приватизации.

4. Определение способа приватизации.

5. Инвентаризация, оценка имущества.

6. Информирование продавцов о приватизации предприятия.

7. Юридическое оформление результатов приватизации.

8. Заключение договора купли-продажи после приватизации.

Приватизация в России - приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, как утверждает Владимир Мау, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительствомзатрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация - захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей .

По мнению Владимира Мау, главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, считает Мау, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность - их директоров . Однако сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что приватизация была проведена с единственной целью не допустить прихода коммунистов к власти .

Вопрос 14

Натуральное хозяйство - примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

Главными чертами натурального хозяйства являются неразвитость общественного разделения труда, изолированность от внешнего мира; самообеспеченность средствами производства и рабочей силой, возможность удовлетворения всех или почти всех потребностей за счет собственных ресурсов.

Развитие производительных сил общества и общественного разделения труда объективно подготавливают условия для смены натурального хозяйства товарным, где происходит специализация производителей на изготовлении одного какого-либо товара.

В рабовладельческом обществе и при феодализме натуральное хозяйство оставалось господствующим, несмотря на развитие обмена и товарно-денежных отношений.

Натуральное хозяйство до настоящего времени сохранилось в экономически отсталых районах земного шара (Азия, Африка, Латинская Америка), где до колонизации их европейцами господствовали родо-племенные или феодальные отношения. В странах, освободившихся от колониальной зависимости в середине XX века 50-60% населения было занято в натуральном или полунатуральном хозяйстве.

В современной России натуральное хозяйство представлено личными подсобными хозяйствами крестьян и садово-огородными участками городских жителей.

товарное производство - это такой вид организации, при котором все продукты создаются для продажи на рынок. Возникает из-за общественного разделения труда и ведётся экономически обособленными производителями

Простое товарное производство - производство продуктов для обмена между самостоятельными частными производителями-крестьянами и ремесленниками. Его существенные черты следующие:

1. Общественное разделение труда как материальное условие существования товарного производства.

2. Частная собственность на средства производства и продукты труда.

3. Личный труд собственника на средства производства, удовлетворение общественных потребностей осуществляется посредством купли-продажи продуктов труда.

4. Экономическая связь между людьми осуществляется через рынок, то есть носит общественный характер.

Типичные черты

§ является открытым;

§ оно происходит на общественном разделении труда;

§ облегчено применением машинной техники;

§ экономическое обособление производителей.

Вопрос

Това́р - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи. , продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Два свойства товара и противоречие между ними обусловлены двойственным характером труда. Труд является одновременноконкретным и абстрактным .

Конкретный труд – это труд конкретных производителей в его качественно определенной форме. Это полезный труд определенного вида, специальности, качества. Конкретный труд одного вида отличается от конкретного труда другого вида, как производимые ими потребительные стоимости. Как и потребительная стоимость, конкретный труд является вечным и естественным условием жизни общества независимо от формы производства. Совокупность качественно разнородного полезного труда является общественным разделением труда. Разные виды труда не только отличаются один от другого, но и имеют общее – затраты рабочей силы, мускулов, нервов, мозга.

Труд производителей, который рассматривается как затраты рабочей силы вообще, называетсяабстрактным.

Абстрактный труд создает стоимость товара. При ее определении следует абстрагироваться от качественных отличий конкретных видов труда. Если нет товарного производства, нет товара с его двумя свойствами, нет абстрактного труда и порождаемой им стоимости. Это общее, что присуще многим видам конкретного труда. Абстрактный труд отражает отношения товаропроизводителей и присущ лишь товарному производству.

В условиях частной собственности конкретный труд выступает как частный труд. В то же время труд отдельных производителей приобретает скрытый общественный характер (производство не для себя, а для других). Но признание труда, как необходимого обществу, происходит через обмен, опосредствованно.

При капитализме существует противоречие между частным и общественным трудом, так как не всегда частный труд получает общественное признание. Последствия – кризисы, диспропорции, анархия.

Создание нового товара

Каждая фирма хочет создать товар, который мог бы занять ведущие позиции на рынке. На это ежегодно тратятся большие суммы денег. Но лишь немногие из созданных товаров находят всеобщее признание. Разработать, создать и изготовить хороший товар довольно сложно. Это требует как проведения соответствующих научных исследований, так и достаточного творчества со стороны разработчиков.

Проводимые исследования позволили установить, что примерно 80 % новых товаров, ежегодно выводимых на рынок, терпит неудачу. Анализ такого положения показывает, что основными причинами неудач новых товаров являются:

Неправильная оценка потребностей потребителей;

Неверное позиционирование товара;

Неудовлетворительный уровень качества;

Недостаточно полное и обоснованное исследование рынка;

Недостаточный учет существующей конкуренции.

Билет 16

Дальнейшее развитие теория стоимости получила у Карла Маркса. В своём главном экономическом труде «Капитал», исследуя рабочую силу как специфический товар, Маркс выявил и проанализировал прибавочную стоимость, которая формирует прибыль. Маркс отмечал, что стоимость товаров зависит не столько от затрат рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от затрат рабочего времени для производства аналогичных товаров в нынешних условиях.

Как до, так и после Маркса регулярно появлялись и появляются упрощённые экономические модели, в которых стоимость зависит от рабочего времени. Главным объектом упрощений является «рабочая сила». В отличие от Маркса, рабочую силу не рассматривают как товар со своей собственной стоимостью. Предлагается лишь учёт непосредственного времени работы, без учёта её интенсивности и сложности (уровня необходимой предварительной подготовки). Факторы влияющие на стоимость

Высокие требования к качеству производимых нами работ позволяют в итоге получить продукт, который успешно внедряется в среду Заказчика и позволяет реализовывать высокую степень защиты информации в сочетании с высокой надежностью и качеством данных.

Однако специфика разработки программного обеспечения под нужды наших клиентов накладывает свой отпечаток, заставляя подходить к каждому проекту индивидуально и подбирать требования к результатам проекта с учетом мнения и пожеланий клиента.

В связи с этим мы предлагаем нашим клиентам довольно широкий выбор возможностей для самостоятельного определения сроков, качества и, соответственно, стоимости проекта, и приводим ряд тезисов, которые позволяют изменять сроки, качество и стоимость проекта и находить возможные компромиссы:

1. Отказ от функциональности и возможностей, изначально предусмотренных в проекте, ведет к сокращению сроков разработки(и тестирования). Отказ от функциональности, суммарно превышающей по трудозатратам 5% от общих трудозатрат на проект, по взаимному согласию сторон, может привести и изменению стоимости проекта в сторону уменьшения.

2. Снижение требований к контролю качества продукта приводит к сокращению сроков разработки и снижению стоимости проекта (ценой снижения качества конечного продукта).

3. Сокращение сроков разработки по просьбе Заказчика приводит к увеличению стоимости работ.

4. Требование новой функциональности и возможностей, изначально не предусмотренных в проекте и суммарно превышающих по трудозатратам 5% от общих трудозатрат на проект, ведет к увеличению сроков разработки (и тестирования) и стоимости проекта.

5. Отказ Заказчика от предоставления компанией исходных кодов программы приводит к уменьшению стоимости проекта на сумму стоимости лицензий на дополнительные компоненты сторонних производителей, использованных Исполнителем (за исключением особых случаев лицензирования) и не влияет на качество или сроки выполнения работ.

6. Отказ Заказчика от исключительных имущественных прав в пользу компании «ФронтСофт», в случае принятия такого предложения приводит к уменьшению стоимости проекта и не влияет на качество или сроки выполнения работ. Указанное предложение Заказчик может направить только до момента оплаты первого этапа работ по проекту.

7. Увеличение сроков проекта по инициативе Заказчика, при условии, что подобное желание высказано до момента заключения договора и принято компанией, ведет к уменьшению стоимости проекта.

8. Отказ со стороны Заказчика от выполнения ряда предложенных (на этапе согласования проекта) работ, ведет к сокращению сроков и стоимости разработки (и тестирования). Однако, в случае отказа клиента от обязательных по мнению компании работ, в предоставлении гарантийного обслуживания может быть отказано.

Закон стоимости

Закон стоимости

Закон стоимости - это объективный экономический закон товарного производства, регулирующий взаимоотношения между товаропроизводителями по поводу производства и обмена товаров. Закон стоимости носит исторический характер. Он появился вместе с товарным производством и исчезнет вместе с исчезновением товарного производства.

Двойственный характер труда в условиях товарного производства обусловливает двойственность продукта труда: продукт труда, получающий форму товара, обладает способностью удовлетворять определенную потребность и вместе с тем представлять затраты общественного труда.

Потребителя в товаре интересует полезность, для производителя товар выступает как определенная затрата труда, которая должна быть ему компенсирована. Это возмещение совершается с помощью труда, но затраченного в другой форме.

Одним из основных принципов взаимоотношений между товаропроизводителями на рынке является возмездность. Он гласит, что рыночная сделка, акт купли-продажи всегда связаны с возмещением затрат производителя за счет средств, полученных от покупателя товара. Таким образом, возмезность, во-первых, означает обязательное возмещение затрат, осуществленных в процессе производства продукции, а во-вторых, характеризует источник возмещения. Всякий нормальный товарообмен может и должен происходить только в возмездной форме. Возмездность является действенным механизмом организации справедливых отношений между партнерами на рынке.

Взаимные отношения производителя и потребителя предполагают не возмездность вообще, безотносительно к ее количественной границе, а возмездность в определенных пределах.

Количественным пределом возмездности при обмене товаров является эквивалентность, т. е. какое-либо количество одного вида труда должно обмениваться на равное количество другого вида труда. Принцип эквивалентности определяет конкретные пропорции обмена, конкретные меновые соотношения. К. Маркс отмечал, что, согласно закону стоимости «обмениваются эквиваленты, обменивается равное количество труда на равное количество труда».

Эквивалентным может быть признан только тот обмен, где товары обмениваются по стоимости, в соответствии с содержащимися в них затратами общественно необходимого труда. Поскольку денежным выражением стоимости, показателем её величины, выступают цены, то отчетливо просматривается связь между эквивалентностью обмена и обоснованностью цен.

Первоначально, когда обмен носил случайный характер, пропорции обмена складывались случайно, эквивалентность не всегда имела место. С развитием обмена, и особенно с появлением денег как всеобщего эквивалента, меновые пропорции принимают более устойчивый характер, в них все полнее реализуется принцип эквивалентности. Однако дальнейшее развитие товарного производства и превращение его в капиталистическое вновь нарушает устойчивый характер эквивалентности, эквивалентность в обмене прокладывает себе дорогу через множество отклонений.

Компенсация затрат труда при товарном обмене требует приравнивания разнородных продуктов трудакак соизмеримых величин. Возмездность требует единого критерия для сравнения. Таким критерием является лишенный различий однородный общечеловеческий абстрактный труд.

В товарном производстве принцип эквивалентности служит формой проявления закона стоимости. Согласно закону стоимости, стоимость каждого товара определяется общественно необходимым трудом, затрачиваемым на его производство, обмен одного товара на другой совершается по принципу эквивалентности, а сумма цен всех произведенных товаров равна сумме их стоимостей.

Закон стоимости проявляется как закон цен. Его функции осуществляются как при равенстве цен и стоимостей, так и при их расхождении. Регулирующее действие закона стоимости проявляется через механизм рыночных цен, через их колебания вокруг стоимости или ее модифицированной формы.

При зарождении товарно-денежных отношений имели место простая или случайная форма стоимости, затем развернутая, всеобщая и, наконец, денежная. С превращением простого товарного производства в капиталистическое стоимость модифицируется в цену производства, а закон стоимости - в закон цен производства. Однако и здесь взаимные отклонения рыночных цен от цены производства, вызываемые конкуренцией, погашаются, и в конечном итоге сумма цен совпадает с суммой цен производства.

В условиях господства монополий отклонение цен от стоимости усиливается. Монопольные цены обеспечивают перераспределение национального дохода в пользу монополий. Однако и монопольные цены не могут ликвидировать эквивалентность обмена: то, что получают монополии, то теряют трудящиеся массы и немонополизированные предприятия.

Под действием закона стоимости происходит регулирование объемов производства и распределение средств производства и рабочей силы между различными отраслями и сферами производства. Стоимостной механизм регулирования пропорций производства, основанный на законе стоимости, заключается в следующем. Если производство какого-либо товара не удовлетворяет спрос на него, то это приводит к росту рыночных цен на товар, росту доходов товаропроизводителей. Высокие доходы привлекают в данную отрасль ресурсы из других отраслей, где доходы меньше. Производство товара расширяется. Если же производство данного товара превысит общественную потребность в нем, то цена, а вместе с ней и доходы упадут, производственные ресурсы из этой отрасли перетекут в другие отрасли, где доходы выше.

Закон стоимости обусловливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношенияих индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми затратами, стимулирует снижение индивидуальных затрат. Производители, имеющие индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых, могут продавать свои товары по ценам, которые ниже общественно необходимых затрат, но вышеих индивидуальных затрат, и получать дополнительный доход. Однако положение таких товаропроизводителей нельзя считать абсолютно гарантированным: если они не будут применять более эффективные методы производства, то утратят свое преимущество. Закон стоимости, таким образом, побуждает товаропроизводителей повышать производительность труда.

Закон стоимости стимулирует развитие производства, способствует прогрессу производительных сил общества. При этом он действует как принудительная сила, заставляющая товаропроизводителей быстро вводить усовершенствования, т. к. в противном случае перед ними неминуемо встает вопрос выживаемости в конкурентной борьбе.

Закон стоимости действует не изолированно, а в системе объективных экономических законов. Характер действия закона стоимости и его последствия определяются также господствующими производственными отношениями. Действие закона стоимости можно ограничить, но его нельзя отменить. Закон стоимости - объективный экономический закон товарного производства, который будет действовать до тех пор, пока будет существовать товарное производство.

Стоимость

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сто́имость - основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.

Стоимость в статистике - произведение цены товара на его количество.

Стоимость в повседневной речи - цена товара («сколько сто́ят спички?» ), затраты на приобретение («мне это стоило 1000 руб.» ). Близко к терминам затраты, себестоимость.

Теории стоимости

Являясь фундаментальной экономической категорией, стоимость, тем не менее, крайне трудно поддаётся пониманию и анализу.

Классические экономисты, такие как Адам Смит и Давид Рикардо, разработали базовые элементы трудовой теории стоимости . Наиболее полную форму эта же теория получила в экономических трудах Карла Маркса.

Многие западные экономисты отрицают трудовой характер стоимости. Они акцентируют внимание на полезности (потребительной стоимости) товара, как на главном мотиве к обмену. Они считают, что пропорцию обмена диктует полезность и редкость , а также желание обладать полезными и редкими предметами. Возможно, большинство современных западных экономистов придерживается теориипредельной полезности.

Трудовая теория стоимости

Согласно этой теории в основе стоимости лежит общественно необходимое рабочее время (затраты труда) на производство товара, при этом труд подразумевается не конкретный, а абстрактный - упрощённый и усреднённый для текущих типичных условий производства. По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике В. В. Леонтьева, трудовая теория стоимости на сегодня наиболее исчерпывающе объясняет базовые экономические явления.

Взгляды о том, что труд лежит в основе стоимости (цены) зародились ещё в Древней Греции. Уже Аристотель указывал, что «справедливое равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца» . Эти идеи развивали многие другие мыслители, в том числе Джон Локк, Уильям Петти. Однако все они обмен товаров неразрывно связывали с его полезностью для потребителя. Адам Смитсделал значительный шаг вперёд в объяснении природы стоимости. Он отделил «потребительную стоимость» (ценность для потребителя, полезность) от «меновой стоимости» (стоимость, которая регулирует отношения приобмене). Давид Рикардо последовательно разработал положение о труде, как единственном источнике меновой стоимости. Дальнейшее развитие теория стоимости получила у Карла Маркса. В своём главном экономическом труде «Капитал», исследуя рабочую силу как специфический товар, Маркс выявил и проанализировал прибавочную стоимость, которая формирует прибыль. Маркс отмечал, что стоимость товаров зависит не столько от затрат рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от затрат рабочего времени для производства аналогичных товаров в нынешних условиях.

Обычно, стоимость производства единицы изделия со временем понижается. При этом не следует путать стоимость, выраженную в количестве часов рабочего времени, с ценой товара, выраженную в количестве денег. Стоимость в основном зависит от производительности труда. Цена зависит от многих факторов, в том числе от изменения стоимости самих денег, падение которой может приводить к инфляции.

Как до, так и после Маркса регулярно появлялись и появляются упрощённые экономические модели, в которых стоимость зависит от рабочего времени. Главным объектом упрощений является «рабочая сила». В отличие от Маркса, рабочую силу не рассматривают как товар со своей собственной стоимостью. Предлагается лишь учёт непосредственного времени работы, без учёта её интенсивности и сложности (уровня необходимой предварительной подготовки). Примером может служить теория «эквивалентной экономики» немецкого социалиста Арно Петерса. Согласно его теории, стоимость базируется на простой сумме непосредственно потраченного трудового времени. Этическо-гуманистический аргумент для такого эквивалентного обмена Петерс видит в предположении, что час жизни, потраченной на труд министра и тот же трудовой час фабричного работника абсолютно эквивалентны - жизнь одного человека не может цениться выше другого - отсюда и стоимость часа работы обоих должны быть эквивалентны. Аналогично рабочее время трактуется в проектах «Банк времени», «Экономика, основанная на временном факторе» и др.


Похожая информация.


Переходная экономика - переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие как новых черт переходной экономики, так и ее особенности.

Выделяют следующие основные черты переходной экономики:

1. Переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своем базисе. Термин «базис» в экономической теории является ключевым и включает в себя:

Тип собственности на средства и продукты производства;

Формы хозяйственных связей;

Тип координации деятельности между субъектами экономики.

С созданием базиса новой экономики завершается переходное состояние экономической системы и она переходит в новое качество.

2. Важной чертой переходной экономики является ее многоукладность. Под экономическим укладом понимается тип экономических отношений, допускающий одновременное сосуществование в данной стране не только различных форм, но и типов собственности. Таким образом, переходная экономика характеризуется наличием старого и нового базиса, а также сосуществованием различных типов регулирования хозяйственных связей между субъектами экономики.

3. Переходной экономике свойственно неустойчивое развитие, поскольку совершается постоянная трансформация старых отношений в условиях отсутствия новых институтов и правил, в результате чего происходит конфликт старых и новых экономических интересов.

4. Преобразования в переходной экономике занимают достаточно продолжительный период времени, что объясняется рядом факторов:

Сложностью и противоречивостью преобразований;

Естественными факторами;

Невозможностью единовременно осуществить переворот технологического базиса, модификацию экономики, сформировать новые экономические институты.

Переходной экономике и смешанной экономике свойственны общие черты:

♦ сочетание рынка и государственного регулирования;

♦ совмещение капиталистических форм и социальной ориентации развития экономики и т. д.

Вместе с тем названным типам экономики присущи и качественные отличия. Отметим некоторые из них.

Во-первых, смешанная экономика представляет собой современную экономическую систему, сочетающую рыночное и государственное регулирование, развитие экономики в единое целое.

Во-вторых, смешанная экономика как современная экономическая система является доминирующей в большинстве развитых стран мира.

Что касается переходной экономики, то она:

♦ не воспроизводится на собственном экономическом базисе, а является переходящей от одной экономической системы к другой;

♦ в отличие от смешанной экономики характеризуется неустойчивостью;

♦ охватывает сравнительно незначительный временной период, в то время как смешанной экономике свойственно неизменное состояние экономической системы.

Переходная экономика имеет несколько разновидностей:

1. Экономика переходного периода от капитализма к социализму (в нашей стране он охватывал период от Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. до 30-х гг.

ХХ в.).

2. Принципиальное изменение в методах согласования в пределах одной и той же экономической системы, но они касаются ее базиса и экономической политики. Эта разновидность переходной экономики предполагает неизбежную замену старых институтов, разработку новых методов регулирования и выбор новых теорий социально-экономического развития.

3. Экономическая система отдельных стран требует модификации в связи с изменением места конкретной страны в системе международных экономических и политических связей. Эти изменения обусловлены необходимостью устранения деформаций в экономике бывших колониальных стран.

4. Преодоление продолжительного периода времени нестабильного экономического развития государств. Примером подобной разновидности являются, например, страны Латинской Америки, в которых в течение более двух десятилетий наблюдались низкие темпы роста экономики, нарастающий внешний долг, резкий контраст доходов населения, высокая инфляция и т. д.

5. Переходная экономика бывших союзных республик СССР и других постсоциалистических стран. Она носит межсистемный переход. Особенность этой переходной экономики заключается в том, что происходит трансформация от социалистической экономической системы к капиталистической экономической системе, т. е. движение вспять, или, точнее, - переход от «чистой» экономической системы к смешанной.

В современной смешанной экономике государство должно выполнять следующие функции:

1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, общих основ внешнеэкономической деятельности и т. д.);

2) устранение либо компенсация отрицательных эффектов рыночного поведения и удовлетворение потребностей людей в общественных благах, которые рынок произвести не может: решение вопросов национальной обороны, экологии, образования, науки, здравоохранения и т. п.;

3) проведение экономической политики, направленной на:

Поддержание нормального функционирования рыночного механизма;

Сглаживание циклических колебаний;

Преодоление последствий экономических шоков;

Обеспечение предпосылок для долговременного экономического роста (особенно в бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и структурной политике);

4) осуществление активной и принципиальной антимонопольной политики;

5) поддержание устойчивого социального климата в обществе посредством перераспределения имеющегося дохода;

6) проведение стабилизационной политики государства, нацеленной на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия (в частности, полной занятости, стабильного уровня цен). Различают формальную и реальную стабилизацию. Формальная стабилизация - достижение устойчивого состояния по одному макроэкономическом индикатору (инфляция, безработица, изменение валового внутреннего дохода). Реальная стабилизация означает не только, например, снижение безработицы, но и наличие условий экономического роста. Переход к реальной стабилизации предполагает необходимость в нарастании государственного спроса, инвестиций, жесткого контроля цен и доходов.

Еще по теме 36.1. Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции:

  1. 9.1. СУЩНОСТЬ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ
  2. 69. Понятие трансформационной экономики, ее основные черты и особенности
  3. 5.1. Переход к рыночной экономике – общий процесс для всех стран мира. Основные черты экономики переходного периода.
  4. § 2. Закономерности и специфические черты переходной экономики
  5. ГЛАВА 9ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Введение

1. Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

1.1. Основные черты переходной экономики.

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной эконо­мики.

2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения

2.1. Задачи переходной экономики

2.2. Пути решения задач переходной экономики

3. Структура и элементы переходной экономики

3.1. Структура переходной экономики

3.2. Элементы переходной экономики

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

Заключение

Введение

Переходной экономикой в России можно назвать экономику функционирующую в нашей стране с 1985 года по сегодняшний день. Сама экономика этого периода очень многогранна. Это и аграрная реформа, и приватизация, и реформа цен, а также много других преобразований.

Необходимость ре­формирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастаю­щей из года в год неспособностью административно-ко­мандной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования администра­тивно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, не­гибкостью, неспособностью этой системы быстро адапти­роваться к экономическим переменам. Формальное суще­ствование товарно-денежных отношений подрывало здо­ровую конкуренцию производителей, а централизован­ное, директивное планирование подавляло хозяйствен­ную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой эко­номикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношени­ях. Все это и обусловило необходимость реформирова­ния административно-командной экономики, ее преобра­зования в рыночную.



Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным обра­зом трансформировать сложившуюся на протяжении деся­тилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механиз­мах экономического развития, чем административно-ко­мандная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невоз­можно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отно­шения собственности, создать рыночную структуру и соот­ветствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствова­ния.

Следовательно, переход от одной социально-экономи­ческой системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отно­шений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-ко­мандной системы.

Таким образом, процесс становления современной ры­ночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общест­ва, когда прежняя система социально-экономических отно­шений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в пере­ходной экономике, являются преимущественно изменения­ми развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

1.1. Основные черты переходной экономики .

Во-пер­вых, для переходной экономики характерны изменчи­вость, нестабильность, носящие "безвозвратный" харак­тер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состо­яние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, не­стабильность состояния переходной экономики обуслов­ливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений -необрати­мость, неповторяемость, а с другой - рост неопределен­ности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляю­щей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый ха­рактер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, про­исходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-поли­тическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социаль­но-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономи­ки является ее историчность, что обусловлено особеннос­тями экономического развития отдельных стран. Пробле­мы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамери­канских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предпри­ятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической сис­темы в переходный период.

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной эконо­мики.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, ис­ключающего возможность быстрой замены существую­щих экономических форм другими, желательными. По­добные действия неизбежно внесли бы хаос в производ­ственный процесс. Именно инерционность воспроизвод­ства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение доста­точно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной програм­мы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0а направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный пери­од, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:

Утрата государством функций единоличного распоряжения экономи­ческими ресурсами;

Бюджетный кризис;

Трансформационный спад.

Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный харак­тер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.

Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным соб­ственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств об­щества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную соб­ственность, и государство теряет монопольную власть на принятие эконо­мических решений.

Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в эко­номике. Оно имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником эконо­мического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные орга­ны должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не огово­рено в законе, то государственные органы и государственные предприятия должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рын­ка. Например, при нарушении условий поставки товара потребителю госу­дарственные предприятия должны нести такие же санкции, как и частные компании.

Включенность государства наряду с гражданами и организациями в пра­вовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величай­ших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночно­го механизма.

Вторым аспектом изменения положения государства является формиро­вание нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой, даже самой либеральной экономике, государство не дол­жно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе эко­номическое управление осуществлялось за счет принудительных и адрес­ных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораз­до более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в прин­ципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.

Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка.

Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кри­зиса, то логично допустить и существование общих направлений в преоб­разовании экономических систем, которые можно было бы назвать законо­мерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, та­кие закономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) ста­билизация, приватизация и интеграция в мировое хозяйство.

В обстановке стремительной инфляции, без твер­дой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере.

Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Благодаря приватизации российская экономика перестала быть государственной, превратившись в рыночную. Приватизация позволила пополнить государственный бюджет за счёт продажи государственной собственности, а также привлечь частные инвестиции.

Приватизация началась в 1993 году. Полтора года она выражалась в том, что народу раздавались бесплатно ваучеры, на которые можно было обменять государственную собственность. На большинстве предприятий выбрали «инсайдерскую» модель приватизации, при которой работники имели право приобрести 51% акций.

В процессе приватизации стал формироваться фондовый рынок – один из важнейших элементов рыночной системы. Но вместе с тем совсем не было притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов – в государственный бюджет.

С середины 90-х начался «денежный» этап приватизации, т.е. государственную собственность продавали инвесторам, как отечественным, так и иностранным. Но покупать её особо никто не хотел, поэтому приватизация осуществлялась при помощи залоговых аукционов.

Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности, основная часть стала принадлежать не государству, а народу. Возникли новые формы собственности: муниципальная, смешанная, иностранная и т.д.

Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отстава­ния нашей промышленности по качеству и технологическому уровню про­дукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуще­ствами международного разделения труда. Закрытость экономики сопро­вождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономичес­кой системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей про­дукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики.

Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, по­зволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.

1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых дру­гих государствах, не увенчались успехом - яркое свидетельство уникальной ро­ли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке про­изошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое, обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициатив­ную предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе капитали­стической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие це­лой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, ры­ночная система не может функционировать без целостной системы институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности. Рыночная эко­номика, как единство микро- и макроуровней экономической системы, включа­ет в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоисполь­зован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача - создание рыночной системы как основы экономики.

2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего народного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции госу­дарства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и ранее, а о но­вом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все общественное хо­зяйство.

Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть реали­зована и в переходной экономике.

3. Экономика современных государств - это открытая экономика. Эта тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытека­ют из ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рын­ках вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики все более и более обогащается интеграци­онными процессами, что создает новые возможности для переплетения внут­ренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ни­ми. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели национального воспроизводства.