Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Платежи пользовании природными ресурсами относятся. Налоги и платежи за пользование природными ресурсами

1. Платежи за пользование природными ресурсами………...……………3

2. Налог на добычу полезных ископаемых………………………………..6

3. Таблица налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых……………………...………………………………………10

4. Задача №1…………………………...…………………………………...13

5. Задача №2………………………………………………………………..14

6. Источники……………………...………………………………………..15

Платежи за пользование природными ресурсами

Платежи за пользование природными ресурсами- налоговые платежи, предназначенные для пополнения доходной части бюджета и рационального использования природных ресурсов.

К таким платежам относятся: платежи при пользовании недрами; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; плата за пользование лесными ресурсами. Плата за пользование природными ресурсами определена Федеральным законом «О недрах» (в редакции 1995 с изм. и доп. 2001). Во исполнение закона применительно к перечисленным видам платежей разработаны и введены в действие нормативные акты, определяющие плательщиков, налоговые базы, ставки отчислений и льготы по ним, порядок отчислений и сроки их уплаты; ответственность плательщиков и контроль налоговых органов. Порядок и условия взимания платежей за право на пользование недрами определялись Постановлением Правительства РФ от 28 окт. 1992 № 828 и Инструкцией Минфина и Госналогслужбы РФ о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы регулировались Инструкцией Госналогслужбы РФ от 31 дек. 1996 № 44 (письмо МНС РФ от 27 окт. 2000 №ВГ-6-04/834 «О порядке определения налоговой базы по ОВМСБ») (взимание ОВМСБ прекращено с 1 янв. 2002 с вводом в действие гл. 25 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых»). Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, установлена Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» (1998) и Постановлением Правительства РФ от 22 июля 1998 № 818 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам». Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов определены Лесным кодексом РФ (1997). За пользование водными объектами установлены минимальные и максимальные ставки в рублях за 1 тыс. м3 забора воды. Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы установлены в процентах от стоимости первого товарного продукта и дифференцированы от 1,7 до 10% по видам полезных ископаемых. Поступавшие платежи использовались по целевому назначению - для финансирования геологоразведочных работ. Все перечисленные виды платежей направляются в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%) и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Ставка платы (отчислений) увеличивается при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов в 5 раз, за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых (кроме нефти, природного газа и газового конденсата) - в 2 раза. Порядок установления и взимания платы за природные ресурсы, ее предельные размеры и льготы по уплате определяются законодательством РФ.

Конкретные размеры платы, связанные с пользованием природными ресурсами, устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Предприниматели, малые предприятия определяют самостоятельно сумму платы за воду, забираемую из водохозяйственных систем, и перечисляют ее в бюджет ежеквартально, остальные плательщики - ежемесячно не позднее 20-го числа следующего за отчетным периодом месяца.

Платежи за право на пользование недрами в форме регулярных платежей перечислялись в бюджет ежемесячно в срок до 20-го числа следующего месяца предприятиями, среднемесячные платежи которых составляли от 100 до 300 тыс. рублей. Предприятия со среднемесячными платежами более 300 тыс. рублей. уплачивали 13-го, 23-го числа данного месяца и 3-го числа следующего месяца авансовые платежи в размере 73 налога по последнему месячному расчету. Лесные подать и арендная плата за древесину, отпускаемую на корню, вносится в бюджет ежемесячно 10 или 15 числа, а при небольших объемах (до 500 м3) отпуска - при выписке лесорубочного билета.

Плата за право на пользование недрами включала платежи за право на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, разработку, за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств. Такая плата могла взиматься в форме денежных платежей и в форме части объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем продукции. Форма внесения платы, размеры и условия платежа по каждому объекту устанавливается лицензией. От уплаты указанных платежей освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых непосредственно дня своих нужд. Платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществлялись в форме начального, а также последующих регулярных платежей. Стартовые размеры платежей не должны быть менее 10% величины регулярного платежа. Окончательная сумма разового платежа определялась по результатам конкурса или аукциона. Регулярные платежи по каждому месторождению определялись лицензией в процентах от стоимости добытого минерального сырья. Установлены минимальные и максимальные ставки. Конкретные ставки в указанных пределах устанавливались органами власти субъектов РФ. Потери при добыче минерального сырья делили на нормативные и сверхнормативные. Нормативные потери в налоговую базу при исчислении платежей за добычу полезных ископаемых не включались. Сверхнормативные потери подлежали оплате в двойном размере из прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Скидка с платежей на право добычи полезных ископаемых при низкой экономической эффективности разработки месторождений полезных ископаемых могла предоставляться органами, выдавшими лицензию на право пользования недрами, с участием органов Гостехнадзора России. Размеры платежей за право на пользование недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых (глина, мел, камень и др.) и минеральной воды устанавливают органы власти субъектов РФ. Органы власти субъектов РФ могли устанавливать льготы для отд. категорий пользователей недр в пределах сумм, поступивших в их бюджеты. Стоимость добытого минерального сырья исчислялась по ценам реализации товарной продукции (без учета НДС и акциза). Все платежи за право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых и за право на добычу общераспространенных полезных ископаемых поступали в бюджеты муниципальных образований.

Исчисленные суммы платежей в бухгалтерском учете отражаются: по всем платежам на право пользования недрами (кроме платежей за сверхнормативные потери ископаемых) по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом»; платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых по дебету счета 81 «Использование прибыли» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом». Фактическое перечисление пользователями недр этих средств отражается по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 68 « Расчеты с бюджетом».

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Правила исчисления налога установлены главой 26 Налогового кодекса. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр - организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа). Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Характеристика:

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Постановка на учет в качестве налогоплательщиков осуществляется:

По месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. (территория субъекта(ов) РФ, на которой расположен участок)

По месту нахождения организации (месту жительства физического лица) в случае, если добыча полезных ископаемых осущетвляется на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых. (Основание - Ст. 334, 335 НК РФ).

Объект налогообложения –

1. Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

2. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

3. Полезные ископаемые, добытые из недр за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых).

4. Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые для личного потребления;

5. Добытые геологические коллекционные материалы;

6. Полезные ископаемые, добытые при образовании, использовании, реконструкции и ремонте охраняемых геологических объектов;

7. Полезные ископаемые, извлеченные из отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

8. Дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Не признается объектом налогообложения ряд полезных ископаемых таких как:

· Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые для личного потребления;

· Добытые геологические коллекционные материалы;

· Полезные ископаемые, добытые при образовании, использовании, реконструкции и ремонте охраняемых геологических объектов;

· Полезные ископаемые, извлеченные из отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

· Дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Основание - Ст. 336, 337 НК РФ.

Налоговая база - определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

В отношении полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Основание - Ст. 338-340 НК РФ.

Налоговый период - календарный месяц.

Основание - Ст. 341 НК РФ.

Исчисление налога - сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по попутному газу и газу горючему природному исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Налог исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Сумма налога рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого.

Основание - ст. 343 НК РФ.

Уплата налога и отчетность - налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения каждого участка недр. По полезным ископаемым, добытым за пределами РФ, налог уплачивается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Обязанность представления налоговой декларации возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.

Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

Основание - ст.344, 345 НК РФ.

Таблица налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых

Ставка налога Применяется при добыче
0%

полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.

попутного газа;

подземных вод, содержащих полезные ископаемые;

полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых;

полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств;

минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;

подземных вод, используемых в сельскохозяйственных целях.

нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр.

сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.

3,8% калийных солей;
4,0%

угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев;

апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;

4,8% кондиционных руд черных металлов;
5,5%

сырья радиоактивных металлов;

горно-химического неметаллического сырья;

неметаллического сырья;

соли природной и чистого хлористого натрия;

подземных промышленных и термальных вод;

нефелинов, бокситов;

6,0%

горнорудного неметаллического сырья;

битуминозных пород;

концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;

иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки;

6,5%

концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (кроме золота);

драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами комплексной руды (кроме золота);

кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

7,5% минеральных вод;
8,0%

кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

редких металлов;

многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов руды, кроме драгоценных металлов;

природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;

Ставка 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр
Ставка 17,5% газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;
Ставка 147 рублей за 1 000 кубических метров газа газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 9, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю и деления на 261:

Кц = (Ц - 9) x (Р/261)

Коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв).

В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле: Кв = 3,8 - 3,5 x (N/V)

где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв;

V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.

В иных случаях коэффициент Кв принимается равным 1.

егативное воздействие на окружающую среду является платным. Так установлено в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Виды негативного воздействия перечислены в пункте 2 названной статьи. Это:

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

Сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, а также на водосборные площади;

Загрязнение недр и почв;

Размещение отходов производства и потребления;

Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Надо заметить, что плата установлена не за все перечисленные виды вредного воздействия. В пункте 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ говорится, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) устанавливается законодательством РФ. Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят, поэтому необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее - постановление № 632). Как указано в Определении Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-О, данное постановление сохраняет силу и подлежит применению как не противоречащее Конституции РФ. В постановлении № 632 закреплен порядок определения платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сбросы в водные объекты, а также за размещение отходов производства и потребления. Нормативы платы приведены в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 № 344.

Обязанность по внесению платы предусмотрена также специальными законами - Федеральным законом от 04.05.99 № 96-ФЗ и Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ).

Задача 1.

Восстановительная стоимость объекта основных средств, вклк: ченных в 9 амортизационную группу по состоянию на 01 января 01 четного года составляет 2.000.000 руб. Срок полезного использован и объекта составляет 30 лет. Определить ежемесячную норму аморти­зации и сумму амортизационных отчислений за январь отчетного го­ла.

Решение:

Линейный метод

линейный метод амортизации, то месячная норма отчислений определяется по формуле:

1. Срок полезного использования основного средства (в месяцах) * 100%= Норма амортизации

2. Норма амортизации определяется по формуле:

K = (1/n) x 100%,

где K - норма амортизации;

n - срок полезного использования в месяцах.

(1/ 360) * 100 % = 0,278 %

3. Сумму ежемесячных амортизационных отчислений можно определить так:

Норма амортизации * Первоначальная стоимость основного средства =

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений

0,278 % * 2000000 руб. = 556000 руб.

Задача 2.

Основанием ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить и определяемая, в частности, в соответствии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Исходя из п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

В рассматриваемом случае организация не получает дохода от реализации, поскольку оказывает рекламные услуги безвозмездно поэтому не возникает налогооблагаемого дохода, учитываемого при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Источники

1. www.r59.nalog.ru

2. www.b-uchet.ru

3. www.wikipedia.org

4. www.snezhana.ru

6. www.consultant.ru

Сущность, цели и задачи платежей в сфере использования природных ресурсов

Как мы уже сказали, пользование природными ресурсами происходит на платной основе.

Основным документом, регламентирующим активность в сфере использования природных ресурсов, является Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", принятый Верховным Советом Российской Федерации 19 декабря 1991 г.

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

  • - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • - за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • - на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Платность является одним из основных принципов природопользования.

В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей:

  • - Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов.
  • - Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности.

Платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В основе размеров платежей за охрану воспроизводимых природных ресурсов лежат затраты на рекультивацию нарушенных земель, на посадку лесных культур и уход за ними, на искусственной разведение рыбной молоди, очистку и берегоукрепление водоемов. Под воспроизводством невозобновимых ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются поиск и геологическая разведка новых месторождений полезных ископаемых.

Эти платежи поступают в специальные целевые внебюджетные фонды, из которых направляются на проведение соответствующих мероприятий.

Принципы определения платы за пользование природными ресурсами

Ставки платы за использование природных ресурсов устанавливаются специальными нормативными актами: Законом РСФСР "О плате за землю"1991 г., Федеральным Законом "О плате за пользование водными объектами" 1998 г., постановлениями Правительства РФ "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" от 19 сентября 1997 № 1199, "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" от 29 сентября 1997 № 1251 (в ред. от 15 ноября 1997 № 1433), "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28 августа 1992 № 632, Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна", утвержденным Постановлением Правительства от 28 октября 1992 № 828 и др. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000.

Анализ российского законодательства в части, касающейся установления принципов платности пользования четырьмя основными видами природных ресурсов, привел к следующим обобщениям.

  • 1. В большинстве случаев платежной базой выступает объем используемого ресурса (платежи за землю, недра, лес, при некоторых видах водопользования).
  • 2. При определении размера платежей за землю и недра учитывается качество ресурса. Причем, если дифференциация ставков налога на землю в зависимости от принадлежности к зонам различной ценности закреплена законодательно в Приложениях к Закону РФ "О плате за землю", то в случае с платежами за недра их окончательные размеры устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами с учетом критериев определения ставок, вводимых Постановлением Правительства Российской Федерации "Порядок расчета и критерии определения ставок платежей за пользование недрами".
  • 3. Зависимость размера платежа от экономических результатов использования ресурса субъектом хозяйствования существует только в случае оплаты пользования водным объектом без забора воды. В Законе РФ "О плате за землю" отдельно оговаривается, что "размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей".

Классификация, виды и формы платежей

Плата за использование природных ресурсов подразделяется на два основных вида:

  • - Плата за право пользования
  • - Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем, и включает в себя следующие составляющие.

  • 1) Рента (плата за использование природных ресурсов) - доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина дохода определяется, в первую очередь, природными свойствами ресурса. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Изд-во "Аспект - Пресс", 1998, с.13. Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве - лесные подати за краткосрочное пользование участками лесного фонда и арендная плата - при их аренде, водный налог - в водном законодательстве.
  • 2) Отчисления на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов. Водный кодекс РФ предусматривает отчисления на восстановление и охрану водных объектов, ФЗ РФ "О недрах" - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
  • 3) Штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных ресурсов.
  • 4) Иные платежи, связанные с использованием природных ресурсов, отражают специфику реализации принципа платности ресурсопользования в отношении отдельных природных ресурсов. Так, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах, Водный кодекс РФ - сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Плата за ресурсопользование распределяется между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ, на территории которых осуществляется использование природных ресурсов.

Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта.

Конкретные виды платежей установлены в актах экологического законодательства применительно к отдельным природным ресурсам.

В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

  • - Земля. Плата за пользование землей взимается в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" в форме земельного налога и арендной платы. Земельный налог взимается с собственников, пользователей и владельцев земельных участков. Арендная плата соответственно платится арендаторами, ее размер определяется соглашением сторон.
  • - Лесные ресурсы. За пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) (ст. 103 Лесного кодекса РФ);
  • - Водные ресурсы. Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодекса РФ);
  • - Животный мир. В соответствии с ФЗ "О животном мире" система платежей за пользование животным миром включает в себя плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
  • - Недра. При пользовании недрами производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов, платежи за пользование акваторией и участками морского дна (ст. 39 Закона РФ "О недрах").

Введение

Одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования. Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно, да и не совсем эффективно.

Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.

Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. Так, доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13 %, газа - 32 %, угля -11%, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта - 18%, свинца 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал - в 150 трлн. долларов.

При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.

За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета.

Цель данной работы - рассмотреть систему платежей за природные ресурсы в России.


Сущность системы платежей за природные ресурсы

Природно-ресурсные налоги и платежи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся к числу регулирующих доходов бюджета, распределение которых осуществляется ежегодно при принятии бюджета. В них заинтересованы субъекты Федерации, поскольку предельные размеры ставок указанных налогов и платежей по большинству природных ресурсов (водным, лесным, земельным и др.) устанавливаются на уровне Российской Федерации, а конкретные ставки - субъектами Российской Федерации, исходя из их географических, экономических, социальных и экологических условий.

Система платежей за природные ресурсы - это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.

Плата за природные ресурсы - это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат. На основе правил расчета затрат вся совокупность природных ресурсов делится на три группы:

1) Ресурсы закупаемые. Оцениваются ценой предприятия, добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. Сюда относятся сырьевые и энергетические ресурсы.

2) Ресурсы изымаемые у природы. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным фондам за каждую единицу используемого ресурса. К ним относятся изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

3) Ресурсы, являющиеся собственностью производителя (или предприятия). Сюда относят: отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п. Для оценки этих ресурсов существует три правила:

1) Ресурсы оцениваются по нулевой оценке;

2) Ресурсы оцениваются по издержкам на доставку и подготовку к использованию;

3) Ресурсы оцениваются по вытесняемым затратам за счет замены "первичного" природного ресурса.

Принцип "платности использования ресурсов" был закреплен как основополагающий в Законе "Об охране окружающей природной среды" в 2001 году. Платность использования ресурсов в природопользовании выполняет следующие функции:

Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

Улучшение охраны окружающей среды;

Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

В настоящее время платежи за природные ресурсы регламентируются следующими основными законами РФ: "О федеральном бюджете», "Об охране окружающей среды" 2001 г., "Земельный кодекс" 2001 г., "О недрах" 1992 г., "О животном мире" 1995 г.; "О соглашениях о разделе продукции" 1995 г.; "Водный кодекс РФ" 2006 г.; "Лесной кодекс РФ" 2006 г.


Виды платежей за природные ресурсы

Можно выделить следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами:

· платежи за пользование лесным фондом;

· водный налог;

· платежи за право пользования объектами животного мира;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· земельный налог;

· плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога - это местный налог. Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м 3 воды и др. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из дохода предприятий - нарушителей.

Водный налог

Плата за воду была введена в 1982 г. на основе затратного метода. Это плата за сбор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В основе величины тарифов лежат затраты на подготовку воды и транспортировку ее до пользователя, при этом не берется во внимание такой фактор, как дефицитность воды на конкретной территории. При этом методе расчета платы, повторно используемая вода обходится предприятию значительно дороже, чем свежая. Для промышленных предприятий введены лимиты потребления воды (месячный лимит забора воды исчисляется в пределах годового забора воды) и штрафные санкции за сверхнормативный забор воды (штрафные выплаты в 5 раз превышают базовые тарифы). Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем, включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

С 1998г. применялась плата за пользование водными объектами. Водный налог введён с 1 января 2005 года Федеральным законом №83-ФЗ. Понятие «водный объект» определено Водным кодексом РФ - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водный режим - это изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.

Система платежей, связанных с пользование водными объектами определена ст.123 ВК РФ. Она включает:

Плату за пользование водными объектами (водный налог);

Плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов;

Ст. 126 ВК РФ устанавливает также сбор за выдачу лицензий на водопользование;

Плательщиком за пользование водными объектами являются юридические лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию. Плата взимается:

При заборе воды из поверхностных водных стоков, территориального моря и внутренних морских вод для ее использования в производственном, технологическом процессах, для собственных, хозяйственных и бытовых нужд;

При сборе сточных вод, попавших в водные объекты, от результатов производственной и иной деятельности;

При пользовании водными объектами без изъятия воды сброса сточных вод - для удовлетворения гидроэнергетики в воде;

При использовании акватории водных объектов для лесосплава и др.

От уплаты освобождено использование водных объектов в следующих целях:

Забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

Забора воды для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

Проведения государственного мониторинга водных объектов;

Осуществления рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, а также учреждениями для обслуживания инвалидов, ветеранов, детей.

Объектом обложения являются:

Объем забранной из водного объекта воды;

Объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водными объектами без забора воды (для гидроэлектростанций- количество выработанной электроэнергии;

Площадь акватории водных объектов;

Объем сбрасываемых в водные объекты сточных вод.

Максимальные и минимальные ставки установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001г. №826 по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (в пределах установленных лимитов) в рублях за 1000 м. куб. забора воды и за 1000 м куб. За сброс сточных вод, а также в тысячах рублей за 1000 кв.м. используемой акватории в год; в рублях за 1000 кВт/час электроэнергии, вырабатываемой ГЭС; в рублях за 1000 м куб. сплавляемой древесины на каждые 100км сплава.

Плата за водопользование является эффективным средством обеспечения экономического использования и надёжной охраны водных объектов и их ресурсов и в большинстве стран стала неотъемлемым элементом хозяйственного механизма в сфере использования и охраны вод. За счёт средств, взимаемых в виде платы за водопользование, компенсируются затраты водохозяйственных систем. Однако в странах, в которых велика доля потребления на нужды орошаемого земледелия и водообеспечение сельского населения, указанные затраты компенсируются не в полной мере.

Земельный налог

Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ в составе местных налогов введён земельный налог и отменена ранее действовавшая плата за землю. На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 25.10.2001г. №136-ФЗ), использование земли в РФ является платным. Плата за землю взимается на всей территории РФ. Цель ее введения состоит в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества; обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Ежегодный земельный налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установление коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нормативна цена земли. Данный показатель характеризует стоимость участка определенного качества и месторасположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника земли, землевладельцев и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земли в расчетный год.

Целью введения платы за землю определялось стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Земельная плата устанавливается дифференцированно для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Ставки налога на землю сельскохозяйственного назначения учитывают состав угодий, их качество, площадь и месторасположение. Средние размеры налога с одного гектара пашни по субъектам РФ установлены Законом РФ «О плате за землю», ст. 5 (в редакции от 25.07.2002г.).

Минимальные ставки земельного налога за 1 га. пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ.

Земельные участки могут передаваться в пользование на условиях аренды. В связи с этим арендодатели государственных и муниципальных земель в лице администраций районов и городов могут устанавливать любые размеры ставок арендной платы, в том числе и нулевые. При этом предоставление льгот в централизованном порядке относится только к земельному налогу, а не к арендной плате за землю.

Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за всё арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением органов местного самоуправления.

За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя. При аренде земель и имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности, арендная плата взимается с арендатора.

По земельному налогу установлено большое количество льгот. В частности, от уплаты земельного налога полностью освобождаются:

Заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

Предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами в местах их традиционного бытования;

Научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства сельско- и лесохозяйственного профиля;

Учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджетов различного уровня либо за счет профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры и т.д.

Земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы РФ и т.д.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

В России действует весьма разветвленная система ресурсных платежей. Их состав и порядок применения уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта, а также с учетом международной практики платного природопользования.

Для субъектов хозяйственной деятельности (юридических и физических лиц) платным является пользование всеми основными природными ресурсами. Так, плата взимается за пользование земельными, лесными, водными ресурсами, объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (прежде всего, рыбными). Платно и пользование недрами.

Плата за пользование землей имеет налоговую форму. Она взимается в виде земельного налога. В случае оформления договора аренды взимается арендная плата.

Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, лесными землями, землями, занятыми месторождениями полезных ископаемых и некоторыми другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении пли собственности соответствующего налогоплательщика. Таким образом, земельный налог имеет фискальную направленность, и средства, полученные от его взимания, поступают в бюджеты (от местного и регионального до федерального). С учетом весьма высокого уровня ставок (прежде всего, за городские земли) земельный налог выполняет и стимулирующие функции, способствуя рационализации землепользования.

Ставка земельного налога, как правило, устанавливается и действует в течение соответствующего календарного года. Земельные налоги, как и все прочие, изымаются из прибыли (дохода) налогоплательщика (юридического и физического лица).

Средние для субъектов федерации ставки земельного налога устанавливаются на единицу земельной площади (га, кв. м) в соответствии с законом РФ “О плате за землю”. Далее эта средняя ставка дифференцируется. Основой дифференциации призваны служить данные по экономической оценке ресурсов, содержащиеся в Земельном кадастре. На практике с учетом незавершенности работы по формированию Земельного кадастра это требование реализуется не в полном объеме.

Для сельскохозяйственных угодий ставки земельного налога дифференцируются в зависимости от их вида (пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения), качества и местоположения земельного участка. Кроме того, с учетом инфляции и других факторов уровень земельного налога периодически индексируется. Коэффициент индексации, как правило, утверждается в законе “О федеральном бюджете” на соответствующий год. Аналогичным образом индексируются и другие ресурсные и эмиссионные платежи.

Важным является порядок централизации в бюджетах различных уровней средств, поступающих от внесения земельного налога. Он различен для сельскохозяйственных угодий и городских земель. Процент централизации в Федеральном бюджете средств от внесения земельного налога за сельскохозяйственные угодья утвержден в законе “О плате за землю”. Он различается по субъектам федерации с учетом природно-географических факторов. Ряд отдаленных регионов, а также регионов со сложными природно-климатическими условиями, как и предусмотрено в законе, вообще не перечисляет средства от земельного налога в федеральный бюджет. Эти средства расходуются ими самостоятельно на цели социально-экономического развития соответствующих территорий, проведение почвовосстановительных мероприятий, разработку и ведение земельного кадастра и т.п.

Налог на городские земли также рассчитывается на основании средних ставок, приведенных в приложении к закону “О плате за землю”. Средние ставки дифференцируются по зонам градостроительной ценности территории городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Так. например, территория Санкт-Петербурга разделена на 19 зон градостроительной ценности в зависимости от местоположения земельных участков. В первой зоне градостроительной ценности, имеющей максимальную ставку земельного налога, расположена Центральная часть города. По мере удаления участков от центра изменяется номер зоны градостроительной ценности и снижается ставка налога [Экологическая обстановка..., 1997].

Порядок централизации средств земельного налога (как и арендной платы) за городские земли, как правило, определяется в законе О федеральном бюджете на соответствующий год. На 1996-97 гг. централизация этих средств была определена в следующей пропорции:

30% от общей суммы средств зачисляются в федеральный бюджет для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв и ведения земельного кадастра;

20% налоговых поступлений направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на централизованно выполняемые мероприятия в соответствии со ст. 24 закона РФ “О плате за землю” (землеустройство, ведение земельного кадастра, мониторинг, охрана земель, освоение новых земель и т.п., а также инженерное и социальное обустройство территории);

Оставшиеся 50% налоговых поступлений остаются в распоряжении местных органов власти и поступают в соответствующие бюджеты.

В условиях бюджетного дефицита, характерного для настоящего этапа рыночных реформ в России, реальна опасность использования средств, поступающих от земельных налогов, не по прямому назначению, т.е. на цели, не связанные с охраной и повышением почвенного плодородия. К данной актуальной проблеме мы вернемся в п. 10.2 в связи с анализом порядка финансирования природоохранных мероприятий.

Платежи за пользование недрами, акваторией и участками морского дна устанавливаются в соответствии с законом РФ “О недрах”. Они включают:

Платежи за право пользования, разведку, добычу полезных ископаемых, строительство подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых), захоронение вредных веществ;

Отчисления пользователей недр на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Акцизные сборы;

Сборы на выдачу лицензий на недропользование.

Согласно действующему законодательству, в России предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. При этом действует так называемое правило “двух ключей”, когда лицензия на недропользование выдается и органами власти соответствующего субъекта федерации и территориальным органом управления государственным фондом недр Министерства природных ресурсов РФ.

Платежи за право пользования недрами (роялти) устанавливаются в зависимости от экономической оценки и качества месторождений полезных ископаемых и определяются как процентная доля от стоимости добытого минерального сырья (точнее, валовой выручки). Эта процентная доля дифференцируется. Для нефтяных компаний она составляет от 6 до 16% при среднем уровне в 3%. Величина платежей закрепляется в лицензионном договоре.

Плата за недра поступает в бюджеты различных уровней. Порядок централизации средств и их распределения между бюджетами зависит от вида недропользования. Так, при добыче общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий, глина, торф и т.п.) 100% роялти поступает в местные бюджеты. При добыче не общераспространенных полезных ископаемых пропорция распределения платежей между местным, региональным и федеральным бюджетами составляет, соответственно. 50, 25 и 25%. Платежи за пользование недрами континентального шельфа поступают в региональный бюджет (60% от обшей суммы среды) и федеральный бюджет (40%).

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществляются пользователями недр, добывающими, все виды полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Эти отчисления тоже, по сути, имеют налоговую форму. Они устанавливаются по единым ставкам для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья, в процентах от так называемой чистой выручки (стоимость добытого сырья за минусом НДС и акцизов). Процентная доля может меняться в соответствии с вносимыми в законодательство изменениями. Так, в середине 90-х годов российские нефтяные компании вносили 10% от чистой выручки в виде налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы 6 . Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются элементом издержек производства горнодобывающих предприятий и включаются в себестоимость их продукции. Отчисления направляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов Российской Федерации и используются по целевому назначению для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. С этой целью в составе бюджетов утверждаются соответствующие федеральные и региональные государственные программы.

На отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, законодательством России предусмотрено введение акцизов. В настоящее время акцизы установлены, в частности на нефть, включая газовый конденсат. Ставки акцизов вводятся Правительством РФ с последующей индексацией. Так, акциз на природный газ впервые был введен в 1993 г. в размере 15% от стоимости реализованного газа газосбытовым предприятием непосредственным потребителям. С 1 сентября 1995 г. ставка акциза была повышена до 30% [Царегородцев Г., Сенокосов Л., Петрунин В., 1998]. Акциз также взимается при реализации нефти и газового конденсата, а также природного газа на экспорт. Все разновидности акцизов поступают в бюджеты.

Имеет определенные особенности механизм платного недропользования для предприятий, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции” (1995 г., с изменениями и дополнениями от 7 января 1999 г.). Этот закон призван обеспечить правовые гарантии и стимулировать привлечение дополнительных инвестиций, в том числе иностранных, в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в пределах ге исключительной экономической зоны, а также в проведение природоохранных мероприятий. С этой целью в течение срока действия соответствующего соглашения инвестор освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию, а также в Государственный фонд занятости населения РФ. Взимание этих налогов, сборов и платежей заменяется разделом продукции на условиях соглашения.

Платежи за пользование лесным фондом в соответствии с Лесным кодексом РФ имеют две основные разновидности:

Лесные подати;

Арендная плата.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендные платежи - в случае их аренды. Отметим сразу, что в России пока преобладают среднесрочные договоры аренды на срок до 5 лет, что не создает заинтересованности в проведении арендаторами лесовосстановительных мероприятий.

Ставки лесных податей устанавливаются либо за единицу лесного ресурса, либо (по отдельным видам лесопользования) - за 1 га находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. При установлении ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (лесных податей) значительными правами обладают субъекты Российской Федерации. Централизованно, Правительством РФ, определяются лишь минимальные ставки этих платежей.

Платежи за пользование лесным фондом имеют, таким образом, рентную природу. Они поступают в бюджеты всех трех уровней и используются, как это определено законодательством, для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресурсов. Однако, поскольку законом лесным платежам не придан статус целевых средств, централизуемые в результате их взимания средства могут использоваться не по назначению. Это и происходит на практике, особенно в условиях бюджетного дефицита, что приводит к хроническому недофинансированию лесоохранных и лесовосстановительных работ.

Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в настоящее время в России, является увеличение в общей сумме налоговых поступлений в бюджет платежей (налогов) за природные ресурсы. Этим целям, в частности, служат уточнение ранее применявшегося порядка платного природопользования и введение ряда новых платежей. Так, с 1998 г. в России впервые были введены платежи за животный мир . Кроме того. Федеральным законом “О плате за пользование водными объектами” (1998 г.) расширен перечень ранее применявшихся платежей за воду .

В настоящее время плата взимается за:

Забор воды из водных объектов;

Удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики;

Использование акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

Осуществление сброса сточных вод в водные объекты.

При этом минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Правительством РФ. Так, в настоящее время за забор из поверхностных водных источников I тыс. м 3 воды минимальная и максимальная ставки платы, соответственно, равны 30,0- 176,0 руб. На этой основе законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются конкретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и т.п. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Платежи за забор воды из водных объектов, а также за сброс сточных вод доводятся до плательщиков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми). При превышении этих лимитов ставки платы в соответствии с законом “О плате за пользование водными объектами” (ст. 4.5) увеличиваются в 5 раз в сравнении с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и экологических нормативов является примером совместного использования экономических и административных подходов к vnpae.ienuio природопользованием. Такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное использование водных ресурсов.

Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей также увеличиваются в 5 раз.

Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в пропорции 40% и 60 %, соответственно. Централизуемые в результате этого средства не менее, чем на половину должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов Федерации, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полностью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия.

Таковы основные разновидности применяемых в России платежей за пользование природными ресурсами. Оценивая действующий механизм, отметим еще раз, что пока акцент делается на фискальное назначение платежей, т.е. на использование их в качестве источника налоговых поступлений в бюджет. В перспективе в ходе осуществления налоговой реформы предполагается усилить роль ресурсных платежей как устойчивого источника бюджетных доходов. Назначение ресурсных платежей в качестве стимула, рационализирующего природопользование, пока реализуется недостаточно. С этой целью целесообразно расширить практику совместного применения ресурсных платежей с нормативами (лимитами) природопользования и введение дифференцированной шкалы платежей при соблюдении и нарушении лимитов.

Далее, ресурсные платежи, имея налоговую форму и поступая в бюджеты различных уровней, часто используются на цели, не связанные с охраной, воспроизводством и рациональным использованием природных ресурсов, особенно в условиях нерешенности проблемы бюджетного дефицита. Это подрывает финансовую основу долговременного устойчивого природопользования. Решению данной проблемы может отвечать концентрация ресурсных платежей в специализированных бюджетных фондах воспроизводства природных ресурсов и использование их в строгом соответствии с целевым назначением.

Суть налогообл ресурсов заключается в перераспределении ренты или сверхприбыли для эффективного использования природных ресурсов с помощью бюджетно-налогового механизма. Платежи за пользование природными ресурсами - являются важнейшим компонентом эконом механизма природопольз.

Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов, что в весьма ограниченной мере обеспечивает компенсирующее воспроизводство природных ресурсов.

В соответствии с НК РФ к фед отнесены: 1) налог на пользование недрами; 2) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 3) водный налог; 4) лесной налог.

К местным налогам относится земельный налог.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - прямой, фед налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НКРФ. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр - орг (рос и иностр) и ИП. В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НКРФ).

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физ. лица. Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа). Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Налогоплательщиками НДПИ признаются орг и ИП, признаваемые пользователями недр.

Объектом налогообл НДПИ признаются: 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование; 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию; 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (+ арендуемых) у иностр на участке недр, предоставленном налогопл в пользование.

Налоговая база определяется налогопл самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Кол-во добытого полезного ископаемого определяется налогоплател самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его кол-о определяется в единицах массы или объема. Кол-во добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом.

Налоговая ставка: 1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % (0 рублей) при добыче: 1) полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых; 2) попутный газ; 3) подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений; 4) минеральных вод в лечебных и курортных целях; 5) подземных вод в с/х целях; 6) сверхвязкой нефти и нефти в отдельных регионах РФ; 7) газа горючего природного (за исключением попутного газа),

2. Налогообложение производится по налоговой ставке: 1) 3,8% при добыче калийных солей; 2) 4% (при добыче (торфа; горючих сланцев; апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд); 3) 4,8% при добыче кондиционных руд черных металлов); 4) 5,5% (при добыче сырья радиоактивных металлов; горно-хим неметаллич сырья; и пр.) 5) 6 % (при добыче: горнорудного неметаллического сырья; концентратов и других полупродуктов, содержащих золото; и пр.) 6) 6,5% (при добыче: концентратов и др-х полупродуктов, содержащих драг металлы; и пр.) 7) 7,5% при добыче минеральных вод и лечебных грязей; 8) 8,0% (при добыче: кондиционных руд цветных металлов; редких металлов; природных алмазов и других драг и полудраг камней); 9) 446 руб (с 01.01 по 31.12.2012г.) и 470 руб (с 01.01.2013 года) за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэф, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэф, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и на коэф, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз); 10) 556 рублей (с 01.01 по 31.12.2012г), 590 рублей (с 01.01 по 31.12.2013г), 647 рублей (с 01.01.2014г.) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья; 11) 509 рублей (с 01.01 по 31.12.2012г), 582 рубля (с 01.01 по 31.12.2013г), 622 рубля (с 01.01.2014г) за 1 000 куб метров газа при добыче газа горючего природного. 12) 47 руб за 1 тонну добытого антрацита; 13) 57 руб за 1 тонну добытого угля коксующегося; 14) 11 руб за 1 тонну добытого угля бурого; 15) 24 руб за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого.

Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется как соотв налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогопл в пользование в соответствии с законодат РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соотв вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения орг или месту жительства ИП.

Налоговый период: Календарный месяц. Сроки уплаты Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Земельный налог - уплачивают орги физ лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Относится к местным налогам. Налогопл признаются орг и физ лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее ПИФ, налогопл признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ. Не признаются налогопл орг и физ лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообл признаются земельные участки, расположенные в пределах муницип образования (городов фед значения Мск и СПб), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообл: 1) земельные участки, изъятые из оборота; 2) земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 4) земельные участки из состава земель лесного фонда; 5) земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в гос собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообл. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодат РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01 года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муницип образований, определяется по каждому муницип образованию. Налоговая база в отношении доли земельного участка определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная доле земельного участка.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогопл на территории одного муницип образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: 1)Героев СССР, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов I группы, II группы (установл до 01.01.2004); 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов ВОВ и боевых действий; 5) физ лиц, имеющих право на получение соц поддержки (пораженные радиацией); 6) физ лица, принимавших участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 7) физ лица, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогопл - орг и физ лиц, являющихся ИП, признаются 1 кв, 2 кв и 3 кв календарного года. При установлении налога представительный орган муницип образования вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются норм прав актами представительных органов муницип образований и не могут превышать: 1) 0,3%: к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/х производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хоз-ва, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5% в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференц налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

Водный налог заменяет собой плату за пользование водными объектами. Налогопл признаются орг и физ лица, осуществляющие спец или особое водопользование, признаваемое объектом налогообл.

Объектами налогообл признаются след виды пользования водными объектами: 1) забор воды из водных объектов; 2) использ акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использ водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использ водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Налоговая база. По каждому виду водопользования налоговая база определяется налогопл отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогопл применительно к каждой налоговой ставке. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При использовании акватории водных объектов налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использ водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тыс куб метров, и расстояния сплава, выраженного в км, деленного на 100.

Порядок исчисления налога. Налогопл исчисляет сумму налога самост. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соотв ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопольз. Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма налога, уплачивается по местонахождению объекта налогообл. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены с 01.01. 2004 г. главой 25.1 НК РФ. Данные сборы заменили плату за пользование объектами животного мира и существовавшую систему продажи квот на вылов водных биоресурсов с целью промышленного рыболовства. Данные сборы относятся к фед сборам и обязательны для уплаты на всей территории РФ. Для каждого сбора установлена своя категория плательщиков.

Плательщиками сбора за польз объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологич ресурсов, признаются орг и физлица, в т.ч. ИП, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологич ресурсов признаются орг и физ лица, в т.ч. ИП, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологич ресурсов во внутр водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключит эконом зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения признаются: объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осущ на основании разрешения на добычу объектов животного мира; объекты водных биологич ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осущ на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологич ресурсов. Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хоз деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира. Плательщики сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивают при получении разрешения на добычу объектов животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологич ресурсов. Плательщики сумму сбора за пользование объектами водных биологич ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных настоящей главой, - единовр взноса.

Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологич ресурсов.

Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу (вылов) водных биологич ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора.

Еще по теме Налоговые платежи за пользование природными ресурсами, их краткая характеристика:

  1. 90 Налоговые платежи за пользование природными ресурсами, их краткая характеристика
  2. Н.Б.МУХИТДИНОВ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
  3. 1. Платежи и специальные налоги на использование природных ресурсов.
  4. 4. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ НАЛОГ (ПЛАТЕЖ)НА ДОБЫЧУ ИСТОЩАЕМЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
  5. 3. Содержание права собственности на природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы.
  6. 1. Краткая характеристика действующей налоговой системы России
  7. ЧАСТЬ 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
  8. Элементы налоговой системы. Виды налогов. Налоговые платежи предприятий в Казахстане

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право -