Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Водные биологические ресурсы сбор нк рф. Нужно ли подавать сведения о плательщиках и суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Бухгалтерский и налоговый учет

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов заменили плату за пользование объектами животного мира и аукционную систему продажи квот на вылов объектов водных биологических ресурсов в целях промышленного рыболовства.

Эти сборы введены с 1 января 2004 г. гл. 25 1 Х НК РФ, относятся федеральным налогам и сборам и обязательны для уплаты на всей территории РФ

Плательщики сборов. Плательщиками сборов могут быть признаны:

    организации;

    физические лица, в том числе индивидуальные предпринимали.

Юридические и физические лица признаются плательщиками данных сборов, если они получили в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира на территории РФ или лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объекты налогообложения. Объекты водных биологических ресурсов в целях взимания сбора подразделяются на две группы:

    морские млекопитающие;

    другие объекты водных биоресурсов.

Исчерпывающий перечень млекопитающих для обложения сбором приведен в НК РФ. В налоговом законодательстве установлены и основания для непризнания объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов объектами обложения сборами. Такая правовая норма реализуется в случае, если названные объекты используются для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (перечень утверждается Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Право бесплатного пользования распространяется только на то количество (объем) указанных объектов, которое добывается для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ставки сборов . В НК РФ установлены три шкалы ставок сбора для каждой группы объектов налогообложения. Для каждого вида объектов животного мира существует своя ставка сбора, определенная в абсолютных единицах - рублях за единицу об- щ лагаемой базы. Ставки не зависят от места обитания конкретного вида животных и применяются на всей территории РФ. Ставки сборов установлены ст. ЗЗЗ3 НК РФ. Пример приведен в таблице (п. 1 ст. ЗЗЗ 3 НК РФ).

Ставки сборов по объектам животного мира

Наименование объекта животного мира

Ставка сбора за одно животное, руб.

Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом

Медведь (за исключением камчатских популяций и медведя белогрудого)

Медведь бурый (камчатские популяции), медведь белогрудый

Благородный олень, лось

Пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон

Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха

Дикий северный олень, сайгак

Соболь, выдра

Барсук, куница, сурок, бобр

Енот-полоскун

Степной кот, камышовый кот

Европейская норка

Глухарь, глухарь каменный

Улар кавказский

Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш крошка, погоныш, большой погоныш, камышница

В п. 4 ст. ЗЗЗ 3 установлены ставки сборов по объектам водных биологических ресурсов (за исключением морских млекопитающих), а в п. 5 этой же статьи - ставки сборов по объектам водных биологических ресурсов - морских млекопитающих.

Предусмотрены две льготные ставки: 0% и 50% общеустановленной ставки.

При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки сбора за пользование объектами животного мира определены в размере 50% указанных выше ставок.

Ставки сбора за объекты животного мира определены в размере 0 руб., если пользование такими объектами осуществляется в целях:

    охраны здоровья населения;

    устранения угрозы для жизни человека;

    предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных;

    регулирования видового состава объектов животного мира или объектов водных биологических ресурсов;

    предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания;

    воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

    изучения запасов и промышленной экспертизы.

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, в том числе морских млекопитающих, устанавливаются в размере 0%, если пользование такими объектами осуществляется:

    при рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;

    при рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.

Ставки сбора за объекты водных биологических ресурсов, включая морских млекопитающих, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, устанавливаются в размере 15% указанных ставок сбора.

Градо- и поселкообразующими организациями для целей использования пониженной ставки сборов являются организации при соблюдении следующих критериев:

    рыбохозяйственные организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ;

    численность работающих с учетом совместно проживающих с ними членов семей по состоянию на 1 января календарного года, в котором осуществляется выдача разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, должна составлять не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;

    объем реализованной организациями рыбной продукции или выловленный объем водных биологических ресурсов должен составлять не менее 70% за календарный год, предшествовавший году выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

    рыбохозяйственные организации должны осуществлять рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащего им на праве собственности или используемого ими на основании договоров фрахтования.

Перечисленные критерии должны соблюдаться одновременно, несоблюдение одного из них может лишить рыбохозяйственные организации статуса градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций.

Для хозяйствующих субъектов, реализующих и (или) перерабатывающих доставленные на территорию РФ добытые водные биологические ресурсы, ставка сбора составляет 10% стандартного размера ставок.

Порядок исчисления и сроки уплаты сборов . Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира или каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение количества этих объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.

Суммы сбора за пользование объектами животного мира уплачиваются плательщиками при получении лицензии (разрешения) на пользование этими объектами, а суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачиваются в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса - 10% исчисленной суммы сбора, и она уплачивается при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Пример 5.133. Компания получила разрешение на ведение рыбного промысла на три месяца на два вида биоресурсов в Каспийском бассейне: воблу (500 т) и судака (300 т). Ставка сбора по вобле - 200 руб. за 1 т, по судаку - 1000 руб. за 1 т. Таким образом, сумма сбора за право вылова воблы составила 100 000 руб. (200 руб. х 500 т). По судаку - 300 000 руб. (1000 руб. х 300 т). Общая сумма сбора равна 400 000 руб. (300 000 руб. + 100 000 руб.).

В этом случае организация уплачивает разовый сбор. При получении разрешения - в размере 10% исчисленной суммы сбора - 40 000 руб. (400 000 руб. х 10% : 100%), в том числе по вобле -10 000 руб., по судаку - 30 000 руб.

Оставшаяся сумма сбора будет уплачиваться равными долями в течение всего срока действия разрешения ежемесячно не позднее 20-го числа.

Таким образом, ежемесячно будут уплачиваться следующие суммы сбора:

    по вобле - 30 000 руб. [(100 000 руб. - 10 000 руб.) : 3];

    по судаку - 90 000 руб. [(300 000 руб. - 30 000 руб.) : 3].

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании соответствующего разрешения на добычу (вылов), уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20-го числа месяца, следующего за последними месяцем срока действия такого разрешения.

Сбор за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают по местонахождению органа, выдавшего соответствующую лицензию (разрешение).

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается:

    плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов;

    плательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета.

Порядок представления сведений органами, выдающими лицензии (разрешения). Органы, выдающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.

Порядок представления сведений организациями и индивидуальными предпринимателями, зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям). Организации и индивидуальные предприниматели, использующие объекты животного мира по соответствующей лицензии (разрешению), не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.

По истечении срока действия такой лицензии (разрешения) организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям), выданным уполномоченным органом. Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) осуществляется в установленном порядке при условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом.

Организации и индивидуальные предприниматели, использующие объекты водных биологических ресурсов по соответствующей лицензии (разрешению), не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях), суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Сведения о количестве объектов водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на их добычу (вылов), организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее сроков уплаты единовременного взноса (п. 2 ст. ЗЗЗ 7 НК РФ).

«Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель Гартвич Андрей Витальевич

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Дикие звери, птицы, рыбы, моллюски и водные млекопитающие, обитающие в пределах территории и прибрежной экономической зоны Российской Федерации, – это природные ресурсы, которые считаются государственной собственностью. Если кто-либо пользуется этими ресурсами, то с него в качестве оплаты за пользование могут взиматься следующие сборы:

сбор за пользование объектами животного мира;

сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Объекты животного мира – это собирательный термин для обозначения сухопутных млекопитающих и птиц. А объекты водных биологических ресурсов – это собирательный термин для обозначения рыб, моллюсков, ракообразных, водных млекопитающих, а также водорослей.

Первый сбор можно условно назвать сбором за охоту , а второй – сбором за рыбную ловлю .

Обязанность уплаты сбора за пользование объектами животного мира возникает при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Заодно со сбором может потребоваться уплатить госпошлину за выдачу разрешения.

Обязанность уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов возникает при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Разрешение выдается на промышленное рыболовство и некоторые другие виды рыболовства, когда рыболовство рассматривается как предпринимательская деятельность. А любительским и спортивным рыболовством могут заниматься любые физические лица, как правило, бесплатно и без специального разрешения.

На любительское и спортивное рыболовство налагаются ограничения в целях сохранения водных биологических ресурсов.

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

30. Статистика водных и земельных ресурсов Водные ресурсы – это запасы воды внутренних и территориальных морей, озер, рек, водохранилищ, подземных вод, ледников, прудов, каналов и других поверхностных водоемов, которые согласно законодательству представляют единый

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 85. Статистика водных ресурсов Гидросфера – это совокупность вод внутренних и территориальных морей, озер, рек, водохранилищ, подземных вод, ледников, прудов, каналов и других поверхностных водоемов.Состояние водных ресурсов в значительной мере зависит от уровня

Из книги Как правильно применять «упрощенку» автора Курбангалеева Оксана Алексеевна

Безвозмездное пользование имуществом Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. Доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

18.10. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира (ст. 333.1 НК РФ), за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов,

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

49. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов Плательщики сборов – организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, а также

Из книги Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета автора Кондраков Николай Петрович

5.2.6. Способы распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

Глава 9 Управление объектами интеллектуальной собственности В условиях рыночных отношений и при переходе экономики на новый путь инновационного развития в управленческой практике возникают новые функции управления. Возникновению новых функций управления

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

Безвозмездное пользование у ссудодателя Помимо передачи имущества в собственность организация может получить его в безвозмездное пользование под условием последующего возврата. При передаче собственником по договору безвозмездного пользования (ссуды) объектов

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Безвозмездное пользование у ссудополучателя Нередко организации получают от физических и юридических лиц имущество в безвозмездное пользование. В связи с этим, у бухгалтеров этих организаций, как показывает практика, возникает множество вопросов, касающихся порядка

Из книги Индивидуальный предприниматель: учет и налогообложение разных видов деятельности автора Вислова Антонина Владимировна

106. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов,

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора

2.5.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Объектами обложения признаются:– объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания

Из книги Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет автора Уткина Светлана Анатольевна

Пример 3. В командировочные расходы сотрудника включены плата за пользование телевизором, счета из ресторана и оплата за пользование бассейном В целях исчисления налога на прибыль командировочные расходы относятся к прочим расходам, связанные с производством и (или)

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Пользование постельными принадлежностями По мнению налоговых органов, расходы по использованию постельных принадлежностей работниками Крайнего Севера при проезде к месту использования отпуска и обратно относить к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль

Из книги Индивидуальный предприниматель [Регистрация, учет и отчетность, налогообложение] автора Анищенко Александр Владимирович

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Дикие звери, птицы, рыбы, моллюски и водные млекопитающие, обитающие в пределах территории и прибрежной экономической зоны Российской Федерации, – это природные

Из книги автора

2.5.3. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Индивидуальные предприниматели являются плательщиками этих сборов на основании статьи 333.1 НК РФ.Обязанность по уплате сбора возникает в том случае, если

Из книги автора

2.5.7. Плата за пользование водными объектами Несмотря на то что в НК РФ до сих пор числится водный налог, на самом деле его время прошло.Водный налог уплачивают только те налогоплательщики, которые пользуются водными объектами на основании разрешений или лицензий, которые

Сбор за пользование объектами водных и биологических ресурсов относится к категории сборов за пользование природными ресурсами. Его порядок и размер регулируется законом, а сроки сбора – местным законодательством. В статье мы рассмотрим что входит в сбор за пользование водными ресурсами, как проводится расчет платежа.

За что производится сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов?

Объекты водных и биологических ресурсов – это общая формулировка для определения данного вида сборов. Рассмотрим, что она включает в себя:

  1. За добычу рыбы, а также иных морских животных или растений.
  2. Работа над созданием и нормализацией документации по составу и свойствам вод, используемых в водоемах с рыбой.
  3. За осуществление рыбохозяйственных научных исследований, которые проводятся в целях оценивания запасов, а также дальнейшей разработки рекомендаций по оптимизации использования водных биоресурсов.
  4. Реализация культивирования водорослей, моллюсков и т.д. в водоемах и водохранилищах естественного типа.
  5. Восстановление водных ресурсов в водоемах и водохранилищах, существующих в естественных природных условиях.
  6. Помощь в адаптации к водным условиям для моллюсков, водорослей и т.д.

Именно эти виды деятельности облагаются сбором по той причине, что они подлежат лицензированию. Без лицензирования и своевременной уплаты сбора реализация такой деятельности является незаконной и может повлечь за собой уголовную ответственность. Читайте также статью: → , → (платится при неспособности предприятия утилизировать продукцию).

Особенности сбора

Для того, чтобы наглядно рассмотреть особенности сбора за пользование объектами водных и биологических ресурсов, обратимся к следующей таблице:

Рассматриваемая особенность Описание
Плательщики сбора Плательщиками сбора считаются физические и юридические лица, реализующие деятельность по отношению к водных ресурсам, в т.ч. биологическим водным ресурсам, подлежащую лицензированию. Подобная деятельность может осуществляться на территории внутренних вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ, в районах архипелага Шпицбергена, а также в Каспийском, Баренцевом и Азовском морях.
Объекты обложения сбором Согласно современному законодательству, объектами данного вида сбора являются те объекты, вылов которых осуществляется на основании добычи водных биоресурсов, а кроме того, те объекты, которые подлежат изъятию из их естественной среды обитания как разрешенный прилов.
Исключения Обложению сбором не подлежит добыча водных биоресурсов лицами, для которых рыбалка и охота является основой существования (малочисленные народности Севера, Сибири, Дальнего Востока, а кроме лица, проживающие на их территории).
Зачет/ возврат сумм сбора В течение 10 дней после получки разрешения на реализацию деятельности ИП, физическое или юридическое лицо обязуется подать в налоговый орган пакет документов, подтверждающих возможность получения возврата/ зачета суммы сбора. Если на момент окончания действия разрешения оно не было реализовано, то лицо, его получившее, может обратиться в налоговый орган, чтобы получить зачет/ возврат.

Законодательная база

Наиболее полную информацию о том, как и на каких условиях происходит выплата сбора, можно получить из действующих документов современного законодательства. Только некоторые среди них определяют и регулируют сбор за пользование водными ресурсами. Рассмотреть их наглядно поможет следующая таблица:

Документ Важная информация для плательщика
Налоговый кодекс 333 статья кодекса включает в себя общую необходимую информацию о данном виде сбора, в том числе: объекты и субъекты сбора, установленные по сборам ставки, сроки выплат и их зачисление, существующие порядки исчисления и т.д. НК является главным документом в РФ, который занимается регулированием и установкой основных правил по выплатам данного вида сборов. Поэтому для каждого лица, имеющего лицензию на реализацию деятельности по отношению к водным ресурсам, необходимо ознакомление с данным документом.
Федеральные законы РФ Существующие ФЗ РФ – это актуальные документы, устанавливающие более точную и подробную информацию о данном виде выплат. Известно множество таковых ФЗ, но среди наиболее важных из них можно выделить, например, ФЗ №166 (получение разрешения на реализацию деятельности).

Возникновение законодательной базы, регулирующей особенности и нюансы сбора за пользование водными ресурсами, относят к 2004 году. С тех пор законы изменялись и модернизировались. На сегодняшний день действуют законы, установленные в 2014 году.

Как рассчитать сумму платежа? Пример

Сумма выплаты зависит от индивидуальных особенностей, в которых работает физическое или юридическое лицо. Поэтому в разных условиях сбор будет соответственно разным. Для его вычисления в современном законодательстве существует специальная форму, позволяющая без труда самостоятельно вычислить свой личный сбор. Эта формула выглядит следующим образом:

Размер сбора = Процентная ставка* Количество объектов

Процентная ставка устанавливается своя для каждого вида объекта, на котором происходит работа. Таким образом, для того, чтоб осуществить подсчет, необходимо знать район, в котором осуществляется промысел; разновидность объекта, в отношении которого осуществляется промысел, а также полученный объем.

Рассмотрим следующий пример, на котором ясно, как правильно подсчитать сбор. В Баренцевом море осуществляется добыча трески. Количество полученной рыбы составляет 300 тонн. Получается, что сбор = 5000 (ставка за 1 тонну добытой трески) * 300 = 1 500 000 рублей.

Все данные, необходимые для самостоятельного осуществления подсчета сбора, можно уточнить в районном отделении налоговой службы. Кроме того, можно попросить сотрудников налоговой инспекции произвести подсчет или помочь с вычислениями.

Порядок предоставления данных

Данные, которые необходимо предоставить при реализации деятельности в отношении водных ресурсов, в т.ч. биологических, делятся на два типа. Это данные о полученных разрешениях, а также данные об итогах деятельности. При том физические лица не должны предоставлять в налоговый орган информацию о полученных разрешениях. Для физических и юридических лиц это действие является обязательным. Представим данные о предоставлении разных типов информации в формате таблицы:

Разновидность данных Правила, сроки и особенности подачи
Данные о полученном разрешении на деятельность Предоставляются в налоговый орган на протяжении 10 дней после получения. Кроме разрешения необходимо предоставить данные о подлежащих уплате суммах сбора в виде регулярных и одноразового взносов.
Данные необходимо представить в форме установленного образца, которую возможно найти на официальном сайте Налоговой инспекции.
Данные о результатах промысла (количестве прилова) Такого типа данные предоставляются в обязательном порядке в налоговый орган в месяц, следующий за месяцем окончания действия разрешения. Последним числом для предоставления данных считается 20 число этого месяца.

Согласно современному законодательству, у плательщика сбора нет прав на то, чтобы претендовать на возврат переплаты, корректировать сумму установленного сбора самостоятельно, а также производить выплаты в соответствии с фактическими результатами вылова.

Особенности платежа и условия законодательства. Пример

В случае, если необходимые данные о получении разрешения на реализацию деятельности или результатах работы не будут предоставлены в срок, тогда придется уплатить штраф в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ. Также предусмотрен штраф не неуплату сбора либо просрочку выплаты. Сама непосредственная обязанность в выплате сбора обуславливается не выловом водных биоресурсов, а фактом выдачи разрешения на реализацию данной деятельности.

Существует три типа сборов, установленных для данной деятельности:

  • единовременный. Взнос выплачивается в месяц, следующий за окончанием действия разрешения, но не позднее 20 числа.
  • регулярный. Высчитывается по формуле: (сумма сборов – сумма разового сбора)/ продолжительность действия разрешения (в месяцах).
  • разовый. Взнос выплачивается при получении разрешения на добычу и составляет 10% от исчисленной суммы сбора.

Обратимся к следующему примеру поэтапных расчетов для каждого из типов взносов.

  1. Данные для расчетов. Промысел ведется в Баренцевом море в отношении трески, объем добычи составляет 200 тонн, а прилова – 100 тонн, ставка тонны добычи составляет 5000 рублей, а 1 тонны прилова – 20 рублей. Продолжительность действия разрешения составляет 9 месяцев.
  2. Сумма сбора составит 1 000 000 рублей (5000 рублей * 200 тонн добычи трески).
  3. Разовый сбор составит 1 000 000 * 10% = 100 000 рублей.
  4. Регулярные платежи осуществляются каждый месяц и составляют 1 000 000 – 100 000 (разовый сбор) = 900 000 рублей; 900 000 / 9 (месяцы действия разрешения) = 100 000 рублей ежемесячный взнос. Единовременный сбор = 20 * 100 = 2000.

Учет льготных категорий граждан при уплате налога

В отношении лиц, выплачивающих сбор, действуют определенные законом льготы. При этом известен ряд разновидностей льгот, когда лица полностью освобождаются от уплаты сбора, и когда получают скидку на его выплату:

  1. Полностью освобождаются от уплаты представители малочисленных народностей, проживающие на территории Сибири, Севера, Дальнего Востока, перечень которых утвержден Правительством РФ. Также от сбора освобождаются лица, постоянно проживающие на этих территориях, для которых добыча рыбы и охота является основой существования.
  2. Ставка 0% предоставляется лицам, которые используют рыболовство для акклиматизации или воспроизводства водных биоресурсов. Аналогичная ставка предоставляется тем, кто осуществляет рыболовство в контрольных либо научно-исследовательских целях.
  3. Ставка 15%. Предоставляется рыбохозяйственным организациям, утвержденным правительством РФ; российским рыбохозяйственным организациям; рыболовецким артелям; индивидуальным предпринимателям, чья деятельность соответствует деятельности рыбохозяйственных организаций.

Уточнить, относитесь ли вы к льготным категориям граждан, можно в районном отделении налоговой инспекции.

Часто задаваемые вопросы по сбору за пользование водными ресурсами

Вопрос №1. Кому платить установленный сбор?

Физические лица платят сборы по адресу органа, выдавшего разрешение на реализацию деятельности (кроме ИП). Юридические лица и ИП платят сбор по месту своего учета.

Вопрос №2. Кто выдает разрешения на реализацию деятельности?

Разрешение на реализацию деятельности выдаются Федеральным агентством по рыболовству после подачи физическим или юридическим лицом соответствующего зявления.

Вопрос №3. От чего зависит ставка сбора?

Ставка сбора осуществляется Налоговым кодексом РФ и зависит от района, в котором осуществляется промысел (Баренцево море, Азовское море и т.д.)

"Советник бухгалтера", 2005, N 11

Как мы уже говорили в прошлом номере журнала, указанные сборы исчисляются и уплачиваются в 2005 г. в соответствии с гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" НК РФ.

Плательщики сбора

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биоресурсов (далее - ВБР) в соответствии с п. 2 ст. 333.1 НК РФ признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, - пользователи водными биологическими ресурсами, которые в установленном законом порядке получили лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районах архипелага Шпицберген.

Под пользованием водными биологическими ресурсами (ВБР) понимается изъятие объектов из среды обитания, то есть из природной среды, в которой эти объекты обитают в состоянии свободы.

Пользование ВБР осуществляется на основании долгосрочных лицензий и разрешений на вылов конкретного количества водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла в определенный календарный период.

До вступления в силу Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" лицензии выдавались на конкретный вид деятельности - промышленное рыболовство или промышленное рыбоводство на срок не менее трех лет. На сегодняшний день вышеуказанный Федеральный закон не предусматривает выдачу долгосрочных лицензий на промышленное рыболовство, а устанавливает, что основным документом на пользование ВБР является разрешение. Разрешение выдается организациям и индивидуальным предпринимателям, имеет короткий срок действия и дает право вылова определенного количества водных биоресурсов в конкретный период конкретным судном в пределах доли квот, распределенных по приказу Росрыболовства России на календарный год. Согласно Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" разрешение является документом, который удостоверяет право на добычу (вылов) определенного объема ВБР.

При выдаче разрешения с 1 января 2005 г. взимается государственная пошлина с организаций - 200 руб., с физических лиц - 100 руб.

Ставки и льготы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ставки сбора установлены в абсолютной величине (в рублях) за единицу облагаемой базы:

  • для морских млекопитающих (белуха, тихоокеанский морж, морской котик и т.п.) ставки сбора определяются в рублях за каждый объект ВБР (п. 5 ст. 333.3 НК РФ);
  • для всех остальных объектов водных биологических ресурсов - рыб, ракообразных, иглокожих и растений ставки сбора устанавливаются в рублях за 1 тонну добываемых объектов ВБР (п. 4 ст. 333.3 НК РФ).

Обратите внимание! При вылове рыбы и иных биоресурсов (за исключением морских млекопитающих) ставки сбора дифференцированы в зависимости от ареала обитания (рыбохозяйственного бассейна). В ст. 333.3 НК РФ в качестве самостоятельных выделены Дальневосточный, Северный, Балтийский, Каспийский, Азово-Черноморский бассейны, а также группа внутренних водных объектов РФ (реки, озера, водохранилища).

При исчислении же сбора за пользование водными млекопитающими ареал их обитания значения не имеет, то есть вылов видов млекопитающих, перечисленных в п. 5 ст. 333.3 НК РФ, на всей территории страны облагается сбором по единым ставкам.

Также ст. 333.3 НК РФ предусмотрены льготы по уплате сбора за пользование объектами ВБР в размере:

  • 0 руб. (иными словами, фактически не платят сбор) - устанавливается в тех случаях, когда пользование объектами животного мира осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, предотвращения нанесения ущерба экономике, а также в научных целях. Эти цели должны быть подтверждены соответствующей отметкой в лицензии (разрешении) на право пользования объектами животного мира.

Примечание редакции. Если налоговые органы потребуют от организации подтвердить правомерность применения нулевой ставки сбора при ведении промысла для научных целей, данная организация должна представить планы-графики ресурсных исследований, где предусмотрено ее участие в указанной деятельности.

Об этом сказано в п. 1 Приказа Федерального агентства по рыболовству от 02.07.2004 N 38 "О проведении работ по вылову (добыче) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских целях", изданному во исполнение Постановления Правительства РФ от 31.07.2001 N 566 "Об утверждении Правил вылова (добычи) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях";

  • 15% от полной ставки по конкретному виду водных биоресурсов соответствующего бассейна - предоставляются градообразующим и поселкообразующим российским рыбохозяйственным организациям, которые включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительством РФ от 03.09.2004 N 452 "О Перечне градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов".

Примечание от редакции: В соответствии с п. 2 Постановления N 452 Минсельхоз России и Минфин России должны ежегодно до 20 ноября представлять в Правительство РФ согласованные предложения о внесении изменений в указанный выше Перечень в случае приобретения или утраты российскими рыбохозяйственными организациями признаков, на основании которых им предоставляется право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Таким образом, изменения в данный Перечень могут вноситься только один раз в год. Как следует из вышесказанного, количество организаций, которые имеют право на получение льготы по сбору, может не только увеличиваться, но и сокращаться, если они перестают соответствовать ряду признаков, установленных для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций п. 7 ст. 333.3 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов

Порядок расчета сбора установлен в п. 2 ст. 333.4 НК РФ. Сбор за пользование объектами водных биоресурсов рассчитывается путем умножения соответствующего количества объектов водных биоресурсов на установленную ставку сбора. Исчисленная плательщиком сумма сбора уплачивается поэтапно (п. 2 ст. 333.5 НК РФ). При получении лицензии (разрешения) перечисляется разовый взнос, а затем в течение срока действия лицензии (разрешения) в бюджет отчисляются регулярные взносы. Разовый платеж составляет 10% от общей суммы исчисленного сбора. Оставшиеся 90% от исчисленной суммы сбора приходятся на регулярные взносы. Они уплачиваются в течение всего срока действия лицензии (разрешения) ежемесячно не позднее 20-го числа в течение разрешенного срока промысла данного объекта биоресурсов (п. 2 ст. 333.5 НК РФ).

Обратите внимание! Срок уплаты первого регулярного взноса зависит от даты начала срока действия лицензии (разрешения). Если дата находится в интервале:

  • между 1-м и 20-м числами месяца включительно, уплата регулярных взносов начинается с этого месяца;
  • между 21-м и 30-м (31-м) числами месяца включительно, уплатить первый регулярный взнос надо до 20-го числа следующего месяца.

Последним месяцем уплаты регулярного взноса является месяц окончания срока действия лицензии (разрешения). Если дата окончания действия лицензии (разрешения) приходится:

  • после 20-го числа месяца, то последний регулярный взнос уплачивается не позднее 20-го числа этого месяца;
  • до 20-го числа месяца, то именно он и будет датой уплаты последнего регулярного взноса.

Пример 1 . Организация А получила разрешение на право вылова объектов ВБР на период с 5 января по 17 апреля 2005 г. Регулярные платежи следует уплачивать в течение этих месяцев по сроку 20 января, 20 февраля, 20 марта, 17 апреля.

Организация В получила разрешение на право вылова объектов ВБР на период с 24 февраля по 27 мая 2005 г. Регулярные платежи в этом случае следует уплачивать по сроку 20 марта, 20 апреля, 20 мая.

Пример 2 . Рыбопромысловая компания "Якорь" получила разрешение на ведение рыбного промысла на 2005 г. от 5 марта 2005 г. на два вида биоресурсов в Дальневосточном бассейне: трески (1000 тонн) и сельди (4500 тонн).

В разрешении определены сроки промысла указанных ВБР:

Ставка сбора за одну тонну трески составляет 3000 руб., а за одну тонну сельди - 500 руб. (ст. 333.3 НК РФ).

Рассчитаем сумму сбора.

Сумма сбора за право вылова трески составит 3 млн руб. (1000 т х 3000 руб.).

Сумма сбора за право вылова сельди составит 2 млн. 250 тыс. руб. (4500 т х 500 руб.).

В этом случае рыбопромысловая компания "Якорь" должна заплатить разовый взнос при получении разрешения по сроку 5 марта 2005 г. в размере 10% от исчисленной суммы сбора - 525 тыс. руб. (3 млн руб. + 2 млн 250 тыс. руб.) х 10%.

Общая сумма регулярного взноса составит 4 млн 725 тыс. руб. (5 млн 250 тыс. руб. х 90%).

Сумма сбора является фиксированной и не зависит от фактического использования плательщиком права на вылов биоресурсов. Если количество вылова оказалось меньше количества, указанного в разрешении, то сумма сбора не корректируется.

Уплачивать сбор в соответствии с п. 3 ст. 333.5 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели должны по месту постановки на налоговый учет.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают сбор по месту нахождения лицензирующего органа.

В платежных документах в 2005 г. при перечислении сбора за пользование объектами ВБР во внутренних водных объектах нужно указать код бюджетной классификации 182 1 07 04030 01 1000 110. Если сбор взимается за пользование объектами ВБР на континентальном шельфе РФ, то нужно указать КБК 182 1 07 04020 01 1000 110.

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов относится к регулирующим доходам бюджетов.

Бухгалтерский и налоговый учет

Исчисленная сумма сбора отражается по:

Дебет 97 "Расходы будущих периодов"

Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогам и сборам".

Ежемесячно регулярные платежи списываются в:

Дебет 26 "Общепроизводственные расходы"

Кредит 97 "Расходы будущих периодов".

Перечисленные суммы сбора отражаются по:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогам и сборам"

Кредит 51 "Расчетный счет".

В целях исчисления налога на прибыль организаций сбор включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Налоговый и административный контроль за пользованием биоресурсами

Органы, выдающие лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов (Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и его территориальные органы), обязаны не позднее 5-го числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения:

  • о выданных ими лицензиях на промысел (промышленное рыболовство);
  • о суммах сборов, подлежащих уплате по каждой из этих лицензий;
  • о сроках уплаты сбора.

В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют по лицензии (разрешению) пользование объектами водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения:

  • о полученных лицензиях (разрешениях) на промысел (промышленное рыболовство);
  • о суммах сборов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Обратите внимание! В случае непредставления налогоплательщиком сведения о лицензии и сумме сбора он не может быть привлечен к ответственности (ст. 119 НК РФ), так как сведения о лицензии и сумме сбора не являются налоговой декларацией. Однако это не означает, что за абсолютное непредставление сведений не предусмотрена ответственность.

Во-первых, за непредставление сведений в установленный срок плательщика сбора штрафуют на основании п. 1 ст. 126 НК РФ на сумму 50 руб. за непредставленный документ.

Во-вторых, за указанное правонарушение предусмотрена административная ответственность. На основании п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ на должностное лицо будет наложен штраф в размере от трех до пяти МРОТ.

Также согласно КоАП РФ нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов влекут наложение административного штрафа на основании ст. 8.37 КоАП РФ.

Организацию штрафуют на сумму от 100 до 200 МРОТ с конфискацией судна и других орудий лова, должностных лиц - от 20 до 30 МРОТ с конфискацией судна и других орудий лова, а граждан - в размере от 5 до 10 МРОТ с конфискацией судна и других орудий лова.

Е.Ф.Данилина

член палаты

налоговых консультантов РФ

ФЗ №148 от 11 ноября 2003 г. введен сбор за использование объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Это обязательные взносы, выплачиваемые на федеральном уровне. Их оплата не зависит от региона проживания.

Кто платит сборы?

К плательщикам взносов относят физлиц, владельцев предприятий и ООО, получивших возможность зарегистрировать потребление объектов животного мира - ст. 333.1. НК РФ.

ФЗ №209, принятый 24 июля 2009 года, «Об охоте и поддерживании запасов, об установленных изменениях в пунктах законодательных актах РФ» разрешает добывать ресурсы с помощью охоты.

Пользование живых особей разрешается с тем условием, что физлицо или организация осуществляют их вылавливание. Документ выдается:

  1. В охотничьих с/х угодьях. Для получения лицензии юрлицу или владельцу предприятия необходимо заключить охотхозяйственное соглашение.
  2. В охотничьих угодьях, находящихся во всеобщем доступе. Специальный комитет по ведению хозяйства выдает разрешение субъектам РФ.
  3. В огороженных природных зонах. Закон об охране природы выдает свидетельство природоохранным учреждениям.

Пользование водными запасами подразумевает начисление взносов физлицам и предприятиям, на законодательном уровне зарегистрировавшим свидетельство на изъятие водных запасов во внутренних водах. Улов может осуществляться на материковом шельфе, в Азовском море, Баренцевом и Каспийском. Экономическая зона России, архипелаг Шпицберген - также территории, разрешающие использование биологических ресурсов.

Налогообложение

Объекты налогообложения животного мира: виды зверей и птиц. Перечень особей зарегистрирован в п. 1 ст. 333.3 НК РФ. Вылов животных из естественной окружающей среды возможен только с согласия соответствующих органов. Пользование водными компонентами окружающей среды также облагается взносом. Предметом сбора признаны рыбы и другие водные существа, для ловли которых требуется лицензия.

Если коренным народам Севера и Сибири, а также лицам, находящихся там на постоянном месте жительства, необходимо использовать живых особей и водные ресурсы окружающей среды по личным нуждам, то такие объекты не облагаются налогом.

Важно! Налогообложению не подлежат объекты и природные запасы, количество которых нужно, чтобы удовлетворить собственные потребности. Добыча и рыбалка разрешены только в том регионе, где проживает налогоплательщик. Хозяйственная деятельность ведется традиционным образом.

Локальные органы исполнительной власти совместно с Федеральными согласовывают количество живых особей, которых можно выловить. Объекты животного мира, которые разводятся в неволе и искусственно созданной окружающей среде, не предполагают оплату. По статье 333.2 НК РФ налогом облагается животное, добытое из естественной среды обитания.

Ставки сборов. Расчеты

Ставки сборов утверждаются, независимо от нахождения конкретного живого существа на территории России. Охота на водяного пастушка или камышницу обойдется в 20 рублей. Это минимальный размер. Максимальный начисляется за охоту на овцебыка и гибрида зубра с бизоном. Это 15 000 рублей за 1 живое существо. Справочная информация о размере ставок утверждена в ст. 333 НК РФ, 2004 г. Вычисления проводятся по формуле: Итоговая сумма=норма ставки * количество живых существ.

Предусматриваются льготные ставки:

  • нулевая;

Если добывание живых существ необходимо для охраны жителей и устранения угрозы, то налоговая начисляет нулевую ставку. Она также устанавливается, когда нужно оградить физлицо от больных животных, регулировать виды существ или воспроизводить живых особей. По закону данные действия нужно согласовать с соответствующими органами власти.

Льготные ставки

Если объектом добычи являются животные возрастом до 1 года, то действует «скидка» в 50% от начальной стоимости сбора. Сумма за пользование водными биозапасами начисляется за 1 тонну каждого вида. Размер ставки зависит от места обитания млекопитающих. Если ловля рыб предназначена для воспроизводства и акклиматизации запасов, то сборы исчисляются по нулевой ставке. Использование ресурсов для научно-исследовательской деятельности также рассчитывается по ставке 0%.

15% ставки от основного взноса предоставляется владельцам предприятий, пользующихся биоресурсами для ведения рыбохозяйственной деятельности в поселках. Перечень населенных пунктов утвержден Правительством РФ. Рыболовецкие артели также могут рассчитывать на 15% от ставки.

Рыбохозяйственным называется предприятие, занимающееся ловлей рыбы и производящее рыбную продукцию с помощью водных запасов. Льготная налоговая ставка действует только при условии производства предприятием свыше 70% продукции с использованием биоресурсов.

Для животного мира сбор рассчитывается путем сложения количества особей и размера ставки. Для водных биоресурсов сумма учитывает количество млекопитающих и размер ставки, установленный для особи на начало действия свидетельства.

Пример вычислений сбора за потребление объектов животного мира

Объект: пятнистый олень, количество - 4 особи, 2 из которых возрастом до 1 года.

Порядок оплаты

Плательщики должны предоставить оплату за потребление охотничьих запасов. Физлица производят оплату в контролирующем органе по фактическому местонахождению. Владельцы предприятий и организации оплачивают сумму взноса по месту регистрационного учета. Сбор исчисляется за единицу особи.

Взнос оплачивается единоразово в момент получения свидетельства о праве пользования объектами животного мира. Потребление водных биозапасов разрешено при оплате взноса разово и регулярно. Разово вносится сумма в размере 10% от ставки сбора. Оставшаяся часть оплачивается ежемесячно равными платежами в течение срока действия лицензии. Оплату платежей следует осуществлять до 20-го числа.

Документы

Физлица не предоставляют документы в налоговую инспекцию о зарегистрированном свидетельстве. ИП и предприятиям, которые получили лицензию, необходимо предоставить в контролирующие органы информацию:

  • Сведения о получении лицензии.
  • Размер сбора, который следует оплатить.
  • Доказательство оплаты.

В течение 10 дней после выдачи свидетельства вышеперечисленную информацию нужно предоставить в налоговый орган. Информация отправляется по специальной форме, заверенной Приказом ФНС России от 26.02.2006 г. Если плательщик не предоставит в уполномоченную организацию сведения в положенный срок, то за каждый непредоставленный документ взыскивается штраф - 200 рублей.

Важно! Если частный предприниматель обладает лицензией на охоту, но его деятельность не связана с извлечением прибыли, то он имеет право не информировать налоговую о получении разрешения.

Возврат сбора

Граждане РФ (физлица) не могут рассчитывать на возврат суммы, переплаченной за сбор. Владелец предприятия и юрлицо могут претендовать на зачет или возврат сбора. Этот факт отражен в п.1 ст. 333.7 НК РФ. По завершении срока действия свидетельства юрлица имеют право потребовать от налоговой, которая его выдала, возврат сбора. Причина - лицензия не использовалась (разрешение на охоту не реализовано).

Зачет суммы или возврат переплаты осуществляется по стандартным правилам, указанным в гл.12 НК РФ. Нужно предоставить:

  • Заявление плательщика о зачете суммы.
  • Точную информацию о полученном свидетельстве.
  • Сведения о размере сбора, необходимого к оплате и фактически оплаченного сбора.

Ст. 78 НК РФ гласит, что плательщик может запросить сумму возврата сбора по нереализованной лицензии в местном контролирующем органе. Заявка рассматривается в письменном виде. Решение по возврату принимается уполномоченным представителем в течение 10 дней.