Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Хозяйство и экономика соотношение понятий. Страницы истории

Зиннатуллина Элеонора Рауфовна, преподаватель истории и обществознания, Братский промышленный техникум

Урок обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство»

Разработка урока обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство» содержит план урока, рабочий лист, позволяющий организовать самостоятельную работу обучающихся на занятии. На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнить творческое задание на анализ конкретных бизнес-ситуаций в малых группах. В ход его выполнения обучающиеся должны не только продемонстрировать умение применять теоретический материал, но и творческое мышление. Разработка предназначена для преподавателей обществознания и экономики техникумов, колледжей, школ.

ПЛАН УРОКА

№№ уроков 95, 96

Тема урока: Экономика как наука и хозяйство

Цели и задачи урока:

Образовательная : создать условия для усвоения знаний об экономике как науке и хозяйстве.

Задачи:

1. Определить черты экономики как науки и хозяйства

2. Выявить основные вопросы экономики.

3. Определить факторы производства.

Развивающая : создание условий для развития умения организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных преподавателем, (ОК 2), анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3), осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения поставленных задач (ОК 4), работать в команде, эффективно общаться с преподавателем, одногруппниками (ОК 6), развитие критического мышления (составление кластера).

Воспитательная: создать условия для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся, формирования толерантности, политической культуры.

Тип урока комбинированный.

Средства обучения: ПК, проектор, учебник, раздаточный материал.

Структурные элементы урока и ориентировочные приемы его проведения

1. Организационная часть.

2. Проверка выполнения домашнего задания – выборочная проверка конспектов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Эвристическая беседа по теме «Что вы знаете об экономике?».

4. Сообщение нового материала

1. Экономика как наука и хозяйство (лекция, выполнение заданий по рабочему листу, эвристическая беседа).

Рабочий лист представлен в Приложении 1.

2. Основные вопросы экономики (лекция, выполнение заданий по рабочему листу).

3. Факторы производства (выполнение заданий по рабочему листу, составление кластера).

5. Закрепление.

Выполнение творческого задания – анализ бизнес-ситуации в малых группах.

Ситуации представлены в Приложении 2, желателен групповой вариант работы (возможно в парах).

6. подведение итога урока.

А. выставление оценок.

Б. анализ и оценка успешности достижения цели.

    7. Выдача домашнего задания - Задачи экономики;

    Роль производства, распределения, обмена и потребления в экономике

    Макроэкономика и микроэкономика;

    Взаимодействие факторов производства;

    Предпринимательские способности как один из факторов производства.

Литература: Литература: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. – С. 152–153; Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009. – С. 6-15.

Приложение 1

Раздел 6. Экономика

6.1. Экономика как наука и хозяйство

Понятие экономики.

Изначально экономика (от греч. oikos – дом и nomos – закон) – наука о ведении домашнего хозяйства.

В современном мире понятие «экономика» приобрело несколько более широкое значение.

Различают два основных значения термина «экономика»: экономика как наука и экономика как хозяйство.

Экономика как наука – системное отражение хозяйственной деятельности людей посредством экономических категорий, законов, представленное в форме определенных теорий.

Экономика как хозяйство – система общественного производства, народное хозяйство страны, области, района или отрасли.

3 вопроса экономики:

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Главная проблема экономики: потребности человека безграничны, а доступные ресурсы ограничены (что такое потребности?)

В экономической жизни есть три главных участника:

    семья;

    фирмы;

    государство.

Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главный из действующих лиц экономики – человек, семья.

Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.

Факторы производства (перенесите таблицу к себе в тетрадь

Факторы производства

Пояснение

1. Природные ресурсы

Естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг

2. Труд

Физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг

3. Капитал

Средства производства (оборудование, машины) и финансовые ресурсы, приносящие доход)

4. Управление

Процесс принятия решений, организация производства, контроль за деятельностью людей

5. Информация

Знания и сведения, накопленные человечеством

Проанализируйте следующие ситуации в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства:

1. Вы открываете небольшую фирму по производству записных книжек, тетрадей

2. Вы переехали в деревню и решили стать фермером

3. Вы решили на дому заниматься фрилансом – писать статьи и продавать их различным сайтам

Блага – продукты питания, одежда, мебель, автомобили – это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность.

Макроэкономика и микроэкономика

Макроэкономика – исследует закономерности и экономические взаимоотношения на уровне всей экономики или крупных отраслей.

    Денежная система и инфляция.

    Безработица.

    Внешняя торговля.

    Экономический рост.

Микроэкономика – исследует закономерности организаций и функционирование экономики на уровне между отдельными фирмами и потребителями.

    Экономика семьи.

    Экономика региона.

    Экономика фирм.

1. О каком разделе экономики идет речь?

Общая прибыль организаторов 8-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 превысила 30 млн. евро.

А.Н. Пупкин открыл закусочную.

В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа.

В 2013 году Китай стал мировым лидером по объемам внешней торговли. Торговый оборот страны превысил $4 трлн.

Средний размер трудовой пенсии россиян по старости составит 11,4 тыс. руб.

Общий доход семьи Павловых составил 25 тысяч руб., из них 5 тысяч руб. уходит на погашение кредита

2. Объясните выражение “Бесплатный сыр бывает только в мышеловке”.

Приложение 2

Творческое задание по теме «Факторы производства»

Карточка 1.

Карточка 2.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка3.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 4.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 5.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 6.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 7.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 8.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Термин «экономика» (от гр. oikos – домашнее хозяйство и потов – правила) имеет двоякий смысл.

Экономика – это:

Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования – продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

Экономическая деятельность есть производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Производство – это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение – это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен – это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

В целом производство это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

Потребность это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом . Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности .

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности , называются благами .

Свободных благ, которые неограничены и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.

Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве . Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Среди них – ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг , называют факторами производства, или производственными ресурсами . Важнейшие из них – труд, земля, капитал, предпринимательство или предпринимательские способности .

Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ . Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего – от количества населения трудоспособного возраста. Не меньшую роль играет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему.

Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой .

Под « землей » экономисты понимают все виды природных ресурсов . В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных ископаемых. Определенная сумма, выплаченная за пользование землей , называется рентой . Земельная рента составляет доход того, кто владеет землей.

Капитал (от лат. capitalis – главный) включает в себя произведенные человеком средства производства . Капитал – это все то, что используется людьми для производства товаров и услуг или служит необходимым условием этого производства.

Основной капитал – здания, станки, оборудование; используется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно. Оборотный капитал – сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуется за один цикл; входит во вновь созданный продукт целиком; затраты возмещаются после реализации продукции. Доход на капитал называется процентом .

Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

Важнейшим производственным ресурсом являются способности человека к предпринимательству . Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производственная деятельность невозможны. К этим функциям относятся: умение правильно соединить факторы производства – труд, землю, капитал – и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям . Вознаграждение предпринимателю за производство товара или услуги называется прибылью (предпринимательским доходом). Прибыль – это то, что остается после вычитания денег на производство из общей выручки.

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов – информацию . Владение информацией является неотъемлемой составляющей предпринимательских способностей.

Помимо перечисленных факторов производства, в экономике играют большую роль такие факторы, как общая культура , различающаяся в различных обществах; наука , имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы , прежде всего состояние нравственности, правовая культура .

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Из данного противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными средствами, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар продукт труда, произведенный для продажи на рынке . Признаки товара: должен быть предназначен для обмена, т. е. обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом товаропроизводителя ; должен удовлетворять потребность человека, т. е. обладает потребительной стоимостью .

Услуга результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

Экономика как наука это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Экономическая теория (экономика), как и любая другая научная дисциплина, выполняет присущие ей функции.

Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах. В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический .

Экономическая наука прошла долгий путь развития, опираясь на теоретические изыскания ведущих экономических школ. Экономические школы – системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Предметом изучения экономики как науки является

1) обмен продуктами питания

2) оформление трудового договора

3) разработка принципов распределения ресурсов

4) изобретение ресурсосберегающих технологий

Значение термина «экономика»

Термин «экономика» имеет древнегреческие корни. В первоначальном виде слово экономика понималось как хозяйство, ведущееся с соблюдением определенных норм и законов, так как произошло объединение двух греческих слов, обозначающих хозяйство и закон . Стоит напомнить, что большую часть древнегреческого хозяйства представляло домашнее хозяйство, и экономику того времени точнее было бы рассматривать не как народное хозяйство страны, а, скорее, как домоводство.

Рисунок 1.

За долгую историю существования значение термина «экономика» весомо расширилось и развилось. Современная «экономика» имеет более широкий смысл, чем было задумано его автором греческим философом Ксенофонтом изначально. Понятие «экономика» довольно многозначно, в современном мире выделяют несколько значений.

Определение 1

В основном значении подразумевают, что экономика - это непосредственно хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. объединение вещей, предметов, средств, субстанций духовного и мира, применяемое для удовлетворения потребностей и поддержания жизненных условий.

Вторая трактовка термина подразумевает науку, как общность знаний об умении вести хозяйство и деятельность , связанную с ним, о потреблении различных природных потенциалов для удовлетворения потребностей общества и людей, о взаимоотношениях, зарождающихся между людьми в процессе деятельности.

Появление экономики как науки

Экономическая наука появилась несколько позже, чем экономика. На протяжении не одного века экономической истории люди осуществляли свою деятельность, основываясь на опыте, передающемся от одного поколения другому. Основами для появления и развития научной экономики стали философия и социология.

Как самостоятельная сфера знаний экономика выделилась позднее, приблизительно 300 лет назад. За прошедшее время, в частности за последние 150 лет, понимания о предмете экономической науки существенно изменились. На вопрос «Что такое экономика как наука?» - философы и самые выделяющиеся исследователи этой сферы знаний, ученые-экономисты не дают одинаковых ответов. При более детальном анализе ответов условно можно выделить три различных пути к определению предмета экономики.

Замечание 1

Прежде всего, определилось значение экономической науки, как исследуемое производство и потребление вещественных благ , получение материальных средств существования. Источником такого мнения считается экономист А. Смит: - Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния».

Неполнота данной трактовки с точки зрения современных мнений подразумевается в том, что в ней из области экономической деятельности не учитывается нематериальное производство» в образе интеллектуальной деятельности, услуг. Кроме того экономическая наука в действительности оказывается сосредоточенной в области выпуска, в то время, как, обмен товарами остается вне зоны ее использования. Как выглядит данное определение наглядно можно увидеть на рисунке ниже.

Рисунок 2.

Замечание 2

В последнее время все чаще выделяется новый способ определения предмета экономической науки, в его основе используются такие понятия, как «ограниченность ресурсов» , «редкость» . Опираясь на этот вариант, основной целью экономической науки является формулировка и развитие всех альтернативных способов использования ограниченных экономических ресурсов, потребляемых для осуществления определенных задач, для выбора наилучшего варианта. Экономическая наука анализирует поведение людей в условиях, когда им необходимо сравнить цели и средства необходимые для их достижения, принимая в расчет ограниченность этих средств и иные более или менее выгодные варианты их использования.

Основная цель экономической науки

Рассмотрев различные формулировки термина, можно выделить общее определение экономической науки, которая есть совокупность знаний, помогающих найти ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

  1. Что и в каком количестве производить?
  2. Каким образом и кем будут произведены товары, из каких ресурсов, используя какие технологии?
  3. Кто будет потребителем этих товаров, как они распределятся между потребителями?

Ответом на первый вопрос будет являться структура производства, на второй - используемая технология, на третий - область использования произведенного продукта.

Замечание 3

Важно не забывать, что экономическая наука не имеет заранее установленных границ, она неизменно развивается и увеличивает зону своего охвата, постепенно проникая в различные области, в частности в социальные, гуманитарные науки. Вместе со своим общепринятым объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания полностью охватывают всю социальную сферу. Экономика непосредственно связана с философией, правом, информатикой, математикой, историей, географией, психологией, социологией и рядом естественных наук. Но все-таки экономическая наука, прежде всего, изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

Под экономическими потребностями часто воспринимается нехватка чего-либо для сохранения жизненных функций и совершенствования индивида , организации и общества в целом. Фактором, склоняющим человека к бурной деятельности, является экономическая потребность. Условно выделяют два вида потребностей : первичные и вторичные. Первичными называются жизненно необходимые потребности (еда, одежда и т.д.). Вторичными называют все остальные потребности.

Также можно выделить эластичные и неэластичные (жесткие) потребности. Неэластичными, называют первичными, а эластичными - вторичные. Неэластичные потребности невозможно заменить другими или не удовлетворять их в течение длительного времени.

Блага и ресурсы в экономике

Определение 2

Блага - средства, для удовлетворения потребностей. Можно выделить два вида благ взаимозаменяемые(субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) . Экономические блага могут быть также разделены на настоящие и будущие, прямые и косвенные.

Маркс считал, что важной часть стоимости экономического блага является общественно необходимый труд, т. е. труд, осуществляемый при средних общественно нормальных условиях производства и средней производительности труда. Из неоклассических воззрений можно сделать вывод, что ценность благ пропорциональна их доступности. Учитывается, что любую потребность можно удовлетворить не одним видом благ, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Экономические блага получают, используя средства - ресурсы.

Определение 3

Экономические ресурсы - это средства, необходимые для создания экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся природные ресурсы, труд, капитал, предпринимательская способность или способность к бизнесу.

Бизнесом считается ресурс, сосредоточенный в умении индивида или группы использовать имеющиеся ресурсы наиболее продуктивно.

Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный характер. Поскольку экономическая наука носит позитивный, отражающий объективную реальность, характер, постольку она изучает поведение участников экономических процессов. Тем не менее, конечный результат их деятельности объективен, не зависит от воли и сознания отдельных индивидов.

Поскольку экономическая наука носит нормативный характер, т. е. как одну из ее задач можно выделить стремление поиска самой эффективной формы организации производства, постольку она создает своего рода идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики. С этим связано стремление экономистов использовать взаимозаменяемость экономических благ. Такие ресурсы, как природные, труд, капитал, достаточно взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной функции.

Термин «экономика» (от гр. oikos – домашнее хозяйство и потов – правила) имеет двоякий смысл.

Экономика – это:

Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования – продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

Экономическая деятельность есть производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Производство – это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение – это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен – это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

В целом производство это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

Потребность это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом . Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности .

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности , называются благами .

Свободных благ, которые неограничены и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.

Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве . Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Среди них – ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг , называют факторами производства, или производственными ресурсами . Важнейшие из них – труд, земля, капитал, предпринимательство или предпринимательские способности .

Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ . Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего – от количества населения трудоспособного возраста. Не меньшую роль играет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему.

Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой .

Под «землей » экономисты понимают все виды природных ресурсов . В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных ископаемых. Определенная сумма, выплаченная за пользование землей , называется рентой . Земельная рента составляет доход того, кто владеет землей.

Капитал (от лат. capitalis – главный) включает в себя произведенные человеком средства производства . Капитал – это все то, что используется людьми для производства товаров и услуг или служит необходимым условием этого производства.

Основной капитал – здания, станки, оборудование; используется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно. Оборотный капитал – сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуется за один цикл; входит во вновь созданный продукт целиком; затраты возмещаются после реализации продукции. Доход на капитал называется процентом .

Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

Важнейшим производственным ресурсом являются способности человека к предпринимательству . Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производственная деятельность невозможны. К этим функциям относятся: умение правильно соединить факторы производства – труд, землю, капитал – и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям . Вознаграждение предпринимателю за производство товара или услуги называется прибылью (предпринимательским доходом). Прибыль – это то, что остается после вычитания денег на производство из общей выручки.

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов – информацию . Владение информацией является неотъемлемой составляющей предпринимательских способностей.

Помимо перечисленных факторов производства, в экономике играют большую роль такие факторы, как общая культура , различающаяся в различных обществах; наука , имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы , прежде всего состояние нравственности, правовая культура .

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Из данного противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными средствами, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар продукт труда, произведенный для продажи на рынке . Признаки товара: должен быть предназначен для обмена, т. е. обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом товаропроизводителя ; должен удовлетворять потребность человека, т. е. обладает потребительной стоимостью .

Услуга результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

Экономика как наука это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Экономическая теория (экономика), как и любая другая научная дисциплина, выполняет присущие ей функции.

Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический .

Экономическая наука прошла долгий путь развития, опираясь на теоретические изыскания ведущих экономических школ.

Экономические школы – системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.




Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Предметом изучения экономики как науки является

1) обмен продуктами питания
2) оформление трудового договора
3) разработка принципов распределения ресурсов
4) изобретение ресурсосберегающих технологий

” происходит от греческих слов oikos - домашнее хозяйство и nomоs - закон. В буквальном смысле трактуется как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами.

3) экономика - научная дисциплина, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики.

Экономика - это любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ (товаров и услуг).

Экономика как хозяйство

Экономические блага создаются в процессе хозяйственной деятельности людей. Хозяйственная деятельность отдельного человека, групп людей и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной экономической среде. Лишь в некоторых районах планеты человек смог бы обходиться без одежды, жилья и находить в достаточном количестве разнообразную, готовую к употреблению пищу. В большинстве же районов мира природа ставит перед человеком суровые задачи.

Понятие экономическая среда определяется как взаимосвязь между человеком, естественной и социальной средой. Естественная среда - это природные условия, в которых происходит хозяйственная деятельность человека. Это прежде всего климатические и почвенные условия, так, например, в условиях южного климата создается более широкий ассортимент продуктов питания; объем полезных ископаемых; разнообразие флоры и фауны; ландшафт.

В ходе хозяйственной деятельности развивались знания людей о свойствах материалов, постигались естественные законы, на основе развития науки и техники вырабатывалось умение ими пользоваться, что всегда способствовало созданию нового поколения экономических благ, которые в очередной раз делали жизнь человека более комфортной. Однако, это взаимодействие между человеком и природой не всегда носит прогрессивный характер.


С позиций современной науки о жизнедеятельности людей в естественной среде необходимо учитывать и связь человека с космосом.

Социальная среда хозяйствования человека - это условия, в которых, во - первых, развиваются отношения собственности (частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному творческому и более результативному труду); во - вторых, формируется уровень развития государственных и общественных организаций.

В процессе хозяйственной деятельности выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство - это процесс создания товаров и услуг (экономических благ), необходимых для существования и развития человека. Товары и услуги создаются при наличии природных, капитальных, трудовых факторов производства. Производство основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества.

Распределение - процесс определения доли (количества, пропорции), каждого хозяйственного объекта в произведенном продукте. Эта доля зависит прежде всего от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формами распределения являются зарплата, рента, процент, прибыль.

Обмен - процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда. Так, например, пекарь нуждается не только в факторах производства для выпечки хлеба, но и в предметах быта: одежде, посуде, телефоне, телевизоре и т. д. Все это он может получить благодаря обмену, который совершается через куплю - продажу товаров и услуг с применением денег.

Потребление - процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, т.к. в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производства. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства.

Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступают как средства связи между экономическими агентами.

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Деятельность экономических агентов осуществляется в условиях ограниченных ресурсов, безграничных потребностей, что приводит к ситуации выбора.

Для того, чтобы осуществить свой выбор, экономический агент должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить, т.е. ответить на три основных вопроса экономики:

- Что из товаров и услуг должно, быть произведено, в каком количестве и какого качества?

- Как эти товары и услуги следует производить, т. е. с привлечением каких ресурсов и с использованием какой технологии?

- Для кого производить, т.е, кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Таким образом, экономика как хозяйство - это система связи между производителями и потребителями.