Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сферы общества в общественной жизни. Различные подходы к выделению основных сфер общественной жизни

Человек издревле пытался разобраться в устройстве общества и воспроизвести его структуру на бумаге. Однако социум имеет сложнейшую организацию, изобразить которую в виде одной схемы невозможно. В этой статье мы расскажем об одной из классификаций, в основу которой легли сферы общества.

Сферы жизни общества

Человек, являясь членом общества, взаимодействует с другими его представителями, вступая с ними в определенные отношения: продает и покупает, женится и разводится, голосует на выборах и вступает в ряды общественных организаций . Такие устойчивые взаимоотношения получили название сфер жизни общества.

Согласно общепринятой классификации, существует четыре основные сферы общества :

  • политическая. Затрагивает все, что имеет отношение к политике: государственное устройство, образование политических партий, политические процессы, происходящие в государстве;
  • экономическая. Представляет собой систему взаимоотношений, связанную с производством, реализацией и потреблением товаров и услуг;
  • социальная. Охватывает деление общества на нации , народы, классы, социальные группы и пр.;
  • духовная. Эта сфера охватывает вопросы морали, религии, искусства, образования, науки и т. п.

Сферы деятельности общества охватывают все процессы, которые протекают в государстве, а также людей, являющихся участниками этих процессов. Покупая продукты в супермаркете, вы приобщаетесь к экономической сфере деятельности общества, вступая в брак — к социальной, выходя на митинг — к политической, а отправляясь в Третьяковскую галерею — к духовной.

Духовная и социальная сферы общества

Спор о том, какая из сфер общества является доминирующей, длится давно, но ответ до сих пор не найден. Карл Маркс считал определяющей экономическую сферу деятельности, в эпоху Средневековья в качестве основной выделялась духовная. Давайте рассмотрим каждую подробнее и решим, какая из них важнее.

Духовная сфера общества

Духовная сфера деятельности общества представляет собой совокупность отношений, которые возникают в ходе формирования, передачи и освоения нематериальных (духовных) ценностей. К ним относятся верования, культурные традиции, нормы поведения, художественное достояние и т. п.

К духовной сфере общества относятся мораль, наука, искусство, религия, образование и право. Когда в детстве ребенка учат уважать старших, его приобщают к духовной сфере общества. Учась в школе и вузе, посещая выставки и концерты, путешествуя по миру и изучая традиции национальной культуры, мы приобщаемся к духовной сфере.

Социальная сфера общества

Социальная сфера общества представляет собой совокупность отношений, возникающих в результате деятельности человека как члена социума. Каждый из нас занимает в обществе определенное положение, которое определяется нашим возрастом, семейным положением, образованием, местом жительства, половой принадлежностью, национальностью и социальным статусом. Все это характеризует место индивида в социальной сфере общества.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Как уже отмечалось, общество – это системное образование. Как чрезвычайно сложное целое, как система, общество включает в себя подсистемы – «сферы общественной жизни» – понятие, введенное впервые К.Марксом.

Понятие «сфера общественной жизни» есть не более чем абстракция, позволяющая вычленять и изучать отдельные области социальной реальности. Основанием для выделения сфер общественной жизни служит качественная специфика ряда общественных отношений, их целостность.

Выделяют следующие сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая сфера характеризуются следующими параметрами:

Это необходимая для нормального функционирования общества область деятельности людей, посредством которой удовлетворяются их определенные потребности;

Каждая сфера характеризуется определенными общественными отношениями, возникающими между людьми в процессе определенного вида деятельности (экономической, социальной, политической или духовной);

Как относительно самостоятельные подсистемы общества сферы характеризуются определенными закономерностями, по которым они функционируют и развиваются;

В каждой сфере формируется и функционирует совокупность определенных учреждений, которые создаются людьми для управления данной социальной сферой.

Экономическая сфера жизни общества - определяющая, названная К.Марксом базисом общества (то есть его фундаментом, основой). Она включает в себя отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Её назначение – удовлетворение экономических потребностей людей.

Экономическая сфера – генетическая основа всех других сфер общественной жизни, ее развитие – причина, условие и движущая сила исторического процесса. Значение экономической сферы огромно:

Она создает материальную базу существования общества;

Непосредственно влияет на социальную структуру общества (например, появление частной собственности привело к возникновению экономического неравенства, что, в свою очередь, стало причиной возникновения классов);

Опосредованно (через социально-классовую сферу) влияет на политические процессы в обществе (например, появление частной собственности и классового неравенства стало причиной возникновения государства);

Опосредованно влияет на духовную сферу (особенно на правовые, политические и нравственные идеи), непосредственно – на ее инфраструктуру – школы, библиотеки, театры и т.п.

Социальная сфера общественной жизни - это область, где исторические общности (нации, народы) и социальные группы людей (классы и пр.) взаимодействуют по поводу своего общественного положения, места и роли в жизни общества. Социальная сфера охватывает интересы классов, наций, социальных групп; отношения личности и общества; условия труда и быта, воспитания и образования, здоровья и досуга. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства людей по их положению в обществе. Основой различного социального положения людей является их отношение к собственности на средства производства и вид трудовой деятельности.


Основными элементами социальной структуры общества являются классы, страты (социальные слои), сословия, городские и сельские жители, представители умственного и физического труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), этнические общности.

Политическая сфера жизни общества – область функционирования политики, политических отношений, деятельности политических институтов (прежде всего – государства) организаций (политических партий, союзов и т.п.). Это система общественных отношений по поводу завоевания, удержания, укрепления и использования государственной власти в интересах определенных классов и социальных групп.

Специфика социальной сферы в следующем:

Она складывается как результат сознательной деятельности людей, классов, партий, стремящихся овладеть властью и управлением в обществе;

Для достижения политических целей классы и социальные группы создают политические учреждения и организации, выступающие как материальная сила воздействия на государство, власть, экономические и политические структуры в обществе.

Элементами политической системы общества являются: государство (главный элемент), политические партии, общественные и религиозные организации, профсоюзы и т.п.

Сфера духовной жизни общества - это сфера производства идей, взглядов, общественного мнения, обычаев и традиций; сфера функционирования социальных институтов, создающих и распространяющих духовные ценности: наука, культура, искусство, образование и воспитание. Это система общественных отношений по поводу производства и потребления духовных ценностей.

Основными элементами духовной жизни общества являются :

Деятельность по производству идей (теорий, взглядов и пр.);

Духовные ценности (нравственные и религиозные идеалы, научные теории, художественные ценности, философские концепции и т.п.);

Духовные потребности людей, которые обусловливают производство, распространение и потребление духовных ценностей;

Духовные отношения между людьми, обмен духовными ценностями.

Основой духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, идеалов, концепций, программ, взглядов, норм, мнений, традиций, слухов и т.п., циркулирующих в данном обществе.

Общественное сознание связано с индивидуальным (с сознанием отдельной личности), поскольку, во-первых, без него просто не существует, а во-вторых, все новые идеи и духовные ценности имеют своим источником сознания индивидов. Поэтому высокий уровень духовного развития индивидов – важная предпосылка для развития общественного сознания.Тем не менее, общественное сознание нельзя рассматривать как сумму индивидуальных сознаний хотя бы потому, что отдельный индивид не усваивает в процессе социализации и жизнедеятельности всего содержания общественного сознания. С другой стороны, далеко не все, что возникает в сознании отдельного человека, становится достоянием общества. Общественное сознание включает в себя знания, идеи, представления, общие для многих людей, поэтому оно рассматривается в обезличенном виде как продукт определенных общественных условий, закрепленный в языке и произведениях культуры. Носителем общественного сознания выступает не только индивид, но и социальная группа, общество в целом. Кроме того, индивидуальное сознание рождается и умирает вместе с человеком, а содержание общественного сознания передается от одного поколения к другому.

В структуре общественного сознания выделяют уровни отражения (обыденный и теоретический) и формы отражения действительности (право, политика, мораль, искусство, религия, философия и пр.)

Уровни отражения действительности различаются по характеру их формирования и по глубине проникновения в сущность явлений.

Обыденный уровень общественного сознания (или «общественная психология») формируется как результат повседневной жизни людей, охватывает поверхностные связи и отношения, порождая, порой, различные заблуждения и предрассудки, общественное мнение, слухи и настроения. Он представляет собой неглубокое, поверхностное отражение социальных явлений, поэтому многие идеи, возникающие в массовом сознании, являются ошибочными.

Теоретический уровень общественного сознания (или «общественная идеология») дает более глубокое постижение общественных процессов, проникает в сущность изучаемых явлений; он существует в систематизированной форме (в виде научных теорий, концепций и т.п.) В отличие от обыденного уровня, который складывается, в основном, стихийно, теоретический уровень формируется сознательно. Это область деятельности профессиональных теоретиков, специалистов в различных областях - экономистов, правоведов, политиков, философов, теологов и т.п. Поэтому теоретическое сознание не только более глубоко, но и более правильно отображает социальную реальность.

Формы общественного сознания различаются между собой по предмету отражения и по функциям, которые они выполняют в обществе.

Политическое сознание представляет собой отражение политических отношений между классами, нациями, государствами. В нем непосредственно проявляются экономические отношения и интересы различных классов и социальных групп. Специфика политического сознания в том, что оно непосредственно затрагивает сферу государства и власти, отношения классов и партий к государству и правительству, взаимоотношения между социальными группами и политическими организациями. Оно самым активным образом воздействует на экономику, на все остальные формы общественного сознания – на право, религию, мораль, искусство, философию.

Правовое сознание – представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, выражающих отношение людей к существующему праву – система устанавливаемых государством юридических норм и отношений. На теоретическом уровне правовое сознание выступает в виде системы правовых взглядов, правовых учений, кодексов. На обыденном уровне – это представления людей о законном и незаконном, справедливом и несправедливом, должном и необязательном в отношениях между людьми, социальными группами, нациями, государством. Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную функцию . Оно связано со всеми формами сознания, но особенно – с политикой. Не случайно К.Маркс определил право как «возведенную в закон волю господствующего класса».

Нравственное сознание (мораль) отражает отношения людей друг к другу и к обществу в виде совокупности правил поведения, норм нравственности, принципов и идеалов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Обыденное нравственное сознание включает в себя представления о чести и достоинстве, о совести и чувстве долга, о нравственном и безнравственном и т.п. Обыденное нравственное сознание возникло еще в первобытнообщинном строе и выполняло там функцию основного регулятора взаимоотношений между людьми и коллективами. Нравственные теории возникают лишь в классовом обществе и представляют собой стройную концепцию нравственных принципов, норм, категорий, идеалов.

Нравственность выполняет в обществе целый ряд важнейших функций:

Регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, причем, в отличие от права, мораль опирается на силу общественного мнения, на механизм совести, на привычку);

Оценочно-императивную (с одной стороны – оценивает действия человека, с другой – повелевает вести себя определенным образом);

Воспитательную (активно участвует в процессе социализации личности, превращения «человека в человека»).

Эстетическое сознание – художественное, образно-эмоциональное отражение действительности через понятия прекрасного и безобразного, комического и трагического. Результатом и высшей формой проявления эстетического сознания является искусство. В процессе художественного творчества эстетические представления художников «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства. Искусство относится к числу древнейших форм жизнедеятельности людей, однако в доклассовом обществе оно было в единой синкретической связке с религией, нравственностью, познавательной деятельностью (первобытный танец – это и религиозный обряд, воплощающий нравственные нормы поведения, и метод передачи знаний новому поколению).

Искусство в современном обществе выполняет следующие функции:

Эстетическую (удовлетворяет эстетические потребности людей, формирует у них эстетические вкусы);

Гедонистическую (доставляет людям удовольствие, наслаждение);

Познавательную (в художественно-образной форме несет информацию о мире, являясь достаточно доступным средством просвещения и образования людей);

Воспитательную (воздействует на формирование нравственного сознания, воплощая нравственные категории добра и зла в художественные образы, формирует эстетические идеалы).

Религиозное сознание – особый тип отражения действительности сквозь призму веры в сверхъестественное. Религиозное сознание как бы удваивает мир, полагая, что кроме нашей реальности («естественной», подчиняющейся законам природы) существует сверхъестественная реальность (явления, существа, силы), где природные закономерности не действуют, но которая влияет на нашу жизнь. Вера в сверхъестественное существует в различных формах:

Фетишизм (от португальского «фетико» - сделанный) – вера в сверхъестественные свойство реальных предметов (природных или специально изготовленных);

Тотемизм («то-тем» на языке одного из североамериканских индейских племен означает «его род») – вера в сверхъестественные кровнородственные связи между людьми и животными (иногда – растениями) – «предками» рода;

Магия (в переводе с древнегреческого – колдовство) – вера в сверхъестественные связи и силы, существующие природе, используя которые можно добиться успеха там, где реально человек бессилен; поэтому магия охватывала все сферы жизнедеятельности (любовная магия, вредоносная магия, промысловая магия, военная магия и пр.);

Анимизм – вера в бесплотных духов, в бессмертную душу; возникает на поздних этапах родоплеменного строя как результат распада мифологического мышления, которое еще не проводило различия между живым и неживым, материальным и нематериальным; представления о духах природы стали основой для формирования идеи бога;

теизм (греч. theos – бог) вера в бога, которая первоначально существовала как политеизм (многобожие); идея единого бога - монотеизм (единобожие) впервые сформировалась в иудаизме, а позже была воспринята христианством и исламом.

Религия как социальное явление помимо религиозного сознания включает в себя культ (обрядовые действия, направленные на связь со сверхъестественным – молитвы, жертвоприношения, посты и пр.) и ту или иную форму организации верующих (церковь или секта).

Религия в жизни человека и общества выполняет следующие функции:

Психотерапевтическую – помогает преодолеть чувство страха и ужаса перед внешним миром, облегчает чувства горя и отчаяния, позволяет снять ощущение беспомощности и неуверенности в будущем;

Мировоззренческую; как и философия, она формирует у личности мировоззрение – представление о мире как едином целом, о месте и назначении в нем человека;

Воспитательную - воздействует на человека через систему нравственных норм, существующих в каждой религии, и через формирование особого отношения к сверхъестественному (например, любовь к Богу, страх погубить бессмертную душу);

Регулятивную - влияет на поведение верующих через систему многочисленных запретов и предписаний, охватывающих почти всю повседневную жизнь человека (особенно – в иудаизме и исламе, где насчитывается 365 запретов и 248 предписаний);

Интегративно-сегрегативную – сплачивая единоверцев (интегративная функция), религия в то же время противопоставляет их носителям иной веры (сегрегативная функция), что является, и по сей день, одним из источников серьезных социальных конфликтов.

Религия, следовательно, явление противоречивое и однозначно оценить ее роль в жизни человека и общества нельзя. Поскольку современное общество полирелигиозно, основой цивилизованного решения проблемы отношения к религии является принцип свободы совести , дающий право человеку исповедовать любую религию или быть неверующим, запрещающий оскорбления религиозных чувств верующих и открытую религиозную или антирелигиозную пропаганду.

Таким образом, духовная жизнь общества представляет собой весьма сложное явление. Формируя сознание людей, регулируя их поведение, политические, нравственные, философские, религиозные и пр. идеи оказывают воздействие на все остальные сферы жизни общества и на природу, становясь реальной силой, изменяющей мир.

Материал предназначен для подготовке к ЕГЭ

Общество можно подразделить на четыре области, или сферы.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

Группы потребностей: биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.

социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.

духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Группы потребностей по А. Маслоу:

Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.

Общество – это динамическая система.

Это означает, что:

Эта система, изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определенность

Общество как динамическая система меняет свои формы, развивается

Связь всех сфер жизни общества вытекает из целостности общества как системы

Сверхсложная система

Многоуровневая (каждый индивид включен в различные подсистемы)

Высокоорганизованная, самоуправляемая система (особенно важна подсистема управления)

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.

Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.

Человек и общество

1.2. Взаимодействие общества и природы

Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества. Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Итак, человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой - экологическому кризису. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными. Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки - биосферы. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами. Природа тоже всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия - все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни.


Введение 3стр

Общество. Сфера жизни 4стр.

Экономическая сфера 7стр

Социальная сфера 8стр.

Политическая сфера 12стр.

Духовная сфера 14стр.

Заключение 18стр.

Введение

Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:

    общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, об­щество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация", «союз", «объединение".

    общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово "об­щество" часто употребляется вместе со словами "стадия", "этап", «период".

    общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления", «ин­формационное общество", «традиционное общество" и т.д.). В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характерис­тика.

    общество как предельно широкое понятие для обозначения той части ма­териального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между со­бой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение и считается философским определением понятия общества.

Общество. Сфера жизни.

Общество - это освободившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Поэтому общество - это искусственная природа, надстроенная над природой естественной в результате совместной деятельности индивидов. Общество - это система совместной деятельности людей. К числу подсистем относят сферы общественной жизни:
1. экономическая;
2. социальная;
3. политическая;
4. духовная.
Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многих частей и элементов - государство, семья, партии, трудовые коллективы и т.д.
Общество возникло одновременно с появлением человека. Общество возникло, как форма совместной жизнедеятельности людей, позволяющей решать совместные задачи на основе разделения труда и взаимопомощи. Только в обществе человек может удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним. Институты общества:
- семья;
- производство;
- государство;
- образование;
- религия.

Общество - понятие, непосредственно характеризующее организацию жизни людей в стране. Общество - это совокупность людей (индивидов), объединенных исторически сложившимися в ходе обеспечения материальных и духовных потребностей людей формами хозяйственной и социальной деятельности. В более узком смысле обществом можно назвать группу людей, объединенных сходством их происхождения и места в системе общественного разделения труда. Обществом называют также объединение людей для достижения каких-то целей.
В науке социологии существует несколько подходов к определению общества. Согласно «атомистической» теории, оно понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними (Г. Зиммель). Общество как совокупность различных пересекающихся групп людей воспринимается «групповой» теорией (Ф. Знанецкий). «Институционный» подход понимает общество как «систему институтов и организаций» (Т. Боттомор, С. Липсет). Функциональная концепция Д. Эберли трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия. Н. Смелзер определил общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, характеризуемое «внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством» (аналитический подход).
В целом для всех названных теорий характерно стремление представить общество целостной системой элементов, находящихся в тесной взаимосвязи (системный подход).
Элементами общества являются социальные группы (сословия, классы) и социальные институты (государство, церковь, семья). Степень трудности перехода из одной группы в другую, а также неравноправности групп в системе общественных институтов является показателем уровня закрытости общества. Все многообразие обществ - объединенных на различной основе больших групп людей, существующих сейчас и уже исчезнувших, - разделяют на определенные типы.
Существует множество способов типологизации (или, что то же самое, классификации) обществ. Если в качестве главного признака выбирается религиозный, то общества могут быть разделены на исламское, конфуцианское, христианское и т. п. Если язык - франкоязычное, англоязычное, русскоязычное и многие другие. Если письменность - бесписьменные (дописьменные) и письменные. Положив в основу типологизации способы получения средств к существованию, получают четыре основных типа общества: общества, живущие охотой и собирательством; садоводческие общества; аграрные общества; промышленные (индустриальные) общества. В марксистской теории тип общества определяется способом производства, то есть тем, как используются и контролируются экономические ресурсы. Различались первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества, предполагался переход к коммунистическому. Производным от марксистского стало деление на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное общество, переход современных развитых стран к которому, как принято считать, постепенно происходит после Второй мировой войны.
О путях дальнейшего развития человеческого общества не сложилось единого мнения. Оно или развивается поступательно (прогрессирует) (по теории К. Маркса), или движется к своему упадку (регрессирует) (по О. Шпенглеру). Существуют предположения, что его развитие представляет собой периодический или даже беспорядочно колеблющийся циклический процесс, в котором эпохи расцвета и упадка сменяют друг друга регулярно либо, напротив, совершенно бессистемно. Согласно современной эволюционистской теории, общество в целом последовательно прогрессирует. В рамках циклической теории существует мнение, что вектор развития общества выглядит как спираль.
Сфера жизни общества - это определенная по какому-то признаку область, где проявляется все многообразие деятельности людей и отношений между ними. Существуют экономическая, социальная, духовная (сфера культуры), политическая (политико-правовая) и др. сферы.
Экономическая сфера связана с производством и распределением материальных благ для обеспечения жизни социума.
Социальная сфера включает взаимоотношения между людьми в области обеспечения нетрудоспособных членов общества, здравоохранения, образования.
Духовная сфера заключает в себе средства развития и удовлетворения нематериальных потребностей, а также механизмы становления и формирования общественного сознания (религиозные, идеологические и пр.).
Политическая включает в себя государственные, общественные и правовые институты регулирования общества, управления им.

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривается как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.
Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:
Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения, материальных благ в обществе.
Социальная сфера - система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
Политическая сфера (политико-правовая) - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
Духовная сфера (духовно-нравственная) - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Экономическая сфера

Здесь в качестве базовых потребностей индивида выступают материальные. Следовательно, нас интересует вопрос отношения социального субъекта к своим потребностям и способам их удовлетворения.

Состояние социального субъекта здесь можно охарактеризовать по двум параметрам:

1) показатели материального положения и статуса (характеристики собственности, место в системе распределения, статуса и т.д.);

2) показатели отношений (т.е. когда индивид осмыслил все, указанное в п.1 и определил свое отношение).

Рассмотрение экономических интересов населения невозможно без выяснения их положения в системе отношений собственности и распределения. Как же действует механизм этих параметров? Сердцевину этого механизма составляет сравнение своего положения с положением других. Интегральная оценка меры удовлетворения материальных потребностей зависит не только от факта наличия и количества вещественных факторов, но и от того, как они распределены, каков механизм этого распределения. Человек имеет социальный статус, следовательно, «состоит» в определенной группе и может сравнивать:

а) материальное положение своей социальной группы с соответствующим положением других групп и

б) своего собственного положения внутри группы (а его интерес может и противоречить интересам группы в целом).

В устойчивых социальных системах существует определенный нормативный каркас - признание стандартов потребления раз- личных социальных групп, в наши же условиях (неустойчивости, переходного периода) отсутствует общественное признание необходимости дифференциации нормативов и стандартов потребления и, как следствие, завышенные экономические притязания при сравнении своего материального положения с положением наиболее продвинутых потребителей. Все это является основой для создания общественного мнения как индивидуального, так и определенной социальной общности. Мы остановились на этом достаточно подробно для того, чтобы была более ясна основа для инструментального познания исследуемого механизма в ходе социологических опросов общественного мнения. Исследования в этой сфере требуют сосредоточения на изучении трех блоков характеристик:общества есть сфера действия права, то есть социальное... данной проблемой, разделились на два основных направления - объективистское и субъективистское. Институциональная школа...

  • Политическая сфера жизни общества (2)

    Реферат >> Философия

    1 Тема: Политическая сфера жизни общества СОДЕРЖАНИЕ Происхождение государства – 1. Сущность государства – 3. ... , т.е. функционирование правового государства. Также основными признаками гражданского общества являются: - наиболее полное обеспечение...