Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Мировом рынок лизинговых услуг год. Осторожный оптимизм

Лизинговый рынок России после двухлетнего сокращения показал в 2016 году восстановительный рост. Так, объем нового бизнеса вырос на 36% и составил по оценке RAEX («Эксперт РА») 742 млрд рублей, что лишь немногим ниже максимального значения, достигнутого по итогам 2013 года. Оживление рынка связано со стабилизацией экономики и улучшением условий банковского фондирования, что привело к активизации спроса на лизинг со стороны субъектов МСБ и росту региональных сделок лизинговых компаний (ЛК). Тем не менее столь существенный рост объемов нового бизнеса прежде всего связан с реализацией крупных корпоративных сделок в четвертом квартале 2016 года, на которые пришлось около 39% лизингового бизнеса за весь 2016 год (против 29% годом ранее).

Сделки с железнодорожной техникой, самолетами и водным транспортом позволили сумме новых лизинговых договоров по итогам 2016 года вырасти на 39% - до 1,2 трлн рублей. Рост суммы договоров лизинга позитивно отразился на объеме лизингового портфеля, который прекратил стагнировать и достиг 3,2 трлн рублей на 01.01.17 (против 3,1 трлн рублей на 01.01.16). Стоит также отметить, что впервые с 2013 года доля лизингового бизнеса в ВВП на фоне его сокращения достигла 1,2%, что последний раз наблюдалось в докризисные 2011–2013 годы.

Лидером рынка по объему нового бизнеса в 2016 году стала компания ГТЛК (табл. 1). Стоимость имущества, переданного компанией в лизинг за прошедший год, составила 122,8 млрд рублей (+157% к 2015 году). Агентство отмечает, что без учета бизнеса ГТЛК объем лизингового рынка за 2016 год вырос бы на 25% вместо 36% (график 1). Кроме того, около 57% объема нового бизнеса компании пришлось на операционный лизинг, что способствовало увеличению доли операционного лизинга на рынке до 15% (годом ранее - 12%). С третьей на вторую позицию в рэнкинге поднялся «Сбербанк Лизинг» (82,9 млрд рублей), а третью позицию занял прошлогодний лидер - «ВТБ Лизинг» (76,6 млрд рублей).

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования ЛК

Доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса в 2016 году достигла почти 17% (за 2015 год - 14%, за 2014 год - около 16%). Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса снизилась и составила 63% по итогам 2016 года (в 2015 году - 67%, в 2014 году - 64%).

Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам 2016 года


Место по новому бизнесу (стоимости имущества)

Компания

Рейтинг кредитоспособности RAEX («Эксперт РА») на 01.03.2017

Объем нового бизнеса за 2016 год, млн рублей

Темпы прироста нового бизнеса 2016 /2015, %

Текущий портфель на 01.01.2017, млн рублей

01.01.2017

01.01.2016

Государственная транспортная лизинговая компания

122 753

337 601

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

82 871

375 081

«ВТБ Лизинг»

76 658

–1

380 416

«Европлан»

37 951

44 716

«ВЭБ-лизинг»

33 571

–56

524 660

«Сименс Финанс»

27 233

34 810

«Балтийский лизинг» (ГК)

23 938

32 813

«МКБ-лизинг» (ГК)

A (II)

22 948

32 578

«Газпромбанк Лизинг» (ГК)

20 325

114 158

«Росагролизинг»

16 712

80 552

«ТрансФин-М»

A+ (II)

18 849

277 426

«БИЗНЕС АЛЬЯНС»

15 295

3234

29 741

«ЮниКредит Лизинг»

14 543

26 822

«РЕСО-Лизинг»

A+ (I)

14 514

18 407

«Альфа Лизинг» (ГК)

11 736

58 154

«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК)

9631

–1

9843

«Элемент Лизинг»

A+ (III)

9581

9660

«СТОУН-XXI» (ГК)

A (I)

8396

10 777

«Система Лизинг 24»

7919

12 371

«РЕЙЛ1520» (ГК)

A (I)

7231

–9

32 995

Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК

Разделяй и регулируй

Одним из важнейших событий 2016 года стало объявление о грядущем регулировании отрасли Банком России. Реформа российского лизингового рынка будет носить комплексный и всеобъемлющий характер. Переход к регулируемому рынку лизинга предполагает существенный пересмотр правовой основы лизинговой деятельности, делегирование части контрольно-надзорных функций саморегулируемым организациям, изменение подходов к бухгалтерскому учету. Управляющий директор «Хомнет Лизинг» Дмитрий Курдомонов отмечает: «Регулирование отрасли Центральным банком РФ задает основную повестку и значимо влияет на стратегические и тактические планы компаний. Банк России озвучил предполагаемые сроки по ключевым событиям перехода под новое регулирование для лизинговых компаний: 2019 год - получение статуса некредитной финансовой организации и выпуск отраслевого стандарта,

2022 год - перевод учета на единый план счетов ЦБ, а также ожидаемое в 2018 году внедрение нового плана счетов Минфина, гармонизированного с МСФО».

Реформирование рынка должно быть взвешенным и сбалансированным, чтобы нивелировать риски сокращения объемов лизингового рынка. При этом стоит учитывать высокую потребность в лизинге как одном из основных инструментов модернизации экономики на фоне высокой степени износа основных фондов (около 48% за 2015 год, согласно данным Росстата).

В настоящее время подготовлен проект Закона о внесении поправок в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», согласно которому предполагается разделить все лизинговые компании на три класса по их специализации, установив дифференцированные требования по размеру собственных средств. Для универсальных лизинговых компаний минимальный размер капитала составит 70 млн рублей, для компаний, специализирующихся на сделках с МСБ, - 20 млн рублей, для специализированных (по сути, SPV) - 1 млн рублей (табл. 2). Предполагается, что специализированные компании смогут заключать лизинговые договоры только с одним клиентом. «Для специализированных компаний, например компаний для сделок авиализинга или лизинга водных судов, нецелесообразно устанавливать ограничение по заключению сделок только с одним лизингополучателем. Клиентов у такой SPV может быть несколько, так как зачастую для одного вида бизнеса подходит право одной и той же юрисдикции», - комментирует Дмитрий Зотов, генеральный директор «ТрансФин-М».

Таблица 2. Классификация лизинговых компаний

Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным Законопроекта «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации», в том числе в Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

Методика расчета собственных средств разрабатывается Банком России, что затрудняет оценку влияния данного требования на лизинговый рынок. Если поход к оценке качества активов будет чрезмерно консервативным, рынок может столкнуться с тем, что компании с невысоким запасом по капиталу перепрофилируются на предоставление оперативного лизинга либо будут вынуждены уйти с рынка. Тем не менее предлагаемые пороговые значения по капиталу не должны стать проблемой для подавляющего числа лизинговых компаний. По данным анкетирования, проведенного RAEX («Эксперт РА»), лишь 5% опрошенных лизингодателей, согласно бухгалтерской отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), на 01.10.16 располагали капиталом ниже 20 млн рублей (график 2). При этом размер собственных средств 74% участников лизингового рынка удовлетворяет требованиям, предъявляемым к универсальным компаниям.

За девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17% и составил около 450 млрд руб. В ближайшие годы лизинговым компаниям придется работать в условиях слабой инвестиционной активности бизнеса и адаптироваться к регулятивным новациям.


Согласно предварительным данным исследования RAEX ("Эксперт РА"), объем нового бизнеса за январь--сентябрь 2016 года составил около 450 млрд руб. (+17% по сравнению с девятью месяцами 2015 года). При этом на третий квартал пришлось около 175 млрд руб. лизингового бизнеса (годом ранее — 140 млрд руб.). Столь существенный прирост связан с эффектом низкой базы прошлого года. Кроме того, постепенная стабилизация в экономике России привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. За первые девять месяцев текущего года отрицательные темпы прироста нового бизнеса показала только пятая часть респондентов, годом ранее сокращение лизингового бизнеса отметили более 75% участников исследования.

Объем лизингового портфеля на 1 октября текущего года составил 2,9 трлн руб., что почти соответствует уровню на 1 октября 2015 года. Причинами продолжающейся стагнации портфеля являются его инертность и выбытие крупных лизинговых договоров с проблемными клиентами. Кроме того, переориентация лизинговых компаний на розничные сегменты с более короткими сроками сделок, чем по крупным корпоративным договорам, не позволяет значительно наращивать совокупный объем портфеля.

Лидерами рынка по объему нового бизнеса по-прежнему остаются госкомпании: первое место занял "ВТБ Лизинг", второе — ГТЛК, а третья позиция осталась за компанией "Сбербанк Лизинг". В совокупности доля топ-3 в объеме нового бизнеса сократилась с 37% за девять месяцев 2015 года до 36% за аналогичный период 2016 года. Доля десяти крупнейших компаний в объеме нового бизнеса за январь--сентябрь 2016 года составила около 64% (65% за девять месяцев 2015 года, 61% за девять месяцев 2014 года).

По итогам девяти месяцев 2016 года среди пяти крупнейших игроков рынка четыре являются госкомпаниями. В целом по рынку доля госкомпаний в структуре нового бизнеса снизилась с 53% за январь--сентябрь 2015 года до 50% за аналогичный период 2016 года, что является следствием наращивания розничных сделок другими игроками рынка и снижением активности прошлогоднего лидера компании "ВЭБ-лизинг".

Эхо "Трансаэро"


Вследствие сокращения спроса на лизинговые услуги на протяжении последних двух лет объем лизингового бизнеса в России упал на 30% за период с 2013 по 2015 год. В результате по объему нового бизнеса российский рынок опустился с 5-го на 11-е место в рэнкинге европейских лизинговых рынков на 1 января 2016 года. В объеме ВВП России доля лизингового бизнеса за 2015 год составила около 1%, что на 0,3 п.п. ниже максимального уровня, достигнутого в 2013 году. Среди европейских рынков лизинга по данному показателю российский сопоставим с испанским, итальянским и турецким (см. график). При этом Россия существенно уступает крупнейшим лизинговым рынкам Европы (Англия, Франция, Германия), доля которых в объеме ВВП своей страны составляет не менее 1,8%.

Из-за ослабления курса рубля российский лизинговый портфель за 2015 год сократился в евро на 26%, что является наихудшим результатом среди крупнейших лизинговых рынков Европы. Однако несмотря на сжатие нового бизнеса на протяжении 2014-2015 годов, по величине портфеля лизинговых договоров Россия на 1 октября занимает пятое место среди европейских стран.

По данным Банка России, в связи с величиной портфеля (с 2013 года объем лизингового портфеля составляет около 3 трлн руб.) лизинговый сегмент по значимости является вторым после банковского. Однако все участники и регуляторы рынка прочувствовали, как неплатежеспособность всего одного крупного заемщика влияет не только на отрасль, но и всю экономику страны после краха авиакомпании "Трансаэро", которая была одним из ключевых клиентов крупнейших лизинговых компаний. Банкротство банков такое сильное влияние не оказывает, хотя в этом году лицензии были отозваны у нескольких финансовых институтов. "Необходимость в госрегулировании вызвана проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях,— отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании "Европлан".— Но затронет регулирование все лизинговые компании независимо от их специализации. Поэтому важно не навредить и не ограничить эффективную работу частного капитала — к примеру, в сегменте лизингового финансирования транспорта для МСБ".

Объемы изъятой в прошлом году техники был рекордным — более 55 млрд руб., но сейчас агентство отмечает стабилизацию проблемной задолженности, платежей по сделкам, имеющих просрочку более 60 дней сейчас всего около 10% от лизингового портфеля. Однако проблемы крупных клиентов в случае затяжной стагнации экономики продолжат оказывать негативное воздействие на качество активов лизинговых компаний и, как следствие, банковских кредитов. В целях предотвращения крупных дефолтов в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. Ключевые направления реформы будут направлены на повышение прозрачности и введение регулирования лизингового рынка, что предполагает соблюдение им дополнительных требований по контролю рисков в финансовой системе в целом.

Направления реформ


В результате реформирования рынка и изменения законодательства лизинг может стать исключительным видом деятельности, с которым будет запрещено совмещать другую деятельность. Напомним, с начала 2000-х в России было отменено лицензирование лизинговой деятельности, что позволило компаниям снизить бюрократические издержки. Помимо совершенствования нормативно-правовой базы с 2019 года компаниям предстоит переход на отчетность по МСФО. Однако предварительно Минфин России переведет лизингодателей на новые стандарты РСБУ, гармонизированные с МСФО. Сейчас, по оценкам RAEX, отчетность по международным стандартам (в том числе с учетом консолидированной отчетности холдингов и групп) составляют не более 30% лизингодателей, входящих по объему портфеля в число 300 крупнейших лизинговых компаний России. При этом лизингодателей, составляющих МСФО два и более раз в год, еще меньше: 10-15% компаний из первых трех сотен. В основном это крупные игроки, выпустившие облигации, а также компании при банках и крупных производителях оборудования. Поэтому с наибольшими трудностями при введении МСФО столкнутся мелкие региональные компании, ограниченные в финансовых и кадровых ресурсах.

Следующим этапом после внедрения МСФО на рынке может стать введение Банком России пруденциальных нормативов. Одним из самых обсуждаемых и противоречивых для лизингодателей является вопрос достаточности капитала (отношение собственных средств компании к активам, взвешенным по уровню риска), поскольку не для всех компаний высокий уровень достаточности будет показателен. Для лизингодателя при производителях данный показатель может быть нецелесообразен, ввиду того что такие компании, по сути, могут представлять собой обособленное подразделение по реализации оборудования клиентам и не привлекать рыночного фондирования. На лизингодателей при кредитных организациях будут распространены обязательные нормативы банковской группы, поэтому поддержание высокого уровня автономии более уместно для частных компаний, привлекающих средства инвесторов. "Вопрос в том, какие нормативы будут в СРО. Пока они не определены, рано о чем-то говорить. С точки зрения уровня достаточности капитала лизинговых компаний это основной вопрос у участников рынка — стандартом считается 1 к 8",— говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами компании ГТЛК.

По нашему мнению, более показательным нормативом для лизинговых компаний должны стать коэффициенты ликвидности, так как одной из основных причин банкротства лизингодателей являются именно проблемы с ликвидностью. Отдельного внимания также требует контроль концентрации рисков на отраслях и крупнейших клиентах. Ситуация в ж/д-сегменте, а с 2014 года и в авиаотрасли указала на необходимость введения ограничительных уровней концентрации рисков на клиентах.

В ближайшие годы существенным нововведением для рынка станет появление саморегулируемых организаций, на которые могут быть возложены разработка отраслевых стандартов, сбор отчетности, статистка и пр. Банк России уже ввел это на рынках микрофинансовых организаций, НПФ, страховых компаний, управляющих компаний. Одной из ключевых проблем при образовании СРО являются разногласия между лизинговыми компаниями разного типа, поскольку их бизнес-модели, финансовые возможности собственников и специализация имеют кардинальные различия. Для повышения эффективности работы СРО и во избежание конфликтных ситуаций лизингодателям необходимо будет находить компромиссы. "Важно, чтобы СРО объединяла максимальное количество участников рынка, компаний всех форм собственности и размеров. СРО не должна быть механизмом ограничения конкуренции. Разрабатываемые нормативы должны учитывать интересы максимального количества лизинговых компаний",— подчеркивает Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании "Балтийский лизинг".

Две стороны регулирования


Введение ограничительных барьеров при вступлении в СРО (величина капитала, размеры взносов и пр.) и повышение требований к лизинговым компаниям приведут к росту их издержек. В результате некоторые мелкие игроки будут вынуждены покинуть рынок. "С 2017 года планируется создать СРО, которые определят правила работы на рынке лизинга. Компании, которые в силу несоответствия данным требованиям не смогут вступить в СРО, покинут рынок,— говорит Дмитрий Зотов, генеральный директор компании "Трансфин-М".— Из-за кризиса в банковском секторе и неплатежей клиентов уже ушли наиболее мелкие игроки и все те, кто был наиболее уязвим на рынке лизинга". Помимо этого сворачивание лизинговой деятельности может произойти в структурах, созданных для оптимизации налогообложения, при более крупном бизнесе собственников. По данным Росфинмониторинга, на 1 января 2016 года в РФ было зарегистрировано около 3 тыс. лизинговых компаний (3,1 тыс. годом ранее). По нашей оценке, реальную деятельность по предоставлению в лизинг/аренду оборудования ведет не более 500 компаний, при этом не менее 75% лизингового портфеля рынка приходится на топ-10. В дальнейшем концентрация отрасли продолжит расти, что будет связано как с уходом части рыночных игроков, так и с более активным участием крупных лизингодателей в программах модернизации и антикризисной поддержки системообразующих предприятий.

Позитивное влияние на рынок окажет переход лизингодателей на отчетность по МСФО, которая дает более объективное представление о лизинговой деятельности компании, чем РСБУ. Внедрение МСФО позволит повысить привлекательность лизинговой отрасли для потенциальных инвесторов. Снижение стоимости фондирования (на текущий момент ставки по облигациям лизинговых компаний заметно выше, чем по банковским облигациям) и повышение прозрачности отрасли будут способствовать более активному использованию механизма лизинга в рамках госпрограмм по развитию экономики. Так, уже запущены программы льготного лизинга автомобилей, воздушных и морских судов, ж/д-техники и проч. Кроме того, для повышения эффективности бизнеса лизинговых компаний полезным нововведением станет переход на электронные технологии, в том числе заключение лизинговых договоров в электронной форме, которое анонсировал регулятор. "Перспективным направлением автоматизации является организация интеграционной платформы для взаимодействия всех участников лизинговой сделки,— говорит Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании "Хомнет Лизинг".— Этот процесс позволит сократить затраты на взаимодействие с клиентами. Модули решения "Хомнет Лизинга" уже сегодня позволяют организовать единое информационное пространство для всех участников лизинговой сделки: клиента, лизингодателя, поставщика и партнера". Реформирование рынка с привлечением к этому процессу лизинговых компаний должно повысить конкурентоспособность лизинга, который сейчас значительно проигрывает кредиту.

Агентство отмечает, что в ближайшие годы регулирование коснется финансового лизинга. Однако на оперативный лизинг, по оценке RAEX, уже приходится не менее 10% лизингового портфеля на 1 июля и около 15% нового бизнеса за первое полугодие текущего года. На протяжении последних лет спрос со стороны клиентов на данный вид лизинга продолжает расти, а в некоторых отраслях были запущены госпрограммы субсидирования оперлизинга. При этом около 90% таких сделок сосредоточено в ж/д- и авиасегментах, проблемы которых и привели к повышению внимания Банка России к лизинговой отрасли. Нередко перевод договоров финансового лизинга на оперативный является следствием ухудшения платежеспособности клиента и свидетельством вынужденной реструктуризации проблемных сделок. Поэтому распространение регулирования на операционный лизинг — перспектива следующих лет.

Руслан Коршунов


Топ-20 лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2016 года


Место по новому
бизнесу

Наименование ЛК

Рейтинг
кредитоспособ
ности RAEX
("Эксперт
РА") на 27.
10.2016*

Объем нового
бизнеса
(стоимости
имущества) за
9 месяцев
2016 года
(млн руб.)

Темпы прироста
нового бизнеса 9
месяцев 2016
года/ 9 месяцев
2015 года (%)

Сумма новых
договоров
лизинга за 9
месяцев 2016
года (млн
руб.)

Объем
лизингового
портфеля на
01.10.2016
(млн руб.)
01.10.2016 01.10.2015
1 1 ВТБ Лизинг 63021,5 20 88017,7 394041,5
2 4 Государственная
транспортная лизинговая
компания"
58327,6 69 81389,5 244915,9
3 3 "Сбербанк Лизинг" (ГК) А++ 38748,9 -5 53491,6 333648,8
4 2 "ВЭБ-лизинг" 26197 -48 38677 601083,1
5 5 "Европлан" А++ 25807,9 46 н.д. 41599,1
6 7 "Сименс Финанс" 19689 43 30412,3 33078,4
7 6 "Балтийский лизинг" (ГК) 17901 21 26347 31772
8 "Бизнес Альянс" 15294,8 32572 32187,6
9 10 "РЕСО-Лизинг" A+ (I) 10502,4 31 16144,1 17569
10 15 "Юникредит Лизинг" и "Локат
Лизинг Руссия"
А++ 10349,8 141 14937,9 25188,9
11 8 "Трансфин-М" A+ (II) 10146 -1 27905 270881,4
12 "Альфа-Лизинг" (ГК) 9306,7 15275,1 64097,8
13 20 "Элемент Лизинг" A+ (III) 6754 164 10035 8861
14 13 "КамАЗ-Лизинг" (ГК) 6001,9 -4 8741,8 9456,5
15 17 "Стоун-XXI" (ГК) A (I) 5948,3 44 8978,4 10076
16 11 "Рейл1520" (ГК) A (I) 5754 -20 4922 31381
17 25 "Интерлизинг" (ГК) 5135,4 174 7620,4 10416,8
18 16 "Система Лизинг 24" 5069 19 6521,3 11659,6
19 9 "Carcade Лизинг" A+ (II) 4544,4 -51 6758,8 15783,9
20 "Лизинг-Проект" В++ 4039,2 7837,1 10251,8

В первом полугодии этого года объем нового бизнеса участников исследования «Эксперт РА» вырос на 16%. Напомним, что за 2015 год рынок лизинга просел на 22%, за 2014-й - на 13%.

Ожидания лизингодателей, отражавшие всеобщий пессимизм в конце прошлого года, изменились в сторону позитива: большинство компаний надеются на прирост или сохранение объемов сделок в 2016 году, - вторят авторы отраслевого обзора, выполненного аналитическим агентством НАФИ.

Чуть выше ожиданий

Опрос, проведенный нами среди участников рынка Урала и Западной Сибири, отчасти подтверждает эти выводы.

За шесть месяцев этого года мы заключили сделок на 92,2 млн рублей, год назад за это же время было подписано сделок на 6 млн рублей, - приводит динамику руководитель пермского представительства ООО «Эксперт-лизинг» Сергей Цинкевич .

Заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Уральскому региону Вадим Константинов тренд подтверждает:

Объем инвестиций «Сименс Финанс» на Урале на 50% выше, чем в прошлом году, а мы в бюджет закладывали прирост примерно на 20%. Профинансировали больше проектов, в том числе и те, которые откладывались нашими клиентами с 2015 года. Рубль стал стабильнее, деньги - дешевле, клиенты смогли просчитать экономику проектов, в результате спрос на лизинговое финансирование вырос.

По итогам первого полугодия-2016 финансовые показатели «Балтийского лизинга» продемонстрировали положительную динамику. Так, объем нового бизнеса превысил 10,7 млрд рублей (по стоимости имущества без НДС), что на 30% больше аналогичного показателя 2015 года. Данные результаты в большей степени подтвердили и наши прогнозы относительно развития лизингового рынка в 2016 году: рынок начал медленное восстановление после кризисного шока, - рассказывает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг» Андрей Волков .

Определенный вклад в оживление вносит и заморозка банковского кредитования. Опрошенные руководители крупных лизинговых компаний отмечают постепенный рост конкуренции и готовности банков кредитовать лизинговый бизнес, констатирует НАФИ.

Дело техники

Статистику федеральных исследований по лизингу формируют специфичные сегменты - подвижной состав и авиатехника.

В отношении этих предметов лизинга НАФИ высказывает следующие предположения:

В структуре лизинговых сделок продолжаются системные изменения. Рынок существенно трансформируется под влиянием коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав, а также в связи с банкротствами авиаперевозчиков и туроператоров, закрытием ряда популярных туристических маршрутов. Последствия выражаются в сжатии сегментов железнодорожной и авиатехники.

Участники региональных исследований - это, как правило, розничные операторы, ориентированные на малый и средний бизнес (МСБ; его доля в структуре их клиентской базы доходит до 80%), спрос на услуги лизинга здесь определяют другие факторы.

Малое и среднее предпринимательство - основной потребитель лизинговых услуг, оно постоянно испытывает потребность в обновлении основных фондов. Например, степень износа парка коммерческого транспорта в России по некоторым данным приближается к 50%, при этом от возможности эксплуатации автомобилей зависит ежедневная прибыль многих бизнесов. Лизинг позволяет приобрести транспорт и оборудование на комфортных финансовых условиях, - говорит директор департамента маркетинга и развития лизинговой компании CARCADE Юлия Тарасова .

Сохраняется устойчивый спрос на металлообрабатывающие станки, энергетическое оборудование. Восстановился спрос на спецтехнику. В то же время строительный сектор чувствует себя не очень уверенно. «Мы продолжаем финансировать строительную отрасль, но делаем это избирательно», - делится Вадим Константинов.

Руководитель тюменского представительства ООО «Эксперт-лизинг» Юрий Чешков также отмечает, что в связи со значительным ростом курса валют востребованными объектами лизинга стали грузовики и спецтехника отечественных производителей.

Транспортное плечо государства

Еще один драйвер спроса в регионе - инфраструктурные проекты, реализуемые за счет государственного финансирования. По словам Юлии Тарасовой, подрядчики и субподрядчики этих работ активно используют лизинговые механизмы для приобретения как «штучных» дорогостоящих предметов лизинга, так и целых парков спецтехники и автомобилей.

Сработали и меры поддержки экономики, частично распространившиеся на лизинг.

Сегмент легкового и легкого коммерческого автотранспорта в «Балтийском лизинге» вырос почти на 70% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Новый бизнес в сегменте грузового транспорта увеличился на 36%, объем нового бизнеса по сельхозтехнике в портфеле компании - почти вдвое. То есть наибольший рост продемонстрировали сегменты, на которые распространяются государственные программы субсидирования покупки техники или оборудования. Это отечественный автопром, сельское хозяйство, - указывает Андрей Волков.

Участники рынка позитивно отзываются об антикризисной программе помощи отечественному автопрому. По этой программе, Минпромторг субсидирует лизинговым компаниям до 10% стоимости предмета лизинга на транспортные средства, произведенные на территории РФ. На реализацию этой опции из бюджета ушло 10 млрд рублей, по данным Минпромторга РФ, на условиях льготного лизинга реализовано более 50 тыс. автомобилей.

Запущенная в прошлом году программа льготного лизинга автомобилей отечественной сборки стала большим событием для рынка автолизинга, - подтверждает Юлия Тарасова. - Условия программы выгодны и лизингополучателям, приобретающим необходимый для бизнеса транспорт с 10-процентной скидкой, и лизинговым компаниям, получившим дополнительное количество договоров. CARCADE является одним из лидеров программы: в 2015 - 2016 годах мы передали клиентам более 2,3 тыс. автомобилей на условиях гос­программы, обеспечив им экономию около 300 млн рублей за счет скидок.

На данный момент реализация программы завершена, так как весь лимит скидок лизинговыми компаниями выбран.

Снижение затрат лизингодателей, а значит, и рост спроса обеспечивают также программы поддержки малого и среднего бизнеса на уровне регионов. Эти программы предусматривают компенсацию части расходов лизингополучателей на аванс.

Кроме того, в этом году на федеральном уровне анонсировано еще две программы, дающие спросу дополнительные стимулы. Это специальные продукты от МСП Банка в виде льготных кредитных линий лизинговым компаниям для финансирования сделок субъектов МСБ по приобретению в лизинг оборудования и техники. Лизинговая компания, получившая статус парт­нера такой программы, может рассчитывать на кредит от МСП Банка в размере до 80% от стоимости предмета лизинга под 10% годовых.

Запустил специальную программу и Фонд развития промышленности: «Лизинговые проекты» предполагают предоставление льготных займов по ставке 5% годовых промышленным предприятиям для приобретения оборудования в лизинг. Сумма займа - от 5 до 250 млн рублей при минимальном общем бюджете проекта 20 млн рублей, при этом за счет средств займа можно профинансировать от 10% до 50% от первоначального взноса (аванса) по лизинговому договору. В схеме участвуют уполномоченный банк, кредитующий лизингодателя на покупку оборудования, и лизинговая компания, предоставляющая лизингополучателю оборудование. Программа должна поддержать российских производителей, однако при отсутствии отечественных аналогов допускается приобретение и зарубежного оборудования. Запуск программы объявлен в январе этого года, но первая сделка прошла только в августе, поэтому говорить о вкладе этого инструмента в наметившийся рост рынка пока преждевременно.

Сезонные перемещения

Настроения на рынке лизинга действительно изменились, но переоценивать ситуацию не стоит. Как следует из выводов исследования «Эксперт РА», несмотря на рост суммы новых лизинговых договоров, лизинговый портфель продолжил инерционное сокращение. От излишнего оптимизма предостерегает коллег и директор филиала Ураллизинг в Екатеринбурге Елена Печорина :

Мы наблюдаем пока еще не рост, а сезонные перемещения. Первая половина года выдалась сложной и нестабильной.

В первом квартале по большей части мы работали по отложенным сделкам прошлого года. Во втором за счет программы льготного автолизинга Минпромторга РФ появились интересные сделки и клиенты.

О некоторой неуверенности говорит и разброс годовых прогнозов. Согласно опросу НАФИ, часть лизингодателей предполагает сжатие рынка до 5%. В то же время заметно выросла доля компаний, которая ждет роста рынка на 5 - 10%. Участники нашего опроса относятся ко второй группе.

Как показал не первый кризис, рынок лизинга в России имеет специфику. При признаках спада в экономике он первым начинает сжиматься, но и восстанавливается быстрее других финансовых сегментов. Будем считать, что первое полугодие дает хороший сигнал.

Правильная комбинация

«Сбербанк Лизинг» наращивает новый бизнес благодаря сочетанию инструментов господдержки и качественных продуктов, рассказывает директор Уральского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Евгений Чернышев

— Евгений Юрьевич, какие факторы в этом году формируют спрос на лизинговые услуги со стороны клиентов? Что поддерживает, а что ограничивает спрос?

— В целом на рынке ограничена доступность к долгосрочным инвестициям, и на этом фоне лизинг, не требующий дополнительного обеспечения, с набором налоговых преференций, относительно простой по принятию решения, выгоден для клиентов. Довольно жесткая конкурентная среда на рынке лизинга также играет на руку лизингополучателю — он получает относительно комфортные в текущей ситуации условия сделки.

— За счет чего «Сбербанк Лизинг» обеспечил рост нового бизнеса в первом полугодии 2016 года?

— Одним из основных показателей эффективности работы АО «Сбербанк Лизинг» на Урале стала совместная работа с нашей головной организацией — Сбербанком. Объединение усилий менеджеров обеих организаций увеличивает эффект по продажам. Кроме того, расширена и улучшена линейка продуктов, в том числе по оборудованию, спецтехнике, автотранспорту и др. Мы увеличили штат клиентских менеджеров компании. Результат — прирост нового бизнеса в два раза, а по некоторым сегментам еще больше.

— Какие сегменты лизинга показали рост, а какие спад? С чем это связано?

Положительную динамику сейчас показывает лизинг автотранспорта, спецтехники, промышленного оборудования. Есть определенный спад в работе с госсектором, я это связываю с сокращением расходной части бюджетов.

— Как вы оцениваете инструменты поддержки государственной поддержки промышленности, затрагивающие лизинг?

— Любая государственная поддержка для лизингополучателя — большой плюс, будь то компенсация аванса или снижение эффективной ставки. «Сбербанк Лизинг» активно встраивается в любую программу поддержки и комбинирует эту программу с другими своими предложениями. В результате клиент получает максимально выгодное лизинговое решения для обновления материальных активов.

— Каков прогноз прироста нового бизнеса по итогам 2016 года в целом по рынку и по вашей компании?

— В целом по рынку — 15 — 20%. По Уральскому филиалу «Сбербанк Лизинга» уже сейчас прирост более чем в два раза, и мы не намерены снижать заданный темп.

Подготовила Ирина Перечнева

место приобретения активов за счет собственных или заемных средств , многие российские компании предпочитают обращаться к лизингу . Это положительно сказывается на структуре баланса и эффективно распределяет расходы на актив в течение срока его использования . Но какова ситуация на рынке лизинга сегодня? Насколько активно операторы рынка заключают новые сделки и борются с изменяющейся экономической конъюнктурой?

Статистика и конъюнктура

Одной из характеристик 2015 года стало заметное снижение активности предприятий по обновлению основных фондов: инвестиции в основной капитал за прошедший год сократились более чем на 15% по сравнению с далеко не самым результативным 2014 годом. Сегмент лизинговых сделок, являющийся объективным индикатором инвестиционной активности в экономике, также продемонстрировал отрицательную динамику.

Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга сократилась за 2015 год на 17% и составила 830 млрд рублей.

Программа государственного субсидирования автолизинговых сделок не смогла воспрепятствовать сокращению крупнейшего сегмента лизингового рынка. Сегмент автолизинга, доля которого составляет 37% от общего объема сделок, сократился на 20%.

Среди трех крупнейших сегментов лизингового рынка прирост за 2015 год показал только авиализинг (+28%). При этом почти весь объем нового бизнеса в авиасегменте пришелся на сделки четырех крупнейших лизинговых компаний.

По результатам 2016 года прогнозируется сжатие рынка до 470 млрд рублей.

Изменения в рынке естественным образом сказались на структуре финансирования лизинговой деятельности. Не секрет, что основной источник финансирования текущей деятельности лизингодателей это банковские кредиты.

За последние 2 года доля банковских средств в лизинговом бизнесе сократилась почти на 15%. Это повлекло увеличение доли собственного участия лизингодателей в финансирования сделок.

Что хорошего в лизинге?

Использование лизинга несет ряд значимых для компании преимуществ. Скажем, лизинговый платеж полностью относится на затраты, а налог на имущество уплачивается исходя из применения коэффициента ускоренной амортизации. К тому же НДС принимается к зачету с общей суммы лизинговых платежей.

В случае с банковским кредитом затратами компания может признать лишь нормативную амортизацию приобретенного имущества, налог на это имущество уплачивается также исходя из нормативного коэффициента износа, а НДС принимается к зачету со стоимости покупки.

Соответственно, сравнив затратную часть по кредиту у получателя кредита и лизинговой компании, можно сделать вывод, что за счет экономии по налогам лизинговая компания может предложить лизингополучателю более выгодные условия по сравнению с обычным кредитом в банке.

Таким образом, лизинг можно охарактеризовать как мощный инвестиционный инструмент, позволяющий оптимизировать бизнес-процесс предприятия, дающий существенную «налоговую экономию».

Предметом лизинга могут являться любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Интересной разновидностью лизинга является продажа с последующей арендой активов компании - так называемый «возвратный лизинг». Компания продает свои активы кредитору и берет их в аренду на гарантированный срок. Таким образом, компания высвобождает достаточно большой объем денежных средств, который она может направить на другие цели, используя при этом свои активы.

Мнение профессионалов

Светлана Белова,

директор филиала

компании

«Балтийский лизинг»,

г. Ростов-на-Дону:

Светлана, какие виды лизинга наиболее востребованы сегодня , и какие будут востребованы в перспективе 2- х лет?

− На сегодняшний день и ближайшие 2 года наиболее востребованными с точки зрения бизнеса для лизинговых компаний будут те сектора экономики, которые получат государственную поддержку. Сейчас активно субсидируется государством автопром, сельское хозяйство и различные виды импортозамещающих производств. Поэтому наиболее востребован лизинг автотранспорта, спецтехники и оборудования.

Работают ли программы государственной поддержки в отношении лизинга?

− Наиболее эффективно и в прошлом, и нынешнем году работает программа Минпромторга России по субсидированию лизинговых сделок при приобретении автотранспорта. С начала года мы заключили уже более 1,1 тыс. сделок общей стоимостью предметов лизинга более 2,1 млрд руб. Специализированные программы по поддержке компаний малого и среднего бизнеса, ориентированные на покупку производственного оборудования в лизинг, также доказали свою эффективность. Хотя, надо признать, что документальное сопровождение сделок по некоторым из них достаточно затруднительно.

Каковы максимальные сроки финансирования лизинговых сделок? Возможно ли открытие лизинговой кредитной линии?

− «Балтийский лизинг» предоставляет возможность заключения договоров лизинга на срок от 12 до 60 месяцев. И возможность выбора различных систем организации лизинговых платежей. Кроме того, по желанию лизингополучателя мы можем установить лимит, в рамках которого лизингополучатель использует средства на приобретение имущества.

Как современная экономическая ситуация влияет на развитие рынка лизинга в России?

− Мы придерживаемся пессимистического сценария развития рынка в 2016 году, ожидая общего снижения объемов нового бизнеса. Экономические и политические предпосылки к этому еще сохраняются. Но не надо забывать, что рынок лизинговых услуг сам по себе состоит из ряда секторов - это лизинг авиационной техники, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, оборудования и так далее. Резкое падение объемов в некоторых сегментах даже при одновременном увеличении других может привести к общему сокращению рынка. Однако предсказывать влияние этих процессов на деятельность конкретных лизинговых компаний пока еще рано. Ясно только одно: преимущество на рынке будут иметь те операторы лизинговых услуг, которые смогут предложить лизингополучателям адекватный продукт и правильно структурировать риски.

Роман Трубачев ,

генеральный директор

компании

«МСБ-Лизинг»,

г. Ростов-на-Дону:

- Для стимулирования спроса со стороны клиентов ряд лизинговых компаний предоставляет значительные скидки и предлагает лизинг в рассрочку (с уплатой значительной части платежей в конце срока ). Считаете ли вы , что снижение порога вхождения в лизинговые сделки приведет к еще большему снижению качества лизингового портфеля?

Да, конечно, качество портфеля пострадает, однако не сразу, а через один-два года. Далеко не очевидно, что у лизингополучателей сохранится желание выкупить технику по истечению срока лизингового договора. Вполне может оказаться так, что по прошествии небольшого периода использования предмета лизинга клиент захочет расторгнуть договор и вернуть актив лизинговой компании. В данной ситуации клиент достиг своей коммерческой цели - он заработал деньги на использовании техники. В свою очередь лизинговая компания остается один на один с предметом лизинга, который значительно утратил в рыночной стоимости. Уверен, что такого рода сделки ставят под удар устойчивость и качество портфеля лизинговых компаний, поэтому я не ожидаю широкого распространения подобных схем в будущем.