Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Государственный сектор. Государственный сектор экономики

Появился вместе с первыми государствами, когда люди стали объединяться, потому что большей общиной легче было выжить. Сбор налогов, оборона, общественная безопасность - первичные элементы, с которых начиналась любая страна. Затем появлялись государственные предприятия по производство оружия, связь, транспорт. Государственный сектор экономики - это совокупность субъектов всех видов деятельности, которыми занимается государство. Первая полноценная модель государственного сектора экономики появилась еще в Древнем Китае.

Понятие

Государственный сектор экономики - это организации, учреждения, предприятия, принадлежащие государству, через которые оно участвует в производстве, распределении и обмене. Эти экономические субъекты могут управляться государством напрямую или через своих представителей.

Первый вариант

Как специфический вид собственности и деятельности, государственный сектор экономики страны появился в 140 году до нашей эры в Древнем Китае при императоре Ханьской династии У-Ди. Модель управления страной включала практически все элементы присущие современной государственной экономике.

Китайскому государству принадлежали предприятия самых различных отраслей, в том числе, шахты, каменоломни, солеварни, наземный и водный транспорт, кредитные учреждения. Император Ди ввел единую денежную систему и акцизы, контроль над конкуренцией и ценами.

В государстве принимали план по межрегиональному сотрудничеству и стимулированию развития сельского хозяйства. В стране вместе с госсектором была разработана и первая система управления государственным сектором экономики. Модифицированная модель до сих пор используется в современном Китае.

Элементы

Государство осуществляет свою деятельность через свои представительные организации в различных сферах производства, распределения и обращения. В сфере производства элементы государственного сектора экономики - это государственные и муниципальные предприятия. В большинстве стран мира такие предприятия создаются в отраслях, где частному сектору не очень выгодно работать.

В сфере распределения основные элементы - государственный и местный бюджеты, налоги, дотации и преференции. Государство вынуждено участвовать в перераспределении общественных благ, в том числе, чтобы снизить неравенство в доходах населения, защитить наименее защищенные слои населения, снизить диспропорции в развитии разных регионов.

В сфере обращения главный элемент государственного сектора экономики - это Центральный банк, который отвечает за денежно-кредитную политику и работу финансовой системы страны.

Как образуется?

В обычных ситуациях развитие государственного сектора экономики происходит за счет строительства новых предприятий на средства государственного и местного бюджета. Например, в России за счет государственного бюджета строятся предприятия военно-промышленного комплекса, за счет местных бюджетов - предприятия коммунального хозяйства.

В ряде случаев государство национализирует полностью или частично предприятия частного сектора. Государство вынужденно забирать крупные убыточные предприятия, такая практика существует во многих европейских странах, в том числе во Франции, Италии, Великобритании, Австрии. В этих странах были национализированы предприятия различных отраслей, в том числе угольные шахты, автомобильные заводы, авиационные перевозчики.

Функции

Одна из функций государственного сектора экономики - это формирование и поддержание национальной экономики. В капиталистических странах государственные предприятия создаются там, где частный сектор не справляется, и возникают диспропорции в экономике. Зачастую после того как предприятие национализируется и приводится в порядок, оно возвращается в частный сектор.

Например, многие предприятия южнокорейского конгломерата Дэу, были национализированы и после определенного периода санации были проданы частному сектору. Самый классический случай "провала" механизмов рыночной экономики это монополизация, с которым государство борется регулированием и участием в производстве.

Экономическая роль государственного сектора в экономике заключается в создании предприятий в интересах страны в целом, а не в целях максимизации прибыли. Предприятия могут создаваться в целях эффективного размещения производительных сил, регионального развития, создания новых национальных секторов экономики.

Подробнее об экономической функции

Государство способно аккумулировать большие объемы ресурсов и обеспечить финансовую стабильность и спрос, поэтому одна из важных функций государственный сектор экономики - это создание капиталоемких объектов часто с длительными сроками окупаемости и низкой рентабельностью. Самые развитые регионы Азии - Сингапур, Гонконг, Южная Корея, например, начинали развитие промышленности с государственных инвестиций.

Государство берет на себя риски и в ситуациях, когда частный бизнес не справляется с технологической модернизацией отсталых производств, которые критически значимы для страны. Для развития отдельных регионов страна может не только создавать условия для привлечения частного бизнеса, но и строит свои предприятия. В отдельных случаях предприятия госсектора организуются в отраслях, где есть частные предприятия, которые занимают монопольное положение, чтобы уменьшить их влияние на рынок. Страны направляют значительные инвестиции в ключевые отрасли, чтобы снизить контроль над ними иностранных глобальных корпораций.

Основные направления

В зависимости от экономических традиций страны, государство имеет собственность в самых различных отраслях. Например, в России это добыча природного газа, в Малайзии, Венесуэле - нефть, на Тайване - производство и продажа алкоголя. Но во всех странах государство отвечает за объекты инфраструктуры, необходимые для функционирования экономики.

За счет государственного бюджета строятся железные и автомобильные дороги, развивается коммунальное хозяйство, объекты энергетики. В основном это предприятия малоприбыльных отраслей и высокой социальной значимости. Государство берет на себя предпринимательские риски, когда необходимо развивать новые технологии или целые отрасли критически важные для страны.

Во всех странах развитие высокотехнологичных отраслей проходит при партнерстве государственного и частного сектора экономики. Иногда государству приходится выступать в качестве спасателя, тогда национализируются убыточные предприятия. Обычно это делается для значимых крупных предприятий с большим количеством сотрудников.

Методы регулирования

Как и любая другая часть хозяйственной деятельности в стране, экономика государственного и муниципального сектора регулируется государством. Используются прямые и косвенные методы воздействия на этот сектор экономики. К прямым методам относятся:

Косвенные методы регулирования государственного сектора экономики это налоговое регулирование, стимулирование спроса и частно-государственное партнерство. При помощи установления ставок стимулируется переток инвестиций в отрасли с более низкими налогами. Увеличение доходов населения, например, стимулирует спрос на потребительские товары, а размер ключевой ставки центрального банка определяет, куда выгоднее направлять деньги в производство или в финансовый сектор.

Кто работает в госсекторе?

Многообразие функций государства определяет и существование сотен видов деятельности, которыми занимаются государственные и муниципальные предприятия. Все предприятия можно отнести к трем типам:

  • Несамостоятельные публично-правовые предприятия. К ним относятся пенитенциарные учреждения, школы, монетные дворы.
  • Самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права. К ним относятся почта, железные и автомобильные дороги, государственные холдинги и корпорации.
  • Предприятия в форме частного юридического лица. К ним относятся акционерные предприятия, где государственное участие оформлено через акции.

Предприятия первой и второй группы создаются и работают на основе специальных законодательных актов. В некоторых странах эти предприятия могут существовать и в акционерной форме, например, частные тюрьмы работают в США и в некоторых странах Европы, также во многих странах есть частные школы. Государственное предпринимательство осуществляется, обычно через участие в акционерном обществе.

Преимущества и недостатки

В целом позитивным фактором считается снижение роли государственного сектора в экономике, потому что все отмечают отсутствие методов надежного контроля и эффективного управления, по сравнению с частными предприятиями. Государственные предприятия являются источником коррупции и непотизма (синоним - кумовство).

В Китае, несмотря на жестокие меры борьбы, постоянно выявляются факты коррупции в госсекторе, а в Южной Корее в прошлом году за непотизм были уволены все сотрудники казино. Государственные предприятия зачастую слабо связаны с рынком, не могут быстро реагировать на изменение спроса из-за необходимости длительных согласований с представителями государства.

Преимущества государственного сектора экономики - это устойчивость, благодаря государственным инвестициям, стабильность работы, благодаря гарантированному спросу, возможность работать в рамках плана или программы.

Под государственным сектором экономики чаще всего понимают комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации. В других определениях включаются еще и хозяйственные объекты, принадлежащие местным государственным органам власти.

Такое определение государственного сектора сужает его понимание и сводит по существу к государственной собственности. Действительно, государственная собственность - ключевое звено государственного сектора, но его понятие значительно шире. Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия и различна их роль в системе регулирования.

Государственный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства.

Ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и доходы и расходы бюджета. Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. Соответственно государственный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо государственного сектора.

2 Масштабы государственного сектора

Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой - доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща, вообще говоря, любому субъекту хозяйства, причем доля частного лица или фирмы в совокупном запасе ресурсов нации, как правило, примерно равна доле их дохода в национальном доходе, по крайней мере в долгосрочном плане, Ведь поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим или человеческим капиталом), и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами. Особенность государства состоит, однако, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале.

В странах с развитой рыночной экономикой обычно существует консенсус в отношении того, что перераспределению подлежат скорее доходы, чем факторы производства, которые должны находиться, в основном, в распоряжении частного сектора. Соответственно удельный вес государственного сектора в доходах и расходах общества в большинстве случаев превосходит его удельный вес как в совокупном капитале, так и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг государственный сектор, как правило, занимает прочное положение прежде всего в таких отраслях, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство и некоторых других. Предприятия и организации, принадлежащие государству, играют ведущую роль в предоставлении почтовых услуг, в сфере железнодорожных и авиаперевозок (исключениями являются США и, в меньшей степени, Япония), а в ряде стран, например в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Франции, - и в электроэнергетике. В некоторых странах государственный сектор относительно широко представлен даже в обрабатывающей промышленности. Это касается, в частности, сталелитейной промышленности Австрии, Италии, Франции, Швеции, британской, голландской и французской автомобильной индустрии, судостроения Великобритании, Италии, Испании, Швеции.

Однако, как следует из предыдущего изложения, непосредственная поставка товаров и услуг на рынок является хотя и важной, но все же не основной формой участия государственного сектора в экономической жизни. Роль и масштабы этого сектора наиболее концентрированно выражаются не его долей в совокупном капитале или товарной массе, производимой для реализации, а скорее, удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе, валовом национальном или валовом внутреннем продукте. Другими словами - величина государственных финансов. Они включают в себя бюджеты центрального правительства, региональных и местных органов власти всех уровней, а в ряде стран - и некоторые внебюджетные фонды. Государственные финансы - важнейшая составная часть хозяйственного механизма любой страны и в то же время рычаг, с помощью которого правительство воздействует на весь процесс производства и распределения.

Рост государственных расходов в развитых странах исторически был, прежде всего, связан с расширением военных ассигнований - особый вклад здесь внесли Первая и Вторая мировые войны. Однако в дальнейшем все более весомую роль стали играть аспекты экономического и особенно социального характера. Именно последние вызвали колоссальный рост государственные расходов и значительно расширили масштаб перераспределения национального дохода в пользу государства во всех индустриально развитых странах. Это началось со второй половины XX столетия и продолжалось до его конца, о чем наглядно свидетельствует таблица 1.2.1.

Таблица 1.2.1 - Государственные расходы и социальные трансферты * (% от ВВП)

Германия

Великобритания

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Расходы на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение (кроме образования)

Как видим, доля социальных расходов в ВВП непрерывно возрастала. Вместе с ними увеличивалась и доля государственных расходов, которая к началу XXI столетия достигла в европейских странах примерно 50%, а в США и Японии - от 33 до 35%, Если к приведенным выше показателям социальных расходов (трансфертов) добавить расходы на здравоохранение (а это 6 - 8% ВВП), то они превысят половину всех государственных расходов. Удельный вес военных расходов в настоящее время невелик: от 1% (Япония) до 4 - 6% ВВП (США и Франция).

В течение последних двух десятилетий в странах Запада идут серьезные реформы государственного сектора. Их цель - повысить его эффективность и сократить государственные расходы, которые в условиях рыночный экономики практически достигли своего потолка. Государство полностью или частично уходит из многих сфер деятельности. И в то же время растет концентрация ресурсов в тех областях, которые изначально выпадают из сферы рыночных отношений. Главным направлением воздействия государства на экономический рост сегодня стало повышение качества человеческого капитала. На первый план теперь выступают улучшение системы образования, подготовки и переподготовки кадров рабочей силы, совершенствование системы здравоохранения.

Значительной остается роль государства в финансировании и организации научно - исследовательских работ. Доля государственных расходов (прежде всего, на поддержку фундаментальных работ) в развитых странах Европы колеблется от 40 до 55% (в Японии - примерно 20%). В то же время все большее значение приобретают смешанные формы финансирования. Целевые программы по ключевым направлениям науки и техники предполагают объединение финансовых, материальных и человеческих ресурсов многих звеньев: государства, корпораций, университетов, многочисленных учреждений, специализирующихся на оказании всякого рода деловых услуг. Правительства развитых стран, стремясь максимально сконцентрировать фундаментальные научные исследования, поощряют создание особых «технологических полюсов», или «технологических парков», вокруг крупных университетов, институтов и исследовательских центров.

Государственный сектор выполняет двойственную роль: является одновременно объектом и инструментом государства.

Объект: государство влияет своими действиями на государственный сектор.

Инструмент: с его помощью государство оказывает влияние на состояние национальной экономики.

Существование государственного сектора обусловлено 2-я основными обстоятельствами:

1) ряд экономических задач нельзя решить рыночным регулированием.

Наличие рыночного механизма > конкурентная борьба. Субъекты рынка действуют по принципам рационального поведения: выгодно купить и выгодно продать. В одни сектора экономики выгодно вкладывать деньги, а в другие - нет.

В каждом секторе экономики своя доходность. Остаются сектора, которые дают меньше доходности, чем другие. Т.о. существуют низкорентабельные сегменты экономики. Но экономика должна развиваться пропорционально, поэтому в этой сфере (отрасли) появляется государственный сектор, иначе данная структура перестанет развиваться вообще.

В РФ с/х является дотационной отраслью. Несколько лет назад государство выкупило у Дерипаски местное градостроительное предприятие в г. Пикалево, оно перешло в госсектор.

2) существуют социальные (инвалидные коляски) и экономические (золото) общественные блага, необходимые всем гражданам и отраслям, составляющим инфраструктуру территориальной экономики.

Предоставление государством общественных товаров (благ) - это сфера минимально необходимых границ государственного вмешательства.

Т.о. возникает 2-а важных условия:

  • а) государство берёт на себя производство общественных благ (образование, здравоохранение);
  • б) создание инфраструктуры (дороги, мосты).

К госсектору относятся предприятия, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ.

Типы учреждений, относящиеся к госсектору: бюджетные, автономные, казённые учреждения (в соответствии с ФЗ №83). Они реализуют государственный или муниципальный заказ.

Казённые учреждения несут субсидиарную ответственность Субсидиарная ответственность - дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

Субсидиарная ответственность членов кооператива - ответственность членов кооператива, дополнительная к ответственности кооператива по его обязательствам и возникающая в случае невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить предъявленные к нему требования кредиторов. Размеры и условия субсидиарной ответственности членов кооператива определяются действующим законодательством и уставом кооператива.. Ни автономные, ни бюджетные такой ответственности не несут и сами отвечают по своим обязательствам. Автономные и бюджетные учреждения получают государственный или муниципальный заказ, финансируются из бюджета государства/муниципалитета, а также имеют право осуществлять доходную деятельность (в отличие от казённых учреждений).

Госсектор широко представлен в странах с рыночной экономикой; предприятия такого рода различаются степенью свободы:

  • - казённые функционируют по жёсткому регламенту. В их число входят интернаты для детей-сирот, места лишения свободы (тюрьмы, следственные изоляторы);
  • - автономные учреждения обладают большой степенью свободы (организации, занимающиеся похоронами в муниципалитете);
  • - бюджетные (школы, университет).

Автономные и бюджетные учреждения функционируют по менее жёсткому регламенту, чем казённые.

В государственном секторе нет чистой предпринимательской деятельности. Законодательство в 2010 году изменилось (ФЗ РФ от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").

Следует разделять понятия «государственный сектор» и «государственная собственность».

Государственная собственность - всё материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства. Это понятие статично и с количественной точки зрения характеризует накопленный материально-вещественный потенциал государства.

В Тверской области за инвентаризацию государственной собственности (земля, здания) отвечает Комитет по управлению имуществом.

К государственному сектору относят госпредприятия, поэтому он динамичен и характеризует текущий материально-вещественный потенциал государства.

Университет как организация > государственный сектор (ежегодно изменяются его доходы, количество обучающихся). Корпус «Б» ТвГУ > государственная собственность (есть конкретное здание, известна его стоимость).

Традиционно в мировой практике выделяют 3 типа государственных предприятий:

  • · казённые предприятия;
  • · публичные корпорации;
  • · государственные акционерные или паевые предприятия.

Балансы казённых предприятий включаются отдельной строкой в бюджет; их деятельность регулируется бюджетным законодательством; они лишены самостоятельности принятия управленческих решений.

Публичные корпорациям запрещается выпускать ценные бумаги. В основном они используются в отраслях естественных монополий.

Ценные бумаги > привлечение частного бизнеса > может произойти неявная приватизация предприятия.

Государственные акционерные или паевые предприятия продают акции по подписке, и государство контролирует их деятельность как акционер с правом решающего голоса.

Контрольный пакет акций = 50%+1%. Государство определяет направление развития предприятия.

Существует проблема рационального сочетания приватизации с деприватизацией.

Разгосударствление = денационализация - приватизация;

национализация - деприватизация.

Разгосударствление (денационализация) - устранение монополии государства во всех сферах жизни общества, т.е. формирование государственного сектора.

Приватизация опирается на процесс разгосударствления.

Приватизация - элемент разгосударствления, связанный с передачей, изменением форм собственности. В результате приватизации государство теряет право владения, распоряжения и пользования имуществом.

Основные цели приватизации:

  • 1) повышение эффективности производства на микроуровне;
  • 2) оживление конкуренции;
  • 3) оздоровление государственных финансов за счёт сокращения дотаций убыточным предприятиям;
  • 4) демократизация собственности путём расширения числа индивидуальных акционеров.

Конкуренция появляется там, где её не было > ^ эффективность предприятия (^ эффективность в производстве > ^ улучшение отдачи от факторов производства и качества).

Национализация - обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в государственную собственность.

  • 4-е мотива национализации:
  • 1) интересы государства; Сочи: часть имущества граждан была национализирована (на возмездной основе);
  • 2) нерациональное (неэффективное) использование объектов негосударственной формы собственности;
  • 3) нецелевое (не то назначение) использование объектов негосударственной формы собственности;
  • 4) потенциальная возможность получения значительных доходов государственного бюджета.

Деприватизация - обратный процесс, связанный с выявлением нарушений в ходе приватизации.

Эти 4-е процесса (разгосударствление, приватизация, национализация, деприватизация) влияют на государственный сектор в экономике. Величина данного сектора зависит от целей государства, выбранных как направления развития страны.

Роснано > государственный сектор.

Роснано > цель: коммерциализация знаний.

Открытие - внутренность банки (мы знаем, что там).

Изобретение - научились использовать содержимое банки.

Инновация - научились продавать содержимое банки для дальнейшего использования > знания в деньги.

Почему государственный сектор выступает как инструмент воздействия на экономику?

Подъём экономики > государство v снижает долю государственного сектора.

Спад экономики > ^ доли государственного сектора.

Тема 10. Социальное государство и его модели

В Конституции РФ части 1 статьи 7 дано определение социального государства, в котором находят отражение стратегические цели и принципы социальной политики.

Декларируется, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условия для обеспечения достойной жизни и свобод развития человека.

Под достойной жизнью понимается:

  • · ограниченный труд и здоровье людей;
  • · устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,
  • · обеспечивается государственная поддержка семье, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • · развивается система социальных служб;
  • · устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Всё это конституционно определено.

Конституция - социальный контракт между государством и носителями интересов и прав.

Социальная модель формируется через проводимую государством социальную политику, которая имеет специфику в каждой стране, но есть общие черты - это общие цели и принципы для всех стран (эти общечеловеческие подходы и принципы изложены в Конвенции МОТ).

Статья 7-ой Конституции РФ базируется на Конвенции 117 МОТ от 1962 года «Об основных целях и нормах социальной политики».

Конвенция определяет: каждый человек вправе рассчитывать на достойный уровень жизни, и усилия государства должны быть направлены на рост благосостояния граждан.

Понятие «социальное государство» возникло в 19 веке в Германии. Его автором является Людвиг фон Штейн.

В 1949 году в Конституции ФРГ появилось понятие социального государства, основными принципами которого были заявлены социальная справедливость, социальное равенство и обеспечение социальных гарантий.

Рассмотрим модели социальных государств.

1 - либеральная модель (США, Канада, Австралия) характеризуется ограничением предоставления пособий и услуг в качестве права. Кроме того существует тенденция предоставления благ на выборочной основе.

Перераспределение осуществляется таким образом, что каждая категория чётко определена. В США гражданин может претендовать на бесплатное высшее образование только после прохождения армии.

2 - консервативная модель (Австрия, Франция, Италия, Германия) опирается на обязательный (стационарный) набор услуг, возможность предоставления которых определяется классовой и статусной принадлежностью. Эффект перераспределения доходов незначителен и основная идея модели - социальная стабильность. Большое внимание уделяется семье как ячейке общества.

Социальная политика направлена на отсутствие негативного восприятия действий государства (открытость, прозрачность, обоснованность в основе распределения средств).

3 - социально-демократическая модель (Швеция, Норвегия) предполагает всеобщее социальное обеспечение государственной медицины и образования, справедливое и равномерное распределение доходов. При такой модели роль государства активная; модель реализуется за счёт высокого уровня перераспределения.

В Швеции и Норвегии большая налоговая нагрузка = до 70% доходов граждане отдают государству. Публичность финансов там на высоком уровне, т.к. налоги большие (справедливость налогового бремени).

Все эти модели отличаются по 2-ум факторам:

  • А) объёмом социальных расходов на социальное обеспечение;
  • Б) степенью независимости индивидуума от рынка.

В РФ социальная модель смешанного типа (2 и 3):

В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества, в регулировании социально-экономических процессов важнейшая роль принадлежит государственному сектору. Его роль определяется тем, что государственное регулирование национальной экономики основывается на концепции активного участия государства не только как субъекта регулирования, но и как государства собственника. Сегодня государственный сектор, и об этом свидетельствует мировой опыт, служит и экономической опорой страны и важнейшей сферой государственного регулирования.

В современной литературе экономической направленности понятие «государственный сектор» трактуется неоднозначно, чаще всего под государственным сектором понимают часть экономики страны, представляющей собой комплекс объектов, целиком или частично находящихся в собственности центральных или местных государственных органов и полностью контролируемых государством.

Существуют и другие более расширенные трактовки. Например, государственный сектор рассматривают как многокомпетентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, в состав которого входят государственные предпринимательские структуры (предприятия, учреждения, организации), государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения образования, науки, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, охраны природы, обеспечения государственной безопасности и т. п., а также та собственность государства, которая не входит в состав имущества, закрепленного за предпринимательскими структурами, например, земля, природные ресурсы и т.п., средства составляющие государственную казну.

Но в любом случае государственный сектор экономики - это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР , а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор - самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т. д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.


Как правило , государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой.

Он охватывает отрасли , оставленные ему частным капиталом , в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.

Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, вузовской науке, подготовке и переподготовке кадров. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно-исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования.

Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно.

Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.

Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры , депрессии или кризиса.

Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи:

· усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохо-зяйственными процессами;

· повысить общее антикризисное воздействие; регулировать потоки инвестиций;

· упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;

· противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.

Основными экономическими функциями государственного сектора являются:

Стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;

Реализация государственной структурной политики;

Поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

Поддержание определенного уровня цен;

Решение проблем занятости;

Обеспечение внешнеэкономического равновесия;

Обеспечение приоритета социальных целей.

Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:

Аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства страны;

Определяет процентные ставки на рынках ссудных капиталов, влияя тем самым на темпы экономического роста;

Осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие ликвидных средств и обеспечивая поступление средств в бюджет.

Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:

· доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе;

· количество занятых в нем рабочих и служащих;

· удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства;

· число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферами отраслям.

Можно выделить также долю государственного сектора:

· в общем объеме основных фондов;

· общий объем инвестиций, в том числе и по отраслям экономики;

· объем госзаказа, выполняемого государственным сектором;

· общий объем государственных ресурсов, в том числе по отраслям и сферам.

Размеры государственного сектора экономики могут служить критерием экономической роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.

Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются в рамках конкретной модели качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Взаимодействие государственного и частного капитала выражается в чередовании фаз национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации.

Как правило, выделяют три пути формирования государственной собственности :

Национализация объектов частной и смешанной собственности;

Создание новых объектов за счет государственных средств;

Выкуп государством объектов у частного капитала.

Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т. е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования (сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию.

На практике процесс разгосударствления адекватен приватизации, которая проводится в популярных формах: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций государственных предприятий работниками этих предприятий или населением, сдача в аренду и т. д.

Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг в соотношении между двумя секторами - государственными частным в пользу последнего.

История формирования государственного сектора, взгляд на его деятельность и его размеры в разных странах различны и подчас противоречивы: в США и Великобритании сильны антигосударственные тенденции, основанные на принципах индивидуализма. Доля государственного производства в экономике США невелика и колеблется в пределах 12 %. Во Франции, Австралии, Германии, Швеции, Нидерландах, Италии - более позитивное видение государства и, соответственно, государственного сектора. В отдельные годы в этих отраслях объем государственного промышленного производства составил до 50 % от общенационального. Тенденция усиления роли государства и государственного сектора возникает как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности экономики.

Возрастающую роль государственного сектора в экономике в наибольшей степени могут характеризовать государственные расходы в ВВП. Наглядно тенденцию изменения государственных расходов за период 1929 - 2000 гг. можно проследить на основе данных таблицы 2.1.

Таблица 2.1.

Уровень государственных расходов ведущих индустриальных стран*

Безусловно , целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования.

Эффективность функционирования государственного сектора можно рассматривать с позиции следующих подходов:

· как эффективность функционирования объектов государственной собственности;

· как эффект, получаемый государством от перераспределения ресурсов через госбюджет;

· как эффективность государственных расходов.

С позиции первого подхода оценка эффективности функционировании объектов государственной собственности основывается на:

· рентабельности государственного сектора экономики;

· полезности для общества.

Как правило , в странах с рыночной экономикой предприятия государственного сектора низко рентабельны, даже убыточны. В государственном секторе экономики в большей мере проявляются такие негативные явления, как бюрократизация (например, численность управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности, в два - три раза выше, чем на частных; нередки случаи некомпетентности чиновников); негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации; использование предприятий как инструмента политики и др. На государственных предприятиях, за некоторым исключением, более высоки издержки, чрезмерное привлечение ресурсов и нерациональное их использование.

К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:

· сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли, отраслях;

· использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем;

· высокий уровень социальных расходов;

· отсутствие конкуренции;

· государственное финансирование и т. д.

В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий - бюрократические и рыночные. Бюрократические отличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства). На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности.

Рыночные модели предприятий, основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы.

В экономике развитых стран используются оба типа предприятий, но преимущества второго - очевидны.

При определении эффекта , получаемого государством от перераспределения ресурсов через госбюджет, и оценке эффективности государственных ресурсов на общественные блага, нужно исходить как из прямых, так и побочных эффектов, определять экономическую, социальную и экологическую эффективность государственного сектора.

В целом же наличие государственного сектора в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям.

Контрольные вопросы и задания

1. Имеет ли рыночная экономика определенные преимущества?

2. Чем обусловлена объективная необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику?

3. Что следует понимать под государственным регулированием рыночной экономики?

4. Чем определяются границы государственного вмешательства в экономику?

5. Охарактеризуйте государственное peгулирование экономики с позиции различных стран.

6. Какие объективные требования необходимо соблюдать при формировании системы государственного регулирования экономики?

7. На каких общих принципах управления строится система государственного регулирования экономики?

8. Какие основные элементы входят в систему государственного регулирования экономики?

9. Кто выступает в качестве субъектов государственного регулирования и как их можно сгруппировать по причастности к процессу регулирования и по форме участия в нем?

10. Покажите прямые и обратные связи между субъектами государственного регулирования.

11. Что представляют собой объекты государственного регулирования?

12. Выделите группы функций государства в системе государственного регулирования экономики и дайте им характеристику.

13. Что следует понимать под защитой экономического правопорядка и экономической безопасности как функции государства. Раскройте ее содержание.

14. Что представляет собой целевая функция государства?

15. Какова стратегическая цель и задачи устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь?

16. Назовите генеральную цель социально-экономического развития Республики Беларусь в 2005 - 2010 гг.

17.В чем проявляется направляющая и координирующая функция государства и какова ее роль?

18. На что направлены и каково значение распределительной и перераспределительной функций государства?

19. Чем обусловлена и что предопределяет контрольная функция государства?

20. Каковы роль и место государственного сектора экономики в системе государственного регулирования?

21. Назовите основные параметры, характеризующие государственный сектор экономики.

22. Можно ли влиять и каким образом на границы государственного сектора экономики.

23. Какие существуют подходы к оценке эффективности функционирования государственного сектора экономики?

24. Чем объяснить более низкую рентабельность отдельных объектов государственной собственности?

25. Какие типы предприятий можно выделить в рамках государственного сектора экономики?

В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества важнейшая роль принадлежит государственному сектору.
Государственный сектор - это часть экономики страны, представляющая комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам, полностью контролируемая государством.
В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор - самостоятельный комплексный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.
На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т.д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.
Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Он охватывает отрасли, оставленные ему частным капиталом, в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.
Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, вузовской науке, подготовке и переподготовке кадров. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно- исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования.
Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.
Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
Наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи;

  • усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохозяйственными процессами;
  • повысить общее антикризисное воздействие;
  • регулировать потоки инвестиций;
  • упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;
  • противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.
Основными экономическими функциями государственного сектора являются:
  • стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;
  • реализация государственной структурной политики;
  • поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;
  • поддержание определенного уровня цен;
  • решение проблем занятости;
  • обеспечение внешнеэкономического равновесия;
  • обеспечение приоритета социальных целей.
Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:
  • аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства страны;
  • определяет процентные ставки на рынках ссудных капиталов, влияя тем самым на темпы экономического роста;
  • осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие ликвидных средств и обеспечивая поступление средств в бюджет.
Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:
  • доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе;
  • количество занятых в нем рабочих и служащих;
  • удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства;
  • число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферам и отраслям.
Размеры государственного сектора экономики могут служить критерием экономической роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.
Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Это связано со взаимопроникновением государственного и частного капитала и выражается в чередовании фаз национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации, а также разгосударствления экономики.
Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т.е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования ("сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию.
На практике процесс разгосударствления адекватен приватизации, которая проводится в популярных формах: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций государственных предприятий работниками этих предприятий или населением, сдача в аренду и т.д.
Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг в соотношении между двумя секторами - государственным и частным в пользу последнего.
История формирования государственного сектора, взгляд на его деятельность и его размеры в разных странах различны и подчас противоречивы: в США и Великобритании сильны антигосударственные тенденции, основанные на принципах индивидуализма; во Франции - более позитивное видение государства и, соответственно, государственного сектора. Тенденция усиления роли государства и государственного сектора возникает как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности экономики.
В 70-е гг. доля государственного сектора в развитых капиталистических странах составляла (в %):
  • в производстве валового национального продукта:
США - 1,3
ФРГ - 10,7
Франция - 16,5 Италия - 14,0
  • в расходах валового внутреннего продукта:
США - 32,7
ФРГ - 48,6
Франция - 45,2 Италия - 45,5
В 80 - 90-е гг. наметилась тенденция к уменьшению государственного предпринимательства.
Безусловно, целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования. Оценка эффективности основывается на:
  • рентабельности государственного сектора экономики;
  • полезности для общества.
Как правило, в странах с рыночной экономикой предприятия государственного сектора низко рентабельны, даже убыточны. В государственном секторе экономики в большей мере проявляются такие негативные явления, как бюрократизация (например, численность управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности, в два - три раза выше, чем на частных; нередки случаи некомпетентности чиновников); негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации; использование предприятий как инструмента политики и др. На государственных предприятиях, за некоторым исключением, более высоки издержки, чрезмерно привлекаются ресурсы и нерационально используются.
К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:
  • сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли отраслях;
  • использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем;
  • высокий уровень социальных расходов;
  • отсутствие конкуренции;
  • государственное финансирование и т.д.
В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий - бюрократические и рыночные. Бюрократические отличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства). На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности.
Рыночные модели предприятий, основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы.
В экономике развитых стран используются оба типа предприятий, но преимущества второго - очевидны.
В целом же наличие государственного сектора в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям. В Республике Беларусь масштабы государственного сектора велики: по всем параметрам он достигает порядка 80%. Однако соотношение государственного и частного основного капитала в ближайшей перспективе должно измениться в пользу последнего.