Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Подворная система налогообложения

комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати .

Подушная подать (оклад, налог) — введена в 1724 году, после повторной «подушной» переписи населения 1718-1722 годов.

Первая перепись 1710 года показала, что крестьяне уклоняются от выплат налогов обнося рядом стоящие дома одним забором и выплачивая «подворный» налог вместе с соседями.

Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I

  • Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией
  • Пётр I стремился как можно быстрее построить флот
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет
  • Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения с

Содержание и ход реформ налоговой системы

Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

Введение новых косвенных налогов и сборов

Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.

Налог на бороду

Одним из средств Петра I по борьбе с культурой сложившейскя в русском обществе был налог на бороды (для всех кроме духовенства). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» .

Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.

Знак выдаваемый заплатившему налог на бороду


Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить все налоги в двойном размере. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.

Введение нового основного прямого налога — подушной подати

Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.

Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души . Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

Реформа финансового аппарата

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) - центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.

18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат - в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.

В 1717-1722 гг., в рамках создания системы коллегий были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия .

Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

Ревизион-коллегия , учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода , своего рода первый государственный бюджет.

Оценка налоговой реформы

Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

Иван Грозный (1530-1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и пр. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.

Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит серьезный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу.



В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено.

№51 Подворная система налогообложения

Подворное обложение - в России XV - начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население.

Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью. Единица сбора подати - двор. Власти оп ределяли сумму налога, а городские и сельские общины распределяли её на каждый двор. Правительство пыталось увеличивать доходную часть государственного бюджета ещё одним способом - уменьшением своих расходов на "местные нужды". Как правило, это сопровождалось не только увеличением денежных сборов, в т.ч. и "чисто" на "местные нужды", но и введением новых сборов в рамках того или иного налога. Именно такой процесс происходил в отношении земских повинностей. Их общей характеристики в законодательстве России так и не было выработано. Начиная с периода формирования централизованного государства, наряду с общегосударственными сборами формировался и целый комплекс местных сборов и повинностей.

Подворное обложение - распределение прямых налогов по дворам податного населения, «чёрных людей». Было введено в городах Северо-Восточной Руси при установлении Ордынского ига и использовалось московскими князьями для сбора дани в пользу Золотой Орды. Не распространялось на подавляющую часть населения, жившего в сёлах и деревнях. Там единицей обложения была «соха»: участок земли, обрабатываемый одним плугом или сохой (Сошное письмо).

Посошное обложение не учитывало массу населения, не имеющего пахотной земли (задворных и деловых людей, половников и др.). С 30-х гг. XVII в. правительство делало попытки и на селе облагать дворы, но это были отдельные чрезвычайные меры для пополнения казны.

Подворное обложение система обложения населения России прямыми налогами, взимавшимися со двора, т. е. с семейного хозяйства. С 30-х гг. 17 в. двор периодически становился единицей обложения некоторыми прямыми и чрезвычайными налогами. После переписи населения в 1676-78 и составления переписных книг правительство в 1679 заменило посошное обложение подворным обложением, что увеличило контингент налогоплательщиков за счёт включения в их число ряда категорий населения, ранее не плативших налоги. Наиболее высокие ставки налогов со двора платили посадские люди и черносошные крестьяне, значительно более низкие - частновладельческие крестьяне, т.к. правительство учитывало их платежи своим владельцам. Общую сумму налогов по подворному обложению определяло правительство, а крестьянская община и посад имели право раскладки налогов между дворами - членами общины, исходя из их состоятельности.

В 1676-1678 гг. царь Фёдор Алексеевич провёл перепись населения страны по дворам. На основании | составленных при этом переписных книг в 1679 г. подворное обложение было введено по всей стране. Единый налог, который должны были собирать и доставлять в Москву выборные «целовальники» (целовавшие крест, что i не будут воровать), назывался «стрелецкими деньгами», так как шёл на содержание армии. Лично свободные посадские люди и черносошные крестьяне платили больше, крепостные крестьяне - меньше, поскольку они должны были ещё содержать своего помещика или вотчинника.

Общая сумма налогообложения была снижена, число облагаемых лиц значительно увеличилось, но этого оказалось недостаточно, недоимка по налогу накапливалась, на Земском соборе 1681-1682 гг. царь поставил вопрос об усовершенствовании подворного обложения. В соответствии с решением Собора общая сумма налога была снижена на треть, а в его распределении по уездам введена пропорциональная доходам система: более развитые районы должны были платить в расчёте на двор больше, чем бедные. Облегчение прямого обложения способствовало экономическому развитию страны и многократному увеличению доходов казны от косвенных | налогов (прежде всего, торговых пошлин). С началом Северной войны в 1701 г. этот экономический рост был задушен введением массы экстренных налогов, а в 1724 г. подворное обложение было заменено в России значительно более тяжёлой подушной податью (на каждого мужчину). На Украине и в Белоруссии подворное обложение сменилось подушным только во второй половине XVIII в.

Налоговые реформы Петра Великого. Подушная система налогообложения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Налоги -- результат развития человеческого общества и представляют собой способ формирования государственных доходов. Кроме обеспечения доходной части государственного бюджета фискальная политика оказывает регулирующее воздействие па экономику. Фискальная политика воздействует на уровень деловой активности, следовательно, на уровень объема производства, на уровень цен посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она используется так же против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так с инфляцией.

Налогообложение - более древний институт, чем деньги. Социально-экономическое содержание дани, подати, налога заключается в том, что податные слои общества отдают часть созданного ими продукта тем, кто живет за счет этого. Современные либеральные институционалисты разрабатывают поведенческие модели торга между налогоплательщиками и административными органами. Эти модели имеют абстрактный характер. Возможно, они полезны для их идеологов как инструменты оболванивания общества, но "торг здесь неуместен".

Современные либеральные налоговые "мыслители" выдают за ноу-хау обложение земли налогом с целью повысить эффективность землепользования. Не беремся описывать западный опыт, но на Руси посошный поземельный налог был установлен еще властями Золотой Орды. Однако ни при Золотой Орде, ни после свержения татаро-монгольского ига никакой связи между поземельным налогообложением и эффективностью использования земли не наблюдалось. Допустимо ли сравнивать либеральную идею поземельного налогообложения, рассчитанную на современных фермеров, с практикой взыскания податей с русских крестьян? Вполне допустимо. При переходе на "рыночные" отношения в современной России мы имеем сотни тысяч абсолютно свободных фермеров. Но лишь единицы из них эффективно используют землю. Значительная же часть фермерских земель заросла кустарниками и выбыла из сельскохозяйственного оборота, остальная часть обрабатывается с большим трудом. Помимо поземельного налога, в феодальной системе изымались и другие прямые и косвенные налоги. Особо выделялись правительственные регалии, то есть исключительное право верховной власти на получение доходов от казенной собственности и от государственных привилегий на денежную эмиссию и другие виды деятельности. В число правительственных регалий России входили горный доход, монетный, почтовый, винный и другие.

Всем вышесказанным обусловлена актуальность темы курсовой работы.

Целью работы является изучение структуры изменения податного налогообложения в эпоху становления русского централизованного государства.

Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:

1) Анализ основных этапов становления русского централизованного государства в 15-16 веках;

2) Изучение основных налоговых процедур в указанный период;

3) Выявление причин и последствий модернизации посошного и подворного обложения.

Объектом курсовой работы являются процессы налогообложения в 15-16 веках..

Предмет исследования составляет модернизация поземельного обложения.

Глава 1. Становление русского централизованного государства

1.1 Экономическое становление

Формирование русского государства было объективным и закономерным процессом дальнейшего развития государственных форм на территории Восточно-Европейской равнины. На становление русской государственности важное воздействие оказало монголо-татарское нашествие, приведшее, в частности, к изменениям в органах власти: усилению монархических, единовластных начал в лице князей. Важными причинами зарождения и развития новой государственной формы - единого Русского государства явились экономические и социальные изменения, а также внешнеполитический фактор: необходимость постоянной обороны от врагов. Нередко отмечается хронологическая близость образования единого Русского государства и централизованных монархий в 3ападной Европе. Действительно, складывание единого государства на Руси, как и во Франции, Испании, приходится на вторую половину XV века. Однако в социально-экономическом отношении Русь находилась на более раннем этапе развития. В Западной Европе в XV веке господствовали сеньориальные отношения, ослаблялась личная зависимость крестьян. На Руси же еще преобладали государственно-феодальные формы, отношения личной зависимости крестьян от феодалов только формировались. В отличие от Западной Европы, где активную роль в политической жизни играли города, на Руси они находились в подчиненном положении по отношению к феодальной знати. Таким образом, на Руси отсутствовали достаточные социально-экономические предпосылки для складывания единого государства.

Формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы. Однако содержание этого процесса имело свою специфику.

С начала XIV в. дробление русских земель прекращается, уступив место их объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.

В это время начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Но подъем был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается и влечет за собой создание местных рынков. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства.

1.2 Рост производительных сил в сельском хозяйстве. Феодальная собственность на землю

XIV--XVI века -- это время роста производительных сил в сельском хозяйстве. Подсечная система земледелия сохранялась преимущественно на севере Руси. В центре и в южных районах страны применялась паровая двухпольная и трёхпольная система, получившая на протяжении XIV--XV вв. большое распространение и всё более вытеснявшая не только подсеку, но и перелог.

При общем низком уровне техники сельского хозяйства, характерном для периода феодализма, в XIV--XV вв. всё же расширялось применение плугов и сох с железными наконечниками («сошниками» и «лемехами») (рис.1), при помощи которых поднималась и взрыхлялась земля. Зерно мололи на водяных мельницах. Значительное место в сельском хозяйстве занимали огородничество и садоводство.

Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Пашенное земледелие требовало разведения скота, необходимого для сельскохозяйственных работ и унавоживания почвы. Из промыслов были распространены охота и рыболовство. Кроме бортничества -- промысла по добыче мёда от диких пчёл, водившихся в лесах, в XIV--XV вв. развивалось и пасечное пчеловодство.

В XIV--XV вв. огромные пространства земли находились в руках светских и церковных феодалов. Характерной чертой феодального хозяйства была раздробленность отдельных земельных владений и наличие чересполосицы внутри них. Феодальная вотчина (имение феодала, которое он имел право передавать по наследству и отчуждать) обычно состояла из ряда (иногда разбросанных в разных местах) сёл и деревень с прилегавшими к ним угодьями. В хозяйственные угодья входили пашенная земля, луга, леса, бортные промыслы, бобровые ловища, охотничьи и промысловые участки и т. д. В условиях господства оброчной системы эксплуатации крестьян основная часть земель раздавалась феодалами зависимым от них крестьянам и лишь меньшая часть земельной площади отводилась под господское хозяйство.

Наряду с вотчиной на Руси издавна существовал другой вид землевладения: часть земель князья передавали своим слугам -- дворянам и детям боярским во временное владение под условием несения военной службы. К концу XV в. -- времени образования Русского централизованного государства -- практика раздачи условных владений военным слугам -- дворянам развилась в целую систему (так называемую «поместную»). Фондом для раздачи поместий служили «чёрные» (государственные) и дворцовые земли, а также земли, конфискованные у бояр в присоединённых к Москве феодальных княжествах и боярских республиках.

1.3 Положение крестьян

В создании экономических предпосылок объединения страны и образования единого государства громадная роль принадлежала труду русских крестьян, которые вырубали леса, осваивали новые земли, культивировали новые злаки и совершенствовали свои производственные навыки. Но образование централизованного государства было в то же время связано с дальнейшим закрепощением крестьянства.

Русские крестьяне в XIV-- XV вв. носили название «людей», «сирот» и «хрестиан». Новгородские крестьяне назывались древнерусским термином смерды, псковские -- шорниками (пахари). Крестьяне, не попавшие ещё в зависимость от отдельных феодалов, составляли население «чёрных» земель. «Чёрные» крестьяне эксплуатировались непосредственно феодальным государством, платили дань (основной прямой налог, взимавшийся деньгами) и несли ряд натуральных повинностей в пользу князя. Среди этой части крестьянства была особенно сильна общинная организация, обычно охватывавшая ряд деревень. При переходе «чёрных» земель в собственность отдельных феодалов крестьянская общинная организация обычно не разрушалась, но феодалы подчиняли её своей власти и старались использовать в своих интересах. Крестьяне, жившие на территории волости-общины, имели в индивидуальном владении пашенные участки. А в ведении общины в целом оставались угодья (луга, леса, воды) и пустующие пахотные участки.

Общинные власти, избранные крестьянами (старосты, сотские, десятские), производили раскладку податей и сбор налогов, судили крестьян по ряду дел, подлежавших ведению этих властей, и раздавали свободные земельные участки новым поселенцам. Выборные представители общины выступали от её имени на суде, отстаивая захваченные феодалами «чёрные» земли.

Крестьяне, находившиеся в зависимости не от государства, а от отдельных феодалов, вели мелкое единоличное хозяйство на полученных от них участках земли. Крестьяне вносили своим владельцам натуральный оброк и выполняли барщинные работы. Натуральный оброк в XIV--XV вв. занимал, по-видимому, основное место среди крестьянских повинностей. Кроме того, крестьяне должны были давать «кормы» вотчинной администрации. В Новгородской земле распространённой формой расчёта крестьян с землевладельцами была определённая доля урожая («треть», «четверть», «половина»). В зависимости от величины этой доли крестьяне-издольщики носили название «третников», «половников» и т. д. Формы крестьянских повинностей определялись до конца XV в. обычаем -- «стариной» и отдельными грамотами, выдаваемыми князьями. С конца XIV в. феодалы стали повышать оброк и увеличивать количество барщинных работ. Крестьяне же отстаивали те повинности, которые были установлены неписаным правом -- «стариной» и «пошлиной».

С конца XV в. в связи с изменением общих хозяйственных условий и развитием товарно-денежных отношений наметились некоторый рост барщинного хозяйства (так как феодалы были заинтересованы в производстве хлеба на рынок) и усиление эксплуатации крестьян. В это же время получила, правда, пока ещё очень незначительное и далеко не повсеместное, распространение денежная рента (главным образом в Новгородской земле).

Наряду с феодальной рентой, шедшей земельному собственнику, крестьяне в XIV--XV вв. должны были нести различные повинности в пользу государства. Основным налогом для вотчинных крестьян, так же как и для «чёрных», являлась дань, которая шла в княжескую казну; часть этой дани передавалась князьями (до свержения татаро-монгольского ига) в Золотую Орду. Кроме того, крестьяне всех категорий должны были принимать участие в постройке и ремонте городских укреплений («городовое дело»), в организации связи и устройстве трактов («ямское дело»). На содержание княжеской администрации брались кормы. К числу тяжёлых повинностей, которые должны были выполнять крестьяне, принадлежала обязанность давать помещение, содержание и подводы княжеским сборщикам дани, писцам, приставам и т. д. Крестьяне, зависимые от светских и духовных феодалов, наряду с повинностями в пользу своих владельцев должны были выполнять работы в хозяйстве князя: строить княжеский двор и конюшни, косить сено на княжеских лугах, участвовать в «ватагах» княжеских рыболовов и т. д.

Крупные бояре-вотчинники и церковные землевладельцы освобождались (полностью или частично) от уплаты ряда налогов в княжескую казну, и доходы, взимаемые ими с феодально зависимого населения, целиком или в значительной части оставались в их собственности.

1.4 Финансовая система на Руси

Основным источником доходов княжеской казны была дань и сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Косвенные налоги существовали в виде различных торговых и судебных пошлин. Пошлина" мыт "взималась за провоз товаров через городские заставы," гостиная "- за право иметь склады," вес "и" мера "- за взвешивание товаров," вира "представляла собой штраф за убийство," продажа "-штраф за прочие преступления.

В годы татаро - монгольского ига основным налогом был" выход "- дань, которую русские князья платили Золотой Орде. Кроме этого, существовали такие повинности, как" ям "- обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам и содержание посла Орды вместе с многочисленной свитой. Эти поборы лишали Русское государство возможности пополнять казну за счет прямых налогов, и главным источником внутренних доходов стали пошлины.

В 1480 г. Иван III прекратил уплату" выхода "и фактически заново начал создавать финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (они шли на производство пушек), сборы на городовое и засечное дело и строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.

При Иване Грозном была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей, угнанных в полон.

Глава 2. Налогообложение на Руси

2.1 Исторические тенденции

История налогообложения в России -- сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.

Первая тенденция -- периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция -- постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату -- росту косвенного обложения.

Третья тенденция -- постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.

Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…».

2.2 Вехи истории налогообложения на Руси

26 апреля 1353 года, умирая, великий князь московский и владимирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.

На протяжении XIV--XV веков со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV века часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.

В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 году Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).

В 1614 году был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России -- «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название -- «стрелецкие деньги».

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья сами ездили за нею.

Кроме дани налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через заставы, пошлина «перевоз» взималась за перевоз через реку, «гостиная» пошлина платилась. Нa право иметь склады, «торговая» пошлина давала право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те времена довольно сложным делом.

Судебная пошлина -- «вира» взималась за убийство, «продажа» -- штраф за прочие преступления.

В период татаро-монгольского ига основным налогом стал «выход», взимавшийся уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В 1480 г. Иван III отменяет уплату «выхода» и приступает к формированию фискальной системы Руси. В качестве главного прямого налога вводятся данные деньги с крестьян и посадских людей. А затем появляются налоги:

*пищальные -- для производства пушек;

*сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек-укреплений на южных границах Московского государства.

Иван Грозный ввел дополнительные налоги в виде стрелецкой подати (для создания регулярной армии) и полоняничные деньги (для выкупа людей, захваченных и угнанных в плен).

Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе занятых дворами в городах. «Соха» измерялась в четвертях. или четях (около 0,5 десятины), се размер в различных местах был неодинаков. Но словам В. О. Ключевского, нормальными размерами промышленной, посадской или слободской «сохи» были «40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских». Кроме нормальных тяглецов из торговых людей, были еще маломочные, называвшиеся бобылями. В соху входило втрое больше бобыльских дворов, чем дворов молодших торговых людей.

Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества земли, а также социального положения владельца. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения стал двор. Косвенные налоги взимались через систему Пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

В начале царствования Алексея Михайловича была предпринята попытка увеличить налоговые сборы с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. Но как оказалось, в наибольшей степени пострадало беднейшее население, так как оно питалось главным образом рыбой. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась, и возник дефицит основного продукта питания. После соляных бунтов этот налог был отменен и началась работа но упорядочению финансов и фискальной системы.

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность введения новых налогов приводили к неудачной налоговой политике. Как пишет С. М. Соловьев, в фискальном отношении состояние городов Московского государства напоминает состояние городов Римской империи в период ее падения: чрезмерное налоговое бремя и уклонение от налогов. Первым средством уклонения от налогов был уход в северо-восточную часть Европы и северную Азию. Другим средством, для грамотных.людей -- поступление в подьячие. Посадский, перешедший в подьячие, из человека, обязанного кормить других на свой счет, становился человеком, имеющим право кормиться на чужой счет. Третий способ уклонения от податей -- закладничество -- стремление.людей, имеющих собственное хозяйство, освободиться от тяжелых налоговых повинностей житъ за чужим хребтом, быть в захребетниках, в соседях и подсоседниках. Закладничество осуществлялось способом огораживания единым плетнем дворов родственников, включая также бедных чужих людей.

Глава 3. Модернизация поземельных налогов

3.1 Исторический опыт взимания поземельных налогов

Поземельные налоги -- группа реальных налогов, по которым объектом налогообложения являются участки земли или доходы от владения или использования земли. Поземельные налоги были известны в Древнем Египте, Персии, Греции, Риме. Наибольшее значение для формирования доходов государства поземельные налоги имели в средние века. Первоначально выступали в виде натуральных сборов и взимались в зависимости от размера участка или его урожайности. Позднее при обложении поземельными налогами стала учитываться доходность земли, определяемая на основе кадастровой стоимости земельного участка, устанавливаемой при составлении государственного земельного кадастра. Система поземельных налогов окончательно сформировалась в XVII -- первой половине XIX в.

Поземельные налоги наряду с подомовым налогом и промысловым налогом преобладали в сфере прямого обложения. В современных условиях фискальное значение поземельных налогов, как правило, незначительно. В основном они поступают в доходы местных бюджетов. В большинстве стран поземельные налоги вошли в состав подоходных налогов или поимущественных налогов. В ряде стран поземельные налоги сохранились в качестве самостоятельного платежа. В ФРГ поземельными налогами облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Во Франции поземельные налоги представлены налогом на землю под застройкой, взимаемым с недвижимой собственности на базе ее арендной стоимости, и налогом на незастроенные земельные участки, которым облагаются все земельные участки независимо от их использования. В России государственный поземельный налог был введен в 1875 г. в форме раскладочного налога. Величина поземельного налога устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. В СССР на основании Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах» взимался земельный налог, заменивший ранее существовавший обязательный платеж -- земельную ренту. В РФ по Закону об основах налоговой системы взимается налог на строения, помещения и сооружения. В соответствии с п. 1 ст. 15 НК предусмотрено взимание местного земельного налога. Налогоплательщиками поземельных налогов выступают собственники, а в ряде случаев арендаторы земельных участков (как резиденты, так и нерезиденты). При наличии соглашений об избежании двойного налогообложения суммы поземельных налогов, уплаченные в стране осуществления деятельности, вычитаются для целей определения налоговых обязательств по подоходным налогам в стране регистрации юридического лица (в стране постоянного пребывания физического лица).

3.2 Посошное обложение

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» -- т. е. с плуга или сохи.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Итак можно заключить, что посошное обложение - государственный поземельныйналогв России XVI-XVII вв., при исчислении которого за единицу обложения браласьсоха. Главными формами посошного в XVI в. являлись ямские и "полоняничные деньги", в XVII в. - большие (новые) ямскиеденьгии стрелецкий хлеб. На протяжении XVI-XVII вв.посошноесильно возрастало, теряя поземельныйхарактери все более учитывая промыслово-торговую деятельность облагаемого населения. В 1679 посошное было заменено подворным обложением.

Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые книги, крепостные книги, ревизии.

При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений -- писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха -- определённое количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, всё более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к отмене посошного и замене его подворным обложением.

Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи на селения в 1676-1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между двора ми, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах, в частности, налог не платили бобыли. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живёт «во дворе» и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась «выть», таким образом, выть -- это часть мыта.

Правительство, вводя ту или иную систему обложения податного населения, стремилось всегда к одной цели -- пополнить казну. Пополнять казну нужно таким образом (это понимает любое правительство), чтобы не слишком обременять население, чтобы оно было налогоплатёжным. С другой стороны, система налогообложения должна максимально исключать возможность ухода от уплаты налога.

Посошная подать позволяла уходить от уплаты налога. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу. Бобыли, казаки в писцовые книги не попадали, т. к. у них не было собственной земли (собственности). Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в другую местность и не платить налог как бобыль.

3.3 Подворное обложение

Подворное обложение - в России XV - начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население.

Сменило посошно еобложение.

Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью. Единица сбора подати -двор .

Власти определяли сумму налога, а городские и сельские общины распределяли её на каждый двор. Правительство пыталось увеличивать доходную часть государственного бюджет ещё одним способом - уменьшением своих расходов на "местные нужды". Как правило, это сопровождалось не только увеличением денежных сборов, в т.ч. и "чисто" на "местные нужды", но и введением новых сборов в рамках того или иного налога. Именно такой процесс происходил в отношении земских повинностей. Их общей характеристики в законодательстве России так и не было выработано. Начиная с периода формирования централизованного государства , наряду с общегосударственными сборами формировался и целый комплекс местных сборов и повинностей.

Подворное обложение - распределение прямых налогов по дворам податного населения, «чёрных людей». Было введено в городах Северо-Восточной Руси при установлении Ордынского ига и использовалось московскими князьями для сбора дани в пользу Золотой Орды. Не распространялось на подавляющую часть населения, жившего в сёлах и деревнях. Там единицей обложения была «соха»: участок земли, обрабатываемый одним плугом или сохой (Сошное письмо).

Посошное обложение не учитывало массу населения, не имеющего пахотной земли (задворных и деловых людей, половников и др.). С 30-х гг. XVII в. правительство делало попытки и на селе облагать дворы, но это были отдельные чрезвычайные меры для пополнения казны.

Подворное обложение система обложения населения России прямыми налогами, взимавшимися со двора, т. е. с семейного хозяйства. С 30-х гг. 17 в. двор периодически становился единицей обложения некоторыми прямыми и чрезвычайными налогами. После переписи населения в 1676--78 и составления переписных книг правительство в 1679 заменило посошное обложение подворным обложением, что увеличило контингент налогоплательщиков за счёт включения в их число ряда категорий населения, ранее не плативших налоги. Наиболее высокие ставки налогов со двора платили посадские люди и черносошные крестьяне, значительно более низкие -- частновладельческие крестьяне, т.к. правительство учитывало их платежи своим владельцам. Общую сумму налогов по подворному обложению определяло правительство, а крестьянская община и посад имели право раскладки налогов между дворами -- членами общины, исходя из их состоятельности. налог подворный посошный

В 1676-1678 гг. царь Фёдор Алексеевич провёл перепись населения страны по дворам. На основании составленных при этом переписных книг в 1679 г. подворное обложение было введено по всей стране. Единый налог, который должны были собирать и доставлять в Москву выборные «целовальники» (целовавшие крест, что не будут воровать), назывался «стрелецкими деньгами», так как шёл на содержание армии. Лично свободные посадские люди и черносошные крестьяне платили больше, крепостные крестьяне - меньше, поскольку они должны были ещё содержать своего помещика или вотчинника.

Общая сумма налогообложения была снижена, число облагаемых лиц значительно увеличилось, но этого оказалось недостаточно. Недоимка по налогу накапливалась. На Земском соборе 1681-1682 гг. царь поставил вопрос об усовершенствовании подворного обложения. В соответствии с решением Собора общая сумма налога была снижена на треть, а в его распределении по уездам введена пропорциональная доходам система: более развитые районы должны были платить в расчёте на двор больше, чем бедные. Облегчение прямого обложения способствовало экономическому развитию страны и многократному увеличению доходов казны от косвенных налогов (прежде всего, торговых пошлин). С началом Северной войны в 1701 г. этот экономический рост был задушен введением массы экстренных налогов, а в 1724 г. подворное обложение было заменено в России значительно более тяжёлой подушной податью (на каждого мужчину). На Украине и в Белоруссии подворное обложение сменилось подушным только во второй половине XVIII в.

Заключение

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689 - 1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует -- столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «...и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляла 10от полученных доходов.

Налоги в той форме, в которой мы с ними сталкиваемся в современных условиях, сложились относительно недавно, хотя тенденции к возникновению подобных механизмов прослеживались еще в древности. Главными предпосылками к возникновению зародышевых форм подобных рычагов явились: 1) переход от натурального хозяйства к денежному; 2) зарождение и формирование государства.

Налогообложение любого государства эта основа благосостояния бюджета государства. Рассмотрев историю налогообложения России нельзя сказать, что оно развивалось в прогрессивной прогрессии так как, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси. Основной формой поборов в княжескую казну была дань, что приводило к полной нищете народа. После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III . Были введены прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация.

И только в царствование Алексея Михайловича (1629-1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная палата.

Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.

Список использованной литературы

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: «Дашков и Ко», 2009.

2. Алиев Б.Х. , Абдулгалимов А.М., Алиев М.Б. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2008.

3. Барулин С.В. Теория и история налогообложения. Учеб. пособ. М.: «Экономистъ» 2007.

4. Бурлачков В.К., Игонина Л.И., Игудин А.К. и др. Государственные и муниципальные финансы. М., 2006.

5. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов/Под ред. О. Врублевский, М. Романовского, - СПб.: Питер 2008.

6. Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов: в 5т. - М.: Наука, 2002.

7. Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» и «Налоги и налогообложение» / [Л.И. Гончаренко и др.; под науч. ред. Л.И. Гончаренко]; Федеральное гос. образоваель. - М.: ИНФРА - М, 2009.

8. Дадашев А.З. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080107 «Налоги и налогообложение» / А.З. Дадашев, И..Р. Пайзулаев, Москва: КноРус, 2009.

9. Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилко М.К. История налогов в России - начало 20 в. - М., 2006.

10. Кирина Л.С. Налоговое консультирование: теория и практика: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» / [Л.С. Кирина и др.] ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Московский гор. ун-т упр. Правительства Москвы; под ред. Е.С. Мигаш, Москва: Московский гор. ун-т упр. Правительства Москвы, 2009.

12. Черник Д. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /. / ; под ред. Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

13. Озеров И. X. Русский бюджет доходный и расходный. М., 1907.

14. Озеров И.Х. Финансовая реформа в России. М., 1906.

15. Пансков В. Г. Налоги и налоговая инспекция в Российской Федерации: Уч-к - М.: Финансы и статистика 2005.

16. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения. Соч. Т. I. M., 1955.

17. Сисмонди Ж. Новые начала политической экономии или о богатстве и его отношении к народонаселению М., 1937.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История развития налогообложения. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налога. Способы взимания налогов. Виды налоговой системы. Функции налогов. Виды налогов. Стабильность и подвижность налогов. Налогообложение в РФ.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2003

    История развития налогообложения. Понятия налогообложения. Сущность и принципы. Элементы налога. Способы взимания налогов. Виды налоговой системы. Функции налогов. Виды налогов. Стабильность и подвижность налогов. Налогообложение в РФ.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2003

    Денежное обращение в домонгольской Руси и в период феодальной раздробленности, в период Русского централизованного государства. Денежная реформа 1535 года, "Медный бунт". Реформа Петра I, денежное обращение в России в XVIII веке, меры по его стабилизации.

    реферат , добавлен 14.10.2009

    Нормативно-законодательная база, характеристика режимов и методов налогообложения в РФ. Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия, способы взимания (уплаты) налогов. Особенности налогообложения предприятий различных отраслей экономики.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Виды налогов, их роль в экономике государства. Особенности налогового устройства Республики Беларусь. Классификация и назначение налоговых проверок. Особенности реформирования налоговой системы в переходный период, работа по снижению налоговой нагрузки.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2010

    Изучение исторических этапов возникновения налогообложения. Налоги на заре человеческой цивилизации. Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья. Сравнение налоговой системы плановой экономики СССР с переходной налоговой системой РФ.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Возникновение и развитие налогообложения, его основные принципы. Признаки, источники и классификация налогов. Функции налоговой системы, ее структура и правовое регулирование в Российской Федерации. Цели и направления налоговой политики государства.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Налоги и сборы как основной источник формирования бюджета любого государства. Плательщики, объекты налогообложения, размер и способы взимания налогов. Государственная пошлина. Основные нормативные документы в сфере фискальной политики государства.

    презентация , добавлен 28.01.2014

    Экономическая сущность имущественных налогов, их роль в развитии государства. Зарубежный опыт имущественного налогообложения юридических и физических лиц. Оценка действующей системы имущественного налогообложения в Беларуси, пути ее совершенствования.

    научная работа , добавлен 15.05.2012

    Основы функционирования национальной системы налогообложения в современных рыночных отношениях. Финансовые, народнохозяйственные, административно-технические принципы организации налогообложения. Критерии формирования налоговой системы государства.

краткое содержание других презентаций

«Внутренняя политика Алексея Михайловича» - Аввакум. Русский престол. Начало раскола. Патриарх Филарет. Почему раскол стал трагическим явлением русской истории. Проверь свои знания. Изучение новой темы. Представитель древнего рода московских бояр. Исправление церковных текстов. Основные понятия и персоналии. Внутренняя политика во второй половине XVII в. Никита Минов. Основные понятия. Царь и патриарх. Видный государственный деятель. Словарь.

«Михаил Фёдорович» - Царь Михаил Федорович обладал высоким ростом, красивым лицом. Государь Михаил Федорович прожил всего 49 лет, но сделал немало. Страшное время. 400 лет дому Романовых. Царь и царица нажили трех сыновей и двух дочерей. Царствование Михаила Федоровича Романова. В юном Михаиле народ видел самого популярного, самого любимого кандидата. Царь Михаил Федорович сделал много доброго для своего государства. Царь Михаил Федорович правил страной 32 года.

«Софья Алексеевна» - Цари Иван и Петр. Оппозиционная. Петру I исполнилось 17 лет. Положение. Софья потеряла власть. Царевна Софья. Правление Софьи Алексеевны. Мятеж стрельцов. Личные качества. Софье приходилось играть непростую роль. Момент стрелецкого восстания. Князь В.В. Голицын. Софья подготовила почву для реформ Петра.

«Царь Михаил Фёдорович» - Положено начало военным преобразованиям. Новые государственные печати. Андрей Кобыла. Столбовский мир. Россия. Иностранные промышленники. Восстановить повсеместно губных старост. Избран русским царем. Михаил Романов. Сопоставление правительственной практики. Земский собор. Персоналии периода. Время царствования Михаила Федоровича. Смоленская война. После «смуты». Венчание Михаила на царство. Отец Михаила Федоровича.

«История династии Романовых» - Российский великокняжеский и царский дом. Николай I. Фотоальбом. Династия в лицах. Под скипетром Романовых. Правда и ложь отечественной истории. Император Николай II. Сильна ли Русь. Несостоявшийся русский император. Император Александр I. Династические браки. Эпоха глубинных изменений. Книжная коллекция. Первые Романовы. Царь Михаил. Факты и мифы. Царь Федор. Потомки. История России. Февральская революция.

«400_летие династии Романовых» - Павел Петрович. Земский собор. Елизавета Петровна. Екатерина I. Федор Алексеевич Романов. Алексей Михайлович Романов. Александр I. 400-летие династии Романовых. Софья Алексеевна Романова. Александр II. Николай II. Петр, Иоанн и Софья Романовы. Николай I. Начало династии Романовых. Петр II. Екатерина II. Михаил Федорович Романов. Петр III. Романовы. Анна Иоанновна.

К перечню прямых налогов в России относят фискальные платежи, которые связаны непосредственно с итогом осуществления хозяйственно-финансовой деятельности, а также ростом стоимости имущества, оборотами капитала, повышением ренты. Такие сборы прямо пропорциональны платежеспособности частного либо юридического лица. Вопрос расчета

Их преимущество в простоте адаптации к размеру семьи, возрасту гражданина, доходу и т.п. Для наглядности уточним, что к ним относятся: подоходный, на имущество, прибыль, платежи за пользование природными ресурсами.

Бремя таких налоговых платежей сложно перенести на конечного потребителя. Из перечисленного списка проще всего дела обстоят со сборами на земельный участок и прочую недвижимость.

Косвенные налоги и прямые налоги — деление понятий, различие, примеры

В чем различие и что такое косвенные и прямые налоги , — попробуем разобраться.

Прямые налоги и весь их перечень служат надбавкой к цене. Они исчисляются в зависимости от величины добавленной стоимости, товарного оборота, проведенных работ и оказанных услуг.

Косвенные платежи формируются из хозяйственных актов и оборотов, денежных операций (в частности, НДС, пошлина на таможенные операции, на операции с акциями, облигациями и пр.).

Акциз относится к косвенным платежам. Это федеральный платеж, напоминающий налог с продажи. Только акциз платится не со всех товаров, а только с избыточных. С реализации табачных изделий, алкоголя, косметических препаратов и пр.

Любой косвенный налог из перечня отражается на покупателе в зависимости от эластичности спроса на облагаемую продукцию. Чем спрос не эластичнее, тем большая часть платежа перекладывается на покупателя. Когда предложение более эластичное, тем меньшая часть налогового бремени перекладывается на потребителя, а львиная доля выплачивается за счет вырученной прибыли.

В отличие от прямых, у косвенных небольшие размеры. Собираемость последних выше, поскольку они определяются степенью розничной или оптовой реализации.

Косвенные сборы называют также безусловными. Так как, они не зависят напрямую от дохода налогоплательщика и взимаются независимо от того получен убыток или прибыль.

Самым простым примером служит подоходный. В случае с предприятием, это налог на заработанную прибыль, можно сказать чистый доход. Оба эти платежа прямые и реальные. Поясним, что к реальным относятся сборы, собираемые с конкретных видов имущества и доходов.

Прямые и косвенные налоги их виды и характеристика — перечень

К таким видам относятся следующие для организации сборы:

  • корпорационный или уже упомянутый налог на прибыль;
  • на имущество;
  • земельный.

Прямые налоги с населения:


  • подоходный;
  • с имущества;
  • на собственников транспортных средств.

Еще раз подчеркнем, что они уплачиваются с имущества, а личные – с полученного дохода. В данном случае, в качестве признака классификации служит не объект налогообложения, а то обстоятельство, учитывается ли при исчислении фискального сбора платежеспособность лица.

Реальные начисления не учитывают уровня платежеспособности плательщика. Объясним почему. Они рассчитываются независимо от этого фактора. А личные, напротив, находятся в прямой зависимости от величины дохода. В качестве простого примера: при нулевой зарплате вам не нужно платить подоходный. А вот, если имеется недвижимость в собственности, то сбор начисляется вне зависимости от того, есть ли источники для его выплаты.

Транспортный — это косвенный или прямой налог?

Транспортный — прямой и имущественный сбор из перечня того, что представлен в нашей стране. Он взимается со всех владельцев автотранспорта. Ими выступают физические, юридические лица и ИП.

Подоходный

Налоговый сбор на доходы граждан или, как чаще говорят, подоходный - это главный вид из перечня прямых налоговых платежей, пополняющих государственную казну. Он рассчитывается в процентах от общего дохода частных лиц за минусом официально подтверждённых расходов.

НДФЛ платят с доходов:

  • от продажи дома или квартиры, находившихся в собственности меньше 3-х лет;
  • от аренды имущества;
  • полученных за пределами Российской Федерации;
  • от разного типа выигрышей.

В указанных случаях, законом предусмотрено заполнение соответствующей декларации.

НДС

НДС - косвенный платеж из перечня тех, что взымаются в пользу государства. Отчетный период – квартал. Кто его исчисляет? Продавец при реализации товаров клиенту. Для последнего НДС, по сути, напоминает сбор с продаж. Почему? Продавец суммирует его к стоимости реализуемой продукции или предоставленной услуги.

Но в отличие от налогового сбора с продажи, если покупатель также выступает плательщиком НДС — покупает эти товары либо услуги для использования, скажем, в последующей перепродаже то он при расчете суммы своих бюджетных обязательств, имеет право вычесть, ту величину, которую он уже выплатил поставщику.

Указанный платеж является косвенным. Но обязанность по его оплате в итоге ложится не на торговцев, а на рядовых покупателей.

Перевод всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения