Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономическая сущность и виды неналоговых платежей. Для чего предусмотрены неналоговые платежи. Что представляют собой неналоговые платежи в резерв универсального обслуживания

  • Вопрос 7: Другие обязательные государственные изъятия и платежи. Признак нормативно-отраслевого регулирования. Виды неналоговых платежей.
  • Вопрос 8: Классификация налоговых платежей. Виды налогов: прямые и косвенные, федеральные, региональные и местные, закрепленные и регулирующие, резидентские и территориальные и др.
  • Вопрос 9: Структура налога: понятие, элементы налогообложения. Перечень существенных, факультативных и дополнительных элементов налога.
  • Вопрос 11: Элементы налога: масштаб, единица, налоговая база, налоговый период. Способы определения базы налогообложения. Методы определения налоговой базы: кассовый и накопительный (начислений).
  • Вопрос 12: Элементы налога: ставка, налоговые льготы. Виды ставок и методы налогообложения. Виды льгот: изъятия, скидки, налоговый кредит.
  • Классификация налогов
  • Классификация налогов
  • Классификация налогов
  • Глава II. Налоговая система Российской Федерации
  • Вопрос 1: Налоговая система: понятие, существенные условия налогообложения. Налоговая политика. Экономические и политико-правовые характеристики налоговой системы.
  • Вопрос 2: Налоговая система рф: фундаментальные и организационные принципы, система законодательства. Налоговый кодекс рф. Пределы действия налоговых нормативных актов.
  • Вопрос 3: Система налогов Российской Федерации.
  • Вопрос 4: Налоговое производство: понятие, информационное обеспечение. Налоговый учет. Документирование налогового производства.
  • Вопрос 5: Порядок исчисления налога: общие положения. Определение объекта налога, налоговой базы. Выбор ставки налога. Применение налоговых льгот. Расчет суммы налога.
  • Вопрос 6: Порядок уплаты налога: общие положения. Определение порядка уплаты. Прекращение налогового обязательства. Зачет, возврат излишне уплаченной суммы. Неисполнение обязанности по уплате налога.
  • Законодательство о налогах и сборах
  • Глава III. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
  • Вопрос 1: Ответственность за нарушение налогового законодательства: основные понятия. Составы правонарушений.
  • Вопрос 2: Виды ответственности за нарушение законодательства в налоговой сфере. Применение штрафных санкций в соответствии с Налоговым кодексом.
  • Вопрос 3: Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере.
  • Вопрос 4: Налоговый контроль: понятие, виды и формы контроля.
  • Вопрос 5: Налоговые проверки: субъекты, объекты, порядок проведения. Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка.
  • Вопрос 6: Защита прав налогоплательщиков Административный способ Судебная защита Виды исковых требований.
  • Вопрос 7: Налоговые органы: функции, права, обязанности, ответственность. Таможенные органы.
  • Вопрос 8: Другие участники отношений в налоговой сфере рф. Служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Финансовые органы Государственные социальные внебюджетные фонды.
  • Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Глава IV. Налогообложение юридических лиц
  • 4.1. Налог на прибыль организаций
  • Вопрос 1: Налог на прибыль организаций: общая характеристика, субъект и объект налогообложения. Виды доходов и расходов. Убытки. Пример определения субъектов налогообложения.
  • Вопрос 2: Налог на прибыль организаций: налоговая база, способы и особенности ее формирования. Расчет налоговой базы. Пример определения налоговой базы по налогу на прибыль.
  • Вопрос 3: Налог на прибыль организаций: налоговый и отчетный период, ставки, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель налога на прибыль организаций
  • Практическая работа № 1
  • Задача 1:
  • 4.2. Налог на имущество организаций
  • Вопрос 1: Налог на имущество организаций: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставка, порядок исчисления и уплаты налога. Пример расчета налога.
  • Модель налога на имущество предприятия
  • Практическая работа № 2
  • Стоимость имущества организации
  • 4.3. Налог на пользование природными ресурсами
  • Вопрос 1: Налог на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Пример расчета налога.
  • Вопрос 2: Плата за землю: формы, налогоплательщики, объекты налогообложения, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель платы за землю
  • Практическая работа № 3
  • Задача 1:
  • 4.4. Налог на добавленную стоимость
  • Вопрос 1: Налог на добавленную стоимость экономическое содержание, субъекты и объекты налогообложения. Механизм взимания ндс. Метод зачета по счетам.
  • Вопрос 2: Налог на добавленную стоимость: формирование налоговой базы, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета ндс.
  • 4.5. Акцизы
  • Вопрос 1: Акцизы: плательщики, объект налогообложения, льготы, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета акциза.
  • 4.6. Государственная пошлина
  • Вопрос 1:Государственная пошлина: субъекты налогообложения, объекты взимания, льготы, ставки, порядок и сроки уплаты. Пример расчета государственной пошлины.
  • Глава V. Налогообложения доходов физических лиц
  • 5.1. Налог на доходы физического лица
  • Вопрос 1: Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, льготы и налоговые вычеты, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель подоходного налога с физических лиц
  • Практическая работа № 6
  • Задача 1:
  • Глава VI. Налоги формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды
  • 6.1. Транспортный налог
  • Вопрос 1:Транспортный налог: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты налога. Пример расчета налога.
  • Модель налога на отдельные виды транспорта
  • Практическая работа № 7
  • Задача 1:
  • Автомобили, числящиеся на балансе организации
  • 6.2. Единый социальный налог
  • Вопрос 1: Единый социальный налог: содержание, нормативное обеспечение, субъекты и объекты налогообложения, порядок формирования налогооблагаемой базы. Пример расчета налоговой базы.
  • Вопрос 2: Единый социальный налог льготы, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Условия применения регрессивной шкалы. Пример расчета есн.
  • Практическая работа № 8
  • Задача 1:
  • Исходные данные
  • Глава VII. Специальные налоговые режимы
  • 7.1. Упрощенная система налогообложения
  • Модель единого налога при упрощенной системе налогообложения
  • Практическая работа № 9
  • Задача 1:
  • 7.2. Единый налог на вмененный доход
  • Единый налог на вмененный доход
  • Субъект налогообложения (по видам деятельности)
  • Юридические и физические лица (предприниматели)
  • Физические лица (предприниматели)
  • Единый налог на вмененный доход
  • Практическая работа № 10
  • Задача 1:
  • Использованная литература
  • Вопрос 7: Другие обязательные государственные изъятия и платежи. Признак нормативно-отраслевого регулирования. Виды неналоговых платежей.

    ОТВЕТ:

    В области налогообложения существуют два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

      к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;

      налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.

    Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства.

    В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей - реальность. Однако российское законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и неналоговыми обязательными платежами. Так, до введения в 1999 г. первой части Налогового кодекса законодательство не признавало различий между налогами, сборами, пошлинами. Существовало следующее определение: «Под налогом (сбором, пошлиной) и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Тем самым трудно было понять отличие налогового платежа от неналогового платежа, а также связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика.

    В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права. А законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается следующее определение:

    «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

    Используя рассмотренный выше юридический критерий разграничения, обязательные государственные изъятия в зависимости от метода мобилизации государственных доходов могут быть представлены таким образом.

    Налоговые платежи являются обязательными взносами в бюджет, которые непосредственно входят в налоговую систему государства либо установлены актом налогового законодательства. К ним относятся налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на доходы физических лиц и др.

    Неналоговые платежи включают в себя собственно неналоговые платежи (квазиналоги) и разовые изъятия.

    Неналоговый платеж (квазиналог) - обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.

    Разовые изъятия - платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

    Таким образом, разграничение понятий следующее. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

    При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом плане цель взыскания пошлины (сбора) - лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются: без убытка, но и без чистого дохода (к сожалению, на практике это наблюдается далеко не всегда).

    Разновидностей неналоговых платежей достаточно много, их можно разделить на четыре группы.

      Платежи за оказание различных услуг, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами. Примерами таких платежей являются гербовый сбор и сбор за клеймение измерительных приборов.

      Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. По сути, это компенсационная плата за использование ресурсов (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду).

      Платежи, носящие штрафной характер, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним относятся, в частности, суммы от реализации конфискованного имущества, штрафы за нарушение финансового законодательства.

      Поступления от продажи ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. Эти неналоговые платежи выступают в форме государственных займов, государственных краткосрочных обязательств и доходов от приватизации.

    Таким образом, налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства, поскольку они не являются уплатой за специальные услуги государственных органов. Это и отличает налог, как от пошлины, так и от государственных доходов частноправового характера.

    МОСКВА, 13 сен — ПРАЙМ . Минфин рассчитывает, что поправки о включении в Налоговый кодекс РФ шести неналоговых платежей будут приняты в первом чтении до конца 2018 года, а с 2020 года эта система уже начнет работать, сообщила директор департамента доходов Минфина России Елена Лебединская в рамках Мосфинфорума.

    "Сейчас готовятся поправки в Налоговый кодекс, предполагающие включение в него квазиналоговых платежей. Эти поправки мы надеемся до конца года принять в первом чтении, чтобы новая система полностью заработала уже с 2020 года", — сказала она.

    В этот перечень войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиняемого дорогам автомобилями массой свыше 12 тонн (система "Платон"), обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, утилизационный, экологический и курортные сборы. Общая сумма сборов по этим платежам в бюджет составляет порядка 300 миллиардов рублей в год.

    Эта работа проводится в рамках упорядочивания системы неналоговых платежей. В частности, принято решение разделить неналоговые платежи на три категории: квазиналоговые, которые и планируется включить в НК РФ; платежи, похожие на госпошлину (различные выписки из госреестров и регистров); остальные платежи, которые будут систематизированы созданной рабочей группой на уровне правительства.

    За нарушения Налогового кодекса действует серьезная ответственность, в том числе уголовная. "Бизнес это очень волнует. Мы понимаем, что нельзя внезапно ввести уголовную ответственность. Договорились о том, что будет переходный период (до десяти лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства платежи будет мягче", — сказала она.

    "Важно понимать, что никакие условия бизнеса не меняются, мы лишь переводим существующий платеж в Налоговый кодекс. Это помогает достичь ключевой цели, которую перед нами ставило бизнес-сообщество — предсказуемость", — добавила Лебединская.

    "В рамках подготовки к заседанию рабочей группы мы вместе с Минэкономразвития и с региональными финансовыми органами проработали перечень других неналоговых платежей и выявили ряд платежей, по которым не требуется регулирование, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке", — сказала она.

    К таковым, например, относится плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в государственном учреждении, пояснила глава департамента. "На наш взгляд, такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то этот вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы", — добавила она.

    Для остальных неналоговых платежей планируется установить рамочные требования и понятную систему их взимания, сообщила Лебединская.

    Власти РФ проводят работу по упорядочиванию системы неналоговых платежей. В частности, принято решение разделить неналоговые платежи на три категории: квазиналоговые, которые планируется включить в НК РФ; платежи, похожие на госпошлину (различные выписки из госреестров и регистров); остальные платежи, которые будут систематизированы созданной рабочей группой при правительстве РФ.

    РИА Новости медиагруппы "Россия сегодня" является генеральным информационным агентством третьего Московского финансового форума.

    Полный текст интервью читайте на сайте ria.ru в 10.00 мск.


    1. Введение
    Налоговая система Российской Федерации, являясь важной составляющей государственной системы, рассматривается научным сообществом и специалистами как совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля. В идеале налоговая система должна быть рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, а значит должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.
    Качественные и количественные характеристики, которыми должна обладать налоговая система страны, проявляются в приоритетных целях налоговой политики. В этом смысле налоговая политика, как часть финансовой политики, представляет собой систему принципов и методов по формированию, принятию и реализации решений в области налогов и налогообложения. Эти принципы связаны с формированием финансовых ресурсов государства, необходимых при регулировании социально-экономических процессов на различных уровнях управления, в соответствии с социально-экономическим целями и задачами.
    Несмотря на наличие значительного количества научных трудов, посвященных анализу современной налоговой политики, в том числе в контексте модернизации налоговой системы, существует определенная потребность в осуществлении исследований в направлении влияния фискальной политики на устойчивость развития бизнеса и национальную экономику в целом.

    2. Приоритеты налоговой политики РФ и сущность неналоговых платежей
    Необходимость и возможность совершенствования налоговой системы РФ обуславливаются основными событиями в сфере экономической политики в последние время. Эти условия связаны со сложной геополитической обстановкой, масштабным оттоком капитала из страны, снижением цен на энергоносители, двусторонними санкциями, масштабным ослаблением курса рубля. В результате перечисленных фактов инфляция оказалась выше целевого уровня (5%), установленного на 2014 г. в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики ЦБ РФ на 2014–2016 гг., и составила 11,4%. При этом в 2014 г. налоговая нагрузка на российскую экономику выросла на 0,4 п.п. ВВП относительно предыдущего 2013 г., наряду с сокращением налоговых доходов в реальном выражении на 2,7%, что свидетельствует о возрастающих рисках, связанных с наполняемостью доходной части бюджетной системы России .
    В рамках международных сопоставлений обращает на себя внимание более высокий уровень налоговой нагрузки России по сравнению с другими странами. Так, по данным МВФ этот показатель выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения – Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России), что свидетельствует о менее привлекательном налогом климате в РФ. С другой стороны, в отчете Doing Business – 2015, который оценивает условия бизнес-среды по итогам 2013 года, РФ в рейтинге стран занимает 62-ю позицию, в том числе по агрегированному значению индикатора «Налогообложение» – 49-е место; по индикатору «Регистрация предприятий» – 34-е место, что, не смотря на отдалённость от первой десятки стран, тем не менее, демонстрирует положительную динамику, поскольку по итогам 2012 года Россия соответственно занимала 92-е место в общем рейтинге, 56-е место по индикатору «Налогообложение») и 88-е место по показателю «Регистрация предприятий» .
    Проблемы финансово-экономических условий актуализируют вопросы формирования эффективной государственной налоговой политики, которые активно обсуждаются как на уровне научного и экспертного сообщества, так и в органах законодательной и исполнительной власти. Это положение дел вызвано необходимостью выработки конкретных эффективных механизмов налоговой политики, способных работать на стабилизацию экономической системы страны, обеспечивая благоприятный налоговый климат для бизнеса с одновременным решением проблем социально-экономической сферы.
    Современные приоритеты и направления государственной налоговой политики требуют создания единой и согласованной налоговой системы, обеспечивающей, с одной стороны, стабильное и достаточное поступление средств в бюджет, а, с другой стороны, стимулирующей предпринимателей и население к созидательной деятельности.
    В июле 2015 года Министерством финансов РФ опубликован документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» , в котором подчёркивается, что Правительство Российской Федерации не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки в ближайшие три года и не будет поддерживать такие инициативы других субъектов права. Ключевым направлением налоговой политики станет реализация антикризисных мер и мероприятий, которые уже запланированы в различных стратегических документах. К этим документам относятся послания и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также утвержденные к настоящему времени «дорожные карты» в различных отраслях.
    Несмотря на целый ряд прогрессивных мер, предусмотренных современной налоговой политикой, очевидно, что построить систему налогообложения, отвечающую одновременно и в полной мере общепринятым принципам налогообложения, таким как всеобщность, стабильность, определенность, обязательность, справедливость, однократность и эффективность крайне сложно.
    Дальнейшее развитие налоговой системы РФ должно предусматривать, помимо качественного роста уровня налогового администрирования, прежде всего стимулирование активизации бизнес-процессов и легализации теневого сектора экономики. В этой связи справедливо утверждение, что «бюджетные доходы можно увеличить не с помощью многолетних манипуляций с изменениями налоговых ставок, механизмов взимания, налогового администрирования, а путем повышения деловой активности и роста промышленного производства» , который в свою очередь даст импульс росту налоговых поступлений. При этом хорошие перспективы для повышения бизнес-активности имеет инструмент финансирования под будущие налоговые поступления, который широко используется в мировой практике .
    По сути, у государства две основные задачи – сбор и грамотное распределение полученных благ в соответствии с целями и задачами, которые решаются посредством реализации фискальной функции налогов. В целом, грамотная реализация фискальной функции – это финансовая основа стабильного функционирования государства и поддержания существующей общественно-политической структуры.
    Необходимо отметить, что для выполнения социально-экономических задач не всегда используется доходная часть бюджета, в ряде случаях расходы перекладываются на третьих лиц, и при этом государство продолжает гарантировать выполнение своих обязательств. Ярким примером этого является предусмотренная российским законодательством оплата больничных листов в первые три дня болезни работника работодателем. По сути, данный платеж является обязательным для работодателя и не компенсируется государством, но данный платеж почему-то не относится к налоговым платежам, и таких платежей в действующем законодательстве множество. То есть в действующем налоговом законодательстве полностью отсутствуют платежи, возникающие в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а регулируемых иными нормативными документами, на основании которых происходит взимание данных платежей. При этом обязательность действий по данным платежам стимулируется государством различными санкциями, например, представленными в Кодексе об административных правонарушениях или Уголовном Кодексах и (или) дает возможность контролирующим ведомствам накладывать санкции, приостановить работу бизнеса и (или) полностью закрыть бизнес. По сути, данные платежи являются несколько иной формой выполнения налогоплательщиком своих обязательств перед государством, которое в свою очередь обеспечивает тем самым выполнение своих целей и задач.
    Институт неналоговых платежей со стороны бизнеса и доходов государственных и местных бюджетов, а также целевых фондов становится дополнительным обеспечением устойчивости финансовой системы государства за счет источников, менее подверженных экономическим колебаниям.
    Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что неналоговые платежи – это возмездные и безвозмездные платежи, возникающие в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством. Эти платежи осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями в пользу третьих лиц, в том числе государственных органов власти. Они устанавливаются различными государственными нормативными актами различных уровней власти, неисполнение которых карается действующим законодательством и ставит под угрозу существования бизнеса или делает невозможным его нормальное функционирование.

    3. Неналоговые платежи и их влияние на эффективность бизнеса
    К неналоговым платежам можно отнести следующие:
    – обязательные отчисления на противопожарную безопасность,
    – экологические платежи,
    – оплату работодателем первых трех дней болезни работника,
    – парафискалитеты,
    страховые взносы,
    – платную парковку,
    – платежи за специальную оценку условий труда,
    – мероприятия по охране труда,
    – платежи за обязательные медицинские осмотры и диспансеризацию работников,
    – обязательность наличия электронно-цифровой подписи для определенных категорий бизнеса для общения с органами государственной власти и государственных внебюджетных фондов,
    – приобретение контрольно-кассовой техники и ежемесячные платежи за обслуживание (кроме лиц, применяющих патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход),
    – платежи в Санэпидемстанцию,
    – платежи правообладателям за использование произведений,
    – патентные платежи,
    – платежи за сертификацию,
    – платежи в саморегулируемые организации для определенных видов деятельности,
    – затраты на формирование и обновление необходимого комплекта документов (закон о защите прав потребителей, воинский учет, экологический, кадровый учет, закон о персональных данных, закон о противодействии терроризму и др.),
    – утилизационный сбор, обязательность обучения и повышения квалификации работников, в т.ч., например, охране труда и др.
    Это далеко не полный перечень сформирован на основе действующих нормативных документов, и оказывает существенное влияние на фискальную нагрузку бизнеса, особенно малого и среднего. По факту, почти каждое государственное ведомство имеет при себе некие, в т.ч. коммерческие, структуры, отвечающие определенным требованиям данного ведомства и аккредитованные при них, которые занимаются оказанием различного рода услуг или подготовкой к проведению проверок этими ведомствами (например, установка и обслуживание пожарных сигнализаций лицензированными коммерческими организациями в системе МЧС). Все это существенным образом влияет на финансовое состояние организаций, особенно малого бизнеса и создает такие условия работы, при которых у бизнеса нет возможности работать, соблюдая все нормативные акты, что порождает коррупцию и заставляет уходить бизнес в тень.
    Недостаточное внимание к специфике деятельности малого и среднего бизнеса при проектировании и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки. Так, вновь создаваемое предприятие на момент регистрации должно иметь полный комплект необходимой документации, что, однако, на практике встречается крайне редко. Проведенный методом экспертных оценок анализ выявил, что вновь открывшееся малое предприятие должно потратить единовременно от 200 до 450 тыс. руб. на неналоговые платежи в части документационного обеспечения для минимально возможного обеспечения безопасного уровня функционирования. Это и документы в части специальной оценки условий труда, пожарной безопасности, утилизации отходов и т.д. При этом предприятие должно заключать в обязательном порядке ряд договоров с коммерческими организациями, например на обслуживание пожарной сигнализации, предусматривающими значительные ежемесячные платежи. В случае открытия производственного предприятия данные расходы возрастают примерно в 1,3 раза. Ежегодные регулярные неналоговые платежи могут составлять от 3 до 25% от оборота компании (рассматривались предприятия с выручкой до 150 млн руб. в год), что для малого предприятия, учитывая официальные налоговые платежи и официальную налоговую нагрузку, является критичной величиной, особенно для предприятий малого бизнеса.
    Не способствовал развитию малого и среднего бизнеса и ряд таких мер, как увеличение страховых платежей, отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах Российской Федерации, влекущие к сокращению количества таких объектов, и ряд других.
    Значительно улучшил сложившуюся ситуацию частичный мораторий на проведение контрольных мероприятий для вновь созданных предприятий, что позволяет им в течение первых трех лет функционирования подготовить необходимый комплект документации, т.к. после истечения срока действия моратория на предприятии начинаются массовые проверки контролирующих органов. Это является одной из основных причин закрытия большинство предприятий, особенно малых в первые три года после открытия. По факту государство позволяет первые три года работать без необходимых документов в части, например охраны труда, кадрового учета, и т.д. и гарантирует отсутствие проверок, но через три года все контролирующие органы (а их более ста) будут в плановом порядке проводить проверки.
    В последние годы предпринимательское сообщество озабочено вопросом о непомерно большой нагрузке на бизнес от неналоговых платежей, которые формально не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах или страховых взносах. Традиционно в Основных направлениях налоговой политики рассматривались приоритеты государства в отношении платежей, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В силу важности неналоговых платежей и значительности их вклада в размер совокупной нагрузки на бизнес в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов этому вопросу уделён отдельный раздел. Это раздел «Обязательные платежи неналогового характера и фискальная нагрузка на бизнес», в нем раскрываются основные меры по ограничению неналоговых платежей в течение четырёх лет.
    В настоящее время базовый реестр насчитывает более 70 неналоговых платежей, которые имеют различную правовую и экономическую природу, порядок формирования оснований для начисления, они разбросаны по разным отраслевым актам и никак не кодифицированы.
    Разнообразие видов неналоговых платежей по различным признакам представлено в табл.1, которая составлена нами с позиции синтеза теории и практики неналоговых платежей.

    Таблица 1
    Классификация неналоговых платежей для предпринимательских структур

    Классификационный признак Виды неналоговых платежей
    В зависимости от уровня нормативного регулирования Федеральные нормативные акты
    Региональные нормативные акты
    Акты органов местного самоуправления
    Иные нормативные документы
    По объекту связи с видами и спецификой деятельности субъекта Универсальные (для всех субъектов рыночной экономики)
    Специальные (в зависимости от вида деятельности)
    По содержанию За использование государственного имущества
    За пользование природных ресурсов
    За предоставление услуг государственными органами власти
    За предоставление услуг коммерческими и некоммерческими организациями
    Суммы принудительного изъятия (санкции)
    Прочие платежи
    По характеру поступления в бюджет Возмездные
    Безвозмездные
    По месту зачисления Бюджет (федеральный, региональный, местный)
    Целевые фонды
    Коммерческие и некоммерческие организации
    По моменту отражения в учете Учитываемые с момента вступления в законную силу административного или судебного акта (например, административные штрафы)
    Учитываемые с момента оказания услуги например, лицензионные сборы на право владения, ношения, использования оружия, доходы от оказания платных услуг подразделениями вневедомственной охраны)
    По виду последствий Наказуемые (административно, уголовно, иными нормативными актами)
    Ненаказуемые
    По типу бизнеса Микробизнес
    Малый бизнес
    Средний бизнес
    Крупный бизнес
    По величине неналоговой нагрузки на бизнес Допустимые
    Критические
    Катастрофические
    По соотношению объема оформления первичных документов и сумме одного платежа Большой объем первичных документов с незначительными (от 100 руб.) суммами (например, административные штрафы, госпошлины)
    Средний объем первичных документов с незначительными (100 руб. за 1 справку) суммами (например, плата за информацию из реестра дисквалифицированных лиц)
    Небольшой объем первичных документов со значительной платой (например, договора от оказания платных услуг подразделениями вневедомственной охраны)
    По основным направлениям реформирования Платежи, по которым необходимы системные решения о самих принципах их взимания
    Платежи, по которым необходим временной мораторий
    Платежи, которые целесообразно отменить
    Платежи, которые целесообразно оставить без изменений

    Таким образом, характерными чертами неналоговых платежей являются:
    – несистемный характер закрепления видов и порядка взимания платежей, в отличие от налоговых доходов, закрепленных в НК РФ, неналоговые платежи предусматриваются в довольно большом числе нормативных правовых актов различной юридической силы;
    – обязательность наличия определенного комплекта документов у хозяйствующего субъекта;
    – возможность осуществления проверок;
    – как правило, не регулярный характер поступления в бюджет под влиянием стихийных (не прогнозируемых) обстоятельств, поскольку их плательщики зачастую имеют право выбора воспользоваться услугой, предоставляемой государ­ством, или отказаться от нее (например, в связи с ее ценой). Плательщики налогов такого выбора не имеют.
    По данным Счётной палаты РФ на основании проведённого экспертно-аналитического мероприятия «Анализ наличия и состояния нормативной методической базы формирования неналоговых доходов федерального бюджета, а также сложившейся практики подготовки прогноза доходов» сделан вывод, что при формировании неналоговых платежей в большинстве случаев отсутствовало финансово-экономическое обоснование ставок. В ряде случаев ставки не соответствовали рыночным условиям, в нормативных правовых актах не определены сроки пересмотра ставок и необходимость индексации их с учетом уровня инфляции, а когда индексация производилась, её размеры не соответствовали уровню инфляции, что привело к занижению прогнозных и фактических размеров поступления неналоговых доходов .

    4. Основные проблемы политики по неналоговым платежам
    Анализ практики взимания неналоговых платежей и материалов научных дискуссий по этому вопросу позволяет выделить следующие основные проблемы политики по неналоговым платежам.
    1. Ряд неналоговых платежей по своей экономической природе аналогичны государственной пошлине или налогами, например, большинство сборов за оказание платных услуг и компенсации затрат государства, плату пользователей радиочастотным спектром и за использование лесных ресурсов. Представляется целесообразным включить отдельные неналоговые платежи в Налоговый кодекс.
    2. Предпринимательскую деятельность сопровождает целый спектр неналоговых платежей, которые принимались в разное время. В них в полном объеме не определены существенные нормы формирования данных платежей. В частности, не определены нормы для основания возникновения, принципов определения размера и ставки платежа, периодичности изменения ставки с учетом экономической целесообразности и уровня инфляции, контроля администраторов за уплатой и ответственность за неуплату.
    3. Неналоговые платежи различаются по правовой и экономической природе, порядок формирования оснований для начисления определён разными отраслевыми актами и никак не кодифицированы.
    4. Ставки неналоговых платежей своевременно не пересматриваются, в этом вопросе нет единого подхода как в связи с инфляцией, так и в связи с изменением условий работы хозяйствующих субъектов. В итоге бюджет не только не получает необходимые доходы, но и вынужден нести дополнительные расходы из-за неправильного администрирования в этой области.
    5. В законодательстве отсутствуют требования о представлении главными администраторами доходов прогнозов по неналоговым доходам на очередной финансовый год и плановый период, рассчитанных по соответствующим методикам.
    6. При исчислении налоговой нагрузки на бизнес не учитываются общие суммы неналоговых платежей, которые ложатся серьёзным бременем на финансовую составляющую предпринимательской деятельности.
    В июне 2015 года Правительство одобрило мораторий на увеличение нагрузки по ряду неналоговых платежей. До 2019 года было отложено введение шести платежей, еще по пяти продлен уже действующий мораторий, было отказано от увеличения тарифов на страхование опасных объектов, хотя ранее планировался их рост в 1,5–3,5 раза, принято решение об отсрочке экологического сбора, нормативов допустимых сборов при отведении сточных вод. Также отказались от повышения платы на размещение отходов для промышленных предприятий и платы за лицензирование деятельности по обращению с отходами. По оценке Минэкономразвития, в результате введения моратория бизнес сможет сэкономить около 1,5 трлн рублей. В «Опоре России» (организация занимается представлением интересов малого бизнеса) экономию оценивали только в 1 трлн рублей .

    5. Выводы
    Решению проблем политики неналоговых платежей, которые справедливо стали предметом налоговой политики РФ, будут способствовать ряд мероприятий. К ним можно отнести как проведение анализа состава, структуры неналоговых платежей, составление Кодекса неналоговых платежей, проведение уточненного исследования оценки влияния неналоговых платежей на финансовые показатели бизнес-структур с целью выявления избыточных затрат, и в конечном итоге уточнение методики расчета налоговой нагрузки и фискальной нагрузки. Логично провести унификацию документов и форм, структурированную по видам бизнеса по типу Федерального закона №209-ФЗ от 29.06.2015 г. в части введения типового устава для юридических лиц, например, специальной оценки условий труда, мероприятий по охране труда, платежей за обязательные медицинские осмотры и диспансеризацию работников и др.
    Таким образом, оценка эффективности государственной налоговой политики должна осуществляться путем сопоставления результатов, выражающихся в увеличении налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, и налоговым климатом, проявляющимся в уровне и динамике фискальной нагрузки.

    Четыре обязательных неналоговых платежа, которые Минфин разрешил включать в налоговые расходы (Вайтман Е.)

    Дата размещения статьи: 27.01.2016

    Плата за проезд большегрузов относится к прочим расходам.
    Учет утилизационного сбора зависит от категории плательщика.
    Экологический сбор за 2015 г. платить не нужно.

    При расчете налога на прибыль организация вправе учесть в расходах не только другие налоги и сборы, но и обязательные неналоговые платежи. Самые распространенные из них - страховые взносы в фонды, ввозные и вывозные таможенные пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    В Налоговом кодексе не говорится о прочих неналоговых платежах. Например, о новом дорожном сборе с владельцев большегрузных автомобилей, утилизационном или экологическом сборе. Лишь указано, что в налоговые расходы не включаются те обязательные сборы, которые перечислены в ст. 270 НК РФ (см. таблицу ниже).

    Таблица

    Учет налоговых и неналоговых платежей при расчете налога на прибыль

    Вид налога, сбора или иного платежа

    Учитывается или нет при расчете налога на прибыль

    Налоги и сборы

    Налог на прибыль

    Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

    НДС, предъявленный покупателю

    Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

    Акциз, предъявленный покупателю

    Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

    Налог на имущество

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Транспортный налог

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Земельный налог

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Водный налог

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Торговый сбор

    Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

    Налог на игорный бизнес

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Государственная пошлина

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Сбор за пользование объектами животного мира

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Пени и штрафы по налогам и сборам

    Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

    Неналоговые платежи

    Страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Страховые взносы в ФСС РФ на травматизм

    Да (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Пени и штрафы по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

    Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

    Пени и штрафы по страховым взносам на травматизм

    Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

    Ввозные и вывозные таможенные пошлины

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (новый дорожный сбор с большегрузных автомобилей)

    Утилизационный сбор за автомобили

    Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

    Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов

    Да (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)

    Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов

    Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

    Плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду

    Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

    1. Новый дорожный сбор с владельцев большегрузных автомобилей

    С 15 ноября 2015 г. организации, имеющие в собственности автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, обязаны перечислять плату в счет возмещения вреда автодорогам (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").

    Плата составляет 3,73 руб. за 1 км пройденного пути (п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504). С 18 ноября 2015 г. предусмотрены понижающие коэффициенты (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191):

    Организация вправе учесть эту плату при расчете налога на прибыль (подробнее читайте во врезке на с. 54). Так считает Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133). Но не как налоги и сборы. Ведь плата за проезд большегрузов к ним не относится (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). А как прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Важно. "Упрощенцы" не учитывают в расходах плату за проезд большегрузов

    Перечень расходов, которые вправе признать "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы минус расходы", является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    В него включены уплаченные налоги и сборы (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Плата за проезд большегрузных автомобилей не является ни налогом, ни сбором (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). В перечне учитываемых расходов она также не упоминается. Поэтому "упрощенцы" не могут учесть ее при расчете "упрощенного" налога. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).

    Но только при условии, что организация использует большегрузный автомобиль в деятельности, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    2. Утилизационный сбор за автомобили

    За каждый автомобиль, произведенный в России или ввезенный из-за границы, уплачивается утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон N 89-ФЗ). Когда автомобиль придет в негодность, за счет средств этого сбора он будет утилизирован. Без взимания с собственника дополнительной платы за утилизацию.

    Плательщиками утилизационного сбора являются (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ):

    Российские автопроизводители;

    Импортеры автомобилей;

    Покупатели автомобилей у лиц, которые освобождены от уплаты утилизационного сбора или не уплатили его в нарушение действующих норм.

    Утилизационный сбор является обязательным платежом. Но не относится к налогам и сборам, установленным налоговым законодательством (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). Порядок отражения утилизационного сбора в налоговом учете зависит от категории плательщика и целей использования автомобиля. Минфин России разъяснил этот порядок лишь для производителей и покупателей автомобилей.

    Организация является автопроизводителем

    Утилизационный сбор она включает в прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так рекомендует Минфин России (Письма от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650 (это Письмо ФНС России разослала по нижестоящим инспекциям Письмом от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347@)).

    Сбор отражается в расходах того периода, в котором у автопроизводителя возникла обязанность по его уплате (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

    Организация купила автомобиль у лица, не уплатившего утилизационный сбор

    Она обязана сама заплатить этот сбор. Если автомобиль куплен не для перепродажи, компания учитывает его как основное средство (п. 1 ст. 257 НК РФ). При условии, что его стоимость составляет более 40 000 руб. (с 2016 г. - более 100 000 руб.).

    Утилизационный сбор включается в первоначальную стоимость основного средства (подробнее читайте во врезке на с. 56). Организация списывает его в налоговые расходы по мере начисления амортизации автомобиля (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650).

    Минфин России не пояснил, как учитывать утилизационный сбор, если организация купила автомобиль для перепродажи. Считаем, что компания вправе поступить одним из двух способов:

    Включить утилизационный сбор в покупную стоимость автомобиля. В этом случае она учтет сумму сбора только в том месяце, когда продаст автомобиль;

    Отразить его как прочие расходы. Организация признает эти расходы в месяце, когда у нее появилась обязанность по уплате утилизационного сбора.

    Примечание. Если покупатель авто сам уплатил утилизационный сбор, его включают в первоначальную стоимость ОС .

    3. Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

    Это еще один новый обязательный сбор. Его плательщиками являются производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от их использования (п. 7 ст. 24.2 и п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р.

    Планировалось, что впервые экологический сбор нужно будет уплатить за 9 месяцев 2015 г. (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ). Но на 2015 г. Правительство РФ установило нулевые нормативы утилизации отходов от использования товаров. Это означает, что за 2015 г. экологический сбор платить не нужно (разъяснения Минприроды России без номера и даты, размещены на сайте этого ведомства www.mnr.gov.ru 20 октября 2015 г.). Возможно, обязанность по уплате сбора появится с 2016 г.

    Минфин России подтвердил, что экологический сбор не является налоговым платежом. Он отличается от сборов, установленных налоговым законодательством (Письмо от 13.04.2015 N 03-02-07/1/20823).

    Ведомство не уточнило, как отражать экологический сбор в налоговом учете. Но этот сбор аналогичен утилизационному. Оба сбора введены одним нормативным актом - Законом N 89-ФЗ.

    Автопроизводители включают утилизационный сбор в прочие расходы (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650). Эту же логику можно распространить на учет экологического сбора.

    4. Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, но лишь в пределах нормативов

    В налоговом учете платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ относятся к материальным расходам (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ и Письмо Минфина России от 20.01.2009 N 03-03-06/2/6). Организация признает их на дату начисления платежа (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

    Плата за сверхнормативные выбросы в налоговые расходы не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ). Но организациям устанавливаются не только нормативы допустимых выбросов, а еще и лимиты (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

    Лимиты на выбросы устанавливают тем компаниям, которые не в состоянии придерживаться допустимого уровня загрязнения. Но предпринимают меры для поэтапного снижения выбросов до этого уровня (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

    Минфин России считает, что плату за выбросы сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов нельзя включать в расходы (Письма от 01.12.2005 N 03-03-04/403 и от 03.12.2004 N 03-03-01-04/1/169). Такие выбросы являются сверхнормативными. Хотя и находятся в пределах лимитов.

    В 2018 году Минфин России ведёт активную работу над систематизацией так называемых неналоговых платежей, которые пока в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Предполагается, что итогом станет своего рода «Кодекс неналоговых платежей», который в виде отдельного ФЗ вольётся в НК РФ. Рассказываем, как будет законодательно урегулирован этот вопрос и о каких видах неналоговых платежей вообще можно вести речь.

    Цели законопроекта

    Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:

    • часть из них (преимущественно – неналоговые обязательные платежи) перенести в НК РФ;
    • основную часть – привести к общему знаменателю в плане регулирования.

    Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.

    Предыстория

    В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.

    Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.

    Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.

    В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.

    Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.

    Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.

    Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.

    Утилизационный сбор будет налогом.

    Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.

    Будет ли реестр неналоговых платежей?

    Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.

    Платежи, которых в НК РФ не будет

    Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.

    ПРИМЕР 1

    Плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в госучреждении.

    Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы.

    ПРИМЕР 2

    Портовый сбор.

    Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.

    Платежи не в НК РФ, но требующие регулирования

    Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.

    Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.

    Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.

    Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.

    Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.

    Рабочая группа Минфина приняла решение сформировать свой реестр неналоговых платежей в разрезе этих групп, а также проработать этот вопрос дополнительно с бизнесом, чтобы выявить общие и частные проблемы, а также определить возможные пути их решения.

    По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:

    • откуда берется платеж;
    • как определяется его размер;
    • как он может меняться.

    Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.

    Минфин против обхода НК РФ

    Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.

    Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.