Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Бюджеты разных стран на год. Бюджеты стран мира на одном графике: кто больше всех зарабатывает

Бюджет стран мира - это денежный фонд, который используется их правительствами для финансирования собственной деятельности. Он представляет собой своеобразную общенациональную смету доходов и расходов. Государственный бюджет взаимодействует со многими звеньями финансовой системы страны. Именно с помощью денег из него происходит оказание помощи перспективным и ключевым отраслям.

Основные понятия

Бюджет стран мира отличается рядом особенностей. Его структура зависит от целого ряда факторов, важное место среди них занимает административно-территориальное устройство государства. Бюджет обычно составляется правительством, а утверждается парламентом или другим высшим законодательным органом. Следует отметить, что само понятие появилось с появлением государства. Однако форму документа, утверждаемого высшим законодательным органом, он приобрел только с приходом к власти буржуазии. Казначейством принято называть финансовое ведомство, которое занимается исполнением бюджета, то есть хранением и использованием его денежных средств.

Данный документ расписывает доходы и расходы государства за год. Зачастую во внимание принимается период с 1 января по 31 декабря. Таким образом он отображает денежные отношения, которые возникают у правительства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода. Он включает две статьи. Доходы формируются за счет:

В РФ около 84% бюджетных поступлений приходится на налоговые доходы.

Расходы - это те средства, которые направляются правительством на финансирование определенным им целей и задач. С макроэкономической точки зрения их разделяют на следующие группы:

  • Государственные закупки.
  • Трансферты.

Расходы можно разделить и по их назначению:

  • На политические цели. Здесь можно выделить расходы на обеспечение безопасности и содержание государственного аппарата.
  • На Это расходы на обеспечение функционирования государственного сектора и субсидирование частного.
  • На социальные цели. Это расходы на выплату пенсий, пособий и стипендий, а также на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.

В историческом контексте

В странах мира появилось в 18 веке. Сама идея учета доходов и расходов государства принадлежит сэру Роберту Уолполу. В то время он был канцлером казначейства и стремился восстановить доверие общественности к системе после краха компании Южных морей в 1720 году. В 1733-м Уолполу огласил свои планы по введению акциза на потребление множества товаров, в том числе на вино и табак. Налоговая нагрузка на мелкопоместное дворянство, напротив, предполагалось уменьшить. Это вызвало волну общественного возмущения. Была опубликована брошюра под названием «Бюджет открыт, или ответ на памфлет». Ее автором был Уильям Пултень. Именно он первый использовал слово «бюджет» в связи с фискальной политикой государства. Инициатива Уолполу была отменена. Однако уже к середине 18 века учет доходов и расходов правительства стал обычной практикой в развитых странах.

Виды бюджета

Обычно их выделяют три. Чаще всего встречается означает, что расходы правительства превышают поступления. Выделяют дефицит доходов, финансовый и первичный. Излишек бюджета возникает тогда, когда поступления превышают расходы. Это достаточно редкая ситуация. Наиболее оптимальным вариантом является сбалансированный бюджет. Он подразумевает, что поступления равны расходам. Именно к такому положению дел стремятся все страны мира.

Назначение

У бюджета стран мира есть четыре основных функции:

  • Распределительная. Это означает, что бюджет формируется за счет централизованных фондов и используется на различных уровнях власти. Распределение доходов способствует сбалансированному развитию регионов.
  • Стимулирующая. Государство с помощью бюджета регулирует экономику страны. Оно может целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производств в отдельных регионах.
  • Социальная. Бюджет аккумулирует средства, которые могут быть использованы для развития здравоохранения, образования, культуры и поддержки незащищенных слоев населения.
  • Контрольная. Государство следит за поступлением и использованием бюджетных средств.

Принципы составления

Считается, что любой бюджет должен быть полным, единым, реальным и гласным. От соблюдения данных принципов зависит доверие к правительству, а также сбалансированность и скорость развития экономики страны. Под полнотой понимается то, что в бюджет обязательно должны быть включены все поступления и расходы. Все неучтенное способствует тенизации экономики и увеличению неравномерности развития. Единство бюджета подразумевает наличие единого документа, в котором все доходы и расходы классифицируются определенным образом. Поэтому их можно сравнивать и сопоставлять. Реальность или, как еще называют этот принцип, правдивость бюджета указывает на то, что все статьи данного документа должны быть обоснованными и правильными. Для этого и нужно его публичное обсуждение правительством и утверждение парламентом. Как раз с последним и связан такой важный принцип, как гласность. Он также включает необходимость периодических отчетов об исполнении бюджета различными органами.

Казначейство как особый финансовый орган

Данное ведомство занимается кассовым исполнением бюджета. В различных странах он может иметь различные названия. Однако везде казначейство выполняет сходный набор функций. Среди них:

  • Обеспечение учета всех бюджетных доходов.
  • Подтверждение обязательств правительства по расходованию средств.
  • Осуществление платежей от имени получателей денег от государства.

Бюджеты стран мира в 2017 году

Данный показатель можно рассматривать по-разному. Например, имея в виду самые большие бюджеты стран мира, можно учитывать доходы, размера дефицита (излишка). Рассмотрим сначала страны мира по объему поступлений. Доходы бюджета стран мира варьируются от 3,4 триллионов долларов США у США до 1 миллиона у Питкерных островов. В первую пятерку по данному показателю вошли, кроме Соединенных Штатов, такие государства, как Китай, Япония, Германия и Франция. Они же являются лидерами по расходам. Но гораздо интереснее рейтинг бюджетов стран мира по дефициту (профициту). На первом месте - Германия. Профицит ее бюджета составляет 23 миллиарда долларов США. В первую пятерку также вошли такие страны, как Норвегия, Макау, Швейцария и Исландия. Если рассматривать по проценту профицита, то лидерами являются несколько другие государства. Это Макау, Тувалу, Исландия, Палау и острова Теркс и Кайкос.

Военные бюджеты стран мира

Данный показатель рассчитывается двумя организациями. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, военный бюджет стран мира в 2017 году превысил 1,686 миллиардов долларов. Это 2,2% мирового На первом месте по объему расходов на данную сферу Соединенные Штаты. В 2017 году они потратили 611,2 миллиарда долларов или 3,3% ВВП. На втором - Китай. Но его расходы почти в три раза меньше, чем у США - только 215,7 миллиардов долларов или 1,9% ВВП. В тройку лидеров также вошла потратила на военную сферу 69,2 миллиардов долларов или 5,3% ВВП. В пятерку по данному показателю также вошли такие страны, как Саудовская Аравия и Индия. По оценке Международного института стратегических исследований, на первом месте по военным расходам также США, а на втором - Китай. Однако затем идут такие страны, как Саудовская Аравия, Россия, Великобритания и Индия. Немного отличаются и сами цифры, однако несущественно.

Бюджет является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Он необходим для того, чтобы вести хозяйство, осуществлять планирование и развивать национальную экономику.

Белый дом предложил проект бюджета на 2016 финансовый год в размере 4 трлн. долларов. Всего бюджет предусматривает траты в 561 млрд. долларов на военные нужды, эта сумма включает в себя расходы в 117 млн. долларов на «противодействие России» на Украине и еще в 51 млн. долларов - на помощь Молдавии и Грузии.

Кроме того, 8,8 млрд. долларов планируется потратить на продолжение борьбы с боевиками «Исламского государства» в Сирии и Ираке, а 14 млрд. долларов будет припасено для возможного противодействия растущему числу киберугроз. Еще 58 млрд. долларов Белый дом хотел бы направить на «внеплановые зарубежные операции» (большой войны на 58 лярдов не устроить, но пару локальных бигбадабумов вполне реально).

Ниже представлен список стран с самыми мощными военными бюджетами в мире.

  1. США – 561 млрд. долларов

Согласно проекту бюджета оборонные расходы страны достигают 561 млрд., однако еще в 2013 г. они составляли 640 млрд. Соединенные Штаты тратят на оборону больше, чем следующие 10 стран рейтинга, вместе взятые . Самым большим преимуществом США является флот из 19 авианосцев. Общее число военного персонала составляет 1,43 млн. человек, а кадровый резерв – еще 850 тыс.

  1. Китай – 188 млрд. долларов

Оборонные расходы страны достигают 188 млрд. долларов. Китай активно и сильно увеличивает военные расходы. Силы китайской армии действительно впечатляют. Действующий персонал – это более 2,285 млн. человек, а еще 2,3 млн. находятся в резерве. По некоторым данным, Китай активно практикует промышленный и военный шпионаж, что позволяет ему создавать аналоги зарубежной военной техники.

  1. Россия – 87,8 млрд. долларов

Спустя два десятилетия после распада Советского Союза российская военная мощь снова растет. Военные расходы увеличилось почти на треть с 2008 г. и, как ожидается, вырастут еще на 44% в течение следующих трех лет. Общее число военного персонала составляет более 766 тыс. человек, а кадровый резерв – 2,485 млн. человек. И эти войска подкреплены крупнейшей танковой силой в мире, насчитывающей 15,5 тыс. танков.

  1. Саудовская Аравия – 67 млрд. долларов

Военный бюджет Саудовской Аравии с 2006 по 2010 гг. вырос с 31 млрд. до 45 млрд. В 2012 г. Саудовская Аравия на военные нужды потратила уже 52,5 млрд., а в 2013 г. – 67 млрд. Страна постоянно наращивает свой военный потенциал: закупает огромные партии оружия, в основном у США. Так, одной из крупнейших сделок по поставкам оружия стала сделка, в рамках которой США продали Саудовской Аравии партию истребителей F-15.

  1. Франция – 61,2 млрд. долларов

Франция активно участвует в операциях по всему миру, включая Центрально-Африканскую Республику, Чад, Мали, Сенегал и другие страны. Оборонный бюджет на 2015 г. предусматривает получение значительного количества систем вооружения, оборудования и боеприпасов.

Заказы, которые будут размещены в 2015 г., станут продолжением начавшихся в 2014 г. мероприятий по реформированию вооруженных сил. В частности, в 2015 г. МО Франции рассчитывает заключить контракты на поставку 8 многоцелевых транспортов-заправщиков, одного средневысотного беспилотного авиационного комплекса большой продолжительности полета (MALE), 100 транспортных средств для сил специальных операций.

  1. Великобритания – 57,9 млрд. долларов

Великобритания планирует сократить размер своих вооруженных сил на 20% к 2018 г., небольшое сокращение также коснется Королевского флота и ВВС. Оборонный бюджет страны в 2013 г. составил 57,9 млрд. По мнению некоторых военных аналитиков, несмотря на сокращение военных расходов, Великобритания все еще может получать преимущество над новыми военными державами, такими как Китай. В первую очередь этого можно достичь за счет новой техники, которую планируется принять на вооружение, включая авианосец HMS Queen Elizabeth. Общее число военного персонала составляет 205,3 тыс. человек, кадровый резерв – 188 тыс.

  1. Германия – 48,8 млрд. долларов

Страна играет важную роль в международных операциях и военных отношениях. Оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,8 млрд. долларов, и это седьмой показатель в мире. После окончания Второй мировой войны население страны в основном высказывало антивоенные настроения. Первоначально все ограничивалось силами для обороны, но после распада Югославии Германия стала принимать активную роль на международной арене. Общее число военного персонала составляет 183 тыс. человек, кадровый резерв –145 тыс. Обязательная военная служба в Германии была упразднена в 2011 г. в попытке создать профессиональную армию.

  1. Япония – 48,6 млрд. долларов

Япония начала увеличить расходы на оборону в ответ на все более активные территориальные споры с Китаем. Страна также начала свою первую военную экспансию впервые за более чем 40 лет, создав новую базу на отдаленных островах. Годовой оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,6 млрд. Армия Японии достаточно хорошо экипирована, а недостатка в технике нет.

В настоящее время военный персонал достигает 247 тыс., а еще 57,9 тыс. находятся в резерве. Кроме этого, у Японии есть 1595 самолетов и 131 военный корабль. Тем не менее, страна не может иметь наступательную армию согласно своей конституции.

  1. Индия – 47,4 млрд. долларов

Расходы на оборону в Индии, как ожидается, будут расти, так как необходимы большие средства на модернизацию армии. В 2013 г. по оценкам Индия потратила на оборону 47,4 млрд. При этом страна является крупнейшим импортером военной продукции. На вооружении Индии стоят баллистические ракеты, дальности которых достаточно для поражения целей на территории Пакистана и большой части Китая. Общее число военного персонала составляет 1,33 млн. человек, а кадровый резерв – еще 2,14 млн.

  1. Республика Корея – 33,9 млрд. долларов

Южная Корея увеличивает расходы на оборону в ответ на увеличение этого показателя в Японии и Китае, а также в связи с постоянной угрозой со стороны Северной Кореи. Военная сила Южной Кореи достаточно большая для небольшой страны. Общее число военного персонала составляет 640 тыс. человек, кадровый резерв –2,9 млн. Южнокорейские военные регулярно принимают участие в военных учениях с США.

Государства получают эту плату в виде налогов – это пошлины и НДС от внешней торговли, это налоги с бизнеса и с доходов физических лиц. Чем больше государству удается собрать налогов – тем лучше, ведь тогда оно становится богаче и сильнее, а ещё сможет больше потратить на жизнь своих же граждан.

Как и в бизнесе, доходы государств неодинаковы. Чаще всего всё зависит от ресурсов, от “численности” трудящихся и технологического развития, а также важную роль играет то, насколько эффективно работает руководство такой компании.

Ежегодно ЦРУ США, которое, к слову обладает обширной статистической базой по многим вопросам, сравнивает и объемы государственных бюджетов разных стран. Естественно, в долларах, чтобы их можно было сопоставить.

По итогам 2016 года первое место по размеру бюджета заняли США, бюджет которых составил более 3,267 трлн долларов. На втором месте Китай с доходами в размере 2,402 трлн долларов. На третьем месте оказалась Япония с доходами в 1,684 трлн долларов. Следом за ними идут страны Европы – Германия, Франция, Великобритания и Италия – они “зарабатывают” в среднем от 1 до 1,5 трлн долларов в год.

Доходы России, несмотря на природные богатства и лидирующие мировые позиции по производству и экспорту многих товаров, выглядят скромно. В пересчете на доллары наш бюджет составил 200,7 млрд долларов. Среди других стран мы занимаем 23 место. Примерно такой же бюджет, как у нас, у таких стран, как Австрия, Турция и Дания. Согласитесь, как-то немного неловко, учитывая количество нашего трудящегося населения, площадь территории и количество природных ресурсов.

Впрочем, есть и страны, которые зарабатывают намного меньше нас. В основном, это небольшие островные государства или страны Африки. Так, например, доходы Тувалу за 2016 год составили только 42,7 млн долларов, Тонго – 135,4 млн долларов, Сомали – 145,3 млн долларов, Сан-Томе и Принсипи – 105,6 млн долларов.

Ниже представлена интерактивная карта – можно кликнуть на страну и посмотреть, какой бюджет был у каждого государства в миллиардах долларов.

Несколько лет назад тема государственных бюджетов ведущих стран мира стояла на повестке дня везде, где только можно. После финансово-экономического глобального кризиса 2008-2009, который оказался сильнейшим за пол века, правительства крупных стран принимали синхронные и масштабные меры по бюджетному субсидированию и покрытию выпадающих доходов экономики. Это привело к рекордным дефицитам бюджета и как следствие экспоненциально наращиваемому гос.долгу, что в свою очередь подняло вопрос об источниках финансирования дефицита бюджета.

Запас прочности мировой финансовой системы исчерпался в 2011. Тот денежный поток, генерируемый частными институциональными единицами, был недостаточен, чтобы без ущерба инвестиционным планам покрывать государственный дефицит. Проблема в 2011-2012 стала настолько острой, что фактически речь стояла о полной парализации государственного долгового рынка со всеми вытекающими последствиями, если только не применять экстраординарные меры, как например, административное принуждение частных инвесторов в гос.долг ценой обрушения негосударственного рынка активов, радикальное сокращение дефицита или … монетизация гос.долга. Практически все ЦБ в ведущих странах рано или поздно пошли по пути монетизации гос.долга. Началось с ФРС, продолжилось в особо ожесточенной форме с ЦБ Японии и теперь уже и ЕЦБ.

Однако, справедливости ради, проблема сейчас не столь остра, как это было 3-4 года назад – за счет серьезного сокращения дефицитов бюджета и за счет усиления денежного потока частного сектора. По формальным показателям, им удалось стабилизировать государственных долговой рынок, что в частности выражается по процентным спрэдам между гос.долгом, денежным рынком и корпоративным сегментом, по страховкам на риски (CDS) и средневзвешенной величине процентных ставок.

Когда темпа гос.долгов всплыла – страны Еврозоны имели дефицит в 6.2%.

Тогда началась целая эпопея по формализации концепции жесткой бюджетной политики для стран Еврозоны и несчетные заседания ЕвроКомиссии и национальных бюджетных ведомств. Все основные пункты переговоров были формализованы в виде законодательных и подзаконных актов по последовательной бюджетной консолидации. Как результат в 2015 дефицит бюджета снизился до 2.1% к ВВП, а в 2016 планируется 1.8%. По историческим меркам – это ниже среднего и достаточно безопасный уровень. Причем первичный баланс (без учета процентных расходов) выходит в профицит.
Как видно, страны Еврозоны существенно нарастили доходную базу бюджета с 2010 года от 44% до почти 47% к ВВП, при этом плавно и последовательно сокращая расходы.

Баланс Германии с 2012 вышел в околонулевое значение, а последние 2 года в уверенном профиците. Это было достигнуто за счет самого низкого в истории Германии участия правительства в экономике через гос.расходы.

Дефицит бюджета Франции балансирует около 3.5% — по историческим меркам это выше среднего. Франция имеет раздутые социальные обязательства, а правительство категорически отказывается каким либо образом резать расходы. Сокращение дефицита было достигнуто через ряд мер по увеличению доходной базы.

Дефицит бюджета в Италии на 2016 год ожидается один из самых низких за 20 лет – около 2.3%, причем первичный баланс давно в профиците. Сам по себе дефицит образуется из-за невероятных по меркам Европы расходов на обслуживание долга, которые достигают 8% от всех доходов бюджета (для сравнения, в Германии не более 3%, Франция 3.6%, США около 2.7%)

Серьезного прогресса добилась Испания в сокращении дефицита. Они имели свыше 10% дефицита в 2010, теперь на 2016 ожидается лишь 3.8%

Хотя им не удалось нарастить доходную базу, но расходы возвращают в среднем на уровень 2008. Однако, как видно на истории, дефицит бюджета пока еще крайне велик для Испании.

Примерно аналогичным образом ведут себя остальные страны ПИГС, даже Ирландия выводит бюджет в профицит. Греции удалось сократить дефицит до 2% на 2016, а Португалии до 3%. В принципе уже почти все страны вписываются в норму 3% дефицита бюджета от ВВП.

Ощутимо продвинулись в Великобритании. В кризис имели свыше 11% дефицита бюджета и последовательно сократили его до 4%. Это чуть больше, чем средний уровень с 2002 по 2007 (3.4%). Сокращение бюджетного разрыва добились благодаря сокращению гос.расходов на докризисный уровень, хотя доходную часть бюджета не сумели раскрутить.

В Великобритании удалось снизить сумму обслуживания долга от доходов бюджета до 4.7% — это практически соответствует докризисному уровню, это кстати, при удвоении долговой нагрузки за эти годы, т.е. средневзвешенная ставка упала в два раза. Другими словами, долг/ВВП или долг/доход выросли примерно в два раза, а относительно доходов бюджета сумма обслуживания долга примерно, как до кризиса.

Что касается США, то тоже имеются улучшения. В худшие времена 2009 дефицит консолидированного бюджета правительства США с учетом всех программ помощь доходил до 13.5% от ВВП, сейчас около 4.5% балансируют. Это немногим больше, чем усредненный уровень за 60 лет, но уже не так критично, как 3 года назад. В США удалось, как нарастить доходную базу, причем серьезно, так и снизить расходы.

Как и в Великобритании, в США очень низка сумма обслуживания долг относительно ВВП и доходов бюджета. Сейчас у них гос.долг (федеральный + штаты + муниципалитеты) под 115% к ВВП, а до кризиса был 65%. Но тогда платили больше 4% от доходов правительства, а теперь, несмотря на возросший долг, около 2.5%

В Японии дефицит бюджета снизился до 5.5% с 8.5-10% в период кризиса 2008-2010. Это немало, но заметно ниже среднего уровня за 20 лет. Учитывая беспрецедентную эмиссию со стороны ЦБ Японии выходит, что монетизация долга достигает 200% от потребности правительства в среднем за год, что на самом деле немыслимо.

Удивительно, но несмотря на чудовищный гос.долг Японии, процентные расходы сейчас на минимуме за десятилетия, главным образом за счет займов под ноль последние несколько лет. Например, в середине 80-х Япония платила по процентам 13.5% от доходов бюджета, имея долг в 75% к ВВП, а сейчас 4.8% с долгом под 240% ВВП

Итак, имеем следующие тенденции. Почти все страны существенно сократили дефицит бюджета. Каждая страна действовала по своему, однако тренд в целом схож. В среднем дефицит бюджета по ведущим странам к 2016 соотносится с уровнем 2004-2007.

Процентные платежи по долгу наиболее низкие в истории за счет беспрецедентно низких ставок заимствования, которая прижаты к нулю уже больше 7 лет. Острую фазу государственного долгового кризиса прошли, как по причине снижения потребности правительств в заимствования, так и по причине расширения свободного денежного потока, доступного к распределению от частного сектора.