Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налог ограничения по расчетному счету. По каким счетам могут быть приостановлены операции. Что предпринять, чтобы «освободить» счета

А. Курбатов

Материал предоставлен журналом "Бухгалтерия и банки"

Виды ограничений по распоряжению счетами

На основании статьи 858 ГК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается введение ограничений прав клиента по распоряжению счетом в виде наложения ареста на денежные средства или приостановления операций по счету.

Основные отличия приостановления операций по счету и ареста денежных средств на счете заключаются в их содержании, а также в том, с какой целью они применяются.

Приостановление сводится к ограничению проведения расходных операций по счету и не связано с конкретной денежной суммой.

Применяется эта мера для понуждения плательщиков налогов и сборов, а также налоговых агентов к исполнению своих обязанностей по исполнению решения налогового органа о взыскании налогов или сборов, а также по представлению налоговых деклараций. В первом случае решение о приостановлении операций по счетам в кредитной организации может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ).

В отличие от этого арест налагается на конкретную денежную сумму, находящуюся на счете, в целях её сохранения для последующего взыскания.

При этом арест денежных средств должника сверх необходимой суммы является незаконным (п. 14 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 21 июня 2004 г. № 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами исполнителями судебных актов арбитражных судов").

При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест (ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

Ограничения распоряжения счетами и очередность платежей

Приостановление операций по счетам в кредитной организации означает прекращение кредитной организацией всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ). К таким платежам должны относиться предусмотренные пунктом 2 статьи 855 ГК РФ платежи первой и второй очереди, а также платежи третьей (одинаковой с платежами в бюджет и внебюджетные фонды) очереди, но с более ранней календарной датой поступления в банк.

Следует учитывать, что в настоящее время пункт 2 статьи 855 ГК РФ применяется с учетом положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год (в 2006 году это статья 26 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год"), смысл их сводится к тому, что платежи третьей очереди, к которым относятся оплата труда и перечисления во внебюджетные фонды, а также платежи четвертой очереди, к которым относятся налоговые платежи, объединяются в одну очередь.

Арест средств на счете также не должен нарушать очередность платежей (п. 2 письма Высшего арбитражного суда РФ от 25 июля 1996 г. № 6).

Применительно к данной мере это означает, что, если, например, арест налагается судом в качестве обеспечительной меры по иску контрагента должника (его требования относятся к последней очереди), то и арест распространяется только на платежи последней очереди.

Относительно ареста, налагаемого в рамках уголовного дела, этот вопрос прямо не урегулирован. Однако, по мнению автора, поскольку в пункте 7 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ упоминается о полном или частичном прекращении операций со средствами, на которые наложен арест, этот вопрос должен решать суд. Соответственно кредитная организация по этому вопросу поступает так, как указано судом.

Такой же подход можно использовать и судам общей юрисдикции.

Ограничения распоряжения счетами и будущие поступления на счет

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях не затрагивает приходных операций. Исключение составляет приостановление, налагаемое Коллегией Счетной палаты, поскольку в части 4 статьи 24 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" речь идет о приостановлении всех видов операций.

При аресте денежных средств на счетах возникают серьезные проблемы, поскольку законодательством данный вопрос не урегулирован.

Согласно судебно-арбитражной практике, арест не распространяется на средства, которые поступят на счет в будущем (п. 2 письма Высшего арбитражного суда РФ от 25 июля 1996 г. № 6). В этом случае получается, что при отсутствии средств на банковском счете решение о наложении ареста подлежит возврату органу, наложившему арест, поскольку оно не может быть реализовано.

Такого же подхода придерживается Банк России в отношении корреспондентских счетов кредитных организаций (письмо от 17 октября 1998 г. № 293-Т).

Однако суды общей юрисдикции придерживаются противоположного мнения и считают, что арест должен носить накопительный характер, т. е. поступающие на счет суммы попадают под арест до накопления необходимой суммы.

Отмена ограничений по распоряжению счетами

В случае удовлетворения иска арест как обеспечительная мера сохраняет свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.

В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу арест сохраняет свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. Далее арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу (п. 4 и 5 ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса РФ). То же самое по смыслу закреплено в пункте 3 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В случае если при исполнении определения арбитражного суда об обеспечении иска путем наложения ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику, ответчик предоставил встречное обеспечение путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере требований истца либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму, он вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело, с ходатайством об отмене обеспечительных мер (п. 3 ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Арест, наложенный на имущество в рамках уголовного дела, отменяется на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость (п. 9 ст. 115 Уголовного процессуального кодекса РФ).

Отдельного разговора требует вопрос об отмене приостановления операций по счетам налоговыми органами.

В тех случаях, когда приостановление операций по счетам обусловлено необходимостью понуждения к представлению налоговой декларации, налоговый орган отменяет своим решением приостановление не позднее одного операционного дня, следующего за днем ее представления (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ).

В отношении случаев, когда применение этой меры связано с необходимостью понуждения к исполнению решения налогового органа о взыскании налога или сбора, действует пункт 6 статьи 76 НК РФ, согласно которому приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

В данной ситуации, по мнению автора, смысл приостановления операций заключается в понуждении налогоплательщика обеспечить исполнение решения налогового органа о взыскании налога или сбора с других счетов, операции по которым не приостановлены, либо за счет продажи имущества.

Такой подход подтверждается и пунктом 3 статьи 75 НК РФ, согласно которому не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика, т. е. косвенно признается, что приостановление операций касается и уплаты налогов (сборов).

Тем не менее следует учитывать, что Минфин России считает по-другому. По его мнению, приостановление расходных операций по счету не препятствует налогоплательщику уплатить причитающиеся суммы налогов и пеней ( 0). Однако при таком подходе становится совершенно непонятным, в чем смысл существования двух указанных выше положений НК РФ.

Также следует отметить, что ограничения по распоряжению счетами могут быть сняты путем обжалования в установленном порядке решений об их введении.

Сфера применения ограничений по распоряжению счетами

Приостановление операций по счетам касается только счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открываемых на основании договора банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Арест распространяется как на средства, находящиеся на банковских счетах, так и на средства, находящиеся во вкладах, т. е. на депозитных счетах (счетах по учету вкладов). Эти счета могут принадлежать любым физическим и юридическим лицам (п. 3 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", п. 7 ст. 115 Уголовного процессуального кодекса РФ).

Кроме того, следует отметить, что в данном случае речь шла о применении мер к счетам, функционирующим в общем режиме.

Например, применительно к процедуре несостоятельности (банкротства) действуют уже специальные меры, ограничивающие распоряжение имуществом должника, и правила исполнения его обязанностей, которые предусмотрены Федеральным законом.О несостоятельности (банкротстве).. При открытии этой процедуры арест как обеспечительная мера и иные ограничения распоряжения имуществом должника снимаются (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 94, п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", подп. 6 ст. 50.19 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

Органы, уполномоченные применять ограничения по распоряжению счетами

Приостанавливать операции по банковским счетам в порядке, предусмотренном статьей 76 НК РФ, вправе налоговые органы (подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ) и таможенные органы (ст. 34 НК РФ).

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой также может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций (ч. 4 ст. 24 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации").

Кроме того, органы Федерального казначейства вправе приостанавливать операции по банковским счетам, открытым федеральным учреждениям для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (приказ Минфина России от 26 октября 2004 г. № 94н).

Арест средств на банковском счете вправе производить судебные органы в качестве обеспечительных мер (подп. 1 п. 1 ст. 140 ГК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ, подп. 9 п. 2 ст. 29, п. 7 ст. 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ), а также судебные приставы-исполнители в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям (п. 3 ст. 46, п. 2 ст. 46.1, п. 2 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Следует обратить внимание, что часть 1 статьи 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", где речь идет о наложении ареста органами предварительного следствия с санкции прокурора, вступила в этой части в противоречие с принятыми позднее федеральными законами и соответственно применению не подлежит. Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 29 и пункта 1 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ аресты в рамках уголовных дел налагаются только по решению суда.

Отличие ограничений по распоряжению счетами от иных мер

Помимо ограничений по распоряжению счетами в кредитных организациях существует ряд других мер, также направленных на ограничение прав по распоряжению имуществом.

Четкое разграничение этих мер требуется в связи с тем, что их реализация регулируется специальными законодательными нормами и подзаконными актами.

В частности, к числу таких мер относятся следующие.

1. Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, вводимый Банком России на срок до одного года (подп. 4 ч. 2 ст. 74 Федерального закона.О Центральном банке РФ (Банке России).).

2. Приостановление на два рабочих дня расходных операций с денежными средствами и иным имуществом, применяемое организациями, осуществляющими такие операции, в отношении лиц, причастных к террористической деятельности (п. 10 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

3. Отказ организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в выполнении распоряжения клиента о совершении расходной операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации об этом клиенте (п. 11 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

4. Отказ уполномоченных банков в осуществлении валютной операции в случае непредставления документов, необходимых для осуществления валютного контроля, либо представления недостоверных документов (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").

5. Арест движимого и недвижимого имущества.

Такой арест вправе применять налоговые и таможенные органы с санкции прокурора (ст. 77 НК РФ), судебные приставы-исполнители (ст. 51 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), суды в рамках уголовных дел (подп. 9 п. 2 ст. 29 и п. 1 ст. 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости -- ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение (например, п. 2 ст. 51 Федерального закона "Об исполнительном производстве", п. 2 ст. 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

6. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность.

В этом случае с момента получения дебитором должника от лица, осуществляющего взыскание, уведомления о наложении ареста на дебиторскую задолженность и до момента реализации прав требования по этой задолженности (получения дебитором уведомления о переходе прав требования к новому кредитору) исполнение соответствующего обязательства может осуществляться исключительно путем перечисления денежных средств на указываемый в уведомлении депозитный (или иной специальный) счет лица, осуществляющего взыскание.

Выплаты, произведенные дебитором должника на указанные выше счета, засчитываются в уменьшение задолженности должника по исполнительному документу, на основании которого производится взыскание (п. 14 приказа Министерства юстиции РФ от 3 июля 1998 г. № 76 "О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций").

Основное отличие перечисленных мер от ограничений по распоряжению счетами заключается в том, что они адресованы самим нарушителям или их должникам, а не обслуживающим их кредитным организациям.

Кроме того, последние две меры предполагают возможность передачи имущества другим лицам.

Так, подлежат обязательному изъятию денежные средства в рублях и иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий, обнаруженные при описи имущества должника, на которое наложен арест (п. 7 ст. 51 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

При наложении ареста на денежные средства или приостановлении операций по счету средства остаются на счете в кредитной организации.

В связи с этим, например, при аресте в рамках уголовных дел средств, находящихся на счетах в кредитных организациях, действует пункт 7 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которому при наложении судом ареста на принадлежащие подозреваемому, обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест.

Если же речь идет об аресте наличных денежных средств, то они изымаются и зачисляются на специальный счет в кредитной организации в порядке, предусмотренном Инструкцией Минфина России (от 30 декабря 1997 г. № 95н) и Банка России (от 2 октября 1997 г. № 67) "О порядке зачисления и выдачи средств с текущих счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение органов предварительного следствия".

Ответственность кредитных организаций за неисполнение решений о применении ограничений по распоряжению счетами

Прямая административная ответственность для случаев неисполнения решений о применении ограничений по распоряжению счетами установлена только в отношении решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (статье 134 НК РФ, статье 15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При этом, поскольку у этих статей разные субъекты ответственности (по ст. 134 НК РФ -- сами кредитные организации, по ст. 15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях -- их должностные лица), они могут применяться одновременно (п. 2 Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В остальных случаях возможно применение к кредитной организации со стороны Банка России мер воздействия, предусмотренных статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)").

Кроме того, за осуществление служащими кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, они могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 312 Уголовного кодекса РФ.

Споры о приостановлении операций по банковским счетам налоговыми органами

Из судебной практики по спорам, связанным с приостановлением операций по банковским счетам налоговыми органами, сложившейся на уровне кассационных инстанций арбитражных судов, хотелось бы отметить несколько решений. Суть их сводится к следующему.

1. Статья 134 НК РФ, устанавливающая ответственность за неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, не распространяется на выдачу с банковского счета наличных денег его владельцу и на перечисление с этого счета денежных средств на счет его владельца в другом банке (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2005 г. № А05-26079/04-18).

Данный вывод арбитражного суда обусловлен тем, что в статье 134 НК РФ речь идет не о любых платежных документах, а лишь о платежных поручениях самого клиента банка, предусматривающих безналичный перевод денежных средств с его банковского счета на банковский счет другого лица.

2. Закрытие банковских счетов клиентом в период приостановления по ним операций не означает возможности для банка открытия новых счетов этому клиенту до отмены приостановления налоговым органом (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2006 г. № А42-4190/2005).

Это обусловлено тем, что в соответствии с пунктом 9 статьи 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

При этом закрытие банком счета, в отношении которого принято решение налогового органа о приостановлении операций, закон не относит к основаниям признания соответствующего решения налогового органа утратившим силу или прекратившим действие.

Данное решение является фактическим подтверждением позиции Федеральной налоговой службы, выраженной в пункте 3 письма

Согласно этому письму, закрытие кредитной организацией счета налогоплательщика в порядке, установленном статьей 859 ГК РФ, не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику и исполнение по ним поручений налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанному с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, не имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), является нарушением статьи 76 НК РФ и влечет за собой применение к банку налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 132 и статьи 134 НК РФ.

3. Налоговые органы не вправе приостанавливать операции по банковским счетам в случае непредставления документов, необходимых для проведения налоговой проверки (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2005 г. № Ф04-1876/2005 (10085-А46-31)).

Это связано с тем, что статья 76 НК РФ не предусматривает такого основания для приостановления операций по счетам, как непредставление документов, необходимых для проведения налоговой проверки. В пункте 2 этой статьи речь идет только о непредставлении или об отказе представить налоговые декларации, т. е. только о тех документах, на которые распространяется статья 80 НК РФ.

Пункт 6 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", устанавливающий такое право налоговых органов, применению не подлежит, поскольку противоречит части первой НК РФ.

Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.

Многих неприятных ситуаций в бизнесе можно избежать, если знать, как проверить расчетный счет организации. Например, проверка счета может потребоваться, если партнер задолжал денег и оборвал связь. А прежде чем перечислять большую сумму на неизвестный счет стоит узнать, кому он принадлежит.

Иногда организации или ИП требуется проверить и собственный расчетный счет, например, на блокировку.

Как проверить номер расчетного счета контрагента

Номер расчетного счета — это 20 цифр, которые банк присваивает своему клиенту предпринимателю. Чтобы получить информацию о компании, о наличии арестов на счет, достаточно знать этот номер.

В том числе номер расчетного счета необходимо знать для взыскания задолженности с компании.

Узнать номер расчетного счета можно несколькими способами:

  • методом анализа заключенных с компанией соглашений;
  • через специальные компьютерные программы;
  • онлайн;
  • по информации в счет-фактуре;
  • через ПФР;
  • через ИФНС;
  • затребовав информацию в банке, открывшем счет.

По данным договора

Самый простой способ проверить номер расчетного счета — найти договора, заключенные с интересующей компанией.

Нужная информация, а именно реквизиты, указываются обычно на последней странице, перед подписями сторон.

Через клиент-банк

Такой вариант возможен только, если с компанией уже имелись финансовые отношения. История всех платежей через интернет-банк сохраняется в специальном разделе.

Расчетный счет контрагента, его название и прочую информацию можно получить из выписок или платежных поручений.

Через бухгалтерию 1С

Бухгалтерские программы тоже хранят информацию о расчетных счетах партнеров. Чтобы узнать расчетный счет через 1С, необходимо войти в раздел «Контрагенты» и найти там интересующую компанию. Среди данных будут указаны название, ИНН, номер расчетного счета организации, БИК и .

Проверить расчетный счет в Сбербанке

Сбербанк России дает возможность всем желающим проверить расчетный счет одним из способов:

  • через интернет — на официальном сайте находится удобный сервис по проверке расчетного счета по ИНН и наименованию;
  • в «Сбербанк Онлайн» — этот способ аналогичен проверке через другой клиент-банк или мобильное приложение финансовой организации.

Онлайн через другие справочные порталы

Сегодня в сети действует много справочников, в которых можно узнать не только название, адрес и телефон компании, но и номер ее расчетного счета. Найти их можно через поисковик.

По счет-фактуре

Получить информацию о предприятии можно обратившись туда с просьбой выставить счет-фактуру. Он может быть оформлен как на товар, так и на приобретенную ранее услугу.

В реквизитах этого документа обязательно будет прописан номер расчетного счета, БИК и прочие данные.

Через ИФНС и ПФР

Обращаться в налоговую лучше всего через суд. Так она будет обязана сообщить всю необходимую информацию.

То же правило действительно и для Пенсионного Фонда.

Судебный порядок решения вопроса возможен в ситуациях, когда уже имеет место некое серьезное нарушение. Например, задолженность партнера.

В таких случаях суд выдает исполнительный лист, который необходимо приложить к заявлению в налоговой или в Пенсионном Фонде.

В банке

Открывая расчетный счет, финансовое учреждение берет на себя обязательство не раскрывать информацию о клиенте третьим лицам.

Проверить номер расчетного счета через отделение открывшего его банка возможно, но на это нужны веские основания. Потребуется исполнительный лист из суда и заявление с объяснениями ситуации.

Попытки получить информацию нелегальным способом могут подвести под административную и даже уголовную ответственность.

Проверить расчетный счет по ИНН

Если все, что известно об организации, это ее ИНН, то будет не так-то просто. Финансовые учреждения не имеют права разглашать подобную информацию, поэтому даже если прийти в банк и спросить номер счета, ответа добиться не удастся.

Запросить такую информацию можно только по решению суда через налоговую службу или ПФР. Все остальные объявления, сулящие за плату добыть по ИНН выписку из ЕГРЮЛ (в том числе и номер расчетного счета) — происки мошенников и нарушителей закона.

Проверить расчетный счет по БИК

БИК — это банковский идентификационный номер. С помощью специальных программ и приложений по нему можно проверить правильность написания номера расчетного или корреспондентского счета, (например, если есть сомнения относительно одной из цифр), а также проверить действительно ли существует счет, который назвал контрагент.

Первые две цифры в БИК российских банков всегда «04», следующие две — аналогичны номеру региона, в котором находится банк. Пятая и шестая цифры связаны с корреспондентским счетом, а седьмая, восьмая и девятая — с расчетным.

Например, проверить расчетный по БИК можно здесь .

Проверить расчетный счет онлайн

Действительно эффективных и правдивых сервисов, на которых можно проверить расчетный счет организации или физического лица (ИП) не очень много, но они все же есть, и иногда ими нужно пользоваться.

Данные о банкротстве юридического лица легко проверить на сайте Вестника государственной регистрации.

Другие сайты для проверки контрагента:

  • Налог.ру;
  • Судебные приставы РФ;
  • Картотека.ру.

Некоторые ресурсы предлагают воспользоваться платной услугой — предоставление выписки из ЕГРЮЛ. К таким обещаниям стоит относиться с осторожностью, так как большая часть подобных «помощников» на самом деле мошенники.

Когда требуется проверить расчетный счет на блокировку налоговой

Проверяет ли налоговая состояние расчетных счетов и операции по ним? Конечно, да. ИФНС доступна вся информация о количестве счетов у организации и по текущему наличию блокировок.

Важно помнить, что если налоговая инспекция заблокировала один счет компании, то не получится до снятия ограничений. Даже в другом банке.

За любое из нарушений:

  • не сдана налоговая отчетность (декларация);
  • не предоставлен расчет НДФЛ на сотрудников;
  • не уплачены налоги;
  • не удовлетворен запрос или требование ИФНС.

Чтобы не попасть под блокировку расчетного счета налогоплательщику нужно внимательно относиться к своим обязательствам, а если счет уже заблокирован, необходимо проверить причины, указанные по версии налоговой.

Проверка расчетного счета на сайте налоговой (Налог.ру)

К сожалению, на практике владельцы счета узнают об ограничениях, наложенных налоговой на их счет, только когда по непонятной причине не проходит платеж.

Проверить ограничения по расчетному счету и их причину можно через сервис «Банкинформ», расположенный на портале Налог.ру .

Для проверки наличия ограничений потребуется ввести только ИНН и БИК банка. Подать такой запрос может любой желающий. В ответном электронном письме будет содержаться:

  • дата блокировки;
  • период и сумма задолженности;
  • ссылка на требование о взыскании или блокировке счета.

Ложные данные можно оспорить, оперативно обратившись в ИФНС.

Можно ли проверить арест расчетного счета онлайн?

Арест счета налоговой предполагает некоторые ограничения:

  • невозможно проводить операции, уменьшающие средства на счете;
  • запрещается открывать новые счета, депозиты и вклады.

Прежде чем устранять причину ареста, ее необходимо проверить. Проще всего это сделать онлайн, не выходя из офиса, через Налог.ру.

Ускорить снятие ареста можно, если:

  • оплатив все задолженности и штрафы, предъявить в ИФНС копии платежных документов;
  • предоставить декларации и расчет 6-НДФЛ и сопровождающее заявление о снятии ареста;
  • предоставить в ИФНС квитанцию о приеме запрошенных документов.

Как проверить ошибочную приостановку по расчетному счету

Случается, что налоговая направляет в банк приказ на приостановление операций по счету без объективной причины.

Любой владелец счета может проверить, на каком основании был заблокирован его счет. Если причина приостановки операций, указанная на Налог.ру, ошибочна — счет необходимо разблокировать, предоставив необходимые доказательства ошибки.

Например:

  • уплата налога подтверждается выписками со счета, платежными поручениями;
  • сдача декларации — квитанцией и описью со штампом почтового отделения или квитанцией, подтверждающей электронную сдачу;
  • отсутствие задолженности — актом сверки с налоговой.

Средства на расчетных счетах компаний вместе с кассовой наличностью составляют наиболее ликвидные активы, используемые для обеспечения хозяйственной деятельности организации. Средства расчетных счетов используются организациями для исполнения разного рада обязательств: расчетов с контрагентами, уплате налогов и сборов, выплат пособий и заработной платы работникам. Поэтому блокировка расчетного счета может стать неприятностью, в буквальном смысле парализующей работу любого предприятия.

Сущность и причины блокировки счетов организации

Под блокировкой расчетного счета понимают временное ограничение на проведение расходных операций по счетам компании, открытым на основании договора банковского счета. Это касается всех расчетных счетов, в том числе и валютных. При этом банк не имеет право открывать организации новые счета. Не получится открыть новый счет и в другом кредитном учреждении, т. к. уведомление об открытии также направляется налоговикам.

Инициатором блокировки (приостановления операций) выступают налоговые органы, причем основаниями для применения данной меры могут быть лишь прописанные в Налоговом кодексе нормы. Согласно действующей в 2015 г. редакции НК РФ причинами для приостановления операций по счетам налогоплательщика являются:

1. Неисполнение в установленный срок вынесенного ранее решения об уплате налогов, пеней, штрафов и процентов (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Здесь, как правило, имеет место частичная блокировка средств расчетного счета. По данному основанию она производится в пределах сумм, указанных в решении о приостановлении операций по счетам в банке, т.е. ограничивается суммой недоимки. Для снятия блокировки налогоплательщику необходимо подать в ФНС заявление об отмене ограничения операций по счетам, с указанием счета, на котором имеются денежные средства в объеме достаточном для погашения налоговых требований (Письмо Минфина РФ от 16 января 2013 г. N 03-02-07/1-10).

2. Непредставления налоговой декларации в десятидневный период от установленного срока ее подачи (п. 3. пп.1 ст. 76 НК РФ).

По данному основаниюпроисходит полная блокировка счета, т.е. недоступным становится весь остаток средств по счету. Однако данная норма применяется исключительно при неподаче налоговой декларации, и не может применяться в отношении бухотчетности, расчетов по авансам и прочим налоговым документам (Письмо Минфина РФ от 12.07.2007 №03-02-07/1-324). А вот период применения данной санкции ограничен тремя годами по истечении 10-дневного срока, отведенного для подачи декларации.

3. Неисполнение в установленный срок обязанности по передачи в ФНС квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган, переданным по телекоммуникационным каналам связи (п.3 пп. 2 ст. 76 НК РФ).

Данная санкция применяется с 1.01.2015 г. Налоговый орган вправе в течение 10 дней заблокировать счет, если по истечении шести дней после отправки налогоплательщику документов в электронной форме, им не будет получена квитанция об их приемке (Письмо Федеральной налоговой службы № ЕД-4-15/1071 от 27.01.2015).

4. Обеспечение исполнения организацией-налогоплательщиком решений налогового органа о привлечении к ответственности и (или) взыскании по итогам выездных и камеральных проверок (п. 10 ст. 101).

Блокировка операций по п. 10 ст. 101 НК РФ используется налоговиками в качестве обеспечительной меры полноты собираемости налогов, в случае если по результатам налоговой проверки в отношении налогоплательщика имеются подозрения в намеренном уклонении от уплаты налогов и вынесено решение о его привлечении к ответственности.

Перечисленные выше нарушения налогового законодательства являются главными основаниями, наличие которых может повлечь за собой приостановление всех расходных операций по счетам организации. Однако с 1 января 2016 г. список причин расширится еще на одно основание. Федеральным законом № 113-ФЗ от 2.05.2015 г. в статью 76 НК РФ внесены изменения и дополнения. В частности, новый пункт 3.2. данной статьи предусматривает возможность введения блокировки счетов налоговых агентов за неподачу расчета сумм НДФЛ с исчисленных и уплаченных доходов физлиц.

Очередность платежей

Итак, блокировка счета предполагает введение ограничения на проведение расходных операций. Нарушение запрета грозит банку крупными штрафами, поэтому надеяться на проведение платежей в обход распоряжения налоговой инспекции не стоит. Однако под запрет попадают лишь платежи, очередь уплаты которых в соответствии с ГК РФ следует за уплатой налогов и сборов. Статья 855 ГК РФ предусматривает следующую очередность списаний (в случае недостаточности средств на счете организации):

1. Возмещение по исполнительным документам причиненного жизни и здоровью вреда, а также алиментные выплаты.

2. Выплаты по исполнительным листам выходных пособий и оплаты труда.

3. Расчеты по оплате труда, уплате налогов, сборов и страховых взносов.

4. Расчеты по прочим исполнительным документам.

5. Расчеты по прочим обязательствам, с исполнением в календарной последовательности их поступления.

Таким образом, списание средств с заблокированного налоговой инспекцией счета в некоторых случаях все же возможно. Первый случай включает выплаты, относящиеся к первой и второй очередности платежей (исполнительные листы на возмещение вреда здоровью, алименты, исполнительные документы по оплате труда и выходных пособий). Второй случай - это списание средств на оплату труда (в том числе наличными по чекам), в случае если они имеют более раннюю даты предъявления, нежели инкассовое поручение налоговой инспекции.

Как отменить блокировку счета

Приостановление операций по банковским счетам действует с момента получения банком распоряжения налогового органа до его отмены (налоговой или судом). Для оперативности решения о приостановлении операции и об отмене ограничений передается в банк по электронным каналам связи.

Последовательность действий для отмены блокировки счета зависит от причин, по которым были наложены ограничения на совершение расходных операций по счету организации. А их устранение становится первым шагом к отмене ограничений на распоряжение счетом.

Итак, если причиной послужила недоимка по налогам, то в первую очередь придется погасить задолженность, а документы подтверждающие факт оплаты вместе с заявлением направить в налоговую. После подтверждения факта уплаты недоимки налоговой отводится один день для снятия блокировки с расчетного счета (п. 8 ст. 76 НК РФ). Блокировка счета по причине непредставления декларации отменяется в течение одного дня, следующего за днем ее представления (пп.1 п. 3.1. ст. 76 НК РФ). Снятие ограничений, введенных при неисполнении обязанности по передаче квитанций о приеме документов через телекоммуникационные сети, также осуществляется в течение суток, следующих за днем отправки в установленном порядке квитанции, либо днем исполнения требований налоговой.

Однако на деле для снятия ограничений на проведение операций по счету может понадобиться большее количество дней. Это может быть связано с:

1) отсутствием оперативной связи между налоговой, организацией и банком;

2) человеческим фактором и бюрократическими проволочками, свойственными как налоговой, так и банковской организации.

Поэтому стоит знать, что в случае промедления и затягивания, установленных законом сроков отмены приостановления транзакций по счетам, налогоплательщик вправе предъявить налоговой иск на уплату процентов начисленных на сумму заблокированных средств.

Кроме того, нередки случаи незаконной блокировки счета или наличия разногласий между налогоплательщиком и ФНС. В этом случае решение о приостановке операций по счету можно обжаловать в судебном порядке. При этом вместе с иском в суд следует подать ходатайство об отмене решения о приостановлении операций по счету до рассмотрения дела по существу. Данное обращение, следует дополнить документами, подтверждающими необходимость текущего использования средств счета для обеспечения нормальной работы предприятия (трудовые и коллективные договора, договора поставки с указанием даты платежа и штрафными санкциями за несвоевременное исполнение обязательств).

Приостановление операций по счетам организации по инициативе налоговой инспекции призвано обеспечить исполнение налогового законодательства, но для текущей деятельности компании это создает значительные трудности. Поэтому понимание причин и осознание последовательности необходимых действий для снятия наложенных ограничений поможет организациям, попавшим в данную ситуацию.

Приостановление операций по счетам в банке — весьма серьезное событие для любого хозяйствующего субъекта, поскольку может парализовать почти всю его деятельность. Каковы основания приостановления и как решить эту проблему, рассмотрим в нашей статье.

Положения законодательства об ограничении распоряжения счетом

  • арест счета;
  • приостановление операций по нему, в том числе замораживание денежных средств.

Эти меры предполагают временное прекращение списания денег со счета и применяются для обеспечения соблюдения требований законодательных актов и судебных решений.

Арест налагается на определенную сумму в рамках процессуального законодательства:

  • судом для обеспечения исполнения судебного решения (ст. 142 ГПК РФ, ст. 96 АПК РФ);
  • органами предварительного расследования для обеспечения исполнения приговора суда в части гражданского иска (ст. 115 УПК РФ);
  • судебным приставом-исполнителем для обеспечения исполнения требований исполнительного документа (закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — закон № 229).

Приостановление операций по счетам в банке осуществляется:

  1. На основании решения фискального органа.
  2. Банками (финансовыми организациями):
    • в случаях, предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ);
    • при наличии каких-либо сомнений в отношении исполнительного документа, полученного от взыскателя (п. 6 ст. 70 закона № 229).

Может ли налоговая заблокировать счет юридического лица в банке, причины блокирования

Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) предоставил фискальным органам право принимать решения о приостановлении операций по счетам в банке (блокировании) участника хозяйственной деятельности и гражданского оборота. Блокирование счетов имеет целью воздействие на организацию для обеспечения выполнения норм налогового законодательства.

Причины блокирования счета перечислены в НК РФ. Условно их можно разделить на группы по степени ограничения возможности владельца счета распоряжаться своими средствами. Блокирование может быть полным или частичным.

Частичное приостановление операций по счету в банке состоит в запрете на списание со счета определенной суммы и применяется, если:

Полное блокирование счета вводится, если:

  • в определенный законом срок не сдана декларация о налогах (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • фискальному органу не обеспечена возможность работы с документами по каналу телекоммуникационной связи (подп. 1.1 п. 3 ст. 76, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • организацией, являющейся налоговым агентом, не представлены документы, касающиеся расчета и перечисления НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

ВАЖНО! Блокирование не затрагивает те перечисления, которые в силу п. 2 ст. 855 ГК РФ осуществляются до уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Порядок блокирования счета

Так как для организации приостановление операций по счету в банке является достаточно серьезной проблемой, принять такое решение вправе исключительно руководитель (заместитель) фискального органа. Решение о блокировании направляется в финансовую организацию посредством электронной связи не позднее следующего дня после его принятия. Налогоплательщику в эти же сроки отправляется копия документа.

Финансовая организация, получив решение, обязана исполнить его установленным законом способом. В НК РФ четко определяются действия, связанные с блокированием счетов организации. Руководствуясь ст. 76 НК РФ, финансовая организация:

  • прекращает списание денег со счетов, подвергнутых блокированию (абз. 2 п. 1);
  • сообщает в фискальный орган в течение 3 дней информацию о суммах, находящихся на заблокированных счетах (п. 5);
  • если налогоплательщик после вынесения решения о блокировании счета изменил свое наименование и/или реквизиты счета, прекращает списание денег с измененного счета (абз. 3 п. 7);
  • освобождается от обязанности открывать новые счета по обращению налогоплательщика.

ВАЖНО! В этом случае налогоплательщик не сможет открыть счета и в другой финансовой структуре (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Зачисление поступающих на счет организации средств осуществляется в обычном режиме.

Частичное блокирование счета налоговыми органами

Частичное приостановление операций по счету в банке применяется фискальными органами, если:

  1. Организация не исполнила или ненадлежащим образом исполнила обязанность по уплате налогов, сборов и штрафов. В этом случае фискальный орган принимает решение о принудительном взыскании данных платежей (подп. 1 п. 2 ст. 46 НК РФ).

    Решение выносится в течение 2 месяцев после окончания срока, определенного для добровольной уплаты долга (п. 3 ст. 46 НК РФ). Для обеспечения выполнения данного решения фискальный орган ограничивает операции по счету. При этом если денег на счете больше, чем размер долга, то суммой, превышающей размер долга, организация может распоряжаться без каких-либо ограничений (подп. 1 п. 2 ст. 76 НК РФ).

  2. В результате камеральной (выездной) проверки выявлено налоговое правонарушение. В этом случае фискальный орган привлекает организацию к ответственности и/или принимает решение о взыскании недоимки, пеней и штрафа. Чтобы обеспечить исполнение решения, применяют следующие меры:
    • запрет на отчуждение (передачу в залог) определенного имущества без согласия фискальных органов;
    • запрет на списание денег со счета на сумму, указанную в решении фискального органа и не покрытую стоимостью имущества организации (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Полное блокирование счета налоговыми органами

Полностью списание денег со счета в банке прекращается в следующих случаях:

  1. При несвоевременном представлении или непредставлении декларации о налогах.
    Заблокировать счет по этой причине фискальный орган может в любой момент на протяжении 3 лет после окончания определенного законом срока (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  2. Несоблюдении правил электронного документооборота.

    Как следует из п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан заключить договор с оператором электронного документооборота для обеспечения обмена документами с фискальным органом.

    Организациям, сдающим отчетность в электронном виде, следует:

    • обеспечить поступление документов от ИФНС (уведомлений о вызове в инспекцию, требований о представлении документов);
    • подтвердить прием документов путем направления в ИФНС электронной квитанции в течение 6 рабочих дней (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  3. Отсутствии расчета по НДФЛ.

    С 01.01.2016 организация, являющаяся налоговым агентом, должна представлять в фискальный орган документы, касающиеся расчета и удержания сумм НДФЛ.

Во всех вышеназванных случаях законодателем установлен дополнительный срок в 10 рабочих дней для принятия решения о блокировании счета. Указанный срок исчисляется в соответствии с правилами исчисления сроков — на следующий рабочий день после даты ненадлежащего исполнения обязанности налогоплательщика или установления факта ее неисполнения.

ВАЖНО! Приведенный перечень исчерпывающий. Иные основания блокирования счета (несвоевременная сдача финансовой отчетности или устаревшая форма налоговой декларации) являются незаконными (постановление 11-го ААС от 24.02.2011 № А65-22703/2010).

Как разблокировать заблокированный налоговой счет в банке

Банк заблокировал счет юридического лица - что делать в этом случае? Действия, которые необходимо предпринять, чтобы разблокировать счет организации в банке, зависят в первую очередь от причин блокирования. Как правило, достаточно выполнить требования фискального органа:

  • заплатить указанные в требовании фискального органа платежи;
  • представить декларацию;
  • представить договор, заключенный с оператором электронного документооборота;
  • предъявить квитанции о приеме требований фискального органа;
  • подать запрошенные документы;
  • обеспечить явку представителя;
  • представить данные по НДФЛ.

Во всех этих случаях фискальный орган обязан отменить приостановление операций по счету в банке не позднее 1 дня, следующего за днем выполнения организацией своих обязанностей.

Если блокированию подверглись несколько счетов и общая сумма средств на них больше суммы долга, можно обратиться в фискальный орган с заявлением. Оно должно содержать информацию о счете, на котором достаточно средств для погашения долга (подтверждается выпиской из банка), а также о тех счетах, с которых следует снять ограничение. Решение о снятии блокирования должно быть принято в течение 2 дней после получения такого обращения (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, решение фискального органа о блокировании счета можно обжаловать, если оно вынесено с нарушением закона.

Так, перспективным для налогоплательщика стоит признать обжалование в ситуации, когда:

  • решение о блокировании счета принято в отсутствие ограничения в распоряжении имуществом (постановление 1-го ААС от 30.04.2015 по делу № А11-11149/2014);
  • инспекция нарушила сроки и/или не уведомила налогоплательщика о блокировке (постановление ФАС МО от 04.07.2013 по делу № А40-82853/12-20-447);
  • у инспекции отсутствовали правовые основания для блокировки, т. е. ею были допущены материально-правовые нарушения (определение ВС РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

Счета, которые могут быть подвергнуты блокированию

Как следует из п. 2 ст. 11 НК РФ, понятие счета, используемое в рамках налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в финансовых структурах, открытые по договору банковского счета. Таким образом, все счета, договор на ведение которых заключен в соответствии с правилами ст. 845 ГК РФ, могут рассматриваться фискальными органами как счета, в отношении которых применима блокировка.

То есть в первую очередь блокирован будет расчетный счет организации. Также возможно блокирование:

  • Текущих валютных счетов (ст. 46, 76 НК РФ).
  • Корпоративного счета организации, который используется ее сотрудниками для расчетов за счет средств этой организации в ее интересах с использованием банковских карт, выпущенных для указанных целей. Такой счет, по мнению президиума ВАС РФ, обладает всеми признаками банковского счета (постановление от 21.09.2010 № 2942/10).

Счета, которые не могут быть подвергнуты блокированию

Фискальные органы не вправе ограничивать операции по следующим счетам:

  • Транзитным, ссудным как не имеющим признаков счета, указанных в п. 2 ст. 11 НК РФ (инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И, письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).
  • Номинальным и счетам эскроу (ст. 860.5, 860.8 ГК РФ). О последнем виде счетов можно прочитать в статье Что такое эскроу счет - порядок открытия и изменения .
  • Депозитным, поскольку данные счета открываются на основании договора банковского вклада (п. 1 ст. 834 ГК РФ).

ВАЖНО! По истечении срока действия депозитного договора средства с данного счета могут быть по требованию фискального органа переведены на расчетный счет организации и, соответственно, списаны для погашения задолженности по налогам (п. 5 ст. 46 НК РФ).

  • Использующимся для осуществления деятельности простого товарищества (совместной деятельности). Средства на таком счете являются собственностью участников совместной деятельности, а не налогоплательщика (постановление ФАС ЦО от 28.08.2009 № А68-9966/2008-5/18).
  • Открытым на основании ст. 1018 ГК РФ для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением.

Ответственность налоговых органов за неправомерное блокирование счета или несвоевременное снятие блокирования

Так как приостановление операций по счету в банке создает для любого хозяйствующего субъекта серьезные проблемы, законодателем предусмотрена ответственность фискальных органов за неправомерные действия (бездействие), касающиеся такого решения, а также за несоблюдение сроков, связанных с отменой этой меры.

Фискальный орган обязан отменить блокировку счета строго в сроки, установленные в ст. 76 НК РФ, и не позднее следующего дня проинформировать об этом финансовую организацию посредством электронной связи (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Если эти сроки нарушены, а также в случае неправомерного блокирования счета фискальный орган обязан уплатить проценты за каждый день нарушения срока или неправомерного блокирования счета. Методика начисления процентов определена в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

В случае несогласия с действием фискального органа, в том числе в отношении блокирования счета, его следует сначала обжаловать в порядке подчиненности в вышестоящую организацию и только потом в суд (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Фискальные органы также несут ответственность за убытки, причиненные действиями (бездействием) их сотрудников (ст. 16 ГК РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ). Под убытками понимают реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенную выгоду). При этом истцу необходимо будет доказать, что убытки связаны с действиями (бездействием) фискального органа, а также обосновать размер убытка, особенно в отношении упущенной выгоды.

Как узнать (проверить), не заблокирован ли счет в банке

Проверить, не произошло ли блокировки счета юридического лица в банке налоговой, можно, воспользовавшись созданным ФНС России веб-сервисом «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков». Данный ресурс является общедоступным и позволяет любому заинтересованному лицу оперативно получать данные о блокировках. Веб-сервис размещен на сайте ФНС России, в разделе «О ФНС России / Взаимодействие с другими государственными учреждениями РФ / Взаимодействие с Банком России...» (https://service.nalog.ru/bi.do). Для получения сведений необходимо знать ИНН плательщика и БИК обслуживающего банка.

ВАЖНО! На федеральный уровень поступают только решения о блокировании счетов, направленные в электронном виде, поэтому базы федерального и местного уровней могут не совпадать. В этом случае изменения в картотеку вносятся в том числе и по заявлению организации (письмо ФНС России от 20.02.2014 № ПА-4-6/3003).

Арест счета судебным приставом-исполнителем

Арест денежных средств на счете — одна из мер принудительного исполнения, применяемая службой судебных приставов для выполнения требований исполнительного документа. Эта мера подразумевает прекращение списания денег со счета должника в размере, установленном в постановлении судебного пристава-исполнителя.

Арест денежных средств на счете применяется:

  • Для исполнения определения суда о применении мер по обеспечению иска. Исполнительный лист, выданный на основании такого определения, может быть предъявлен заинтересованной стороной в ССП для исполнения.
    ВАЖНО! Арест, наложенный судебным приставом во исполнение определения суда об аресте денежных средств должника, может быть снят только судом.
  • Как обеспечительная мера в рамках исполнительного производства. Решение о применении ареста принимается или приставом самостоятельно, или по заявлению взыскателя (п. 2 ст. 30 закона № 229). Мера направлена на понуждение должника к исполнению исполнительного документа (п. 1 ст. 64 закона № 229).
  • Как мера принудительного исполнения. Если долг не погашен добровольно, судебный пристав направляет в финансовую организацию постановление о перечислении денег со счета должника на депозитный счет подразделения. Когда средств на счете должника недостаточно, финансовая организация обязана исполнять постановление судебного пристава по мере поступления денег на этот счет (п. 9 ст. 70 закона № 229).

Как разблокировать счет в банке, заблокированный приставами

Самым действенным способом снятия со счета ареста, наложенного судебным приставом, является погашение долга, ставшего причиной ограничения расходных операций по счету.

Если долг погашен в добровольном порядке, для снятия ограничения необходимо:

  • представить судебному приставу документы, подтверждающие оплату долга в полном размере;
  • подать ходатайство об окончании исполнительного производства и заявление о снятии блокировки со счета.

После удовлетворения ходатайства пристав выносит постановление о прекращении исполнительного производства, в котором отменяет блокировку счета. Копия постановления направляется в финансовую организацию, которая снимает ограничительные меры. Арест должен быть снят после получения финансовой структурой отменяющего постановления, которое подлежит исполнению в указанный в нем срок (п. 4 ст. 14 закона № 229).

Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 37 закона № 229 должник имеет возможность обратиться с обоснованным заявлением в орган, выдавший исполнительный документ, о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) для исполнения данного документа. На основании решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) можно будет отменить арест по счету.

Незаконные действия судебного пристава по аресту денежных средств на счетах могут быть обжалованы в течение 10 дней в порядке подчиненности или в суд. Порядок обжалования установлен в гл. 18 закона № 229.

Блокировка расчетного счета банком на основании положений закона № 115-ФЗ

Закон № 115-ФЗ предоставляет финансовым организациям возможность приостанавливать операции по счетам. Условно эти основания подразделяются на 2 группы:

  • блокировка операции банком самостоятельно (п. 10 ст. 7 закона № 115-ФЗ);
  • блокировка по счету на основании постановления уполномоченного органа или судебного акта.

Основания для самостоятельной блокировки дают финансовой структуре право приостановить расходные операции по счету в размере суммы, указанной в платежном поручении, если хотя бы одна из сторон:

  • входит в список лиц, в отношении которых уполномоченным органом применены меры по замораживанию активов;
  • действует по указанию и от имени лиц, активы которых заморожены.

Срок такой блокировки не должен превышать 5 дней. Если в течение этого срока финансовая организация не получает постановления уполномоченного органа о приостановлении списания, то заблокированное перечисление подлежит исполнению.

ВАЖНО! В данном случае приостанавливается только та операция, которая соответствует вышеназванным признакам. В остальной части перечисление денег в пользу других получателей допустимо.

В случае блокировки счета на основании постановления уполномоченного органа РФ все списания приостанавливаются на срок до 30 суток, а в случае блокировки на основании судебного решения — до отмены такого решения.

Расходные операции по счету возобновляются в течение 1 рабочего дня после окончания срока, указанного в постановлении уполномоченного органа, или получения судебного решения об отмене замораживания активов.

Таким образом, любое ограничение прав организации по распоряжению денежными средствами возможно только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством. Организация же, в свою очередь, для исключения проблем, связанных с блокировкой счетов в банке, должна вести свою хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями законодательства.

Зачастую налоговый орган применяет такую меру воздействия на налогоплательщиков, как приостановление операций на счетах в банке, тем самым значительно затрудняя деятельность предприятия. При этом действия налоговиков не всегда правомерны. Разберемся, в каких случаях контролирующий орган имеет право приостановить операции и чем грозит блокировка счета. Можно ли в данном случае открыть счет в другом банке? Что можно сделать, если средства на счете превышают ту сумму, из-за которой приостановлен счет? Как снять блокировку?

Основания и порядок приостановления операций по счету

Процедура приостановления операций по счету регулируется ст. 76 НК РФ и означает прекращение банком всех расходных операций, за исключением тех, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Зачисление поступивших денежных средств на счет производится без ограничений.

Итак, право на приостановление операций на счетах возникает у налоговиков в следующих случаях:

  1. Организация или предприниматель не исполнили в срок требование об уплате налога, пени, штрафа. В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. Решение о приостановлении не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ ). Эта же мера применяется для исполнения решения о взыскании процентов, поскольку согласно п. 10 ст. 68 НК РФ они взыскиваются по тем же правилам, что и налоги, пени и штрафы. Блокируются расходные операции на ту сумму, что указана в решении о приостановлении операций и в решении о взыскании. Платежи свыше данной суммы могут быть произведены.
  2. Организация или предприниматель не представили налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока ее подачи. В такой ситуации инспекция вправе вынести решение о блокировке всех открытых счетов организации (предпринимателя). При этом сумма остатка денежных средств на счетах налогоплательщика роли не играет, заблокированы будут все денежные средства, находящиеся на счетах и поступающие на них (п. 3 ст. 76 НК РФ ). Десятидневный срок на основании п. 6 ст. 6.1 НК РФ исчисляется в рабочих днях.
Крайний срок, по истечении которого налоговый орган не вправе выносить решение о приостановлении операций по счетам в банке, в настоящее время Налоговым кодексом не установлен (Письмо ФНС РФ от 09.02.2011 «Разъяснения по вопросу приостановления операций по счетам налогоплательщика за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество организаций» ). Однако с 01.01.2015 данный срок будет ограничен тремя годами со дня истечения десятидневного срока (абз. 3 пп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ )

Обратите внимание

С 01.01.2015 налоговый орган получает дополнительное право заблокировать счет, если налогоплательщик в течение 10 дней после окончания установленного срока не исполнил обязанность по передаче квитанций о приеме направленных ему в электронной форме требований о представлении соответствующих документов, пояснений, уведомлений о вызове в налоговый орган (пп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона № 134-ФЗ ).

Напомним, что с 01.01.2014 представление декларации по НДС на бумажном носителе не предусмотрено. Столичные налоговики в Письме от 12.03.2014 № 24-15/022540 разъясняют, что несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме грозит ответственностью в соответствии со ст. 119.1 НК РФ - в виде штрафа в размере 200 руб. При этом отмечается, что приостановление налоговым органом операций по счетам в банке за непредставление декларации по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не предусмотрено.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, в качестве которых выступает в том числе приостановление операций по счетам в банке (п. 1 ст. 76 , пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ ).

По иным основаниям счет не может быть заблокирован.

Решение о блокировке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и направляется в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ ). Копия решения передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

По каким счетам могут быть приостановлены операции

Давайте разберемся, о каких счетах идет речь в ст. 76 НК РФ . Статья 11 НК РФ счетом признает расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (п. 1 ст. 845 ГК РФ ).

Получается, что блокируется счет, на который денежные средства могут зачисляться и с которого могут расходоваться. Это, прежде всего, расчетный счет, причем как рублевый счет, так и валютный - при недостаточности средств на рублевых счетах (п. 1 , 2 , 5 , 6.1 ст. 46 , п. 2 ст. 76 НК РФ ). Заблокирован может быть и корпоративный счет, предназначенный для проведения работниками расчетов за счет средств организации с использованием банковских корпоративных карт и для учета операций, совершаемых с использованием названных карт. Мнение о том, что корпоративный счет обладает всеми признаками банковского счета, высказал Президиум ВАС в Постановлении от 21.09.2010 № 2942/10 по делу № А 50-8557/2009 .

По каким счетам не могут быть приостановлены операции

Инспекция не вправе приостанавливать операции:
  • по транзитным счетам, поскольку они не соответствуют признакам счета, указанным в п. 2 ст. 11 НК РФ . Транзитные счета открываются для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом независимо от волеизъявления организации (п. 2.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И , Письмо Минфина РФ от 16.04.2013 № 03 02 07/1/12722 );
  • по ссудным счетам, так как они используются для предоставления заемщикам и возврата ими денежных средств (кредитов). Ссудный счет не является счетом по смыслу договора банковского счета (п. 1 Информационного письма ЦБ РФ от 29.08.2003 № 4 , Письмо Минфина РФ от 21.11.2007 № 03 02 07/1-497 );
  • по депозитным счетам, поскольку данные счета открываются на основании договора банковского вклада (п. 1 ст. 834 ГК РФ ). Организации не могут перечислять с них денежные средства, а значит, такие счета не соответствуют понятию банковского счета (Письмо Минфина РФ № 03 02 07/1-497 ). При этом нужно учитывать следующее. Согласно п. 5 ст. 46 НК РФ не производится взыскание налога с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии названного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в указанный банк поручение налогового органа на перечисление налога. Банки обязаны сообщать налоговикам в том числе о наличии вкладов (депозитов) в банке и об остатках денежных средств на них (п. 2 ст. 86 НК РФ );
  • по расчетным счетам, открытым для осуществления совместной деятельности товарищества, в связи с тем, что денежные средства на таком счете являются общей собственностью, а не собственностью налогоплательщика. Причем взыскание налога может быть произведено только за счет денежных средств, принадлежащих непосредственно налогоплательщику на праве собственности (Постановление ФАС ЦО от 28.08.2009 № А 68-9966/2008-5/18 ).

Что означает приостановление операций

По счету, который заблокирован, нельзя проводить расходные операции: к примеру, с него нельзя перевести деньги контрагенту или снять средства по чековой книжке. При этом не всегда и не все расходные операции прекращаются.

Так, если счет заблокирован на сумму, указанную в решении о взыскании недоимки, то с расчетного счета могут производиться операции сверх названной суммы (абз. 3 , 5 п. 2 ст. 76 НК РФ ). Приостановление операций по счетам не распространяется и на платежи очереди более ранней, чем списание налогов (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ ). Очередность платежей установлена п. 2 ст. 855 ГК РФ . Согласно данной норме при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований определена следующая очередность:

  1. в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  2. во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. в третью очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджет, а также поручениям ФСС и ПФР на списание и перечисление сумм страховых взносов;
  4. в четвертую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  5. в пятую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Иными словами, списание налогов по поручению налогового органа - это платеж третьей очереди. Соответственно, при недостатке денежных средств банки обязаны сначала исполнить платежи первой и второй очередей, а только затем списать налоги.

Платежи одной очереди осуществляются в порядке календарной очередности поступления документов. Например, платежное поручение на выплату заработной платы и инкассовое поручение ИФНС относятся к одной очереди - третьей, поэтому если платежка на зарплату поступит в банк раньше, чем поручение ИФНС, то банк обязан будет сначала исполнить его, а затем, если деньги на счете останутся, - поручение ИФНС (Письмо Минфина РФ от 06.03.2014 № 03 02 07/1/9689 ).

Если операции приостановлены по причине непредставления декларации (на основании п. 3 ст. 76 НК РФ ), при отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджет банк вправе исполнить расчетные документы (чеки) клиента банка по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (Письмо Минфина РФ от 11.07.2013 № 03 02 07/1/26857 ).

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ ).

Заметим, что с 01.01.2014 согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ в п. 12 ст. 76 НК РФ , при наличии решения о приостановлении операций по счетам банкам запрещено открывать новый счет или предоставлять право использовать новые электронные средства платежа.

В целях обеспечения требований данного пункта ФНС в Письме от 20.02.2014 № ПА -4-6/3003 сообщила, что с 03.02.2014 в эксплуатацию внедрен интернет-сервис «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков», который позволяет банкам получать актуальную информацию о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и переводов его электронных денежных средств в банке. Интернет-сервис является открытым, общедоступным и предназначен для использования в банках.

Напомним, что до внесения соответствующих поправок организации и предприниматели не могли открыть счет только в тех банках, куда было направлено решение о приостановлении операции по счетам.

Также не удастся закрыть арестованный счет, если на нем есть остаток денег, поскольку при закрытии счета остаток должен быть израсходован, а расходные операции производиться не могут. Даже в том случае, если остатка денег на счете нет и счет закрывается, решение о приостановлении операций все равно продолжит действовать, и новый счет открыть тоже не удастся. Закрытие банком счета, в отношении которого принято данное решение, не является основанием признания соответствующего решения утратившим силу или прекратившим действие (Постановление ФАС ВСО от 01.02.2013 по делу № А 19-12728/2012 ).

Поэтому организация или предприниматель заинтересованы в том, чтобы счет как можно быстрее был разблокирован.

Как разблокировать счет

Блокировка счета отменяется решением налогового органа при наличии соответствующих оснований:
  • уплата организацией (индивидуальным предпринимателем) задолженности в бюджет или взыскание задолженности налоговым органом. Приостановление операций по счету снимается при получении инспекцией документов (их копий), которые подтверждают погашение недоимки (пеней, штрафов). Чтобы ускорить процесс разблокировки счетов, их можно предоставить в инспекцию самостоятельно вместе с заявлением о снятии приостановления операций. Принять решение об отмене своего решения инспекция должна не позднее одного дня, следующего за днем получения документов (п. 8 ст. 76 НК РФ );
  • предоставление декларации. Получив декларацию, инспекция обязана не позднее следующего рабочего дня вынести решение об отмене приостановления операций по банковским счетам (абз. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ ). Если декларация была отправлена, но инспекция все равно заблокировала счета (например, при отправке декларации по почте), то рекомендуется подать заявление в ИФНС об отмене блокировки вместе с документами, подтверждающими своевременное направление декларации (например, почтовую квитанцию о направлении письма);
  • получение налоговым органом заявления от налогоплательщика-организации о разблокировке счетов. Право на разблокировку счетов возникает, если сумма денежных средств на счетах больше суммы, проставленной в решении о приостановлении операций (п. 9 ст. 76 НК РФ ). Заявление подается в произвольной форме. В нем нужно указать счет, на котором достаточно денежных средств для погашения задолженности, и приложить подтверждающие документы (выписку банка). Также указываются счета, которые необходимо разблокировать. Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения заявления принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения суммы денежных средств, прописанной в решении налогового органа о приостановлении операций.
Не позднее рабочего дня, следующего за вынесением решения об отмене блокировки, налоговая инспекция направляет это решение в банк, а его копию - организации (предпринимателю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 4 ст. 76 НК РФ ).

Если названные сроки будут нарушены, равно как в случае неправомерного приостановления операций, инспекция должна будет выплатить проценты за дни неправомерной блокировки счетов. Порядок начисления процентов прописан в п. 9.2 ст. 76 НК РФ : они начисляются за каждый календарный день нарушения срока в принятии решения об отмене блокировки и (или) за каждый день просрочки в передаче решения об отмене приостановления операций в банк. Если решение об аресте счета изначально было вынесено неправомерно, то проценты начисляются за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до дня получения банком решения об отмене приостановления операций.

Начисляются проценты на ту сумму денежных средств, которая непосредственно была заблокирована на счете, то есть которой организация не могла распоряжаться из-за неправомерных действий налоговиков, а не на сумму, указанную в решении. Например, если по решению налогового органа счет был неправомерно заблокирован на 100 000 руб., но на счете находилось всего 30 000 руб., то проценты будут начислены только на 30 000 руб. Подтверждается это и арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС МО от 13.02.2013 по делу № А 40-59298/12 99 342 ).

В случае неправомерной блокировки счета в связи с неполучением налоговым органом декларации (то есть когда счета блокируются полностью) проценты следует начислить на те денежные средства, которые находились на заблокированных счетах.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций.

Когда инспекция не вправе блокировать счет

Проанализировав разъяснения контролирующих органов и судебные решения, можно обобщить информацию касательно случаев, когда инспекция не вправе блокировать счета.

Итак, блокировка счета может быть признана неправомерной в следующих ситуациях:

  • непредставление в срок бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо Минфина РФ от 04.07.2013 № 03 02 07/1/25590 );
  • непредставление в срок налоговым агентом расчетов, предусмотренных ч. II НК РФ (п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 );
  • наличие в представленной налоговой декларации ошибки, если она не является основанием для отказа в приеме декларации (например, неправильно указанный КПП) (Письмо Минфина РФ от 04.07.2013 № 03 02 07/1/25589 );
  • непредставление в срок сведений о среднесписочной численности (Постановление ФАС МО от 27.02.2009 № КА -А40/644-09 );
  • неполучение инспекцией в срок декларации по вине почты или оператора телекоммуникационной сети (Постановление ФАС МО от 10.11.2010 № КА -А41/13633-10 );
  • подписание декларации неуполномоченным лицом (постановления ФАС УО от 06.05.2013 № Ф 09-3372/13 по делу № А 60-31906/12 , от 19.10.2011 № Ф 09-6635/11 ).
Получается, что если инспекция вынесла решение о приостановке операций по счетам неправомерно, его можно оспорить.

Итак, мы выяснили, что ст. 76 НК РФ установлен закрытый перечень оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщика. Все остальные основания являются поводом для оспаривания решения.

Приостановить операции налоговый орган вправе только по тем счетам, которые открыты по договору банковского счета. Он не вправе приостанавливать операции по транзитным, ссудным, депозитным счетам, а также счетам, открытым для осуществления совместной деятельности.

Если на счете денег больше, чем указано в решении о приостановлении операций, сверх этой суммы операции можно осуществлять. Однако если не представлена налоговая декларация, счет блокируется полностью. Также приостановление операций по счетам не распространяется на платежи очереди более ранней, чем списание налогов.

Блокировка счета создает проблемы в текущей деятельности предприятия, и, чтобы избежать этого, рекомендуется не откладывать отправку деклараций по почте или телекоммуникационным каналам связи на последний день, а также не тянуть с уплатой налогов, сборов. Если все же приостановление произошло, то в силах предприятия ускорить его отмену, устранив причину блокировки счета и максимально быстро уведомив об этом инспекцию.