Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Системы перевода электронных денежных средств. Электронные переводы денежных средств

Знаете ли вы, что помимо банков, перевод денег в любую точку страны или земного шара можно осуществить другими, более выгодными способами? В последнее время технический прогресс в данной области дошел до того, что вы можете отправить моментальный денежный перевод даже в Антарктиду!

Небанковские системы денежных переводов

В зависимости от того, совершается ли транзакция внутри страны или между странами, денежный перевод дифференцируется на два вида: локальный (внутренний) и трансграничный (внешний).

На сегодняшний день самым распространенным способом отправки локального перевода является перевод через почтовые отделения. Они имеются в каждом населенном пункте и найти их в незнакомом отправителю месте очень просто. Перевод наличных осуществляется посредством электронных технологий, доставкой через определенные почтовые пункты. Получателю направляется уведомление на его мобильный телефон о том, что перевод уже в пути. При поступлении средств в отделение почты получатель получит уведомительное СМС на свой мобильный телефон. Если нет мобильного телефона, то информацию сообщают на домашний номер, либо доставляют по месту жительства карточку-уведомление. Заполнив ее дома или в почтовом отделении, адресат получает наличные.


Важно! В больших городах
Post offices имеют возможность отправлять несколько видов денежных переводов. Это может быть срочный перевод, доставляемый в считанные минуты, или стандартный, занимающий обычно несколько дней. Комиссии в первом случае значительно выше, поэтому отправителю необходимо учитывать этот нюанс при отправке срочного перевода.

Для трансграничных переводов наиболее удобными на сегодняшний день являются многочисленные системы денежных переводов, позволяющие отправлять средства по всему миру легко, быстро и безопасно. Например, самые известные из таких систем в Европе – WesternUnion, MoneyPolo и MoneyGram. Одно из достоинств данных систем - нет необходимости заполнять банковские реквизиты. Перевод можно получить уже через 15 минут, после сообщения отправителем адресату кодового номера, присвоенного оператором. При получении предъявляется лишь номер перевода и документ, удостоверяющий личность.

Важно! Нужно учитывать, что несмотря на то, что некоторые способы перевода наличных существует уже более полутора веков, не всегда получатель может быстро обналичить средства. В каждой стране имеются свои законы и требования при выполнении таких операций. В развитых странах этот процесс занимает, как правило, считанные минуты. В государствах Африки, Латинской Америки в соответствии с их законодательством перевод можно получить лишь через определенное время, после его поступления в филиал.


Денежные переводы онлайн

Данный способ отправки денежных средств стремительно завоевывает популярность благодаря своей простоте и низким комиссиям. Разнообразие систем денежных переводов онлайн позволяет отправителю выбрать для себя наиболее подходящую систему по всем критериям.

Любой онлайн перевод выполняется по правилам сервиса, который его осуществляет. Поэтому отправителю необходимо тщательно ознакомиться с условиями выбранного им способа доставки средств получателю. Основное правило - это доступность пунктов выдачи наличных для адресата. Существующие методы перевода позволяют перечислить деньги прямо в «карман», то есть на его мобильный телефон или банковскую карту.

Установив специальные приложения на мобильные устройства или ПК, можно проводить пересылку денежных средств, не выходя из дома. Уже давно многие операторы связи предоставляют услугу удаленного пополнения счета, перевод средств от одного абонента другому. Некоторые из них сделали доступным получение денежных средств со счета мобильного телефона в отделениях банков. Теперь пользователь мобильного телефона с соответствующим программным обеспечением может осуществлять трансфер средств в любом месте, где есть покрытие сети.

Важно! Процентная ставка за предоставление услуг различными системами денежных переводов значительно отличаются. Получатель в большинстве случаев трансфер не оплачивает, поэтому отправителю рекомендуется уточнять размер комиссии непосредственно перед отправлением.



Безопасность перевода денежных средств

Каждая система денежных переводов стремится в полной мере обезопасить своих клиентов от мошенников. В более чем 90% случаев увода денег при переводе виноваты сами отправители и получатели. Поэтому, выбирая соответствующий сервис, необходимо тщательно ознакомиться с условиями его предоставления и правилами безопасности.

Факт! Невозможно осуществить хищение денег при их переводе без личных данных отправителя/получателя. Эту информацию необходимо тщательно хранить, не доверяя ее посторонним лицам. Полученные на мобильный телефон смс сообщения с кодами после использования нужно удалять из устройства. Переправлять финансы следует используя защищенное лицензионное ПО.

Многие программы имеют встроенную функцию безопасного осуществления денежных переводов. Современные версии антивирусного обеспечения дополняются защитой, которую необходимо включать осуществляя финансовые операции с ПК, ноутбука, мобильного гаджета. Пренебрегать данными мерами безопасности не стоит. Мошенников множество, и они постоянно совершенствуют методы похищения чужих денежных средств при различных транзакциях. Поэтому осуществляя денежный перевод, проявляйте повышенную внимательность. Заполняя реквизиты в пунктах отправления средств, не оставляйте там испорченные бланки, ведь по ним злоумышленники могут узнать конфиденциальную информацию и воспользоваться ею в своих незаконных целях.

Наличие разнообразных систем перевода денежных средств значительно упрощает их передачу нужным людям, где бы они не находились. Ведь попасть в трудную ситуацию может каждый. И в таком случае хорошие знакомые, друзья, близкие могут быстро оказать финансовую помощь одним из способов перевода средств. Главное при этом не забывать ознакомиться с предоставляемыми компаниями услугами и защитить свои конфиденциальные данные.

«О национальной платежной системе» . «Электронные деньги» были признаны на законодательном уровне. В частности, было закреплено само понятие «электронных денег» - денежные средства, которые внесены клиентами в кредитные организации, которые учитываются без открытия банковских счетов». Право на выпуск «цифровой валюты» имеют теперь организации, которые обладают минимальным уставным капиталом в размере не менее 18 млн. руб. Чтобы стать оператором электронных денег, таким НКО (небанковские кредитные организации) достаточно уведомить Центробанк.

Обсудить закон «О национальной платежной системе» и его возможное влияние на работу интернет–магазинов SEOnews решил со специалистами юридической фирмы «КЛИФФ»:

Еленой Денисовой , руководителем коммерческой практики гражданско-правового департамента, и

Светланой Максимовой, ведущим аудитором Департамента аудита и бухгалтерского сопровождения.


Оператор платежной системы, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денег…. В чем разница?

Елена: ФЗ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятым 27 июня 2011 г., даны следующие определения основных участников платежных систем.

Под оператором платежной системы следует понимать юридическое лицо, фактически организовавшее такую систему. Операторами платежной системы могут являться Банк России, Внешэкономбанк, кредитные, а также не кредитные организации (т.е. любое юридическое лицо при соблюдении определенных условий, установленных названным ФЗ). В качестве примера не кредитной организации, которая сможет принять статус оператора платежной системы, можно привести наиболее крупных игроков этого рынка, таких как: WebMoney, ЯндексДеньги, операторы международных платежных систем Visa и MasterCard и прочие крупные платежные системы (при условии, что они будут подпадать под критерии установленные ФЗ о минимальном размере активов и пр.). Кроме того, поскольку в число платежных инструментов, наравне с кредитными картами, войдет обычный мобильный телефон, к операторам платежной системы можно будет также отнести операторов сотовой связи.

К операторам по переводу денежных средств новый ФЗ относит Банк России, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств (п.1 ст.11 ФЗ №161-ФЗ). Таким образом, кредитные организации, в лицензии которых отсутствует указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не смогут стать операторами по переводу денежных средств.

Оператором электронных денежных средств признается кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 части третьей ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (п.1 ст.12 ФЗ). Т.е. небанковская кредитная организация, в лицензии которой будет отсутствовать указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора электронных денежных средств и осуществлять перевод электронных денежных средств.

Примером оператора электронных денег могут служить уже ранее названные игроки. Однако, для осуществления названными игроками деятельности в качестве операторов электронных денег им необходимо будет получить соответствующую лицензию ЦБ РФ.

Разница между вышеназванными операторами можно наглядно продемонстрировать в следующей таблице:

Основные Критерии

Оператор платежной системы

Оператор электронных денежных средств

Оператор по переводу

денежных средств

Субъекты

Любые юридические лица

Кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств

Банк России

Внешторгбанк

Кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств

Функционал

ü Создает платежную систему;

ü Определяет правила функционирования ПС;

ü Создает систему управления рисками; Обеспечивает возможность рассмотрения споров с участниками и операторами ПС

Фактически является одним из участников ПС и устанавливает только правила осуществления перевода ЭДС

Фактически является одним из участников ПС

Осуществляет свою деятельность в соответствии с банковским законодательством РФ

Порядок принятия статуса

Для организаций, не являющаяся кредитными необходимо направить регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установленные Банком России.

Банк России осуществляет соответствующую деятельность с даты вступления ФЗ в силу

Обязаны уведомить Банк России о начале своей деятельности в соответствующем статусе не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств.

Осуществляют деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств со дня вступления ФЗ в силу

Какие участники структуры могут быть некредитными организациями?

Елена: Юридические лица, не являющиеся кредитными организациями, могут участвовать в платежной системе в статусе: операторов платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры (таких как операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр); банковские платежные агенты.

Возможно ли совмещать деятельность оператора электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС (национальной платежной системы)?

Елена: Как указывалось выше, операторами электронных денег будут признаваться кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право (предоставленное соответствующей лицензией) на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п.1 ст.12 ФЗ №161-ФЗ).

В соответствии с положениями ФЗ «О банках и банковской деятельности» небанковской кредитной организацией признается кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ и лицензией на осуществление такой деятельности. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В соответствии с ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

Таким образом, на операторов электронных денег будут распространяться все ограничения и требования, установленные действующим законодательством РФ для кредитных организаций. Осуществление операторами электронных денег видов деятельности, приведенных в качестве примера в вопросе, невозможно.

Что касается второго вопроса о возможности совмещения операторами электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС, на него может быть дан положительный ответ. Операторы электронных денег могут совмещать свою деятельность с деятельностью иных субъектов платежной системы, с учетом имеющихся ограничений, предусмотренных для операторов электронных денег получивших статус небанковской кредитной организации. Напомним, что оператор электронных денег, созданный в форме НКО не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств, центрального платежного клирингового контрагента, а также расчетного центра.

Что изменится в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей через Интернет? Какие меры необходимо предпринять владельцам магазинов, чтобы узаконить теперь свою деятельность?

Елена: После вступления ФЗ №161-ФЗ и №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» 29.09.2011г в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей, существенным образом ничего не измениться. Однако, в последствие, таким участникам рынкам необходимо будет открыть специальный расчетный счет у оператора по переводу денежных средств и оператора по переводу электронных денег (для возможности использования ЭСП), а также стать банковскими платежными агентами для сохранения статуса оператора по приему денежных средств (в соответствии с положениями ФЗ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» в ред. ФЗ №162-ФЗ от 27.06.2011).

Электронные средства платежа могут быть персонифицированными и неперсонифицированными (неидентифицированные и только физические лица). Для первого вида нет ограничений по месячным переводам, для второго – 40 тысяч рублей. Остаток по счету не должен превышать соответственно100 и 15 тысяч рублей. Насколько я понимаю, эти ограничения можно обойти, просто заведя, например, несколько карт на одно лицо, не так ли?

Светлана: Статьей 10 Закона №161-ФЗ ограничен размер остатков электронных денежных средств, а также общая сумма переводимых электронных денежных средств в использованием неперсонифицированного средства платежа в месяц 40 тыс. руб. При этом данные ограничения относятся ко всем видам электронных денежных средств у одного оператора (например: WMR, WMZ, WME, WMU, WMB, WMY, WMC, WMZ, WMG). На наш взгляд данные ограничения можно обойти, имея ЭСП у разных эмитентов таких средств платежа.

Предположим, ЭСП – это карта пользователя, физ. лица. Если идет речь о юр. лице, например, интернет - магазине. Его лицевой счет считается ЭСП? Будут ли здесь действовать ограничения? Ведь обороты таких магазинов превышают 100 тысяч.

Светлана: Во-первых, хотелось бы напомнить, что расчеты электронными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрещены (ч. 9 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Во-вторых, ограничения установленные ч.7 ст.10 Закона №161-ФЗ, говорят об остатках (а не об оборотах) электронных денежных средств.

В-третьих, необходимо напомнить определение ЭСП, данное в пункте 19 ст.3 Закона №161-ФЗ

Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Клиенты - юридические лица или индивидуальные предприниматели предоставляют денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета. Для юридических лиц ЭСП – это специальный банковский счет открытый для приема электронных денег.

Таким образом, если физические лица используют банковские карты для расчетов с интернет - магазином ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай не распространяются.

Если интернет – магазины принимает в счет оплаты электронные денежные средства через ЭСП ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай распространяются.

Как и кто сможет обналичить виртуальные деньги?

Елена, Светлана: Обналичить можно только персонифицированные электронные денежные средства. То есть, это могут сделать физические лица идентифицированные в соответствии с законом №115-ФЗ от 07.08.01 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ч.21 ст.7 Закона №161-ФЗ). Остатки электронных денежных средств неперсонифицированных физических лиц и юридических лиц могут быть переведены только на банковский счет (ч.20 и 22 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Для обналичивания электронных денежных средств или перевода их на банковский счет клиент дает соответствующее распоряжение оператору электронных денежных средств.

Закон дает огромные полномочия ЦБ. Как вы оцениваете перспективу его действия в этой структуре? Будет ли это регламентная или ограничительная деятельность?

Елена: На наш взгляддеятельность ЦБ РФ и его действия, в том числе надзорные и контрольные функции, не будут сильно отличаться от существующих в отношении банковской сферы, а его деятельность будет носить скорее смешанный характер, т.е регламентно-ограничительный. Мы считаем, что основной целью законодателя, при предоставлении столь широких полномочий для ЦБ, было урегулирование этого рынка и выстраивание системы с той же четкостью и возможностью контроля, что и при построении банковской деятельности.

Закон «О национальной платёжной системе» был принят и опубликован в конце июня. Когда закон вступит в силу и вступит ли он целиком?

Елена : Федеральный закон об НПС вступает в силу 29 сентября 2011 г. частично. Стоит отметить, что ФЗ будет вступать в силу «частями», в течение следующих 15 (пятнадцати) месяцев соответственно все участники этого рынка будут иметь определенное время для подготовки необходимых документов, принятия какого либо статуса в качестве субъектов платежной системы, а также для привидения в соответствие своих действующих документов.


Что такое электронный перевод денежных средств?
Электронный перевод денежных средств - это платеж посредством серии дебетовых и кредитовых операций, проведенных по компьютерным сетям. Внутренний электронный перевод осуществляется через Федеральную резервную систему, которая действует в 12 округах по всей территории США, причем в каждом округе имеется региональный Федеральный резервный банк и множество его филиалов. Фактический физический перевод денежных средств происходит на счетах региональных резервных банков и их филиалов. Международный электронный перевод денежных средств - это платеж посредством серии дебетовых и кредитовых операций, проведенных по телексу непосредственно банками-корреспондентами.

Как осуществляется электронный перевод денежных средств внутри страны?
Чтобы осуществить электронный перевод, банки покупателя и продавца должны быть членами Федеральной резервной системы и иметь счета в резервном банке или иметь счет в банке-участнике. Покупатель или кредитор, переводящий средства электронным способом, должен сообщить своему банку имя продавца, название банка продавца и данные счета, на который переводятся денежные средства, а также номер в Американской ассоциации банков, идентифицирующий банк продавца в Федеральной резервной системе.
Подтвердив наличие денежных средств клиента, инициирующий перевод банк-участник, или отправитель, дает инструкции своему резервному банку дебетовать счет отправителя и кредитовать банк - участник получателя средств. Если отправитель и получатель имеют счета в двух разных резервных банках, запрос о кредитовании будет послан резервным банком отправителя в резервный банк получателя. После этого резервный банк получателя кредитует счет последнего.
Как банк, инициирующий перевод, подтверждает денежные средства клиента?
Все средства, подлежащие переводу, должны быть инкассированы. Таким образом, чековый депозит, покрывающий электронный перевод, по которому еще не получены средства, задержит или предотвратит перевод. По существу, пересылающий банк защищает себя от риска потенциальных убытков по статьям, подпадающим под действие распоряжений об остановке платежа, до тех пор пока не произведен финальный платеж. Это относится и к сертифицированным чекам, и к банковским чекам. Часто делается ссылка на «средства в наличии» или «федеральные средства», что означает, что средства для перевода инкассированы.
Когда фактически завершается электронный перевод?
Как только получатель получает уведомление о поступлении -- «Федеральный электронный трансферт» из Федерального резервного банка, - платеж считается законченным и, за исключением приведенных ниже случаев, продавец имеет право на использование таких средств.
Может ли отправитель отозвать распоряжение об электронном переводе денежных средств после того, как он направил в свой резервный банк уведомление о дебетовании своего счета?
Резервный банк может остановить действия по осуществлению электронного перевода, если просьба отправителя об отзыве дает резервному банку разумную возможность исполнить запрашиваемый отзыв. Если запрос получен
слишком поздно, резервный банк может обратиться к резервному банку получателя денежных средств, чтобы тот, в свою очередь, запросил получателя об их возврате, если отправитель хочет этого. Однако резервный банк будет нести ответственность только как «не проявивший добрую волю» или не сумевший продемонстрировать обычную осторожность. Следовательно, он не несет ответственности, если получатель отказывается вернуть денежные средства.
Есть ли крайний срок подачи распоряжения об электронном переводе средств, которые продавец должен получить в этот же день?
Хотя ни один резервный банк не гарантирует выполнения перевода в запрашиваемый день, обычно 15 часов - это крайний срок для отправляющих банков. Более того, резервный банк может по своему усмотрению произвести электронный перевод после окончания рабочего дня. Такое обычно происходит в случае крайней необходимости или когда переводятся крупные суммы денег. Крайний срок для размещения распоряжения о международном переводе - 12.30.
Чем отличаются электронные переводы внутри страны от международных электронных переводов?
При международных электронных переводах простота и безопасность Федеральной резервной системы недоступны. Поэтому перевод обычно занимает больше времени. Кроме того, при международных электронных переводах существует проблема обусловленного платежа. В частности, банк, дебетующий счет клиента, обычно оставляет за собой право отозвать кредит, предоставленный банку-корреспонденту, если в процессе расчетов происходит перерасход на клиентском счете. Это может создать трудности в определении того, когда произведен финальный платеж.
В чем преимущества и недостатки электронного перевода денежных средств для продавца?
После наличных денежных средств для продавца это лучший способ гарантировать себе, что он получит поступления от продажи в день исполнения, потому что Федеральный резервный банк принимает на себя риск финального платежа, как только распоряжение отправителя принято его резервным банком.
Один недостаток, связанный с электронным переводом, имеет отношение к характеру соглашения о счете, заключенного между продавцом и его банком. В связи с соглашением о счете может не потребоваться, чтобы банк продавца кредитовал счет последнего сразу же после получения кредита Федеральной
резервной системы. Федеральный закон требует, чтобы получатель «сразу же» кредитовал счет бенефициара, однако не уточняется, что подразумевается под определением «сразу же». Лучше всего будет посоветовать клиенту, чтобы он ознакомился с условиями своего договора о банковском счете. Более того, продавец может уточнить в договоре о поглощении, что обязательство покупателя перевести денежные средства будет считаться исполненным только после того, как денежные средства поступят на счет продавца.
Имеются ли иные платежные методы, кроме наличности или электронных переводов, приемлемые для продавца в день завершения?
Есть три вида чеков, выпускаемых банком, которые практически не содержат никаких рисков для принимающего их продавца: 1) чек клиента, гарантированный банком; 2) кассирующий чек; 3) банковский чек. Каждый из этих чеков имеет свои особенности, но все они предназначены для того, чтобы получатель платежа был уверен в том, что платеж будет обязательно осуществлен уполномоченным банком.
Чеки клиента - это такие инструменты, на которые, после того как они заверены банком-плателыциком, не распространяется распоряжение об остановке платежа. Согласно Единому коммерческому кодексу США, банк, выдавший чек клиента, несет персональную ответственность за невыполнение обязательства по оплате чека, ¦ а его клиент несет вторичную ответственность.
Выпуская кассирующий чек, банк выступает и как плательщик, и как получатель платежа в размере суммы, указанной в чеке. Как и в случае с чеками клиента, банк должен принять кассированный чек для платежа в момент его выпуска. Клиент не может остановить платеж по этому чеку. Единственный случай, когда продавец сталкивается с риском неплатежа, - если банк, выпустивший чек, становится неплатежеспособным до наступления платежа. Даже если банк является членом Федеральной корпорации страхования депозитов, чек будет застрахован на сумму до 100 тыс. долл. США, включая проценты.
Банковский чек не дает продавцу той же степени уверенности, что и сертифицированный чек клиента или кассированный чек, поскольку, в отличие от них, банк, выдающий банковский чек, не принимает тем самым чек к оплате (т.е. не берет на себя обязательство выплатить по требованию эту сумму) в момент его выдачи. Для платежа необходимо предъявление этого чека. Несмотря на эту разницу, Единый коммерческий кодекс рассматривает банковские чеки как денежные эквиваленты, и единственный случай, когда банк, выпустивший чек, может остановить платеж, - это если банк является непосредственным участником сделки. А единственный случай, когда клиент, заказывающий банковский чек, может потребовать остановки платежа, - это случай мошенничества или кражи этого инструмента.

Ведущие игроки рынка

Есть несколько способов перевести деньги за рубеж, одним из которых является система денежных переводов (СДП). Сегодня на территории РФ действуют российские и международные СДП, позволяющие оперативно отправлять средства в любую точку земного шара. Первыми в нашей стране появились крупные известные мировые операторы с отлаженными технологиями и высокой скоростью пересылки денег, позволяющие отсылать средства в любую из стран мира. Они моментально открыли сотни пунктов приема платежей и буквально за год завоевали российский рынок.

Российские СДП появились намного позже и создавались на базе кредитных организаций, которые впоследствии стали расчетными центрами. Самое популярное направление переводов в данный момент - Россия - СНГ. Это связано с притоком эмигрантов из стран ближнего зарубежья (Украина, Таджикистан, Молдова).

Основные системы денежных переводов, успешно функционирующие на территории России, это: Western Union, MoneyGram, Кибер Деньги, Мigom, UNIStream, Анелик, Blizko, Contact, PrivatMoney, Coinstar и другие. Кроме того, денежные переводы осуществляют и кредитные организации, получившие для этого лицензию. Процедура перевода схожа с той, которую используют СДП, но главный недостаток заключается в низкой скорости пересылки денег и узкой географии.

Схема осуществления переводов. Ценообразование

Операции по переводу денег осуществляются в долларах США, евро и российских рублях. Выделяют такие основные направления перевода:

По России;

Из России в страны СНГ, а также ближнего зарубежья;

Из России в страны дальнего зарубежья.

Тарифные сетки большинства систем представлены не в процентах, а выражены в фиксированных суммах, которые отправителю придется заплатить при осуществлении транзакции. Именно поэтому приведение их в общих базах для сравнения не вполне корректно и достоверно, хотя, естественно, каждый пользователь системы хотел бы знать, какая система переводов «дорогая», а какая - «дешевая». Кроме того, немаловажным является скорость перевода денег и география - далеко не все системы работают по всему миру.

Правовое регулирование переводов. Правила их осуществления

Процедура отправки и получения денег, в общем, всегда одинакова и достаточно проста: оператор сам заполняет бланк перевода, а отправитель должен лишь предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт или военный билет для военных), указать страну, город и сумму перевода. Обязательно указывается фамилия и имя получателя. Вместе с суммой, которую человек планирует перевести, ему придется оплатить комиссию. После этого переводу присваивается контрольный номер, который сообщается адресату. При получении адресат должен назвать контрольную сумму и предъявить паспорт. Деньги он получает без вычета комиссий. Иногда отправку контрольного номера может выполнять сама система (например, есть эта функция в Migom, Анелик).

Некоторые системы осуществляют безадресные переводы - с указанием лишь страны. Тогда получатель может получить деньги в любом городе, где есть пункт выдачи (Migom, Western Union, UNIStream ).

Касательно сумм, которые можно отправить без открытия счета, они ограничиваются как внутренними правилами самих операторов рынка, так и законами стран, куда переводятся деньги. Если говорить о лимитах стран , то при отправке денег по России или отправке средств за рубеж нерезидентом законодательных ограничений по суммам не предусмотрено. На отправку денег за границу резидентами действует лимит: не более 5 тыс. долл. или эквивалент этой суммы в день. Нерезиденты (граждане других государств, временно находящиеся в России) могут отправлять любую сумму без ограничения (если лимит не установлен самой платежной системой).

Еще один важный вопрос — что делать, если человек остался за границей без документов. В таком случае выручить может либо справка, заменяющая документ, полученная в консульстве чужой страны, либо нотариально заверенная копия утерянного документа. Но даже если получатель не может обратиться в пункт выдачи и забрать деньги, они не пропадают: отправитель может аннулировать перевод, изменить ФИО получателя, или просто ничего не делать и забрать через 30 дней деньги, возвращенные на его имя системой.

Лидеры рынка: ведущие системы переводов, работающие в России

Из более чем 17 систем переводов самыми популярными являются 8. Эта цифра не случайна - проанализировав статистику, можно прийти к выводу, что именно столько игроков рынка отвечают основным критериям отбора:

Максимальная сумма перевода.

Минимальная стоимость перевода.

Минимальное время исполнения.

Самая широкая география получения средств.

Наличие дополнительных услуг.

Рассмотрим самые популярные системы, которые максимально отвечают всем критериям:

Сравнительная характеристика тарифов в таблицах

Тарифы на рублевые переводы без открытия счета по России

Сумма (руб.)

Почта России*

Блиц

Western Union

UNIStream**

MIGOM

Contact

До 3000 руб.

до 155 руб.

150 руб.

150-250 руб.

30 руб.

до 40 руб.

до 45 руб.

3000 - 6000 руб.

155-275 руб.

150 руб.

250-350 руб.

30-60 руб.

90 руб.

45-90 руб.

6000 - 15000 руб.

275-435 руб.

150-262,5 руб.

350-500 руб.

60-150 руб.

160-250 руб.

90-225 руб.

15000 - 30000 руб.

435-635 руб.

262,5-525 руб.

500-1000 руб.

150-2000 руб.

250-500 руб.

225-450 руб.

30000 - 60000 руб.

635-935 руб.

525-1050 руб.

1000-1750 руб.

2000 руб.

700-1150 руб.

450-900 руб.

60000 - 150000 руб.

935-1835 руб.

1050-2625 руб.

1750-3550 руб.

2000 руб.

1150-2700 руб.

900-2250 руб.

150000 - 300000 руб.

1835-3335 руб.

2625-3000 руб.

3550-6550 руб.

2000 руб.

2700-4800 руб.

2250-2400 руб.

*В ряде стран действуют индивидуальные тарифы.

**Комиссия при отправке перевода через собственные кассы.

Тарифы на рублевые переводы без открытия счета по СНГ

Сумма (руб.)

Почта России*

Blizko

Блиц**

MIGOM

Western Union

Contact

До 3000 руб.

до 157 руб.

до 40 руб.

150,00 руб.

20-40 руб.

150,00 руб.

до 60 руб.

3000 - 6000 руб.

157-252 руб.

40-110 руб.

150,00 руб.

90,00 руб.

150-300 руб.

60-120 руб.

6000 - 15000 руб.

252-477 руб.

110-220 руб.

150,00 руб.

160-250 руб.

300-450 руб.

120-300 руб.

15000 - 30000 руб.

477-752 руб.

220-430 руб.

150-300 руб.

250-500 руб.

550-1000 руб.

300-600 руб.

30000 - 60000 руб.

752-1202 руб.

430-850 руб.

300-600 руб.

700-1150 руб.

1000-1500 руб.

600-1200 руб.

60000 - 150000 руб.

1202-1802 руб.***

850-2400 руб.

600-1500 руб.

1150-2700 руб.

1500-3000 руб.

1200-3000 руб.

150000 - 300000 руб.

2400-4200 руб.

1500-3000 руб.

2700-4800 руб.

3000-6000 руб.

3000-3500 руб.

*Кроме тарифов в Киргизию.

**Стоимость получения — 1% от суммы.

***Переводы через клиринговый центр «Анелик РУ».

Сумма перевода

Coinstar

Western Union

MoneyGram

UNIStream**

Contact

MIGOM

Блиц***

Blizko

До 100$

до 2 $

100 - 200$

2-3 $

1-2 $

2-4 $

200 - 500$

6-18 $

6-18 $

3-8 $

2-5 $

4-10 $

7-12 $

4-10 $

500 - 1000$

18-30 $

18-24 $

8-16 $

5-10 $

10-20 $

15-27 $

5-10 $

10-20 $

1000 - 2000$

30-55 $

24-40 $

16-32 $

10-20 $

20-40 $

30-40 $

10-20 $

20-40 $

2000 - 5000$

55-95 $

40-100 $

32-80 $

20-50 $

40-99 $

50-100 $

20-50 $

40-100 $

5000 - 10000$

95 $ *

100-200 $

80-90 $

50-100 $

99 $

110-200 $

100-200 $

Тарифы на валютные переводы без открытия счета в дальнее зарубежье

Сумма перевода

Contact

Coinstar

Western Union

MoneyGram

Western Union**

UNIStream***

До 100$

до 3 $

10 $

12 $

10 $

1,5 $

100 - 200$

3-6 $

10-20 $

12-20 $

10 $

1,5-3 $

200 - 500$

6-15 $

6-18 $

20-40 $

20-32 $

10 $

3-7,5 $

500 - 1000$

15-30 $

18-30 $

40-60 $

31-50 $

10 $

7,5-15 $

1000 - 2000$

30-60 $

30-55 $

60-90 $

50-100 $

10-20 $

15-30 $

2000 - 5000$

60-150 $

55-95 $

90-137 $

100-150 $

20-40 $

30-75 $

5000 - 10000$

150-300 $

95 $ *

137-303 $

150-300 $

40-90 $

75-150 $

*Комиссия для максимальной суммы - $5000.

**Только для переводов в КНР, Гонконг, Тайвань, Монголию, Макао и Вьетнам.

***Комиссия при отправке денег через собственные кассы.

Итоги

Как видно из описания систем денежных переводов и сводных таблиц тарифов, лучшими можно назвать следующие системы:

Unistream: низкие тарифы, минимальное время исполнения, наличие полезных дополнительных услуг.

MoneyGram: развитая сеть, низкие тарифы по России, простая процедура возврата не полученного денежного перевода.

Western Union : минимальное время исполнения, самая широкая сеть, полезные дополнительные услуги.

К худшим системам среди всех представленных можно отнести Почту России и Блиц Сбербанка. Высокие тарифы, длительное время исполнения, минимальный охват стран и ряд других недостатков не делает их популярными в России. Сбербанк даже берет плату за получение денег, а у Почты России совершенно нет никаких дополнительных услуг.

Для выбора оптимального сервиса для передачи денег за рубеж можно воспользоваться специальными сайтами, к примеру:

Национальная безопасность Рос­сийской Федерации на протя­жении последних десятилетий постоянно подвергается угрозам со сто­роны организованной преступности. Борьба с ней, как признано сейчас во всем мире, не должна сводиться исклю­чительно к выявлению и пресечению от­дельных ее проявлений.

Задача, стоящая перед правоохранительными органами на современном этапе, ставится гораздо шире — пресечь деятельность самого ор­ганизованного преступного формирова­ния, важную роль в существовании ко­торого играет его финансовая база, пре­доставляющая возможность расширен­ного воспроизводства его людских и ма­териальных ресурсов.

Разнообразные виды преступной дея­тельности, осуществляемой организо­ванными преступными формирования­ми, приносят огромные доходы, мас­штабы которых не поддаются реальной оценке. В специальной литературе име­ется множество оценок объема отмыва­ния доходов, однако в настоящее время реальной методики осуществления та­кого рода расчетов не имеется.

По данным Счетной палаты Россий­ской Федерации только на Кипре еже­годно отмываются до 12 млрд. долларов США российского происхождения . А даже по приблизительным оценкам экс­пертов МВФ, посредством мировых финансовых систем ежегодно легализуют­ся доходы, полученные преступным пу­тем, в объеме от 500 миллиардов до 1,5 триллиона долларов США, что в сред­нем объеме составляет от 2 до 5% миро­вого валового продукта.

Наибольшее ко­личество их отмывается в США (при­мерно 300 млрд. долларов в год). Активы криминальных группировок Великоб­ритании приближаются к 30 млрд. дол­ларов. Прибыль, получаемая теневыми структурами Японии, составляет 5% ВВП и превышает правительственный бюджет, выделяемый на здравоохране­ние и социальное обеспечение.

«Насыщение» криминальным капи­талом приводит к необходимости реше­ния задачи по определению путей и средств его легализации.

Международные стандарты деятель­ности по выявлению, изъятию и конфи­скации денежных средств или иного имущества преступного происхождения предусмотрены такими международны­ми соглашениями, как Конвенция Со­вета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от пре­ступной деятельности от 8 ноября 1998 года №141, Директива ЕЭС от 10 июня 1991 года №91/308/ЕЭС.

В националь­ное законодательство введены меры по реализации принятых Международной группой по финансовым мерам борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) сорока девяти рекомендаций, специально посвященных противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

На основе рекомендаций ФАТФ был разработан и принят Федеральный за­кон от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ «О про­тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма». Статьями 174 и 174 Уголовного кодек­са РФ установлена уголовная ответст­венность за осуществление операций по отмыванию преступных доходов.

Наряду с этим надо сказать, что не все рекомендации ФАТФ в целях противо­действия легализации преступных дохо­дов получили адекватное отражение в российском законодательстве и государ­ственной практике. Шестая рекоменда­ция ФАТФ «Альтернативный перевод» гласит: «Каждая страна должна принять меры по обеспечению соответствия всех физических и юридических лиц, включая агентов, занимающихся переводами денег или ценностей, включая неформальные сети или системы перевода денег или ценностей, нормативам ФАТФ для кре­дитных организаций. Каждая страна должна принять меры по административ­ному, гражданскому либо уголовному преследованию физических и юридиче­ских лиц, незаконно занимающимися та­кими денежными переводами».

ФАТФ подготовила также поясни­тельные указания и документ о лучшей практике к применению этой рекомен­дации, которые предусматривают уточ­нение необходимости регистрации всех систем перевода денег, или их лицензи­рования наряду с применением к ним широкого круга обязанностей, относя­щихся к организациям, осуществляю­щим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Между тем Фе­деральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, по­лученных преступным путем, и финан­сированию терроризма» (ст. 5) не вклю­чает в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средст­вами или иным имуществом, такие орга­низации, как, например, широко из­вестная «Вестерн Юнион», которые, не являясь организациями федеральной почтовой связи, осуществляют массо­вые электронные переводы денежных средств, в т.ч. в страны СНГ. Их деятель­ность представляет собой ни что иное, как неформальную сеть перевода денег, которая не охвачена системой финансо­вого контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и представляет собой удобный канал перемещения денежных средств, как полученных пре­ступным путем, так и предназначенных для обеспечения преступной, в т.ч. террористической, деятельности. Упо­мянутый федеральный закон ничего не говорит и об электронных переводах де­нег как объектах предусмотренного им контроля финансовых операций.

БЕСКОНТРОЛЬНЫЕ ПОТОКИ

Остаются вне контроля и другие де­нежные потоки, также представляющие собой чаще всего неформальную сеть ак­кумулирования и трансграничного пере­вода денег. Сегодня «хавала», что на арабском банковском жаргоне означает «переводить» или «телеграфировать», пе­реживает ренессанс. Возникшая во вре­мена караванной торговли, она остается востребованной и в эпоху глобализации, нарастания миграционных потоков, взрывного развития международных связей малого и среднего бизнеса, вы­званного прорывом в развитии телеком­муникаций. Не в последнюю очередь по­пулярность «хавалы» основывается на ужесточении банковского надзора, т.к позволяет эффективно обходить многие препятствия нормативного характера.

Организованные преступные форми­рования часто пользуются неформаль­ными системами денежных переводов. Используют курьеров, например, или системы трансфертов, наподобие систе­мы арабской «хавалы». Неформальные переводы денежных средств использу­ются и представителями челночного бизнеса. Им предлагается оставить в России деньги, предназначенные для покупки товаров за рубежом, в обмен на получение за границей по опреде­ленному адресу това­ров на ту же сумму. Как правило, такие трансграничные опе­рации осуществляются образованными на этни­ческой основе сообществами, члены которых действуют на террито­рии ряда государств. В связи с ростом количества этнических диаспор в Рос­сии подобные операции становятся все более популярными.

Согласно данным, приведенным главой ФМС России К.Ромодановским по окончании заседа­ния правительственной комиссии по со­вершенствованию взаимодействия фе­дерального центра и регионов, на кото­ром рассматривались вопросы миграци­онной политики, в России сейчас нахо­дятся 10,2 млн. нелегальных мигрантов. Всего за последние 12 лет в Россию официально иммигрировало более 7 млн. человек. Одновременно, по оцен­кам Федеральной миграционной служ­бы МВД России, Госкомстата, погра­ничной и налоговой служб, в России не­легально проживают от 3 до 10 млн. гра­ждан из стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана и африканских го­сударств.

Денежные переводы нелегальных ми­грантов, как по официальным, так и по неофициальным каналам достигают 12-15 млрд. долларов США в год. Согласно зарубежным экспертным оценкам тер­рористические организации, действую­щие в Юго-Восточной Азии, 80-90% де­нежных средств получают по схеме «ха­вала». Пакистанские банкиры в 2002 го­ду пришли к выводу, что по каналам «ха­валы» в страну ежегодно поступает 2-3 млрд., а легальные трансакции оценива­ются в сумму 1 млрд. долларов США.

В основе работы схем пе­ревода денежных средств такого рода ле­жит принцип компенсирующего сальдо. На первый взгляд систе­ма вполне легальна: отправитель денег передает некоторую сумму дилеру, имеющему небольшую контору в каком-либо населенном пунк­те. Тот связывается со своим партнером в пункте назначения, и последний выда­ет сумму адресату. Оборот средств по та­ким каналам настолько велик, что диле­ры могут не беспокоиться о долгах. До­верие между ними построено на семей­ных, клановых и этнических связях.

«Хавала», как одна из них, позволяет осуществлять достаточно большие по объему денежные переводы без физиче­ского перемещения наличности. Прив­лекательность ее обусловлена тем, что практически не остается никаких доку­ментальных или электронных следов со­вершения операций перевода денег и достаточно простым механизмом функ­ционирования.

Неформальная система денежных переводов построена на семейных, клановых и этнических связях. Оборот московской «хавалы» составлял 400 млн. рублей в месяц.

ПОПЫТКИ ПРЕСЕЧЕНИЯ

Основную проблему для правоохра­нительных органов, занимающихся вы­явлением и пресечением легализации преступных доходов, представляют цен­тральные (клиент-получатель) и периферийные (посредник № 1 — посредник №2) связи в системе «хавала». Они име­ют характер устойчивой цепи, каждое звено в которой несет персональную от­ветственность за возможный провал операции.

Стоит отметить, что «хавала» — не единственная система неофициальных денежных переводов. Подобные системы под различными наименованиями из­вестны в Китае (фей-чиен), Пакистане (ханди), Гонконге (хукуан), Сомали (кса-вилаад), Таиланде (фей-кван), на Филиппинах (падала). В России наряду с на­званием «хавала» ис­пользуются наимено­вания «азиатская схе­ма», «система небан­ковских переводов», «параллельная банковская система», «подпольная банков­ская система». Все эти системы форми­руют глобальную сеть, чье действие про­стирается практически на весь мир.

Весьма распространено мнение, что отчеты сделок сохраняются только на время трансакции, а при завершении сделки вся документация уничтожается. Однако это представление о безбумаж­ности неформальных денежных перево­дов неверно. Информация относитель­но денежных переводов часто оставляет цифровые, сложно зашифрованные сле­ды. Имеют место записки, устные согла­шения, некоторые письменные отчеты. При переводе крупных сумм есть чело­век — меморайзер, который служит ар­битром в случае спора.

Часто, для того чтобы диверсифици­ровать риск перевода больших сумм, ис­пользуются методы, заимствованные из арсенала отмывания денег. Депозиты фрагментируются и переводятся теле­графно сотням банков во всем мире. Иногда деньги заканчивают свое движе­ние в месте происхождения. «Хавала» в России используется аф­ганской, пакистанской, индийской, ки­тайской, вьетнамской, корейской, тад­жикской, узбекской, туркменской, кир­гизской, азербайджанской диаспорами.

Правоохранительными структурами России проводятся мероприятия по вы­явлению и пресечению незаконной дея­тельности организаторов пунктов «хавалы». Так, в ходе проведения следствен­ных действий были получены докумен­тальные данные, что ежемесячно только через один пункт «хавалы» переправля­ется за рубеж от 6 до 8 млн. долларов (данные получены по результатам фи­нансово-экономической экспертизы «черной» бухгалтерии). Было установле­но, что через нелегальные пункты про­исходит «отмывание» денежных средств, источником происхождения которых яв­ляется преступный бизнес. Переправля­емые через московский пункт средства были получены от продажи контрабанд­ного происхождения потребительских товаров, а также драгоценных камней (изумруды и рубины).

Пресечение финансовых потоков, про­ходящих через систему «хавала», требует взаимодействия правоохранительных ор­ганов различных государств. Так, напри­мер, взаимодействие со спецслужбами Узбекистана по отработке одного из кана­лов финансирования терроризма, осно­ванном на использовании нелегальных международных денежных переводов по системе «хавала» привело к выявлению транснациональной преступной группы, состоявшей из граждан России, Афгани­стана, Узбекистана и Китая и обеспечи­вавшей функционирование канала, в том числе на территории России.

На основании полученных материа­лов была проведена широкомасштабная операция по ликвидации канала финан­сирования международных террористи­ческих организаций и его структур в Москве и в Узбекистане. В результате были задержаны 35 человек во главе с лидером группировки, а из незаконного оборота изъято большое количество ку­пюр в рублях и долларах США на общую сумму около 40 млн. рублей. В ходе обы­сков был получен значительный объем доказательств преступной деятельности.

На территории России неоднократно задерживались представители арабских стран, которые въезжали в страну ле­гально, имея при себе крупные суммы в долларах США. Затем эти деньги оседа­ли в Чечне. Так, азербайджанскими по­граничниками были задержаны в при­граничном с Грузией Белоканском рай­оне двое граждан Ирака, которые пыта­лись проникнуть сначала в Грузию, а за­тем в Чечню. При себе они имели 300 тыс. долларов США. Кроме того, была налажена переправка денежных средств для чеченских сепаратистов по надежно действующим «окнам» на российско-грузинской границе.

Значительные объемы денежных средств поступают непосредственно че­рез пункты пропуска на российско-гру­зинской и российско-азербайджанской границах. К этому, как правило, причастны коррумпированные сотрудники по­граничных и таможенных органов, о чем свидетельствуют выявленные факты сво­бодного перемещения грузов без досмот­ра и взыскивания таможенных пошлин.

Таким образом, анализ одного небан­ковского сектора перемещения денеж­ных средств, поступающих для последу­ющей легализации преступных доходов, показывает, что задача выявления и пре­сечения теневых денежных потоков пра­воохранительной системой Российской Федерации далеко не решена. Косвенно об этом свидетельствуют лишь единич­ные уголовные дела, по которым выне­сены обвинительные приговоры, и то за деятельность по финансированию тер­роризма, а не за легализацию преступ­ных доходов.

На сегодняшний день существует од­но уголовное дело, возбужденное в 2005 году Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН) по ст. 172 и 174 УК РФ в отно­шении лиц, задействованных в системах неформальных денежных переводов. В пресс-релизе ФСКН сообщалось, что Московская «хавала» открылась в 2003 году и позволяла анонимно менять ва­люту и переводить деньги в любое го­сударство мира, где существует афган­ская диаспора, а также иметь расчетные счета физическим лицам. Ее оборот со­ставлял 400 млн. рублей в месяц.

Такая ситуация обусловлена рядом факторов, среди которых основными являются: оборот неконтролируемых де­нежных средств, коррупция, влияние на отдельные секторы экономики органи­зованной преступности и некоторые другие.

Налицо отставание законодательства от развития технологии совершения фи­нансовых операций, использующей электронные переводы, что требует вне­сения соответствующих дополнений в Федеральный закон «О противодейст­вии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма» в целях рас­пространения на деятельность по совер­шению таких переводов положений это­го закона и полномочий Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Очевидно, что в борьбе с такими пе­реводами для финансирования терро­ризма и иной преступной деятельности действующие меры государственного финансового контроля непригодны. Это задача правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-разыск­ную и уголовно-процессуальную дея­тельность по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

«Хавала» и другие подобные системы нелегального перевода денег представляют собой деятельность международ­ного масштаба, дальнейшее развитие которой может негативно отразиться на финансовых интересах и уровне борьбы с организованной преступностью ряда государств. В этом своем качестве по­добные альтернативные системы денеж­ных переводов могут рассматриваться как одна из угроз национальной безо­пасности.

Кроме того, наличие двух па­раллельных расчетных систем (фор­мальной и неформальной) с доходно­стью, разнящейся в десятки раз, и «сер­висными» возможностями, не ограни­ченными административными рамками в рыночных условиях не имеет шансов на длительное существование. Объек­тивные экономические законы и тен­денции будут диктовать банкам необхо­димость отказа от части банковских опе­раций в пользу систем неформальных денежных переводов, что приведет к ис­ключению ряда банковских операций из банковской системы, выведя их из-под надзора Центрального банка Россий­ской Федерации.

В связи с этим необходимо разрабо­тать и принять международные стандар­ты деятельности по противодействию использованию таких переводов денеж­ных средств и ценностей, т.к. шестой ре­комендацией ФАТФ заложена лишь воз­можность разработки правовой основы такого противодействия. А реальное по­ложение вещей требует дальнейшей пра­вовой регламентации деятельности го­сударств для обеспечения обоснованно­го и социально оправданного использо­вания мер по выявлению, пресечению и предупреждению совершения нелегаль­ных переводов денежных средств в слу­чаях, вызывающих подозрения в связи этих переводов с преступлением.