Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Функции гос в экономике. Экономические функции государства в экономике

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологический проблем, социальные проблемы и т.д.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе.

1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые норма распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

2. Антимонопольное регулирование.

К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские(антимонопольные) законы. Антимонопольное законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий и борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

Антимонопольное(антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль над ценами и контроль над слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконными является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

3. Макроэкономическая стабилизация.

Другое менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляции. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

4. Размещение ресурсов.

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.

Перераспределение ресурсов пожжет касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сфере искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.

В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения, установления стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до более оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребления ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба.

Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества, но приводит к чрезмерным издержкам производителей. В подобных вариантах возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.

5. Перераспределение доходов.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработицы и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

6. Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли - продажи и не приносящее прибыль (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики. экономика государство доход

Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составляет менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

Казалось бы, государственная собственность на инфраструктуру, которая начала складываться еще в прошлые века

(почта, телеграф, железные дороги) является непременным условием развивающейся экономики. Это далеко не так. Государственная собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяет организовывать работу сфер инфраструктур и на частнохозяйственном уровне.

Государственное предпринимательство является сферой столкновения теоретических концепций неоклассиков, уповающих на действие рыночных сил и государственников. Действительно, современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого. Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется применительно к ситуации.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Функции государства в экономике [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Государство выступает активным участником социально-экономических отношений. В экономической системе государство выполняет свои функции и задачи как особый субъект экономики.

Причины государственного регулирования экономики

Функции государства в экономике определяются особенностями государственного регулирования.

Экономика, свободная от вмешательства государства, может быть только абстрактной экономической категорией.

В недолгий период существования свободной конкуренции государство взяло под свой контроль передовые тогда отрасли экономики, которые отличались крупным размером действовавших тогда экономических структур, например, железные дороги, почту, телеграф и т.д.

Позже, после перехода к монополистической конкуренции, производственные процессы стали отличаться большей сложностью, повышалась капиталоемкость и росли потребности промышленности в энергии, уже в интересах дальнейшего развития экономики отчетливо проявилась потребность в регулирующей функции государства, а также в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынке.

В современных условиях, когда интеграционные процессы на международном уровне вступают в противоречие с национальными интересами отдельных государств, а влияние транснациональных корпораций превышает все разумные пределы, многократно возрастает роль государства в экономике, как гаранта соблюдения всеми экономическими субъектами законов, обеспечения безопасности стран, развития науки, сохранения окружающей среды, воспроизводства рабочей силы.

Основными причинами государственного регулирования экономики и активного участия государства в экономической системе выступают следующие:

  1. Конкуренция. С одной стороны капитализм ориентирован на захват монополии на рынке, поэтому государство должно реализовывать антимонопольную политику, обеспечивая защиту конкуренции, не давая крупным производителям вступать в сговор в условиях олигополии. С другой стороны, конкурентная борьба должна вестись в соответствии с действующим законодательством, поэтому государство должно обеспечивать защиту интересов населения, пресекая деятельность тех предприятий, которые используют методы недобросовестной конкуренции. Кроме этого, государство, защищая права собственности как отдельных граждан, так и действующих предприятий, действует как гарант функционирования правовой системы. В целом, такой подход позволяет государству более эффективно решать макроэкономические проблемы и ведет к росту эффективности общественного производства.
  2. Существование общественно необходимых отраслей экономики. Такие виды производств характерны длительным сроком окупаемости капитала, однако ни одно общество не может обойтись без них, а результаты работы таких предприятий часто нельзя определить в стоимостном выражении. К таким отраслям относятся: предприятия оборонного комплекса, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и ряд других. Также это справедливо для организации денежного обращения, таможенного контроля, охраны правопорядка и т.п.
  3. Ограниченные возможности внутренних экономических механизмов. Обеспечение равновесия экономики, поддержание занятости населения на определенном уровне, функционирование правового механизма невозможно без активного участия государства. Государство корректирует недостатки рыночного механизма и обеспечивает сохранение невоспроизводимых природных ресурсов, защиту окружающей среды, проводит антикризисную политику, осуществляет , функционирование социального обеспечения и т.д.

Таким образом, определяет реализацию функций государства в экономике.

Основные и экономические функции государства в экономике

Основные функции государства в экономике призваны обеспечить ее функционирование и реализуются в следующих направлениях:

  1. Прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынков, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов.
  2. Обеспечение экономической безопасности производства.
  3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением.
  4. Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения.
  5. Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Экономические функции государства в экономике направлены на поддержку и облегчение функционирования экономической системы и реализуются в следующих направлениях:

  1. Разработка нормативно-правовой базы, регулирующей социально-экономические отношения, и обеспечение функционирования правовой системы.
  2. Защита конкуренции и антимонопольная политика.
  3. Перераспределение доходов и богатства.
  4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
  5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Правовая система включает в себя все нормативные акты, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями и между собой, при этом отдельные законы регулируют права собственности, ответственность за производство и реализацию некачественных продуктов, маркировки продукции, стандарты качества и т.д. Фактически, реализация данной функции является отправной точкой для реализации последующих функций государства в экономике. При этом регулирование экономической системы государством посредством реализации им своих функций будет эффективным в случае обладания действенными экономическими рычагами управления, а также, если само государство сильно и осуществляет активное вмешательство в экономику .

Реализация государством своих функций осуществляется также через государственный сектор в экономике. Государственная собственность распространяется на землю, леса, природные ресурсы, предприятия, промышленные комплексы, отрасли. В СССР государственная собственность распространялась на средства производства.

В зависимости от структуры экономики, доля государственного сектора может составлять от 25% до 80% ВВП.

Ключевые отрасли и сферы деятельности, которые традиционно относятся к государственному сектору: почта, телеграф, городской общественный транспорт, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, радиоэлектроника, космос и т.п. В настоящее время характерно формирование смешанных государственно-частных предприятий и государственных корпораций.

Реализуя свои функции в экономике, государство выступает в роли заказчика для частного сектора, размещает заказы с учетом потребности в определенных видах продукции, что придает определенную стабильность экономической системе.

Государство путем произведения выплат из доходов, полученных от налоговых поступлений, производит перераспределение доходов и богатства, осуществляя строительство масштабных инфраструктурных объектов, а также обеспечивает социальную защиту определенным слоям населения (выплаты пенсий, пособий по безработице, социальному страхованию и т.п.). Государственные расходы также способствуют регулированию экономики за счет формирования крупных производственных структур, стимулирования научно-технического прогресса, научных исследований, подготовки квалифицированных кадров в системе образования.

Таким образом, очевидно, что реализация функций государства в экономике отвечает интересам общества. Следовательно, можно определить задачи государства в экономике.

Задачи государства в экономике

  1. Развитие базовых отраслей экономики – энергетика, металлургия, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонный комплекс и т.д.
  2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
  3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
  4. Создание и воспроизводство производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
  5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
  6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Перечисленные задачи не могут решаться на уровне предприятий, отдельной отрасли экономики или отдельного региона – это исключительная прерогатива государства.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Цель моей контрольной работы: проанализировать основные экономические функции государства В связи с целью работы мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.

2. Рассмотреть основные экономические функции государства.

3. Выявить, как изменялись экономические функции государства в России.

Функциональный подход к деятельности государства, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

1.Экономические функции государства

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет характер экономических функций государства.

Традиционно выделяют три основные функции:

Стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;

Распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;

Аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

1) формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;

2) внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.

Все эти функции оказывают влияние на процесс общественного воспроизводства. Наиболее значимая функция из всех перечисленных — стабилизационная.

Стабилизационная функция

Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно:

1) разработать и принять специальное антимонопольное законодательство;

2) сформировать системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы.

Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др. Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.

В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствленной рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.

Аллокационная функция

Аллокационная функция государства связана с необходимостью корректировать распределение экономических ресурсов в тех случаях, когда рыночная система производит недостаточное или излишнее количество определенных товаров и услуг, а также не в состоянии выделить ресурсы на производство товаров, выпуск которых экономически оправдан. Для совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции. Обычно применяются два типа корректировочных мер: законодательные меры и особые налоги. Государство также может субсидировать производителей для увеличения производства нужного товара.

Распределительная функция

Вдобавок к тому, что экономисты озабочены аллокационной эффективностью рынков, они (экономисты) также затрагивают распределение доходов и благосостояния между такими потребительскими единицами, как индивиды и домашние хозяйства. Распределение богатства зависит от распределения права наследования богатства и накопления богатства на протяжении всей жизни индивида, а распределение дохода зависит начального распределения квалификаций, последующего обучения и рыночной оценки этих квалификаций.

Результат распределения доходов, богатства и благосостояния может не соответствовать тому, что общество ожидает и считает справедливым. Рынок представляет собой бесчувственную машину. Возникающее на его основе распределение доходов и благосостояния может привести к появлению большего неравенства, чем это желательно обществу. Более крупные доходы получают те лица, которые владеют значительным капиталом и земельными площадями, либо те, чей труд высоко оплачивается, благодаря природным способностям (таланту) и высокой квалификации. Но другие члены общества обладают меньшими способностями, имеют скромное образование и квалификацию. Эти люди, в большинстве своём, не унаследовали никаких материальных благ. Их доходы очень малы. Причём такие члены общества, как престарелые, люди с физическими и умственными недостатками, незамужние женщины и вдовы с детьми зарабатывают очень мало или вообще не имеют доходов в рамках рыночной системы. Короче говоря, одним из наиболее ярких рыночных недостатков является значительное неравенство в распределении денежного дохода и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами.

Регулирующая функция

Регулирующая функция государства была затронута мной тогда, когда рассматривалась аллокационная функция государства. Было замечено, что государство может регулировать решения производителей и потребителей, вследствие этого уменьшая монопольные элементы, например, через ярмарки, торговлю и комиссию по монополиям. Но имеются и другие образцы, которые, как считается, соответствуют государственной функции по регулированию поведения производителей и, в связи с этим, защиты потребителей. Но почему потребители не могут защищать свои интересы самостоятельно; почему государство берёт на себя эту роль? Скорее всего, потому, что для индивидуального потребителя получение информации относительно безопасности изделия является более проблематичным. Таким образом, государство устанавливает систему регулирования и контроля, которая имеет более простой доступ к такой информации (непосредственный или косвенный). Другой ответ на вопрос предполагает то, что индивид не способен к защите своих интересов непосредственно, так как он не обладает достаточным количеством ресурсов.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и связывать между собой частные и общественные ин-тересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кре-дитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулиро-вания регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предостав-ление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капи-тала. На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля суб-венций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изме-няет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.

Государственное регулирование ограничивает как дискредитацию, так и излишнюю свободу потребителя законодательным путём. Общественное регулирование ведёт к внедрению свода правил административным агентством, которое функционирует в соответствии с законодательством. Это контрастирует с системой саморегулирования (например, Совет Фондовой биржи), в которой существуют внегласные законы, которые добровольно исполняются и контролируются.

Почему необходимо регулирование? Шумпетер доказал, что капиталистическая система произвела бы такой социальный порядок, который был бы наиболее враждебным для потребителя и требовал бы регулирования. "Регулирование существует для защиты общественных интересов от дисфункций некоторых нерегулируемых рыночных результатов, например, иррациональности и эгоизма свободных капиталистических рынков. Некоторые утверждали, что регулирование представляет собой замену «невидимой руки» «кулаком».

Контролирование и ограничения разработаны, чтобы увеличить благосостояние некоторых групп внутри общества, защищая их интересы. Государство, следовательно, вмешивается и регулирует аллокационную функцию рынка посредством антимонопольного законодательства (контролируя размещение таких торговых единиц как Фондовая биржа) и законодательства по защите прав потребителя (защита потребителя от обмана, защита здоровья потребителя), создания условий труда, а также управления коммерческим радио- и телевещанием.

Кроме того, государство регулирует денежные запасы, цены на коммунальные услуги и национализированные отрасли промышленности и, через политику цен и доходов, многие из аллокационных решений в экономике.

Действительно ли регулирование эффективно? Это спорный вопрос, который зависит от многих факторов. Во-первых, регулируемые фирмы могут получить более низкую прибыль. Во-вторых, регулирующие инструменты часто должны быть разнообразными, чтобы иметь дело со сложными промышленными структурами. Использование этих инструментов требует больших расходов и не приносит желаемых результатов из-за несоответствия инструментов проблемам. В-третьих, надзор становится обычным и предсказуемым. Поэтому, в итоге, ресурсы распределяются, уклоняясь от регулирования.

Внешнеэкономическая функция

Внешнеэкономическая функция государства направлена на регулирование внешних связей страны и оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке, а также на укрепление стабильности национальной валюты.

В качестве одной из целей внешнеэкономических связей выступает поддержание равновесия платежного баланса страны. Платежный баланспредставляет собой соотношение фактических платежей и поступлений данной страны и всех других стран за определенный период времени(обычно за год) или на определенную дату.

Состояние платежного баланса оказывает воздействие на курс национальной валюты. Активный платежный баланс, в котором доходы выше расходов, повышает спрос на национальную валюту и укрепляет ее стабильность на мировом валютном рынке. Поддерживая равновесие платежного баланса, государство тем самым создает лучшие условия для экспорта продукции на мировой рынок.

2. Эволюция экономических функций государства в России

В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах.

На протяжении прошлого столетия различные государства продемонстрировали как преимущества, так и ограниченность государственного вмешательства в экономику. Накопленный опыт с тех пор свидетельствует о том, что: во-первых, устойчивое развитие, как в экономической, так и в социальной сферах невозможно без эффективного вмешательства государства; во-вторых, государство находится в центре экономического и социального развития, но не в качестве непосредственного источника роста, а как партнер, катализатор, помощник; в-третьих, эффективное государство существенно отлично для стран, находящихся на различных стадиях развития. Различия в размерах, этническом составе, культуре, уровне благосостояния, политической системе делают каждое государство неповторимым. И все-таки есть много общего в требованиях к государству в современных условиях.

С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуали-зацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к кос-венным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для любого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и вре-мени отдыха, гарантированных отпусков; решение сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений труда и капитала, со-циальное партнерство, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.

Со становлением рыночной экономики возникли и качественно новые функции госу-дарства, которые ранее не были однозначно структурированы, что связано с постепенным становлением постиндустриального общества. К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных тех-нологий, проведение четко сформулированной промышленной поли-тики, решение экологических вопросов. Концепция вытеснения государства из сферы экономики, уменьшения числа его функций и ослабления регулирующей роли как генеральное направление развития нашей страны не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает российским реалиям.

Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функ-ционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулиро-ванной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок -клас-сический образец самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. В переходной экономике роль государства была не велика. На данный момент все изменилось.

Заключение

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий, связанных с производством и распределением экономических благ, используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.

Литература

    Агапова Т. А. «Макроэкономика» 2004 г

    http://www.bestreferat.ru/referat-300097.html

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для эффективной конкуренции предпринимателей, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.

Такое вмешательство необходимо, потому что для предпринимателей все это очень рискованно, дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

  • создание правовой основы для принятия экономических решений - разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
  • стабилизация экономики - использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
  • социально-ориентированное распределение ресурсов - организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку; формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии - гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице; различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей государственного вмешательства в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба производства.

Для обеспечения приемлемого экономического поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т.е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это гасит стимул предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но использовать прямое регулирование необходимо только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может дать лучшее обеспечение общества продукцией.

Антитрестовские законы - другой вид контроля. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размытой, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследование по своей инициативе нечестных действий. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил норму незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

В большом количестве антимонопольных законов И различных уточнений к ним доказывается чрезвычайная важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу из-за нечестной конкуренции, что вызовет банкротство мелких производителей, недовольство потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не применяющих незаконные методы конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то предприниматели потеряют стимул выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым с учетом особенностей развития экономики. И государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, кото­рая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предприниматель­ский и материальный Потенциал. Большое значение имеет зако­нодательство о защите прав потребителей, антимонопольное зако­нодательство и уголовное законодательство, также способствую­щее более эффективной работе рыночного механизма.
2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий. Для обеспечения этих целей государство использует следующие методы: для основной массы рынков применяется антимонополь­ное законодательство, препятствующее слиянию фирм и обеспечивающее более или менее приемлемые условия для свободной конкуренции; для рынков, где в силу естественных или технических при­чин существует только одна компания (естественная моно­полия), государство устанавливает предельный уровень цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры пре­дотвращают возможность злоупотребления монопольной властью.
3. Регулирование денежного предложения. Частный сектор экономики (бизнес и домохозяйства) не может «производить» деньги, опосредующие сделки купли-продажи в экономике. Эту функцию берет на себя государство, являющееся монополистом в данной сфере. Государство через Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики.Во-вторых, функции, обусловленные тем, что в некоторых ситуациях рынок оказывается недееспособным:
4. Перераспределение национального дохода. Объективным следствием функционирования рынка и развития рыночных отношений является неравенство в доходах. Распределение доходов, порождаемое свободным рынком, не отвечает требованиям справедливости и гуманности. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение (по мере роста доходов увеличивается процентная ставка подоходного налога, т. е. доходы богатых облагаются более значительным налогом, чем доходы бедных слоев населения); трансфертные платежи из государственного бюджета (выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление какой-либо экономической услуги - пенсии, соци­альные пособия, стипендии); государственные социальные про­граммы (программы обязательного медицинского страхования, программы социальной помощи, социальное страхование); уста­новление предельного уровня цен на товары первой необходи­мости (потолков цен).
5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной сис­темы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерацио­нального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать действие рыночного ме­ханизма в сфере распределении ресурсов. С точки зрения эконо­мической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловлена двумя сбоями в работе рыночного механизма, когда производится не то количество товаров, которое необходимо об­ществу (здесь речь идет о так называемых внешних эффектах - экстерналиях, или эффектах перелива), и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.