Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Принципы командно-административной системы. Эволюция административно-командной системы

2 Политическое развитие в послевоенные годы - страница №1/1

2 Политическое развитие в послевоенные годы

Используя текст учебника, а также приведённые ниже документы, ответьте на вопросы

Документ №1. Маршал Г.К. Жуков о военнопленных

…У нас Мехлис додумался до того, что выдвинул формулу: «Каждый, кто попал в плен, - предатель Родины», и обосновал её тем, что каждый советский человек, оказавшийся перед угрозой плена, обязан покончить жизнь самоубийством, т.е.е в сущности, требовал, чтобы ко всем миллионам погибших в войне прибавилось еще несколько миллионов самоубийц. Больше половины этих людей было замучено немцами в плену, умерло от голода и болезней, но по теории Мехлиса выходило, что даже вернувшиеся, пройдя через этот ад, должны были дома встретить такое отношение к себе, чтобы они раскаялись в том, что тогда, в 41-м или 42-м, не лишили себя жизни.

Трусы, конечно, были, но как можно дуцмать так о нескольких миллионах попавших в плен солдат и офицеров той армии, которая всё-таки остановила и разбила немцев. Что же они были другими людьми, чем те, которые потом вошли в Берлин?

Документ № 2. Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрпущёва ХХ съезду КПСС «О культе личности и его последствиях».

Об обстановке, сложившейся в то время, мы нередко беседовали с Н.И. Булганиным. Однажды, когда мы вдвоём ехали а машине, он мне сказал:

Вот иной раз едешь к Сталину, вызывают тебя к нему, как друга. А сидишь у Сталина и не знаешь, куда тебя от него повезут: или домой, или в тюрьму.

Ясно, что такая обстановка ставила любого из членов Политбюро в крайне тяжелое положение. Если к тому же учесть, что последние годы Пленумы ЦК партии фактически не созывались, а заседания Политбюро проводились от случая к случаю, то станет понятным, как трудно было кому-либо из членов Политбюро высказываться против той или иной несправедливой или неправильной меры, против очевидных ошибок и недостатков в политике руководства.

Как уже отмечалось, многие решения принимались единолично или опросом, без коллективного обсуждения.

1. Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников антисоветских организаций и групп лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять по назначению Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности:

В районы Колымы на дальнем Востоке,

В районы Красноярского края и Новосибирской области, расположенные в 50 км. севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, в Казахскую ССр…

За самовольный выезд /побег/ из мест обязательного поселения… виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ.

Приказываю:

1. Объявить под расписку спецпоселенцам перечисленных категорий: немецкой, чесенской, калмыцкой, ингушской, балкарской, карачаевской, греческой и крымских татар, что они в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1951 г. оставлены на спецпоселении навечно.

Вопросы и ответы

1. Какие изменения в руководстве страны происходят в 1946 – 1953 гг.? Почему позиции «старой сталинской гвардии» ослабевают»?

2. Почему борьба демократической и тоталитарной тенденций в послевоенные годы завершилась новой волной репрессий?

3. Используя приведённые документы, расскажите о репрессивных мерах сталинского руководства в конце 40-х – начале 50-х гг.

4. Как вы думаете, почему объектом гонений после войны стали патриотически настроенные военные и интеллигенция, доказавшие свою преданность Родине?

5. Приведите конкретные примеры усиления административно-командной системы в послевоенный период.

6. Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945-1952 гг.

7. На основании биографии одного из представителей власти этого периода (военный деятель, председатель колхоза, представитель партийно-государственной номенклатуры, руководитель предприятия) напишите эссе о проблеме усиления административно-командной системы.

9. Сформулируйте одну из национальных проблем, которую пришлось решать И.В. Сталину после войны. Каковы источники этой проблемы? Оцените эффективность её решения. представьте информацию в виде схемы.

Социалистическая доктрина нашла наиболее последовательное и устойчивое воплощение в политическом и социально-экономическом устройстве СССР.

Советские идеологи приложили огромные усилия для того, чтобы доказать, что экономическая система СССР опирается на общенародную собственность и служит подъему материального и духовного благосостояния каждого гражданина. Но на самом деле фундаментальный принцип организации советской экономики, прямо следовавший из социалистической доктрины в ее марксистско-ленинском варианте, состоял в полном, тотальном огосударствлении народного хозяйства.

Это означает, что только государство было собственником производственных ресурсов и только государство могло принимать экономические решения. Вся экономическая жизнь подчинялась административным распоряжениям органов власти. На протяжении советской истории государство стремилось наладить всеобъемлющий и всепроникающий контроль над экономикой, и отступления от этой тенденции возникали только тогда, когда пороки сверхбюрократизации начинали подтачивать устойчивость самой власти. В этой системе не было места человеку как самостоятельному максимизирующему экономическому субъекту; работники были полностью отчуждены от владения и управления средствами производства.

Советский государственный социализм не признавал частной собственности, рынка и рыночного саморегулирования. С рыночной организацией экономической деятельности советские идеологи связывали только эксплуатацию, кризисы и «загнивание капитализма». Однако самое жестокое угнетение человека было уделом именно советской системы, в которой материальные и социальные блага перераспределялись с помощью внеэкономических методов в пользу партийно-бюрократической верхушки-«номенклатуры».

Всевластие государства в экономики и других сферах жизни и управление исключительно с помощью бюрократических методов позволяют определить советскую систему как командно-административную и тоталитарную и отличать ее от многочисленных авторитарных стран современного мира, где контроль государства ограничивается политической сферой /6, с.265/.

Из тоталитарной природы советской экономики и отрицания рынка логически вытекал второй принцип организации народного хозяйства - планирование. Он занимал в советской идеологии особенно «почетное» место, поскольку объявлялся инструментом бескризисного, сбалансированного и динамичного развития экономики, способного обеспечить историческую победу социализма над капитализмом. Не трудно увидеть, что принцип планирования был практическим воплощением социалистической идеи об управлении экономикой из единого центра.

Государственный план представлял собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям и организациям народного хозяйства и регламентирующих ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.

Социалистическое планирование состояло в следующем. На основе партийных установок и анализа экономического состояния центральные государственные органы принимали экономические решения, носившие обязательный характер для исполнителя, и контролировали выполнение решений. Главным плановым документом был пятилетний план, содержащий перечень заданий по производству и продаже продукции в отраслевом и региональных разрезах. Составляя этот документ, государство исходило не только из объективных экономических потребностей и критериев, сколько из политических и социально-экономических задач, поставленных высшим руководством. Опираясь на пятилетний план, органы экономического управления разрабатывали задания для всех иерархических уровней вплоть до отдельного предприятия.

Это определяло принципиальную особенность экономической деятельности в рамках советской системы: лица, принимавшие решения, были обязаны руководствоваться государственными плановыми заданиями, а не экономическими соображениями максимизации прибыли. Цены на сырье и готовую продукцию, оплата труда работников, условия сбыта и все прочие экономические критерии, как правило, не оказывали влияния на решения директоров предприятий и других хозяйственных руководителей. Их главная задача состояла в выполнении плана.

Например, цены не выполняли ни информационных, ни балансирующих функций, присущих им в рыночном хозяйстве, а служили главным образом для измерения и учета произведенной продукции, потому что многие плановые задания давались в стоимостном выражении. На потребительском рынке цены тоже строго задавались государством, и производители или продавцы не имели права их изменить даже при резком не соответствии спроса и предложения. Розничные цены были постоянны и применялись обычно на всей территории страны. Поэтому они часто указывались непосредственно на изделии - печатались, выбивались на металле и т.п./18, с.211/.

В советской системе не было места и конкуренции. Она объявлялась одним из главных пороков капитализма, ведущим к растрате материальных ресурсов, и целенаправленно искоренялась - например, путем борьбы с «дублированием» производственных мощностей, т.е. выпуском одинаковой продукции на разных предприятиях. Кроме того, поощрялась концентрация производства - создание крупных предприятий - для экономии удельных расходов. Все это обернулось необыкновенно высокой степенью монополизации советской экономики и диктатом производителя над потребителем, полностью лишенным права выбора.

Социалистическое планирование отвечало идее советских послереволюционных марксистов об организации экономики как единой фабрики. Если все шахты, заводы и магазины принадлежат государству, то зачем нужны деньги и цены в расчетах между ними? Разве хозяин капиталистического предприятия допускает отношения купли-продажи между цехами своего завода? Советское руководство не смогло реализовать идею экономики как единой фабрики просто в силу технических сложностей управления огромным хозяйством, но она полностью соответствует духу марксистской теории, а в годы наиболее жесткой политической и экономической диктатуры народного хозяйства СССР заметно приближалось к этому идеалу.

Три черты характеризовал планирование как метод управления социалистическим хозяйством. Во-первых, это централизованность, то есть распределение заданий центральным государственным органом - Госпланом- или другими уполномоченными органами, во-вторых, - директивность, или обязательность для исполнения, и в-третьих, - адресность, то есть доведение задания до конкретного предприятия-исполнителя. Кроме того, советские теоретики приписывали социалистическому планированию «научность» как фундаментальную особенность, противопоставляющую социалистическую экономику анархии капиталистического рынка, хоть на самом деле план был инструментом реализации политических и экономических установок государственной власти и, как правило, не учитывал объективных экономических пропорций и тенденций.

Попытки придать планированию «научный» характер постоянно наталкивались и на неразрешимые методологические проблемы составления плана и контроля за его исполнением. Как следует давать плановые - задания в натуральной форме или в стоимостном выражении? Нужно ли расписывать задания детально или можно допустить укрупненные показатели, дающие предприятиям некоторую свободу для маневра? Нужны ли специальные задания по внедрению достижений научно-технического прогресса? Эти и аналогичные вопросы составляли основной предмет социалистической политэкономии, причем вплоть до конца советской экономики они так и не нашли однозначного решения, а методология планирования часто менялась /20, с.31/.

Тотальная государственная собственность и принудительное планирование в сочетании с уравнительной идеологией порождали внеэкономический характер распределения материальных благ. Материальное богатство и социальный статус человека зависели от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе, это воспроизводило принципы феодального устройства общества и было огромным шагом назад в магистральном движении человеческой цивилизации к свободе и автономности индивида.

Таким образом, командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономики, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Конечно, реальная практика функционирования советской системы была сложнее и разнообразнее. Например, после смерти Сталина стали допускаться некоторые формы негосударственной хозяйственной деятельности в виде «индивидуальной трудовой деятельности» или работы на собственном земельном участке, но это официально рассматривалось как временные уступки и действительно нарушало чистоту «социалистической идеи». В 60-80 годы до начала перестройки предпринимались попытки расширить хозяйственную самостоятельность предприятий и усилить так называемое «экономическое стимулирование» рабочих. В этот же период экономические подходы стали проникать в хозяйственную практику и в неофициальной форме.

Кроме того, социалистическую экономику нельзя сводить к советской системе. Народное хозяйство социалистических стран Восточной и Центральной Европы отличалось от советского, в частности, меньшей долей предприятий-гигантов, более высоким развитием потребительского сектора и наличием частного предпринимательства в мелком производстве, сфере услуг и сельском хозяйстве. Например, в Польше сельское хозяйство вообще не подвергалось принудительной коллективизации и оставалось частным. Но дальше всех отошла от советской модели Югославия, где была предпринята попытка построить «самоуправленческий социализм». В югославской системе предприятия находились, по крайней мере формально, в собственности не государства, а трудовых коллективов. Это определило большую гибкость, самостоятельность предприятий и даже наличие элементов конкуренции, но югославская социалистическая модель в конечном счете оказалась нежизнеспособной /15, с.245/.

К середине 80 годов советская экономика столкнулась с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных и трудовых ресурсов, а также с падением доходов от экспорта энергоносителей. Особенно тревожным для советского руководства стало растущее отставание от Запада в научно-технической и военной областях. СССР потерял положение второй экономической державы мира, уступив это место Японии. В этих условиях необходимость глубоких реформ в СССР стала для всех очевидной.

В послевоенный период

Часа

Занятие

1. Народ и власть в послевоенное десятилетие.

2. Попытка реформирования административно-командной системы в 1953-1964 гг.

Занятие

1. «Холодная» война: причины, содержание, результаты.

2. Советская экономика: достижения и проблемы (1960-1985 гг.).

3. Нарастание кризиса системы: 1964-1984 г. Новая попытка реанимирования системы в период «перестройки».

1. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. - М., 1994.

2. Вербицкая О. М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. - М., 1992.

3. Горбачев М.С. Жизнь и реформы: В 2 кн. - М., 1995.

4. Ершов В.Н. Премьер, оставшийся в памяти (из воспоминаний о А.Н. Косыгине) // Отиечественная история. 2004. №5.

5. Ефимов Н.Н., Фролов В.С. Карибский кризис 1962 г. // вопросы истории. 2005. № 10. С. 25.

6. Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995 гг. - М., 1997.

7. История современной России. 1985-1994 / Под ред. В.В. Журавлева. - М., 1995.

8. Косолапов Н.А. Что это было? (Размышления о перестройке в свете ее когнитивных итогов) // ОНС. 2005. № 1. С. 5.

9. Логинов В. Репертуар истории: распад или мобилизация // Диалог. 1991. № 6.

10. Медведев Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса // Вопросы истории. 2003. № 7. С. 74.

11. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. 2003. № 4. С.112.

12. Мигранян А. Реформа политической системы: куда она ведет? / СССР - демографический прогноз. - М., 1990.

13. Национальная политика России: история и современность. - М., 1997.

14. Перестройка: факторы необратимости и механизм торможения // Рабочий класс и современный мир. 1988. № 2.

15. Погружение в трясину (Анатомия застоя). - М., 1991.

16. Шубин А.В. Социальная структура СССР в канун перестройки // Отечественная история. 1997. №4.

Занятие

1. Характеристику периода следует начать с рассмотрения изменений в общественно-политической атмосфере советского общества, которые произошли после войны, остановитесь на вопросе о восстановлении системы власти и управления, типичных для довоенного этапа и довоенных норм общественно-политической жизни, т.е. вы должны дать характеристику административно-командной системы как системы, сосредоточившей всю полноту власти в руках бюрократического аппарата. Каковы причины возрождения демократической альтернативы в послевоенный период? В чем Вы видите причины ужесточения политического режима в СССР после окончания войны? По каким направлениям шло укрепление политического режима и в чем оно проявлялось? Какие репрессии были проведены властью в послевоенный период? Чем их можно объяснить?

При характеристике процесса восстановления экономики после войны целесообразно выделить процесс восстановления промышленности и транспорта, процесс восстановления аграрного сектора, основные итоги восстановления экономики к началу 1950-х гг. Обратите внимание на то, что источники восстановления экономики были аналогичны источникам индустриализации. Какой была цена успеха?

2. После смерти И.В. Сталина на повестку дня встал вопрос корректировки политических отношений и структур. Был взят курс на децентрализацию системы государственного управления, развитие (под контролем) активности масс, их привлечение к выполнению некоторых управленческих функций. Каковы были основные причины реформирования «государственного социализма»? Какие меры по либерализации политического режима были предприняты властью? Какие изменения в общественно-политической жизни произошли в 1950-1960 гг.? Обратите внимание на реформирование системы ГУЛАГа и органов КГБ, десталинизацию, осуждение культа личности Сталина, реабилитацию репрессированных народов, оживление культуры, рост бюрократического аппарата управления.

Целями преобразований в области экономики и управления были: децентрализация системы управления, улучшение руководства экономикой; подъем сельского хозяйства и темпов производства промышленности; повышение жизненного уровня населения; стремление догнать развитые страны Запада. Охарактеризуйте реформы 1950-х гг. в сельском хозяйстве, каковы их результаты? В чем суть реформ в промышленности и управлении производством? Как вы оцениваете социальную программу 1950-1960-х гг.? Каковы основные тенденции развития духовной сферы в СССР в 1960-е гг.?

Попытки реформирования «государственного социализма» во второй половине1950-х - первой половине 1960-х гг. были малоэффективными. В СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. продолжается консервация политического режима, выражавшаяся в усилении контроля партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества; в усилении партийного контроля за деятельностью аппарата государственных органов, продолжается сращивание партийных и государственных органов, образование «партия-государство» достигло своего апогея. Увеличивается система льгот и привилегий партийной и государственной номенклатуры, происходит сращивание коррумпированных бюрократических групп с «теневой экономикой». Приведите примеры, подтверждающие наличие данных процессов в государстве и обществе. Каковы основные положения Конституции «развитого социализма»? В чем ее значение?

Занятие

1. «Холодная война» стала формой существования в послевоенном мире, суть которого была идеологическая конфронтация социалистической и капиталистической систем. Она продолжалась до распада СССР. Принято выделять 2 периода: до и после Карибского кризиса 1962 г. Что изменилось после 1962 г.?

Рассмотрите причины и начало «холодной войны». Определите содержание основных политических доктрин первого периода. Что было сделано руководством СССР для разрядки международной напряженности? Каковы результаты «холодной войны»?

2. Экономические и социальные реформы 1965-1985 гг. ставили следующие задачи: решение социальных проблем села, повышение закупочных цен, увеличение капиталовложений, стимулирование ведения подсобного хозяйства, перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства; изменение условий планирования в промышленности, усиление экономического стимулирования предприятий, восстановление отраслевого управления промышленностью, введение элементов хозрасчета; улучшение жизни советских людей. Как проводились реформы и каковы их результаты?

Страна продолжала «скатываться» к кризису. Основными тенденциями социально-экономического развития в 1964-1985 гг. были:

Продолжающееся снижение темпов экономического роста (например, официальные темпы роста национального дохода были следующими: в 1951-1955 гг.-11,4%; в 1956-1960 гг.- 9, 4%; в 1961-1965 гг.-6,5%; в 1966-1970 гг. - 7,8%; в 1971-1975 гг.- 5.7%; в 1976-1980 гг.- 4, 3%; в 1981-1985 гг. - 3,2%.);

Крайне слабое развитие наукоемких отраслей производства (каких, приведите примеры);

Сохранение экстенсивных методов хозяйствования, что во многом способствовало формированию затратной экономики;

Превращение страны в сырьевой придаток мировой системы хозяйствования (в чем это выражалось?);

Формирование теневой экономики;

Снижение жизненного уровня населения;

- «остаточный» принцип финансирования сфер медицины, образования, науки, культуры, жилищного строительства;

Накопление критического потенциала в обществе: сомнения в правильности выбранного пути, «в загнивающем капитализме» и т.п.

Приведите примеры, раскрывающие эти тенденции в развитии страны. Каковы основные результаты (отрицательные и положительные) периода «застоя»? Можно ли этот период считать «застоем»?

3. Новую попытку реанимирования системы власть предпринимает в 1985-1991 гг., в период «перестройки», после избрания М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Реформы в стране начинаются с «кадровой революции» (1985-1986 гг.): омоложения партийно-государственных руководителей, поддерживающих идеи перестройки. К каким последствиям привела кадровая революция в центре и на местах?

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главные рычаги: научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения, активизация «человеческого фактора». Для контроля за качеством продукции была введена госприемка, директивный государственный план сменился госзаказом, предприятиям предоставлялась значительно большая самостоятельность. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Первый этап реформы (апрель 1985-первая половина 1987 г.) вызвал на короткое время оживление в экономике, но уже с 1988 г. начинается общее сокращение производства. Вторая половина 1987-первая половина 1989 г. - второй этап экономических реформ, в рамках которого осуществлялась либерализация государственной экономики. Со второй половины 1989 до второй половины 1991 г. идет поиск путей перехода к регулируемому рынку.

Дайте оценку основных этапов экономического реформирования СССР за годы перестройки. Назовите общие причины неудач в реформировании экономики за этот период. Каковы результаты внедрения новых экономических отношений? Была ли неизбежной полная смена советской модели экономического развития в начале 1990-х гг.?

Основными направлениями демократизации страны были гласность и плюрализм, демократизация КПСС, предоставление реальной власти Советам, самостоятельность республик. Почему был взят курс на демократизацию внутрипартийных и общественных отношений? В чем противоречивость и непоследовательность политической реформы? Каковы причины возрождения российской многопартийности? Почему попытки реформирования КПСС не дали положительных результатов? Какие причины привели к распаду СССР и был ли он неизбежным?

На конкретных примерах покажите диалектику «нового мышления». Дайте общую оценку внешнеполитической деятельности советского руководства в годы перестройки. Перечислите факторы, сопутствовавшие переменам в духовной жизни.

Семинарское занятие XII

Главной задачей в области экономики в первые послевоенные годы было восстановление разрушенного войной народного хозяйства. К 1947 промышленность достигла довоенного уровня, а в 1950 превысила его более чем на 70%. Первоочередное внимание по-прежнему уделялось развитию тяжёлой промышленности, а также отраслям, связанным с военно-промышленным комплексом.

Укрепление командно-административной системы. Послевоенная реорганизация органов управления привела к усилению роли и значения исполнительной власти и партийного аппарата. Сохранялись принудительные методы управления рабочей силой. Нормы выработки были в несколько раз увеличены. Приток неквалифицированной рабочей силы привел к кризису в организации производства. Его проявлением стал относительно низкий рост производительности труда (в среднем 6% в год за четвертую пятилетку).

В 1949 г. ситуация усугубилась. По указанию Сталина были определены новые показатели для основных отраслей промышленности, что вызвало крайнюю напряженность в экономике. Благодаря развернувшемуся процессу по ленинградскому делу появился повод обвинить главу Госплана СССР Н.А.Вознесенского в занижении показателей и приговорить его к расстрелу.

В целом, за годы четвертой пятилетки, несмотря на форсированные темпы реконструкции и официальные заявления о превышении промышленного производства довоенного уровня на 73% (при плане 48%), план в реальности был недовыполнен. Полностью восстановить экономику удалось лишь к 1953 г.

В области сельского хозяйства первый послевоенный пятилетний план не был выполнен. Особенно остро ощущалась нехватка продуктов животноводства. Политическое руководство страны усилило внеэкономическое принуждение колхозного крестьянства. Колхозники фактически находились в полукрепостном состоянии, на них не распространялись социальные льготы, имевшиеся в промышленной сфере, они не могли покинуть деревню без санкции властей. Тяжёлым был и налоговый гнёт. Проводившиеся в пропагандистских целях снижения цен на потребительские товары ложились дополнительным бременем на крестьянство, т. к. осуществлялись в основном за счёт снижения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Важными событиями в социальной сфере стали отмена в конце 1947 карточной системы, введённой в годы войны, и денежная реформа, носившая конфискационный характер, т.к. деньги обменивались в основном в соотношении 10:1.

В первые послевоенные годы возобновились политические репрессии . По т. н. "Ленинградскому делу" были репрессированы сотни советских и партийных функционеров, когда-либо работавших в Ленинграде, свыше 200 человек были расстреляны. В начале 1953 сфабриковано т. н. "дело врачей", обвинённых в заговоре с целью физического уничтожения Сталина и других лидеров партии и советского государства. Была развёрнута идеологическая травля деятелей литературы и искусства. Серьёзный урон был нанесён новейшим направлениям науки (генетика, кибернетика, квантовая теория и др.), объявленным "орудием империализма". Только в 1952, через 13 лет после предыдущего, состоялся 19-й съезд ВКП(б); съезд утвердил новое название партии - Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС).



В целом, общественно-политическая обстановка в СССР в послевоенное десятилетие характеризовалась двойственностью.

С одной стороны, народ-победитель заслуженно ожидал значительных перемен и либерализации режима, с другой, происходило окончательное укрепление сталинизма , достигшего в этот период своего апогея.

Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой.

Разрастание административно-бюрократической системы , ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам довоенных репрессий, а также международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, привели к дальнейшему его отставанию от общецивилизационного ритма развития.

29. XX съезд КПСС. Начало дестанилизации (Н.С.Хрущев). "Политическая оттепель" и ее противоречия

Смерть И.В. Сталина (5 марта 1953 года) стала рубежом двух эпох в жизни нашего государства. К этому моменту в руководстве страны были представлены два направления: линию на сохранение сталинского курса без принципиальных корректировок отстаивали В.М. Молотов, Л.Н. Каганович, Н. Булганин, К.Е. Ворошилов; линию на реформирование тоталитарной системы, смягчение политического режима поддерживали Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев.



Однако Л.П. Берия был настолько одиозной фигурой, что, с одной стороны, страх перед ним и, с другой, опасность установления новой диктатуры заставили Н.С. Хрущева, Г.М. Маленкова, Г.К. Жукова и др. принять радикальные меры по его устранению от власти: летом 1953 года он был арестован, снят со всех постов, осужден и вскоре вместе с несколькими "соратниками" расстрелян.

В сентябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС был избран Н.С. Хрущев. Главой правительства стал Г.М. Маленков. Первые практические шаги нового руководства были направлены на ликвидацию очевидных преступлений сталинского режима и определение мер по реформированию страны.

Процесс десталинизация происходил постепенно, а в борьбе с наследием сталинизма поначалу применялись сталинские методы. Так, Берии был вынесен смертный приговор как шпиону зарубежных спецслужб и врагу коммунистической партии и советского народа. После проведенной реорганизации КГБ и МГБ были расстреляны основные помощники Берии.

Поворотным пунктом в истории страны сталХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.) , который сопровождался разоблачением преступлений Сталина и его окружения, началом массовой реабилитации репрессированных, определенной критикой диктаторских методов управления. Съезд внес также изменение в идеологическую концепцию партии: прозвучал отказ от идеи диктатуры пролетариата и был провозглашен тезис об общенародном государстве.

Политические и экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены понятием культ личности Сталина. Н.С.Хрущев выделил четыре проблемы, связанные с этим явлением:

Нарушения законности и массовые репрессии;

Просчеты и субъективные решения Сталина в годы Великой Отечественной войны;

Нарушение принципа коллективности партийного руководства;

Действия Сталина, направленные на возвеличивание своей роли в истории партии и государства.

После XX съезда начался процесс реабилитации репрессированых в 1930-х - начале 1950-х гг., который принял впоследствии массовый, повсеместный характер. Миллионы людей, признанные невиновными, вернулись из лагерей и ссылок.

Были восстановлены в правах целые народы, пострадавшие в сталинское время (например, возвращена упраздненная в годы войны национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов)

Изменение настроений в обществе. ХХ съезд изменил всю политическую атмосферу в стране. Под его влиянием произошел сдвиг в общественном сознании на всех его уровнях: историческом, идеологическом, социально-психологическом, нравственном. Начавшийся процесс десталинизации оказал влияние на развитие общественной мысли, на ее освобождение от догматических стереотипов. При этом он затронул и саму партию. Впервые стала возможной критика первых лиц в государстве, в связи с чем была поколеблена вера в непогрешимость верховной власти. Начался стихийный рост активности снизу.

Однако, венгерские события 1956 г. и последовавшая вскоре попытка смещения Н.С. Хрущева в 1957 г. подтолкнули советское партийное руководство к корректировке общего политического курса, смысл которой заключался в свертывании начавшегося процесса демократизации . Начались проработочные кампании в области идеологии под видом встреч с интеллигенцией, откровенная и скрытая травля инакомыслия.

В связи с началом преследований московской интеллигенции зародилось диссидентское движение , представителями которого былиВ.Буковский, Б. Галансков и др. В обществе произошел спад критической волны, все реже поднимался вопрос о культе личности. После обнародования содержания закрытого доклада Н.С.Хрущева было принято решение временно прекратить его обсуждение. Начались уголовные преследования за клевету на советскую действительность.

В целом, несмотря на противоречивый характер, преобразования в жизни советского общества, связанные с эпохой Хрущева, были значительными и представляли собой один из самых важных периодов в истории СССР с точки зрения модернизации. Однако в ходе еене был поставлен вопрос о коренном преобразовании самой административной политической системы. Частичными изменениями удалось выявить новые социальные ресурсы развития, но они оказались невелики, и в начале 60-х гг. в социально-политической системе вновь обозначились кризисные явления.

Командно-административная экономика базируется на определенных принципах. В качестве одного из основополагающих принципов следует выделить наличие только одной формы собственности – государственной. Следовательно, в такой системе отсутствует частная собственность, рынок и рыночное саморегулирование. В рамках этой системы материальные и социальные блага перераспределяются с помощью внеэкономических методов в пользу партийно-бюрократической верхушки – «номенклатуры».

Вторым принципом командно-административной системы является централизованное (директивное) планирование. Государственный план представлял собой совокупность обязательных для исполнения распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям и организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.

Социалистическое планирование состояло в следующем. На основе партийных установок и анализа экономического состояния центральные государственные органы (или по их поручению органы нижестоящего уровня, например, республиканские и областные) принимали экономические решения, носившие обязательный характер для исполнителя, и контролировали выполнение решений. Главным плановым документом был пятилетний план, содержащий перечень заданий по производству и продаже продукции в отраслевом и региональном разрезах. Составляя этот документ, государство исходило не столько из объективных экономических потребностей и критериев, сколько из политических и социально-экономических задач, поставленных высшим руководством. Опираясь на пятилетний план, органы экономического управления разрабатывали задания для всех иерархических уровней вплоть до отдельного предприятия. Это определяло и принципиальную особенность экономической деятельности в рамках командно-административной системы: лица, принимавшие решения, были обязаны руководствоваться государственными плановыми заданиями, а не экономическими соображениями максимизации прибыли.

Третьим принципом командно-административной системы является абсолютное государственное регулирование цен. Цены на сырье и готовую продукцию, оплата труда работников, условия сбыта и все прочие экономические критерии устанавливались государством и, как правило, не оказывали влияния на решения директоров предприятий и других хозяйственных руководителей. Их главная задача состояла в выполнении плана. Цены не выполняли ни информационную, ни балансирующую функции, а служили главным образом для измерения и учета произведенной продукции, потому что многие плановые задания давались в стоимостном выражении. На потребительском рынке цены тоже строго задавались государством, и производители и продавцы не имели права их изменить даже при существенном несоответствии спроса и предложения. Розничные цены были постоянными и применялись обычно на всей территории страны. Поэтому они часто указывались непосредственно на изделии – печатались, выбивались на металле и т.п.


В-четвертых, в советской системе отсутствовала конкуренция. Она подменялась социалистическим соревнованием, носившим формальный характер. В целом, конкуренция объявлялась одним из главных пороков капитализма, ведущим к растрате материальных ресурсов, и целенаправленно искоренялась – например, путем борьбы с «дублированием» производственных мощностей, т.е. выпуском одинаковой продукции на разных предприятиях. Кроме того, поощрялась концентрация производства – создание крупных предприятий – для экономии удельных расходов. Все это обернулось необыкновенно высокой степенью монополизации советской экономики и диктатом производителя над потребителем, полностью лишенным права выбора.

Пятый принцип плановой экономикицентрализованное распределение ресурсов. Тоталитарная государственная собственность и принудительное планирование в сочетании с уравнительной идеологией порождали внеэкономический характер распределения материальных благ. Материальное богатство и социальный статус человека зависели от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе.

Шестым принципом этой системы является огромная концентрация усилий и ресурсов на развитии тяжелой и военной промышленности, государственному принуждению и эксплуатации, потому что на всем протяжении советской истории народное хозяйство отличалось крайней неэффективностью, несбалансированностью, низким уровнем жизни, а последние десятилетия – и отторжением научно-технического прогресса. В 1960-1980-е годы как минимум 15% рабочей силы в промышленности было избыточным – администрация предприятий держала их «на всякий случай» или не имела возможности уволить. Избыточной была и примерно одна треть выпускаемой промышленной продукции – это значит, что она не нашла бы потребителя в нормальных рыночных условиях из-за низкого качества, стремления предприятий иметь резервы на случай перебоя в поставках или просто из-за несовпадения спроса и предложения.

В качестве седьмого принципа командно-административной экономики следует выделить поддержание высокого инвестиционного спроса руководителями предприятий. Для советской системы было характерно не избыточное производство, которое лишь отражало нерациональность и несбалансированность экономики, а хронический дефицит – постоянная нехватка сырья, материалов, оборудования и готовой продукции производственно-технического и потребительского назначения. Хронический дефицит был вызван неравновесной природой советской экономической системы. Руководители предприятий стремились получить от государства как можно больше ресурсов, чтобы облегчить себе выполнение плана. Инвестиционный спрос поддерживался на высоком уровне и ввиду стремления предприятий иметь запасы, крайне необходимые в условиях неустойчивого материально-технического снабжения. Государство было не в состоянии контролировать обоснованность запросов предприятий и удовлетворяло заявки, чтобы не допустить срыва в выполнении плановых заданий. Это явление получило название мягких бюджетных ограничений – возможность для предприятий тратить больше, чем оно зарабатывало, за счет бюджетного финансирования. Кроме того, гарантированное получение доходов предприятиями и населением, не зависящее от результатов деятельности, вело к устойчивому превышению денежной массы над товарной. При фиксированных ценах это порождало подавленную инфляцию, проявлявшуюся нарастанием товарного дефицита.

Для этой системы также характерен принцип доминирования вертикальной координации. При вертикальной координации распоряжения передаются сверху вниз, а снизу вверх поступают отчеты о выполнении распоряжений. Советская экономика опиралась почти исключительно на государственное принуждение и иерархическое управление. При таком способе координации прямые и обратные информационные сигналы могут искажаться или вообще не доходить до адресата. При этом даже при наличии самых современных средств связи и переработки данных остается проблема объективности исходной информации, поступающей «снизу», так как руководители стремились искажать ее в своих интересах (например, занижать производственные возможности, или завышать нормы расхода сырья). Плановики пытались бороться с этим – в частности, путем установления нормативов расхода материальных ресурсов и труда на единицу продукции – но были не в состоянии проконтролировать соблюдение нормативов. Даже объективная информация, поступающая в плановые органы для принятия решений, устаревает очень быстро. Стремительно меняются спрос и другие условия производства, возникают новые технологии, которые не могут быть заранее спрогнозированы и включены в план.

Еще одним важным принципом командно-административной экономики является отсутствие международных экономических связей и государственная монополия внешней торговли. Опасаясь утраты контроля над народным хозяйством, советское руководство упорно отгораживало страну от мирового хозяйства. СССР был лишен такого важного фактора современной хозяйственной жизни, как интернационализация экономики, свободное перемещение капиталов, рабочей силы и научно-технических знаний между странами, использование преимуществ международного разделения труда.