Каковы основные права и обязанности налогоплательщика кратко. Основные права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков рф
Налоговый кодекс (НК РФ) о полномочиях налогоплательщиков
Ни для кого, наверное, не секрет, что каждый гражданин РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. Права и обязанности налогоплательщиков при этом устанавливаются Налоговым кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами. В комплексе права и обязанности налогоплательщиков раскрыты в нормативном акте на сегодняшний день достаточно широко. Поговорим об этом подробнее.
Права налогоплательщиков РФ
НК РФ содержит достаточно широкий круг прав для лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы.
- Право обладать информацией об установленных на российской территории налогах и сборах. Граждане имеет право получать всю интересующую их информацию по налоговому законодательству, включая информацию о действующих налогах, порядке их начисления, уплаты, размере начисленного к уплате налога и иным сведениям, относящимся к деятельности налоговых органов. Для реализации этого права гражданами законодатель устанавливает обязанность налоговых органов давать ответы на обращения налогоплательщиков. При этом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59 в ст. 12 закрепляет обязанность налоговиков давать ответ не позднее чем через 30 дней с момента поступления такого обращения. Следует также отметить, что любая информация, касающаяся налогов и сборов, сотрудниками налогового органа предоставляется гражданам бесплатно.
- Право получать налоговые льготы. Каждый гражданин при наличии у него оснований, предусмотренных НК РФ, вправе рассчитывать на получение установленных льгот по налогам и сборам.
- На условиях, закрепленных на законодательном уровне, любой гражданин имеет право на получение налоговой отсрочки/рассрочки или налогового кредита (в т. ч. инвестиционного, в силу ст. 66 НК РФ).
- Право представлять свои интересы в налоговом органе лично либо через своего представителя. При этом к представительству в данном случае предъявляются общие требования гражданского законодательства.
- Гражданин, в отношении которого производится налоговая проверка, имеет право присутствовать на данной проверке.
- Особым правом, предоставляемым законодателем налогоплательщикам, является право на обжалование действий/бездействия должностных лиц налоговых органов. Обжаловать действия ИФНС можно как у вышестоящих должностных лиц налоговых органов, так и в иных государственных структурах, включая суды и прокуратуру.
- Право не исполнять предписаний и требований налоговых органов, которые были вынесены с нарушением законодательства либо сами по себе являются незаконными. При этом следует иметь в виду, что отказ от исполнения требований налоговой инспекции возможен только в том случае, если гражданин сможет доказать их незаконность и они были признаны таковыми вступившим в силу решением суда. По этой причине необходимо иметь достаточные доказательства своей позиции для их представления в случае необходимости суду.
- Право требовать от налоговиков исполнения обязанности по зачету уплаченных сумм в установленный срок, а в случае переплаты или ошибочной уплаты денежных средств в пользу налоговых органов — возврата таких сумм.
- Право требовать от налоговой инспекции соблюдения охраняемой законом налоговой тайны.
Обязанности налогоплательщиков РФ
Несмотря на достаточно широкий круг прав, законодатель определяет и ряд обязанностей, за невыполнение которых предусмотрена ответственность. Обязанности налогоплательщикавключают следующее:
- о смене лица, которое может без доверенности представлять интересы юр. лица;
- смене места жительства или нахождения;
- начале процедуры банкротства;
- принятии решения о ликвидации или реорганизации юр. лица;
- создаваемых на территории РФ филиалах и обособленных подразделениях;
- участии в иностранных юр. лицах и т. д.
Важно помнить, что для каждого конкретного случая устанавливается свой срок уведомления и предусматривается соответствующая ответственность за его нарушение.
Таким образом, перечень прав и обязанностей налогоплательщиков достаточно объемный. Невыполнение обязательств влечет возможность привлечения к налоговой, административной и даже уголовной ответственности. В случае нарушения прав налогоплательщиков действия должностных лиц налоговых органов можно обжаловать как в судебном порядке (в порядке КАС РФ), так и во внесудебном (вышестоящему должностному лицу ФНС либо прокурору).
Налоговое право регулирует ту часть финансового законодательства, в которой существуют определенные отношения между его субъектами, основанные на установлении и взимании налогов. В налоговом праве, как и в любом другом юридическом аспекте, если между субъектами имеют место некоторые отношения, то уместно говорить о таком их выражении, как права и обязанности налогоплательщиков.
Налогоплательщиками в РФ признаны физлица, организации, уплачивающие налоги и соблюдающие возникающие в этой связи обязанности. Правоотношения в сфере налогового законодательства могут возникать, прекращаться или изменяться только в результате возникновения соответствующих юридических фактов, дающих на это право.
Основные права налогоплательщика обеспечиваются Конституцией РФ, к ним относятся:
· Установление налогов только на законодательной основе.
· Введение запрета на обратную силу законов, регулирующих новые налоги, а также га налоги, ведущие к ухудшению положения налогоплательщика.
Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков не имеют возрастных ограничений, потому что единственным условием их возникновения считается факт приобретения объекта, облагаемого налогом. Конечно, обязанности плательщиков (физлиц и организаций) разнятся уже только потому, что они имеют отличные друг от друга виды деятельности, собственности и хозяйствования.
Права и обязанности налогоплательщиков регулируются соответствующими статьями в Налоговом законодательстве.
Не будем останавливаться подробно на каждой категории, их четкое разграничение имеется в НЗ, следует упомянуть лишь один факт: список прав и обязанностей, данный в законодательстве, не является окончательным. В жизни возникают ситуации, разрешение которых происходит в соответствии с нормами, предусмотренными Гражданским, но никак не Налоговым кодексом РФ, что требует, прежде всего, ориентирования на права и обязанности субъекта как гражданина, а не налогоплательщика.
Права и обязанности налогоплательщиков
Плательщик имеет право:
· На получение бесплатной информации в письменной или устной форме о действующих на данный момент налогах (сборах) в органе.
· На получение от Минфина РФ письменных разъяснений, касающихся правомочности применения местными муниципальными образованиями норм ФЗ о налогах (сборах).
· На использование установленных в законодательном порядке
· На получение рассрочки, отсрочки, а также налогового кредита.
· На возврат или зачет излишне оплаченных в качестве налогов сумм;
· На представление собственных интересов самостоятельно или через представителя.
· На представление пояснений по уплаченным налогам уполномоченным органам.
· На личное присутствие при
· На получение копий принятых налоговыми инстанциями решений.
· На требование о соблюдении законодательных норм при совершении налоговыми инстанциями действий в отношении налогоплательщика.
· На отказ от выполнения неправомерных требований.
· На обжалование в законодательном порядке вынесенных актов, решений налоговых органов, должностных лиц.
· На требование о соблюдении налоговой тайны.
Плательщик налогов обязан:
· Платить налоги.
· Встать своевременно на учет в качестве налогоплательщика.
· Вести учет собственных доходов, если данная обязанность востребована законодательством.
· Предоставлять в местные органы в строго оговоренные сроки налоговые расчеты и декларации (если это требуется).
· По запросу налогового органа предоставлять книгу по учету хозяйственных операций (относится к ИП, практикующим нотариусам, адвокатам).
· Предоставлять необходимый перечень документов, на основе которого проводится исчисление налогов, в налоговые инстанции.
· Не препятствовать налоговым инстанциям, исполнять служебные обязанности, предусмотренные законом.
· Сохранять в течение 4-х лет налоговые и бухгалтерские сведения.
Права и обязанности налогоплательщиков, в качестве которых выступают ИП, организации, дополняются определенным перечнем сведений, которые они должны своевременно сообщать в местные налоговые инстанции.
Налогоплательщики представлены частными лицами и разными компаниями. Они должны работать и функционировать исключительно на основании многочисленных норм, содержащихся в российском законодательстве. При этом за все полученные доходы они должны уплачивать налоги. Дополнительно сборы назначаются за имущество или иные ценности. Каждый налогоплательщик обладает не только обязанностями, но и определенными правами, поэтому следует тщательно разобраться в имеющихся особенностях. Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков должны изучаться каждым человеком и руководителем фирмы. Поговорим о них подробнее в данной статье.
Виды налогоплательщиков
Уплачивать налоги требуется как физлицам, так и компаниям, являющимся юрлицами.
К физлицам относятся не только граждане, работающие на работодателей, но и ИП.
Каждый налогоплательщик должен уплачивать регулярно разные сборы, а также у него появляется необходимость формирования конкретной отчетности.
Физлица
Они представлены стандартными гражданами, работающими официально на разных работодателей, а также ИП. В последнем случае предприниматель может уплачивать налоги по различным режимам налогообложения, так как они могут быть упрощенными или стандартными.
При расчете налога учитывается, являются ли налогоплательщики резидентами или нерезидентами РФ. Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков, представленных физлицами, являются многочисленными и зависящим от статуса гражданина.
Юрлица
Они представлены многочисленными фирмами, причем они могут открывать разные филиалы. Если подразделение является крупным, а также у него имеется собственный штатный бухгалтер, то такой филиал выступает в качестве самостоятельного налогоплательщика.
В налоговом праве права и обязанности налогоплательщиков, представленных юрлицами, также зависят от того, является ли фирма российской или иностранной.
Особенностью разных акционерных обществ выступает то, что на основании норм, прописанных в Конституции, они могут пользоваться разными сведениями, имеющими отношение к физлицам.
Все фирмы могут быть обычными, малыми или использующими упрощенные режимы налогообложения. Обо всех этих видах должны знать все налогоплательщики. Понятие права и обязанности фирмы закреплено в НК. Причем они предполагают необходимость уплаты разных налогов и сдачи многочисленных деклараций и отчетов. При этом организации могут отстаивать свои права.
Какие права имеются у плательщиков налогов?
Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков закреплены в НК, причем все они могут немного отличаться для граждан и фирм, обладающих разным статусом.
К основным правам относится:
- Возможность получения разных консультаций или разъяснений в устной форме от работников налоговой инспекции, если сведения относятся к применению разнообразных налоговых режимов, к составлению отчетностей, расчету сборов или правилам заполнения многочисленной документации.
- Право получить разъяснения в письменном виде по всем вопросам, которые являются интересными и важными для налогоплательщика.
- Оформление консультаций, касающихся налогов и отчетности.
- Возможность получить справочную или информационную поддержку от работников налоговой службы.
- Предоставление уже правильно заполненных деклараций и других документов, которые далее используются в качестве образца.
- Использование многочисленных льгот, если налогоплательщик соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам, предпринимателям или фирмам, имеющим право на снижение налоговой нагрузки.
- Формирование актов сверки, чтобы убедиться, что работники налоговой инспекции верно рассчитали размер налогов по разным сборам.
- У налогоплательщиков имеется право засчитывать суммы переплат по разным сборам. Излишне уплаченные средства могут возвращаться, если причиной такой ситуации выступала халатность и неправильный расчет со стороны работников ФНС.
- Граждане и предприниматели могут давать пояснения относительно реализованных расчетов по разным налогам и перечисленным средствам в бюджет.
- Налогоплательщики могут принимать непосредственное участие в процессе многочисленных налоговых проверок или других действий со стороны ФНС, которые связаны с изучением финансовой деятельности граждан и фирм.
- Существует возможность отстаивать свои права и точку зрения, если имеются доказательства того, что результаты проведенной проверки являются ложными и неправильными, для чего важно пользоваться официальными документами.
Только при знании своих возможностей каждый плательщик может правильно рассчитывать и уплачивать налоги. Права и обязанности налогоплательщиков строго закреплены в законодательстве, поэтому нарушение прав является наказуемой деятельностью ФНС.
Спорные вопросы
Каждый налогоплательщик может требовать от работников ФНС точного следования законодательству при реализации ими их основных функций, представленных проведением проверки или других аналогичных действий.
Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов совпадают в большинстве случаев, но нередко при проверках или иных действиях появляются спорные вопросы. Решать их приходится с помощью суда.
Действия разных сотрудников ФНС могут быть обжалованы в суде, для чего проводится соответствующее разбирательство. Если выигрывает налогоплательщик суд, то он может рассчитывать на компенсацию нанесенного вреда.
Когда освобождаются налогоплательщики от ответственности?
Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по результатам проведенной проверки получают граждане или фирмы на основании норм, указанных в ст. 111 НК. Сюда относятся ситуации:
- Работники отделения ФНС предоставили неграмотную консультацию гражданину относительно статьи, по которой он привлекается как нарушитель.
- Сотрудники налогового органа выдали неверную информацию, из-за которой налогоплательщик поступил незаконно.
Учитывается, что все сведения, имеющие отношение к уплате разных налогов и сборов, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению.
Какие обязанности имеются у плательщиков налогов?
Права и обязанности налогоплательщиков РФ должны соблюдаться как самими резидентами, так и разными государственными органами. Имеются у плательщиков сборов многочисленные обязанности. Если они не будут исполняться, то это будет основанием для привлечения их к ответственности. К основным таким обязанностям относится:
- все налогоплательщики должны состоять на учете в ФНС;
- они должны самостоятельно рассчитывать и перечислять средства для уплаты разных налогов и сборов, если расчет не проводится работниками налоговой инспекции по разным платежам;
- своевременно ими отражаются все доходы и расходы, которые появляются во время работы и ведения предпринимательской деятельности;
- требуется в установленные сроки сдавать в нужное отделение ФНС разные отчеты и иные документы по налогам, страховым взносам или другим платежам, а также подготавливать и представлять бухгалтерские отчеты;
- юрлица обязаны вести бухучет совместно с налоговым учетом, что в полной мере отразит результаты их деятельности;
- применять на основании условий законодательства ККТ или БСО;
- предоставлять работникам ФНС нужные сведения и документы, на основании которых можно убедиться в правильности расчетов налоговых сумм.
Таким образом, основные права и обязанности налогоплательщиков являются действительно многочисленными, причем их нарушение становится основанием для разбирательства любого дела в суде.
О чем должны уведомлять ИП или фирмы ФНС?
Налогоплательщики дополнительно имеют обязанность уведомлять в письменном виде налоговую службу о разных изменениях в своей работе. К ним относятся:
- открытие или закрытие счета в банке;
- формирование филиалов или подразделений в разных регионах РФ;
- наделение филиалов разными широкими полномочиями, что позволяет им заниматься собственной финансовой деятельностью;
- закрытие имеющихся подразделений;
- вложение в капитал предприятия средств иными компаниями, которые могут быть российскими или иностранными;
- начало процесса банкротства фирмы;
- смена направления работы предприятия;
- смена жительства ИП или руководителя фирмы.
Все эти сведения должны предоставляться в письменном виде, а также своевременно, причем за отсутствие уведомления могут применяться к налогоплательщику жесткие меры наказания.
Хранение отчетности
Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков являются широкими, но каждая организация или ИП обязаны помнить о том, что они должны хранить многочисленную финансовую отчетность. Она может быть представлена бухбалансом, отчетом о прибылях и убытках, разными декларациями или другими бумагами.
Стандартно хранить их надо в течение пяти лет, но некоторые документы должны быть в наличии у предприятия на протяжении всего срока его существования. К ним относится свидетельство о регистрации и постановке на учет в конкретном отделении ФНС.
За что могут привлекаться к ответственности налогоплательщики?
Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков закреплены в многочисленных статьях НК. Если не исполняются обязанности, то это является основанием для применения к нарушителям разных мер наказания.
Привлекаются к ответственности они за следующие нарушения:
- несоблюдение указаний, прописанных в НК;
- отсутствие своевременного перечисления разных налогов;
- нарушение порядка, на основании которого на предприятии должен вестись налоговый или бухгалтерский учет;
- использование разных ухищрений, с помощью которых занижаются налоги, что приводит к уменьшению доходной части бюджета страны;
- неполное или несвоевременное предоставление отчетности в ФНС.
Вина любого налогоплательщика должна быть доказана, а иначе его не допускается привлекать к ответственности на основании ст. 109 НК.
Заключение
Таким образом, каждый налогоплательщик обладает как определенными правами, так и многочисленными обязанностями. Он может требовать от других граждан, компаний и налоговых органов использования разных мер для соблюдения собственных прав. Если же он не исполняет свои обязательства, то это является основанием для привлечения его к ответственности.
Каждый налогоплательщик должен тщательно разобраться в своих обязанностях, чтобы не возникало проблем с работниками налоговой инспекции. Он должен правильно рассчитывать налоги, вести учет на предприятии, а также своевременно представлять необходимые отчеты и иные документы в ФНС.
Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой налогов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей - факультативные обязанности налогоплательщиков (схема 16).
Обязанности налогоплательщиков
Основные
1 Платить налоги и сборы, правильно исчислять, уплачивать в полном объеме,
уплачивать своевременно, уплачивать в установленном порядке
2 Вести в установленном порядке учет доходов, расходов, объектов налогообложения
3 Представлять налоговые декларации и необходимые сведения
4 Устранять выявленные нарушения
Факультативные
1 Встать на налоговый учет
2 Сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения
3 Хранить документацию, связанную с нало! ообложе-нием
4 Представлять налоговым or ранам документы и информацию
5 Не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов
Обязанность платить налоги и сборы Конституционной обязанностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Э то - обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог, во-вторых, обязанность уплачивать налог в полном объеме, в-третьих, уплачивать налог своевременно", в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке
Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налогоплательщики-организации ведут учет объектов налогообложения на счетах бухгалтерского учета. Они исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов, который ведется в порядке, определяемом Минфином России и МНС России. Как правило, они обязаны вести специальную книгу учета доходов и расходов.
Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, также обязаны вести учет необходимых для налогообложения данных, но могут делать это в произвольных формах. Для исчисления ими подоходного налога используются также данные учета предприятий - источников выплаты доходов (ст. 54 части первой НК РФ). Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в налоговые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Порядку заполнения и представления деклараций посвящены ст. 80 и 81 части первой НК РФ.
Налогоплательщик обязан представить декларацию на бланке установленной формы. В определенных законом случаях декларация может быть подана на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.
Налогоплательщик обязан также представить декларацию в установленный законом срок. По выбору налогоплательщика декларация может быть представлена в налоговый орган лично или по почте. В последнем случае датой представления декларации является дата принятия отправления почтой
Налоговые органы должны создать условия для того, чтобы налогоплательщик смог выполнить возложенные на него обязанности правильно и своевременно. Для этого НК РФ устанавливает, что бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно Для правильного их заполнения издаются инст-j рукции НК РФ предоставляет право издавать инструкции по за-S полнению деклараций и по федеральным, и по региональным, и по местным налогам исключительно МНС России по согласованию с Минфином России. Только в отдельных случаях, требующих особого указания в законе, право на издание инструкции о заполнении декларации может быть предоставлено иным налоговым органам. Такой выбор законодателя объясняется необходимостью установления единообразных требований, ограждающих налогоплательщика от местного бюрократического творчества. НК РФ особо подчеркнул, что налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, обязан по его просьбе разъяснить порядок заполнения формы деклараций (п. I ст. 32 части первой НК РФ).
Независимо от правильности заполнения декларации налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и по просьбе налогоплательщика обязан сделать отметку на ее копии с указанием даты принятия. В случае отправки декларации по почте подтверждением ее представления является опись вложения с указанием даты отправки.
В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не представляет в налоговый орган налоговую декларацию. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законодательством о том или ином конкретном налоге (сборе).
Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтапно (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установленных законодательством требований.
Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ достигать с финансовыми органами договоренности об изменении сроков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он определяется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.
Безнадежной считается задолженность, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера Она списывается в порядке, установленном Правительством РФ (в отношении федеральных налогов) либо исполнительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления в отношении региональных и местных налогов соответственно (ст. 59 части первой НК РФ).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т.е. перенос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите. В силу ряда объективных причин, таких, как стихийные бедствия, технологические катастрофы, задержки бюджетного финансирования налогоплательщик может оказаться не в состоянии уплатить налог в установленный законом срок. Принцип справедливости, требующий учета платежеспособности лица, предопределяет право налогоплательщика в указанных и подобных им случаях претендовать на изменение сроков платежа налогов.
Данное право налогоплательщика связано с определением сроков платежа налога. Это не означает умаления обязанности уплачивать налоги в установленные сроки независимо от того, определен этот срок непосредственно законом или же соглашением, принятым на основе и во исполнение закона.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также недоимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При задержке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Размер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в порядке, установленном законодательством. Это означает, что до истечения установленного законом срока уплаты налога налогоплательщик должен представить в обслуживающий его банк платежное поручение на уплату налога с его расчетного счета либо внести наличные денежные средства в банк, а при отсутствии в данной местности отделения банка - в кассу органа местного управления либо почтового отделения.
Обязанность по уплате налога по общему правилу исполняется в рублях. Однако в определенных случаях эта обязанность может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.
Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устранить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщиком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, аудиторов и др.) либо в результате контрольных действий налоговых органов
НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налоговых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при невозможности определения этого периода коррективы вносятся в текущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).
f Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вручения ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности заполнения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации не применяются (ст. 81 части первой НК РФ).
Налоговые органы выявляют нарушения налогового законодательства в ходе проверок, других контрольных действий. Если проверкой выявлены ошибки, противоречия, неточности, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (подп. 6 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налоговые органы обязаны контролировать выполнение указанных требований (ст. 32 части первой НК РФ).
Факультативные обязанности налогоплательщиков. Факультативные обязанности налогоплательщиков устанавливаются законом с целью обеспечить правильное и неукоснительное выполнение обязанности платить налоги и сборы. Если обязанность платить налоги и сборы установлена Конституцией РФ и является обязанностью перед обществом и государством в целом, то факультативные обязанности устанавливаются законами и реализуются во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. Эти обязанности устанавливаются для того, чтобы обеспечить условия эффективной реализации налоговыми органами своих функций, прежде всего контрольных.
Обязанность встать на налоговый учет. В предусмотренных Налоговым кодексом РФ случаях налогоплательщики обязаны встать на учет в органах МНС России.
Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщика, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика на основании информации третьих лиц.
На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязанность в течение 10 дней после их государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства и т.п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.
Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких действий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, регистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирующих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.
По общему правилу регистрация проводится в налоговом органе по местонахождению организации или по месту жительства гражданина. Однако Налоговый кодекс РФ в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регистрацию и в других территориальных налоговых органах. Организации обязаны встать на налоговый учет также и по местонахождению их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
И в этих случаях регистрация организаций проводится на основе подаваемых ими заявлений, а физических лиц - на основе информации органов, ведущих учет и регистрацию соответствующего имущества.
При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который затем проставляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведения о налогоплательщиках группируются в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Своевременное и правильное выполнение налогоплательщиками обязанностей по налоговой регистрации достигается применением санкций за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от него (ст. 116 и 117 части первой НК РФ).
Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения На налогоплательщика возлагается обязанность сообщать зарегистрировавшему его налоговому органу об изменениях своего положения, существенных для налогообложения.
НК РФ возлагает на налогоплательщиков - предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, о всех случаях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего местонахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта информация предоставляется налогоплательщиком не по запросу налогового органа, а по собственной инициативе. Установлены сроки представления указанной информации и ответственность за невыполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).
Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложением. Выполнение налоговым органом контрольных функций возможно только при наличии документов, позволяющих проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщиками. Поэтому НК РФ возлагает на налогоплательщиков обязанность обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих суммы полученных доходов и понесенных расходов, уплаченных налогов.
НК РФ устанавливает, что такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового периода, к которому относится конкретный документ.
Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» 1 устанавливает пятилетний срок хранения бухгалтерских документов (ст. 17). Однако ответственность за нарушение требований их сохранности установлена только НК РФ (ст. 120 части первой НК РФ).
Обязанность представлять налоговым органам документы и информацию. Налогоплательщик обязан представлять по требованию налогового органа документы и информацию, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов как самим налогоплательщиком, так и третьими лицами.
Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, необходимые для проверки. Эти документы в виде заверенных копий должны быть представлены налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Отказ представить документы или их непредставление в установленный срок влечет наложение штрафа (ст. 126 части первой НК РФ).
Лицу может быть предъявлено требование представить имеющиеся у него документы, содержащие сведения о другом налогоплательщике. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом. Статьей 126 части первой НК РФ установлены штрафы за отказ представить такие документы, уклонение от их представления, представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Однако законодатель не установил тех самых, предусмотренных ст. 23 части первой НК РФ, случаев и порядка, которые обусловливают обязанность представить документы. Поэтому указанное требование остается декларативным.
Обязанность не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает, что налогоплательщик обязан не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В частности, должностные лица налогового органа при проведении выездной проверки имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. Незаконное воспрепятствование доступу признается налоговым правонарушением, ответственность за которое в виде штрафа установлена ст. 124 части первой НК РФ.
Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принуждения. Такие меры могут быть правовосстановительными и карательными.
Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты.
К таким мерам относится взыскание недоимки и пеней В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что «неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню или компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога» 1 .
Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. В отношении пеней это утверждение справедливо при условии, что их размер установлен не произвольно, а соответствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовремя. В случае с налогами правильно определять размер пеней, ориентируясь на обесценение денег в результате инфляции. Могут быть учтены и иные обстоятельства, например то, что государство из-за недополучения налогов вынуждено прибегать к заимствованиям и уплачивать проценты по займам.
Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют исключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций.
В противоположность правовосстановительным карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в применении иных мер воздействия. За наиболее тяжкие правонарушения - преступления - установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, привлечения к обязательным работам, лишения свободы и др.
Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства - это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.
Ответственность за нарушения налогового законодательства - совокупность различных видов юридической ответственности.Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности, гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.
Гражданская ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имущественная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера.
Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом.
Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.
Меры дисциплинарной ответственности применяются за нарушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены для работников негосударственных организаций в Трудовом кодексе РФ, а для должностных лиц налоговых органов, которые являются государственными служащими, - в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующим изменениями и дополнениями) 1 .
Если работником при ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей причинен ущерб предприятию, то он несет материальную ответственность за этот ущерб.
Применение мер дисциплинарной и материальной ответственности может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также не имеет непосредственной целью обеспечение соблюдения этого законодательства. Так, если главный бухгалтер организации нарушил правила налогообложения, то на него постановлением судьи может быть наложен административный штраф в случаях, предусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАП (ч. 1 ст. 32.1 КоАП РФ). Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, уволить по соответствующим основаниям). Дисциплинарную ответственность бухгалтер несет не перед государством, а перед организацией, потерпевшей ущерб в результате уплаты штрафа, пеней. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми и налоговым правом не регулируются.
За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния могут применяться лишь меры административной или уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ).
Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований О налоговой ответственности можно говорить только как о комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений
Так, иногда вместо термина «налоговая ответственность» применяют понятие «финансовая ответственность» По существу оно равнозначно понятию «финансовые санкции» в значении имущественной, денежной ответственности
Взыскания, установленные НК РФ (разд VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение», глава 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение», глава 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение»), являются мерами административной ответственности, которые применяются к налогоплательщикам, налоговым агентам, банкам и другим субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушения
При привлечении организации-налогоплательщика к административной ответственности за налоговые правонарушения по НК РФ виновные в совершении этих правонарушений должностные лица - законные представители организации (п 1 ст 27 НК РФ) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за аналогичные административные правонарушения в области налогов и сборов на основании ст 15 3-15 9, 15 11 КоАП РФ
Согласно ст. 1622 КоАП РФ неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа В этом случае субъектами ответственности выступают виновные в совершении данного правонарушения физические и юридические лица
Характерная черта административной ответственности - применение административного наказания в качестве меры ответственности К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа
Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства ни Налоговым кодексом РФ, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено Эти меры сводятся к применению типичного административного наказания - штрафа Выделяемые иногда особенности финансовых или налоговых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правонарушениях, установленном КоАП, и т п) характеризуют не сам штраф, предусмотренный НК РФ, а порядок его примененияСпецифических черт «финансового» или «налогового» штраФ а > не позволяющих отождествить его с административным, нет 1
Основные виды налогоплательщиков в РФ - это юридические лица и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов за счет собственных средств в соответствии с налоговым законодательством (ст. 19 НК РФ). При этом налогоплательщики-организации делятся на российские и иностранные, а физические лица - на имеющих статус индивидуального предпринимателя и не имеющих его. Это, пожалуй, основная классификация налогоплательщиков.
В отдельные категории налогоплательщиков можно выделить предприятия, ведущие определенные виды деятельности. К примеру, те, кто работает в сфере добычи полезных ископаемых, или в сфере игорного бизнеса. Поскольку они обязаны уплачивать специфические налоги - соответственно, НДПИ и налог на игорный бизнес.
В отдельный вид налогоплательщиков также можно выделить тех, кто вправе применять налоговую льготу по тому или иному налогу (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности
Разобравшись с понятием налогоплательщика и видами, перейдем к его правам и обязанностям.
Налогоплательщики, плательщики сборов и взносов имеют право (п. 1,3 ст. 21 НК РФ):
- получать в своей ИФНС по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также получать бланки налоговой отчетности и разъяснения по их заполнению;
- получать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от Минфина РФ, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
- применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
- получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- на проведение сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, совместной с налоговиками, а также на получение акта сверки;
- представлять свои интересы лично или через представителя;
- представлять контролирующим органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
- присутствовать при проведении выездной проверки;
- получать копии акта налоговой проверки, решений налоговиков, а также налоговые уведомления, требования об уплате налогов;
- требовать от должностных лиц контролирующих органов соблюдения налогового законодательства;
- не выполнять неправомерные акты и требования контролирующих органов, не соответствующие законодательству;
- обжаловать акты контролирующих органов и действия / бездействие их должностных лиц;
- на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
- на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями / бездействием их должностных лиц;
- на участие в рассмотрение материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.
Также НК РФ устанавливает и иные права налогоплательщиков.
Теперь о том, что обязаны делать налогоплательщики (п. 1 ст. 23 НК РФ):
- уплачивать налоги;
- встать на учет в налоговых органах, если НК РФ того требует;
- вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, если НК РФ того требует;
- сдавать в ИФНС по месту учета налоговую отчетность;
- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в определенных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налоговиков об устранении нарушений налогового законодательства, не препятствовать законной деятельности налоговиков при исполнении ими служебных обязанностей;
- хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в течение 4 лет;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Также организации должны представлять в свою ИФНС годовую бухотчетность после окончания отчетного года (за некоторым исключением), а ИП, нотариусы и адвокаты по запросу налоговиков должны представлять книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций (