Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Законопроект об осаго о натуральном возмещении. Действия после ДТП. В каких случаях осуществляется денежная выплата

Владимир Путин предложил перейти на натуральную форму ОСАГО, когда автовладельцу предлагают в случае ДТП не деньги, а ремонт машины. "ДП" определил плюсы и минусы новой системы, а также выяснил причины, которые мешают перейти на этот формат работы.

Президент Владимир Путин поручил правительству и к 1 октября 2016 года подготовить предложения по совершенствованию ОСАГО. Правительство и ЦБ подумают над мерами, которые сделали бы более распространенной формой возмещения по этому виду страхования ремонт автомобиля, а не денежную компенсацию.

Поручение содержится в списке, утвержденном по итогам "прямой линии", которая прошла 14 апреля. Президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин в ходе этой программы предложил поручить ЦБ проработать вариант перехода исключительно на натуральную форму возмещения убытков по ОСАГО. Еще до прямой линии (РСА) сообщил, что направил в Банк России, Минфин и Госдуму проект поправок в закон об ОСАГО, которые расширяют практику возмещений в натуральной форме и содержат комплекс мер по борьбе с мошенничеством в обязательном автостраховании.

В чем выгода страховщиков

Прежде всего переход на натуральную форму возмещения выгоден страховым компаниям: они получат козырь в борьбе с мошенниками.

"Еще до президентской линии РСА готовил поправки по расширению использования натуральной формы. На то были основания. Одна из серьезных проблем - борьба с так называемыми автоюристами. На них приходится около 30-40% страховых выплат. Еще одна цель поправок - борьба с мошенничеством в сфере ОСАГО, поддельных полисов на рынке сейчас очень много. Эти две проблемы в значительной сфере решаются переходом на натуральную форму возмещения", - пояснила президент .

"Я уверен, что натуральная форма возмещения в ближайшие годы станет значительно более популярна, чем ранее. Раньше у клиента не было шанса при наступлении риска по ОСАГО попасть на ремонт на дилерскую станцию. Страховые компании пытались направить таких клиентов на станции гаражного типа и сами, таким образом, спровоцировали интерес клиента к денежной выплате. На этой ниве по всей стране развились сотни юридических компаний, оказывающих услуги автомобилистам по максимизации выплат. Это буквально разоряло страховые компании. Сегодня страховые компании активно меняют свой подход к ОСАГО - все ведущие компании сегодня предложат клиенту направление на СТО к дилеру", - говорит генеральный директор " " Роман Слуцкий.

Как сэкономят автомобилисты

Для перехода на преимущественно натуральную форму ОСАГО страховые компании готовы не учитывать износ автомобиля по ОСАГО. Это станет большим преимуществом для автомобилистов.

"Средний возраст машин в нашей стране более 10 лет. В условиях снижения платежеспособного спроса населения новых машин покупают меньше и доля старых машин имеет тенденцию к росту, соответственно встает вопрос об износе. ОСАГО предусматривает выплату за минусом износа. Натуральная же форма будет предполагать, что деталь ставится без учета износа. На сегодняшний день РСА заявили, что они готовы идти на то, чтобы в ОСАГО не учитывался износ автомобильных средств. Это большая потеря со стороны страховых компаний, но они сэкономят, когда ликвидируются автоюристы. По последним данным по стране, в прошлом году на выплаты автоюристам ушло более 10 млрд рублей из системы ОСАГО", - объясняет Ирина Лукашевич.

Что будет с правом выбора

На сегодняшний день клиенты страховых компаний имеют право выбрать между денежной компенсацией и натуральной формой. В поправках, которые предлагает РСА, речь не идет о полном переходе на натуральную форму возмещения, но планируется существенно увеличить ее долю в общем объеме. Глава ЦБ ранее подтвердила, что подобные меры обсуждаются, но отметила, что ЦБ примет эту меру, только если она не будет ущемлять права граждан.

"Натуральное возмещение очень комфортно как для страховщиков, так и для адекватных автолюбителей, целью которых является ремонт попавшего в ДТП автомобиля, а не попытка нажиться на этом. Все-таки основная цель страхования - снова ввести автомобиль в эксплуатацию. Тем не менее, на сегодняшний день автомобилист вправе требовать денежную выплату вместо натуральной формы возмещения, и едва ли закон когда-либо сможет ограничить права граждан на этот выбор", - добавляет генеральный директор " " Роман Слуцкий.

"Проблема - определение степени амортизации той части автомобиля, которая оказалась повреждена. Какую поставят вместо нее деталь и будет ли она соответствовать уровню изношенности (или неизношенности) той, которая была? В идеале, если для автовладельца будет выбор - денежная компенсация или замена компонента", - добавляет Михаил Чаплыгин, генеральный директор " ".

Почему без денежных компенсаций не обойтись

Полностью перейти на натуральную форму не позволяет отсутствие сети ремонтных станций. В целом должны быть решены ряд серьезнейших вопросов, которые встают автоматически при переходе на натуральную форму.

"Если станция находится в 500 км пути, то вряд ли что-то хорошее выйдет из того, что вам предложили натуральную форму возмещения. В этой связи РСА предлагает установить предельный размер расстояния до станции техобслуживания, для населенных пунктов с населением более 500 тыс. человек это 10 км, менее 500 тыс - 200 км. Есть и другие предложения, например, организация централизованной службы пунктов ремонта. Этот вопрос будет обсуждаться. В любом случае страна должна быть покрыта сетью станций, на данный момент переход на преимущественно натуральную форму невозможен по этой причине", - говорит Ирина Лукашевич.

"Есть и другие вопросы, которые нужно будет решать. Например, новые машины обслуживаются у официальных дилеров. Стоимость работ у официальных дилеров обычно выше. В проекте РСА предусмотрено, что машины возрастом до двух лет будут обслуживаться у официальных дилеров", - добавляет Ирина Лукашевич.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Привет, это Кулик Илья! Собираетесь обратиться в страховую за возмещением по ОСАГО? Тогда вам, да и вообще всем автомобилистам, необходимо знать, что оно бывает двух видов: денежная выплата и натуральное возмещение ущерба по ОСАГО.

С первым все более-менее понятно: деньги они и есть деньги. А по второму варианту возникают вопросы.

Сейчас я расскажу, что это такое, как оно осуществляется. Это важно знать еще и в связи с новыми поправками в закон «Об обязательном страховании». Поехали!

Согласно действующей редакции Федерального закона «Об ОСАГО» №40-ФЗ, натуральное возмещение причиненного вреда – это организация и оплата страховщиком ремонта транспортного средства потерпевшего на станции техобслуживании (СТОА), которая выбрана и согласована потерпевшим со страховой компанией, причем у этого сервиса должен быть заключен договор со страховой.

Если сказать простым языком, то возмещение в натуре – по страховке вам не платят деньги, а бесплатно ремонтируют машину в сервисе из списка, утвержденного страховщиком. Пока что клиент может сам выбирать, что ему больше нравится – выплата деньгами, или бесплатный ремонт в сервисе.

Как происходит возмещение

Если вы хотите получить натуральное возмещение, это необходимо указать в заявлении на получении выплаты. Возмещение в натуре предполагает согласие клиента на вероятность увеличения срока ремонта, например, при обнаружении дополнительных неисправностей, или при ожидании привоза запчастей.

Конечно же, если машину разбита так, что ремонту она не подлежит, или ее ремонт будет равноценен ее стоимости на момент до аварии, натуральное возмещение предлагаться не будет. А также страховая не заплатит за ремонт больше, чем максимальная выплата по «автогражданке» (по Европротоколу – 50 тыс. руб.).

Выбор СТОА

Страховая компания в двадцатидневный срок после поступления к ней заявления, выдает направление на ремонт на определенную техстанцию. Страхователь может выбрать самостоятельно станцию из списка сервисов, с которыми у страховой фирмы заключен договор. Его можно посмотреть на сайте компании. можно скачать список СТОА, работающих с Росгосстрахом, а – автотехстанции Ингосстраха.

Не забывайте, что список может изменяться со временем.

Особенности восстановления в сервисе от страховой

Страховая оплачивает ремонт с учетом износа, а в сервисе ставят новые детали. Поэтому от потерпевшего потребуется доплата, которая указывается в направлении на ремонт.

Примечание. По закону, износ не может быть больше 50%.

Если при ремонте выявились какие-то поломки, необнаруженные при первом осмотре, решение по их ремонту согласовывается СТОА со страховщиком и страхователем, причем порядок этого процесса сообщается при приеме автомобиля. Тогда же оговариваются и вопросы по исправлению поломок, не относящиеся к ДТП, конечно же, за деньги клиента.

Получение отремонтированного авто означает, что страховая вам больше ничего не должна. Поэтому внимательно проверяйте при приеме автомобиля насколько хорошо восстановлен авто, особенно скрытые повреждения.

Хорошо это или плохо

Как почти у любого явления у натурального возмещения убытков есть как положительные, так и отрицательные стороны. Причем в ситуации с типом возмещения наличие плюсов и минусов зависит от множества параметров. В одном случае у возмещения в натуре будут одни плюсы, в другом – их не будет вообще. Поэтому вот весь набор всевозможных выгод и недостатков.

Плюсы

  • не надо заботиться о поиске автосервиса;
  • у серьезных страховых, как правило, соответствующие партнеры, в число которых входят и дилеры. Читайте отзывы, в некоторых сервисах работают действительно хорошо;
  • возможность дополнительно устранить другие повреждения, правда, за свои деньги.

Минусы

  • ремонт может выполняться неквалифицированным персоналом, со всевозможной экономией на комплектующих и технологии, что резко снизит его качество;
  • ремонт в сервисе страховая оплачивает с учетом износа автомашины, по-любому придется доплачивать, а также остается вероятность искусственного увеличения износа СК при расчете (будет исключено с марта 2017 года);
  • неудобство ремонта в автотехцентре, например, из-за его удаленности;
  • время ремонта на техстанции из списка страховщика может оказаться больше, чем в других сервисах.

Что выбрать

Каждый конкретный случай надо рассматривать по отдельности. Если вы не уверены, что сами сможете найти хороших мастеров, а про предлагаемую СТОА не известно категорически отрицательных высказываний, почему бы и не воспользоваться ей? Тем более, если автомашина относительно новая (износ насчитают небольшой), расположен автосервис удобно и является дилером марки вашего авто.

Если же у вас есть знакомый мастер, которому вы доверяете, или вы планируете самостоятельно чинить авто, знаете, где можно дешево починить машину, ехать до техстанции страховой далеко и неудобно, в отзывах про нее люди рассказывают, что там полный швах – тогда, конечно, получить деньги будет предпочтительнее.

В общем, сами прикидывайте по ситуации, как и где отремонтировать машину в вашем случае будет дешевле, качественнее и быстрее. Если это взаимоисключающие параграфы, что, в общем-то, не редкость, выбирайте, что вам важнее.

Но помните: скорее всего, скоро у автомобилистов не будет права выбора вида возмещения.

Натуральное возмещение: поправки в закон в 2017

Еще с весны прошлого года по сети ходила информация, что натуральное возмещение станет обязательным. И действительно, был подготовлен законопроект о поправках в закон об ОСАГО. В нем говорится в том числе и об обязательности возмещения в натуре для физлиц. Судя по тому, что он принят в первом чтении в декабре прошлого года, и в него внесли уточняющие поправки, рассмотрение которых пройдет 10 января, вопрос быть ему или нет уже решен.

С уверенностью можно сказать, что с марта 2017 по умолчанию все автолюбители по «автогражданке» будут направляться на станции техобслуживания. Чтобы получить выплату деньгами, надо будет привести веские доказательства.

Основные положения

Итак, при вступлении закона с новыми поправками в силу (март 2017), водители в обязательном порядке будут направляться на ремонт в автосервис.

Так же, как и сейчас, при подаче заявления о возмещении надо будет самостоятельно выбрать подходящий вам сервис из перечня, предложенного страховщиком. Причем выбор можно будет сделать на стадии покупки полиса. Если вы конкретный техцентр не укажите, отправитесь в тот, который выбрала страховая.

А также страховщик будет выбирать сервис, если ДТП произошло в регионе, отличном от региона покупки страховки.

Положительные нововведения

В новых поправках есть пункты, которые призваны устранить те недочеты, из-за которых сейчас натуральное возмещение невыгодно. Давно пора. Итак, добавится во что:

  • заводская гарантия будет сохраняться, потому что автомобили не старше двух лет будут отправляться только к официальным дилерам марки (если, конечно, владелец не захочет противоположного);
  • износ ТС при ремонте учитываться не будет, то есть если максимальная сумма по «автогражданке» покрывает повреждения, никаких доплат от владельца не потребуется;
  • отвечать за качество и полноту ремонта будет страховая компания. Это закреплено отдельным пунктом. Раньше ответственность страховой за некачественный ремонт иногда нужно было доказывать в суде;
  • сервисы обязываются законом выполнять работы с надлежащим качеством.

Гарантия

На выполненные работы устанавливается как минимум двухмесячная гарантия, срок которой начинает отсчитываться со дня выдачи автовладельцу.

Если клиенту не понравилось качество работы, или он считает их выполненными не до конца, он должен сообщить об этом страховой и в сервис, причем сделать это можно в течении всего двухмесячного гарантийного срока. Не позже чем через пять дней страховщик должен провести экспертизу, и, если она выявит недостатки, указанные клиентом, недоделки будут бесплатно устранены.

Требования к сервисам

Все автосервисы, в которые будут направляться владельцы по ОСАГО, обязаны удовлетворять требованиям, установленным Банком России. Они будут закреплены в правилах ОСАГО.

Основные требования такие:

  • 50 км – максимальное расстояние от сервиса до места аварии (места проживания владельца);
  • 30 суток – наибольший срок ремонта ;
  • список выполняемых работ ;
  • возможность использования современных методов ремонта и диагностики;
  • оперативность взаимодействия техсервиса, страховой и потерпевшего по обсуждению ремонта;
  • возможность сохранения заводской гарантии.

Не исключаются и иные критерии. Возможно незначительное изменение отдельных требований, так как это только предварительные сведения.

Когда будет можно отказаться

Тем не менее, в законе предусмотрены случаи, когда можно будет от возмещения в натуре отказаться и получить деньги на карточку или наличными. В основном именно этому и посвящены поправки ко второму чтению.

Итак, в следующих случаях натуральное возмещение осуществляться не будет:

  • полное уничтожение транспортного средства;
  • ремонт выйдет дороже , чем максимальная предусмотренная выплата по ОСАГО (или выплата по Европротоколу), кроме случаев, когда клиент захочет доплатить;
  • повреждено не транспортное средство ;
  • международная страховка у потерпевшего;
  • в автотехцентр отправить невозможно , например, из-за его удаленности.

После первого чтения добавлены еще причины получения выплат деньгами:

  • тяжелая травма или смерть водителя , а также другие подобные случаи (для получения денег по этой причине надо будет предоставить обоснование, в спорных случаях разрешение получить выплату деньгами будет приниматься специальной комиссией при РСА);
  • предложенный сервис не соответствует установленным требованиям или не может выполнить ремонт согласно требованиям (по желанию клиента можно будет сделать ремонт и в неподходящем СТОА);
  • обязательность денежной выплаты прописана в страховом договоре.

Конечно, не факт, что все поправки примут, возможно, будет и третье чтение. Но основные положения утверждены, и в целом ситуация понятна.

Возмещение ущерба станет обязательным, но многие существующие сейчас отрицательные стороны должны исчезнуть.

Выводы

  • натуральное возмещение ущерба – это ремонт в сервисе за счет страховой вместо денежной выплаты;
  • с 2017 года такое возмещение станет обязательным для физлиц;
  • главные новшества : износ не будет вычитаться, предоставляется гарантия, если сделано плохо – доделывается, гарантийные авто обязательно отправляются к дилерам, за нарушение сроков и качества ремонта отвечает страховая.
  • в исключительных случаях останется право на денежную выплату.
  • натуральное возмещение лучше выбирать тогда , когда возможный износ минимален, а лучше, если замены деталей не требуется, нужны только кузовные работы (пока есть выбор, когда пропадет выбор, исчезнет и проблема износа);
  • поищите отзывы о сервисе в интернете , прежде чем выбрать его, а также уточните список выполняемых там работ и его специализацию;
  • следите по возможности за ходом восстановления , постарайтесь узнать о такой возможности перед выбором техстанции;
  • тщательно проверяйте все отремонтированные детали при получении автомобиля, если не уверены, что сможете сделать это сами, найдите разбирающегося в авто человека.

Заключение

Сейчас вы знаете, что это такое, возмещение убытков по «автогражданке» в натуре. Пока что оно действует наравне с денежным возмещением. Смотрите сами, что вам лучше выбрать в конкретной ситуации. Но с весны 2017 год, скорее всего, оно станет обязательным.

Какой тип возмещения вам больше нравится?

Если вы ремонтировали свою машину по ОСАГО в сервисе страховой, поделитесь своим опытом через форму «Оставьте комментарий», расположенную ниже. А также пишите, что вы думаете по поводу обязательного натурального возмещения.

Видео-бонус: 10 жутких призраков снятых на камеру. Момент с женщиной упавшей в обморок просто капец! Смотрим:


Не забывайте оформить подписку на мой блог, и сообщить друзьям в социальных сетях о статье. Встретимся еще!

П.С.: фото взял тут: drive2.ru/b/3103156. На фото Порш Панамера.

Предназначены пока лишь для обладателей новых полисов ОСАГО, приобретенных после 28 апреля. По полисам, купленным ранее, порядок прежний. Но если вы все же хотите получить направление на ремонт, можно выяснить в своей страховой компании о наличии такой возможности. Дело в том, что и до вступления в силу поправок такая возможность была. Правда, тут все зависит от желания страховой компании. Сумеете договориться - машину отремонтируют, не сумеете - получите деньги.

Если частных владельцев легковых автомобилей в автосервисы будут направлять не предлагая альтернативы, то для юридических лиц сделали поблажку. У многих фирм, которые владеют автомобилями и занимаются, к примеру, перевозками, есть договоренности со «своими» автосервисами. Но если компания-автовладелец все же пожелает получить направление на ремонт в автосервис страховой компании, то с этим проблем не будет.

Давайте рассмотрим подробно, как будет происходить выплата в «натуре».

Что делать после ДТП?

После аварии пострадавший обращается в свою страховую компанию с и предъявляет для осмотра автомобиль. Как и раньше, страховая компания осматривает поврежденную машину, при необходимости проводится экспертиза. После этого вам выдают направление на СТО.

Можно ли выбрать СТО самому?

Конкретный автосервис вы выбираете сами. Сделать это можно, да и нужно, заранее. Каждая страховая компания обязана опубликовать список таких СТО на своем сайте. Посмотрите, выберите наиболее удобный.

Какую СТО выбрать?

На сегодняшний день для СТО в законе установлены лишь общие требования. По словам Марии Щукиной, заместителя начальника Управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия», финальной версии Правил ОСАГО пока нет. Обсуждаемый вариант изменений Правил фактически дублирует то, что прописано в законе.

Важно: СТО должна находиться на расстоянии не более 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего. На деле это не всегда возможно. Если страховая компания организовала и (или) оплатила транспортировку автомобиля до места проведения ремонта и обратно, то выбор СТО здесь за страховой компанией. Речь идет о тех случаях, когда разбитый автомобиль не может двигаться своим ходом.

Если автомобиль гарантийный?

При ремонте должны сохраняться гарантийные обязательства производителя транспортного средства. Новые автомобили (до двух лет) будут у дилеров. Это положение, к слову, вызвало множество вопросов. Почему именно 2 года? Ведь у многих производителей гарантийный срок намного больше?

Здесь, скорее всего, законодатель исходил из средней продолжительности гарантии. Так, по словам Татьяны Федосеевой, директору по урегулированию убытков в автостраховании СК «Согласие», одни производители дают ограниченную гарантию один год, другие - на пять лет. Но основная же масса гарантийного срока - это два года.

Действительно, если взять тех же «немцев» (БМВ, Мерседес), то у этих производителей именно двухгодичная гарантия. А , как правило, сопряжены с разными доплатами или определенными условиями и распространяются лишь на некоторые узлы и агрегаты.

Быстро ли отремонтируют?

С направлением вы приезжаете в автосервис, сдаете автомобиль в ремонт. Дальше все как и при обычном обращении в автосервис. Однако срок ремонта не будет превышать 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля на СТО. Это вовсе не означает, что ремонт будет длиться именно столько. Это максимально допустимое время на устранение сложных повреждений.

Какие запчасти будут использовать при ремонте?

Важно отметить, что в законе прописана обязательность использования новых запчастей. Никакие б/у и восстановленные детали на автомобили ставить не должны. Конечно, новые не значит оригинальные. Но не стоит думать, что сервисмены ради экономии начнут использовать дешевые китайские запчасти.

Бояться этого не нужно, уверена Татьяна Федосеева. Во-первых, при ремонте должны использоваться только сертифицированные запчасти, а значит качественные и безопасные. К слову, в том же Китае сейчас производится большое количество и оригинальных запчастей. Взять, к примеру, производителя компанию Fuyao. Продукция этой фирмы официально используется Audi, Volkswagen, Honda, Toyota, Land Rover и другими автопроизводителями, поясняет Федосеева. Во-вторых, мы и сами, ремонтируя машины, не всегда готовы покупать дорогие оригинальные запчасти. Тем более когда аналоги стоят заметно меньше, а по качеству нисколько не уступают оригиналам.

Мария Щукина отмечает, что если бы неоригинальные запчасти были низкого качества, то на них попросту не было бы спроса. «Неоригинальная деталь может быть лучше оригинальной, полностью идентичной и равной по качеству. Аналоги выпускаются всемирно известными заводами непосредственно для рынка автозапчастей, и они всегда гораздо дешевле оригиналов», - подытоживает Щукина.

Кто оплачивает ремонт?

После окончания ремонта автовладелец должен проверить качество работ. Хотя бы визуально. Если все устраивает, то автовладелец подписывает акт приемки и забирает машину. Платить за ремонт будет страховая компания. Но только при отсутствии претензий со стороны автовладельца. Это, к слову, одна из причин, которая не позволит сервисменам халтурить. Ведь если ремонт будет сделан плохо, денег СТО не получит.

Что делать, если ремонт некачественный?

При все вопросы придется решать не с сервисом, а со страховой компанией. Заметили огрехи в ремонте при получении машины? Акт не подписываете, а фиксируете все «косяки» и обращаетесь к страховой компании с требованием устранить дефекты. Если же недостаток проявился через какое-то время, нужно его зафиксировать и опять же направить претензию в страховую компанию. Если в страховой компании согласятся с претензиями, недостатки исправят, возможно, в другом автосервисе. Если не согласятся - придется идти в суд.

По мнению Павла Самиева, исполнительного директора Национального рейтингового агентства (НРА), пока не определено само понятие «качество ремонта», пока не определены критерии, полноценно нововведения работать не будут. И СТО полноценно работать не смогут.

«Начнутся жалобы в ЦБ РФ и Роспотребнадзор. В „тестовый“ период, когда страховые компании должны показать, насколько они готовы к „натуральному“ возмещению, достаточно двух жалоб на качество ремонта, и страховая компания будет вынуждена вернуться к денежным выплатам. И все это на фоне неотработанных процедур в цепочке „потерпевший - страховщик - СТО“. А значит, опять возврат к денежным выплатам, от которых мы должны были уйти, чтобы изолировать деятельность недобросовестных автоюристов. В прошлом году отрасль потеряла на этом 40 млрд рублей, сколько она потеряет в этом - можно только гадать. Стоит ли столько „тестовый“ период? Мы оценим через полгода», - поясняет Самиев.
Пока сложно сказать, как пойдет работа новой системы. Надеюсь, что страховые компании будут выбирать качественные автосервисы, а те, в свою очередь, ремонтировать машины быстро и в строгом соответствии с требованиями и регламентами автопроизводителей.

Натуральное возмещение ущерба по обязательному страхованию автогражданской ответственности - новый способ компенсации страховщиком вреда, причинённого легковому автомобилю хозяина в дорожной аварии. На сегодняшний день он является приоритетным. Натуральное подразумевает, что страхователь не получит выплаты деньгами, на которую рассчитывал ранее.

Страховая организация отныне организует на специализированном сервисном автоцентре. Легковой автомобиль возвращается владельцу в изначальном состоянии. В том, в каком он был до аварии. Работает действующая отныне законодательная база только с соглашениями, подписанными сторонами с 29 апреля.

Согласно обновлённому законодательству, получить компенсацию после аварии смогут заключившие договорные соглашения с фирмой-страховщиком до и после 29 апреля 2017. Пострадавший в обязательно должен иметь на руках не просроченный полис. Или, как и лицам с поддельными полисами либо вообще не имеющих их, пострадавшему автовладельцу придется ремонтировать легковой автомобиль на свои средства.

Для заключивших договора о страховании до 29 апреля, наряду с натуральным возмещением ущерба, сохраняется возможность принять компенсирование убытков в денежном выражении. Для тех же, кто заключил страховые соглашения с 29 апреля, натуральная форма компенсации отныне носит приоритетный и единственно возможный характер.

Где взять перечень СТО, с которыми сотрудничает страховщик

Страховая организация помещает на своём сайте перечисление сервисных служб, которые она будет вправе привлекать для починки неисправных автомобилей своих клиентов. Также на сайте помещается информация о местонахождении специализированных сервисных центров, вероятных сроках осуществления ими ремонта, а также список годов выпуска и марок подлежащих ремонтному обслуживанию легковых автомобилей. Опубликованная на сайтах, принадлежащих фирмам-страховщикам, информация должна поддерживаться в соответствующем реальному положению дел состоянии.

Когда будет выплачиваться денежная компенсация вместо ремонта

Но из любого правила, как известно, есть исключения. Так, деньги выплачиваются страхователям в случаях, когда:

  • — за аварией последовало полное разрушение автомобиля с невозможностью дальнейшего восстановления;
  • — ремонт авто превышает порог в 400 тыс. руб. (при самостоятельном оформлении аварии по «европротоколу», то есть при составлении документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции - 50 тыс. руб.), а страхователь отказывается производить дополнительную оплату за ремонт на СТО;
  • — у пострадавшего имеется инвалидность и автомобиль ему нужен по медицинским показаниям;
  • — был причинён серьёзный ущерб здоровью страхователя или оно повлекло за собой его смерть (в последнем варианте получателями становятся родственники погибшего);
  • — все ответственные за ДТП признаны виновными и отказываются от доплаты за свой счёт на восстановительные работы.

Когда можно отказаться

Как уже упоминалось ранее, отказаться от возмещения в натуре в пользу оплаты в денежном эквиваленте можно в варианте, когда договорное соглашение было заключено до вступления в реальную силу обновленной законодательной базы, то есть до 29 апреля этого года. Во всех остальных случаях приоритетным будет новый способ компенсации, если нет подлежащих доказательству оснований для иного решения.

Основания для отказа от компенсации в натуре:

  1. Страховая служба по каким-то причинам не может осуществить восстановление повреждённого автосредства в специализированном сервисном центре.
  2. Между пострадавшим страхователем и компанией-страховщиком есть письменный договор о компенсации ущерба деньгами.
  3. Среди сервисных служб, с которыми у страховщика достигнуто соглашение, нет ни одной соответствующей предписаниям, работающим по отношению к службам восстановительных работ. Потерпевший же не согласен на выполнение работ в другой службе автомобильного сервиса.

Кто и где должен ремонтировать легковой автомобиль

Согласно нововведениям, застраховавшиеся и попавшие в ДТП автовладельцы смогут остановиться на любом СТО из перечня, предложенного страховщиками. Те, в свою очередь, должны заключить письменные соглашения с этими станциями. СТО же обязаны производить ремонтные работы на требуемом уровне.

Имея письменное соглашение со страховщиком на руках, автовладелец вправе самостоятельно выбрать для починки своей машины стороннюю СТО, предоставив страховой полные реквизиты станции техобслуживания, включая её точный адрес и расчётный счёт в банке, для произведения страховщиком оплаты услуги.

Расстояние до станций техобслуживания, занимающихся восстановительными работами допустимо не больше 50 км от участка фактического проживания страхователя либо места, где возникло ДТП . Но страховщик имеет право устроить перевозку повреждённого авто до точки реализации ремонтных работ и обратно, либо заплатить за организацию ее страхователем. Наиболее удобный вариант для себя выбирает хозяин легкового автомобиля.

Действия после ДТП

Порядок действий после ДТП прост. Пострадавший обращается к страховщику сразу при возникновении подлежащего страхованию происшествия. Предъявляет ему заполненное извещение, бланки которого он получил от организации страховщика до этого вместе с полисом.

После аварии при этом должно пройти не больше пяти суток. После демонстрации машины экспертам страхователь получает направление на ремонт. Которое затем предъявляет на выбранной станции техобслуживания. Проведенные работы оплачиваются страховой организацией.
Если ущерб причинён только двум сторонам и водители имеют полисы, то обращение подается своей страховой службе. Справка: когда принесен вред здоровью и жизни пострадавших, то заявление подаётся страховщику виновника происшествия.

Требования к ремонтным работам и гарантийные обязательства

Страховая организация несёт всю ответственность за возмещение ущерба в натуре.
Категорически не разрешается эксплуатировать уже использовавшиеся, некачественные или отремонтированные детали, агрегаты, узлы. Либо страховщик должен договориться об их употреблении со страхователем.
Гарантийные обязательства в отношении сроков проведённых работ, устанавливаемые страховой службой с привлечением СТО, равны шести месяцам. Исключение составляют работы, проводимые с применением лаков, красок, а также кузовной ремонт (выправление вмятин, окрашивание) . Гарантия тогда даётся в двенадцать месяцев.

Посмотрите видео о натуральном ОСАГО

Починка автотранспорта, срок эксплуатации которого не больше двух лет, находящегося на гарантии, проводится официальным дилером. Дилер здесь выполняет свои гарантийные обязательства.
Возможность варьирования количества проводимых работ, условий и времени их выполнения согласуется ремонтниками с заинтересованными сторонами. Если ремонтная служба не в состоянии достать какие-либо новые детали для производства работ, она вправе обратиться к обеим заинтересованным сторонам для согласования дальнейших действий. Только имея разрешение с их стороны, она может использовать бывшие в употреблении либо восстановленные детали.

Возможные санкции в отношении страховщика

Компания-страховщик задерживая возврат автомобиля выплачивает сумму в размере 0,5% от полной суммы страховой компенсации. Итоговая выплата не может быть больше всей суммы компенсации.
Если Центробанк выявит несколько несоблюдений фирмой-страховщиком обязательств по отношению к страхователю за один год, выполнение им компенсации ущерба в натуре может ограничиваться до одного года.

Сроки выполнения

30 дней, за исключением выходных и праздников, - вот время, в течение которого, согласно новым правилам, страховая организация обязана произвести качественную починку застрахованного и поврежденного в ДТП автомобиля. Если сроки починки нарушаются либо произведен некачественный ремонт и автовладельца есть доказательства этого, фирму-страховщика могут настигнуть штрафные санкции . Не стоит забывать, что пострадавший должен успеть направить легковой автомобиль в специализированный сервисный центр в пятидневный срок со времени выдачи ему направления.

Можно ли и в каких случаях самому выбрать СТО для ремонта авто

Да, такое развитие событий законодательством тоже предустановлено. Необходимо грамотно и конкретно обосновать страховщику свое решение. Имея на руках письменное согласие страховой организации потерпевший автовладелец вправе самостоятельно спланировать и предпринять выполнение восстановительно-ремонтных работ у сервисных служб , с которыми у страховщика в данный момент отсутствует соглашение на осуществление ремонтных работ.

Владелец автомобиля в заявлении прописывает избранную самостоятельно фирму техобслуживания, ее реквизиты и адрес. Страховая фирма выдаёт пострадавшему заявителю направление на восстановительно-ремонтные работы и оплачивает их.

Выводы

  1. Возмещение ущерба в натуре – это ремонтные работы в сервисной службе на средства страховщика взамен денежной компенсации ранее.
  2. Теперь оно обязательно для всех физических лиц.
  3. Право на денежную выплату возможно в отдельных случаях. Если выплата деньгами в приоритете для страхователя, то лучше выбрать страховщика, у которого мало сервисных служб либо они находятся на расстоянии более 50 км, предусмотренных новой законодательной базой.
  4. Страховой службой должны выполняться гарантийные обязательства. Перед направлением на ремонтные работы надо по возможности сделать фото и видео всего, что так или иначе будет затронуто сервисной службой. Если работа ею будет выполнена некачественно либо возникнут дефекты, у страхователя будут доказательства для страховой фирмы.
  5. Ремонтные работы производятся только новыми деталями. Доплата за износ от пострадавшего не потребуется.
  6. К выбору страховой теперь надо подходить особенно тщательно. Важно знать количество сервисных автоцентров, с которыми она работает, и иметь хоть какое-то понятие о качестве проводимых ими работ.

В конце апреля 2017 года на территории Российской Федерации вышел закон, согласно которому страховые компании должны будут производить натуральное возмещение по ОСАГО в виде ремонта автомобиля, а не делать финансовые выплаты для этой цели, как это было в большинстве случаев прежде. Закон, принятый в третьем чтении, распространяется лишь на физические лица, которые получили новый полис ОСАГО, причём после 28 апреля.

Основная суть нового закона

В принятом законе говорится о том, что основным изменением станет отмена финансовой выплаты в пользу ремонта автомобиля в автосервисе, с которым у страховой компании есть соответствующий договор. Однако в законе есть лазейки, которые позволяют не проводить ремонт машины, заменяя его денежной компенсацией.

Как получить деньги

В законе есть ряд условий, согласно которым, владелец повреждённого в результате ДТП автомобиля, получает денежные средства, а не натуральное возмещение, то есть ремонт машины.

Во-первых, действие закона относится только к тем владельцам автомобилей, которые имеют полис ОСАГО нового образца, полученный после 28 апреля.

Во-вторых, есть ряд конкретных ситуаций, при которых осуществляется денежная выплата:

  • владелец автомобиля, попавшего в ДТП, погиб;
  • транспортное средство не подлежит восстановления;
  • владелец не желает производить доплату, а лимит на ремонт автомобиля превышен, то есть составляет более 400 тысяч рублей;
  • здоровью нанесён серьёзный ущерб.

В-третьих, существует несколько пунктов, согласно которым владельцы новых полисов ОСАГО могут получить финансовые выплаты:

  • если есть договорённость хозяина автомобиля и страховщика;
  • если страховая компания не в состоянии предоставить ремонт транспортного средства, который удовлетворил бы требования владельца;
  • если потерпевший получил инвалидность.

Требования к натуральному возмещению

Процесс восстановления повреждённого автомобиля можно осуществить по направлению от страховщика. При этом необходимо соблюдать некоторые требования:

  • Место ремонта автомобиля должно быть удобным, не дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или от места проживания владельца транспортного средства. В иных случаях транспортировку машины осуществляет страховая компания за свой счёт.
  • Минимальный срок на ремонт автомобиля составляет 6 месяцев. На кузовные работы гарантийный срок в два раза дольше.
  • После того, как автомобиль оказался в центре технического обслуживания, даётся 1 месяц на ремонт и восстановительные работы.
  • Реставрация повреждённых элементов не зависит от степени износа детали. Использоваться должны только новые элементы. Бывают случаи, когда затруднительно найти новую деталь на машину, в этом случае идёт согласование со страховщиком.
  • Обслуживание автомобилей, которые эксплуатируются менее двух лет, проходит в дилерских центрах.

Что говорят эксперты

Почему изменяются тарифы на ОСАГО

Страховщики утверждают, что на данный момент уровень тарифов на ОСАГО не позволяет приобретать элементы автомобиля по официальной цене. Необходимо провести повышение цен, однако для большинства жителей регионов это станет непреодолимой проблемой. Поэтому, анализируя ситуацию в регионах, было решено производить повышений коэффициента в зависимости от трёх различных ситуаций:

  • если «автогражданка» находится на прежнем убыточном уровне;
  • если из-за недобросовестной деятельности посредников убыточность будет только увеличиваться;
  • если будет промежуточное положение, сочетающее и первый, и второй расклад.

Таким образом, ремонт вместо выплат по ОСАГО призван создать более комфортные условия для страховщиков, так как с их стороны возникали многочисленные жалобы на убыточность ОСАГО. Основной причиной жалоб стала деятельность автоюристов, которые имели возможность через суд требовать со страховой компании деньги. Нововведение обеспечит борьбу с мошенниками, создаст дополнительные рабочие места, снизить тарифы, а также увеличит собираемость налогов.