Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Обязательное страхование лифтов как опасных объектов. Техническое обслуживание лифтов. Опасные производственные объекты

Началась перерегистрация опасных производств по четырем классам опасности. 15 марта вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Все опасные производства определены поправками в ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Для этого на портале госуслуг необходимо заполнить электронную форму для внесения данных об опасных производственных объектах.

Законом вводится классификация опасных производственных объектов, учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий, гармонизированная с законодательством Европейского союза. Всего определено четыре класса опасных производственных объектов.

В отношении опасных производственных объектов первого класса опасности плановые проверки будут проходить под постоянным надзором. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов второго класса опасности, будут производиться не чаще одного раза в год. Всего один раз в три года будут проверяться объекты третьего класса опасности. А в отношении опасных производственных объектов четвертого класса проверки органом надзора специально на планируются, они будут проходить по необходимости с представлением прокуратуры или иных органов власти
Неясным пока остается, каким надзором будут охвачены лифты. Дело в том, что согласно новым поправкам к ФЗ из списка опасных объектов вертикальный транспорт, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры из категории опасных производственных объектов оказались исключены.

Однако, как рассказал "РГ" руководитель Комитета правового обеспечения Национального лифтового союза Максим Звягинцев, согласно изменениям, которые вносятся в Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", вводится четвертая группа опасных объектов. Сюда как раз относятся лифты, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры, которые подлежат обязательному страхованию ответственности. "Помимо страхования других обязательств на владельцев лифтов этот статус не накладывает, - отметил Максим Звягинцев.- Что касается тарифов по страхованию, то такая обязанность установлена, но сами тарифы на сегодняшний день отсутствуют, так как они утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2011 г № 808 относятся к лифтам как опасным производственным объектам. Тогда как Законом лифты исключаются из перечня опасных производственных объектов.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5

Как известно, лифты относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома (МКД) и принадлежат им на праве общей долевой собственности. Эксплуатация лифтов сопряжена с выполнением собственниками ряда установленных законом требований, одно из которых - обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - действует с 1 января 2013 г. На практике это требование вызвало немало вопросов в профессиональном сообществе, причиной которых стали нестыковки в законодательстве в части исключения жилищного фонда, эксплуатирующего лифты, из состава опасных производственных объектов (ОПО), и одновременного применения страховщиками при страховании лифтов страховых тарифов, утвержденных для ОПО.

Жилищный фонд перестал быть ОПО...

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) ОПО являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону.

В соответствии с п. 3 Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ к категории ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов , подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры. В приведенной редакции данный пункт действует с 15.03.2013.

До указанной даты п. 3 Приложения 1 звучал иначе: объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ). При этом Приказом Госгортехнадзора России от 27.08.2001 N 115 "О Перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации" лифты были отнесены к техническим устройствам, применяемым на ОПО.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона о промышленной безопасности ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В Перечне типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утвержденном Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131, в группе ОПО, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры, значился жилищный фонд, который квалифицировался в качестве ОПО по признаку использования стационарно установленных грузоподъемных механизмов (лифтов). При этом в составе объекта идентифицировались все оборудованные лифтами здания, входящие в жилой фонд, обслуживаемый муниципальными предприятиями, жилищно-коммунальными хозяйствами.

Приказ Ростехнадзора N 131 был отменен Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168, утвердившим Требования к ведению государственного реестра ОПО в части присвоения им наименований для целей регистрации в указанном реестре. В первоначальной редакции этого документа к ОПО, использующим стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры, был отнесен такой объект, как площадка лифтового хозяйства (разд. 15). В сноске 52 к названному разделу пояснялось: в составе объекта учитываются все лифтовые площадки административных, жилых , больничных, гостиничных и т.п. зданий на определенной территории организации или территории административной единицы, в торговых центрах (с учетом площадок эскалаторов). Однако в редакции Приказа Ростехнадзора от 16.11.2011 N 641 (действующей с 09.03.2012) в качестве ОПО, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры, названы площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, а ссылка 52 конкретизирует: в составе объекта учитываются все площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, расположенные в административных, больничных, гостиничных и иных зданиях, не относящихся к жилищному фонду .

Итак, первоначально к ОПО относился жилищный фонд, использующий лифты, затем - площадки лифтового хозяйства в жилых зданиях. Действующее законодательство исключило из состава ОПО площадки лифтов в МКД. Данный вывод подтверждается Постановлением ВС РФ от 31.01.2013 N 11-АД12-14. Заметим, что, руководствуясь Приказом Ростехнадзора N 168 (в ред. Приказа Ростехнадзора N 641), территориальные органы Ростехнадзора прекратили регистрацию площадок лифтов, платформ подъемных для инвалидов и эскалаторов, расположенных в зданиях, относящихся к жилищному фонду, в государственном реестре ОПО (Приказ Ростехнадзора от 20.07.2012 N 412).

Если до указанных законодательных изменений ТСЖ зарегистрировало жилищный фонд, использующий лифты, в качестве ОПО, то для его исключения из государственного реестра ОПО необходимо обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением от эксплуатирующей организации, приложив к нему ранее выданные карту учета исключаемого ОПО и свидетельство о его регистрации (п. 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606).

...а лифт стал опасным объектом

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Закон об обязательном страховании) в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять их страхование, относятся расположенные на территории РФ и на иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права:

  1. опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством РФ о промышленной безопасности ОПО;
  1. лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах).

Следует отметить, что ранее ст. 5 Закона об обязательном страховании относила к опасным объектам, подлежащим обязательному страхованию, ОПО, на которых:

  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы в МКД) (в первоначальной редакции);
  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан) (в ред. Федерального закона от 19.10.2011 N 283-ФЗ).

Как видим, в двух предыдущих редакциях Закона об обязательном страховании к опасным объектам, подлежащим обязательному страхованию, относились ОПО, использующие лифты (жилищный фонд). Действующая редакция Закона об обязательном страховании относит к опасным объектам сами лифты.

На основании п. 8 ст. 29 Закона об обязательном страховании в отношении опасных объектов, которые являются государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в МКД положения настоящего Закона применяются с 1 января 2013 г.

Согласно пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об обязательном страховании страховая сумма по договору обязательного страхования лифта в МКД составит 10 млн руб.

К сведению. Страховая сумма - денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести страховые выплаты потерпевшим при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования (п. 8 ст. 2 Закона об обязательном страховании).

В силу п. 1 ст. 7 Закона об обязательном страховании страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом страховой суммы и страхового тарифа.

Страховая премия - плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, которые установлены договором страхования (ч. 1 ст. 954 ГК РФ). Страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом технических и конструктивных характеристик опасного объекта (п. 9 ст. 2 Закона об обязательном страховании).

Согласно п. 3 ст. 7 Закона об обязательном страховании страховые тарифы, структура и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Правительством РФ в соответствии с данным Законом. В силу п. 12 ст. 7 Закона об обязательном страховании установленные на основании настоящего Закона страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Последние не вправе применять базовые ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов (п. п. 6, 7 ст. 7 Закона об обязательном страховании).

В настоящее время действуют Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 (далее - Тарифы по обязательному страхованию).

Однако в названном документе базовые ставки страховых тарифов утверждены для такого ОПО, как жилищный фонд, использующий лифты, а не для опасного объекта "лифт". Это видно из следующего. Согласно разд. I "Базовые ставки страховых тарифов..." в категории "Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры" присутствует позиция "Лифты и эскалаторы", напротив которой указано: "Базовые ставки в зависимости от количества технических устройств приведены в п. 2 разд. I настоящего документа". В п. 2 "Базовые ставки страховых тарифов для множественных объектов, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры" разд. I содержится позиция "Лифты и эскалаторы (объект типа: площадка, цех, участок, жилищный фонд...)" и приведены ставки страховых тарифов в зависимости от количества устройств. Так, тариф для 5 и менее лифтов составит 0,05, от 6 до 10 лифтов - 0,1, от 11 до 20 - 0,18 и т.д.

Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости:

  1. от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;
  2. от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта (п. 8 ст. 7 Закона об обязательном страховании).

Действующие коэффициенты страховых тарифов регламентированы п. п. 1, 2, 3 разд. II Тарифов по обязательному страхованию. Так, коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев равен 1 на период до 31.12.2016 включительно. Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта должен соответствовать следующему интервалу возможных значений: 0,9 - 1 (на период с 01.01.2012 по 31.12.2013), 0,7 - 1 (на период с 01.01.2014 по 31.12.2015), 0,6 - 1 (на период с 01.01.2016). Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших устанавливается равным 1 на период до 31.12.2014 включительно.

Отсутствие страховых тарифов для страхования лифтов как опасных объектов - это не единственная недоработка действующего законодательства. Примечательно, что согласно ст. 15 Закона о промышленной безопасности обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте. Положения указанной статьи с 01.01.2012 по 31.12.2012 применялись исключительно в отношении опасных объектов, которые являлись государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществлялось за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в МКД (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 226-ФЗ). Ввиду того что с 15.03.2013 объекты, на которых используются лифты, не относятся к ОПО, ст. 15 Закона о промышленной безопасности в отношении таких объектов с этой даты не применяется. Отметим еще один момент. В соответствии с п. 1 ст. 17.1 Закона о промышленной безопасности в случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на ОПО эксплуатирующая организация или иной владелец ОПО, ответственные за причиненный вред, обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда:

  • гражданам, имеющим право на возмещение вреда, понесенного в случае смерти потерпевшего (кормильца), - в сумме 2 млн руб.;
  • гражданам, имеющим право на возмещение вреда, причиненного здоровью, - в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья по нормативам, устанавливаемым Правительством РФ, но не более 2 млн руб.

Положения ст. 17.1 Закона о промышленной безопасности в отношении опасных объектов, которые являлись государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществлялось за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в МКД применялись с 1 января 2013 г. (ст. 7 Федерального закона N 226-ФЗ), а с учетом того, что объекты, использующие лифты, исключены из состава ОПО с 15.03.2013, - до указанной даты.

В заключение скажем несколько слов об ответственности владельцев лифтов за отсутствие договора обязательного страхования. В соответствии со ст. 9.19 КоАП РФ <1> эксплуатация опасного объекта, за исключением его ввода в эксплуатацию, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб.

<1> Вступила в силу с 01.04.2012 (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 226-ФЗ).

* * *

Действующее законодательство исключило жилищный фонд, использующий лифты, из состава ОПО и, соответственно, вывело его из-под действия Закона о промышленной безопасности. Лифты отнесены к опасным объектам, требующим обязательного страхования гражданской ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии. Между тем страховые тарифы для данных объектов отсутствуют. На практике при страховании лифтов страховщики продолжают применять тарифы, установленные для ОПО - жилищного фонда, что, разумеется, нельзя признать правомерным. Однако возможные колоссальные штрафы за отсутствие договора обязательного страхования (несоизмеримо большие, нежели неверно рассчитанная страховая премия) подстегивают ТСЖ к заключению договоров.

Е.В.Шоломова

Председатель правления

ТСЖ "Зеленая, 22",

эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Как известно, мой дом - моя крепость. Но насколько эта известная фраза актуальна в нашей современной жизни? Так ли уж безопасны наши «крепости» или все же в них есть некоторые изъяны? Например, каждый городской житель практически ежедневно пользуется лифтом. Эта конструкция настолько часто используется в нашей повседневной жизни и стала такой привычной, что мало кто задумывается о ее безопасности. А ведь находясь в шахте лифта, а также в его кабине, человек подвергается нешуточной опасности.

Пользуясь различными видами подъемников, мы раз за разом подвергаем себя неконтролируемому риску. Непонятно? Попробуем пояснить. Например, передвигаясь в автомобиле, человек подвергает себя риску контролируемому. Достаточно соблюдать правила дорожного движения, не садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, пользоваться исправным транспортным средством, пристегиваться и риск наступления травматической ситуации значительно снижается. В случае же с лифтом мы никак не можем контролировать процесс и вынуждены всецело полагаться на организацию, осуществляющую техническое обслуживание лифтов. Именно от их профессионализма и ответственности зависит наше благополучие.

Вот тут и возникает вопрос о страховании лифтов. Каким образом осуществляется этот процесс? Кто должен за него платить? Эти и некоторые другие нюансы мы и рассмотрим сегодня.

Объект повышенной опасности

Оказывается, лифтовое хозяйство — территория опасная. Поэтому с некоторых пор, а точнее, с января 2012 года принято обязательное страхование лифтов во всех местах, где таковые имеются. Такая норма предусмотрена пятой статьей ФЗ No 225, где говорится о непременном страховании ответственности владельца объекта повышенной опасности.

Невзирая на то, что в многоквартирном жилом доме хозяевами и собственниками подъемника являются жильцы, страхованием лифтов должна заниматься управляющая фирма. Причем стоимость такого действия входит в плату за обслуживание всего дома. Решение жильцы могут принять отдельно на собрании совладельцев. Но тут-то и начинаются вопросы. Подавляющее число жителей не задумывается об этом вопросе и по умолчанию считает, что страхование лифтов в жилых домах - дело само собой разумеющееся. Однако на практике оказывается, что это не так.

Управляющие компании чаще всего «забывают» страховать лифтовое оборудование или не вовремя продляют договор. А вот включать соответствующие суммы в тариф по оплате услуг продолжают регулярно. В результате средства накапливаются на счетах управляющей организации, но вот только случись что — на страховку можете не рассчитывать.

Кто должен заключать договор?

Управляющая организация, нанятая жильцами для обеспечения сохранности и работоспособности всех объектов общего пользования, в том числе подъемников и шахты лифта, просто обязана от имени жильцов оформлять договор страхования подъемников. Также УК должна следить и за своевременным продлением срока действия документа. Чтобы этот вопрос не остался без контроля, жильцы многоквартирного дома могут на общем собрании жильцов письменно закрепить такую обязанность, указать источники и объемы финансирования. Также следует определить и формы контроля за выполнением такого указания.

Поскольку страхование лифтов как опасных объектов обязательно, его стоимость, наряду с другими статьями расходов, уже заложена в графу «За содержание жилья». Так что отдельно жильцы ничего оплачивать не обязаны.

Любой житель дома может выяснить где и на какую сумму застраховано лифтовое оборудование, установленное в его доме. Для этого достаточно написать соответствующее заявление в УК и изучить договор.

Поскольку по закону страхование лифтов - процедура, которая доступна только для юрлица, жителям домов, выбравшим форму самостоятельного управления домом и отказавшимся от услуг управляющей организации, придется дополнительно создавать ИП или ООО. Именно от его имени и будут заключаться все договоры.

Зачем страховать?

Страхование лифтов - наиболее цивилизованный способ защитить тех, чьи здоровье, жизнь и имущественные интересы могут пострадать от пользования объектом. Для физических лиц, пострадавших в момент происшествия, это гарантия финансовой компенсации. Для организаций - вероятность того, что ущерб, полученный в результате аварии, будет возмещен страховщиком. А для государства в целом страхование пассажирских и грузовых лифтов является методом снижения финансовой нагрузки на бюджеты разных уровней.

Обязательная страховка — дополнительный способ стимулировать собственников осуществлять своевременное техническое обслуживание лифтов. Ведь чем лучше состояние подъемника, тем дешевле будет стоить договор. Кроме того, если в результате расследования будет доказано, что в происшествии есть вина собственника подъемника, то СК, произведя выплату, имеет право обратиться с регрессным иском и возместить потраченную сумму. Так что можно с уверенностью утверждать, что страхование грузовых лифтов, равно как и пассажирских, влечет за собой качественное обслуживание и более высокий уровень безопасности.

Считаем цену страховки

П = (С х Т) х 0,01, где

  • П - стоимость полиса;
  • Т - тариф;
  • С - страховая сумма (прописана в статье 6 ФЗ No 225).

Базовый тариф определяются очень просто и зависит от общего числа лифтов, имеющихся в наличии. Например, если управляющая компания обслуживает всего 1 дом и в ее ведении находится не более 5 подъемников, то базовая ставка страхового тарифа составляет 0,05. А вот если в ведении компании находится от 101 до 150 лифтов, тариф принимает значение 1,30. Полный перечень тарифов можно посмотреть в Указании Центробанка РФ No 4234-У от 19.12.2016 г.

Иногда в указанной выше формуле может появляться так называемый понижающий коэффициент и тогда расчет будет таким:

П = (С х Т х К) х 0,01.

Снижающий коэффициент принимается индивидуально, исходя из степени опасности подъемника, сроков его эксплуатации, качества обслуживания и других показателей. Максимальный коэффициент равен 0,6, что означает снижение цены страховки на 40%.

Что нужно для оформления договора?

Хотя Ростехнадзор и исключил лифты из перечня опасных производственных объектов, все равно, наличие страхового полиса — одно из необходимых условий законности использования вашего подъемника. Более того, Ростехнадзор имеет право явиться с проверкой техсостояния лифтового хозяйства. При выявлении отсутствия страховки будут выписаны штрафы как на юрлицо, в ведении которого остается подъемник, так и на должностное лицо, ответственное за получение полиса.

Для оформления страховки понадобятся такие документы:

  • заявление;
  • документ о регистрации объекта в реестре;
  • карточка учета;
  • техдокументация на объект;
  • реквизиты организации.

Правильно заполнить все бумаги вам помогут сотрудники выбранного страхового агентства.

Что грозит тем, кто игнорирует закон?

Делать этого не стоит, ведь ответственность в данном случае хоть и является административной, но все же здорово бьет по карману.

Для юридических лиц за несоблюдение требований законодательства предусмотрен штраф от 300 тысяч до полумиллиона рублей. Для должностных - от 15 000 до 20 000 руб.

Если учесть, что максимальная стоимость страховки не превышает 150 тысяч, расходы могут быть немалыми. Кстати, если проверяющая организация выяснит, что лифт использовался без страховки, с собственников жилья все равно будет взыскана причитающаяся сумма. Даже если со времени неправомерной эксплуатации прошло уже несколько лет.

Что делать в случае аварии?

А что же делать в том случае, когда с лифтом произошел некий конфуз? Прежде всего — спасать потерпевших! Для начала следует обеспечить оказание первой помощи, а при необходимости вызвать скорую.

Также следует документировать все обстоятельства происшествия с применением фото или видеофиксации, а также немедленно вызвать сотрудников управляющей компании. Если результатом аварии стала гибель человека, следует немедленно вызвать сотрудников правоохранительных органов.

На протяжении суток после происшествия необходимо проинформировать об этом страховую организацию, выдавшую полис. Далее нужно просто следовать инструкциям страховщика.

Что является страховым случаем?

Таким событием признается любая авария, в результате которой был нанесен вред здоровью или жизни граждан. Например, таковым может считаться отказ аварийного тормоза, из-за чего лифт очень быстро спускается на самый нижний этаж, а люди, находящиеся в нем, могут получить травмы различной степени тяжести.

Для получения выплаты необходимо обратиться в соответствующую СК и предоставить необходимые документы.

Какую компенсацию можно получить?

В данном случае все зависит от степени тяжести полученного увечья. Страховая организация обязана возместить пострадавшему все суммы, потраченные на лечение, если они подтверждены чеками.

В случае смерти пассажира его семья может рассчитывать на максимальную компенсацию в размере 2 миллионов российских рублей. Кроме того, дополнительно будет выплачено 25 тысяч на расходы, связанные с погребением.

Компенсацию можно получить даже в том случае, когда лифт не был застрахован. Пострадавшему следует обратиться в Национальный союз страхования ответственности (НССО).

Ключевые проблемы

  • Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре?
  • Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов?
  • Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов?
  • Нужно ли страховать лифты?

Является ли лифт ОПО и к какому классу относится?

Лифты относятся к грузоподъемным механизмам. Их эксплуатация связана с потенциально высокими рисками аварии. Поэтому они считались опасными производственными объектами (далее - ОПО). Как любые ОПО, они должны были быть зарегистрированы в Ростехнадзоре. Однако 4 марта 2013 года в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» (далее - Закон № 116-ФЗ) были внесены поправки. В результате лифты исключили из категории ОПО. Также не упоминаются они и в классификаторе ОПО, а значит, у них нет класса опасности.

Вместе с ними перестали считаться ОПО и подъемные платформы для инвалидов (п. 3 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ).

Обязательная регистрация в Ростехнадзоре лифтов как ОПО была отменена с 15 марта 2013 года, когда поправки вступили в силу. Но фактически лифты остались ОПО. Такой вывод можно сделать из нормативных актов, принятых вслед за выводом лифтов из категории ОПО.

В первую очередь это ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов»,ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования», ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации». Владельцы лифтов обязаны их страховать. Кроме того, за Ростехнадзором оставлена функция надзора за эксплуатацией лифтов.

Но обо всем по порядку.

Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре

До 1 января 2014 года владельцам лифтов рекомендовалось вывести их из реестра ОПО. Возникал вопрос, зачем это делать, если они и так больше не считаются ОПО. Однако разумное зерно в этом есть. Если лифт остался в реестре, у инспектора Ростехнадзора есть формальное основание провести проверку на предмет того, как выполняются требования промбезопасности. При этом будет проведено полное обследование грузоподъемного механизма, проверены такие документы, как положение о производственном контроле, план ликвидации аварийных ситуаций, заключение экспертизы промбезопасности др. И такие проверки могут проводиться раз в год.

Если выявят нарушения, штрафа не миновать. А возможно и приостановление деятельности организации. Воспрепятствовать деятельности инспектора в ходе проверки работодатель не сможет. Останется только надеяться на успешное обжалование действий и решений проверяющих. Но ведь на это уйдет немало сил и времени. Поэтому проще написать заявление в Ростехнадзор с просьбой исключить лифт из реестра ОПО.

К заявлению нужно приложить:

  • ранее выданную карту учета исключаемого ОПО;
  • ранее выданное свидетельство о регистрации опасного(ых) производственного(ых) объекта(ов);
  • копии документов, подтверждающих:

а) ликвидацию и вывод из эксплуатации ОПО (списания с баланса);

б) сдачу в аренду ОПО (заверенные нотариально);

в) консервацию (на срок не менее года) ОПО;

г) смену организации - владельца ОПО;

д) факт купли-продажи ОПО (заверенные нотариально);

е) изменения на ОПО, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т. д.) (Пункт 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606)).

Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов

Хотя теперь лифты не являются ОПО, но надзор за их правильной эксплуатацией не отменили. Правда, теперь основой является ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов». На соответствие его требованиям и проводятся проверки.

Контроль за проектированием, изготовлением и монтажом ведет Росстандарт, а в процессе эксплуатации за выполнением норм промбезопасности следит Ростехнадзор. Но во время строительства и реконструкции объектов капитального строительства (дома, производственные здания и т. п.) контроль опять переходит к Ростехнадзору (подп. «в» п. 1 постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407).

И здесь мы получаем еще одно подтверждение, что лифт - все же весьма опасное сооружение.

Порядок проверки и ее сроки установленыАдминистративным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (Утвержден приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).

Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов

Итак, владельцам лифтов необходимо соблюдать требования, установленные:

  • ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принятрешением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824);
  • ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 92-ст);
  • ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст);
  • ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 94-ст);
  • ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS81-76:2011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 95-ст);
  • ГОСТ Р 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) «Лифты. Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 96-ст);
  • ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утвержден приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 98-ст);
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Предупреждает

Владимир ИВАНОВ,

Системы добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (Москва)

Чтобы ввести в эксплуатацию лифт, необходимо провести оценку его соответствия Техническому регламенту ТР ТС 011/2011. Для этого нужно подать заявку в аккредитованную лабораторию, которая проведет исследование. Затем владелец лифта должен оформить декларацию соответствия, приложив к ней результаты исследований, проектную документацию, паспорт лифта, монтажный чертеж, протокол проверки функционирования лифта.

В настоящий момент нет документов, регламентирующих постановку на учет лифтов в государственном реестре. Однако существует проект постановления Правительства РФ, которым будет утвержден порядок ввода в эксплуатацию. Им предусматривается ведение учета лифтов в Ростехнадзоре. Там же будет прописан порядок подачи документов. Данный документ можно рассматривать как возврат к оценке лифтов в качестве ОПО.

Нужно ли страховать лифты

Выведя лифты из класса ОПО, законодатель все же признает их ОПО. Это вытекает из обязанности владельца лифта застраховать свою гражданскую ответственность.

Базовые ставки страховых тарифов зависят от количества лифтов. Они указаны в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства РФ от 1 октября 2011 г. № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии».

Так, если в организации имеется не более 5 лифтов, базовая ставка страхового тарифа будет составлять 0,05 процента от страховой суммы. Если лифтов в организации от 6 до 10, базовая ставка поднимется до 0,10. Самая большая ставка предусмотрена для владельцев более 150 лифтов. В этом случае она составляет 1,5 процента от страховой суммы.

Размер страховой суммы для лифтов составляет 10 000 000 рублей (подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).

СП = (СС × СТ) : 100 , где

СП - стоимость полиса или страховая премия;

СС - страховая сумма;

СТ - страховой тариф.

Нетрудно определить, что минимальная стоимость полиса составляет 5000 рублей, а максимальная - 150 000 рублей.

В зависимости от уровня безопасности объекта страховая компания вправе применить понижающий коэффициент. На период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года установлен интервал понижающих тарифов от 0,7 до 1. С 1 января 2016 года граница интервалов расширится и составит от 0,6 до 1.

Таким образом, если страховщик сочтет возможным использовать максимальный понижающий коэффициент, то владелец не более 5 лифтов заплатит за страховку не 5000, а 3500 рублей.

За отсутствие страхового полиса собственник лифта может быть оштрафован на сумму от 300 000 до 500 000 рублей, а руководитель организации - от 15 000 до 20 000 рублей (ст. 9.19 КоАП РФ).

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли страховать лифты в ТСЖ?

В жилом многоквартирном доме есть несколько лифтов. Нужно ли их страховать и кто выступает страхователем, если жильцы организовали ТСЖ?

Валерий ПЕТРОВ, специалист отдела кадров (Киров)

Если владельцем лифтов является ТСЖ, оно и выступает страхователем. Если же ТСЖ наняло управляющую компанию, передайте ей полномочия на оформление страховки.

Что будет интересовать Ростехнадзор при проверке лифтов?

Ждем плановую проверку Ростехнадзора. Они сообщили, что будут инспектировать лифты. Что их будет интересовать?

Алиса ВОРОБЬЕВА, инженер по охране труда (Вологда)

Инспекторы будут интересоваться, как владелец лифта проводит оценку соответствия лифта безопасности, есть ли у него полис обязательного страхования гражданской ответственности, соблюдает ли он требования ГОСТ Р 55964-2014 и Технического регламента ТР ТС 011/2011. Проведут визуальный осмотр здания, где установлены лифты. Проверят также и документы собственника.

Самые необходимые нормативные акты:

Документ

Поможет вам

ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принят решением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824)

Выяснить, на какие лифты распространяется действие регламента

ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст)

Вспомнить, какие требования установлены для безопасной эксплуатации лифта

Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606).

Понять, какой порядок установлен для проверки собственников лифтов инспекторами Ростехнадзора

Узнать размер страховой суммы для лифта

Уточнить размер страхового тарифа для лифта

Запомните главное:

1 Лифт не является ОПО и не имеет класса опасности.

2 Лифт необходимо снять с учета в Ростехнадзоре как ОПО. Иначе в ходе проверки Ростехнадзора к нему будут применяться требования как к ОПО.

3 Проверкой эксплуатации лифтов по-прежнему занимается Ростехнадзор. А на стадии проектирования и монтажа в некапитальных строениях - Росстандарт.

4 Владельцам лифтов нужно соблюдать требования ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» и ряда стандартов, например, ГОСТ Р 55964-2014.

5 Владелец лифта должен застраховать свою гражданскую ответственность. Иначе ему грозит штраф до 500 000 рублей.

Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала
« Охрана труда: просто и понятно»

Российская Госдума одобрила очередной законопроект. Он касается лифтов, которые есть в каждом многоэтажном доме. Теперь эти, необходимые гражданам средства транспортировки между этажами, вновь отнесены в категорию опасных производственных объектов, а это значит, что повышаются требования к их безопасности. Соответствующие изменения будут внесены и Градостроительны й кодекс Российской Федерации. Чем это было вызвано?

Согласно данным печальной статистики, которая приводилась в Госдуме и имеется в распоряжении специалистов, за четыре месяца, с конца 2015 года, в стране наблюдался какой-то «лифтопад». За это время в результате 20 аварий погибло 14 человек, а получили травмы 10. Статистика еще печальнее, если взять данные за последние пять лет. За этот период из-за аварий и несчастных случаев с лифтовым оборудованием лишились жизни 73 человека.

Эти печальные цифры специалисты объясняют двумя главными причинами:

Во-первых , по некоторым данным, в России сегодня эксплуатируется около 430 тысяч лифтов, из которых свыше 120 тысяч – устарели и морально, и физически. Их требуется менять. Еще 10 тысяч подъемных механизмов ежегодно пополняют их число, ибо заканчивается срок их безопасной эксплуатации. Это ведет к гигантским затратам. На замену устаревших лифтов потребуется не меньше 200 миллиардов рублей.

Вторая причина – нехватка квалифицированны х специалистов. По некоторым данным на одного специалиста в той же Москве может приходиться до 200 лифтов. Каждый из них должен периодически осматриваться, на лифтах требуется проводить профилактические и регламентные работы. По существующим требованиям в домах, где не больше 10 этажей монтируется один лифт на подъезд. В зданиях, где от 11 до 17 этажей лифтов должно быть два – «пассажирский» и грузовой, а в более высоких домах уже четыре лифта. Одним словом, если в стране ежегодно монтируется около 35 000 новых лифтов, то нехватка специалистов закономерная вещь.

Сегодня проблемами безопасности в этой сфере занимается множество организаций – от Росстандарта и МЧС, до Минприроды. На практике это означает только то, что нет конкретной организации, которая отвечает за все, от лицензирования обслуживающих лифтовое хозяйство организаций, до контроля за эксплуатацией и заменой оборудования. Положение усугубляется тем, что в 2013 году лифты были выведены из категории «опасных производственных объектов». Именно это могло привести к общему снижению уровня контроля за безопасность лифтов и как результат – рост аварийности да еще с человеческими жертвами.

Этот последний фактор и вызвал появление нового законодательного акта. Лифты снова становятся «опасными», а контроль за их монтажом, обслуживанием и эксплуатацией будет ужесточен, как и за теми, кто этими работами занимается.

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!