Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Уровни поддержки и сопротивления: зоны, спрос и предложение. Большая энциклопедия нефти и газа

Приветствую вас, дорогие наши посетители и читатели! Что-то я сильно увлекся темой криптовалют, потому, сегодня решил немного разбавить эту тему. Мы с вами поговорим про локальный и глобальный уровень, чем они отличаются и что стоит учитывать при работе с ними. Кроме того, я попытаюсь вам подкинуть одну интересную идею, на базе которой можно будет построить вполне себе интересную стратегию.

Опять же, это будет только лишь идея, а не готовый алгоритм к употреблению. Вообще, эта статья будет интересна тем трейдерам, которые активно развиваются в рамках безиндикаторного направления торговли. Вы, вероятно помните характерную тему: . Я же вам постараюсь представить свои актуальные мысли, и на что я ориентируюсь. Я понимаю, что мое мнение могут разделять не все и, во избежание негатива, сразу отмечаю, что все мои заметки – субъективизм.

Я не заставляю вас делать так, как я вам говорю. Просто я надеюсь на то, что представленный мною материал будет вам полезен и натолкнет на правильные мысли. Друзья, я думаю, что все вы прекрасно осведомлены о важности уровней. Если, подзабыли детали, то чтобы вспомнить, пробегитесь, например, по этим страницам: ,

Безусловно, нельзя поспорить с тем, что уровни являются, невероятно, рабочим инструментом, который, при грамотном и стратегическом подходе, позволит получать стабильную прибыль. Как правило, когда вы читаете книженции, где рассказывается о том, как правильно чертить уровни, то вам кажется, что все очень просто.

Но, вся эта иллюзия простоты уходит тогда, когда вы пробуете нарисовать уровни непосредственно на графике самостоятельно. Дело в том, что для примеров в книгах взяты, скажем так, идеальные условия, которые в рамках рыночных реалий являются в большей мере исключением, нежели привычным положением дел. Начинающему адепту непонятно, где рисовать уровни, почему их так много и прочее.

Смотреть видео по статье


И вот тут становится понятно, что есть определенного рода нюансы, которые стоит рассматривать. Сразу вам скажу, что построение уровней – это весьма субъективное занятие. Один в одном и том же месте может увидеть кучу уровней, где другой, вообще, ни одного уровня не увидит. Пусть это будет локальный уровень или глобальный уровень, это не имеет никакого значения, но сам по себе уровень не является стеной, от которой цена, наверняка, будет разворачиваться. Буквально, про «железные уровни» я писал на странице: . Не пропустите, эту статью, если атмосфера «огнеупорности» уровня вам не до конца ясна.

Если вы будете ориентироваться, исключительно, на уровни, но при этом не будете учитывать сам контекст рынка, то далеко вы не уйдете. Вам важна цена, вы должны торговать, именно, цену, а не сетап! А цена, мои, друзья — это, не скажу, что единственный, но, путь к фундаментальному анализу, и он, по-новому, вам откроет новости не только и не столько из экономического календаря, например, но и не без этого. А уровень – это всего лишь ориентир, это показатель того, что нужно внимательно смотреть за ситуацией, ибо, могут появиться условия, которые позволят вам совершить неплохую точку входа.

Я бы выделил такие два важных понятия: локальный и глобальный уровень. Есть еще термин, типа, трендовые уровни, ( : «Линии тренда») но, как я вам когда-то говорил, не стоит зацикливаться на терминологии и названиях, это вас только спутает. Запомните, есть просто уровень и все! Если говорить конкретно про глобальный и локальный уровень, то тут есть много очень интересных моментов, о которых стоит поговорить!

Глобальный и локальный уровень в рамках разных ТФ

Как вы знаете, уровень – это понятие обширное. Уровень – это не конкретная черточка на графике, а некое скопление, диапазон цен. Представим, что вы работаете посредством уровней и используете связку интервалов для анализа Н1+М5. Так вот, стоит понимать, что уровни есть как на Н1, так и на М5. Но вот резонанс, который будут иметь уровни в рамках движения, цены будет различным.

В данном случае, уровень с Н1 будет глобальным уровнем, так как это старший интервал, соответственно, уровни с этого интервала будут оказывать влияние на движение цены куда выше, нежели уровни с М5. А вот на младшем интервале – это локальные уровни, которые могут подтвердить нам точку входа относительно глобального уровня. Чтобы вы лучше поняли, давайте рассмотрим пример.

Вот, смотрите, на часовике я провел уровень сопротивления. Безусловно, что для нас это глобальный уровень, который построен на старшем интервале и будет оказывать серьезное влияние на движение рынка. Теперь, посмотрим на М5:

Вот, мы видим, что у нас на М5 есть четкая реакция на серый глобальный уровень с Н1. При этом, обратите внимание, что, в рамках интервала М5, я отметил зону красного цвета. Так вот, для нас – это локальный уровень, который, в рамках текущего примера, подтвердил текущее потенциальное направление рынка, конкретно, вниз.

То есть, мы видим, что глобальный уровень был взять со старшего ТФ, а локальный взят с младшего ТФ. При этом, локальный подтвердил направление потенциальной точки входа относительного глобального. Вы должны понимать и запомнить, что уровень, построенный на старшем интервале, имеет большее значение и приоритет, он априори будет глобальным, если вы работаете на младшем интервале.

Глобальный и локальный уровень в рамках одного ТФ

Да-да, не удивляйтесь, но найти глобальный и локальный уровень можно даже в рамках одного торгового интервала. В данном случае, глобальным для нас будет тот уровень, от которого цена совершала значительные и масштабные движения. А локальный – это уровень, на который цена давала реакцию, но не особо значительную. Опять же, я вам это даже легко могу показать в рамках низкого интервала М5.

Вот, красным цветом обозначены глобальные уровни относительно интервала М5. Обратите свое внимание, что цена давала вполне себе ощутимую реакцию на эти уровни. При этом, серым цветом я обозначил локальные уровни. И если вы присмотритесь, то увидите, что в рамках интервала М5 глобальные уровни давали, как минимум, серьезные и заметные коррекции, то локальные уровни давали небольшие откатики.

Вообще, далеко не все йогурты полезны, ровным счетом, как и не все уровни важны, в рамках торговли. Тут я вам хочу дать один важный совет – не рисуйте, буквально, все уровни, которые только увидели, это только собьет вас с толку. Очень важно, чтобы на уровне была внятная и явная реакция цены, не стоит копаться в каких-то мелких неказистых движениях. Таким образом, вы просто запутаетесь и не будете понимать, куда входить, и зачем вообще это делать.

Торговая идея

Хочу вам представить одну интересную торговую идею. На самом деле, она проста до безобразия, и состоит в том, что мы работаем от локального уровня по тренду. Например, на М30 мы просто ищем , а на М5 находим локальный уровень, открывая соответствующие сделки, игнорируя при этом сделки против тренда. В том случае, если вы грамотно и системно сгенерируете правила входа, отработаете правила ММ, может получиться вполне себе хорошая стратегия.

Сверху у нас старший интервал, в данном случае, М30. Мы видим, что цена перебила ключевой экстремум, который я отметил красным, что указывает нам на наличие восходящего тренда. Соответственно, на младшем интервале мы рассматриваем исключительно покупки. Представим, что мы с вами находимся в рамках дня, отмеченного стрелочкой. Идем на младший интервал.

На М5 мы получаем прекраснейший локальный уровень на покупку в сторону тренда. И, как видите, потенциальный вход прекрасно бы себя отработал. Опять же, посмотрите сами на истории, идея невероятно проста, но, при этом, она очень даже рабочая, главное, выработать для себя правила входа и ждать качественных точек.

Ну, вот, как вы видите, в рамках использования уровней есть большое количество нюансов, понимание которых приходит только лишь с опытом. Чем больше вы будете практиковаться, тем быстрее этот самый опыт к вам придет. При этом, не забывайте, что в различных учебных материалах вам показывают идеальные примеры, которые на практике далеко не часто встречаются. Ну что же, надеюсь, что данный материал был вам полезен!

В настоящее время практически каждое образовательное учреждение «что-нибудь мониторит». По результатам опроса школьных администраторов Карелии, Санкт-Петербурга, Калининградской, Псковской, Тамбовской и Ярославской областей оказалось, что в образовательных учреждениях имеет место практика выделения в качестве объекта мониторинга отдельных звеньев деятельности образовательного учреждения, при этом выбор часто осуществляется по принципу выявления «проблемных зон» или «слабых звеньев».

Наиболее часто встречающиеся направления мониторинговой деятельности школы: состояние здоровья детей; уровень воспитанности учащихся; качество образования в целом, по предметам, по учителям; уровень обученности; участие родителей в делах ОУ; мнение родителей, учащихся об удовлетворенностью работой ОУ, качеством образования; эффективность управленческой деятельности и методической работы.

Направления деятельности школы, которые отслеживают с помощью мониторинга, но значительно реже : уровень мотивации учащихся, изучение и выполнение социальных заказов, уровень профессиональной компетентности учителей, качество преподавания учебных дисциплин.

Таким образом, обнаружение проблемы приводит к возникновению потребности ее изучения, и тогда осуществляется первичный сбор информации. Далее определяются направления изменений, которые должны привести к решению проблемы, намечается и проводится ряд мероприятий. После этого осуществляется вторичный сбор информации и сравнение ее с ранее собранными данными, наличие положительных изменений дает возможность сказать, что ситуация меняется к лучшему и проводимые мероприятия дают эффект. Такова стандартная, наиболее часто используемая в школах, схема проведения социально-педагогического исследования, которое часто называют мониторингом, но таковым по сути не является.

Далеко не по всем показателям прослеживается динамика изменений. Кроме этого, тот вид, в котором представлена информация, не всегда оказывается доступен для пользования всеми заинтересованными участниками образовательного процесса. И самой существенной проблемой является то, что вся информация, собираемая в школе, оказывается часто разрозненной, логически не взаимосвязанной между собой, а механически суммируя ее, нельзя получить полную картину изменений в деятельности школы. Разрозненность собираемой информации, фрагментарность не дают возможности выявить причинно-следственные связи и закономерности проводимых нововведений, направленных на улучшение качества образования. Но есть совокупность показателей, по которым школа ежегодно отчитывается перед органами управления образованием и именно они, по сути, и составляют результаты мониторинга. Но какого мониторинга?

Каким образом может быть сформулирована цель школьной программы мониторинга?

Это сложный вопрос и, наверняка, читатель ждет прямого ответа (может быть, чтобы взять его за основу формулировки цели своей программы). А прямой ответ не может быть дан, т.к. в каждом образовательном учреждении свои условия, свои особенности, свои задачи и ориентиры деятельности. Однако определенные ограничительные рамки мы все-таки попытаемся сформулировать на конкретном примере.

Предположим, что нам необходимо сформулировать цель мониторинга качества образования в школе. Прежде чем мы приступим к этой деятельности, необходимо определиться, что именно мы понимаем под качеством образования. Во Введении к данному пособию уже охарактеризована позиция авторов по данному вопросу. Поэтому, опираясь на нее, и исходя из определения мониторинга, помещенного в главе 1 настоящего пособия, определим, чтоцелевой ориентир мониторинга качества образования заключается в сборе, обработке, анализе, хранении и распространении достоверной информации о качестве образовательных результатов, условиях и цене их достижения. Этот ориентир и задает рамку формулировки цели. Поэтому, мы должны четко понять:

    О чем (о каких результатах, условиях и цене их достижения) мы будем собирать информацию?

    Как мы будем собирать (с помощью каких методов) информацию?

    Каким образом мы будем ее обрабатывать?

    С помощью каких методов мы будем ее анализировать?

    Какую информацию, и каким образом мы будем хранить?

    Кого и каким образом мы будем информировать о результатах мониторинга?

Эти вопросы составляют основу школьной программы мониторинга качества образования и являются задачами мониторинга. Именно эти блоки прослеживаются в программах мониторинговых исследований, проводимых на международном и федеральном уровнях системы образования. Остальные главы этого пособия – есть поиск ответов на поставленные вопросы.

Отметим, что школа может поставить перед собой задачу разработки иной программы мониторинга, например, мониторинга состояния образовательного процесса, мониторинга ресурсов образовательной деятельности и т.д. В любом случае, формулировка цели мониторинга является не формальным, чрезвычайно важным звеном в разработке все программы, т.к. она задает ориентир деятельности. К сожалению, в педагогической практике зачастую встречается такая позиция: мы все сделаем, а цель потом подпишем ту, которую нужно. Необходимо отметить, что данная позиция не является продуктивной, т.к. она «провоцирует» всю деятельность на бессистемность. Чтобы такая ситуация не возникала, мы предлагаем читателю обратиться к заданиям рабочей тетради.

Друзья, а давайте-ка поговорим об одном из самых используемых инструментов классического . Думаю, как стало понятно из заголовка — уровни. Да-да, снова о них.

На ресурсе, да и в целом в интернете есть очень много информации об уровнях сопротивления и поддержки. Однако, моя цель — это систематизировать и дать толчок для освоения этого материала. При этом по возможности и углубить ваши знания об этом мощнейшем инструменте и познакомить с принципами торговли уровнями.

В первую очередь, если вы этого не сделали, ознакомьтесь с частью Андрея Медведева о линиях и уровнях п\с. Это, как минимум, необходимый базис для понимания.

Сразу обговорю, что в контексте данной статьи не будут рассмотрены уровни Фибо, Мюррея, Пивоты и их подобия.

Классические уровни поддержки/сопротивления

Напомню, краткие тезисы со статьи:

  1. Это условные линии/зоны.
  2. Магия круглых чисел.
  3. Происходит смена ролей.
  4. Отскок происходит НЕ точно от линии.

Фактически, этого достаточно для понимания функциональности П/С, но не для эффективной работы. И вот почему.

Уровень — не бетонная плита, а скорее условный знак на пути цены

Не стоит ожидать стопроцентного падения уровня. Для цены они выступают в качестве маяка. Цена знает куда ей нужно идти, а будет ли пробит этот уровень — неизвестно.

По достижению намеченной цели выступает другая концепция — глобальность уровня. Где находится этот уровень? Насколько он важен для трейдеров? Виден ли этот уровень другими участниками рынка? Поэтому введем понятия локальный и глобальный уровень.

Оговорюсь, субъективно. Почему? В расчете на то, что трейдеров на рынке много и у всех ТФ различны, нельзя точно описать понятия глобальный и локальный уровень. Для кого-то глобальные уровни могут находится на годовом ТФ, а локальные на дневном. В целом, я постарался указать минимальные условия для понимания. Предположим, основной рабочий таймфрейм — дневной.

Глобальный уровень — это уровень, который виден наиболее большему количеству участников и находится на таймфрейме не ниже дневного и вашего рабочего ТФ. Обычно этот уровень имеет круглое значение и является PPL .

Локальный уровень — менее значимый уровень, чем глобальный. В большинстве случаев, силу такой уровень имеет на определенном участке цены и только на нанесенном ТФ или ниже.

PPL — это ценовой уровень, где поддержка стала сопротивлением и/или наоборот.

Примеры


Сверху вниз, видимая информация:

  • Сопротивление на 1.6200 ;
  • PPL — была поддержкой, стала сопротивлением на 1.2850 ;
  • Поддержка с ложным пробоем в 1 месяце на 0.9400 ;
  • Голубые квадраты — тесты линий;
  • Обратите внимание на круглые уровни данных линий.

Пример локальных уровней.

Для наглядности я разделил график на два периода, чтобы показать смену ролей, так называемый PPL.

Сверху вниз, видимая информация, Part 1:

  • Локальное сопротивление;
  • Локальный PPL;
  • Локальная поддержка;
  • Глобальная поддержка не достигнута;
  • Голубые квадраты — тесты уровней.

Cнизу вверх, видимая информация, Part 2:

  • Пробой локальной поддержки? становится PPL;
  • Касание глобального уровня поддержки и движение к PPL;
  • Пробой PPL ? смена роли;
  • Пробой следующей PPL ? возвращение под неё;
  • Аккумуляция сил и очередной тест и пробой PPL ? закрепление на ней? смена роли;
  • , пробой локального сопротивления? становится PPL;
  • Тест новой PPL ? движение в сторону импульса.

Думаю немного прояснились понятия глобальный, локальный уровень и PPL. А так же, механизм движения цены по этим уровням, где наиболее вероятен разворот(глобальные уровни), а где лишь метка для подтягивания цены(локальные уровни).

Уровни в Price Action

Теперь поговорим о более продвинутом анализе XXI века:) И о том, как уровни там работают.

Зона идентична линии, но не всегда ей равна

Звучит нелепо, правда? Однако некоторые трейдеры везде любят пихать зоны, тем самым нагромождая свой график и ухудшая восприятие и чтение цены.

К тому же, некоторые концепции уровней не схожи с зонами. Об этом чуть позже.

А пока несколько советов по зонам:

  • Если вы видите четкую линию, по которой отрабатывает цена — рисуйте линию;
  • Для глобальных уровней используйте линию;
  • Локальный уровень обычно удобен в качестве зоны;

В чем же достоинство зон? Это, конечно же, фильтр ложных пробоев. На младших ТФ вы будете вероятнее использовать именно зоны для обозначения уровней, тем самым фильтруя шум и ложные пробои.


Грубое сравнениие линий и зон. Все дело в восприятии

Теперь же скажу об отличии зон и линий, но касается это сугубо PPL и PPZ. Функциональность у PPZ гораздо глубже. А нахождение таких зон включает в себя, обычно, PPL.

PPZ или Price Pivot Zone — это вероятная зона разворота цены.


На примере из графиков Jaroo: поиск PPZ

Из графика понятно, что PPZ образуется между двумя уровнями и указывает на буферную зону, где наиболее вероятен разворот.

Линии же это будут или зоны П/С — неважно. На графике отражены оба варианта, но PPZ — это определенный диапазон цены.

Как это работает?


Пример работы PPZ с методички Jaroo на недельном графике

Информация графика:

  • Оранжевые линии — уровни PPL, ранее которые были и/или поддержкой, и/или сопротивлением;
  • Зеленые зоны — это зоны разворота;
  • Прозрачные персиковые прямоугольники указывают, как цена точно учитывала эти зоны;

Взгляните, какая четкая отработка PPZ! Однозначно, этот инструмент наиболее благоприятен для форекс.

Спрос и предложение

Вот и подобрались к горячему. Наиболее подробно вы сможете ознакомиться в сборнике статей от Кеуса. Я дам лишь толику знаний по этому вопросу, т.к это весьма специфичный и глубокий инструмент для работы на рынке, с которым необходимо детально ознакомиться.

Спрос и предложение (англ. Demand & Supply, S/D ) — это зоны, в которых спрос превышает предложение (зона спроса) или предложение превышает спрос (зона предложения).

Сразу оговорюсь, что спрос и предложение является отдельной концепцией и не является развитием поддержки и сопротивления. Их главная функция — поиск на графике зон, где крупные игроки (банки) начинают проявлять наиболее высокую активность.

Таким образом:

Поддержка и сопротивление не равны спросу и предложению.

При этом уровни П/С весьма могут помочь при работе и в нахождении зон S/D .

Тезисно, зоны S/D:

  1. Указывают на разворот цены;
  2. Указывают на дисбаланс между продавцами и покупателями;
  3. Указывают на вероятную активность крупных игроков;
  4. Указывают на наиболее благоприятную точку входа, постановки TP и SL.

Концепция инструмента S/D

Работают так же, как уровни поддержки и сопротивления: зона спроса выталкивает цену вверх, зона предложения продавливает вниз. Однако, смысл несколько другой.

Сами по себе S/P являются хорошими индикаторами логики цены и настроения крупных игроков рынка. Если одна из зон была пробита ценой и закрепилась над или же под ней (зоной), в таком случае уровень считается пробитым и более не действительным.


Пример S/D

При этом небольшое пробитие зоны S/D является приемлемым. Однако в зоне предложения в красном квадрате (на рисунке выше) был пробой — теперь эта зона более не действительна. На её место пришла другая зона предложения.

Зон S/D на графике не может быть большое количество, еще и при этом нужно учитывать усиливающие факторы.

Примеры расположения зон

Не корректно

Приемлимо

Усилители (по методике XLT)

Это факторы, которые дают зоне S/D наиболее значимый вес. Каждый усилитель в методике XLT ранжирован и имеет свой балл (опять же, советую ознакомиться именно со сборником статей, который я указывал выше).

Кратко, основными факторами являются:

  • сила импульса (чем быстрее цена двигалась к противоположному уровню, тем мощнее импульс);
  • картина на старшем таймфрейме + тренд;
  • слабость цены (чем слабее цена при движении к уровню, тем сильнее сигнал);
  • возвращение цены (чем больше цена возвращалась к уровню, тем слабее зона);
  • время проведенное ценой в зоне S/D (чем больше свечей находится в зоне спроса или предложения, тем слабее сигнал, т.к возникает вероятность прорыва данной зоны).
  • риск и вознаграждение

Усилители возможностей

Примерно так это все смотрится на графике. Конечно, есть еще много мест, которые я не указал на скриншоте, но мне необходимо было показать пример, как это рассматривается. Осталась самая важная часть.

Как применить в работе S/D

Первое , это конечно же глубже ознакомиться с данным инструментом.

Второе , искать зоны, где наиболее явно проглядывается активность крупных игроков.


Поиск явных зон S/D

Третье , находим все усилители и ждем появление сетапа для торговли.


Усилители

Итоги данного анализа и размышления о нём возлагаю на Вас, тем самым побуждая ознакомится с этим интересным материалом.

Заключение

Надеюсь, что данная статья была и будет Вам полезна при изучении ТА и ПА, потому что как я указал в начале, статья — это лишь малая толика; основная цель — дать толчок к углубленному изучению базового инструмента, а кому понравится, может даже и supply and demand:)

При этом самым лучшим закреплением материала будет практика. Чем больше будет отработано, тем выше будут навыки. При этом все это делается в форме самоанализа, а не бездумного рисования линий и прямоугольничков. Необходимо отслеживать реакцию цены. При этом не обязательно это будет торговля, а именно сам анализ. Используйте для этого исторические данные или же симуляторы на исторических котировках, такие как Forex Tester.

Спасибо за внимание.

Всегда Ваш, Я .

P.S: Дополнение

Введу некоторое не учтенное дополнение, касаемое третьего раздела статьи, то бишь S/D.

Академики в своей работе используют определенные алгоритмы в поиске зоны спроса/предложения, поэтому я сразу предупреждал, что необходимо изучать данный материал более углубленно. Алгоритм, сокращенно, таков:

1. Так называемый паттерн класса Рост — База — Рост, Снижение — База — Рост и т.д (RBR, DBR, DBD и т.п)
2. Прошлое сопротивление/поддержка
3. Закрытый гэп
4. HLOC (хай-лоу-открытие-закрытие) пред. дня

Базовый материал для изучения: (новые в его двух блогах),

Cтраница 1


Локальный уровень может состоять из ряда подуровней, обусловленных блочной структурой языка и возможностью описания локальных объектов в процедурах и функциях.  

Локальный уровень ЕГСЭМ должен строиться при условии применения для получения и обработки информации унифицированного методического аппарата.  

Зонная диаграмма, поясняющая процесс образования избыточного тока.. - ширина запрещенной зоны. § / [, Sd - локальные (дискретные уровни.. р.  

Локальный уровень S d лежит гораздо ниже уровня Ферми в га-области, и свободное локальное состояние заполняется очень быстро.  

Каждый локальный уровень дает энергию электрона, когда он находится на примесном атоме.  

Если локальный уровень адсорбированной молекулы [ CH3COHCHS ] S - при этом находится ниже локального поверхностного неадсорбционного уровня О8, тогда при хемосорбции спирт будет имитировать поведение донора электронов, оставаясь в действительности акцептором.  

Мониторинг локального уровня на третьем этапе должен обеспечивать систематический контроль за развитием потенциально опасных сейсмических и деформационных процессов природно-техногенного генезиса на локальных полигонах. Обязателен мониторинг аномально-деформируемых участков месторождения, в пределах которых расположены скважины, коммуникации, подземные хранилища сырья и отходов и другие объекты обустройства промысла. Системы мониторинга (локальные полигоны), их количество и плотность наблюдений зависят от числа локальных участков с аномальным проявлением сейсмических, деформационных и флюидодинамических процессов природно-техногенного генезиса.  

Элементы ЕГСЭМ локального уровня наряду с информацией, обеспечивающей деятельность местных структур, должны вырабатывать обобщенную информацию о целевым назначением для банка данных верхнего уровня иерархии.  

Следовательно, расстояние локального уровня от соответствующей зоны увеличивается в 4 раза при переходе от однократно заряженной вакансии к двукратно заряженной. Рост энергии ионизации в таких случаях имеет место и для более глубоких уровней. Он является следствием увеличения электростатических сил взаимодействия между электроном или дыркой и ионизованными вакансиями по мере увеличения их заряда. Так, вакансия серы в ZnS после потери одного электрона приобретает положительный заряд и потому менее охотно отдает второй электрон.  


Допустим теперь, что локальный уровень Р является донорным.  

На зонной диаграмме расстояние локального уровня от зоны проводимости отвечает энергии ионизации дефекта с образованием свободного электрона. В процессах, приводящих к освобождению дырки, оно, наоборот, является конечным. Поэтому энергия реакции (111.28) указывается на зонной диаграмме положением уровня V zn, а реакции V zn - - V zn A - положением уровня V zn по отношению к валентной зоне. Вообще следует помнить, что зонная схема является диаграммой энергий, которые относятся не к дефектам, а к процессам, в которых участвуют эти дефекты, я потому, обозначая уровень символом дефекта, следует указывать, к какому состоянию последнего - начальному или конечному - относится этот символ.  

В Ленинграде примерами ЦКП низового локального уровня являются центры Всесоюзного научно-исследовательского института синтетического каучука имени Е. В. Лебедева, объединения Пласт-полимер и другие, обслуживающие в основном свои предприятия и организации. С начала 80 - х годов круг потребителей приборной продукции этих центров стал постепенно расширяться как за счет предприятий своего министерства, так и организаций других ведомств.  

Наконец, при рекомбинации через локальный уровень резко облегчается выполнение законов сохранения энергии и импульса, так как избыточная энергия и импульс электрона могут быть переданы центру рекомбинации, создающему локальный уровень. Поэтому глубокий локальный уровень является эффективным центром рекомбинации и в полупроводниках с широкой запрещенной зоной этот вид рекомбинации является основным.  

Если в запрещенной зоне имеется свободный локальный уровень А, лежащий немного выше потолка валентной зоны, то тепловой энергии может быть достаточно для того, чтобы электрон из валентной зоны перешел на уровень А.  

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так, права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Отправление религиозных культов осуществляется в соответствии с религиозными нормами. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека , управляющего автомобилем, находятся под «юрисдикцией» правил дорожного движения.

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Право - уникальный, высокозначимый авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия.

Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие группы норм (рис. 1).

Рис. 1. Группы норм

Объединенные единой нормативной природой, все эти нормы характеризуются следующими общими чертами (рис. 2).

Рис. 2. Характеристики социальных норм

Право и обычаи

Право и мораль

Многозначность определений права, неутихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно поэтому, поправляя И. Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».

Действительно, мы уже убедились, что проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества , его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека , его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей. Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключена его сущность? Известно, что сущностью любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, проявляющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

Регулятивная природа права определяется тем, что оно отличается волевым характером. В истории правовой мысли это обстоятельство подмечено уже давно. Так, уже Гуго Гроций отмечал, что «право имеет своим источником волю». Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе. Если учесть, что в понимании психологов воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, проявляющаяся в действиях, то можно заключить, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить социально-психологический механизм действия права. Принципиально важным в этой связи является уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает. Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности . При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных теориях. Так, Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Для марксизма характерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса. В современной западной юридической литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов». Менее заметным для правоведов, а между тем весьма примечательным по своему значению является высказанное уже в работах Ж.Ж. Руссо суждение о том, что право заключает в себе общую волю.

Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение (сумма) индивидуальных воль, как это считал Руссо. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов.

Итак, сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.

Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью ; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент , нормативный договор , правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования. Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду следующее: право выступает 1) в форме идей, представлений; 2) юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства, и 3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания права. В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права - идеи, нормы или действия (отношения).

В предшествующей главе было показано, что для представителей естественно-правового направления и так называемой психологической школы правовые идеи выступают первоосновой, главным компонентом права. Нормы или же действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи.

Представители нормативной школы наиболее важным элементом признают юридические предписания. Это, по их мнению, и является собственно правом, регулятором поведения. При таком подходе к пониманию права четко определяются границы дозволенного и запрещенного поведения; правоприменительный орган сориентирован в отношении - таковыми признаются законы, иные нормативно-правовые акты . Однако право с позиции нормативного правопонимания поставлено в подчиненное по отношению к государству положение. По этой схеме, то, что не исходит от государства, есть «не право», различие между правом и законом нивелировано - любой акт государства, содержащий общие установления, есть частица права, даже в том случае, если оно содержит правонарушающие предписания. Эти положения входят в явное противоречие с концепцией правового государства . В отечественном правоведении нормативное правопонимание получило распространение в рамках так называемого узконормативного подхода. Сторонники так называемого социологического направления приоритетным в содержании права признают действия или отношения.

Социологический подход в отличие от нормативного правом признает не систему абстрактных и формально определенных норм, а непосредственно саму общественную жизнь, практику (сеть правоотношений , правопорядок), складывающуюся под влиянием действия права: право - это определенным образом упорядоченное взаимодействие социальных субъектов, это «живое» или «свободное» право, создаваемое деятельностью органов, осуществляющих право, - судей, администрации. При таком подходе право как «нормальное» социальное поведение и право как правила (модель) этого поведения, которые обобщены и сформулированы в законе, соотносятся как форма и содержание. Столь «широкий» взгляд на право, призывающий правоприменителя отыскивать право не в нормах (законах), а в фактической деятельности по их осуществлению, таит в себе опасность произвола, свободного обращения с законом, нивелирования его регулятивных свойств. В то же время социологический взгляд на право позволяет определить круг истинных детерминант образования права, а также факторов, обеспечивающих его реализуемость. В отечественном правоведении утвердилось и получило значительное распространение так называемое широкое правопонимание, сходное с социологическим подходом. В аспекте «широкого» правопонимания, явившегося противопоставлением «узконормативному» подходу, содержанием права охватываются правовые идеи, «правосознание », нормы права и правоотношения. Стремление избежать одностороннего подхода к праву - «узко-нормативного» или «широкого» обусловило появление так называемого интегративного подхода.

Соответственно из нормативного правопонимания интегративный подход «берет» учение о нормативности права, его связи с государством, из социологического - теорию социальных факторов образования и осуществления права , из философского - представление о праве как сфере действия свободы. С этой позиции право рассматривается как правовая идея, воплощенная в норме (законе, правовом обычае, нормативном договоре, принципах права) и фактических правомерных действиях. Право в таком понимании - это объективно обусловленная, отвечающая требованиям социальной справедливости, поддерживаемая авторитетом и силой государственной власти система нормативной регуляции, представленная взаимосвязанными, реально действующими правовыми принципами и установлениями.

В рамках интегративного подхода каждое из проанализированных выше правопониманий выступает как бы противовесом иному. Тем самым становится возможным исключить абсолютизацию какого-то одного взгляда на право. Вместе с тем интегративный подход не разводит по разным полюсам философский, нормативный и социологический подходы к праву, но на общей методологической основе синтезирует их достоинства, предостерегает от крайностей. Таким образом, интегративный подход представляет собой методологическую платформу для сближения различных концепций права, позволяет максимально учесть требования полноты и всесторонности научного анализа в оценке природы права, определении источников, механизмов и закономерностей его действия в обществе.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей. Соответствие права согласованным интересам или общей воле придает ему реальность, а в конечном счете, социальный вес. И, напротив, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, в том числе принудительной силой государства, нельзя обеспечить их полное исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, всеобщность, утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Признаки права

Признаки права . Это совокупность основных черт права , придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования. Праву присущи такие признаки, как:

1) системность, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостные образования, дифференцированные на специфические группы норм. Таким образом обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений;

2) право есть мера, масштаб свободы и поведения человека . В указанном аспекте право отражает: а) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности , возможностей для ее инициативного поведения; б) меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами;

3) нормативность права - означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность означает, что право представлено нормами - правилами поведения, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность;

4) государственная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью. Государство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным; общеобязательность права, означающая, что правовые установления обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь кругом лиц, во времени и в пространстве;

5) формальная определенность - означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином (законе , договоре нормативного содержания и т.д.);

6) право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях;

7) право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

Принципы права

Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений. Принципы права по своей сущности являются обобщенным отображением объективных закономерностей развития общества . Присущие принципам права свойства универсального и абстрактного освоения социальной действительности обусловливают их особенность в структуре правовой системы , механизме правового регулирования, правосознании и т.д. Принципы права являются синтезирующими положениями, объединяющими связями, идеологической основой происхождения, образования, становления и функционирования правовых явлений. Они определяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, координируют функционирование механизма правового регулирования, являются критериями оценки правомерности (правовой природы) решений органов государства и действий граждан , формируют правовое мышление и правовую культуру , цементируют систему права . Принципы права возникают при наличии соответствующих объективных условий, имеют исторический характер или отображают результаты рационального, научного осмысления закономерностей развития объективной действительности. Формы существования принципов права разнообразны: в виде исходных положений правовых теорий и концепций, как правовые ориентиры субъектов права , содержания правовых норм или их групп, требований правового регулирования, правовых ценностей и т.д. Принципы права в формально-юридическом аспекте находят отражение в нормах права, благодаря их формулированию в статьях нормативно-правовых актов или детализации в группе норм права и отображения в соответствующих статьях нормативно-правовых актов.

Назначение принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системо-образующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений , естественных прав человека . В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования.

В зависимости от функционального назначения и объекта отображения принципы права подразделяются на социально правовые и специально правовые (рис. 4).

Рис. 4. Классификация принципов права

Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности , ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.). Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования собственно права как специфического социального феномена и в зависимости от сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права.

1) Общеправовые (общие или основные) принципы присущи всем отраслям права , отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относят: принцип гуманизма - доминирование в формулировании и функционировании правовой системы неотъемлемых естественных прав и свобод человека ; принцип равенства граждан перед законом , согласно которому все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиозной и иной принадлежности, должностного положения имеют равные общегражданские права и обязанности, несут равную ответственность перед законом; принцип демократизма , означающий, что право, законодательство адекватно отображает волю народа (общую волю), формируется через демократические институты народовластия ; принцип законности (правозаконности) - осуществление всех форм государственной деятельности, функционирование гражданского общества на основе и в соответствии с требованиями права, естественными правами и обязанностями человека; принцип справедливости , конкретизирующий требования справедливости применительно к правовым формам деятельности государства , его органов и должностных лиц, правовой деятельности участников, регулируемых правом отношений и выраженный в равном юридическом масштабе поведения, и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению . Общеправовые, или общие принципы права являются разновидностью . В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах, хотя и далеко не в одинаковой мере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран как общего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности при отсутствии в законе конкретного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы: справедливости, доброй совести, общих начал права и т.п. Для мусульманских правовых систем характерно разрешение судами дел при наличии пробела в законодательстве в соответствии с принципами шариата (они-то как раз и признаются основными источниками права). В законодательстве ряда стран (к примеру, в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих принципов к источникам права. В качестве универсального источника общие принципы права применяются в международном праве . Статья 38 Статута Международного Суда гласит, что к числу применяемых судом источников относятся: «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Основные (общие) принципы международного права сформулированы в Уставе ООН и более пространно - в Декларации о принципах международного права 1970 г. К их числу отнесены следующие принципы: неприменение силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; обязанность государств сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения сторонами международных правоотношений взятых на себя обязательств .

2) межотраслевые принципы - принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства , национальный язык судопроизводства , независимость судей и подчинение их только закону и др.;

3) отраслевые принципы, определяющие специфику конкретной отрасли права (обеспечение свободы труда и занятости - в трудовом праве ; принцип устойчивости, права на землю - в земельном праве и др.);

4) внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права - их действие ограничено предметом регулирования.

Принципы нрава могут быть: а) легализованы, т.е. закреплены в законе; б) выведены из содержания и смысла законодательства; в) сформулированы юридической практикой, например: «выслушаем и другую сторону», «res judicta» (решенный окончательно судом вопрос не подлежит рассмотрению вновь тем же судом или судом параллельной юрисдикции), «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет», «бремя доказательства возлагается на сторону, предъявившую иск»; принципы незлоупотребления правом и др. Все принципы права независимо от объема их нормативности оказывают специально-юридическое, т.е. регулятивное воздействие на поведение людей. Однако в отличие от конкретных предписаний они действуют двояко - опосредованно (через конкретные предписания, присутствуя в них, так сказать, «незримо») и непосредственно, т.е. выступают ориентирами поведения конкретных участников правоотношений. Тем самым как уникальные средства организации правовой жизни общества принципы права распространяют свое влияние на все области правового, охватывают своим содержанием как акты саморегуляции, так и те действия, которые непосредственно регламентированы юридическими предписаниями. Наложение правовых принципов на практические действия позволяет при отсутствии конкретных предписаний закона, норм обычного или прецедентного права определять их соотносимость с природой права.

Ценность права

В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие ценности права , следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества , отдельной личности . Отсюда ценность права - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан , общества в целом.

Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права:

1. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность.

Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственноорганизованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности , которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления .

2. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

3. Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов и групп.

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению. Законом же лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. Данный метод специфичен для гражданского, семейного права . В его основе лежат свободное (неподчиненное) положение участников правоотношений и договор как источник возникновения. Если императивный метод как бы вынуждает участников отношения вступать в юридическую связь, то диспозитивный связан с тем, что фактические действия граждан, их организаций, складывающиеся на этой основе отношения имеют приоритет перед юридическим установлением. В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования: а) общедозволительное, т.е. такое, в основе которого находится общее дозволение и которое поэтому строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом»; б) разрешительное, т.е. такое, в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». На преобладание общедозволительного или разрешительного регулирования влияют разнообразные факторы - исторические традиции, уровень культуры, характер правовой системы , особенности регулирования отношений (так, для имущественных отношений характерно преобладание дозволительного регулирования, а для охранительных - запретительного) и др.

Правовое регулирование - длящийся во времени и в пространстве процесс.

1) определение правового положения субъектов права . Нормативное регулирование логически начинается с установления исходного, базового правового положения гражданина или организации. Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и обязанностями и основанной на них правоспособностью лица, т.е. признаваемой государством за данным лицом способностью быть участником правовой жизни общества, выступать стороной в различных правоотношениях.

Конституционные установления получают развитие в иных законодательных актах, которые в своей основе и образуют правовую основу для поведения и деятельности граждан в различных областях права. Это значит, что они вправе привлекать предусмотренные законом юридические средства для удовлетворения своих потребностей и интересов. Правовой статус органов государства составляет их компетенция, определяющая круг полномочий, которыми обладает данный орган, и круг возложенных на него обязанностей;

2) возникновение правоотношений - следующая стадия правового регулирования. Предпосылками к тому выступают определенные жизненные факты, правовое признание которых в правовых нормах придает им качество юридически значимых (имеющих определенные последствия для конкретного лица или организаций). В зависимости от характера правоотношений такие юридические факты могут исчерпываться однократными действиями или событиями либо требуют некоторой их совокупности, так называемого состава;

3) для возникновения правоотношений в ряде случаев воли их участников недостаточно. Требуется вовлечение в механизм действия права специальных субъектов - правоприменительных органов (должностных лиц), действия (решения) которых позволяют конкретизировать общую модель правоотношения, возникшую на основе закона, снять помехи, блокирующие действия управомоченного, и др.

К стадиям правового регулирования принято также относить деятельность участников правоотношений, связанную с достижением ими фактических целей (удовлетворением своих интересов), т.е. акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей . Очевидно, действия такого рода завершают работу механизма действия права и охватываются содержанием иного его звена - правореализации. Задача же правового регулирования ограничивается снабжением механизма действия права регулирующими средствами поведения, совокупность которых образует механизм правового регулирования (нормы права, субъективные права, юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов). Достаточность этих средств, их качество (факультативность) являются условием эффективности действия права.

Эффективность действия права и правового регулирования. Среда действия права

Эффективность действия права - это его результативность, степень соответствия целям права и его предназначению в конкретных исторических условиях. На общесоциальном уровне эффективность действия права отражает состояние господства права в общественных отношениях. На уровне отдельной личности , общественных структур эффективность действия права характеризует степень удовлетворения гражданами , их объединениями средствами права своих разнообразных интересов и потребностей.

Составляющей эффективности действия права является эффективность правового регулирования , под которой понимается результативность правового инструментария (всех юридических средств, используемых в правовом регулировании - нормативных и правоприменительных актов), его способность производить необходимый эффект в общественной жизни.

Среда действия права

Среда действия права . Эффективность действия права определяется многими слагаемыми - состоянием экономики , политическим режимом , качеством законодательства, эффективностью работы правовых учреждений. Если все эти факторы в своей совокупности благоприятно влияют на взаимодействующих в правовой сфере индивидов, то складывается правовая среда, т.е. такое окружение - правовое поле, - в котором правомерные действия выступают следствием этого.

Напротив, неправовая среда определяет противоправный характер юридических акций как населения, так и должностных лиц государства . Юридическая политика государства должна учитывать это обстоятельство в процессе осуществления правовой реформы в стране. Среда действия права есть социально-правовая обстановка, или социально-правовая среда, в которой действует право, протекает бытие его субъектов. Ее характеризуют разнообразные неюридические и специально-юридические явления, процессы и состояния как материального, так и идеального характера, которые оказывают опосредованное, но подчас определяющее влияние на действие права, его характер, силу, результативность, социальную ценность. Это и объективные условия стихийного правообразования, специальная деятельность по принятию законов и их осуществлению, и субъективные обстоятельства правовой жизни людей - их правовые взгляды, представления, позиции, установки, характер правового мышления, правовая культура населения и должностных лиц, социально-правовая атмосфера общества и правовая политика государства, определяющая стратегию и тактику правового развития, и т.д.

Различные по своему характеру, направленности, силе воздействия компоненты среды, тесно переплетаясь, образуют одну равнодействующую, которая и детерминирует поведение людей в сфере действия права (рис. 8).

Рис. 8. Взаимодействие субъекта права и социально-правовой среды

Субъект права и социально-правовая среда связаны в их взаимодействии разнообразными способами - личными и безличными, непосредственными и опосредованными, длительными и однократными контактами и т.д. Но все способы связи подчинены единой цели - восприятию социальным субъектом идей, норм и ценностей среды и передаче их среде. Эта взаимосвязь оказывает существенное влияние на формирование и осуществление права , эффективность его действия в обществе.

По отношению к различным субъектам среда выступает в разных аспектах. Этим можно объяснить, что один и тот же закон в различных условиях (например, региональных) может действовать по-разному. Иначе говоря, среда действия права является средоточием разнонаправленных составляющих. Преобладание в ней конструктивного правового «материала» создает благоприятные условия для работы механизма действия права, и напротив, наличие деструктивного «материала» побуждает адресатов к неправовым действиям.

Социально-правовая среда оказывает влияние на все виды правовой деятельности. В сфере законотворчества она влияет на выбор типа, уровня правового регулирования , способы обеспечения регулируемого поведения, темпы принятия нормотворческого решения через разнообразные политические структуры, институт лоббизма, средства массовой информации и т.д. Существенное влияние на практику законотворчества оказывает также международная среда. Недооценка фактора среды весьма неблагоприятно сказывается на качестве законотворчества.

Наиболее ощутимое влияние среды испытывают правореализующие субъекты - граждане и их организации. При соответствующих условиях среда может заблокировать действие качественных и прогрессивных по своему значению законов. Так, по большей части именно под влиянием неблагоприятной управленческой среды в России возникли серьезные сбои с реализацией «экономических» законов (о земле, о собственности , о приватизации и т.д.). Без нейтрализации такого рода влияний действие закона не способно достигнуть поставленных целей. Более того, в неблагоприятных для действия закона условиях его адресаты не только будут бездействовать, но и стремиться к использованию неправовых (незаконных) средств для удовлетворения собственных интересов.

Воздействие среды сказывается и в правоприменительной деятельности. В этой ситуации очень часто не норма закона направляет деятельность судей, работников прокуратуры , органов внутренних дел, а влияние «среды» становится регулятором при принятии соответствующих правоохранительных решений. Создается юридическая атмосфера, в которой действия преступившего закон не только не порицаются, но, напротив, поощряются массовым сознанием. В этих условиях власть права утрачивает свое значение, на смену ей приходит власть социальных структур, основывающихся на корпоративном интересе.

Влияние среды на правоприменение сказывается ощутимо в экстремальных условиях, в особенности там, где действуют гипертрофированные религиозные, национально-исторические факторы, оказывающие разрушительное влияние. Без учета таких факторов попытки с помощью юридических средств решать социальные и политические проблемы неизбежно обречены на неудачу.

Таким образом, можно констатировать, что фактор среды имеет кардинальное значение в механизме действия права. В том случае если законодатель оставляет закон «наедине» с адресатами без учета особенностей среды, то возможно, что результаты его действия будут противоположны тем, которые предполагались. Это указывает на необходимость специального мониторинга за средой, позволяющего прогнозировать все те позитивные и негативные изменения, которые связаны с правовым воздействием, и на этой основе иметь достаточно точное представление о возможном противодействии среды закону, его адресатам и путях преодоления такого противодействия.