Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Характеристика основных звеньев финансовой системы и особенности их функционирования

Сегодня, 20 декабря, Губернатор Валерий Радаев провел заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В мероприятии приняли участие представители министерств и ведомств, администраций районов, профсоюзов и работодателей.

В своем вступительном слове глава региона отметил, что областное трехстороннее Соглашение на 2013-2015 годы предусматривает обязательство сторон социального партнерства по принятию мер для повышения заработной платы в организациях области. Значимость реализации данного обязательства Соглашения заключается в повышении гарантий работающему населению, сдерживающем факторе оттока трудоспособного населения из региона, повышении доходов бюджета области.

На заседании были подведены итоги выполнения работодателями внебюджетного сектора экономики целевых ориентиров роста заработной платы на 2013 год. Так, темпы роста зарплаты по полному кругу промпредприятий региона за 10 месяцев текущего года составили 7,7% к соответствующему периоду 2012 года, уровень заработной платы сложился в 20 тыс. 900 рублей.

Основным показателем качества жизни, источником благополучия работающего населения является достойный уровень заработной платы, отметил Валерий Радаев, именно поэтому большое внимание в Указах Президента страны уделяется вопросу повышение уровня заработной платы, как в бюджетных, так и во внебюджетных организациях.

«Начиная с 2012 года, в бюджете области предусматриваются средства на доведение заработной платы отдельных категорий бюджетников до среднерегионального уровня. Это серьезные дополнительные расходы, при этом, Правительство стабильно выполняет все социальные обязательства», - сказал Губернатор.

За последние три года зарплата в бюджетной сфере области увеличилась в 1,5 раза (с 10,5 тыс. руб. в 2010 г. до 15,9 тыс. руб. за 9 месяцев 2013 г.).

По словам главы региона, сегодня достаточно активно развивается внебюджетный сектор - реализуются инвестиционные проекты, организуются новые предприятия с высокопроизводительными рабочими местами. Губернатор выразил благодарность работодателям-представителям социально ответственного бизнеса, которые в сегодняшних условиях наряду с ростом производительности труда обеспечивают достойную заработную плату сотрудников.

Между тем, подчеркнул Валерий Радаев, остаются проблемы, требующие решения, сохраняются рабочие места с низкой заработной платой, о чем сообщается в обращениях жителей области в адрес власти.

«Очевидно, что минимальная заработная плата должна обеспечивать человеку прожиточный минимум. И наша общая задача в кратчайшие сроки решить этот вопрос на территории области. В этих целях мы приняли совместное решение повысить с 1 января 2014 года размер минимальной заработной платы до 6200 рублей», - сказал Губернатор.

МРОТ для работников внебюджетной сферы региона увеличится на 11,6% от федерального уровня (5554 руб.) и будет максимально приближен к областной величине прожиточного минимума трудоспособного населения (6657 руб.).

Губернатор отдельно остановился на проблеме теневых зарплат, подчеркнув, что Правительством РФ поставлена задача по принятию мер по легализации заработной платы. «Ни для кого не секрет, что в значительной части организаций используются серые схемы выплаты заработной платы. В результате страдают интересы работающего населения - минимизированы пенсионные накопления, страховые выплаты, не в полной мере поступают налоги в бюджеты, - подчеркнул Валерий Радаев. - Увеличение размера минимальной заработной платы во внебюджетном секторе экономики области позволит повысить социальную защищенность низкооплачиваемых категорий работников».

В ходе заседания было подписано Соглашение о минимальной заработной плате в Саратовской области. Свои подписи поставили: от Правительства - Губернатор Валерий Радаев, от работодателей - председатель Союза товаропроизводителей и работодателей Виктор Муллин, от профсоюзов - председатель Федерации профсоюзных организаций области Михаил Ткаченко.

Сторонами социального партнерства принято решение о заключении регионального Соглашения об установлении с 1 января 2014 года для работников внебюджетного сектора экономики минимальной заработной платы в размере 6200 рублей

В бюджетных организациях работники вступают в отношения найма с работодателями, действующими от имени государства, которое в свою очередь их нанимает. В распоряжение работодателей передаются бюджетные средства, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в соответствии с профилем деятельности организаций. Как правило, в задачи бюджетных организаций не входит получение прибыли.

Взаимоотношения работников и работодателей бюджетных организаций строятся в рамках выделенных органом управления средств. Бюджетные ограничения накладывают отпечаток на организацию оплаты труда. Почти все условия ее осуществления оказываются регламентированными вышестоящими органами управления и бюджетами. В частности, условия тарифной оплаты в организациях бюджетной сферы: здравоохранении, просвещении, высшей школе, науке, культуре и ряде других отраслей определены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» (с последующими изменениями и дополнениями). В этом постановлении говорится, что применение Единой тарифной сетки (ЕТС) является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Единая тарифная сетка имеет 18 разрядов, из них для рабочих отведены разряды с 1 по 8, для служащих со 2 по 18.

Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Умножая на этот коэффициент ставку (оклад) первого разряда, устанавливаемую правительством, определяют заработную плату по определенной должности. Чем выше разряд, тем больше коэффициент, а следовательно, и заработная плата. Размер тарифной ставки первого разряда является базовым, он пересматривается (правда, недостаточно регулярно), исходя из роста потребительских цен, и это приводит в движение всю тарифную сетку.

Ставки и оклады устанавливаются по результатам аттестаций (тарификации) каждого работника, так как ему должен быть присвоен определенный разряд по тарифной сетке. В частности, при аттестации руководителей и специалистов учитываются следующие факторы:

  • * содержание и характер выполняемых работ;
  • * разнообразие (комплексность) работ;
  • * руководство подчиненными;
  • * степень самостоятельности;
  • * уровень ответственности.

По ряду должностей специалистов, служащих и руководителей устанавливаются своего рода «вилки» разрядов и соответственно окладов.

Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, также могут устанавливаться ставки и оклады исходя из 9-10 разрядов ЕТС, по специальным отраслевым перечням, утверждаемым министерствами и ведомствами РФ, а на особо важных и особо ответственных работах - по перечню, утвержденному Министерством труда России, исходя из 11-12 разрядов ЕТС, хотя вообще для рабочих предусмотрены разряды вплоть до 8 (включительно).

Для обеспечения объективности в присвоении разрядов специалистам разработаны тарифно-квалификационные требования и отраслевые тарифно-квалификационные справочники. Продолжает действовать и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в котором даны характеристики для многих межотраслевых должностей.

В целом единая тарифная сетка позволяет во многом унифицировать оплату труда работников, вместе с тем сохраняя возможность гибкого управления этой оплатой.

Поэтому многие предприятия внебюджетного сектора экономики строят свою тарифную сетку, используя некоторые принципы ЕТС и внося в них изменения и дополнения, основанные на специфике своих производств.

Разумеется, Единая тарифная сетка не может быть отнесена к достаточно совершенным документам. Ее основной недостаток - низкий уровень тарифных ставок, и прежде всего, чрезмерно низкая тарифная ставка 1 разряда. На начало 2001 года тарифные ставки 18 разрядов ЕТС были ниже прожиточного минимума.

Особенности разработки и применения тарифных систем во внебюджетном секторе экономики.

Оплата труда на предприятиях внебюджетного сектора экономики имеет иные организационные основы. Каждый предприниматель вправе самостоятельно, но по согласованию с профсоюзной организацией (или иными представителями наемных работников) определять все условия оплаты труда: тарифные ставки, премии, доплаты, надбавки, вознаграждения. Исключение здесь составляют только ограничения, установленные законодательством. В частности, минимальная тарифная ставка не может быть ниже минимальной заработной платы, определенной в законодательном порядке. Это же касается и ряда гарантийных и компенсационных выплат (оплата простоев не по вине работника, оплата сверхурочных часов работы, оплата отпусков очередных и дополнительных и т.п.).

В условиях перестройки экономики в практике работы предприятий внебюджетного сектора сложилось два подхода к организации заработной платы. Один из них (наиболее распространенный) базируется на применении тарифной системы предприятия, которая учитывает его экономические возможности и решает задачи в части регулирования отношений между работодателями и работниками. В этом случае тарифные ставки (оклады) являются базой для начисления всех других выплат, предусмотренных условиями оплаты (положениями о премировании, доплатах, надбавках и вознаграждениях). Заработок работника при таком подходе к организации заработной платы (называемой иногда тарифной моделью организации заработной платы) формируется из отдельных элементов, а совокупность заработков за определенный период формирует соответствующий фонд заработной платы.

Другой подход, гораздо менее распространенный, базируется на так называемых коэффициентах (долях, паях) распределения фонда заработной платы. При таком подходе (нередко называемом бестарифным ) в качестве условий оплаты устанавливаются определенные коэффициенты, которые присваиваются работникам и на основе которых они участвуют в распределении тем или иным образом сформированного по результатам работы предприятия (или его подразделения) фонда заработной платы.

Принципиальное различие между тарифной и бестарифной моделями организации заработной платы состоит в том, что в первом случае первичным является заработок работника, определенный по результатам его работы. А производным (вторичным) является фонд заработной платы; во втором случае, наоборот, первичным является фонд заработной платы, а производным (вторичным) - индивидуальный заработок работника.

Первая модель устанавливает определенные гарантии оплаты труда работнику за его индивидуальные результаты, но не гарантирует соответствия фонда заработной платы конечным результатам работы предприятия. Вторая модель, напротив, увязывает фонд заработной платы с конечными результатами деятельности предприятия, но не гарантирует стабильной связи между получаемым работником заработком и его индивидуальными результатами труда. В таблице 1 представлены различия в формировании заработка работника при тарифной и бестарифной моделях организации заработной платы.

При разработке условий оплаты труда и тарифная, и бестарифная модели организации заработной платы опираются, как правило, на квалификационные и тарифно-квалификационные справочники, разработанные в условиях прежней экономической системы (с внесенными в них самими предприятиями дополнениями и изменениями), на различные перечни профессий и работ с вредными условиями труда и оценку условий его на рабочем месте, на учет отработанного времени и реально выполненной работы и т.д. Разница состоит только в способе учета факторов формирования заработка: в виде заранее фиксированных и потому гарантируемых при оплате величин или в виде относительных коэффициентов.

Сведения, содержащиеся в таблице 1 (см. в Приложении) достаточно хорошо иллюстрируют относительность принятого и широко распространенного названия «бестарифная модель организации заработной платы». В этой модели тарифная система присутствует и используется для дифференциации заработной платы в зависимости от сложности, условий труда и других тарифообразующих факторов, но в виде коэффициентов, что лишает тарифную систему гарантированности заработной платы за работу в пределах нормы труда (трудовых обязанностей), которую она имеет в тарифной модели организации заработной платы.

Проект N 201077-3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об оплате труда во внебюджетных организациях

(исправленный на основании поступивших замечаний и предложений)

Статья 1. Термины и определения

Для целей настоящего Федерального закона под внебюджетной организацией понимается организация, не финансируемая из бюджета и получающая доходы от предпринимательской деятельности. Для целей настоящего законопроекта к внебюджетным организациям относятся и организации со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности), если объем бюджетного финансирования не превышает 50 процентов ее общих доходов.

Для целей настоящего Федерального закона под оплатой труда понимаются любые выплаты организации в пользу физического лица, создающие у последнего доходы, подпадающие под налогообложение физических лиц по подпункту 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации .

Статья 2. Назначение и цель закона

Настоящий Федеральный закон регулирует оплату труда во внебюджетных организациях Российской Федерации.

Целью настоящего Федерального закона является создание внутреннего экономического механизма, действующего в направлении повышения уровня оплаты труда в экономике России, ее более равномерного распределения между работниками и руководством, искоренения неучитываемых и неналогооблагаемых способов оплаты труда, улучшения информированности общества о ситуации на рынке труда, увеличения бюджетных поступлений.

Настоящий Федеральный закон не создает новых налогов, а лишь осуществляет уточнение налоговой базы по оплате налога на прибыль.

Статья 3. Принципы государственного регулирования оплаты труда

Государственное регулирование оплаты труда во внебюджетных организациях основано принципах прямого и косвенного регулирования.

Прямое государственное регулирование основано на установлении минимального размера оплаты труда.

Косвенное государственное регулирование оплаты труда основано на фундаментальном принципе налогообложения, состоящем в исключения из налогообложения обоснованных (экономически оправданных) производственных затрат, учитываемых по ценам, сложившимся на рынке. Данный федеральный закон распространяет его на оплату рабочей силы путем исключения из налогообложения в качестве необходимых затраты на оплату труда по средним рыночным ценам, реально сложившимся на рынке труда.

Ни размер полных затрат на оплату труда, ни размер оплаты труда отдельных работников (выше установленного минимума) государством не регламентируются.

Статья 4. Источники выплаты заработной платы

Выплата заработной платы работникам во внебюджетных организациях осуществляется из формируемых в них фондов оплаты труда.

Во внебюджетных организациях Российской Федерации может быть создано три фонда оплаты труда:

1. Фонд оплаты труда штатных работников организации, расходы из которого исключаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль - ФОТ-1;

2. Фонд оплаты труда привлеченных работников, расходы из которого исключаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль - ФОТ-2

3. Фонд оплаты труда, формируемый из прибыли организации - ФОТ-3.

Статья 5. Фонд оплаты труда штатных работников организации, расходы из которого исключаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль - ФОТ-1

Годовые расходы из ФОТ-1 не могут превышать произведения среднесписочного числа работников на среднегодовую нормативную оплату труда (СНОТ) для района размещения организации.

Статья 6. Районирование территории Российской Федерации по уровню оплаты труда

Районирование территории Российской Федерации по уровню оплаты труда основывается на федеральном делении Российской Федерации. В рамках субъекта Федерации могут быть выделены особые районы оплаты труда. Выделение особых районов оплаты труда на территории субъекта Федерации, в том числе и с учетом установленных на федеральном уровне районов Крайнего севера и местностей, приравненных к ним, осуществляется субъектом Федерации.

Статья 7. Среднегодовая нормативная оплата труда

Среднегодовая нормативная оплата труда (СНОТ) для каждого района устанавливается ежегодно и публикуется не позднее начала второго квартала федеральным органом исполнительной власти в области статистики как средняя полная (по всем видам оплаты) годовая оплата труда штатных работников во внебюджетных организациях района за истекший год.

Статья 8. Среднегодовая нормативная оплата труда в отраслях с особыми условиями труда

Ввести для целей определения нормативной оплаты труда три вида особых условий труда: опасные, вредные и ответственные условия труда. Организация может быть отнесена к одному или нескольким видам особых условий труда.

Для организаций, использующих труд с особыми условиями труда, размер среднегодовой нормативной оплаты труда увеличивается за счет повышающих коэффициентов.

Ввести для каждого вида особых условий труда три категории по степени их особости и установить повышающие коэффициенты для каждой категории особых условий труда:

- первая категория - 10%;

- второй категория - 20%;

- третий категория - 30 %.

При отнесении организации к двум или трем видам особых условий труда повышающие коэффициенты, присвоенные по каждому виду особенности, складываются, и сумма уменьшается на 10% при отнесении организации к двум категориям и на 15% при отнесении организации к трем категория особых условий труда.

Перечень отраслей с особыми условиями труда, их категорийность и порядок отнесения к ним организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Регистрация организаций по особым условиям труда осуществляется налоговыми органами.

Статья 9. Фонд оплаты труда привлеченных лиц, расходы из которого исключаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль - ФОТ-2

Оплата труда привлеченных лиц, не состоящих в штате организации (авторов, адвокатов, консультантов, артистов, совместителей, временных и сезонных рабочих и т.п.) осуществляется из фонда оплаты труда привлеченных лиц - ФОТ-2, расходы из которого на уровне расходов предыдущего года исключаются из налогооблагаемый базы.

Оплата превышения этих расходов осуществляется из фонда ФОТ-3.

Статья 10. Фонд оплаты труда, формируемый из прибыли - ФОТ-3

Статья 10. Фонд оплаты труда, формируемый
из прибыли - ФОТ-3

Расходы на оплату труда из фонда оплаты труда, формируемого из прибыли ФОТ-3 и его размер не регламентируются.

Статья 11. Об оплате труда в некоммерческих организациях

В некоммерческих организациях оплата труда штатных работников осуществляется исключительно из ФОТ-1.

Учредители некоммерческого организации или ее спонсоры имеют право создавать фонд повышенной оплаты труда ФОТ-3. Организации учредители или спонсоры формируют его из собственной прибыли, а физические лица из личных средств.

Оплата труда привлеченных лиц в некоммерческих организациях осуществляется на повременной основе и величина фонда оплаты труда привлеченных лиц ФОТ-2 не может превышать произведения полного фонда времени работы привлеченных лиц в часах (днях) на нормативную почасовую (поденную) оплату, определяемую делением нормативной оплаты труда на нормативный фонд рабочего времени в часах (днях).

Статья 12. Об оплате труда в иностранных организациях, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации

Порядок оплаты труда в иностранных организациях, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации, производится в соответствии с настоящим Федеральным законом за исключением положений статьи 7 данного закона. Если средний размер оплаты труда в стране-резиденте владельца организации выше, чем в Российской Федерации, то в этих организациях используется среднегодовая нормативная оплата труда (СНОТ), равная среднеарифметическому значению этих величин в районе размещения организации и стране-резиденте.

Статья 13. О минимальном размере оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда во внебюджетных организациях установлен:

- для штатных работников в размере 30 процентов от размера районной нормативной оплаты труда;

- для привлеченных лиц в размере 25 процентов от размера районной нормативной оплаты труда.

Если определенный выше районный минимальный размер оплаты труда оказывается ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, в качестве минимального районного размера оплаты труда используется последняя величина.

Минимальный почасовой (поденный) размер оплаты труда рассчитывается исходя из минимального годового уровня оплаты труда и нормативного годового бюджета рабочего времени в часах (днях).

Контроль над соблюдением требований настоящего Федерального закона о минимальном размере оплаты труда осуществляют:

1. налоговые органы по размерам начисленных налогов или через отчетную документацию;

2. государственные внебюджетные фонды, являющиеся получателями средств единого социального налога (сбора);

3. банки, осуществляющие выдачу средств на оплату труда и прием платежных поручений на перечисление налогов и сборов.

Банк при самостоятельном обнаружений или при получении представлений о нарушении от указанных выше органов блокирует выдачу организации средств на оплату труда до исправления нарушения.

Работники, в отношении которых осуществлено такое нарушение, или их представители имеют право заявить о нем в налоговые органы, которые обязаны проверить факт нарушения в течение пятнадцати дней, не раскрывая имени подателей заявления.

Исправление нарушения в области минимального размера оплаты труда путем выплаты недоплаченных сумм осуществляется за весь срок нарушения, но не более двух календарных лет, считая и текущий год.

Статья 14. О повышении региональной нормативной оплаты труда

С целью привлечения капиталов в регионы, характеризующиеся низким уровнем оплаты труда, районная среднегодовая нормативная оплата труда может быть повышена, но не выше средней по всей Российской Федерации. Решение об этом принимается сроком на один год органом законодательной власти субъекта Федерации.

Статья 15. Распределение доходов от налогообложения сверхнормативной оплаты труда

Доходы, получаемые от налогообложения сверхнормативной оплаты труда, распределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами в равной доле.

Статья 16. Информация об уровне оплаты труда

Организация в годовой налоговый отчет включает данные о показателе уровня оплаты труда (ПУОТ), равном отношению полной выплаченной зарплаты за год штатным работникам к предельно допустимому значению фонда безналоговой оплаты труда ФОТ-1, показателе распределения оплаты труда штатных работников (ПРОТ), равном отношению годовой зарплаты руководителя организации к средней годовой оплате труда в ней и нормированном показателе распределения оплаты труда (НПРОТ).

Для определения нормированного показателя распределения оплаты труда (НПРОТ) федеральный орган исполнительной власти в области статистики группирует все организации Российской Федерации по уровню численности работников, определяет нормативный показатель распределения оплаты труда по каждой группе как среднее значение этой величины по группе, и отношение показателя распределения оплаты труда в организации к нормативу этого значения для той же группы численности работников, в которую входит организация, и составляет нормированный показатель распределения оплаты труда.

Эта информация является открытой и должна, на основе права на свободу информации, предоставляться налоговыми органами средствам массовой информации по их запросам и, при наличии возможностей, публиковаться в сети интернет.

Статья 17. Ввод в действие закона

Закон вступает в действие с начала финансового года, наступающего после публикации данного закона.

Президент
Российской Федерации

Как ни парадоксально, но в законодательстве до сих пор не существует четкой формулировки, кто относится к категории работников бюджетной сферы. Почему это не прописано в законе, остается загадкой, но в правовых актах, регулирующих трудовые отношения, сам термин присутствует, хоть и не в прямой форме.

Как понять, кто относится к работникам бюджетной сферы?

Самым главным критерием, по которому можно понять, что вы или ваши знакомые - работники данной сферы, является оплата труда, точнее, источник поступления денежных средств для ее погашения. Если перечисление производится из бюджета, то значит вы относитесь к работникам, финансируемым государством, то есть бюджетникам.

Деньги могут выделяться из бюджетов трех уровней:

  • муниципального;
  • регионального;
  • государственного.

Но вне зависимости от того, из какого уровня ведется финансирование, это никак не влияет на правовой статус рабочего. Он в любом случае остается работником бюджетной сферы. Кто это - подробно разберем далее.

Типичные представители бюджетной сферы

Основная масса людей, отнесящихся к данной категории, является обслуживающим и руководящим персоналом в государственных учреждениях. Ниже представлен ориентировочный перечень тех, кто считается работником бюджетной сферы в России.

  • Сотрудники налоговой инспекции, выполняющие важную функцию в государстве пополнения регионального и государственного бюджета.
  • Таможенная служба и казначейство.
  • Работники сферы здравохранения, за исключением частных клиник.
  • Работники сферы образования, также за исключением преподавателей, работающих в частных школах и гимназиях.
  • Социальные службы.
  • Военнослужащие, за исключением срочников.
  • Сотрудники полиции, ученые т. д.

Теперь мы видим, кто это работники бюджетной сферы, и понимаем значимость для государства поддержки и финансирования граждан этой категории. Отметим, что помимо выделения из бюджета средств на оплату труда, также предоставляются различные льготы, в том числе и на улучшение жилищных условий. Хотя справедливости ради стоит признать, что и здесь сегодня не все гладко.

Численность бюджетников

На сегодня общая численность граждан, занятых в бюджетной сфере, превышает цифру в 14 млн. Из них 3,7 млн работают в государственных учреждениях федерального уровня, остальные - в учреждениях регионального и муниципального уровня.

Как видим, общая численность работников составляет значительную цифру, а значит ложится большой нагрузкой на бюджет.

Также заметим, что все расходы по финансированию лиц, относящихся к работникам бюджетной сферы, всегда закладываются в расходную часть бюджета. Поэтому в случаях, когда происходят задержки выплаты заработной платы или другие перебои с финансированием, вина ложится непосредственно на лиц, отвечающих за это.

Из чего складывается оплата труда

Для всех работников устанавливается тарифная ставка и размер оклада, который они получают. Суммы заработной платы могут сильно разниться, в зависимости от занимаемой должности, стажа, места проживания и т. д. Оклады работников бюджетной сферы во многом зависят от места работы.

Не секрет, что в столице и больших городах учителя, врачи и рабочие других специальностей, отнесенных к категории бюджетников, получают больше, чем их коллеги в регионах. И это одна из проблем, которую до сих пор не в силах решить государство.

Но оплата труда работников бюджетной сферы может зависеть и от других факторов. Так, надбавки положены за совмещение должностей, перевыполнение месячного объема работ, квалификацию. Также может применяться поощрительное стимулирование работников со стороны руководства путем денежных премий.

В некоторых регионах положены более значительные денежные надбавки, так как там заведомо условия жизни тяжелее и требуют больших затрат. В качестве примера можно привести Норильск, относящийся к северным регионам. Там заработные платы выше, но и затраты на оплату услуг ЖКХ также значительно превышают средне-российские.

Регулярно проводится и индексирование заработных плат с учетом инфляции и установленного прожиточного минимума. Но как показывает практика, зачастую оплата во многих категориях работников бюджетной сферы является недостаточной для приемлемого уровня жизни сегодня.

Средняя заработная плата по стране

По статистике, работники бюджетной сферы, кто этого не знает, зарабатывают в среднем меньше всех остальных граждан, занятых в коммерческой и частной сферах деятельности. Да и интерес со стороны потенциальных соискателей к вакансиям в данной сфере тоже ниже. За прошлый год число запросов по данным специальностям составило 3,6 % от общего числа. Это ясно показывает, что в среде трудоспособного населения вакансии в бюджетной сфере не стоят на первых местах при поиске работы.

Уровень средней заработной платы за 2017 год составил 29 тысяч рублей, что также ниже средней зарплаты в целом по стране.

Наглядно разницу в уровне дохода показывает статистика средней зарплаты по городам: в Москве этот показатель наиболее высок (41 тысяча), а самый низкий зафиксирован в Омске (16 тысяч). Как говорится

В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.

В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.

В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.

Кто является бюджетником

В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в .

Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.

В эту категорию попадает также воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.

Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.