Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сообщение по обществознанию на тему потребление кратко. Открытый урок по обществознанию на тему "Потребление" (8 класс)

Вопрос 1. Каковы потребности человека? Как формируется бюджет в семье? Из чего складывается совокупный бюджет в семье?

Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу, современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

Физиологические (голод, жажда);

Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха);

Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Бюджет семьи – роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов. При составлении бюджета нужно будет также выписать, сколько поступлений ожидается по каждой статье дохода, чтобы оценить совокупный доход семьи.

Вопрос 2. Что влияет на то, какие товары мы покупаем? Постоянен ли список предметов роскоши? Можно ли замерить благосостояние?

Потребность, нужда - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Список предметов роскоши постоянно изменяется.

Уровень жизни населения можно определить при помощи количественного измерения таких показателей благосостояния: предполагаемая продолжительность жизни при рождении; уровень образования. Сюда входит уровень грамотности населения и средняя продолжительность обучения; величина ВВП, приходящаяся на одного жителя страны.

Вопрос 3. Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?

Доходы, спрос и предложение товара в первую очередь, а дальше цена и другие факторы.

Вопрос 4. Какова связь между доходом и потреблением?

Стоимость потребительских расходов ограничена размером дохода человека, семьи. Чем больше доход, тем больше товаров и услуг может приобрести человек или семья. Можно, например, не только удовлетворять потребности в тех или иных вещах, но и ходить в театры, на концерты, в кино. Да и материальные потребности по мере роста благосостояния людей меняются.

В связи с увеличением дохода происходит увеличение потребления, и наоборот, чем меньше доход человека или семьи, тем меньше средств можно тратить на покупку товаров и услуг.

Часть потребительских расходов люди могут производить за счёт сбережений - средств, накопленных для будущего потребления. Сбережения помогают приобрести дорогостоящие товары или услуги, например квартиру, автомобиль, произвести оплату за учёбу в вузе. Помогают сбережения и людям, потерявшим работу или вышедшим на пенсию.

Все люди независимо от их материального положения ограничены в средствах, которые могут тратить на удовлетворение своих потребностей. И каждый человек, даже самый богатый, может оказаться в ситуации, когда не хватает денег на ту или иную покупку. Но для одного это может быть пара сапог, а для другого - острова в океане.

Помимо размеров доходов семьи, на специфику её потребительских расходов влияют:

Состав и возраст членов семьи;

Вкусы, привычки, интересы;

Культурный уровень семьи.

Вопрос 5. Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или иной страны?

Бедные потребители первоначально будут приобретать товары первой необходимости (продукты питания) по наиболее низким ценам (хлеб, макароны, но не деликатесы).

Богатые потребители вместе с товарами первой необходимости будут приобретать товары роскоши (машины, ювелирные украшения, часы и т. д.)

Чем больше в структуре предметов роскоши, тем население страны богаче.

Вопрос 6. Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи, или же он в силу возраста исключительно потребитель?

Говоря о школьниках как потребителях, можно условно выделить среди них две группы. Первые расходуют часть совокупного семейного дохода, не внося в него никакого собственного вклада. Вторые вносят свой личный вклад в семейный доход, они работают (например, осуществляют мелкий ремонт компьютеров и радиоаппаратуры, присматривают за детьми, покупают продукты пенсионерам, доставляют подписчикам газеты и журналы). Многие из них задумываются над продолжением своего образования после школы. Понятно, что если в школе учиться вполсилы, то в дальнейшем, возможно, придётся тратить значительные средства на оплату дополнительных занятий с преподавателями. Хорошая учёба в школе, таким образом, отражает рациональный подход к семейным средствам и собственным потребностям.

Вопрос 7. Назовите различные виды страховых услуг.

Страхование - экономические отношения, направленные на образование специального фонда средств (страхового фонда) для возмещения разного рода потерь путём выплаты страховых сумм. Оно направлено на защиту имущественных интересов граждан при наступлении страховых случаев. Для получения страховых услуг необходимо заключить договор страхования и приобрести страховой полис, содержащий условия и правила страхования.

В большинстве стран создаются специальные фонды социального страхования, отчисления в которые делаются работниками, предпринимателями и государством. К социальному страхованию относится пенсионное и медицинское страхование. Помимо государственных пенсий, выплачиваемых из средств бюджета, в странах с рыночной экономикой существуют трудовые пенсии. Они выплачиваются за счёт обязательных пенсионных взносов граждан (обязательного пенсионного страхования). Кроме того, существуют и пенсии, выплачиваемые за счёт добровольных отчислений. Воспользовавшись услугами частного пенсионного фонда или страховой компании, можно накопить сумму, которая в старости прибавится к государственной пенсии.

Добровольное и обязательное страхование имеет место и в области здравоохранения. Оно обеспечивает оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам.

Помимо обязательного медицинского страхования, обязательным в России стало и страхование автогражданской ответственности. Без страховки этого вида сегодня в России не обходится ни один владелец транспортного средства, будь то физическое лицо или учреждение, организация.

Многие страховые компании предлагают добровольные программы личного страхования. К ним относится страхование жизни, гарантирующее страховые выплаты при травмах, несчастных случаях, и смешанное страхование жизни, сочетающее страхование от несчастного случая со сбережением и накоплением денежных средств. В развитых странах у каждого человека, который думает о своём благополучии, обязательно есть полис смешанного страхования жизни, и, как правило, не один.

Помимо личного страхования, существует добровольное страхование имущества, например квартир, машин, домашнего имущества, загородного жилья от пожаров, затоплений, краж и других рисков.

Вопрос 8. Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

Защита прав потребителей в разных странах имеет свою историю и выражается в законах. Закон «О защите прав потребителей» существует и в России. Он регулирует отношения между потребителями, с одной стороны, и производителями или продавцами - с другой. Согласно Закону потребителю обязательно должны предоставляться, во-первых, все сведения об изготовителе товара и, во-вторых, полная информация о товаре. Причём вся информация должна быть на русском языке, даже если товары импортные.

Следует отметить, что согласно Закону нет таких товаров, которые нельзя вернуть, если возникли претензии к их качеству. Кроме того, в течение двух недель потребитель может обменять или вернуть купленный непродовольственный товар, даже если он надлежащего качества, но ему разонравился. Правда, существует специальный список товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату. Продавцы могут также указать на дефект товара и продать его по сниженной цене. Но если товар оказался ненадлежащего качества и это не было оговорено при покупке, потребитель может заявить о своих законных правах.

Вопрос 9. Как ты понимаешь выражение «жить по средствам»?

Жить по средствам означает больше, чем просто сбалансировать свой бюджет. Это означает осознать разницу между тем, что вам нужно, и тем, что вы хотите. Если вы хотите жить по средствам, вы должны будете внимательно относиться к тому, как вы тратите деньги, но если вы будете правильно это делать, вам совершенно не придется лишать себя тех вещей, которые вам действительно необходимы для счастья.

Вопрос 10. В России доля расходов населения на питание значительно выше, чем в промышленно развитых странах мира. Можно ли по этому показателю судить о благосостоянии её жителей?

Да, можно судить, поскольку в странах с хорошим доходом люди тратят меньше средств на еду, они больше начинают тратить на одежду и развлечения, т.е. на второстепенные потребности.

Вопрос 11. Почему при приобретении товаров длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника и т. д.) потребителю важно взять кассовый чек и проследить, чтобы в паспорте товара были указаны дата покупки, название магазина и поставлена печать?

Что бы потом можно было его вернуть, если он бракованный, но если ты не возьмёшь чек или же в паспорте не будет указано наличие гарантии, то в случае поломки тебе его не починят и не заменят.

Тема урока: ДОХОДЫ И СБЕРЕЖЕНИЯ.

Цель урока: научить учащегося рационально использовать свои доходы и расходы и уметь приумножать свои сбережения.

Задачи урока:

  • расширить и углубить представления учащихся о доходах и расходах бюджета, об операциях планирования и учета личного бюджета;
  • научить преумножать собственные сбережения;
  • объяснить учащимся структуру личного бюджета; рассмотреть источники формирования доходов семьи.

Наглядные пособия и оборудование:

  1. Словарик. (Приложение 1 )
  2. Карточки с вариантами вложения собственных средств. (Приложение 2 )
  3. Презентация. (Приложение 3 )

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Основные понятия:

  • бюджет, дефицитный, профицитный, сбалансированный;
  • сбережения,
  • закон Энгеля,
  • сложный и простой процент,
  • ожидаемые и переменные расходы.

“Простейший способ не нуждаться в деньгах –
не получать больше, чем нужно,
а проживать меньше, чем можно”
В.О. Ключевский.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

1.1. Приветствие учителя.

1.2. Проверка отсутствующих.

1.3. Сообщение темы и цели урока.

2. Изучение нового материала.

Экономика это особая страна, которая живет по определенным законом и нормам. Перед тем как приобрести что-либо, мы должны сделать две вещи. Во-первых, заработать деньги, чтобы купить нужные товары. Во-вторых, решить, как потратить заработанные деньги.

Давайте вспомним, какие доходы вам известны?

Большую часть денег, которые зарабатывают наши родители, будет составлять заработная плата . а также могут пенсии, пособия, стипендия .

Если богатство использовать определенным образом, то оно может приносить доход своему владельцу. Например, если у вас есть мотоцикл, вы можете дать его напрокат своим знакомым за условную плату. В таком случае экономисты сказали вы, что вы используете свое богатство для получения ренты .

Если богатство в денежной форме дается кому-нибудь в ссуду под проценты или помещается тоже под проценты в банк, оно приносит своему владельцу доход в виде процентов с капитала .

Есть и другой вид дохода такой, как дивиденд, который выплачивается на ценную бумагу акцию.

Как наилучшим образом использовать свои деньги?

Количество и ценность вещей, которые мы можем приобрести на свои деньги, зависят от величины нашего дохода и от того, насколько разумно мы его используем. Представьте себе два ваших друга. Иван и Петр, получили от родителей, на покупку велосипеда, одинаковую сумму равную 5000 рублей. Ваня сразу же пошел в ближайший магазин и купил себе велосипед за 4 .800 рублей. Петя, напротив, пересмотрел много информации в Интернете, сравнивал качество различных типов этого товара и их цену и только после этого сделал свой выбор.

Нетрудно увидеть, почему Петя за те же деньги получает товаров больше и лучшего качества, чем Ваня. Почему?

Петя обдумывает свои покупки. Поэтому он лучше использует свой доход, чем Ваня, который тратить свой доход беспечно.

Сколько люди тратят ежегодно, зависит в основном от того, сколько они зарабатывают. Еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель показал, что существует прямая связь между тем, что мы покупаем и нашими доходами.

Посмотрим на диаграмму.

2005 г. питание 50%.
2006 г. питание 27%.
2005 г. здоровье 1%.
2006 г. здоровье 3%.
2005 г. развлечение 3%.
2006 г. развлечение 13%.
Доходы 2006 г. больше, чем доходы 2005 г.

Что изменилось в диаграмме?

Согласно открытому им закону, с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши увеличивается.

Как потребители мы все ограничены в наших расходах нашими финансовыми возможностями. Мы знаем, что деньги, потраченные на покупки одного товара, ограничивают наши возможность купить что-нибудь еще. Мы можем проследить наши расходы. Для этого мы можем составить личный бюджет.

Существует много способов составления бюджета, обычно этот процесс включает три фазы: постановку финансовых целей, оценку доходов и планирование расходов.

Постановка финансовых целей.

Чтобы купить велосипед, PlayStation Portable (PSP) вам потребуется много больше средств, чем вы можете заплатить сразу из своего текущего дохода.

Оценка доходов.

Следующим шагом в подготовке личного бюджета будет составление списка всех источников своих доходов. Он может включать заработок на каникулах или в свободное от учебы время, карманные деньги, полученные от родителей.

Планирование расходов.

Наконец понадобится перечислить все вещи, которые нужно заплатить в течение определенного отрезка времени.

Бюджет – это финансовый план, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени.

Когда бюджет показывает, что расходы точно равны доходам, его называют сбалансированным.

Если предполагаемые расходы превышают величину ожидаемых поступлений, то говорят, что этот бюджет имеет дефицит, то есть является дефицитным.

Бюджет, в котором доходы превышают расходы, будет иметь избыток и называется профицитынм.

Давайте вернемся к нашему бюджету, найдем разницу между доходами и расходами и определим, какой у нас бюджет.

У нас возникает избыток в размере 1000 рублей, значит бюджет у нас профицитный.

Сбережения – это часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами.

Именно с помощью систематического откладывания денег люди могут позволить себе приобретать крупные приобретения.

На что следует обращать внимание, когда выбираешь место для помещения сбережений?

Надежность. Конечно, вы можете спрятать свои сбережения под матрацем или в ящики стола, но я бы этого делать не советовала. Во-первых, скорее всего именно туда могут заглянуть младший брат или сестренка. Сберегательные банки и другие финансовые учреждения, напротив, предохранят сбережения от пожаров, воров и других неприятностей. Т. е. являются более надежным капиталовложением.

Ссудный процент. Одной из главных причин, которая побуждает людей накапливать деньги, является стремлением получить на них процент.

Сложный и простой процент.

Предположим, что Первый Национальный банк выплачивает по своим сберегательным счетам 8% годовых, исчисляя сложные проценты каждый квартал. Второй национальный банк также выплачивает 8%, но производит перерасчет процентов только раз в год. К концу года величина тысячерублевого вклада в Первый Национальный банк будет составлять 1082 руб. 43 коп. , в то время как такая же сумма, положенная во Второй Национальный банк, составит 1080 руб. Норма прибыли в обоих одинакова, но по причине более частого начисления процента в Перовом Национальном банке доход его вкладчика будет на 2 рубля 43 копейки больше.

Ликвидность позволяет измерить, насколько легко вы можете обратить свои сбережения в наличные деньги. Чем легче снять деньги со счет, тем больше ликвидность

3. Закрепление нового материала:

Как сохранить и приумножить свои сбережения. У вас есть 1 000 рублей. Вам необходимо сохранить эту сумму, а по возможности приумножить ее. Как выгоднее поступить? Подсчитайте с помощью калькулятора каждый из шести предложенных ниже вариантов решения этой экономической проблемы и выберите наиболее рациональный из них и приемлемый для вас.

Ребята делают совой выбор и передают учителю карточку с выбранным вариантом.

1. Хранить деньги дома.

2. Сделать рублевый вклад на один год в Сбербанк РФ под 12% годовых начисляя сложный процент каждые пол года.

4. Организовать собственный бизнес, купить в компании oriflame крем для рук за 200 руб. и перепродать крем по 210 руб.

6. Купите диск к PlayStation Portable (PSP) стоимостью 1000 руб.

Подводим итоги, выставляем оценки.

В экономике нет точных решений, как в математике, принимая экономическое решение, нужно учитывать все “плюсы” и “минусы” существующих вариантов решения и делать выбор в пользу того варианта, в котором больше “плюсов” и меньше “минусов”. Каждый человек должен уметь принимать такие решения в своей жизни Управление финансами требует постоянных расчетов. Нельзя надеяться на случай, это может ввергнуть человека в бедственное экономическое положение.

4. Домашнее задание.

Необходимо составить личный бюджет ученика, и подсчитать каким он является профицитный, дефицитным или сбалансированным.

Тема занятия: Потребление. Экономические основы прав потребителя.

Тип занятия: урок-презентация (информация с элементами визуализации).

Цель занятия: познакомиться с основными принципами рационального потребления, рассмотреть основные права потребителей.

Задачи занятия:

    Познакомить с понятием «потребление».

    Сформировать представление о проявлениях потребительской деятельности.

    Ознакомить учащихся с основными правами потребителя, а также их экономическими основами.

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Основные этапы занятия:

Время, мин.

Метод. указания

Организационный момент

Приветствие, перекличка

Отметить отсутствующих

Актуализация

Проведение опроса по прошлой теме урока.

Назвать тему урока.

Основная часть

Изложение материала урока

объяснение с элементами мультимедиа.

Осн. моменты фиксируются в тетрадь

Поблагодарить за внимание. Предложить задать вопросы.

Объяснение

Записать дом. задание

План урока:

    Понятие потребления.

    Семейное потребление.

    Страховые услуги, предоставляемые гражданам.

    Экономические основы прав потребителей.

Ход урока.

    Потребление – использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей. Потребление является конечной целью всякого производства. Производство подчиняется интересам потребителей, ориентируется на удовлетворение их потребностей. Основными потребителями в экономике выступают отдельный человек, семья, фирма, государство. Экономисты различают производственное потребление – расходование, использование ресурсов в процессе производства и непроизводственное, конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей. Непроизводственное потребление делится на общественное и личное (индивида, семьи). Потребности людей в разнообразных товарах и услугах безграничны. Они постоянно растут и изменяются. То, что ещё не так давно считалось предметом роскоши, сегодня стало предметом первой необходимости. Если расспросить бабушек и дедушек, они расскажут, что 45-50 лет назад телевизор был только у некоторых людей. Сегодня без телевизора трудно представить себе жизнь человека. Возможно, некоторые из вас помнят, как в дома людей входили компьютеры, превращаясь на глазах из предмета роскоши в предмет необходимости. Правда, то, что для одного человека является уже предметом первой необходимости, для другого ещё долго может оставаться предметом роскоши.

    Не только потребности влияют на семейное потребление. Предметы потребления и разнообразные услуги необходимо оплачивать. Стоимость потребительских расходов ограничена размером дохода человека, семьи. Чем больше доход, тем больше товаров и услуг может приобрести человек или семья. Можно, например, удовлетворять не только материальные потребности в тех или иных вещах, но и ходить в театры, на концерты, в кино. Да и материальные потребности по мере роста благосостояния людей меняются. Например, возникает потребность покупать модную одежду, несмотря на то, что та, которая есть, ещё не износилась.

В связи с увеличением дохода происходит увеличение потребления, и наоборот, чем меньше доход человека или семьи, тем меньше средств можно тратить на покупку товаров и услуг. Потребитель вынужден ограничивать свои расходы, сокращать своё потребление.

Часть потребительских расходов люди могут производить за счёт сбережений – средств, накопленных для будущего потребления. Сбережения помогают приобрести дорогостоящие товары или услуги, например, жильё, автомобиль, произвести оплату за учёбу в вузе. Помогают сбережения и людям, потерявшим работу или вышедшим на пенсию. Все люди, независимо от их материального положения, ограничены в средствах, которые могут тратить на удовлетворение своих потребностей. И каждый человек, даже самый богатый, может оказаться в ситуации, когда не хватает денег на ту или иную покупку.

Вы уже знаете, что все расходы делятся на обязательные и произвольные. Напомним, что к обязательным расходам (без которых нельзя обойтись) относятся расходы на питание, одежду, обувь, хозяйственные товары, лекарства, а также транспорт, квартплату, оплату электричества, газа, отопления, других коммунальных услуг. Кроме того, в обязательные расходы входят также налоги и платежи по заключенным договорам. Расходы, без которых можно обойтись, называют произвольными.

Опираясь на выводы, сделанные в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, экономисты стали оценивать степень благосостояния граждан по доле их расходов на питание. Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в той или иной стране. Помимо размеров доходов семьи, на специфику её потребительских расходов влияют состав и возраст членов семьи (подумайте, какие расходы типичны, например, для молодёжи и несвойственны пожилым людям), вкусы, привычки, интересы, культурный уровень семьи. Значительно расширяют семейное потребление школьники. К их расходам относятся расходы на книги, школьно-письменные принадлежности, ранцы, возможно, на школьную и спортивную форму, питание вне дома, увлечения, культурно-спортивные мероприятия.

3. Страхование – экономические отношения, включающие образование специального фонда (страхового фонда) средств для возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховые случаи), путём выплаты страховых сумм. Оно направлено на защиту имущественных интересов граждан при наступлении страховых случаев. Страхование – один из способов сбережения семьи. Для получения страховых услуг гражданином или организацией необходимо заключить страховой договор и приобрести страховой полис, содержащий условия и правила. Страхование способно увеличить сбережения граждан, помочь им накопить денежные средства к определённой дате или событию (например, к выходу на пенсию или поступлению ребёнка в вуз).

В большинстве стран создаются специальные фонды социального страхования, отчисления в которые делаются работниками, предпринимателями и государством. К социальному страхованию относятся пенсионное и медицинское страхование. Например, помимо государственных пенсий, выплачиваемых из средств бюджета, в странах с рыночной экономикой существуют трудовые пенсии. Они выплачиваются за счёт обязательных пенсионных взносов граждан (обязательного пенсионного страхования). Кроме того, существуют и пенсии, выплачиваемые за счёт добровольных отчислений. Воспользовавшись услугами частного пенсионного фонда или страховой компании, можно накопить сумму, которая в старости прибавится к государственной пенсии. Добровольное и обязательное страхование имеет место и в области здравоохранения. Оно обеспечивает оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам.

Помимо обязательного медицинского страхования, обязательным в России стало и страхование автогражданской ответственности. Как и другие виды обязательного страхования, оно предполагает создание централизованного страхового резерва, из которого компенсируется ущерб и возмещаются убытки застрахованного. Многие страховые компании предлагают добровольные программы личного страхования. К ним относится страхование жизни, гарантирующее страховые выплаты при травмах, несчастных случаях, и смешанное страхование жизни, сочетающее страхование от несчастного случая со сбережением и накоплением денежных средств. Помимо личного страхования, существует добровольное страхование имущества, например, квартир, машин, домашнего имущества, загородного жилья от пожаров, затоплений, краж и других рисков.

4. Приобретая товары и услуги согласно своим потребностям, люди надеются получить от них удовлетворение. Ведь они сами добровольно выбирают для себя товар или услугу. Экономисты говорят в этой связи о суверенитете потребителя. Слово «суверенитет» вам, вероятно, знакомо в связи с государством – свободное, независимое государство обладает политическим суверенитетом. Суверенитет потребителя проявляется в свободе его экономического поведения. Потребитель свободен в поисках способов получения и увеличения своего дохода. Например, может поменять работу на более оплачиваемую, переложить деньги в другой банк, продать выращенные овощи или цветы и т. д. В результате он получает возможность купить на свои средства любые товары и услуги у любого продавца в соответствии со своими вкусами и желаниями. Но было бы ошибочно думать, что, если потребитель обладает экономическим суверенитетом, ему не требуется защита и поддержка. Права потребителя защищает государство. Оно старается обеспечить гарантию качества товара, гарантию безопасности товара для жизни потребителя, культуру обслуживания покупателей.

Защита прав потребителей в разных странах имеет свою историю и выражается в законах. Закон «О защите прав потребителей» существует и в России. Он регулирует отношения между потребителями, с одной стороны, и производителями или продавцами – с другой. Согласно закону потребителю обязательно должны предоставляться, во-первых, все сведения об изготовителе товара, а, во-вторых, полная информация о товаре. Причём вся информация должна быть на русском языке, даже если товары импортные.

Обратимся непосредственно к данному закону: «Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

    безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

    соразмерного уменьшения покупной цены;

    замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

    замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;

    расторжения договора купли-продажи.

По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя».

Следует отметить, что согласно Закону нет таких товаров, которые нельзя вернуть, если возникли претензии к их качеству. Потребитель может в течение двух недель обменять или вернуть проданный ему непродовольственный товар, даже если он надлежащего качества. Правда, иногда при продаже могут предупредить, что качественный товар не подлежит возврату. Кроме того, есть специальный список товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату, потому что покупатель передумал или ему товар разонравился. Продавцы могут также указать на дефект товара и продать его по сниженной цене. Но если товар оказался ненадлежащего качества, и это не было оговорено при покупке, потребитель может заявить о своих законных правах. Защищая права потребителя, государство заботится о производстве качественных товаров и услуг, что оказывает влияние на развитие экономики страны в целом.

А теперь давайте представим реальную ситуацию: Вскоре после приобретения нового костюма гражданка С. Обнаружила, что строчка на его подкладке перекошена. Огорчённая покупательница вернулась в магазин, но продавец не согласился принять костюм обратно, показав на выставленное объявление: «Купленные товары обратно не принимаются». Кто прав в данной ситуации?

Приложение А4

На данном уроке мы обсудим понятие «потребление», выясним, какие факторы на него влияют. Мы рассмотрим виды потребления, а также узнаем, что может ограничивать наше потребление. В ходе занятия мы получим общее представление о защите прав потребителей в нашем государстве.

Тема: Экономика

Экономисты выделяют два типа потребления. Первое - это производственное потребление, то есть потребление ресурсов, необходимых для производства тех или иных товаров или услуг. Прежде чем мы получим некий конечный продукт, его нужно сделать, для этого производитель затрачивает какие-то ресурсы: энергетические, финансовые, трудовые и прочие. Это и есть суть производственного потребления: употребление ресурсов для производства неких товаров. Второй тип - это непроизводственное потребление, то есть потребление конечного товара, допустим, мобильного телефона или одежды.

Купив телефон, вы можете пользоваться его функциями, но через некоторое время он покажется вам устаревшим. Это анахронизм: он не так отправляет смс-сообщения, не так качественно фотографирует, не имеет тех функций, которые имеют современные телефоны. Производители постоянно предлагают нашему вниманию новые, усовершенствованные товары, убеждают нас, что жизнь с новым товаром станет ещё более комфортной. В итоге мы все постоянно желаем обновить некоторые товары, это бесконечный процесс потребления. Единственным ограничением для наших желаний являются наши материальные возможности . Стоимость товаров неизменно растёт, и, самое главное, постоянно растёт количество предлагаемых товаров. Наши доходы ограничены, иными словами, наши материальные ресурсы ограничены.

Если в обществе благоприятная экономическая ситуация, то есть население богатеет, одновременно с доходностью растёт и потребление. Люди, имеющие излишек средств, конечно, будут эти средства тратить. Однако кто-то может оказаться рачительным хозяином: он будет откладывать часть своих доходов на будущее. Это не означает, что человек будет копить свои богатства просто так, бесцельно, очень мало кто занимается накопительством ради накопительства. Большинство граждан откладывают сбережения для того, чтобы потратить их в будущем на какие-то значительные приобретения. Но так или иначе те средства, которые мы имеем и откладываем, идут на потребление товаров и услуг.

На потребителя и объём потребления влияет целый ряд факторов. Во-первых, это фактор возраста. Люди старшего возраста имеют другие интересы, чем люди младшего возраста в силу особенностей своего развития. Также оказывает влияние культурный уровень развития того или иного общества либо социальной группы. Товары или услуги, которые могут пользоваться успехом у одной категории граждан, могут совершенно не подходить для других. Всё это производитель учитывает, прежде чем предложить тот или иной товар на рынке.

По сути, любой участник общественных отношений является потребителем, и в этом его ценность, потому что без потребления экономическая жизнь государства и общества невозможна. Потребитель в этом смысле - главная шестерёнка, которая крутит эти часы бесконечно. Экономика - это специфический вечный двигатель. Наверняка вы слышали, что по законам физики вечный двигатель изобрести нельзя, потому что, по законам физики, ничто не может существовать вечно. Но экономика - это структура, которая на протяжении всей человеческой истории сопутствовала человеческому обществу. Невозможно жить вне рамок экономической системы. Человек - это главный механизм этого процесса. Без человека экономические отношения невозможны, а, значит, права человека в экономике кто-то должен защищать, и государство в данном случае выступает в роли главного защитника прав потребителя .

Рис. 3. Человек - главный «винтик» экономики ()

Экономисты употребляют понятие «суверенитет потребителя». Суверенитет потребителя - это экономическая свобода потребителя, независимость потребительского права. Каждый потребитель действительно вправе определить тот способ, которым он будет получать доход. Каждый волен изменить уровень своего дохода, сменив работу или найдя дополнительные источники дохода. Повышая свой образовательный уровень, открывая собственный бизнес, мы увеличиваем уровень свои доходов, и одновременно увеличиваем статьи расходов, становимся более значимыми потребителями, нежели ранее.

Не так давно в США произошел скандал. Произошел он из-за того, что в игрушках, продаваемых в одном крупном универмаге, были обнаружены вредные химические вещества на основе фенола. Эти игрушки были завезены из Китая, причём компания-производитель игрушек базировалась в США, но производство перенесла в Китай, поскольку там производство обходится намного дешевле. Однако эта дешевизна в производстве обернулась для компании-производителя гораздо большими расходами, потому что, когда вскрылся факт вредоносности данного товара, на компанию обрушилась вся сила тех структур, которые призваны защищать права потребителей в США. Речь идёт об огромных штрафах.

Дело в том, что американское законодательство очень жестко поступает с производителями, которые выпускают некачественный товар. Американцы считают, что если они приходят покупать некий товар в магазине, то он должен полностью соответствовать их ожиданиям. Даже если мы не заключаем специальный договор по приобретению продукта или услуги, производитель и продавец по умолчанию гарантируют нам заявленное качество данного продукта. Это очень правильный подход, ведь человек, приобретая товар, не должен думать о том, из чего он произведён. Он должен быть уверен, что этот товар безопасен, потому что ему его предложили, он отдал за него свои кровно заработанные деньги. Такая же система складывается и в РФ, потому что наше государство сейчас переживает переходный период. В России существует специальная организация - Роспотребнадзор, которая следит за качеством всех товаров, предлагаемых на рынке. В случае если вскрываются факты поступления на рынок некачественной продукции, эта организация старается с этим бороться.

Права потребителя гарантирует государство. Существуют специальные законы, которые описывают то, на что имеет право потребитель как экономическая единица. Государство следит за тем, чтобы товары, предлагаемые на рынке, были качественными, чтобы они были сертифицированы, то есть соответствовали определённым стандартам. В конечном итоге, если государство не следит за этой сферой, то страдает потребитель. В соответствии с законами РФ потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки; расторжения договора купли-продажи, но не всего вышеизложенного сразу.

Уровень потребления населения - это показатель того, насколько благополучно общество. Если население потребляет большое количество товаров и услуг, тратит на них большие деньги, это означает, что данное общество в экономическом плане процветает. Оно плодотворно развивается и хорошо функционирует, оно будет процветать и в дальнейшем, если не будут допущены стратегические ошибки. Но если такие ошибки всё-таки допущены, тогда экономику ждут большие проблемы.

Одной из главных угроз для экономики любого государства является инфляция. Именно о ней мы и поговорим на нашем следующем занятии.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

3. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» ().

Домашнее задание

1. Перечислите факторы, которые влияют на потребление в обществе. Кратко опишите механизм их влияния.

2. Что такое суверенитет потребителя? Какие органы в государстве занимаются защитой прав потребителя?

3. * Согласны ли вы с высказыванием В. Флешье: «Ничто так не раскрывает глубины сердца и характера человека, как его желания»? Свои мысли изложите в виде эссе.

    Возраст учащихся: 10 лет

    Продолжительность урока: 45 минут

    Тип урока: Урок систематизации знаний.

    Вид урока: Урок - практикум

    Оборудование: презентация, карточки рыбная кость, тесты

    Ход урока:

    І . Организационный момент.

    Целевая установка. Психологический настрой.

    Необычный день у нас,

    И гостями полон класс

    Что гостям сказать нам надо?

    Видеть вас мы очень рады!

    Чтоб урок прошел прекрасно,

    Хорошо, отлично, классно

    Говорю вам пожеланье:

    Пожелание удачи, пожелание добра

    Пожелание терпенья и, конечно же, уменья

    Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра, улыбнитесь.

    Сегодня мы на уроке продолжим работу над умножением и делением чисел оканчивающихся нулями. И конечно же поговорим о энергосбережении. Мы убедимся в том, что энергосбережение- это не только экономия, но и умное потребление. Конечно речь пойдет о электроприборах. Что может сделать каждый из вас для достижения этой цели. И начнем сегодня с вами создавать свой современный энергоэффективный дом.

    Ребята, вы со мной согласитесь

    Что в жизни много интересного,

    Но пока нам неизвестного

    И о многом узнавать.

    А сейчас откройте тетради, запишите число.

    Минутка каллиграфического письма

    1. 103 102 101

    Вам знакомы эти числа? Это номера служб. Каких?

    104- газовая служба

    103- скорая помощь

    102- полиция

    101- пожарная служба

    А сейчас время не ждет, только вперед

    У нас важная работа- устный счет (слайд)

    Ребята, назовите самую ближайшую к Земле звезду? Источник тепла и света? (Солнце)

    Тогда такой вид работы. Я читаю текст о солнце, а вы выписывайте в тетрадь встречающиеся числа.

    Солнце ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное тело.

    Диаметр солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 333 тысяч раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн. км, температура на поверхности Солнца 6 тысяч градусов, а в его центре до 20 миллионов градусов.

    Слайд: Проверьте, если вы всё сделали правильно, то расставьте числа в порядке возрастания

    1. 6000 330000 20000000 150000000

    Назовите число, которое относится к 1 классу единиц, ко 2 классу тысяч, 3 классу миллионов

    330000= 300000+30000 (устно) разложите на разрядные слагаемые.

    Слайд: Вычисли устно :

    20*800= 80*400= 5*7000=

    15*3000= 9000: 300= 12000: 300=

    27000: 9000= 1200*40= 3100*20=

    48000: 6000= 1800*20= 400*100=

    Вспомним умножение и деление на 10, 100, 1000. применяя технику «Рыбная кость»

    У вас на парте лежат карточки.

    - Назовите результат последнего примера . 30

    30- это число нам говорит о том, что грязные окна поглощают 30% солнечного света.

    Вывод: Нужно следить за чистотой окон.

    - Найти значение выражения:

    (36140 - 15*11+27755:7)-39845=95

    95% используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть.

    Задача от Киловатика (слайд)

    Телевизор в режиме ожидания за месяц потребляет 9 квт/ч, музыкальный центр- 8 квт/ч, а видеомагнитофон - 4 квт/ч. Сколько всего потребляется энергии тремя приборами в месяц?

    Сколько сэкономим денег за месяц, если мы будем отключать эти приборы, если 1 квт/ч - 13 тенге?

    1. 9+8+4=21 (кВт/ч)
    2. 21*13=273 (тенге)

    Физ.минутка: «Шутка на пол минутки» «Да будет свет!» (сценка)

    Свет в доме как-то тускловат

    Наверно не хватает ватт

    Какой- то слабоватый ток

    Пришел монтер достал платок

    Да будет свет! Сказал монтер и люстру пыльную протер.

    Частушки:

    В голове который день

    Динь- дилень, динь- дилень

    Стенки ходят ходуном,

    Не выдерживает дом.

    Что случилось?- между прочим

    У соседа я спросил.

    Это же электросчетчик

    Выбивается из сил.

    У меня микроволновка,

    Телевизор, ноутбук,

    Холодильник, сушка, плойка,

    Двадцать лампочек, утюг,

    И стиральная машина,

    и компьютер, пылесос…

    Это страшная картина.

    Подаю сигнал я SOS

    Я соседа уважаю,

    Чем смогу, тем помогу.

    Я, конечно, много знаю

    И ему все расскажу.

    Отгадайте загадки, о каких электроприборах сейчас пойдет речь? А как правильно их использовать, мы узнаем, когда решим уравнения.

    1. Он с хоботом резиновым,

    С желудком парусиновым

    Как загудит его мотор,

    Глотает он и пыль и сор

    Но не болеет, не чихает

    (пылесос)

    1. Дом стеклянный пузырек

    А живет в нем огонек

    Днем он спит,

    а как проснется

    Ярким пламенем зажжется

    (лампочка)

    (40000: х)-5800=2200

    40000: х=2200+5800

    1. Закипает изнутри

    И пускает пузыри

    (х*100)+2750=4750

    х*100=4750-2750

    1. Накипь в электрочайнике увеличивает расход энергии на 20%
    2. Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличения расхода электроэнергии на 40%
    3. Энергосберегающие лампы могут снизить электропотребление в квартире в 5 раз.

    Работа в группах. Тестовые задания. Задачи на движение. На время

    Я предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат:

    В верхнем углу карточки с тестовыми заданиями видите круг.

    Закрасьте зеленым цветом, если вы уверены в своих силах, желтым- если сомневаетесь, красным цветом- правильность счета.

    Тестовые задания:

    1. Муха летела 15 секунд со скоростью 5 м/с. Какое расстояние она пролетела?
    1. Пешеход за 4 часа прошел 12 км. Вычислите скорость движения пешехода?

    Д) 3 км/мин

    1. Поезд шел со скоростью 80 км/ч и преодолел расстояние 480 км. Сколько времени он находился в пути?

    Совпал ли ваш прогноз с результатом?

    Проверка: Ответ «А»

    А кто знает, что обозначает буква А на электроприборах?

    Класс экономичности: «А», «А+», «А++» (слайд)

    Это прачка автомат

    Нам стирает все подряд

    Как очень просто утеплить пол? Постелить ковер.

    Решить самостоятельно:

    Викторина для энергоэрудитов

    1. Какой бытовой прибор потребляет больше энергии за месяц?

    а) компьютер

    б) холодильник +

    в) стиральная машина- автомат

    г) телевизор

    2. Какая лампа наиболее энергоэффективная?

    1) паяльная

    2) керосиновая

    3) лампа накаливания

    4) светодиодная

    3.При покупке автомобиля для вас главным будет?

    1) в каком году произведен автомобиль?

    2) на каком топливе работает?

    3) какова марка автомобиля?

    4)Сколько топлива потребляет автомобиль?

    Итог урока.

    Урок сегодня был удачный

    Не прошел для вас он зря

    Вы все очень постарались

    Вам понравилось друзья!

    Рефлексия: смайлики (желтые, зеленые, оранжевые). Дети прикрепляют на магнитную доску.

    Д/з стр. 113 № 5,6,7 выбор по желанию.

    Мы- за светлое завтра!

    Мы-за процветающий Казахстан!

    Мы - за энергосбережение!

    Песня на мелодию «Позвони мне»

    Сохраним тепло в домах

    Наших сельских и квартирах

    Чтоб была наша страна

    Всех богаче в целом мире

    Чтобы через много лет,

    Все потомки твердо знали:

    Мы ресурсы сберегли,

    Нет тревоги для Земли.

    Мы иначе не могли.

    Будет меньше пусть машин,

    Больше нефти и бензина.

    Мы природу сохраним-

    В жизни все необратимо.

    Знаем, в наших все руках:

    Что посеем- то пожнем мы.

    Радость светится в глазах

    И улыбка на устах.

    Это все в наших мечтах.

    Литература: интернет - ресурсы

    Список дополнительных материалов и приложений: Презентация

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики,презентация на тему "Энергосбережение -это не только экономия,а умное потребление" »

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями

Учитель начальных классов

Саумалкольская средняя школа № 1

Кащеева Надежда Ивановна

4 класс


  • Закрепить навык умножения чисел, оканчивающихся нулями; упражняться в решении задач на движение, на нахождение площади фигуры.
  • Развивать навыки устного и письменного счёта, умение сравнивать числа.
  • Воспитывать чувства взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.

Энергосбережение

-не экономия,

а умное потребление!


109 330000 150000000 6000 20000000


20 х 800= 80 х 400= 5 х 7000=

15 х 3000= 9000: 300= 12000: 300=

27000: 9000= 1200 х 40 = 2100 х 20=

48000:6000= 1800 х 20= 400 х 100=


Задача от Киловатика

Телевизор – 9 квт.ч в месяц

Музыкальный центр – 8 квт.ч в месяц

Видеомагнитофон – 4 квт.ч в месяц

1 квт.ч – 13 тг.



Класс «А»

самый экономичный

«А+», «А++»


Нам важно будущее планеты Земля!