Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Рефинансирование цб. Система рефинансирования коммерческих банков банком россии

Термин "рефинансирование" означает погашение старой задолженности посредством принятия новых обязательств.

В современной практике известны три основные сферы использования рефинансирования:

  1. рефинансирование использует государство в лице Министерства финансов (в отдельных странах - казначейства), когда с согласия держателей обязательств заменяет обязательства с истекшими сроками на новые или одни обязательства на другие с более длительным сроком погашения;
  2. рефинансирование могут проводить коммерческие банки путем замены одного межбанковского кредита на другой, выпуска еврооблигаций на международных финансовых рынках, замены ипотечного кредита на ипотечные ценные бумаги;
  3. рефинансирование широко используется центральными банками для поддержания ликвидности и регулирования денежного оборота.

При этом инструменты рефинансирования , используемые центральными банками, постоянно расширяются и совершенствуются.

Современные инструменты рефинансирования

В настоящее время к инструментам рефинансирования относятся:

  • кредиты, выдаваемые центральными банками коммерческим банкам под залог ценных бумаг;
  • краткосрочные двусторонние сделки на валютном и фондовом рынках (операция СВОП и операция РЕПО).

При различии в механизме организации этих инструментов общим между ними, позволяющим относить их к инструментам рефинансирования, является:

  • возможность коммерческих банков иметь временные заимствования у центральных банков в случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных денежных средствах (рублях или иностранной валюте);
  • наличие замены одного обязательства на другие (например, при выдаче кредита: вместо обязательств по ценным бумагам возникает обязательство по ссуде).

Предоставление кредита есть прямое увеличение высоколиквидных средств коммерческих банков, используемых для погашения текущих обязательств.

Операции СВОП, как и операции РЕПО, предусматривают заключение двух встречных сделок - продажу и одновременно покупку того или иного вида ликвидного актива - валюты или ценных бумаг.

Так, если кредитная организация имеет неотложные денежные обязательства в рублях и располагает временно свободными денежными активами в долларах США, она может мгновенно (с расчетами, например, в день заключения сделки) продать доллары за рубли, необходимые ей для выполнения своих обязательств, и заключить одновременную встречную сделку по обратной покупке долларов с более продолжительным расчетным периодом. Расчетные периоды встречных сделок СВОП могут быть любые (от одного дня до нескольких лет).

Механизм рефинансирования посредством использования краткосрочных сделок РЕПО аналогичен приведенному выше.

В зарубежной и российской практике применяются разнообразные инструменты рефинансирования, выбор которых зависит от реальной ситуации и целей денежно-кредитной политики. Однако основным инструментом рефинансирования коммерческих банков в России остается кредит Банка России. Отражая реальность, в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" указано, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей.

Назначение рефинансирования центральными банками коммерческих банков

Назначение рефинансирования центральными банками коммерческих банков можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне политика рефинансирования банковских институтов прежде всего используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посредством ставки рефинансирования.

Механизм воздействия кредитов центральных банков на денежно-кредитный оборот состоит в следующем. Коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.Для предотвращения неожиданных последствий от выдачи кредитов центральным банком кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных размерах, т.е. в пределах лимитов.

Регулирование ставок денежного рынка также осуществляется посредством установления центральным банком ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансирования понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам, выступая кредитором в последней инстанции.

Поскольку рефинансирование может проводиться путем учета (переучета) векселей, существует также понятие "учетная ставка" , под которой понимается процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков. Таким образом, учетная ставка является разновидностью ставки рефинансирования.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк.

Данная ставка служит ориентиром как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем больше учетная ставка, тем выше стоимость кредитов рефинансирования. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учетной ставкой центральный банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодно прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Такое влияние на ставки денежного рынка инструментов рефинансирования обеспечивается благодаря как организации по инициативе центральных банков кредитных аукционов и операций на открытом рынке, так и проведению кредитных и других операций по инициативе банков, но по ставкам, установленным центральными банками.

На микроуровне механизм рефинансирования главным образом способствует обеспечению ликвидности коммерческих банков. Кредитно-финансовые институты в случае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в центральный банк за ссудой. Наличие механизма рефинансирования позволяет банкам сводить до минимума запасы высоколиквидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи рефинансирование способствует предотвращению банковских кризисов, поскольку получаемые от центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, устраняя эффект "домино" в банковской системе.

С учетом того, что кредиты центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивыми клиентами.

Более подробные характеристики кредитов, выдаваемых в порядке рефинансирования зарубежными и отечественными банками, приводятся далее.

Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Банки ежемесячно должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов. Обязательно 1 раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.

По результатам своей работы российские коммерческие банки отчитываются перед государственными органами, представляя следующие основные формы отчетности.

Общая финансовая отчетность также представляется в ЦБ РФ. Финансовая отчетность включает:

Кроме финансовой отчетности ежемесячно рассчитываются и представляются в Банк России экономические нормативы деятельности банка.

Данные, характеризующие кредитный портфель банка, представляются ежеквартально в ЦБ РФ.

Отчет о результатах расходования предприятиями, учреждениями, организациями средств на потребление ежеквартально направляется в Управление денежного обращения ЦБ РФ.

Отчет о кассовых оборотах составляется ежемесячно и каждые 5 дней представляется в РКЦ ЦБ РФ. Он содержит статьи прихода и расхода средств из касс банка, балансовую строку и контрольный арифметический итог.

Требования к составу и содержанию отчетности российских банков изложены в Инструкции ЦБ РФ № 17 (Временная инструкция о составлении финансовой отчетности) и других инструктивных материалах ЦБР.

В Инструкции № 34 дается подробное описание механизма проверки банка уполномоченной рабочей группой ЦБ РФ, которая, в частности, имеет право на получение всей информации без ограничений, относящейся к деятельности кредитной организации. Предусмотрен и запрос информации у акционеров и клиентов (с их согласия) для установления фактических обязательств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах, полученных от проверяемой кредитной организации и ее филиалов.

Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов, глубокий анализ которых и выявление не возвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены лишь во время инспектирования на месте.

От качества активов в существенной степени зависит доход банка, поэтому сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд. При занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка, что искажает показатель достаточности капитала.

При оценке величины созданных банком резервов центральный банк проверяет резервную политику банка, его методы и систему наблюдения за кредитным риском и взыскания долгов, структуру задолженности, а также практику получения залога.

Величина капитала банка, качество его активов непосредственно связаны с доходностью или (прибыльностью) банка.

Рефинансирование центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности центрального банка. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все чаще стало использоваться как инструмент финансовой помощи коммерческим банкам. Ссуды центрального банка являются источником временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов, и, прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

  • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
  • сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней);
  • целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Учетные (дисконтные) кредиты – ссуды, предоставляемые Центральным Банком коммерческим банкам под учет векселей. Центральный банк предъявляет к представляемым к учету векселям определенные требования, касающиеся их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.д.

Общая сумма ссуд ЦБ РФ, выделяемая под учет векселей, лимитируется, что является инструментом его воздействия на состояние денежно-кредитного обращения.

Ломбардные кредиты, предоставляемые ЦБ РФ коммерческим банкам, – это процентные ссуды под залог ценных бумаг. В качестве залога ломбардных кредитов обычно используются те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном банке.

Залог является обеспечением возвратности ссуд центрального банка. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги. Если кредит не погашается в срок, право собственности переходит к центральному банку. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с начисленными процентами.

Сроки предоставления ломбардных кредитов могут колебаться от 1 дня до 4 мес. (по договоренности этот срок может быть продлен).

Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые Центральным Банком банковским институтам при отсутствии возможностей у последних изыскания финансовых средств из других источников.

Кредитные ресурсы чаще всего предоставляются через кредитные аукционы или как прямые кредиты, которые выдаются банковским институтам по мере получения от них заявок на кредитные ресурсы.

Выводы:

По результатам своей работы российские коммерческие банки отчитываются перед государственными органами, представляя основные формы отчетности.

Годовой отчет банка представляется в ЦБ РФ. Основное содержание годового отчета банка составляют: годовой баланс банка, отчет о финансовых результатах деятельности банка, структура доходов и расходов, порядок распределения прибыли, основные показатели ликвидности, размер собственного капитала банка, данные о кредитной, ресурсной политике банка, внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях.

Также представляется в ЦБ РФ общая финансовая отчетность, которая включает: балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, анализ отдельных счетов, анализ кредитного портфеля, информацию о резервах на возможные потери по ссудам, наращенных процентах, анализ активов и пассивов по срокам востребования и погашения, данные об основных средствах и нематериальных активах, движении собственных средств, анализ валютной позиции, сведения о работниках банка. Обязательно 1 раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.

На основе оценок различных аспектов, определяющих финансовые позиции банка, формулируется общее заключение об его финансовом положении, даются рекомендации о необходимости принятия соответствующих мер.

Рефинансирование Центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности ЦБ РФ. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты), формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты), методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов) и сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней);

Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые ЦБ РФ коммерческим банкам при отсутствии у последних возможностей изыскания финансовых средств из других источников.


Похожая информация.


Назначение рефинансирования центральными бан­ками коммерческих банков можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне политика рефинансирования банков­ских институтов прежде всего используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посред­ством ставки рефинансирования.

Механизм воздействия кредитов центральных банков на денежно-кредитный оборот состоит в следующем. Ком­мерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультиплика­тивно расширяет денежную массу.

Для предотвращения неожиданных последствий от вы­дачи кредитов центральным банком кредитованию подле­жат только финансово устойчивые банки, способные свое­временно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных размерах, т.е. в пределах лимитов.

Регулирование ставок денежного рынка также осу­ществляется посредством установления центральным бан­ком ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансиро­вания понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам, выступая кредитором в последней инстанции.

Поскольку рефинансирование может проводиться путем учета (переучета) векселей, существует также поня­тие «учетная ставка», под которой понимается процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает век­селя коммерческих банков. Таким образом, учетная ставка является разновидностью ставки рефинансирования.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавли­вает центральный банк.

Данная ставка служит ориентиром как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыноч­ных ставок. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоймость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем больше учетная ставка, тем выше стоимость кредитов рефинанси­рования. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качест­венного параметра денежного рынка - стоимости банков­ских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учетной ставкой центральный банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кре­дитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и уве­личение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, так и кредит­ных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодно прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официаль­ной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депо­зиты, что приводит к противоположным процессам; повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их пред­ложение, поднимается рыночная стоимость.

Такое влияние на ставки денежного рынка инструмен­тов рефинансирования обеспечивается благодаря как орга­низации по инициативе центральных банков кредитных аукционов и операций на открытом рынке, так и проведе­нию кредитных и других операций по инициативе банков, но по ставкам, установленным центральными банками.

На микроуровне механизм рефинансирования глав­ным образом способствует обеспечению ликвидности ком­мерческих банков. Кредитно-финансовые институты в слу­чае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в централь­ный банк за ссудой. Наличие механизма рефинансирова­ния позволяет банкам сводить до минимума запасы высо­коликвидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи рефинансирование способствует
предотвращению банковских кризисов, поскольку получа­емые от центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, уст­раняя эффект «домино» в банковской системе.

С учетом того, что кредиты центральных банков обла­дают потенциальной возможностью стимулировать инфля­ционные процессы, если не будут возвращены своевре­менно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивыми клиен­тами.

Кредиты центральных банков, выдаваемые в порядке рефинансирования коммерческих банков, можно класси­фицировать по разным критериям, что наглядно иллюстри­рует табл. 12.1.

Таблица 12.1

Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования
Критерий классификации Виды кредитов
В зависимости от инструмента временного заимствования Векселя

Кредиты центрального банка

В зависимости от целевой

направленности

кредитования

На обеспечение ликвидности На развитие определенных отраслей или целевых программ
В зависимости от формы обеспечения Под залог ликвидных и высоколиквид­ных ценных бумаг

Под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организа­ций сферы материального производства и поручительства кредитных органи­заций

В зависимости от харак­тера инициирования кредитов Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по инициативе централь­ного банка)

Прямые кредиты центрального банка (по инициативе кредитных организаций)

В зависимости от сроков предоставления Краткосрочные на несколько часов «Внутридневные»

«Овернайт»

Среднесрочные до 1 месяца «ломбард­ный кредит»

Долгосрочные до 1 года

Более подробные характеристики кредитов, выдава­емых в порядке рефинансирования зарубежными и оте­чественными банками, приводятся далее.

В настоящее время рефинансирование российских банков возможно следующим способом как первичное публичное размещение акций - IPO. Крупные и средние банки присматриваются к такому виду финансирования как IPO.

Участники рынка ожидают привлечь значительные средства через данный инструмент финансирования. IPO имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. Привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка, повысить значения коэффициентов достаточности капитала.

Центральный банк РФ призвал отечественные кредитные организации к активному выходу на IPO. К инструменту IPO смогут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом.

Синдицированное кредитование и облигационные займы. Эти формы долгового финансирования активно использовались российскими банками в последние 8-10 лет.

Облигационные займы и синдицированные кредиты являются более дешевым средством привлечения ресурсов, чем размещение акций. При выпуске облигаций банку необходимо предоставить инвесторам конкретную информацию о направлении вложений полученных средств.

Рефинансирование Банком России. Основным сдерживающим моментом для банков является, безусловно, достаточно высокая ставка привлечения средств регулятора рынка. Большинство средних и крупных банков имеют возможность привлекать долговое финансирование под меньшие проценты.

К рефинансированию ЦБ банки прибегают лишь в исключительных случаях недостатка ликвидности. Основным спросом в связи с этим пользуются именно внутридневные кредиты и операции прямого РЕПО (на 1 день). Более долгосрочные инструменты практически не используются. В то же время, позицию регулятора понять можно.

Роль центрального банка заключается в том, чтобы выполнять функции «кредитора в последней инстанции», он не должен составлять конкуренцию другим источникам финансирования и тем самым искажать рыночные стимулы.

В задачи Банка России так же не входят функции «банков развития», предоставляющих целевое финансирование банкам на кредитование тех или иных проектов (малый бизнес, агропромышленный комплекс и т.п.). В связи с этим критика Центрального Банка в завышении процентных ставок представляется не вполне обоснованной.

Кредиты центральных банков воздействуют на денежно-кредитный оборот. Так, коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.

Кредиты центральных банков, выдаваемые в порядке рефинансирования коммерческих банков, можно классифицировать по разным критериям (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования

Критерий классификации

Виды кредитов

1. В зависимости от инструмента временного заимствования

Кредиты центрального банка

2. В зависимости от целевой направленности кредитования

На обеспечение ликвидности

На развитие определенных отраслей или целевых программ

3. В зависимости от формы обеспечения

Под залог ликвидных и высоколиквидных ценных бумаг

Под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организаций сферы материального производства и поручительства кредитных организаций

4. В зависимости от характера инициирования кредитов

Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по инициативе центрального банка)

Прямые кредиты центрального банка (по инициативе кредитных организаций)

5. В зависимости от сроков предоставления

Краткосрочные, на несколько часов

«Внутридневные»

«Овернайт»

Среднесрочные до 1 месяца

«Ломбардный кредит»

Долгосрочные до 1 года

С учетом того, что кредиты центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивым клиентам.

Проведение реструктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги.

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

Кредитные рефинансирования различаются по:
- форме обеспечения - учетные и ломбардные кредиты;
- срокам использования- краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);
- методам предоставления - прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;
- целевому характеру - корректирующие и сезонные кредиты.

Учетные (дисконтные кредиты) - это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения- использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выравнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.

Ломбардные кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает ставку учетного процента на 1-3%.

Ломбардные кредиты широко использовались в практике денежно-кредитной политики в России. После событий 17 августа 1998 г. Совет директоров Центрального банка оперативно принял решение о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков. Исходя из критерия срочности, кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные- кредиты «овернайт», внутридневные кредиты - и среднесрочные - от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года. В целях упорядочения процедуры проведения ломбардных аукционов и недопущений завышения банками процентных ставок было установлено, что начиная с 1 сентября 1998 г., банки имевшие возможность получения кредитов «овернайт», не допускаются к участию в ломбардных кредитных аукционах. В связи с выпуском облигаций Центрального банка эти ценные бумаги стали приниматься в обеспечение кредитов Центрального банка, предоставляемых по результатам ломбардных кредитных аукционов, внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». В целом за 1998 г. Центральный банк предоставил ломбардные кредиты 160 банкам 44 регионов.

В последние годы наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования Центрального банка России имеют краткосрочные кредиты («овернайт» и внутридневные), так как межбанковский кредитный рынок не восстановлен после кризиса и обеспечение краткосрочными кредитами взял на себя Центральный банк. Процедуру предоставления обеспеченных кредитов Центрального банка - внутридневных и кредитов «овернайт» - предполагается распространить на банки ряда регионов по мере их технической готовности.

Кредитные аукционы являются широко практикуемым центральными банками способом предоставления кредитных ресурсов. При проведении кредитного аукциона потенциальные заемщики направляют в Центробанк заявки с указанием объема кредитов, которые они хотели бы получить, и уровня процентной ставки. На основе полученных заявок Центральный банк устанавливает общую сумму кредитов аукциона, уровень процентной ставки, а также способ проведения аукциона.

При американском способе заявки ранжируются по уровню предложенной процентной ставки в порядке убывания, а затем удовлетворяются в том же порядке, начиная с максимальной предложенной процентной ставки до полного исчерпания установленного объема кредита. В результате сумма последней из удовлетворенных заявок может быть сокращена. При голландском способе все заявки удовлетворяются по цене отсечения - минимальной ставке, предлагаемой банками, попавшими в круг покупателей.

В случае аукциона с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки, однако при превышении общей суммы этих заявок над объемом предложенного к аукциону кредита все заявки удовлетворяются частично.

В рамках проводимой реструктуризации банковской системы России основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банкам будет рефинансирование. Уже в течение сентября - ноября 1998 г. Центральный банк с целью поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости и проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам регионов России (первоочередная задача- восстановление и укрепление региональных банков), а также отдельным социально значимым банкам на сумму около 8 млрд. руб. сроком до 1 года.

Центральный банк будет проводить работу по дальнейшему совершенствованию действующей системы кредитования и постепенной централизации этого процесса через создание единого программного кредитного комплекса кредитных операций. Это позволит обеспечить бесперебойное функционирование системы безналичных расчетов, развязку неплатежей!! поможет банкам более эффективно управлять своей ликвидностью.