Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Таблица по географии промышленность зарубежной европы. Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Основой хозяйства государств Зарубежной Европы является индустрия. Несмотря на то, что во многих странах львиная доля в экономике образовывается за счет услуг и сельского хозяйства, промышленное производство уже несколько веков служи «лицом» Европы. Именно в этом регионе находятся девять из двадцати крупнейших индустриальных государств мира - Великобритания, Италия, Испания, Швеция, Франция, Нидерланды, Швейцария, Германия, и Бельгия.

Особенности промышленности Западной Европы

Модель промышленного производства Зарубежной Европы потерпела ряд изменений в связи с историческими обстоятельствами, которые несколько трансформировали мировой рынок. До начала Второй Мировой войны европейские государства выпускали дорогостоящую уникальную продукцию, в послевоенное время предприятия переориентировались на массового потребителя.

Производством сверхсложной и наукоемкой продукции занялись США, в то время как Европа начала выпускать товары массового народного потребления легковые автомобили, станки, электронику и технологическое оборудование.

Подобная тенденция сохранилась до 70-х годов: в этот период в промышленности Зарубежной Европы прошло своеобразное разделение труда государства Средиземноморского региона продолжали выпуск массовых товаров, во Франции, Англии и ФРГ делался акцент на производстве судов и авиации, что сократило производственное отставание Европы от США.

Передовые отрасли промышленности

В настоящее время основой промышленности Зарубежной Европы является машиностроение. Уровень развития этой отрасли в европейских государствах различный. Безусловное лидерство по автомобильному производству принадлежит Германии, Франции и Англии. Эти страны являются крупнейшими мировыми экспортерами машин и оборудования, легковых и грузовых автомобилей и тракторов.

На достаточно высоком уровне в государствах Зарубежной Европы развита химическая промышленность. Италия, Англия, Германия и Франция задействованные в производстве пластмасс и искусственных смол. Бельгия, Швейцария и Нидерланды специализируются на выпуске фармацевтической продукции.

В странах Скандинавии производятся азотные удобрения и нефтехимикаты. Более 65% продукции химического производства экспортируется за рубеж.

Упадок в следующих отраслях

Если в энергетическом, химическом производстве и машиностроении в государствах Зарубежной Европы наблюдается тенденция роста, то в некоторых других отраслях замен существенный упадок.

Так к примеру, текстильная и швейная промышленность, которая еще полвека назад была основой хозяйства европейских государств в последнее время не удовлетворяет внутренних запросов населения.

Упадок легкой промышленности обусловлен ориентацией предприятий монополистов на выпуск дорогостоящей продукции ювелирных и меховых изделий, аксессуаров и эксклюзивной одежды. Дешевый текстиль зачастую импортируется из стран с развивающихся стран.

Потеряла возможность участия в мировом экспорте и пищевая промышленность региона. Из-за недостаточно развитого сельского хозяйства, эффективность работы предприятий этой отрасли заметно снижается.

Один из наиболее густонаселенных и экономически освоенных регионов мира. На ее сравнительно небольшой территории (5,1 млн кв. км ) живет более 500 млн человек , или около 9% населения мира. Зарубежная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

Выгодное экономико - географическое положение (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);

Хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность населения Зарубежной Европы 100 человек на 1 кв. км., велик приток иммигрантов из других регионов мира);

Благоприятные природные условия (компактность территории, расчлененность береговой линии морями и заливами, преобладающий равнинный рельеф, морской, умеренно континентальный и субтропический климат);

Высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);

Развитие интеграционных процессов между странами региона (интеграционные процессы привели к формированию в рамках 27 государств - членов ЕС и ЕАСТ Европейского экономического пространства, в пределах которого установлены свобода движения товаров, услуг, капитала, людей, единая денежная система и ряд других благоприятных условий для функционирования экономики).

Зарубежную Европу образуют 40 суверенных государств.

В социально - экономическом отношении государства Зарубежной Европы делятся на экономически развитые страны и страны с переходной экономикой . Государства Западной Европы (всего 24 страны с населением около 370 млн человек) по величине ВВП на душу населения относятся к числу ведущих в мире (занимают среди стран мира места со 2-го по 44-е). Особенно высоким уровнем экономического развития отличаются ФРГ , Франция , Италия и Великобритания , по мировой классификации - крупные промышленно развитые страны (входят в "большую семерку" стран мира). Прочие государства Западной Европы относятся к малым промышленно развитым странам мира. Страны Восточной Европы (всего 16 стран с населением более 130 млн человек) осуществляют переход от цетрализованно планируемой экономики к рыночной системе хозяйства. Среднедушевой ВВП в странах Восточной Европы в два-три раза меньше, чем в странах Западной Европы.

Существенны различия между странами региона в структуре и специализации хозяйства. Например, в экономике ФРГ и Великобритании резко преобладает промышленность, в Италии, Греции и Португалии достаточно высокий удельный вес сельского хозяйства, а в Монако, Сан-Марино, Андорре и Лихтенштейне доминирует сфера услуг.

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Господствующая религия - христианство. Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Большая доля (примерно 1/3) экономически активного населения занята в сфере услуг. Очень высок уровень безработицы (в странах ЕС составляет около 11,5% рабочей силы). Размещение населения определяется в основном географией городов (уровень урбанизации в странах региона 70-90%).

Природно - ресурсные предпосылки развития, ведущие отрасли промышленности.

Природные ресурсы Зарубежной Европы довольно разнообразны, но запасы многих из них невелики.

Большое хозяйственное значение имеют нефть и природный газ (Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Румыния), каменный и бурый уголь (Рурский и Саарский бассейны в ФРГ, Верхне-Силезский в Польше, Северо-Чешский и Остравско-Кавринский в Чехии), железные руды (Лотарингский бассейн во Франции и бассейн Кируна в Швеции), бокситы (Греция, Франция, Венгрия), свинцово -цинковые (Ирландия, ФРГ, Италия), медные (ФРГ), и урановые (Франция, ФРГ, Швеция) руды , калийные соли (Франция, ФРГ, Польша).

Велики запасы ценных строительных материалов : гранитов и кварцитов (Финляндия, Швеция), мрамора (Италия, Греция), древесины ценных хвойных пород (страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и Финляндия).

В целом, Зарубежная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем другие крупные регионы мира. Это обстоятельство обусловливает зависимость промышленности от импорта минерального сырья.

Зарубежная Европа импортирует около половины энергоносителей и большое количество других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.

Основа хозяйства Зарубежной Европы - промышленность . Ведущая отрасль промышленности - машиностроение. Зарубежная Европа - родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок).

Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты переработки нефти, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - металлургическая . Черная металлургия получила развитие в странах, располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая, свинцово-цинковая и медная - также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность , ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в своем регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Природные предпосылки развития, ведущие отрасли сельского хозяйства.

Положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах, положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении), наличие естественных лугов и пастбищных угодий благоприятны для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.), развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои портебности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства . Растениеводство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.

Животноводство имеет молочно-мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Великобритания, Испания).

Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Италия, Польша), винограда (Италия, Франция), оливок (Италия, Испания), хмеля (ФРГ, Чехия и Словакия), табака , орехоплодных и эфиромасличных культур (Греция, Италия, Испания).

Доля региона в мировом производстве волокнистых культур (хлопчатник, лен) незначительна.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства . Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

В соответствии с природными особенностями на территории Зарубежной Европы сложились три района сельскохозяйственной специализации .

Для сельского хозяйства стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Великобритания, Норвегия, Швеция и Финляндия) характерно преобладание молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов (рожь, ячмень).

Страны Западной , Центральной и Восточной Европы (среднеевропейский район) наряду с выращиванием крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления специализируются на свиноводстве и птицеводстве. В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры.

Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Специализация сельского хозяйства определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.

Транспорт . Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Стокгольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др.), велико значение внутренних водных путей (особенно выделяются реки Рейн и Дунай). Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София -Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж - Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон, Лондон - Париж - Марсель, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим, Гданьск - Варшава - Вена - Будапешт - Белград - Афины. Развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого составляет 250 - 300 млн тонн в год.

«Лицо» зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение-- ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации.

В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения -- район Бирмингема, текстильного машиностроения -- район Манчестера, судостроения -- район Глазго.

Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы -- столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции страны.

Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира -- ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступают нефть и природный газ. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне-Лаузицкий, Галле-Лейпцигский).

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики -- особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии -- оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80 (см. рисунок 51). На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС -- 2,1 млн. кВт, выработка электроэнергии -- 11 млрд. кВт ч в год.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, -- ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината -- «Хута-Краков» и «Катовице».

После второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома.

Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). Его мощность -- более 10 млн. т стали в год.

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии -- алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше , Югославии.

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Конечно, старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

Общая характеристика хозяйства

Европа – регион с высоким общим уровнем развития экономики. Но государства отличаются между собой как по уровню экономического развития, так и по структуре хозяйственного комплекса.

Замечание 1

В общей структуре европейской экономики преобладают промышленность и сфера услуг. В промышленности лидируют обрабатывающие отрасли. первенство занимают электроэнергетика, наукоемкое машиностроение и химическая промышленность – авангардная тройка НТР. Но в хозяйстве таких стран, как Франция, Дания, Нидерланды сельское хозяйство высокоинтенсивное, высокотоварное, и играет важную роль в АПК страны. Западная Европа – крупнейший мировой финансовый центр. Финансовыми столицами считаются города Цюрих (Швейцария), Франкфурт-на-Майне (ФРГ), Лондон (Великобритания).

Европейские государства очень отличаются по прибыли на душу населения. Самые высокие показатели – у Люксембурга и Швейцарии, а наименьшие – у Молдовы.

Промышленность Европы сформировалась под влиянием трех основных факторов:

  • природно-ресурсного,
  • транспортного,
  • трудовых ресурсов.

На современное развитие промышленности большое влияние оказывает НТР.

Топливно-энергетический комплекс

На собственном сырье развивается угольная промышленность Германии, Франции, Великобритании, Польши. Свои месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря разрабатывают Великобритания и Норвегия. Исландия использует внутреннюю энергию подземных недр. Но большинство стран Европы импортируют энергоресурсы из района Персидского залива, Африки, России.

Западная Европа – район развитой атомной энергетики. АЭС работают во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции. Страны Скандинавии большую долю электроэнергии получают за счет ГЭС. Также много ГЭС сооружено в районах Альп, Пиренеев, Балкан.

Машиностроение

Машиностроение является основной отраслью промышленности стран Западной Европы. Развитие отрасли ориентируется на высококвалифицированные трудовые ресурсы, научную базу и развитую транспортную сеть. Лидируют в машиностроении:

  • Франция,
  • Великобритания,
  • Нидерланды.

Замечание 2

Основной отраслью машиностроения является автомобилестроение (особенно выпуск легковых автомобилей). Самые известные производители автомобилей – Германия («Фольксваген», «БМВ», «Опель»), Франция («Рено», «Ситроен», «Пежо»), Италия («Фиат», «Альфа-Ромео», Феррари»), Швеция («Вольво»).

Грузовые автомобили производятся на заводах Чехии, Беларуси, Болгарии, Румынии. Автобусы выпускаются в Швеции, Венгрии. Важной отраслью современного машиностроения является авиастроение. Оно развито в Великобритании, Франции, Украине. Производством морских судов славятся ФРГ, Швеция, Финляндия, Польша.

Металлургия

Европейская металлургия сформировалась еще в конце $XVIII$ века, как базовая отрасль промышленного переворота, обеспечивающая сырьем машиностроение.

На собственном сырье развивается черная металлургия Германии, Великобритании, Франции, Польши, Швеции, Украины. Во второй половине $ХХ $ века такие страны как Италия, Нидерланды, Германия, Франция переориентировали свое производство на более дешевое импортное сырье.

Цветная металлургия представлена выплавкой алюминия и меди. Алюминий добывают на базе собственных бокситов во Франции, Италии, Греции, Венгрии. А на базе дешевой электроэнергии развивается производство алюминия в Норвегии, Швейцарии, Австрии и Германии. Производство меди сосредоточено в Германии, Бельгии и Польше.

Химическая промышленность

Химическая промышленность стран Европы развивается на базе как собственного, так и импортного сырья (уголь, нефть, газ). Поэтому предприятия размещены как в районах добычи сырья, так и на побережье.

  1. Химия органического синтеза и полимеров, нефтехимия развиты во Франции, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании.
  2. Минеральные удобрения производят на заводах Беларуси, Украины, Франции, Германии.
  3. Традиционной для Европы стала фармацевтическая промышленность. Всемирную известность приобрели фармацевтические фирмы Швеции, Швейцарии, Германии, Болгарии.

Легкая промышленность

Лесная промышленность развивается в лесоизбыточных регионах Европы. Таковыми являются Швеция, Финляндия, Беларусь. Главной отраслью здесь является целлюлозно-бумажная промышленность. Мебельная промышленность развита повсюду. Она ориентируется на потребителя и квалифицированные кадры.

Пищевая промышленность

Для некоторых стран Европы пищевая промышленность является не только традиционной, но и отраслью специализации в географическом разделении труда. Виноделием славятся Франция, Венгрия, Молдова, Испания, Болгария, пивоварением – Германия и Чехия. Швейцарский шоколад считается самым лучшим в мире. Нидерланды, Франция, Швейцария и Италия – известные производители сыров, а Исландия, страны Балтии – рыбных консервов.

Подводя итог, можно сказать, что европейская промышленность в условиях интеграции способна существенно «выровнять» уровень развития отдельных стран и способствовать процветанию региона в целом.

Тем не менее промышленность была и остается «лицом» Европы. Из 20 крупнейших индустриальных держав мира 9 находятся в Зарубежной Европе – , Нидерланды, Франция, .

В старых промышленных странах Европы индустриальная база претерпевала структурные преобразования главным образом под влиянием ситуации, складывавшейся на мировом рынке. Если до второй мировой войны была основным поставщиком уникальной и сверхсложной продукции, то в первые послевоенные десятилетия в составе ее продукции все большее место занимает выпуск хотя и сложной, требующей квалифицированного труда, но массовой продукции.

Центром производства сверхсложной, наукоемкой продукции – стали . А Европа стала поставлять на мировой рынок изделия массовые, среднего уровня сложности: легковые автомобили, конторские машины, суда, станки, технологическое оборудование для новых, но не новейших производств. С другой стороны, на рынках товаров широкого потребления старопромышленные страны Европы сталкиваются с растущей конкуренцией и развивающихся государств.

С 70/х годов разрыв в техническом уровне производства между странами Европы и США стал сокращаться. Европа опять начала выступать как поставщик особо высококачественных товаров и пионер в таких областях, как, например, авиастроение. Одновременно внутри Европы наблюдается своеобразное « ». страны, которые позже стали на путь капиталистической индустриализации – , Испания, и в какой-то степени Италия – поставляют на внутриконтинентальные рынки дешевую, но трудоемкую и массовую продукцию. Так, Португалия, выступает на рынках Европы поставщиком дешевых швейных изделий, а Испания превратилась в крупного экспортера обуви.

Европа – родина машиностроения. В настоящее время это крупнейшая отрасль промышленности почти во всех европейских странах. Но уровень развития машиностроения в отдельных странах весьма различен. Так в Европе выделяется группа лидеров, имеющих весь комплекс машиностроительных отраслей, которые не только удовлетворяют внутренние потребности этих стран, но и экспортируют продукцию на внешний рынок. Есть также группа стран, имеющих одно или несколько высокоразвитых машиностроительных производств, потребности же во многих остальных видах машиностроения они удовлетворяют за счет импорта.

К первым относятся прежде всего Англия, Германия, и в меньшей степени Италия и Франция. Ко вторым относятся Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция.

Кроме того в Европе находится также группа стран с относительно мало развитым : , Дания, . Но даже в них имеются одна – две отрасли, завоевавшие мировое признание, например в Финляндии – производство целлюлозно-бумажного оборудования, в Норвегии – судостроение и т.д.

В целом на государства Европы приходится около 25% мировой продукции машин и оборудования. Страны Европы крупнейшие в мире экспортеры станков, технологического, электротехнического и текстильного оборудования, научных и контрольно-измерительных приборов, легковых и грузовых автомобилей, а также тракторов.

Еще одна авангардная отрасль современной индустрии – . Как и машиностроение, весь послевоенный период она развивалась темпами, намного превышающими средние по промышленности. Это было характерно для всей Зарубежной Европы. При этом химическая промышленность сменила свою сырьевую базу, перейдя на и ее полупродукты как главный источник органических химикатов, ставших основой продукции химической индустрии. Если до 2 мировой войны уровень развития определяется количеством выпущенной серной кислоты, то теперь он определяется размером производства пластмасс.

Химическая промышленность в странах Европы развита далеко не одинаково. Если Англия, Италия, Франция и Германия удовлетворяют свои потребности во всех видах химических продуктов и являются их крупными экспортерами, то , несмотря на сильное развитие отдельных производств (выпуск азотных удобрений) очень многое ввозят из-за рубежа.

Некоторые страны – Бельгия, Нидерланды, Швейцария – хотя и специализируются лишь на узкой гамме производств (Швейцария на фармацевтике, Бельгия и Нидерланды – на нефтехимикатах), все же тесно связаны с внешним рынком, экспортируя до 65% выпускаемой продукции.

Европейские страны в целом крупнейшие в мире экспортеры пластмасс, синтетических и искусственных волокон, красителей, изделий фармацевтики, азотных удобрений, лаков и красок. Однако при всем этом европейским государствам приходится в большом количестве импортировать много новых и новейших продуктов химии, главным образом из США. Но в последние десятилетия разрыв стал быстро сокращаться, притом не без «помощи» американских монополий, активно создающих в европейских странах предприятия по выпуску новых химических продуктов.

Итак, и химии во всей Европе прослеживается тенденция к росту. Иначе обстоит дело в других, традиционных для Европы областях некогда принадлежавших к числу ведущих: металлургической, текстильной, швейной, стекольной.

Страны Европы все больше импортируют текстильных и швейных изделий, обуви и другой продукции, требующей массового, но малоквалифицированного труда, из стран с дешевой рабочей силой. Упадок не может компенсироваться ростом производства изделий «узкого спроса»: мехов, ковров, ювелирных изделий.

Одна из крупнейших отраслей промышленности – – в настоящее время все сильнее смыкается с сельским хозяйством, формируя ядро агропромышленного комплекса. Однако уровень развития этого комлекса, включающего путь продвижения продукта «от ворот фермы до тарелки потребителя», во многом определяется уровнем развития сельского хозяйства.