Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Морской порт Витино: в чем опасность. Через кризис к новому производству: Как спастись Беломорской нефтебазе и порту «Витино»? Морской порт витино и беломорская нефтебаза

Попытка рейдерского захвата морского специализированного порта «Витино»

В конце июля правоохранительные органы пресекли попытку рейдерского захвата морского специализированного порта «Витино», что рядом с Кандалакшей. В этой истории можно угадать фигуру объявленного в розыск известного финансовыми операциями казахстанского олигарха Мухтара Аблязова. Генеральный директор «Беломорской нефтебазы», которая обеспечивает функционирование порта, Александр Яшин считает, что стратегически важный для России порт, остается под прицелом рейдеров.

Витино - нефтегазовое окно в мир
Порту Витино уже более 30 лет. Через него на Кольский полуостров шли нефтепродукты ещё в советское время. С началом перестройки порт пришел в полный упадок и вновь открылся в 1995 году. На его восстановление государство не израсходовало ни копейки. Это первый в России частный порт. С 2001 года началась его круглогодичная эксплуатация. А с марта 2010 года в порт заходят атомные ледоколы. Нефтепродукты поступают в порт по железной дороге, перекачиваются в хранилища, а затем на танкеры. Ежегодно Витино перекачивает миллионы тонн газоконденсата и нефтепродуктов. Идут работы по строительству второй очереди порта. Если в порту начнутся сбои, то это будет ударом по нашему экспорту нефтепродуктов и снабжению Мурманской области. Многие добывающие компании в Сибири и Кандалакше не досчитаются рабочих мест. А такая опасность есть. Не прекращаются попытки давления на властные и силовые структуры с тем, чтобы завладеть портом.

А-ля Березовский из Казахстана
Мухтар Аблязов - человек известный, был даже около года (1998-1999) министром энергетики, индустрии и торговли Казахстана. Однако в 2002 году его обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном участии в предпринимательской деятельности и арестовали.

Зато на поприще бизнеса, куда он рванул, еще в 1990 году, бросив аспирантуру в МИФИ, он развернулся. Как Александр Корейко из «Золотого теленка», Аблязов понял, что настало время, когда можно сколотить огромное состояние. Он стал своим человеком в банковских сферах, возглавлял советы директоров ряда казахстанских банков. Особенно он преуспел, будучи председателем совета директоров БТА Банка (2005-2009), второго в Казахстане, имеющегося многочисленные зарубежные филиалы. О том как он «работал» писали в прессе. Например, РБК со ссылкой на органы следствия сообщил, что по уголовному делу собраны неопровержимые доказательства, позволяющие предъявить Аблязову обвинение в том, что он, возглавив АО «БТА Банк» в 2005 году и получив фактический контроль над ним, создал в России несколько девелоперских компаний, которые финансировал за счет кредитных средств АО «БТА Банк». Вместо самих компаний заемщиками по кредитам выступали, как правило, зарегистрированные в оффшорах компании, не имеющие активов и контролируемые самим Аблязовым через подставных лиц. В феврале 2009 года Правительство Казахстана обвинило его в хищении и отмывании денежных средств и объявило его в розыск. А Следственный комитет при МВД РФ заочно предъявил ему обвинение в хищении средств АО «БТА Банк». Олигарх не стал ждать очередного ареста и последовал примеру Березовского - уехал в Лондон, выдав уголовное преследование за политическое.

Опасные игры
По сообщениям прессы, в частности КП, одной из операций Аблязова в «БТА Банке» была выдача крупного кредита голландской компании на приобретение акций в портовом комплексе Витино. БТА- Банк счел выдачу кредита незаконной и обратился с иском в британский суд, с просьбой наложить арест на акции компаний, владеющими имуществом морского порта Витино, принадлежащие структурам Аблязова. Британцы удовлетворили ходатайство. Замаячила явная угроза передачи акций истцу, а затем их продажа.

После этого, по словам генерального директора компании «Беломорская нефтебаза» Александра Яшина, в московском офисе его компании, предоставляющей услуги по перевалке нефтепродуктов в порту «Витино», периодически стали появляться странные люди. Они в ультимативной форме требовали выдачи корпоративных и финансовых документов. В качестве оснований своих действий визитеры демонстрировали решения от лица акционеров о снятии со своих должностей генеральных директоров компаний ООО «Морской специализированный порт «Витино» и ЗАО «Беломорская нефтебаза». А 12 июля представители тех же организаций направили в межрайонную инспекцию ИФНС №1 Мурманской области, 46 налоговую инспекцию в Москве и Минюст РФ заявления о назначении на посты генеральных директоров компаний, входящих в порт одного и того же человека - некоего Юрия Сибарсова, личности неизвестной в отрасли и, по-видимому, не имеющей опыта управления крупными инфраструктурными объектами. Однако на следующий день налоговые органы сравнили подписи уполномоченных представителей предприятия и новоявленных - подлог вскрылся.

«Развалить работу Комплекса очень легко, - отметил на прошедшей в Москве 4 августа пресс-конференции Александр Яшин. - Сегодня «Витино» действует как часы. Прилив, когда огромный танкер грузоподъемностью сто тысяч тонн может подойти к нефтетерминалу, длится несколько часов. Все действия расписаны по минутам. Представляете, что будет, если сюда придут люди, не представляющие специфики работы?!».

Вспомним трагедию в Мексиканском заливе. Немалую долю вины возложили на руководство ВР. Если произойдет утечка нефтепродуктов в Витино, то мало не покажется. Наша северная природа куда более ранима.

По словам, Александра Яшина, Аблязов для реализации своих планов привлек компанию А1 Групп.

Однако, попытку, используя сомнительные документы, с ходу на дурачка сменить руководство порта и взять его под контроль можно считать провалившейся. По данному факту прокуратура Мурманской области возбудила уголовное дело по статье мошенничество. Ситуация вокруг порта беспокоит и губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко. Ведь «Витино» важный стратегический объект страны.

Специализированный порт «Витино» расположен в поселке Белое море (Кандалакшский район, Мурманская область) в центре природоохранной зоны Кандалакшского заповедника. «Витино» входит в группу компаний «Белое море» и является объектом стратегического значения, через внешние и внутренние водные пути порт связан с Центральной частью России, а также с Черным, Азовским, Каспийским и Балтийским морями. Портовый терминальный комплекс был создан в 1995 году специально для обслуживания крупнотоннажных танкеров и отвечает всем современным требованиям. С 2001-го года здесь открыта круглогодичная навигация. «Витино» является крупнейшим транзитным пунктом по перевозке нефти, нефтепродуктов и газового конденсата.

http://www.rossia.su/economic/16368-vozvrashhenie-muxtara.html

Морской порт Витино (67°05"N, 32°20"Е) расположен в средней части юго-западного берега пролива, пролегающего между берегом материка и островом Олений. Территория порта состоит из прибрежной полосы вдоль причалов №№1,2,3,4.
http://www.vitino.ru/rus/sail.htm

http://www.oilcapital.ru/edition/nik/archives/nik_2003_2005/nik_03_2005/53644/public/66635.shtml

Витино - нефтяной порт в Кандалакшском районе Мурманской области. Расположен у станции Белое Море, в нескольких километрах к югу от Кандалакши, на западном берегу Кандалакшского залива Белого моря.

Порт имеет 4 причала:
Причал № 1 предназначен для судов портофлота. Глубина у причала 3,5 м.
Причалы № 2 и № 3 обслуживает суда смешанного плавания «река-море» (нефтерудовозов). Глубина у причалов 4,0 м.
Причал № 4 - рейдовый причал, состоящий из 7 швартовых бочек, плавперехода с трубопроводами и якорных систем. Глубина у причала 13,7 м.

Он принимает морские танкера водоизмещением до 70.000т, с размерами до
длина - 230 м;
ширина −32,2 м;
осадка - 10,9 м.
Порт «Витино» открылся в 1995 году.
До навигации 2001 года порта работал сезонно, а с 2001 года - круглогодично.
Порт используется главным образом для экспорта нефти и нефтепродуктов, поступающих по железной дороге. С 25 марта 2010 года в порт разрёшен заход судов с ядерными энергетическими установками.

Грузооборот порта
2004 год - 3,7 млн т (при пропускной способности 8 млн т).
2009 год - 4,4 млн т
январь-апрель 2010 года - 1,5 млн т

Компания Газойл Центр, входит в группу компаний Воталиф (Votalif) . Является динамично развивающейся, вертикально интегрированной. Имеет договорные отношения с крупнейшими производителями нефтепродуктов. Постоянно расширяет круг клиентов, партнеров и перечень предлагаемых продуктов. Улучшая качество оказываемых услуг, максимально повышает эффективность ведения бизнеса по обеспечению своих клиентов всем комплексом услуг.

Приглашаем в нашу группу: https://t.me/gasoilcenterru – правила просты: покупка, продажа, без грубости!

Газойл Центр осуществляет доставку, проверку качества, предоставляет оперативную информацию о местонахождении товара в пути, быстро и правильно оформляет документы. С 2010 года идет развитие арсенала производственных мощностей. Стратегической целью компании, является становление как лидера среди трейдеров на рынке России, а так же стран СНГ. Энергетические компании через диверсификацию рынков сбыта, так или иначе решают свои задачи через трейдеров, которые обеспечивают увеличение объемов и оборотов капитала. Обеспечение надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала – это все в развитии компании.

Создание компании

23 ноября 2009 года, решением Ахмедова Вадима Валерьевича и Филатова Андрея Викторовича, утвержден устав компании. Создана структура компании утвержден логотип (товарный знак и название: Компания «Газойл Центр». Компании «Газойл Центр» поставлена основная задача: оптовая торговля нефтепродуктами. Поставленная перспектива в 2009 году: добыча и переработка нефти и газа, была реализована с 2011 года. С момента основания сотрудники компании стремятся к достижению трех взаимосвязанных целей: обеспечить качественное обслуживание клиентов, создать стабильную и прочную команду, принимать нововведения.

Следуя этим целями компания работает в России, странах Европы и Азии. Гордость за результаты работы компании, подкреплена отзывами о труде сотрудников. Мы смело идем в будущее. В соответствии с целями деятельности, компании определяет в них главное: качество.

Мы всегда несем ответственность перед клиентами за выполнение обязательств. Гибкость и инициативность нашего мышления позитивно отражается на сотрудничестве с партнерами, а качество нашей работы ставит точку в выборе надежного партнера. Компания продает нефтепродукты, как по ЖД России, так и другими видами транспорта. Доставка дизельного топлива (солярки), Бензинов Аи-92, Аи-95 и других осуществляется только по договорам. Наша компания входит в группу компаний, продажа нефтепродуктов происходит с 1995 года. Основные нефтепродукты: СПБТ, ПБА, СУГ, ШФЛУ, нефть, газ, пропан, бутан, бензин, ДТЛ, ДТЗ, печное топливо, мазут топочный, битум.


Акционеры ООО «Морской специализированный порт «Витино» и «Беломорской нефтебазы» подали в центр занятости уведомления о ликвидации предприятий. С сотрудниками будут расторгнуты трудовые договора не позднее 25 апреля.

Ранее сообщалось, что Следственный комитет Мурманской области возбудил уголовное дело по факту частичной и полной невыплаты зарплаты работникам ООО «Морской специализированный порт «Витино». Порт, располагающийся в поселке Белое море, специализируется на хранении и перегрузке нефтепродуктов. При этом «Витино» — единственный порт на Белом море, переливающий сырую нефть.

Поводом для возбуждения уголовного дела стали материалы прокурорской проверки, по которым общая сумма долга по зарплате 156 работникам порта на 14 февраля составляет свыше 16 млн рублей, сообщает пресс-служба СК. Деньги портовики не получали с августа 2013 года.

В такой же ситуации находятся и 407 работников «Беломорской нефтебазы». Она входит в структуру порта. Уголовное дело по факту невыплаты им зарплаты было возбуждено следственным комитетом еще в ноябре прошлого года. На тот момент долги по зарплате составляли свыше 7 млн рублей. За месяц до этого прокуратурой было подано 900 исков в суд о взыскании с предприятия зарплаты.

Сейчас порт и нефтебаза находятся в вынужденном простое, работникам начисляется по 2/3 зарплаты, но только на бумаге.

Причиной всему — корпоративные споры, — рассказал корреспонденту РП старший помощник прокурора Кандалакши Наталья Шевердова. — Акционеры не смогли договориться между собой, смена директоров предприятий привела к затянувшимся судебным тяжбам вокруг структуры его собственников, в результате с августа у порта нет контрактов на нефтеперевалку, а, соответственно, работы и денег.

Ситуацию с невыплатой зарплаты работникам предприятия пытались разрешить прокуратура и Госинспекция труда. Чтобы погасить хоть часть долгов по зарплате, было арестовано имущество порта. Его продали за 500 тысяч рублей. Но кроме долгов перед работниками у порта и нефтебазы остаются долги по обязательным платежам, перед контрагентами. К тому же, ушел главный клиент «Витино» — «НОВАТЭК», построивший себе терминал в Усть-Луге.

История с переделом собственности началась в феврале 2009 года, когда стало известно, что нефтепорт был продан через нефтетрейдера ЗАО «НК «Руснефтехим», совладельцами которого являлись Максим Пухликов и Сергей Шекланов, кипрскому оффшору Usarel Investment. Контрольный пакет акций в 51% отошел к бывшему владельцу казахстанского «БТА-Банка» Мухтару Аблязову, оставшиеся 49% получили управляющие и совладельцы банка «БТА-Казань» («дочки» БТА) Сергей Шекланов и Максим Пухликов. Аблязов и Пухликов при этом вложили в порт не собственные сбережения а кредитные.

Спустя некоторое время у Мухтара Аблязова начались проблемы с правительством Казахстана, и он попросил политического убежища в Великобритании. «БТА-Банк» подал в Высший королевский суд иск о признании кредита в $120 млн, выданного Аблязову и Пухликову, незаконным, и потребовал передачи нефтепорта в свою собственность. Кредит одобрил экс-руководитель московского представительства банка Ильдар Хажаев. По материалам дела кредит был выдан подставной голландской компании Chrysopa Holding, а в дальнейшем ушел на счета кипрской Usarel Investment для приобретения компаний White Sea Complex, Northen Operations, ООО «Н-Терминал», ООО «Морской специализированный порт “Витино”» и других. Все эти компании владеют объектами порта Витино. Тогда же стало известно, что офшорная компания приобрела порт у группы Nitekl за $125,9 млн.

Попытки Usarel Investment сменить директоров порта и нефтебазы привели к тому, что бывший директор порта — Александр Яшин, также назначенный Usarel Investment, пошел в суд. Он не согласился со своим увольнением: посчитал, что уволили его не те люди. Дело в том, что внутри Usarel Investment за время владения портом несколько раз менялись акционеры. В итоге почти два года Александр Яшин, фактически не являясь директором, ходит на работу, вместе с новым директором Дмитрием Дубаковым. За это время Яшин успел зарегистрироваться как директор и даже перевести юридический адрес порта в Калугу. После это владелец порта Usarel Investment вместе с новым директором Дубаковым обратились в суд с иском уже на налоговую, утверждая, что инспекция, якобы, незаконно зарегистрировала Яшина директором. После череды судов юридический адрес порта так и не переехал в Калугу, но Яшин официально от должности так и не отстранен.

Точку поставил Лондонский Высокий суд, по решению которого все акции группы компании «Белое море» (принадлежащей Usarel Investment), куда входят «Беломорская нефтебаза» и порт «Витино» перешли в собственность Казахстанского БТА Банка. 13 января этого года решение вступило в законную силу, новый собственник заявил о ликвидации предприятий. Назначен директор-ликвидатор Владимир Кудинов. После 25 апреля на улице окажутся 281 работник нефтебазы и 124 работника порта.


Теги:

Специализированный порт Витино открылся в 1995 году как результат реализации проекта нового терминального комплекса для обслуживания крупнотоннажных танкеров с использованием производственных мощностей Беломорской нефтебазы. Сам порт расположен на западном берегу Кандалакшского залива. Первоначально порт работал только в период летней навигации, сейчас (с 2001 года) работает круглогодично. Используется в основном для экспорта газового конденсата и нефтепродуктов, поступающих по железной дороге. Подход к причалам с моря обеспечивается каналом длиной 18 миль и глубиной до 12,5 метров (при высоте прилива 3 м). Кроме того, есть возможность принимать грузы речным транспортом по Беломоро – Балтийскому каналу.

Проектная мощность терминала – 10 млн тонн/год. Суммарная емкость резервуарного парка – 280 тыс м3 (28 резервуаров). Глубины у причалов – от 13,7 до 15,2 м. Максимальная танкерная партия – 60 тыс тонн. Возможен одновременный прием 149 ж.д. цистерн.

Грузооборот морского порта Витино в 2002-2013 годах (кликабельно):

Подобно злоключениям бизнес-империи Архангельского и его терминала «Онега», у порта начались проблемы после кризисного 2008 года.

В начале 2009 года появилась информация, что морской специализированный порт Витино куплен ЗАО «НК «Руснефтехим». Позже стали известны подробности сделки: 51% ООО «Морской специализированный порт Витино» приобрел бывший владелец казахстанского «БТА-Банка» Мухтар Аблязов, 49% - тогдашние управляющие и совладельцы банка «БТА — Казань» («дочки» БТА) Максим Пухликов и Сергей Шекланов.

Вскоре у Аблязова начались конфликты с правительством Казахстана, и он обратился с просьбой о политическом убежище в Англии, после чего Витино стало предметом судебных разбирательств. В феврале 2010 года Высший королевский суд Великобритании по иску «БТА-Банка» арестовал акции компаний - владельцев порта. Банк утверждал, что кредит в $120 млн, полученный Аблязовым и Пухликовым на покупку Витино, был выдан незаконно, и требовал передачи порта в свою собственность. Согласно исковому заявлению кредитные средства были выданы подставной голландской компании Chrysopa Holding, а в дальнейшем перечислены кипрской Usarel Investment для приобретения компаний White Sea Complex, Nort- hen Operations, ООО «Н-Терминал», ООО «Морской специализированный порт Витино» и др., владеющих объектами порта Витино. Сообщалось, что Usarel закрыла сделку по приобретению порта у группы Nitek в августе 2008 года, конечная стоимость сделки составила около $125,9 млн.

По утверждению «БТА-Банка», кредит «фактически был прикрытием для маскировки хищения средств банка в пользу Usarel и ее материнской компании «Lux». При этом банк заявлял о хищении своим бывшим топ-менеджментом в общей сложности более $6 млрд…

В мае 2011 года лондонский суд признал законность претензий банка к Мухтару Аблязову, впоследствии вынеся постановление о заключении его под стражу на 22 месяца и лишении его права на дальнейшую защиту своих интересов. Сам Аблязов к тому времени находился в бегах, и его местонахождение до последнего момента не было известно.

В марте 2013 года Высокий суд Лондона постановил, что Usarel обязана передать «БТА-Банку» свою долю в группе компаний White Sea, владеющей портом Витино, «за исключением пакета акций, который приобретался за счет средств, предоставленных структурами нефтетрейдера «Руснефтехим». Суд, в частности, признал причастность к мошенническим схемам согласно законам России и Казахстана бывших коллег Аблязова - проживающего в Лондоне гражданина Казахстана Жаксилика Жаримбетова и бывшего руководителя московского представительства «БТА-Банка» Ильдара Хажаева.

Отметим, что еще в 2010 году обстоятельства купли- продажи порта Витино выяснял Следственный комитет при МВД России. В феврале 2013 года Следственное управление СК РФ по Северо-Западному федеральному округу сообщило о расследовании двух дел «по фактам незаконного приобретения прав на имущество Морского специализированного порта «Витино» и Беломорской нефтебазы.

Некоторые эксперты ранее полагали, что в случае если «БТА-Банк» получит контроль над Витино, акции порта могут быть перепроданы по согласованной цене одной из российских госструктур. В числе наиболее вероятных претендентов называлась «Газпром нефть» - один из прежних основных клиентов Витинского порта.

Впрочем, по данным базы СПАРК-Интерфакс (на 17/07/13), компания ЧК «Юзарел Инвестментс Лимитед» (Кипр) до сих пор владеет 100% акций порта.

Нынешние перспективы порта достаточно туманны и печальны. Главный клиент «Новатэк» переводит грузопоток газового конденсата на свой терминал в Усть-Луге, перевалка бензина находится под вопросом из-за постоянного введения ограничений, а возобновление перевалки нефти (которая была начата еще в 2005 году ЮКОСом) вряд ли возможна из-за введения в строй БТС-2 и ВСТО-2. Впрочем, есть вероятность, что порт спасет новый поставщик газового конденсата в лице Газпрома с Сургутского ЗСК и перспектива увеличения поставок бензина с Антипинского НПЗ на котором в 2013 году должен закончиться монтаж установки первичной переработки нефти, в результате чего мощность завода вырастет почти в 2 раза – до 7,5 млн тонн в год. Так что следующий год будет показательным для Беломорской нефтебазы и специализированного порта Витино.