Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Ставка ндпи зависит от вида полезных ископаемых. Как рассчитывается размер выплат. Типовые ошибки применения ндпи

Простыми словами о налоге на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (кратко — НДПИ) установлен с целью компенсации государству убыли полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью. Деятельность юридических лиц и ИП, добывающих какие-либо ресурсы из недр, подлежит лицензированию, а сами пользователи регистрируются в ИФНС как пользователи недр (ст. 334 НК РФ).

Плательщик налога на пользование недрами должен встать на учет в той ИФНС, к которой относится место добычи ресурсов (ст. 335 НК РФ). Представленная таблица показывает зависимость места постановки на учет от территории недропользования.

На Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) возложена обязанность по выдаче лицензии на добычу ресурсов и передаче информации в налоговые органы. Срок постановки на налоговый учет — 30 календарных дней после оформления лицензии (ст. 335 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Регулирование сферы добычи полезных ископаемых происходит на основании гл. 26 НК РФ и закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I.

Лицензия на пользование недрами. Объект налогообложения

Пользование недрами происходит на основании лицензии, в которой отражаются следующие сведения:

  • границы участка;
  • цель использования недр;
  • разрешенный срок;
  • условия использования.

Более подробно с вариантами лицензий предлагаем ознакомиться в таблице:

Полезные ископаемые как объекты налогообложения НДПИ условно подразделяются на 3 группы (ст. 336 НК РФ):

  1. Добытые на территории РФ на основании лицензии.
  2. Добытые из отходов основного сырья (в случае законно установленного условия о лицензировании получаемых ресурсов).
  3. Добытые на месторождениях вне территории РФ.

Не все ресурсы признаются объектами обложения НДПИ. Взимание налога не происходит, если полезные ископаемые:

  • признаны общераспространенными, добыты ИП для личных нужд и не включены в государственный баланс;
  • коллекционные;
  • извлечены из отходов (потерь) ресурсов пользователя, которые уже облагались налогом в установленном порядке;
  • добыты при работах на объектах, которым присвоен особый статус (научных, оздоровительных, культурных и иных объектах).

Все добываемые полезные ресурсы в зависимости от целей налогообложения (ст. 336 НК РФ) классифицируют на виды (руды, неметаллическое сырье, уголь и другие). Узнать, какие виды ресурсов относятся к объектам налогообложения для исчисления НДПИ, можно ниже:

Что необходимо знать о налоговой базе по НДПИ?

Налоговую базу НДПИ каждый плательщик определяет самостоятельно. Применяют 2 варианта расчета базы по НДПИ в зависимости от вида ресурса.

Для определения стоимости добытого сырья используется один из 3 вариантов цен:

  1. Установившиеся цены реализации ресурсов.
  2. Установившиеся продажные цены без учета бюджетного субсидирования разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.
  3. Стоимость добытых ресурсов, исчисленная расчетным путем (если реализация в налоговом периоде не производилась).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Плательщик самостоятельно определяет и рассчитывает стоимость ресурсов исходя из данных налогового учета с применением установленного в учетной политике порядка признания доходов и расходов по налогу на прибыль. Разрешено учитывать прямые и косвенные расходы, связанные с добычей и реализацией добытых ископаемых.

Измерение количества добытых материалов для целей определения налоговой базы производится в единицах объема или массы. Возможные способы измерения:

  1. Прямой метод. Исчисляется с учетом технологических потерь посредством измерительных устройств. Налоговая база расчетное количество добытых природных ресурсов, уменьшившее запасы месторождения.
  2. Косвенный метод. Количество добытого сырья определяется путем расчетов с применением показателей содержания извлеченного ресурса в добытом сырье.

ВАЖНО! При количественном методе учитывается только ископаемое, которое прошло весь цикл технологических операций.

Отчетный и налоговый периоды: особенности определения

Налоговым периодом по НДПИ установлен календарный месяц. Сумма налога по каждому виду добытого ресурса исчисляется отдельно. Поскольку налог является федеральным, вопрос, в какой бюджет платится НДПИ, не возникает. Налог уплачивается исключительно в федеральный бюджет.

Однако плательщикам необходимо знать, что уплата производится по месту нахождения каждого участка недр, которые указаны в лицензии. В случае нахождения участка недропользования за пределами РФ налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) уплачивается по месту нахождения налогоплательщика.

Отчетным периодом по НДПИ также признается календарный месяц. Данные в декларации указываются отдельно за каждый месяц, внесение сведений нарастающим итогом недопустимо. Декларация подлежит представлению по месту нахождения плательщика не позднее последнего числа следующего месяца.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Срок уплаты налога на недра — 25 число следующего месяца.

Анализ контрольных соотношений в декларации по НДПИ

Письмом ФНС от 24.11.2015 № СД-4-3/20437@ установлены контрольные соотношения по НДПИ. Проверяется соответствие данных декларации внешним источникам (налоговые вычеты и расходы). Кроме того, проходят проверку базовые коды (КБК и ОКТМО) в разделах 1, 2, 4 декларации.

Обнаружив несоответствие значений внутри документа при проверке правильности заполнения отчета, налоговые органы в порядке ст. 88 НК РФ направляют налогоплательщику требование о даче пояснений или внесении исправлений. Ответ на требование необходимо направить в течение 5 рабочих дней, не считая дня получения.

Зная логические формулы, плательщик может самостоятельно до сдачи отчетности провести анализ своих данных и исправить ошибки при их обнаружении. Контрольные соотношения показателей декларации по НДПИ можно посмотреть .

Что нужно знать об общераспространенных полезных ископаемых?

К общераспространенным полезным ископаемым относятся:

  • песок;
  • гравий;
  • глина;
  • подземные воды;
  • другие широко распространенные ресурсы.

Обычная сфера использования общераспространенных ископаемых — сельское хозяйство, строительство.

Перечень таких ресурсов утверждается исполнительным органом субъекта Федерации, являющимся распорядителем недр, их учет ведется на балансе региональных органов власти. Ими же проводится лицензирование и распределение норм добычи ресурсов.

Регистрация лицензий на общедоступные ископаемые проводится в специальном реестре на право пользования недрами местного значения. Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых также уплачивается в федеральный бюджет с указанием ОКТМО места добычи.

***

Мы постарались рассказать, что такое НДПИ, простыми словами. Плательщиками этого налога являются пользователи недр, имеющие специальную лицензию на право добычи полезных ископаемых. Налоговая база может быть выражена количеством добытых ресурсов или их стоимостью. Отчитываться следует ежемесячно по месту учета плательщика.

Для исключения ошибок в налоговой декларации необходимо проверять контрольные соотношения данных в декларации по НДПИ и бухотчетности. Коллекционные, добытые на научных и культурных объектах полезные ископаемые объектами налогообложения не являются.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются пользователями недр (п. 1 ст. 334 НК РФ). То есть занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии. Такие лица подлежат постановке на учет в налоговых органах в качестве плательщиков НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Объектом налогообложения НДПИ являются полезные ископаемые (п. 1 ст. 336 НК РФ):

  • добытые из недр на территории РФ;
  • извлеченные из отходов/потерь производства по добыче, если такое извлечение лицензируется в соответствии с законодательством РФ;
  • добытые из недр на территории, находящейся под юрисдикцией РФ.

Вместе с тем под объект налогообложения не подпадают (п. 2 ст. 336 НК РФ):

  • общераспространенные полезные ископаемые, добытые с целью использования для собственных нужд;
  • добытые минералогические, палеонтологические, геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов;
  • и некоторые другие.

Налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых: ставка

При исчислении НДПИ в зависимости от вида конкретного полезного ископаемого может применяться (п. 2 ст. 338 , п. 2 , 2.1 ст. 342 НК РФ):

  • , если налоговая база определена как стоимость добытого полезного ископаемого в рублях;
  • специфическая ставка в рублях за тонну, если налоговая база определена как объем добытого полезного ископаемого.

При этом некоторые ставки при определении суммы налога умножаются на коэффициенты (п. 2.2 , 3 ст. 342 НК РФ). Сам налог рассчитывается как произведение налоговой базы на ставку (п. 1 ст. 343 НК РФ).

Сроки уплаты налога на добычу полезных ископаемых

По общему правилу НДПИ исчисляется по итогам каждого налогового периода, т. е. календарного месяца, отдельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 343 НК РФ). Уплачен он должен быть не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим (ст. 344 НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых: льготы

Строго говоря, именно льготы по НДПИ предусмотрены только для участников региональных инвестиционных проектов (ст. 25.9 , п. 1 ст. 25.12-1 НК РФ). Они при выполнении определенных условий вправе применять к ставке налога понижающий коэффициент, значения которого на разных этапах составляют от 0 до 1, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (п. 2.2 ст. 342 , ст. 342.3-1 НК РФ). И благодаря этому платить налог в меньшем размере.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на использование недр, а также вставшие на учет в ФНС по месту ведения деятельности. Каким образом осуществляется прохождение предприятиями обеих процедур?

Фирмы без лицензии могут быть признаны плательщиками НДПИ

С точки зрения текущих норм закона это невозможно.

Как считает Минфин РФ, наличие лицензии у ИП или фирмы на пользование недрами является (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901):

  • единственным критерием для получения хозяйствующим субъектом статуса плательщика НДПИ;
  • единственным основанием для постановки хозяйствующего субъекта на учет как плательщика НДПИ.

При этом не имеет значения, в чем заключается целевое назначение работ, которые можно проводить предприятию в соответствии с разрешительным документом. Например, если фирма по лицензии проводит геологические работы, то она будет платить НДПИ в случае, если в процессе ее деятельности появится объект налогообложения по НДПИ — извлеченное из недр полезное ископаемое.

Если тот или иной субъект будет пользоваться недрами без лицензии, то на него может быть наложено административное взыскание на основе положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000-5000 руб. для граждан, 30 000-50 000 руб. для должностных лиц и 800 000-1 000 000 руб. для юридических лиц. Кроме того, фирма обязана возместить вред, нанесенный природе (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, ред. от 03.07.2016).

Лицензия — документ, который подтверждает право ее обладателя на пользование конкретным участком недр в конкретных границах, а также в рамках отраженной в лицензии цели в течение определенного времени и при соблюдении хозяйствующим субъектом оговоренных условий. Таких лицензий у фирмы может быть несколько — для каждого вида использования недр.

Возможна ситуация, при которой лицо, основной профиль деятельности которого не связан с добычей полезных ископаемых, так или иначе извлекает их в процессе деятельности. Например, это может быть строительная фирма, которая в процессе обустройства котлована работает с песком. Должна ли она в этом случае платить НДПИ и оформлять лицензию?

Фирма будет считаться пользователем недр и потенциальным субъектом уплаты НДПИ на основе лицензии только в том случае, если строительные работы проводятся с землей на глубине ниже почвенного слоя (преамбула к закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Данная глубина не установлена на уровне федерального законодательства. Но в региональных нормативных актах показатель глубины работ, при котором нужна лицензия, чаще всего определяется, как превышающий 5 метров (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-З, ст. 4 закона Челябинской области от 11.04.2012 № 294-ЗО).

Таким образом, при строительных работах на глубине до 5 метров лицензия, как правило, не нужна, в ином случае — требуется.

Как оформляются лицензии на пользование недрами

Рассматриваемую лицензию можно получить:

  • в заявительном порядке;
  • конкурсном порядке.

Первый механизм применяется главным образом в том случае, если хозяйствующий субъект собирается осваивать малоизученные недра земли, проводя геологические исследования, осуществляя оценку различных месторождений. При этом в законодательстве предусмотрена возможность получения лицензии в заявительном порядке на освоение общераспространенных ископаемых. Однако в российских СМИ появляются сведения о том, что заявительный принцип в ближайшем будущем будет распространяться и на оформление лицензий на добычу углеводородов.

Конкурсный порядок оформления лицензии на пользование недрами применяется в тех случаях, когда приобретение соответствующего документа в заявительном порядке невозможно либо менее предпочтительно для хозяйствующего субъекта.

Правила оформления лицензий для каждого типа полезных ископаемых имеют огромное количество нюансов. Их специфика определяется в процессе взаимодействия хозяйствующего субъекта и Федерального агентства по недропользованию, которое отвечает за выдачу лицензий, с учетом положений следующих основных источников права:

  • закона «О недрах» от 01.02.1992 № 2395-I;
  • постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-I;
  • приказа Минприроды России от 29.09.2009 № 315;
  • Налогового кодекса РФ.

В зависимости от региона, в котором осуществляется добыча полезных ископаемых, могут применяться также различные нормативные акты субъектов РФ.

Перечень видов ископаемых, попадающих под налогообложение см. в материале .

Постановка на учет плательщиков НДПИ: нюансы

Порядок постановки субъектов уплаты НДПИ на учет регулируется положениями ст. 335 НК РФ. В соответствии с данными нормами права налогоплательщики встают на учет в ФНС по месту расположения участка недр (в территориальном представительстве ФНС) в течение 30 дней после оформления лицензии. Общий порядок постановки субъекта уплаты НДПИ на учет регулируется приказом МНС РФ от 31.12.2003 № БГ-3-09/731.

Можно отметить, что каких-либо практических действий со стороны налогоплательщика НДПИ, направленных на осуществление постановки на учет в ФНС, не предполагается. Дело в том, что в соответствии с положениями п. 7 ст. 85 НК РФ орган, выдающий лицензии (в настоящем случае Роснедра), сам передает необходимые сведения о владельцах данных лицензий в ФНС в 10-дневный срок с момента оформления соответствующих документов.

В течение 5 дней с момента получения от Роснедр сведений о лицензии и хозяйствующем субъекте ФНС ставит данный субъект на учет, после чего направляет в его адрес уведомление:

  • по форме № 9-НДПИ-1 (приложение 2 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик НДПИ — юридическое лицо;
  • по форме № 9-НДПИ-2 (приложение 3 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик налога — ИП.

Отдельными нормами федерального законодательства регулируется постановка на учет в ФНС в качестве плательщиков НДПИ предприятий, зарегистрированных в Республике Крым и Севастополе (абз. 2-3 п. 1 ст. 335 НК РФ).

Итоги

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на добычу полезных ископаемых из недр. Эта лицензия может оформляться в конкурсном или заявительном порядке в зависимости от типа конкретного месторождения, а также ископаемых, которые собирается добывать предприятие. Обладатель лицензии на пользование недрами, получив соответствующий разрешительный документ, ставится на учет в ФНС по месту осуществления деятельности, но эта процедура осуществляется без его участия в ходе взаимодействия между Роснедрами и ФНС.

Налоговый кодекс содержит разнообразные налоговые режимы, одним из видов является налог на добычу полезных ископаемых. Законодательство в отношении такой деятельности содержит множество различных норм. Чтобы разобраться в данном вопросе рассмотрим особенности НДПИ и порядок его расчета.

НДПИ – это вид налога, который платят субъекты хозяйственной деятельности за добычу полезных ископаемых. Осуществлять указанную деятельность имеют право лишь субъекты, которым выдана специальная лицензия на добычу полезных залежей.

После получения лицензии индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо обязано стать на учет в органы налоговой инспекции в месте, где будет производиться добыча.

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые, к ним относятся:

  • специально добытые ресурсы из недр земли (руды, газообразующие вещества, торф, уголь, различные виды нефти и другие виды залежей);
  • результат вторичного сырья, в виде извлеченных отходов.

Облагаемая налогом добыча может происходить как на территории России, так и за её пределами.

Определяем налоговую базу

Налоговая база представляет собой стоимость добываемых ресурсов. НДПИ предполагает следующие подходы к определению цены на ископаемые:


Определение расчета базы налогообложения, исходя из цен проданного товара, применяется в случае продажи ПИ, за который насчитывается НДПИ . И в том случае, когда предприятие не имеет государственного субсидирования для нивелирования разницы между оптовой ценой сырья и его расчетной стоимостью.

Определение ставки налогообложения

Ставка НДПИ – это цена за условную единицу, на каждый вид ископаемых индивидуально принимается фиксированная оценка. Руководствуясь ставкой и базой налогообложения плательщики, а также инспекция высчитывают обязательный платеж за проведение предпринимательской деятельности.

Статья 342 НК РФ имеет перечень ставок применимых к разным видам ресурсов:

  • добывание горючих сланцев оплачивается по ставке 4%;
  • руды черных металлов на уровне 4,8%;
  • добыча золотосодержащих и битуминозных пород 6%;
  • за калийные соли предприниматель должен отчислять 3,8%;
  • ископаемые для строительства, хлористый натрий, соль, нефелины и бокситы, горнорудные ископаемые, радиоактивные металлы идут по ставке 5,5%
  • все драгоценные металлы, кроме золота подлежат уплате 6,5%;
  • добыча редких, цветных рудных металлов оплачивается по ставке 8%;
  • полезные минералы подлежат уплате 7,5%.

Добыча таких пород как нефть, газ, различные виды угля оцениваются по весу и объему, предпринимателям ежегодно необходимо следить за актуальными ценами и уточнять их , прежде чем производить расчет.

Для ряда ископаемых и вовсе предусмотрена нулевая ставка, среди них добыча нефти на морском пространстве, нефть с особо высокой вязкостью, углеводороды из абалакских, баженовских, доманиковых залежей.

Налоговый кодекс имеет нормы позволяющие субъектам добывающей деятельности пользоваться вычетами и льготами. Данные положения указаны в главе 26 НК РФ . Вычеты предусмотрены для угольной и нефтяной промышленности. Однако воспользоваться данными положениями на практике достаточно сложно в силу множества ограничений и требований.

Применяется учёт сложных условий добывания, так организации, могут снизить сумму платежа, основываясь на понижающихся коэффициентах базовой ставки.

Как рассчитать сумму

Налогоплательщики ежемесячно рассчитывают налог по каждому ископаемому отдельно. Чтобы произвести подсчет платежа предприниматель должен вычислить актуальную базу налогообложения, применимые ставки и полезный коэффициент. Определив все нужные данные, субъект хозяйствования может приступать к расчету.

В основном вычисление суммы налогового платежа происходит путем умножения базы на ставку по ископаемому.

Модели расчета НДПИ

  1. Расчет налога для нефти и газа. Налогоплательщик устанавливает базу исходя из цены на момент добычи, уточняет на сайте ФНС актуальный коэффициент добычи. Далее база налогообложения умножается на необходимые коэффициенты.
  2. Подсчет налога для драгоценных металлов. Данный вид ископаемых характеризуется применением процента от стоимости чистого сырья или конечной цены после выхода на рынок. Определив точную налоговую базу её следует умножить на ставку в соответствии с налоговым кодексом.

Наиболее широко применяемая формула состоит в следующем: итоговая стоимость добытого материала умножается на ставку налогообложения. При расчетах стоит помнить о вычете применяемого НДС.

Пример подсчета:

Предприятие за отчетный период добыло серебряную руду в объеме 10000 тонн. На рынке стоимость данной руды равняется 650 руб. НДС в данном случае составит 118 руб. Имея основные цифры, предприниматель руководствуется такими методом подсчета: 650 – 118 = 523. Затем 532 * 10000 = 5320000. Далее получившуюся цифру умножаем на ставку 5320000 * 6,5% = 345800 руб.


Заполнение декларации

Декларация представляет собой бланк из трех разделов. Плюс к ним идет дополнительный лист для заполнения сотрудником ФНС. Декларация по НДПИ – это документ отчетности налогоплательщика перед органами налоговой инспекции. Вести отчет необходимо каждый месяц, за несвоевременную подачу документа, к субъекту хозяйствования могут применяться санкции в виде штрафа.

Подается такой отчет по месту выполнения работ по добыче ПИ. В нем указывается основная информация о предприятии, присвоенный код для добычи конкретных ископаемых, подсчитанная сумма платежа за последний отчетный период, также прикладывается сам расчет платежа.

Специальные строки необходимо заполнять следующим образом:

  • первый раздел с информацией о сумме налога. Результаты подсчетов вписываются в самом начале, но удобней его заполнить после заполнения всех остальных пунктов. Поскольку первый раздел включает всю основную информацию с последующих пунктов;
  • второй включает в себя расчеты для нефтедобытчиков. Данные субъекты заполняют всю основную информацию о лицензии, о ценах нефтяного сырья, особенности её добычи;
  • третий раздел предназначен для газовой промышленности. Указывается стоимость газа, цена транспортировки, условия добычи и другая информация;
  • четвертый пункт предусмотрен для работ на морском шельфе и подобных месторождениях. В нем отображается начало работ по добыче, информация о добываемом сырье, стоимость налоговой базы и соответствующие расчеты ;
  • пятый раздел универсальный, применяется для всех оставшихся ПИ. Также как и предыдущие разделы заполняется основной информацией о добытчике, лицензии, сырье, условиях работы и актуальных показателях;
  • шестой предназначен для внесения данных о стоимости за единицу ПИ;
  • седьмой служит для информации об угольной промышленности.

Отсутствие деятельности на протяжении отчетного периода не освобождает лицо от выполнения обязанности отчитываться. В таком случае предприниматель должен сформировать нулевую отчетность и направить её в налоговую службу.

Субъектам, получившим лицензию и приступившим к добыванию ископаемых, следует готовиться к отчетности только на следующий месяц. Нынешнее высокотехнологичное время позволяет подавать отчеты в электронной форме. Для этого предварительно стоит пройти регистрацию на сайте ФНС.

Анализируя вышеописанное, отметим, что существуют разные подходы в расчете налоговой базы. Налоговый кодекс также содержит множество ставок, предназначенных для различных типов сырья. Прежде чем отчитаться перед налоговой инспекцией предприниматель должен фундаментально изучить особенности отчетности для своего бизнеса.

Подробнее о порядке исчисления налога смотрите ниже на видео.

Налог па добычу полезных ископаемых (НДПИ) был введен в действие в 2002 г. гл. 26 НК РФ. Размеры поступлений от НДПИ в федеральный бюджет весьма значительны и занимают второе место после НДС. Это обусловлено тем, что добывающие отрасли составляют в экономике России существенную долю.

Следует отметить, что НДПИ выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую. Так, для поддержки нефтедобывающей отрасли и стимулирования освоения новых провинций, использования новых технологий для повышения нефтеотдачи пластов в традиционных регионах добычи нефти были введены нулевые налоговые ставки.

Существующий порядок исчисления НДПИ в нефтегазодобыче учитывает условия разработки месторождений полезных ископаемых - добыча полезных ископаемых может осуществляться и из низкодебитных и высокообводненных нефтяных скважин с применением прогрессивных методов добычи. Недропользование - объективно постадийный (при воспроизводстве минерально-сырьевой базы) и поэтапный (при разработке месторождений) процесс, включающий региональные геологические исследования, поиски, оценку, разведку, опытно-промышленную эксплуатацию, доразведку, промышленную добычу полезных ископаемых. Финансово-экономические показатели освоения месторождения изменяются в процессе эксплуатации. Максимальные затраты недропользователь несет на начальном этапе освоения месторождения и завершающем этапе поддержания падающей добычи. Поэтому необходимы экономические стимулы на этих этапах жизненного цикла нефтедобывающего предприятия. В противном случае освоение и разработка новых месторождений либо становятся неэффективными, либо сопряжены с большими финансовыми рисками. В связи с этим платежи при пользовании недрами должны быть разными на каждой стадии воспроизводства минерально-сырьевой базы и на каждом этапе разработки месторождения, что, естественно, невозможно при установлении твердой ставки налога. Поэтому введены корректирующие коэффициенты к ставке НДПИ в зависимости от условий добычи нефти.

ИЗ ИСТОРИИ

Правовую природу НДПИ относят к таким доходным источникам бюджета, как регалии. Изначально регалии определялись как казенные (государственные) предприятия, к которым относились и так называемые горные регалии, включающие добычу полезных ископаемых. Постепенно горные регалии, не устраняя частного пользования недрами, приобрели исключительно фискальное значение.

Само право государства взимать налоги относится к суверенным правам государства, так называемым регалиям в широком смысле, т.е. к правам, вытекающим из существа государства и составляющим неотъемлемую принадлежность верховной власти, таким как право творить суд, устанавливать ответственность за правонарушения и т.д. В узком смысле слова регалии - это такие права частноправового характера, которые изымаются из сферы приобретения частными лицами и берутся исключительно в руки государства. Юридическое различие между регалиями в широком и узком смысле слова коренится в природе нрав, которые лежат в основании регалии. Регалии в широком смысле основаны на правах публичной власти, регалии в узком смысле основаны на присвоении государством прав, которые без ущерба для суверенитета государства могут принадлежать не только государству, но и частным лицам .

Во Франции и в Пруссии уже в XIX в. существовал НДПИ. Во Франции он назывался "постоянный налог" и "пропорциональный". При этом постоянный налог взимался с площади, занимаемой недропользователем, а пропорциональный - с дохода от добычи полезных ископаемых. Причем оценка дохода производилась особыми комитетами на основании правил, изданных в 1874 г. В Пруссии согласно горному уставу 1865 г. горные промыслы были обложены 2%-м налогом с валового дохода, который оценивался ежегодно.

В Англии "регальное право было постепенно сведено к полицейскому наблюдению за работами в рудниках и к обложению горного промысла подоходным налогом на общем основании, принимая, однако, во внимание, что горный промысел по характеру своему неизбежно хищнический: добываемые продукты не нарастают вновь, и эксплуатируемая площадь из года в год истощается до полного обесценивания, так что в состав дохода непременно входит и часть капитала" .

В советский период право природопользования являлось социалистическим, т.е. производным от права государственной собственности на недра, и осуществлялось через систему государственных народно-хозяйственных планов. Пользование объектами природы, в том числе недрами, являлось бесплатным.

Реформы конца 1980-х - начала 1990-х гг. радикально меняли государственную и налоговую политики в сфере недропользования. В российской налоговой истории платность недропользования была введена в 1991 г., после того как был принят Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах". При этом платежи, связанные с использованием природных ресурсов, так же как и в советское время, были неощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства.

До 2001 г. налоговая система включала в себя отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также многочисленные платежи за природные ресурсы, установленные Законом РФ "О недрах" и включенные в налоговую систему. При этом важнейшие положения налогообложения недропользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении платежей, взимаемых при пользовании природными ресурсами. Объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, налоговые льготы устанавливались межведомственными инструкциями. По плате за пользование недрами ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение платежей в бюджет не только в денежной форме, но и в натуральной форме, т.е. добытыми полезными ископаемыми .

НДПИ закрепил основные элементы налогообложения. Причем понятие "полезное ископаемое", применяемое в НК РФ, отличается от аналогичного понятия, используемого законодательством о недропользовании. Понятие "полезное ископаемое", используемое в законодательстве о налогах и сборах, шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Дело в том, что из одного минерала может быть произведено много видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Нельзя не отметить, что НДПИ довольно часто применяется в мировой практике в территориально небольших странах, в которых природные различия месторождений незначительны, в то время как Россия имеет огромную территорию и месторождения очень сильно различаются между собой.

НДПИ по экономической сущности представляет собой механизм изъятия абсолютной ренты, порождаемой недропользованием в тех странах и в том случае, если рентабельность подавляющего числа предприятий добывающей отрасли выше рентабельности предприятий других отраслей производства в данной конкретной стране.

Использование же ренты на природные ресурсы, в частности на добычу полезных ископаемых, как налогооблагаемой базы имеет следующие преимущества: 1) облегчается начисление налогов (оценить ренту легче, чем доходы);

2) налогообложение становится более справедливым, так как рента - это непроизводственный доход; 3) налог на ренту меньше искажает экономику, так как налогом облагается сверхприбыль, а не труд.

Таким образом, установление и введение в действие с 1 января 2002 г. НДПИ упорядочило систему налогообложения природных ресурсов в России, были законодательно разделены налоги и многочисленные неналоговые платежи за пользование природными ресурсами, регулируемые не законодательством о налогах и сборах, а законодательством о природопользовании. НДПИ реализовал рентный принцип налогообложения в этой сфере .

Налогоплательщиками НДПИ в ст. 334 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Пользователи недр определяются в соответствии с Законом РФ "О недрах".

НК РФ в ст. 336 определяет в качестве объекта НДПИ следующие полезные ископаемые:

  • 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией России (а также арендуемых у иностранных государств или используемых па основании международного договора), на участке недр, предоставленных налогоплательщику в пользование.

При этом не признаются объектом налогообложения НДПИ:

  • 1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся па государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • 2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
  • 4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • 5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • 6) метан угольных пластов.

Налоговая база НДПИ количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку к ней непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. Налоговая база по НДПИ в соответствии со ст. 338 НК РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых , за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Полезным ископаемым в соответствии с п. 1 ст. 337 Н К РФ признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. З ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

При определении добытого полезного ископаемого ключевым моментом является то, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, соответствующая стандарту качества. Кроме того, полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок) .

Используемое в законодательстве о налогах и сборах понятие "полезное ископаемое" шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Это объясняется тем, что из одного добытого минерала может быть произведено несколько видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Перечень полезных ископаемых, которые учитываются на государственном балансе, определяется Порядком постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.09.2012 № 265. При этом в целях налогообложения в НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

Добытое полезное ископаемое - полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, извлеченное из отходов (потерь) добывающего производства, а также добытое из недр за пределами территории РФ, признаваемое объектом налогообложения по НДПИ.

Группировка добытых полезных ископаемых по видам приведена в п. 2 ст. 337 НК РФ. Перечень полезных ископаемых остается открытым, и для решения вопроса о признании продукции полезным ископаемым необходимо руководствоваться определением, данным в п. 1 ст. 337 НК РФ.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

При определении единицы измерения количества добытого полезного ископаемого следует иметь в виду, что если, например, оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 т, то количество добытого полезного ископаемого определяется в тоннах. Если оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 куб. м, то количество полезного ископаемого определяется в кубических метрах.

В случае разногласий с налогоплательщиком по определению продукции добывающих отраслей промышленности, признаваемой полезным ископаемым для конкретного месторождения, налоговый орган вправе запросить органы государственного горного надзора о продукции и стандарте качества, которые для данного месторождения соответствуют техническому проекту разработки данного месторождения.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено НК РФ. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого и изменяется только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи.

НК РФ в ст. 340 устанавливает, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Если налогоплательщик применяет первый способ оценки, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Третий способ оценки используется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого. При этом способе расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Налоговый период НДПИ, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства, установлен как календарный месяц.

Налоговые ставки по НДПИ определены в ст. 342 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты НДПИ . Сумма НДПИ по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии со ст. 343 НК РФ по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя

Сроки уплаты НДПИ. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Необходимо отметить, что обязанность предоставления налоговой декларации у налогоплательщиков НДПИ возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.