Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Влияние государства на развитие коммерческих банков. Денежно-кредитная политика государства

Хотя племена славян и англов, саксов, норманнов, варягов образовались приблизительно в одно и то же время, после Великого Переселения Народов (II век н.э.), по ряду причин образование сильного государства на Руси началось с X века, но зарождение монет произошло много раньше. На нашей территории чеканка монет, серебряных и золотых, восходит к временам князя Владимира I (Киевская Русь, конец Х- начало ХI вв.). В «Русской Правде» металлические деньги продолжали называться, как я уже отмечала, «кунами», но появляются уже и серебряные «гривны». В XII - XV вв. князья пытались чеканить свои «удельные» монеты. В Новгороде имели хождение иностранные деньги - «ефимки» (от «иохимсталеров» - серебряных немецких монет).

В Московском княжестве инициатива чеканки серебряных монет принадлежала Дмитрию Донскому (ХIV в.), который начал переплавлять в русские «гривны» татарскую серебряную «деньгу». Иван III (конец XV в.) установил, что право чеканки монет должно принадлежать лишь «старшему» из князей, держателю Московского престола. При Иване Грозном произошло первое упорядочение российской денежной системы. В начале его княжения в Московском государстве свободно обращались «московки» и «новгородки», причем первые по своему номиналу равнялись половине «новгородки».

В начале XVII века на Руси установилась единая денежная единица - копейка (на монете был изображен всадник с копьем), весившая 0,68 грамм серебра. Это примерно соответствовало весу «новгородки»; продолжали чеканить и «московки», и «деньгу» в виде полкопейки, а также «полушки» - четверть копейки. Кроме того, в счетную систему были введены рубль, полтина, гривна, алтын, хотя чеканка серебряного рубля стала правилом лишь при Петре I. Золотые деньги - «червонцы» появились в России с 1718 года. Выпуск князьями неполноценных монет, порча серебряных гривен путем их обрезания, появление «воровских» денег вели к повсеместному исчезновению полновесных монет, волнениям среди населения («медный бунт» при царе Александре Михайловиче в середине XVII в.).

Пытаясь найти выход из трудностей, правительство начало чеканить медные деньги, придав им принудительный курс. Как следствие, стала расти рыночная цена серебряного рубля по сравнению с номиналом, исчезновение серебра из обращения и его сосредоточение у ростовщиков и менял, общее повышение товарных цен. В конце концов, медные деньги были изъяты из обращения. В конце XVII в. вес серебра в рублевых монетах был уменьшен на 30 %. В России вплоть до XVII в. собственная добыча благородных металлов почти отсутствовала поэтому, монетные дворы, ставшие в XVII в. монополиями государства, переплавляли иностранные деньги. Согласно «монетарной регалии» Петра I был наложен жесткий запрет на вывоз из страны слитков драгоценных металлов и полноценных монет, между тем как вывоз порченой монеты разрешался. Итак, золото и серебро стали основой денежного обращения. Биметаллизм сохранялся вплоть до конца XIX века. Однако, в Европе XVIII - XIX вв. золотые и серебряные монеты ходили в обороте, платежах, и прочих операциях наряду с бумажными деньгами. Основой денежной системы Древней Руси стала гривна, весовая единица, древняя славянская денежная, служащая для измерения золота и серебра. Золотые, серебряные, бронзовые гривны употреблявшиеся женщинами в качестве украшения в виде обруча, носимые на шее (на «загривке»- отсюда и название) впоследствии стали основной денежной единицей Руси. Вот яркий пример огромного влияния женщин на жизнь общества, его развитие. С вопросом о весе гривны обычно связывают и вопрос о ее происхождении. Если видеть в ней «русский фунт», либо его половину, значит, гривна восходит к древнему месопотамскому фунту, заимствованному Русью и сохранившимся у нас до введения метрической системы. Но в кладах обнаруживают слитки разного веса. Некоторые исследователи пришли к заключению, что вес гривны изменяется в зависимости от того, какая страна имела наибольшие торговые связи с данной местностью.

Смена влияния Востока, Византии и Запада последовательно влияла на вес гривны (арабская унция, византийская литра, западная марка). Первой русской гривной принято считать киевскую шестиугольную гривну, вес которой колеблется от 34 до 39 золотников. Вначале разделения гривны не было, но затем в древней литературе появились названия «гривна серебра» и «гривна кун». Первое упоминание о гривне кун встречается в Ипатьевской летописи в 1287 году. Вопрос о том, что являет собой гривна кун, в чем состояло ее отличие от гривны серебра, является одним из спорных вопросов истории денег на Руси. Период с XII по XIV век вошел в историю России как «безмонетный». На северо-востоке Руси появляются татарские монеты. С XIII века, после попадания русских земель под монгольское иго, развитие монет пошло двумя путями. С XIV века в юго-западных землях появляются: пражский грош, денарий, квартник, полугрош, шеляг и другие западные монеты. Тогда же на северо-востоке Руси началась чеканка русских монет. Деньга или деньга появилась как монета в конце XIV века в Москве, затем и в других русских княжествах. Из гривны серебра (204 г) чеканили 200 денег, составляющих московский счетный рубль.

Кроме денги чеканились полуденьги (полушки), в Новгороде и Пскове - четвертица, т.е. 1/4 деньги. В юго-западных землях появляются: пражский грош, денарий, квартник, полугрош, шеляг и другие западные монеты. Тогда же на северо-востоке Руси началась чеканка русских монет из серебра и меди. Иван III - мудрый и великий государь - установил единую монету для всего государства с надписями на монетах «Оспадарь всея Руси». Большое ухудшение монеты в Московском княжестве произошло при Василии Темном и позднее, в XV-XVI веках, с появлением многочисленных обрезанных и поддельных монет. Возникла необходимость в реформировании и унификации денежной системы. После реформы Елены Глинской в 1534 году и присоединения Новгородского княжества к Московской Руси закрепилась общегосударственная денежная система, основу которой заложили Иван III и Василий III. Был учрежден монетный двор, монетная стопа была значительно снижена. Вместо 260 новгородок было положено чеканить 300. Однако ухудшение монеты наблюдалось и в последствии, в XVII веке.

В 1620 году вводится новый чекан, на четверть более легкой монеты. Рубль новой чеканки становится равен 10 английским шиллингам вместо 14. В середине XVII века финансовое состояние России под влиянием многочисленных войн было очень тяжелым. Важнейшим источником получения прибыли была внешняя торговля. Вырученные в ходе ее иоахимталеры (ефимки) перечеканили в русскую монету, содержащую меньше серебра. В условиях войны с Польшей правительство выпускает медные деньги с принудительным курсом, которые очень быстро вытеснили из обращения серебро. Но медные деньги легко подделывались, и, обесценившись, они вызвали Медный бунт 1662 года, после которого медные деньги были выкуплены по цене «за рубль медных денег две серебряные деньги».

Данный период, прежде всего, характеризуется развитием кредитно-бумажных денег и вытеснение ими металлических монет. Для правильного восприятия изложенного ниже материала необходимо дать определения и разъяснения некоторым экономическим терминам и понятиям, таким как «бумажные деньги» и «кредитные деньги». Правовую основу современной денежной системы России составляет Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002), согласно которому:

  • 1) Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения.
  • 2) Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.
  • 3) Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
  • 4) Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются в виде наличных или безналичных денег.

В конституции Российской Федерации, в ст. 114, записано, что правительство России «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики», а в ст.71, определяющей разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами, зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки», а также «федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы». С конца 70-х годов денежная система страны дестабилизируется.

Национальная денежная единица - рубль оказалась в расчетах на территории СССР, а затем России, потесненной иностранными валютами, в первую очередь, долларом. О расстройстве денежной системы говорит резкое изменение масштаба цен. В результате их роста покупательная способность упала. Резко возросла денежная масса. Необходимость решения проблем стабилизации финансового рынка вылилось в либерализацию цен. Кризисные события, наблюдавшиеся в американской финансовой системе во второй половине 2008 г и отразился на многих странах. Если следовать старой марксисткой теории, то к 2008 г. сформировались условия для циклического кризиса: перенакопление в ходе интенсивного подъема, усиление отраслевых дисбалансов, повышение инфляции.

Можно утверждать, что подъем утратил свою устойчивость в августе 2007 г., когда затяжной кризис в секторе жилищного строительства США стал переходить в кризис ипотеки и распространяться на финансовый сектор. Именно в этот период начался взлет цен на нефть, металлы и продовольствие, а Россия испытала первый шок ликвидности. Высокие темпы экономического роста в мире с начала 2000-х годов на фоне глубоких дисбалансов в сфере сбережений и накопления. В текущем цикле обострились системные проблемы в функционировании глобальной финансовой системы. С одной стороны, огромный накопленный отрицательный платежный баланс в США и в ЕС, а с другой - растущее положительно сальдо развивающихся стран, исчисляемое в триллионах долларов, или около 1,2% мирового ВВП. Поток сбережений из развивающихся стран - в основном Китая, Индии, стран - экспортеров нефти и России - составлял в последнее десятилетие примерно 1% нормы накопления развитых стран, компенсируя нехватку собственных сбережений. Российский финансовый кризис: взрыватель чужой, но пороховой. Подъем в российской экономике в 1999-2008 гг. базировался на использовании преимущественно старых мощностей, определенного запаса рабочей силы, что обеспечило условия для высоких темпов роста при низкой норме накопления в 18-19% ВВП.

Опора на самофинансирование, низкая капитализация банковской системы, серьезное отставание развития рынка корпоративных облигаций не позволяли активнее национальные сбережения. Вложения в основной капитал определяют капиталоемкость экономики и выступают базой ее модернизации. Наращивание инвестиций - одна из первоочередных задач для поддержания высоких темпов экономического роста. В последние годы динамика инвестиций в России существенно ускорилась и в 2007 г. превысила 20% в реальном выражении. Сохранение высокой инвестиционной активности и резкий рост инвестиций в основной капитал - важный приоритет государственной экономической политики. Вместе с тем нередко упускается из виду вопрос об источниках финансирования вложений, их структуре, стоимости привлечения и устойчивости финансовых потоков. Поданным за 2007 г., около 42% инвестиций в основной капитал России финансировалось за счет собственных средств предприятий, тогда как в 2000 г. эта доля достигала 50%. Даже при самых благоприятных условиях собственные ресурсы предприятия ограничены размерами текущей прибыли и амортизации. Если норма прибыли на осуществляемые инвестиции выше стоимости привлечения капитала, то рационально заимствование средств из внешних источников.

Сохранение высоких темпов инвестиционной активности фактически подразумевает их расширенное использование. Отметим, что в большинстве стран мира бюджетные инвестиции не превышают 3-4% ВВП, а в российских условиях особенно обоснованы сомнения в их экономической эффективности по сравнению с вложениями частного сектора. На фоне подъема 2000-х годов целый ряд проектов не получал финансирования, причем главным образом в области инфраструктуры и машиностроения; для них требовались прежде всего долгосрочные облигационные займы.

В 2007-2008 гг. была создана система поддержки ликвидности банков, но меры, направленные на переключение экономических агентов на внутренние источники финансирования, не принимались. В целом Россия встретила мировой финансовый кризис с большими государственными резервами и слабой финансово-кредитной системой. В острой фазе кризиса крупнейшие финансовые группы оказались в зависимости от государства, поскольку увязли в краткосрочном заимствовании за рубежом под залог своих быстро падавших в цене акций. Руководство страны встало перед нетривиальным институциональным выбором: позволить иностранным держателям залогов получить контроль над огромной долей российских активов или платить за частный бизнес. Выбор в пользу второго пути дал государству огромные рычаги в национальной экономике - намного больше, чем могли мечтать любые сторонники ренационализации.

Нестабильность на мировых финансовых рынках заставила многих международных инвесторов выводить свои средства с рынков других стран, акции которых стали также заметно снижаться. Это в большой степени коснулось и российского рынка. Однако меры оперативной антикризисной поддержки должны сочетаться с целенаправленной и системной политикой по созданию необходимых структурных основ на самом рынке, которые сделали бы его менее подверженным воздействию внешних шоков. Кризис высветил слабости российского фондового рынка, подчеркнув актуальность вопросов о формировании его более широкой национальной основы, об уменьшении спекулятивной направленности, увеличении внутренних источников фондирования, способных обеспечить его устойчивость в условиях внешней нестабильности и ограничений международной ликвидности.

Дополнительная монетизация экономики в условиях открыто к внешнему рынку системы финансовых потоков также влечет за собой новые риски. Здесь, конечно, надо иметь в виду возможный рост инфляции, но еще важнее, чтобы ресурсы поступающие в финансовую систему, направлялись в реальный сектор, а не оставались в ней в качестве страхового инструмента. Кроме того нужно минимизировать риски оттока рублевых средств на валютный рынок с последующим давлением на валютный курс и увеличением курсовых колебаний. В этих целях можно использовать различные нормативы и стимулы, фактически предполагающие создание механизмов управления финансовыми потоками.

Историческая роль государства в денежной системе

Замечание 1

Главная задача государства не меняется на протяжении долгого времени – это выпуск денег.

В момент становления денежной системы, как целостного механизма, государство занималось изготовлением монет. Задача состояла в изготовлении определенного количества слитков, одинаковых по весу, с обязательным размещением на них штампа, характеризующего знак государственного выпуска. С течением времени эта задача осталась неизменной, вместе с тем функции и влияние государства на денежную систему заметно расширились.

Позже стал развиваться обмен различных момент друг на друга и появились параллельные стандарты в форме двух денежных систем – золотых и серебряных денег.

Таким образом, еще двести лет назад государство уже осуществляло следующие функции: контролирующая (поставляя кусочки металла определенного веса и ставя на них штамп), законодательная (придавая статус законного платежного средства выпущенным монетам), судебная (применяя соответствующие положения законодательства)

Изменения в функциях государства

С того времени степень государственного воздействия на экономику значительно увеличилась, вместе с тем даже сейчас государство не имеет такой власти, чтобы делать с деньгами все, что ему захочется. Однако в данный момент государство в большей мере является покупателем и продавцом, нанимателем, а также получателем налоговых отчислений.

Одной из специфических функций государства в роли официального контролера чеканки и по сей день является право изменять характеристики денежных заместителей, выпускаемых в обращение и, тем самым, воздействовать на выбор денежного товара.

Замечание 2

Таким образом, государство, меняя характеристики денежных заместителей, лишает их статуса требований на деньги, погашаемых по предъявлении, и, благодаря финансовым ресурсам, позволяющим ему нести затраты, связанные с реформой денежного обращения, в определенных обстоятельствах может заставить сообщество отказаться от одной разновидности денег и перейти на другую.

Воздействие государства на денежную систему также определяется полномочиями в сфере принятия законодательства и свершения правосудия. С помощью закона государство оказывает решающее воздействие на выбор коммерческого средства обмена. Вместе с тем, также бытует мнение, что государство не в состоянии повлиять на выбор общего средства обмена, так как он определяется исключительно в процессе коммерческих сделок.

Введение монополии на изготовление монет

Каждое государство запретило пользоваться на территории своей страны денежными единицами других государств. Таким образом, оно установило своего рода монополию на изготовление монет и законодательно установило обязанность граждан использовать определенные денежные единицы в качестве узаконенного платежного средства. Это действие позволило государство поставить под контроль всю денежную систему.

Установив монополию, государство ввело особое название для своей денежной единицы. Со временем имя монеты перестало ассоциироваться с ее весом. Все государства перестали называть свои деньги «по весу» (граммами или гранами) и ввели для них собственные имена: доллары, марки, франки и т.д.

Формирование доходов государства

В условиях рыночных отношений чтобы получить деньги, необходимо совершить обмен товарами или услугами. Вместе с тем государство наделено полномочиями выпускать деньги и обменивать их на необходимые товары и услуги, что в свою очередь приводит к возникновению инфляции.


Влияние электронных денег на денежную систему является предметом пристального внимания современной экономической теории. Электронные деньги оказывают влияние на объем и скорость обращения денежной массы, эмиссионный доход центральных банков.
При анализе влияния электронных денег на объем и скорость обращения денежной массы можно говорить о двух теоретических взглядах.
  1. Если считать, что денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству, то новые формы денег только изменят масштаб денежной массы, ее меру, единицу измерения, принципиально не меняя ее общего объема.
  2. Если исключить из определения денежной массы частные платежные средства, то по мере вытеснения физической наличности электронными деньгами последние начинают эффективно контролировать часть денежной массы. Центральному банку в данном случае придется применять меры по пересмотру денежных агрегатов, включив в них электронные деньги, эмитируемые отечественными и зарубежными финансовыми институтами. Чтобы получить объективный ответ, необходимо провести анализ нескольких факторов.
Опасение, что в случае бесконтрольной эмиссии электронных денег произойдет резкое увеличение денежной массы и ускорение темпов инфляции, представляется, на наш взгляд, вполне оправданным. Одной из превентивных мер может быть привязка размера эмиссии электронных денег к размеру привлекаемых вкладов до востребования с установлением специального норматива мгновенной ликвидности, а также введение обязательного резервирования в размере эмиссии. При этом число эмитентов должно быть ограничено в целях облегчения контроля со стороны Центрального банка, а в отношении этих организаций должен применяться мониторинг в режиме реального времени.
Использование электронных денег может привести к резкому увеличению скорости денежного обращения, что приведет к росту инфляции даже без увеличения объема денежной массы. В то же время платежная система не существует сама по себе, а обеспечивает сделки хозяйственного оборота. Поскольку в настоящее время использование электронных денег рассчитано на осуществление розничных платежей, то результат от повышения эффективности расчетов ниже риска инфляции. Вместе с тем использование электронных денег при расчетах на денежных рынках может способствовать повышению их нестабильности. Одним из способов избежания подобного риска является введение института уполномоченных эмитентов и посредников при операциях на денежных рынках.
Как влияет появление электронных денег на эмиссионный доход центральных банков? Широкое замещение наличных денег электронными может привести к потере эмиссионного дохода (сеньоража) центральных банков, хотя его снижение до уровня, не обеспечивающего покрытие издержек на эмиссионные операции Центрального банка, будет продолжаться достаточно длительный период времени\". В этом случае у центральных банков имеется два основных способа предотвращения потери эмиссионного дохода: монополизация эмиссии электронных денег или расширение нормативов обязательных резервов. Кроме того, некоторые исследователи, прогнозируя негативное влияние частной эмиссии электронных денег на эмиссионный доход государства, полагают, что целесообразно предусмотреть уплату процентов эмитентом по суммам, привлеченным в результате эмиссии электронных денег.
Существует три основных метода оценки влияния электронных денег на эмиссионный доход государства: по средней стоимости, хранимой на картах; по деноминированной стоимости; по потребности в наличных деньгах. Анализ статистических данных эмиссионных доходов и расходов центральных банков показывает, что если каждый индивид является держателем электронных денег в размере суммы, эквивалентной 100 долл., падение эмиссионного дохода (в процентах к ВВП) составит: во Франции - 0,03%, в Германии - 0,03, в Японии - 0,01, в Англии - 0,05, в США - 0,03%. Если электронные деньги замещают все банкноты, деноминированные до 25 долл., то процентное отношение выглядит следующим образом: во Франции - 0,08%, в Германии - 0,06, в Японии - 0,06, в Англии - 0,14, в США - 0,14%. Если же электронные деньги замещают всю денежную наличность до 25 долл., то процентное отношение составит: во Франции - 0,07%, в Германии - 0,06, в Японии - 0,04, в Англии - 0,10, в США - 0,09%.
Поскольку в отношении электронных денег в развитых странах не применяются единые принципы надзора за их эмитентами, может проявиться тенденция использования электронных денег вместо совершения банковских операций, подпадающих под резервирование в соответствии с требованиями Центрального банка. Такой обход пруденциальных норм оказывает негативное влияние на баланс Центрального банка. В целях предотвращения этого влияния эмиссия электронных денег может быть взята Центральным банком под свой контроль, в частности, увеличен размер обязательных резервов с учетом сумм эмиссии электронных денег, которая может быть включена в число операций, подпадающих под резервирование, или могут быть выпу-
щены или определены категории ценных бумаг, в которые должно осуществляться обязательное вложение средств по эмиссии.
  1. Проблемы развития электронных денег
Внедрение электронных денег связано с экономической и технологической неопределенностью относительно их будущего. Следует отметить, что внедрение электронных денег направлено, в первую очередь, на замещение платежей наличными деньгами и чеками. Однако внедрение электронных денег может также повлиять на интенсивность использования в розничных платежах кредитных и дебетовых карточек. Важно определить, какие именно факторы оказывают наибольшее влияние на решения хозяйствующих субъектов об использовании электронных денег.
Очевидно, что в будущем для успешной работы электронные деньги должны обеспечивать дополнительные выгоды главным субъектам экономи-f ческих взаимоотношений: потребителям, торговым точкам, банкам и эмцтен/ там электронных денег (денежным посредникам). Выгоды могут быть рднЦ- моментными и непосредственными. Например, электронные деньги будут более удобными или дешевыми в использовании. Выгоды могут также быть долгосрочными и стратегическими. Например, торговые точки будут использовать внедрение электронных денег как часть общей маркетинговой стратегии по внедрению новых платежных технологий для стимулирования продаж, даже если их использование не будет иметь серьезного финансового значения.
С учетом сказанного выше можно выделить следующие факторы, влияющие на решение потребителей: 1) большие удобства использования и меньшие издержки обращения; 2) безопасность и конфиденциальность расчетов. Потребители ожидают, что электронные деньги не только будут сокращать их издержки, но и будут удобными. Однако новые средства платежа вряд ли смогут повлиять на объемы расходов домашних хозяйств. Если больший объем торговли будет вестись с использованием электронных платежей, то уменьшится объем расчетов с использованием традиционных средств платежа, таких, как наличные деньги, чеки, кредитные и дебетовые карточки. В случае расчетов между бизнесменами ситуация несколько отличается. Если электронные деньги окажутся более дешевыми или удобными в использовании, чем традиционные формы денег, то бизнесмены смогут увеличить объем оборотных средств и свои совокупные доходы.
Все пользователи электронных денег столкнутся с той же проблемой, что и пользователи традиционных форм денег, - необходимостью обеспечения безопасности и конфиденциальности расчетов. В случае со смарт-картами подавляющее большинство финансовых институтов, планирующих выпускать карты, являются банками. Следовательно, за смарт-картами или номерами электронных счетов клиента стоят активы банков, входящих в такую ассоциацию. Но обладают ли денежные средства, которые стоят за этими картами, защитой, адекватной защите сберегательных и чековых счетов застрахованных, нацример, в США Федеральной страховой корпорацией? По всей видимости, нет, поскольку в США на такие счета обязательное федеральное страхование не распространяется.
Мошенничество, существующее в традиционной системе платежей, вероятно, будет существовать в предлагаемых системах будущего. Вопрос обеспе-
чения безопасности и конфиденциальности расчетов с использованием электронных денег может быть эффективно решен посредством разработки специального законодательства и выработки единых стандартов осуществления безопасных расчетов.
На решение торговой точки по поводу использования электронных методов платежа влияют следующие факторы: а) увеличение объемов продаж; б) сокращение издержек; в) выгодные условия договоров.
Торговые точки ожидают, что существует значительное число потребителей, которые не могут сделать покупку только из-за того, что она не работает с конкретной платежной системой. В случае если достаточно большое число потребителей используют конкретную платежную систему, конкуренция может побудить торговую точку к капиталовложениям, необходимым для установления оборудования данной платежной системы. Так, угроза потери потенциальных потребителей, которые не используют в своих расчетах наличные деньги, привела к тому, что многие операторы автоматов по продажам мелких товаров стали устанавливать специальные устройства, принимающие пластиковые карты. Подобная ситуация происходит и в электронной экономике, где наравне с использованием в качестве средства оплаты пластиковых карт все активнее применяются различные виды электронных денег. Главное, чтобы возросшая прибыль от дополнительных продаж перекрывала возросшие расходы, возникающие при внедрении новых методов платежа.
Дополнительные продажи являются не единственным преимуществом электронных денег, они могут повлиять и на сокращение издержек. Например, управление наличными является дорогим, медленным и небезопасным процессом. Системы, которые позволят сократить использование наличных денег, смогут сократить издержки обращения, хотя они наверняка увеличат капитальные издержки. От того, позволят ли новые формы платежа сократить суммарный объем издержек в течение краткосрочного периода, будет зависеть желание торговых точек их использовать.
Внедрение электронных денег приводит к появлению дополнительных обязательств, рисков и издержек. Например, продажи, осуществленные с использованием электронных денег, могут быть оспорены уже после того, как трансакция была осуществлена. Поэтому для работы с электронными деньгами торговые точки и эмитенты должны будут заключить новые контракты, в которых будут прописаны права, обязательства и риски торговых точек и эмитентов электронных денег. Принятие торговой точкой новой системы расчетов будет зависеть от условий таких контрактов (доходности и рисков). Конкретные условия контракта являются важными факторами в определении успеха новых методов платежа.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на решение эмитентов электронных денег по поводу выпуска электронных денег: 1) электронный сеньораж; 2) низкие трансакционные издержки; 3) завоевание доли на финансовом рынке.
В результате выпуска электронных денег эмитенты получают эмиссионный доход. Величина этого дохода напрямую связана с объемом эмиссии электронных денег. Поэтому эмитенты электронных денег заинтересованы в росте объемов эмиссии.
Поскольку издержки трансакции наличными деньгами являются очень низкими в сравнении со стоимостью покупки, для массового использования электронных денег эмитенты электронных денег должны будут значительно снизить издержки их использования. Сегодня средняя стоимость трансакции электронными деньгами в США составляет около 15 центов, но даже такая низкая стоимость может составлять достаточно высокий процент, например, от стоимости электронной услуги за 1 долл.
Эмитенты электронных денег также стремятся захватить возможно большую долю рынка трансакций, которые в настоящий момент осуществляются наличными или депозитными деньгами. Завоевание доли на финансовом рынке может позволить эмитентам электронных денег предоставлять и другие финансовые услуги, конкурируя за денежные ресурсы с другими финансовыми институтами.
Первые системы электронных денег в значительной степени оказались невостребованными. Прежде всего, они не были удобными. Потребителям необходимо было иметь специальное программное обеспечение и использовать сложные протоколы совершения трансакций. Кроме того, первые системы электронных денег часто не обеспечивали анонимности трансакций. Практически все системы первого поколения функционировали в рамках закрытого обращения, что заранее ограничивало универсальность их использования. Потребители могли потратить свои электронные деньги только в очень ограниченном количестве торговых и сервисных точек. Поэтому в отличие от прогнозов 1998 г., согласно которым к 2002 г. платежи электронными деньгами должны были составлять 41% от общего объема онлайновых платежей, их реальная доля в развитых странах сегодня не превышает 5% (рис. 3.3).
В настоящее время активно разрабатываются платежные системы электронных денег второго поколения. В их основе заложены повышенные требования к удобству данных систем для конечных пользователей, к их анонимности и универсальности. Многие компании при внедрении электронных денег широко используют поощрительные программы. Кроме того, большинство современных систем электронных денег поддерживает проведение микроплатежей. Некоторые из них обладают свойством оффлайновой совместимости, другие - разменностью и портативностью. Наиболее успешной системой нового поколения электронных денег в широком смысле являются PayPal.
В целом электронные деньги находятся лишь на начальном этапе своего развития. Данный этап характеризуется значительной технической сложностью и дороговизной платежных систем на основе электронных денег, либерализацией регулирования деятельности кредитных организаций и возрождением конкуренции в денежной сфере. Современное развитие электронных денег затрагивает не только теоретические проблемы денег, но и вопросы банковской деятельности, аспекты денежно-кредитной политики. Для широкого внедрения электронных денег в денежное обращение развитых стран необходимо выполнить следующие условия: 1) обеспечить чрезвычайно низкую стоимость трансакций с использованием электронных денег, 2) разработать четкую правовую базу, регулирующую статус эмитентов электронных денег и порядок регулирования отношений между участниками оборота электронными деньгами; 3) создать надежные и доступные шифровальные алгоритмы, гарантирующие полную конфиденциальность и безопасность электронных расчетов; 4) развить широкую инфраструктуру по обслуживанию плательщиков, использующих электронные деньги. Выполнение всех указанных выше условий позволит электронным деньгам занять одно из важнейших мест в денежно-кредитной системе XXI в.

100%_
Используемые Предпочитаемые

Рис. 3.3. Онлайновые средства платежей в США
Q Кредитные карты В Электронные наличные 0 Электронные чеки? Дебетовые карты 65% g Другие

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дайте определение следующим ключевым понятиям: электронные деньги, электронные наличные, закрыто циркулирующая система, открыто циркулирующая система, денежный посредник, учетный (эмиссионный) счет, одноцелевая предоплаченная карта, многоцелевая предоплаченная карта, «электронный кошелек», «сетевые деньги».
Вопросы для обсуждения

  1. Какие факторы способствовали появлению электронных денег?
  2. Какие основные типы электронных денег вы знаете и в чем их особенности?
  3. Перечислите основные свойства электронных денег.
  4. В чем состоят основные отличия электронных денег от наличных и безналичных?
  5. Следует ли государству регулировать деятельность эмитентов электронных денег?
Литература
  1. Кочергин Д. А. Электронные деньги: теоретическая интерпретация и функциональный анализ. СПб.: ЛексСтар, 2003.
  2. Latzer М., Schmitz S. W. Carl Menger and the Evolution of Payments Systems: From Barter to Electronic Money. Edward Elgar Pub, 2002.
  3. O\"MahonyD., Peirce M, TewariH. Electronic Payment Systems for E-Commerce. 2nd Edition. Artech House, 2001.
  4. Vartanian T. P., Ledig R. H., Bruneau L. 21st Century: Money, Banking and Commerce. Fried, Frank, Shriver amp; Jacobson, 1998.

Еще по теме Влияние электронных денег на денежную систему:

  1. Влияние эмиссии электронных денег на устойчивость денежного обращения
  2. ЧАСТЬ II. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ НА ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
  3. Проблемы и перспективы развития влияния электронных денег на товарооборот
  4. Модели денежного рынка в условиях выпуска электронных денег
  5. Влияет ли эмиссия «электронных денег» на объём денежной массы в стране?
  6. §. 1. Товарные и денежные причины в их влиянии на ценность денег.
  7. Проблемы устойчивости обращения электронных денег: инфляция и электронные деньги

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -

Роль государства в денежной сфере первоначально ограничивалось изготовлением монет. Поставлять слитки, в максимальной мере одинаковые по весу и чистоте, и снабжать их штампом, который было бы трудно подделать и который мог бы легко распознаваться всеми как знак государственного чекана, всегда было и до сих пор остается главной задачей государства применительно к денежной системе. Начав с этой деятельности, государство постепенно расширяло свое присутствие в денежной сфере.

Прогресс технологии изготовления монет протекал медленно. Первоначально изображение, отпечатанное на монете, было всего лишь доказательством подлинности материала, в частности его чистоты, а вот вес монеты удостоверялся посредством взвешивания при каждом платеже (при современном состоянии исторического знания этот факт не может считаться точно установленным, и в любом случае развитие денежной системы в разных местах шло различным образом). Позже, когда различные виды монет обособились в однородные группы, монеты каждого отдельного вида стали обмениваться на монеты любого другого. Следующим этапом процесса распределения монет по группам стало появление параллельных стандартов. Это проявилось в форме сосуществования двух денежных систем, базировавшихся соответственно на золотых и серебряных товарных деньгах. Монеты каждой из этих систем образуют замкнутую группу. Их веса образовали определенные соотношения, и государство, придавая им статус узаконенного средства платежа, исходило из тех же пропорций, соглашаясь тем самым с коммерческой практикой, которая постепенно сложилась при использовании в обороте различных монет, изготовленных из одного и того же металла. Эта стадия была достигнута без существенного вмешательства государства. Все, что государство делало до этих пор, сводилось к предложению монет для использования в торговле. Действуя как контролер денежного обращения, оно поставляло удобные кусочки металла определенного веса и чистоты, ставило на них штамп, так что каждый мог без труда распознать содержание металла и место происхождения. Действуя как законодатель, государство придало этим монетам статус узаконенного платежного средства (важность этого действия была показана только что). Действуя как судья, государство применяло соответствующие положения законодательства. Однако этот процесс не остановился на данной стадии. В течение примерно последних двухсот лет степень государственного воздействия на денежную систему значительно увеличилась по сравнению с предшествующим этапом. Одно тем не менее должно быть совершенно ясно: даже сегодня государство не имеет непосредственной власти делать с деньгами, или, иными словами, с общим средством обмена, все, что ему заблагорассудится. Даже сегодня только те, кто фактически участвует в коммерческом обороте, могут превратить товар в общее средство обмена, хотя влияние государства на коммерческую практику, как потенциальное, так и фактическое, увеличилось. Оно увеличилось, во-первых, потому, что возросла собственная роль государства как экономического агента. Сегодня государство в большей мере, чем в предшествующие века, является покупателем и продавцом, нанимателем, выплачивающим зарплату, и получателем налоговых отчислений. В этом процессе нет ничего примечательного или нуждающегося в особом анализе. Очевидно, что влияние экономического агента на выбор денежного товара будет тем больше, чем больше его доля в рыночных сделках. Нет никаких причин полагать, что эта ситуация как-то изменяется только оттого, что здесь задействован какой-то определенный экономический агент, в данном случае - государство.

Однако помимо этого государство оказывает еще одно - специфическое - воздействие на выбор денежного товара. Это воздействие не связано ни с позицией государства на рынке, ни с его законодательными или судебными функциями. Это воздействие осуществляется государством в его роли официального контролера чеканки, дающей ему власть изменять характеристики денежных заместителей, выпускаемых в обращение.

Обычно воздействие государства на денежную систему приписывается полномочиям государства в сфере принятия законодательства и отправления правосудия. Предполагается, что закон, способный легитимно изменять содержание имеющихся долговых отношений и принуждать к исполнению новых договоров, касающихся задолженности, позволяет государству оказывать решающее воздействие на выбор коммерческого средства обмена.

Сегодня крайняя форма аргументации такого рода содержится в книге Кнаппа «Государственная теория денег» , однако ее придерживаются в той или иной мере большинство немецких авторов, например Гельферих. Данный автор, говоря о происхождении денег, справедливо сомневается в том, что для того, чтобы данный товар стал деньгами и сформировал стандарт отложенных платежей, требуется что-то помимо использования товара в качестве общего средства обмена. Однако он постоянно упоминает как нечто само собой разумеющееся тот факт, что в современной экономике в некоторых странах некоторые виды денег - и вся денежная система в других странах - являются деньгами и используются как общее средство обмена только потому, что в этих конкретных деньгах должны или могут осуществляться обязательные платежи и денежные обязательства.

С такого рода концепциями довольно трудно согласиться. Они упускают из виду важные последствия вмешательства государства в денежную сферу. Объявляя, что объект имеет юридическое значение при ликвидации обязательств, выраженных в деньгах, государство не в состоянии повлиять на выбор общего средства обмена, который определяется исключительно в процессе коммерческих сделок. История показывает, что те государства, которые хотели, чтобы их подданные приняли новую денежную систему, регулярно выбирали иные средства для достижения этой цели.

Во время преобладания старинных денежных систем законодательное установление пропорций списания обязательств использовалось как вспомогательная мера, применявшаяся только в связи с изменениями денежного стандарта, которые обеспечивались другими мерами. Положение, согласно которому налоги должны будут уплачиваться в деньгах новой разновидности и все другие денежные обязательства должны будут погашаться в новых деньгах, представляет собой следствие перехода на новый стандарт. Эти положения выполняются в действительности, только когда новая разновидность денег станет общим средством обмена, общепринятым в коммерческой практике. Денежная политика не может реализоваться только посредством законодательных мер, в частности только посредством изменения юридического определения содержания долговых договоров и изменений в системе государственных расходов. Денежная политика обязательно должна опираться на возможности государственной власти быть контролером чеканки денег и эмитентом требований на деньги, погашаемых при предъявлении, каковые требования могут играть роль денег в коммерческих сделках. Необходимые мероприятия должны быть не просто пассивной регистра-цией в протоколах законодательных собраний и официальной печати, но - часто при значительных финансовых жертвах - они должны быть реализованы в действительности.

Страна, которая хочет убедить своих подданных перейти с одного стандарта, основанного на драгоценных металлах, на другой, не может ограничиться выражением этого своего намерения в соответствующих положениях гражданского и налогового права. Она должны сделать так, чтобы в коммерческой практике новые деньги заняли место старых. Это же верно и для перехода от кредитных или декретных денег к стандарту, основанному на товарных деньгах. Ни один государственный деятель, перед которым стояла подобная задача, ни минуты не сомневался на этот счет. Решающим шагом здесь является вовсе не юридическое изменение номинала задолженности и вовсе не установление порядка, при котором налоги должны уплачиваться в новых деньгах, но обеспечение достаточных количеств новых денег и изъятие из обращения старых.

Это теоретическое положение можно проиллюстрировать рядом исторических примеров. Во-первых, невозможность модификации денежной системы только посредством установлений государственной власти может быть проиллюстрирована неудачными попытками законодательно перейти к биметаллизму. Это были попытки разрешить сложную проблему слишком простыми средствами. В течение тысяч лет золото и серебро одновременно использовались как товарные деньги. Однако сохранение этой практики становилось все более накладным, поскольку параллельный стандарт, т.е. одновременное использование в качестве валюты этих двух разновидностей денег, имеет множество недостатков. Поскольку от лиц, занятых своим частным бизнесом, не ожидалось никакой стихийной поддержки, государство решило вмешаться в надежде разрубить этот гордиев узел. Точно так же, как перед этим оно устранило некоторые очевидные затруднения, объявив, что долги в талерах могут быть погашены уплатой двойного количества монет в полталера или четырехкратного количества монет в четверть талера, государство установило фиксированное соотношение между двумя видами драгоценных металлов. Например, долги, уплачиваемые по договору серебром, могли уплачиваться путем передачи кредитору золота, вес которого в 15 1/2 раза меньше, чем установленный в договоре вес серебра. Считалось, что это решит проблему, хотя, как показали последующие события, в действительности это установление породило такие трудности, о которых никто не подозревал при его разработке и принятии. Последствия этого решения были ровно теми, которые закон Грэшема устанавливает для любых попыток законодательно уравнять монеты раной ценности. Во всех долговых сделках и соответствующих платежах использовались только те деньги, ценность которых законодатель установил выше рыночной. В тех случаях, когда законодатель случайно устанавливал отношение на уровне рыночного, сложившегося к моменту принятия закона, проявление эффекта Грэшема откладывалось до очередного изменения цен на драгоценные металлы. Однако этот эффект всегда имел место в тех случаях, когда возникала разница между законодательно установленным и рыночным соотношением двух разновидностей денег. Таким образом, система параллельного стандарта не трансформировалась в двойной стандарт, как предполагалось законодателем, а превращалась в чередующийся стандарт.

Первый итог такого развития событий состоял в необходимости выбрать, по крайней мере на короткое время, между двумя драгоценными металлами. Это было совершенно не то, к чему стремилось государство. Наоборот, государство совершенно не предполагало принимать решение в пользу того или иного металла, - оно надеялось сохранить в обращении и серебро, и золото. Однако попытка официального регулирования, в рамках которой при объявленной взаимной обратимости золота и серебра один из металлов был недооценен, привела лишь к дифференциации полезности этих металлов для целей денежного обращения. Последствия указанной дифференциации состояли в увеличении использования одного металла и в исчезновении из обращения другого. Законодательное и административное вмешательство государства в денежную сферу полностью провалилось. Было убедительно показано, что государство само по себе не может превратить товар в общее средство обмена (т.е. в деньги), что такое превращение могут обеспечить только общие действия всех индивидов, вовлеченных в обмен.

Однако то, что государство не могло достичь законодательными мерами, может, до некоторой степени, оказаться ему по силам, когда оно действует как контролер монетной чеканки. Именно в этом своем качестве оно вмешивалось во всех тех случаях, когда альтернативный стандарт заменялся постоянным монометаллизмом. Это происходило различными способами. Указанный переход был простым и легким, когда действия государства сводились к недопущению возврата к временно недооцененному металлу в один из чередующихся периодов монометаллизма, которые сменяют друг друга при альтернативном стандарте. Это достигалось отменой права свободной чеканки. Еще проще это было в тех странах, где тот или иной металл одерживал верх до того, как государство достигало стадии, необходимой для возникновения современной системы регулирования денежной сферы, так что законодателю оставалось лишь дать формальную санкцию фактически установившемуся порядку вещей.

Проблема оказывалась гораздо более сложной, когда государство пыталось принудить деловых людей к отказу от металла, который фактически использовался ими, и перейти на другой металл. В этом случае государство должно было произвести необходимое количество нового металла, обменять его на старую валюту и либо обратить полученный таким образом старый металл в разменную монету, либо продать его для использования в немонетарных целях или для перечеканки за границей. Реформа германской денежной системы, проведенная после образования Германской империи в 1871 г., может служить отличным примером перехода с одного товарного металлического стандарта на другой. Возникшие на этом пути трудности, которые были преодолены благодаря выплате Францией контрибуции, хорошо известны.

Эти трудности были связаны с решением двух задач - обеспечением реформы золотом и необходимостью утилизации серебра. Только это и ничего больше составляло суть проблемы, подлежавшей решению, когда было принято решение о смене денежного стандарта. Германская империя осуществила переход на золото посредством предоставления золота и требований на золото в обмен на серебряные деньги и требования на серебро, имевшееся у ее граждан. Соответствующее изменение законодательства лишь оформило эту смену.

Точно таким же образом смена стандарта проводилась в Австро-Венгрии, России и других странах, реформировавших свои денежные системы в последующие годы. Реальные проблемы здесь также состояли в необходимости иметь достаточное количество золота и запуске его в обращение, с тем чтобы все участники делового оборота начали использовать золото вместо тех средств обмена, которые они использовали до этого. Этот процесс был существенно ускорен и, что является для него даже более важным, потребовал гораздо меньше золота для перемены стандарта, так как было разрешено, чтобы монеты, бывшие основой предшествующих декретных денег, а также кредитные деньги полностью или частично остались в обращении. Их экономическая природа претерпела при этом фундаментальное изменение, поскольку они трансформировались в требования с полной и постоянной обмениваемостью на новые деньги. Внешне это изменило сделки, суть которых осталась прежней. Вряд ли можно оспаривать тот факт, что меры денежной политики в странах, применивших этот прием, состояли по преимуществу в обеспечении необходимых количеств металла.

Преувеличенная оценка властных полномочий государства при реализации денежной политики в части законодательных мер может иметь причиной только поверхностный анализ тех процессов, которые имели место в период перехода от товарных к кредитным деньгам. Обычно этот переход осуществляется посредством декларирования государством, что непогашаемые деньгами требования на деньги являются таким же средством платежа, как сами деньги. Как правило, смена стандарта и замена кредитными деньгами товарных денег не являются непосредственной целью такой декларации. В подавляющем большинстве случаев государство прибегало к этой мере, руководствуясь лишь фискальными целями. Создавая кредитные деньги, оно стремилось увеличить собственные ресурсы [металла]. При этом снижение покупательной способности денег вряд ли входило в намерения государства. Однако именно снижение ценности денег, вызывая эффект, описываемый законом Грэшема, приводило к смене денежного стандарта. Иное не соответствовало бы постоянным заверениям, что платежи наличными будут прекращены с момента перехода на кредитные деньги, что означало бы отмену погашаемости банкнот, - меру, целью которой был переход к кредитному стандарту. Этот результат всегда находился в противоречии с волей государственных органов, а не в соответствии с ней.

Только деловой оборот способен превратить товар в общее средство обмена. Деньги создает не государство, а общепринятая практика всех участников рыночных сделок. Следовательно, государственное регулирование в части применения общей власти государства ликвидировать долговые обязательства к определенному товару само по себе не способно превратить этот товар в деньги. Если государство создает кредитные деньги (и тем более декретные деньги), оно может сделать это, опираясь только на такие инструменты, которые уже используются в денежном обращении в качестве денежных заместителей, т.е. полностью обеспеченных и мгновенно погашаемых требований на деньги. Именно эти инструменты, фактически используемые как средства обмена, государство отделяет (в целях изменения их ценности) от их существенной характеристики - постоянной погашаемости деньгами. Коммерческая практика всегда была в состоянии защитить себя от любых других методов внедрения государственной кредитной валюты. Попытки запустить кредитные деньги в обращение никогда не были успешными, кроме тех случаев, когда соответствующие монеты или банкноты уже присутствовали в обороте в качестве денежных заместителей.

Таковы пределы, в которых возможно неизменно переоцениваемое воздействие государства на денежную систему. Пользуясь своим положением контролера чекана и используя свою власть изменять характеристики денежных заместителей, лишая их статуса требований на деньги, погашаемых по предъявлении, и, наконец, благодаря финансовым ресурсам, которые позволяют ему нести затраты, связанные с реформой денежного обращения, в определенных обстоятельствах государство может постараться убедить деловое сообщество отказаться от одной разновидности денег и перейти на другую. И это все, что в его силах.

Людвиг фон Мизес «Теория денег и кредита»

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при

Указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

задания

ответ

ТРУДА

246

11122

236

235

12122

234

145

122112

256

245

11212

345

11223

264871

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развывшееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолётом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, - это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен

21. Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, рассмотрел автор?

Баллы

Три области экономики:

1) область конкуренции предпринимателей (конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции)

2) собственность

3) денежная система.

Правильно названы три области экономики.

Правильно названы две области экономики.

Правильно названа только одна три область экономики

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Для американской традиции характерно понимание свободы предпринимательства как свободы каждому сделаться предпринимателем (свобода объединений). Как следствие - развитие честной конкуренции, стремление продать свой товар дешевле, чем у конкурентов, или сделать его лучшим, эффективное использование ресурсов.

Для континентальной традиции характерно понимание свободы как возможность действовать любыми способами в конкуренции (свобода конкуренции). Результат − появление монополистических объединений, сговор предпринимателей. Неэффективное использование ресурсов.

Правильно названы все элементы ответа. Указаны особенности американской и континентальной традиций, названы два последствия каждой из традиций.

Правильно названы две традиции, правильно указано одно последствие

ИЛИ правильно названа одна традиция, верно названы два последствия

Правильно указаны только две традиции

ИЛИ правильно указаны только два последствия

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

23. Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Два возможных влияния государства на денежную систему.

Стимулирующая политика (стимулирующее влияние).

Пример В период экономического кризиса Центральный банк сократил учетную ставку процента, что привело к уменьшению кредита для предпринимателей и повысило их экономическую активность.

Сдерживающая политика.

Пример. Для снижения инфляции в период экономического бума Центральный банк повысил норму обязательных банковских резервов, что снизило активность банков.

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Каждое направление проиллюстрировано конкретным примером деятельности государства.

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Одно из них проиллюстрировано конкретным примером деятельности государства.

ИЛИ Правильно названо одно из возможных направлений влияния государства на денежную систему. Приведены два примера, конкретизирующих два разных направления деятельности государства

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Примеры не приведены или приведены некорректные примеры.

ИЛИ Правильно названо только одно возможное направление влияния государства на денежную систему. Приведён корректный пример, иллюстрирующий приведённое направление деятельности государства.

Правильно названо только одно возможное направление влияния государства на денежную систему. Примеры не приведены.

ИЛИ приведены только примеры деятельности государства, направления не названы

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Рост государственных полномочий приводит к нарушению рыночного равновесия.

2. Директивное решение большинства экономических вопросов приводит к снижению личной инициативы руководства и рабочих, их мотивации.

3. Результатом роста полномочий государства может быть национализация ряда предприятий и лишение прав собственности их владельцев.

4. В плановой экономической системе, когда полномочия государства в экономике особенно широки, многие предприятия используют ресурсы неэффективно, рентабельность производства падает.

5. Расширение полномочий государства может привести к росту коррупции.

Правильно названы три аргумента в поддержку тезиса

Правильно названы два аргумента в поддержку тезиса

Правильно назван только один аргумент в поддержку тезиса

Аргументы не приведены

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: инфляция - это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, гиперинфляцию; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием

задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

26. Каким экономическим понятием характеризуются ситуацию, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указан экономический термин

Дефицитный бюджет

2. Приведены три примера действий государства, для преодоления последствий этой ситуации, например:

Снизить государственные расходы, в том числе социальные расходы на образование, здравоохранение, военные расходы;

Повышение налогов на бизнес и население, что повысит доходную часть бюджета;

Повышение пенсионного возраста, что приведет к повышению сбора налогов и уменьшению социальных выплат государства;

Приватизация позволяет передать государственное имущество более эффективным собственникам, снизив расходы.

Могут быть приведены другие примеры действия государства для преодоления последствий это ситуации.

Правильно указан экономический термин и

приведены два примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ правильно приведены три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

Правильно указан экономический термин и приведен только один пример действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ правильно приведены только два примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

Правильно указаны только экономический термин

ИЛИ Правильно приведены только один пример действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

27. Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Это командно-адмистративная экономическая система.

Доказательство: законом установлено господство государственной собственности

Могут быть приведены следующие признаки:

Централизованное ценообразование;

Директивное управление экономикой;

Отсутствие рыночных механизмов управления экономикой;

Плановое развитие.

Могут быть указаны и иные признаки, не искажающие смысла.

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно названы два иных признака этой экономической системы.

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно назван один иной признак этой экономической системы.

ИЛИ Правильно назван тип экономической системы, не назван или неверно назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно названы два иных признака этой экономической системы.

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, другие признаки не названы

ИЛИ Правильно назван тип экономической системы, не назван признак этой экономической системы, правильно назван только один иной признак этой экономической системы

Не назван тип экономической системы (назван неверно) при любом количестве признаков

ИЛИ ответ неправильный.

Максимальный балл

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности государственной экономической политики в условиях рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитывается: − наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; − корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно - формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Государственная экономическая политика, её сущность и

основные направления.

2. Экономические цели государства:

а) обеспечение экономического роста;

б) обеспечение экономической безопасности;

в) обеспечение полной занятости;

г) оказание социальной помощи нуждающимся;

д) достижение экономической эффективности;

е) создание условий экономической свободы.

3. Важнейшие функции государства в условиях рыночной

экономики.

4. Основные экономические задачи государства:

а) защита основ рыночной экономики;

б) производство общественных благ;

в) учёт побочных последствий внешних эффектов производства и потребления;

г) разработка программ и финансирование помощи

нуждающимся.

5. Постепенный переход от административных к экономическим методам регулирования рынка:

а) особенности монетарной (денежно-кредитной) политики;

б) особенности фискальной (бюджетно-налоговой) политики.

6. Дискуссии о способах и масштабах вмешательства государства в экономику:

а) либеральная (классическая) школа А. Смита;

б) кейнсианское направление.

Возможны другое количество и (или) иные корректные

формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть

представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие 2, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по

смыслу формулировке не позволяет раскрыть содержание этой

темы по существу.

Структура

предложенного

плана

Наличие пунктов

плана, без которых

данная тема не может

быть раскрыта

по существу

Корректность

формулировок пунктов

плана

Баллы

Три или более

пункта, любые

два из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

Два пункта

детализированы

в подпунктах.

ИЛИ

Три пункта,

любой один

из которых

детализирован

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

два из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана позволяют

в целом раскрыть

содержание темы,

отдельные неточности

в формулировках

не искажают плана

по существу

План по своей

структуре

является

простым

и содержит

не менее трёх

пунктов

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Один

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Два

В плане наряду

с корректными

формулировками

имеются ошибочные

позиции, искажающие

отдельные аспекты

раскрытия темы

Два пункта,

любой один

из которых

детализирован

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

Два пункта,

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана позволяют

в целом раскрыть

содержание темы,

отдельные неточности

в формулировках

не искажают плана

по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям

выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок,

не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

С9.3 Экономика: «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)

С9.3 Экономика: «Бизнес - это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)

С9.3 Экономика: «Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)

С9.3 Экономика: «Инфляция - золотое время для возврата долгов» (К. Мелихан)

С9.3 Экономика: «Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» (В. Короленко).

С9.3 Экономика: «То, что государство дает, оно сначала должно забрать» (Д. Коул- ман)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий

К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или

раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию

(К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется

0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание 29

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт

представления о его понимании

К2

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания

положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

(с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)

Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по

усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на

соответствующие понятия, теоретические положения,

рассуждения и выводы

В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не

связанные между собой и с другими компонентами

аргументации понятия или положения

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл

ключевых понятий не объяснён; теоретические положения,

рассуждения и выводы отсутствуют).

ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не

связанные непосредственно с раскрываемой темой

К3

Качество фактической аргументации

Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие

к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие

о непонимании используемого исторического, литературного,

географического и (или) другого материала , не засчитываются при

оценивании

Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам), почерпнуты из различных источников:

используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов

(истории, литературы, географии и др.), факты личного

социального опыта и собственные наблюдения.

Приведено не менее двух примеров из различных источников

(примеры из разных учебных предметов рассматриваются

в качестве примеров из различных источников)

2

Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт

и житейские представления.

ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам) примеры из источника одного типа.

ИЛИ

Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам) пример

1

Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому

тезису

0

Максимальный балл