Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Теоретические основы социально-экономических и политических процессов. Социально-экономические и политические процессы: свойства и классификация

Социально-экономические процессы -- это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович (1838-1909) указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них -- труд, второе -- грабеж или эксплуатация труда других. Первое -- экономическое средство, второе -- политическое. Несмотря на то, что в истории человечества наличие социальной структуры не всегда предполагало существования структуры политической, а именно -- государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих структур процессами не вызывает сомнений.

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов -- роста и упадка. Достигая максимума, тенденция роста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

Непременным атрибутом политических процессов является изменение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключающееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или-общественное движение. В ходе своего развития общество ориентируется на отдельных лидеров политического влияния, определяющих и аккумулирующих колебания общественного мнения, его моральные и поведенческие стереотипы.

Если основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», то политических -- оппозиция «вызов-реакция».

Оппозиция «вызов-реакция» содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

Реакция в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может привести к ее трансформации или к полной замене ее носителя.

Любой процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат.

Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

Интенсивность процесса задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, общественную огласку, осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф или военных столкновений).

Состав процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентации и места в системе общественного разделения труда.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.

Основными элементами социально-экономического процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль инициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры для всех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу.

Важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социально-экономических процессов является научное сообщество -- сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов. При помощи таких стандартов, норм инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель -- определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.

Наблюдатель, будучи формальным или неформальным членом научного сообщества, является источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процессу придается в акте его восприятия, познания, объяснения и понимания. Отображая процесс, наблюдатель, основываясь на выработанных научным сообществом подходах, стремится распознать логику процесса, актуализируя сам факт его протекания, и вырабатывает некую мысленную схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдения событий. Интерпретируя результаты и ход социальных процессов, наблюдатель делает видимыми источники, масштаб и направленность текущих процессов, используя надёжные и общепринятые методы анализа и обработки информации.

Наблюдатель является преимущественно пассивным участником процесса, составляющим представление о его характере, придающим ему определенный смысл и значение. С целью измерения исследуемых процессов наблюдатель предлагает систему координат, значимую для всех его участников.

Всякий процесс может быть измерен. Характер измерения процессов произволен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы.

Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу:

Политический и экономический процесс - это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Для интерпретации понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые - не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые - соответственно затрагивают такие характеристики.

В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины:

3 группа - связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров. Однако в последнее время на 1 план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей. В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени

Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор__________________

"____" __________________2012 г.

Рабочая программа дисциплины

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Направление подготовки

040100 «СОЦИОЛОГИЯ»

Профессионально-образовательная программа

«СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ И

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

очная

Саратов, 2012

1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины - дать слушателям системное, целостное представление о предмете, основных категориях, сущностных характеристиках теории и методологии социологического исследования социально-политических процессов. Научить слушателей методологии анализа социально-политических процессов различного типа и уровня.

Задачи дисциплины:

· Раскрыть сущность и природу социально-политического процесса как аспекта проявления общественной динамики. Вооружить теоретико-методологическим инструментарием его социологического анализа, с учетом специфики основных подходов.

· Рассмотреть основные социологические проблемы анализа социально-политических процессов, как отражение сложности и внутренней противоречивости самой социо-политической реальности современного общества, взятой в ее динамическом проявлении.

· Раскрыть особенности социокультурной среды протекания социально-политических процессов, факторов, определяющих масштабы, глубину и скорость последних.

· Раскрыть структуру, основные формы и содержание современных социально-политических процессов, специфику их направленности.

· Раскрыть методику социологических исследований социально-политических процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору и входит в вариативную часть профессионального цикла М2+. Она является дисциплиной комплексного учебно-научного цикла предметов, изучающих социологию. Базируется на курсах истории и методологии социологии, социологии политики, современные социологические теории, власть и самоуправление в истории России . Является предшествующей по отношению к дисциплинам, которые будут преподаваться в аспирантуре по специализации 220005 – Политическая социология.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

общекультурными компетенциями :

Способностью накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1);

Способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6);

Способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-8);

Способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-9).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями :

Способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);

Способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

Способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);

Способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-4).

В производственно-прикладной деятельности:

Умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-6);

Умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9).

В организационно-управленческой деятельности:

Способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры) (ПК-11);

Способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12).

В педагогической деятельности:

Способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

Знать:

Фундаментальную структуру социологической теории, ее основные категории, подходы и проблемы, а также вспомогательные ключевые понятия, такие как социальная структура, стратификация, социальный институт, социальное взаимодействие, класс, идентичность;

Историю социологической мысли, вклад ведущих классических и современных социологов;

Уметь:

Использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования;

Произвести реконструкцию истории своей научной области;

Самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность;

Формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты;

Владеть:

Навыками исследования, мониторинга, консультирования и управления социально-политическими процессами.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - 72 часа, из них 17 часов аудиторных.

Раздел

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Лекции

Практические

Тема 1. Социально-политический процесс как предмет научной рефлексии

Тема 2. Теоретико-методологические основания исследования социально-политических процессов

Тема 3. Основные подходы к классификации типологии социально-политических процессов

Раздел 2. Система социально-политических процессов современности

Тема 1. Уровни, типология и формы социально-политических процессов современности

Тема 2. Социально-политические процессы глобального уровня

Тема 3. Модернизационный ракурс социально-политических процессов

Тема 4. Социализация в социо-политическом измерении

Тема 5. Моделирование социально - политических процессов

ИТОГО

17

55

Зачет

Раздел 1. Теория и методология социально-политического процесса

Тема 1 . Социально-политический процесс как предмет научной рефлексии

Общее понятие процесса. Черты, свойственные всякому процессу: временной характер, всеобщность, наличие субстанции. Особенности социальных процессов в сравнении с природными процессами. Проблема объективности социальных процессов. Детерминистские и индетерминистские теории общества.

Тема 2 Теоретико-методологические основания исследования социально-политических процессов

Эволюционистское понимание общественной жизни (от Огюста Конта до Эмиля Дюркгейма). Неоэволюционистские теории в XX веке. Теории модернизации и конвергенции . Теории исторических циклов. Логика циклических теорий: В Парето, П Сорокин.

Тема 3. Основные подходы к классификации типологии социально-политических процессов

Особенности институционального, бихевиористского , структурно-функционального и марксистского подходов. Основные современные направления исследований (либерализм, консерватизм, социал-демократическое направление, марксистское направление). Синергетический подход.

Раздел 2. Система социально-политических процессов современности.

Тема 1. Уровни, типология и формы социально-политических процессов современности

Типы социальных процессов. Прогресс – регресс – стагнация. Линейные – циклические – спиралевидные процессы. Морфогенезис – трансмутация. Эндогенные – экзогенные процессы. Уровни протекания социальных процессов. Макро‑, мезо‑ и микропроцессы. Проблема взаимосвязи разноуровневых процессов в обществе. Управляемые и неуправляемые социальные процессы.

Тема 2. Социально-политические процессы глобального уровня

Глобализация как тенденция и процесс. Межгосударственные экономические институты. Интернационализация хозяйственной жизни. Создание мировой научно-технологической инфраструктуры. информатизация Антиглобализм. Альтерглобализм. Региональная интеграция как этап глобализации . Мягкая форма интеграции. Политическая глобализация

Тема 3. Модернизационный ракурс социально-политических процессов

Понятие социально-политических отношений и социо-политического процесса. Сущность, структура и характер социально-политического процесса. Современное значение теории модернизации. Модернизационное измерение социально-политического процесса. Политический кризис и его разрешение. Понятие политической модернизации. Сущность и разновидности политической модернизации, ее особенности в России.

Тема 4. Социализация в социо-политическом измерении

Личность – субъект и объект социальных и политических отношений. Взаимодействие личности общества и государства. Политическая социализация личности: понятие, агенты, основные типы, в современном обществе. Специфическое отличие политической социализации от социальной социализации. Роль государства в политической социализации. Особенность социально-политическая социализация в РФ

Тема 5. Моделирование социально - политических процессов

Понятие модели. Роль моделей в социальной теории. Моделирование явлений и процессов. Этапы моделирования. Критерии, ограничения моделирования. Типология моделей. Когнитивная модель. Виды содержательных моделей. Роль формальных моделей. Элементы моделей. Визуализация и качественные методы Математические и компьютерные модели моделирования. Моделирование как инструментарий, облегчающий поиск эффективных решений социальных проблем.

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в режиме анализа конкретных социально-политических ситуаций, представленных в СМИ, мнений экспертов с формулированием предложений и рекомендаций, в сочетании с внеаудиторной, самостоятельной работой, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Контроль знаний студентов осуществляется по следующим направлениям. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Итоговая оценка включает в себя: - оценку, полученную в ходе тестирования (20 баллов);

Оценку за самостоятельную аудиторную работу (20 баллов);

Оценку за самостоятельную внеаудиторную работу (20 баллов);

Оценку за научную и исследовательская деятельность по дисциплине (20 баллов).

Промежуточная аттестация (20 баллов)

Соответственно, зачет по дисциплине складывается из всех набранных студентом баллов по схеме:

0-59 - «незачет»,

60-100 - «зачет».

Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Понятие социально - политических процессов, их виды и типы.

2. Управляемые социально - политические процессы: их свойства и особенности.

3. Классификация социально политических процессов.

4. Метод социальной диалектики в исследовании социально политических процессов.

5. Закономерности социально политических процессов.

6. Общенаучные методы исследования социально политических процессов.

7. Метод сравнительного анализа в исследовании социально - политических процессов.

8. Структурно-функциональный анализ в исследовании социально - политических процессов.

9.Синергетический подход в исследовании социально- политических процессов.

10. Методы экспертных оценок в анализе социально- политических процессов.

11. Роль игровых методов в определении эффективности принимаемых решений и выявлении степени риска в социально-политических процессах.

12. Теория политической модернизации.

13. Специфика аналитических методов в моделировании, социально - политических процессов.

14. Субъекты и объекты политических процессов.

15. Политическая социализация в переходных обществах

16. Типология социальных процессов.

17. Процессы глобализации человеческого общества: проблемы и перспективы.

18. Ритмы социально-экономических изменений (социологическая концепция Питирима Сорокина).

19. Динамика политических процессов в современной России.

20. Этапы и особенности процесса интеграции России в мировую экономику.

21. Системный подход и компьютерное моделирование в прогнозировании политических и социальных процессов.

22. Теорий исторических циклов.

23. Процесс формирования гражданского общества в современной России: проблемы и перспективы.

24. Эволюция представительной власти в России.

25. Социальные революции и революционные процессы в современном мире.

26. Социально-экономические особенности российской модернизации.

27. Международная безопасность и глобальные политические процессы.

28. Проблемы устойчивого развития в экономике и политике.

29. Политическая социализация в различных социально-возрастных группах.

30. Политическая социализация молодежи.

31. Выборы – как специфический политический процесс.

32. Модели инновационных процессов

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Исаев отношения и политический процесс в современной России [Текст] : учеб. пособие / , . - М. ; СПб. [и др.] : Питер, 2009.

2. Яковлев социология [Текст] : учеб. пособие / . - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2010.

б) дополнительная литература:

1. Геополитика современного мира [Текст] : учеб. пособие / . - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Юрайт, 2010.

2. Мировая политика в условиях кризиса [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. . - М. : Аспект Пресс, 2010.

3. Общая социология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / . - М. : Изд. центр "Академия", 2010.

4. Современная мировая политика. Прикладной анализ [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. ; ред. . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2010.

5. Ховард гражданского общества в посткоммунистической Европе [Текст] / М. М. Ховард ; пер. с англ. . - М. : Аспект Пресс, 2009.

http://socis. *****/ - журнал "Социологические исследования"

http://www. *****/ - Институт социологии РАН

http://lib. socio. ***** - Электронная библиотека социологического факультета МГУ.

http://***** - Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.

Библиотека Социологии и Политологии - Бесплатная онлайн библиотека содержит учебные пособия , монографии, сборники, статьи, диссертации и ответы на билеты по социологии и политологии. Автор рассылки читает спецкурс "Россия в системе международной безопасности" в МГУ им Ломоносова

http://www. ***** Русский Гуманитарный Интернет-Университет

http://www. socinf. *****/ - сайт социологов РГСУ

http://christsocio. info - Христианская Социология

Allan Shade Homepage Небольшая социологическая библиотечка с оригинальными материалами

http://www. chelovek. ***** Портал для студентов Юридического Факультета

http://www. ***** Дистанционное интернет-образование

Awareness-way Качественные методы в социологии и маркетинге

http://www. psyho. ***** Электронная библиотека Центра Аналитической Психологии on-line, классика психологии - Юнг, Фрейд, Адлер, Берн, Райх, Фромм.

http://orel. *****/ - Открытая русская электронная библиотека.

http://www. *****/ - Кафедра социологии и психологии управления Института социологии и управления персоналом (ИСУП) Государственного университета управления (ГУУ).

http://socionet. *****/ - Обзор социологических ресурсов русского интернета

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Компьютерный класс, оргтехника, теле-, видео - и аудиоаппаратура, мульти-медиа, доступ к сети интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 040100 « СОЦИОЛОГИЯ» .

Программа одобрена на заседании кафедры социальной информатики от ____________ 2012 года, протокол

Подписи:

Зав. кафедрой

Декан факультета

Социальный процесс – это:

Любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик.

Последовательная смена состояний или элементов социальной системы и её подсистем, любого социального объекта. Социальный процесс совершается под влиянием внутренних и внешних условий, обладает устойчивым порядком взаимодействия составляющих его компонентов, продолжительностью во времени и направленности к тому или иному состоянию объекта.

Социальный процесс можно рассматривать и как объективную совокупность действийсубъектов , которые создают условия осуществления или неосуществления исторических тенденций развития

Социальный процесс – это социально-значимые изменения в обществе,вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения интересов различных социальных групп.

Социально–экономические и политические процессы

Социально–экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности.

Политический процесс – сумма последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных явлений и событий, происходящих в политической жизни общества.

Объект исследования – политический субъект (носители власти - правительственные чиновники, главы крупных муниципальных образований, иоппозиция , стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить какую-то часть представителей этой власти.) В качестве объекта исследования могут также выступать политические процессы, охватывающие массы людей и проявляющиеся в их политическом сознании.

Предмет – деятельность политического субъекта в конкретных ситуациях, например, процесс политического реформирования государственного устройства.

Направления исследования политических процессов:

Политическая борьба;

Процесс возникновения и развития новой политической партии и движения;

Имидж и деятельность отдельных политических лидеров и институтов;

Процесс реализации и разделения власти;

Процесс борьбы между ветвями власти.

Классификация социальных процессов.

1. Процессы функционирования и процессыразвития .

2. Социальные процессы классифицируются по уровням их проявления : - человечество – общество - класс – организация – малая группа. Или: - общество в целом – регион – малая группа.

3. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

4. По сферам проявления.

5. По степени управления.

6. Сложные и простые.

Формы проявления социальных процессов:

1. Возникновение, развитие, исчезновение, преобразование социальных институтов, усиление степени их влияния, организации или дезорганизации.

2. Изменение социальных качеств, характеристик различных социальных групп, повышение или понижение образовательного или культурного уровня, общественной активности.

3. Изменение в условиях, образе жизни людей.

4. Изменение социального статуса людей.

5. Улучшение или ухудшение социально – психологического климата в социальной группе или образовании.

6. Возникновение, изменение, исчезновение социальных норм.

7. Возникновение, развитие, усиление, ослабление, исчезновение социальных, политических движений.

8. Изменение в системе отношений общества и личности. Усиление или ослабление социального контроля и социальной помощи, защиты со стороны общества.

9. Изменение в общественном мнении.