Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сельское хозяйство Крыма: основные отрасли и их развитие. Сергей Глазьев – перспективы развития Крыма

Отраслевая структура

Промышленность

Добыча полезных ископаемых

  • Балаклавское рудоуправление им. М.Горького

Машиностроение и металлообработка

  • Симферопольский завод телевизоров -> Производственное объединение «Фотон»
  • Джанкойский машиностроительный завод
  • Завод «Сельхоздеталь» (Симферополь)
  • Феодосийский механический завод
  • Завод «Гидроприбор» (Феодосия)
  • Севастопольский приборостроительный завод
  • Завод «Сантехпром» (Симферополь)
  • Научно-производственное объединение «Пневматика»
Судостроение
  • Севастопольский морской завод им. С.Орджоникидзе

Черная металлургия

  • Керченский металлургический комбинат им. П. Л. Войкова

Химическая промышленность

Химическая промышленность Крыма имеет чётко выраженную ориентацию на источники сырья и потому располагается в городе Саки, соседствующем с крупными солёными озёрами Сасык и Сакским и на Перекопском перешейке , где расположена система горько-солёных озер. .

Основные предприятия химической отрасли:
  • Сакский химический завод (г. Саки)
  • Научно-производственное объединение «Йодобром» (г. Саки)
  • Перекопский бромный завод (г. Красноперекопск)
  • химические производства в Симферополе

Промышленность строительных материалов

  • Альминский комбинат стенных материалов
  • Инкерманский комбинат стенных материалов
  • Керченский завод стройматериалов
  • Завод «Стройдеталь» (Феодосия)
  • Феодосийски кирпичный завод
  • Производственное объединение «Стройиндустрия» (Бахчисарай)

Пищевая промышленность

  • Керченский консервный завод
Рыбоперабатывающая промышленность
  • Ялтинский рыбкомбинат

Табачная промышленность

  • Симферопольский табачно-ферментационный завод
  • Феодосийская табачная фабрика

Лёгкая промышленность

  • Симферопольская кожевенно-галантерейная фабрика
  • Красногвардейская перо-пуховая фабрика

Сельское хозяйство и рыболовство

Сельское хозяйство

  • Зерновое хозяйство
  • Животноводство (мясо-молочное)
  • Табаководство

Лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство

Виноделие и виноградарство

  • Бахчисарайский винзавод (Бахчисарай)
  • Завод шампанских вин «Новый Свет» (Новый Свет)
  • Завод марочных вин и коньяков «Коктебель» (Коктебель)
  • ООО «Агрофирма «Золотая Балка» (Балаклава)
  • Национальное производственно-аграрное объединение «Массандра» (Ялта)
  • (Ялта)
  • ГП «Севастопольский винодельческий завод» (Севастополь)
  • ПАО «Солнечная долина» (Солнечная Долина)

Инфраструктура

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

  • Крымэнерго
  • Симферопольская ГРЭС им. Ленина (1960 - дата завершения строительства)
  • Севастопольская ГРЭС им. Красина
  • Камышбурунская ГРЭС
  • ТЭЦ Сакского химического завода
  • Солнечная электростанция "Охотниково"
  • Солнечная электростанция "Перово"
  • Солнечная электростанция "Родниковое"
  • Ветроэлектростанция «Водэнергоремналадка»
  • Тарханкутская ветроэлектростанция
  • Донузлавская ветроэлектростанция

Строительство

Транспорт и связь

  • Симферопольский телецентр
  • Энергетика Крыма

Рекреационное хозяйство

Сфера услуг

Социальная сфера

Оптовая и розничная торговля

Торговля составляла более 12 % валового регионального продукта Автономной республики Крым по состоянию на август 2007 года. Таким образом, она занимала третье место после промышленности и сельского хозяйства.

В последнее время население республики все больше отдает предпочтение цивилизованным формам торговли и покупает товары в стационарных специализированных магазинах.

Этому способствуют принципиальные преобразования в подходах к организации торгового процесса, изменение форм и методов торговли, динамичное развитие сети, которое отвечает европейским стандартам по своим площадям, широкому ассортименту, современным технологиям, качеству обслуживания. В АРК действует 26 супермаркетов, доля товарооборота которых составляет 17 % общего розничного товарооборота.

По среднемесячному обороту розничной торговли на душу населения Крым среди регионов Украины в первом полугодии 2007 г. занимал десятое место.

Розничный товарооборот на душу населения из года в год увеличивается. В 2006 г. он составил 2416 грн, что на 682 грн больше, чем в предыдущем году.

Динамика розничного товарооборота носит выраженный сезонный характер, что связано с притоком летом отдыхающих, туристов. Наибольший его объем - с июня по сентябрь. В эти месяцы в курортных городах республики (Судаке, Алуште, Ялте, Феодосии) количество предприятий торговли, кафе, ресторанов увеличивается на 50 процентов.

На протяжении последних лет доля непродовольственных товаров остается преобладающей (67 %), что говорит о некотором росте благосостояния населения. Благодаря кредитованию в последнее время существенно выросли объемы продаж товаров длительного пользования.

За счет активного развития малого предпринимательства растет торговая сеть предпринимателей - физических лиц.

Территориальная структура

Экономический микрорайон Состав Специализация промышленности Специализация сельского хозяйства
Северо-Западный Красноперекопский район
Раздольненский район
Первомайский район

Международные экономические связи

Экспорт

Объем экспорта товаров Автономной Республики Крым в I полугодии 2011 г. составил 325 млн долл., что по сравнению с I полугодием 2010 г. на 23 % больше. При этом объем импорта составил 372 млн долл., что больше аналогичного периода 2010 г. в 3,2 раза. Об этом сообщает Главное управление статистики АРК, передает корреспондент РБК-Украина.

Отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило 47 млн долл. (в I полугодии 2010 г. - положительное 146 млн долл.).

Как отметили в статуправлении, Автономная Республика Крым поддерживала внешнеторговые отношения с партнёрами из 107 стран мира. В страны СНГ экспортировано 45 % всех товаров, в страны ЕС - 23 % (в I полугодии 2010 г. - соответственно 37 % и 25 %). Российская Федерация остаётся основным торговым партнёром АР Крым (29 % экспортных поставок). Наиболее увеличился экспорт товаров в Российскую Федерацию, Казахстан, Китай, Венгрию, Германию и Панаму. По сравнению с I полугодием 2010 г. увеличился экспорт руд, шлаков и золы, котлов, машин, продуктов неорганической химии, удобрений, экстрактов дубильных.

Из стран СНГ импортировано 13 % всех товаров, из стран ЕС - 48 % (в I полугодии 2010 г. - соответственно 28 % и 31 %). Увеличились относительно I полугодия 2010 г., объемы импортных поставок из Германии, Китая, Турции, Российской Федерации, Италии и Сирийской Арабской Республики. Возросли объемы импорта механических, электрических машин и оборудования, изделий из черных металлов, строительных материалов, приборов и аппаратов, съедобных плодов и орехов, алюминия и изделий из него.

В 2009 году объем экспорта крымских товаров в страны ЕС составил 83,3 млн долл. США, импорта - 63,9 млн долл. Об этом сообщает Главное управление статистики в АРК.

По данным ведомства, по сравнению с 2008 годом, эти показатели уменьшились, соответственно, на 51 % и 50 %. Как отметили в управлении статистики, наибольшие объемы экспортных поставок в минувшем году осуществлялись в Нидерланды −15,8 млн долл., Италию - 15,6 млн долл., Германию - 11,2 млн долл., Испанию - 10,8 млн долл. и Францию - 4,9 млн долл. При этом наибольший объем вывезенных товаров из автономии в страны Европейского Союза занимали красители и пигменты, продукты неорганической химии, плавучие средства. В ведомстве уточнили, что наибольшие объемы импортных поступлений осуществлялись из Германии - 15,8 млн долл., Италии - 15,3 млн долл., Польши - 6,3 млн долл., Финляндии - 5,0 млн долл., Нидерландов - 2,9 млн долл. В частности, в течение прошлого года наибольший объем товаров, ввезенных из стран ЕС, занимали механические машины и оборудование, приборы и аппараты, средства наземного транспорта, пластмасса, полимерные материалы, древесина и изделия из нее, черные металлы.

Импорт

В январе текущего года объем импорта товаров в Автономную Республику Крым по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 26,7 % до 16,6 млн долларов США. Об этом сообщили в Главном управлении статистики в АРК.

По данным управления статистики, из Италии в Крым импортной продукции поступило на сумму 3,4 млн долларов, из Российской Федерации - на сумму 2,4 млн долларов, из Турции - на 1,1 млн долларов, из Нидерландов и Сирии в Крым было ввезено импортной продукции на сумму по 1 млн долларов.

Как сообщили в Главном управлении статистики, в общем объеме импорта товаров механические машины, оборудование и запасные части к ним занимают 28,3 %, строительные материалы - 13,8 %, алкогольные и безалкогольные напитки - 6,8 %, средства наземного транспорта - 6,5 %, нефть и нефтепродукты - 5,9 %, черные металлы - 4,7 %, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них - 3,9 %.

СПРАВКА: В 2007 году объем импорта товаров в Крым возрос на 14,4 % до 264,2 млн долларов США.

Иностранные инвестиции

Трудовые ресурсы и занятость

Экономическая статистика

Таблица за 2006 год

N показатель единицы значение в
1 Экспорт товаров млн долларов США 400,1
2 Уд.вес в общеукраинском % 1,0
3 Импорт товаров млн долларов США 230,9
4 Уд.вес в общеукраинском % 0,5
5 Сальдо экспорт -импорт млн долларов США 169,2
6 Капитальные инвестиции млн гривен 5444,9
7 Средняя зарплата грн (на 01.01. ) 1002
8 Средняя зарплата долларов США (на 01.01. ) 198,4

ВРП

Кредитный рейтинг

  • по обязательствам в иностранной валюте: B+/Стабильный/B
  • по обязательствам в национальной валюте: BB-/Стабильный/B
  • по украинской шкале: uaAA
Прогноз

Рост кредитоспособности суверенного правительства, а также большая предсказуемость будущих изменений в украинской системе межбюджетных отношений остаются необходимыми условиями дальнейших позитивных рейтинговых действий. Для повышения рейтинга также потребуется поддержание операционных профицитов на уровне около 10 % и постепенное улучшение состояния инфраструктуры.

Однако ухудшения в системе межбюджетных отношений, приводящие к снижению финансовых показателей - с операционными дефицитами , или быстрый рост долга до уровней выше 10-12 % доходов к 2011 г. (хотя это и маловероятно в настоящее время), могут оказать давление на рейтинги.

Долги

ИПЦ

Структура потребительских расходов

Богатые крымчане

По данным печатного издания «Комментарии» в номере 16-17 (123) от 2 мая 2008 года было опубликован список самых богатых людей в Крыму, состоящий из 16 человек.

1. Андрей Охлопков, состояние $665 млн. Председатель наблюдательного совета компании ООО "Группа компаний «Союз-Виктан» («СВ»). Основной бизнес «СВ» - производство и дистрибьюторство алкогольных напитков.

2. Владимир Константинов, состояние $315 млн. Президент корпорации «Укрросбуд».

3. Вячеслав Верходанов, состояние $280 млн. Президент корпорации «Интеррыбфлот» (Севастополь).

4. Андрей Припутников, состояние $190 млн. Основал строительную компанию «Профессионал».

5. Лев Миримский , состояние $180 млн. Соучредитель корпорации «Империя» (владеет более 90 % акций).

6. Владимир Слабовский, состояние $174 млн. Президент Всеукраинской ассоциации пекарей, совладелец "Холдинга «ТиC» (владеет 41 % акций, остальные принадлежат Михаилу Табачнику).

7. Андрей Сенченко, состояние $165 млн. Контролирует ЗАО «Современные информационные технологии».

8. Юрий Трындюк, состояние $158 млн. Почётный президент ОАО "Холдинговая компания «Хлебные инвестиции».

9. Анатолий и Игорь Франчуки, состояние $140 млн. До 2006 года семья Франчуков фактически контролировала газовый рынок полуострова и значительную часть рынка нефтепродуктов Крыма.

10. Геннадий и Сергей Бейм, состояние $135 млн. Геннадий Бейм является президентом фирмы «ТЭС», а его сын Сергей - вице-президентом.

11. Валерий Горбатов, состояние $110 млн. С его именем связывают телекомпанию ИТВ (Симферополь), типографию «Новая эра», ООО «Гарант-СВ» (операции с недвижимостью), алуштинский пансионат «Северная Двина» (ООО «Дайвис»), отель «Сказка» в Евпатории, Симферопольский стеклотарный завод.

12. Семья Дейч, состояние $75 млн. По мнению наблюдателей, благодаря тесным связям с председателем правления совета арендаторов арендного предприятия «Шахта имени Засядько» Ефимом Звягильским Борис Дейч контролирует поставки угля на полуостров.

13. Иосиф Файнгольд, состояние $68 млн. Соучредитель автотранспортного предприятия «Автодом», которое занимается пассажирскими перевозками на ЮБК. Также контролирует ряд крупных рынков в Симферополе: «Светофор», «Сан-Марино».

14. Сергей Куницын, состояние $55 млн. С его именем связывают ТРК «Неаполь» (Симферополь), радио «Лидер» (Симферополь), газету «Крымский обозреватель», журнал «Ваш ориентир».

15. Ленур Сеттаров, состояние $50 млн. Экс-собственник топливно-энергетического комплекса «Современник». Директор госпредприятия «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами».

16. Владимир Шкляр, состояние $40 млн. Соучредитель ряда агрофирм: ООО «Таргет», ООО «Федунка», «Сиваш», «Элита», ООО "Агрофирма «Победа», Урожайненское КХП и др. Также контролирует Красногвардейский элеватор, самый мощный в Крыму.

Ирина Гуливатая

Как изменится Крым к 2020 году

О том, как реализуется в Крыму федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и кто следит за миллиардными потоками бюджетных средств, « » рассказал вице-премьер правительства республики Виталий Нахлупин.

Об объектах

Объекты по ФЦП были отобраны процентов на 90 где-то к концу 2014 года. Тогда ещё существовало Министерство по делам Крыма - вот оно и было непосредственно тем агрегатором, который работал между полуостровом и материком. Поэтому основные пункты программы были сформированы именно тогда, а на протяжении последующих лет и сейчас вводятся некоторые изменения. В части, допустим, несоответствия площадки тому проекту, который был отобран, наличия обременения, газовых сетей, которые невозможно перенести, подземных труб. Коррекция идёт в основном в части тех объектов, которые мы при взятых на себя обязательствах, к сожалению, не можем выполнить в срок. Это задачи, которые не были решены в конце 2016 года. Я напомню, что по некоторым объектам у нас провели торги, однако проектно-сметная документация не была разработана, поэтому люди заключали контракт на кота в мешке. Они брали на себя обязательства, первично анализируя тот контракт, а документы по экспертизе уже выходили вдогонку. Поэтому сейчас мы имеем проблемы - несоответствие стоимостей: те, которые предполагали, и те, которые вышли из экспертизы.

О недобросовестных подрядчиках

Сегодня около 140 претензий направлено в адрес подрядчиков, некоторым дважды и трижды. По отдельным подрядчикам у нас уже начались судебные процедуры, если мы понимаем, что они не успевают. Если не успевают по объективным причинам, то этим подрядчикам мы готовы помогать, подставить плечо и работать с ними круглосуточно. Но, как сейчас мы понимаем, некоторые подрядчики, подчёркиваю, заведомо заходили для реализации мошеннических схем, а такие факты у нас есть, для того, чтобы украсть бюджетные ресурсы у республики. С теми подрядчиками разговор очень короткий, материал сформирован по ним - его мы подали в правоохранительные органы, в органы ФСБ, прокуратуры и Следственного комитета. И смею заверить крымчан, что с данными группами подрядчиков мы будем разбираться достаточно жёстко, чего бы нам это ни стоило. Проходимцев будем преследовать по всей территории республики, по всей территории большой России.

О процедуре финансирования

Мы даём заявку, какое количество объектов и сколько денег на каждый объект республика готова взять на себя. До 1 марта заключаем соглашение между республикой и правительством в лице Министерства экономического развития РФ, которое отвечает за реализацию ФЦП, о том, что, с одной стороны, мы выполним наши обязательства, с другой - что Правительство РФ выделит деньги. То есть это взаимные обязательства, которые даются на год. После соглашения нам доводятся лимиты. Нам даётся право начинать все необходимые процедуры по реализации этих объектов - проведение торгов, экспертизы и так далее. Главное - мы понимаем, что у нас деньги есть. Пока мы проводим процедуры, мы даём кассовые заявки. Это необходимые ежемесячно деньги, которые из годового бюджета мы готовы освоить по месяцу. Это называется «кассовая заявка на месяц». Соответственно, если мы не исполняем её, это тоже строго отслеживается. Мы пытаемся эти кассовые остатки, которые у нас недовыполнены, перевыполнить в следующем месяце. На 1 сентября показатель исполнения кассового плана для республики составляет более чем 98,5% - это достаточно неплохо. Я могу назвать общие цифры - порядка 52,5 млрд рублей республика обязана освоить в 2017 году. Порядка 33 млрд рублей - это будут переходящие деньги, которые освоят в 2018 году, это так называемые авансовые платежи. Это та предоплата, которая частично будет закрыта выполненными работами, а частично подрядчики обязаны будут её закрыть в первом-втором квартале 2018 года.

О проблемах

У нас несколько пулов проблем, которые я хотел бы озвучить. Первое направление, назовём его условно объективные причины. Потому что достаточно сложные объекты мы реализуем. Например, уникальное строительство Крымского моста - таких проектов за всю историю РФ не осуществлялось. Или, допустим, второй объект по капиталоёмкости - порядка 160 млрд руб - это трасса «Таврида». У нас есть геологическая сложность на определённых отрезках прохождения трассы, особенности наших грунтов, нашей местности, ландшафта. Мы планировали один срок прохождения экспертизы, а в финале получили немного затянувшиеся сроки.

Вторая часть проблем - это не совсем качественное проектирование. Я напомню, что у нас существовал особый порядок отбора подрядчиков в 2016 году - это был основной проектный год для программы. Мы не можем сказать, что все 100% объектов были спроектированы. Кроме того, тот же подрядчик, который зашёл на строительно-монтажные работы, вынужден проводить перепроектирование объектов. Некоторые другие подрядчики сегодня находятся в судах - они некачественно выполнили свою работу и её переделывать не хотят. Естественно, ошибки проектирования влекут за собой иные проблемы, у подрядных организаций, которые зашли на строительно-монтажные работы.

И в третьих - не о всех подрядчиках, которые к нам зашли, можно отозваться положительно. Например, условно назовём их компании-анархисты. Они не имеют здесь ни техники, ни человеческого ресурса, а надеялись взять крымские компании в субподряд. Теперь эти крымские компании сами берут в субподряд, а следующие субсубподрядчики берут ещё раз в субсубсубподряд - в итоге мы имеем по пять ветвей. Получается такая размытая ответственность, к сожалению. Мы предъявляем претензии к генподрядчику, а он говорит, что не виноват, что у нас в Крыму так работают. Понятно, что рабочих строительных специальностей сейчас не хватает, поэтому подрядчики вынуждены завозить с материка рабочую силу. Естественно, на такие затраты никто не рассчитывал. Прибыль существенно уменьшается - и интерес у подрядчиков пропадает.

О несправившихся

Были громкие увольнения чиновников в конце 2016 - начале 2017 года. Уволен вице-премьер, который отвечал непосредственно за реализацию ФЦП, немного раньше уволен главный архитектор, немного позже - руководитель службы капитального строительства, который занимался реализацией программы, ещё чуть позже сняли ряд замов. Достаточно серьёзно была переформатирована Служба капитального строительства, и до сих пор существует определённое количество вакансий, мы до сих пор занимаемся кадрами.


Дорожная развязка под Симферополем Дубки - Левадки. Фото из архива "Крымской газеты"

О перспективах

Программа выполнена таким образом, что позволяет решить структурные ограничения. Крымчане уже пережили водную, энергетическую блокады. Именно благодаря реализации этой программы основные инфраструктурные ограничения должны быть решены - проблемы с водой, электроэнергией, а также проблемы с прибытием воздушного транспорта, транспортная магистраль, которая будет связывать Крымский мост с остальной частью республики. Туристы, которые прибывают автомобильным и воздушным транспортом, сразу почувствуют эти перемены. По-этому нужно потерпеть, чтобы задышать почти полной грудью к 2020 году.

Из того, что проглядывается сегодня, скажу, что этими объектами крымчане в новой истории Крыма должны будут гордиться. Понятно, что трасса «Таврида» даст возможность развития малым сервисным предприятиям - начиная от шиномонтажа и заканчивая отелями - это огромнейшие потенциальные точки роста и притяжения, которые должны привлечь инвестора, отдыхающих и банковский капитал, чтобы реализовывать масштабные проекты в Крыму. Это закладка первого камня в здание счастливой жизни в Крыму.

Мы, конечно, получим специалистов и компании, которые будут платить налоги, мы это уже чувствуем. Думаю, что остановки не будет. Очень многому мы учимся и выстраиваем планы, чтобы вложенные незначительные суммы давали максимальный экономический эффект. Так что это только начало - глава и команда, которая с ним работает, почивать на лаврах не намерены.

О том, что завершат до конца года

114 объектов - это были обязательства, взятые на себя республикой в конце 2016 и начале 2017 года. Один объект подлежит исключению. Мы понимаем, что многие объекты из заявленного количества находятся сегодня в так называемой зоне особого риска. Но радует то, что по некоторым объектам, которые находятся под контролем администрации Президента РФ - их 56, - ситуация нормальная. Сейчас мы приступили к достаточно сложным объектам - это 40 ФАПов и амбулаторий, которые будут оказывать медицинские услуги в труднодоступных районах. Контракт выиграл нормальный подрядчик, крымский, которого мы знаем. Из 40 объектов на 12 уже фундаменты подготовлены, два стандартных модульных ФАПа уже пришли в республику. Всего в Крыму до конца 2020 года планируется возвести 440 объектов по программе ФЦП.

О неосвоенных средствах

Те деньги, которые республика не использует, возвращаются в резервный фонд Правительства РФ, и достать их очень сложно. Примерно 215 млн рублей у нас была потеря 2015 года, примерно 265 млн рублей - в 2016 году, в этом году посмотрим.

Деньги, которые подлежат списанию в конце года, не возвращаются. Это очень жёсткое требование, это тот кнут, которым республика будет наказана. Если, допустим, построили садик на 80%, а на 20% не закончили - сроки истекли, то придётся искать в своём бюджете деньги, чтобы достроить данный объект. С точки зрения мотивации и наказания, наверное, это правильно. Поэтому мы сейчас достаточно тщательно и трепетно работаем с каждым подрядчиком.

О контроле

Сегодня все объекты оборудованы видеокамерами, вся информация стекается в АНО «Дирекцию по управлению федеральной целевой программой», которое всю отчётность передаёт в Министерство экономического развития РФ и в управление по реализации ФЦП при Совете министров, которое отчитывается мне, а я - главе Крыма. Вообще, у нас многоуровневый контроль. Контроль за деньгами осуществляет технический заказчик, но самый главный контролирующий орган в части доведённых лимитов и так далее - Министерство финансов РК, которое ежемесячно подаёт отчёт главе Крыма и мне по использованию денег, которые мы запланировали. В части исполнения работ - это Служба строительного контроля и Служба капитального строительства, где есть специалисты, которые могут осуществлять этот надзор. В этом году был введён ежесуточный контроль, так как нам необходимо иметь глаза и руки на объекте каждый день, чтобы мы не только по видеокамере могли контролировать, но и специалист непосредственно на стройке мог послушать, пообщаться, вопросы задать и так далее.

Кроме того, примерно каждые две недели приезжает заместитель министра экономического развития РФ Сергей Назаров, который проводит со мной на объектах целый день. Он также проводит видеоконференции, приглашает специалистов из Москвы, из министерств и ведомств, а мы приглашаем подрядчиков и сами присутствуем, решаем сложные вопросы межкоординационного взаимодействия. Плюс у нас каждый квартал проходит совещание под председательством замглавы Правительства РФ Дмитрия Козака, где Сергей Аксёнов отчитывается об успехах и неудачах в республике.

Сегодня мы работаем с планом-графиком строительства, который находится на контроле у Дмитрия Козака, в редакции середины ноября 2016 года. Несмотря на те объективные причины, которые мы сейчас преодолеваем, исправить ситуацию в части отставания, к сожалению, нам пока не удалось.

Объекты, которые планируется построить

на территории полуострова по ФЦП до 2020 года

объекты портовой инфраструктуры - 19 единиц

дороги общего пользования - 254,47 км

объекты здравоохранения - 4 единицы

объекты образования (школьного и дошкольного) - 113

ФАПы и врачебные амбулатории - 46

объекты культуры - 1

индустриальные парки - 4

туристско-рекреационные кластеры - 8

взлётно-посадочная полоса - 1

центр организации воздушного движения - 1

Кроме того, в рамках ФЦП в Крыму и Севастополе запланированы следующие мероприятия:

реконструкция объектов теплоснабжения

монтаж линий электропередачи и восстановление изношенных сетей

строительство новых и реконструкция существующих систем водоснабжения

реконструкция и строительство канализационных очистных сооружений

строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты и берегоукрепления

научно-исследовательские, противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия

улучшение пропускной способности каналов связи

обустройство граждан из числа ранее депортированных и т. д.

Объёмы бюджетных ассигнований объектов в зоне ответственности Минэкономразвития РФ:

транспортный переход через Керченский пролив (19,03 км) - 227 696,46 млн руб.

строительство, реконструкция автомобильных дорог (5 объектов) - 20 578,72 млн руб.

строительство модульных амбулаторий (19 объектов) - 183,92 млн руб.

развитие энергетического комплекса (2 объекта) - 2 139,45 млн руб.

берегоукрепительные сооружения (12 объектов) - 1 509,77 млн руб.

мероприятия по созданию инфраструктуры для развития туристско-рекреационных кластеров (5 кластеров) - 23 879,89 млн руб.

Крым взялся за возрождение своей инфраструктуры. Иначе развитие экономики региона будет просто невозможно. И основные планы на будущее связаны со строительством дорог, железнодорожного сообщения, водных каналов, портов, складов, электроэнергетики, систем связи и сельского хозяйства. Многое придется восстанавливать практически с нуля, говорят эксперты.

Модернизация? Громко сказано. По оценке экономистов, Крыму придется чуть ли не заново отстраивать то, что за 23 года постепенно приходило в упадок. Материковая Украина не очень-то пеклась о благополучности инфраструктуры полуострова. Не секрет, что Крым испытывает определенные сложности в транспортном сообщении. В перспективе — огромная работа по разблокировке этих коридоров. Крайне необходимо строительство моста через Керченский пролив. Существующая переправа не справляется уже сегодня. А что будет, когда пассажиро- и грузопоток возрастет? На новую транспортную артерию планируется потратить почти 250 млрд рублей. Инвестором проекта выступит Росавтодор. Остро ощущается нехватка современной железной дороги и автострады, соединяющих Керчь и Симферополь, говорит заместитель председателя Общественной палаты Республики Крым Александр Форманчук:

"Они крайне важны для Крыма, потому что они могут снизить те нагрузки, которые резко возросли на этих направлениях. Нужно иметь в виду, что когда Крым находится в состоянии транспортной блокады, новое значение приобретают морские порты для внутренних перевозок. Не стоит забывать, что Крым находится в центре бассейна Черного моря. И Россия способна поднять уровень значимости самого Крыма, как транспортного узла в черноморском регионе".

Предстоит также восстановить инженерные коммуникации, особенно те, которые обеспечивают техногенную безопасность городов республики. В целом на подобные проекты федеральной программой предусмотрено почти 700 млрд рублей до 2020 года. К проектам Крыма уже проявили интерес иностранные инвесторы. Особое внимание — к транспортным коммуникациям и к курортно-рекреационным зонам. Частный капитал может прийти из стран Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии, в частности из Китая, отмечает Александр Форманчук. Пекин уже заявил о желании построить большой порт и завод по сжижению природного газа.

Социальное развитие Крыма: широко шагая Еще недавно социальное развитие Крыма шло вразрез с интересами простых граждан, все делалось не для людей, а против них. И теперь на восстановление нужны немалые силы, но, как оказалось, полуострову удается неплохо справляться со всеми трудностями.

Это позволило бы сократить более чем на 2 тысячи километров путь доставки СПГ в Китай. Немалый интерес инвесторы проявляют и к развитию сельского хозяйства Крыма, отмечает заместитель председателя комиссии по экономике и вопросам экономического развития Общественной палаты Республики Крым Денис Батурин:

"Есть проекты, которые реализуются сейчас и подходят к логическому завершению. Один из них — по производству коровьего молока. Он был начат еще в прошлом году. А в сентябре он будет должен будет запуститься в Первомайском районе. Нам необходимы и другие инвестиционные проекты. Готов вкладывать Израиль в сельское хозяйство. Все знают, что израильские технологии одни из самых передовых в мире. Я думаю, они будут следующими, кто запустит свои проекты".

Эксперты уверены, что уже через 10 лет Крым вернет себе былую славу. В последние 20 с лишним лет полуостров был практически на 100% зависим с точки зрения сырья, инфраструктуры и энергетики от Украины. Сейчас эта зависимость ушла. Налицо постепенное возрождение былой мощи региона, как это было при Советском Союзе, продолжает Денис Батурин:

Преобразования в Крыму: первые итоги и планы на будущее Почти полгода назад Крым по итогам референдума вернулся в состав России. За это время в республике произошло множество преобразований. И теперь настало подходящее время, чтобы подвести первые итоги и начать строить планы на будущее.

"А он был, например, снабженцем куриным мясом и куриным яйцом близлежащих регионов. Он снабжал фруктами значительную долю Советского Союза и севера страны. Вот это — и будущее. Ну и, безусловно, как ранее все говорили — всесоюзная здравница. Все проекты и программы, в том числе государственные, должны будут как раз решить вопросы логистики — это строительство моста, и вопрос создания сырьевой базы для пищевой промышленности".

Остро стоит вопрос и энергообеспечения Крыма. На данный момент полуостров практически полностью зависит от поставок с Украины. Сейчас обсуждается возможность организации местных источников генерации, а также поставок из России. Это позволит снизить зависимость республики от импорта электроэнергии на треть. Параллельно предлагается строить газовые электростанции. Это обойдется примерно в 40 млрд рублей. Что касается воды… Изначально госинвестиции на снижение зависимости от Украины оценивались в 100 млрд рублей. Позже стало ясно, что Крым сам сможет себя обеспечить водными ресурсами. Поэтому сумма сократилась почти в два раза. Эти проекты станут катализатором развития курортно-рекреационного, туристического, сельскохозяйственного и промышленного потенциала, то есть предприятий малого и среднего бизнеса полуострова. Что и нужно Крыму для подъема своей экономики.

ЭКОНОМИКА

Федеральная программа развития Крыма и Севастополя до 2020 года предполагает, что в развитие региона будет вложено свыше 700 миллиардов рублей. Основные направления государственных инвестиций – развитие энергетического комплекса, инженерной инфраструктуры и обеспечение водой, транспортного и промышленного комплексов, социальной сферы, развитие туризма и другие. Президент Владимир Путин четко обозначил задачи, которые будет решать программа. С вхождением в состав России в Крыму активизировались инвесторы. Только по итогам 2015 года началась реализация таких крупных проектов, как реконструкция и техническое перевооружение судостроительного завода "Залив", развитие виноградарства в Коктебеле, организация производства стройматериалов в Симферополе, строительство культурно-развлекательного комплекса с тематическим парком на территории Евпатории и других. Всего властям полуострова поступило более 300 заявлений на участие в крымских проектах. Общий объем капитальных вложений по заключенным договорам составляет порядка 70 миллиардов рублей. Планируется создание более 21,5 тысячи рабочих мест.

В Едином госреестре зарегистрированы более 30 тысяч юридических лиц и 65 тысяч индивидуальных предпринимателей, при этом, число субъектов предпринимательской деятельности увеличивается в среднем ежемесячно на 3–3,5 тысячи. С вхождением в состав России в Крыму наблюдается устойчивый рост промышленного производства. По итогам 2015 года его объем возрос на 11% (наилучшую динамику продемонстрировала пищевая промышленность – 33%). Уже идет работа по возведению трех индустриальных парков, чье создание даст новые высокопроизводительные рабочие места, высококачественную продукцию, эффективные сети сбыта.

ЭНЕРГЕТИКА

Энергобезопасность Крыма всегда была его ахилессовой пятой. Поэтому одной из первостепенных задач российских властей было обеспечение энергетической независимости полуострова. В 2015 году работы в этом направлении были форсированы после того, как украинская сторона прекратила подачу электричества из-за подрыва радикалами опор линий электропередачи. В результате первая очередь энергомоста, соединяющая единую энергосистему России с крымской, была запущена раньше срока. В мае, с вводом в строй второй очереди, полуостров должен стать полностью независимым от поставок извне, а полуостров наконец-то получит надежное и бесперебойное электроснабжение, которого ждал почти 25 лет.

ТРАНСПОРТ

Аэропорты, дороги и вокзалы являются визитной карточкой любого региона или города, по которым у приезжающих складывается первое – и зачастую верное – впечатление. У тех, кто бывал в Крыму ранее (а у местных жителей и подавно), нынешнее состояние и темпы развития транспортной инфраструктуры вызывает восторг. За год на дороги полуострова было потрачено около пяти миллиардов рублей. В результате были отремонтированы 166 километров трасс. Особняком в вопросе развития транспортной инфраструктуры полуострова стоит его соединение с материковой частью России. По строительству Керченского путепровода ведутся подготовительные работы, обустроены строительные городки, возведены два временных мостовых перехода до острова Тузла. На остров завозятся строительные материалы, конструкции, техника.

Для обеспечения связи с материком существенно увеличена пропускная способность Керченской паромной переправы была существенно (в 1,5 – 2 раза): до 50 тысяч пассажиров, 10 тысяч легковых и 1 тысячи грузовых автомобилей в сутки. На сегодняшний день паромное сообщение осуществляют 11 автомобильно-пассажирских паромов и три железнодорожных парома. В 2015 года было перевезено более 4,5 миллиона пассажиров (в четыре раза больше, чем за 2014 год).

Аэропорт "Симферополь" за два года стал современной воздушной гаванью международного уровня. Он отправляет и принимает самолеты из 54 городов, пропускная способность составляет 104 рейса или 22 тысячи человек в сутки. За год аэропорт обслужил около пяти миллионов пассажиров, приняв и отправив более 35 тысяч судов.

ТУРИЗМ

Туристический сезон 2015 года раскрыл потенциал Крыма в этом направлении во всей красе, его смело можно назвать успешным. За год в здравницах и в частном секторе полуострова отдохнули около 4,5 миллиона человек, превысив аналогичный показатель 2014 года на треть. Если в тогда функционировало 540 санаторно-курортных и гостиничных учреждений, то в 2015 году работали уже почти 800 гостиниц и пансионатов. В течение высокого курортного сезона более половины работающих здравниц были загружены на 85-100%.

Отдыхающим впервые в истории полуострова были предложены пакетные туры, к которым россияне привыкли при поездках за рубеж. По путевкам, включающим авиаперелет, трансфер к месту отдыха, размещение, питание, за год приехали более 230 тысяч туристов. В ближайшие три года в развитие курортов и туризма Крыма планируется направить почти 9,5 миллиарда рублей. С помощью этих денег и привлекаемых инвестиций полуостров должен стать современным международным туристическим центром. Один из главных критериев – соответствие трем требованиям: круглогодичность, востребованность и конкурентоспособность.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

После двух десятилетий запустения активно ведутся работы по восстановлению системы ЖКХ. Здесь одной из главных задач является ликвидация аварийного жилищного фонда и расселение людей в благоустроенные помещения. За два года из бюджета на эти цели было выделено свыше 600 миллионов рублей. Активизировалась и работа по капитальному ремонту, на который в 2015-2016 годах выделено 650 миллионов. Кроме того, Крым вошел в число регионов, на территории которых реализуется программа по обеспечению жильем молодых семей Наконец-то коммунальщики занялись реконструкцией еще советских водопроводных сетей, модернизацией и строительством котельных. На мероприятия по обеспечению бесперебойного хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения полуострова, в который вошли 56 объектов на общую сумму 1,8 миллиарда рублей.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

В течение двух лет после воссоединения Крыма с Россией особое внимание уделяется вопросам поддержки социально незащищенных слоев населения. Из бюджета на эти цели ежегодно выделяет свыше 10 миллиардов рублей (в 2015 году 13,3 миллиарда). В настоящее время социальную поддержку получают более 167 тысяч крымских семей с детьми, почти 375 тысяч льготников. Отдельное внимание – мерам социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, для которых предусмотрена материальная помощь на ремонт жилых помещений, покупку автомобиля и другие денежные выплаты. Благодаря интенсификации работы по содействию занятости населения, за последний год удалось сократить уровень безработицы более чем в два раза. Таким образом, впервые за много лет на рынке труда спрос превышает предложение. Для тех, кто остался без работы, предусмотрены программы стимулирования предпринимательской деятельности. Ими уже воспользовались несколько сотен крымчан, открыв собственное дело.

На полуострове продолжает реализация программа сохранения и укрепления здоровья населения, повышение доступности и качества медицинской помощи. Продолжают модернизироваться больницы и поликлиники (за 2015 год были отремонтированы 16 лечебных учреждений), обновляется медицинское оборудование (общая сумма составила 1,8 миллиарда рублей). К 2020 году завершится строительство двух медицинских центров в Симферополе и Ялте и сети фельдшерско–акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. Тем временем, в 15 селах республики установлены фельдшерско-акушерские пункты. С 2015 года Крым участвует в реализации программ льготного лекарственного обеспечения, начала работать программа "Земский доктор" по поддержке молодых медицинских специалистов и их привлечению в медицинские учреждения сельской местности.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

В 2016 году крымские власти намерены уделять особое внимание таким направлениям, как повышение безопасности: энергетической и продовольственной. В числе приоритетов также инфраструктурное развитие в строительной и транспортной сферах, энергетике. Малый и средний бизнес также будут находиться в числе приоритетных направлений развития. Им обещают финансовую поддержку, в том числе, в виде предоставления грантов, субсидий, единовременной помощи и компенсации процентных ставок по кредитам. Не останутся без внимания и потенциальные инвесторы, которым будет оказываться максимальное содействие в реализации проектов на территории Крыма. Общую стратегию развития полуострова как-то обозначил в своем выступлении глава республики Сергей Аксенов: "У нас нет 40 лет, как у Моисея, чтобы водить людей по пустыне. Надо сделать все гораздо быстрее! "

– В чём особенности стратегического планирования развития экономики Крыма?

– Особенности касаются прежде всего сложной геополитической ситуации, сложившейся в связи с санкциями стран НАТО, которые блокируют привлечение в Крым иностранных инвестиций. Поэтому расчёт должен делаться прежде всего на инвестиции из внутренних источников – как государственных, так и частных.

В остальном стратегическое планирование развития Крыма должно выстраиваться в соответствии с общепринятыми принципами: системный подход, долгосрочный горизонт, комплексный анализ, чёткая постановка целей развития, выбор приоритетов, разработка и осуществление целевых программ. В отношении Крыма исходить надо из его несомненных преимуществ, как уникального природно-рекреационного, культурно-образовательного, агропромышленного, оборонно-промышленного, транспортно-логистического и идейно-политического центра нашей страны. Исходя из этого следует определять приоритетные направления развития: здравоохранение и курорты, образование и культура, высокотехнологическое машиностроение, передовое сельское хозяйство, транспортная инфраструктура.

В отношении последнего направления не будем забывать особое положение Крыма в связи с инициированным Китаем глобальным проектом «Экономический пояс Великого шёлкового пути» – Крым был точкой выхода этого пути из Азии в Европу. С учётом принятого на высшем уровне решения вписывания этого проекта в контекст ведущейся работы по формированию Евразийского экономического союза положение Крыма как ключевого транспортного узла выглядит весьма перспективным.

Провозглашённое президентом Путиным положение о сакральном значении Крыма даёт ему особые конкурентные преимущества как начального пункта формирования русской православной цивилизации, а Севастополя – как одной из наших исторических столиц.

Чтобы реализовать эти приоритетные направления развития, и нужно стратегическое планирование – формирование увязанных по целям и ресурсам долгосрочных программ и институтов развития. Для этого учёными РАН предлагается создание специальной организации – Корпорации развития Крыма. На первом этапе её капитал должно сформировать государство, а затем посредством запуска целевых инвестиционных проектов она могла бы привлечь и частные капиталы российских инвесторов. В дальнейшем она могла бы выйти и на международный финансовый рынок с крупномасштабными проектами развития крымской экономики.

– За 23 года украинского безвременья ни копейки не было вложено в развитие таких отраслей, как курорты, что для Крыма является стратегически важным.

– Это означает необходимость крупных вложений в модернизацию на основе передовых медицинских технологий. Здравоохранение сегодня переживает технологическую революцию, становясь самой крупной отраслью нового технологического уклада. Эта революция связана с достижениями клеточной медицины и генной инженерии, которые позволяют по-новому подойти к профилактике и лечению болезней и существенно продлить продолжительность жизни. Тем самым создаётся новый быстро растущий сегмент рынка курортно-оздоровительного профиля, который при правильном подходе откроет для Крыма гигантские новые возможности экономического роста. Такие традиционные направления, как грязелечение, фито- и ароматерапия, выращивание и переработка лекарственных трав получат новый импульс развития и откроют дополнительные возможности для развития сети крымских санаториев, профилакториев, домов отдыха, туристическо-гостиничного бизнеса.

– Что, по вашему мнению, будет с предприятиями «большой химии» Северного Крыма – армянским “Титаном”, бромным заводом в Красноперекопске? Возможна ли их модернизация или загрузка заказами с материковой части страны?

– Думаю, что, конечно, возможна. Вместе с тем я уверен, что американско-бандеровская оккупация Украины долго не продлится. Гитлеровцы хозяйничали на Украине два с половиной года и не смогли сломить волю народа к свободе и развитию, которое для Украины возможно только в союзе с Россией, с которой Новороссия, Малороссия составляют одно историческое, экономическое и гуманитарное целое. После свержения нацистской хунты в Киеве восстановится органическое единство России и освобождённой от неофашистов Украины. Соответственно возобновятся и кооперационно-технологические связи. Нужно, конечно, эти заводы модернизировать и улучшить защиту природы, которая для крымской экономики является главным конкурентным преимуществом.

– Каковы перспективы потенциальных инвестиций, в каких отраслях?

– Когда мы разрабатывали подходы к стратегии развития Крыма, оценивали необходимость привлечения инвестиций только в Корпорацию развития Крыма в 10 миллиардов долларов в расчёте на то, что каждый вложенный государством рубль будет поддержан не меньшими инвестициями частного сектора. Основные направления работы этой корпорации – организация частно-государственного партнёрства в форме совместных инвестиционных проектов в курортно-рекреационном и сельскохозяйственном комплексах, торгово-логистической инфраструктуре. К этому надо добавить собственно государственные расходы по целевым программам развития энергетики, водоснабжения, транспортной сети Крыма, которые будут намного больше.

– Курортная отрасль Крыма: её перспективы в условиях санкций Запада и препон со стороны Украины? В каких масштабах возможно её интегрирование в курортную отрасль материковой части нашей страны?

– Она всегда была интегрирована. Даже в украинский период Крыма его курорты наполнялись, главным образом, приезжими из Российской Федерации. На полуостров ежедневно летом шли десятки поездов из Москвы, Питера, Урала и даже Сибири. Крым – лучшая и любимая здравница России. И этого вполне достаточно с точки зрения наполнения спроса для крымских здравниц. Сказываются, конечно, потери отдыхающих с украинской территории. Но, как я сказал, её оккупация американско-бандеровской хунтой долго не продлится. На отдыхающих с Запада я бы не рассчитывал. Даже в период мировой социалистической системы их было немного, в основном поляки.

Естественная и вполне достаточная зона притяжения – это Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Все они кроме Украины вошли в Евразийский экономический союз, в рамках которого завершается формирование единого экономического пространства, в том числе в сфере здравоохранения, транспорта и туризма. На них и нужно ориентировать развитие крымских курортов.

– Водоснабжение Крыма: возможно ли обеспечить переброску воду с материка на полуостров?

– Если говорить о днепровской воде – нужно снова запустить канал, для чего придётся провести его восстановление. Это не займёт много времени. Нацистская хунта на Украине сегодня догрызает себя экономически. Отрезая канал и обрезая электросети, она кусает себя за хвост. Ведь это бьёт прежде всего по экономике Украины. Поэтому я уверен, что эта проамериканская хунта нежизнеспособна. Она сегодня уничтожает промышленность и сельское хозяйство Украины, работающие на российский рынок. Будут ли ей благодарны жители Херсонщины, которых лишили возможности сбыта своей сельхозпродукции в Крыму? Или запорожские и николаевские энергетики, которых сделали подопытными кроликами с поставками американского ядерного топлива вопреки требованиям безопасности на АЭС? Увидите – скоро американской оккупации Украины придёт конец.

И когда на Украине восстановится национальный суверенитет, она не будет враждебна России, потому что только в союзе с нами народ Украины может рассчитывать на достойную жизнь и благополучие.
В том числе реализуя совместные инфраструктурные проекты, к числу которых относится построенный силами советского народа Северо-Крымский канал. Других каналов внешнего водоснабжения Крыма я не вижу, если не считать возможность завозить питьевую воду танкерами из Абхазии.

– Энергомост, который планируют соорудить с материка, насколько обеспечит энергонезависимость Крыма, чтобы исключить возможные последствия отключений подачи электроэнергии с Украины?

– Вновь повторю – надо исходить из того, что Украина будет обязательно освобождена от неонацистов и в ней восстановится нормальная власть. Традиционно энергосистема Крыма питалась от Запорожской и Южной АЭС. Зачем нам их терять? Конечно, пока приходится этот человеконенавистнический режим терпеть, нужно думать об автономной генерации электроэнергии.

Я бы предложил приоритетно развивать солнечную и ветровую энергетику – современные технологии позволяют создавать эти энергетические мощности дешевле традиционной тепловой энергетики. Это в любом случае перспективно и экологически чисто, что особенно важно для Крыма. Наверное, вместе с транспортным мостом будет сооружён и энергомост, связывающий Крым с энергосистемой Кубани.

– Огромной проблемой Крыма является хаотичная застройка его территории при отсутствии генеральных планов развития многих населённых пунктов. Как теперь будет решаться эта проблема?

– Это как раз вопрос стратегического планирования. Без него побережье будет зоной контрастов, сочетающих шикарные гостиницы с бараками. Нужно зонирование территории, комплексный долгосрочный план развития, оптимальное использование местных особенностей и ресурсов. Только так можно использовать конкурентные преимущества Крыма. В противном случае значительная их часть будет утеряна. Я убеждён, что трёхкилометровая прибрежная зона должна развиваться по единому плану с целью максимальной отдачи для социально-экономического развития Крыма. Это как раз и должна быть центральная задача для Корпорации развития Крыма.

– Паромное сообщение материковой части страны набирает обороты. Количество паромов растёт. Но главный вопрос заключается в строительстве моста через Керченский пролив, который и призван обеспечить транспортную безопасность Крыма. Каковы реальные перспективы? Чего ждать крымчанам?

– Я уверен, что решения президента России будут выполнены и мост скоро будет построен.

– Понятно, что прогнозы – дело неблагодарное, но тем не менее, как по вашему мнению, когда Крым сможет стать финансово самодостаточным субъектом РФ?

– Когда мы преодолеем сезонность крымской экономики. Крымская экономика страдает от сезонной цикличности: летом мощности перегружены, а зимой простаивают. А их ведь надо содержать 12 месяцев в году, в то время как курортный сезон длится всего четыре месяца. Это огромные дополнительные затраты, которые гораздо меньше в Турции или Египте, которые конкурируют с Крымом за привлечение наших отдыхающих.

Чтобы Крым заработал круглогодично, нужны гигантские инвестиции – не только в здания и сооружения, энергосистему, но и в подготовку и обучение персонала. А для этого нужна хорошо обоснованная стратегия развития Крыма.

Десятилетие назад мы её начали разрабатывать, создав совместную крымско-московско-киевскую группу учёных, подготовили исходные положения и проекты нормативных документов о создании Корпорации развития Крыма, которая планировалась как совместная. После гибели Украины как самостоятельного государства и её оккупации американо-бандеровцами и воссоединения Крыма с Россией – всё в наших руках.