Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Денежная реформа в ссср 1991 года. Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике

Получившая в народе название «павловской» в честь ее создателя, министра финансов СССР Валентина Павлова.

Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, «забрасываемыми недругами из-за рубежа», а также с нетрудовыми доходами граждан. Неофициально — необходимо было избавиться от избыточной денежной массы напечатанных в конце 1980 годов купюр для исполнения социальных гарантий, которая разгоняла дефицит товаров народного потребления. Также причиной послужило введения частной собственности на средства производства, что позволило особо предприимчевым гражданам выкачивать деньги из государственных предприятий.

Инициатором реформы стал министр финансов Валентин Павлов, который с августа 1986 года возглавлял Госкомитет СССР по ценам и был в курсе реального положения дел и давно выискивал различные способы изъятия у населения необеспеченных товарами денежных средств.

В качестве вариантов рассматривались более десятка различных концепций. Одна из них, например, предусматривала введение так называемых «параллельных денег» по образцу золотого червонца 1920-х годов, но в безналичном обороте. Павлов хотел провести всё в максимально сжатые сроки, чтобы хранящиеся дома денежные накопления либо не успели сдать в полном объеме.

Проведение ревормы было очевидно и Горбачёв искал человека, который смог бы взять ответственность за непопулярные шаги. Валентин Павлов и его план реформы прекрасно подходили для этой цели. 14 января 1991 года он был утверждён премьер министром СССР.

Подготовка к реформе началась с откровенной дезинформации.

— Никакой подготовки к реформе не ведется, — уверял Павлов. — Во-первых, денежная реформа — это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение трех лет.

Но общество уже не доверяло первым лицам государства. Информация о подготовке денежной реформы просачивалась из финансовых структур через знакомых. Накануне часть населения успела сбросить часть крупных денег в кассах метро, железнодорожных вокзалов, у таксистов, в магазинах.

22 января президент Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней — со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.

Указ президента зачитали в 21.00 в вечернем выпуске программы «Время», когда почти все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. Расторопные граждане пытались спасти свои сбережения. Кто-то решил отправить перевод на имя жены, кто-то покупил несколько билетов на поезд или самолет на разные рейсы, чтобы затем их сдать.

В итоге изъять из обращения удалось порядка 14 миллиардов рублей, хотя по замыслу организаторов реформы обмену подлежало 51,5 из 133 миллиардов наличных банкнот (39 процентов). Одновременно и вклады в Сберегательном банке были заморожены. На них начислялись 40 процентов годовых, но деньги можно было получить только в следующем году. Помимо этого, национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20 процентов, а дефицит государственного бюджета в 1991 году составлял, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов валового внутреннего продукта.

В рамках второго этапа реформы со 2 апреля в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления. Это привело к совершенной утрате всякого доверия к правительству у населения. По опросам общественного мнения, именно «павловская реформа» послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года (в составе ГКЧП фигурировала и реформатор Валентин Павлов)

Многие помнят, в каком году павловская реформа привела к окончательному обнищанию советского народа. Ее принято именовать по фамилии первого и, собственно, последнего премьер-министра Советского Союза. Рассмотрим далее, что собой представляла павловская реформа 1991: причины, этапы, последствия преобразований.

Ситуация в стране

Начало 1991 г. ничего хорошего разваливавшемуся не предвещало. На окраинах страны участились межэтнические столкновения, в магазинах был глобальный дефицит, люди выстраивались в огромные очереди. Экономические преобразования Горбачева ни к чему не привели, перестройка не состоялась. Правительство пыталось перейти с плановой на рыночную систему хозяйствования. Однако институционально государство оказалось к этому не готово - в стране отсутствовали нужные люди и органы. Подавляющая часть населения не могла обеспечить себя достаточным количеством продовольственных и промышленных товаров. Люди привыкли к пустым полкам. Единственное положительное явление в то время - стабильная выплата скромной зарплаты. Безусловно, руководство страны понимало, что, если начать задерживать и оплату труда, то это выльется в массовые протесты. А этого правительство никак не могло допустить. Люди между тем не требовали большого количества материальных благ. Население СССР привыкло к ограничениям, дефициту, изоляции. Все жили от получки до получки, стремясь обеспечить свои семьи в первую очередь продуктами, во вторую - жильем. По мнению проф. Вольчика, природа существовавшего избытка денежной массы обуславливалась нарастающими дисфункциями институтов планового режима хозяйствования. Непоследовательные и хаотические преобразования разрушали централизованную систему, однако при этом не способствовали формированию рыночных регулятивных механизмов и институтов.

Почему началась павловская реформа 1991 года?

Денег в стране было много. Однако в сложившихся кризисных условиях они постоянно обесценивались и превращались в бессмысленную макулатуру. В качестве официальной причины называлась борьба с поддельными банкнотами, "вбрасываемыми из-за рубежа". Кроме этого, правительство решило изъять нетрудовые доходы граждан. Такая постановка причин была наиболее привычной для советской идеологии. Неофициально всем было ясно, что ключевая цель - ликвидация банкнот, напечатанных в конце 80-х гг. для выполнения соцгарантий, накопившихся у населения и усиливавших дефицит продуктов народного потребления.

Организатор преобразований

Автором реформы стал Валентин Павлов, 53-летний "сторонник министр финансов. С 1986 г. он руководил Госкомитетом СССР по ценам. Соответственно, он знал не идеологическое, а реальное положение дел. Павлов уже давно искал разные способы изъятия денежных средств у населения, необеспеченных товарами. Заняв министерский пост в июле 1989-го, он постоянно обдумывал идею преобразования. По его плану, реформа включала не только изъятие избыточных денег, но и способствовать повышению цен, принимая в расчет себестоимость услуг и товаров.

Варианты преобразований

Павловская г. предполагала несколько концепций. Среди них были и те, которые ранее использовались в других странах. Разрабатывались и достаточно парадоксальные концепции. К примеру, в качестве одного из вариантов было введение "параллельных денег" по примеру 20-х гг., но в безналичном обращении. Другая концепция предполагала просто конфискационное аннулирование прежних банкнот без обмена и механизма эмиссионного кредитного регулирования. Такие преобразования проводились в 1948 г. в ФРГ канцлером Аденауэром. В результате фактически был ликвидирован Был еще один, компромиссный вариант, по которому могла идти павловская реформа 1991 года. Денег, компенсация которых предполагалась в рамках строго установленной суммы, особо у людей не было. Однако руководство предполагало провести обмен с изменением масштаба нацвалюты. При этом предусматривалось изъятие сбережений сверх строго определенной суммы. Министр настаивал на скорейшем проведении преобразований, чтобы средства, хранящиеся не в банках, а "в кубышках", люди или не успели бы, или не сумели бы сдать полностью. Минфин не сомневался, что у большей части населения из мизерных зарплат копить нечего, а держать в крупных купюрах заначки могут только "бесчестные люди".

Обоснование преобразований

Павловская реформа 1991 должна была утверждаться Горбачевым. Для этого ее необходимо было обосновать. Павлов использовал давно известный способ. Летом 1990-го он подал на имя Горбачева и Рыжкова секретную записку. В ней министр объясняет необходимость обмена исключительно 50-ти и 100-рублевых купюр 1961 г. в. тем, что именно они в огромном объеме вывозятся за рубеж. Рыжков, будучи в то время председателем Совмина, запросил подтверждение таможенных органов. Оттуда сообщили, что границу, как правило, пересекают десятирублевые банкноты, а не сотенные. Началась дискуссия, в результате которой Рыжков был отправлен в отставку. Горбачеву, стремительно теряющему популярность в массах, необходим был человек, который взял бы на себя ответственность за предстоящие шаги. Павлов превосходно подходил на эту роль. 14 января 1991 г. его кандидатура была утверждена на пост премьер-министра.

Руководство кабмином

Павлов начал деятельность на посту премьер-министра с дезинформации. С высокой трибуны он уверял, что никакой подготовки к будущим реформам не проводится. Он говорил о том, что финансовые преобразования - только часть всего комплекса мероприятий, которые ориентированы на оздоровление экономики. Изолированное проведение реформы денег без решения прочих задач бессмысленно, так как не приведет ни к каким результатам. Кроме этого, премьер говорил о том, что преобразования обойдутся экономике в 5 млрд руб. И в завершение своей речи он указывал на то, что существовавшие в то время мощности по выпуску банкнот позволят накопить нужный объем новых дензнаков в течение трех лет.

Волнение в народе

Советские граждане, уже давно привыкшие к идеологическим выпадам руководства, плохо понимающие суть рыночной экономики, все же чувствовала какой-то подвох со стороны партии. Первые лица государства уже перестали пользоваться каким бы то ни было доверием. Сведения о предстоящей реформе просачивались через знакомых, поэтому некоторые граждане успели поменять свои "сотки" и "полтинники" заранее. Накануне объявления об обмене часть населения успела "разменять" наличность в кассах вокзалов и метро, в магазинах, у таксистов. Однако таких "счастливчиков" были единицы. Все подозревали о реформе, но никто не знал ни когда, ни как ее будут проводить. Грядущие перемены обсуждали везде: на транспорте, в вузах, в колхозах, на производстве, в армии. Большая часть населения приходила с одной стороны к выводу, что "копить, собственно, нечего", а с другой - "обманут все равно".

Павловская реформа денег: ход "акции"

22 января Горбачев подписывает указ, в соответствии с которым из оборота изымаются 50-ти и 100-рублевые банкноты 1961 г. в. и обмениваются на более мелкие новые купюры. С этого момента началась павловская реформа 1991. Денег у населения оказалось меньше, чем предполагали. Обмен наличности в сумме до 1 тыс. руб. производился только три дня - с 23 по 25 января (со среды по пятницу). При этом снятие денег со счетов в Сбербанке было ограничено 500 руб. Обмен был разрешен до конца марта, но в специальных комиссиях. Они рассматривали каждый случай пропуска установленного срока в отдельности. Вместе с этим гражданину необходимо было рассказать, откуда он взял сумму более 1 тысячи. Президентский указ зачитали в 9 вечера, когда практически все организации уже не работали. Самые сообразительные граждане в панике начали спасать свои деньги. Кто-то срочно отправил перевод, кто-то купил несколько билетов на самолет или поезд на разные рейсы, чтобы впоследствии их сдать. Однако все это успели сделать только единицы.

Процесс обмена

Павловская реформа создала огромные очереди уже на утро 23 января. В кассы Сбербанка стояли "делегаты" трудовых коллективов, которые меняли купюры целых бригад. Расчет руководства на рабочие дни частично оправдался. Многие граждане просто не успевали добраться от производства до касс. Однако в некоторых районах местная администрация шла навстречу населению. Обменные пункты были открыты на производстве, в почтовых отделениях. В самих очередях возникали конфликты, кому-то становилось плохо. В итоге павловская денежная реформа позволила изъять у населения около 14 млрд руб. По замыслу организаторов, конечно, предполагалось конфисковать больше 51.5 млрд из 133 млрд (порядка 39 %). Павловская реформа, кроме этого, включала в себя заморозку банковских накоплений. На эти средства начислялось 40 % годовых. Однако получить их можно было не ранее следующего года.

Результаты

Павловская реформа резко сократила национальный доход. В сравнении с 1990 г. он уменьшился на 20 %. Вместе с этим значительно увеличился бюджетный дефицит. По различным оценкам, на 1991 г. он составил 20-30 % ВВП. Когда павловская реформа завершилась, ее организатор выступил с обвинениями в адрес зарубежных банков, упрекая их в скоординированной деятельности, направленной на дезорганизацию обращения наличности в СССР. В рамках второй стадии преобразований без какого-либо предварительного объявления со 2 апреля в стране резко подскочили цены на продукты народного потребления при том, что в течение десятилетий они оставались на стабильном уровне. Все это привело к абсолютной потере всякого доверия к руководству партии. Население считало себя ограбленным дважды.

Заключение

Как показывают результаты общественного мнения, павловская реформа стала одной из ключевых причин неудачи государственного переворота. Он, как известно, был предпринят консерваторами из правительства и Политбюро ЦК КПСС в 1991 г. Примечательно, что среди членов ГКЧП присутствовал и реформатор Валентин Павлов. Впоследствии он говорил, что в то время мало кто осознавал и верил в то, что решался не идеологический вопрос. В конце января 91-го население страны прощалось не только с пропавшими дензнаками, но и с частью своего прошлого. Люди, живущие во Владикавказе, ставшие свидетелями этих событий, и сейчас часто вспоминают, как 26 января, спустя день после всеобщего ажиотажа, у здания Госбанка появился хорошо одетый человек с чемоданом. Он открыл его и высыпал на снег кипу 50-рублевых банкнот и поджег их. С точки зрения современности, как считает Вольчик, такая форма проведения реформ абсолютно неприемлема. Однако если оценивать ситуацию так, как это делало прежнее руководство, то иного способа финансовых преобразований просто не было. Почти все реформы СССР отличались конфискационным характером. И эта "акция" начала 90-х не стала исключением.

Павловская финансовая реформа 1991 года получила свое название в честь первого и единственного премьер-министра СССР В.С. Павлова. Эта реформа, которая стала последней финансовой реформой в истории СССР, стала также и одним из самых скандальных моментов времен развала Советского Союза. Суть этой реформы заключалась в изъятии из обращения избыточной массы, особенно в крупных купюрах. По идее инициаторов подобные мероприятия смогли бы остановить быстро растущую инфляцию, решить проблему товарного дефицита и, в конечном итоге, стабилизировать экономику СССР. Перед началом проведения реформы, руководством СССР было объявлено, что будущие финансовые преобразования будут направлены на борьбу с фальшивыми рублевыми банкнотами, которые, по слухам, в большом объеме завозились в страну из-за рубежа. Также указывалось, что одной из причин реформы стал рост нетрудовых (теневых) доходов населения, которые наносят большой урон экономике страны, переживающей не лучшие дни.

Павловская реформа началась 22 января 1991 года. В этот день Президент СССР М.С. Горбачев подписал Указ об изъятии из обращения и обмене купюр номиналом 50 и 100 рублей, выпущенных в 1961 году. По этому Указу населению давалось 3 дня (23, 24, 25 января), чтобы обменять купюры, общей стоимостью до 1000 рублей. До конца марта, объявлялось Указом, можно было обменять сумму более 1000 рублей в специальных комиссиях. Гражданам же, пришедшим в комиссию для обмена валюты, необходимо было указать источник обмениваемых средств.

Указ Президента был обнародован в программе «Время», вышедшей на экраны в 21.00 по московскому времени. Самые находчивые жители столицы и крупных городов поздним вечером поспешили обменять банкноты у таксистов, в кассах метро и продолжавших работать магазинах. Однако, подобную операцию удалось провернуть считаным единицам, все же остальные граждане были вынуждены ранним утром 23 января выстраиваться в огромные очереди в сберкассах, чтобы обменять устаревшие купюры на новые, выпущенные в 1991 году купюры.

Всего за время проведения реформы, по официальным сведениям, банки обменяли порядка 20% купюр, подлежащих замене. Ко всем трудностям с обменом добавилось и то, что сразу после обнародования Указа Президента все сберегательные вклады в банках были заморожены. На эти вклады начислялись 40% годовых, однако снять эти деньги граждане могли только в 1992 году. Проблема для граждан заключалась в том, что как раз в 1992 году в результате радикальной либерализации потребительских цен, инфляция по итогам 1992 года составила примерно 2500%, что привело к ликвидации ценности всех сбережений советского времени.

По итогам павловской реформы 1991 года национальный доход в сравнении с предыдущим годом уменьшился на 20%, резко вырос дефицит государственного бюджета, составившего 30% от ВВП. Главным же итогом реформы стала утрата доверия граждан к действиям руководства СССР.

Сейчас это уже (скорее всего) недоказуемо, но вполне возможно, что слухи о завозе денег из-за рубежа были небеспочвенны и вброс фальшивок был частью деятельности западных стран по развалу Советского Союза и, в частности, по расстройству денежной системы страны. Однако следует признать, что павловская денежная реформа проблему решить не смогла (да и решать ее нужно было другими методами), а лишь усугубила ситуацию.

Десять лет назад, в декабре 1993 года, официально и окончательно была завершена последняя советская денежная реформа - прекращено хождение купюр образца 1961 года достоинством один, три, пять и десять рублей.

Обмен денег - дело для нас привычное. За последнее двадцатилетие мы меняли купюры и терялись в нулях не раз, но денежная реформа 1991-1993 года произвела эффект практически революционный - почти все население страны стало одинаково бедным.

Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен.

Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции, и значение этого налога сошло на нет. В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было. Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.

10 января 1991 года Валентин Павлов официально заявил, что никакой денежной реформы не будет. Потому что она не поможет - нужны комплексные методы оздоровления экономики. Большинство населения даже вспомнит, что министр был готов лишиться руки, дабы доказать справедливость своих слов.

Поздним вечером 22 января, после закрытия сберкасс, Валентин Павлов в программе "Время" объявил, что банкноты 50 и 100 рублей выпуска 1961 года меняются на купюры нового образца. На обмен купюр населению давалось три дня. Менять можно было по месту работы. Кто не работал - в сберкассе по месту жительства (при этом в паспорт ставился специальный штамп).

В первые три дня можно было обменять 350 рублей. В последующие полгода можно было постепенно обменять до 1,5 тысячи рублей, сославшись на то, что это не превышает годовую зарплату обычного советского человека.

23 января 1991 года Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры заключалась в следующем: дело в том, что операция рубль--форинт--доллар и рубль--злотый--доллар приносила, куда больший доход, чем рубль--доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось, таким образом, за границей; во всяком случае, Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.

Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.

Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмена крупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте -- 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб.

Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр.

В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет.

В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безынфляционным 1971-1973 гг.

Вошедшая в историю под именем «Павловская» реформа ударила по кошелькам тысяч людей, державших рубли и «под матрацем», и в Сбербанке. Были "помножены на ноль" состояния в десять-пятнадцать, а то и в сотни тысяч, копившиеся десятилетиями. В один день миллионы россиян стали нищими, на несколько лет полностью утратив доверие к государству.

Валентин Павлов был последним и, наверное, самым непопулярным министром финансов и председателем Совмина СССР. Во-первых, потому что провел конфискационную денежную реформу. А во-вторых, провел ее в то время, когда режим уже можно было безопасно ругать.

Последняя советская реформа была поворотным моментом в российской экономической истории - началась эпоха конфискаций. Либерализация цен 1992 года, ваучерная приватизация, август 1998 года раз за разом лишали граждан накоплений.

Причем устрашающий характер реформа приняла еще и в силу своей неожиданности.

Предпосылки для реформы Инициатором конфискационной денежной реформы был министр финансов Валентин Сергеевич Павлов. Он намеревался стабилизировать денежное обращение в СССР. 14 января 1991, незадолго до начала денежной реформы, он получил повышение -- был назначен Премьер-министром СССР. Таким образом было официально закреплено стремление руководства страны к реформированию финансовой и политической системы. Условия реформы 22 января 1991 года Президент СССР Михаил Горбачев подписал «Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года.» Обмен изымаемых купюр сопровождался сильнейшими ограничениями: Сжатые сроки обмена -- три дня с 23 по 25 января (со среды по пятницу). Не более 1000 рублей на человека -- возможность обмена остальных купюр рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 года. Всего обмену подлежало 51,5 миллиарда рублей из 133 миллиардов наличных, или около 39 процентов всей наличной денежной массы. Одновременно была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в Сберегательном банке СССР -- не более 500 рублей. Результаты реформы Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 процентов от всей массы или чуть менее 17,1 процентов от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов). Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства. Непопулярные «шоковые» реформы, проводимые в СССР под руководством Павлова, продолжились. Со 2 апреля, так же неожиданно, в СССР были установлены новые цены, которые были примерно в 3 раза выше предыдущих. Инфляция составляла 12-35% в месяц. В конце 1992 года один доллар стоил 415 рублей. Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 году, окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (Августовский путч, Беловежское соглашение). Эти реформы считаются одной из основных причин роста в 1991 году политической популярности руководителей союзных республик, а также усиления центробежных настроений между ними, что привело в конечном итоге к распаду СССР. С целью проведения реформы были выпущены новые купюры 50 и 100 рублей образца 1991 года. Купюры образца 1991 года достоинством 1, 3, 5, 10, 200, 500 и 1000 рублей были выпущены позже. Старые купюры 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 года и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 года. Новая купюра 25 рублей не выпускалась. Также Госбанком СССР были выпущены новые монеты образца 1991 года отличающихся от прежних размеров, номиналом 10 копеек (железо), 50 копеек (никелевый сплав), 1 рубль (никелевый сплав), 5, 10 рублей (биметалл). Конфискационная денежная реформа, впоследствии названная «Павловской», в честь министра финансов СССР Павлова Валентина Сергеевича. В течение трех суток января граждане могли обменять 50-- и 100--рублевые купюры на новые. Обменять можно было только наличными сумму до 1000 руб. В Сбербанке с вклада можно было получить только 500 руб. новыми. Менее чем за две недели до этого события Павлов выступил с заявлением, что никакой денежной реформы не будет. По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию. Одновременно вклады в Сбербанке были заморожены, а 1 апреля произошло повышение цен по всей стране. На замороженные вклады было начислено 40 %, деньги можно было получить наличными только в следующем году. В то же время в результате Шоковая терапия привела к гиперинфляции, которая только по итогам 1992 года составила 2600 % и обесценила сбережения граждан в Сбербанке.