Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Чем сбор отличается от пошлины. Сходство и различия налога, сбора и пошлины. Принцип равенства в налоговом праве означает, что

Такие понятия, как налог и сбор, в экономике применяются практически везде. Они предполагают уплату конкретной суммы в бюджет. В законодательстве закреплено понятие налога и сбора. Отличие налога от сбора тоже существует.

Понятие налога

Налогом называется конкретная сумма, которая платится юридическими и физическими лицами в бюджет страны. Эта плата считается обязательной и безвозмездной. Сейчас налоги платят с заработной платы, продажи недвижимости, осуществления сделок.

Средства тратятся на нужды страны. Получается, что государство изымает некоторую часть денег у населения для обеспечения своей деятельности. Расчет размера налога определяется

Виды и функции налогов

В России налоги бывают:

  • федеральными: платятся по всей стране;
  • региональными: существуют в субъектах РФ;
  • местными: утверждаются местными органами власти.

Необходимы для перераспределения денежных ресурсов. Также они служат для регулирования экономических процессов, отслеживания своевременного пополнения бюджета.

Определение сбора

Понять отличие сбора от налога поможет толкование обоих понятий. Для получения какой-либо услуги от государственных органов производится платеж, называемый сбором. Средства перечисляют физические и юридические лица. Такая оплата выполняется единовременно и добровольно.

Если необходима услуга, то граждане за нее платят, поскольку это предусмотрено при сотрудничестве граждан с государственными органами. Сбор представлен в виде конкретной суммы, которая переводится за определенную работу. Его платят за получение лицензий, разрешений.

Сравнение

В чем отличие сбора от налога? Между этими понятиями нет большой разницы, поскольку они предусматривают уплату средств в бюджет. Но есть и различия между этими терминами. Отличие сбора от налога обусловлено тем, что вторые платежи считаются обязательными, а первые платятся при необходимости. А их оплата происходит одинаково.

Другое отличие сбора от налога заключается в том, что первые могут изыматься без разрешения гражданина, а для второго требуется согласие плательщика. Также платежи имеют разницу в расчете суммы. Налог представлен в виде процента, а сбор - в установленной сумме. Поэтому суммы могут отличаться.

Еще одно отличие сбора от налога заключается в том, что первый платеж безвозмездный, а по второму гражданин получает какую-либо информацию или услугу. Определяются оба они законодательством. Налог платится периодически, а сбор - только один раз.

На чем основаны налоги и сборы?

Правила начисления налогов и сборов заключены в главном документе - Налоговом кодексе РФ. Но есть вопросы, которые решаются на региональном и местном уровнях. Для этого выпускаются соответствующие документы.

По закону, региональные и местные власти могут сами утверждать принципы взимания платежей. Осуществляется это с помощью нормативных актов. В Налоговом кодексе устанавливается или сбора, правила их расчета, оплаты, а местные власти утверждают дополнения к нормам.

Информация о налогах

Оплата налогов является обязанностью граждан, поскольку эта норма прописана в законодательстве. Необходимо своевременно вносить средства, поскольку при задолженности предусмотрены штрафы и пени. Узнавать об их наличии и размерах получится несколькими способами. Можно обратиться в налоговую инспекцию, где сотрудник предоставит необходимую информацию.

Можно определять наличие и суммы налогов с помощью современных сервисов. Для этого работают порталы, помогающие быстро узнать нужную информацию по ИНН. После получения сведений будет понятно, какую сумму нужно внести.

Оплата налогов

Способов оплаты налогов существует множество. Использовать можно любой из них, поскольку средства все равно будут зачислены. У каждого предприятия есть специальный счет, который будет служить для обязательных платежей. Если наблюдается задержка, то происходит начисление пени. Тогда оплата производится с помощью судебных приставов.

Физическим лицам уведомления об оплате налогов поступают по месту регистрации. Гражданин может и самостоятельно обратиться в налоговую службу для получения необходимой информации. Оплата может выполняться с помощью любого банка, почтой, интернет-сервисами.

Ответственность за просрочку

Для своевременной оплаты государственными органами могут применяться следующие меры:

  • оповещение о срочной оплате;
  • начисление штрафов;
  • арест собственности;
  • приостановление процедур по банковским счетам.

Эти меры применяются только в крайних случаях. Обычно плательщику направляется уведомление о наличии задолженности. Ее нужно лишь оплатить удобным способом. Своевременное погашение обязательных платежей позволит не допускать начисления пени и штрафов.

В законодательстве многих стран мира, в том числе и в России, закреплены процедуры взимания с граждан и организаций налогов и пошлин. В чем специфика данных типов платежей в бюджет страны?

Факты о налоге

Под налогом принято понимать установленный государством платеж в бюджетную систему, начисляемый:

  • на доход или прибыль, получаемые налогоплательщиками вследствие трудовой или предпринимательской деятельности;
  • на актив, имеющий рыночную стоимость (например, недвижимость или транспортное средство) и облагаемый налогом в соответствии с законодательством;
  • на пользование тем или иным инфраструктурным ресурсом - например, казино или торговым центром.

Налоги в РФ классифицируются на федеральные, региональные и местные. Но утверждаются они во всех случаях на федеральном уровне - власти в субъектах РФ и муниципалитетах не могут вводить свои платежи.

Ключевой признак налога - его обязательность. Если гражданин или организация не уплатят его вовремя, то государство вправе инициировать процедуру взыскания соответствующего платежа.

Налог должен иметь:

  • объект (доход, прибыль, актив);
  • базу (конкретный объем дохода, прибыли, величину рыночной стоимости актива);
  • ставку (сколько процентов от дохода, прибыли или рыночной стоимости актива человек или организация должны заплатить государству).

Отмеченные составляющие налога закрепляются законодательно. Также в нормативных актах, утверждаемых государством, фиксируется порядок, в соответствии с которым налог должен исчисляться, и то, в какие сроки его необходимо уплачивать.

Рассматриваемые платежи, как правило, носят периодический, а не единовременный характер. То есть уплачиваются они в соответствии с более или менее стабильным графиком. Например, НДФЛ с зарплаты гражданина вносится его работодателем в бюджет каждый месяц. Налог по УСН уплачивается ежеквартально.

Платежи, о которых идет речь, иногда можно возвращать из бюджета - в виде различных вычетов. Основанием для их предоставления может быть, к примеру, покупка гражданином квартиры - в этом случае он вправе вернуть 13 % от расходов на ее приобретение за счет уплаченного НДФЛ.

Факты о пошлине

Под пошлиной , если следовать нормам законодательства РФ, принято понимать платеж, который:

  • взимается с граждан и юрлиц при обращении за некоторыми видами услуг, оказываемых государственными органами, - таких как, например, регистрация предприятия, оформление загранпаспорта;
  • взимается с граждан и юрлиц при ввозе некоторых видов товаров из-за границы или их вывозе за пределы РФ.

Уплата пошлин - процедура добровольная. Но без их предварительного перечисления в бюджет РФ гражданин или организация не смогут воспользоваться соответствующими государственными услугами, а в ряде случаев - перевезти товар через границу.

Уплата пошлин, как правило, носит единовременный, а не периодический характер. Данные платежи в общем случае не возвращаются государством - только если будут внесены на счета бюджета гражданином или организацией ошибочно.

Пошлины бывают только федеральными - вне зависимости от того, каким конкретно органом власти взимаются.

Сравнение

Главное отличие налога от пошлины в том, что платеж первого типа обязателен, если гражданин или организация получили доход, прибыль или актив, подлежащие налогообложению. Пошлины, в свою очередь, уплачиваются добровольно - но как условие получения государственных услуг или осуществления законной перевозки товара через границу.

Поводы для взимания с гражданина или организации налогов, как правило, появляются у государства чаще, чем необходимость уплаты ими пошлины. И это предопределяет тот факт, что первые являются в основном периодическими платежами, а вторые - единовременными.

Рассмотрев, в чем разница между налогом и пошлиной, отразим выводы в небольшой таблице.

Таблица

Налог Пошлина
Что общего между ними?
Оба типа платежа вносятся в бюджет РФ
В чем разница между ними?
Платятся по факту получения налогоплательщиком дохода, прибыли, приобретения актива со значительной рыночной стоимостью Платятся за получение государственных услуг, за возможность перевезти товар через границу
Обязательны В общем случае добровольны
Могут быть федеральными, региональными, муниципальными Бывают только федеральными
Как правило, являются периодическими платежами Обычно являются единовременными платежами
Могут быть возвращены в виде вычета в случаях, предусмотренных законом Могут быть возвращены только при ошибочной уплате

Объективная необходимость налогов.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов.

Для выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема).

Социально-экономическая роль налогов в современном обществе.

Налоги являются основной частью, основным источником бюджета РФ.

От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, уровень благосостояния граждан.

Применение налогов в качестве основного источника доходов бюджета является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.



Современное государство должно развиваться, а для это нужны средства, а так как налоги являются основным источником получения этих средств, то налогообложение надо контролировать, налоги должны быть приемлемы для налогоплательщиков, но и их сумма должна быть существенна, в общем, своем объеме для государства.

Специфические признаки налогов.

К специфическим признакам налогов можно отнести:

1.Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

2.Обязательность - каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы

3.Уплата в денежной форме; безвозвратная безвозмездность (часть дохода не возвращается субъекту)

4.Общие условия установления налогов и сборов – налог считается установленным в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

5.Участие в экономических процессах общества.

Функции налогов и их взаимосвязь.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Функции налогов:

§ фискальная;

§ контрольная;

§ распределительная или социальная

§ регулирующая

Фискальная функция - основная, характерная изначально
для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Социальная или распределительная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.

Регулирующая функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также на его структуру.

Для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и освобождений; дестимулирующая – через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса и т.п.; воспроизводственная – аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.

Фискальное и регулирующее значение налогов.(см. вопрос 4)

Отличие понятий «налог», «сбор», «пошлина».

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами, установленными государством.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

3) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами. Налог же является платежом безвозмездным.

Правовое определение налога регламентируется в п. 1 ст. 8 НК РФ. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения ил оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования

В статьях 13, 14, 15 НК РФ приведены налоги – это федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина; региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог; местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Как видно в статьях закона применяются понятия налог, а также пошлина и сборы, поэтому необходимо рассмотреть и их сходства и различия.

Начнём с характеристики «налоги». Исходя из определения можно выделить основные признаки налога:

1. Безвозмездность. Количество услуг, которое лицо получает от публично-правового образования, не зависит от уплаченного налога; если некоторые услуги не были незаконно предоставлены налогоплательщику, то это не значит, что он может потребовать возврата уплаченного налога или отказаться платить. Налогоплательщик, не исполнивший своих обязанностей, не лишается права требовать от государства соответствующих социальных услуг.

2. Индивидуальность. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан от своего имени и за счёт своих средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Даже, если налогоплательщик участвует в налоговых правоотношениях через своего представителя (ст. 26 НК РФ), налоги уплачиваются из имущества налогоплательщика.

3. Обязательность. Не исполнение в срок уплаты может быть исполнено принудительно путём обращения взыскания на имущество налогоплательщика. Налогоплательщик может выбрать различные варианты своей деятельности, но практически никак не может повлиять на налоговые последствия избранного варианта деятельности (исключение, освобождение)

4. Уплата в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований или в иных публичных целях (за исключением превенции правонарушения). Определённые платежи обладают некоторыми признаками налогов. Так, штрафы и алименты являются обязательными и безвозмездными платежами, но только налоги, имея те же признаки, уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований (фискальная цель).



5. Уплата в денежной форме (ст. 8 НК РФ).

6. Обязанность по уплате налогов может быть возложена только на лиц, обладающих гражданской правоспособностью (за исключением публично-правовых образований).

Налоги могут уплачиваться только из денежных средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и являются результатом его самостоятельной экономической деятельности. Публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью (гл.5 ГК РФ), но сами не выступают в качестве налогоплательщика.

Наряду с категорией «налог» в законодательстве, специальной литературе и практике налогообложения часто применяются термины «сбор», «пошлина», «налоговый сбор», «налоговый платеж». Термины «налог», «сбор», «пошлина» и т. д. являются синонимами, поскольку имеют одно и то же значение, и их употребление в том или другом случае объясняется лишь сложившимися практикой и традициями.

Нормативное определение сбора дано в п. 2 ст. 8 НК РФ: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

Понятие пошлины в НК РФ нет. По всей видимости, это связано с тем, что в Конституции в ст. 57 указано только 2 публичных платежа – налоги и сборы. В российской науке налогового права понятия пошлины и сбора различаются. Если сборы уплачиваются при предоставлении плательщикам определённых прав (лицензия и разрешение), то пошлины – при совершении в отношение налогоплательщиков юридически значимых действий. Например, ст. 333. 16 п.1 НК РФ – государственная пошлина – сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в государственные органы, органами МСУ,иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами её субъектов и н.п.а. органов МСУ на совершение в отношение этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ (например, выдача документов, их копий, дубликатов). Так, Конституционный Суд в Постановлении от 1 марта 2007 года № 326-О-П определил, что государственная пошлина единственный и достаточный платёж за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнивается выдача документов, включая водительских удостоверений.

Пошлина взимается за реально совершаемые действия государственного органа, а сбор делается за потенциальную возможность пользоваться благами, предоставляемыми государственным органом.

Признаки сбора (пошлины)

1. Возмездность. При уплате плательщик получает юридически обязательное встречное представление (определённые права, разрешение). Это основное отграничение сбора от налога.

2. Отсутствие индивидуальности. Может выплачиваться как лично из денежных средств плательщика сбора, так и при наличии согласия – другим лицом. Отличие

3. Сбор уплачивается в целях и является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий.Налоги – финансовое обеспечение публично-правовых образований, сборы в целях покрытия (без прибыли) издержек государственных органов за совершение действий

4. Обязательность. Не исполненная в срок обязанность по уплате может быть исполнена принудительно путём обращения взыскания на имущество налогоплательщика. Причём, если налог – результат экономической деятельности налогоплательщика, то сбор уплачивается добровольно (хочешь подать иск – плати). Размер сбора может отличаться для различных категорий граждан и даже освобождаются.

5. Уплата в денежной форме.

6. Плательщиком может быть только лицо, обладающее гражданской правоспособностью (за исключением публично-правовых образований).

Государственная пошлина — это процедура взимания денежных средств определёнными учреждениями, которые являются уполномоченными в данной сфере, за факт совершения действий, проведенных в интересах организаций и предприятий. Госпошлина взимается также при выдаче документов, имеющих определённую юридическую ценность.

В большинстве случаев государственная пошлина включается в общенациональную налоговую систему. Её можно смело позиционировать в качестве отдельного налогового платежа, что обусловлено обязательностью уплаты в бюджет и распространении общих условий установления, которые предполагают идентификацию плательщика и дополнительных элементов налогообложения.

Отличие госпошлины от налога

Главное же отличие пошлины государственного значения от налога заключается в её целевой направленности. Несмотря на это, следует отметить, что будучи федеральным сбором, государственная пошлина подлежит уплате на всей территории отдельно взятого государства. Денежные средства, поступившие от такой оплаты, используется с целью пополнения федерального бюджета, региональных бюджетов, а также бюджетов субъектов государственного значения.

При выполнении большинства действий, имеющих юридическую значимость, необходимо выполнить обязательную процедуру выплаты государственной пошлины. Список конкретных событий довольно широк и отмечен в законодательстве. Есть и закрытый перечень объектов взимания пошлин, который можно отыскать в Налоговом кодексе.

Касательно проведения операций с участием физических лиц, то названный список может быть несколько сокращён. Чаще всего оплату необходимо проводить при совершении нотариальных операций, обращении в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, выдаче водительских удостоверений и регистрации транспортных средств, а также при регистрации актов гражданского состояния. Этот список не является полным и приведён исключительно в качестве примера.

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Могут быть определённые расклады, при которых физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

  • К примеру, за выдачу свидетельства, подтверждающее право наследования при условии, если ко дню открытия наследства преемник является несовершеннолетним или же страдает психическими расстройствами.
  • Также исключением может быть в том случае, если наследство переходит от работника, который был застрахован на случай смерти за счёт предприятия и погиб в результате несчастного случая на производстве.

Виды государственных пошлин

Существует несколько видов государственных пошлин. Речь идёт о судебной, нотариальной, регистрационной и административной. В качестве плательщиков пошлин могут выступать юридические и физические лица. Более того, субъекты, не являющиеся резидентами конкретной страны также должны произвести оплату такого налога.

Объектами госпошлин являются услуги, осуществляемые органами государственного значения, а также отдельных должностных лиц.

Если одновременно в соответствующие органы с целью совершения юридически значимых действий обращается сразу несколько плательщиков, не имеющих права на льготное обслуживание, государственная пошлина должна быть уплачена в равных долях. При условии, что в сделке участвуют лица, которые освобождаются от произведения оплаты, размер госпошлины должен быть уменьшен в соответствии с количеством лиц, освобожденных от налогов. Часть суммы пошлины, которая вследствие проведения такой процедуры будет по-прежнему подвергаться оплате, должна быть уплачен оставшимися участниками сделки.