Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Условия возмещения НДС. Нулевая ставка НДС, особенности ее применения

Публикации

История НДС

Настоящая статья посвящена истории НДС в России.

В России косвенный налог, конкретно НДС, появился только с 1992 года с введением Закона №1992-1 от 06.12.1991 года. Позже с 01.01.2001 года правила НДС устанавливает глава 21 в Налоговом Кодексе РФ.

Практика НДС в России сложилась в соответствии с зарубежным опытом ведения налога. Сейчас расчет НДС во многих странах одинаков, различаются в основном лишь ставки и льготы.

Что касается методов учета НДС, изначально существовало два метода. Первый, это метод по отгрузке. И второй, это метод по оплате. Налогоплательщики сами выбирали наиболее подходящий для себя метод учета НДС. С 2006 года законодательство оставило к применению только один метод - НДС по отгрузке.

Ставки налога менялись несколько раз, так с 1992 по 1993 год включительно стандартная ставка составляла 28%. С 1994 года ставку понизили до 20%. Ну а с 2004 года ставку НДС еще понизили до 18 %.

Налог на добавл. стоимость – сложнейший налог, если рассматривать его со стороны налог. администрирования. Более половины всего рабочего времени уходит на его обслуживание. Налоговые органы наращивают контроль за данным налогом, ведь НДС один из самых коррупционных налогов. Связано это с порядком возмещения НДС, который увеличивает рост расходов страны. Сейчас появилось много фирм-однодневок, которые, не производя ничего, получают огромный возврат НДС из бюджета.

Косвенные налоги в России стабильно приносят одну треть всех доходов государства. За время существования налоговой системы в НДС вносилось множество изменений. И до сих пор в России не до конца усовершенствован НДС, т.к. в законах уж очень много спорных моментов.

Конечно, история НДС этим не закончится, ведь реформирование данного налога осуществляется постоянно.

С 1 января 2019 года налоговая ставка увеличивается с 18 до 20 процентов. 10-процентная ставка для отдельных видов товаров останется неизменной.

Закон РФ 6 декабря 1991 г. №1992-1 Закон РФ 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в ред. Закона РФ от 16 июля 1992 г. №3317-1 Закон РФ 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в ред. Фед. закона от 25 апреля 1995 г. № 63-ФЗ Закон РФ 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в ред. Фед. закона от 1 апреля 1996 г. № 25-ФЗ
28% 10% - по продо­вольственным това­рам (кроме подак­цизных) и товарам для детей по пере­чню, утверждаемо­му Правительством РФ 10 % - по продо­вольственным това­рам (за исключени­ем подакцизных) по перечню, утвержда­емому Правительст­вом РФ, и товарам для детей по пере­чню, утверждаемо­му Правительством РФ 10 % - по продо­вольственным това­рам (за исключени­ем подакцизных) по перечню, утвержда­емому Правительст­вом РФ, и товарам для детей по пере­чню, утверждаемо­му Правительством РФ; 10 % - по зерну, са­хару-сырцу; рыбной муке, рыбе и море­продуктам, реализу­емым для использо­вания в техничес­ких целях, кормо­производства и производства ле­карственных пре­паратов
20 % - по осталь­ным товарам (рабо­там, услугам), включая подакциз­ные продовольст­венные товары 20 % - по осталь­ным товарам (рабо­там, услугам), включая подакциз­ные продовольст­венные товары

322 Глава 16. Федеральные налоги по Закону РФ «Об основах налоговой системы в РФ»

Первоначально ставка НДС была единая - 28%. Впоследствии ис­пользовались стандартная ставка 20% и пониженная ставка 10% для определенных категорий товаров (табл. 9). Следует отметить, что спе­циальный налог, взимавшийся с 1 января 1994 г. до 1 января 1996 г., фактически представлял собой надбавку к НДС. Он рассчитывался по отношению к той же базе, и на него распространялись нормы законо­дательства по НДС. Первоначальная ставка специального налога была установлена в размере 3%, а с 1 января 1995 г. ставка составляла 1,5%.

Акцизы на отдельные группы и виды товаров были введены Зако­ном РФ от 6 декабря 1991 г. «Об акцизах» (с изменениями от 16 июля, 22 декабря, 25 декабря 1992 г., 6 августа 1993 г.). Закон устанавливал порядок обложения акцизами реализуемых винно-водочных изделий, этилового спирта из пищевого сырья (кроме отпускаемого для выра­ботки ликероводочных изделий и винодельческой продукции), пива, табачных изделий, шин, легковых автомобилей, грузовых автомоби­лей грузоподъемностью до 1,25 тонны, ювелирных изделий, брилли­антов, изделий из хрусталя, ковров и ковровых изделий, меховых из­делий, одежды из натуральной кожи, а также отдельных видов мине­рального сырья, определяемых Правительством РФ по согласованию с Верховным Советом РФ.

Впоследствии акцизы взимались на основании Федерального за­кона от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Рос­сийской Федерации «Об акцизах», в соответствии с которым вся прежняя система исчисления и взимания акцизов была коренным об­разом реформирована. Объектами обложения стали: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натураль­ное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием эти­лового спирта более полутора процентов от объема единицы алко­гольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табач­ные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизирован­ный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию РФ, реализуемых инвалидам в порядке, оп­ределяемом Правительством РФ), а также отдельные виды минераль­ного сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительст­вом РФ (подакцизные товары). Новая система акцизов введена с 1 ян­варя 2001 г.

Налог на доходы банков устанавливался Законом РСФСР от 12 де­кабря 1991 г. «О налогообложении доходов банков» с 1 января 1992 г.16.1. Федеральные налоги, введенные в первой половине 1990-х гг. 323

и применялся при расчетах с бюджетом начиная с итогов деятельнос­ти банков в 1992 г. Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 с 1 января 1994 г. был отменен действующий порядок налого­обложения доходов банков и кредитных учреждений. Их налогообло­жение стало осуществляться в порядке и на условиях, определенных Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Налог на доходы от страховой деятельности устанавливался За­коном РФ от 13 декабря 1991 г. «О налогообложении доходов от стра­ховой деятельности» (с изменениями от 16 июля и от 22 декабря 1992 г.). Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 с 1 янва­ря 1994 г. был отменен ранее действовавший порядок налогообложе­ния страховых организаций, а налогообложение страховых организа­ций стало регулироваться Законом РФ «О налоге на прибыль пред­приятий и организаций».

Налог на операции с ценными бумагами первоначально был введен Законом РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2023-1 «О налоге на опера­ции с ценными бумагами». Плательщиками были юридические и фи­зические лица, осуществляющие в установленном порядке соответст­вующие операции. Операциями с ценными бумагами признавались действия или намерения плательщика налога, направленные на воз­никновение имущественных прав в отношении акций, сберегательных сертификатов, облигаций независимо от их вида, условий обращения и номинала и переводных векселей посредством заключения договора и регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Проспектом эмиссии ценных бумаг являлось подлежащее регистрации письменное заявле­ние юридического лица о намерении произвести первичную эмиссию ценных бумаг.

Объектами налогообложения были цена договора и регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг. Налог на операции с ценными бу­магами взимался по следующим ставкам: при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг в размере 0,5% номинальной суммы эмиссии. При этом эмитент, осуществлявший первичную эмиссию ценных бумаг, уплачивал налог в виде платы за регистрацию проспекта эмис­сии. В случае отказа в регистрации проспекта эмиссии налог не воз­вращался; при покупке государственных ценных бумаг в размере 1 руб. с каждой 1000 руб.; при заключении договора купли-продажи ценных бумаг с каждого участника сделки ценных бумаг в размере 3 руб. с каждой 1000 руб.

Освобождались от уплаты налога на операции с ценными бумага­ми: юридические и физические лица, приобретающие акции, впервые эмиссируемые акционерным обществом с момента его государствен­ной регистрации; эмитент, осуществляющий первичную эмиссию цен-324 Глава 16. Федеральные налоги по Закону РФ «Об основах налоговой системы в РФ»

ных бумаг; юридические лица, осуществляющие в установленном по­рядке посреднические операции с ценными бумагами за счет и по по­ручению клиента.

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в указанный закон Федеральным законом от 18 октября 1995 г. № 158-ФЗ «О вне­сении изменений в Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами», налог стал фактически налогом на эмиссию ценных бумаг. Налогоплательщиками остались только юридические лица - эмитен­ты ценных бумаг. Объектом налогообложения стала номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. При этом объек­том обложения данным видом налога не является: номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих пер­вичную эмиссию ценных бумаг; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, образованного в результате реоргани­зации в форме слияния, разделения или выделения акционерных об­ществ; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного об­щества, конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при консолида­ции или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного общества; номинальная сумма вы­пуска ценных бумаг акционерного общества при конвертации разме­щенных ранее акций одного типа в акции другого типа без изменения размера уставного капитала акционерного общества; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества в случае умень­шения им своего уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций. Ставка налога была установлена в размере 0,8% но­минальной суммы выпуска ценных бумаг.

Подоходный налог (налог на прибыль с предприятий) был введен Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». С 1991 до 2000 г. в указанный Закон было внесено свыше 20 изменений и дополнений.

В отношении плательщиков налога основные изменения были осу­ществлены в связи с принятием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270. В перечень налогоплательщиков были дополнительно включены: коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала и иностранные банки, получившие лицензию Центрального банка РФ; Банк внешней торговли РФ, Сбе-16.1. Федеральные налоги, введенные в первой половине 1990-х гг. 325

регательный банк РФ; кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка РФ на осуществление отдельных банковских операций; Центральный банк РФ и его учреждения в части прибыли (дохода), полученной от деятельности, не связанной с регулировани­ем денежного обращения; филиалы банков и страховых организаций, имеющих отдельный баланс и расчетный счет (корреспондентский счет или корреспондентский субсчет), включая филиалы иностран­ных банков-нерезидентов, получивших лицензию Центрального банка РФ на проведение на ее территории банковских операций; страховые организации и предприятия (страховщики), получившие лицензию на право заниматься страховой деятельностью в Государственном стра­ховом надзоре РФ, а также филиалы этих предприятий, имеющие от­дельный баланс и расчетный счет. Эти изменения были связаны с от­меной налога на доходы банков и налога на доходы от страховой дея­тельности. Распространению на указанные организации и предпри­ятия налога на прибыль сопутствовало создание для них особых условий (режимов) налогообложения прибыли. Кроме того, для этих организаций и учреждений на уровне регионов могли устанавливать­ся ставки, отличные от тех, которые устанавливались для остальных предприятий и организаций - плательщиков налога на прибыль.

В соответствии с Законом от 25 апреля 1995 г. № 64-ФЗ было ус­тановлено, что по предприятиям, в состав которых входят территори­ально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдель­ного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, за­числение налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов РФ, производится в доходы бюджетов субъектов РФ по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, оп­ределяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фон­дов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действу­ющим на территориях, где расположены эти предприятия и структур­ные подразделения.

В соответствии с Законом от 31 июля 1998 г. № 143-ФЗ было уста­новлено, что организации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности.

Наиболее часто изменения и дополнения затрагивали объект обло­жения налогом на прибыль, порядок исчисления и уплаты, а также налоговые льготы. В разные годы были введены фактически особые326 Глава 16. Федеральные налоги по Закону РФ «Об основах налоговой системы в РФ»

условия налогообложения для предприятий банковской, страховой, инвестиционной сфер, для брокерской и посреднической деятельнос­ти, сельского хозяйства, для предприятий и организаций железнодо­рожного транспорта, энергетики, нефтяной и газовой промышленнос­ти и ряда других отраслей.

Первоначально для предприятий с иностранными инвестициями существовали более благоприятные условия по сравнению с общим режимом налогообложения прибыли. Так, предприятия с иностран­ными инвестициями в течение года производили квартальные авансо­вые взносы налога в размере одной четверти годовой суммы платежей не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала. Авансовая сумма налога на текущий год определялась исходя из предполагаемой прибыли и ставки. Налог на прибыль, фактически полученную за ис­текший календарный год, исчислялся на основании бухгалтерского отчета не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. Уплата на­лога производилась в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчета. Для российских пред­приятий и организаций были установлены системы ежеквартального исчисления и уплаты указанного налога. Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготный режим для предприятий с иностранными ин­вестициями был упразднен (исключен п. 4 ст. 8 Закона РФ от 27 де­кабря 1991 г. № 2116-1).

Важным этапом реформирования системы налога на прибыль было принятие Указа Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685, кото­рым устанавливалось, что в целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций начиная с 1 января 1998 г. осуществляется периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. До этого Указа в налоговой базе пред­приятий значительную долю составляла инфляционная составляю­щая.

Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 62-ФЗ было установ­лено, что при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учиты­вается разница между продажной ценой и первоначальной или оста­точной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительст­вом РФ (см. п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1).

Первоначально были установлены следующие ставки налога на прибыль (ст. 5 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1): на прибыль предприятий и иностранных юридических лиц - 32%, для бирж и16.1. Федеральные налоги, введенные в первой половине 1990-х гг.

брокерских контор, а также предприятий - по прибыли от посредни­ческих операций и сделок - 45%. Впоследствии была установлена система, в соответствии с которой устанавливалась единая ставка на­лога, зачисляемого в республиканский бюджет РФ, для всех предпри­ятий и организаций, а органам государственной власти субъектов РФ было предоставлено право самостоятельно повышать ставку налога на прибыль, но не более чем в установленном законом размере (размер ставок по налогу на прибыль приведен в табл. 10).

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России - в справке “Ъ”.


1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка - до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка - 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13% , заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13% . Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 годаВладимир Путинпообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС». Глава экспертного управления президента (позднее - вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%. Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 годаАркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,- завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%». По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,- заявил глава Минфина.

Рассказать о том, что такое налог на добавленную стоимость (НДС) - задача не из самых сложных, если не вдаваться в тонкости. Элементарные знания по этому вопросу будут не лишними не только для будущих бухгалтеров и экономистов, но и для людей, далеких от столь специфичных сфер деятельности.

Экономическое содержание НДС

НДС является одним из налогов в России, оказывающих значительное влияние на формирование государственного бюджета. Суть налога полной мере отражает его название. То есть именно с добавленной стоимости, на которую производитель увеличил ценность первоначального продукта (сырья или полуфабриката), происходит его начисление.

Для "чайников": НДС - это налог, который начисляют и выплачивают предприятия-производители, оптовые и розничные торговые организации, а также индивидуальные предприниматели. На практике его размер определяется как произведение ставки на разность между выручкой, полученной при реализации собственной продукции (товаров, услуг) и суммой затрат, которые были использованы для ее изготовления. Проще говоря, та часть товара, которую производитель или продавец «прирастил» к исходному продукту (фактически это вновь созданная стоимость) и является облагаемой базой. Этот вид налога косвенный, так как он входит в стоимость изделия. В конечном итоге его оплачивает покупатель, а формально (и практически) его уплата производится владельцами и производителями товара.

Объекты налогообложения

Объектами для начисления НДС являются выручка от продажи созданной продукции, произведенных работ и услуг, а также:

Стоимость прав собственности на товары (работы, услуги) при их безвозмездной передаче;

Стоимость строительных и монтажных работ, производимых для собственных нужд;

Стоимость импортируемых товаров, а также товаров (работ, услуг), передача которых осуществлялась на территории РФ (она не включается в облагаемую базу налога на прибыль).

Плательщики НДС

Статьей 143 НК РФ установлено, что плательщики НДС - это юридические лица (российские и иностранные), а также индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете. Кроме того, к плательщикам этого налога относятся лица, осуществляющие перемещение товаров и услуг через границы Таможенного союза, но только в том случае, если таможенное законодательство устанавливает обязанность его уплаты.

В России по НДС предусмотрены в 3-х вариантах:

  1. 10 %.
  2. 18 %.

Сумма начисленного налога определяется произведением процентной ставки, деленной на 100, на налогооблагаемую базу.

Не признаются объектами для начисления этого налога внереализационные обороты (вкладные операции по формированию уставного капитала, передача правопреемнику основных фондов и имущества предприятия и прочие), сделки по продаже земельных участков и многие другие, закрепленные законодательно.

18%-ная ставка НДС

До 2009 года ставка НДС 20 % применялась в отношении наибольшего количества сделок. В настоящее время используется ставка 18%. Для исчисления НДС необходимо вычислить произведение облагаемой базы и процентной ставки, деленной на 100. Еще проще: определяя (для "чайников") НДС, налоговую базу умножают на коэффициент налоговой ставки - 0,18 (18% / 100 = 0,18). Таким образом, сумма НДС включается в цену товаров, работ и услуг, ложась на плечи потребителей.

Например, если цена товара без НДС - 1000 рублей, ставка, соответствующая такому виду товаров - 18%, то расчет прост:

НДС = ЦЕНА Х 18/ 100 = ЦЕНА Х 0,18.

Т. е. НДС = 1000 Х 0,18 = 180 (рублей).

В итоге отпускная стоимость товаров - это калькулированная стоимость изделия с НДС.

Пониженная ставка НДС

10%-ная ставка НДС действует в отношении определенной группы продовольственных товаров, считающихся социально-значимыми для населения государства. К таким продуктам относятся молоко и их производные, многие крупы, сахар, соль, море-, рыбо- и мясопродукты, а также некоторые виды изделий для детей и диабетиков.

Нулевая ставка НДС, особенности ее применения

Ставка в размере 0% распространяется на товары (работы и услуги), связанные с космической деятельностью, реализацией, добычей и производством драгоценных металлов. Кроме того, значительный объем операций составляют сделки по перемещению товаров через границу, при оформлении которых необходимо соблюдать Нулевая ставка НДС требует документального подтверждения экспорта, которое предоставляется в налоговые органы. Пакет документов включает в себя:

  1. Договор (или контракт) налогоплательщика на реализацию товаров иностранному лицу за пределы РФ или Таможенного союза.
  2. на экспорт продукции с обязательной отметкой российской таможни о месте и дате убытия товара. Можно представить документы по транспортировке и сопровождению, а также иное подтверждение вывоза какой-либо продукции за границы РФ.

Если в течение 180-ти дней с момента перемещения грузов через границу не оформлен и не сдан в налоговую полный пакет необходимых документов, то плательщик обязан произвести начисление и уплату НДС по 18%-ной (или 10%-ной) ставке. После окончательного сбора таможенного подтверждения можно будет вернуть уплаченный налог или зачесть его.

Использование расчетной ставки

Расчетная ставка используется при предоплате и в некоторых других случаях. Для "чайников" НДС по этой ставке исчисляется тогда, когда необходимо из общей стоимости товара выделить «сидящий» в ней налог. Это действие производится по простейшим формулам, в зависимости от вида применяемой ставки НДС.

При 10%-ной ставке НДС рассчитываемый равен 10 % / 110 %.

При 18 %-ной ставке - 18 % / 118 %.

Заполнение налоговой декларации по НДС и сроки ее предоставления

На первоначальном этапе подготовки к сдаче налоговой отчетности работа бухгалтера акцентируется на определении базы, на которую впоследствии начисляется сумма налога. Заполнение налоговой декларации по НДС начинается с оформления титульного листа. При этом весьма важно аккуратно и тщательно вписывать все требуемые реквизиты (наименования, коды, виды и т. д.). На всех страницах предусмотрена дата и подпись руководителя (или ИП), которая на титульном листе должна быть заверена печатью. Декларацию необходимо представить в налоговую по месту регистрации, но не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В эти же сроки установлена и его уплата (при квартальном сроке предоставления). Таким образом, уплату и начисление налога за 1-й квартал 2014 года необходимо было произвести до 20 апреля текущего года.

Расчет налога

Для "чайников": НДС к уплате рассчитывается в несколько этапов.

  1. Определение налогооблагаемой базы.
  2. Начисление НДС.
  3. Определение суммы налоговых вычетов.
  4. Разница между начисленным и выплаченным налогом (вычетом) и составляет сумму НДС к уплате.

В случае превышения вычетов над начисленными суммами налогоплательщик имеет право на возмещение этой разницы по письменному заявлению и после вынесения решения, но об этом позже.

Налоговые вычеты

Особое внимание стоит уделить вычетам, то есть сумме НДС, которая предъявляется поставщиками, а также уплачивается на таможне при вывозе товаров. Весьма важно, чтобы налог, принимаемый к вычету, имел прямое отношение к начисляемым оборотам. Проще говоря, если НДС начислен от оборотов по реализации товара «А», то в зачет принимаются все покупки, имеющие отношение к этому товару. Подтверждение права вычета удостоверяется счетами-фактурами, полученными от поставщиков, а также документами по оплате сумм налога при пересечении границы. НДС в них выделяется отдельной строкой. Такие счета-фактуры подшиваются в отдельную папку, и обороты по каждому товару фиксируются в книгу покупок по утвержденной форме.

Во время проведения налоговых проверок достаточно часто возникают вопросы по ненадлежащему заполнению обязательных полей, указанию неверных реквизитов, а также отсутствию подписей уполномоченных лиц. Как правило, в такой ситуации работники ИФНС аннулируют соответствующие суммы вычетов, что ведет к доначислению НДС и штрафным санкциям.

Электронное представление деклараций

С 2014 года налоговая декларация по НДС должна быть представлена только в электронном виде. Предусмотрены лишь некоторые исключения, связанные с особыми режимами налогообложения.

Условия возмещения НДС

Удовлетворение прав плательщиков на возмещение уплаченной суммы налога производится на основании камеральной проверки, производимой налоговыми органами. Заявительный порядок возмещения НДС происходит в отношении немногих плательщиков, отвечающих следующим условиям:

Общая сумма уплаченных налогов (НДС, акцизы, налоги на прибыль и на добычу) должна быть не менее 10 млрд. руб. за 3 календарных года, которые предшествовали году подачи заявления о возмещении;

Плательщиком получена банковская гарантия.

Применение такого порядка предусматривает еще одно условие: плательщик должен быть зарегистрирован в налоговых органах РФ не менее 3-х лет до подачи налоговой декларации для

Порядок возмещения

Для возмещения НДС налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган письменное заявление о возврате сумм налога. Эти суммы могут быть возвращены на указываемый в заявлении расчетный счет или зачтены в уплату других налоговых платежей (при наличии задолженности по ним). В течение 5-ти рабочих дней инспекцией выносится решение. Возврат сумм НДС производится в такой же срок в сумме, указанной в решении. При несвоевременном поступлении денежных средств на расчетный счет налогоплательщик имеет право на получение процентов за пользование этими деньгами от налоговых органов (из бюджета).

Камеральная проверка

Для проверки обоснованности возвращенных сумм налоговой инспекцией в течение 3-х месяцев проводится камеральная проверка. Если факты нарушений не установлены, то в 7-дневный срок после завершения проверки в письменном виде проверяемому лицу сообщается о правомерности проведенного зачета.

В случае обнаружения нарушений действующего российского законодательства инспекцией составляется акт проверки, по результатам которого выносится решение в отношении налогоплательщика (либо об отказе в привлечении, либо о привлечении к ответственности). Кроме того, в адрес нарушителя выставляется требование о необходимости возврата излишне полученных сумм НДС и процентов за использование этих денежных средств. При невозврате указанной суммы обязанность по ее возврату в бюджет РФ возлагается на банк, который выдавал гарантию. В противном случае налоговые органы производят списание необходимых денежных средств в бесспорном порядке.

Некоторые положения, касающиеся начисления и уплаты НДС, достаточно сложны для сиюминутного понимания, но вдумчивое осознание дает результат. Особую трудность в восприятии этого налога создают специфичные термины и регулярное изменение законодательства РФ.

Как известно, с 1 января 2004 года снижается основная ставка НДС с 20% до 18% (в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ в пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ). Некоторые ситуации, которые в связи с этим могут возникнуть в переходном периоде, рассматривает И. Берко, аудитор, методист отдела разработки типовых решений фирмы "1С".

1. Выписка документов (накладных, актов выполненных работ, счетов-фактур и т.п.) при реализации после 1 января 2004 года товаров, работ, услуг, облагавшихся до 1 января 2004 года НДС по ставке 20%, должна осуществляться с НДС по ставке 18%.

Пример 1.

ООО "Наша фирма" осуществляет отгрузку пальто мужских, цена - 3000 руб. за единицу без НДС. Если раньше цена с НДС 20% составляла 3600 руб., то после 1 января 2004 года цена станет 3540 руб. (в том числе НДС 18% - 540 руб.).

Для отражения операций "переходного" периода необходимо учесть следующие моменты:

1. Снижение ставки НДС, вообще говоря, означает уменьшение продажной цены с НДС (именно это является наиболее точным отражением изменения законодательства, без каких-либо изменений в ценовой политике). Однако, вполне возможно, что руководство предприятия примет иное решение, например, оставить прежними отпускные цены с НДС, что фактически означает повышение отпускных цен без НДС.

а) Цена пальто без НДС - 3 000 руб. Руководством решено, что с применением ставки НДС 18% цена товара без НДС не изменяется. Соответственно, отпускная цена с НДС 18% составит 3540 руб., вместо прежней цены 3600 руб. (в т.ч. НДС 20% - 600 руб.).

б) Тот же случай, но руководством принято решение о сохранении отпускных цен с НДС, несмотря на снижение ставки НДС. Тогда новая цена без НДС равна 3600 * 100 / 118 = 3050,85 руб.

2. Ситуация, сходная с описанной выше, возникает и у комиссионера, при наличии у него остатков нереализованных комиссионных товаров. В этом случае решение об изменении цен должен принимать комитент. При изменении цены с НДС следует скорректировать остатки по счету 004 "Товары, принятые на комиссию".

3. Если исполнение договоров предполагается осуществлять после 1 января 2004 года, то следует заранее предусматривать во всех документах (договорах, счетах на оплату и т.д.) ставку НДС 18% вместо ставки 20%. Даже если договор был заключен ранее со ставкой НДС 20%, закон в любом случае имеет приоритет перед договором, и в 2004 году будет применяться ставка 18%.

2. Отражение в книге продаж и книге покупок

В настоящее время формы книг продаж и покупок и порядок их заполнения регулируются постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Если в данный документ не будет внесено изменений, то, по нашему мнению, продажи с НДС по ставке 18% (а также с применением расчетной ставки 18% / 118%) должны отражаться в тех же графах, что и ранее - продажи с НДС 20% (соответственно, покупки - тоже).

Пример 2.

Организация выписала покупателю "Фирма А" счет-фактуру № 128 от 25.12.2003 на сумму 12000 руб., в т.ч. НДС 20% - 2000 руб., а также счет-фактуру № 11 от 04.01.2004 на сумму 23600 руб., в т.ч. НДС 18% - 3600 руб.
Оплата по обоим счетам-фактурам поступила 11.01.2004. Организация определяет выручку от реализации "по оплате".
Тогда записи в книге продаж за январь 2004 года будут выглядеть так:

Здесь также выявляется проблема, возникающая только у тех, кто определяет выручку "по оплате" - какую ставку НДС следует применять, если отгрузка была осуществлена в 2003 году, а оплата поступила в 2004 году.

Сейчас на этот счет существует два мнения.

Первое состоит в том, что налоговая ставка при исчислении налога применяется к налоговой базе, а не к объекту налогообложения (п. 1 ст. 166 НК РФ). Налоговая база в приведенном выше примере определяется в 2004 году, следовательно, к ней уже должна применяться ставка 18 %, а не 20 %, несмотря на то, что ранее был выписан счет-фактура с НДС по ставке 20 %. То есть организация в связи с изменением законодательства и сложившимися обстоятельствами, вероятно, может выставить новый счет-фактуру взамен ранее выданного (в приведенном примере НДС вместо 2 000 руб. составит 1800 руб., а общая сумма по счету-фактуре - 11 800 руб.), и вернуть покупателю "лишние" 200 руб. После этого может быть скорректирована книга продаж в сторону уменьшения НДС на 200 руб. Если организация не переоформляет счет-фактуру, то она начисляет и уплачивает в бюджет весь НДС, полученный от покупателя по счету-фактуре от 25.12.2003 № 128, то есть по ставке 20 %. С практической точки зрения самим предприятиям выгоднее не менять счета-фактуры (в экономическом смысле большой разницы нет - платить "лишний" НДС в бюджет или возвращать его покупателю).

Другое мнение - в том, что обязанность по уплате НДС связывается именно с возникновением налоговой базы, а не с моментом ее определения для исчисления налога, установленным статьей 167 НК РФ. При этом появление налоговой базы обуславливается возникновением объекта налогообложения. Поэтому при реализации товаров (работ, услуг) в 2003 году у налогоплательщика возникает налоговая база и, следовательно, появляется обязанность по внесению в бюджет НДС, исчисленного по ставке, действующей в указанный период времени (20 %).

Данный вывод основывается на положениях пункта 1 статьи 168 НК РФ, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. Поскольку сумма НДС выделена в цене товара с учетом норм НК РФ, действующих в период применения ставки НДС 20 %, эта сумма налога должна быть перечислена в бюджет.

В типовых конфигурациях системы программ "1С:Предприятие" пользователи смогут выбирать, какой из указанных точек зрения следовать.

3. Отгрузка под авансы, полученные до 1 января 2004 года

В этом случае применяются следующие правила:

  • размер НДС, исчисленного с реализации (по ставке 18%) не зависит от того, был ли ранее получен аванс и по какой ставке был исчислен с него НДС;
  • закон, в соответствии с которым вместо ставки 20% применяется ставка 18%, имеет приоритет перед ранее подписанным контрактом, в котором оговорен НДС по ставке 20%;
  • к вычету при реализации принимается НДС с аванса, который был фактически начислен в бюджет (например, по ставке 20% / 120%).

Пример 3.

Нашей организацией в декабре 2003 года был получен аванс в сумме 36000 руб., исчислен НДС с аванса к уплате в бюджет в сумме 6000 руб. (по ставке 20% / 120%). По контракту мы должны отгрузить товар на общую сумму 36000 руб., в т.ч. НДС 6000 руб.:
1. В январе 2004 года производится отгрузка товара по контракту на сумму 35400 руб., в том числе НДС 18% - 5400 руб. (количество и цена без НДС не изменились и соответствуют контракту).
2. Одновременно пропорционально принимается к вычету НДС с аванса: 6000 / 36000 * 35400 = 5900 руб.
3. Производится возврат покупателю неиспользованной суммы аванса - 600 руб., в т.ч. НДС 20% - 100 руб.
4. НДС с возвращенного аванса в сумме 100 руб. принимается к вычету.

Если по договоренности с покупателем, мы все же отгрузили ему товар на всю сумму аванса - 36000 руб. с сохранением договорных цен без НДС, то есть большее количество, то эта операция будет отражена следующим образом:
1. Отражается реализация товара на сумму 36000 руб., в т.ч. НДС 18% - 5491,53 руб., т.е. сумма реализации без НДС составит 30508,47 руб.
2. Одновременно предъявляется НДС с авансов к вычету в сумме 6000 руб.

Следует также отметить, что платить НДС с аванса, полученного в 2003 году, нужно в любом случае по ставкам, действующим в 2003 году (например, 20% / 120%), даже если заранее известно, что отгрузка будет произведена в 2004 году. Это связано с тем, что включение аванса в налоговую базу происходит в период его получения.

4. Оплата приобретенных до 1 января 2004 года ценностей

Ценности, приобретенные до 1 января 2004 года с НДС 20%, оплачиваются с НДС 20% с последующим предъявлением соответствующих сумм к вычету (если право на вычет имеется) при условии, что поставщик не внесет изменения в документы (счет-фактуру и т.д.). О двух точках зрения на вопрос о возможности внесения изменений в счет-фактуру читайте выше.

Пример 4.

В декабре 2003 года наша организация приобрела материалы на сумму 120000 руб., в т.ч. НДС 20% - 20000 руб., и оплачивает их 20.01.2004 года. Поставщик никаких измененных документов не представил. В платежном поручении должен быть отдельно указан НДС в сумме 20000 руб. (или пропорционально этой сумме - при частичной оплате). Сумма оплаченного НДС может быть принята к вычету в установленном порядке (например, все 20000 руб.).

5. Возврат товаров

Если имеется одно из предусмотренных законом оснований по возврату товаров поставщику, например, некачественный товар, то такое действие рассматривается как аннулирование сделки. То есть, возвращая товар, мы не проводим новую операцию по его реализации, а корректируем предыдущие операции. Снижение ставки НДС на товары, полученные в 2003 году, не влияет на оформление документов по возврату товаров в 2004 году. В этом случае документы оформляются с НДС по ставкам, действовавшим в 2003 году (например, 20%).

Все это относится к ситуации, когда речь идет именно о возврате, и покупатель не выписывает новый счет-фактуру. В противном случае возврат оформляется как самостоятельная реализация и после 1 января 2004 года должны применяться новые ставки (например, 18%).

6. Исправление ошибок прошлых периодов

В 2004 году возможно выявление ошибок в учете, допущенных до 1 января 2004 года. Например, установлено, что был излишне начислен НДС. В этом случае, естественно, сумма ошибочно исчисленного НДС должна сторнироваться полностью, то есть по тем ставкам, которые действовали в момент совершения ошибки, а также должны быть внесены уточнения в декларацию по НДС за период совершения ошибки.

Пример 5.

30 января 2004 года бухгалтер обнаружил, что в декабре 2003 года в учете была дважды проведена реализация по счету-фактуре № 128 от 15.12.2003: вместо выручки 12000 руб. и НДС 2000 руб. было отражено 24000 руб. и 4000 руб. соответственно, и сумма начисленного НДС (4000 руб.) отражена в декларации, сданной 20 января 2004 года в налоговую инспекцию.
В бухгалтерском учете за январь 2004 года должны быть сделаны исправительные записи:
Дт 91.2/Убыток прошлых лет Кт 62.1/Покупатель 12 000 руб.; Дт 91.2/Убыток прошлых лет Кт 68.2 сторно 2 000 руб.

В налоговую инспекцию сдается скорректированная декларация, где выручка от реализации без НДС уменьшается на 10 000 руб., а сумма НДС к начислению - на 2000 руб.

7. Отражение изменений учета НДС в прикладных решениях фирмы "1С"

До 24.11.2003 года планируется выпуск релизов конфигураций для "1С:Предприятия 7.7", поддерживающих ставку НДС 18%: "Торговля + Склад" (ред. 9.2), "Учет и отчетность предпринимателя" (ред. 1.2), "Производство + Услуги + Бухгалтерия" (ред. 2.7), а также Комплексная конфигурация (ред. 4.4).

В конфигурации "Упрощенная система налогообложения" (ред. 1.2) применение ставки 18% (например, при комиссионной торговле) возможно уже в выпущенном релизе 7.70.123.

Релизы конфигураций "Бухгалтерский учет" и "Бухгалтерия для бюджетных организаций", обновление для "1С:Бухгалтерии 6.0" и новая редакция 10.1 конфигурации "Управление торговлей" для "1С:Предприятия 8.0" с поддержкой ставки 18% выйдут в декабре 2003 года.