Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Бизнес на вывозе мусора

Мусор и бытовые отходы всегда присутствуют в жизнедеятельности человека. И мало кто задумывается о том, что на всём этом можно зарабатывать. За рубежом многие обычные люди стали миллионерами, основав бизнес по вывозу мусора. В нашей стране не принято рассматривать «мусорный бизнес» как доходный. Тем не менее такой вид деятельности приносит своему владельцу хорошую прибыль. Надо лишь знать специфические черты этого бизнеса и некоторые тонкости его функционирования.

С чего следует начинать бизнес по вывозу мусора

Подготовка к открытию такого предприятия обязательно должна начинаться с написания грамотного бизнес-плана. Ведь для успешного ведения дела необходимо чётко знать все организационные этапы. Прочтите о том, какова и как правильно его написать.

Перед тем как приступать к работе, нужно зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе (ФНС) в качестве индивидуального предпринимателя (см. ) или юридического лица. Есть мнение, что для бизнеса по вывозу мусора лучше всего подходит такая организационно-правовая форма, как общество с ограниченной ответственностью – ООО. Регистрация ООО целесообразна, потому что в процессе работы будут заключаться различные договоры, и доверие клиентов к организации, как правило, больше, чем к частному лицу.

Для регистрации в ФНС вам необходимо будет подготовить пакет документов и подобрать коды видов своей будущей предпринимательской деятельности в соответствии с общепринятым классификатором ОКВЭД. Для осуществления вывоза мусора как бизнеса стоит указывать в заявлении о регистрации предприятия следующие коды:

  • 38.11 - Сбор неопасных отходов;
  • 38.12 - Сбор опасных отходов;
  • 49.41 - Деятельность автомобильного грузового транспорта.

К неопасным отходам относятся остатки пищи, бумага, картон, текстиль, резина, некоторые полимеры, то есть мусор, который не представляет угрозы для жизни и здоровья человека. В группу опасных входят испорченные и сломанные электрические приборы, удобрения, яды, просроченные товары бытовой химии, лакокрасочные материалы и многие другие отходы, которые могут оказать явное неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей.

Чтобы процедура регистрации вашей компании не затянулась и не повлекла за собой излишних расходов, прочтите о том, . Всё - от создания устава организации до получения свидетельства о государственной регистрации.

Внимательно изучите и правила его заполнения.

Отметим, что деятельность, связанная с обращением с отходами I-IV класса опасности, в том числе и их сбор и транспортировка, требует обязательного лицензирования. Органом, уполномоченным выдавать лицензии на вывоз мусора, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Чтобы получить разрешительный документ, нужно провести ряд мероприятий:

  • подготовить паспорт отходов;
  • провести профессиональную подготовку работников и получить соответствующие свидетельства;
  • приобрести или арендовать специальные средства транспорта;
  • оплатить госпошлину в размере 7 500 рублей и т. д.

Средняя стоимость посреднических услуг при оформлении полного пакета документов для запуска деятельности по вывозу мусора составляет 40 000 руб. Срок оформления бумаг, включая лицензию, обычно занимает 2-2,5 месяца. Если вы намерены самостоятельно получить разрешительные документы, вам поможет «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию <…> отходов I-IV классов опасности», утверждённое постановлением Правительства РФ за номером 1062 в 2015г. Просмотреть текст положения можно на сайте правовой системы «Гарант»: www.garant.ru.

Слагаемые успеха «мусорного» бизнеса

Начинать такой бизнес, как вывоз мусора, нужно с подбора места, в которое будут свозиться отходы. Это может быть как сторонний платный полигон, так и созданный самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Вариант с собственной территорией по хранению мусора более выгоден, поскольку позволяет сократить расходы на оплату услуг свалки и получить дополнительную прибыль за приём мусора от других перевозчиков.

Первое время бизнес может обходиться без офисного помещения, но по мере развития и расширения деятельности оно обязательно понадобится для самого владельца бизнеса и административного персонала (бухгалтер, диспетчеры по приёму звонков).

Главным звеном в «мусорном» бизнесе является техника, на которой будут вывозиться отходы. Для сокращения расходов можно купить подержанный мусоровоз или даже взять в аренду (см. ). Также необходимо наличие мусорных контейнеров, которые будут находиться на территории клиентов.

Выгоднее приобретать мусоровоз, укомплектованный специальным прессом по сжатию отходов. Это поможет снизить расходы по вывозу мусора на полигон, а также уменьшить топливные расходы за счёт сокращения количества рейсов.


Для успешного начала бизнеса необходима клиентская база. Сформировать её достаточно сложно. Для этого многие начинающие предприниматели используют способ «холодных звонков», когда берётся справочник предприятий и организаций города, а также управляющих компаний и осуществляются звонки, посредством которых предлагается сотрудничество.

Примерные вложения и окупаемость

Для любого дела нужен первоначальный капитал. Не является исключением и бизнес по вывозу мусора. Примерная сумма стартового капитала складывается из следующих цифр:

  • покупка мусоровозов и дополнительного оборудования – от 1 до 2 млн руб.;
  • помещение для офиса – от 20 до 100 тысяч руб. в зависимости от региона;
  • средства на рекламу – от 25 тысяч до 50 тысяч руб.;
  • оформление бизнеса и получение лицензии – от 15 тысяч до 55 тысяч руб.;
  • формирование фонда оплаты труда – около 50 тысяч руб.

Цифры приведены примерные, всё будет зависеть от целей и возможностей предпринимателя. К текущим расходам относятся налоги, оплата услуг свалок и полигонов (если нет собственных), заработная плата, транспортные расходы и т. д. При грамотной организации бизнес-процессов вложения могут окупиться уже через 1-2 года.

Как ещё заработать на мусоре

Коротко расскажем о том, как заработать на мусоре, занимаясь не только его вывозом. Сортировка бытовых отходов также считается довольно прибыльным делом. Для организации такого бизнеса необходим рабочий персонал и территория для проведения сортировочных работ.

Получать доход можно не только от основной деятельности, но и от дополнительной, например, от утилизации отходов. Со временем успешный бизнес позволит купить линию по переработке отходов или даже мини-завод. Обеспечивать его необходимым сырьём будут мусоровозы, и экология местности станет значительно лучше. Таким образом, предприниматель получит замкнутый производственный цикл, что существенно увеличит его доходы.

Прочтите, какой доход может принести . Мы расскажем о заработке на макулатуре, пластиковых отходах и стекле.

Рассмотрите также и узнайте, насколько он выгоден.

Ещё одно доходное направление в сфере обращения с отходами - . Всё о том, как выбрать оборудование и наладить производственный процесс.

Заключение

Бизнес-идеей вывоза мусора до некоторых пор интересовались немногие предприниматели. Но популярность такого способа заработка в последнее время быстро набирает обороты. Объясняется это тем, что мусор и отходы будут всегда, и спрос на услуги по их вывозу будет постоянен даже в периоды экономической нестабильности или кризиса в стране. Поэтому зарабатывать на мусоре в ближайшем будущем будет не только прибыльно, но и престижно. Рассмотрите и другие

Для начала бизнесом по вывозу мусора нужно получить лицензию. На сегодняшний день официально заплатить за лицензию требуется около 200 тысяч рублей в Росстехнадзоре. Но существуют ещё платежи неофициальные, вместе с ними набегает общая сумма около миллиона рублей. Войти в этот бизнес нелегко, но преодоление первоначальных трудностей с лихвой окупится, если знать тонкости этого бизнеса

Каких-то особых навыков и знаний для организации вывоза мусора не требуется, что и привлекает многих, кто решил стать на стезю предпринимательства.

Многие бизнесмены только делают вид, что занимаются мусором, а на самом деле продажа оборудования для сбора отходов приносит им немалые деньги: до 70 % дохода фирмы по сборке мусора.

За последние годы ещё больше осложнилась ситуация с бизнесом по сбору и утилизации мусора. Желающих перевозить мусор чрезвычайно много. Только в Москве зарегистрировано в пределах 500 легальных компаний. Тогда как в Париже в вывозе мусора задействовано всего 5 – 10 игроков.

Отечественный новый мусоровоз стоит миллион рублей, а подержанный в два раза меньше. Поиск клиентов составляет основные хлопоты на старте.

Кто и у кого забирает мусор...
Наиболее крупным сегментом рынка является забор мусора из жилого фонда. Несмотря на низкую тарифную ставку, больше всего компании по вывозу мусора интересует сотрудничество с жилыми домами. Большие объёмы мусора компенсируют тарифную ставку, которая ниже, чем у «коммерческого» мусора. Это даёт возможность заработать или хотя бы выходить «в ноль» из-за низкой маржи. Эта ниша и есть место обитания крупных игроков – «мусорных королей». Четверть таких компаний работают под патронатом государства.

Непонятно, что привлекает игроков на такой работе, если они с трудом выходят в ноль. В России существующие тарифы на вывоз мусора занижены искусственно, вывоз обходится практически бесплатно.

Госкомпаниям это безразлично, так как техника закупается городом. А игроки-частники платят сами и имеют рентабельность максимум 5 %. Возможность развития бизнеса появится только при 15 %-ой рентабельности.

Ещё одна проблема, давящая развитие частников, это возможность заключения контракта с управляющими компаниями и префектурами муниципальных округов не более чем на 11 месяцев. Тогда как для привлечения инвестиций необходимы гарантии длительных договоров на вывоз мусора. Частники этой возможности лишены, а иностранцы не желают делать вложения, зная, что этот бизнес непрозрачный.

Гримасы каменного века...
Весьма неприятная очередная неожиданность ждёт частника, если он решил возить мусор от жилых домов. Как правило, он будет чрезмерно загружен, и выполнять эту работу придётся бесплатно. Иногда объёмы вывоза мусора на самом деле оказываеются в несколько раз больше относительно оговоренных в контракте, но доказать ничего не представляется возможным.

Работа с жилым фондом построена так, что при установленной для вас норме вывоза мусора в 10 жбанов, будете вывозить жбанов и мусорных куч на 15 жбанов.

В нашей стране нет механизма расчёта объёма мусора в жилом фонде. Прежде всего, это связано с несоответствием количества прописанных лиц и фактически проживающих. К тому же мусорные площадки жилого фонда пополняются мусором от офисов и магазинов, расположенных на первых этажах жилых домов. Вывозить весь этот мусор придётся вам.

Однако, несмотря на наличие определённых проблем, за право вывозить мусор от жилого фонда идёт борьба не на жизнь, а на смерть. А причина в том, что хоть какие-то реальные деньги имеют «бюджетники», которые являются одними из заказчиков.

Мусорный бизнес: Работа на коммерческом рынке
Небольшие перевозчики, не желающие бороться за свалки возле жилых домов, вывозят промышленные отходы и строительный мусор, отходы от магазинов, ремонтируемых домов, квартир, дач. Здесь рентабельность заметно выше, до 15 – 17 % у лучших игроков. Но и тут не всё гладко.

Мусор вывозится на «большую» свалку. Но за въезд нужно платить, купить талон. Стоимость талонов непрерывно растёт. Так с 2005 года цена входного талона на «профессиональную» свалку, где с применением изолирующих технологий мусор закапывают в землю, повысилась в 10 раз!

Поднимать плату за вывоз мусора следом за полигонами-монополистами, учитывая условия высокой конкуренции и снижение спроса на услуги мусорщиков практически нереально. Ведь сейчас из-за кризиса строительство во многих местах приостановилось, а ремонты квартир, переоборудование их под магазины и офисы не торопятся использовать и тратиться на цивилизованный способ вывоза мусора.

Сейчас в отдельных региона цены на вывоз строительного мусора снижаются до 10 %. Но многие игроки готовы мириться и с этим: всё же лучше, чем быть совсем без клиентов.

Бизнес на вывозе мусора: Цены на услуги
Цены на вывоз мусора формируются в зависимости от расстояния перевозки и объёма мусора: вывоз 8 кубометров мусора стоит от 4 тысяч рублей.

Альтернатива полигонам
Приёмом мусора занимаются ещё мусоросжигательные заводы, переработка мусора на вторсырьё, а также существуют другие цивилизованные методы избавления от отходов. Но это не для нас. В нашей стране альтернативы полигонам нет. 90 % московского мусора вывозится на полигоны, и только на полигоны. Наши мусорные полигоны представляют собой какую-то аномальную зону.

Необходимо навести порядок со свалками – это понятно всем. Но решение правительства закрыть ближайшие свалки пугает предпринимателей-частников, занимающихся вывозом мусора. Потому что это приведёт только к увеличению их транспортных расходов.

Планы по строительству 8 комплексов по сортировке и компактированию ТБО в действительности могли бы создать новые цепочки и возможности для бизнеса.

Сортировка вручную: проблемы и перспективы
При введении в России раздельного сбора мусора и переработке 80 – 90 % отходов картина рынка изменится. Ну, а пока имеем попытки выкрутиться при полном отсутствии законодательного регулирования и нанесением ущерба окружающей среде.

current /sobytiya/rynki/83158-milliardery-na-svalke



фото Артема Голощапова для Forbes

Сохранением природы заинтересовались богатейшие предприниматели России. Но по-прежнему гораздо проще заработать на ее загрязнении

В один из зимних дней 1994 года сотни студентов Колумбийского университета собрались, чтобы послушать самого преуспевающего выпускника - Уоррена Баффетта. Среди них сидел и 30-летний российский брокер из компании «Auerbach Grayson & Co» Валентин Завадников. Когда Баффетта спросили, во что надежнее всего вкладывать деньги, великий инвестор ответил просто: «Люди всегда будут жрать, срать и трахаться». В аудитории повисла пауза. «Нужно всегда инвестировать в естественные потребности людей, и тогда вы добьетесь успеха», - улыбнувшись, уточнил гуру. Завадников тогда очень удивился, но в итоге его бизнес-история складывается по заветам Баффетта. «Если бы кто-нибудь в 1998 году сказал мне, что я буду одним из ключевых акционеров компании, производящей водку и продукты питания, я бы похихикал. Если бы еще через пять лет кто-то сказал, что я буду заниматься мусором, я бы веселился еще больше». Уже несколько лет производитель водки «Белуга» инвестирует деньги в бизнес, который профессионалы называют «управление отходами».

Вас также может заинтересовать

Подпольные свалки, закрытые полигоны и мусоровозы по талонам - все это и сейчас практикуется на тех территориях, где вывоз контролируют организации, связанные с муниципалитетами. Однако даже в этой сфере появился частный бизнес. Кто эти небрезгливые предприниматели и почему большой бизнес приходит в теневую отрасль России?

Полигон 
старых 
технологий

«Из чрева подъезжающих машин низвергается лавина из железа, дерева, тряпья. Спросите, куда смотрят народные контролеры? Но проверить каждую машину невозможно - их тысячи… В этих горах вся таблица Менделеева!» - так еще в 1989 году писал про Тимоховский полигон в Подмосковье журнал «Работница». С тех пор на самом крупном полигоне Подмосковья мало что изменилось. Единственное новшество: теперь каждую машину проверяют дозиметром на предмет радиоактивных отходов. Приезжает машина, среднеазиатские рабочие вручную сортируют ее содержимое. Кто-то отвечает за бумагу, кто-то за пластик, кто-то за пленку. Кто-то за чермет, кто-то за цветмет.

Гигантская территория полигона огорожена канавой с водой. Забор построен не по всему периметру свалки, чем и воспользовался корреспондент Forbes. Над огромной мусорной кучей кружат чайки, а через каждые 3 км дежурят пожарные машины. С появлением чужака казавшееся пустынным место быстро ожило - всего через 15 минут к журналистам подъехали пять вооруженных охранников и потребовали отдать съемочную аппаратуру.

Зачем столько охраны и что скрывать на Тимоховском полигоне? По словам предпринимателя, который привозил мусор на полигон, его хозяева скрывают объемы ввозимого мусора: «Официальный договор на постоянной основе с ними заключить достаточно проблематично. Ты можешь получить от них пустой договор якобы на вывоз мусора определенного количества, а сам по себе мусор вывозится по талончику». За сутки к полигону подъезжает больше 100 грузовиков, а ежедневная выручка превышает 1 млн рублей. Это подтверждают и данные СПАРК. По ним, самый крупный полигон Подмосковья за 2010 год получил 433,5 млн рублей выручки. Правда, рентабельность бизнеса очень низкая - прибыли всего 14,3 млн рублей. По словам владельца частной компании по управлению отходами «ЭКО-Система» Андрея Якимчука, рентабельность обычного полигона должна быть не меньше 30%, то есть в 10 раз больше, чем на данный момент у Тимоховского. Но это в том случае, если правильно выполнять инвестиционную программу.

На 80% полигон принадлежит Комитету по управлению имуществом Ногинского района, еще 20% - у Департамента имущества Москвы. Однако, по словам тех, кто возит мусор, контролирует полигон конкретное частное лицо. «Такой тяжелый в общении товарищ, ездит на «заряженном» Range Rover Sport с водителем. Любит пейнтбол, построил собственный пейнтбольный клуб», - рассказывает предприниматель, знакомый с управляющим. «Любой криминальный бизнес живет там, где нет системы учета и есть черный бизнес, который контролируется властью, - комментирует эту ситуацию Валентин Завадников. - Бывает, что проверяющие закрывают глаза на то, что лицензия у кого-то закончилась пару лет назад. Но это либо короткая история, либо очень аккуратная. Они тоже понимают, что им могут по голове сверху дать». Впрочем, по словам Завадникова, совсем «черных» полигонов почти не осталось.

«Почти никто не содержит полигонов без нарушений. Но даже если делать захоронение грамотно - это не решение вопроса, - считает директор компании «Сфера экологии» Антон Кузнецов, эколог, давно занимающийся сбором и переработкой вторичных отходов. - Термин «захоронение» предусматривает временное размещение отходов. Отходы просто размещаются и гниют. Когда они единой массой являются, трудно отработать грамотно. Для наших будущих поколений это в любом случае проблема».

Чистые руки

Технологическая цепочка бизнеса по управлению отходами включает в себя вывоз мусора, его сортировку и переработку, при этом рентабельность каждого этапа разная.

Самый легкий способ заработать на мусорном бизнесе - заняться его вывозом. Это и самая конкурентная ниша. По большому счету это обычный логистический бизнес, правда, с небольшими нюансами. Не каждый ДЭЗ захочет впускать к себе игрока со стороны. Стандартные условия в Москве описал для Forbes один из участников рынка, пожелавший остаться неизвестным. У муниципалитета нужно купить талоны на вывоз мусора. Город платит 3000 рублей за кубометр вывезенных отходов (Москва, по данным Экологической комиссии московской Думы, производит около 4 млн куб. м мусора в год). Из них около 1500 рублей составляет откат управляющей компании. Полигон принимает муниципальный мусор по 270 рублей за кубометр или по 500-600 рублей - коммерческий. Можно «сдать» и коммерческий мусор по стоимости муниципального, но придется заплатить откат. Если везти дальше от Москвы, то можно найти и дешевле. Всего вокруг Москвы 50 полигонов, и найти подходящий вроде бы не составляет труда. Стандартная рентабельность бизнеса по вывозу мусора составляет около 25%.

Ольга Логинова пришла работать в компанию «МКМ-логистика», занимающуюся вывозом мусора, как раз из логистического бизнеса. По ее словам, чтобы выйти на московский рынок, нужна первоначальная база клиентов, хотя сама компания начинала практически с нуля. Работать с жилым фондом компания отказалась сразу - слишком тяжко биться на конкурсе с МУПами. Ставку сделали на сотрудничество с торговыми и бизнес-центрами. В планах компании строительство мусороперерабатывающего завода, но сначала компания «МКМ-логистика» хочет заработать на вывозе.

«Рынок вывоза мусора очень конкурентный. Он не очень интересен для серьезных игроков, но это идеальный шанс провести пробный заход в город, - говорит Завадников. - Это такой боевой анализ рынка, ты понимаешь, что происходит в вывозе, какая там среда, куда они везут. Потому что вся муниципальная информация наполовину приписана, наполовину некорректная. Вы должны сами понять, какая там норма прибыли и все остальное».

Основные вложения - мусоровозы и контейнеры. В любом городе можно начать бизнес, купив на вторичном рынке КамАЗ стоимостью $20 000, и таких «мусорных бомбил» довольно много в маленьких городах. Транспортный бизнес - низкодоходный, конкурентный и очень клиентоориентированный. Он необходим только в вертикальной цепочке, главное звено которой - свой собственный полигон и мусоросортировочный комплекс. «Вместе с переработкой мы рассчитываем иметь не менее 40% рентабельности», - комментирует Якимчук. Но без хороших отношений с муниципалитетами не обойтись никак. Даже если ты иностранный инвестор.

Об этом говорит и история вхождения на российский рынок финской компании по управлению отходами L&T. Когда компания с мировым оборотом €652 млн пришла в столицу, ей дали от ворот поворот. Как рассказывает директор российской «дочки» L&T Кирилл Дзюба, московские госслужащие не рекомендовали входить в Москву - очень тяжело, объясняли чиновники, поэтому вывозом и утилизацией мусора занимается в основном сам город. В качестве другой площадки для старта финнам в департаменте жилищно-коммунального хозяйства порекомендовали наукоград Дубну в Московской области. В Дубне инвесторы быстро нашли общий язык с властями. Рабочую группу по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта возглавил эколог и сын заместителя главы администрации Дубны Сергея Дзюбы Кирилл. Он же в конце концов возглавил и российское представительство L&T, которое было оформлено как совместное предприятие с миноритарным пакетом у Дзюбы. «Мы тогда были близки к тому, чтобы самим что-то менять, в части города у нас не было контейнеров вообще, а люди с мешками для мусора выходили по графику и закидывали их в машину. Схема была не лучшая: мусоровоз опоздал - и все, мусор остается на улице, его растаскивают бродячие животные», - рассказывает Дзюба-младший. Каждая планерка в администрации начиналась с обсуждения проблемы мусора. В итоге город согласился сдать в аренду полигон, а также отдать частникам весь вывоз мусора. Сейчас L&T в Дубне - монополист. По собственной оценке, компания утилизирует до 90% мусора в городе.

Начав вывозить мусор, компания вложила $3 млн в строительство мусоросортировочного завода. Дзюба с гордостью показывает новый комплекс. Гастарбайтеры в масках сортируют мусор на конвейере. Пластик, пленка, металл, стекло, картон и макулатура - всему отводится свое место, и для каждого вида мусора ищется рынок сбыта. Сергей Дзюба говорит, что планирует строить большой комплекс с более глубокой переработкой продукта, чтобы получать компост и альтернативное топливо. Однако пока это только планы.

Схожая ситуация и у «ЭКО-Системы». Компания построила мусоросортировочный комплекс в Астраханской области, вложив $26 млн. Заключив инвестиционное соглашение с правительством области, договорилась увеличить тариф на вывоз на 50%, сейчас он составляет примерно 60 рублей с человека в месяц. Став монополистом по утилизации мусора, «ЭКО-Система» получает выручку $8,3 млн в год. В ближайшие 8 лет компания намерена создать в четырех южных областях России сеть сортировочных предприятий с центром переработки в Астрахани, где будут делать из вторсырья бумагу, резиновую крошку, пластиковые гранулы, топливные брикеты, стеклопакеты, прессованный лом и удобрения. По словам Якимчука, компания планирует вложить в этот бизнес до $85 млн. Рентабельность бизнеса после возврата инвестиций составит 40–45%. Золотые мусорные горы?


Деньги на помойку

После того как в сентябре 2006 года трагически погиб в авиакатастрофе гендиректор и совладелец угольной компании «Южкузбассуголь» Владимир Лаврик, его доля в компании досталась сыну Георгию. Через полгода на шахте «Ульяновская», входившей в состав «Южкузбассугля», случилась авария, и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев публично потребовал от владельцев продать активы и уйти из компании. Получив при продаже «Евразу» $290 млн, $10 млн Лаврик решил вложить в строительство мусороперерабатывающего завода в Новокузнецке. Завод открылся в самый кризис - в 2008 году.

Сначала местные власти планировали выделять деньги на переработку из бюджета, но вскоре дотации прекратились. Тариф на вывоз сначала вырос втрое, а потом - опять по личному распоряжению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева - снизился до первоначального значения. Завод встал. А Лаврик пытается отбить деньги в традиционной и более понятной сфере - логистике. Он даже намерен создать в мусорной отрасли бренд - грузовики, вывозящие мусор, раскрашены в цвета фирмы, носящей звучное имя «Сороежка». Родитель «Сороежки» Лаврик рассчитывает захватить рынок вывоза мусора Сибири за счет качества обслуживания. Впрочем, по словам главы Ассоциации рециклинга отходов Михаила Малкова, с переработкой дело не заладилось: завод не смог найти рынок сбыта вторсырья по приемлемым ценам, чтобы хотя бы окупать его сбор. Когда расходы на содержание завода превысили доходы, стало проще утилизировать мусор по старинке на полигоне. Руководство завода отказалось отвечать на вопросы Forbes. Примерно та же ситуация в Саратове, где встал недавно построенный завод.

В Дубне мусоросортировочный комплекс работает на грани рентабельности. Отбирая 20–25% мусора, Дзюба зарабатывает не на продаже вторсырья, а в основном на тарифах. Например, если цена на макулатуру на пике два года назад держалась около 6000 рублей за тонну, то в прошлом году она упала до 2500 рублей и до сих пор не поднялась. Притом что цена на новый картон не сильно отличается, контрагенты предпочитают закупать его за границей. Цена на стеклобой и того меньше -1000 рублей за тонну. «Чтобы собрать 10 т, двум работникам нужно работать месяц. А продадим за 10 000 рублей. Посчитайте зарплату и поймете, выгодно ли заниматься продажей вторсырья», - сетует Дзюба.

Даже Якимчук из «ЭКО-Системы» признает, что рентабельность очень сильно зависит от правил игры в конкретном городе. Например, его компании пришлось уйти из Перми, хотя там было подписано соглашение на строительство завода объемом инвестиций 6 млрд рублей. Либеральные правила, которыми вроде бы славится край, сыграли с инвесторами злую шутку. «Оказалось, что в городе работает гигантское количество частных перевозчиков, у которых не то что черная бухгалтерия, у них вообще нет никакой бухгалтерии. А полигон находится в управлении лиц, которые не выполнили условий конкурса». Экс-губернатор Пермского края Олег Чиркунов в разговоре с корреспондентом Forbes объясняет: «Якимчук сам виноват - его самолет слишком поздно прилетел, и конкурс на управление полигоном состоялся без него». По его словам, полигон в итоге достался структурам израильского предпринимателя Льва Леваева.

В Европе размещение на полигоне является самым дорогим способом утилизации мусора из-за экологических требований. В России - самым дешевым. В той же Германии мусоровоз едет сразу на завод по утилизации и стоимость утилизации мусора - от €30 до €100 за тонну мусора. Причем если он приедет на полигон, ему придется заплатить больше. Заводы по утилизации зарабатывают не столько на продаже вторсырья, сколько на тарифе за утилизацию мусора. Благодаря этому они могут не продавать цементным заводам топливо, а сами доплачивать за его сжигание.

«Вся цепочка в России выстроена ровно наоборот. На Западе делают все что угодно, лишь бы никуда не отвезти, а у нас делают все что угодно, лишь бы отвезти», - вздыхает Малков. С ним не согласен Якимчук. «Америка хоронит на полигонах больше 60% отходов. У нас - больше 90%. Это не страшно, просто это надо делать качественно. Не нарушать технологию самого депонирования и по возможности отбирать вторсырье».

Малков уже несколько лет носится с проектом большого комплекса по переработке отходов. Такие комплексы имеют экономический смысл только в городах-миллионниках. Российский аналог европейского мусороперерабатывающего завода позволяет использовать вторично до 90% мусора. Почти весь неотобранный мусор перерабатывается в топливо.

В проекте заложена цена топлива, которая примерно вдвое меньше цены бурого угля, а по теплоотдаче оно стоит между бурым и энергетическим углем. В Европе подобное топливо используется на цементных заводах. В России все цементные заводы работают на дешевом газе, но даже здесь Малков нашел экономию: две тонны топлива по цене 500 рублей за тонну могут заместить 1000 кубов газа, сжигаемых для производства того же объема цемента. Если взять внутреннюю цену газа $260 за 1000 кубов, то альтернативное топливо окажется дешевле примерно в 8 раз.

Малков пришел со своей идеей в Москву, но, как обычно бывает в мусорной теме, споткнулся на столичных властях. Рассказывая об общении с чиновниками на презентации проекта, Малков сжимает кулаки: «Там просто Шариковы сидят. Не понимают, что на этом будут иметь, и посылают нас в область. А из области - обратно в Москву». Москва не готова дать площадку и содействовать проекту. Цена одного комплекса, способного перерабатывать десятую часть столичных отходов, - $200 млн. Столько же ежегодно город платит в качестве дотаций на утилизацию мусора. Основная статья дотаций - убыточные мусоросжигательные заводы, которые сжигают как раз десятую часть всех отходов. Сжечь тонну мусора на них стоит от 5000 до 7000 рублей. Для сравнения: захоронение на том же Тимоховском полигоне обходится дешевле в 10 раз.

Малкову удалось убедить построить такой же завод в новом районе Екатеринбурга «Академический», который собирается возвести компания «Ренова» на кредитные деньги Внешэкономбанка. Виктор Вексельберг получит в проекте 10-процентную долю и обеспечивает административную поддержку. Весь мусор этого огромного района будет сортироваться на отдельном комплексе «Центр восстановления ресурса» стоимостью $200 млн. Окупаемость проекта составит от 9 до 13 лет.

Вексельберг не единственный участник «Золотой сотни» Forbes, заинтересовавшийся новой темой. «Базовый элемент» Олега Дерипаски строит мусороперерабатывающий завод в Сочи стоимостью $90 млн, объект должен быть сдан перед Олимпиадой-2014.

Как рассказывает один из участников рынка, летом прошлого года с презентацией нового мусоросортировочного комплекса к мэру Москвы Сергею Собянину пришел еще один участник списка богатейших, Роман Абрамович. По данным Forbes, компания «МКМ-логистика» связана с миллиардером. Гендиректор Ольга Логинова подтвердила знакомство учредителей компании с Романом Абрамовичем. «Наши учредители знакомы с этим человеком, сама я с ним пока не разговаривала, но встречалась, видела». Представитель Millhouse Group Джон Манн связь Абрамовича с мусоропереработкой опровергает (по данным СПАРК, учредители фирмы - Гамлет Авагумян и Михаил Чигиринский).

Кажется, что российский бизнес, привыкший к быстрым заработкам, должен бежать от мусорной темы как от огня. Однако Якимчука не пугает восьмилетний срок окупаемости его комплекса. «Не убийственная цифра, и частным инвесторам вполне по силам это провернуть», - считает он. Гораздо большее опасение участников рынка вызывает непредсказуемость властей.

Оставит ли правительство «помойную» тему муниципалитетам или отдаст ее предпринимателям? Это вопрос, который волнует всех игроков мусоропереработки. «Надо разобраться, государство и дальше будет пытаться отстаивать интересы чиновников или оно поймет, что все ненужное можно отдать бизнесу? - рассуждает вслух сенатор Завадников. - Оно будет готово нести риски само или готово все-таки с себя их снять? Мне кажется, власть очень скоро поймет, что надо отдать все это частникам». Так решится проблема бизнеса, но не экологии. В стране станет больше качественных полигонов, и в отрасль потянутся деньги, но вкладываться в переработку по-прежнему будет невыгодно.

Морской бой. Бывшие друзья, основатели крупнейшего рыбопромышленного холдинга делят бизнес

Компания Адрес Телефон Реклама
«Вывоз строительного мусора» ул. Краснобогатырская дом 2 8 (495) 518-66-03 Свободно!
«Интер Грин» ул. 1-я ДУБРОВСКАЯ, 13а 8 (495) 775-81-41 Свободно!
«МосЭкоКлиа» пр. Ленинградский, д. 31 7 (499) 174-84-44 Свободно!
«НеМусори» ул. Зеленоградская, д. 14 7 (495) 772 3817 Свободно!
«Магистраль-Транс» ул. Очаковское ш-се д.5А 7(495) 662-95-46 Свободно!
ООО «МСК» ул. Иркутская, 4 7 (495) 729-36-90
«Сервис-плюс» ул. 1-й Войковский пр-д, 16 7 (495) 506-46-78
«Чистый сервис» ул. Иркутская, 11/17 7 (495) 646-05-00
«МЖС Групп» ул. Вавилова, 5б 7 (495) 648-50-19
«ТрансАктив» ул. Горбунова, 2 7 (495) 226-26-63
«СпецСтройМусор» ул. Фестивальная, 53 7 (495) 799-57-24
«Чистый Мегаполис» ул. Балтийская, 14 7 (495) 227-51-40

Вывоз мусора Московская область реализовывает на достойном уровне. Так как при таком плотном уровне населения, а также количестве выбросов вредных веществ в воздух с автомобильными выхлопами, скопление мусора лишь усугубит без того тяжелую ситуацию.
Мусор можно поделить на следующие категории:

Первоначально любые отходы делят за происхождением:

  • Производственные
  • Инертные – древесина, пластик, зола и другие.
  • Токсичные – активные элементы, которые пагубно, а иногда и летально влияют на все живое.
  • Бытовые – как результат людской жизнедеятельности.
  • Строительные – образовавшиеся впоследствии реконструкции жилых домов и других построек.

По классу опасности для экологии:

  • 1й – чрезвычайно опасные (очень высокая степень опасности)
  • 2й – с высокой степенью опасности
  • 3й – умеренно опасные (со средней степенью влияния)
  • 4й –мало опасные (с низкой степенью опасности.)
  • 5й – практически неопасные (не составляют опасности)

По агрегатному состоянию:

  • газообразные
  • жидкие
  • твердые

Элементы ТБО:

  • Бумага – журналы, газеты, упаковки
  • Пластмассы
  • Стекло бой
  • Текстиль
  • Пищевые и растительные отходы
  • Различные металлы
  • Древесина
  • Кожа, резина
  • Кости
  • Пищевые отходы

В некоторых странах на законных основаниях перерабатывают отходы в электроэнергию и используют в быту.

Услуги по вывозу мусора

Вывоз мусора из центра Москвы обеспечивают предприятия, которые занимаются переработкой вторичной сырьевой продукции. В основном все компании предоставляют такие услуги:

  • Прием отходов всех видов и классов.
  • Демонтаж, при потребности резка и вывоз.
  • Переработка.
  • Предоставление помещения для их захоронения.
  • Сезонная уборка снега.
  • Откачка помойных ям.
  • Послеремонтная уборка с последующей вывозкой строительных изделий.
  • Обеспечение контейнерами, а также погрузочной техникой и уборкой – это дополнительный одноразовый сервис.

Ни одна из этих услуг не остается без внимания клиента, и пользуются спросом. А для транспортировки на место сдачи вторсырья используют грузовую технику, при этом все транспортные услуги обеспечивает сам клиент. расположены по всему городу, так, чтобы всем жителям удобно было к ним добраться.

Компании, которые занимаются вывозом мусора

Вывоз мусора Московская область осуществляет стабильно еженедельно и даже ежедневно. В городе это обеспечивает такая компания:

  • , компания, которая специализируется только на утилизации отходов, поэтому выполняет свою работу на высоком уровне и круглосуточно. «Эколайн» вывоз мусора в Москве реализовывает по контракту и единично.

На территории города и области в этой сфере работает еще много подобных организаций, таких как.