Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Программа реформирования бухгалтерского учета в рф. Реформирование бухгалтерского учета в россии

Приведение национальной системы бух.учета в соответствие с МСФО обусловило необходимость реформирования бух.учета в России и создание концепции его развития. С этой целью постановлением Правительства РФ была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности» от 05.03.98 №283.

Реформирование бухучета осуществляется по след. направлениям:

1. Обеспечение законодательного и нормативного регулирования бухучета на уровне Президента и Правительства страны

2. Формирование нормативной базы (положений по бухучету)

3. Методическое обеспечение (разработка инструкций, методических указаний)

4. Кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов по бухгалтерскому учету)

Для реализации обширной программы реформирования бухгалтерского учета, рассчитанной на 5 лет, была разработана концепция бухучета в рыночной экономике. Она основывается как на достижениях отечественной науки и техники, так и на международных принципах бухучета.

В стране была проделана обширная работа по реализации этой программы. В значительной степени урегулирована законодательная база. Основным инструментом реформирования бухучета были приняты МСФО. В бухгалтерской отчетности стала раскрываться информация о событиях после отчетной даты, условных фактах хоз. деят., прекращаемой деят., по сегментам. Крупнейшие юр. лица стали составлять консолидированную отчетность на основе МСФО или других стандартов, признаваемых в международной практике (ГААП). Разработано и введено 20 положений по бухучету отд. объектов, План счетов для коммерческих и некоммерческих организаций.

Концепция развития бухучета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.):

1. Обоснована необходимость дальнейшего развития бухучета и отчетности в связи со след. недостатками:

Отсутствие официального статуса отчетности, составляемой по МСФО, и инфраструктуры применения МСФО.



Высокие затраты, связанные с трансформацией отчетности в консолидированную отчетность в формате МСФО, а также с параллельным ведением бухгалтерского и налогового учета

Слабость аудита бух. отчетности

2. Целью развития бух.учета на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) являлось создание необходимых предпосылок и условий для формирования информации о хозяйственной деятельности организации для заинтересованных пользователей. При этом дальнейшее развитие и совершенствование бух.учета должно базироваться на активном использовании МСФО.

3. Повышение качества информации, формируемой в бухучете.

Вопрос №25.
Многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляет Правительство РФ, а точнее – Министерство финансов РФ. Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразия ведения учета имущества и обязательств, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой всем пользователям бухгалтерской информации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает четыре уровня документов.

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Арбитражный кодекс, Таможенный кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс и др.

2. Национальная система стандартов бухгалтерского учета в виде Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

3. Инструкции и методические указания Министерства финансов РФ, разрабатываемые и вводимые в разрезе отдельных ПБУ.

4. Документы, утверждаемые менеджментом организации, такие как Учетная политика организации, приказы и распоряжения руководителя организации.

Вопрос №26.
Организация бухгалтерского учета на предприятии

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства несет руководитель. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

· учредить бухгалтерскую службу, как отдельное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером

· ввести в штат должность бухгалтера

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту

· вести бухгалтерский учет лично.

Основные функции, выполняемые бухгалтерией:

· учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов)

· учет расчетов по оплате труда

· учет затрат на производство

· учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли, фондов и резервов

· учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, расчетов с поставщиками, прочими кредиторами, расчетов с бюджетом и т.п.)

· составление бухгалтерской отчетности.

Руководитель предприятия формирует учетную политику на основе ПБУ «Учетная политика организации» от 09.12.98г. №64н, введенного в действии с 1 января 1999 г.

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии, то есть осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательством. Например, способ определения момента реализации по оплате или по отгрузке, критерии отнесение материальных ценностей к основным средствам или малоценным и быстроизнашивающимся предметам и т.д.

Вопрос№27.
Учетная политика организации.

Учетная политика – принятая совокупность способов ведения Б/У первичного наблюдения (документация), стоимостного измерения (оценка), текущей группировки (отражение в регистрах) и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Формирование учетной политики подразумевает два аспекта:

1 – организационно-технический (выбор организации б/у)

2 – методический (методика конкретного учета)

II Формирование учетной политики:

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

1 - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2 - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3 - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

4 - способы оценки активов и обязательств;

5 - правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6 - порядок контроля за хозяйственными операциями;

7- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Каждая организация обязана предоставить информацию о способах б/у, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, в пояснительной записке к отчетности.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

IV Раскрытие учетной политики

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

1. Особенности внесения изменений в учетную политику, установленные ПБУ «Учетная политика организации».

Выделают три случая изменения:

1 – изменение законодательства;

2 – разработка организацией новых способов ведения учета;

3 – существенное изменение условий хозяйствования.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

III Изменение учетной политики

10. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

2. Сущность и содержание учетной политики, установленные ПБУ «Учетная политика организации»

· в части формирования учетной политики - на все организации;

· в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Вопрос№28.
Пололжения по бухгалтерскому учету ПБУ

Общие положения:

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

· типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

· упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

· особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

· особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

· особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

· порядка публикации бухгалтерской отчетности.

Структура:

ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» включает следующие разделы:

I. Общие положения

II. Определения

III. Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

VII. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

VIII. Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

IX. Аудит бухгалтерской отчетности

X. Публичность бухгалтерской отчетности

XI. Промежуточная бухгалтерская отчетность

Значение:

Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

Вопрос№29
Положение по БУ «Учетная политика организации».

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 1/2008

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее - организации).
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики - на все организации;
в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Вопрос№30
Положение по БУ «Бухгалтерская отчетность организации».

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.
2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.
3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:
типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
порядка публикации бухгалтерской отчетности.

III. Состав бухгалтерской отчетности
и общие требования к ней

5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.
Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности.
10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Вопрос №31 .
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Переход к рыночной экономике потребовал создания инфраструктуры обеспечивающей условия для её развития, один из элементов инфраструктуры – бухгалтерский учёт.

Для приведения в соответствие с МСФО необходимо реформирования нац системы б/у и создание концепции развития. Концепция – система взаимосвязанных целей и принципов, определяющая природу, функции и границы финансового учета и отчетности, на основе которой возможна разработка стандартов.

Концепция б/у в рыночной экономике направлена на создание системы б/у и контроля в условиях рыночной экономики. Основывается как на достижениях отечественной науки, так и на международных принципах.

Уже многое сделано в соответствии с концепцией. В значительной степени урегулирована законодательная база, в отчетности стала раскрываться инф-я о событиях после отчетн даты, условных фактов хоз деят-сти, прекращаемой деят-сти, по сегментам. Оценка активов рыночными методами, приняты МСФО как инструмент реформирования б/у итд.

Вопрос№ 32.
Концепция развития б/у на среднесрочную перспективу.

Направлена на повышение качества отчетных показателей бух отчётности. Основные направления развития относятся ко всем отраслям и сферам экономики. Поставлены 3 основных вопроса:

1) необходимость дальнейшего развития б/у и отчетности, так как существует ряд недостатков: отсутствие официального статуса отчетности по МСФО и инфраструктуры применения МСФО, формальный подход к категориям и принципам б/у, высокие затраты на трансформацию отчётности по отечественным стандартам в отчетность по МСФО и на параллельное ведение налогового и б/у, слабость системы контроля и др.

2) цель и основные направления дальнейшего развития, цель – создание необходимых предпосылок и условий для выполнения б/у и отчетн их функций в экономике страны. Развитие б/у как части единой системы хоз учета, в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране.

3)повышение качества инф-и, формируемой в б/у, обеспечение относительной независимости учетного процесса от вида формируемой отчетности. Установление принципов и требований к организации бух процесса с учетом требований и принципов в МСФО.

Вопрос№33
Сущность, значение и состав бух отчетности

Б. отчетность – единая система данных об имущественном и фин положении организации и о результатах ее хоз деят-ти, составляемая на основе данных бух учета по установленным формам.

С ее помощью осущ-ся систематическое наблюдение и контроль выполнения конкретных показателей работы и сохранности имущества хозяйствующего субъекта.

Виды БО:

· Индивидуальную - отчетность одного юридического лица

· Сводную – составляется в целом по организации – юридическому лицу, если она имеет филиалы или иные структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс. Составляется путем объединения показателей организации и ее структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами.

· Консолидированную – отчетность группы лиц, основанной на отношениях контроля. (например в предприятиях с «дочерними» фирмами). Отличительная особенность – применение специальных учетных процедур, в то время, как сводная отчетность составляется, как правило, путем простого суммирования показателей.

Вопрос№35
Порядок составления Отчета о прибылях и убытках.

В этом отчете содержится информация, раскрывающая формирование финансовых результатов работы организации. Совокупный финансовый результат (прибыль или убыток) включает:

Прибыль и убытки от продажи продукции (работ, услуг) (раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»), следующие показатели: выручка от продажи товаров, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и т.д.), с/с проданных т., р., у., валовая прибыль (разница между выручкой (нетто) и с/с, коммерческие расходы (расходы, связанные со сбытом продукции, учитываются на 44 счете), управленческие расходы. Прибыль (убыток) от продаж = выручка (нетто) от продаж – фактическая с/с (затраты на пр-во продукции+коммерческие+управленческие)

Прочие доходы и расходы: доходы и расходы от фин. операций в части сумм, причитающихся к получению по облигациям, депозитам по гос. цен. бумагам, доходы от участия в УК др. организаций, проценты по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (показатели «Проценты к получению», «Проценты к уплате», «Доходы от участия в других организация»); по другим хоз. операциям (показатели «Прочие доходы», «Прочие расходы»): прибыль от совместной деятельности, поступления/расходы от сдачи имущества в аренду, от продажи, выбытия и прочего списания ОС и иных активов и т.д.; Внереализационные доходы и расходы : штрафы, пени, неустойки полученные и уплаченные за нарушение договорных обязательств, стоимость полученных/переданных активов безвозмездно по договору дарения, прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году, страховые возмещения и т.д.

Показатель «Прибыль (убыток) до н/о» = алгебраическая сумма прибыли (убытка) от продаж и группы прочих доходов и расходов.

Отложенные налоговые активы = дебетовый – кредитовый оборот за отчетный период

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (конечный финансовый результат деятельности комапнии) = прибыль (убыток) до н/о +отложенные налоговые активы и обязательства – текущий налог на прибыль.

Справочно (справочный раздел) в отчете приводятся данные о постоянных налоговых обязательствах (активов), а также о базовой и разводненной прибыли (убытке) на акцию.

В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Все данные приводятся в сравнении с предыдущим годом (позволяет анализировать в динамике).

Переход экономики России к рыночным отношениям поставил перед бухгалтерским учетом совершенно новые цели. Существовавшая ранее в условиях планируемой командной экономики система бухгалтерского учета, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов. Финансовое положение и финансовые результаты деятельности рассматривались во вторую очередь или не рассматривались вообще.

Появившиеся в результате экономических преобразований “изменения системы общественных отношений, а так же гражданско-правовой среды” привели к “необходимости адекватной трансформации бухгалтерского учета” в России, “в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)”, для обеспечения прозрачности, понятности и достоверности финансовой отчетности компаний квалифицированным пользователям.

Цель работы заключается в изучении роли Института Профессиональных бухгалтеров в реформировании бухгалтерского учета в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты стандартизации бухгалтерского учета

2. Рассмотреть сущность института профессиональных бухгалтеров, его цели и задачи

3. Оценить роль ИПБ в реформировании бухгалтерского учета


В марте 1998 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о реформировании бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Направленность бухгалтерского учета в этой области обусловлена тем, что Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) отражают особенности рыночной экономики, международно признаны, характеризуются относительно меньшей сложностью по сравнению с национальными стандартами отдельных стран (а значит, и меньшими затратами на внедрение).

Изначально было понятно, что механическое перенесение требований МСФО на российскую почву нецелесообразно в силу существования национальных традиций бухгалтерского учета, особенностей хозяйственно-правовой и налоговой системы России. Адаптация российского бухгалтерского учета к новым условиям должна осуществляться постепенно. На это потребуется не один -два года, а более продолжительный период, необходимый для разработки новой нормативной базы учета и переобучения бухгалтерских кадров.

Система бухгалтерского учета, созданная в условиях централизованно планируемой экономики, базировалась на общественной собственности и зависела от потребностей государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств - планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределили необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Новая система бухгалтерского учета и разрабатываемые новые правила и нормы его постановки ведения, равно как и контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации, создают элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающие благоприятный климат для частного инвестирования.

Цель реформирования бухгалтерского учета - формирование адекватной новому типу хозяйственных отношений в российской экономике системы бухгалтерского учета, приближенной к международным стандартам учета и отчетности.

Задачи реформирования системы бухгалтерского учета:

1) создание условий для формирования хозяйствующими субъектами достоверной и полезной информации об их финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении;

2) обеспечение прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия управленческих решений широким кругом заинтересованных пользователей;

3) обеспечение увязки реформирования российского бухгалтерского учета с основными тенденциями гармонизации учета и отчетности на международном уровне;

4) помощь организациям в методическом понимании и внедрении систем финансового и управленческого учета.

В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании данных о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации (в дальнейшем - информация), полезных широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Информация, сформированная в соответствии с этой целью, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.

При формировании информации в бухгалтерском учете соблюдаются интересы внешних пользователей: организуется так называемый финансовый учет внутренних пользователей - ведется управленческий учет и действует налоговая система (составляется налоговый учет и отчетность). Интересы налоговой системы рассматриваются как одни из многих, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении таких интересов задача бухгалтерского учета ограничивается лишь подготовкой данных, на основе которых и из которых можно сформировать показатели, необходимые для налогообложения, и вести налоговый учет.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании данных, полезных руководству для принятия управленческих решений. Информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, изменениях в ее финансовом положении.

Когда речь идет об ориентации на МСФО, имеется в виду, что изначально они не предназначены для регулирования учета и отчетности в отдельных странах. Цель их разработки - гармонизация национальных систем учета и отчетности в направлении повышения потребительских качеств бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов, в первую очередь международных корпораций.

Исходя из этого МСФО в России целесообразно использовать:

1) при создании концептуальных основ бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями;

2) в процессе разработки национальных стандартов (положений. по бухгалтерскому учету - ПБУ) в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия принятой международной практике. Данный подход используется большинством экономически развитых стран;

3) в крупнейших организациях и холдингах, заинтересованных в иностранных инвесторах и кредиторах, имеющих широкие коммерческие интересы в других странах.

Переход к использованию МСФО может быть только постепенным, целенаправленным. Невозможность перехода на Международные стандарты в один день (и даже за один год) обусловлена необходимостью широкого круга мероприятий, делающих этот процесс реальным. В частности, требуется корректировка законодательства, прежде всего гражданского и налогового, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета. Органы, регулирующие учет, с участием профессиональных организаций должны издать детальные инструкции по внедрению и применению новых национальных стандартов. Налоговым органам необходимо пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, серьезно изменить налоговые правила. Применение какого-либо международно признанного решения возможно лишь в том случае, когда это решение соответствует реальной российской модели рыночной экономики. Иными словами, при использовании МСФО для создания национальной системы регулирования учета международный опыт должен быть адаптирован к конкретной социально-экономической среде.

В связи с этим в результате реформирования в бухгалтерском учете должны быть решены следующие вопросы:

Переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;

Регулирование главным образом вопросов финансового, а не управленческого учета;

Органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти и профессиональных рекомендаций;

Взвешенное использование МСФО в национальном регулировании.

Современное институциональное построение системы регулирования бухгалтерского учета предполагает разумное сочетание государственного и профессионального (общественного) регулирования. По мере становления профессии бухгалтера и превращения ее в действенный фактор экономического развития роль и степень участия профессиональных организаций, в частности Института профессиональных бухгалтеров в хозяйственной жизни возрастает.

2. Институт Профессиональных бухгалтеров, его статус, назначение и взаимосвязь с реформированием бухгалтерского учета

В апреле 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) – некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает Минфин РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. В ноябре 2001 года ИПБ России стал действительным членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Основными целями и задачами ИПБ являются:

· объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;

· организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

· разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;

· создание системы оперативного информирования Членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;

· совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п.;

внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В результате реформирования бухгалтерского учета бухгалтер Должен превратиться из счетовода, фиксирующего события хозяйственной жизни и осуществляющего их последующий анализ, в экономиста высокого класса, способного не только понять и оценить любое явление хозяйственной жизни, но и предусмотреть его, спрогнозировать пути развития событий. Важнейшей предпосылкой такого изменения является структурирование и оформление бухгалтерской профессии. Это предполагает, в частности, создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений; формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов; присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.); разработку и широкое общественное признание норм профессиональных организаций общественного контроля за профессиональной деятельностью.

Реализация данного направления заставит представителей бухгалтерской профессии переосмыслить свою роль и место в управленческой структуре, а общество в целом - осознать значение бухгалтерской профессии, что необходимо для устойчивого развития экономики. При этом возрастает роль Института профессиональных бухгалтеров как профессиональных организаций в развитии методического обеспечения бухгалтерского учета и становлении бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).

Реализация задачи формирования у бухгалтерских кадров уровня квалификации, соответствующего потребностям рыночной экономики, предполагает перестройку системы бухгалтерского образования.

В этом направлении должны предусматриваться:

1) расширение и улучшение качества подготовки кадров в вузах, техникумах, учебных центрах, где обеспечиваются долгосрочные программы;

2) создание особой системы ускоренного профессионального образования с привлечением всех возможных структур, обеспечивающей краткосрочные программы подготовки и переподготовки кадров.

Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров в Институте профессиональных бухгалтеров содержит следующие квалификационные характеристики по четырем уровням образования.

Первый уровень - подготовка бухгалтеров-счетоводов (младших бухгалтеров). Учебный план этого уровня должен позволить готовить не только клерков-счетоводов, но и бухгалтеров для предприятий малого бизнеса.

Второй уровень - подготовка бухгалтеров-техников, способных выполнять обязанности бухгалтера и старшего бухгалтера на средних и крупных предприятиях (в коммерческих организациях). Учебные дисциплины и программы для них должны составлять ядро профессиональной подготовки выпускников техникумов.

Третий уровень - подготовка бухгалтеров-экономистов. Учебный план данного уровня должен обеспечить подготовку главных бухгалтеров и их заместителей для средних и крупных коммерческих организаций, экономистов по хозяйственному учету и анализу хозяйственной деятельности, внутренних аудиторов. Учебные дисциплины и программы для них должны составлять ядро профессиональной подготовки выпускников вузов - бакалавров и дипломированных специалистов. В соответствии с международными стандартами бухгалтерского образования высшее образование является предквалификационным профессиональным образованием.

Четвертый уровень - подготовка профессиональных (дипломированных, аттестованных) бухгалтеров по трем направлениям:

1) главных бухгалтеров (директоров бухгалтерии), бухгалтеров-экспертов (консультантов);

2) финансовых менеджеров (управляющих - директоров финансовых департаментов), финансовых экспертов (консультантов);

3) аудиторов (специалистов внешнего аудита).

Институтом профессиональных бухгалтеров с участием специалистов Минфина были разработаны Положение об аттестации профессионального бухгалтера и Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, одобренные Межведомственной комиссией по реформирования бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится Институтом профессиональных бухгалтеров с 1996 г., и по состоянию на 2003 г. её прошли свыше 140 тысяч бухгалтеров. Целью указанных документов является подтверждение бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, как это принято в большинстве развитых стран – в качестве примера можно привести известные международные сертификаты Certified Public Accountant (CPA) в США и The Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) в Великобритании. Также Институтом разработан Кодекс профессиональной этики профессионального бухгалтера.

В области повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета разработан новый стандарт высшего образования, приняты программы обучения и переподготовки, повышения квалификации, изданы новые учебники и учебные пособия по МСФО, организовано около 400 учебно-методических центров, занимающихся обучением бухгалтерских кадров только в системе Института профессиональных бухгалтеров России.

Таким образом, в направлении кадрового обеспечения реформы достигнуты определённые успехи. В то же время следует отметить, что наблюдается значительное отставание в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров. Как правило, бухгалтеры-практики плохо представляют себе суть происходящих изменений. Это означает, что существует необходимость активнее вовлекать широкие круги бухгалтеров в обсуждение разрабатываемых документов, а также оказывать содействие при отстаивании своих профессиональных интересов.


Заключение

В апреле 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) – некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает Минфин РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.

Институтом профессиональных бухгалтеров с участием специалистов Минфина были разработаны Положение об аттестации профессионального бухгалтера и Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, одобренные Межведомственной комиссией по реформирования бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится Институтом профессиональных бухгалтеров с 1996 г., и по состоянию на 2003 г. её прошли свыше 140 тысяч бухгалтеров. Целью указанных документов является подтверждение бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, как это принято в большинстве развитых стран – в качестве примера можно привести известные международные сертификаты Certified Public Accountant (CPA) в США и The Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) в Великобритании. Также Институтом разработан Кодекс профессиональной этики профессионального бухгалтера.

Список литературы

1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. –М.: ПРИОР. 2002. –672 с.

2. Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003.

3. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. / Камышанов П.И., Камышанов А.П. и Камышанонов Л.И. – 5 издание; переработанное идополненное. –М.: Элиста: АПП «Джангар», 2003. –600 с.

4. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Г.Н. Бабченко., -М.: Финансы и статистика. 2004. –720 с.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. –4 издание; дополненное и переработанное. –М.: ИНФРА. –М. 2002.

6. Малахова З.Г. Основы бухгалтерского учета. М.: РАП, 2004.

7. Мураховская И. С.Бухгалтерский учет и отчетность. Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2003 г.- 278 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Реформирование российской системы бухгалтерского учета и отчетности осуществляется с 1992 г. на основании Государственной программы перехода Российской Федерации на признанную в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 г. № 3708-1. В тот период вопрос о переходе отечественной системы учета и отчетности наМСФО не стоял на повестке дня.

Основной задачей перестройки бухгалтерского и банковского учета в начале 90-х годов прошлого столетия были провозглашены разработка и внедрение в практику предприятий специального Плана счетов, который позволил:

    давать обобщающую характеристику наличия и движения основных и оборотных средств, материальных активов, долгосрочных вложений, фондов и резервов предприятия;

    собирать в обобщенном виде информацию о затратах предприятия, связанных с осуществлением уставной деятельности и социально-бытовом обслуживании работников;

    отражать наличие и движение денежных средств в национальной и Иностранной валюте, находящихся на расчетных, валютных и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, в ценных бумагах;

    обобщать информацию о формировании и использовании финансовых результатов деятельности предприятия и состоянии средств, полученных извне на финансирование хозяйственной деятельности (кредиты байка, иные средства финансирования целевых мероприятий) и др.

План счетов бухгалтерского учета был разработан при участии группы экспертов Министерства финансов СССР и Центра ООН по транснациональным компаниям и утвержден Приказом Минфина СССР № 56 от 1 ноября 1991 г. (План счетов и Инструкция по его применению были введены в действие с 1 января 1992 г.). Данный План счетов и Положение о бухгалтерской отчетности, введенное также в 1992 г., подразумевали, что учет капитала осуществляется в организациях, обособленных в имущественном и организационном отношении от других организаций и их собственников. При этом предполагалось, что учет ведется на предприятии, которое не предполагает прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Таким образом, были законодательно реализованы, основные принципы обособленности, непрерывности деятельности предприятия и непротиворечивости, принятые в международной практике.

В качестве ориентира для реформирования российской системы учета предпочтение изначально отдавалось американской системе СААР. Оптимальной основой для реформирования были признаны МСФО, основанные на тех же концептуальных принципах, что и СААР, но являющиеся менее детальными и более дешевыми для внедрения. В силу определенной ориентации российского законодательства о финансовой отчетности на европейское хозяйственное право (прежде всего немецкое и французское) Россия сделала выбор в пользу МСФО.

С 1993 г. баланс, а с 1996 г. все отчеты стали составляться в нетто-показателях, как это принято международными стандартами. Приказом Минфина № 100 от 28 июля 1994 было утверждено первое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94) (Утратило силу ). С его принятием значительно расширилось применение международные» принципов в российском учете, в частности, последовательность применения учетной политики, полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности, требование осмотрительности, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность бухгалтерского учета.

В 1994 г. руководящим органом (бюро) Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине РФ была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета. В соответствии с этой программой переход на меж родные стандарты планировалось осуществить поэтапно 2000 г. по четырем основным направлениям:

1. Приведение концепции бухгалтерского учета в соответствии с новыми экономическими условиями, формирование правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами:

    создание методик учета новых объектов деятельности, новых субъектов, формирование и нормативное закрепление основных концепций учета в рыночной экономике, а также основ публичной отчетности, разделение бухгалтерского и налогового учета;

    разработка и принятие Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике;

    определение допустимых отступлений от МСФО;

    изменение понимания роли аудитора;

    формирование новой нормативно-правовой базы.

2. Реорганизация системы нормативного регулирования:

    определение общей структуры системы нормативного регулирования, оптимальной схемы сочетания государственного регулирования и деятельности профессиональных кругов, наиболее приемлемой формы регулирования, создание законодательных основ бухгалтерского учета;

    формирование органов регулирования бухгалтерского учета, создание системы общественно-государственного контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета.

3. Формирование бухгалтерской профессии:

    создание простейших объединений бухгалтеров и аудиторов, введение профессиональной аттестации, формирование общих представлений о профессиональной этике, установление контактов с соответствующими иностранными международными организациями;

    формирование институтов профессиональных бухгалтеров и профессиональных аудиторов, включение их в пересмотр системы профессиональной аттестации; вступление национальных профессиональных институтов в международные организации.

4.Реорганизация системы подготовки кадров:

    обновление учебных программ подготовки специалистов бухгалтерской профессии, создание сети повышения квалификации кадров;

    организация системы профессиональной аттестации, введение учебных дисциплин, формирующих у пользователей потребность в информации бухгалтерской отчетности;

Международное признание российской системы профессиональной аттестации.

21 ноября 1996 г. был принят основной нормативный акт по бухгалтерскому учету - Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В соответствии с п. 1 ст. 5 общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возлагалось на Правительство РФ. Закон установил трехуровневую систему регулирования бухгалтерского учета:

    план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению;

    положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления отчетности;

    другие нормативные акты и методические указания по вопросам учета.

Приказом Минфина №10 от 12 февраля 1996 г. был утвержден еще один важнейший нормативный акт в области реформирования бухучета - положение по бухучету «Бухгалтерская отчетность предприятий» (ПБУ 4/96).

Другим документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учета, является Концепция бухгалтерской учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В ней сформулировано мнение специалистов по следующим вопросам:

    цель бухгалтерского учета;

    основы организации бухгалтерского учета;

    состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей;

    критерии признания активов; обязательств, доходов, расходов и их оценка.

Постановлениями Правительства РФ от 21 июля 1997 № 910 и от 6 марта 1098 г. № 283 образована Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета финансовой отчетности и утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Основными целями деятельности Межведомственной комиссии являются:

    совершенствование бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

    приведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствие с МСФО;

    координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реформированию российского бухгалтерского учета.

Цель реформирования - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.

В программе реформирования выдвинуты задачи преобразования системы учета:

    формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих необходимой информацией инвесторов;

    увязка реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

    оказание методической помощи организациям в изучении и внедрении инновационной модели бухгалтерского учета.

Предусматривалось проведение реформы по следующим основным направлениям:

    совершенствование нормативного правового регулирования;

    формирование нормативной базы (стандарты);

    методическое обеспечение (инструкции, методические указания);

    кадровое обеспечение (подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

    международное сотрудничество.

Целью нормативного регулирования бухгалтерского учета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности организации.

В процессе реформы предполагалось следующее:

    переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;

    регулирование финансового учета;

    сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;

    использование в национальном регулировании международных стандартов.

1 июля 2004 г. Приказом Министра финансов РФ № 180 была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу. Эта концепция разработана по решению Правительства РФ и направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и на обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации, в частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческого персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности предполагается осуществлять по следующим основным направл ениям :

    повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

    создание инфраструктуры применения МСФО;

    изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

    усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

    существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет предполагается развивать как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Реализация Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу должна осуществляться по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчётности.

На период 2004-2010 гг. запланированы следующие этапы реализации Концепции.

2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов 7 , кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международного признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского чета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правилналогового учета с правилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих: субъектов, включая общественно значимые, ценные бума которых обращаются на фондовых рынках других стран которые составляют такую отчетность по иным международным признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспеченияхозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.

Реформа российского учета - процесс достаточно сложный и длительный. Определить срок ее окончания практически невозможно, так как процесс совершенствования «окончить» нельзя. Несомненно, к 2010 г. появится целый комплекс новых проблем, требующих своего скорейшего разрешения, тем не менее представляется возможным сделать вывод о том, что большая часть работы уже выполнена. МСФО уже вошли в практику учета, и в сознание профессиональных бухгалтеров. А это означает, что можно уже говорить не просто реформе, а о дальнейшем развитии и совершенствовании учет в России.

В марте 1998 г. Правительством Российской Федерации была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Целью этой Программы является приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. 2000 г. стал последним годом в выполнении этой Программы.

Основные цели и задачи реформы охватывали:

    формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

    увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

    оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В соответствии с принятой Программой для достижения поставленных целей было предусмотрено проведение трех блоков мероприятий: обновление нормативной базы бухгалтерского учета; становление бухгалтерской профессии; повышение квалификации бухгалтерских кадров.

В конце 2000 г. Минфин России утвердил новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, а Минюст России принял решение квалифицировать этот документ как не требующий государственной регистрации. В связи с этим для многих организаций появилась возможность применять новый План счетов бухгалтерского учета с 1 января 2001 г. Для большинства организаций переход на новый План счетов состоиялся 1 января 2002 г.

Подготовлена и внесена на рассмотрение в Правительство Российской Федерации новая редакция Федерального закона "О бухгалтерском учете". Изменения, внесенные в проект Федерального закона, согласуются с новациями, вытекающими из положений по бухгалтерскому учету (отдельные правила, терминология и др.). При этом в новую редакцию включены два важных дополнения. Первое связано с введением нормы обязательности составления сводной бухгалтерской отчетности группами взаимосвязанных организаций, образованных на добровольных началах. Несмотря на указания Минфина России (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности), многие группы взаимосвязанных организаций не составляют указанной отчетности, сужая базу информации, необходимой для успешного управления такой группой.

Второе дополнение вытекает из Плана мероприятий по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности в части, касающейся проведения аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров и бухгалтеров-экспертов). Варианты формирования бухгалтерской отчетности

В ходе выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности были определены три группы организаций, по-разному формирующих бухгалтерскую отчетность в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Приказом N 4н предусмотрено три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности (упрощенный, стандартный и множественный). Кроме того, имеется четвертый вариант формирования бухгалтерской отчетности - когда организация составляет отчетность в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и не формирует ее параллельно по российским правилам. Необходимость выделения указанных групп связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от стоящих перед ними задач в разной степени детализации должны решать проблему прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации.

Организации первой группы применяют международные стандарты финансовой отчетности. Функционирование этих организаций характеризуется необходимостью привлечения капитала (включая иностранный) для дальнейшего развития производства, инфраструктуры и т.п. В первую группу входят открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке.

Во вторую группу входят организации, формирующие бухгалтерскую отчетность по множественному варианту. К ним относятся оставшиеся открытые акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные унитарные предприятия, организации, представляющие эту группу, могут в дальнейшем перейти в первую группу.

К третьей группе относятся остальные организации (закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций), которые составляют бухгалтерскую отчетность по стандартному варианту.

Четвертая группа объединяет субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации, составляющие отчетность по упрощенному варианту.

Кроме того, возникает задача установить определенную этапность в достижении поставленных целей. Например, разрешить для первой группы организаций составлять бухгалтерскую отчетность исключительно по международным стандартам финансовой отчетности с 2002 г. или 2003 г., а требовать обязательность такого составления - лишь с отчета за 2005 г. При этом необходимы разработка МНС России для составления налоговой отчетности определенных "мостиков" (корректировок), а также высокая финансовая составляющая для формирования итоговой информации в полном соответствии с МСФО.

Для представителей второй и третьей групп важно научиться пользоваться утвержденными российскими правилами при формировании и составлении бухгалтерской отчетности. Раскрывая информацию в отчетности, следует учитывать, что будет происходить постоянное совершенствование ранее принятых и утверждение новых положений но бухгалтерскому учету.

С основными направлениями совершенствования нормативной базы напрямую увязана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 г. (опубликована в профессиональной печати). В этой Концепции на основе проведенного скрупулезного анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтерского учета сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета на ближайшие 10-15 лет. К сожалению, этот документ незнаком большинству бухгалтеров и даже профессиональным комментаторам выходящих нормативных документов.

В этой связи, по нашему мнению, следует напомнить, что Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:

 обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;

 служить фундаментом для поэтапной разработки новых и пересмотра действующих актов по бухгалтерскому учету;

 быть основой принятия решения по вопросам, еще не урегулиурегулированным нормативными актами;

 помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.